Основы мировых религиозных культур 4 класс презентации ко всем урокам – Презентация к уроку (4 класс) по теме: ОРКСЭ. «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»
Презентация к уроку (4 класс) по теме: ОРКСЭ. «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»
Слайд 1
Урок 10- 11 Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.Слайд 2
Это особые слова. Что такое добро? И что такое Зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Добро и Зло!
Слайд 3
Л. Н. Толстой « Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.»
Слайд 4
Добро не умрет, а зло пропадет Доброта без разума пуста. Кто доброе творит, того зло не вредит. Нет худа без добра Не рождается зло от добра и обратно… Различать их нам взгляд человеческий дан! (Омар Хайям) Добро и зло — извечный выбор, важнейший выбор человека, Судьбы его первопричина и смысл его земного века
Слайд 6
Притча об индейце и волках Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь …… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность …..». Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает ? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Слайд 7
Добро — понятие противоположное понятию зла , означает намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему. Добро – зло Добро обычно ассоциируют с светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным.
Слайд 8
Что для вас Добро и Зло? Часто ли вы в жизни встречаетесь с этими понятиями? Какой литературный герой ассоциируется у вас с Добром? А какой со Злом? Как вы думаете каких людей на Земле больше ? Почему?
Слайд 9
прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога , Богов, предписаний и традиций). В русском языке слово «грех» очевидно изначально по значению соответствовало понятию « ошибка » («погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом«промах, погрешность, провинность»; а иудеи — словом « хэт » (непреднамеренный грех) — «промах». Грех
Слайд 10
грехопадение Грехопаде́ние — общее для всех религий понятие, обозначающее нарушение первым человеком воли Господа , которое привело к падению человека из состояния высшего невинного блаженства в состояние страданий и греховности. В видоизменённых формах понятие грехопадения присутствует во многих религиях.
Слайд 11
1 . Я Господь, Бог твой , Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно , ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. 6. Не убивай . 7. Не прелюбодействуй. 8 . Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. Какие заповеди христиан вы знаете?
Слайд 12
Грехи в христианстве В христианской традиции особое место занимают понятия греха и покаяния . Грех для христиан — это не просто проступок или провинность, это нечто, противоречащее человеческой природе (ведь человек создан по образу и подобию Божию). Грех — порочность человеческого существа. Грех — есть проявление падшей природы человеческого существа, которую он приобрёл при грехопадении. Человек беспомощен перед грехом и не может самостоятельно справиться с ним, только Бог может избавить его от этого порока, поэтому человеку необходимо спасение .
Слайд 13
покаяние Покая́ние может означать: Признание своей вины в чем-либо, обычно с просьбой о прощении Раскаяние Исповедь, таинство покаяния Епитимию (наказание)
Слайд 14
Грехи в исламе В исламе грех прежде всего подразумевается, как слабость человека, его неспособность к выдержке перед искушением шайтана (он же Иблис , дьявол ). На самом деле в Коране приводится множество определений греха, но в общем грех понимается, как какое-либо действие (или же бездействие), противоречащее законам Аллаха , заветам Пророка . Также, мусульмане воспринимают как грех и неверие , многобожие . Самым страшным грехом для любого мусульманина считается приписывание к Аллаху сотоварищей — помощников, которых как таковых нет и не было. В отличие от христианства , где и неверная мысль является грехом, в исламе такие мысли считают, как слова, нашёптанные шайтаном. В таких случаях Коран рекомендует обращаться к Аллаху с просьбой о защите от таких мыслей. В исламе любой грех, исполненный осознанно и по своей воле, является непростительным, и каждый такой грех будет упомянут в День Страшного Суда (День Воскресения). Однако человек может раскаяться, совершать добрые дела и стараться не повторять ошибок. В таком случае в День Страшного Суда количество его добрых дел может «перевесить» количество грехов и он может быть прощён.
Слайд 15
Между библейскими заповедями и предписаниями Корана можно обозначить следующие параллели: 1. В Библии: “Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим” , в Коране: “И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него” 2. В Библии: “Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…” в Коране: “Устраняйтесь же скверны идолов” . 3. В Библии: “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…”, в Коране: “Не делайте Аллаха предметом ваших клятв, что вы благочестивы и богобоязненны” . 4. В Библии: “Почитай отца твоего и мать твою…”,в Коране: “И к родителям – благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им – тьфу! – и не кричи на них, а говори им слово благородное” 5. В Библии: “Не убий”,в Коране: “Не убивайте душу, которую запретил Аллах” . 6. В Библии: “Не прелюбодействуй ” , в Коране: “И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это – мерзость и плохая дорога” ; “Скажи (мужчинам) верующим, пускай они потупляют свои взоры и берегут свои члены; это – чище для них… И скажи (женщинам) верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены…” . 7. В Библии: “Не укради”, в Коране Аллах, описывая благочестивых людей, говорит: “И не будут красть” . 8. В Библии: “Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего” , в Коране о богобоязненных верующих сказано: “И те, которые не свидетельствуют криво” . 9. В Библии: “Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего ” , в Коране: “Не желайте того, чем Аллах дал одним преимущество перед другими” .
Слайд 16
Понятие греха в иудаизме На иврите грех звучит как « авера », что в буквальном переводе означает «переход за грань дозволенного». Грех — нарушение или не исполнение заповеди. В иудаизме их 613. Мицва́ « повеление», «приказание») — предписание, заповедь в иудаизме . В обиходе мицва — всякое доброе дело, похвальный поступок. В Торе упоминается 613 мицвот : 248 предписывающих ( мицво́т асе или хийуви́м — обязанности) и 365 запрещающих ( мицво́т ло таасе́ или исури́м — запреты). Выполнение мицвот возложено на всех совершеннолетних евреев: мальчиков с 13 лет (после бар-мицвы ), и девочек с 12 лет (после бат-мицвы ). При выполнении большинства мицвот произносится специальное благословение (бенидикция, ивр. браха́ ).
Слайд 17
\ Колесо Сансары — грехи расположены вокруг центрального изображения, \символизируют: 1) чревоугодие, 2) лень, 3) любострастие , 4) гордыню, 5) гнев, 6) алчность, 7) зависть. У буддистов этих сценок ( нидан ) 12, и они обозначают причины вечного перерождения человека. При этом центральное место с точки зрения греха, как причины смерти и страданий, у буддистов занимает невежество, обозначенное свиньей в центре, из которой тянется змея (гнев), курица (страсть). Буддийская религия или, как буддисты говорят, учение изначально подразумевает, что буддизму нужно учиться, т.е. на первом месте стоит развитие мысли, разум. Отсюда очевидно, почему невежество в центре их космодрамы . Невежественный (тупой) человек, буддизм явно не осилит и будет грешить и перерождаться до скончания мира.
Слайд 18
. По учению буддистов, есть пять главных заповедей. Первая: не убивай умышленно никакое живое существо. Вторая: не присваивай себе то, что другой человек считает своей собственностью. Третья: будь целомудрен. Четвертая: не говори неправды. Пятая: не одурманивай себя ни пьяными напитками, ни куреньями. И потому грехами у буддистов считаются: убийство, воровство, блуд, ложь, пьянство.
Слайд 19
раскаяния и воздаяния Раскаяние — чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка. ВОЗДАЯНИЕ — то, что воздаётся кому-нибудь за что-нибудь, награда или кара. Воздаяние за труды, за помощь, за предательство.
Слайд 20
Домашнее задание Задание на дом: Подготовь сочинение « Что такое добро и зло», «Что такое грех ».
nsportal.ru
Презентация к уроку по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Презентация к уроку ОМРК 4 класс «Искусство в религиозной культуре».
Слайд 1
Искусство в религиозной культуре Составитель: Кирнос Елена Юрьевна учитель начальных классов ГБОУ Школа № 892 г.МоскваСлайд 2
Основатель религии Священные книги Священные сооружения
Слайд 3
Основатель религии Священные книги Священные сооружения Сиддхартха Гаутама Трипитака Ступа Моисей Танах Синагога Иисус Христос Библия Храм Мухаммад Коран Мечеть
Слайд 4
Буддизм. Ступа Иудаизм. Синагога Христианство. Храм Ислам. Мечеть
Слайд 6
Икона – в христианской религии изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, котором церковь приписывает священный характер.
Слайд 9
Каллиграфия-это искусство красивого письма в исламе. Согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Божье Слово (Коран), станет обитателем рая.
Слайд 10
Арабеска (ит. arabesco , фр. arabesque — «арабский») — европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданных на основе точного математического расчета. Сама идея арабески созвучна представлениям исламских богословов о «вечно продолжающейся ткани Вселенной».
Слайд 11
* Православные христиане почитают изображения Христа. * Изображения ликов святых называется «арабески». * В Священном писании христиан Коране изображены священные животные. * Сложные орнаменты в украшении мусульманских святынь — это каллиграфия. * Молясь перед иконой, православные христиане любуются иконой.
Слайд 12
Итог урока. *Искусство каких религий мы рассмотрели? *Что такое икона? *Какие иконописные образы вы запомнили ? *Что такое каллиграфия?
Слайд 13
Рефлексия. *На уроке я узнал… *Мне понравилось… *Я хочу узнать …
Слайд 14
Домашнее задание. Подготовить вопросы для команды-соперника по темам: « Искусство в религиозной культуре христианства» «Искусство в религиозной культуре ислама ».
Слайд 15
Спасибо за внимание!
nsportal.ru
Презентация к уроку ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс.
Первые христианские святые Древней Руси
Святая равноапостольная княгиня Ольга
Утверждению христианства на Руси при святом равноапостоль-ном великом князе Киевском Владимире предшествовало княжение великой княгини Ольги, которую в древности называли корнем правоверия.
Святая Ольга принадлежала к роду древне-русской кня-жеской династии. Она родилась в языческой семье.
В 903 году святая Ольга стала женой князя Игоря. С 912 года, после смерти князя Олега, Игорь стал править в Киеве единовластно.
тип населённого пункта
После смерти князя Игоря она успешно управляла государством и укрепила власть Киевского великого князя. Великая княгиня объезжала Русскую землю с целью упорядочения гражданской и хозяйственной жизни народа. При ней Русская земля была разделена на области, или волости, во многих местах она поставила погосты (тип населённого пункта ), ставшие административными и судебными центрами.
Богомудрая Ольга вошла в историю и как великая созидательница культуры Киевской Руси. Она реши-тельно отказалась от вторичного брака, сохраняя великокняжеский престол для подраставшего сына Святослава. Много трудов приложила святая княгиня Ольга для укрепления обороны страны. Ко времени правления Ольги историки относят установление первых государственных границ России— на западе, с Польшей.
Преподобный Нестор-летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг— Христа».
В 955 году княгиня отправилась в Константинополь, где была с почетом принята императором Константином VII Багрянородным (913—959) и Патриархом Феофи-лактом (933 — 956). По свидетельству летописи, вскоре она приняла святое Крещение с именем Елена— в честь святой равноапостольной царицы Елены.
Святая Ольга вернулась в Киев, взяв с собой святой крест, иконы, Богослужебные книги. Здесь началось ее апостольское служение.
Святая Ольга построила в Киеве, на могиле князя Аскольда, храм во имя Святителя Николая, заложила деревянный храм во имя Святой Софии Премудрости Божией.
В конце жизни блаженная Ольга претерпела много скорбей. Святослав, не принявший святое Крещение, покинул престарелую мать и переселился в город Переяславец на Дунае. Кроме того, он мешал ее мероприятиям по утверждению Христианства на Руси. В 968 году Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, в числе которых был князь Владимир, оказались в смертельной
опасности. Когда весть
об осаде достигла
Святослава, он поспешил
на помощь, и печенеги
были обращены в бегство.
Святая княгиня, будучи
уже тяжело больной,
просила сына не уезжать до ее кончины.
Через 19 лет внук святой княгини Ольги святой равноапостольный великий князь Владимир принял Крещение. Он построил в Киеве каменный храм в честь Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь), куда были перенесены нетленные мощи святой равноапостольной Ольги. Над ее гробницей было устроено оконце, которое открывалось само, если к мощам подходили с верою. По вере христиане сподоблялись видеть светозарные мощи святой княгини и получать от них исцеления.
Русский народ чтит святую равноапостольную Ольгу
как основоположницу
христианства на Руси,
обращаясь к ней словами
преподобного Нестора:
«радуйся, русское
познание
Бога, начало нашего с Ним
примирения ».
Крещение Руси 988 г.
Языческое жертвоприношение
Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в Х столетии, когда варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали особенно деятельное участие в государственной и военной жизни Руси.
Жил среди киевлян, сообщает преподобный Нестор Летописец, варяг по имени Феодор, долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там святое Крещение. Языческое имя его было Тур. У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство.
«И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Очевидно, не без умысла, жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна.
Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына «избрали себе боги, да принесем его им в жертву», старый воин решительно ответил: «Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам».
Это был прямой вызов христианина обычаям и веро-ваниям язычников. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор, окружили дом. Феодор, по словам летописца, «стоял на сенях с сыном своим», мужественно, с оружием в руках, встречал вра-гов. (устроенную на столбах крытую галерею второго этажа, на которую вела лестница). Он спокойно смотрел на бесновавшихся язычников и говорил: «Если они боги, пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына». Видя, что в честном бою им не одолеть Феодора и Иоанна, храбрых искусных воинов, осаждавшие под-секли столбы галереи, и когда те обрушились, навали-лись толпой на исповедников и убили их…
Уже в эпоху преподобного Нестора, менее чем через сто лет после исповеднического подвига киевских варягов, Русская Православная Церковь почитала их в сонме свя-тых. Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле.
Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Констан-тинопольской Церковью. Они были младшими сыно-вьями святого равноапостольного князя Владимира. Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых.
Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.
Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с бра
том. Встреча святого Глеба
с убийцами произошла
в устье реки Смядыни,
неподалеку от Смоленска.
В чем же состоял подвиг
святых благоверных князей
Бориса и Глеба? Какой
смысл в том, чтобы вот так
— без сопротивления
погибнуть от рук убийц?
Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец». Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».
Святополк Окаянный
мученик
страстотерпцы
Святые Царственные страстотерпцы
multiurok.ru
Презентация к уроку по ОРКСЭ (4 класс) по теме: Презентация по ОРК и СЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур». Тема «Католицизм». 4 класс.
Слайд 1
КатолицизмСлайд 2
Католицизм — от греч. «всеобщий» –крупнейшая по численности приверженцев ветвь христианства.
Слайд 3
Папа Римский Представителем Христа на земле христиане –католики считают главу католической церкви — Папу Римского. Он проживает в государстве Ватикан.
Слайд 4
Католические священники Все католические священники принимают обет безбрачия. Они дают обещание никогда не вступать в брак и не иметь детей, посвящая себя служению Богу.
Слайд 5
Католический храм: костёл собор
Слайд 6
Католический собор Внутреннее помещение – высоко вознесённый свод, который придаёт ощущение бесконечности.
Слайд 7
Католический собор В соборах большие окна и много света.
Слайд 8
Витражи в католическом соборе
Слайд 9
Дева Мария – Божья Матерь Она особо почитается у католиков. Её образ вдохновлял многих великих художников и скульпторов.
Слайд 10
Рафаэль Сикстинская Мадонна Мадонна в кресле
Слайд 11
Леонардо да Винчи Мадонна с младенцем Мадонна Бенуа
Слайд 12
Микеланджело Буонарроти Мадонна с младенцем Мадонна Пьета
Слайд 13
Христос, Мадонна, святые Очень часто встречаются в храмовой скульптуре
Слайд 14
Католический собор Стены соборов украшаются картинами на библейские сюжеты, создают эффект присутствия в храме героев Священной истории.
Слайд 15
Католическое богослужение Его особенность – использование наряду с хоровым пением инструментальной музыки – органной.
Слайд 16
Орган Самый большой музыкальный инструмент. Он состоит из труб разной величины. Орган способен воспроизводить звуки разных инструментов, птичье пение и даже человеческий голос.
Слайд 17
Католическое богослужение Во время богослужения люди сидят на скамьях или опускаются на колени на специальные низенькие скамейки.
Слайд 18
Католический крест нательный
Слайд 19
Католицизм Слово «католический» означает в переводе с латинского языка «всеобщий». Католицизм не получил значительного распространения в России. В мире это самая многочисленная христианская конфессия .
Слайд 20
Спасибо за внимание!
Слайд 21
Источники: 1.Яндекс фото. 2.Основы мировых религиозных культур. Учебник. 4 класс/ Под ред. Т.Д.Шапошниковой. М, Дрофа, 2015 .
Слайд 22
Презентация разработана учителем начальных классов Поникаровой Алёной Викторовной МКОУ « Глубокинская ООШ» 2015 г.
nsportal.ru
Презентация к уроку (4 класс) по теме: Ознакомление родителей с модулем «Основы мировых религиозных культур» федерального компонента ОРКСЭ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Ознакомление родителей с программой «Гармония»В данной методической разработке раскрыты основные особенности УМК «Гармония», позволяющие родителям сформировать базовое представление о программе….
Презентация «Ознакомление родителей с программой «Гармония»Благодаря данной презентации родители смогут составить общее представление о программе «Гармония»….
Презентация к курсу ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», уроки 20-21 «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды».Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второе полугодие преподаю курс ОРКСЭ и обычно при подготовке к урокам пользуюсь готовыми презентациями, которые нахожу в интернете. Но по теме «Религиозные ритуалы. Об…
Открытый урок по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) на тему «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды».На этом уроке происходит знакомство учащихся с понятиями «ритуал», «обряд» и знакомство с самыми распространёнными из них в разных религиозных культурах….
Методическая разработка урока по теме «Календарь и религиозные праздники» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс)Знакомство с солнечным, лунным и юлианским календарями ; с празднованием Нового года в разных мировых религиях….
Беседа для родителей, чьи дети изучают курс ОРКСЭ (модуль основы мировых религиозных культур)Беседа для родителей, чьи дети изучают курс ОРКСЭ (модуль основы мировых религиозных культур). Данную беседу можно использовать на родительских собраниях…
Родительское собрание. Тема: «Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса»С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями….
nsportal.ru
Презентация урока для интерактивной доски по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) «История религий в России» Часть 2
Слайд 1
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ модуль: Основы религиозных культур История религий в России Часть 2: Другие христианские исповедания, ислам, иудаизм, буддизм. Выполнила: учитель ГБОУ Школы № 2057 г. Москва Взнуздаева Наталья Александровна 2014-2015 уч. годСлайд 2
Вы узнаете: Как в России распространялись Западное христианство и протестантство; Как в России распространялись ислам, буддизм и иудаизм; Какую роль для России сыграли люди, исповедующие католическую и протестантскую веру, иудаизм, ислам и буддизм.
Слайд 3
Другие христианские исповедания С древних времён жители Руси были знакомы с разными религиозными традициями. Одной из таких традиций было западное христианство. В XI веке произошло разделение Христианской церкви на восточную и западную. Восточная церковь стала называться Православной, а западная – Католической церковью. Русь стала частью православного мира. А позднее, в XVI веке от Католической церкви отделились протестанты. ХРИСТИАНСТВО ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПРОТЕСТАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Слайд 4
Западное христианство Западные христиане (католики) издавна жили в России. Уже в XVII веке в Москве и других городах существовали «немецкие слободы», где селились католики и протестанты. Их число возросло присоединения Украины, Белоруссии, прибалтийских земель. . Представители западных христианских исповеданий внесли большой вклад в развитие культуры нашей страны. Смольный институт благородных девиц. Католический собор в Петербурге
Слайд 5
Армянская апостольская церковь В России издавна живёт много армян. Большинство из них принадлежит к Армянской апостольской церкви. По преданию, христианство в Армению принесли апостолы Фаддей и Варфоломей, поэтому церковь и именуется «апостольской». Армянская церковь имеет свои обрядовые особенности, и её вероучения отличается от вероучения Православных церквей. В Санкт-Петербурге В Ялте В Москве В Нижнем Новгороде
Слайд 6
ИСЛАМ На территории современной России издавна жили мусульмане. Ещё во времена князя Владимира на Волге существовало мусульманское государство Булгария. Ещё раньше ислам начал распространяться среди жителей Северного Кавказа. В XVI веке в состав Российского государства вошли народы, религией которых был ислам. Мусульмане многое сделали для процветания нашей страны. Они развивали торговые связи России с восточными странами. Мечеть в татарском селе Древнейшая мечеть в Астрахани Представители ислама
Слайд 7
ИУДАИЗМ Верующие иудеи издревле жили на Руси. Особую роль они стали играть с XVIII века, когда к России отошли обширные украинские и белорусские земли. Евреи здесь занимались в основном торговлей и различными ремёслами. Несмотря на ограничение в правах евреи не оставались в стороне в тяжёлые для России времена. Во время войны с Наполеоном в 1812 году они не призывались в армию, но самоотверженно помогали нашим войскам, поставляя ценные разведывательные данные. В России иудеи были ограничены в выборе места жительства Синагога в Санкт-Петербурге
Слайд 8
БУДДИЗМ Буддизм в России начал распространяться в XVII – XVIII веках. Именно тогда в состав нашей страны вошло Забайкалье. В 1741 году императрица Елизавета издала указ, который провозглашал буддизм одной из официально признанных религий страны. Буддисты, как и мусульмане, участвовали во всех крупных войнах, которые вела наша страна вела в XVIII – XIX веках. Многие из них внесли немалый вклад в славные победы России. Хошеутовский хурул Здесь была собрана обширная библиотека и многочисленные буддийские реликвии Иволгский дацан
Слайд 9
Презентация составлена по материалам учебника «Основы мировых религиозных культур», ав. А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов, 3-е издание, 2013 год Уроки 18-19 «История религий в России» стр.46-51; Картинки и иллюстрации из сети интернет СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
nsportal.ru
Презентация к уроку (4 класс) по теме: Мировые религии.
Слайд 1
Презентацию подготовила учитель ГБОУ СОШ №384 Смирнова Д.М. Мировые религииСлайд 2
Христианство Ислам Буддизм Мировые религии
Слайд 3
Христианство — — мировая религия, объединяющая около 2 млрд. приверженцев. Суть христианства составляет учение о богочеловеке Иисусе Христе (сыне Божием), сошедшем с неба на землю и принявшем страдания и смерть во искупление людей от первородного греха.
Слайд 4
Христианство зародилось на Востоке Римской империи (территории современного Израиля) в I веке н.э. Основателем считается Иисус Христос. В настоящее время христианство является одной из самых распространенных религий мира — её исповедуют более четверти человечества. Христианство занимает первое место в мире по географической распространённости, т.е. почти в каждой стране мира есть хоть одна христианская община.
Слайд 5
Основные направления: В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления: Католицизм Православие Протестантизм
Слайд 6
Католицизм — Одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в латиноамериканских государствах. Организация католической церкви отличается строгой централизацией. В ходе реформации от католицизма откололся протестантизм.
Слайд 7
Православие — Одно из основных и старейших направлений в христианстве для которого характерно: вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, необходимость принадлежности к Церкви, вера в святость Церкви, вера в ангелов и молитвенное предстательство святых.
Слайд 8
Протестантизм — (от лат. protestans , род. п. protestantis — публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект. Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению).
Слайд 9
В настоящее время число приверженцев христианства во всем мире превышает 2 млрд., из них в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн., в Латинской Америке — около 380 млн., в Северной Америке — 180—250 млн. (США — 160—225 млн., Канада — 25 млн.), в Азии — около 300 млн., в Африке — 300—400 млн., в Австралии — 14 млн. Численность христиан
Слайд 10
Ислам Имеет несколько значений, буквально переводится как «мир». Другое значение этого слова – «предание себя Богу» (покорность Богу)
Слайд 11
Мухаммед – основатель ислама. Основателем ислама является житель Мекки – Мухаммед. Он утверждал, что нет других богов, кроме Аллаха, а себя называл « посланником Бога» — его Пророком.
Слайд 12
Опасаясь за свою жизнь, в 622 году Мухаммед со сторонниками переселился в соседний оазис, названный в его честь — Медина. Год переселения ( хиджра) – стал начальной датой мусульманского летоисчисления. Мечеть Пророка (Мухаммеда) )
Слайд 13
Возник в Аравии в VII в. Основатель — Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки.
Слайд 14
Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому всемогущему Богу — Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.
Слайд 15
КОРАН — священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 г.г. Так как, по воле Аллаха, Последнее Писание содержит арабскую речь, этот язык является особенным для мусульман. Только Коран на арабском языке является Писанием, перевод на любой язык мира таковым не является.
Слайд 16
КОРАН Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). В Коране его правовая значимость определяется следующим образом: «ИТАК, МЫ НИСПОСЛАЛИ ЕГО КАК АРАБСКИЙ СУДЕБНИК»
Слайд 17
Коран записан рифмованной прозой и состоит из 114 глав – сур, расположенных в порядке убывания, за исключением первой суры «Открывающей» – « Фатиха ». Каждая сура начинается с формулы Басмала – «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». Басмала отсутствует лишь в начале 9 и 12 сур. Каждая сура делится на стихи – айаты . Всего в Коране по различным вариантам счета – от 6204 до 6236 айатов , 77934 слова. Коран разделен на 30 частей – джуз ׳ а.
Слайд 18
ЧЕРНЫЙ КАМЕНЬ КААБЫ
Слайд 19
Черный камень Каабы ( аль-Хаджар аль-Эсвад , как его называют мусульмане) — по преданиям упал с неба еще во времена Адама — по одной из версий, это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как он допустил грехопадение своего подопечного. Паломники стремятся поцеловать Черный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его. Интересно отметить, что в 930 году карматы , обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году, его подлинность установили по свойству не тонуть в воде. В 1050 г безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 г ее затопило. После всех этих несчастий, первоначальный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня — примерно, 16.5 на 20 см.
Слайд 20
ШАРИАТ — свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права»
Слайд 21
Шариат предусматривает 4 типа прав Права Бога, которые должен уважать каждый; Права личности; Права окружающих людей; Права всех творений Божьих.
Слайд 22
5 Пять столпов ислама Шаха́да — Свидетельство, о том, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Его посланник. Салят — Совершение ежедневной, пятикратной молитвы. Закя́т — выплата очистительного пожертвования. Сыям — пост в течение месяца Рамадан Хадж — паломни ч ество в Мекку, если человек в состоянии его совершить.
Слайд 23
1) открывать при чужих женщина может только лицо и руки; 2) джильбаб (цельная женская одежда для мусульманок , укрывающая все тело, оставляя непокрытыми лишь кисти рук, ступни и глаза) не должен облегать тело; 3) ткань должна быть достаточно плотной, ничуть не прозрачной, не оставляющей ни единой возможности угадать контуры фигуры или цвет кожи или волос; 4) джильбаб должен подчеркивать скромность, которую символизирует хиджаб . Он не может быть ярким, привлекающим к себе внимание; 5) джильбаб не должен походить на одежду неверующих: например, отражающую последний «писк» моды; или напоминающую одежду каких-нибудь группировок, например » байкеров «; 6) не походить на мужскую одежду, так чтоб с трудом можно было разобрать: женщина это или мужчина; Хиджаб Запрещено!!!
Слайд 25
ПРАЗДНИКИ
Слайд 26
УРАЗА – пост в месяц Рамадан УРАЗА -пост в месяц Рамадан
Слайд 27
РАМАДАН – это название девятого месяца лунного календаря. Он считается самым лучшим, благословенным месяцем, отмеченным Всевышним особым высоким предназначением. Мусульмане верят, что именно в этот месяц пророк Мухаммед находился в уединении в пещере Хира , что рядом с Меккой, где ему были ниспосланы через ангела Джабраила стихи Священного Корана. В связи с тем, что исламский календарь является лунным, начало и окончания месяца Рамадан каждый год смещается.
Слайд 28
По шариату мусульманам предписывается в Ураза-байрам предаваться настроению праздника, вкушая пищу и питье, поститься же в этот благословенный день нельзя. В день праздника считается во благо встать спозаранку, совершить омовение, одеться опрятно и нарядно, воспользоваться благовониями, быть приветливым со всеми. В этот день мусульмане приветствуют друг друга такими словами: «Да ниспошлет Аллах милость свою и вам, и нам!», «Да примет Аллах наши и ваши молитвы!». Столь же благоприемлемы и богоугодны щедрые воздаяния бедным и нуждающимся.
Слайд 29
КУРБАН-БАЙРАМ праздник жертвоприношения, когда мусульмане во всем мире забивают крупный рогатый скот в память о Жертвоприношении Авраамом своего сына и отмечается через 70 дней после праздника Рамадан. В этот день мусульманские паломники проводят время в молитве, бросают камешки в каменный столб представляющий дьявола и бреют после этого свои головы.
Слайд 30
КУРБАН-БАЙРАМ
Слайд 31
Буддизм
Слайд 32
В России: Тува, Бурятия, Калмыкия. В мире: Япония, Шри-Ланка, Китай, Вьетнам, Индия, Пакистан, Бангладеш, восток Афганистана, Тибет, Тайвань, Таиланд, Непал, Монголия, Лаос, Корея, Камбоджа, Индонезия . Распространение буддизма
Слайд 33
Мировая религия – буддизм возникла раньше остальных в далёкой Индии.
Слайд 34
О жизни Будды В VI в. до н.э в семье правителя небольшого княжества на севере Индии родился мальчик, которого звали Сиддхартха Гаутама. Мудрецы предсказали, что он станет великим государем, властителем мира, или святым, познавшим истину.
Слайд 35
Царевич жил во дворце в роскоши и без забот… Но однажды царевич встретил похоронную процессию и понял, что все люди на земле и сам он смертный. В другой раз он встретил тяжелобольного человека и осознал, что любого смертного подстерегают болезни. В третий раз царевич увидел нищего и понял, что богатство мимолётно… И, наконец, он увидел мудреца. Он понял, что путь самопознания –единственный к постижению причин страданий и избавления от них.
Слайд 36
В возрасте 29 лет Сиддхартха понял, что не будет счастлив, если продолжит жить так, как прежде. Царевич покинул свой дом и стал скитаться в поисках истины.
Слайд 37
Как то он сел под дерево баньяна и дал клятву, что не сойдёт с этого места, пока не достигнет своей цели и не познает истину. И к нему пришло «просветление», он осознал «четыре благородные истины»: 1) В мире существует страдание -рождение, старость, болезнь, невозможность достигнуть желаемого, смерть… 2) Существует причина страдания –желание жить в этом мире, получать удовольствие. 3) Существует освобождение от страданий (НИРВАНА)- нужно научиться ограничивать свои желания. 4) Существует путь, ведущий к освобождению от страданий. Так царевич Сиддхарта Гаутама стал Буддой (Просветлённым)
Слайд 38
Став просветлённым, царевич начал странствовать и проповедовать своё учение, которое назвали позднее буддизмом. Восемь заповедей буддийского образа жизни описаны в буддийских священных писаниях, которые называются Типитака . — свобода от суеверий и предрассудков, стремление к миролюбивости, — отказ от ненависти и злобы., — речь должна быть всегда умной. правдивой, направленной на примирение, не должно выть лжи и сплетен, — тяжёлыми поступками считаются убийство, воровство, а добрыми -щедрость, благонравие, — способ зарабатывать на жизнь не должен приносить вреда другим людям, — человек должен подавлять злобные порывы, а добрые поощрять, — надо всегда взвешивать свои мысли и поступки, — размышлять над сутью жизни.
Слайд 39
В своем классическом варианте (буддизм представляет собой главным образом философию и этику. Цель верующих — достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего «я», мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль.
Слайд 40
Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации, ни других централизующих институтов. Единственным общим для всех буддистов правил является право хранить три драгоценности: Будду, Дхарму и сангху .
Слайд 41
Будда- это просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений.
Слайд 42
Дхарма- это закон, открытый Просветленным, смысловое ядро Вселенной, определюящее все происходящие в мире процессы.
Слайд 43
Сангха – община равных, не имеющих никакой собственностии нищенствующих, сообщество носителя Закона , хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколения следуют путем Будды.
Слайд 44
Давайте быть терпимей и добрее, Наш мир итак жесток и полон зла. В нем холод безразличья часто веет, И неизмененная нужда тепла. Едва ли много пользы от гордыни, А сколько бед исходит от войны, Давайте милосердней быть отныне. Пусть души будут лишь добром полны. Ведь нужно для добра совсем немного, Терпимость и сердечность проявлять И не спешить безжалостно и строго Людские души гневом уязвлять. Делясь добром, никто не станет нищим, Сторицей возвратится все назад. Кто делает наш мир светлей и чище Тот станет сам от доброты богат.
Слайд 45
Спасибо за внимание!
nsportal.ru