cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок окружающий мир 3 класс разнообразие веществ – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок «Разнообразие веществ» | скачать бесплатно

«Тела, вещества, частицы, разнообразие веществ»

Урок по окружающему миру в 3 классе на тему:

«Тела, вещества, частицы, разнообразие веществ»

27.09.16

Тема урока: Тела, вещества, частицы, разнообразие веществ.

Цель: 1. Формирование понятий о телах, веществах, частицах.

2. Формирование представления о том, что все вещества состоят из частиц.

3. Развитие исследовательских мыслительных процессов.

ОБОРУДОВАНИЕ: стаканы, гвоздь, ложка, линейка, гранит, марганец, вода в ёмкости, рисунки-отгадки, пробирка, воздушный шарик.

ХОД УРОКА:

Организационный момент: Отгадайте загадки.

(Учитель предлагает детям рисунки-отгадки выставить на доске)

Сидит бык, у него шесть ног – и все без копыт. (жук)

Без языка, без голоса, а всё расскажет. (книга)

Маленький Ивашка, красная рубашка,

Где носом ткнет, там черту проведет. (карандаш)

Мохнатенька, усатенька, сядет – песенки поёт. (кот)

Серовато, зубовато – по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (волк)

Тонка, длинна, одноуха, остра, всему миру красна. (игла)

Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (река)

Белая морковка зимой растёт. (сосулька)

Поднялись врата, всему миру красота. (радуга)

Посмотрите на картинки. Все эти предметы и живые существа называют телами. Тела бывают естественными и искусственными, т.е. сделанными руками человека.

Разделите эти тела на две группы. Придумайте ещё несколько предметов – тел.

Кто сделал искусственные тела? Из чего? Давайте заполним таблицу:

тела

вещества

Стакан

Гвоздь

Ложка

Линейка

Капля

Стекло

Железо

Алюминий

Дерево

Вода

Посмотрите на кусочек гранита. Из каких веществ состоит гранит, как вы думаете?

Ученики убеждаются, что он состоит из нескольких веществ: кварц, слюда, полевой шпат. Рассмотрите отдельные образцы составляющих гранит веществ. Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: все тела состоят из веществ. Назовите тела, которые образованы разными веществами.

Работа с учебником:

Стр.34 – 35 (до выделенных слов)

Посмотрите на таблицу ещё раз. Назовите вещество, состояние которого качественно отличается от других. Правильно, это вода!

Вещества могут находиться в трёх состояниях: твёрдые тела, жидкости, газы.

Попробуйте сжать, смять крышку стола. Удалось ли это? А возможно ли изменить форму воды? Учитель показывает детям стакан с водой. Переливает в пробирку или мензурку. Что произошло? Какой вывод можно сделать?

Вывод: жидкость принимает форму сосуда.

Кто желает надуть воздушный шарик? Какое вещество для этого используется? (углекислый газ, который мы выдыхаем из лёгких) Что происходит с шариком? Что произойдёт, если надувать шарик ещё больше? Почему? Прочитайте текст на стр. 35 до конца.

Почему одни тела меняют форму легко, а другие с трудом? Прочитайте текст на стр. 36 (1 – 2 абзац).

Опыт: растворение марганца в воде. Цель: доказать, что вещества состоят из частиц-молекул.

Демонстрация опыта: нальём в стакан воды. Это однородное вещество. Всыплем в воду несколько кристалликов марганца. Это тоже однородное вещество. Сначала марганец лежит на дне стакана, потом молекулы марганца начинают распределяться между частицами воды. Цвет воды начинает изменяться. Отольём немного окрашенной воды и добавим в мензурку чистой. Цвет стал бледнее. Почему? В стакане увеличилось число молекул воды.

Вывод: вещества состоят из невидимых частиц.

Рассмотрите рисунок с изображением частиц твёрдого, жидкого и газообразного вещества на странице 36. Обратите внимание на промежутки между частицами веществ.

Использование ИКТ: посмотрите на экран и определите, какое это тело, из чего оно состоит? Сначала в презентации я вам буду подсказывать, а потом вы будете определять это самостоятельно. Показ презентации.

Приблизительные ответы учащихся:

Слайд 3. – Айсберг – тело, состоит из воды в твёрдом состоянии.

Слайд 4. – Снеговик – тело, из воды в твёрдом состоянии. Шуба – искусственное тело, состоит из искусственных и растительных волокон.

Слайд 5. – естественные тела – озеро, горы.

Слайд 6. Ключ и кольцо – тела, могут состоять из веществ золото, сталь, серебро, железо, медь, алюминий.

Слайд 7. Естественные тела – горы, скалы, озеро, водоросли, камни, море, облака.

Слайд 8. Облако и снежинки – естественные тела, кастрюля и мяч – искусственные, состоят из резины и железа.

Слайд 9. Космическое тело. Естественное.

Слайд 10. Ножницы – тело, состоит из железа, самовар – тело, из никеля или стали, карандаш – тело, из дерева.

Слайд 11. Естественные тела – водопад, песок, камни, барханы, растения.

Слайд 12. Статуя – искусственное тело из камня или глины. Водопад и растения – естественные тела.

Слайд 13. Гвоздь – искусственное тело, из железа. Ваза – искусственное тело, из металла. Арбуз – природное тело, растение.

Слайд 14. Природные тела – скалы. Песок.

Слайд 15. Женские украшения – искусственные тела, из металлов. Свеча – тело, из воска или парафина. Подсвечник – искусственное тело, из металла.

Слайд 16. Молекула железа в Брюсселе, столице Бельгии.

Слайд 17. Посуда – искусственные тела, из фарфора. Буратино – тело, из дерева.

Слайд 18. Фонарь, корабль, памятник – искусственные тела, из железа, бетона.

Итог урока: что называют телом? Из чего состоят тела? Из чего состоят вещества?

Оцените своё настроение и старание на уроке по таблице.

Слайд 19. Таблица настроения на уроке.

Заполни её.

Домашнее задание: слайд 20.

  1. Выучить стр. 34-35 в учебнике, прочитать стр.38.

  2. Подобрать картинки тел, выяснить из чего состоят данные тела. Вырезать. Наклеить в тетрадь. Подписать.

Выставление оценок, запись домашнего задания в дневник.

multiurok.ru

Урок окружающего мира «Разнообразие веществ». 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с веществами и их свойствами.

Планируемые результаты.

Предметные: учащиеся научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты.

Личностные: способность к сотрудничеству со сверстниками, доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению.

Метапредметные.

Регулятивные:

— планировать свои действия в течение урока;

— фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; объективно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные:

— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

— строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

— анализировать, доказывать предложения, делать выводы.

Коммуникативные:

— формулировать ответы на вопросы;

— слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, персональные нетбуки, электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, интерактивные дидактические материалы, карточки с заданиями; раствор йода, пипетки, продукты (картофель, яблоко, хлеб, груша) для практической работы; соль, сахар и крахмал.

Ход урока

I. Организационный момент

Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Будем мы сейчас трудиться,

Отвечать и не лениться.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

(3 учащимся раздаются карточки с заданиями.)

1) Подчеркни красным карандашом твердые вещества, синим — жидкие, зеленым — газообразные.

Углекислый газ, соль, железо, медь, водород, серебро, молоко, вода.

2) Приведи примеры естественных, искусственных и небесных тел.

2. Выполнение теста

(Четыре ученика работают на нетбуках. Выполняют тест по теме “Вещество и энергия”. Интерактивные дидактические материалы.)

— Выберите и отметьте галочкой правильный ответ. (Приложение 1)

3. Фронтальный опрос

— Что такое тело? Какие бывают тела? Приведите примеры.

— Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры.

— Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.)

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки.

Думал, что мел, потому что бел,
А в руки взял — он водой побежал. (Снег.)

Не лес, а шумит.
Не конь, а бежит. (Вода.)

— Каким одним словом можно назвать эти понятия? (Вещества.)

— Сегодня на уроке мы будем говорить о веществах, научимся их описывать. Наука, которая изучает вещества, называется химией.

(Просмотр электронного приложения к учебнику)

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Разнообразие веществ

Первое вещество, которое мы рассмотрим, — поваренная соль.

— Что вы знаете о соли?

Поваренная соль — это одна из минеральных солей, встречаюшихся в природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для растений.

Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она солёная на вкус. Поэтому ее используют для подсаливания пищи.

В природе поваренная соль встречается не только под землей. Много её содержится в морской воде, а также в воде соленых озер. Есть она и в почве, и в телах живых организмов. (Подготовленный ученик делает сообщение о поваренной соли. Приложение 2.)

Следующее вещество — сахар.

— Что вы знаете о сахаре? Назовите его главное свойство. (Сладкий вкус.)

Без сахара у нас и дня не проходит — и чай с ним пьем, и кофе. Да и конфеты, и мороженое, и печенье без сахара не сделать.

— Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42. (Самостоятельное чтение)

— Какие еще сладкие вещества встречаются в природе? (Глюкоза.)

— Где в природе встречается глюкоза? (В различных частях растений. Особенно ее много в плодах винограда и в виноградном соке.)

Крахмал

Крахмал — это белый порошок. Его обычно используют, когда варят кисель. Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах   растительного происхождения.

Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал и том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет на сине-фиолетовый.

2. Практическая работа

(На столах у каждой группы продукты: картофель, яблоко, хлеб, груша, пипетка и раствор йода.)

— С помощью разбавленной настойки йода определите, есть ли крахмал в выданных вам продуктах.

— Результаты исследования запишите и зарисуйте в рабочей тетради.

(Дети выполняют практическую работу и заполняют таблицу в рабочей тетради с. 18.)

— Расскажите о полученных результатах.

3. Работа по учебнику

— Прочитайте в учебнике текст на с. 43—44.

— Как называется большая группа веществ, встречающих на кухне? (Кислоты.)

— В каких продуктах какие содержатся кислоты? (В лимоне — лимонная, в яблоке — яблочная, в листьях щавеля — щавелевая, в прокисшем молоке — молочная.)

— Назовите главное свойство кислот. (Кислый вкус.)

— Какие кислоты вы знаете?

— Любую ли кислоту можно пробовать на вкус? (Нет)

— Почему этого нельзя делать? (Кислоты едкие. Они разъедают кожу человека, ткани, древесину.)

— Как образуются кислотные дожди? (Ответы учеников.)

V. Физкультминутка

(Проводит дежурный ученик)

VI. Закрепление изученного материала

(Выполнение заданий в рабочей тетради.)

№ 1 (с. 16).

— Прочитайте задание. Найдите в учебнике часть текста о поваренной соли.

— Назовите главное свойство соли. (Соленая на вкус.)

— Где встречается соль? (В природе, под землей, в виде камня.)

— Где содержится поваренная соль? (В морской, озерной воде в почве, в телах живых организмов.)

— Запишите эти сведения в таблицу.

— Используя текст учебника, аналогично запишите сведения о сахаре и кислоте.

(После выпол

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока по окружающему миру на тему «Разнообразие веществ» ( 3 класс)

Тема: Разнообразие веществ

Цель: познакомить с веществами и их свойствами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты, анализировать, доказывать предположения, делать выводы.

Оборудование: карточки с заданиями; портрет М.В. Ломоносова; раствор йода, пипетки, продукты (картофель, яблоко и т. д.) для практической работы; соль, сахар и крахмал.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает учащимся карточки с заданиями.)

1) Подчеркни красным карандашом твердые вещества, синим — жидкие, зеленым — газообразные.

Углекислый газ, соль, железо, медь, водород, серебро, молоко, вода.

2) Приведи примеры естественных, искусственных и небесных тел.

2. Фронтальный опрос

— Что такое тело? Какие бывают тела? Приведите примеры.

— Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры.

— Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.) (Учитель вывешивает на доску портрет М.В. Ломоносова.)

— Послушайте рассказ о великом русском ученом М.В. Ломоносове.

(Заранее подготовленный ученик выступает с докладом.)

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки.

• Думал, что мел, потому что бел,

А в руки взял — он водой побежал. (Снег.)

Не лес, а шумит.

Не конь, а бежит. (Вода.)

— Каким одним словом можно назвать эти понятия? (Вещества.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о веществах, научимся их описывать.

Наука, которая изучает вещества, называется химией. (Учитель записывает термин на доске.)

IV. Работа по теме урока

  1. Беседа

Разнообразие веществ

Первое вещество, которое мы рассмотрим, — поваренная соль.

— Что вы знаете о соли?

Поваренная соль — это одна из минеральных солей, встречающихся в природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для растений.

Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она соленая на вкус. Поэтому ее используют для подсаливания пищи.

В природе поваренная соль встречается не только под землей. Много ее содержится в морской воде, а также в воде соленых озер. Есть она и в почве, и в телах живых организмов.

(Далее заслушивают сообщение одного из учеников о поваренной соли.)

Следующее вещество — сахар.

— Что вы знаете о сахаре? Назовите его главное свойство. (Сладкий вкус.)

В Индии детишки сегодня, как и много лет назад, любят сосать сахарный тростник. Его стебель на редкость сладкий и для лакомок все равно что наши леденцы.

В Индии чуть ли не каждая семья издавна сажает на своем клочке земли сладкий тростник. И на Кубе крестьяне сажают сладкий тростник. И в других жарких странах.

Придет время собирать урожай, крестьяне длинным ножом — мачете — срезают тростинку за тростинкой — и в котел. Выварят на огне — получаются белые сладкие кристаллики. Индийцы называют их «саркар», а мы — похожим словом «сахар».

Правда, у нас сахар варят не из сахарного тростника, который и наших краях не растет, а из сахарной свеклы.

Не подумайте, будто это та самая свекла, о которой в загадке сказано: «Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло». Нет, это другая свекла: не красная, а белая и очень сладкая. Наши прапрадедушки, бывало, нарежут ее дольками и с ней чай пьют. Как мы — с белыми кусочками сахара. А еще вместо сахара в те времена ели мед, пили сладкий сок клена, липы. Даже делали из этих соков пастилу.

Продавали сахар не в лавке, а в аптеке, вместе со всякими редкостными снадобьями. Его и принимали только как лекарство: очень дорого стоил. Чтобы было много тростникового сахара, надо много тростника. Недаром же наши друзья-кубинцы высаживают у себя на острове целые тростниковые рощи. Ну и чтобы было много свекольного сахара, надо много сахарной свеклы.

Спросят у вас в шутку: «Где растет сахар?» — смело отвечайте: «В поле!» Ведь сахарная свекла в поле растет. Комбайн ее из земли выбирает, кучками складывает. Приедет грузовик, отвезет свеклу на сахарный завод. Там-то из нее и сварят сахар.

Без сахара у нас и дня не проходит — и чай с ним пьем, и кофе. Да и конфеты, и мороженое, и печенье без сахара не сделать!

— Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42.

— Какие еще сладкие вещества встречаются в природе? (Глюкоза.)

— Где в природе встречается глюкоза? (В различных частях растений. Особенно ее много в плодах винограда и в виноградном соке.)

Крахмал

Крахмал — это белый порошок. Его обычно используют, когда варят кисель. Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.

Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет на сине-фиолетовый.

2. Практическая работа

(Учитель делит класс на группы по четыре человека. Каждая получает какое-нибудь тело (картофель, яблоко, хлеб, рисовая каша, груша), пипетку и раствор йода. Продукты учитель берет по своему усмотрению.)

— С помощью разбавленной настойки йода определите, есть ли крахмал в выданных вам продуктах.

— Результаты исследования запишите и зарисуйте в рабочей тетради.

(Дети выполняют практическую работу и заполняют таблицу в рабочей тетради на с. 18.)

— Расскажите о полученных результатах.

3. Работа по учебнику

— Прочитайте в учебнике текст на с. 43—44.

— Как называется большая группа веществ, встречающихся на кухне? (Кислоты.)

— В каких продуктах какие содержатся кислоты? (В лимоне — лимонная, в яблокеяблочная, в листьях щавеля — щавелевая, в прокисшем молоке молочная.)

— Назовите главное свойство кислот. (Кислый вкус.)

— Какие кислоты вы знаете?

— Любую ли кислоту можно пробовать на вкус? (Нет.)

— Почему этого нельзя делать? (Кислоты едкие. Они разъедают кожу человека, ткани, древесину.)

— Как образуются кислотные дожди? (Ответы учеников.) Основная причина возникновения кислотных дождей — это

загрязнение воздуха различными вредными газами, и одним из их источников является автомобиль. Выделяющиеся при сгорании топлива химические вещества на большой высоте но влажном воздухе превращаются в кислоты. Эти опасные вещества, которые находятся в облаках и тучах, переносятся ветром на тысячи километров и выпадают в виде кислотных дождей. Огромный вред приносят они лесам, паркам, садам. В разгар лета у растений вдруг желтеют и опадают листья. Побеги становятся хрупкими, словно стекло, ломаются, отмирая, до половины корней.

Кислота разрушает легкие людей, разъедает металлы, краски, разрушает несущие конструкции мостов, башен, антенн и даже узлы самолетов. Многие исторические памятники, существующие веками, находятся сейчас на грани гибели из-за кислотных дождей.

V. Физкультминутка

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы потопаем ногами:

Топ-топ-топ.

Мы руки опускаем:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

1(с. 16),

Прочитайте задание. Найдите в учебнике часть текста о поваренной соли.

— Назовите главное свойство соли. (Соленая на вкус.)

Где встречается соль? (В природе, под землей, в виде камня.)

— Где содержится поваренная соль? (В морской, озерной воде, в почве, в телах живых организмов.)

— Запишите эти сведения в таблицу.

— Используя текст учебника, аналогично запишите сведения о сахаре и кислоте.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

2 (с. 16).

— Прочитайте задание. Что в этом списке лишнее? Докажите. (Глюкоза —разновидность сахара.)

3(с.17).

— Прочитайте задание. Выполните его.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

VII. Рефлексия

1. Работа в группах

— Прочитайте первое задание в учебнике на с. 44. Составьте описание вещества в виде загадки и загадайте ее классу.

— Прочитайте второе задание на с. 44. Выполните его.

Как только не ругают крапиву, которая виновата лишь в том, что умеет себя защищать! А ведь крапива и вкусная, и полезная. Ее бы с удовольствием съели и коровы, и козы, и овцы, и свиньи. Да только поди-ка тронь ее. Зато, если крапиву измельчить да ошпарить кипятком, корм для скота получится такой, что, как говорится, за уши не оттащишь. Попала крапива и на стол. Весной из молодой крапивы варят отличные щи. Ведь крапива появляется раньше, чем щавель на лугах, раньше огородной зелени.

А еще в старину из волокон крапивных стеблей делали прочные нитки, а из ниток ткали холст.

Чем жалится-жжется крапива? Ведь острых шипов-колючек у нее вроде бы и нет. Есть, только они такие маленькие, что еле видны. Крапива покрыта колючими волосками. В каждом волоске спрятана крошечная закупоренная «бутылочка» со жгучей кислотой. Горлышко бутылочки такое острое, что сразу впивается в кожу и ломается, а изнутри выливается та самая «жгучка», из-за которой на руках и ногах ребят появляются волдыри, а на глазах — слезы.

2. Игра «Определи на ощупь»

— Попробуйте на ощупь определить сахар, соль, крахмал. (Учитель проводит игру.)

— Можно ли сделать то же самое, пробуя вещество на вкус? (Неизвестное вещество не следует пробовать на вкус, так как оно может оказаться ядовитым.)

Итак, вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди часто сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалом и различными кислотами.

VIII. Подведение итогов урока

— С какими веществами мы сталкиваемся каждый день?

— Назовите главные свойства сахара, поваренной соли, крахмала, кислоты.

— Что новое вы узнали на уроке?

Домашнее задание

Учебник: прочитать текст на с. 41—45, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 45.

Дополнительный материал

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Ломоносов родился в Архангельской губернии, в крестьянской семье. С детства он вместе с отцом ходил в море и ловил с ним рыбу. Мальчик рано научился читать. Ему страстно хотелось учиться дальше. С этой целью Михаил Ломоносов пешком с обозом мороженой рыбы отправился и Москву.

В Москве, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось выдать себя за сына дворянина (крестьянскому сыну туда доступа не было). А через шесть лет Михаил Ломоносов в награду за успехи в учении был направлен в Германию для изучения горного дела и химии.

Годы упорного труда на пути к знаниям — и Ломоносов становится крупнейшим ученым.

Трудно представить себе, как мог один человек сделать так много » самых разных областях знаний, в литературе и искусстве. Один французский историк даже считал, что в России есть два Михаила Ломоносова — поэт и химик.

Но химиком и поэтом был один и тот же человек. А еще физиком и художником, астрономом и металлургом, географом и историком, просветителем и государственным деятелем.

Физические и химические опыты, которые проводил Ломоносов и своей лаборатории, отличались высокой точностью. Однажды он проделал такой опыт: взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись оксидом, но общая масса сосуда при этом не изменилась. Так был открыт закон сохранения материи — один из основных законов природы. Одного только этого открытия было бы достаточно, чтобы назвать Ломоносова великим ученым.

Ломоносов сконструировал и построил телескоп для наблюдения звёзд и планет. С помощью этого телескопа он открыл, что планета Венера окружена атмосферой, как и наша Земля. Лишь через сто с лишним лет астрономы смогли подтвердить это наблюдение.

Ломоносов всю жизнь неустанно боролся с отсталостью и невежеством за торжество науки. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, а обитаемых миров в ней бесчисленное множество, что как наша Земля, так и все существующее в природе не неизменно, а непрерывно меняется и развивается. Никто не заботился так, как Ломоносов, о практическом применении астрономии. Ломоносов справедливо считается одним из крупнейших астрономов своего времени.

Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц — молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении — медленнее.

До Ломоносова книги в России писали в основном на церковнославянском языке. Михаил Васильевич изучил живой разговорный язык и написал первую подлинно научную грамматику русского языка. Красоту и силу русского языка он показал в своих собственных стихах.

Недалеко от Петербурга Ломоносов построил фабрику, на которой по его рецептам изготавливали стекло разных цветов и оттенков. Из разноцветных стеклышек Ломоносов создал несколько прекрасных картин-мозаик, например изображение знаменитого Полтавского боя и портрет Петра I.

Немало сил приложил Михаил Васильевич, чтобы добиться открытия первого в России высшего учебного заведения — университета в Москве. Московский государственный университет — один из лучших в мире — с гордостью носит имя М.В. Ломоносова.

Соль

Поваренную соль, или, как сказали бы химики, хлористый натрий, назвать обычным веществом нельзя. Свойства у нее удивительные и судьба очень интересная. В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной торговой дороге — Виа Солариа, что означает «соляной путь». Караваны сопровождали отряды воинов, чтобы соль — драгоценное сокровище — не стала добычей разбойников. В древности соль ценилась буквально на вес золота.

Для человека соль жизненно необходима. Если ее долго не хватает организму, человек может погибнуть. Нехватка соли вызывала и народные волнения — в истории известны «соляные бунты». Солью расплачивались вместо монет, из-за соли страны воевали друг с другом.

Времена эти прошли, сейчас соль добывают в достаточном количестве. И запасы ее на Земле поистине неисчерпаемы. Гигантские куполообразные глыбы, целые соляные горы есть и в недрах Земли, и на ее поверхности. Например, гора Ходжа-Мумин в Таджикистане, сплошь состоящая из каменной соли, поднимается на 900 м над уровнем моря.

В растворенном состоянии соль содержится в воде морей и океанов: в минеральных озерах, соленых ручьях. Вся эта соль в твердом состоянии заняла бы около 70 млн кубических километров. Таким количеством можно покрыть всю Землю слоем, толщина которого превышала бы 30-этажный дом! Соль добывают выпариванием, а также в соляных шахтах — примерно так же, как и каменный уголь. Кроме того, в соляных шахтах устраивают подземные санатории для больных астмой: соляной воздух в них целебен.

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему «Разнообразие веществ » (3 класс)

Конспект урока

Дата: 03.10.17

Предмет: окружающий мир

Класс:

Учитель: Боровова Галина Николаевна

Руководитель практики: Медведева Наталья Викторовна

Тема: Разнообразие веществ

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: продолжать формировать представление о разнообразии веществ.

Задачи урока:

образовательные: познакомить с веществами и их свойствами.

— развивающие: развивать внимание, память, мышление, речь, умение работать с учебником и рабочей тетрадью;

— воспитывающие: воспитание экологической культуры; формировать чувство ответственности за всё живое.

Предметные: знать, иметь представление, какие бывают вещества и их свойства.

Метапредметные:

познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

регулятивные: уметь ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у обучающихся уметь оценивать и контролировать свои действия.

коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать своё мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы;

Личностные: включаться в деятельность на личностно значимом уровне; осознавать ответственность за общее благополучие группы.

Средства обучения: раздаточный материал, учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 3 класс 1 часть, рабочая тетрадь, наглядный материал, материал для практической работы.

ХОД УРОКА:

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна , и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь.

— Прочитайте пословицу: «Красна птица перьями, а человек ученьем!»

-Как вы понимаете значение этой пословицы?

-Какой вывод можно сделать ?

— Я надеюсь, что мы с вами сегодня хорошо поработаем и узнаем много нового.

Приветствуют.

Рассуждают, высказывают суждения.

— Человек красив тогда, когда он много знает, умеет.

Формулируют вывод.

  1. Актуализация знаний.

1. Наблюдение за погодой.

Дата. Облачность, температура, осадки.

2. Актуализация знаний по пройденной теме.

Карточки.

1) Подчеркни красным карандашом твердые вещества, синим — жидкие, зеленым — газообразные.

Углекислый газ, соль, железо, медь, водород, серебро, молоко, вода.

2) Приведи примеры естественных, искусственных и небесных тел.

Наблюдают за погодой.

Дата 03.10.2017, малооблачно, +6, без осадков.

Выполняют задания самостоятельно.

  1. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

Фронтальный опрос

Словесная оценка знаний учеников отметками.

— Что такое тело?

-Какие бывают тела? Приведите примеры.

— Что такое вещество?

— Какие бывают вещества? Приведите примеры.

— Из чего состоят вещества? 

-Предположите, над изучением какой темы мы будем работать сегодня?

-Верно мы продолжим изучать вещества и тема нашего урока «Разнообразие веществ».

(Учитель вывешивает на доску портрет М.В. Ломоносова.)

— Послушайте рассказ о великом русском ученом М.В. Ломоносове. Кто готов выступить с докладом ?

— О ком вы прослушали сообщение?

-Что вам запомнилось из рассказа?

Беседа с элементами рассказа

Первое вещество, которое мы рассмотрим, — поваренная соль.(картинка на доске)

— Что вы знаете о соли?

Поваренная соль — это одна из минеральных солей, встречающихся в природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для растений.

-А вы знаете, как добывают соль?

-Где используют соль?

Следующее вещество — сахар. .(картинка на доске)

— Что вы знаете о сахаре? Назовите его главное свойство. 

-Из чего получают сахар ?

В Индии детишки сегодня, как и много лет назад, любят сосать сахарный тростник. Его стебель на редкость сладкий и для лакомок все равно что наши леденцы.

В Индии чуть ли не каждая семья издавна сажает на своем клочке земли сладкий тростник. И на Кубе крестьяне сажают сладкий тростник. И в других жарких странах.

-А из чего получают сахар у нас ?

-А прорастает ли она у нас?

Не подумайте, будто это та самая свекла, о которой в загадке сказано: «Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло». Нет, это другая свекла: не красная, а белая и очень сладкая. Наши прапрадедушки, бывало, нарежут ее дольками и с ней чай пьют. Как мы — с белыми кусочками сахара.

-А чем раньше могли заменять сахар?

-Верно, вместо сахара в те времена ели мед, пили сладкий сок клена, липы. Даже делали из этих соков пастилу.

Продавали сахар не в лавке, как мы сейчас называем магазин.

-Как вы думаете где продавали?

— В аптеке, вместе со всякими редкостными снадобьями. Его и принимали только как лекарство: очень дорого стоил.

Кислоты

— В каких продуктах, какие содержатся кислоты? 

— Назовите главное свойство кислот. 

— Любую ли кислоту можно пробовать на вкус? 

— Почему этого нельзя делать? 

— Как образуются кислотные дожди?

Основная причина возникновения кислотных дождей — это загрязнение воздуха различными вредными газами, и одним из их источников является автомобиль. Выделяющиеся при сгорании топлива химические вещества на большой высоте но влажном воздухе превращаются в кислоты. Эти опасные вещества, которые находятся в облаках и тучах, переносятся ветром на тысячи километров и выпадают в виде кислотных дождей. Огромный вред приносят они лесам, паркам, садам. В разгар лета у растений вдруг желтеют и опадают листья. Побеги становятся хрупкими, словно стекло, ломаются, отмирая, до половины корней.

Кислота разрушает легкие людей, разъедает металлы, краски, разрушает несущие конструкции мостов, башен, антенн и даже узлы самолетов. Многие исторические памятники, существующие веками, находятся сейчас на грани гибели из-за кислотных дождей.

Крахмал

-что вы знаете о крахмале ?

— из чего добывают крахмал ?

Крахмал — это белый порошок. Его обычно используют, когда варят кисель. Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.

Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет на сине-фиолетовый.

-А хотели бы и вы проверить, в каких продуктах содержится крахмал?

Практическая работа в парах.

Учитель раздает на каждую парту тарелочки с разными телами(картофель, яблоко, хлеб, лимон.) Берет пипетку и раствор йода.

— С помощью разбавленной настойки йода определите, есть ли крахмал в выданных вам продуктах.

— Результаты исследования запишите и зарисуйте в рабочей тетради.

(Дети выполняют практическую работу и заполняют таблицу в рабочей тетради на с. 18.)

— Сделайте вывод, расскажите о полученных результатах.

Формулируют полные ответы

-Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом

Естественные тела (тела природы)

Камень, дерево, птица….

Искусственные тела (тела созданные руками человека)

Стол, стул, телефон…

Тела состоят из веществ. Кусок сахара – тело, а сам сахар – вещество.

-Твердые(сахар, алюминий), жидкие(вода) и газообразные(воздух).

— Из молекул и атомов.

Предполагают.

Заранее подготовленный ученик выступает с докладом.

Отгадывают загадки.

Формулируют полные ответы.

Рассказывают, что уже известно о соли.

-В природе поваренная соль встречается не только под землей. Много ее содержится в морской воде, а также в воде соленых озер. Есть она и в почве, и в телах живых организмов.

-Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она соленая на вкус. Поэтому ее используют для подсаливания пищи.

Рассказывают, что уже известно о сахаре.

Думают, предполагают.

-У нас сахар получают из сахарной свеклы.

-Да, сахарная свекла прорастает на территории Курской области.

-Сахар могли заменять медом, соком деревьев.

Думают, предполагают

-В лимоне — лимонная, в яблоке—яблочная, в листьях щавеля — щавелевая, в прокисшем молоке — молочная.

-Кислый вкус

-нет

-Кислоты едкие. Они разъедают кожу человека, ткани, древесину.

-Предполагают.

Рассказывают, что уже известно о крахмале

— Крахмал добывают из картофеля.

Да , хотели бы

Выполняют практическую работу в парах.

Записывают результаты исследования в рабочую тетрадь.

— В ходе практической работы мы проверяли содержится ли крахмал в картофеле, яблоке, лимоне и белом хлебе. Опыт показал , что только на лимоне капля йод не поменяла стой цвет , значит в лимоне нет крахмала.

Физ. минутка

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

— Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42.

— Какие еще сладкие вещества встречаются в природе? 

— Где в природе встречается глюкоза? 

Читают.

— В природе встречается глюкоза.

-Глюкоза встречается в различных частях растений. Особенно ее много в плодах винограда и в виноградном соке.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Выполнение заданий в рабочей тетради

1(с. 16),

— Прочитайте задание. Вам понятно задание?

-Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.

Читают. Находят в учебнике.

После выполнения задания проводится взаимопроверка.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

2 (с. 16).

— Прочитайте задание. Что в этом списке лишнее? Докажите. 

-Сегодня на уроке мы знакомились с разными веществами и их свойствами. Назовите их.

— Расскажите, что интересного вы узнали об этих веществах?

-Какое растение выращивают на территории Курской области для получения сахара ?

-Какой общий вывод можно сделать ?

-Итак, вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди часто сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалом и различными кислотами.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Читают

-Глюкоза — разновидность сахара

-Мы познакомились с сахаром, солью, кислотами и крахмалом.

Рассказывают

-На территории Курской области выращивают сахарную свеклу.

-Делают вывод по пройденной теме.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Что интересного было для вас на уроке?

-Чем он вам запомнился?

— У вас на партах лежат кружки. Поднимите зеленый, если вы были активны и у вас все получилось. Желтый , если вы были малоактивные. Красный, если вы были не активные и у вас ни чего не получилось.

— я вижу, что вы все были активны и у вас все получилось. Молодцы.

Домашнее задание

Учебник: прочитать текст на с. 41—45, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 45.

Формулируют полные ответы.

Обобщают изученное на уроке.

Сахарная свекла

Записывают задание на дом.

Подпись учителя_________________

Подпись руководителя практики________________

Отметка_______________

infourok.ru

«Разнообразие веществ» ( 3 класс)

Тема: Разнообразие веществ.

Цель: познакомить с веществами и их свойствами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты, анализировать, доказывать предположения, делать выводы.

Оборудование: карточки с заданиями; портрет М.В. Ломоносо­ва; раствор йода, пипетки, продукты (картофель, яблоко и т. д.) для практической работы; соль, сахар и крахмал.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

  1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает учащимся карточки с заданиями.)

1) Подчеркни красным карандашом твердые вещества, си­ним — жидкие, зеленым — газообразные.

Углекислый газ, соль, железо, медь, водород, серебро, молоко, вода. )) При меди примеры естественных, искусственных и небес-

  1. 1 Ч I 4* II

  1. Фронтальный ШфОГ

  • Что такое тело? Какие бывают тела? Приведите примеры.

  • Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры.

  • Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.)

(Учитель вывешивает на доску портрет М.В. Ломоносова.)

Поспушлйтс рлсскп ! о великом русском ученом М.В. Ло-

MOIUHOIU’

( t.ip.uirr подгш ошшшшй ученик выступает с докладом.)

Ш» Самоопределение к деятельности

Думал, что мел, потому что бел,

А в руки взял — он водой побежал. (Снег;)

Не лес, а шумит.

Не конь, а бежит. (Вода.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о веществах, научимся их описывать.

Наука, которая изучает вещества, называется химией. (Учитель записывает термин на доске.)

  1. Работа по теме урока 1. Беседа

Разнообразие веществ

Первое вещество, которое мы рассмотрим, — поваренная соль.

Поваренная соль — это одна из минеральных солей, встречаю­щихся в природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для растений.

Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она соленая на вкус. Поэтому ее используют для подсаливания пищи.

В природе поваренная соль встречается не только под землей. Много ее содержится в морской воде, а также в воде соленых озер. Есть она и в почве, и в телах живых организмов.

(Далее заслушивают сообщение одного из учеников о пова­ренной соли.)

Следующее вещество — сахар.

(Сладкий вкус.)

В Индии детишки сегодня, как и много лет назад, любят со­сать сахарный тростник. Его стебель на редкость сладкий и для лакомок все равно что наши леденцы.

В Индии чуть ли не каждая семья издавна сажает на своем клочке земли сладкий тростник. И на Кубе крестьяне сажают сладкий тростник. И в других жарких странах.

Придет время собирать урожай, крестьяне длинным ножом — мачете — срезают тростинку за тростинкой — и в котел. Выварят на огне — получаются белые сладкие кристаллики. Индийцы на­зывают их «саркар», а мы — похожим словом «сахар».

Правда, у нас сахар варят не из сахарного тростника, который в наших краях не растет, а из сахарной свеклы.

Не подумайте, будто это та самая свекла, о которой в загадке сказано: «Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло». Нет, это другая свекла: не красная, а белая и очень сладкая. Наши пра­прадедушки, бывало, нарежут ее дольками и с ней чай пьют. Как мы — с белыми кусочками сахара. А еще вместо сахара в те време­на ели мед, пили сладкий сок клена, липы. Даже делали из этих соков пастилу.

Продавали сахар не в лавке, а в аптеке, вместе со всякими редкостными снадобьями. Его и принимали только как лекар­ство: очень дорого стоил. Чтобы было много тростникового са­хара, надо много тростника. Недаром же наши друзья-кубинцы высаживают у себя на острове целые тростниковые рощи. Ну а чтобы было много свекольного сахара, надо много сахарной свеклы.

Спросят у вас в шутку: «Где растет сахар?» — смело отвечайте: «В поле!» Ведь сахарная свекла в поле растет. Комбайн ее из земли выбирает, кучками складывает. Приедет грузовик, отвезет свеклу на сахарный завод. Там-то из нее и сварят сахар.

Без сахара у нас и дня не проходит — и чай с ним пьем, и кофе. Да и конфеты, и мороженое, и печенье без сахара не сделать!

  • Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42.

  • Какие еще сладкие вещества встречаются в природе? (Глю­коза.)

  • Где в природе встречается глюкоза? (В различных частях ра­стений. Особенно ее много в плодах винограда и в виноградном соке.)

Крахмал

Крахмал — это белый порошок. Его обычно используют, ко­гда варят кисель. Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах ра­стительного происхождения.

Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет на сине-фиолетовый.

  1. Практическая работа

(V’linriii. дппп К1пкч> н*1 группы но четыре человека. Каждая нолу’мгI k;i.mw пиЬудь голо (картофель, яблоко, хлеб, рисовая н.итц груша), пипетку и раствор йода. Продукты учитель берет I к) своему усмотрению.)

  • С помощью разбавленной настойки йода определите, есть ли крахмал в выданных вам продуктах.

  • Результаты исследования запишите и зарисуйте в рабочей тетради.

(Дети выполняют практическую работу и заполняют таблицу в рабочей тетради на с. 18.)

  1. Работа по учебнику

  • Прочитайте в учебнике текст на с. 43—44.

  • Как называется большая группа веществ, встречающихся на кухне? (Кислоты.)

  • В каких продуктах какие содержатся кислоты? (В лимоне — лимонная, в яблоке — яблочная, в листьях щавеля — щавелевая, в прокисшем молоке — молочная.)

  • Назовите главное свойство кислот. (Кислый вкус.)

  • Какие кислоты вы знаете?

  • Любую ли кислоту можно пробовать на вкус? (Нет.)

  • Почему этого нельзя делать? (Кислоты едкие. Они разъедают кожу человека, ткани, древесину.)

  • Как образуются кислотные дожди? (Ответы учеников.) Основная причина возникновения кислотных дождей — это

загрязнение воздуха различными вредными газами, и одним из их источников является автомобиль. Выделяющиеся при сгорании топлива химические вещества на большой высоте во влажном воздухе превращаются в кислоты. Эти опасные ве­щества, которые находятся в облаках и тучах, переносятся ветром на тысячи километров и выпадают в виде кислотных дождей. Огромный вред приносят они лесам, паркам, садам. В разгар лета у растений вдруг желтеют и опадают листья. Побеги становят­ся хрупкими, словно стекло, ломаются, отмирая, до половины корней.

Кислота разрушает легкие людей, разъедает металлы, краски, разрушает несущие конструкции мостов, башен, антенн и даже узлы самолетов. Многие исторические памятники, существую­щие веками, находятся сейчас на грани гибели из-за кислотных дождей.

  1. Физкультминутка

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы потопаем ногами:

Топ-топ-топ.

Мы руки опускаем:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведем И побежим кругом.

  1. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради Ml (с. 16).

  • Прочитайте задание. Найдите в учебнике часть текста о по­варенной соли.

  • Назовите главное свойство соли. (Соленая на вкус.)

  • Где встречается соль? (В природе, под землей, в виде камня.)

  • Где содержится поваренная соль? {В морской, озерной воде, в почве, в телах живых организмов.)

  • Запишите эти сведения в таблицу.

  • Используя текст учебника, аналогично запишите сведения о сахаре и кислоте.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

2 (с. 16).

3(с.17).

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

  1. Рефлексия

  1. Работа в группах

  • Прочитайте первое задание в учебнике на с. 44. Составьте описание вещества в виде загадки и загадайте ее классу.

  • Прочитайте второе задание на с. 44. Выполните его.

Как только не ругают крапиву, которая виновата лишь в том, что умеет себя защищать! А ведь крапива и вкусная, и полезная. Ее бы с удовольствием съели и коровы, и козы, и овцы, и сви­ньи. Да только поди-ка тронь ее. Зато, если крапиву измельчить да ошпарить кипятком, корм для скота получится такой, что, как шпорптш, i;i уши пс оттащишь. Попала крапива и на стол. Весной и * милидой крапины нарит отличные щи. Ведь крапива появляется 1К11п,иц% чем щавель на лугах, раньше огородной зелени.

А еще в старину из волокон крапивных стеблей делали проч­ные нитки, а из ниток ткали холст.

Чем жалится-жжется крапива? Ведь острых шипов-колючек у нее вроде бы и нет. Есть, только они такие маленькие, что еле видны. Крапива покрыта колючими волосками. В каждом волоске спрятана крошечная закупоренная «бутылочка» со жгучей кис­лотой. Горлышко бутылочки такое острое, что сразу впивается в кожу и ломается, а изнутри выливается та самая «жгучка», из-за которой на руках и ногах ребят появляются волдыри, а на гла­зах—слезы.

  1. Игра «Определи на ощупь»

(Учитель проводит игру.)

  • Можно ли сделать то же самое, пробуя вещество на вкус? (Неизвестное вещество не следует пробовать на вкус, так как оно может оказаться ядовитым.)

Итак, вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди часто сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахма­лом и различными кислотами.

  1. Подведение итогов урока

  • С какими веществами мы сталкиваемся каждый день?

  • Назовите главные свойства сахара, поваренной соли, крах­мала, кислоты.

  • Что новое вы узнали на уроке?

Домашнее задание

Учебник: прочитать текст на с. 41—45, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 45.

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие веществ» (3 класс)

Урок : Окружающий мир 3 класс. Учитель 1 категории Атурова В.А.

Тема: РАЗНООБРАЗИЕ ВЕЩЕСТВ.

1.Орг. момент.

-У нас сегодня необычный урок, т.к. к нам пришли гости. Повернитесь к гостям и поздоровайтесь. — А какой сейчас урок? А почему он так называется?

2. Повторение пройденного материала.

-Вспомните значения терминов из вашего словарика, отмечайте их карандашом и отгадайте кроссворд. Итак, 1-первая ступенька познания? (Слайд №1-восприятие.) 2-крошечные организмы? ( Слайд №2 – бактерии.)3-совокупность людей, объединённых исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности? ( Слайд №3 –общество).4-группа живущих вместе близких родственников? (Слайд №4-семья ) .5-как называются огромные группы, на которые делят всё живое? ( Слайд№5 царства.). 6-как называется любой предмет, любое живое существо? ( Слайд №6-тело.). 7-участок земли, где вся природа находится под строгой охраной? ( Слайд№7-заповедник.). 8-население государства, жители страны? ( Слайд№8-народ.) – Какое слово получилось в выделенной строчке кроссворда? Читаем хором: ВЕЩЕСТВА.

3. Проверка домашнего задания.

-Что такое вещества? – Какие вещества бывают? – Из чего состоят вещества? – Что вы можете рассказать о частицах? – Ребята, посмотрите, как вы сидите? – Вот сейчас вы будете тоже работать необычно: в группах. — Знакома вам работа в группе? – А что значит работать в группе? –Вот сейчас вы будете выполнять следующее задание: 1 группа- твёрдые вещества,2 группа- жидкие, 3 группа- газообразные. ( На работу даётся не более 5 минут. Выступают представители от групп, повесить листочки на экран.) У остальных ребят есть вопросы к группе? Поблагодарите свою группу за работу.

. 4 Физ. минутка. – Как живёшь? ( Вот так!)

— Как идёшь? ( Вот так!)

— Как бежишь? (Вот так!)

— Ночью спишь? ( Вот так!)

— Как берёшь? ( Вот так!)

— А даёшь? ( Вот так!)

— Как шалишь? ( Вот так!)

— А грозишь? (Вот так!)

5. Объяснение нового материала.

— Мы сегодня уже много работали.-О чём мы говорили? – Что мы называли?- Об одинаковых веществах мы говорили?- Как вы думаете о чём мы дальше будем говорить? – Как же мы назовём тему нашего урока? ( Слайд № 9 ). – А кто знает, какая наука изучает вещества? ( Слайд №10). –Пожалуйста, на стр.39 учебника прочитайте, то, что говорится о химии. – Кто скажет, что прочитали? – Что узнали о химии? – Ребята, а где в повседневной жизни, в быту, мы часто встречаемся с разными веществами? – Давайте постараемся назвать те вещества, которые встречаются на кухне? – А помогут нам в этом загадки: 1.Меня не едят и без меня мало едят? ( Соль.). 2. А теперь послушайте логическую задачку и ответьте на вопрос: какое свойство соли описано в задачке? ( Задачка про осликов.)-Давайте о соли прочитаем в учебнике на стр.39. – Что нового узнали о соли?- А вот ещё одно распространённое вещество на нашей кухне? Я бел,как снег, в чести у всех, в рот попал там и пропал.( Слайд №11-сахар.) – С чем можно спутать сахар, с каким веществом? –С чем же сахар отличается от соли? – Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр.40.- Что нового узнали о сахаре?- А вот ещё одно вещество очень похожее по цвету на соль и сахар?- Что это?(Слайд №12 крахмал. Раздать пакетики с крахмалом.) – Что это за вещество? Давайте о нём прочитаем в учебнике на стр.41. – Что нового узнали о крахмале? ( Три стакана: -как же мне узнать: в каком из них крахмал?-А вам самим хотелось бы определить наличие крахмала в продуктах? – Хорошо, тогда вы опять будете работать в группе.( Покажите, что вы команда.) – Итак, каждой группе задание: с помощью разбавленной настойки йода определить содержание крахмала в продуктах:1 группа-хлеб,2 группа-рисовая каша, 3 группа-картофель. Ребята, что надо знать работая с веществами? –Можно ли их пробовать на вкус? –С каким продуктом работала ваша группа? ( Отмечаю на доске.) –Есть крахмал? – Как определили? – Похлопайте себе за работу! Понравилось вам определять крахмал в продуктах?

6. Домашнее задание.

Стр.41 читать, Т.з стр.18 заполнить таблицу.

7. Итог урока.

— Чему учились на уроке? – Вы сегодня много работали и в группах и каждый сам за себя, итак, посчитайте перед собой жетоны. – У кого 5 и более? Поднимите руки. Вам за урок 5! Молодцы! Похлопайте себе за работу! Все сегодня старались, работали дружно, хорошо. – Всем спасибо за урок! ( Слайд № 12.).

infourok.ru

План-конспект урока по предмету окружающий мир тема «Разнообразие веществ»

План-конспект урока по предмету окружающий мир

тема «Разнообразие веществ»

Класс: 3 класс

УМК: «Школа России»

Предмет: Окружающий мир

Тема: Разнообразие веществ.

Тип урока: ознакомление с новыми знаниями (исследовательская работа)

Планируемые результаты (формирование УУД):

Предметные: учащиеся научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты, анализировать, доказывать предположения, делать выводы.

Метапредметные:

Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности, формирование адекватной, позитивной самооценки и самоприятия.

Регулятивные: формировать умение выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу или правилу, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено учащимися и того, что еще неизвестно.

Познавательные: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать, моделировать, сформировать представление о деятельности исследователя; развивать умение использовать информацию.

Коммуникативные: развитие речи, умения работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Оборудование: Вещества для исследования: вода, соль, сахар, крахмал, лимонная кислота, сода пищевая, раствор йода, свежая картошка, кусочки банана, яблоко, хлеба, лимон, уксус, яблочный сок. Защитные перчатки, лакмусовая бумага, пипетка, спиртовка, компьютер.

Ход урока

1 этап.

Организационный момент (1-2 мин.)

Давайте встанем прямо и улыбнемся друг другу.

Будем мы сейчас трудиться,

Отвечать и не лениться.

Начнем наш урок.

 Дети улыбаются друг другу, настраиваются на работу.

Оборудование, необходимое для опытов подготовлено заранее

2 этап.

Мотивационный этап

(самоопределение к деятельности)

(1-2 минуты)

Сегодня вместе с вами проведём урок – исследование. Исследовать – это значит наблюдать для выявления и изучения чего-то нового. Мы все исследователи. Чтобы исследование прошло результативно, вам понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать, рассуждать, активно работать, использовать знания предыдущих уроков, помогать друг другу.

Высказывают предположения о том, что пригодиться для успешной работы на уроке.

3 этап.

Актуализация и пробное учебное действие.(1-2 мин.)

Деятельность

учителя

Вспомним прошлый урок. Мы изучали тела.

Фронтальный опрос:

Какие бывают тела?

Из чего состоят тела?

Какие бывают вещества?

Приведите примеры

естественные искусственные

состоят из веществ

твёрдые жидкие газообразные

Вода, сахар, соль…

Помощь ученикам при включении в работу;

организация живого диалога.

4 этап.

Работа по теме урока. Исследование. (25 минут)

Физминутка

— Мы продолжаем разговор о разнообразии веществ.

— перед вами разные вещества.

— какие?

— сегодня на уроке мы познакомимся с этими веществами и попробуем определить из чего они состоят?

— первое вещество! Загадка. Маленький домик

С дырявой крышей,

Под крышей амбар,

В амбаре – снег;

Кто дом наклонит, тот снег просыпает. ( соль)

— прочитайте про соль в учебнике с. 41.

Вещество № 2. Загадка. Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал – там и пропал.

— прочитайте про сахар в учебнике на с. 42. Про крахмал дети читают в учебнике с. 42

Учитель рассказывает о кислотах и щелочи

Разделимся на 3 группы.

Перечисляют вещества, которые могут назвать из тех, что выставлены на столе учителя.

Дети формулируют тему и цель.

Отгадывают загадку.

Отгадывают загадку.

Рассматривают, проводят опыты, делают выводы, заполняют индивидуальную исследовательскую карту. Приложения №1, № 2 и № 3 (см. ниже)

Проводят дежурные

Учащиеся делятся н 3 группы ( по рядам)

1ая – исследует сахар и и соль, 2-ая – крахмал, 3-ая – кислоты и щелочи. 3-ая группа проводит опыты под руководством учителя, соблюдая все требования безопасности.

В каждой группе выбирается Капитан (следит за слаженностью работы), ответственный за проведения опытов (следит за материалами и инструментами), ответственный за презентацию (вносит данные в компьютер)

5 этап.

Самостоятельная работа (7-10 мин.)

Создать презентацию.

Каждая группа по результатам исследований оформляет один слайд презентации (каждый слад – это приложение(только таблиц а) – исследовательская карта, куда нужно вписать результаты опытов) в https://docs.google.com/presentation/u/0/

С сетевым доступом, чтобы работа над презентацией происходила одновременно) Как выглядит презентация см. во втором файле-вложении в письме сообщении.

Создают презентацию

Учитель помогает в создании презентации

В результате самостоятельной работы создается презентация из трех слайдов. Каждая группа комментирует свой слайд и, соответственно, результаты исследований.

6 этап.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) (4-5 мин.)

— фиксация нового знания;

— оценка собственной деятельности на уроке

Наши исследования подошли к концу

Как работали?

Что узнали?

Как вы думаете пригодятся ли нам эти знания?

Урок окончен.

Учащиеся отвечают на вопросы, обсуждают выполнения практической работы.

Приложение №1

СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВ

Имя___________________

Дата

Свойства

Сахар

Соль

1

Прозрачность?

2

Цвет? Какой?

3

Растворимость в воде?

4

Запах?

5

Вкус?

6

Что происходит при охлаждении?

7

Что происходит при нагревании?

Приложение №2

СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВ

Имя___________________

Дата

Свойства

Крахмал

1

Цвет? Какой?

2

Запах?

3

Вкус?

3

Растворяется в воде?

Наличие крахмала в

1

Банан?

2

Хлеб?

3

Яблоко?

4

Картошка?

5

Стакан с разведенным крахмалом?

Разрезаем картофель на две части и капаем на него разведенный йод – картошка синеет. Затем капаем несколько капель йода в стакан с разведенным крахмалом. Жидкость тоже синеет.

Капаем с помощью пипетки растворенный в воде йод на яблоко, банан, хлеб, по очереди.

Наблюдаем:

Яблоко — не посинело вообще. Банан – слегка посинел. Хлеб – посинел очень сильно. Эта часть опыта показывает наличие крахмала в различных продуктах.

Обсуждение: Крахмал, вступая в реакцию с йодом, дает синюю окраску. Это свойство дает нам возможность выявить наличие крахмала в различных продуктах. Таким образом, йод является как бы индикатором или анализатором содержания крахмала.

Как известно, крахмал может преобразовываться в сахар, если взять неспелое яблоко и капнуть йода, то оно посинеет, так как яблоко еще не созрело. Как только яблоко созреет весь содержащийся крахмал перейдет в сахар и яблоко при обработке йодом не синеет вообще.

Следующий опыт будет полезен ребятам, которые уже начали изучение химии в школе. Оно знакомит с такими понятиями, как химическая реакция, реакция соединения и качественная реакция.

Приложение № 3

Кислоты и

щёлочи

Дата

Фамилии

Предмет (продукт)

Предполо-жение

Резуль-тат

Вывод

1

Лимон

2

Уксус

3

Вода

4

Яблочный сок

5

Банан

Сравнение кислоты и щелочи

В чем разница между кислотой и щелочью? Щелочи и кислоты – антиподы. Кислоты создают кислую среду, а щелочи – щелочную. Они вступают в реакцию нейтрализации, в результате которой образуется вода, а среда из кислой и щелочной преобразуется в нейтральную.

В домашних условиях кислоту и щелочь распознают, прибегая к простому опыту. К пищевой соде приливают жидкости и наблюдают за реакцией. Если реакция сопровождается бурным выделением пузырьков газа, значит, в склянке находится кислота. Щелочь же с содой, которая по своей природе та же щелочь, не вступает в реакцию.

Отличие кислоты и щелочи

Кислоты и щелочи неспособны мирно сосуществовать даже одну секунду, находясь в соприкосновении. Перемешавшись, они мгновенно начинают бурное взаимодействие. Химическая реакция с ними сопровождается шипением и разогревом и длится до тех пор, пока эти ярые антагонисты не уничтожат друг друга.

Кислотам свойственно образовывать кислую среду, а щелочам – щелочную.

Химики отличают щелочь от кислоты по ее поведению с лакмусовой бумажкой или фенолфталеином.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.