cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Безударные гласные в корне слова диктант 4 класс – Диктанты по русскому языку за 4 класс

Предупредительный диктант по русскому языку 4 класс

Предупредительный диктант

Цели:

-образовательные:

*Повторить правила правописания гласных и согласных в корне слова.

*Продолжить формирование правильного каллиграфического письма.

-развивающие:

*Развивать мелкую моторику рук.

*Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух.

*Развивать память, внимание, мышление.

-воспитательные:

*воспитывать самостоятельность, усидчивость.

*воспитывать культуру внимательного слушателя.

  1. Орг.момент.

Здравствуйте, садитесь. Приготовьтесь к уроку русского языка.

  1. Чистописание.

Начнем наш урок с подготовки к письму. Мы готовимся с вами к правильному написанию букв и соединений не только на первых 2-3 строчках, а старайтесь писать аккуратно и внимательно на протяжении всего урока. Правильно положите тетрадь на парте. Помните о посадке. Высота букв должна быть одинаковая, расстояние между словами равно букве «и», держите наклон.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Пишем первую строчку оя наклонная линия с закруглениями сверху и снизу е наклонная линия с закруглениями сверху и снизу и (показ учителем на доске)

Вторую строчку мы пишем для того, чтобы наше письмо было плавным и безотрывным.ш наклонная линия с закруглениями сверху и снизу ш (показ учителем).

  1. Словарная работа.

По традиции переходим к словарной работе. Запишите слово словарь. Отгадайте загадки:

*На сене лежит,

Сама не ест

И другим не дает (собака)

*Сперва белое  как снег,

После зелёное как клевер,

Затем красное как кровь. (яблоко)

*живу в лесу и на лугу,

Я порчу в огороде грядки

И удираю без оглядки. (заяц)

*цветы в светлице,

А плоды в темнице. (картофель)

*Десять +один? (одиннадцать)

*Столица России? (Москва)

     *Пять +три? (восемь)

Поставьте ударение, выделите орфограммы.

Сверьте с доской. У кого нет ошибок, поднимите руку. У кого 1-2 ошибки? У кого 3 и более ошибок? Будьте внимательны.

Давайте теперь с этими словами составим словосочетания. (устно) А теперь составьте предложения. (устно)

  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами напишем предупредительный диктант. А для чего нужен такой диктант?

  1. Повторение ранее изученного материала.

Вспомните, из каких частей состоят слова? Что называется корнем слова? Какие орфограммы в корне вы знаете?

Я не случайно задаю вам эти вопросы, так как наш диктант будет связан с правописанием гласных и согласных в корне слова. Откройте свои учебники на странице 18. Прочитайте упражнение 34. Что нужно сделать?(объяснить смысл заголовка, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова). Какие орфограммы вам встретились в этом упражнении, связанные с корнем слова?

Как проверить безударную гласную? А непроизносимую согласную?

Подберите примеры. Есть еще одно правило, которое учит писать корень слова. Подберите пример.

*физкультминутка

Перед диктантом мне надо собрать все ваше внимание.  Встаньте из-за парт. Выполняйте движение, если я говорю слово «делаем». Молодцы!

  1. Чтение диктанта учителем.

На столе у вас лежат листочки. В верхнем левом углу напишите фамилию и имя. На следующей строке посередине напишите слово диктант. Мы пишем с вами предупредительный диктант, чтобы предупредить наши ошибки. После диктанта вам надо будет выполнить грамматическое  задание, какое я скажу вам позже. Старайтесь писать красиво и разборчиво. Сядьте ровненько, слушайте внимательно.

У весны много вестников. Горланят грачи, звенит капель, видны лужицы. На проталине в лесу выглянул подснежник. Ещё бывают ненастные дни и легкие заморозки по ночам. Но весенняя пора не отступает. Припекает солнце. На деревьях набухают смолистые почки.   Стволы берёз наливаются сладким соком.

          Илья и Борис смастерили и прикрепили к стволу старого дерева скворечник. С радостным лаем носится собака Малька.

Грамматическое задание

  1. Подчеркнуть проверяемые безударные гласные в корне слова.

  2. Подчеркнуть непроизносимые согласные в корне слова.

  1. Подготовительная работа к диктанту. 

Проговариваю с учащимися слова: горланят, вестник, скворечник.

  1. Запись диктанта учениками.

Диктую по 1 предложению, говорю грамматическое задание.

  1. Самопроверка.

Диктант диктую целиком, учащиеся проверяют сами.

  1. Итог урока.

Надеюсь, у вас будут хорошие оценки за диктант.  д/з повторить словарные слова и правила.

infourok.ru

Методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме: Класс: 4 Тема: «Развитие орфографической зоркости. Правописание безударных гласных в корне слова. Повторение ранее изученного материала».

Класс: 4

Тема: «Развитие орфографической зоркости. Правописание безударных гласных в корне слова. Повторение ранее изученного материала».

Учитель: Хвостова Т. В.

Цели:

  1. Совершенствование умений писать слова с безударной гласной в корне  слова, подбирать проверочные слова и применять правило, обеспечивающее безошибочный выбор гласной
  2. Развитие умений различать виды орфограмм
  3. Развивать внимание, мышление, память, речь учащихся

                          План урока.

  1. Орг. момент – 1 мин.
  2. Словарная работа с последующей самопроверкой – 5 мин.
  3. Орфографическая пятиминутка «По следам наших ошибок» — 6 мин.
  4. Фронтальная работа по подбору проверочных слов, подбор однокоренных слов – 5 мин.
  5. Тестовая работа с самооценкой – 3 мин.
  6. Восстановительный диктант – 12 мин.
  7. Нахождение ошибок в тексте – 4 мин.
  8. Работа с перфокартой – 5 мин.
  9. Итог урока, разгадывание шарад – 3 мин.
  10. Домашнее задание – 1 мин.

                               Ход урока.

  1. Орг. момент.
  1. Словарная работа с последующей самопроверкой.

Цель: проверка правильности написания словарных слов. Диктант пишется на листах с копировальной бумагой.

   Балкон, пенал, велосипед, помидор, шоколад, карандаш, тренер,  спортсмен, морковь, ворона, молоко, воробей, маршрут, синица, огурец, здоровье.

— Откройте словари и проверьте правильность написания слов, исправьте допущенные ошибки.

— Если вы написали работу без ошибок, то  — молодцы, очень хорошо, если вы нашли свои ошибки. После того, как я проверю ваши работы, вы сравните и увидите, все ли ошибки вы увидели, всё ли исправили, тогда сразу станет ясно, кому необходимо продолжить работу над словарными словами не только в классе, но и дома.

  1. Орфографическая пятиминутка «По следам наших ошибок». Работа хорошо успевающих детей по карточкам.

Цель: работа по устранению типичных ошибок. Необходимо не только вставить пропущенные буквы, но и подобрать проверочные слова.

 

   См…хнуть, сп…шить, т…рпение, изб…гают, зам…няется, ст…рает, ос…ротевший, дост…влял, нал…вал, б…чонок, уничт…жает, од…машнили, д…ловитый, проск…льзнул, т…йник, т…ска, надв…галась, ув…жают, к…люч, п…лзуч, вст…ю, см…хнуть, выв…ли, т…рп…ливая.

       

  ( В это время «сильные» учащиеся работают по карточкам: вставляют пропущенные буквы, вписывают проверочные слова в кроссворд)

— Как же проверить безударную гласную в корне слова?

                          Безударный хитрый гласный,

                          Слышим мы его прекрасно.

                          А в письме какая буква?

                          Здесь поможет нам наука:

                          Гласный ставь под ударенье,

                          Чтоб развеять все сомненья.

Вывод.

— Приведите ещё примеры слов на данную орфограмму. Дома в работе над ошибками проработаете ещё те орфограммы, которые мы в классе не успели.

  1. Фронтальная работа.

Цель: учимся подбирать однокоренные слова, проверочные слова, учитывая их лексическое значение.

Волна – вол

Травить – травы

Ползти – польза

Гористый – горе

Делец – дело

— Можно ли проверить безударную гласную в словах, расположенных слева, словами из правого столбика? Почему?

— Следовательно, при подборе однокоренных проверочных слов обязательно необходимо учитывать значение слова.

— Подберите однокоренные слова:

С корнем   -ДА-    ( давать, задавать, продавать, продавец, преподаватель, раздавать….)

С корнем   -ЕДИН-  (единство, единение, объединение, единица, единственный,соединение…)

С корнем  — ДАЛ-   ( далеко, отдалять, отдаление, удаляться, вдалеке…)

— Назовите для каждой из этих групп проверочное слово.

  1. Тестовая работа.

— Учитывая лексическое значение слов, подберите проверочные слова. Выполним тестовую работу.

А

О

Е

И

Я

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

  1. Разв(е, и )вается флаг
  2. Растение разв(е, и)вается
  3. Деревенский ст(о, а)рожил
  4. Ст(о, а)рожил сад
  5. Сл(е, и)пить лошадку
  6. Сл(е, и)пить глаза
  7. Отв(а, о)рили дверь
  8. Отв(а,о)рили грибы
  9. Посв(я, е)тить фонарём
  10. Посв(я, е)тить стихотворение
  11. Сп(е, и)шите работать
  12. Сп(е,и)шиите текст
  13. Пос(и, е)деть на качелях
  14. Пос(и, е)деть к старости

Ключ:

А

О

Е

И

Я

1

 х

2

 х

3

 х

 

4

 х

5

 х

6

 х

7

 х

8

 х

9

 х

10

 х

11

 х

12

 х

13

 х

14

 х

Вывод.

 — Проверьте работу и поставьте отметки:

«5» — 14 ответов

«4» — 13 – 12 ответов

«3» — 11 – 10 ответов

— Поднимите руки, кто заработал положительные отметки.

  1. Восстановительный диктант. Слабые учащиеся работают по карточкам с текстом.

Цель: совершенствование умений находить слова с безударными гласными среди других, развивать речь детей.

— Выпишите слова с безударными гласными в корне, обозначьте орфограмму.

                             Белка.

   У меня была кошка Белка. Шёрстка у Белки шелковистая, белая, только на спине чёрное пятно да задние лапки чёрные. Усы длиной семь – восемь сантиметров. Голова небольшая. Глаза  у кошечки днём были сероватые, а ночью светились, как два зелёных фонарика.

   Любила она лакомиться молоком. Ходила по дому осторожно, тихонечко. Большой «специалисткой» была Белка по вылавливанию рыбы из тазика с водой. Эту рыбу ей с речки приносил папа.

   Мы все очень любили Белку.

— Используя выписанные слова, восстановите текст.

Разборы:

Небольшая2, ходила2, тихонечко2, любое простое предложение

Текст для слабых учащихся (задание – списать текст, вставив пропущенные буквы, обозначить орфограммы):

                       Бег по кругу.

   З…ма. Кругом на з…мле и на крышах д…мов л…жит снег. Д…ревья в инее.

   Колхозный конюх выв…л в…рхового к…ня для бега по кругу. Конюх был одет по-зимнему. На нём была м…ховая шапка, тёплое пальто, а на н…гах – валенки.

    Конь был вороной масти. Г…л…ва узкая, красивая, на лбубелая звёздочка. Шея пр…мая, длинная, гибкая. Сп…на мускулистая, к…роткая. Ноги сильные и стройные. Конь б…жит быстро, л…гко и эн…ргично, хвост и грива разв…ваются на в…тру. Правую переднюю ногу он вык…нул вп…рёд, а левую поджал под себя.

   Этот вороной конь был очень красив на белом сн…гу.

  1. « Найди ошибку»

Цель: развитие орфографической зоркости, нахождение в тексте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок.

          У писателя Александра Степановича Грина был в тихом Старом Крыму невзрачный пёсик – дварняга Тобик.

 Пёсика этого вся улица несправедливо считала дураком.

   Хозяин был молчаливый и очень добрый человек. Обращаясь к Тобику он говорил: «Дружище!»

    Я увидел Тобика после смерти Грина. Он ослеп, как говорили, от старости. Он сидел на пороге глинобитного дома, в котором умер Грин, и солнце отражалось в его жёлтых беспомощных глазах. Услышав, как скрипнула за мной калитка, он встал, неуверенно подошёл ко мне ткнулся холодным носом в ноги и замер.  Только старый и пушистый хвост его помахивал из стороны в сторону, и поднимал белую известковую пыль.

— Давно он ослеп? – спросил я.

— Да, после смерти хозяина. Всё тоскует и ждёт.

   Я ожидал, что ответ будет именно таким, так как знал довно, что единственные живые существа на земле, которые умирают от разлуки с человеком, — это собаки.   

— Найдите слова, соответствующие схеме

  1. Работа с перфокартой.

Цель: проверка усвоения данной орфограммы.

         Гряда, цена, скала, весна,

         Коза, стена, роса, десна,

         Места, земля, столяр, сосна,

         Колечко, словечко и дрова.

         Страна, коса, стрела, дела,

         Село, игла, звезда, вода,

         Трава, зерно, следы, листок,

         Кормушка, озеро, цветок.

         Диктанту нашему конец.

         Кто не ошибся – молодец!

  1. Итог урока. Разгадывание шарад.

С И недолго сделать кошке,

Если есть сметана в плошке.

С Е же сделать нелегко,

Коль забрался высоко.

               (слИзать, слЕзать)

                                                С И нам долго находиться

                                                Можно в городе, селе.

                                               При еде, чтоб не давиться,

                                               Надо сделать с буквой Е.

                                                                       (прожИвать – прожЕвать)

С буквой Е ты делай в хоре

И таланта не таи.

Принял горькое лекарство –

Делай быстро с буквой И.

                           (запЕвай – запИвай)

10. Домашнее задание.

 

nsportal.ru

Предварительный диктант по теме «Безударная гласная в корне» в 4 классе

МБОУ «Степновская СОШ»

Учитель начальный классов: Михайлова Анна Александровна

Класс: 4

Предмет: русский язык

Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных.

Планируемый результат: применяет способ проверки безударных окончаний имен существительных; оценивает диктант по критериям; определяет пути решения орфографических задач.

Ход урока (фрагмент)

  1. Орг.момент. Целеполагание. Планирование.

— Ребята, что вам необходимо, чтобы в диктантах вы не допускали ошибки? (знать правила, видеть орфограммы…)

— Сегодня цель работы – определить свои пробелы и наметить пути их решения. Сегодня вы сами себя контролируете. Я работу оценю, если вы этого сами захотите.

План такой: пишем небольшой диктант. По таблице орфограмм вы его сами проверите. Оцените. Определите ваши «орфографические проблемы». Наметите маршрут их исправления и решите несколько орфографических задач.

  1. Диктант.

От радости и старухи молодеют. Цыплят по осени считают. Смерти бояться — на свете не жить. Чужую беду с хлебом съешь, а свою и с мёдом не проглотишь.подчеркнутые слов пояснить написание ь при письме, ы после ц т.к. орфограммы не изучены)

— Что скажете? (это пословицы)

Оцени свою работу: 21 балл – «5», 18-20- «4», 10-17 баллов – «3», 0-9 баллов – «2»

(Учащиеся выполняют задания по таблице)

Проверяем, какие слова вписали в колонки. (орфограмма: «Не с глаголами», слова: жИть, чУжую)

4. Проанализируйте свои таблицы. Что скажете? (Несколько учащихся определяют свои «проблемы» )

— Каким образом будем устранять ваши «пробелы»?(Ответы учащихся: повторим правила, выполним на данные орфограммы задания…)

5. Деление учащихся на группы по решению «орфографических задач». Взаимотренаж.

infourok.ru

Написание слов с безударными гласными в корнях — Состав слова. Правописание — 3 класс — Сборник диктантов 1-4 класс — Л.А. Шевелева

3 класс

 

Состав слова. Правописание

 

Написание слов с безударными гласными в корнях

 

СЛОВАРНЫЕ И ТВОРЧЕСКИХ ДИКТАНТЫ

1.  Перевести украинские слова на русский язык.

2. Поставить ударение в словах.

Кропива, отаман, бесіда, блиснути, висіти, вночі, восени, взимку, вчора, гаряче, засідання, квіти, морква, опис, усмішка.

 

2. Обозначить корни и поставить ударение в словах,

Котёнок, доброта, голубка, сестра, слонёнок, морской, лесной, голосистый, вековой, голодный, звонить, бежать, освежить, летать, спасать, ползёт, зимовать, сердито, хорошо.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Рядом с выделенными словами написать проверочные. Поставить в них ударение.

1. Ложился на поля туман. 2. Стоял ноябрь уж у двора. 3. Долины сохнут и пестреют. 4. Вот сама идёт волшебница зима. 5. Жил старик со своею старухой у самого синего моря. 6. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 7. Белка песенки поёт да орешки всё грызёт. 8. Петушок мой золотой будет верный сторож твой. 9. И соседи присмирели, воевать уже не смели. 10. И с девицей молодой царь отправился домой. 11. Встаёт заря во мгле холодной, на нивах шум работ умолк. С своей волчихою голодной выходит на дорогу волк.

(А. Пушкин)

ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1.  Записать слова. Рядом написать проверочные слова.

Сосна, стрела, трава, стена, весна, дома, река, роса, ковёр, ледяной, снежок, цветут, коза, котёнок, носить, легко, кормушка, выбегает, ускользает, пригревает, годовой, воздушный, ручейки.

 

2. Записать пары похожих по звучанию слов с безударными гласными. Рядом написать проверочные слова.

1. Ребята залезают на яблоню. Псу нужно зализать рану.

2.  Охотник выпалил из ружья. Осталось выполоть три грядки. 3. Щенки развиваются быстро. Над домом развевается флаг. 4. От жары воздух накалился. Я укололся о гвоздь. 5. Старожилы хорошо помнят былые времена. Волк сторожил зайца в лесу. 6. Любит кошка поласкать котят. Хорошо полоскать бельё в проточной воде. 7. В доме проживают три семьи. Пищу нужно хорошо прожевать! 8. На обед мы отварили картофель. Тихо отворилась дверь. 9.     Писатель посвятил книгу своей матери. Я посветил фонариком. 10. От горя человек поседел. Мы посидели в гостях и разошлись.

 

3. Выписать слова с безударными гласными в корне. Подобрать к ним проверочные слова и записать их.

ВРЕМЕНА ГОДА

Всё цветёт по дороге. Весна

Настоящим сменяется летом.

Протянула мне лапу сосна.

С красноватым чешуйчатым цветом.

В лесу над росистой поляной

Кукушка встречает рассвет.

В тиши её голос стеклянный

Звучит, как вопрос и ответ.

(С. Маршак)

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

РОДНОЙ КРАЙ

Я люблю свой край. Как прекрасна его природа! Летний вечер на берегу реки. Я ложусь в траву и долго всматриваюсь в небо. По нему плывут прозрачные облака. Но вот они начинают розоветь. Это солнце клонится к закату. Вода в реке успокаивается. Лёгкий ветерок колышет ветви деревьев. Птицы устраиваются на ночлег. Всё замирает. Только соловей распевает в лесу.

54 слова.

БЕРЕГИ ПТИЦ

На дворе осень. Но не за горами и зима. Сейчас для птичек в лесу и в парке много еды. Наступят холода, ударят морозы. Уныло завоет метель. Многие птицы не улетят в тёплые страны. Они останутся в городе. Тогда голодным птичкам нужна будет твоя помощь. Подкорми их семечками и хлебными крошками. А кормушку тебе помогут сделать родители.

58 слов.

УПРЯМСТВО

Два козла паслись в высоких горах. Решили они перебраться через горное ущелье по узкому мосточку. Внизу была опасная пропасть и быстрая река. Надо было идти очень осторожно. Вот и встретились два козлика. Не разойтись им на доске. Уставились они сердито друг на друга. Сцепились рогами. Не хотят уступать дорогу. Не удержались упрямцы на мостике. Свалились оба прямо в реку.

60 слов.

ПОДАРКИ ЗВЕРЯМ

Любим мы с сестрой ходить в зоопарк и приносить зверям подарки. Мы берём с собой яблоки, морковку, сухари, банановую кожуру. Её очень любит смешная обезьянка. К решётке подбегает молодой оленёнок. Он ест у нас из рук зелёную травку. Морковку мы кладём большой лосихе. Скоро у неё родятся детки. А яблоки для моего любимого слонёнка. Он берёт их хоботом и отправляет прямо в рот.

