cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация триз технология – Технология ТРИЗ — презентация, доклад, проект

Презентация Технологии ТРИЗ в ДОУ

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Технология ТРИЗ Бобкова Наталия Николаевна Воспитатель первой квалификационной категории «Детский сад № 34 «Теремок» «Пусть гением будет ребёнок лишенный всяческих стереотипов в своём познании мира» Л.С. Выготский

2 слайд Описание слайда:

ТРИЗ — теория решения изобретательных задач

3 слайд
Описание слайда:

Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926-24.09.1998)

4 слайд Описание слайда:

Технология Г. С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть — творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ — теория развития творческой личности.

5 слайд Описание слайда:

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

6 слайд Описание слайда:

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

7 слайд
Описание слайда:

Программа ТРИЗ для дошкольников — это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий — ключ к творческому мышлению.

8 слайд Описание слайда:

Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания ребенка ТРИЗ НООД по различным областям Кружковая работа Работа с педагогами ДОУ Работа с родителями Праздники Вечера развлечений Индивидуальная работа с детьми Физминутки

9 слайд
Описание слайда:

Мировой фонд методов и приемов развития мышления, и воображения насчитывает около 70 единиц и производных от них.

10 слайд Описание слайда:

Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности. Метод проб и ошибок – наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые.

11 слайд
Описание слайда:

Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф.Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач.  

12 слайд Описание слайда:

Еще один вид активизации мышления Морфологического анализа – Круги Луллия.  Сам круг сделан из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. С помощью  Кругов Луллия  закрепляются и систематизируются знания детей об объектах окружающей действительности.

13 слайд
Описание слайда:

 Метод фокальных объектов предложен американским психологом Ч.Вайтингом Выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства. Фея Шар Костер Добрая Расписной Большой Красивая Летучий Жаркий Воздушная Мыльный Яркий Матрешка Добрая, красивая, расписная, большая, яркая

14 слайд Описание слайда:

Типовые приёмы фантазирования. Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования: — увеличение-уменьшение, — дробление-объединение, — оживление-окаменение, — специализация-универсализация, — преобразование свойств времени, — приём «Наоборот».

15 слайд Описание слайда:

Метод Мозгового Штурма  предложен американским учёным А. Осборном, используется для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычный рисунок, а изобразительных материалов нет. Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

16 слайд
Описание слайда:

Синектика предложен У. Гордоном в50 годы XX столетия– возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления –  способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Очень удачен этот прием на физкультминутках.

17 слайд Описание слайда:

Метод каталога.  Был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э.Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками. Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

18 слайд
Описание слайда:

ММЧ( метод маленьких человечков). Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

19 слайд Описание слайда:

Системный оператор Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение.    

20 слайд Описание слайда:

Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно -образовательном процессе дошкольного учреждения.    

21 слайд Описание слайда:

Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др. Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

22 слайд Описание слайда:

Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?». На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

23 слайд Описание слайда:

Рисование восковыми Пособия по развитию сенсорных эталонов

24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда:

Круги «Луллия

26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда:

Технология ТРИЗ и используемые в ней методы и приемы помогают педагогам нашего ДОУ. Ведь как сказал Я. Каменский: «Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек».

29 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-305025

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пчёлка»» с.Александров-Гай

Мастер-класс.

«Развитие творческих способностей педагогов при использовании технологии ТРИЗ».

Подготовила воспитатель:

подготовительной группы

Байгулова К.А.

2017 учебный год

Применение ТРИЗ-технологии в детских садах

Уважаемые воспитатели! Утвержденный несколько лет назад на федеральном уровне стандарт дошкольного образования подчеркнул необходимость пересмотра некоторых взглядов на обучение и воспитание малышей в детских садиках. В частности, была подчеркнута необходимость усилить программы, направленные на развитие тех способностей, которые каждый ребенок имеет от рождения.

И в плане грамотного решения поставленных задач как нельзя лучше показала себя ТРИЗ-технология в детском саду. О том, что именно дает данная методика при использовании в ДОУ, а также о методах ее внедрениях и пойдет речь .

С 2016 года я стала внедрять эту методику, мною была подготовлена презентация и тренинг по теме « Загадка как средство развития речи детей». ТРИЗ — это методика, которая учит решать различного рода изобретательские задачи максимально продуктивными, простыми и быстрыми способами.

Причем термин «изобретательский» хотя и подчеркивает основную направленность техники, однако совершенно не ограничивает ее сферу применения. Именно поэтому можно смело говорить об универсальности теории решения изобретательских задач, ведь она, в первую очередь, учит мыслить творчески, нестандартно и смело.

В связи с этим использование ТРИЗ в детском саду — это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать те задачи, которые были возложены Министерством образования страны на педагогов в ДОУ.

В рамках ДОУ у ТРИЗ определяются следующие функции:

  • Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.

  • Обучение самостоятельной работе.

  • Формирование творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.

  • Обучение эффективной работе в группах.

  • Обучение прогнозированию тех или иных ситуаций и пр.

При этом все пункты выполняются с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении, который дает возможность достучаться решительно до любого ребенка

В итоге, у малышей:

  • Формируется своя точка зрения на различные вещи.

  • Появляется свое мнение и смелость для ее выражения, защиты.

  • Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы.

  • Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей.

  • Развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия.

  • Появляется смелость общения.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей педагогов при использовании технологии ТРИЗ».

Цель игры: Совершенствовать профессиональное мастерство, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления. Закрепить умение применять теоретические знания ТРИЗ в творческой деятельности. Побуждать педагогов использовать приёмы ТРИЗ в практической работе.

Ход игры:

Ведущий: Уважаемые коллеги! Прежде мне хотелось бы настроить Вас на нешаблонное мышление. Послушайте задачу и помогите мне её решить.

В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь. Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей. Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, Когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали? Выслушать разные варианты воспитателей.

(Вслед за этим она полезла в сумку и вытащила камешек. Но, прежде чем успели разглядеть его цвет, камешек выскользнул из руки у девушки. Он упал на землю, сплошь усеянную гравием, так что нельзя было установить, что за камешек она держала в руке. Несмотря на волнение, купеческая дочь с изысканной вежливостью обратилась к ростовщику:— Мне жаль, что я уронила камешек. Его теперь не отыскать. Остается одно. Посмотрим, какого цвета камешек у вас в сумке. Если белый, значит, мой был черным, и наоборот. Ростовщику ничего не оставалось, как вытащить из сумки камешек, который, естественно, был черным. Тем самым ростовщику пришлось признать, что купеческой дочери достался белый камешек. Итак, дочь с отцом были спасены. Смышленая дочь знала, что оба камешка в сумке ростовщика были черными и, значит, участь ее была предрешена. Она оказалась безучастным зрителем происходящего и ничего не могла поделать. Она была «гостьей». Но благодаря уловке ей удалось перехватить инициативу и стать хозяйкой положения.) Каждый из вас высказал свое предположение но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный. Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности.. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Современные образовательные технологии. ТРИЗ.

Сказка «Колобок» на новый лад. Инсценирование с воспитателями.

Действующие лица:

Вика, Колобок, Бабушка, Гугл.

1.Вика: Однажды я у бабушки в выходной гостила

И бабушка на радости, тесто замесила,

Колобок испекся, всем на загляденье!

Румяный, ароматный просто объеденье!

2.Бабушка: Положу-ка на окошко

Пусть остынет, хоть немножко!

Поспешу я в огород,

Там меня прополка ждет!

1.Вика: Ай, да чудный колобок,

Съем его хрустящий бок,

И вдруг я слышу голос:

3.Колобок: Ой!

1.ВикаКолобок, ты что, живой!

3.Колобок: Да, живой, пойдем скорей,

Мы с тобой искать друзей!

Узнавать про мир вокруг!

1.ВикаКолобок, ведь я твой друг!

Не надо никуда бежать,

Можно дома все узнать.

Происходит что на свете,

Мы поищем в интернете.

3.Колобок: Это что за интернет,

Про меня там точно нет,

1.ВикаКолобок, не вешай нос,

Я сейчас задам вопрос,

Эй, гугл, ответь, кто круглый и румяный,

Замешен на муке, сметане,

Нужна тебе еще подсказка?

4.Гугл: Нет! Это Колобок из русской сказки.

3.Колобок: Вот это чудеса,

пусть съест меня лиса!

Эй, гугл, А есть ли кто то тоже,

Круглый, на меня похожий?

Гугл:

Конечно, есть,

Их даже всех не перечесть

Предметов круглых очень много,

1.Вика: Нам ответил гугл строго,

Потом немного помолчал,

И смайлик колобку прислал.

Колобок: Вот, здорово! Совсем как я,

Вы мои новые друзья,

Меняют настроение,

Всем на удивление!

1.Вика: Теперь мы с колобком

Друг другу, смайлик шлем,

Общаемся по интернету

Все: И крепче нашей дружбы нету.

infourok.ru

Презентация на тему: Технологии ТРИЗ в образовательном процессе

•Технологии  ТРИЗ в образовательном процессе

•Проскурина Г.А.

•Что нам дает использование технологии ТРИЗ ?

•- Развитие воображения;

•- Развитие логического мышления;

•- Развитие творческого мышления;

•- Развитие внимания;

•- Развитие речи.

•Использование элементов технологии ТРИЗ в образовательных областях

•В Познавательно – речевом развитии;

•В коммуникативно-личностном развитии;

•В художественно-эстетическом развитии;

•В физическом развитии;

•А так же в работе с родителями

То есть во всех образовательных областях!!!

•Область «Познание»

•ТРИЗ в речевом развитии

•Область «коммуникативное развитие» приемы,  применяемые в ТРИЗ

•Область «Художественно-эстетическое развитие»

Создание и определение условий развития творческих особенностей

 

•Эмоционально – благополучная творческая атмосфера

•Организация предметно – развивающей среды

•Использование нестандартных технологий на занятиях

•Работа с родителями

•Физическое развитие

•Прогулки- походы

•Соревнования

•Неделя здоровья

•Спортивные праздники

•Закаливания

•Спортивные досуги

•Спортивные развлечения

•Беседы по валеологии

•Дошкольное учреждение, где я работаю, является инновационной площадкой. Использование ТРИЗ – технологий в рамках «Игроград», я считаю очень актуальным. Для этого создается соответствующая развивающая среда, а именно: оформление зоны, куда входят группы образно-символического оборудования, представленная пособиями, расширяющими круг представления ребенка, способствующими развитию поисковой деятельности (а именно, поиску сходства и различия, поиску классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений). Дети самостоятельно могут использовать различные дидактические, развивающие игры и пособия, картинки.

•Методы ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностей, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС.

nsportal.ru

«Специфические методы и приемы работы с детьми по технологии ТРИЗ»

«Специфические методы и приемы работы с детьми по технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)».

Директор ГККП «Ясли-сад «Гулливер»: Козлова Е.А.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления.

Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.

Практика показала, с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов — практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х. годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно — мыслящих личностей, умеющих решать проблемы.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом:

« Творчество во всем».

Автором теории ТРИЗ является бакинский изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер (Альтов).

Сегодня мы расскажем о специфических методах и приемах работы с детьми характерные только в технологии ТРИЗ.

Данная работа проводится поэтапно:

Задачи 1 ЭТАПА.

Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.

1. Метод «Противоречия».

Например игра «Хорошо – плохо» заставляет детей постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

Игра «Хорошо – плохо» проводится в несколько этапов.

1этап.

Выбирается объект, который не вызывает у ребёнка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать, книга, дождь, листопад, карандаш, костёр. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо», а что «хорошо», что нравится и не нравится, что удобно и неудобно.

2 этап

Например: делать уколы

— плохо, потому что больно;

— хорошо – быстро поправишься;

— не нравится – страшно;

— нравится – после уколов мама хвалит за храбрость;

— не люблю , потому что иголка острая и колется;

— люблю , потому что мама потом прочтёт сказку или….

Детям предлагаются для игры объекты или явления вызывающие у ребёнка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной оценке : кукла – «хорошо», лекарство – «плохо»

В данном случае обсуждение идёт в том же порядке, как на 1 этапе, только взрослый должен помочь ребёнку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта или явления.

3 этап

Например

— хорошо когда в мороз сидишь дома у тёплой печки;

— плохо, когда стоишь в мороз на остановке и ждёшь автобус.

Когда дети научатся выделять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению положительных и отрицательных качеств в зависимости от условий, в которые ставятся эти объекты и явления.

7

4 этап

Умение видеть противоречия и решать их в процессе познания помогают игры “Хорошо — плохо”, “Польза — вред”, “Наоборот” и др.

В: Съесть конфету — хорошо. Почему?

  — Потому, что она сладкая.

  В: Съесть конфету — плохо. Почему?

  — Могут заболеть зубы.

  То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?».

Игра проводится с разделением группы детей на две команды.

В ходе игры одна команда называет только положительные, а другая только отрицательные стороны объекта или явления предложенного для обсуждения.

Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства,  способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

Достоинства метода мозгового штурма:

-Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей. 

-Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий. 

-Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться. 

-Можно научить слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение.

-Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые. 

  • Метод почти не требует от воспитателей предварительной подготовки.  Потому что может возникнуть незапланированно при решении какой – либо задачи (бытовой или сказочной), во время игры, занятия, при обсуждении поступка, случая из жизни или события из художественного произведения.

Например:

Как можно определить время, если нет часов . Приемлемый ответ зависит от конкретных обстоятельств.

Позвонить по телефону; включить радио и ждать, когда объявят точное время; выйти на улицу и спросить прохожего; приблизительно определить по положению солнца и т.д.

Примеры с  детьми.  1. Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?  2. Как обогревать людей на улицах в лютый мороз?   3. Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход?  4. Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу? 

Суть метода заключается в следующем:

перед нами как в фокусе, объект, который надо усовершенствовать.

Для усовершенствования на данный объект переносятся свойства другого объекта, никак с ним не связанных.

Неожиданные сочетания дают интересные результаты.

Метод фокальных объектов позволяет найти идеи новых, оригинальных товаров, различных сувениров, игрушек, предметов, фруктов.

НАПРИМЕР:

1. Выбираем объект — Яблоко

2. Выбираем другой предмет – это может любой предмет или слово

из книги, могут быть карточки, или расставленные игрушки…

3. Предмет найден. Предлагаем детям описать его, подбирая 5 – 10 определений. Например выбрали слово «пингвин». Записываем ( или обозначаем рисунками, символами) на доске подобранные определения: прыгающий, бегущий, летающий (в прыжках), плавающий, смеющийся, заботливый.

4. Подобранные определения подставляем к слову – яблоко.

Прыгающее яблоко

Летающее яблоко

Смеющееся яблоко

Плавающее яблоко

Заботливое яблоко.

5. Выбираем самое интересное словосочетание :

Смеющееся яблоко

6. Интересное словосочетание найдено, нужно придать яблоку нужные качества. Для этого нужно «ввести» в него те элементы, которые ему несвойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект.

Смеющиеся яблоки растут на дереве. Их надо собрать. Как? Только притронешься к «смеющемуся яблоку» — оно так расхохочется, что может лопнуть от смеха. Ему надо рассказать что – нибудь грустное , а потом срывать.

Фантазии детей в процессе придумывании таких рассказов, нет предела. Поэтому важно направить ее в нужное русло. Как можно полнее раскрывая свойства «яблока» и «пингвина».

Пользуясь методом  можно придумать

фантастическое животное, придумать ему

название, кто его родители и чем будет питаться.

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли .

Правила игры

Загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков .

Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан. 

Здесь очень помогают опыты –эксперименты

Детям предлагается по очереди проткнуть деревянной палочкой воду в стаканчике, молоко в стаканчике. В результате опыта дети выясняют, что палочка достаточно легко проходит через воду и молоко. Значит здесь живут не очень дружные человечки! Но все- таки они рядом, иначе бы мы не увидели не воду, не молоко! Во всех этих веществах живут жидкие человечки и такие вещества называются — жидкими.

1 Детям предлагается по очереди попробовать проткнуть деревянной палочкой деревянный брусок, камень, кусочек пластмассы. В результате опыта дети выясняют, что это сделать невозможно! Значит во всех этих веществах живут дружные человечки! Эти вещества — твердые!

А как же нам найти третьих человечков? Где нам взять, например, дым или воздух? (ответы детей, возможно, они скажут, что воздух вокруг нас) Я предлагаю вам поймать воздух! Возьмите пакет. Он пустой? А сейчас, возьмите пакет за верхние уголки и попробуйте его закручивать. Ой, а что же это у нас в пакете появилось? (пакет надувается, как шарик). Да ребята, это мы с вами поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой — проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки! Это состояние газообразное.

6.Метод «Системный оператор”  

Помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элементу

6. Метод —   Типовые приемы фантазирования (ТПФ)

для развития творческого воображения.

Специфические методы и приёмы технологии ТРИЗ используются не только в работе с детьми, но и с родителями.

Игра: «Нарисуем и фантазируем».

Лист бумаги

Простой карандаш.

Цветной карандаш.

1 Под звучащую музыку с закрытыми глазами лёгким движением простого карандаша, нанести любые линии не отрывая карандаш от листа.

2 Открываете глаза и внимательно всматриваетесь в рисунок.

Задание: Увидеть в переплетение линий какой либо силуэт и обвести цветным карандашом.

Такие игры развивают воображение, сосредоточенность, фантазию, усидчивость, творческие способности, художественные способности .

Упражнение «Имя существительное» (мозговой штурм)

—  Предлагаю продолжить самоанализ своего состояния и состояния своей семьи. Инструкция: за 1 минуту необходимо назвать как можно больше существительных, связанных с семьей.

Анализ: какие существительные названы в числе первых трех?

Если, например, муж, дом, ребенок, то это хорошо.

videouroki.net

Презентация на тему: Внедрение технологии ТРИЗ

Слайд 1

Внедрение технологии триз в работу доу СОСТАВИЛА СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ 1 КАТЕГОРИИ ХАРИНА А.Ю. МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №72»

Слайд 2

Цель : Создать модель методического сопровождения педагогов ДОУ по внедрению технологии ТРИЗ

Слайд 3

Задачи 1. Обучить педагогов методам и приемам ТРИЗ 2. Помочь педагогам внедрить технологию ТРИЗ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ процесс; 3 . Способствовать раскрытию творческого потенциала через использование ТРИЗ; 4. Мотивировать на самостоятельный поиск и использование инновационных технологий в образовательном процессе.

Слайд 4

Руководитель проекта по внедрению технологии ТРИЗ Творческая группа Педагоги участвующие в проекте Принимают участие в семинарах практи Принимают участие в заседаниях творческой мастерской Проводят игры ,НОД с использованием ТРИЗ. используя материалы семинаров Разработала проведение мониторинга Содержание методического сопровождения

Слайд 5

Актуальность технологии: Целью данной технологии является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой — поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению. Ведь именно наши психологические качества определяют легкость и быстроту усвоения информации, понятий, принципов и т.п. Младшие дошкольники почти не имеют психологических барьеров, а вот у старших дошкольников они уже наблюдаются. А ТРИЗ позволяет их снять, «убрать» боязнь перед новым, неизвестным, сформировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, требующих решения. Данный опыт поможет педагогам с младшего дошкольного возраста развивать у детей нестандартное мышление .

Слайд 6

Что развивает в детях теория ТРИЗ? Конечно же, память, воображение, фантазию и самое главное – творческую личность. Тех, кто умнее всегда присекали , но тем не менее жизнь диктует нам создание чего-то нового. В человеке борются два противоречия. ТРИЗ поможет детям научится анализировать, решать разные проблемы

Слайд 7

Педагоги посетили семинары, семинары-практикумы. прошли стажировку в г.Ульяновске по технологии ТРИЗ, приняли участие в заседании творческой мастерской.

Слайд 8

Сбор материалов по работе в педагогической деятельности с использованием технологии ТРИЗ . 1. Гин . С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк . уреждений : 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с. ; 2. Измайлова Е. И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М. : АРКТИ, 20911- 3. Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ: № 8 (1988 г.) ; № 5, 6 (1989 г.) ; № 1, 2, 3, 5 (1990г.) ; № 4 (1993г.) ; № 1 (1994 г.) ; № 5 (1996 г.) ; № 11 (1997 г.) ; № 5, 9 (1998 г.) . 4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. — Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине 5. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В.Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технология ТРИЗ) 6. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков

Слайд 9

Педагоги средней группы изготовили пособие по ТРИЗ

Слайд 10

С помощью морфологической таблицы дети создают новые игрушки

Слайд 12

Знакомимся с алгоритмом игры «Да-нет — ка»

Слайд 13

Диагностика проводилась на основе знаний и умений детей. По наблюдениям за детьми в общении со сверстниками и взрослыми, по умению детей рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения, по развитию логического мышления.

Слайд 14

Возрастная группа Количество групп Общее количество детей Процент усвоения ноябрь январь ноябрь январь I младшая 1 20 21 6% 11% II младшая 1 16 22 7% 8% средняя 1 30 30 10% 13% всего 3 66 73 8% 11%

Слайд 15

Полученные результаты подтверждают важность использования технологии ТРИЗ с дошкольниками. Методы данной технологии позволили успешно решить задачи интеллектуального развития дошкольников

Слайд 16

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *