cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Воздух проект 3 класс окружающий мир – Проект «Воздух и жизнь» 3 класс скачать

Проект по окружающему миру (3 класс) по теме: Научно — исследовательская работа на тему «Какими свойствами обладает воздух?»

Научно-исследовательская работа

                    

 

Работа ученицы 3 класса

МОУ «Васильевская СОШ»

Долгушиной Вероники

Руководитель: Н.М. Хлюстова

2013 год

Цель и задачи исследовательской работы

Познакомиться с богатством природы – воздухом, расширить и углубить знания о воздухе.                      

1.Познакомиться с некоторыми свойствами воздуха; установить простейшие связи, сделать выводы.

2.Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека.

3.Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, указать важнейшие меры по его охране.    

Гипотезы, которые проверялись

1.Воздух находится везде.

2. Воздух прозрачный.

3. Воздух не имеет запаха.

4. Воздух не имеет  веса.

5. Сжимаемость и упругость воздуха.

6. Воздух не имеет сопротивления.

7. Горячий воздух легче, чем холодный.

8. Воздух расширяется и сжимается.

9. Воздух давит одинаково во всех направлениях.

10. Воздух нужен растениям и животным.

Как проводились исследования  (методы и средства)

1. Изучение печатного материала о воздухе.

2. Поиск материалов  в Интернете.

3. Наблюдения, сравнения.  

4. Постановка опытов.

5. Выводы.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.

Актуальность выбора темы исследования

Кроме  Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого и Южного океанов есть на  свете  еще один океан –  самый большой из всех. И мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая,   «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и животные, и все предметы каждый день  «купаются» в этом океане. Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по  его  просторам  самолеты. Океан этот называется ВОЗДУХ.

Воздух, окружающий  планету Земля – это её голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от Солнца. Солнце излучает не только свет и тепло, но и вредные для нашего здоровья излучения. Воздух задерживает их.

Кроме излучения воздух защищает землю и от разного размера метеоритов. Будучи захвачены земным притяжением и падая на землю с большой скоростью, метеориты встречают сильное сопротивление воздуха, настолько сильное, что разогреваются до огненного состояния. Значительная часть метеоритного вещества при этом сгорает, другая часть испаряется. Зачастую на землю не упадет уже ничего — все останется в воздухе. Но если и падает какой-то метеорит на землю, то разрушительные последствия его падения уже очень ослаблены сопротивлением воздуха.

Если взглянуть на фотографии поверхности Марса или Луны, где практически нет воздуха, то можно увидеть, что вся поверхность «разбомблена» метеоритами. Всюду воронки от их падения, именуемые кратерами. То же самое было бы и на земле.

У поверхности Земли воздух густой, плотный, хотя мы это не замечаем. Чем выше, тем воздух становится менее плотным. А «вынырнуть» из воздушного океана можно только на  космическом корабле. Ведь там, где кончается воздушный океан, начинается безвоздушное пространство – космос.

Очень важную работу выполняет воздух – следит за климатом на нашей планете. Перегоняет холодный воздух на юг, тёплый – на север. С морей и океанов, рек и озёр собирает влагу и отдает её суше. Летом поливает землю дождями, а зимой укрывает пушистым, снежным одеялом, чтобы не помёрзли растения, чтобы не страдали от жестоких морозов звери и птицы.

Все живые организмы дышат воздухом. Каждой клетке нашего организма необходим кислород. Почти мгновенно без кислорода погибают клетки мозга, останавливается сердце, начинают разрушаться другие органы.

Дыхание является одним из признаков живой природы. И пока живет человек и любое животное существо, они непрерывно днем и ночью дышат. В организме нет запаса кислорода, и поэтому он должен непрерывно поступать в организм через органы дыхания.

В воздухе кислорода очень много. Но вот удивительно: кислородом дышат люди и животные, его сжигают самолёты и машины, не могут без него работать доменные печи, заводы, так почему же его не становиться меньше? Потому что на Земле есть зеленые растения. Это – настоящая фабрика кислорода. Растения превращают в кислород не пригодный для дыхания углекислый газ и воду с помощью солнечного света, и возвращают обратно в атмосферу. Так что воздух Земле необходим. И только благодаря ему на Земле, единственной планете во всей солнечной системе, существует жизнь.

Воздух является неотъемлемой частью жизни человека. От состояния воздуха и его чистоты зависит здоровье людей и их будущее. В воздухе много примесей, которые загрязняют атмосферу. Это, прежде всего мельчайшая пыль и микроорганизмы. Пыль есть везде: на улице, в одежде, в помещениях. Мельчайшую пыль в воздухе можно заметить, глядя сбоку на тонкий луч света, попадающий из-за шторы в затемненную комнату.

Вместе с пылью в воздухе находятся вредные химические вещества и большое количество микробов. Микробы так малы, что они оседают на пылинках и, как бесплатные пассажиры, путешествуют вместе с ними по воздуху. Там, где много пыли, много и микробов.

В наше время во всем мире атмосферный воздух загрязняется вредными веществами. Особенно загрязнен воздух городов. Выхлопные газы автомобилей, химические вещества, выбрасываемые в воздух промышленными предприятиями, приводят к гибели растительности и вызывают тяжелые заболевания у людей. Чем  еще загрязняется атмосфера? Существует много источников загрязнения атмосферы. Это вулканы, лесные пожары, пыльные бури, выветривание, процессы разложения растений и животных.

Загрязнение воздушной среды причиняет вред не только здоровью людей, но и воде, почве, растениям, животным, делающим наш мир более светлым и радостным.

Понимание того, что воздух должен быть чистым это одна из главных задач нынешнего поколения.

Опыты

                                        Опыт № 1. Обнаружение воздуха.

Цель: увидеть, что воздух занимает место.

Технологический процесс:  какими способами можно доказать, что воздух не пустое место? Надо продемонстрировать его наличие.

1. Взять полиэтиленовый пакет, скрутить его, он стал выпуклым.  Почему? Потому что внутри пакета находится воздух.

2. Опустить в банку с водой пустую бутылку, из неё пойдут пузырьки. Что это? Это воздух.        

3. Возьмем веер. Помашем веером перед лицом. Мы почувствуем прикосновение, хотя веер до нас не прикасался. Значит, между веером и лицом есть какое-то тело. Это воздух.

4. Закрепим на дне стакана ватку. Перевернем его и опустим в емкость с водой. Вынем стакан и посмотрим на ватку. Она не намокла, так как вода не попала в перевернутый бокал. Кажется, что стакан пуст, но на самом деле это не так. Он заполнен воздухом, и в нем нет места для воды. Вот почему вода не затекает внутрь стакана и ватка остается сухой. Это показывает, что воздух занимает место.

Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду. Гипотеза № 1 подтвердилась.

 

                                                   Опыт № 2. Прозрачность.

Цель: показать, что воздух прозрачен.

Технологический процесс:  сравним воздух с непрозрачными предметами.

Возьмем лист бумаги. Он непрозрачен – через него мы не видим окружающие предметы. А через воздух всё видно.  

Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы. Гипотеза № 2 подтвердилась.  

 

Опыт № 3. Отсутствие запаха.

Цель: показать, что чистый воздух ничем не пахнет.

Технологический процесс: возьмём апельсин. Почистим его и сразу почувствуем соответствующий запах, распространяющийся в помещении. До этого ничем не пахло.

Вывод: чистый воздух ничем не пахнет. Гипотеза № 3 подтвердилась.

 

Опыт № 4. Воздух не имеет веса.

Цель: проверить, имеет ли воздух вес.

Технологический процесс: Возьмем два шарика одинакового размера и веса. Надуем их и завяжем концы с помощью ниток. Закрепим шарики на двух концах стержня. Привяжем нитку к центру стержня и повесим так, чтобы стержень был параллельно земле. Проколем один шарик иголкой. Ровно висящий стержень перевешивается в сторону надутого шарика.

Вывод: надутый шарик тяжелее, чем сдутый, из-за воздуха внутри него. Вот почему конец стержня с надутым шариком наклоняется. Это показывает, что воздух имеет массу. Гипотеза № 4 не подтвердилась.

Опыт № 5. Сжимаемость и упругость.

 Цель: проверить воздух на сжимаемость и выяснить имеет ли он упругость.

Технологический процесс:  1. Возьмем шприц и потянем поршень, так чтобы шприц заполнился воздухом. Заткнем пальцем отверстие вверху шприца. С силой надавим на поршень. Затем отпустим его. Из-за сильного давления воздуха внутри шприца поршень выстреливает с большой силой, возвращаясь в исходное положение.

2. Ударим мячом об пол. Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.

Вывод: из-за надавливания на поршень воздух внутри шприца сжимается, что приводит к увеличению силы, с которым он воздействует на стенки шприца и на палец. Когда поршень возвращается в исходную позицию, сжатый воздух расширяется и снова заполняет весь шприц. Таким образом, воздух сжимаем и упруг. Гипотеза № 5 подтвердилась.

Опыт № 6. Воздух не имеет сопротивления.

Цель: проверить такое свойство воздуха, как сопротивляемость.

Технологический процесс: сделаем маленький парашют и опустим его с высоты. Понаблюдаем за тем, как он медленно опускается. Почему?  Потому что воздух замедляет падение.

Вывод: воздух поддерживает и расширяет купол, замедляет падение, то есть сопротивляется. Гипотеза № 6 не подтвердилась.

Опыт № 7. Горячий воздух легче, чем холодный.

Цель:  проверить, что горячий воздух легче холодного.

Технологический процесс: Нарисуем на бумаге спираль и вырежем ее. Заточенным карандашом проделаем небольшое отверстие в центре спирали. Проденем через него нитку. Подержим спираль над электрическим нагревателем. Спираль начинает вращаться вокруг своей оси.

Вывод: Температура воздуха над нагревателем начинает повышаться. Горячий воздух поднимается и вступает в контакт с бумажной спиралью, проходя между ее витками. Воздух давит на витки, заставляя спираль вращаться. Гипотеза № 7 подтвердилась.

Опыт № 8. Воздух расширяется и сжимается.

Цель: доказать опытным путем, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Технологический процесс: Возьмем пустую бутылку и две емкости с горячей и холодной водой. Используя резинку, закрепим шарик на горлышке бутылки. Поставим бутылку в емкость с горячей водой. Мы увидим, что шарик начинает надуваться. Поставим эту же бутылку в емкость с холодной водой. Шарик сдувается.

Вывод: Воздух состоит из очень маленьких частиц, которые называются молекулами. Когда бутылка находится в горячей воде, тепло заставляет молекулы внутри нее удаляться друг от друга. Из-за этого воздух внутри бутылки расширяется и поэтому ему нужно больше места. Он поступает в шарик и надувает его. Когда бутылка погружается в холодную воду, молекулы начинают сближаться, в результате чего воздух помещается в бутылке. Расширение и сжатие воздуха приводит к тому, что воздушный шарик соответственно увеличивается и уменьшается в размере. Гипотеза № 8 подтвердилась.

Опыт № 9. Воздух давит одинаково во всех направлениях.

Цель: проверить, что давление воздуха равномерно.

Технологический процесс: Полностью заполним стакан водой. Положим открытку на стакан. Перевернем стакан, придерживая открытку. Аккуратно отпустим открытку. Открытка держится на стакане и не падает.

Вывод: Воздух оказывает давление на стенки стакана. Он также давит с внешней стороны и на открытку. Поэтому она не падает. Гипотеза № 9 подтвердилась.

Опыт № 10.  Воздух необходим людям, животным и растениям.

 Цель: показать, что воздух нужен для жизнедеятельности человеческого организма и растений.

Технологический процесс:

1.Проведем опыт с задержкой дыхания. Закроем ладошками рот и нос. Вдохнем воздух и сосчитаем, сколько можно продержаться без воздуха. Какое было желание? Открыть нос.

2. Взять соломинку и стакан с водой, выдыхать через соломинку воздух. Выходят пузырьки. Что находится в пузырьках? В пузырьках — воздух, значит, внутри нас находится воздух.

3. Взять два растения. Одно со свободным доступом воздуха, а другое накроем банкой. После длительного времени растение под банкой завяло. Вывод: Мы дышим воздухом, кислородом. Он необходим для жизни. Без воздуха мы просто погибнем. Растениям также как и нам для жизни нужен воздух. Гипотеза № 10 подтвердилась.

Заключение

Как только не называют воздух, окружающий нашу Землю: воздушная оболочка, воздушный океан, атмосфера.

Воздух заполняет все промежутки, трещинки и щели в предметах. Куда бы мы ни шли, куда бы ни поехали по морю или по суше, как бы высоко ни поднялись на самолете, как бы низко ни спустились в шахту — повсюду есть воздух.

Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи – несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.

Некоторые люди могут задерживать дыхание на три — четыре минуты. Хорошо тренированные люди могут задержать в своих легких воздух и не дышать, например, под водой   пять — шесть минут. Если же человека лишить возможности дышать, он умирает.

Но человеку и другим живым существам нужен для дыхания чистый и только чистый воздух.

К сожалению, человек сам создает себе то, что его убивает. Хозяйственная деятельность человека наносит природе огромный вред. Выбросы в атмосферу от предприятий, не имеющих очистных сооружений, приводят к образованию кислотных дождей, к загрязнению воздуха, который необходим всем живым организмам. Также выхлопные газы автомобилей содержат свинец и другие, вредные для здоровья человека вещества. В больших количествах эти вещества осаждаются на землю возле автострад и шоссе. Нельзя собирать грибы, полезные травы, ягоды менее 100 метров от дороги, так как все растения впитывают в себя ядовитые вещества.

Надо иметь в виду то, что где бы на земле ни происходили выбросы пыли, сажи, газов, поднимаясь в атмосферу, они распространяются затем по всей оболочке земного шара. Воздушные массы не знают государственных границ. Проблемы охраны воздуха затрагивают интересы всех стран.

Человек может отказаться от недоброкачественной пищи, от воды, сомнительной чистоты, но вдыхать ему приходиться тот воздух, в котором он находится в данный момент, даже если воздух опасен для здоровья.

Забирая из воздуха кислород для дыхания, растения, животные и люди выдыхают углекислый газ. На заводах, фабриках, теплоэлектростанциях с помощью кислорода воздуха сжигают огромное количество топлива, выбрасывая обратно в воздух углекислый газ и различные ядовитые газы. Некоторые из них не разлагаются в окружающей среде десятки лет, накапливаются и попадают в организм человека с пищей, водой и воздухом, нарушая работу организма. Они могут вызвать развитие психического расстройства, заболевания печени. Особенно они опасны для детей. Отравляющие вещества содержатся в дыме костров при сжигании листвы, пластиковых упаковок, выхлопных газах автомобиля, в табачном дыме.

Для того чтобы жизнь могла существовать, необходима не любая атмосфера, а вполне определённая, пригодная для дыхания. Необходимо принимать меры по защите воздуха от загрязнения. Я бы предложила следующее:

— создать специальные станции, которые постоянно следили бы за чистотой воздуха;

— организовать частый полив улиц города водой;

— в охране воздуха городов и населенных пунктов важная роль принадлежит зеленым насаждениям и зеленым зонам, поэтому необходимо озеленить как можно больше улиц;

— установить очистительные сооружения на предприятиях города;

— промышленные предприятия вынести за черту города;

— перевести все виды отопления на электрическое;

— пластмассовые изделия, сухие листья вывозить за город, а не жечь в городе;

— придумать экологически чистое топливо для автомобилей.  

Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы и пели птицы.

                                                Литература

1. “Увлекательные опыты с воздухом” ООО “Издательство Астрель”

2. Интернет-ресурсы

3. Пименова О. Г.  Воздух. Свойства воздуха. Журнал «Начальная школа», №10, 2013 год.

4. “Юному эрудиту обо всем” Издательство Махаон 2013 год.  

nsportal.ru

Презентация «Воздух и его свойства» (Окружающий мир, 3 класс)

МКОУ «Новосидоровская СОШ»

ВОЗДУХ и ЕГО СВОЙСТВА

ПРОЕКТ по окружающему миру

ученицы 3 «А» класса

Крохалевой Анастасии

СОСТАВ ВОЗДУХА

Азот – 78%

Кислород – 21%

Углекислый газ – менее 1 %

СВОЙСТВА ВОЗДУХА

Воздух прозрачен

Воздух бесцветен

СВОЙСТВА ВОЗДУХА

Воздух не имеет запаха

СВОЙСТВА ВОЗДУХА

При нагревании воздух расширяется

СВОЙСТВА ВОЗДУХА

СВОЙСТВА ВОЗДУХА

При охлаждении воздух сжимается

Воздух должен быть чистый!

multiurok.ru

Проект по окружающему миру (3 класс) на тему: Проект «Три клада природы:вода, солнце и воздух»

Проект: «Три клада природы: вода, солнце и воздух»

Цель проекта: узнать больше о факторах неживой природы и провести исследование о влиянии этих факторов на жизнь растений. Работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической части раскрывается значение солнечного света и тепла, воздуха и воды для растений. В практической части выдвигается гипотеза – какой из факторов является самым важным при проращивании семян. Эксперимент позволяет сделать вывод: все четыре фактора неживой природы (вода, воздух, свет, тепло) являются обязательным условием для прорастания семени, т.е. для жизни растения. 

Тема проекта: «Три клада природы: вода, солнце и воздух»

        Все живые организмы обитают среди других живых организмов и неживой природы.

        Всё, что окружает живой организм, называется окружающей средой, или средой обитания.

        Каждый живой организм, обитающий на суше, может спеть про себя такую песенку:

        Я – живой организм.

        Меня окружает воздух,

        На меня светит солнце,

        Вокруг меня текут реки, моря океаны.

        Я хожу по земле.

        Вокруг меня летают, бегают, плавают,

        Растут другие живые организмы

        И всё это – окружающая меня

        Среда, или среда обитания.

        В окружающем нас мире мы легко отличим живой организм от неживого тела природы. Те условия, которые оказывают влияние на живой организм, называются экологические факторы.

        Экологические факторы можно разделить на 3 группы. К первой группе относятся факторы неживой природы, которые действуют на организм. Это свет, влажность, температура, состав воздуха, воды, почвы и другие.

        Ко второй группе относятся факторы живой природы. Это те живые организмы, которые оказывают влияние на данный живой организм.

        Третий экологический фактор – человеческий. Это та деятельность человека, которая приводит к изменению среды обитания живых организмов.

        Каждый экологический фактор незаменим, кроме третьего.

        Мы поставили целью своей работы узнать больше о факторах неживой природы и провести исследование о влиянии этих факторов на жизнь растений.

        Сначала мы постарались больше узнать об этом из учебников и дополнительной литературы.

        Солнечный свет и тепло.

        Солнечное тепло очень нужно растениям. Они растут, цветут, дают плоды и семена в тёплую погоду. Зимой растения спят. Если животные могут жить без солнечного света в пещерах и под землёй, то растения жить без солнечного света не могут.

        Солнце помогает растению питаться. Как? Живут в листьях растений маленькие волшебники – хлорофилловые зёрнышки. Они так малы, что рассмотреть их можно только под микроскопом. Их цвет ярко зелёный. И листья у растений зелёные оттого, что хлорофилловых зёрнышек в них много.

        Рано утром, только солнце протянет свои лучи, просыпаются  волшебники – хлорофилловые зёрнышки. Сразу же начинают свою мудрёную работу. Корешкам приказывают: Корешки, корешки, берите воду из земли». Стебельку отдают команду: «Стебелёк, стебелёк, подавай воду от корешков к листочкам». Листику приказывает: «Листик, открывай устьица (это окошечки в кожице листа, в которые входит и выходит воздух и пары воды), подавай нам воздух».

        Затем берут зелёные волшебники солнечные лучики. Лучиками смешивают воду и углекислый газ, который из воздуха взяли. И вот чудеса! Из воды и углекислого газа получается сахар да ещё кислород.

        Сахаром кормятся и корешок, и стебелёк, и листочки, и плоды , и семена. Едят они сахар и растут.

        А кислород, который для дыхания всем нужен, хлорофилловые зёрнышки отдают в воздух. С воздухом тоже рассчитаться надо.

        Весь день зелёные волшебники мешают солнечными лучиками воду и углекислый газ. Растения кормят и воздух исправляют. Солнышко спать ложится, и хлорофилловым зёрнышкам пора отдохнуть.

        Итак, солнечный свет нужен для работы хлорофилловых зёрнышек.

        Это интересно

Семена некоторых растений способны выдерживать охлаждение до температуры жидкого водорода (-2500С) или нагревание – до +1000С. При этом они не теряют всхожести.

        Воздух.

        Воздух, как одеяло, укутывает нашу планету. Он спасает живые организмы от вредных космических излучений и сохраняет теплоту Земли.

        Из чего состоит воздух? Воздух – это смесь различных газов: кислорода, азота, углекислого газа и других. Кислород используется для дыхания почти всеми живыми организмами. Углекислый газ необходим зелёным растениям для того, чтобы хлорофилловые зёрнышки получили из него сахар. Воздух среда обитания многих живых организмов. И растениям, и животным воздух нужен для дыхания.

        Растения научились использовать в своей жизни воздух – ветер. Пыльцу, плоды, и семена некоторые растения доверяют ветру. Он помогает расселиться одуванчику, липе, берёзе, клёну и многим другим.

        Это интересно.

        Комнатные растения способны в течение 24 часов поглотить до 87% загрязнителей воздуха.

         Вода.

        На свете нет её сильнее,

        На свете нет её буйнее.

        В руках её не удержать,         

        И на коне не обогнать.

        О себе она сказала бы так: «Меня льют, меня пьют, всем нужна. Кто такая?» Конечно, вода.

        «Вода – это жизнь», — говорит народ.

        Вода наполняет все клеточки, из которых состоят живые организмы. К каждой клеточке надо доставить кислород, пищу, отвести от неё углекислый газ и другие вредные вещества. Роль транспортного средства выполняет вода. У животных – это кровь, а у растений соки, растворы веществ. И кровь, и соки, и клеточки наполовину, а то и больше состоят из воды. Вот почему потеря воды – это смерть. Потеряло растение половину своей воды – погибло. Все растения обитающие на суше имеют приспособления к добыванию и сохранению влаги. Корни пшеницы, ржи, овса в поисках воды уходят в глубь земли до полутора метров, у деревьев – на 10-12 метров, у жителя пустыни – верблюжьей колючки – до 20 метров. Мхи и лишайники, лишённые корней, научились улавливать водяной пар из воздуха. В толстых стеблях кактусов и листьях алое скапливаются запасы воды. Есть и в наших местах похожее растение – это очиток едкий. Сорванное, это растение ещё долго будет жить за счёт запасов воды в маленьких, толстых листочках.

Это интересно.

Самые водянистые клетки имеют корни сосны – 90% воды, плоды арбуза и огурца – 92% воды, внутренние листья салата – 94%.

        Изучив литературу, мы заспорили, какой из факторов неживой природы самый важный для растений. Кто-то считал, что это вода. Кому-то главным казался солнечный свет, а кому-то – воздух. Чтобы разрешить спор решили провести эксперимент и разобраться кто же прав.

        Для опыта взяли семена подсолнечника.  Почему именно подсолнух? Во-первых, он быстро растёт. А во-вторых, по преданию это самое первое растение на Земле. Солнце отправило людям своего маленького братца, потому что он очень похож на Солнышко и всегда знает, где        оно скрылось.

        Все семена мы разложили в 5 стаканов.

Стакан № 1 поставили на подоконник, но не налили туда воды. Итак, у этих семян есть свет, тепло, воздух, но нет воды.

        Семена из стакана №2 решили оставить без воздуха. Для этого завернули семена в бумагу, положили на дно стакана и до краёв наполнили его водой, чтобы не поступал воздух. Стакан поставили на тёплый и светлый подоконник.

        Стакан №3 закрыли тёмной бумагой и ещё поставили в шкаф, чтобы он остался без света. Хотя вода, воздух и тепло у этих семян есть.

        Стакан №4 поставили между оконных рам, где температура +1◦С. Прорастут ли эти семена без тепла, ведь они получают солнечный свет, воздух, мы регулярно их поливаем?

        И наконец, стакан №5 стоит на тёплом подоконнике. Каждый день мы поливаем семена водой, но так, чтобы вода не заливала семена полностью и они могли бы дышать. Значит, на эти семена воздействуют все четыре фактора неживой природы: вода, воздух, солнечный свет и тепло.

        Мы высадили семена 15 января. В стаканах № 1,2 и 4 за время опыта никаких изменений не произошло. В стакане №3 проклюнулись маленькие корешки, появился стебелёк и листики, но затем листочки стали бледнее и к концу опыта завяли.

А в стакане №5 первые изменения произошли через 6 дней. Сначала проклюнулись корешки. Они становились всё больше. Появился стебелёк, а на нём два листочка. Через два дня стебелёк уже был длиной 7 см. Ещё через два дня отпала скорлупа и расправились листочки. 31 января опыт подошёл к концу. Ростки уже большие и мы высадили их в почву. Пусть растут дальше

        Наш эксперимент закончился. Он позволил нам сделать следующий вывод: все четыре фактора неживой природы (вода, воздух, свет, тепло) являются обязательным условием для прорастания семени, т.е. для жизни растения. 

Три клада у природы есть: вода, Солнце и воздух — три ее основы.

Когда-то были такие птицы — странствующие голуби, сейчас нет ни одной птицы. Но мы живем. Правда, мир наш стал беднее без этих птиц. Но если исчезнут вода, воздух, Солнце – не будет жизни на земле.

Наша работа не закончена. Как уберечь от загрязнения воду и воздух?  Экологи всего мира заняты сейчас этой проблемой. Не останемся в стороне и мы. Это будет темой нашего следующего проекта.

nsportal.ru

Конспект урока в 3 классе окружающий мир «Воздух и его охрана «

Конспект урока по окружающему миру 3 класс.

Линия учебников: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас»

Класс: 3

Цикл уроков: Ах эта удивительная природа

Урок номер: 9

Тема: Воздух и его охрана

Задачи:  знакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием «атмосфера»;

закреплять представления о газообразных веществах;

формировать умение постановки проблемных вопросов;

воспитывать бережное отношение к природе.

Развивать мышление, память.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник

Литература: Учебник окружающий мир А.А.Плешаков

Поурочные разработки по Окружающему миру , 3 класс./ К учебному комплекту Окружающий мир А.А. Плешаков./

Ход урока.

1.Организационный момент

I Беседа по вопросам. Проверка домашнего задания

1) Каковы главные свойства поваренной соли и сахара? Где эти вещества встречаются в природе?

2)Что собой представляет крахмал? Как его обнаружить в продуктах питания?

3) Какие кислоты встречаются в природе? Почему с кислотами нужно обращаться осторожно?

4) Что такое кислотные дожди? Чем они опасны?

II. Изучение нового материала

1.Актуализация знаний.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

-Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут.

-Сегодня на уроке мы будем с вами изучать тему «Воздух».

2. Понятие «Воздух и атмосфера» (рассказ учителя)

– Воздух – это смесь невидимых газов. Вся наша планета укутана воздухом – прозрачным невидимым покрывалом. Воздух есть повсюду: на улице, в классе, в земле, в воде. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью органов чувств.

Ветер – это движение воздуха. Гигантская воздушная оболочка, окружающая нашу планету, называется атмосферой. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от солнечной радиации. Без атмосферы лучи солнца мгновенно сожгли бы все живое на Земле.

Атмос – дыхание, сфера – шар.

Атмосфера – воздушная оболочка земли, которая вращается вместе с Землей как одно целое. Атмосфера окружает Землю, защищая её от холода и излишнего тепла, от космических тел – метеоритов и от невидимого солнечного излучения – ультрафиолетовых лучей. Мы не замечаем воздух, но жить без него не смогли бы, ведь дыхание — одно из условий существования живых организмов.

3. Состав воздуха.

— Перед вами диаграмма, на которой условно изображен воздух. Что вы можете сказать?

состоит из разных газов, их не поровну)

— Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.

— Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород – мы дышим кислородом, при дыхании мы поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ).

А какую роль играют растения для воздуха?

А вот растения, наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород (на свету) в атмосферу.

4. Свойства воздуха 

а) Прозрачность

—Мы видим все окружающие нас тела. Это доказывает, что воздух прозрачен. 

— А через дверь или стену мы можем что-нибудь увидеть?

—Почему воздух прозрачен?

Вывод: газы, которые составляют воздух, прозрачны. Поэтому воздух тоже прозрачен.

б) Бесцветность

—Можно ли сказать, что воздух красный, синий, фиолетовый?

—Какого цвета воздух?

—Почему воздух бесцветен?

Вывод: газы, составляющие воздух бесцветны. Поэтому воздух бесцветен.

в) Воздух не имеет запаха.

В разных помещениях пахнет по-разному? (По запаху можно отличить больницу от столовой) Чистый воздух не пахнет.

г)Изменение объёма при нагревании.

—Отчего происходит расширение и сжатие воздуха?

Воздух, как и все вещества, состоит из частиц. Но частицы не соединены между собой, как в твёрдом веществе (металл, стекло). Между частицами есть промежутки. Кроме того, частицы находятся в постоянном движении. Они часто сталкиваются и отскакивают друг от друга на некоторое расстояние. Когда воздух нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваться сильнее. Из- за этого они отскакивают на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется. А при охлаждении воздуха происходит все наоборот.

Вывод: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Д) Сведения про воздух

А вы знаете почему в горах труднее дышать?

Чем выше поднимаешься в атмосферу, тем меньше там воздуха и тем труднее дышать. Вот почему люди, взбираясь высоко в горы, берут с собой баллоны с кислородом.                                                                                  

 — Когда воздух нагревается, он расширяется и занимает большее пространство. Горячий воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх. Шары с горячим воздухом поднимаются, так как горячий воздух внутри шара делает его легче окружающего воздуха. 

Е) беседа про охрану воздуха

—Какое значение имеет воздух для живых организмов?

—Всегда ли воздух чист и прозрачен?

—Отчего происходит загрязнение воздуха?

—Можно ли с этим бороться?

—Что вы предлагаете сделать или изменить в действиях человека для сохранения чистоты воздуха?

Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

(Подскоки на правой ноге.)

И на этой же дорожке.

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим,

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдём.

(Ходьба на месте.)

III. Закрепление

Работа в тетрадях на печатной основе:

Задания, страница 28

— Напишем состав воздуха, пользуясь учебником и новыми полученными знаниями.

азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.

— Номер два. Заполним таблицу.

IV. Обобщение

—  Почему воздух необходим для жизни на Земле?

— Что нужно делать для охраны воздуха?

— Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет включенным мотор своей машины?

V.Итог урока.

—Что нового вы для себя открыли?

VI. Оценки и отметки

VII. Домашнее задание.

c. 46-50

infourok.ru

Окружающий мир 3 класс «Воздух и его охрана»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Урок «Воздух и его охрана» (окружающий мир, 3 класс) УМК «Школа России»

Слайд 2

Воздух
Им дышат звери, птицы, люди, Без него мы огня не добудем, Без него нет жизни нигде — Даже тем, кто живёт в воде….

Слайд 3

Что такое воздух?
Он прозрачный невидимка, Лёгкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Он в лесу – густой, душистый, Как целительный настой, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым, Веет холодом зимой, Когда красит иней стёкла И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем- Ведь он нам необходим.

Слайд 4

Атмосфера- воздушная оболочка Земли

Слайд 5

азот
кислород
углекислый газ и примеси
Состав воздуха

Слайд 6

Воздух – смесь газов
Свойства воздуха
Легче воды
Бесцветный и прозрачный
Сжимаем и упруг
Без запаха, без цвета
Поддерживает горение
При нагревании расширяется
При охлаждении сжимается
1
2
3
4
5
6
7

Слайд 7

Что может явиться источником загрязнения воздуха? Выбери.

Слайд 8

Подумай и ответь!
1. Какие вещества входят в состав воздуха? водород, медь, цинк кислород, азот, углекислый газ хлор, фтор, йод 2. Какой газ воздуха необходим для дыхания? азот кислород углекислый газ 3. Какими свойствами обладает воздух? Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло В. Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха

Слайд 9

4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется? А. При нагревании воздух расширяется Б. При охлаждении воздух сжимается В. Воздух плохо проводит тепло 5. Как нужно охранять воздух от загрязнения? А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник. Б. Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

Слайд 10

1. В, 2. В, 3. А, 4. В, 5. Б
Проверь себя

Слайд 11

«5» — без ошибок «4» — 1 ошибка «3» — 2 — 3 ошибки «2» — более 3 ошибок
Оцени себя:

Слайд 12

1. Учебник с. 44-48. Чтение, ответы на вопросы 2. с.20 № 5 рабочая тетрадь 3. Если мы не ответили на твой вопрос — найди его сам!
Домашнее задание

Слайд 13

Рефлексия учебной деятельности

lusana.ru

Презентация по окружающему миру на тему «Воздух и его охрана» (3 класс)

Воздух и его

охрана

— Человек без воздуха может прожить 5минут. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом-воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, и в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер – это движение воздуха.

— Слой воздуха, окружающий нашу планету, называется атмосферой.

Атмосфера — это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы все живое.

Воздух.

Он прозрачный невидимка, Легкий и прозрачный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас.

  • Что можно узнать из стихотворения о воздухе?

Первыми стали изучать состав воздуха и его свойства английский священник Джозеф Пристли и французский химик Антуан Лавуазье.

Что такое воздух?

Воздух – это смесь газов.

Примеси

Кислород

А история простая

Джозеф Пристли как-то раз

Окись ртути нагревая

Обнаружил странный газ

Газ без цвета, без названья

Ярче в нем горит свеча

Новый газ из колбы вышел

Никому он не знаком

Этим газом дышат мыши

Под стеклянным колпаком

Человек им тоже дышит?

Кислород

С целью проверки своего предположения он посадил под стеклянный колпак мышь – довольно быстро животное погибло, тогда он под такой же колпак посадил другую мышь, но уже вместе с веткой мяты – мышь прекрасно могла жить в сосуде вместе с веткой мяты).

Кислород

Великий французский химик Антуан Лавуазье нашел газ, поддерживающий дыхание и горение в воздухе. Он дал ему латинскоеназвание Oxygenium, то есть «порождаемый кислотами».

В свободном виде это газ без запаха, цвета и вкуса. В воздухе содержится 21% кислорода.

Газ кислород поддерживает горение.

Свойства воздуха

Опыт 1

Помашите ладошками около лица.

Мы ощущаем легкий ветерок – это

движение воздуха.

Свойства воздуха

Опыт 2

Можно ли воздух увидеть? Что произойдет, если опустить соломинку в воду и подуть? Появляются пузырьки.

Свойства воздуха

Опыт 3

— Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и опустим её в воду. Мы увидим, что из горлышка выходят пузырьки.

— Это вода вытесняет воздух из бутылки .

Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом .

Вывод:

— Какими же свойствами обладает воздух?

Использование воздуха человеком.

Воздух и его охрана

  • Как вы понимаете выражение:

«Воздух должен быть чистым»?

Человеку и другим живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле. С заводов и фабрик, от работающих автомобилей в воздух попадают вредные вещества. Они опасны для всего живого, поэтому необходимо заботиться о чистоте воздуха. Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха. На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. В разных местах созданы специальные станции, они постоянно следят за чистотой воздуха в больших городах.

Работа по учебнику

с. 48 — 49

Загрязнение воздуха

Загрязнение воздуха

Человек без воздуха может прожить самое большее 6 минут. Чтобы воздух был чистым в воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа 600 литров кислорода необходимо для дыхания на один день. А вот растениям наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют «Зелеными легкими планеты».

Загрязнение воздуха

Чтобы очистить воздух, надо …

сажать деревья, кустарники: липы, тополя, сирень. Смолистый запах ели и сосны, аромат березы, дуба, лиственницы очень полезен для чело- века. На предприятиях устанавливать очистные сооружения, которые улавливают пыль и сажу, ядовитые газы. Разрабатывать новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух.

Итог урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что такое воздух?

— Какие его свойства?

— Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

videouroki.net

Презентация по окружающему миру «Воздух» 3 класс

Здравствуйте,

ребята!

ВОЗДУХ.

СВОЙСТВА ВОЗДУХА.

«Воздух» происходит от слова «вдыхать». Воздух это то, чем мы дышим.

Где находится воздух?

СВОЙСТВА ВОЗДУХА

без запаха

прозрачный

движется

не имеет

формы

при нагревании

расширяется

при охлаждении

сжимается

Использование свойств

воздуха человеком

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА

Воздух голубой, душистый, жидкий

углекислый

Я не запомнил

Нет машинам, да — велосипедам

РЕБЯТА, вы хорошо поработали. Молодцы!

До свидания!

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *