cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Виват россия наша слава русская держава презентация 3 класс – Презентация по музыке на тему «Виват Россия» (3 класс)

Презентация по музыке на тему «Виват Россия» (3 класс)

Тема раздела: «Россия – Родина моя»

Тема урока: «Виват Россия! Наша слава – Русская держава!»

Тип урока: Урок сообщения новых знаний.

Форма урока: Урок беседа.

Музыкальное содержание урока: Канты «Радуйся, Русско земле!», «Орле Российский», «Виват». Народная песня «Солдатушки бравы ребятушки». Гимн России.

Ресурсы: Мультимедийная доска, аудио-видео файлы, интерактивный материал, планшет.

Цель урока: Получить представление о кантах, солдатских песнях.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Формировать представление о кантах;

  2. Расширение представления о возникновении канта;

  3. Работа над созданием образа в песни.

Метапредметные:

  1. Осуществлять развитие образного мышления, умение анализировать.

Личностные:

  1. Формировать осознание детьми, что каждому делу надо учиться и учиться так, чтобы учиться хорошо.

Ход урока.

  1. Организационный этап (вход под песню «Солдатушки, бравы ребятушки»)

Приветствие.

  1. Актуализация знаний.

Какая музыка по настроению встретила вас в классе? Каков характер музыки?

  1. Постановка цели и задач урока.

Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему приходилось героически отражать нападения врагов, отстаивать свою независимость. На протяжении своей долгой и славной истории, переживая потери и разрушения, российское государство снова возрождалось. Россия — великая держава. Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории, увидим ее в музыке различных жанров. Начнётся беседа со знакомства со старинной музыкальной формой бытовой песни – кантом. (слайд 2)

  1. Основная часть.

Петр Первый очень хотел, чтобы Россия стала могучим, сильным государством и много для этого сделал. Именно Петр Первый создал Российский флот, сам строил корабли, открыл морские торговые пути, при нем на Российском флаге появился триколор, он ввел новое название нашей страны — Россия, открыл первый в России музей и первую библиотеку — да разве всё перечислить! (слайд 3). Например, по указу Петра Первого в крупных городах стали возводить триумфальные ворота и арки. Вот так выглядела первая деревянная триумфальная арка, возведенная в Москве 300 лет назад, называлась она Красные ворота. Для чего – спросите вы. Слово «триумф» в переводе означает «победа». Как вы думаете, для чего возводились триумфальные ворота и арки? ПАУЗА. Правильно: триумфальные ворота и арки возводились в честь победы в сражениях российского воинства. Их устанавливали при входе в столицы, и предназначались они для въезда полководцев и войск, возвращавшихся домой с победой!

Для настоящего ликования и победного торжества одних триумфальных ворот маловато. Для настоящего праздника нужна и соответствующая музыка! Она появилась три столетия назад —

канты были необходимым атрибутом и важным элементом различного рода государственных и победных торжеств.

Кант – это многоголосная бытовая песня. Первые канты появились 300 лет тому назад, в честь торжеств по случаю побед русского оружия при Петре 1. Канты были элементом различного рода торжеств. Слово это в переводе с итальянского означает – песня, пение, и созвучно итальянскому слову «кантаре» — пою. Пришедшие в Россию с Украины, куда они, в свою очередь, проникли из Польши. Канты первоначально бытовали в узких кругах при царском дворе, среди духовенства и учащихся академий и школ. Их сюжеты заимствовались из духовной литературы, тексты переводили и писали русские поэты 17 века. Авторами кантов были учителя пения, студенты, певчие церковных хоров. Однако многие дошедшие до нас канты безымянны. Этим они похожи на русские народные песни. (слайд 4-5)

С начала канты создавались на тексты религиозного содержания и были популярны в среде духовенства. В 18 веке содержание кантов обогащается, появляются шуточные, пасторальные, застольные, любовно-лирические, поздравительные и, так называемые, виватные канты, с которыми вы познакомитесь на уроке. Виватные канты получили свое распространение в эпоху Петра Великого. Они отражали различные торжественные события из жизни государства. В них воспевали победу и скорбели о погибших, осуждали предательство и высмеивали глупость. По-другому, виватные канты называли – хвалебными. Как правило, в них было слово «виват», что в переводе означает – «да здравствует». Для них характерны мелодия, напоминающая фанфарные сигналы, имитационные переклички. Воскликните хором слово «Виват!» так, чтобы передать его эмоциональный настрой – четко, восторженно, приподнято. Слово «виват» — это заздравное приветствие во времена Петра Первого, означающее «Да здравствует!», «Пусть живет!», радостный возглас наподобие «Ура!». Давайте послушаем ещё один кант — «Радуйся, Росско земле».

Во время его звучания попробуйте подпевать повторения слов «Радуйся, Росско земле!» и «Виват!», а затем объясните, какими музыкальными средствами неизвестный композитор 18 века придал праздничное настроение звучанию канта. Вы все услышали в прозвучавшем канте энергичные, призывные интонации фанфарного характера, четкие ритмы, звучание мужского многоголосного – трехголосного — хора без инструментального сопровождения. После победы над шведами под Полтавой по указу Петра Первого в Москве возвели семь триумфальных арок, под которыми прошли воины-победители. Такого длинного и массового шествия Москва никогда не видела.

Физминутка на песню «Солдатушки, бравы ребятушки».

Парадное, победное шествие русского воинства сопровождал кант. Он был сочинён в честь победы русского войска над шведами под Полтавой и на заключение мира между Россией и Швецией в 1721 году. Послушайте

кант «Орле Российский» и определите, из скольких частей он состоит. (слайд 6-7) Сумели определить форму канта, сколько в ней частей? Правильно: три. Проанализируем их звучание. Вспомните, одинаковые ли части по характеру, все время ли звучал кант торжественно? ПАУЗА. Правильно: средняя часть — контрастная – это молитва по погибшим воинам-героям; она звучит печально и очень тихо. Крайние же части схожи по характеру — звучат ярко, торжественно, победно. Как вы думаете, почету строение канта трехчастное? Почему автор не ограничился двумя частями? ПАУЗА. Правильно: третья часть — финал канта. И он утверждает торжество жизни над смертью — кровь солдат была пролита не напрасно!

Солдатская доблесть и удаль, мужество и храбрость испокон веков воспевались и в народных песнях. Ведь песня помогала солдатам воевать, поднимала их боевой дух и настроение. Одну из песен, которая родилась во времена правления Великого Петра, вы хорошо знаете – «Солдатушки, бравы ребятушки».

(слайд 8)

Жизнь солдатская никогда не была легкой, а в те давние времена и подавно: в армию забирали солдата на 25 лет! Уходил он совсем молодым, в двадцать с небольшим лет, а возвращался домой уже пожилым человеком. Иногда служба в армии длилась пожизненно. И поэтому армия для солдата была и домом родным и семьей. Но солдаты не унывали, ведь они защищали свою землю, своих родных и близких, и песни помогали им преодолевать все трудности. У песни четкий ритм, чаще она исполняется мужским хором, у нее задорный и энергичный характер, под маршевую основу песни легко шагать.

Хоровое пение.

Сейчас проведём короткий вокальный практикум: исполним песню «Солдатушки, бравы ребятушки» под минусовку. Текст песни – перед вами. (слайд 9) Постарайтесь исполнить песню выразительно и в характере. Для полноты ощущения, можно встать с мест и промаршировать свое исполнение. Готовы?

5. Рефлексия.

Беседа подошла к концу, вы узнали много нового и вспомнили то, что уже знали. Пора подвести итог полученной информации. Назовите признаки отличия и сходства между солдатской песней и хвалебным кантом. ПАУЗА. Правильно!

Сходство: четкий ритм, маршевый характер, исполняется мужским хором.

Отличия: солдатская песня — задорная, энергичная, под нее легко шагать. Кант — имеет ликующий, торжественный характер, в нем присутствуют речевые призывные, виватные интонации.

В заключение беседы остаётся добавить, что канты стали прообразом государственных гимнов различных стран. Сегодня в беседе вы коснулись славных страниц истории Государства Российского. Этой теме будут посвящены ещё несколько последующих уроков музыки. (слайд 10)

Вы познакомились с кантами и вспомнили солдатские народные песни, повествующие о военных походах и победах Петра Первого и русского воинства. С того времени прошло много столетий, но музыка бережно сохранила память о тех событиях — учит нас, современных граждан, любить и защищать Россию, гордиться своей Родиной.

infourok.ru

Презентация — К уроку музыки в 3 классе «Виват, Россия! Наша слава

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Виват, Россия! Наша слава – русская держава! Урок музыки 3 класс
Учитель музыки МАОУ-лицей №173 г.Екатеринбург Штуркина Наталья Сергеевна

Слайд 2

Александр Васильевич Суворов 1729 — 1800
национальный герой России, выдающийся русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений), один из основоположников русского военного искусства.

Слайд 3

Генерал-фельдмаршал М. И. Кутузов 1745 — 1813
главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия

Слайд 4

Орден Святого Георгия 1-й степени на ленте

Слайд 5

А.Кившенко «Русские солдаты приветствуют М. И. Кутузова»

Слайд 6

КАНТ -многоголосная бытовая песня; — похожи на русские народные песни; -воспевали победу.

Слайд 7

В. Нестеренко «Отец Отечества»

Слайд 8

«Солдатушки»
1. — Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваши деды? - Наши деды – славные победы, Вот где наши деды!

Слайд 9

2. — Солдатушки, бравы ребятушки, А где ваши жены? - Наши жены – ружья заряжены, Вот где наши жены!

Слайд 10

3. — Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваши сестры? - Наши сестры – штыки, сабли остры, Вот где наши сестры!

Слайд 11

4. — Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваши детки? - Наши детки – пули наши метки, Вот где наши детки!

Слайд 12

Источники: Портрет А.В.Суворова https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c5/Suvorov_Alex_V.jpg/260px-Suvorov_Alex_V.jpg Портрет М.И.Кутузова https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0d/Kutuzov_by_Volkov.jpg/240px-Kutuzov_by_Volkov.jpg Орден Святого Георгия 1-й степени на ленте http://www.bratishka.ru/archiv/2006/2/images/2006021204.jpg Картина А.Кившенко «Русские солдаты приветствуют М. И. Кутузова» http://img-fotki.yandex.ru/get/6601/164843909.8/0_90771_fe14b3f0_XXL Картина В. Нестеренко «Отец Отечества» http://i64.fastpic.ru/thumb/2014/1228/01/f5d40c6c204d759116ab47821f97dc01.jpeg Текст песни «Солдатушки» http://pesni.retroportal.ru/np3/07.shtml

lusana.ru

Урок 3 класс»Виват, Россия»

3 класс I четверть III урок. «Виват, Россия»

Цель: создание условий, способствующих возникновению у учащихся интереса к истории и культуре эпохи Петра I, с историей возникновения музыкального жанра — кант.

Задачи:

обучающие:

 — дать представление об отличительных особенностях хвалебных кантов;

— научить находить сходства и различия между походной солдатской песней и кантом.

развивающие:

 — развивать наблюдательность и умение анализировать;

 — развивать навыки работы с новой лексикой.

воспитательные:

 — формировать гендерные представления;

 — воспитывать уважение к историческому и духовному наследию России.

Оборудование: мультимедийная установка, экран, динамики

Музыкальный материал:

Канты «Радуйся, Росско земле!», «Славны были наши деды», русская народная песня «Донцы молодцы»

Ход урока

Музыкальное приветствие

У:

— Ребята, как вы думаете, какая роль в жизни отводится женщинам, а какая мужчинам?

Д:

-Женщина – мать, хранительница домашнего очага, мужчина – защитник, добытчик.

У:

-Какие качества больше всего ценятся в женском характере?

Д:

-Доброта, нежность, красота.

У:

-А в мужском?

Д:

— Отвага, сила, выносливость, умение быть защитником.

У:

-Скажите, мальчики рождаются сильными, смелыми, выносливыми или эти качества нужно в себе воспитывать?

Д:

-Нужно воспитывать.

У:

— И вы знаете, как нужно воспитывать в себе эти качества?

Д:

Надо читать книги о войне, великих полководцах. Смотреть кино, картины о героях, петь солдатские песни.

(На экране репродукция с картины В. Нестеренко «Отец Отечества»)

У:

– Верно, рассмотрите, пожалуйста, изображённую в учебнике и на экране картину Василия Нестеренко «Отец Отечества». Что на ней изображено?

Д:

-Воинский шлем со страусовыми перьями красного и белого цветов, российский флаг, шпага, горн, мундир, на заднем плане картина с изображением батальной сцены

У:

— Как вы думаете, почему эта картина находится не в художественном музее, а в приемной Президента России?

Д:

-На ней изображены государственные и военные символы, что говорит о мощи государства и воинской доблести его защитников. Эта картина напоминает нашему президенту о временах, величия России.

У:

— Кого же художник называет «Отцом Отечества»

Д:

— Петра Великого.

У:

— А кто знает, что во времена Петра I значили слова «Виват, Россия»

(запись на доске)

Д:

— «Да здравствует Россия!», «Пусть живет Россия!», радостный возглас наподобие «Ура России!»

У:

 — Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Д:

-Наверное, мы будем говорить о героической музыке, о подвигах русских героев…

У:

-Ребята, если прислушаться, какая музыка звучит в этой картине?

Ответы детей:

-Звучит труба, музыка мужественная.

-А вы, хотели бы узнать, какие песни пелись во времена Петра I?

Д:

-Конечно.

Разучивание канта «Радуйся, Роско земле»

(на экране текст канта)

Радуйся, Роско земле,

Радуйся, Роско земле,

Ликуй, веселися,

Ликуй, веселися:

Петре камень твердейший,

Петре камень твердейший,

Паче адаманта.

На камени толиком,

На камени толиком

Яко утвердися,

Яко утвердися,

Сего и вся трепещут,

Сего и вся трепещут

Силы Радаманта

Сим каменем Российским,

Сим каменем Российский,

Свет ся защищает,

Свет ся защищает,

Сокруши и швецку льву,

Сокруши и швецку льву

Зубы изощренны.

(во время разучивания по фразам разобрать незнакомые слова:

паче адаманта – тверже алмаза, Радамант — сын Зевса и Европы, славившийся своей справедливостью; он был судьею в подземном царстве теней; в переносном смысле — очень строгий судья).

У:

— Молодцы, ребята! Мы с вами выучили песню 18 века. Это было непросто. Потому, что этой музыке более 300 лет. Она звучала в 18 веке. Но тогда она называлась не песней. Мы с вами выучили КАНТ — пение, песня (запись на доске). Это род бытовой многоголосной песни, распространённой в России, на Украине и в Белоруссии в 17—18 вв.

— По какому случаю был написан этот кант?

Д:

-После победы над Швецией в Полтавской битве.

У:

-Верно. Об этом и поется в этом канте. Каков же характер этого канта?

Д:

— Характер канта торжественный, праздничный, хвалебный, похожий на гимн.

У:

-Попробуйте применить в характеристике этой музыки новое слово, которое узнали сегодня на уроке.

Ответы детей:

-Характер канта «Радуйся Роско земле» виватный.

У:

-Виватный кант могли петь в сопровождении инструментов. Применялись даже колокола, а нередко сопровождались пушечной пальбой, фейерверком.

А теперь попробуем исполнить этот кант, с теми интонациями которые вы перечислили.

(исполнение под аккомпанемент фортепиано)

— Во времена Петра канты могли быть разными по характеру. Шуточными, лирическими, «мореходными», солдатскими. Ребята, а кто из вас знает еще какой-нибудь кант? Что, нет таких? Тогда слушайте!

(звучит марш Преображенского полка в оркестровом изложении)

-Узнали? Где и когда вы слышали эту музыку?

Д:

-На параде, в День победы, в большие праздники, на торжественной линейке под этот марш выносили знамя России и знамя нашего лицея.

У:

-Ну, конечно. Это марш Преображенского полк

Преображенский полк был основан в 1691 году Петром I. Это один из старейших и элитных полков русской армии.

(наэкране солдаты в форме Преображенского полка)

Общепринятое мнение гласит, что этот марш был создан еще при жизни Петра неизвестным композитором. И тогда его пели как кант. С появлением регулярной армии был издан указ о полковых оркестрах, все полки были обязаны иметь оркестры.

В начале18 века в лейб-гвардии Преображенском полку играли 40 музыкантов.

(на доске текст марша Преображенского полка.)

Славны были наши деды,

Помнит их и швед, и лях!

Их парил орёл победы

На Полтавских на полях.

Знамя их полка пленяет,

Русский штык наш боевой,

Он и нам напоминает,

Как ходили деды в бой!

Он и нам напоминает,

Как ходили деды в бой!

Твёрд наш штык четырёхгранный,

Голос чести не замолк,

Как пойдём вперёд мы славно,

Грудью первый русский полк!

-Давайте, прочтем сначала слова этого марша, а потом попробуем спеть его.

(чтение и разбор текста, и исполнение марша)

У:

-Отлично, молодцы! Ребята, вспомните, с кем еще пришлось воевать России.

Д:

— С ордой, немцами, поляками, шведами, французами, турками, японцами.

У:

-Да, вот солдатскую песню, которая появилась в русско-турецкую войну, мы сейчас послушаем. Я покажу вам фрагмент одного из фильмов о войне с турками. За кадром будет звучать фольклорный ансамбль «Русичи». Вы должны послушать, о чем эта песня, похожа ли она на кант петровских времен.

( просмотр фрагмента из к/ф «Турецкий гамбит»)

Д:

-Эта песня о тяжелой службе «молодого полковника», о его друзьях -солдатах. Но, не смотря на трудности, она очень мужественная, энергичная, победная. Она и маршевая и плясовая.

У:

-Ребята, а можно эту песню назвать кантом?

Д:

-Нет. Потому что кант это песня 18 века, а русско-турецкая война была позднее.

-В ней нет торжественности канта. Она не похожа на гимн.

У:

-Верно. У этой песни другой жанр-это старинная строевая солдатская песня. А что бы вы сказали о человеке, который вынес с поля боя раненого, спас его от смерти?

Д:

-Это герой. Он свершил подвиг.

У:

А если спасти от забвения-смерти песню. Можно это назвать подвигом?

Д:

-Скорее всего, можно. В песне отражается жизнь людей, всего народа. И если забыть песню, дать ей умереть, это значит, ничего не сделать, чтобы спасти этих людей.

У:

-Верно, если полюбить старинную песню, слушать, петь ее, значит свершить пусть небольшой, но героический поступок. Это в ваших силах, ребята! Дома, пожалуйста, прочитайте текст в учебнике и ответьте на вопросы на стр. 15. (Выставление оценок)

Под какую музыку вы бы хотели уйти с урока? До встречи, ребята.

Интернет-ресурсы,используемые на уроке:

1http://allart.biz/up/photos/album/M_N/Vasily_Nesterenko/vasily_nesterenko_38_father_of_the_fatherland.jpg (отец отечества)

2http://www.runivers.ru/images/index/20111012.jpg (форма)

3 http://www.youtube.com/watch?v=4Fgfdg8sG4o(путь дорожка

4 http://umorina.info/track/марш%20преображенского%20полка

5http://preobrajensky-march-znayut-turki-acapella-valaam_1997.mp3

6http://xmusic.me/q/l_m8wLXn5PCR_ovVt80XsvqD7aHntvm9zrbJроско

infourok.ru

Конспект и презентация к уроку музыки по теме «Виват, Россия!»

Цель: возбудить интерес учащихся к истории и культуре эпохи Петра I, познакомить с историей возникновения музыкального жанра — кант.

Задачи:

обучающие:

 — дать представление об отличительных особенностях хвалебных кантов;

 — дать представление о трехчастной форме канта;

 — научить находить сходства и различия между походной солдатской песней и кантом.

развивающие:

 — развивать наблюдательность и умение анализировать;

 — развивать умение работать со словарем.

воспитательные:

 — формировать гендерные представления;

 — воспитывать уважение к историческому и духовному наследию России.

Оборудование: мультимедийная установка, экран, динамики

Музыкальный материал:

Канты «Орле Российский», «Радуйся, росско земле!», русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки» минусовка

Ход урока

1. Музыкальное приветствие

2. – Ребята, рассмотрите, пожалуйста, изображённую на экране картину Василия Нестеренко «Отец Отечества»(Слайд 1), которая висит в настоящее время в приемной президента России. Что на ней изображено? (Гренадерская шапка со страусовыми перьями красного и белого цветов, российский флаг, шпага, военный горн, мундир, на заднем плане картина с изображением батальной сцены).

 — Как вы думаете, почему эта картина находится не в художественном музее, а в приемной Президента? (На ней изображены государственные и военные символы, что говорит о мощи государства и воинской доблести его защитников)

 — Что значит «Виват, Россия!» (работа со словарем) (Заздравное приветствие во времена Петра I — «Да здравствует!», «Пусть живет!», радостный возглас наподобие «Ура!»)

 — Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Наверное, мы будем говорить о героической музыке, о подвигах русских героев…)

 — Ребята, как вы думаете, какая роль в жизни всех людей отводится женщинам, а какая мужчинам? (женщина – мать, хранительница домашнего очага, мужчина – защитник, добытчик). Какие качества больше всего ценятся в женском характере? (доброта, нежность, красота) А в мужском? (отвага, сила, выносливость)

 — Значит, мужчины испокон веков были защитниками своего Отечества, своей семьи? (Да)

 — Скажите, мальчики сразу рождаются сильными, смелыми, выносливыми или эти качества нужно в себе воспитывать? (Нужно воспитывать)

 — И вы знаете, как нужно воспитывать в себе настоящие мужские качества? (беседа с детьми)

 — Ребята, кто из вас может назвать великих русских полководцев? (Слайд 2)

Александр Невский – жил тысячу лет тому назад. Был самым молодым полководцем, в 20 лет вел полки против шведских, немецких захватчиков. Его воска не потерпели ни одного поражения. За подвиги Александра Невского причислили к лику русских Святых.

(Слайд 3)Дмитрий Донской родился через сто лет после А. Невского. Прославился тем, что освободил Русь от татаро — монгольского нашествия.

(Слайд 4) А. В. Суворов – национальный герой России, великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений). (Щелчок) Орден им. Суворова самая высокая награда за боевые подвиги.

(Щелчок) Михаил Илларионович Кутузов – русский полководец, одержавший победу над французами 200 лет назад.

 — Ребята, откуда мы узнаем о былых сражениях, подвигах героев? (из древних летописей, былин, народных песен, живописных изображений)

 — Знаете ли вы, кто изображен на этой картине? (Слайд 5) Это великий русский царь Петр I, живший 300 лет назад. Петр I очень хотел, чтобы Россия стала могучим и сильным государством и много для этого сделал. Именно Петр I создал Российский флот, сам строил корабли, открыл морские торговые пути, при нем на Российском флаге появился триколор, он ввел новое название нашей страны — Россия, открыл первый в России музей и первую библиотеку, установил в России традицию праздновать новый год, ввез картошку в Россию из Южной Америки. По указу Петра I в некоторых городах стали возводить триумфальные ворота или арки. (Слайд 6) Вот так выглядела первая деревянная триумфальная арка, возведенная в Москве 300 лет назад, называлась она Красные ворота. Как вы думаете, по какому случаю могли быть построены эти ворота? (Работа со словарем «Триумф» — победа)

 — Триумфальные ворота или арки возводились в честь победы в сражениях. Их устанавливали при входе в столицы и предназначались они для въезда полководцев и войск, возвращавшихся домой с победой.

(Слайд 7) После победы над шведами под Полтавой по указу Петра I возвели в Москве семь триумфальных арок, под которыми прошли воины — победители. Такого длинного и массового шествия Москва никогда не видела.

 — Ребята, что нужно было сделать, чтобы шествие воинов–победителей было особенно торжественным и радостным. (Сопровождать шествие музыкой)

 — Верно. Во время шествия войск, наверху триумфальных ворот, размещались музыканты — инструменталисты и певцы, которые исполняли специально сочиненные по этому случаю хвалебные или виватные канты.

 — Давайте прочитаем, что такое кант по учебникам стр. 12 (работа по учебнику)

 — Итак, что же такое Кант? (ответы учащихся)

 — Давайте произнесем хором слово «Виват!» так, чтобы передать его эмоциональный настрой – четко, восторженно, приподнято.

Школьники выполняют задание.

 — Теперь послушаем кант «Радуйся, Росско земле». Во время звучания этого сочинения будем подпевать повторения слов «Радуйся, Росско земле!» и «Виват!», а затем объясним, какими музыкальными средствами неизвестный композитор XVIII века создал праздничное настроение.

Звучание Канта «Райдуйся, Росско земле!»

Учащиеся анализируют прозвучавший кант, отмечая энергичные, призывные интонации, четкие ритмы, звучание мужского многоголосного (трехголосного) хора без сопровождения.

 — Сейчас мы послушаем с вами ещё один хвалебный кант, сочиненный по случаю победы русского войска над шведами в одном из крупнейших сражений под Полтавой. Послушайте внимательно кант и определите, из скольких частей он состоит.

Звучание Канта «Орле Российский» (Слайды 8 — 15)

 — Итак, кто сумел определить форму канта – сколько в ней частей? (Три) Одинаковые ли части по характеру, все время ли звучал кант торжественно? (Нет, средняя часть контрастная – это молитва по погибшим, звучит печально, очень тихо. Крайние части звучат ярко, торжественно, победно)

 — Как вы думаете, почету строение канта трехчастное? Почему автор не ограничился двумя частями? (Потому что третья часть звучит как торжество жизни над смертью, как утверждение того, что кровь солдат была пролита не напрасно)

 — Ребята, как вы думаете, а воспевалась ли храбрость и удаль солдатская в русских народных песнях? (Воспевалась, ведь песни помогали солдатам воевать, они поднимала им настроение)

 — Одну из песен, которая родилась во времена правления Великого Петра первого мы сегодня разучим. Я хочу вам сказать, что жизнь солдатская никогда не была легкой, а в те давние времена и подавно. Ведь в армию забирали солдата на 25 лет. Уходил он совсем молодым, в 20 — 25 лет, а возвращался домой уже пожилым человеком. Иногда служба в армии длилась пожизненно. И поэтому армия для солдата была и домом родным и семьей. Но солдаты не унывали, ведь они защищали свою землю, своих родных и близких, и песни помогали им преодолевать все трудности.

Весь материал — смотрите архив.

videouroki.net

Урок музыки, 3 класс «Наша слава-русская держава»

УРОК МУЗЫКИ (3 класс)

Учитель музыки МБОУ «СОШ№3» п. Яйва

Александровского района Пермского края

Волкова Ирина Владимировна.

Тема:«Наша слава – русская держава».

Цель урока: знакомство с образами защитников Отечества на примере музыкальных произведений С. Прокофьева и М. Глинки.

Задачи урока: развивать эмоциональную сферу учащихся, музыкально-образное мышление, восприятие музыки, творческо-музыкальные способности, практические умения и навыки.

Методы работы:эмоциональная драматургия, практические и творческие, объяснительно-иллюстративные, развивающие, здоровьесберегающие.

Вид урока:беседа.

Форма работы:слушание музыки, хоровое пение, игра на инструментах, движение под музыку.

Общедидактические принципы: доступность, наглядность, связь с жизнью.

Оборудование для урока: компьютер, музыкальный центр, фортепиано, валдайские колокольчики, ударно-шумовые инструменты.

Содержание и ход урока:

1.Организационный момент.

Дети заходят в класс под марш «Если хочешь быть военным».

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята – здравствуйте, учитель» спеть как в театре оперы и балета (пение и движение, которое дети придумывают сами).

Рефлексия: дети выбирают тот цвет нотки (разноцветные кружочки лежат на столе), который соответствует их настроению в начале урока (яркий – пришел с желанием на урок, темный – не хотел идти).

2. Формулирование темы урока.

Как называется музыка, под которую заходили в класс? (марш). Кого вы сразу представляете себе, когда слышите марш? (солдата, защитника страны). Правильно, поэтому говорить мы сегодня будем о защитниках земли русской, русской державы. Что такое держава? (Большая, мощная страна). Значит, ее надо охранять и защищать от врагов. Вы сами назвали тему урока: «Наша слава-русская держава».

3. Актуализация знаний по теме.

Обратимся к вашей семье. А в ней есть защитники? (папы, братья). Папы в трудное время могут не только защитить свою семью, но и свое Отечество, влившись в ряды армии.

Если бы вы были композиторами, какие музыкальные краски вы взяли бы для создания марша? ( дети работают по «цветику-семицветику», правильно характеризуя музыкальные термины).

Солдаты русской армии не только много умеют и знают для того, чтоб защитить свою страну, но и на парадах могут так блеснуть своей выправкой, что позавидуют даже мальчишки.

4. Практическая часть.

Слушать песню «Бравые солдаты», маршировать и подпевать две последние строчки хором.

Марш всегда узнают по четкому ритму… Под музыку П.И.Чайковского «Марш солдатиков» исполнять ровный (или усложненный) ритм на ударно-шумовых инструментах.

www.prodlenka.org

Конспект урока по музыке «Виват, Россия. Наша слава Русская Держава»

Ребята, а музыку пишут только о природе?

Так же музыку пишут для героев сражавшихся на войне

Фотографии полководцев

Суворов Александр Васильевич — великий русский полководец, военный теоретик, национальный герой России. Генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, Великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам.

Кутузов Михаил Илларионович — русский полководец, генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия. С 1812 года именовался светле́йший князь Голенищев-Кутузов-Смоле́нский.

Багратион Пётр Иванович — русский генерал от инфантерии, шеф лейб-гвардии Егерского полка, главнокомандующий 2-й Западной армией в начале Отечественной войны 1812 года. Старший брат генерал-лейтенанта князя Романа Багратиона, дядя генерал-лейтенанта Петра Романовича Багратиона.

-Чем награждали героев?

Фотографии орденов

-А чем пользовались военные а войне?

Виды оружия

А теперь давай те посмотрим, как сражались на войне (отрывок фильма)

Давайте сейчас запишем тему урока: «Виват, Россия» и определение, что такое кант.

-Ребята, а как вы думаете, что такое «Виват»? Виват в переводе с латинского означает – Да, здравствует, или Ура! А значит тема нашего урока «Да здравствует, Россия!»

-А в каких случаях может использоваться это выражение?

— И так, а давайте с вами торжественно произнесём это выражение. Ви-ват, ви-ват.

Сегодня мы познакомимся с новым жанром, а называется этот жанр – кант

Кант – многоголосная бытовая песня. (записываем в тетрадь) Появился этот жанр почти 300 лет назад. Слово это в переводе с латинского, означает песня, пение. Авторами кантов были учителя пения, студнты, певчие церковных хоров. Однако многие дошедшие до нас канты безымянны. Этим они похожи на русские народные песни.

Канты посвящались разным жизненным событиям. В них воспевали победу и скорбели о погибших, осуждали предательство и высеивали глупость.

Выражение «Виват» очень часто использовалась в кантах. При Петре 1 Канты сочиняли для торжеств по случаю победы русского оружия. Такие канты назывались хвалебными.

— Давайте с вами послушаем кант, который называется «Радуйся, росско земле»

-какие правила нужно использовать при просушивании песни?

Внимательно послушайте слова

Слушаем песню

-О чём поют?

-С каким настроением пели?

В этом канте восхваляют героев.

Музыкальная Физминутка.

Давайте послушаем ещё один кант, называется он «Орле Российский»

-О чём поётся в произведении?

-Какие чувства оно у вас вызывает?

Но героев прославляли не только в кантах, но и в русских народных песнях. Сейчас я предлагаю вам разучить одну из таких песен.

-Давайте вспомним культуру пения, как нужно сидеть и петь?

-Песня называется «Солдатушки бравы ребятушки» Народная песня

-Как вы думаете, судя по названию, о чём поётся в этой песни и почему она так называется?

Слушаем песню

-Какое настроение у вас после прослушивания этой песни?

-Какие слова вам не понятны?

Слова песни лежат на партах

Читаем песню построчно, потом хором, весь куплет, припев

Поём под плюс

Поём под минус

Слова песни:

— Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши деды?

— Наши деды – славные победы,

Вот где наши деды!

— Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши матки?

— Наши матки – белые палатки,

Вот где наши матки!

— Солдатушки, бравы ребятушки,

А где ваши жены?

— Наши жены – ружья заражены,

Вот где наши жены!

— Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши сестры?

— Наши сестры – штыки, сабли остры,

Вот где наши сестры!

— Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши детки?

— Наши детки – пули наши метки,

Вот где наши детки!

-Давайте споём песню, которую вы пели на том уроке «Вот оно какое наше лето»

Слова песни: повторяем по тому же алгоритму.

Вот оно какое наше лето,

Лето яркой зеленью одето,

Лето жарким солнышком согрето,

Дышит лето ветерком.

На зеленой солнечной опушке

Прыгают зеленые лягушки

И танцуют бабочки — подружки.

Расцветает все кругом!

Мы в дороге с песенкой о лете,

Самой лучшей песенкой на свете.

Мы в лесу ежа, быть может, встретим.

Хорошо, что дождь прошел!

Мы покрыты бронзовым загаром.

Ягоды в лесу горят пожаром,

Лето-лето жаркое недаром,

Лето — это хорошо!

multiurok.ru

Виват, Россия! Наша слава — русская держава — РОССИЯ — РОДИНА МОЯ — 3 класс — УРОКИ МУЗЫКИ 1-4 классы — Поурочные разработки — 2015 год

3 класс

РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

Урок: «Виват, Россия!». «Наша слава — русская держава»

Задачи урока: воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование исполнительских вокально-хоровых умений и навыков как способов воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений; освоение особенностей жанров (кантата, кант, солдатская песня, военный марш, опера).

Перед учащимися проходят страницы русской истории, отражённые в музыке разных жанров. Кантата «Александр Невский» рассказывает о защитниках Новгородской земли в XIII в. Опера «Иван Сусанин» воссоздаёт атмосферу народного подвига в Смутное время начала XVII в. (царствование династии Романовых), когда Русское государство могло потерять национальную независимость. Канты и народные песни повествуют о военных походах и победах Петра I в Северной войне, походах А. Суворова (XVIII в.), героях Отечественной войны 1812 г. (XIX в.).

«Виват, Россия!». Разворот знакомит учащихся с жанром канта, рождение которого связано с эпохой Петра I. Здесь достаточно ёмко объясняется слово «кант». Предложите учащимся подумать над латинскими словами «виват», «кант». Можно ли их заменить на русские слова «да здравствует», «славься», «песня»? Изменится ли от этого музыкальное произведение?

В учебнике рассматриваются канты неизвестных авторов, хотя в отличие от народных песен авторство многих кантов определено. Канты были элементом различного рода торжеств. Например, специально для празднования дня победы в Полтавской битве (1709) было сооружено семь триумфальных ворот, наверху которых размещались музыканты-инструменталисты и певцы, исполнявшие специально сочинённые стихи и канты. Общее в кантах, предложенных в учебнике, определяется их трёхчастной формой: крайние части — слава царю Петру, средняя часть — сострадание к погибшим.

При разучивании канта «Радуйся, Росско земле!» учитель может сыграть на инструменте один куплет и предложить учащимся определить жанр, характер музыки, русская она или зарубежная, сочинена в наше время или давно, кто и в какой момент может её исполнять. Чтобы точнее выполнить это задание, учащимся необходимо не один раз услышать и пропеть мелодию канта. Исходя из характера музыки, можно предложить спеть её на слоги, напоминающие фанфарный зов трубы, дробь барабанного боя. Тем самым в образной форме будет осуществляться работа над дыханием, активной подачей звука, чёткой артикуляцией и т. п. Многократное исполнение мелодии позволит учащимся самостоятельно прийти к выводу, что это торжественная песня, старинный марш, который, возможно, исполнялся при встрече русских воинов после их победы над врагом или ими самими. После этого можно предложить детям «сочинить слова» к этой мелодии. Вот пример текстов, сочинённых учащимися:

Мы идём с победой. (2 раза)

Родина, встречай нас. (2 раза)

Защитили мы страну, (2 раза)

Родину родную.

Мы вам несём победу. (2 раза)

Радуйтесь и веселитесь. (2 раза)

Славься, славься, наш народ (2 раза)

И земля родная.

Цель этого задания — передать словами различные грани музыкального образа, которые учащиеся смогли услышать в звучании канта. В связи с этим важно не столько сочинить стихотворение по всем поэтическим законам, сколько организовать его ритмом мелодии.

Надо учесть, что многое в выполнении этого задания определяется контекстом урока. Варианты текста возникли в результате того, что разучивание канта осуществлялось при одновременном знакомстве учащихся с фрагментами оперы М. Глинки «Иван Сусанин». Интуитивное установление интонационных связей произведений не могло не наложить отпечатка на содержание сочиняемых детьми слов. На последующих уроках учащиеся будут разучивать подлинный текст канта, поэтому слова, сочинённые детьми, учителю важно сохранить для сравнения с оригиналом.

По словам Б. Асафьева, сущность канта — в сочетании возможности «распевать» мелодию со свойствами музыки, которые стимулируют и организуют движение, поступь, ходьбу (чёткость тактовых граней и мерность метра). Сравните с детьми канты, предложенные в фонохрестоматии или хрестоматии, постарайтесь найти общие интонации в этих хвалебных песнях.

«Наша слава — русская держава». Эти слова «хорового ответа» в песне «Солдатушки, бравы ребятушки» — название следующего разворота, продолжающего патриотическую тему в русских народных песнях.

В 1812 г. музыканты были в штате каждого полка. В пехоте сигналы подавали барабанщики, в кавалерии — трубачи, а в гренадёрских полках ещё и «флейтщики». В знаменитом Бородинском сражении принимали участие около 3000 военных музыкантов. В каждом полку, батальоне, эскадроне были и песенники, хранители солдатского фольклора. Репертуар песенников отражал армейские традиции. Так, русская народная песня «Вспомним, братцы, россов славу» родилась среди партизан, призывавших на защиту Смоленска в 1812 г.

Помимо текста песни, приведённого в хрестоматии для учителя, предлагаем ещё один куплет, который подтверждает вышесказанное:

Под смоленскими стенами,

Здесь, России у дверей,

Будем биться со врагами,

Не пропустим злых зверей!

Даже не зная мелодии, можно с уверенностью сказать, что это походно-маршевая песня, в которой чередуются сольный «зачин» и хоровой «ответ». Такова же и песня «Солдатушки, бравы ребятушки»: она быстро запоминается, под неё легко шагать. Музыка 1-й части песни (вопрос) построена на размашистых интонационных ходах, а в мелодии 2-й части (ответе) звучат более собранные, строгие интонации на повторяющихся высоких звуках, что и создаёт ощущение чёткого шага. Характер песни требует короткого активного вдоха и твёрдой атаки звука. Учащиеся, которым трудно петь начало припева, могут исполнить терцовый подголосок. Когда песня будет разучена, её можно исполнить с маршировкой на месте. Эта песня проникнута бодрым настроением, звучит в мажоре, доносит до нас мужественный оптимизм русского воинства. А. Суворов писал, что «музыка удваивает, утраивает армию».

На страницах учебника учащиеся увидят старинный медальон с изображением М. Кутузова у портрета А. Суворова и орден св. Георгия 1-й степени, которым награждался тот, кто совершил воинский подвиг. Напомним, что в I классе учащиеся увидели в учебнике памятник А. Суворову, познакомились с песней «Учил Суворов»1 А. Новикова (слова М. Левашова).

Из старинной солдатской песни «Славны были наши деды» (см. задания в рабочей тетради, с. 12—13) родился известный русский военный марш «Марш Преображенского полка» (см. фонохрестоматию), его ещё называли «Петровским маршем»). Этот марш был одним из звучащих символов России, его мелодию до революции 1917 г. били куранты Спасской башни Московского Кремля.

___________________________

1 См.: Музыка. Хрестоматия музыкального материала: 1 кл. / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

compendium.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *