Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс с ответами казахстан – 4
Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему: Олимпиада по русскому языку 4 класс с ответами
Олимпиада школьников
Русский язык, 4 класс, задания.
Время выполнения 90 мин.
Максимальное кол-во баллов – 36
1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник
Б) камыш
В) заслонка
Г) посёлок
Д) укротитель
Ответ: камыш- мышь
Критерии к оцениванию.
Верно записанное слово – 5 баллов.
2. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях:
В гостинице —
В монастыре —
В поликлинике —
В поезде —
В музее —
Ответ: Гостиница — номер, монастырь — келья, поликлиника — кабинет, поезд — купе, музей — зал.
Критерии к оцениванию.
За каждое верно записанное слово – 1 балл.
3. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришёл на выходной.
Шурка – слесарь в мастерской.
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как военный.
Ответ: Прилагательное, существительное, существительное, существительное
Критерии к оцениванию.
За верно определённую часть речи – 1 балл.
4. Найдите в стихотворении однокоренные слова.
Дождик льёт- кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода.
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод-
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
Ответ: Вода, вод, водоотвод, водоворот.
Критерии к оцениванию.
За каждое слово – 1 балл.
5. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.
Ответ:
1.А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь («Квартет»)
2.Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (Лебедь, Щука и Рак)
3. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Зеркало и Обезьяна)
4. Ты всё пела? Это дело: так, поди, же попляши! (Стрекоза и Муравей)
Критерии к оцениванию.
За каждый фразеологизм – 1 балл + 1балл за название басни
6. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.
А как будут называться эти животные женского рода? Запиши.
Ответ: корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчиха.
Критерии к оцениванию.
За верный ответ 5 баллов, 1 ошибка 2 балла.
1.Разгадай и запиши предложения:
И аз йокрог, и доп йокрог,
доП йозёреб, и доп йоклё,
имадовороХ и в дяр
В хапялш ыцдолом тяотс.
Ответ : «зеркальная» запись слов, читай наооборот.
Критерии к оцениванию.
За верный ответ 5 баллов.
nsportal.ru
Олимпиада по русскому языку для 4 класса (с ответами)
Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Ф.И.О ___________________________________________________________
Школа_______________________класс________________________________
1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
(А) палисадник; (Б) камыш; (В) заслонка;
(Г) посёлок; (Д) укротитель.
2. Готовясь к уроку, учитель подобрал пять слов на новое правило: врачи, жара, часы, грибной… Сформулируй правило, которое необходимо применить, чтобы выбрать пятое слово. Отметь, какое слово будет пятым?
А) роща; Б) лыжи; В) рукав; Г) трава; Д) частый.
3. Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа.
На сосне и на березе – бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на березе и сосне.
4.Одним словом объясните значения заимствованных слов.
Антракт, дегустация, лозунг, финал.
5. Исправьте ошибки в устойчивых словосочетаниях.
Гора луковая. Мир Древней Греции. Давайте жить в тире. Трубка пира. Глухое сено. Дом отечества. Игра не стоит встреч. Медвежья заслуга.
6.Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречается звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все прекрасные пловцы. (______________________________ )
Ответ: [а] — __________ раз; [о] — __________ раз.
7. Назови одним словом.
Жидкое косметическое средство для мытья волос — ______________________
Резиновая соска для младенца — __________________________________
Вьющаяся или завитая прядь волос — __________________________________
Мера длины, равная десяти сантиметрам — ____________________________
Непосещение школы без уважительной причины — _____________________
Устройство для замораживания продуктов — ___________________________
Подземный транспорт — _____________________________________________
Детская игрушка волчок — ____________________________________________
Сумка туриста — ___________________________________________________
Сахар в кусочках — _________________________________________________
8. Составь пословицы:
А.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.
________________________________________________________________
Б. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой.
______________________________________________________________
________________________________________________________________
Г. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.
_______________________________________________________________
Д. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в.
_____________________________________________________________
Е. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь.
__________________________________________________________________
9. Перед Вами фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.
[пашол йа в л’эс/ на йолку вл’эс// сижу на йэли/ штоб волки ни сйэли]
____________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Вот список существительных:
очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
У каких из них нет формы единственного числа?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какое слово написано с ошибкой?
(А) бреют; (Б) клеют; (В) реют; (Г) сеют; (Д) тлеют.
12.Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол:
столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье
13. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно…» Как ему надо закончить фразу?
(А) с расписанием; (Б) расписания; (В) расписанию;
(Г) расписаний; (Д) по расписанию.
14. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:
чулки — _____________________ хозяева — _______________________
туфли — _____________________ санатории — ________________________
носки — _____________________ помидоры — ________________________
килограммы — _________________ каникулы — _______________________
ботинки — __________________ домишки — ________________________
7. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», — это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика – _______________________________________________________
Ракета – ________________________________________________________
Каприз – ________________________________________________________
Мольба – _______________________________________________________
Каратист –________________________________________________________
Ответы на олимпиадные задания
(Б) камыш .
Правильный ответ 1 бал
2. Готовясь к уроку, учитель подобрал пять слов на новое правило: врачи, жара , часы, грибной… Сформулируй правило, которое необходимо применить, чтобы выбрать пятое слово. Отметь, какое слово будет пятым?
А) роща; Б) лыжи; В) рукав; Г) трава; Д) частый.
Решение. Г) трава. Варианты формулировок правила могут быть различными. Главное, чтобы ученик отразил в формулировке то, что безударный гласный в корне слова проверяется ударением – для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением.
Максимальное количество баллов – 2 балла.
3.Бахрома
Правильный ответ 1 балл
4.Антракт – перерыв, дегустация – проба, лозунг — призыв, финал – конец
За каждое правильно записанное слово 0,5 балла. Всего — 2 балла
5. Исправьте ошибки в устойчивых словосочетаниях.
Гора луковая. Мир Древней Греции. Давайте жить в тире. Трубка пира. Глухое сено. Дом отечества. Игра не стоит встреч. Медвежья заслуга.
Решение. Горе луковое. Миф Древней Греции. Давайте жить в мире. Трубка мира. Глухое село. Дым отечества. Игра не стоит свеч. Медвежья услуга.
Максимальное количество баллов – 4 балла.
6.Всего — 3 балла.
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все прекрасные пловцы. (Аквариум)
[а] – 16 раз; [о] — 8 раз.
За каждое верно отгаданное слово 0,5 балла. Всего — 5 баллов
Шампунь
Пустышка
Локон
Дециметр
Прогул
Морозильник
Метро
Юла
Рюкзак
Рафинад
8. Составь пословицы:
А.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.
Б. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой.
В. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз.
Г. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.
Д. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в.
Е. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь.
Решение. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Не рой другому яму, сам в неё упадешь. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Дарёному коню в зубы не смотрят. Как волка не корми, он всё в лес смотрит. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Максимальное количество баллов – 6 баллов.
9. Перед Вами фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.
[пашол йа в л’эс/ на йолку вл’эс// сижу на йэли/ штоп волки ни сйэли]
Решение. Пошёл я в лес, на ёлку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели.
10.бигуди, жалюзи санки, каникулы.
За каждое правильно отгаданное слово 1 балл. Всего — 4 балла
11.(Б) клеют;
Правильный ответ 2 балла.
12.столовая, столица, столяр, столешница, престол, застолье
За каждое правильно отгаданное слово 1 балл. Всего — 6 баллов
13.(В) расписанию;
Правильный ответ 2 балла
14.чулки — чулок хозяева — хозяев
туфли — туфель санатории — санаториев
носки — носков помидоры — помидоров
килограммы — килограммов каникулы — каникул
ботинки – ботинок домишки — домишек
Всего – 10 баллов (каждое правильно названное слово – 1 балл).
За орфографическую ошибку в слове – минус 0,5 балла.
15. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», — это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика –
Ракета –
Каприз –
Мольба –
Каратист –
Решение. Иголка, карета, приказ, альбом, артистка.
Максимальное количество баллов – 5.
Максимальное количество баллов-57 баллов
infourok.ru
Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс (с ответами)
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 КЛАСС
Вставь пропущенные буквы.
Он буд…т хорошо учиться.
Он буд…т меня каждое утро.
2. Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 510141.Напиши имя мальчика.
____________________________________________________________________________
Сколько раз встречается звук [т] в предложении?
Документ подписан директором.
Напиши ответ.______________________________________________________________
Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего. Что это? Напиши ответ.
____________________________________________________________________________
5. Какое местоимение можно употреблять как в обращении к одному человеку, так и к нескольким людям? Обведи его.
я ты вы они мы
6. Составь из данных слов известную пословицу и напиши её.
Дело, безделье, маленькое, большое, лучше.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
7. Напиши названия пяти дней, расположенных подряд, но так, чтобы в их названиях не встретилась буква и.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
8. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.
Прежде, чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со стола.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
9. Определи слова, о которых идёт речь, и напиши их.
Период, продолжающийся четверть года- _____________________.
Место, где скрещиваются улицы— ____________________________ .
Машина для уборки хлеба- __________________________________.
10. Впиши в четыре клеточки слово ласточка.
11. Подчеркни подлежащее в каждом предложении.
День сменил ночь. День сменила ночь.
12. Отгадай загадку, напиши отгадка.
Семя чёрно, поле гладко.
Кто умеет, тот и сеет.
Семя не всходит.
А плод приносит. ________________________________
13. Гласные буквы потерялись… В каких словах вместо пробелов можно вставить две буквы Ы, чтобы восстановить слова?
А) м__ш__ Б) ш__н__ В) кр__с__ Г) с__ч__
14. Определите, какой частью речи является выделенное слово в «заколдованном» тексте:
«Зо Кряпча ла катрамная а гувиальная!» — веско произнес гном.
А) прилагательное Б) существительное В) наречие Г) глагол
15. Какая строка не является словосочетанием?
А) по синему небу Б) бежать по траве
В) солнце светит Г) звонкими капелями
16. Каких окончаний не бывает у сочетания слов «лист дерева» в разных падежах?
А) -а,-а Б) -,-а В) -у,-у Г) -е,-а
17. Какого суффикса не существует?
A) -оньк- Б) -за- В) -ист- Г) -енн-
18. Разгадайте зашифрованное слово-ассоциацию:
строка,буква,
33, порядок
А) синоним Б) портфель В) алфавит Г) дневник
19. В каком слове произносятся только мягкие согласные звуки?
А) сентябрь Б) сеять В) русский Г) яркий
20. В каком слове отсутствует суффикс?
А) волосок Б) чайник В) карманы Г) березка
21. Укажи глагол, образованный с помощью приставки.
А) безоблачный Б) поёт В) съехать Г) подберёзовик
22. Подберите фразеологизм по смыслу: «Мы догадывались, что он нас обманывал»
A) ломал голову Б) пропускал мимо ушей
В) бил баклуши Г) водил за нос
ОТВЕТЫ НА ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС
Максимально возможное количество баллов – 41.
Задание 1.
Максимальное количество – 2 балла. (по 1 баллу — за каждую верно вставленную букву)
Ответ: Он будЕт хорошо учиться. Он будИт меня каждое утро.
Задание 2.
Максимальное количество – 2 балла. Ответ: Дима
Задание 3.
Максимальное количество – 1 балла. Ответ: 3 раза
Задание 4.
Максимальное количество – 1 балла. Ответ: язык
Задание 5.
Максимальное количество – 1 балла. Ответ: вы
Задание 6.
Максимальное количество – 5 баллов. (по 1 баллу — за каждое правильно определённое место слова в пословице)
Ответ: Маленькое дело — лучше большого безделья.
Задание 7.
Максимальное количество – 5 баллов. (по 1 баллу — за каждое правильно записанное слово)
Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
Задание 8.
Максимальное количество – 5 баллов. (по 1 баллу — за каждое правильно записанное зашифрованное слово)
Ответ: Прежде, чем вся семья опять сядет за стол, предварительно вытри со стола.
Задание 9.
Максимальное количество – 3 балла. (по 1 баллу — за каждое правильно записанное слово)
Ответ: Квартал. Перекрёсток. Комбайн.
Задание 10.
л
а
с
.
Максимальное количество – 2 балла. Ответ:Задание 11.
Максимальное количество – 2 балла. (по 1 баллу — за каждое правильно подчёркнутое подлежащее)
Ответ: День сменил ночь. День сменила ночь.
Задание 12.
Максимальное количество – 2 балла. Ответ: книга
Задания 13 — 22.
Максимальное количество – 10 баллов. (по 1 баллу — за каждое правильно выполненное задание)
Ответы:
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
В
А
В
В
Б
В
Б
В
В
Г
infourok.ru
Олимпиадные задания по русскому языку, 4 класс
Олимпиада.
Рекомендуемое время проведения – 2.00 часа
Вопросы для проведения олимпиады по русскому языку (4 класс).
(в скобках после ответов — наибольшее количество баллов, которое возможно получить за правильный ответ)
1. Поставь ударение в словах.
Документ, квартал, мастерски, единство, мельком, заговор, донельзя,
диспансер, взятый, статуя, шофер, изваяние.
Ответ: Документ, квартал, мастерски, единство, мельком, заговор, донельзя, диспансер, взятый, статуя, шофер, изваяние.
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 12)
2. Подчеркни лишнее слово и коротко обоснуй ответ:
шведка, болгарка, итальянка, корейка, японка. _______________________________________________________________
Ответ: корейка – это сорт мяса, остальные – представители разных стран
(1 балл – за правильный ответ, + 1 балл за
правильное обоснование; максимальное количество баллов – 5)
3. Прочитай стихотворение. Вставь в слова пропущенные буквы.
Чуть со_нце пригрел_ откосы
И стал_ в л_су пот_плей,
Б_рёза з_лёные косы
Развесила с тонк_ ветвей.
Вся в бел_ платье одета,
В с_рёжках, в л_стве кружевной
Ст_ит, ярким со_цем согрета,
Она на опушк_ л_сной.
Ответ: Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёза зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белом платье одета,
В серёжках, в листве кружевной
Стоит, ярким солцем согрета,
Она на опушке лесной.
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 15)
4. Напиши ответы на задания одним словом:
1) Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег — снегопад, выжимать сок — ______________________, качать воду — ____________________, сам сваливает — ____________________, колет лед — __________________, морит мух — ____________________, варить кофе — _________________, вертится и летит -________________________.
2) Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с? ______________________
3) Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?___________________
4) Определи часть речи слова «сильный»: а)Сильный спешит на помощь слабому. б) У ребенка сильный кашель. а)______________________; б) ___________________________
5) Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки — ________________, блюдца — ___________________, яблони — _______________________, ботинки — ____________________, плечи — _________________________, помидоры — ____________________?
6) Поставь нужные окончания: лечебн… шампунь; красив… тюль; желт… эмаль, асфальтированн… шоссе.
7) Есть ли в русском языке приставка «з»? _______________________________________
8) Найди слова, в которых должна быть непроизносимая согласная: доблес…ный, воскрес…ная, ужас…ный, свис…нул, трос…ник, лес…ница, ус…ные, хрус…нуть.
9) Является ли местоимение частью речи?________________________________________
Ответы: 1.Снегопад, соковыжималка, водокачка, самосвал, ледокол, мухомор, кофеварка, вертолет. 2.Т. п. 3. «я», «и» 4.Сущ., прил. 5.Носков, блюдец, яблонь, ботинок, плеч, помидоров. 6.«ый», «ый», «ая», «ое» 7.Нет. 8.Доблестный, свистнул, тростник, лестница, устные, хрустнуть 9.Да.
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 31)
5. Выполни задания:
а) Замени синонимами устаревшие слова: очи ____________, чело — _____________, ланиты — _______________, уста — _________________, перст — __________________.
б) Подберите к словам антонимы: грусть — ___________________, темнота — ________________, доброта — ____________________, вежливость — __________________ .
Ответ: а) Очи – глаза, чело – лоб, ланиты – щёки, уста – губы, перст – палец.
б) Грусть–радость, темнота– свет, доброта – злость, вежливость – грубость.
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов –9)
6. Замени данные фразеологические обороты словами близкими по значению:
Водить за нос — ____________________________
Вешать нос – _____________________________
Клевать носом – ___________________________
Задирать нос – ____________________________
Зарубить на носу – _________________________
Остаться с носом – ________________________
Ответ: Водить за нос — обманывать.
Вешать нос – грустить.
Клевать носом – дремать, хотеть спать.
Задирать нос – хвастаться.
Зарубить на носу – запомнить.
Остаться с носом – не получить желаемого
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 6)
7. Напиши жанры произведений:
Б.Заходер «Вредный кот» — это _____________________________________
Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» — это __________________________
И.Крылов «Квартет» — это _________________________________________
М. Пришвин «Золотой луг» — это____________________________________
А. Толстой «Детство Никиты» — это _________________________________
Ответ: Б.Заходер «Вредный кот» — это стихотворение
Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» — это повесть-сказка
И.Крылов «Квартет» — это басня
М. Пришвин «Золотой луг» — это рассказ
А. Толстой «Детство Никиты» — это повесть
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 5)
8. Вспомни и напиши фамилии и имена известных детских писателей:
1) Настоящее имя этого писателя Сэмюэль Ленхорн Клеменс.
__________________________________________________________________________
2) Его повесть – автобиографическое произведение. В нём он передает свои впечатления о детстве, проведенном под Самарой, на хуторе Сосновка. Главному герою он дал имя своего сына.
__________________________________________________________________________
Его можно назвать писателем – натуралистом. Самые излюбленные персонажи его произведений – птицы. Отец этого писателя научил его узнавать птиц по виду, по голосу, по полету, разыскивать самые скрытые гнезда.
_____________________________________________________________________________
Ответ: Марк Твен; Алексей Толстой; Виталий Бианки
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 3)
9. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Прочитай несколько таких пословиц и запиши аналогичные русские:
1) Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая)
_____________________________________________________________________________
2) У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская)
_____________________________________________________________________________
3) Тот не заблудится, кто спрашивает. (Итальянская)
_____________________________________________________________________________
4) После обеда приходится платить. (Английская)
_____________________________________________________________________________
Ответ: Ищи ветра в поле. Язык мой — враг мой. Язык до Киева доведет. Любишь кататься, люби и саночки возить.
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 4)
10. Выбери и подчеркни правильный вариант из скобки:
Тюль (тонкий; тонкая). Кофе (сладкое; сладкий). Кенгуру (серый; серая). Мозоль (сухой; сухая). Какао (горячий; горячее). Какаду (красивый; красивая). Депо (новый; новое). Желе (вкусный; вкусное). Шампунь (ароматный; ароматная). Пони (милый; милое). Мозоль (вредная; вредный).
Ответ: тонкая, сладкий, серый, сухая, горячее, красивый, новое, вкусное, ароматный, милый, вредная
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 11)
11. Разгадай ребусы:
в) г)
Ответ: значок, подкоп, доска, Австрия
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 4)
12. Отгадай кроссворд:
Подбери близкие по значению к данным имена прилагательные с непроизносимой согласной – и прочти в столбике ключевое слово:
1. Печальный. | 5. Отважный. |
Ответы: 1. Грустный. 2. Счастливый. 3. Гигантский. 4. Радостный. 5. Доблестный. 6. Известный. 7.Местный. 8. Честный.
Ключевое слово: синонимы.
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 8)
13. Прочитай текст и выполни задания:
Пожары в лесу.
Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.
Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек лизнул сухую ветку, зажег и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползет в небо. Начался лесной пожар.
Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных жителей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосенок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна. А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки! Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.
Задания к тексту:
1. Определи тип текста и поставь в соответствующий клетку знак «+»
Текст-повествование | Текст-описание | Текст-рассуждение | |
Текст-повествование с элементами описания | Текст –повествование с элементами рассуждения |
Ответ: Текст – повествование с элементами рассуждения (Оценка — 1 балл)
2. Определи на сколько частей можно разделить текст. Напиши коротко (одним предложением) тезис, аргументы и вывод:
Тезис:________________________________________________________________________Аргументы (доказательства): 1) __________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод:_______________________________________________________________________
Ответ:1. Вступление. Причины пожаров. (тезис)
2. Основная часть: (доказательства, аргументы)
а) Начался пожар.
б) Гибель растений и животных.
в) Жуткое зрелище!
г) Много лет пройдет, пока вырастет живой лес.
Вывод: Берегите лес. (Оценка – до 3 баллов)
3. Подумай и запиши текст – повествование с элементами рассуждения про бережное отношение к лесу на личном примере (не менее 5 предложений). Начни свой текст со слов «Лес — наше богатство!». Если в твоем рассказе будут применены разные художественные приемы (хотя бы один прием), то получишь бонусный балл.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: Задание творческое должно содержать следующие элементы – повествование, рассуждение о бережном отношении человека к лесу, выражено личное отношение к лесу и его обитателям и др. Оценка – до 3 баллов. если в рассказе применены пословицы, фразеологизмы, эпитеты и другие художественные приемы, то +1 балл, как бонус
(Максимальное количество баллов за 13 задание — 7)
4 класс
Муниципальный этап олимпиады по русскому языку
Фамилия, имя, отчество участника__________________________________
Школа ___________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество учителя____________________________________
25 марта 2015 г.
—————————————————————————————————-
Код №______
1. Поставь ударение в словах.
Документ, квартал, единство, мельком, заговор, донельзя,
диспансер, взятый, статуя, шофер, изваяние.
2. Подчеркни лишнее слово и коротко обоснуй ответ:
шведка, болгарка, итальянка, корейка, японка.
____________________________________________________________________
3. Прочитай стихотворение. Вставь в слова пропущенные буквы.
Чуть со_нце пригрел_ откосы
И стал_ в л_су пот_плей,
Б_рёза з_лёные косы
Развесила с тонк_ ветвей.
Вся в бел_ платье одета,
В с_рёжках, в л_стве кружевной
Ст_ит, ярким со_цем согрета,
Она на опушк_ л_сной.
4. Напиши ответы на задания одним словом:
1) Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег — снегопад, выжимать сок — ______________________, качать воду — ____________________, сам сваливает — ____________________, колет лед — __________________, морит мух — ____________________, варить кофе — _________________, вертится и летит -________________________.
2) Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с? ________________
3) Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?
4) Определи часть речи слова «сильный»: а)Сильный спешит на помощь слабому. б) У ребенка сильный кашель.
а)______________________;
б) ___________________________
5) Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки — ________________, блюдца — ___________________, яблони — _______________________, ботинки — ____________________, плечи — _________________________, помидоры — ____________________?
6) Поставь нужные окончания: лечебн… шампунь; красив… тюль; желт… эмаль, асфальтированн… шоссе.
7) Есть ли в русском языке приставка «з»? ___________________________________
8) Найди слова, в которых должна быть непроизносимая согласная: доблес…ный, воскрес…ная, ужас…ный, свис…нул, трос…ник, лес…ница, ус…ные, хрус…нуть.
9) Является ли местоимение частью речи?___________________________________
5. Выполни задания:
а) Замени синонимами устаревшие слова: очи ____________, чело — _____________, ланиты — _______________, уста — _________________, перст — __________________.
б) Подберите к словам антонимы: грусть — ___________________, темнота — ________________, доброта — ____________________, вежливость — __________________ .
6. Замени данные фразеологические обороты словами близкими по значению:
Водить за нос — ____________________________
Вешать нос – _____________________________
Клевать носом – ___________________________
Задирать нос – ____________________________
Зарубить на носу – _________________________
Остаться с носом – ________________________
7. Напиши жанры произведений:
Б.Заходер «Вредный кот» — это _____________________________________
Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» — это __________________________
И.Крылов «Квартет» — это _________________________________________
М. Пришвин «Золотой луг» — это____________________________________
А. Толстой «Детство Никиты» — это _________________________________
8. Вспомни и напиши фамилии и имена известных детских писателей:
1) Настоящее имя этого писателя Сэмюэль Ленхорн Клеменс.
_____________________________________________________________________
2) Его повесть – автобиографическое произведение. В нём он передает свои впечатления о детстве, проведенном под Самарой, на хуторе Сосновка. Главному герою он дал имя своего сына.
_____________________________________________________________________
Его можно назвать писателем – натуралистом. Самые излюбленные персонажи его произведений – птицы. Отец этого писателя научил его узнавать птиц по виду, по голосу, по полету, разыскивать самые скрытые гнезда.
_______________________________________________________________________
9. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Прочитай несколько таких пословиц и запиши аналогичные русские:
1) Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая)
_______________________________________________________________________
2) У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская)
_______________________________________________________________________
3) Тот не заблудится, кто спрашивает. (Итальянская)
_______________________________________________________________________
4) После обеда приходится платить. (Английская)
_______________________________________________________________________
10. Выбери и подчеркни правильный вариант из скобки:
Тюль (тонкий; тонкая). Кофе (сладкое; сладкий). Кенгуру (серый; серая). Мозоль (сухой; сухая). Какао (горячий; горячее). Какаду (красивый; красивая). Депо (новый; новое). Желе (вкусный; вкусное). Шампунь (ароматный; ароматная). Пони (милый; милое). Мозоль (вредная; вредный).
11. Разгадай ребусы:
в) г)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Отгадай кроссворд:
Подбери близкие по значению к данным имена прилагательные с непроизносимой согласной – и прочти в столбике ключевое слово:
1. Печальный. | 5. Отважный. |
13. Прочитай текст и выполни задания:
Пожары в лесу.
Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.
Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек лизнул сухую ветку, зажег и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползет в небо. Начался лесной пожар.
Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных жителей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосенок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна. А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки! Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.
Задания к тексту:
1. Определи тип текста и поставь в соответствующую клетку знак «+»
Текст-повествование | Текст-описание | Текст-рассуждение | |
Текст-повествование с элементами описания | Текст –повествование с элементами рассуждения |
2. Определи на сколько частей можно разделить текст. Напиши коротко (одним предложением) тезис, аргументы и вывод:
Тезис:__________________________________________________________________Аргументы (доказательства): 1) _________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Подумай и запиши текст – повествование с элементами рассуждения про бережное отношение к лесу на личном примере (не менее 5 предложений). Начни свой текст со слов «Лес — наше богатство!». Если в твоем рассказе будут применены разные художественные приемы (хотя бы один прием), то получишь бонусный балл.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
kopilkaurokov.ru
Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса
Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса
Материал жайлы қысқаша түсінік: Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса
Олимпиада по русскому языку4-й класс
Ф. И._____________________________________________
1.Вставь пропущенные буквы.
Он буд т хорошо учиться.
Он буд т меня каждое утро.
2. Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 5.10.14.1. Напиши имя мальчика.
Ответ:______________________
3.. Соблюдая правило русской грамматики, поставьте мягкий знак после шипящих.
Ползает уж
Шумит камыш .
Новая вещ .
Старшая доч .
Колючий ёж ..
Водится дич .
4.Подбери и запиши слова с противоположным значением.
Дружить -____________________
Недостаток -__________________
Уважать -_____________________
5.Выдели корни в данных словах
Отвари – отвори; спеши – спиши; поласкать – полоскать.
6.Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов.
На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки.________________________________
Коля написал предложение красиво как курица лапой._________________________________
От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.______________________________
7. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.
Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со стола.
8.Подчеркни подлежащее в каждом предложении.
Брат сварил кофе.
Кофе выпил брат.
9.Определи, по какому признаку слова поделены на две группы. Подчерни правильные ответы.
Розы, нога, маки, яма. Дуб, сон, мел, мель.
А. Слова разделены по количеству букв.
Б.Слова разделены по количеству звуков.
В. Слова разделены по количеству слогов.
Г. Слова распределены по родам.
10.Ваня и Зина играли в Слова (наподобие игры в Города, но по более сложным правилам). Вот какой ряд слов у них получился:
автобус—суббота—атом—моток— … —колос—соль.
Какое слово стояло на месте многоточия?
(А)кошелёк; (Б)колобок; (В)котелок; (Г)котёнок;
(Д) из четырёх перечисленных слов ни одно не подходит.
11. В какой последовательности нужно расставить предложения из сказки Г.Х.Андерсена Стойкий оловянный солдатик, чтобы получился текст.
А. Она тоже была вырезана из картона.
Б. Должно быть, она была танцовщицей.
В. На его пороге стояла хозяйка.
Г. Лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец.
Д. Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки.
а) Б ,А, Д, Г, В. в) Г, В, А, Д, Б.
б) Д, Б, А, В, Г. г) Д, А, Г, Б, В.
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
количество
баллов
Итого __________баллов
Место _______
28 баллов – 1 место
26 баллов – 2 место
24 балла – 3 место
Ответы к олимпиадным заданиям
по русскому языку 4 класс
Он будет хорошо учиться.
Он будит меня каждое утро. 2балла
Дима. 2 балла
3.
Ползает уж
Шумит камыш
Новая вещь
Старшая дочь
Колючий ёж
Водится дичь
За правильный ответ по 0,5 балла
4 Дружить- враждовать
Недостаток – достоинство
Уважать- презирать
За правильный ответ 3 балла
5.Отвари– отвори;спеши – спиши; поласкать– полоскать
За правильный ответ по 1 баллу
6.
На субботнике наш класс хорошо работал (не покладая рук, засучив рукава)
Коля написал предложение красиво ( без сучка, без задоринки, комар носа не подточит)
От моего дома до школы очень близко, (рукой подать)
За правильный ответ 3 балла
7. Прежде чем семья опять сядет за стол, предварительно вытри со стола. 2 балла
8.Братсварил кофе.
Кофе выпилбрат. За правильный ответ 2 балла.
9.Слова разделены по количеству звуков, слова разделены по количеству слогов.По одному баллу за каждый вариант. За каждый неверный признак минус 1 балл ( 0-1-2 балла).
10. котелок – 4 балла
11. Г, В, А, Д, Б. (в) — 2 балла или 0 баллов –др. варианты
Всего: баллов 28
ziatker.kz
Олимпиада по русскому языку 4 класс
Олимпиада по русскому языку 4 класс
1. Поставь ударение:
Дремота, балую, договор, положил, статуя, средства, тефтели, досуха, нефтепровод.
2. Определи, какие звуки являются общими в каждой паре слов:
а) детский, цирк
б) мягкий, храм
в) конечно, ложки
г) газель, вокзал
3. Определи части речи в предложении:
Вероокая трышь грузно окисляла бузявшую закорявку.
4. У каких существительных начальная форма слова совпадает по написанию с неопределённой формой глаголов? Приведи примеры.
5. Как понимаешь выражения?
а) собачья жизнь
б) собака на сене
в) вот где собака зарыта
г) собаку съел
д) жить как кошка с собакой
6. Подбери имена прилагательные – определения к словам:
Тюль, рояль, фамилия, фасоль, кенгуру, мозоль, прорубь, дитя.
7. Разбей слова на группы:
Замок, теремок, листок, приток, венок, клинок, песок, намок.
Объясни, по какому признаку ты сгруппировал слова.
8. Составь словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в переносном значении:
Седой, бархатный, прямой, глубокий.
9. В каких словах количество звуков и букв совпадает?
Классный, поздний, пьём, зреют, объём, подъезд, боюсь, сольёшь, соединить, бреешь.
10. Найди «четвёртое лишнее». Объясни, почему.
а) белка, булка, пенка, шапка
б) сломать, сделать, сдуть, смотреть
Олимпиада по русскому языку №2 (4 класс).
Задание 1. Вы знаете лишь две последние буквы слова: -ло.
Попытайтесь определить, к какой части речи можно отнести это слово и обоснуйте свой ответ.
Задание 2. Какие слова записаны в фонетической транскрипции?
[сй’эст]
[л’эс’т’]
[сп’ишы]
Задание 3. Мы предлагаем тебе познакомиться с работой одного ученика, которому было дано задание: «Осуществи проверку орфограмм слабых позиций в разных частях слова».
Он выполнил его так:
уч . ник – (учитель) — учиник
в магазин . – (в пути) – в магазини
сад . вод – (садовник) – садовод
дожд . вой – (дожди) – дождивой
. бломать – (облако) – обломать »
А) определи, какие ошибки имеются в работе ученика;
Б) сформулируй, что должен знать и уметь ученик, чтобы впредь не допускать таких ошибок.
Задание 4. Замени слова устойчивыми словосочетаниями (фразеологическими оборотами).
Обманывать –
Обидеться –
Доверчиво слушать –
Усиленно думать над трудным вопросом –
Задание 5. В каждой группе слов найди «лишнее». Объясни, почему.
А) горошинка, изюминка, снежинка, соломинка;
Б) четырехугольник, четыре, четверка, четверть;
В) тюль, бюллетень, рояль, гроздь;
Г) хныкать, жаловаться, сетовать, роптать.
Задание 6. Перед тобой предложение:
Пролетали мимо города, села и хутора.
Один четвероклассник сказал, что предложение может иметь 2 смысла. Так ли это? Обоснуй свой ответ.
Олимпиадные задания по русскому языку. 4 класс
1. Составь и запиши простое предложение, состоящее из десятка слов, шесть из которых являются главными членами предложения, а остальные — второстепенными.Подчеркни в написанном тобою предложении грамматическую основу.
2. Вставь пропущенные буквы, определи род имён существительных:
крупн…… картофель, вкусн…… повидло, просторн….. фойе, нов…. бюро, бел….. вуаль
3.Запиши слова в родительном падеже:
сон, шов, щегол, день, отец,
сапоги, земли, апельсины, носки, деревни;
4. Выпиши в один столбик имена существительные мужского рода, а в другой — среднего рода. Расставь ударения.
силос, хвоя, шофёр, молодёжь, маэстро, депо, термос, эфирный, презентация, дилетант, объективность, общество, свитер, модель, кофе, тюль, варварство, шоссе, что, музей, вуаль, кино, ложе, ложа;
5. Распредели слова по группам:
а) однокоренные слова; б) формы одного и того же слова; в) прочие слова;
сад, пересадка, садик, садовник, садиться, садиком, садовники, сады, усадить, садоводство, засада, садовый;
6. Выполняя это задание, используй в качестве ключа для его решения такой пример: в предложении «Принеси кофе дяде, сынок.», спрятано имя Федя.
Невкусный этот омар и яблоки тоже. Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста! Ковал я железо ясным днём. А к сим делам не трудно — легко приступить. Все ваш совет знают, но не ловится коварный малёк сейчас, честно скажу.
7. Замени фразеологизы одним глаголом:
держать язык за зубами — ……………………………………………..,
взять себя в руки — ………………………………………………………..,
болеть душой — ………………………………………………………………,
бить баклуши — ……………………………………………………………….,
души не чаять — ……………………………………………………………..;
8. В «сказочном» языке есть слово жонгивка. Известно, что слово жонгивка изменяется так: жонгивка, жонгивки, жонгивке.
У этого слова есть родственные слова: жонгивит, нгива, нгивок.
В словах жонгивка, пыбучка, лужезка одинаковый суффикс.
В словах жонгивка, жобамю, жоларка одинаковая приставка.
Разбери по составу слово жонгивка.
Олимпиадная работа по русскому языку 4 класс
Задание1.
Записать слова в таком порядке:
А) подчеркнуть буквы, обозначающие 1 звук;
Б) подчеркнуть буквы, обозначающие два звука;
В) подчеркнуть буквы , не обозначающие звука;
Здание, костюм, здесь,мёд,сделать, юбилей, съёмка, въезд, тяжесть, яблоко.
Будьте внимательны, в некоторых словах подчёркивается две буквы, эти слова напишите дважды.
Задание 2.
Решите орфографическую задачу, вставляя нужную букву в начале слова. Выделите приставку в слове.
(с,з)дание,(с,з)жать,(с,з)давать,(с,з)делать,(с,з)десь,(с,з)беречь,(с,з)гиб,(с,з)говориться,(с,з)дешний,(с,з)дравствуй, не видно не (з,с)ги,(с,з)бить .
Задание 3.
Вписать прилагательные по смыслу:
Выпить…кофе. Повесить….тюль. Въехать в …..тоннель.Увидеть ….фламинго. Натереть ……..мозоль.
Задание 4.
Поставить слова во множественном числе.
Трактор -………….., директор -……,.., тюль — ……………., шофёр -……………., фламинго-……………………., инженер- ………………….., мандарин- …………………………….,
апельсин -…………………………., дно-…………………
Задание 5.
Записать 10 существительных, употребляемых только во множественном числе.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание 6.
Допишите «крылатые слова», раскрывая смысл выражений.
В час по чайной ложке-………………………, морочить голову-…………………………,во весь дух-…………………………….,засучив рукава -…………………………..,ни пуха ,ни пера -……………………………….,вешать лапшу на уши -……………………………
Задание 7.
Почему так говорят?
Одеть-………………………………………..,надеть-…………………………………….,
Оплатить-……………………………..,заплатить- …………………………………….
Задание 8.
Объяснить название нашего города и двух (любых)улиц.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание 9.
С какими словами может сочетаться слово «говорить»?
gigabaza.ru
Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса
Олимпиада по русскому языку 4 класс 2017 – 2018 уч.год
Класс 4 «___» Учитель _____________________________________
Фамилия, имя _________________________________________________
1. Запиши синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова:
лес —_____________
горе — ___________
мороз —_________________
сообщение —____________
2. Распредели имена существительные по родам.
Мозоль, какао, фланель, толь, шоссе, полынь, туннель, повидло, ферзь, тюль.
М.р ________________________________________________________________
ср.р _______________________________________________________________
Ж.р._______________________________________________________________
3. Запиши 3 пословицы, в которых встречается слово «семь».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Подчеркни слова, где только твёрдые согласные.
Водит, пашешь, верит, смех, мел, можешь, матч.
5. Найди лишнее слово в каждой строчке. Подчеркни.
а) поездка, полка, посмотреть, посадка;
б) стена, борода, река, щека;
в) брюки, ворота, ножницы, лыжи, санки;
е) жалость, жалоба, жалкий, жалить;
ж) красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный;
6.Замени высказывания одним сложным словом с соединительной гласной.
Человек, который любит трудиться — _____________________________
Ферма, на которой разводят птицу — ___________________________________
Лесные насаждения, защищающие поля — ______________________________
Судно с паровым двигателем -________________________________________
Человек, который любит принимать гостей- ____________________________
Лекарственное средство против боли -_________________________________
7. Составь и запиши словосочетания со словом воздух по предложенным схемам
сущ. + сущ. ______________________ прил. + сущ.__________________
гл. + сущ. _______________________
8. В одно из них можно войти, а в другое выйти, их можно развесить, ими можно хлопать, иногда они могут вянуть. Что это? Ответ укажи во множественном числе. __________________________
9.Замени фразеологизм одним словом
Путаться под ногами ____________
Тянуть кота за хвост ____________
Водить за нос __________________
Пропустить мимо ушей __________
Кривить душой ________________
Бить баклуши __________________
Диктант __________________ баллов
Всего ______ баллов
Место _________
compedu.ru