65 слов.

subject.com.ua

Диктанты по русскому языку «Безударные гласные в корне» 2 класс

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2 КЛАСС

ТЕМА: «ОБОЗНАЧЕНИЕ БУКВАМИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»

 

  Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 2 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 2 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 2 классов начальной школы.

 

Выборочные диктанты

  1. Записать слова, в которых написание гласной буквы надо запомнить.

  1) Не бросай слов на ветер! 2) Весело зачирикал воробей. 3) Машина любит чистоту. 4) Тетрадь ипенал — школьные принадлежности. 5) Корова в тепле — молоко на столе. 6) Москва — столица России. 7) Зимой заяц белый. 8) Улыбнулись сонные березки. 9) Цветные карандаши я положил в пенал. 10) Всякаяработа мастера хвалит.

  2. Записать слова, в которых написание гласной буквы в корне надо проверять.

  Зима — зимушка, коврик — ковер, свеча — свечка, длина — длинный, пчела — пчелка, трава — травка, дарить — подарок, ослик — осел, линия — линейка, болеть — боль.

 

Проверочные диктанты

 

  ***

  Хорошо в лесу! Дует теплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под березой вырос гриб. У сосны нора крота. Желтый лист упал с осины. Скоро наступит осень. (30 слов)

 

***

  Осень. Лесная дорога. Дует холодный ветер. Желтый лист шуршит под ногами. Весело свистят дрозды. Они клюют ягоды рябины. Летит стайка птиц. Это клесты ищут сосновые шишки. (26 слов)

 

***

  Сильные морозы сковали озера и реки. Снега засыпали землю. Тихо в лесах и полях. Природа уснула до весны. Холодный ветер гуляет кругом. Зимой птицам трудно добывать еду. Они летят к людям. Покормите птиц! (33 слова)

 

***

  Хорошо летом в лесу! Мы идем по густой сочной траве. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села пчела. Поют чижы и дрозды. У тропы кучка рыхлой земли. Это нора крота. (31 слово)

 

Орфографические минутки

  1. Подчеркнуть букву, обозначающую безударный гласный звук. Объяснить её написание.

  Бревно, глаза, дворы, зерно, кроты, мосты, ряды;

  ведро, гнездо, зима, леса, ножи, село, щека;

  вода, гора, дома, змея, лиса, нора, следы, слеза;

  война, гроза, доска, коза, листы, окно, трава;

  враги, гроза, звезда, копна, лицо, перо, сова;

  врачи, гряда, роса, моря, плита, стога, земля;

  стена, стрела, хлеба, холмы, число, шаги, грачи;

  ядро, седло, сады, оса, стекло, спина, весна;

  зверек, листок, медок, грибок, денек, пенек;

  птенец, грибной, лентяй, лесник, моряк, травинка;

  котята, слоненок, тигрица, лосята, волчица.

  2. Подчеркнуть в словах буквы, написание которых надо запомнить.

  Береза, ветер, ворона, город, заяц, сентябрь;

  яблоко, ягода, ребята, пальто, тетрадь, деревня;

  рисунок, ученик, весело, карандаш, работа, дорога.

  3. Записать, изменяя каждое слово так, чтобы в нем ударный гласный звук стал безударным.

  Столб, мяч, герб, зёрна, козы, край, место;

  море, нож, реки, свечи, сёстры, стрелы, стриж;

  шаг, хвост, озёра, пятна, парус, кольца, еж.

 

Комментированное письмо

  1) В саду цветут розы.

  2) Вода в морях соленая.

  3) Котенок Васька сидел на полу.

  4) На скале стоял горный козел.

  5) У кольца нет конца.

  6) Во дворе играли котята.

  7) Под сосной была нора лисы.

  8) Поля и холмы покрыты снегами.

  9) По реке плыли деревья.

  10) В гнезде пищали птенцы.

infourok.ru

Безударные гласные а, о, е, и, я

Дата: 03.09.2012 Автор: Dictread Тема: Диктанты 4 класс

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.

Слова.

Враги, врачи, глаза, грачи, жара, сады, стада, страна, тазы, трава, часы, шаги, шары, шарфы, бока, вода, волна, гора, гроза, дожди, дома, доска, дворы, дрова, дрозды, коза, кора, коса, колосья, кольцо, кроты, моря, мосты, нога, ножи, нора, окно, они, оса, плоды, плоты, поля, полы, рога, роса, слоны, смола, сова, сомы, сосна, столбы, столы, сторона, толпа, тропа, холмы, ходы, берега, ведро, весна, весы, гнездо, дела, дерево, ерши, ежи, звезда, звено, земля, зерно, змея, леса, метла, меха, мечи, озеро, осень, перо, плечо, река, свеча, село, седло, сестра, следы, снега, стекло, стрела, стена, хлеба, хлева, цветы, винты, грибы, зима, игра, киты, лиса, листы, лицо, пила, письмо, плита, свинья, число, гряда, мячи, пятно, ряды, ядро, яйцо.

Варенье, повар, каток, лошадка, мастерская, площадка, танкист, больница, боец, домашний, ковер, кормушка, котенок, лосиха, лосенок, моряк, ночлег, осенний, плохой, поляна, скворец, скворечник, столяр, столовая, тропинка, весенний, вершина, верхушка, деревянный, лесник, птенец, снежинка, снежки, степной, живет, животное, лисята, тишина, чистота, пятерки.

1. У дедушки болит нога. 2. На стене часы. 3. Птенчик пищит в гнезде.

1. На лугу дети рвали цветы. 2. Суслики — враги полей. 3. В Ленинграде чудесные мосты. 4. Киты живут в морях и океанах.

1. У Нины глаза карие. 2. Этой весной было много дождей. 3. Сестра подклеила листы в книге. 4. Ученики выполняли упражнения с мячами.

1. На склоне горы пасутся стада. 2. На небе зажглась вечерняя звезда. 3. Все лицо Аленки стало красным. 4. Вода в реке была мутная.

1. Слоны живут стадами. 2. Яша принес полное ведро воды. 3. В лесу слышен звук пилы. 4. На фартуке большое жирное пятно.

1. Брат пишет письмо сестре. 2. Весной сады надели белый наряд. 3. Из сосны капает смола. 4. Дрозды клюют ягоды.

1. Мой пес белый с черным пятном на боку. 2. Поля и холмы покрыты снежным ковром. 3. Курам насыпали зерно. 4. У берез стройные стволы и белая кора.

1. Кормушка — это птичья столовая. 2. Садовник дал нам красные тюльпаны. 3. Ласточка свила гнездо над окном. 4. Быстро прошел летний дождь. В лесу много грибов.

1. Кроты роют ходы в земле. 2. Мы играли в игру «Кольцо, ко мне». 3. Какое число делится на три? 4. В горном озере вода как стекло.

1. У меня подушка из гусиного пера. 2. У козы острые рога. 3. В тишине слышны шаги сторожа. 4. Дрова убрали в сарай.

1. У свиньи — поросята. 2. У козы — козлята. 3. У совы — совята. 4. У грача — грачата.

1. Столы делает столяр. 2. Повар варит суп. 3. Моряк служит на флоте. 4. Боец стоит на посту.

1. Утром я ем яйцо и пью чай. 2. Спелые плоды гнули ветки к земле. 3. Трава от росы мокрая.

1. Лодка раскачивалась на волнах. 2. Все платье у Маши в цветах. 3. У Марины сегодня пятерка в дневнике.

У реки.

У реки старый клен. Там, на верхушке, гнездо грача. Каждую весну грачи прилетают к своему гнезду.

За грибами.

Рано. На траве роса. Скорее в лес! Лена и Вера ищут в лесу грибы.

В классе.

В классе светло и красиво. Слева три окна. На стене портрет Ленина. У стола учительница. Она диктует слова. Мы пишем: Москва, Кремль, Красная площадь.

Воробей и ласточки.

Пришла весна. Ласточка слепила гнездо. Увидел воробей гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих сестер. Вместе они прогнали воробья из гнезда.

В норе.

В лесу растет старая сосна. Под сосной нора лисы. В норе лисята. У лисы в норе чисто и тепло.

Метель.

Замела метель все рыжие листочки. Легла под куст отдохнуть. Вдруг видит еще большой лист. Только это был не листик, а рыжий лисенок.

Лиса и гуси.

На лугу паслись гуси. Они щипали траву. Из леса вышла лиса. Гуси не заметили лисы. Плутовка совсем рядом. Схватила она гуся. Унесла своим детям в нору.

Наши друзья.

Птицы — наши друзья. Они поедают вредных насекомых. Птицы охраняют поля, сады, леса, огороды. Школьники заботятся о птицах. Он вешают в садах скворечники. Ребята, не разоряйте птичьи гнезда!

Березка.

Хороша молодая березка в весеннюю пору! Растет березка в наших лесах. Любят русские это дерево. Про белую березку и в народных песнях поется.

Весна.

Пришла весна. Солнце стало греть землю. На лугу коза с козлятами. А дальше лес. В лесу сочная трава. Козлята бегут в лес.

В лесу.

Ребята пришли в лес. На траве и кустах утренняя роса. Поют птицы. Стучат носом дятлы. Пушистая белка грызет шишки. У нее в гнезде бельчата.

Лосенок.

Лосенок такой смешной. Губы толстые. Ноги длинные и тонкие. Лосенок бегает за лосихой. Пока еще лосиха кормит его молоком. Летом лосенок жует горькие осиновые веточки. Осенью ест грибы.

Пчела.

Солнце согнало снег с полей. В траве свежие стебельки. Почки на деревьях выпустили молоденькие листочки. Проснулась пчела от зимнего сна. Прочистила глаза мохнатыми лапками. Видит пчела, яркое солнышко светит. Везде светло и тепло. Выбралась из улья и полетела к цветку.

Лесной котенок.

Иду я с ружьем по лесу. Смотрю: на полянке котенок ходит. Хвост короткий. Глаза глупые. Котенок то за мухой бегает, то цветок лапой ударит. Тут шмель попал на глаза. Стукнул котенок шмеля задней лапой. Сильный он. Вырастет лесной котенок и станет рысью.

Кормушки.

Засыпала зима поля снегами. Покрыла землю белым ковром. Голодные птицы летят к жилью. Жалко детям пернатых друзей. Развесили они в садах и парках кормушки. Насыпали зерна, крошек. Положили ягод. Слетаются к кормушкам воробьи, синички, снегири. Радостно щебечут, словно благодарят ребят.

dictations.ru

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные

Дата: 03.09.2012 Автор: Dictread Тема: Диктанты 4 класс

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.

1. Иней лег на ветки деревьев. 2. Вышли на поля колхозные комбайны. 3. Охотники устали идти по болоту. 4. Я выпил стакан вишневого сока.

1. В квартирах накрыли праздничные столы. 2. Сестра работает в метро. 3. Маленький котенок пил молоко. 4. Бойцы собрались у вагонов.

1. У старика было крепкое здоровье. 2. На столе учителя было много тетрадей. 3. Мы брали билеты в кассе вокзала. 4. В аптеке можно купить песочные часы.

1. Шофер принес ведро воды. 2. В траве мелькнула быстрая ящерица. 3. Я вытер лицо чистым полотенцем. 4. Село Зеленый Бор находится на берегу реки.

1. На мальчиках были спортивные костюмы. 2. Я измерил расстояние от стены до стола. 3. Поля засеяли пшеницей, рожью. 4. Спасибо родной партии за счастливое детство.

1. Звонко трещит в траве кузнечик. 2. Ровными рядами взошли озимые хлеба. 3. Спелые колосья гнутся к земле. 4. Ласточка вьет гнездо под крышей.

Маяк.

Плывут по морям корабли. Труден путь. Но ярко светит маяк. Смело идет корабль к земле. Скоро бросит он якорь в порту.

Подарки природы.

Июль — месяц жаркий. А сколько подарков дает природа в эти дни! Зреют овощи. Вокруг пеньков краснеет спелая земляника. Наливаются колосья пшеницы. В лесу уже можно найти первые грибы. Щедры подарки у природы!

 

Выборочные диктанты.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

(С. Маршак.)

 

В полдень заморозило,

Вновь зима пришла,

Затянулось озеро

Корочкой стекла.

(А. Барто.)

 

Вот эта тропинка

Приводит к реке.

— А где же река?

— А река вдалеке.

(А. Кондратьев.)

 

Сосна стройна, а дуб могучий,

ветвями достает до тучи.

(Д. Смирнов.)

 

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошел.

Трава блестит,

В небе радуга стоит.

(С. Маршак.)

 

Самодиктанты.

Бабушка идет с пруда,

В ведрах плещется … (вода).

 

В январе, в январе

Много снегу на … (дворе).

 

Папа Костика и Розы

Машинист на паровозе.

Он в большие города

Быстро водит … (поезда).

 

Все жужжит она, жужжит —

Над цветком кружит, кружит,

Села, сок с цветка взяла:

Мед готовит нам … (пчела).

 

Иногда из ручейка

Растекается … (река).

 

Лена Галкина давно

На ребят глядит в … (окно).

 

Грызть дрова — простое дело:

Я опилочек поела,

Сок древесный попила!

А зовут меня … (пила).

 

Всех зверей она хитрей,

Шуба рыжая на ней,

Пышный хвост ее краса,

Это рыжая … (лиса).

 

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Наш пернатый друг … (скворец).

 

Комментированное письмо.

1. Вода у берега была теплой. 2. Гроза прошла мимо деревни. 3. В магазине мне купили шапку из меха лисы. 4. У тебя на костюме белое пятно.

1. Огромная волна разбилась о борт корабля. 2. У нашего озера крутые берега. 3. Из яйца вылупился цыпленок. 4. За стеной зазвонил телефон.

1. Сестра надела красивый костюм. 2. До прихода поезда осталось пять минут. 3. Столы накрыты для праздничного обеда. 4. Огромный коллектив фабрики уже выполнил годовой план.

1. Зеленая ящерица грелась на солнце. 2. Из яда змеи делают лекарство. 3. Я взял билет в одиннадцатый вагон. 4. Мы собрали ведерко спелой земляники.

1. В тростнике квакали лягушки. 2. В Москве есть известный всем детям магазин игрушек. 3. Чудесные лестницы метро сами везут пассажиров. 4. У ястреба зоркие глаза.

1. В саду зацвел куст сирени. 2. Зимой школьники подкармливают птиц. 3. В школьном саду появились следы зайца. 4. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!

Ленивый Федя.

Пионеры помогали колхозникам. Они работали на огороде, пололи грядки. Федя тоже был с ними. Он нарвал моркови, поел и уснул на траве. Проснулся, а кругом ребята. Стыдно стало Феде.

Лиса.

На снегу видны следы зверей. След лисы вел в чащу. В лесу мальчики заметили лису. Но лиса спряталась в норе.

Астры.

На столе стакан. В стакане чудесные цветы. Это астры. Сестра часто меняет воду цветам. Так они долго не вянут.

Метель.

Наступил вечер. Поднялся ветер. Он зашумел в соснах. Сухой снег закружился по земле. С неба посыпались хлопья. Замела метель все следы.

Дятлы.

Тук-тук! В лесу на сосне дятлы стучат. Носом кору долбят. Длинный язык в дыры запускают. Букашек, словно рыбку, таскают. Дятлы — лесные доктора.

Что где растет.

Пшеница растет на полях. Капуста, морковь растут в огороде. Яблоня растет в саду. Береза и сосна растут в лесу. Грибы тоже растут в лесу. Цветы растут на клумбах. Где еще растут цветы?

Руки.

Руки человека превратили дикие земли в богатые поля. Они заставили яблоню-дикарку приносить сладкие плоды. Эти руки осушили болота, построили города. Они проложили дорогу в космос. Все могут руки человека. Только надо приучить их к хорошим делам.

Сельский клуб.

В селе построили чудесный дом. Это сельский клуб. Большой зал весь из стекла. Здесь проходят праздничные собрания. На доске Почета портреты лучших колхозников. На второй этаж ведет широкая лестница. Там комнаты для занятий кружков. Я хожу в кружок юннатов.

 

Творческие диктанты.

Весна, дожди, гроза, зонты, плащи.

Колхоз, поля, колосья пшеницы, комбайны, тракторы, богатый урожай.

Лето, луг, трава, стада, пастух Максим, собака Лайка, коровы, много молока.

Страна, граница, посты, пограничник, зоркий глаз, враг, трудная служба.

Столярная мастерская, чистота, работать, доска, пила, столы и стулья.

Осенний день, рябина, ягоды, много птиц.

Леса, партизанский отряд, враги, окружить, местный житель, узкая тропа, через болото, наградить.

 

Контрольные диктанты.

Скоро зима.

Пришла осень. Часто идут дожди. Ползут по небу осенние тучи. В садах пусто. Мы с сестрой ходим в рощу. Деревья стоят голые. Только на сосне и елке зеленые иголки. Скоро зима. (31 слово.)

Первый снег.

Выпал первый снежок. Пушистым ковром лежит он на полях и реках. Все бело кругом. Вдали темнеет лесок. Скорей туда! Деревья убраны белыми хлопьями. Снег блестит на солнце. Лес как сказка! (30 слов.)

В школьной теплице.

Скупится апрель на тепло. На грядках еще нет зеленых всходов. Зато в школьной теплице круглый год лето. Здесь цветут тюльпаны, зреют огурцы, помидоры. В теплице работают пионеры старших классов. (29 слов.)

Волчата.

Маленькие волчата на волков не похожи. Играют около норы, за бабочками прыгают. Возятся, как щенки. А ветка хрустнет — прячутся в норе. Там они ждут мать — волчицу. Волчица несет им свою добычу.

Заяц.

Весной река разлилась. Заяц попал на островок. Он сидел и дрожал. Скоро вся земля была под водой. Остался только пень. Прыгнул на пень заяц. Плыли мимо ребята. Они спасли зайца. Зверек жил у детей до весны. (36 слов.)

Могила Неизвестного солдата.

Шоссе шло мимо поля. Автобус вез пионеров в лагерь. У могилы Неизвестного солдата автобус остановился. Здесь шел бой за деревню Высино. Солдаты отдали жизнь за Родину. Ребята положили на могилу цветы. (31 слово.)

Новый магазин.

На углу улицы новый магазин. В нем продают посуду. Стоят рядами кувшины. Блестят на солнце стаканы. Радуют глаз тарелки, чашки, блюдца. В магазине чистота. У входа толпится народ. Продавцы в нарядных халатах встречают первых покупателей. (35 слов.)

В Горках.

Мы приехали в Горки утренним поездом. Здесь жил Ленин после ранения. За день осмотрели всю местность. В доме поднялись по деревянной лестнице. В парке обошли все дорожки, тропинки. По ним ходил Владимир Ильич. В Москву вернулись поздно. (37 слов.)

Колхозные хлеба.

Стеной стоят колхозные хлеба. Гнутся к земле колосья пшеницы. Они полны спелого зерна. Выходят на поля комбайны. Плывут они в зеленом море, словно корабли. С раннего утра до позднего вечера кипит работа. Богатый урожай подарят колхозники стране. (37 слов.)

Утро в лесу.

Утро мы встретили в лесу. На траве блестит роса. Но вот подул свежий утренний ветерок. Лучи солнца проникли сквозь листву деревьев. Они высушили росу. Защелкал в кустах соловей. Вышел на тропинку колючий ежик. Ожил лес. (35 слов.)

Юный герой.

Под Брянском густые леса. Во время войны там жили партизаны. Смело громили они врага. Группы партизан взрывали мосты, вокзалы. Участником этих боев был пионер Леня Вершинин. Часто Леня ходил в разведку. Он хорошо знал местность. (35 слов.)

Весна идет.

Солнце все чаще светит. Идет красавица весна. Детишки оставили коньки и лыжи. Вчера еще они лепили снеговика. А сегодня снег растаял. Ребятам не нужна больше теплая одежда. Сняли они шубы. (30 слов.)

Пионеры — друзья птиц.

Белым ковром покрылись поля. Ударил мороз. Стали болеть и погибать мелкие птички. Воробьи спрятались под крыши. Синички искали ночлега около жилья. Пионеры спасли птичек. Они повесили кормушки у школы и в саду. (32 слова.)

dictations.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *