cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Второстепенные чл предложения на какие вопросы отвечает таблица 3 класс: Второстепенные чл предложения. На какие вопросы отвечает (таблица)

Второстепенные чл предложения. На какие вопросы отвечает (таблица)

Второстепенные чле­ны пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое или дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния и свя­за­ны с ними под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Чтобы понять, что такое вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния, напом­ним, что грам­ма­ти­че­ским и смыс­ло­вым ядром пред­ло­же­ния явля­ет­ся глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, кото­рые состав­ля­ют его грам­ма­ти­че­скую осно­ву.

Если в выска­зы­ва­нии име­ют­ся толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным, напри­мер:

Зима.

Наступила зима.

Пришла зима.

Завьюжила зима.

Содержание

Что такое второстепенные члены предложения?

В пред­ло­же­нии могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, кото­рые пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, а так­же дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния. Они зави­сят от глав­ных и дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, от кото­рых к ним зада­ют­ся син­так­си­че­ские вопро­сы, напри­мер:

Зима заво­дит с маем дол­гий раз­го­вор (Джеймс Фенимор Купер. Шпион).

Предложение, в кото­ром, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, явля­ет­ся рас­про­стра­нен­ным.

Дадим опре­де­ле­ние, что такое вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния.

Второстепенные чле­ны пред­ло­же­ния — это чле­ны пред­ло­же­ния, грам­ма­ти­че­ски зави­ся­щие от дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, пояс­ня­ю­щие их и свя­зан­ные с ними под­чи­ни­тель­ной свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Главные и второстепенные члены предложения

Главные и второстепенные члены предложения

Виды второстепенных членов

По грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ям вто­ро­сте­пен­ные чле­ны делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

  • опре­де­ле­ние;
  • допол­не­ние;
  • обсто­я­тель­ство.

В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ния пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния. Дополнение и обсто­я­тель­ство при­над­ле­жат ска­зу­е­мо­му, зави­сят от него и пояс­ня­ют его.

Таблица

НазваниеЧто обо­зна­ча­етВопросОт како­го чле­на пред­ло­же­ния зави­ситСпособ выра­же­ния
ОпределениеПризнак пред­ме­таКакой?
Чей?
от под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обсто­я­тель­стваСуществительное
Прилагательное
Местоимение
Порядковое чис­ли­тель­ное
Причастие
ДополнениеПредметКого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
от ска­зу­е­мо­гоСуществительное
Местоимение
Количественное чис­ли­тель­ное
ОбстоятельствоМесто, вре­мя, спо­соб дей­ствия и т.д.Где? Когда?
Как? Каким обра­зом? и др.
от ска­зу­е­мо­гоНаречие
Существительное с пред­ло­гом
Глагол
Деепричастие

Определение

Определение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый име­ет общее зна­че­ние при­зна­ка, отве­ча­ет на вопро­сы какой? кото­рый? чей? и отно­сит­ся к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем.

Полная луна плы­ла по ясно­му без­об­лач­но­му небу (В. Арсеньев).

  • луна какая? пол­ная
  • по небу како­му? ясно­му, без­об­лач­но­му.

Указанные опре­де­ле­ния пол­но­стью сов­па­да­ют в чис­ле, роде и паде­же с опре­де­ля­е­мы­ми сло­ва­ми, поэто­му назы­ва­ют­ся согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

Несогласованные опре­де­ле­ния свя­зы­ва­ют­ся с глав­ным сло­вом под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния или при­мы­ка­ния. Они выра­жа­ют­ся сле­ду­ю­щи­ми частя­ми речи и их фор­ма­ми:

1. суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном паде­же с пред­ло­гом и без него

  • совет (чей?) учи­те­ля;
  • спи­сок (какой?) груп­пы;
  • вет­ка (чья?) бере­зы;
  • шап­ка (какая?) с козырь­ком;
  • пла­тье (какое?) в полос­ку;

2. при­тя­жа­тель­ным место­име­ни­ем 3 лица (его, её, их)

  • его лицо — лицо (чье?) его;
  • её радость — радость (чья?) её;
  • их забо­ты — забо­ты (чьи?) их;

3. наре­чи­ем

  • взгляд испод­ло­бья;
  • борщ по-украински;
  • парк напро­тив;
  • ули­ца наис­ко­сок;

4. фор­мой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го

  • чай покреп­че;
  • маль­чик постар­ше;
  • дев­чуш­ка посме­лее;

5. инфи­ни­ти­вом

  • надеж­да отдох­нуть;
  • жела­ние при­лечь;
  • вре­мя дей­ство­вать;

6. нечле­ни­мым сло­во­со­че­та­ни­ем

  • ребе­нок шести лет;
  • това­ры повсе­днев­но­го спро­са;
  • дом в трех шагах;
  • доб­рей­шей души жен­щи­на.

Дополнение

Дополнение при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го в пред­ло­же­нии.

Дополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щий пред­мет и отве­ча­ю­щий на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей.

Например:

  • накор­ми­ла (кого?) малы­ша;
  • выпи­ла (чего?) сока;
  • добав­лю (к чему?) к хле­бу;
  • отдам (кому?) това­ри­щу;
  • взял­ся (за что?) за пери­ла;
  • гор­жусь (кем?) доче­рью;
  • оза­бо­чен (чем?) пре­пят­стви­я­ми;
  • думаю (о чём?) о рабо­те;
  • рас­ска­жу (о ком?) о соба­ке.

От того, в какой падеж­ной фор­ме нахо­дит­ся допол­не­ние и управ­ля­ет им пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный гла­гол, раз­ли­ча­ют пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние.

Я лёг на снег и закрыл (что?) гла­за (Вениамин Каверин. Два капи­та­на).

Глаза — пря­мое допол­не­ние, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га.

Мы увле­ка­ем­ся (чем?) ката­ни­ем на конь­ках.

Катанием — кос­вен­ное допол­не­ние, выра­жен­ное фор­мой тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го.

Обстоятельство. Виды обстоятельств

Обстоятельство при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го в пред­ло­же­нии. Чаще оно пояс­ня­ет ска­зу­е­мое, но может отно­сить­ся и к дру­гим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам пред­ло­же­ния.

Обстоятельство — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щий при­знак дей­ствия или дру­го­го при­зна­ка.

(Где?) На мхах, под дере­вья­ми лежа­ла седая роса, густо пах­ло пре­лой лист­вой и веш­ней водой (И.  Соколов-Микитов).

Обстоятельства делят­ся на основ­ные виды:

1. обра­за дей­ствия (как? каким обра­зом?)

Ленивые круп­ные хло­пья сне­га (как?) бес­шум­но сколь­зи­ли мимо окна (В. Тендряков).

Шел он (как?) мед­лен­но, впе­ре­вал­ку (А. Гайдар).

2. меры и сте­пе­ни (в какой сте­пе­ни?)

До вече­ра оста­ва­лось не более полу­ча­са, а заря едва-едва (в какой сте­пе­ни?) зажи­га­лась (И. С. Тургенев).

В пер­вый раз голос у неё немно­го (в какой сте­пе­ни?) дрог­нул (В. Каверин).

3. обсто­я­тель­ства места (где? куда? отку­да?)

Снег висел (где?) на дере­вьях, лежал (где?) на кры­ше кара­уль­но­го поме­ще­ния (Анатолий Рыбаков. Прах и пепел).

Анна Васильевна роб­ко шаг­ну­ла (куда?) к дубу (Ю. Нагибин).

Отсюда (отку­да?), свер­ху, откры­вал­ся вели­ко­леп­ный вид во все сто­ро­ны (В. Арсеньев).

4. обсто­я­тель­ства вре­ме­ни (когда? как дол­го? с каких пор? до каких пор?)

(Когда?) Сегодня я дол­жен буду дать свое сло­во без­воз­врат­но (Ф. М. Достоевский. Идиот).

Я всё шел и уже соби­рал­ся было при­лечь где-нибудь (до каких пор?) до утра (И. С. Тургенев).

(С каких пор?) С само­го утра небо ясно (И. С. Тургенев).

5. обсто­я­тель­ства усло­вия (при каком усло­вии?)

Начнем собра­ние  (при каком усло­вии?) при нали­чии боль­шин­ства.

(При каком усло­вии?) При жела­нии все­го мож­но добить­ся.

Он выпол­нит это пору­че­ние (при каком усло­вии?) в слу­чае дого­во­рен­но­сти с постав­щи­ка­ми.

6. обсто­я­тель­ство при­чи­ны (поче­му? отче­го? по какой при­чине?)

Сенокос запоз­дал (отче­го?) из-за дождей (К. Паустовский).

Она боя­лась, что кни­ги погиб­нут (поче­му?) от сыро­сти (И. Эренбург).

Прихватим с собой в доро­гу зон­ти­ки (по какой при­чине?) на слу­чай дождя.

7. обсто­я­тель­ство цели (зачем? с какой целью? для чего?)

Шагал по мок­рой доро­ге седой ста­рик. Шагал (с какой целью?) поко­сить тра­вы коро­вён­ке (В. Шукшин).

(Для чего?) Для укреп­ле­ния здо­ро­вья сле­ду­ет про­во­дить зака­ли­ва­ю­щие вод­ные про­це­ду­ры.

Хозяин дома вышел на крыль­цо (с какой целью?) встре­тить гостей.

8. обсто­я­тель­ство уступ­ки обо­зна­ча­ет, вопре­ки чему совер­ша­ет­ся дей­ствие, и отве­ча­ет на вопро­сы: вопре­ки чему? несмот­ря на что?

В Петербурге вопре­ки его соб­ствен­ным ожи­да­ни­ям ему повез­ло (И. С. Тургенев).

Повезло вопре­ки чему? вопре­ки ожи­да­ни­ям.

Видеоурок «Роль второстепенных членов в предложении»

Скачать ста­тью: PDFГлавные и второстепенные члены предложенияГлавные и второстепенные члены предложения
Материал (3 класс) по теме: ПАМЯТКА Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения

  1. Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей. В роли дополнения обычно выступает существительное или местоимение. Принято подчёркивать пунктирной линией.

Школьники занимаются спортом.

  1. Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы Какой? Чей? В роли определения обычно выступает имя прилагательное или местоимение. Принято подчёркивать волнистой линией.

Светит весеннее солнце.

 

  1. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который поясняет, при каких обстоятельствах совершается действие. Отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Обстоятельства обычно выражаются наречиями и существительными в косвенных падежах с предлогами и без них. Принято подчёркивать тире – точка.

В лесу поют птицы.

Разбор предложения

Белоснежная зима нарисовала на окнах волшебные узоры.

Зима нарисовала.

зима (какая?) белоснежная

нарисовала (что?) узоры

нарисовала (где? на чём?) на окнах

узоры (какие?) волшебные

Второстепенные члены предложения

  1. Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей. В роли дополнения обычно выступает существительное или местоимение. Принято подчёркивать пунктирной линией.

Школьники занимаются спортом.

  1. Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы Какой? Чей? В роли определения обычно выступает имя прилагательное или местоимение. Принято подчёркивать волнистой линией.

Светит весеннее солнце.

 

  1. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который поясняет, при каких обстоятельствах совершается действие. Отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Обстоятельства обычно выражаются наречиями и существительными в косвенных падежах с предлогами и без них. Принято подчёркивать тире – точка.

В лесу поют птицы.

Разбор предложения

Белоснежная зима нарисовала на окнах волшебные узоры.

Зима нарисовала.

зима (какая?) белоснежная

нарисовала (что?) узоры

нарисовала (где? на чём?) на окнах

узоры (какие?) волшебные

Таблица «Главные и второстепенные члены предложения»

Член

предложения

Вопросы

Чем выражено

Что обозначает

Пример предложения

Г

Л

А

В

Н

Ы

Е

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

Кто? Что?

существительное

местоимение

числительное

предмет

Льёт дождь.

Он скоро пройдёт.

СКАЗУЕМОЕ

_________

Что делает? Что делал? Что сделает? Что будет делать?

Глагол, прилагательными (краткими и полными), причастиями, числительными, наречиями, существительными

Действие предмета

Улетают птицы. Ученики читают и пишут.

В

Т

О

Р

О

С

Т

Е

П

Е

Н

Н

Ы

Е

ДОПОЛНЕНИЕ

Вопросы косвенных падежей: кого? чего?;

Кому? Чему?

Кого? Кем? Чем? О ком? О чем?

Существительное, местоимение, числительное

Предмет

Летом я жил у бабушки.

Она пекла пироги с малиной.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё?

Прилагательно, причастие, местоимение

Признаки, качество, свойство предмета

Зеленеют молодые сосны и ели. За кустом мелькнул лисий хвост.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Каким образом? Не смотря на что?

Наречие, существительное

Место, время, причину, цель, образ действия, условие, уступки

Утром дети шли по лугу. Человек сидел неподвижно.

Второстепенные чл предложения. На какие вопросы отвечает (таблица)

Второстепенные чле­ны пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое или дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния и свя­за­ны с ними под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Грамматическим и смыс­ло­вым ядром пред­ло­же­ния явля­ет­ся глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, кото­рые состав­ля­ют его грам­ма­ти­че­скую осно­ву.

Если в пред­ло­же­нии име­ют­ся толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным, напри­мер:

Зима.

Наступила зима.

Пришла зима.

Завьюжила зима.

Что такое второстепенные члены предложения?

В пред­ло­же­нии могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, кото­рые пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, а так­же дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния. Они зави­сят от глав­ных и дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, от кото­рых к ним зада­ют­ся син­так­си­че­ские вопро­сы, напри­мер:

Зима заво­дит с маем дол­гий раз­го­вор (Джеймс Фенимор Купер. Шпион).

  • что? зима — под­ле­жа­щее;
  • зима что дела­ет? заво­дит раз­го­вор (раз­го­ва­ри­ва­ет) — про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое;
  • заво­дит раз­го­вор с чем? с маем — допол­не­ние; под­чи­ни­тель­ная связь управ­ле­ния;
  • раз­го­вор какой? дол­гий — опре­де­ле­ние, под­чи­ни­тель­ная связь согла­со­ва­ния.

Предложение, в кото­ром, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, явля­ет­ся рас­про­стра­нен­ным.

Дадим опре­де­ле­ние, что такое вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния.

Второстепенные чле­ны пред­ло­же­ния — это чле­ны пред­ло­же­ния, грам­ма­ти­че­ски зави­ся­щие от дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, пояс­ня­ю­щие их и свя­зан­ные с ними под­чи­ни­тель­ной свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Второстепенные чл предложения. На какие вопросы отвечает (таблица)Второстепенные чл предложения. На какие вопросы отвечает (таблица)

Виды второстепенных членов

По грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ям вто­ро­сте­пен­ные чле­ны делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

  • опре­де­ле­ние;
  • допол­не­ние;
  • обсто­я­тель­ство.

В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ния пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния. Дополнение и обсто­я­тель­ство при­над­ле­жат ска­зу­е­мо­му, зави­сят от него и пояс­ня­ют его.

Таблица

НазваниеЧто обо­зна­ча­етВопросОт како­го чле­на пред­ло­же­ния зави­ситСпособ выра­же­ния
ОпределениеПризнак пред­ме­таКакой?
Чей?
от под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обсто­я­тель­стваСуществительное
Прилагательное
Местоимение
Порядковое чис­ли­тель­ное
Причастие
ДополнениеПредметКого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
от ска­зу­е­мо­гоСуществительное
Местоимение
Количественное чис­ли­тель­ное
ОбстоятельствоМесто, вре­мя, спо­соб дей­ствия и т.д.Где? Когда?
Как? Каким обра­зом? и др.
от ска­зу­е­мо­гоНаречие
Существительное с пред­ло­гом
Глагол
Деепричастие

Определение

Определение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый име­ет общее зна­че­ние при­зна­ка, отве­ча­ет на вопро­сы какой? кото­рый? чей? и отно­сит­ся к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем.

Полная луна плы­ла по ясно­му без­об­лач­но­му небу (В. Арсеньев).

  • луна какая? пол­ная
  • по небу како­му? ясно­му, без­об­лач­но­му.

Указанные опре­де­ле­ния пол­но­стью сов­па­да­ют в чис­ле, роде и паде­же с опре­де­ля­е­мы­ми сло­ва­ми, поэто­му назы­ва­ют­ся согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

Несогласованные опре­де­ле­ния свя­зы­ва­ют­ся с глав­ным сло­вом под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния или при­мы­ка­ния. Они выра­жа­ют­ся сле­ду­ю­щи­ми частя­ми речи и их фор­ма­ми:

1. суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном паде­же с пред­ло­гом и без него

  • совет (чей?) учи­те­ля;
  • спи­сок (какой?) груп­пы;
  • вет­ка (чья?) бере­зы;
  • шап­ка (какая?) с козырь­ком;
  • пла­тье (какое?) в полос­ку;

2. при­тя­жа­тель­ным место­име­ни­ем 3 лица (его, её, их)

  • его лицо — лицо (чье?) его;
  • её радость — радость (чья?) её;
  • их забо­ты — забо­ты (чьи?) их;

3. наре­чи­ем

  • взгляд испод­ло­бья;
  • борщ по-украински;
  • парк напро­тив;
  • ули­ца наис­ко­сок;

4. фор­мой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го

  • чай покреп­че;
  • маль­чик постар­ше;
  • дев­чуш­ка посме­лее;

5. инфи­ни­ти­вом

  • надеж­да отдох­нуть;
  • жела­ние при­лечь;
  • вре­мя дей­ство­вать;

6. нечле­ни­мым сло­во­со­че­та­ни­ем

  • ребе­нок шести лет;
  • това­ры повсе­днев­но­го спро­са;
  • дом в трех шагах;
  • доб­рей­шей души жен­щи­на.

Дополнение

Дополнение при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го в пред­ло­же­нии.

Дополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щий пред­мет и отве­ча­ю­щий на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей.

Например:

  • накор­ми­ла (кого?) малы­ша;
  • выпи­ла (чего?) сока;
  • добав­лю (к чему?) к хле­бу;
  • отдам (кому?) това­ри­щу;
  • взял­ся (за что?) за пери­ла;
  • гор­жусь (кем?) доче­рью;
  • оза­бо­чен (чем?) пре­пят­стви­я­ми;
  • думаю (о чём?) о рабо­те;
  • рас­ска­жу (о ком?) о соба­ке.

От того, в какой падеж­ной фор­ме нахо­дит­ся допол­не­ние и управ­ля­ет им пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный гла­гол, раз­ли­ча­ют пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние.

Я лёг на снег и закрыл (что?) гла­за (Вениамин Каверин. Два капи­та­на).

Глаза — пря­мое допол­не­ние, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га.

Мы увле­ка­ем­ся (чем?) ката­ни­ем на конь­ках.

Катанием — кос­вен­ное допол­не­ние, выра­жен­ное фор­мой тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го.

Нужна помощь в подготовке к ЕГЭ по русскому языку? Наши профессиональные репетиторы помогут вам сдать ЕГЭ на 80+ баллов!

Обстоятельство. Виды обстоятельств

Обстоятельство при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го в пред­ло­же­нии. Чаще оно пояс­ня­ет ска­зу­е­мое, но может отно­сить­ся и к дру­гим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам пред­ло­же­ния.

Обстоятельство — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щий при­знак дей­ствия или дру­го­го при­зна­ка.

(Где?) На мхах, под дере­вья­ми лежа­ла седая роса, густо пах­ло пре­лой лист­вой и веш­ней водой (И.  Соколов-Микитов).

Обстоятельства делят­ся на основ­ные виды:

1. обра­за дей­ствия (как? каким обра­зом?)

Ленивые круп­ные хло­пья сне­га (как?) бес­шум­но сколь­зи­ли мимо окна (В. Тендряков).

Шел он (как?) мед­лен­но, впе­ре­вал­ку (А. Гайдар).

2. меры и сте­пе­ни (в какой сте­пе­ни?)

До вече­ра оста­ва­лось не более полу­ча­са, а заря едва-едва (в какой сте­пе­ни?) зажи­га­лась (И. С. Тургенев).

В пер­вый раз голос у неё немно­го (в какой сте­пе­ни?) дрог­нул (В. Каверин).

3. обсто­я­тель­ства места (где? куда? отку­да?)

Снег висел (где?) на дере­вьях, лежал (где?) на кры­ше кара­уль­но­го поме­ще­ния (Анатолий Рыбаков. Прах и пепел).

Анна Васильевна роб­ко шаг­ну­ла (куда?) к дубу (Ю. Нагибин).

Отсюда (отку­да?), свер­ху, откры­вал­ся вели­ко­леп­ный вид во все сто­ро­ны (В. Арсеньев).

4. обсто­я­тель­ства вре­ме­ни (когда? как дол­го? с каких пор? до каких пор?)

(Когда?) Сегодня я дол­жен буду дать свое сло­во без­воз­врат­но (Ф. М. Достоевский. Идиот).

Я всё шел и уже соби­рал­ся было при­лечь где-нибудь (до каких пор?) до утра (И. С. Тургенев).

(С каких пор?) С само­го утра небо ясно (И. С. Тургенев).

5. обсто­я­тель­ства усло­вия (при каком усло­вии?)

Начнем собра­ние  (при каком усло­вии?) при нали­чии боль­шин­ства.

(При каком усло­вии?) При жела­нии все­го мож­но добить­ся.

Он выпол­нит это пору­че­ние (при каком усло­вии?) в слу­чае дого­во­рен­но­сти с постав­щи­ка­ми.

6. обсто­я­тель­ство при­чи­ны (поче­му? отче­го? по какой при­чине?)

Сенокос запоз­дал (отче­го?) из-за дождей (К. Паустовский).

Она боя­лась, что кни­ги погиб­нут (поче­му?) от сыро­сти (И. Эренбург).

Прихватим с собой в доро­гу зон­ти­ки (по какой при­чине?) на слу­чай дождя.

7. обсто­я­тель­ство цели (зачем? с какой целью? для чего?)

Шагал по мок­рой доро­ге седой ста­рик. Шагал (с какой целью?) поко­сить тра­вы коро­вён­ке (В. Шукшин).

(Для чего?) Для укреп­ле­ния здо­ро­вья сле­ду­ет про­во­дить зака­ли­ва­ю­щие вод­ные про­це­ду­ры.

Хозяин дома вышел на крыль­цо (с какой целью?) встре­тить гостей.

8. обсто­я­тель­ство уступ­ки обо­зна­ча­ет, вопре­ки чему совер­ша­ет­ся дей­ствие, и отве­ча­ет на вопро­сы: вопре­ки чему? несмот­ря на что?

В Петербурге вопре­ки его соб­ствен­ным ожи­да­ни­ям ему повез­ло (И. С. Тургенев).

Повезло вопре­ки чему? вопре­ки ожи­да­ни­ям.

Видеоурок «Роль второстепенных членов в предложении»

Второстепенные чл предложения. На какие вопросы отвечает (таблица)Второстепенные чл предложения. На какие вопросы отвечает (таблица) Сохранить ста­тью