cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Окружающий мир 4 класс как человек двигается презентация – Урок по окружающему миру 4 класс по ПНШ «Как двигается человек»

Урок по окружающему миру 4 класс по ПНШ «Как двигается человек»

Проект урока по УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель:

Князева Надежда Александровна

МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца» Вологодской области

Грязовец 2017

Предмет: окружающий мир, 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

Тема учебного занятия: «Как человек двигается»

Место урока в теме: 5-ый урок в разделе «Человеческий организм»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: создать условия для формирования представлений о значении костно-мышечной системы и значимости правильной осанки человека при сидении и ходьбе.

Задачи урока:

— постановка учебной проблемы;

— субъективное открытие нового знания, выражение его в доступных формах;

— формировать представление о функциях костно-мышечной системы;

— развивать умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы;

— воспитывать правильное отношение к своему телу, формировать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Планируемые результаты:

Предметные: понимать как происходит движение человека, о значении костно-мышечной системы организма ; правильной осанки.

Метапредметные:

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение).

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция;

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организация и осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: внутренняя позиция школьника;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Ресурсы урока (оборудование): мультимедиа, макет скелета, учебник «Окружающий мир» 4 класс (О.Н.Федотова, Г.В. Трофимова, С.А.Трофимов), раздаточный материал (лист – исследователя), словари С.Ожегова, детские кубики, гирька, «Лесенка успеха» — на этапе рефлексии.

См. Приложение, электронная доска.

Этапы урока,

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационно-мотивационный

Цель этапа: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проверка готовности к уроку.

Организует класс на работу

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Я, скажу себе, друзья,

Не боюсь я никогда.

Ни диктанта, ни контрольной,

Ни стихов и ни задач,

Ни проблем, ни неудач.

Я спокоен и не хмурлив,

Просто не люблю я страх,

Я держу себя в руках.

С какой целью я прочитала вам это стихотворении в начале урока?

Давайте улыбнёмся друг другу с хорошим настроением и начнём урок.

Проверяют организацию рабочего места

Поднять настроение, ничего не бояться. Быть внимательными и активно работать на уроке. У нас всё получится.

Познавательные УУД:

контроль.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать.

II.Определение темы урока

Участие в диалоге по определению темы урока

А сейчас, пожалуйста, всё внимание на экран.(Слайд 1, видеофильм

«Движение – это жизнь» )

— «ЖИЗНЬ ТРЕБУЕТ ДВИЖЕНИЯ», — сказал известный древнегреческий философ и мыслитель Аристотель.

— А теперь задумайтесь над смыслом высказывания известного древнегреческого философа и мыслителя Аристотеля.

Вывод: Ещё древние мыслители путём собственных наблюдений пришли к выводу о значении движения в жизни человека. Движение и жизнь тесно связаны друг с другом.

«Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». Эти слова были высечены на скале в Древней Греции. Представьте себе, что всё движение в городе на 5 минут остановилось, на что будет похож наш город? Постановка проблемы урока.

 Предлагаю вам, ребята, немножко размяться: побежали (на месте), попрыгали, похлопали в ладоши, присели, наклонились и заняли свои места.
Что мы с вами только что делали?

—  Одним словом?
—  А как человек это выполняет? С помощью чего? 

— Значит, кто может сформулировать тему нашего урока?

Размышления детей.

— Бегали,…

— Двигались

— С помощью костей, мышц, нервной системы.

Как человек двигается

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации.

III. Целеполагание и постановка задач Формулировка цели урока

А какую мы поставим цель из нашей темы?

Мотивация: А для чего нам надо это знать?

А какие мы поставим перед собой задачи, чтобы достичь нашей цели?

(Поочередно листы с задачами вывешиваются на доску.)

— Это мы составили план работы на уроке. А как мы будем оценивать себя в конце урока? Достигли мы цели или нет?

Выведем критерии самооценки.

 Ну что же, будем открывать знания вместе! Я вам предлагаю провести урок в виде исследования. Каждый из вас будет исследователем. А исследовать мы будем опорно-двигательную систему.

Узнать, как человек двигается, что помогает двигаться человеку, от чего это зависит

— Сохранять здоровье, успешно сдать всероссийский проверочные работы. 1. Вспомнить, что такое система органов.

2. Узнать части скелета и их назначение.

3. Выяснить, какую работу выполняют мышцы.

4. Уточнить, для чего нужна правильная осанка.

1. Я знаю части скелета и их назначение.

2. Я понял(а), какую работу выполняют мышцы.

3.Уметь соблюдать правила для поддержания правильной осанки.

Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; осознанное построение речевого высказывания

Регулятивные УУД: целеполагание планирование:

составление плана и последовательности действий.

Личностные УУД: смыслообразование

Коммуникативные УУД:

умение находить общее решение.

IV.Реализация выбранного проекта.

Цели этапа: актуализировать знания о опорно-двигательном аппарате;

умение работать с толковы словарём

— Давайте посмотрим на первый пункт плана и вспомним, что такое система органов?

— Какие системы вы знаете?

— А вместе костная и мышечная система что образуют ?

— Сегодня мы и будем исследовать опорно-двигательный аппарат.

— Прочитайте второй пункт плана.

— Давайте обратимся к учебнику на стр. 17.

Поработайте в парах.

— Рассмотрите рисунок, прочитайте название частей скелета.

— Назовите части скелета. А сейчас внимательно послушайте сообщение и подумайте, какое назначение скелета в организме ( выступает ученик)

(Слайд 2)

— Найдите друг у друга позвоночник. Проведите рукой. Давайте послушаем ещё одно сообщение (выступает ученик)

Всё внимание снова на экран.

Слайд 3 Видеофильф Позвоночник ( вот они хрящи, с помощью которых наш позвоночник становится гибким).

А теперь давайте в группах обобщим полученные знания и на листе исследователя выполним 1 задание.

Слайд 4.

Посмотрите на экран и проверьте своё задание.

Оцените работу своей группы. Если вы выполнили правильно, поставьте в клеточке знак «плюс». Если допустили ошибки, то исправьте.

Какой пункт плана мы с вами выполнили?

Переходим к следующему пункту плана. Прочитайте.

Давайте ещё раз назовём, из каких систем состоит опорно-двигательный аппарат?

Слайд 5.

— А как же наши кости приходят в движение?

— Давайте это выясним из материала учебника на стр. 18 – 19 со второго абзаца.

Вы сейчас снова будете работать в группах.

-У вас на листе исследователя есть план. Прочитайте весь материал внимательно в учебнике и подготовьтесь отвечать по плану.

1-я группа готовит ответ на первый вопрос;

2-я гр. – на второй;

3-я гр. – на третий;

4-я гр. – делает вывод по эксперименту;

План.

1. Подумайте, почему мышца называется скелетной? Слайд 6

2. Что такое сустав? Слайд 7

3.Как кости приходят в движение?

4. Проведите эксперимент: согните руку в локте, почувствуйте, что мышца, которая выше локтя, стала упругой. Опустите руку, почувствуйте, что мышца становится мягкой, менее заметной. Мышцы при сгибании сократились – сделались твёрже, толще, короче и притянули друг другу кости рук.

Выступление групп по каждому пункту.

Мышцы очень эластичны. Следуя приказам мозга, они приводят в движение наше тело.

Слайд 8

Видеофильм про мышцы. (Каждая мышца состоит из тысяч крошечных волокон, это произвольные мышцы, т.е. мы даём им команды. А есть непроизвольные: кишечника, сердечные).

Итак, мышцы необходимы для жизни и развития организма человека. Интересно, что: когда ты смеёшься, работает 17 мышц, а когда злишься, хмуришь брови – целых 42 мышцы! Так что улыбаться проще, чем грустить. Маленькие мышцы вокруг глаз «самые занятые». Они сокращаются и расслабляются примерно сто тысяч раз в день.

Слайд 9

Музыкальная физкультминутку. Видеофильм «Подвигаемся»

Мышцы помогают тело удержать в вертикальном положении. Вы уже знаете, что движения человека происходят благодаря сокращению мышц. Люди, которые много двигаются, ходят, бегают, занимаются спортом, развивают свои мышцы. Мышцы при таком активном

движении образуют выступы, бугорки и увеличивают свою поверхность, в конечном итоге укрепляют позвоночник, не дают ему искривляться. В этом случае говорят у человека хорошая осанка

— А что же такое осанка? Прочитайте, пожалуйста, значение этого слова в словаре Сергея Ожегова.

— Это группа органов, связанных друг с другом, согласованно выполняющих общую задачу в организме.

— Система пищеварения, система органов дыхания, система кровообращения, мочевая система, костная система, мышечная система

— Опорно-двигательный аппарат.

Сообщение: (Это каркас, который придаёт телу размеры, форму. В нашем теле 212 костей. Он служит опорой организму и защищает и поддерживает его важнейшие внутренние  органы. Поэтому кости должны быть прочными. Трудно представить, как выглядел бы человек без опорно-двигательного аппарата. Скорее всего, он напоминал бы медузу, вытащенную на берег. Слайд 2 Он не смог бы активно передвигаться, а любая, даже незначительная травма повреждала бы внутренние органы, вызывала сотрясение головного мозга. Опорно-двигательный аппарат человека составляют кости скелета. В скелете различают: кости туловища – позвоночник с грудной клеткой, кости черепа; кости верхних конечностей – плечо, предплечье, кисть (рук) и нижних конечностей – бедро, голень, стопа (ног). Интересно, что: самая крошечная кость тела находится во внутреннем ухе. Она называется стремечко – её длина меньше 3 мм. А самая большая кость – бедренная, её длина неодинакова у разных людей, она зависит от роста.

Позвоночник – это основная часть скелета человека. С позвоночником соединяются задние концы рёбер, передние их концы прикреплены к грудной  клетке. Позвоночник вместе с грудной клеткой и рёбрами образуют грудную клетку. Она защищает находящиеся в ней сердце, лёгкие. Позвоночник состоит из 33 костей – позвонков, соединенных, словно бусинки. Это делает  нас гибкими. 

-Второй. Мы узнали части скелета и их назначение

— Из костной системы и мышечной системы.

— Мышцы прикреплены к скелету.

— Подвижное соединение костей, работают, как дверные петли; суставы локтевые, суставы голени, шейные суставы.

— Скелетная мышца прикреплена к одному концу кости и тянется вдоль поверхности кости. Затем она проходит через сустав и прикрепляется к другой кости. Мышцы прикрепляются к костям сухожилиями – это тяжи из очень плотной ткани).

«Осанка – это внешность, манера держать себя, например гордая осанка, неправильная осанка»

Личностные УУД: смыслообразование: осознание учебной цели и связи последователь-ности задач с конечной целью

Познавательные УУД:

выполнение действия по заданному алгоритму Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль

Регулятивные УУД:

оценка (установление соответствия полученного результата поставленной цели; осознание уровня и качества усвоения).

Познавательные УУД:

общеучебные

выделение источников информации;

моделирование

Коммуникативные УУД:

высказывание детей, взаимодействие

V. Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Выбор критерия.

Выполнение задания по своему варианту.

Прежде всего, необходимо постоянно следить за своей осанкой. Хочу предложить вам один способ проверки своей осанки:

— нужно стать спиной к закрытой двери так, чтобы затылок, лопатки, пятки и кончики мизинцев, опущенных, прижатых к телу рук коснулись плоскости двери.

– Так стоять гораздо труднее, чем «просто» стоять. Однако, это одно из интересных и несложных физических упражнений, которое следует выполнять каждое утро в течение пяти минут не только детям, но и взрослым.

— Как вы думаете, правильная осанка даётся человеку от природы или он её приобретает?

— Когда человеку нужно следить за своей осанкой?

— А что приводит к нарушению осанки?

Слайд 6

У нас Насте была дана тоже исследовательская работа : сходить к медицинскому работнику и выяснить, сколько учеников нашей школы и нашего класса имеют правильную осанку и сколько с нарушением осанки.

(Выступление)

— А сейчас мы с вами проведём небольшой опыт из кубиков.

У нас есть 6 кубиков – представим, что это наши позвонки.

1) – Очень аккуратно поставим их один на другой. На самый верх конструкции поставим гирьку. Что получили?
– Конструкция не пострадала, так как не один из кубиков не сдвинулся.

2) – Еще раз воздвигнем конструкцию из 6 кубиков, каждый раз сдвигая немного вправо каждый следующий кубик. Когда мы поставим наверх гирьку, конструкция разрушится, не выдержав тяжести этого груза. Так же и наш позвоночник.

При неправильной осанке у ребенка, изо дня в день сидящего или работающего в неправильной позе, позвоночник, который растет вместе с организмом, искривляется, не выдерживая веса тела.

У. А теперь давайте снова вернёмся к листу исследователя.

Выполните следующее задание. Вставьте слова и восстановите текс о поддержании правильной осанки.

1.Обе ноги должны твердо стоять на ( …)

2.Спину необходимо держать(…), руки – (…), не( …) грудью о край стола. Между грудью и партой необходимо сохранять расстояние в ( ….)

3.Важен правильный наклон тетради. Здоровье человека зависит и  от освещения рабочего места. Свет должен падать( …) стороны.

Посмотрите на слайд самопроверки. Оцените свою работу. Исправьте, если это необходимо.

Слайд 7

Какой мы пункт плана выполнили?

Все задачи урока выполнили.

А сейчас давайте закрепим материал

Обобщение и проверка знаний.

У вас на листе исследователя осталось ещё одно задание.

Один человек первое задание выполнит на компьютере в электронной тетради по окружающему миру. А потом мы проверим.

Самопроверка.

Демонстрация учащимся;  учитель обращает внимание на фигуру ребенка).

Следить за своей осанкой нужно всегда: при ходьбе, когда сидишь и, даже, когда спишь!

— Инфекционные болезни, неправильное питание, неправильное положение тела во время сна, ношение тяжестей в одной руке, но самое главное – неправильная посадка за партой!

Личностные:

развитие толерантности (доброжелательного отношения к мнению другого), осознание смысла изучения предмета

Регулятивные:

развитие

самоконтроля,

Коммуникативные:

способность сохранять доброжелательное отношение в ситуациях противоречия

Познавательные:

умение использовать межпредметные связи и применять теоретичес-кие знания для решения практических задач

VI. Рефлексивно-оценочный Итог урока

Оценка уровня усвоения новых знаний.

Закончили исследование опорно – двигательного аппарата.

— Какие вопросы мы исследовали?

— Какие вопросы вы бы хотели изучить более детально, т.е. подробно?

— Какие знания вам пригодятся в жизни?

Какова была цель сегодняшнего урока?

А теперь в конце урока оцените себя по тем же критериям.

Дайте себе самооценку своей работе.

Сегодня на уроке мы узнали много нового, продвинулись в изучении организма человека. На сколько вы продвинулись вперёд, мы увидим на лесенке успеха.

Прикрепите своего человечка к предложению, которое вам подходит.

Выставление оценок.

Поблагодарить детей.

Домашнее задание:

1. Знать названия частей скелета и их назначение. Прочитать в разделе «Тайны твоего организма рассказ»Такие разные мышцы»

На выбор:

2. Составить памятку для детей «Правила для поддержания правильной осанки».

3. Придумать комплекс упражнений для поддержания правильной осанки.

Личностные:

установка на безопасный здоровый образ жизни

Регулятивные:

умение анализировать свои достижения, причины неудач, адекватно оценивать результаты своей деятельности,

Коммуникативные:

умение доброжелательно отнестись к внешней оценке своей деятельности,

умение ставить и отвечать на вопросы, возникшие в результа- те самооценки,

Познавательные:

анализ причин затруднений в процессе решения задач, моделирование задач для снятия затруднений

Приложение

Лист исследователя

1. Зачем человеку скелет?

1.______________________________________________________

2.______________________________________________________

3.______________________________________________________

4. ______________________________________________________

2. Как работают мышцы?

План.

1. Подумай, почему мышца называется скелетной?

2. Что такое сустав?

3. Как кости приходят в движение?

4. Проведите эксперимент: согните руку в локте, почувствуйте, что мышца, которая выше локтя, стала упругой. Опустите руку, почувствуйте, что мышца становится мягкой, менее заметной. Мышцы при сгибании сократились – сделались твёрже, толще, короче и притянули друг другу кости рук.

3. Выполните следующее задание. Вставьте слова и восстановите текст о поддержании правильной осанки.

1.Обе ноги должны твердо стоять на ( ……………..).

2. Спину необходимо держать ( …………….), руки – (…………….), не (………………..) грудью о край стола. Между грудью и партой необходимо сохранять расстояние в (………………..).

3.Важен правильный наклон тетради. Здоровье человека зависит и  от освещения рабочего места. Свет должен падать (……………..) стороны.

4. Пронумеруй части скелета в соответствии с рисунком:

Череп

Тазовые кости

Позвоночник

Кости верхних конечностей

Кости нижних конечностей

Грудная клетка


Тест. Укажи, какие функции выполняет скелет:

поддерживает другие ткани

выполняет двигательную функцию

помогает пищеварению

образует «защитный каркас» для внутренних органов

не выполняет никаких функций

infourok.ru

Урок по окружающему миру УМК «ПНШ» 4 класс

Тема: Как человек двигается.

Цель: выяснить и запомнить значение костно – мышечной системы; значимость правильной осанки человека при сидении и ходьбе.

Задачи урока: постановка учебной проблемы; субъективное открытие нового знания; выражение его в доступных формах.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, макет скелета человека, макет позвоночника, детские кубики, гирька.   

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

И так начнем урок с проверки ваших знаний.

По карточкам на повторение пройденного материала сегодня будут работать 3 человека.

КАРТОЧКА 1.

1. Что такое система органов?

2. Из чего состоит всё тело человека?

3. Что обеспечивают органы кровообращения? Какие три вида клеток крови ты знаешь?

КАРТОЧКА 2.

1.Чем снабжает организм человека система пищеварения?

2. Что ученые обнаружили, изучая клетки?

3.Какая система управляет деятельностью всех органов? Что включает в себя эта система?

КАРТОЧКА 3.

1. Какие системы помогают организму восстанавливать утраченную энергию?

2. Что такое ткань органов?

3. Какую функцию выполняет мочевая система?

А с остальными ребятами проверим, как они усвоили матеиал, изученный на прошлом уроке.

Первый вопрос.

Что такое кожа и какую функцию она выполняет? Какой это орган? Что такое мелонин?

Второй вопрос.

Из каких слоев состоит кожа человека. Рассказать строение кожи.

3. Постановка проблемы:

– возникновение проблемной ситуации;
– осознание противоречия;
– формулирование проблемы.

У. Предлагаю вам, ребята, немножко размяться: побежали (на месте), попрыгали, похлопали в ладоши и заняли свои места.
– Что мы с вами только что делали?
Д. Бегали,…
У. Одним словом?
Д. Двигались.
У. А как человек двигается? С помощью чего?
Д. 1.С помощью костей.
2. Мышц.
3  Костей + мышц
У. Мнения ваши расходятся. Возникает противоречие. Сформулируйте цель нашего урока. Д. Узнать, как человек двигается?

У. какие задачи поставим перед собой?

Д. Познакомиться со строением скелета

Узнать, для чего нужен скелет

Узнать при помощи чего двигаются наши кости.


У. Ну что же, будем открывать знания вместе!

II. Поиск решения

  1. Открой те учебник на с.17.

Давайте прочитаем первое задание. ( Дети прощупывают мышцы и кости под кожей)

Изучение рисунка скелета и высказывание предположения о назначении разных частей скелета.

  1. Для того, чтобы проверить, насколько точны ваши предположения, давайте посмотрим небольшой отрывок из видео урока.

Так для чего же нам нужен скелет?

Какая часть скелета защищает внутренние органы?

Назовите части скелета, которые защищают нашу центральную нервную систему.

  1. А теперь ребята, давайте поработаем с учебником на с. 18 и выясним, как работают мышцы.

Для чего же нужны мышцы? Могли бы кости сами двигаться без мышц? С какими двумя видами мышц вы познакомились? ( Сгибатель и разгибатель)

Мышцы чего удерживают наше тело в вертикальном положении? ( спины и ног) Ребята, мышцы, которые помогают скелету двигаться, называются скелетными мышцами.

Попов Никита подготовил нам небольшое сообщение.

При помощи чего крепятся скелетные мышцы к костям? ( сухожилий)

Ребята, а из чего состоят кости? ( клетки) А какое открытие ученые сделали о клетках?( размножаются, растут, умирают) Приведите пример того, что костные клетки размножаются и растут. ( перелом)

Правильно. Тогда возникает вопрос, а почему же человек не растет всю жизнь?

Об этом нам расскажет ученик, который провел исследовательскую работу на эту тему.

И еще об одной удивительной работе костей, мы узнаем сегодня на уроке, посмотрев отрывок из видео урока.

Итог.

Ребята, давайте вспомним, какая была цель нашего урока? ( узнать как человек двигается)

Какие задачи ставили? ( познакомиться со строением скелета, узнать для чего он нужен, узнать при помощи чего двигаются кости)

— что помогает костям двигаться? Для чего нужен скелет? ( двигаться, защищать органы, вырабатывать кровь) -из каких частей состоит скелет?

Теперь мы знаем как двигается человек? Мы достигли цели урока? При помощи каких 2-х систем двигается человек.

Рефлексия.

– Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…(дети продолжают мысль учителя: Для меня было открытием…», «Меня удивило…»).
– Зачем нам был нужен этот урок? (Выводы детей).

multiurok.ru

Окружающий мир Как двигается человек 4 класс ПНШ

Тема: «Как человек двигается».

Цели:

1. выяснить и запомнить значение костно–мышечной системы и значимость правильной осанки человека при сидении и ходьбе.

2. Создать для учащихся проблемную ситуацию-мотив для изучения нового материала, самостоятельно найти выход из этой ситуации.

3. Продолжать работу в группах .Воспитывать уважение друг к другу, умение слушать друг друга.

Ход урока:

1. Этап мотивации к учебной деятельности

Наш урок начнем с высказывания: «Один ум хорошо, а два лучше.»

— Как вы понимаете это высказывание?

Сегодня на уроке мы попробуем сделать новое открытие. Желаю вам удачи!

Вспомним два шага учебной деятельности. С чего начнем урок? (С повторения.)

Проверка Д\з

2. Постановка учебной задачи.

— Встаньте, пожалуйста, те…

— у кого сегодня хорошее настроение!

— кто является старшим ребенком в семье!

— кто любит животных!

— кто любит двигаться и играть!

— кто готов начать работать!

— Что мы сейчас с вами делали? (двигались)

— А какая система или какие системы органов позволяют нам это делать?

— Поднимите руки те, кто предполагает, что человек двигается только с помощью скелета; с помощью мышц; с помощью скелета и мышц?

— Исходя из этого определите тему урока.

— Давайте поставим цель урока.

3.Работа по теме.

-Когда строители сооружают высотное здание, они первоначально строят каркас – клетку из стальных прутов.

Позднее к этому каркасу прикрепляют бетонные плиты – стены, потолок, пол.

На этом крепком стальном каркасе и держится весь дом.

— А как вы думаете, какая часть тела в нашем организме выполняет роль стального каркаса? (скелет)

— Названия каких костей вы знаете?

— Предположите, а что было бы с нашим телом, если бы у нас не было костей? (наше тело было бы мягким, как медуза; мы не могли бы не стоять, не ходить)

— Прощупайте правой рукой ладонь своей левой руки.

— Кто почувствовал под кожей кости? Мышцы?

— А теперь откройте учебники на странице 17 и рассмотрите рисунок скелета.

— Прочитаете хором по вариантам название его частей (сверху вниз).

— Как вы думаете, а для чего нужен череп?

— Позвоночник?

— Грудная клетка?

— Выскажите предположение о их назначении.

— А теперь давайте узнаем, подтвердятся ли ваши предположения?

— Откройте страницу 18 и по цепочке прочитаем текст до рисунков.

— Теперь рассмотрите рисунок №1 и найдите места прикрепления мышц.

— Теперь рассмотрите рисунок №2 и найдите места прикрепления мышц.

— Чем отличаются эти 2 рисунка? (согнутая и разогнутая в локте рука)

— Продолжим дальше читать по цепочке.

— До чтения текста вы высказывали предположения о назначении черепа, позвоночника, грудной клетки.

— Верны ли были ваши предположения?

— А что даёт нам возможность стоять и ходить?

— Как работают мышца-сгибатель и мышца-разгибатель?

— Какие самые массивные мышцы? (спины и ног)

— Почему? (им приходится удерживать всё тело)

— К здоровью нашего позвоночника, как и к другим органам, нужно относиться бережно.

— Почему? (если не следить за своей осанкой, то может произойти искривление позвоночника)

— Сейчас я раздам вам памятки с правилами для поддержания правильной осанки.

— Прочитайте эти правила.

-Сохраните эти памятки у себя и обязательно следуйте правилам.

— А сейчас поработаем в группах.

— Задание №1 – я раздам вам рисунок скелета человека, ваша задача будет подписать части скелета.

— Задание №2 – я раздам вам карточки с названиями частей скелета. Покажите стрелками, для чего служат эти части скелета.

Тетрадь: задание 12 стр. 8

— Как кости соединяются друг с другом? Чтобы ответить на этот вопрос

проведите наблюдение.

Встаньте. Поверните голову влево, вправо. Поверните туловище влево, вправо. Согните руку, ногу.

Рефлексия

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

— На маленьких листочках нарисуйте лесенку с тремя ступеньками.

— Нарисуйте человечка на верхней ступеньке, если вы поняли тему урока и урок вам понравился, на средней ступеньке – если вы не до конца поняли тему урока, и на нижней ступеньке – если вы не поняли тему урока, и вообще у вас ничего не получалось.

— Сдайте листочки.

Домашнее задание

Стр 17-20 пересказ

infourok.ru

4 класс. Окружающий мир. Как человек двигается? — Как человек двигается?

Комментарии преподавателя

Про­щу­па­ем пра­вой рукой ла­донь левой руки. Мы по­чув­ству­ем мышцы и кости. В теле че­ло­ве­ка более двух­сот ко­стей. Они об­ра­зу­ют ске­лет че­ло­ве­ка, ко­то­рый одет мыш­ца­ми, ко­то­рые со­став­ля­ют почти по­ло­ви­ну веса тела че­ло­ве­ка. Если бы у че­ло­ве­ка не было ко­стей и мышц, он был бы мяг­ким, как ме­ду­за, и не смог бы сто­ять, дви­гать­ся. Кост­ная и мы­шеч­ная си­сте­мы дают опору тела че­ло­ве­ка и по­мо­га­ют ему дви­гать­ся. Это опор­но-дви­га­тель­ный ап­па­рат че­ло­ве­ка. Рас­смот­рим ри­су­нок ске­ле­та, вы­яс­ним на­зва­ния его ча­стей и их на­зна­че­ние (рис. 1).

 

Рис. 1. Ске­лет че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

Части ске­ле­та: череп, по­зво­ноч­ник, груд­ная клет­ка, ребра, кости таза, кисть, бедро, го­лень, стопа. У ко­стей два на­зна­че­ние: пер­вое, кости за­щи­ща­ют уяз­ви­мые и мяг­кие ор­га­ны на­ше­го тела. На­при­мер, наш череп, со­сто­я­щий из проч­но со­еди­нен­ных между собой ко­стей, слу­жит на­деж­ным за­щит­ным шле­мом для на­ше­го мозга (рис. 2).

Рис. 2. Череп и мозг че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

По­зво­ноч­ник со­сто­ит из ма­лень­ких ко­стей – по­звон­ков (рис. 3).

Рис. 3. По­зво­нок (Ис­точ­ник)

По­се­ре­дине каж­до­го по­звон­ка име­ет­ся неболь­шое от­вер­стие, а так как по­звон­ки рас­по­ла­га­ют­ся один над дру­гим, то от­вер­стия на­хо­дят­ся друг под дру­гом и внут­ри по­зво­ноч­ни­ка об­ра­зу­ет­ся длин­ный канал, в ко­то­ром спря­тан спин­ной мозг (рис. 4).

Рис. 4. Спин­ной мозг (Ис­точ­ник)

По­зво­ноч­ник за­щи­ща­ет на­хо­дя­щий­ся внут­ри него спин­ной мозг, ко­то­рый пред­став­ля­ет собой тол­стый пучок нер­вов, а креп­кая груд­ная клет­ка из ребер охра­ня­ет наше серд­це и лег­кие (рис. 5).

Рис. 5. Груд­ная клет­ка (Ис­точ­ник)

Вто­рое на­зна­че­ние ко­стей: по­зво­ноч­ник и кости ног вме­сте со ске­лет­ны­ми мыш­ца­ми и су­ста­ва­ми дают че­ло­ве­ку воз­мож­ность сто­ять и хо­дить. Су­став – это по­движ­ное со­еди­не­ние ко­стей.

Для того чтобы по­чув­ство­вать, ка­ко­вы мышцы на ощупь, можно, на­при­мер, паль­ца­ми левой руки взять верх­нюю часть пра­вой руки и несколь­ко раз со­гнуть и разо­гнуть руку в локте. Ин­те­рес­но, что на­зва­ние «мышцы» про­изо­шло от слова musculus, что зна­чит «мышь» (рис. 6).

Рис. 6. Мышцы че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

Уче­ным, изу­чав­шим стро­е­ние тела че­ло­ве­ка, со­кра­ще­ние мышц на­по­ми­на­ло бе­га­нье мышки под кожей. Они на­счи­та­ли в теле че­ло­ве­ка более ше­сти­сот мышц. Мы­шеч­ная ткань со­сто­ит из кле­ток. Мы­шеч­ная клет­ка длин­ная, узкая и на­по­ми­на­ет во­лок­но. Так, при сги­ба­нии и раз­ги­ба­нии руки ске­лет­ная мышца при­креп­ле­на к од­но­му концу кости и тя­нет­ся вдоль ее по­верх­но­сти. Затем она про­хо­дит через су­став и при­креп­ля­ет­ся к дру­гой кости, при этом она тянет за собой кости, к ко­то­рым при­креп­ле­на. Мышцы могут рас­тя­ги­вать­ся (удли­нять­ся)

www.kursoteka.ru

Конспект урока по окружающему миру «Как человек двигается» 4 класс

Урок ОМ в 4 классе

«КАК ЧЕЛОВЕК ДВИГАЕТСЯ?»

Цель: выяснить и запомнить значение костно-мышечной системы; значимость правильной осанки человека при сидении и ходьбе.

Задачи урока: постановка учебной проблемы; субъективное открытие нового знания; выражение его в доступных формах.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, макет скелета человека, макет позвоночника, детские кубики, гирька, презентация.   

ХОД УРОКА

Приветствие, представление (здравствуйте, ребята, меня зовут…).

I. Постановка проблемы:

– возникновение проблемной ситуации; осознание противоречия; формулирование проблемы.

У. Предлагаю вам немножко размяться: попрыгайте, бег (на месте), похлопайте в ладоши. Займите свои места.
– Что мы с вами только что делали?
Д. Бегали, …
У. Одним словом?
Д. Двигались.
У.  С помощью чего человек двигается? (слайд 1)
Д.  – С помощью костей.
– Мышц.
–  Костей + мышц
У. Мнения ваши расходятся. Возникает противоречие. Другими словами: «У  нас появилась проблема». Что мы узнаем на уроке?
Д. Как человек двигается?
У. На этот вопрос мы сегодня и будем отвечать. Это тема нашего урока.

Какие цели поставим перед собой? (Что нужно определить?) (слайд 2)

— определить, при помощи чего человек двигается;

— научиться следить за своей осанкой.

II. Поиск решения

1) Выдвижение гипотез

У. Для того чтобы определить, как человек двигается, давайте сформулируем гипотезы и докажем или опровергнем их. Обозначьте первую гипотезу: с помощью чего двигается человек? (слайд 3)

-1- Д. С помощью костей/скелета.
У. Следующее предположение? (слайд 4)
-2- Д. Человек двигается с помощью мышц.
У.  Сформулируйте третью гипотезу. (слайд 5)
-3- Д. Человек двигается с помощью костей и мышц вместе.
У.  Мы имеем проблему и 3 гипотезы. Давайте их проверять!

2) Проверка гипотез

а) У.  – Проверим первую гипотезу. Озвучьте её. (слайд 6)
Д. Человек двигается с помощью костей.
У. Давайте вспомним, что мы знаем о костях?
Д. Их много. Они как-то соединены между собой. Составляют скелет человека.
У.  Предлагаю послушать сообщение и подумать, каково назначение скелета в организме человека? (Выступает подготовленный ученик с докладом у макета «скелет человека»). (слайд 7)
У.  Вернемся к вопросу о назначении скелета в организме человека. Какие функции он выполняет?
Д. Скелет защищает уязвимые, мягкие места тела человека.
– Служит опорой. На костях держится все тело.
У. Из полученной информации сделайте вывод: подтверждается ли гипотеза о том, что человек двигается с помощью костей?
Д. Нет. Потому что на скелете наше тело только держится, скелет является опорой.
– Значит эта гипотеза неверная, ошибочная.

— А знаете ли вы, что самая маленькая кость находится в ухе? Давайте потрем наши ушки, согреем их, помассируем. Массаж ушей полезен для здоровья – он активизирует все органы. Рекомендую вам делать его каждый день.

б) У.  Озвучьте вторую гипотезу. (слайд 8)
Д. Человек двигается с помощью мышц.

1)  У. Проверять ее мы будем, работая в группах. У вас на партах лежит пластилин.  В течение 2 минут нужно: 1 и 3 группам сделать фигуру человека с использованием проволоки, 2 и 4 группам – то же, но без проволоки.

2) Практическая работа в группах

У. Задание понятно? Приступайте к работе. (слайд 9, 10)

Дети выбирают лидера, распределяют обязанности и выполняют задание.

3) Демонстрация поделок

У. Представители групп, продемонстрируйте результаты вашего сотворчества.
При этом установите фигуру на пластилиновой подставке.

(Дети выставляют работы)

– Какой результат получили 1 и 3 группы? 2 и 4?
Д. 1, 3 гр. – фигуры стоят,
2, 4 гр.– фигуры упали.
У. Почему не все фигуры стоят?
Д. 1 и 3 гр. – Мы использовали каркас из проволоки. Он заменяет скелет. На нем держатся все органы, в том числе и мышцы.
У. Почему поделки 2 и 4 гр. не держатся в вертикальном положении?
Д. У нас нет каркаса – скелета. Есть одни лишь мышцы. Поэтому фигуры падают.
У. Что случилось бы с нами, если бы у нас вдруг не стало костей?
Д. Мы бы упали, развалились, как мясное желе. (слайд 11)
У. Подтвердилась ли гипотеза №2, что человек двигается с помощью только мышц?
Д. Вторая гипотеза неверная. Человек не может двигаться при помощи одних мышц.

— Самая неутомляемая мышца – язык – это мускул, состоящий из 16 мышц. Давайте сделаем разминку для язычка: «маятник», «лошадки», достаньте до подбородка, до кончика носа, сверните язык в трубочку. Молодцы.

в)  У. Как звучит третья гипотеза? (слайд 12)
Д. Человек двигается с помощью костей (скелета) и мышц.
У. Давайте проверим ее.

1) Прощупайте правой рукой свою левую руку. Что вы почувствовали под кожей?

Д. Кости и мышцы.

У. Что составляют кости в нашем организме, без чего мышцы не держались бы?
Д.  Скелет.

У.  То есть какую систему составляют кости? (слайд 13)

Д. Костную систему.
У. Какое основное назначение костной системы? 
Д. Опора тела.
У. Какую систему составляют мышцы?
Д. Мышечную.
У. При прощупывании вы почувствовали и кости, и мышцы? Значит как работают эти две системы?
Д. Эти системы работают вместе.
У. Верно, осуществляется совместная работа костей и мышц. Как называется эта система?
Д. Опорно-двигательный аппарат. (или костно-мышечная)

— Давай проверим наш ОДА. Встаньте. Сомкните руки в замок за спиной. А теперь сложите замочек перед собой. Пошевелите указательным пальцем правой руки…

2) Работа в группах

У. А как же, все-таки, мы двигаемся? Чтобы до конца разобраться в этом вопросе, мы снова поработаем в группах. У вас на партах лежит задание, где указана страница учебника и вопрос, на который вы должны подготовить ответ. Познакомьтесь со статьей учебника и выберите  информацию, касающуюся вашего вопроса. (слайд 14)

Вопросы:

  • 1 группа: «Что нам дает возможность стоять и ходить?» (с. 18)

  • 2 группа: «Как мышцы прикреплены к костям»? (с. 18)

  • 3 группа: Правильно ли говорят: «Моя мышца то сгибается, то разгибается»? (с. 19)

  • 4 группа: «Где рождается кровь?» (с. 20)

(Дети работают 3 минуты).

У. Время закончилось. Предоставляем слово 1 группе. (Выступления уч-ся). (слайд 15)

2 группа (слайд 16) и

3 группа (слайд 17)
У. Вы выслушали ответы. Теперь прошу вернуться к 3 гипотезе и сделать вывод. Подтвер-дилась ли гипотеза о том, что человек двигается с помощью костей и мышц? (слайд 18)
Д.  Да. Человек двигается с помощью опорно-двигательного аппарата. Мышцы, сокращаясь и расслабляясь, приводят в движение кости.
Значит 3 гипотеза верная. Что и нужно было доказать!

III. Выражение решения и реализация продукта

1) Вопрос на засыпку

У. Теперь послушаем 4-ю группу. Что нового вы узнали из статьи учебника? (Дети узнают о том, что кровь рождается именно в костях.) (слайд 19)

У.  Верно. Кровь рождается именно в костях.

3) Работа с макетом позвоночника

а) Беседа (проводит  ученик-консультант). (слайд 20)
– Что вы видите на слайде?
Д. Макет позвоночника.
– Позвоночник состоит из маленьких костей – позвонков. Посередине каждого позвонка имеется маленькое отверстие. Так как позвонки располагаются один над другим, то их отверстия находятся друг под другом. Внутри позвоночника образуется длинный канал, в котором спрятан спиной мозг. 
– А что приводит к искривлению позвоночника? (слайд 21)
Д. Неправильная осанка. Когда сидят, ходят неровно, горбятся.

б) Опыт (проводит  учитель).

У.  Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. У нас есть кубики – представим, что это наши позвонки.

1) – Очень аккуратно поставим их один на другой. На самый верх конструкции поставим гирьку. Пострадала ли от этого конструкция?
Д.  Конструкция не пострадала, так как ни один из кубиков не сдвинулся.

2) – Еще раз воздвигнем конструкцию из кубиков, каждый раз сдвигая немного вправо каждый следующий кубик. Поставим наверх гирьку.

– Что произошло с конструкцией?

Д.  Она разрушилась, не выдержав тяжести этого груза.

У.  Так же и наш позвоночник. При неправильной осанке у ребенка, изо дня в день сидящего или работающего в неправильной позе, позвоночник, который растет вместе с организмом, искривляется, не выдерживая веса тела.

4) Правильная осанка.

У. Как избежать искривления позвоночника?

Д. Ответы детей.

У. Верно. Прочитайте правила. (слайд 22)

У. А теперь отгадайте загадку. (слайд 23)

— Поднимите руку те, у кого есть ранец. Я хочу открыть вам большой секрет. Портфель может быть вашим другом и помощником, но для этого его нужно правильно носить. (Демонстрация учащимся с объяснением учителя) (слайд 24)

У.  Необходимо постоянно следить за своей осанкой. Хочу предложить вам один способ проверки своей осанки: нужно стать спиной к стене так, чтобы затылок, лопатки, пятки и кончики мизинцев, опущенных, прижатых к телу рук, коснулись плоскости стены. (Демонстрация учащимся;  учитель обращает внимание на фигуру ребенка). (слайд 25)

– Так стоять гораздо труднее, чем «просто» стоять. Однако, это одно из интересных и несложных физических упражнений, которое следует выполнять каждое утро в течение нескольких минут не только детям, но и взрослым. Хорошая осанка не дается человеку с рождения, она вырабатывается в процессе жизни.

Здоровье позвоночника очень важно. Позвоночник – это сила, защита, опора организма. Изменения в каком-либо его отделе приводят к болезням внутренних органов, связанных с этим отделом. Поэтому здоровый позвоночник – это основа здоровья всего организма.

ТЕСТ А сейчас давайте проверим, насколько внимательными вы были на уроке. У вас на партах лежат карточки с заданием. Возьмите каждый себе задание. Вам нужно внимательно прочитать текст и исправить в нем ошибки. Приступайте.

(Самопроверка) (слайд 26)

Оценка. У кого нет ошибок – встаньте. 1-2 ошибки? Молодцы! Вы сегодня были самыми внимательными. А остальным рекомендую дома получше ознакомиться с параграфом.

IV. Итог. Рефлексия

– Наш урок подошел к концу, и я хочу, чтобы вы продолжили мысль: (слайд 27)

«Для меня было открытием…»,

«Меня удивило…».

– Какие выводы вы для себя сделали? (Выводы детей).

ВЕСЫ

— Встаньте, ребята. Предлагаю нашу работу взвесить. Кто на уроке не узнал ничего нового, оставьте руки опущенными. Кто с сегодняшнего дня решил заниматься спортом, следить за своей осанкой, поднимите руки в стороны, как я. (Как вас много.) А кто открыл для себя много нового, интересного, поднимите руки вместе со мной. (Какие молодцы!)

«Со щитом»

В Древнем мире, когда хорошо, говорили «со щитом» и показывали палец вверх, а когда плохо – «на щите» – палец вниз. Какой у нас сегодня был урок?

Буклеты с комплексом упражнений для поддержания здоровья и правильной осанки. (Каждому ученику в подарок)

– Пожмите друг другу руку, пожелайте крепкого здоровья и поблагодарите за сотворчество.

Урок окончен. До свидания.

infourok.ru

Тема 3. Как человек двигается

Тема 3. Как человек двигается

1. Напиши, какие органы защищены разными частями скелета.

Череп защищает головной мозг
Грудная клетка защищает сердце, лёгкие
Тазовый пояс защищает органы выделения, кишечник
Позвоночник защищает спинной мозг

2. Расположи названия разных частей скелета (череп, голень, позвоночник, стопа, бедро) в таком порядке, в каком верхняя часть опирается на нижнюю.

3. Раскрась рисунки школьников, поступающих разумно. Сделай подписи в виде советов.

За столом сиди прямо, не горбись! По утрам не забывай делать зарядку! Двигайся!

4. Объясни работу мышц в локтевом суставе. Напиши, где работают мышцы-сгибатели, а где — разгибатели

5. Зачеркни рисунки, на которых ребята поступают неправильно. Напиши разумные советы.

Разумные советы: На бегу не забывай смотреть под ноги. Не прыгай с большой высоты. Если почувствуешь резкую боль, не пытайся перетерпеть а срочно обращайся к врачу.

6. Поработайте в паре. Один пусть подпишет, где изображена ходьба, а где бег. Второй пусть допишет фразы и определит, чем они различаются.

При ходьбе в любой момент времени человек хотя бы одной ногой стоит на земле, а при беге есть моменты, когда человек не соприкасается с землёй.

7. Почему люди предпочитают носить тяжести на спине? (Вставь нужные слова.)

Мышцы спины и ног развиты лучше, чем мышцы рук. Ведь им приходится удерживать все тело в вертикальном (прямом) положении. Поэтому люди предпочитают носить тяжести на спине.

okrmir1234.ru

Урок. Как человек двигается?

                      Конспект урока по Окружающему миру в 4 классе.

Учитель:  МОУ «Новокошкульская средняя общеобразовательная школа» Шпакова Тамара Ивановна.

 

Тема урока:  Как человек двигается?

 

Цели и задачи: 1) сформировать у младших школьников общее представление о скелете; познакомить с особенностями строения; показать значение правильной осанки, дать правила её формирования.

2) развивать коммуникативные качества учащихся: умение отыскивать и передавать информацию, организовывать себя на выполнение поставленной задачи,  выполнять социальную роль в группе и в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач, использовать современные информационные технологии.

3) воспитание доброжелательного отношения к своим товарищам, развитие мотивации к здоровому образу жизни, способствовать формированию познавательных интересов учащихся, их социальной активности.

 

Ресурсы урока (оборудование): мультимедиа, макет скелета, учебник, раздаточный материал «разборная модель скелета», памятки ( на рецензирование ответов товарища), «Гора Знаний» и рожицы – на этапе рефлексии.

 

Ключевые понятия: «сустав», «мышцы».

Тип урока: Овладение новыми знаниями и образовательными компетенциями.

                                                Ход урока.

    I.Организационный момент.

Учитель:

 — Дан звонок

      Дети:

— Начинается урок!

(беседа учителя с детьми о готовности их к работе)

 

    II. Мотивация урока.

— Ребята, я очень рада встрече с вами, в вашей прекрасной школе. А когда она была построена? Историю школы – то знаете? А с чего начиналась стройка школы или другого здания? (с фундамента).

— Фундамент – это опора любого здания, вашего дома. (слайд)

— А как вы думаете, опорой организма человека – что является? (кости и мышцы, которые составляют опорно – двигательную систему человека).

 

 

   III. Актуализация темы.

А) Мозговой штурм.

— Ребята, какие ассоциации (представления, воображения) возникают у вас при слове «опорно – двигательная система»? (Дети отвечают – какая – то опора, движущая механизм).

— У вас на столе лежат листочки. Напишите ваши представления, а кто желает – нарисуйте. Обсудите  в группе (из 4 – 5 чел.), что у вас получилось. Потом каждая группа, ( 1 человек из неё), защищает получившиеся мини – проекты.

(вывесить на доску . Вывод: во всех проектах говорится об одном и том же: об опоре. А мы будем говорить о том, что является  опорой  для тела человека.

 

IV. Совместное целеполагание.

—  Наверное, вы уже догадались о чем пойдет речь на уроке. У нас с вами есть возможность придумать тему урока. Помогите мне, пожалуйста. У кого – то уже есть предложения? Я внимательно выслушаю вас и назовем тему урока. ( Дети высказываются , тема урока: «Как человек двигается?» появляется на мультимедиа) (слайд).

 

 А) Синквейн. (это значит «стройный», «лаконичный», краткость – сестра таланта)

1) –Ребята, как одним словом (существительным) можно назвать нашу тему урока ? (Движение) (слайд)

2) Придумаем 2 прилагательных к слову «Движение» . Какие? (движение- быстрое, движение (какое?) – красивое……) (слайд)

3) Какие действия можно движением совершать? ( плавать, танцевать, прыгать …..)  (слайд)

4) А теперь придумаем фразу из 4 слов, из которых можно будет понять отношение к нашей теме ?( Например, движение – это здоровый образ жизни). (слайд)

5) Подберем синоним к слову «Движение» .(Действие, перемещение…)(слайд).

 

V. Изучение нового материала.

— А теперь, ребята, я попрошу вас всех встать. Какое действие мы совершили? А вы когда вставали, почувствовали, что в вашем организме что – то происходило? (садятся)

— Ребята, прощупайте у себя голову, руки, ноги, грудь.  Потрогайте правой рукой ладонь своей левой руки. Вы почувствовали под кожей кости и мышцы?

 

 

— Если бы у тебя не было костей и мышц, ты был(а) бы мягкой(им), как медуза. Мог(ла) бы ты стоять? Забудь об этом! Ходить? Никогда!

 

— Сейчас мы посмотрим слайд, а вы подумайте над вопросом :какое назначение у костей скелета?

 (слайд)(Появляется на мультимедиа скелет человека . Диск:«Большая  детская энциклопедия». Диктор называет части скелета.)

 

— Какого назначение костей скелета? (защищать внутренние органы, а позвоночник и кости ног совместно со скелетными мышцами и суставами дают тебе возможность стоять и ходить.)

 

В) Работа со словариком.

Нам встретились новые  понятия: мышца и сустав.  ( слайд)

 

Что означает понятие «мышца»? Существует такое объяснение, что мышца – это мышка, которая бегает под кожей.

 

Скелетная мышца прикреплена к одному концу кости и тянется вдоль её поверхности. Затем она проходит через сустав и прикрепляется к другой кости.   А что же такое «сустав»? Найдите в словарике определение этого понятия. ( стр. 159) .

 

Есть мышца – сгибатель и мышца – разгибатель. Они работают согласованно. Если мышца – сгибатель сокращается, то мышца – разгибатель расслабляется, и наоборот. Это и позволяет нам совершать с помощью рук самые различные движения: писать, рисовать, строить и др.

Мышцы спины и ног массивнее, чем мышцы рук. Ведь им приходится удерживать всё тело в вертикальном положении. Конечно, вы будете правы, если скажете, что большую роль в этом играет позвоночник.

 

Б) Прослушивание мини – сообщений. Работа с памятками.

— Сейчас прослушаете мини – сообщения товарищей, я раздам вам памятки – рецензии на их ответ. Ваша задача: прослушать сообщения и по памяткам проанализировать ответ.

(Сообщения о позвоночнике, об осанке, плоскостопии).

( После каждого выступления ребята дают рецензию на ответ товарища).

Физминутка.

Прошу всех ровно встать, ……..

 

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо,

Влево, вправо,получается на славу!

 

 

 

Г) Составление групповых мини- проектов на тему: «Как избежать искривления позвоночника?».  (слайды).

 

А теперь, ребята, давайте с вами поработаем. Ваша задача сейчас по группам разработать и защитить свои мини – проекты на тему: Как избежать искривления позвоночника?

 Ребята, мини —  проект – например, придумать правило на такую тему. Может рисунок нарисуете, или придумаете физическое упражнение  и т.д. Но не забывайте, мне бы очень хотелось, чтобы вы проявили как можно больше активности и творчества. ( 7 мин.)

 

Защита.

А теперь защита будет у нас состоять из того, что кто – то из группы выскажет ваше общее мнение по своему мини – проекту. ( 3 группы по рядам).

— (Рассаживаемся тихонечко по своим местам).

 

 

VI. Закрепление. Давайте поиграем. И тем самым мы закрепим с вами наше общее представление о скелете, и особенностях его строения.

а) Работа в парах. (собирают разборную модель скелета, а 2 ученика у доски собирают части макета скелета).

— Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось.( Скелет)

 

 VII. Рефлексия.

А) Ребята, перед вами лежат рожицы. Теперь я хотела бы увидеть как вы оцениваете свою работу на уроке. Покажите рожицу, которая соответствует вашему настроению, впечатлению.

— Что нового на уроке узнали? (костная и мышечная системы дают опору телу человека и помогают ему двигаться и что кости защитную функцию выполняют для внутренних органов).

 

— Ребята, на доске перед вами- Гора Знаний. Как вы считаете, вы все поняли на уроке? Значит, вы уже на вершине знаний- ставите флажок на вершину горы.

Если вы немного затрудняетесь, но вы все – таки поняли тот материал, который был на уроке – значит флажок ставите на середину горы.

Если ничего не поняли – флажок у подножия горы.

 

— Я вижу, что вы действительно поняли тему нашего урока.

Я довольна вашей работой;  те, кто поднялся на вершину горы – может смело ставить «5».

 

VIII. Задание на дом.    (слайд)

1.     Прочитать текст учебника, стр. 17 – 20.

2.     сделать подушечку  с камушками (по желанию) для массажа стоп и принести в школу для упражнений по профилактике плоскостопия.

 

 

 

www.metod-kopilka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *