cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Нервная система 4 класс – Нервная система человека (окружающий мир, 4 класс)

Урок 33. Нервная система — 4 класс

Тема: Нервная система человека

Цель: формировать понятия особенностей строения и роли нервной системы для человека, выделить основные правила гигиены и поведения для сохранения здоровья.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Повторение изученного материала

Ответьте на вопросы:

  1. Какие органы относятся к системе пищеварения?

  2. С помощью каких органов мы дышим?

  3. Почему артериальная кровь – яркая, алая, а венозная – темно-красного цвета?

  4. Что обеспечивает наше движение?

  5. Что управляет нашим организмом?

/Ответы обучающихся при фронтальном опросе. Последний вопрос использовать для подведения обучающихся к новой теме урока/

— Есть такая пословица: «Самый хороший друг и самый злейший враг – это наши нервы».

— Как вы понимаете смысл этой пословицы? /Высказывания детей/

  1. Изучение нового материала

Слайд 1 — Сегодня тема нашего урока «Нервная система человека».

Слайд 2 – Информацию об окружающем мире мы получаем с помощью 5 чувств восприятия: осязания, обоняния, слуха, зрения, вкуса.

Слайд 3 – Благодаря головному мозгу мы можем двигаться, видеть, слышать, думать, говорить, сохранять в памяти все, что мы воспринимаем.

Слайд 4 – Нервная система – это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека.

Нервная система делится на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (нервы и нервные узлы)

Слайд 5 – Нервная система — самая сложная их всех систем органов человека и выполняет ряд сложных функций в организме. Она управляет всем организмом человека, влияет на его поведение, а типы высшей нервной деятельности являются основой будущего характера человека.

ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ ПОСТОЯННАЯ ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА

СЕРДЦЕ СОКРАЩАЕТСЯ И РАССЛАБЛЯЕТСЯ

ЧЕЛОВЕК РЕШАЕТ СЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ

ЧЕЛОВЕК СОВЕРШАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

ЗА ВЗДОХОМ СЛЕДУЕТ ВЫДОХ

Слайд 6 – Головной и спинной мозг – «командиры нашего организма. Работая слаженно они обеспечивают жизнь нашего организма.

Слайды 7-9Головной мозг является «главным начальником» в нашем организме. Именно он регулирует работу всех органов чувств человека. Он состоит из огромного количества нервных клеток, каждая из которых решает свою задачу. /Работа со схемой/

Головной мозг защищен черепом и особыми оболочками.

В больших полушариях располагаются зоны, отвечающие за мышление и сознание, речь, слух, вкус, обоняние, осязание, основные движения.

Мозжечок отвечает за координацию движения.

Гипоталамус регулирует температуру тела, чувство голода, жажды, и другие функции.

Ствол мозга регулирует дыхание и сердцебиение.

Слайд 10 – Ребята, а как вы думаете, имеет ли значение масса мозга для умственного развития? /Ответы обучающихся/ На самом деле не имеет!

  • Анатоля Франса, писателя – 1017 г

  • С. Ковалевская, математик – 1385 г

  • Д. И. Менделеев, химик – 1571 г

  • И. П. Павлов, физиолог – 1653 г

  • Слабоумный мальчик 10 лет – 2069 г

  • Человек со средними способностями – 1375 г

  • Учёными выявлено, что мозг человека использует всего лишь 3-4%  своих возможностей. 

Мозг должен постоянно трудиться, получать знания, тогда он будет развиваться.

Слайд 11 — Для нормальной работы мозгу нужно постоянно получать большое количество кислорода. Кровь приносит мозгу необходимый кислород и омывает все его клетки за 2 секунды. Поэтому нужно регулярно проветривать помещение и чаще бывать на свежем воздухе. Если мозг будет получать мало кислорода, то человек может потерять сознание.

Слайд 12 – Мозг много трудится и ему требуется отдых. Если мы спим глубоким сном, не видя сны, то и наш мозг отдыхает. Интересно и то, что у наших мам, даже если они спят также глубоким сном, мозг оставляет активный «сторожевой пункт», который дает сигнал, если ребенок проснулся или начал плакать.

После нашего пробуждения все зоны мозга сразу же берутся за работу.

Слайд 13 – Спинной мозг находится внутри позвоночника, который защищает его.

Он выполняет важную работу – отвечает за разнообразные движения человека. Его можно назвать «информационной дорогой». Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 граммов!

Слайд 14 — Головной и спинной мозг соединены нервами со всеми органами в нашем организме. По нервам, как по проводам, поступают сигналы от органов в головной и спинной мозг, которые посылают команду органам: «Действуйте так!». Сигналы движутся очень быстро – со скоростью 120 м/с.

Слайд 15 — Название «нервы»

произошло от латинского означает «жила», «нерв».

Нервы напоминают нити, которые состоят из длинных тонких волокон, те, в свою очередь, состоят из нервных клеток, т.е. нейронов. У каждого нейрона есть отростки (нервные окончания). 

В работе нервной системы участвуют 31 пара нервов от спинного мозга и 12 пар нервов, которые связаны с головным мозгом.

— Сегодня вы узнали много нового о нервной системе. Какой вывод мы можем сделать? Что главное в работе нервной системе?

Слайд 16 – Вывод: НЕРВНАЯ СИСТЕМА ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕ ЧАСТИ ОРГАНИЗМА В ЦЕЛОЕ И РУКОВОДИТ ЕГО РАБОТОЙ.

Слайд 17 – Достаточно часто мы слышим: «Все болезни от нервов!» Можем ли мы уберечь нервную систему?

Слайд 18 — Гигиена нервной системы. 

   При сильном утомлении мозга у человека начинает болеть голова, пропадает сон и аппетит, падает работоспособность, возникает раздражительность.

Нервная система нуждается в периодическом отдыхе. Лучшим отдыхом для нервной системы служит ночной сон, для детей не менее 10 часов, прогулки, и физический труд на свежем воздухе.

Вред приносят вещества, содержащиеся в табаке и спиртных напитках.

Разрушает нервную систему и грубость в отношениях между людьми. Никогда не грубите, будьте вежливы и предупредительны. Пользуйтесь чаще волшебными словами: «спасибо» и «пожалуйста».

  Необходимо регулярно и полноценно питаться: клетки мозга нуждаются в питании больше, чем любые другие клетки нашего организма. Если человек недостаточно или неправильно питается, это означает, что его мозг голодает, а голодный мозг «соображает» плохо.

Сдерживайте свой гнев. Замечено, что раздражительные, несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу нормально развиваться.

Читайте много хороших книг. Старайтесь завести как можно больше друзей. Ребята, у которых много друзей, обычно знают больше, чем те, у которых мало друзей или вовсе нет.

Если вас что-то серьезно беспокоит, скажите об этом родителям. Слишком сильно переживать, долго чувствовать себя несчастным и скрывать это очень вредно, особенно для мозга и нервной системы.

Слайд 19 – Берегите органы чувств и они помогут познавать окружающий вас удивительный мир! Растите здоровыми, красивыми и умными!!!

  1. Закрепление изученного материала

Слайд 20 – А теперь проверим, насколько вы были внимательны.

Задание: Укажите верные высказывания.

1.     Клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности? (ДА)

2.     Чем больше мозг, тем умнее человек?

(НЕТ)

3.     Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды? (ДА)

4.     В нервной системе человека 100 млрд. нервных клеток, поэтому нервничать — это не опасно? (НЕТ)

5.     Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим? (ДА)

6.     Устают ли клетки мозга? (ДА)

7.     Спинной мозг – это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом? (ДА)

Слайд 21 – Тест «Нервная система»

1.Что способствует попаданию информации в головной мозг:

А) нервы, Б) телевизор, В) Интернет

2. Какую функцию выполняет головной мозг?

А) переваривает пищу,

Б) воспринимает, узнаёт, осознаёт, запоминает, мыслит, управляет мышцами.

В) отвечает за рост волос

3. Сколько полушарий имеет головной мозг?

А) одно, Б) два, В) три

4. Какую функцию выполняет спинной мозг?

А) управляет работой мышц и внутренних органов, обеспечивает связь всех органов с головным мозгом,

Б) анализирует информацию, поступающую от органов чувств,

В) отвечает за речь.

5) Какую функцию выполняют нервы?

А) переносят к органам питательные вещества,

Б) защищают организм от вирусов,

В) передают электрические сигналы от органов к мозгу и команды от мозга к органам.

После выполнения заданий проводится взаимопроверка.

Слайд 22 — Правильные ответы: 1. А 2. Б 3. Б 4. А 5. В

Критерии оценивания:

— Кто из вас ответил на вопросы без ошибок? Вы получили отметку «5»

— У кого одна ошибка? Будьте внимательны. У вас отметка «4»

— У кого три неправильных ответа? Дома, как следует, повторите материал. Вы обязательно исправите свои отметки «3»

  1. Подведение итогов урока.

— Молодцы, ребята, как вы хорошо потрудились на уроке? Не у всех всё получилось, но не нужно отчаиваться.

Слайд 24 — Рефлексия:

— Что вам было интересно на уроке?

— Что было непонятно?

— Какие чувства вы испытали, когда давали ответы на задания? (Волнение).

— То есть некоторые из вас нервничали. Нужно беречь нервную систему, укреплять её!

Слайд 25 — И последний совет:

Одно из самых трудных дел –

Не делать сразу двадцать дел.

А что ни час –

Уметь всё время

Иметь на всё свой час и время:

И на веселье,

И на труд.

На шум и шутки

Пять минут.

И на потеху – сладкий миг.

И долгий час на чтенье книг!

— Соблюдайте режим дня, и это поможет вам в вашей жизни!

Слайд 26 — Домашнее здание: § 33 прочитать. Выполнить задания 1-3 на стр. 126. Подобрать пословицы или стихи о здоровье.

— Спасибо за работу и всего вам доброго!

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЯ

ПО ТЕМЕ: НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

Ученика(цы) 4 «___» класса _________________________________________________________

Задание 1. Укажите верные высказывания.

1.     Клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности?

2.     Чем больше мозг, тем умнее человек?

3.     Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды?

4.     В нервной системе человека 100 млрд. нервных клеток, поэтому нервничать — это не опасно?

5.     Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим?

6.     Устают ли клетки мозга?

7.     Спинной мозг – это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом?

Верно ________________ Неверно __________________

Тестовый контроль

1.Что способствует попаданию информации в головной мозг:

А) нервы,

Б) телевизор,

В) Интернет

2. Какую функцию выполняет головной мозг?

А) переваривает пищу,

Б) воспринимает, узнаёт, осознаёт, запоминает, мыслит, управляет мышцами.

В) отвечает за рост волос

3. Сколько полушарий имеет головной мозг?

А) одно,

Б) два,

В) три

4. Какую функцию выполняет спинной мозг?

А) управляет работой мышц и внутренних органов, обеспечивает связь всех органов с головным мозгом,

Б) анализирует информацию, поступающую от органов чувств,

В) отвечает за речь.

5) Какую функцию выполняют нервы?

А) переносят к органам питательные вещества,

Б) защищают организм от вирусов,

В) передают электрические сигналы от органов к мозгу и команды от мозга к органам.

Ответ

Оценка: __________________

infourok.ru

Материал по окружающему миру 4 класс «Нервная система человека»

-Ребята, как вы думаете, благодаря чему работают органы чувств?

-Чтобы узнать благодаря чему работают органы чувств я предлагаю сделать расшифровку с помощью алфавита.

-В первой строке написан номер буквы в алфавите, под цифрой вы должны подписать букву.

-На ваших столах лежат жёлтые листы.

— Выполните задание

-Какие слова у вас получились?

-Я вам предлагаю заполнить таблицу ЗИУК.

На столах лежат таблицы.

Учитель задаёт вопрос, а ученики в таблицу рядом с вопросом ставят «+» или «-».

  1. Что такое нервная система?

  2. Какие органы входят в нервную систему?

  3. Что такое гигиена нервной системы?

  4. Из чего состоит головной мозг?

  5. Что является управляющим центром сложной системы нервов?

-Заполняете только 1 и 2 столбец.

-На какие вопросы вы не смогли ответить?

-Исходя из этого, какие задачи вы поставите?

-Благодаря мозгу

Слушают учителя.

-Выполняют расшифровку.

-Нервная система.

Заполняют таблицу:

Знаю

+/-

Интересуюсь

Да/Нет

Узнал

Как узнал

1. Что такое нервная система?

2. Какие органы входят в нервную систему?

3. Что такое гигиена нервной системы?

4. Из чего состоит головной мозг?

5. Что является управляющим центром сложной системы нервов?

-Представляют индивидуальные ответы

Результат: возникновение проблемных вопросов

Зрительная гимнастика

Динамическая пауза

Цель: способствовать формированию компетентного отношения к своему здоровью

Физминутка. «Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

{Поморгать глазами.)

 Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево — вправо.)

Ах, как солнце высоко.

{Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх — влево.)

 Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

Ученики выполняют комплекс упражнений для снятия утомления с мышц шеи, глаз)

Результат: избежание перегрузки обучающихся, развитие эмоциональности речи

  1. Открытие нового знания

Цель: создание условий для открытия новых знаний

— Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, пополнив свои знания, организуем работу в группах.

— Вспомним правила работы в группах

Капитаны групп, получите задание и план работы.

На выполнение работы отводится 10 минут

Делятся на группы по жребию. В корзине находятся листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих;

Получают задание:

1 группа, текст «Головной мозг»

2 группа, текст «Спинной мозг»

3 группа, текст «Гигиена нервной системы»

(Приложение 4-6)

Выполняют задания по плану

План работы в группе:

  1. Прочитайте текст.

  2. Представьте информацию в виде схемы, рисунков, таблицы (на выбор).

  3. Подготовьтесь представить вашу работы классу.

  4. Дайте оценку работе в группе (все ли работали одинаково и продуктивно, получили ли новые знания)

Результат: обучающиеся знакомятся с разными свойствами нервной системы и делают, вывод, что нервная система связана со всеми органами чувств и друг без друга они не могут существовать.

Динамическая пауза

Цель: способствовать формированию компетентного отношения к своему здоровью

Физминутка «Зарядка»

.Наклонилась сперва

Книзу наша голова

(наклон вперёд)

Вправо-влево мы с тобой

Покачаем головой.

(наклоны в стороны)

Ручки за голову, вместе

Начинаем бег на месте.

(имитация бега)

Уберём и я, и вы

Руки из-за головы.

Ученики выполняют комплекс упражнений

Результат: избежание перегрузки обучающихся, развитие эмоциональности речи

  1. Первичное закрепление

Цель: создание условий для закрепления полученных знаний через отчет групп

— Предлагаю послушать выводы ваших групп.

-Если будут вопросы или дополнения к отчету группы, прошу вас высказаться

Отчет групп

План отчёта групп (весит на доске и у каждой группы)

«Закончи фразу».

Наша группа работала над темой___________.

В нашем тексте говорилось о______________

Из текста мы узнали, что:

1._____________________________________

2._____________________________________

3.__________________________________

Работу группы оцениваем ______________________

Результат: обучающиеся закрепили знания о работе нервной системе и органах чувств

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

— Чтобы узнать, верно ли вы ответили на поставленные вопросы, предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент о нервной системе.

— После просмотра видеофрагмента поиграем с вами в игру «Опроси друга».

Задайте вопросы друг другу по теме урока.

-Молодцы!

— Вернёмся к таблице ЗИУК и заполним оставшиеся столбцы.

— Какие вопросы остались без ответа?

Смотрят видеофрагмент.

Делают вывод о том, что они верно и продуктивно поработали в группах

— Одни задают вопросы, а другие отвечают, потом меняются ролью.

Делают записи в таблицу и сравнивают с записями, сделанными в начале урока

  1. Рефлексия

Цель: получение обратной связи и акцентирование внимания учащихся на значении изучения данной темы

— Следующая игра «Закончи предложение»:

— Мне было интересно….

Я узнал……

Мне помогли узнать….

Я удивился …….

-Всем большое спасибо за урок!

Дают индивидуальные ответы

Результат: формирование представления о значении изучения данной темы. Оценка собственной деятельности, эмоционального состояния на учебном занятии.

  1. Домашнее задание

Цель: предоставление возможности поиска информации по теме учебного занятия в различных источниках в соответствии со своим уровнем подготовки

Результат: закрепление изученных знаний, развитие навыка работы с информацией

infourok.ru

Урок окружающего мира в 4 классе «Нервная система» УМК «Начальная школа 21 века»

Открытый урок окружающего мира в 4 классе, проведённый в рамках культурного обмена для русскоязычных учителей из ФРГ

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Нервная система»

Оборудование:

Набор табличек с цифрами «1», «2», «3», «да», «нет» у каждого ученика.

Набор лепестков красного, зелёного, синего цвета для рефлексии у каждого ученика.

«Корзина идей».

Записки с идеями для «корзины идей».

Тексты для работы в группах.

Учебники и рабочие тетради.

Запись на доске: размеры мозга разных людей, ответы на вопросы теста.

 Ход урока

1.   Орг. момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Слайд 2.   « Собраться вместе — это начало.

                     Держаться вместе — это прогресс.

                     Работать вместе — это успех».

                                                               Генри Форд

— Какие мысли у вас возникли, когда вы услышали это высказывание?

— Над какой темой мы успешно работали на прошлом уроке окружающего мира? (Организм человека)

2. Проверка домашнего задания.

2.1. Слайд 3. Повторение.

Вопрос №1. Перечислите части тела человека.

(Голова, шея, туловище, верхние и нижние конечности)

Вопрос №2. Перечислите внутренние органы человека.

(головной мозг, лёгкие, сердце, желудок, печень, кишечник)

Вопрос №3. Перечислите системы органов человека.

(Опорно-двигательная, кровеносная, нервная, дыхательная, пищеварительная, выделительная)

2.2. – Расскажите о том, как устроен организм человека.

(Пересказ ученика. Отметка)

3.     Актуализация опорных знаний. Стадия вызова. 

— Но что же заставляет все внутренние органы и системы органов работать слаженно?

— Что обеспечивает приспособление организма  к внешней среде? Как вы думаете?   (высказывания детей)

 

4.  Постановка учебной задачи.

     Работа с пословицей. Слайд 4.

Самый хороший друг и самый злейший враг – это наши нервы.

— Объясните смысл пословицы.

— Так о чём же пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

 

Слайд 5.  Нервная система человека.

  —Что вам уже известно о нервной системе, что хотите узнать?

   ( Высказывания детей)  Можно записать в «корзину идей» на доске.

Динамическая пауза

Снимите напряжение: потянитесь, выполните наклоны головы вперёд, назад, вправо, влево, закройте — откройте глаза.

Зарядка для глаз.
1. «Полёт бабочки».
Не поворачивая головы, вы будете следить за полётом бабочки.
К нам в класс залетела бабочка. Она слева от вас, справа от вас, вверху, внизу. Выполняйте медленно, с максимальной амплитудой. Голова не поворачивается, движутся только глаза. Закройте глаза, расслабьтесь.
(Повторяется два раза.)
2. «Моргание».
Быстро сожмите и разожмите веки (поморгайте) в течение 15-20 секунд. Закройте глаза, расслабьтесь.

5. Рассказ учителя о строении нервной системы. Слайд №6.

— А теперь проверим, насколько вы были внимательны.

6. Проверка усвоения. Работа по тетради, стр.4, №5 (коллективно). Проектор- функция «blank»

Стр.4, №6 (самостоятельно)

Фронтальная проверка. Учащиеся показывают карточки с числами, соответствующими обозначению в тетради:

Спинной мозг – 2

Нервы – 3

Головной мозг — 1

 7. Создание проблемной ситуации.

  Игра « Верите ли вы?»

— Обратимся к нашей «корзине идей» и посмотрим, какие идеи высказали наши ученики. Поиграем в игру «Верите ли вы?»

1.     Что клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности?

2.     Чем больше мозг, тем умнее человек?

3.     Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды?

4.     В нервной системе человека 100 млрд. нервных клеток, поэтому нервничать — это не опасно?

5.     Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим?

6.     Устают ли клетки мозга?

7.     Спинной мозг – это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом?

—  Возникло много вопросов, разных мнений.

—  Нам поможет во многом разобраться работа с научно – познавательным текстом.

 8. Работа с учебником. Параллельно идёт показ презентации.

  • Учебник, стр.8, 1-й абзац. Чтение учениками. Слайды №7 и №8.

  • Решение биологической задачи. Учебник, стр.8 («Обсудим вместе»). Слайд №9. (Ответ по щелчку №4)

  • Проектор- функция «blank». Слайд №10

  • Стр.8, последний абзац. Слайд №11.

  • Проектор- функция «blank». Слайд №12

Динамическая пауза

Раз —  подняться, подтянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

  • — Ребята, давайте немного пофантазируем и представим себе, что наши головы вдруг стали ПРОЗРАЧНЫМИ!!! Какую картину мы увидели бы? Слайд №13. (3 щелчка). Учебник, стр.10 (Рубрика «Этот удивительный мир»)

  • Стр.9, 2-й абзац. Слайд №14.

  • 3-й абзац. Слайд №15.

  9. Формирование новых знаний. Стадия осмысления. Работа в   группах.  Учащиеся делятся на 3 группы, каждой дан текст для прочтения и осмысления.

Сейчас вы будете читать текст, выделяя главное. В каждой группе тексты разные. Одна группа читает текст о головном мозге, другая о спинном, третья о нервных окончаниях, а четвёртая о гигиене нервной системы. Прочитав текст, обменяйтесь информацией в группе.

Далее вы будете работать в новых группах, где соберутся эксперты от каждой предыдущей группы. Вы делитесь по очереди информацией, полученной из своего текста, составляете план общего рассказа, выбираете, кто будет представлять информацию и снова пересаживаетесь в свои группы. Происходит обмен информацией, определяется эксперт по теме.

 

10. Презентация сведений по отдельным темам, выступления групп.

1группа – «Нервы»

Нейроны – нервные клетки. 

В теле человека содержатся сотни нервов. Нейроны— нервные клетки.

В нашем теле около 100 миллиардов нейронов. Вытянутые в ряд нейроны человека составят 1000км.

Они подсоединены к каждой мышце тела, даже самой маленькой. Когда мышца получает от нерва сигнал, она сокращается.

Нервы не только тянутся к мышцам. Они, словно тоненькие провода, отходят от всех твоих органов и проходят в мозг. По таким нервам к нему идут сведения о работе желудка, кишечника, сердца, легких и почек. Мозг похож на центр управления твоим организмом. Он постоянно получает информацию о его состоянии и контролирует работу тела.

  Существуют нейроны, которые имеют продолжение по всему организму, составляя нечто вроде сети, состоящей из несущих информацию кабелей-нервов. Нервы похожи на тонкие белые нити. Каждый из них состоит из сотен продолжений нейронов и может достигать метра в длину. Их задача — как можно быстрее передавать информацию по телу. Сенсорные нервы передают информацию, идущую от тела к мозгу. Это — данные, передаваемые глазами, ушами, носом и кожей человека. Моторные нервы передают информацию в обратном направлении, в том числе команды, идущие от мозга к мышцам. Именно благодаря моторным нервам мы можем двигаться. А в целом вся эта сеть называется периферической нервной системой. Ее принято противопоставлять центральной нервной системе.

Во всём теле есть нервные окончания, чувствительные к боли. Но зачем человеку боль? Представьте, что вы голой рукой схватили раскалённый утюг или у вас начал разрушаться зуб? При этом вы ничего не чувствуете. Подумайте, что вас ожидает?

Боль – это сигнал органа, который предупреждает об опасности или сообщает о нарушении в его работе.

Но терпеть сильную боль трудно. И тогда на помощь приходят врачи, они прописывают обезболивающие таблетки или уколы, делают наркоз.

В 1854 году Николай Иванович Пирогов — русский хирург впервые применил наркоз.

 

2 группа – Рассказывает о головном мозге.

Головной мозг. 

  Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Она связана с различными частями тела  нервами – двигательными и чувствительными.

 При рождении  вес головного мозга составляет примерно 300г, а у взрослого он – около 1500г. При внешнем осмотре мозга внимание прежде всего привлекают два больших полушария. Сзади помещается мозжечок, поверхность которого более тонко изрезана. Ниже больших полушарий расположен ствол мозга, переходящий в спинной мозг. От ствола и спинного мозга отходят нервы, по которым к мозгу стекается информация, а в обратном направлении идут сигналы к мышцам и железам.

  Головной и спинной мозг защищены костными футлярами – черепом и позвоночником.

Беседа по прочитанному.

— Имеет ли отношение к уму величина мозга человека?

— Нет, не имеет.  Например:

Величина мозга

Анатоля Франса, писателя – 1017г (Запись массы мозга на доске)

С. Ковалевская, математик – 1385г

Д. И. Менделеев, химик – 1571г

И. П. Павлов, физиолог – 1653г

Слабоумный мальчик 10 лет – 2069г

Человек со средними способностями – 1375г

Учёными выявлено, что мозг человека использует всего лишь 3-4%  своих возможностей.

 

3группа – Рассказывает о  спинном мозге.

Спинной мозг.

  Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).

Главная задача спинного мозга — обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно.Его можно назвать «информационной дорогой». Эти два органа — головной и спинной мозг — составляют единое целое, которое называют центральной нервной системой.

  Сам же спинной мозг удобно примостился  внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 граммов! Но он  является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и работать.

  Например, если вы нечаянно схватились за горячую кастрюлю, то в окончаниях чувствительного нерва тут же возникает болевой сигнал, сразу же поступающий в спинной мозг, и уже оттуда — в  двигательный нерв, который и передает приказ: «Немедленно убрать руку!» Причем, поверьте, это происходит очень быстро — еще до того, как головной мозг зарегистрирует болевой импульс. В итоге, вы успеваете отдернуть руку от кастрюли еще до того, как почувствуете боль. Конечно же, такая реакция спасает нас от тяжелых ожогов или других повреждений.

4 группа –  Рассказывает о гигиене нервной системы.

Гигиена нервной системы. 

   Мозг всё время нуждается в пище. Его пронизывает множество кровеносных сосудов, по которым кровь доставляет мозгу питание и воздух. При сильном утомлении мозга у человека начинает болеть голова, пропадает сон и аппетит, падает работоспособность, возникает раздражительность.

Нервная система нуждается в периодическом отдыхе. Лучшим отдыхом для нервной системы служит ночной сон, для детей не менее 10 часов, прогулки, и физический труд на свежем воздухе.

Вред приносят содержащиеся в табаке и спиртных напитках яды. Разрушает нервную систему и грубость в отношениях между людьми. Никогда не грубите, будьте вежливы и предупредительны. Пользуйтесь чаще волшебными словами: спасибо и пожалуйста.

Помните: « Все болезни от нервов» — говорят в народе.

  Необходимо регулярно и полноценно питаться: клетки мозга нуждаются в питании больше, чем любые другие клетки нашего организма. Если человек недостаточно или неправильно питается, это означает, что его мозг голодает, а голодный мозг «соображает» плохо.

Сдерживайте свой гнев. Замечено, что раздражительные, несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу нормально развиваться. Читайте много хороших книг. Старайтесь завести как можно больше друзей. Ребята, у которых много друзей, обычно знают больше, чем те, у которых мало друзей или вовсе нет.

Если вас что-то серьезно беспокоит, скажите об этом родителям. Слишком сильно переживать, долго чувствовать себя несчастным и скрывать это очень вредно, особенно для твоего мозга и нервной системы.

11. Обобщение: Каково же значение нервной системы? ( Обеспечивает слаженную работу всего организма).

— Вернёмся теперь к нашей «корзине идей». Верны ли высказывания :

1.     Что клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности? (ДА)

2.     Чем больше мозг, тем умнее человек? (НЕТ)

3.     Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды? (ДА)

4.     В нервной системе человека 100 млрд. нервных клеток, поэтому нервничать — это не опасно? (НЕТ)

5.     Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим? (ДА)

6.     Устают ли клетки мозга? (ДА)

7.     Спинной мозг – это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом? (ДА)

 Тест «Нервная система»

1.Что способствует попаданию информации в головной мозг:

А) нервы

Б) телевизор

В) Интернет

2. Какую функцию выполняет головной мозг?

А) переваривает пищу

Б) воспринимает, узнаёт, осознаёт, запоминает, мыслит, управляет мышцами

В) отвечает за рост волос

3. Сколько полушарий имеет головной мозг?

А) одно

Б) два

В) три

4. Какую функцию выполняет спинной мозг?

А) управляет работой мышц и внутренних органов, обеспечивает связь всех органов с головным мозгом

Б) анализирует информацию, поступающую от органов чувств

В) отвечает за речь

5) Какую функцию выполняют нервы?

А) переносят к органам питательные вещества

Б) защищают организм от вирусов

В) передают электрические сигналы от органов к мозгу и команды от мозга к органам

Взаимопроверка

Проверка с доски. Правильные ответы:

1. А

2. Б

3. Б

4. А

5. В

— Кто из вас ответил на вопросы без ошибок? Вы получили отметку «5»

— У кого одна ошибка? Будьте внимательны. У вас отметка «4»

— У кого три неправильных ответа? Дома как следует повторите материал. Вы обязательно исправите свои отметки «3»

12. Стадия рефлексии. Слайд №17. Домашнее задание.

Старался. У меня всё получилось. (Лепесток красного цвета)

Старался, но у меня были ошибки. (Лепесток зелёного цвета)

У меня не получилось, но я буду стараться! (Лепесток синего цвета)

— Выложите свои лепестки на доске по контуру.

— Видите, ребята, как вы постарались на уроке? Не у всех всё получилось, но не нужно отчаиваться. Если вы дома как следует прочитаете материал учебника на стр.8 – 10, то окончательно разберётесь в трудном материале на тему ….. «Нервная система».

— А что вам напоминает получившийся рисунок? (Контуры головного, спинного мозга. Нервную систему)

— Что вам было интересно на уроке? Что непонятно?

— Какие чувства испытали? А когда отвечали домашнее задание? (Волнение).

— То есть некоторые из вас нервничали. Нужно беречь нервную систему, укреплять её. Желаю вам сегодня хорошего отдыха. Берегите, укрепляйте своё здоровье. Слайд №18

 

 

 

 

infourok.ru

Доклад Нервная система 4 класс сообщение

Как устроено наше тело, кто управляет организмом? На такие вопросы можно ответить, что сам себе хозяин и все процессы контролируются самостоятельно. Нет, не все процессы происходят по одному только приказу, например, чтобы волосы росли быстрее, заставить сердце биться медленно или быстро. Это организм со сложной конструкцией и для его работы требуется сплоченность всех частей вашего тела. Вот за эту коллективную работу и отвечает нервная система.

Определение НС: Это часть организма, которая отвечает за весь процесс работы в одном целом. Главным центром управления будет человеческий мозг. Его помощником будет спинной мозг. Соединение работ мозговой деятельности, это и будет нервная система. От ЦНС отходит целая сеть нервных окончаний, похожие на паутину. Эти отростки проходят к каждому органу, мышце, клетке.

Что значит периферические нервы? Это восприятие предметов из внешней среды органом зрения. Увиденный объект, запоминает мозг, и передает по сигналу нервным окончанием, какое действие нужно сделать. Например, переходя улицу на увиденный красный цвет, мозг дает команду ногам прекратить движение. Сигналы от мозга и к нервам, несутся с огромной скоростью, этим самым быстрым сигналом называют рефлекс. Рефлексы работают с органами чувствительности, тем самым ощущается боль или присутствие опасности.

Безупречную коллективную работу НС осуществляют нейроны. Нейрон представляет собой клетку с множественными ветками. По этим веткам передается вся информация к головному мозгу. Каждый нейрон сообщается с соседним и передает сигнал по цепочке.

Головной мозг соединен со спинным мозгом и контролирует наши действия. Это может быть ощущения, движения, отвечает за эмоции, мысли, полностью руководит работой всех внутренних органов. Мозг состоит из 3‐х основных отделов.

  1. Большое полушарие
  2. Мозжечок
  3. Мозговой ствол

Мозг работает непрерывно, поэтому ему всегда нужна подпитка. Весь мозг окутан кровеносными сосудами. Как раз они и поставляют мозгу пищу и кислород. Если долго находится в закрытом помещении, то заболит голова. Это сигнал мозга, что ему не хватает кислорода и нужно выйти на открытый воздух, подышать. Еще мозгу требуется отдых. Отдыхает мозг тогда, когда приходит сон.

4 класс

Нервная система

Популярные доклады

  • Доклад на тему Всемирная паутина 7, 8 класс сообщение

    В эпоху технологических новинок и их внедрения в повседневную жизнь человечества все более актуальным становиться знания тех или иных фактов про уже обычные для нас вещи. Компьютеры, электронные банковские системы, социальные сети и т.д.

  • Доклад Отрицательные числа 6 класс сообщение

    Отрицательные числа в науке не признавались несколько сотен лет. Это связанно с тем, что отрицательные числа это что-то вымышленное, ненастоящие. Много лет назад отрицательные числа не признавались,

  • Доклад на тему Тихий океан

    Тихий океан – самый глубокий. Средняя глубина этого океана около 4 километров, а самая глубокая точка – Марианский желоб, его глубина около 11 километров. Также Тихий океан самый большой. Он занимает половину от всего Мирового океана и треть всей

more-dokladov.ru

4 класс. Окружающий мир. Нервная система человека — Нервная система человека

Комментарии преподавателя

Че­ло­век не пол­но­стью управ­ля­ет своим телом: нель­зя при­ка­зать серд­цу уско­рить би­е­ние, же­луд­ку – пе­ре­стать пе­ре­ва­ри­вать пищу, че­ло­век не за­ме­ча­ет, как мор­га­ет и дышит. Ор­га­низм че­ло­ве­ка – это слож­ный ме­ха­низм, со­сто­я­щий из мно­же­ства ча­стей; для пра­виль­ной и сла­жен­ной ра­бо­ты необ­хо­ди­ма со­гла­со­ван­ная ра­бо­та каж­дой части. Такую со­гла­со­ван­ность обес­пе­чи­ва­ет нерв­ная си­сте­ма че­ло­ве­ка (рис. 1).

Рис. 1. Нерв­ная си­сте­ма че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

Нерв­ная си­сте­ма со­еди­ня­ет все части ор­га­низ­ма в еди­ное целое и ру­ко­во­дит его ра­бо­той. Это по­хо­же на ло­каль­ную сеть, со­еди­ня­ю­щую все части ор­га­низ­ма с мощ­ным сер­ве­ром – цен­траль­ной нерв­ной си­сте­мой, ко­то­рую об­ра­зу­ют го­лов­ной и спин­ной мозг. От цен­траль­ной нерв­ной си­сте­мы от­хо­дит мно­же­ство тон­чай­ших нер­вов к каж­до­му ор­га­ну, каж­дой мышце в теле че­ло­ве­ка. Если все нервы че­ло­ве­ка со­еди­нить в одну нить, она будет в 4 раза длин­нее рас­сто­я­ния от Земли до Луны. Нервы об­ра­зу­ют пе­ри­фе­ри­че­скую нерв­ную си­сте­му (рис. 2).

Рис. 2. Цен­траль­ная и пе­ри­фе­ри­че­ская нерв­ная си­сте­ма (Ис­точ­ник)

По одним нер­вам ин­фор­ма­ция от ор­га­нов чувств по­сту­па­ет в спе­ци­аль­ные от­де­лы го­лов­но­го и спин­но­го мозга в виде элек­три­че­ских им­пуль­сов, где она, как в ком­пью­те­ре, об­ра­ба­ты­ва­ет­ся (рас­шиф­ро­вы­ва­ет­ся, срав­ни­ва­ет­ся с по­лу­чен­ной ранее, за­по­ми­на­ет­ся), и в ре­зуль­та­те при­ни­ма­ет­ся ка­кое-ли­бо ре­ше­ние. По дру­гим нер­вам ко­ман­ды го­лов­но­го мозга по­сту­па­ют к мыш­цам тела, за­став­ляя их рас­слаб­лять­ся или со­кра­щать­ся. На­при­мер, че­ло­век уви­дел крас­ный свет све­то­фо­ра, го­лов­ной мозг отдал мыш­цам ног пре­кра­тить дви­же­ние. Или, неча­ян­но кос­нув­шись го­ря­че­го, че­ло­век от­дер­нет руку еще до того, как по­чув­ству­ет боль. Это за­щит­ный ме­ха­низм ор­га­низ­ма. Когда чув­стви­тель­ные клет­ки руки по­чув­ство­ва­ли жар, этот сиг­нал от­пра­вил­ся в спин­ной мозг, ко­то­рый отдал при­каз мыш­цам руки резко со­кра­тить­ся, чтобы быст­ро от­дер­нуть руку от ис­точ­ни­ка опас­но­сти. Од­но­вре­мен­но сиг­нал кле­ток руки о жже­нии по­сту­пил в го­лов­ной мозг, ко­то­рый отдал при­каз о боли. Боль – это ре­ак­ция ор­га­низ­ма на опас­ность.

Рис. 3. Стро­е­ние ней­ро­на (Ис­точ­ник)

Сла­жен­ную ра­бо­ту нерв­ной си­сте­мы обес­пе­чи­ва­ют ней­ро­ны (рис. 3), нерв­ные клет­ки, ко­то­рые по­хо­жи на па­уч­ка, си­дя­ще­го в цен­тре па­у­ти­ны. Каж­дый ней­рон со­сто­ит из тела и мно­же­ства от­рост­ков, ко­рот­кие вет­ви­стые от­рост­ки на­зы­ва­ют­ся денд­ри­ты, один длин­ный – аксон. Имен­но по от­рост­кам нерв­ных кле­ток в виде сла­бых элек­три­че­ских сиг­на­лов пе­ре­да­ет­ся ин­фор­ма­ция. Со­сед­ние ней­ро­ны со­еди­ня­ют­ся между собой при по­мо­щи от­рост­ков (рис. 4).

Рис. 4. Со­об­ще­ние ней­ро­нов (Ис­точ­ник)

Часть пути элек­три­че­ские сиг­на­лы про­хо­дят через спин­ной мозг. Спин­ной мозг на­хо­дят­ся внут­ри по­зво­ноч­ни­ка. Глав­ная за­да­ча спин­но­го мозга – об­ра­бот­ка ин­фор­ма­ции, иду­щей от мозга к телу и об­рат­но. Его можно на­звать «ин­фор­ма­ци­он­ной до­ро­гой» (рис. 5).

Рис. 5. Го­лов­ной и спин­ной мозг (Ис­точ­ник)

Спин­ной мозг раз­де­лен на 31 уча­сток, от каж­до­го участ­ка влево и впра­во от­хо­дят нервы, про­ни­зы­ва­ю­щие все тело.

Спин­ной мозг от­ве­ча­ет за ра­бо­ту опор­но-дви­га­тель­ной си­сте­мы и неко­то­рых внут­рен­них ор­га­нов, со­би­ра­ет ин­фор­ма­цию об окру­жа­ю­щей среде от ор­га­нов чувств.

Очень важно со­хра­нять пра­виль­ную осан­ку, сле­дить за со­сто­я­ни­ем по­зво­ноч­ни­ка, чтобы спин­ной мозг мог ком­форт­но ра­бо­тать. Стоит за­ни­мать­ся физ­куль­ту­рой и ак­тив­ным фи­зи­че­ским тру­дом, чтобы укреп­лять мышцы спины. Пом­ни­те, что пе­ре­лом по­зво­ноч­ни­ка ведет к по­вре­жде­нию нерв­ных тка­ней, что может при­ве­сти к ча­стич­ной или пол­ной по­те­ре чув­стви­тель­но­сти, па­ра­ли­за­ции. По­это­му важно не пе­ре­ме­щать по­стра­дав­ше­го при се­рьез­ном несчаст­ном слу­чае до при­ез­да вра­чей.

Спин­ной мозг со­еди­ня­ет­ся с го­лов­ным моз­гом – «цен­траль­ным ком­пью­те­ром» че­ло­ве­че­ско­го ор­га­низ­ма. Мозг че­ло­ве­ка на­деж­но за­щи­щен че­ре­пом (рис. 6).

Рис. 6. Го­лов­ной мозг за­щи­щен че­ре­пом (Ис­точ­ник)

Рис. 7. Го­лов­ной мозг мла­ден­ца – 360 г (Ис­точ­ник)

Рис. 8. Го­лов­ной мозг взрос­ло­го че­ло­ве­ка – около 1,5 кг (Ис­точ­ник)

Масса мозга но­во­рож­ден­но­го ре­бен­ка – 360 г (рис. 7), к 20 годам масса мозга до­сти­га­ет пре­де­ла – до 1,5 кг (рис. 8).

Го­лов­ной мозг кон­тро­ли­ру­ет дви­же­ния, от­ве­ча­ет за ощу­ще­ния, эмо­ции, мысли, ру­ко­во­дит ра­бо­той внут­рен­них ор­га­нов. Мозг со­сто­ит из трех ос­нов­ных от­де­лов: боль­шие по­лу­ша­рия, моз­же­чок и ствол мозга (рис. 9).

Рис. 9. Стро­е­ние го­лов­но­го мозга (

www.kursoteka.ru

Тест по теме: «Нервная система» (4 класс)

Тест «Нервная система» 4 класс

ФИ _____________________________________________________

1. Вычеркни названия тех органов, которые не относятся к нервной системе.

Головной мозг, череп, скелет, сердце, мышцы, спинной мозг, нервы, трахея.

2. Как поступают сигналы в головной мозг?

а) по крови     б) по телевизору     в) по нервам

3. Функция нервной системы:

а) образует наружные слои кожи

б) управляет деятельности всего организма

в) образует кости скелета

4. Какой орган нервной системы находится:

в позвоночнике________________________________

в черепе_______________________________________

5. Подпишите органы нервной системы.

6 .Какую функцию выполняет головной мозг?

а) переваривает пищу

б) воспринимает, узнает, осознает, запоминает, вспоминает, мыслит, управляет мышцами рук и языка

в) отвечает за рост волос

7. Какую функцию выполняют нервы?

а) переносят в организме питательные вещества

б) защищают организм от вирусов

в) передают электрические сигналы от органов к мозгу и команды от мозга к органам

8. С какой скоростью движутся сигналы:

А) 80 м/с

Б) 120 м/с

В) 100 м/с

9. Чем вы можете помочь нервной системе, чтобы она не перенапрягалась и оставалась здоровой? _______________________________________________________________________

infourok.ru

доклад по предмету Окружающий мир в 4 классе о её строении, работе и значении для человеческого организма

Нервная система человека очень важна в обеспечении всех функций организма. Она отвечает за его связь с окружающей средой, за обмен информацией между органами и частями тела и их согласованную работу.

Строение ЦНС

Нервная система состоит из большого количества клеток – нейронов. Они имеют отростки и связаны ими между собой. Все вместе они похожи на паутину и называются нервами. Группы этих клеток, образующие спинной и головной мозг, называют центральной нервной системой (ЦНС).

 

Центральная нервная система человека

Головной мозг

 

Головной мозг – это самая важная часть организма и ЦНС. Здесь обрабатывается вся получаемая человеком информация. Его строение очень сложное. Он состоит из двух полушарий, которые отвечают за такие важные процессы, как:

  • эмоции и чувства;
  • слух;
  • зрение;
  • осязание;
  • вкус и обоняние;
  • речь;
  • зрительное узнавание;
  • поведение;
  • движение;
  • мышление.

 

Ниже полушарий находится сморщенный на вид мозжечок. От них также отходит ствол, который соединяет головной мозг и спинной. Ствол состоит из продолговатого, среднего и промежуточного отделов.

 

Большие полушария делятся на правое и левое и имеют отделы:

  • лобный;
  • теменной;
  • затылочный;
  • височный.

 

Участки головного мозга

Каждая зона отвечает за определённые процессы в организме и выполняет свои функции. Например, лобные доли руководят поведением человека и сложным мышлением. Затылочный отдел отвечает за зрение, височный – за слух и обоняние.

 

 

Спинной мозг

 

Спинной мозг напоминает длинный шнур толщиной с мизинец. Он расположен внутри позвонков. Его основная функция – это передача информации по нервам от всего тела в головной мозг и обратно. Он выполняет роль промежуточного звена и очень важен для организма.

 

Спинной и головной мозг — главные органы нервной системы человека

 

Периферическая нервная система и передача информации

 

Нейроны находятся во всем теле человека и присоединяются ко всем мышцам, внутренним органам, коже и даже глазам. Эти связи называются периферической нервной системой. Именно она передает информацию в спинной и головной мозг и обратно к тканям, мышцам или органам. Информация поступает в виде сигналов – импульсов.
Движение импульса можно рассмотреть на простом примере. Когда человек дотрагивается до горячего, от кожи в мозг поступает сигнал. Там он определяется как опасность и к руке поступает ответное сообщение – «отдёрни её!». Это происходит очень быстро, меньше чем за секунду.

 

В периферическом отделе выделяется вегетативная нервная система. Она отвечает за передачу информации между внутренними органами. Благодаря ей они работают как один механизм.

 

 

Важность поддержания здоровья

 

На здоровье мозга сильно влияют расстройства, плохое самочувствие и усталость и яд из спиртных напитков и табака. Всё это приводит к головным болям, болезням, нарушениям мышления и умиранию нейронов.
Если одна нервная клетка умирает, то новая уже не рождается. Чтобы выполнить все функции оставшимся клеткам приходится работать больше. Поэтому очень важно соблюдать здоровый образ жизни, как следует «кормить» свой мозг. Нужно не только правильно питаться, но и гулять на свежем воздухе, заниматься спортом и отдыхать.
В школах России уроки физкультуры весной и осенью проводятся на улице. Это тоже помогает нервным клеткам насыщаться кислородом. А ещё важно сохранять положительное отношение к жизни и другим людям.

www.doklad-plus.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *