Фразеологизмы проект по русскому языку 4 класс – Исследовательский проект «Фразеологизмы» ( 4 класс)
Проект по русскому языку «Создание занимательного фразеологического словаря» 4 класс
Проектная работа по развитию речи
«Создание занимательного фразеологического словаря»
г. Касимов
2012
Автор проекта
Постникова Ольга Владимировна, учитель начальных классов первой категории МОУ «СОШ №3» г. Касимов
Учебная дисциплина русский язык (развитие речи)
Возраст учащихся 9-10 лет (4 класс)
Вид проекта информационный проект (сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории) с элементами творческого проекта (оформление результатов в форме создания «Занимательного словаря фразеологизмов») и ролевого проекта (проектанты берут на себя роли выдуманных героев в ходе инсценировки).
Продолжительность проекта среднесрочный проект (задания выполняются в группах в ходе учебной четверти).
Ожидаемые результаты обучения
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
— умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
— умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
— умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
— умение запросить недостающую информацию у учителя или родителей;
— умение выдвигать гипотезы;
— умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
— умение коллективного планирования;
— умение взаимодействовать с любым партнером;
— умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
— умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы;
— умение вести дискуссию;
6.Презентационные умения и навыки:
— навыки монологической речи;
— умение уверенно держать себя во время выступления;
— артистические умения;
— умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
— умение отвечать на незапланированные вопросы.
Проблемный вопрос « Не ударим в грязь лицом» и «не сядем в лужу» — как это? Как называются подобные выражения? Нужны ли они?
Описание проекта
1) Подготовка. Формулирование проблемного и учебных вопросов данной темы. Знакомство с «Фразеологическим словарем». Выбор тем индивидуальных исследований учащихся.
2) Планирование. Формирование групп для проведения исследований. Обсуждение плана работы учащихся в каждой группе, выдача инструкций – заданий.
3) Внеклассная работа, домашняя работа. Сбор материала, разучивание ролей артистов сценки, оформление творческих отчетов.
4) Подготовка учащимися презентации под руководством учителя.
5) Анализ информации, формулирование выводов. Работа над формами отчёта
6) Предзащита. Группы делают заключительную подготовку, формулируют выводы, исправляют ошибки.
7) Защита полученных результатов. Представление готового «Занимательного словаря фразеологизмов»
Ход занятия– подготовки проекта
Цель: научить детей пользоваться словом, учить речи точной и стройной, ясной и выразительной.
Задачи:
1) Введение в их словарный запас фразеологических сочетаний, пословиц, синонимов, антонимов, крылатых выражений.
2) Развитие речи учащихся, активного творческого мышления.
3) Воспитание положительных качеств в процессе работы в парах и группах, повышение речевой культуры.
4) Знакомство с фразеологическим словарем
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, школьный фразеологический словарь русского языка Жукова В. П., текст «Кашу маслом не испортишь» по количеству учащихся.
Ход занятия:
1. Мотивация обучающихся
– Приходилось ли вам “садиться в калошу”? “Вешать нос”? “Терять голову”? “Проглотить язык”? Знаете ли вы человека, которому “медведь наступил на ухо”? Бывали ли вы “не в своей тарелке”? Когда в нашем классе слышно, как “муха пролетает”? Писал ли кто из вас “как курица лапой”?
– Догадались ли вы, о чем пойдет речь на нашем уроке? (слайд 1)
– О фразеологизмах.
2. Актуализация учебной деятельности
Если вы на занятии не будете сидеть, сложа руки, то не успеем мы оглянуться, как оно закончится, а вы все будете семи пядей во лбу.
В языке каждого народа есть устойчивые образные обороты, которые воспроизводятся в речи подобно слову, а не строятся, подобно словосочетаниям и предложениям. Такие обороты называются фразеологизмами. (слайд 2) Другое важное свойство фразеологизмов: смысл целого фразеологизма не складывается из смыслов входящих в него слов, например выражение «собаку съел», обозначающее «быть мастером в каком-нибудь деле», совершенно не связано со значением входящих в него слов.
Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились фразеологизмы. Жили в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.
Подобное же мы видим в жизни слов. Живут – поживают слова – детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой- то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы. Ещё фразеологизмы называют КРЫЛАТЫМИ СЛОВАМИ Они как бы перелетают из предложения в предложение, не изменяя ни своего состава, ни грамматических форм.
Сегодня мы выясним(слайд 3)
- Украшают ли фразеологизмы нашу речь?
- Нужны ли они?
- Когда их уместно употреблять?
3. Пробное учебное действие
Я подготовила вам творческое задание. Прослушайте и сравните тексты.
Глупые сороки. (слайд 4)
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались, думали, где припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны любят сыр, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны увидели сыр. Вот одна кружится, потом другая, третья. Сейчас незаметно украдут.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Вдруг появилась лиса. Съела сыр, пока сороки спорили, и ушла. Удалилась, чтобы ее не поймали. Когда сороки увидели пропажу, лиса была уже далеко.
СРАВНИТЕ…
Глупые сороки. (слайд 5)
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали совет держать, где его припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны — известные любительницы сыра, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны нюхом почуяли находку. Вот одна кружится, потом другая, третья. Того и гляди украдут средь бела дня из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись появилась лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало.. Удалилась подальше от греха.. Когда хватились сороки а, лисы и след простыл.
Поделом сорокам! Не надо было ворон считать!
ВЫВОД: (слайд 6) Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.
Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы.
4. Работа со словарем
Фразеологизмы в начальной школе изучаются совсем мало, а в жизни мы встречаемся с ними повсеместно. А откуда берутся фразеологизмы? (слайд 7)
Исконно русские сматывать удочки, расправлять крылья
Из разных профессийсгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю
Старославянские как зеницу око, не от мира сего
Крылатые слова из мифологииахиллесова пята, нить Ариадны, дамоклов меч
Крылатые слова и выражения, созданные писателемГолый король, Счастливые часов не наблюдают.
Значения всех ли выражений, которые вы сейчас услышали, вам понятны? Помогут разобраться во фразеологизмах словари (Показ словарей)
Словари лежат и на ваших столах, но для работы с ними давайте разобьемся на группы. Рассмотрим Школьный фразеологический словарь Жукова В. П. (М.: Просвещение, 1989). Как построен словарь? Попробуем найти значения фразеологизмов (каждая группа получает по одному из ранее звучавших фразеологизмов).
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Замените «Одним словом» (слайд 8)
Каждой группе задание: заменить данные выражения одним словом, вставить недостающие в выражения слова. Пользуйтесь словарями.
Ø себе на уме — …
Ø куры не клюют. — …
Ø вставлять палки в колеса — …
Ø вилять хвостом — …
Ø сесть на любимого конька — …
Ø купить … в мешке
Ø пустить … в огород
Ø набито как в бочке …
Ø дуется как … на крупу
Ø считать . ..
Ø брать быка за рога — …
Ø писать как . .. лапой
Ø наложить вето — .,
Ø намылить шею — …
Ø коптить небо — …
Отгадайте фразеологические загадки (слайд 9)
► Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.
► Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.
► Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.
► Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги
Задания для групп:
1. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию любить: (СЛАЙД 9)
1. Как свои пять пальцев
2.Яблоку негде упасть
3. Души не чаять
4. Проще парёной репы
5. Носить на руках
2. Найдите фразеологизмы со значением «пропал без вести» (СЛАЙД 10)
1. Во что бы то ни стало
2. Игра не стоит свеч
3. Ни слуху ни духу
4. Хоть караул кричи
5. Как в воду канул
3. Найдите фразеологизмы со значением «недружно» (СЛАЙД11)
1. Душа в душу
2. Засучив рукава
3. Положа руку на сердце
4. Вставлять палки в колёса
5. Как кошка с собакой
Конец формы
6. Включение в систему знаний.
Ребята, а зачем такие сложности: запоминать фразеологизмы, знать их значения? Может, гораздо проще просто сказать, например, «я счастлив», а не «я не седьмом небе»? И понятней, и короче? (ответы детей)
Вывод: конечно, более точно и эмоционально передать наши чувства нам помогают фразеологизмы. Фразеологизмы уместно использовать, когда нужно передать переполняющие нас эмоции.
Вот как в этом рассказе, послушайте и постарайтесь найти все фразеологизмы, подчеркните их в своих текстах. Их 10. Объясните значение фразеологизмов. Удачи.
Кашу маслом не испортишь.
Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, — сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох, — говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка: Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.
(слайд 10) (Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)
Как об стенку горох — неодобр. — ничего не действует на кого-либо; бесполезно говорить, советовать и т. п.
Хоть кол на голове теши — об упрямом человеке, на голове которого, как на дубовом чурбане, можно тесать кол.
Про человека, который никогда не получит желаемого, говорят, что ему не видать этого как своих ушей.
Всему своё время/срок — указание на поспешность события/вывода.
Толочь воду в ступе — ‘заниматься ненужным, бесполезным делом’.
Как с Луны свалился — о том. кто не знает чего — либо всем известного.
Подобрать к картинкам фразеологизмы. (слайд 11-16)
— лить крокодиловы слезы
— мести хвостом
— лезть в бутылку
— брать быка за рога
— хватать звезды с неба
— сесть в галошу
Исправление ошибок в использовании фразеологизмов. (слайд 17)
— Найдите ошибки в предложениях, в каких фразеологизмах неправильно заменены слова.
1) Народу в театре было много – груше (яблоку) некуда было упасть.
2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был медвежий (волчий) аппетит.
3) Нужно хорошо подготовиться к соревнованиям, чтобы не ударить в лужу (грязь) лицом.
4) На столе у Вовы такой беспорядок, что учебник днём с фонарём (огнём) не найти.
7. Работа в группах.
Вот как много мы сегодня узнали новых фразеологизмов. У меня возникла замечательная идея. Давайте попробуем составить свой словарь фразеологизмов, в котором будем не только толковать их значение, но и добавим историко-этимологические сведения о происхождении фразеологизмов, иллюстративный материал, занимательные задания. Предлагаю взять фразеологизмы, в которых упоминаются части тела человека: нога, рука, голова, ухо, нос, глаз и т. д.
Мы с вами уже разделились на группы. Каждая группа получает в конверте индивидуальное задание по созданию своего раздела в нашем словаре (приложение 1). Сейчас вы должны будете, пользуясь фразеологическими словарями, найти крылатые выражения с заданным словом (не менее 10) и выписать их значение. Это будет первый этап работы по созданию нашего занимательного фразеологического словаря.
(работа в группах 10- 15 мин.)
Отчет каждой группы о проделанной работе.
8. Домашнее задание
Дальнейшую работу, которая носит исследовательский характер и требует творческого подхода, вы будете выполнять самостоятельно. Ваша задача сейчас состоит в следующем: внутри каждой группы распределите между собой, кто с каким фразеологизмом будет работать дальше. Каждому нужно будет (см. в инструкцию) найти происхождение фразеологизма, подобрать синонимы и антонимы к нему, привести пример использования в речи и оформить, сопроводив иллюстрацией, на готовом бланке формата А4 (приложение 3).
На эту работу вам дается неделя. По истечении этого времени вы должны будете представить готовую работу и защитить свой проект. Я буду направлять, контролировать работу в каждой группе, давать индивидуальные консультации. Результатом нашей совместной работы должен стать полностью оформленный «Занимательный словарь фразеологизмов».
9. Рефлексивная учебная деятельность
Выводы (слайд 18)
► Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка.
► Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа.
► Изучение фразеологии повышает культуру речи и общую культуру человека.
► Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость, образность
(слайд 19) Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы. И это правильно, ведь нам предстоит еще горы свернуть в вопросе изучения фразеологизмов.
— Ребята, вам понравилось занятие?
Эмоциональная рефлексия проводится с помощью техники «Как я себя чувствую после занятия»:
Итак, наш недельный проект стартовал! Ни пуха вам ни пера! Выполните работу так, чтобы комар носа не подточил! (слайд 20)
Приложение 1
Группа №1
Оформить раздел словаря «Глаз».
Группа №2
Оформить раздел словаря «Зуб».
Группа №3
Оформить раздел словаря «Нога».
Группа №4
Оформить раздел словаря «Нос».
Группа №5
Оформить раздел словаря «Ухо»
Инструкция для каждой группы.
Найти фразеологизмы, в которых употребляется слово «…» (не менее 10).
План работы над каждым фразеологизмом:
1. толкование
2. происхождение
3. рисунок (если возможно)
4. подбор синонимов и синонимичных фразеологизмов
5. подбор антонимов и антонимичных фразеологизмов
6. примеры употребления в речи
Оформление сведений о каждом фразеологизме на отдельных листах формата А4.
В заключение раздела поместить рубрику «Занимательные задания», в которой представить рассказы, стихи, загадки, шарады, ребусы,сценки с использованием фразеологизмов своего раздела, а так же задания для «Фрезеологической викторины».
Ход занятия-защиты проектов в классе:
« Не ударим в грязь лицом» и «не сядем в лужу»
Цель:применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи:
1. обучающая:
— расширить знания учащихся по теме «Фразеологизмы».
2. развивающая:
— развитие речевой и мыслительной деятельности; готовности к речевому взаиморазвитию и взаимопониманию.
— обогащение активного словаря учащихся.
3. воспитательная:
— создание условий для развития речевой культуры учащихся; правил речевого этикета.
— активизация познавательной деятельности учащихся в процессе знакомства с теоретической информацией.
Оборудование: оформленный детьми «Занимательный словарь фразеологизмов», фонограмма мп3 «Частушки»
Ход занятия:
1. Мотивация обучающихся
Вот и подошла к концу проектная неделя. Сегодня вы будете обмениваться полученными знаниями, удивлять своими находками и радовать умением выражать свои мысли. Каждой творческой группе предстоит примерить на себя и роль оратора, и роль слушателя, и роль доброжелательного жюри.
2. Актуализация и пробное учебное действие
— Давайте посмотрим сценку «Три загадки»
(Трое детей показывают сценку.)
Поссорились на перемене ребята.
- Я тебе покажу, где раки зимуют! А второй ему:
- Ишь, разошёлся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:
- Всё следишь! Наверное и спишь с открытыми глазами. А дежурный вдруг как крикнет:
- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!
- Какие такие загадки? — удивились ребята и разжали кулаки.
- А вот какие, слушайте. Первая: «Где раки зимуют?» Вторая: «Кто из кожи вон лезет?» Третья: «Кто спит с открытыми глазами?»
Ребята, попробуйте объяснить эти выражения. (Ответы детей.)
3. Защита творческих проектов
Сейчас по очереди каждая группа будет защищать свой проект, другие группы будут оценивать проделанную группой работу, делая пометки в оценочных листах (приложение 2).
Выступления детей.
4. Подведение итогов
Вы поработали на славу, и ваш труд не пропадет даром. Наш фразеологический словарь можно будет пополнять новыми разделами. Вот, например, таким разделом «Фразеологический зверинец». Какие, по-вашему, мнению, названия животных могут входить в выражения:
Голоден как…(волк.)
Хитёр как…(лиса.)
Труслив как…(заяц.)
Колючий как…(ёж.)
Надут как…(индюк.)
Нем как…(рыба.)
Упрям как…(осёл.)
Болтлив как…(сорока.)
5. Домашнее задание
Продолжайте пополнять свои знания о фразеологических оборотах. Подумайте, какие еще разделы можно добавить в наш словарь.
6. Стадия рефлексии
Вот и подошло к концу наше занятие. Говорят, конец – делу венец. И мне хочется верить, что наше занятие не только увлекло вас, но и показало, как интересно изучать русский язык, как много в нём тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться. Поделитесь впечатлениями и озвучьте, как вы оценили работу каждой группы. (Выслушиваются ответы детей). Всем спасибо за работу!
Приложение 2
Оценочные листы
1 группа
2 группа
3группа
4 группа
5 группа
Объем раздела
Оформление раздела
Защита работы
Занимательные задания
Итого
www.metod-kopilka.ru
Конспект проекта по русскому языку.4 класс. Тема:»Фразеологизмы.»
Приложение 2
ГУ «Луганская специализированная школа I-III ступеней №57»
Исследовательский проект
«Фразеологизмы»
Выполнила творческая группа
«Интеллект» в составе:
Алехина Анастасия
Черепнова Мария
Майшимас Илья
Руководитель:
Ривна Валентина Васильевна
Луганск
2017
Цель проекта:
Изучение происхождения и значения фразеологизмов.
Узнать интересные факты из истории.
Определить роль фразеологизмов в речи человека.
Задачи проекта:
Углубить свои теоретические знания по данной теме.
Узнать значения наиболее часто употребляемых в речи фразеологизмов.
Разработать и подобрать практические задания, способствующие лучшему усвоению данной темы.
Понятие «Фразеологизм»
Словарь Ожегова дает следующее определение:
«Фразеологизм – устойчивое выражение с самостоятельным значением».
Фразеологизмы в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Порой мы даже не замечаем, что произносим эти неустойчивые выражения – насколько они привычны и удобны. Они придают речи: яркость, выразительность, точность.
Фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать. Значение фразеологизмов можно найти во фразеологических словарях.
Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы – другие фразеологизмы; например, синонимы: на краю света; куда ворон костей не заносил; антонимы: возносить до небес – втаптывать в грязь.
Существует раздел языкознания, который посвящен изучению фразеологического состава языка – фразеология.
Происхождение фразеологизмов.
По происхождению одни фразеологизмы являются собственно русскими, другие – заимствованными.
Большинство фразеологизмов исконно русского происхождения. Главным источником русской фразеологии являются свободные словосочетания, которые, употребляясь в переносном значении, становятся фразеологизмами: лодка плывет по течению – он ничего не хочет менять, плывет по течению.
Собственно русские фразеологизмы связаны с историей и культурой России, обычаями и традициями русского народа, например: топорная работа, прописать ижицу, небо показалось с овчинку. Многие возникли из пословиц: собаку съел, стреляный воробей; художественных произведений: тришкин кафтан, медвежья услуга, как белка в колесе, на деревню дедушке.
Некоторые фразеологизмы заимствованы из старославянского языка: нести свой крест, соль земли, манна небесная, Фома неверующий; из мифов разных народов: авгиевы конюшни, прокрустово ложе.
Фразеологизмы подразделяют на разные группы:
— фразеологизмы с названиями животных;
— фразеологизмы, пришедшие в нашу речь из мифологии;
— фразеологизмы, пришедшие в нашуречь из устного народного творчества;
— профессиональные фразеологизмы;
— фразеологизмы, характеризующие человека.
Знакомство с фразеологизмами.
БИТЬ БАКЛУШИ
Несерьёзным делом заниматься.
В старину кустари делали посуду из дерева. Для этого надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Это было лёгкое дело. Готовить такие чурки и называлось «бить баклуши»
ВИЛАМИ ПО ВОДЕ ПИСАНО
Что-то очень сомнительное, неясное, не заслуживает доверия.
Вилы – это старинное название кругов на воде.
История выражения связывается с одним из древнейших видов гадания.
СИРОТА КАЗАНСКАЯ
Человек прикидывается несчастным, чтобы вызвать сочувствие.
Завоёванные Иваном IV татарские князья, чтобы сохранить положение, отправлялись в Москву на службу. Там они прибеднялись, чтобы получить больше наград и жалований.
ПОДЛОЖИТЬ СВИНЬЮ
Устроить большую неприятность.
Для пролома рядов врага в старину выстраивались войска фигурами: свиньёй, клином, кабаном.
Кроссворд.
1Ф
О
М
А
2
П
Р
О
П
А
Л
3
Р
А
Н
О
4
З
А
П
О
М
Н
И
Т
5
М
Е
Д
Л
Е
Н
Н
О
6
Н
А
О
Б
О
Р
О
Т
7
Б
Л
И
З
К
О
8
М
А
Л
О
9
М
Н
О
Г
О
10
П
Р
О
У
Ч
И
Т
Ь
11
В
Н
Е
З
А
П
Н
О
12
Т
Е
М
Н
О
Он неверующий.
Только и видели.
Чуть свет.
Намотает на ус.
В час по чайной ложке.
Шиворот-навыворот.
Рукой подать.
С гулькин нос.
Тьма тьмущая.
Показать, где раки зимуют.
Откуда ни возьмись.
Хоть глаз выколи.
Фразеологическая математика.
Вставьте числа, числительные в известные фразеологизмы.
Одинокий, без семьи, без родственников, близких — … как перст.
(Один).
(Один).
(Две).
(Две).
(Двоих).
(Два).
(Четырёх).
(Четыре).
(Семи).
(Седьмая).
(Двадцать пять).
(Тридцать три).
Загадки, загаданные крылатыми фразами.
ОН в голове у легкомысленного, несерьезного человека.
ЕГО советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.
На НЕГО бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
(ВЕТЕР: «ветер в голове», «ищи ветра в поле», «бросать слова на ветер»)
ЕЁзаваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.
ЕЁне сваришь с тем, с кем трудно сговориться.
ЕЁ «просит» рваная обувь.
ОНА в голове у путаников.
(КАША: «заварить кашу», «(с ним) каши не сваришь», «(ботинки) каши просят»)
ОНО пахнет керосином, когда ожидаются неприятные последствия.
ОНО выгорает в случае успешного завершения.
ЕГО можно курить в негативной ситуации.
(ДЕЛО: «дело в шляпе», «дело пахнет керосином», «дело выгорело», «дело табак».)
ЕГО задирают, зазнаваясь.
ЕГО всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
(НОС: «нос повесить», «нос задрать», «нос совать».)
Не бельё, а ИХ развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Не ладоши, аИМИхлопают, если чего-то не понимают.
(УШИ: «уши вянут», «уши развесить», «ушами хлопать».)
ЕГОшироко открывают, когда сильно удивляются.
ОН полон хлопот у того, кто берется сразу за много дел.
(РОТ: «набрать в рот воды», «широко открытый рот», «хлопот шире ворот».)
Веселый тест на знание крылатых фраз.
(Крылатая фраза).
Как называют совершенно бесполезную работу?
а) Мартышкин труд;
б) Мышиная возня;
в) Собачья радость;
г) Медвежья услуга.
Как говорят о человеке очень большого роста?
а) Коломенская верста;
б) Ростовский аршин;
в) Вологодский сажень;
г) Лондонская миля.
(Ломать комедию).
Что говорят о человеке, который драматизирует ситуацию?
а) Точит карандаши;
б) Моет кисти;
в) Сгущает краски;
г) Ломает палитру.
Выводы.
Проведя своё небольшое исследование, мы пришли к выводу, что фразеология – это величайшая сокровищница и ценность любого языка. Отшлифованные веками, фразеологизмы оказываются лучшим образцом для оформления собственных мыслей, для придания глубины, краткости и выразительности каждому предложению. Тема «Фразеологизмы» оказалась интересной и увлекательной.
Источники:
http://zanimatika.narod.ru/Book_Kril_frazi.htm
https://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/presentacii/proiekt-po-russkomu-iazyku-frazieologhizmy-v-nashiei-riechi
http://obuchonok.ru/node/1245
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/05/23/proekt-po-russkomu-yazyku-fazeologizmy
https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-frazeologizmi-klass-1530672.html
https://infourok.ru/issledovatelskiy-proekt-po-russkomu-yaziku-frazeologizmi-dlya-klassa-562526.html
infourok.ru
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме » Фразеологизмы»
Презентация к уроку русского языка в 4 классе
по теме « Фразеолгизмы»
УМК « Школа Россиии»
Автор учебника В. Г. Канакина.
Выполнила учитель начальных классов МБОУ
« Основная школа п. Большевик»
Шемарова С. Л.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь
Проверьте себя .( слайд №8) Проверьте себя .( слайд №8)
Минутка чистописания.
В двух…
Водить за…
За тридевять…
Как ветром…
Биться как рыба об лед, на первый взгляд, взять на себя труд, ни в зуб ногой, воз и ныне там, с глаз долой, не ударить в грязь лицом, наломать дров, сквозь землю провалиться, золотой дождь, кровь из носа, избушка на курьих ножках, из кожи вон лезть, рожки да ножки.
ФРАЗЕОЛОГИЗМ (фразеологический оборот) — устойчивое словосочетание, значение которого невыводимо из значений составляющих его компонентов, например: “собаку съесть” (в чем, на чем и т.п.) — быть знатоком в каком-либо деле, иметь большой навык, опыт в чем-либо.
Физкультминутка
Закончите и изобразите фразеологизм
(мимикой, движениями) :
Голоден как …
Хитёр как …
Труслив как …
Здоров как …
Надут как …
Упрям как …
ТЕСТЫ
1. Как …… на голову.
А) снег
Б) дождь
В) град
2. Как …… вода.
А) с курицы
Б) с утки
В) с гуся
3 .Убить …… зайцев.
А) трех
Б) двух
В) четырех
4 . …… соли съесть.
А) пуд
Б) фунт
В) килограмм
5 . Как за …… стеной.
А) деревянной
Б) глиняной
В) каменной
6. Как лист …… дрожит.
А) берёзовый
Б) кленовый
В) осиновый
Ответы на тесты:
1. Как снег на голову.
2. Как с гуся вода.
3 .Убить двух зайцев.
4 . Пуд соли съесть.
5 . Как за каменной стеной.
6. Как лист осиновый дрожит.
ВСЕ МОЛОДЦЫ !
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились !
kopilkaurokov.ru
Проект урока в 4 классе по теме «Фразеологизмы».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Павлово.
Проект урока русского языка.
4 «А» класс
УМК «Перспектива»
Тема: «Фразеологизмы».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Разработала: Романова М.Б.
Цель: формирование у обучающихся представления о необходимости точного
толкования и использования в речи фразеологизмов.
Задачи:
Образовательные:
активизировать познавательную деятельность обучающихся;
использовать словари фразеологизмов для толкования лексического значения устойчивых словосочетаний;
использовать фразеологизмы в устной и письменной речи с учётом их коммуникативной целесообразности.
Развивающие:
развивать речевую и мыслительную деятельность обучающихся;
развивать стремление к обогащению активного словаря обучающихся;
развивать коммуникативные навыки обучающихся для совместной учебной деятельности.
Воспитательные:
воспитывать внимательное отношение к изобразительно-выразительным средствам родного языка;
воспитывать желание работать дружно, участвовать в поисках нового.
Оборудование :
Интерактивная доска, презентация, фразеологический словарь, электронное приложение к учебнику (диск), технологические карты, веер цифр.
Этапы урока и их продолжительность.
1.Организационный момент.
2 мин.
2. Актуализация знаний.
7 мин.
3. Открытие нового знания
10 мин.
4. Физкультминутка.
3 мин.
5. Первичное закрепление.
8 мин.
6. Самостоятельная работа
10 мин.
7. Итог урока.
2 мин.
8.Рефлексия и домашнее задание.
3 мин. Итого:45
Ход урока
Этапы урока
Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя.
Ожидаемый результат со стороны обучающихся, формирование универсальных учебных действий (УУД).
1.Организационный момент.
Учитель:
На урок русского языка сегодня я попросила вас объединиться в группы.
Что вы думаете по этому поводу?
Спасибо, вы молодцы!
А начнём с разминки.
Дети:
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по – разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем всем знакомое слово “….”.
Учитель: Рифмуем концовку!
Дети: Звезда, езда, вода, слюда, правда.
2.Актуализация знаний.
Учитель:
Обучающийся читает:
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем всем знакомое слово “….”.
Дети: (хором) Вода.
Учитель:
С точки зрения русского языка, что можно сказать об этом слове.
Дети:
Это имя существительное
Неодушевлённое
Нарицательное
Женского рода
С безударной гласной в корне
Проверочное слово «водный»
Изменяется по падежам и числам.
Учитель : Докажите, что по-разному служит оно.
Дети: Работаем то технологической карте №1.Объясни значение данного сочетания слов.
(Один человек из группы читает, а другой объясняет)
На доске:
1 группа. Пройти сквозь огонь и воду.
2 группа.. В рот воды набрал.
3 группа. Воду носить решетом
Учитель:
Как называются такие выражения?
Дети: Это фразеологизмы (термин появляется на доске).
Учитель: На экране несколько слайдов из презентации о фразеологизмах. Результатом нашей работы будет продолжение этой презентации.
3.Открытие нового знания.
3.1 На доске появляется фразеологизм Ахиллесова пята .
Учитель: Как объясните значение этого фразеологизма.
Ученик: Я думаю, что нужно обратиться к словарю.
Учитель: включает диск (электронное приложение к учебнику).
Дети: внимательно смотрят и слушают
3.2 Учитель: Теперь находим нужный словарик в конце нашего учебника и работаем в группах по технологической карте №2. Приложение 2..
Дети: представление отчёта по группам.
1 группа: Рассмотрели 6 словариков, выбрали словарик фразеологизмов. Там прочитали значение фразеологизма ахиллесова пята. На доске карточка 1. для алгоритма.
2 группа: Мы нашли значение каждого слова и думаем, что Ахиллес-это герой из мифов Древней Греции, а пята это пятка, как часть ноги. Она самое слабое и опасное место на теле Ахиллеса. На доске карточка 2. для алгоритма.
3 группа: Мы прочитали значение фразеологизма «Ахиллесова пята». Наше мнение, что так говорят, когда хотят указать на своё или чьё-то слабое место. Нам стало интересно, и мы зашли в интернет и узнали легенду. Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но когда мать окунула Ахилла, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной значит уязвимой. На доске карточка 3. для алгоритма.
Учитель: Спасибо молодцы!
4.Физкультминутка.
На интерактивной доске 10 часто употребляемых в разговорной речи фразеологизмов.
Учитель: Изобразить всей группой без слов выбранный фразеологизм.
Намылить шею, развесить уши, в трех соснах заблудился, кот наплакал, водить за нос, переливать из пустого в порожнее, считать ворон, заткнуть за пояс, зарубить на носу, обвести вокруг пальца.
5.Первичное закрепление изученного материала.
Учитель:
Продолжаем работу в группах то технологической карте № 3. Приложение 3.
Дети: представление отчёта.
1 группа. Мы выяснили, что фразеологизмы пришли в нашу речь.
из сказок
из басен И.А.Крылова
из древних профессий и ремёсел
из старинного быта людей
2 группа. Мы выяснили, что фразеологизмы построены:
из синонимов
из антонимов
3 группа. Фразеологизмы помогли нам составить поучительный текст об учении и науке.
Учитель: Докажите, что фразеологизмы спутники нашей жизни
Дети:
Мы часто используем фразеологизмы в повседневной речи.
Они отражают смех, горечь, любовь, насмешку.
Они делают нашу речь более яркой и точной.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой. Приложение 4.
Учитель:
Самостоятельно заполняем технологическую карту №4.
Открывает на экране название следующего этапа работы.
ВЕСЁЛЫЙ ТЕСТ.
Дети: Самостоятельное выполнение теста с последующей самопроверкой с помощью « веера цифр».
7. Итог урока.
Учитель:
Ребята, все технологические карты, предложенные сегодня на уроке были использованы в работе.
Какой фразеологизм теперь ты будешь осмысленно употреблять в своей речи?
8.Рефлексия и домашнее задание.
Учитель: Кто хочет создать новые слайды или рисунки для нашей презентации о фразеологизмах?
Дети: Показывают сигнальчики.
Учитель: Спасибо, я очень рада, что вас фразеологизмы не оставили равнодушными и уверена, что они станут спутниками и помощниками вашей речи.
Учитель проводит психологический настрой учащихся. Создает благоприятную атмосферу.
Деятельностный метод обучения, который создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. На доске выставляются технологические карты, как план урока.
Фронтальная работа.
Игра с рифмами
Актуализация мыслительных операций и познавательных процессов.
Развитие логического мышления на основе приёмов сравнения и обобщения.
Работа в группах. Дифференциация
по степени трудности.
Метод демонстраций используется как средство для открытия новых способов действий.
Применяется частично-поисковый метод, который помогает подбирать анализировать и систематизировать изучаемый материал с помощью технологической карты, разработанной учителем.
Познавательная мотивация на основе создания проблемной ситуации.
Создание предпосылок для формирования главной задачи урока.
Групповая дифференцированная работа (дифференциация по объёму изучаемого материала).
Составление на доске алгоритма работы над значением фразеологизмов
Ролевая игра.
в процессе которой одной группой обучающихся моделируются определенные ситуации. Другие участники выбирают из ряда возможных решений.
Групповая дифференцированная работа (дифференциация по степени творчества).
Метод проблемного обучения используется для первичного закрепления способов понимания значения и употребления фразеологизмов.
Игра «Меткие стрелы» способствует возникновения ситуации затруднения
Метод проблемного обучения используется для организации индивидуальной самостоятельной работы обучающихся с последующей самопроверкой и самооценкой.
Фронтальная работа.
Подведение итогов урока.
Дифференциация задания для домашней работы по уровню творчества.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Самоопределение (Л).
Анализ, синтез, сравнение (П).
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью учёт разных мнений (К).
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).
Подведение под понятие (Р).
Целеполагание (П).
Извлечение необходимой информации из электронных источников и подведение под понятие(П)
Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи (Л).
Дети берутся за руки.
Анализ, сравнение,
обобщение (П).
Аргументация своей точки зрения, подтверждение вывода (П).
При выполнении заданий и последующего отчёта происходит формирование логического мышления учащихся.
Волевая саморегуляция
в ситуации затруднения (Р).
Структурирование знаний (П).
Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных мнений (К).
Контроль и оценка результатов деятельности (Р).
Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия в группах выполняют дифференцированные задания на уместное применение фразеологизмов в устной и письменной речи.
Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П).
Формирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К).
Осознание ответственности за общее дело Л).
Нравственно-этическое оценивание ситуации при выполнении заданий теста (Л).
Сравнение, обобщение вариантов ответов для построения верного суждения (П).
Контроль, коррекция,
самооценка (Р).
Оценка результата деятельности (П).
Оценка собственного понимания учебного материала через индивидуальный выбор домашнего задания (Р).
Приложение 1
Технологическая карта №1
1 группа
Разнообразие словариков
Наш выбор
Докажите свой выбор
2 группа
Объясни первое слово
Объясни второе слово
Докажи свой выбор
3 группа
Когда так говорят
Наше мнение
Это интересно знать
Приложение 2
Технологическая карта №2
1 группа
Откуда к нам пришли фразеологизмы. Игра «Меткие стрелы»?
Два сапога пара.
И я там был, мёд-пиво пил.
Попасться на удочку.
У разбитого корыта.
Гол как сокол.
А воз и ныне там.
Без сучка, без задоринки
Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что.
При царе Горохе.
Битый небитого везёт.
Снять стружку.
2 группа
вставь пропущенные слова
рассмотри, как устроены многие фразеологизмы.
Игра «Меткие стрелы»?
С антонимами
С синонимами
Нет худа без…….;
Из …….да в полымя;
Вопрос жизни и……..;
И ……и млад;
Ни сыт ни…….;
Чёрным по……..;
С ……..головы да на здоровую;
От мала до ……..
3группа
Выбор: бить баклуши, клевать носом, хлопать глазами, не лезть за словом в карман, попасть впросак.
Приложение 3
Технологическая карта №3.
Весёлый тест на знание фразеологизмов.
Условные обозначения: «+»испытываю затруднения, 1балл — верно,0баллов — неверно
Оцени себя
Оцени себя
1.Какой становится меткая фраза, когда её все узнают?
1) Крылатой;
2) Бородатой;
3) Шаблонной;
4) Звёздной.
2. Как называют совершенно бесполезную работу?
1) Мартышкин труд;
2) Мышиная возня;
3) Собачья радость;
4) Медвежья услуга.
3. Как говорят о чьём-то бесследном исчезновении?
1) След простыл;
2) Отпечаток простудился;
3) Колея заболела;
4) Лыжня заразилась.
7. Как говорят о новом приливе сил?
1) Вторая скрипка;
2) Второе дыхание;
3)Второе число;
4) Второй ряд.
(+)
Балл
4. Как иначе можно назвать переполох, неразбериху или сложную ситуацию?
1) Творог-лес;
2) Сыр-бор;
3) Сметана-роща;
4) Колбаса-чаща.
5. Какое из этих «рыбацких» выражений означает «дать себя
обмануть, перехитрить»?
1) Закинуть удочку;
2) Сматывать удочки;
3) Попасться на удочку;
4) Поддеть на удочку.
6. До чего вооружается хороший воин?
1) До колен;
2) До пят;
3) До зубов;
4) До макушки.
Итог:
1) доволен собой
2) не доволен собой
3) не очень доволен
4)не знаю
(+)
Балл
infourok.ru
Методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме: Проект «Страна фразеология»
Тема проекта: «Страна фразеология»
Актуальность
Всегда приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово — хромая речь» — гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.
На уроках русского языка и литературного чтения мы учим детей употреблять яркие прилагательные, использовать в своей речи синонимы, антонимы, омонимы, крылатые слова и выражения. Одним из лучших украшений речи являются особые выражения, которые называются фразеологизмами. Такие выражения нельзя буквально перевести на другой язык, так как их значение не складывается из смысла отдельных слов. Слова теряют вдруг свои прежние значения: золотые руки — здесь нет ничего, сделанного из золота, висеть на волоске — никто не висит, да и волоска не видно. Очень важно их правильно и уместно использовать, ведь только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов.
К сожалению, речь многих наших учеников насыщена словами-паразитами типа «как бы», «ну, это» и т.п. Необходимо учить детей использовать в своей речи крылатые слова и выражения, чтобы сделать её более выразительной и эмоциональной.
- Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения
Цель проекта
Познакомиться с фразеологизмами – одним из лучших средств украшения нашей речи.
Задачи проекта:
— подобрать литературу по теме проекта;
— узнать, что такое фразеологизмы;
— научиться пользоваться фразеологическими словарями и справочниками;
— уметь раскрывать значение фразеологизмов;
— уметь использовать фразеологические обороты в устной и письменной речи.
Объект исследования: фразеологические обороты.
Предмет исследования: использование фразеологизмов как средство развития речи, кругозора и творческого воображения.
Выбор тем индивидуальных исследований учащихся
Фразеологизмы, которые знают мои друзья.
Любимые фразеологизмы родителей.
Фразеологизмы вокруг нас.
Какие фразеологизмы нравятся нашим учителям.
Фразеологизмы, характеризующие человека.
«Фразеологический зоопарк»
Китайские фразеологизмы
Гипотеза
Мы надеемся, что данная проблема заинтересует многих школьников. Предположим, что речь станет более богатой и выразительной, если в ней использовать фразеологические обороты.
2 этап – организация деятельности
-Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов
-Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
Спросить дома
Спросить в школе (у одноклассников, учителей)
Сходить в библиотеку
Поискать самим
Воспользоваться энциклопедиями
Хорошо подумать самому
-Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
-Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе
Прочитали материал по теме в учебнике
Воспользовались научно-популярной литературой
Провели опрос
Выборочное исследование
Сделали вывод
3 этап – осуществление деятельности
-Самостоятельная работа групп
-Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе
4 этап – презентация
-Защита полученных результатов и выводов
-Оценивание результатов проекта школьниками и учителем
nsportal.ru
Презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему: Проект «Фразеологизмы в нашей речи»
Подписи к слайдам:
Проект на тему:Как фразеологизмы используются в нашей речи
Автор работыГришина Марияученица 4 «А» класса Руководитель Соколова Галина Евгеньевна
Проблемные вопросы:
1.Понятие «фразеологизм». 2. Лексическое значение фразеологизмов. 3. Фразеологизмы как неотъемлемая часть повседневной речи. 4. Применение фразеологизмов учащимися начальных классов.
Цель:
Показать эффективность использования фразеологизмов в речи учеников начальной школы.
Задачи:
Изучить теоретическую литературу по теме проекта.Раскрыть лексическое значение отдельных фразеологизмов с целью обогащения словарного запаса.Раскрыть роль фразеологизмов и формировать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в речи.Показать важность использования фразеологизмов в речи на примере учащихся нашего класса.
Понятие
ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ (фразеологическая единица, фразеологический оборот) — устойчивое словосочетание, имеющее определённое лексическое значение, постоянный компонентный состав и наличие грамматических категорий (гуманитарный словарь).
Фразеологизмы…
Фразеологизмы – это почти всегда яркие, образные выражения. Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.Если говорящему надо употребить фразеологизм, то он извлекает его из запасов своей языковой памяти, а не строит заново.
Примеры лексического значения
Буря в стакане воды — большие волнения по ничтожному поводу.
Примеры лексического значения
В тихом омуте черти водятся — о том, кто тих, смирен только с виду.
Примеры лексического значения
Как рыба в воде — очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться, чувствовать себя уверенно.
Примеры лексического значения
Море слез — много плакать.
Фразеологизмы и речь
Фразеологизмы – это естественная часть нашей речи. Образно и выразительно, кратко и содержательно фразеологизмы выражают наши мысли и эмоции.
Фразеологизмы и речь
Особенность фразеологизмов — они являются достоянием только одного языка. Например, наше «Приятного аппетита!» в китайском языке звучит иначе: «Кушайте медленно!»
Фразеологизмы и речь
Французскую поговорку «хорошему коту – хорошую крысу»можно соотнести с русской «большому кораблю – большое плавание», а вместо «подождите меня под вязом» сказать: «после дождичка в четверг».Есть исконная фразеология, например:«Живем, хлеб жуем!», что означает: не жалуемся или «через пень-колоду», «спустя рукава», что означает: плохо выполнять свою работу.А есть заимствованная из других языков, например: «сделать из мухи слона», «лучшее – враг хорошего», «время – деньги» …
Фразеологизмы и речь
Значение фразеологизмов в том, что с их помощью можно кратко и понятно выразить свое отношение к происходящим событиям:«сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит!»- о том, что старые привычки неискоренимы, что тяга к прошлому сильна.Одной из особенностей фразеологизмов является их двусмысленность, помимо своего прямого значения, они часто имеют иносказательное:«когда рак на горе свистнет!» — то есть не случится никогда, потому что раки не свистят.
Словарь фразеологизмов
Анкетирование
Что такое фразеологизмы?Как называется словарь, где собраны фразеологизмы?Есть ли у тебя дома такой словарь?Какие фразеологизмы ты знаешь?Прямое или переносное значение у фразеологических оборотов?Употребляешь ли ты фразеологизмы в устной или письменной речи?
Анкетирование
Результаты анкетирования
Что такое фразеологизмы? Знают- 23ч., не знают-1ч.Как называется словарь, где собраны фразеологизмы? Знают-18ч., не знают-6ч.Есть ли у тебя дома такой словарь?Да-6ч.,нет — 18ч.Прямое или переносное значение у фразеологических оборотов?Прямое-23ч., не знает-1ч.Употребляешь ли ты фразеологизмы в устной или письменной речи?Да-14ч., нет-10ч.
Какие фразеологизмы знают ученики нашего класса
Как снег на голову- неожиданно; Тише воды, ниже травы- тихо; Зарубить на носу- запомнить; Бить баклуши, ворон считать- бездельничать; Гнаться за 2 зайцами- делать 2 дела одновременно; Водить за нос- обманывать; Толочь воду в ступе- заниматься бесполезным делом и т. д.
Вывод из анкетирования
примеры фразеологизмов были приведены, но основная масса учащихся сделали вывод, что объяснять их значение трудно и в речи они их употребляют редко.
Практическая работа
Ученики должны написать сочинение с использованием фразеологизмов на тему: «Мой друг, какой он?»
Сочинения
Выводы из сочинений
Все учащиеся нашего класса справились с заданием, написав сочинение с употреблением фразеологизмов.Большинство учащихся включили в сочинение 3-4 фразеологизма.
Выводы из сочинений
Наиболее часто употребляемые фразеологизмы:Не разлей вода;Как две капли воды;Заблудиться в трёх соснах;Сломя голову;Вешать нос;Бить баклуши.
Не разлей вода
О неразлучных друзьях.
Как две капли воды
Одинаковые
Заблудиться в трёх соснах
Запутаться в простом деле
Сломя голову
Стремительно, быстро
Вешать нос
Грустить
Бить баклуши
Бездельничать
Вывод
Фразеологизмы украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.Ученики нашего класса знают что такое фразеологизмы, понимают их значение и могут использовать фразеологизмы в своей речи.
nsportal.ru
Исследовательский проект по русскому языку «Фразеологизмы» для 4 класса.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Исследовательский проект
на тему:
Подготовил: Меньшов Егор
ученик 3 – а класса.
Руководитель: И.В. Меньшова.
2012 год.
Нас всех объединяет чудо языка. В нём наши труд и заботы, шум лесов и цветенье поля, волны народного горя и радости. В неё разум народа, его кровь и воля. В нём живёт, негодует, верит, смеётся сам народ.
Язык окрашен переживаниями людей и не внимает равнодушно добру и злу.
Именно язык не даёт народу забыть себя.
Всё плохое приходит и уходит, народ и язык его бессмертны.
Я часто слышу в разговорах старших, взрослых такие словосочетания:
скатертью дорога, медвежья услуга, зарубить на носу, ловить мух и т. д.
Я задумался, а какой смысл несут эти выражения?
Нередко, люди, услышав эти слова, не знают как на них реагировать. Обижаться ли, смеяться, гордиться …
Я заинтересовался этой темой. На мой взгляд она очень интересна и увлекательна. Я захотел больше узнать о фразеологизмах, о их истории.
Цель моей работы:
Узнать:
о понятии фразеологизмах,
о происхождении фразеологизмов,
интересные факты из истории,
дидактическая игра,
словарик фразеологизмов.
Понятие о фразеологизме.
Фразеологизм – устойчивые сочетания, имеющие образный характер.
Они придают речи: яркость, выразительность, точность.
Каждый человек в своей жизни не раз слышал и употреблял фразеологизмы, но не всегда задумывался о том, понимает ли. Я решил это выяснить.
По происхождению фразеологизмы бывают исконно русскими и заимствованными.
Исконно русскими являются свободные словосочетания, которые употреблялись в переносном значении. Эти фразеологизмы связаны с историей и культурой России, обычаями и традициями русского народа.
Знакомство с фразеологизмами
Баклуши бить.
Когда кто – либо бездельничает, ему нередко говорят:«Перестань бить баклуши!»
А что такое баклуши, и кто и когда их бьют?
С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Поручалось это подмастерьям, так как это лёгкое, пустячное дело, не требовало особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить».
Бумага не краснеет
Написать что – нибудь нелицеприятное.
В то далёкое время было мало грамотных людей, поэтому публично сказанное слово имело большую силу, чем написанное на бумаге. «Бумага не краснеет», то есть письменно можно высказывать такие мысли, которые сказать устно стесняешься.
И, действительно, бумага не реагирует на написанное, но хранит изложенные на ней мысли очень долго.
Вилами по воде писано
Маловероятное сомнительное событие.
Вилами назывались существа, живущих в водоёмах. Они предсказывали судьбу, записывая её на воде. Также вилы означают «круги». Во время гадания в реку бросали камешки и по кругам воды предсказывали будущее, но оно редко сбывалось. То что «по воде вилами писано» стали говорить, как о маловероятном сомнительном событии.
Шиворот навыворот
Если сделал что – то не так, как полагается, наоборот, перепутал. В таких случаях скажут – шиворот навыворот.
Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперёд на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.
Вверх тормашками
Всё наоборот, всё не так, как раньше, всё кувырком.
Тормошить – означало «ходить».
Значит «вверх тормашками» — это всего – на всего «вверх ходилками», «вверх ногами».
Козёл отпущения
Так называют человека, на которого сваливают чужую вину.
В древности существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем самым как бы перекладывал на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню.
Прошло много лет, обряда уже нет, а выражение всё живёт.
Глухая тетеря
Это выражение родилось у охотников. Огромная птица тетерев во время пения закрыв глаза, ничего не слышит, что делается вокруг. Пользуясь её временной глухотой, подбирается для выстрела опытный охотник. Люди давно заметили свойства тетерева терять на время слух и назвали эту птицу глухарём.
А само слово стало символом разини, сонного и ничего не видящего вокруг себя человека.
Всыпать по первое число
Сурово наказать, отругать кого – либо.
Уж что – что, а это – то выражение нам всем хорошо знакомо. И откуда оно только свалилось на нашу несчастную голову!
Не поверите, но … из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, прав или виноват. И если наставник переусердствует, то такой порки хватало на долго, вплоть до первого числа следующего месяца.
Волосы дыбом.
Значит, сильно перепугался человек.
Но вот что за «дыб» такой?
Оказывается, «стоять дыбом» — это стоять навытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у него
волосы словно на цыпочках на голове стоят.
Зарубить на носу.
Запомнить крепко – накрепко, раз и навсегда.
Слово «нос» в давние времена называли памятную дощечку или бирку для записей. Неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и делали
На них всевозможные заметки (зарубки) на память, так появилось выражение «зарубить на носу».
Скатертью дорога.
В народе живёт примета: перед отъездом к венцу невеста, желавшая, чтобы её сёстры поскорее вышли замуж, должна потянуть за скатерть, которой накрыт стол, то есть как бы потянуть за собой в дорогу и своих сестёр.
До сих пор сохранился обычай провожать уезжающих, размахивая платочками, чтобы путь «лежал скатертью, был ровен и гладок». Выражение «скатертью дорога» употреблялось как пожелание доброго пути, но со временем стало употребляться иронически, в значении «иди куда угодно, убирайся вон».
Угадайте фразеологизм
Где собака зарыта.
Выносить сор из избы.
Заварить кашу.
Найдите фразеологизмы
От нашей дачи до леса рукой подать. Пошли мы с другом за грибами. Люди сказали, что их там тьма – тьмущая. Зашли мы в лес, грибы собираем, природой любуемся. Кругом ни души. Вдруг впереди ветки затрещали. «Медведь», — подумали мы. Пора брать ноги в руки. Хоть мы — ребята не
робкого десятка, а зуб на зуб не попадает. Вдруг из – за кустов выскочил заяц. Не успели мы опомниться, а его и след простыл. Правду в народе говорят: «У страха глаза велики».
Проверьте себя
От нашей дачи до леса рукой подать.
Пошли мы с другом за грибами. Люди сказали,
что их там тьма – тьмущая. Зашли мы в лес,
грибы собираем, природой любуемся. Кругом
ни души. Вдруг впереди ветки затрещали.
«Медведь», — подумали мы. Пора брать ноги в руки.
Хоть мы — ребята не робкого десятка, а
зуб на зуб не попадает. Вдруг из – за кустов
выскочил заяц. Не успели мы опомниться, а
его и след простыл. Правду в народе говорят:
«У страха глаза велики».
Словарик фразеологизмов
*Мастер на все руки.
*Валять дурака.
*Спать без задних ног.
*Собаку съел.
*Сидеть сложа руки.
*На худой конец.
*Засучив рукава.
*Курам на смех.
*Как белка в колесе.
*Лицом к лицу.
*У чёрта на куличках.
*Белая ворона.
*Душа в пятки ушла.
*Мухи не обидит.
*Как сельди в бочке.
*Кудыкины горы.
*Деловая колбаса.
*Кот в мешке.
*Держать в ежовых рукавицах.
*Кислая мина.
Литература
*А. В. Жуков. «Лексико — фразеологический словарь русского
языка». 2007 г.
*Т.Розе.«Большой фразеологический
словарь».
*А. М. Мелирович. «Фразеологизмы
в русской речи».
Издательство «АСС, 2005 г.»
*А. А. Усачёв. «Великий могучий
русский язык»
«Полиграф – Проэкт» 2011 г.
infourok.ru