Повторение фонетики слог и ударение 4 класс школа 2100 презентация – Презентация к уроку русского языка в 4 классе ОС «Школа 2100». Фонетика. Слог и ударение (урок 4)
Тест по русскому языку (4 класс) на тему: Тест. Повторение изученного. Звуки и буквы. Слог, ударение. 4 класс
Повторение изученного.
Звуки и буквы.
Слог, ударение.
Вариант 1.
А 1. В каком слове букв больше, чем звуков?
- язык
- город
- морковь
- арбуз
А 2. В каком слове последний согласный твёрдый и глухой?
- трон
- плов
- ключ
- май
А 3. В каком слове все согласные звуки мягкие?
- ученик
- лень
- река
- плюс
А 4. Укажи неверное суждение.
- Гласный звук состоит только из голоса.
- Гласный звук образует слог.
- При произношении гласного звука воздух свободно проходит через рот.
- Гласный звук мы видим и читаем.
В 1. В каких словах произносится гласный звук [a]?
- приятель
- новая
- думает
- земля
В 2. В каком слове неверно выделен ударный гласный звук?
- алфавИт
- докумЕнт
- красИвее
- позвОнишь
В 3. Значение каких слов зависит от места ударения?
- улица
- гвоздики
- замок
- солнце
В 4. Укажи вариант, где во всех словах звуков больше, чем букв.
- комар, стрела, обезьяна
- дверь, радость, лагерь
- яблоко, ёжик, проезд
- олень, счастье, листья
С 1. Найди «лишнее» слово в каждой строке и запиши эти слова правильно.
- мал…чик, стул…чик, боч…ка
- оп…ть, ч…йка, пл…ска
- рыж…к, пальц…, с…рник
- ж…к, щ…ка, л…стра
___________________________________________________________________________
С 2. Какие новые слова получатся, если звуки данных слов произнести в обратном порядке: ЛЁН, ТОК, ЛЕЙ, ЛЮК? Запиши эти слова через запятую.
____________________________________________________________________________
Вариант 2.
А 1. В каком слове букв больше, чем звуков?
- один
- енот
- поле
- память
А 2. В каком слове первый звук – мягкий звонкий согласный?
- лес
- звезда
- крот
- хлеб
А 3. В каком слове все согласные звуки мягкие?
- полюс
- тетрадь
- осень
- поле
А 4. Укажи неверное суждение.
- Согласный звук может состоять только из шума.
- Согласный звук образует слог вместе с гласным.
- Согласный звук мы пишем и видим.
- При произношении согласного звука воздух встречает преграду во рту.
В 1. В каких словах произносится гласный звук [о]?
- небо
- лёд
- копает
- ёж
В 2. В каком слове неверно выделен ударный гласный звук?
- звонИм
- красивЕе
- алфавИт
- докумЕнт
В 3. Значение каких слов зависит от места ударения?
- стрелки
- дорога
- тетрадь
- время
В 4. Укажи вариант, где во всех словах звуков меньше, чем букв.
- яблоко, ёжик, проезд
- комар, стрела, обезьяна
- олень, счастье, листья
- дверь, радость, лагерь
С 1. Найди «лишнее» слово в каждой строке и запиши эти слова правильно.
- ш…пы, гостинц…, кр…жовник
- ш…руп, с…рприз, ч…вство
- пощ…да, т…жесть, сл…коть
- ступен…кА, кол…цо, поч…та
_____________________________________________________________________________
С 2. Какие новые слова получатся, если звуки данных слов произнести в обратном порядке: КРАБ, ЛЁД, ЯР, ТОЛ? Запиши эти слова через запятую.
_____________________________________________________________________________
nsportal.ru
Урок с презентацией по русскому языку по теме «Фонетика. Слог. Ударение»
Цели:
Повторить знания о слоге как части слова, дать понятие об открытом и закрытом слоге; обучать делению слов на слоги.
Закрепить понятие “ударный” и “безударный” слог, “ударный” и “безударный” гласный. Дать понятие о подвижности и разноместности ударения, о значимости гласных в русском языке.
Развивать навыки правильного переноса слов, навыки самооценки.
Развивать навыки и умения в определении места ударения в слове, в правописании безударных гласных в корне слова.
Воспитывать любовь к окружающему миру, к природе.
Ход урока
I. Оргмомент
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вера Николаевна. Я рада приветствовать вас на нашем уроке русского языка. Я рада видеть улыбки на ваших лицах, заинтересованные глаза, нетерпеливые взгляды. Что же сегодня будет на уроке? Давайте попробуем вместе определить, чем мы сегодня займёмся.
Вот совсем простая тема:
Фоне — — это звук (фонема).
А теперь ответьте — ка,
Что это » Фонетика «? (слайд 1)
— С этим разделом науки о языке вы познакомились.
— Что изучает этот раздел?
— На какие две группы делятся все звуки речи?
— Чем отличаются буквы от звуков?
II. Актуализация опорных знаний
1. На доске предложения с пропущенными гласными:
Л. . б. . п. . тн. . й сл. . н. . н. . к спр. . с. . л, чт. . . . ст кр. . к. . д. . л з. . . . б. . д. . м. Кр. . к. . д. . л схв. . т. . л сл. . н. . нк. . з. . н. . с.
Прочитать два предложения, в которых пропущены все гласные.
Вспомнили из какой сказки?
Трудно было прочитать? Почему?
Какова роль гласных в нашей речи?
Вывод:
а) Гласные помогают говорить, понимать друг друга и даже петь, а что же ещё могут гласные?
(гласные образуют слог)
III. Мотивация учебной деятельности
Наша с вами задача сегодня и выяснить это (слайд 2, 3)
Я делю слова на слоги —
Очень требованья строги!
Что ни гласная, то слог —
Вот такой, друзья, итог. . .
Гласных две — и слога тоже
(Жить без гласной слог не может!),
А двум гласным в слоге тесно,
Это всем давно известно!
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1) НАБЛЮДЕНИЕ: Если мы при произношении какого — либо слова выдыхаем воздух несколько раз, то оно разобьется на столько частей, сколько было выдохов. Выдохи можно ощущать на руке, если мы, произнося слово, руку поднесем близко к губам.
А ещё поставьте ладошку под подбородок и проговорите слово. Сколько раз ваша ладошка будет опускаться вниз, столько слогов в слове.
( Опыт: произносим слова рыбаки, трава. Учащиеся подносят ладони к губам и, произнося эти слова, убеждаются, что на каждую часть слова приходится отдельный толчок воздуха. Этот толчок всегда приходится на гласный звук, обозначая таким образом слог).
Сообщаю, что слова по числу слогов бывают односложные, двусложные и многосложные (слайд 4).
Задание классу:
1) придумать слова односложные, двусложные;
2) СКАЗАТЬ, КАК МОЖНО БЫСТРО ПОДСЧИТАТЬ СКОЛЬКО В СЛОВЕ СЛОГОВ?
/Сколько гласных звуков, столько слогов/.
Следовательно, какой звук обязательно должен быть в каждом слове? /Гласный звук/.
— Сколько слогов в словах де — по, стул, сад, ю — но — ша, бе — ре — жёт, со —
рев — но — ва — ни — е? (слайд 5)
3) ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ
— Сколько слогов в словах де — по, стул, сад, ю — но — ша, бе — ре — жёт, со —
рев — но — ва — ни — е? (слайд 5)
— Запищите слова, разделив их на слоги. Определите вид слогов (дифференцированное задание – по цвету)
слоги открытые и закрытые (задание на опережение), ударные, безударные
4) — Гласные – добрые “волшебники” для согласных, но сами они очень опасны.
— Из — за гласных в слабой позиции часто делаем ошибки. Почему?
— Потому что в слове у гласных есть только одна сильная позиция – под
5) УДАРЕНИЕ (слайд 6)
6) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (расставить ударение в словах) (слайд 7, проверка 8)
Оценивание (слайд 9) За каждое слово, в котором правильно поставлено ударение, поставить себе 0, 5 балла. Что получилось?
7) ЗАДАНИЕ (слайд 10) Словарная работа
зимний
зима
зимовка (л. знач)
озимь (л. знач)
— что это за слова (однокоренные).
Дифференцированное задание (опять цветовая гамма. Ребята, каждый, рассчитав свои силы, выбирает себе задания и выполняет их).
— разбор по составу,
— расставить ударения.
— разделить на слоги
— Куда, на какие части слова падает ударение в однокоренных словах? (На корень, окончание, приставку, суффикс) (слайд 11)(лекс. знач. 12)
Вывод: Ударение подвижное. Благодаря этому мы и можем проверять безударные гласные. (Повторяется правило о правописании безударных гласных №1) Назовите слово, которое является проверочным для всех остальных (ЗИМНИЙ)
Весь материал — смотрите архив.
videouroki.net
Конспект урока по русскому языку Урок 2. ПОВТОРЯЕМ ФОНЕТИКУ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (4 класс)
Урок 2
Повторяем фонетику и словообраЗование
Цель: повторить знания и умения разбора слов по составу, фонетического разбора слов.
Ход урока
I. Чистописание.
Добро хорошо тогда, когда это истинное добро.
(Древний Египет.)
II. Повторение изученного.
1. Вопросы по теме «Фонетика».
– Что изучает фонетика?
– Сколько в русском языке гласных звуков? А букв?
– На какие группы делятся согласные звуки?
– Что такое транскрипция слова?
2. Запись на доске:
Дочь, елка, ночью, герой, опять, моя, знаю, рыбка, поет, юла, солнце, свистнул, пьет, съел, лень, стулья, вестник.
3. Работа по вариантам (у доски – трое учащихся).
– Запишите слова, в которых:
I вариант – букв больше, чем звуков;
II вариант – одинаковое количество букв и звуков;
III вариант – звуков больше, чем букв.
Последующая проверка.4. Запишите транскрипцию слов:
рыбка, стулья – двое учащихся у доски.
– Проверьте работы своих товарищей у доски.
5. Работа по учебнику: упражнение 2, с. 5–6.
Упражнение 3, с. 6 – слово по выбору.
6. Вопросы по теме «Словообразование».
– Что изучает раздел «Словообразование»?
– Какая часть слова изменяет его форму?
– Какая часть слова образует новые слова?
– Что называется основой слова?
– Без какой части слово не может существовать?
7. Работа в парах. Упражнение 4, с. 6.
– Разберите любое из слов по составу.
8. Выполнение упражнения 5, с. 6.
– Прочитайте текст. Найдите и выпишите однокоренные слова. У имен прилагательных отметьте основу и окончание.
III. Итог урока.
– О каких разделах русского языка говорили мы сегодня на уроке?
Домашнее задание: упр. 5, с. 6 – остальные задания к тексту.
infourok.ru
Слог, ударение (презентация к уроку №6)
Слог и ударение
Урок № 6.
Презентацию подготовила учитель
МБОУ СОШ №276 г.Гаджиево
Романова Лариса Викторовна
Обучение грамоте
Добавь слово, составь схему
Есть сладкое слово
Добавь слово, составь схему
Есть быстрое слово
Добавь слово, составь схему
Есть кислое слово
Добавь слово, составь схему
Есть слово с окошком
вагон
Добавь слово, составь схему
Есть слово колючее
ёжик
Добавь слово, составь схему
Есть слово промокшее
дождик
Добавь слово, составь схему
Есть слово упрямое
цель
Добавь слово, составь схему
Есть слово зелёное
Добавь слово, составь схему
Есть книжное слово
страница
Добавь слово, составь схему
Есть слово лесное
синица
Добавь слово, составь схему
Есть слово пушистое
снег
Добавь слово, составь схему
Есть слово весёлое
смех
Поменяй слоги местами
сосна
насос
Поменяй слоги местами
мышка
камыш
Поменяй слоги местами
весна
навес
videouroki.net
Презентация к уроку по русскому языку ( класс) на тему: Презентация на тему «Повторяем фонетику»
Слайд 1
Ефремова Л.Р. МОУ СОШ № 12 г. Ноябрьск ЯНАОСлайд 2
Звуки речи Буквы Гласные Согласные Слог Ударение Алфавит Я,Ю,Е,Ё
Слайд 3
Звуки речи Звук — это наименьшая единица языка, участвующая в создании внешней оболочки слов и помогающая отличать слова друг от друга. Звуки речи могут состоять только из голоса, из голоса и шума или только шума.
Слайд 4
Гласный звук состоит только из голоса. В русском языке имеется шесть основных гласных звуков , которые выделяются под ударением: [а], [о], [э], [у],[и], [ы]. Например: сад [сат], сон [сон], эхо [эха], [суп], пил [п’ил], сыр [сыр].
Слайд 5
Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума. В составе русского языка 36 согласных звуков: [б], [б’], [п], [п’], [в], [в’], [ф], [ф’], [г], [г’], [к], [к’], [д], [д’], [т], [т’], [з], [з’], [с], [с’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [х], [х’], [ж], [ш], [ц], [ч’], [щ’], [й’]
Слайд 6
Звонкие и глухие согласные звуки По соотношению голоса и шума согласные звуки делятся на сонорные и шумные , а шумные — на звонкие и глухие . У сонорных согласных голос преобладает над шумом. К ним относятся [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [й]. У шумных звонких шум преобладает над голосом, это согласные [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’] и др. У шумных глухих голос отсутствует, они состоят только из шума, это согласные [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’] и др.
Слайд 7
Звонкие и глухие согласные звуки Шумные согласные образуют пары по звонкости — глухости : [б] — [п]; [б’] — [п’]; [в] — [ф]; [в’] — [ф’]; [г] — [к]; [г’] — [к’]; [д] — [т]; [д’] — [т’]; [з] — [с]; [3′] — [с’]; [ж] — [ш]. Непарными глухими являются [х], [х’], [ц], [ч’], [ш’]. Сонорные согласные также являются непарными (у них нет глухой пары) [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [й].
Слайд 8
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Слайд 9
Способы обозначения мягкости согласных на письме В русском языке нет специальных букв для обозначения парных твёрдых и мягких согласных. Одна и та же согласная буква может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный, например: [в]ол (вол) и [в’]ол (вёл). Мягкость согласных на письме обозначается двумя способами: 1. Если мягкий согласный находится в конце слова или перед другим согласным (обычно твёрдым), его мягкость обозначается с помощью «ь» (мягкого знака), например; ударь, конь, мель; письмо, банька, полька.
Слайд 10
Примечание. Мягкость согласного перед другим согласным обозначается только в тех случаях, когда мягкий согласный в разных формах одного слова может оказываться то перед мягким, то перед твёрдым согласным (например, письме — письма, тьме — тьма, возьми — возьму) или только перед твёрдым (раньше). В большинстве же случаев мягкость согласного перед другим мягким согласным на письме не обозначается. Например, в слове вести буква «с» обозначает мягкий звук [с’], но мягкий знак после неё не пишется. Способы обозначения мягкости согласных на письме
Слайд 11
2. Если за мягким согласным идёт гласный, то мягкость согласного звука обозначается буквами е, ё, и, ю, я. Эй буквы обозначают на письме гласные звуки [э], [о], [и], [у] [а] и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: мел, вёз, бил, люк, сяду. Твёрдость же парных согласных обозначают либо следующие за согласными буквами гласные буквы э, о, ы, у, а (мэр, воз, был, лук, сад), либо отсутствие «ь» после согласной буквы (удар, кон, мел; космы, банка, полка). Способы обозначения мягкости согласных на письме
Слайд 12
Примечание. Следует помнить, что способы обозначения касаются только парных по твёрдости — мягкости звуков и не распространяются на непарные. Например, в словах тушь и туш произносится твёрдый звук [ш], и мягкий знак в первом слове указывает не на мягкость согласного, а на то, что это существительное женского рода. Ср. также: жить, шить, чаща, щука. Способы обозначения мягкости согласных на письме
Слайд 13
Сильные и слабые позиции звуков
Слайд 14
Сильные и слабые позиции звуков Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением, слабой — без ударения. Например, ср.: сом — сам (звуки [о] и [а] под ударением различаются) сома — сама (в безударном положении эти гласные не различаются, здесь произносится звук [а])
Слайд 15
Сильные и слабые позиции звуков Парные глухие и звонкие согласные различаются перед гласными, сонорными ([р], [л], [м], [н], [й]]) и [в] (это сильные позиции по глухости/звонкости): пил — бил, слой — злой, твоих — двоих. Слабые позиции по глухости/звонкости — на конце слова, перед шумными глухими и перед шумными звонкими (кроме [в]): молот — молод ([т]), киска — низко ([с]), сдал — здание ([з])
Слайд 16
Сильные и слабые позиции звуков Сильные позиции по твёрдости/мягкости — на конце слова (удар — ударь), перед гласными (нос — нёс), перед твёрдыми согласными (изба — резьба). Слабая позиция — перед мягким согласным: встаньте, (о) музыканте ([н’])
Слайд 17
Слог
Слайд 18
Ударение
Слайд 19
Буквы Буквы — это условные графические знаки, каждый из которых имеет определённое звуковое значение. По своей функции в письменной речи буквы подразделяются на три группы: буквы для обозначения гласных звуков 10 букв буквы для обозначения согласных звуки 21 буква буквы , не обозначающие звуков 2 буквы
Слайд 20
Алфавит
Слайд 21
Буквы е, ё, ю, я Буквы е, ё, ю, я могут иметь разное звуковое значение : они могут обозначать два звука: [й] + соответствующий гласный [э], [о], [у], [а] и один звук (только гласный). Один гласный звук (с указанием на мягкость предшествующего согласного) эти буквы обозначают после согласной буквы: пел [п’э]л, лёг [л’о]г, сюда [с’у]да, пять [п’а]ть
Слайд 22
Буквы е, ё, ю, я Два звука эти буквы обозначают:
Слайд 23
Упражнения
Слайд 24
Укажите слова, в которых не совпадает количество звуков и букв. Ложь, льёт, ёж, семья, солнце, песня, мыться, небо, честный, петля. Ложь, ёж, солнце, мыться, честный
Слайд 25
Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв. Пруд, яд, мой, ящик, слон, яркий, рояль, сесть, юг, язык. Яд, ящик, яркий, юг, язык
Слайд 26
Укажите слова, в которых число букв и звуков совпадает. Редька, место, грустный, въезд, цепь, ряд, чувства, объём, князь, плёнка. Место, въезд, ряд, объём, плёнка
Слайд 27
Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков. Сверстник, лёд, пять, яма, счет, речь, учиться, дело, вьюга, денёк. Сверстник, пять, счет, речь, учиться
Слайд 28
Укажите слова, в которых все согласные звуки глухие. Чашка, злоба, скорбь, сыпь, омуль, роспись, сто, эмаль, растёт, миндаль, учиться, ясный, степь, катить. Чашка, сыпь, сто, учиться, степь, катить
Слайд 29
Укажите слова, в которых все согласные звуки звонкие. Хрусталь, мебель, деталь, пора, бежит, рояль, бодрый, желаю, шампунь, луна, мозоль, близкий, гавань, нарядный, зеленеет. Мебель, рояль, бодрый, желаю, луна, мозоль, гавань, нарядный
Слайд 30
Укажите слова, в которых все согласные звуки твердые. Весло, кладовка, гнездо, боязнь, холода, походка, моток, вода, доктор, сядь, маслёнка, орёл, голосок, чашка, жив. Кладовка, холода, походка, моток, вода, доктор, голосок, жив
Слайд 31
Укажите слова, в которых все согласные звуки мягкие: Зеленеть, еловый, щавель, семья, укрощать, ясень, зверёк, прославлять, девять, кисель, морщинка, питьё, хищение, тянуть, чаша Зеленеть, щавель, семья, ясень, девять, кисель, питьё, хищение
Слайд 32
Назовите звуки и буквы: б, л, ш, к, т, р, й Звуки — [б],[л],[ш],[к],[т],[р],[й]. Буквы – бэ, эль (или эл), ша, ка, тэ, эр, и краткое
Слайд 33
Чем отличаются данные слова? Гостя – гостья, судя – судья, сел – съел, налёт – нальёт, семи – семьи. Занос – занёс, завал – завял, сток – стёк. Груздь – грусть, туш – тушь. Лёд – лёт; лёд – лот
Слайд 34
Один или разные звуки в корне -рыб- в словах: рыба, рыбёшка, рыб, рыбка. Рыба – [рыб], рыб, рыбка – [рып], рыбёшка – [рыб , ]
Слайд 35
Распределить слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в 2 колонки: а) с буквами, обозначающими один звук; б) с буквами, обозначающими два звука. Цепь, нёс, ёж, пять, въезд, юг, сюрприз, баня, семья, вымя, ёмкость, всё, гиря, темя, зятья, вьюга, редька
Слайд 36
Сколько раз в предложении встречается звук [д]? Недели две назад еду я полем. Ответ: 2, в словах две и еду, в слове недели – [д] мягкий, в слове назад звук [т]
Слайд 37
Назовите звуки, которыми может передаться буква с буква с может обозначать звуки: [с] ( сад [сат]), [с’] ( сюда [с’уда]), [з] ( сдать [здат’]), [з’] ( сделать [з’д’э́лат’]), [ж] ( сжать [жжат’]), [ш] ( расшить [рашшы́т’]), [щ’] ( расщепить [ращ’щ’ип’и́т’]
Слайд 38
Назовите звуки, которыми может передаваться буква а буква а может обозначать звуки: [а] ( мал [мал]), [и] ( часы [ч’исы]), [ы] ( жалеть [жыл’эт’]
Слайд 39
Назовите буквы, которыми может обозначаться на письме звук [и]. звук [и] может быть обозначен буквами: и ( мир [м’ир]), а ( часы [ч’исы́]), я ( ряды [р’иды́]), е ( певун [п’иву́н]).
Слайд 40
Назовите слова, в которых 5 звуков: учиться, якорь, объезд, солнце, боязнь, счетчик, белая [уч , ица], [йакар , ], [сонцэ], [ш , оч , ик]
Слайд 41
Назовите слова, произношение которых расходится с написанием: Низкий, находка, часы, женитьба, повстречать, конечно, хорёк, хвастун, ошибка, добрый. Низкий, находка, часы, женитьба, повстречать, конечно, хорёк, ошибка
Слайд 42
Расставьте ударение в словах: Звонит, тортов, плато, щавель, углубить, звонить, цемент, фарфор, простыня, арест, верба, диалог, случай. ЗвонИт, тОртов, платО, щавЕль, углубИть, звонИть, цемЕнт, фарфОр, простынЯ, арЕст, вЕрба, диалОг, слУчай
Слайд 43
Назовите слова, в которых произносится [шн]: Удачный, что, конечно, точечный, скучно, скворечник, точно, двоечник, Ильинична. Что, конечно, скучно, скворечник, двоечник, Ильинична
Слайд 44
Назовите слова, в которых согласный перед е произносится твердо: Девиз, детектив, музей, бизнес, одеколон, бассейн, экземпляр, пюре, тире, терапевт, бутерброд, теннис, акварель, коктейль, газета. Детектив, бизнес, экземпляр, пюре, тире, бутерброд, теннис, коктейль
Слайд 45
Что получится, если звуки слов ниже произнести в обратном порядке: Ель, лён, куль, толь, ноль, лёд, лоб, ток, яр, ешь, тля. Лей, ноль, люк, лёд, лён, толь, пол, кот, рай, шей, альт
Слайд 46
Сгруппируйте слова с одинаковыми ударными гласными. Атом, вьюн, глаз, грязь, еж, мир, ель, жизнь, клад, ключ, диво, плуг, принц, поэт, ряд, сук, сыр, цирк, черный, шелк, шест, ширь, пир, шок, юг. С ударным [а] – атом, глаз, грязь, клад, ряд; с ударным [у] – вьюн, ключ, плуг, сук, юг; с ударным [э] – ель, поэт, шест; с ударным [о] — еж, черный, шелк, шок; с ударным [ы] – жизнь, сыр, цирк, шип; с ударным [и] – мир, диво, принц, пир
Слайд 47
Литература Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.; Просвещение. 1995. Хорошо забытое старое. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Казан. гос. ун-т; сост.: А.А.Лунева, Ю.В.Уткин. – Казань, 2008. http://gramma.ru/ http://www.traktat.com/language/book/fonetic/fon.php Картинки и рамки из инфотеки Интергуру
nsportal.ru
Презентация для начальных классов «Фонетика»
Подготовила презентацию
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 20
Емцева Светлана Анатольевна
- Какие бывают звуки
- Гласные буквы и гласные звуки
- Йотированные гласные звуки
- Согласные парные и непарные звуки
- Согласные звонкие и глухие звуки
- Твёрдые и мягкие звуки
- Фонетический разбор
а
о
ы
ж
к
ч
щ
й
б
ф
р
у
э
с
и
- м о рк о вь
- к о см о н а вт
- сп у тн и к
- п а р о в о з
- м о р я к
´
´
´
´
´
Йотированные гласные звуки
Буква распадается на два звука если:
- стоит в начале слова;
- стоит после гласной буквы;
- стоит после разделительного ь или ъ знака.
Йотированные гласные звуки
Йотированные гласные звуки
Согласные звуки
Согласные звуки
Фонетический разбор
- Лейка – 2 слога, 5 б., 5 зв.
[ л ‘ э й к а ]
Л [ л ‘] – согласный, непарный звонкий, твёрдый
Е [ э ] – гласный, ударный
Й [ й ] – согласный, непарный звонкий, мягкий
К [ к ] – согласный, парный глухой, твёрдый
А [ а ] – гласный, безударный
Фонетический разбор
- Ёжик – 2 слога, 4 б., 5 зв.
[ й о ж ы к ]
Й [ й ] – согласный, непарный звонкий, мягкий
Ё [ о ] – гласный, ударный
Ж [ ж ] – согласный, непарный звонкий, твёрдый
И [ ы ] – гласный, безударный
К [ к ] – согласный, парный глухой, твёрдый
Выполни фонетический разбор слов
- Яблоня
- Ручьи
- Объект
- Корабль
- Пеньки
- Самолет
videouroki.net
«Слово. Слог. Ударение» («Школа-2100»). 1-й класс
Разделы: Русский язык, Начальная школа
Тип. Урок – комплексное применение знаний (комбинированный урок на основе комплексного интеллектуального развития).
Цели:
- Помочь детям усвоить понятия “слово”, “слог”, “ударение”;
- Выработать умение самостоятельно применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях;
- Воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность.
Тема. Слово, его значение. Слог. Ударение.
Задачи:
- Актуализировать знания, полученные на уроках русского языка;
- Показать значимость ударения путем наблюдения, сравнения слов;
- Развивать у учащихся орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память;
- Учить детей рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать письменную речь;
- Дать учащимся возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
- Формировать интерес к изучению русского языка.
Оборудование. Наглядные материалы, модели слов с различными случаями постановки ударения, толковый словарь, таблица для глаз.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
У. С добрым утром, начат день, первым делом гоним лень.
На уроке не молчать, всем работать, отвечать!
Садитесь и давайте начнем урок!
II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы. Открытие нового.
У. Сегодня в классе мы сделаем еще одно маленькое открытие.
У. Проверьте свою посадку за столом, наклон у тетради. Возьмите ручки, запишите:
23 марта.
Классная работа.
У. Я приготовила для вас загадку, попробуйте отгадать её.
Воробей гору держит. (?…?…?…),
если эта загадка вызвала затруднение:
Собака Молчан весь дом стережет. (Замок)
У. Что вы можете сказать об этом слове? (Лексическое значение, слоговая структура, звуковой состав).
Возможные вопросы по ходу работы:
У. Как определить, сколько в слове слогов.
Д. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.
У. Что же мы называем слогом?
Д. Слог – это один или несколько звуков, произнесенных одним выдыхательным толчком.
У. Какой слог называют ударным?
Д. Слог, который произносится с большей силой и длительностью в голосе (“зовём” слово).
У. А что вы представляете, когда слышите слово “замок”? Табличку со словом (без значка ударения) вывесить на доску. (Навесной замок, замок – молния, замок – затвор у ружья) По ходу ответов детей желательно вывешивать картинки.
У. Что же объединяет все эти вещи? (………)
У. Молодцы, это все – приспособления для запирания, то, что закрывает и держит крепко.
Давайте попробуем в наших тетрадях нарисовать несколько разных замков.
1. Минутка чистописания.
Крюк да колечко, крив да зубаст
Никому казны не даст.
Замок – навесной (крюк да колечко) | |
“Молния” (крив да зубаст) |
У. А можно сказать, что при письме мы тоже встречаем замочки? (Соединения букв)
ок, от, ос
У. На доске записано крылатое выражение. Прочитайте его: За семью замками. Как вы это понимаете? (……………)
Да, так говорят о том, что спрятано в надежном месте; о том, что находится под строгим наблюдением. Граница государства на замке.
У. А теперь еще раз посмотрите на запись слова “замок”. Скажите, может ли это же слово прозвучать по-другому? (………)
Как? (Замок). (Вывесить картинку)
Что вы можете сказать о буквенном составе (………), слоговой структуре этого слова? (………)
А поменялся ли его смысл? Отчего? (………) Можно устно составить предложение со словом.
У. Зачем же надо уметь правильно ставить ударение?
Д. Для точной передачи смысла слова.
У. Какие бывают слоги в словах в зависимости от ударения?
Д. Ударный и безударный.
У. Бывают ли слова, в которых нет ударного слога.
Д. Нет, в словах всегда есть ударный слог.
2. Физкультминутка.
На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)
Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)
Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)
Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)
Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)
И открыли! (разомкнуть руки)
У. Подберите подходящие к звуковой модели слова:
Учитель читает слова (7 – 10 слов), а дети в ладоши прохлопывают слово по слогам, громче выделяя ударный слог.
3. Работа с учебником. Словарно-орфографическая работа.
У. Откройте учебники на странице 16. Найдите упражнение № 15, прочитайте задание.
У. Что необходимо выполнить?
Д. Составить из слогов слова, поставить ударение.
У. Давайте, выполним задание и узнаем, кто живет на птичьем дворе.
(Учащиеся записывают слова в тетрадь с комментированием, расставляют ударение:
Птицы: гуси, куры, утки, цыплята, петухи, индюки).
У. Какой общей темой объединены эти слова?
Д. Это птицы.
У. Вспомните, в домашней работе вам тоже были даны слова, которые можно объединить общей темой. Какой?
Д. Они “растительные”.
У. Правильно, все эти слова объединили в одну смысловую группу по принципу: “связанные с растениями”.
У. Вернемся к упражнению. Правописание каких слов может вызвать затруднение? (Ответы детей).
Слова “петух” и “цыплята” надо запомнить. (Цыплята – исключение. Вспомнить пять слов – исключений). А вот послушайте, как сам петух объясняет, почему он так называется:
Петуха спросили дети:
– Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
– Хорошо умею петь я!
(И. Коньков)
У. Да, действительно, в некоторых районах нашей страны петуха называют певень.
Словарь: петух.
(в словарь можно записать еще одно слово из домашнего упражнения)
У. Составьте предложение со словом “петух” (Например, “Наш петух умеет петь”).
(Дети предлагают возможные варианты, повторяют правила записи предложений, записывают с комментированием, подчеркивают орфограммы, выделяют главное слово в предложении).
4. Физкультминутка
У. Девочки приготовили сценическую миниатюру. Давайте ее посмотрим.
Первая. Так надоело болеть, хочется поскорее в школу. Надо принять лекарство (Берет бутылочку с лекарством, читает вслух) Три раза в день, после приема пищи (“Принимает” лекарство и начинает пищать).
Вторая. Что случилось? Почему ты пищишь?
Первая. Я приняла лекарство. А здесь написано (читает) “После приема пищи”.
Вторая. Ах ты, глупышка. Ведь ты неправильно прочитала! “Три раза в день, после приема пищи, а не пищи!”
Первая. Ой, мамочки! Нам в школе тоже говорили, что от перестановки ударения может меняться смысл слова!
5. Вторичное закрепление. Игра “Волшебник – Ударение”.
У. Почему же произошла такая путаница? (………) Как узнать, на какой слог надо поставить ударение? (………) Правильно, надо подумать, какой смысл заключен во всем предложении, и какое слово здесь подразумевается. А что вы заметили, работая с ударением?
Д. Ударение не прикрепляется к определенному слогу, оно может менять свое место.
У. Что же тогда будет происходить?
Д. Будет меняться и значение слова.
У. Мне слово “чудно” изменить не сложно,
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai