Старинный календарь 3 класс окружающий мир доклад: Презентация по окружающему миру на тему: Старинный календарь 3 класс
Календарь и астрономия
Лель Белопухов
«Квант» №2, 2020
В течение более шестидесяти лет судьбоносное для России событие отмечалось каждый год 7 ноября, хотя само событие носит имя не ноябрьской, а октябрьской революции. Всем известно формальное объяснение этого расхождения — разница в 13 дней между «старым» и «новым» стилями, точнее между юлианским и григорианским календарями.
Любители истории знают, что юлианский календарь назван так в честь древнеримского государственного и политического деятеля, диктатора и великого понтифика (жреца) Юлия Цезаря, а григорианский — в честь Папы Римского Григория XIII. Но на вопрос, а зачем в 1582 году понадобилось изменить календарь, применявшийся свыше полутора тысяч лет, редко можно получить вразумительный ответ. Автор (преподаватель физики в инженерном вузе) неоднократно задавал этот вопрос студентам при знакомстве с азами кинематики вращательного движения. За последние 10 лет более или менее приемлемый ответ могли дать в среднем один-два студента из ста.
Причина ясна — исключение около 20 лет назад из школьного образования курса астрономии и замена его элементарными астрономическими сведениями в младших классах в предмете «Окружающий мир». Сейчас положение как будто начинает исправляться — вот уже третий год в одиннадцатом классе один урок физики заменен астрономией. Но это — капля в море.
Данная статья — попытка заинтересовать астрономией читателей «Кванта», попытка, основанная на знакомстве с проблемой календаря.
Необходимость календаря
Календарь необходим для фиксации периодических изменений в окружающем мире. «Чувство календаря» всегда было присуще человеку, да и всему живому в природе. Прежде всего, это связано с чередованием времен года как перехода погоды от более холодной к более теплой и обратно. Оформление этого чувства в определенные понятия и слова было, по-видимому, связано с переходом человечества от собирательства и охоты, как средств добычи пищи, к земледелию и скотоводству. Необходимые для этого укрупнения племен и переход к оседлой жизни привели к бурному развитию языкового общения.
В речи появились названия для обозначения времен года и других периодических явлений в природе. Самым коротким периодом были, конечно, сутки — смена дня и ночи. А самым длинным был год — период полного цикла смены времен года. Оба эти цикла связаны с Солнцем, как источником тепла и света, поэтому оно у всех племен стало богом, без которого жизнь была бы невозможна.
Но для промежуточных циклов — самих времен года (по-нашему — кварталов) и их долей (месяцев) природа дала еще один цикл — смену фаз Луны. Сегодня мы их называем новолунием, первой четвертью, полнолунием и последней четвертью. В фазах-четвертях мы видим половину лунного диска, освещенного Солнцем. В неполных фазах Луна нам видится в виде криволинейного кругового сегмента, похожего не серп.
У многих народов для периода полной смены лунных фаз появилось слово «месяц», которое заодно означало и название самой Луны. Месяц для календаря стал удобнее, чем квартал (время года). Например, в весне можно выделить время дождей, время сева и время первой прополки, а в летнем периоде — время сенокоса, время жатвы и время созревания фруктов. Месяц удобно разделить на четыре части (совпадающие с лунными фазами), в каждой из которых по 7 суток. Вот где таится привычный нам счет дней по неделям! Такой стихийный недельно-лунный календарь принято называть просто лунным.
Но когда возникло умение считать до сотни, а потом и до тысячи, этот грубый календарь стал уточняться. Прежде всего это относилось к соотношению длительностей года и месяцев. Среди людей стали выделяться те, кто вел счет дням, месяцам и годам. Еще двести лет назад на земле уже можно было найти народы, у которых календарь велся по зарубкам на дереве или по насечкам на мягком камне (точь-в-точь, как это делал Робинзон на своем необитаемом острове). Возможно, что именно такие люди были жрецами и наряду со счетом времени организовывали всю духовную жизнь, предсказывали события, создавали традиции и обычаи и руководили всей хозяйственной деятельностью своего племени.
Древние астрономические достижения
Жрецы первыми обратили внимание на неточность отношения солнечного и лунного периодов. Казалось бы, по простому счету, в году должно было быть ровно 12 лунных месяцев — 4 сезона по 3 месяца каждый. Но оказалось, что это число очень приблизительно. Лунных месяцев в году не 12, а на одну треть месяца больше — 12,36.Это означает, что за 3 года «набегает» целый лунный месяц, а за 9 лет будет происходить сдвиг календаря на целый сезон. С этим надо было что-то делать.
Прежде всего жрецы монополизировали календарный подсчет дней и завели обычай объявлять народу о наступлении того или иного сезона и начале очередных сельскохозяйственных и иных работ. Но «для себя» им необходимо было разобраться с этим вопросом и создать правильный календарь, сохраняя его в тайне.
Выяснилось, что и отношение периода лунного цикла смены фаз к суткам является не целым числом, а равно примерно 29,5, следовательно, и длительность каждой фазы не составляет ровно 7 суток.
Вот эти нецелые отношения природных периодических процессов и есть главная причина того, что на нашей планете действовало не меньше десятка разных календарей, в которых главной задачей было согласование 12 лунных месяцев с годичным солнечным циклом. Такие календари получили название лунно-солнечных и солнечных. Но для них нужно было достаточно точно знать солнечный и лунный периоды в сутках.
Прежде всего следовало определиться с моментом начала отсчета годичного солнечного периода. Ведь никакой «службы времени» не существовало. И не было другого пути, кроме выбора определенного положения Солнца на небе, например наивысшего положения Солнца во время самого длинного дня (летнего солнцестояния). А как фиксировать положение Солнца на небе? Сегодня это не представляет труда. Подобно тому как на поверхности Земли в качестве координат используются два угла на сферической поверхности (широта и долгота), на внутренней поверхности сферы звездного неба тоже можно применять угловые сферические координаты. Для этого существуют специальные измерительные приборы. Но такие приборы еще только предстояло создать — самые древние из них были изобретены в Вавилоне и Древней Греции в пятом-четвертом веках до нашей эры. А календари уже существовали.
Аналогом угловых координат у древних звездочетов стали созвездия. Еще в глубокой древности было замечено, что ночное небо можно условно разделить на участки, в каждом из которых расположена группа звезд, образующая схематический рисунок. Этим группам (созвездиям) стали присваивать различные названия, большая часть которых была именами богов и мифологических героев, а также животных. Названия созвездий и были первыми координатами на небесной сфере. Древние греки различали 88 таких «координат».
На протяжении жизни нескольких поколений звездный рисунок выглядел неизменным — звезды казались как бы прикрепленными к небесной сфере, которая как целое вращалась вокруг земного наблюдателя, описывая полный круг за сутки. Если набраться терпения и безлунной ночью неподвижно сидеть, глядя на небо, то нетрудно определить, что за пару часов небесная сфера со звездами поворачивается на угол примерно 30°. Эту завораживающую панораму чудесно выразил наш великий поэт:
Морозна ночь, все небо ясно,
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно.
Конечно, мы знаем, что на самом деле «дивный хор» никуда не течет. Не звездная сфера вращается вокруг неподвижной Земли, а, наоборот, Земля вращается вокруг своей оси. Но тысячи лет почти все люди, глядя на небо, думали по-другому. Инакомыслящих были единицы, их заставляли молчать. Первым, кто выдвинул гелиоцентрическую систему мира и сделал ее обоснование, был выдающийся греческий математик, астроном и философ Аристарх Самосский (третий век до нашей эры). Но на него обрушились проклятия жрецов. Понадобилось почти две тысячи лет, чтобы трудами Коперника, Кеплера, Галилея и многих других астрономов геоцентрическая система уступила гелиоцентрической. Да и то не сразу. Знаменитое «а все-таки она вертится!» великий Галилей скорее всего произнес мысленно, покидая суд инквизиции с обещанием вслух так больше не говорить.
Вот почему изначально все календари исходили из геоцентрической системы мира, в которой Земля неподвижна. Да и сегодня она хороша не только как поэтический образ. Геоцентрическая система удобна для создания календарей. Именно на ней построена сферическая астрономия, которая вводит некую воображаемую сферу на огромном расстоянии от Земли, много большем, чем расстояние от Земли до Солнца. Действительно, даже ближайшая к Солнцу звезда находится от нас на расстоянии в 270 000 раз большем.
Движение Солнца в геоцентрической системе
Движение Солнца по небесной сфере в геоцентрической системе имеет непростой характер. Наблюдаются два периодических цикла движения и изменения угловых координат. Один цикл — суточный, в котором можно фиксировать максимальную высоту поднятия Солнца над горизонтом (или минимальную длину тени от вертикального столба). А другой цикл — годичный, в котором эта максимальная высота (кульминационное положение Солнца) в течение года перемещается от некоторого минимума до максимума и обратно. Если, например, на широте Москвы 22 декабря кульминация Солнца составляет угол 16,5° с плоскостью небесного экватора, то 21 марта и 22 сентября этот угол равен 40°, а 22 июня — 63,5°.
Окружность, проведенная на небесной сфере через эти точки, носит название «эклиптики» (от древнегреческого ἔκλειψις — ‘затмение’). Естественно, что время полного перемещения Солнца по эклиптике составляет год, а месячное угловое перемещение равно 30°. Оказывается, что перпендикулярная кругу эклиптики ее ось не совпадает с осью вращения Земли или, что то же самое, ось вращения Земли не перпендикулярна плоскости ее солнечной орбиты, а составляет с ней угол 23,5°. Этот угол и является причиной смены времен года. Простое следствие — на широте 23,5° в высшей кульминационной точке (в полдень 22 июня) Солнце находится прямо над головой. Напомним, что этот факт во втором веке до нашей эры был использован математиком и астрономом античности Эратосфеном для определения размера Земли.
Из наклона земной оси вытекает еще один факт. В моменты максимальной солнечной кульминации на Земле — самый длинный день, а в моменты минимальной кульминации — самый короткий. Совершенно очевидно, что существуют такие промежуточные кульминации, для которых время дня равно времени ночи. Соответствующие дни весной — 20(21) марта, осенью — 22(23) сентября. Эти дни получили название дней равноденствия (точнее было бы слово «равноночеденствие»).
А дни максимальной и минимальной кульминации назвали днями солнцестояния (летнего и зимнего). Почему они так называются? Дело в том, что скорость изменения склонения Солнца (или, другими словами, угловая скорость воображаемой линии от Земли к Солнцу) в дни равноденствий значительно больше, чем в дни солнцестояний. За 5 суток до или после равноденствия максимальное склонение Солнца изменяется на 4 градуса, что хорошо заметно на небе. А за те же 5 суток от момента солнцестояния склонение изменяется всего лишь на 2 угловые минуты. Это и создает впечатление некоторого «стояния» Солнца летом и зимой в моменты его кульминации. Убедиться в этом легко, обратив внимание на то, что длительность светового дня с точностью до одной минуты одна и та же в течение нескольких дней в районе летнего солнцестояния, а во время равноденствий день равен ночи (с точностью до минуты) не больше двух суток.
Возникновение астрологии
Уже отмечалось, что «координатами» положения Солнца на небесной сфере в моменты его максимального подъема в древности служили созвездия. И оказалось, что на каждый месячный сдвиг положения Солнца на эклиптике (30°) приходится одно созвездие. Из 12 этих созвездий 7 имели названия животных (Овен, Телец, Рак, Лев, Скорпион, Козерог и Рыбы). Поэтому вся эклиптика получила в античной древности название круга Зодиака (от древнегреческого ζῷον — ‘животное’), а каждое из 12 созвездий стало знаком Зодиака.
Еще в глубокой древности «наблюдатели неба» заметили, что на ночном небе некоторые объекты ведут себя не так, как все многочисленные остальные светила, остающиеся на своих местах. Эти объекты перемещались, месяц от месяца попадая в разные созвездия, причем перемещения эти были очень непростыми, иногда даже с возвратным движением. Все они получили имена богов, мы знаем их в латинском звучании — Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. В божественности Луны и Солнца, тоже перемещавшихся по небу, с древнейших времен сомнений не было.
Факт перемещения Солнца по кругу Зодиака в сочетании с изменяющимся положением планет на звездной сфере легли в основу астрологии (от греческих ἄστρον — ‘звезда’ и λόγος — ‘мысль’, ‘слово’). Астрологи постулировали, что на судьбу людей, начиная с момента рождения, влияют положения Солнца и планет на небесной сфере. А эти положения можно предсказывать. Появились астрологические прогнозы.
Может возникнуть вопрос: как же древние астрологи определяли зодиакальные созвездия, в которых находилось Солнце в момент его суточной кульминации? Ведь днем звезд не видно, особенно вблизи Солнца. Но оказывается, что днем со дна глубокого и узкого колодца прекрасно видны звезды и созвездия. Нужно только было иметь такие колодцы, прорытые под разными углами к земной поверхности. А когда были изобретены первые угловые измерительные инструменты, колодцы стали ненужными. Ночью можно было определить то созвездие, которое находилось на небе под углом, измеренным днем для положения Солнца в момент его наивысшего подъема.
Сначала эти измерения проводились во время летнего солнцестояния (максимальный угол подъема Солнца и минимальная скорость его перемещения по эклиптике), что и определяло начальное положение Солнца на зодиакальном круге. Но усовершенствование измерительных инструментов греческими астрологами (их в Греции стали чаще называть астрономами) позволило проводить точные измерения и в дни весеннего равноденствия. Это произошло свыше 2000 лет назад, когда Солнце наблюдалось в созвездии Овена, и было сделано во втором веке до нашей эры греческим астрономом, математиком и механиком Гиппархом. И именно тогда был создан тот астрологический канон, которым пользуются и современные астрологи.
Но затем Гиппарх на основе своих точных измерений пришел к неожиданному выводу, что на небесной сфере точка кульминации Солнца в день весеннего равноденствия медленно перемещается вдоль эклиптики. Скорость этого перемещения невелика. На один градус дуги эта точка перемещается за 72 года. Но за 1000 лет астрологических измерений до Гиппарха перемещение составило уже 14 градусов. А за 26 000 лет оно составит на небесной сфере уже полный круг в 360°. Гиппарх назвал это явление предварением равноденствий (позднее появилось латинское слово precessia, в буквальном переводе — ‘предшествование’).
Ошибки астрологов и их гороскопов
Открытие Гиппархом предварения равноденствий означает, что даты равноденствий и, соответственно, положение Солнца на эклиптике относительно созвездий тоже должны изменяться — примерно на одно созвездие за 2000 лет. При этом должна меняться и длительность пребывания Солнца на «участке» того или иного созвездия. Во время Гиппарха эта длительность колебалась в пределах 28–30 дней, что и зафиксировано в астрологическом каноне, которым пользуются до сих пор. Но в наше время это совершенно другая длительность, она сейчас колеблется в пределах от 8 до 44 дней.
Мало того, на современной картине звездного неба солнечная эклиптика пересекает уже не 12, а 13 созвездий. В число знаков Зодиака теперь входит и созвездие Змееносца (с 30 ноября по 18 декабря). И даты рождения современных людей соответствуют совсем другим (соседним) знакам Зодиака.
Из этих неопровержимых астрономических данных следует, что все астрологические прогнозы (гороскопы) о судьбах людей, определяемые по старинному, двухтысячелетней давности, канону, сейчас бессмысленны, а если и бывают совпадения, то они чисто вероятностные. Но ведь известно, что выдающиеся астрономы эпохи Возрождения и Нового времени тоже составляли астрологические прогнозы. И это было для них единственным источником средств для жизни, а главное, для приобретения необходимых приборов и инструментов. Властные и богатые люди щедро платили за гороскопы, особенно если они сбывались. Например, предшественнику Кеплера датскому астроному Тихо Браге король Дании Фридрих II подарил целый остров и построил для него замок Ураниенбург, оснащенный самыми лучшими приборами для изучения неба (Урания — муза астрономии). Иоганну Кеплеру приписывают такие слова: «Астрология — дочь астрономии. Естественно, что дочь должна кормить мать, которая без нее умерла бы с голоду». Но множество астрологов ничего не сделали полезного в астрономии, а попросту занимались прибыльным делом.
Причина предварения равноденствий
Гиппарх догадывался, что открытое им явление предварения равноденствий связано с вращением Земли вокруг своей оси, в чем он был уверен, как и его предшественник Аристарх Самосский. Какова же связь вращения Земли с этим явлением, которое в римское время стали называть прецессией?
Заметим, что XVIII веке ученые назвали этим словом другое явление, характеризующее вращение массивных тел, имеющих в данной системе отсчета одну неподвижную точку, — гироскопов (волчков). Это явление знакомо каждому с детства. При наклоне игрушечного волчка (юлы) ось вращения начинает описывать коническую поверхность. Это придает устойчивость положению волчка, потому что среднее положение вектора оси остается вертикальным. Вращательное движение оси волчка есть следствие закона динамики вращательного движения твердого тела. На обычный волчок действует момент силы тяжести, приложенной к центру масс волчка. Вектор этого момента все время остается перпендикулярным оси вращения, что и вызывает поворот этой оси. А постоянный поворот оси и означает ее вращение (прецессию). Угловая скорость прецессии всегда значительно меньше угловой скорости самого волчка.
Астрономы применили законы прецессии гироскопа к вращающейся Земле. Для земного шара вращающим моментом может быть только суммарный момент сил тяготения между Землей и массивными телами солнечной системы — самим Солнцем, Луной и планетами Солнечной системы. Если бы Земля имела форму идеального однородного шара, то момент этих сил был бы равен нулю, потому что все эти силы можно было бы считать приложенными к ее центру. Но Земля не шар и не абсолютно твердое идеально однородное тело. Вращение Земли приводит к сплюснутости у полюсов, ее экваториальный радиус на 20 километров больше полярного. Эта причина и неоднородность земного вещества приводят к неравенству нулю суммарного момента сил тяготения со стороны объектов Солнечной системы. Он и вызывает прецессию земной оси. Так называемые «полюсы мира», проекции земной оси на небесную сферу, перемещаются по ней, описывая окружности с угловым раствором дважды по 23,5° . В гелиоцентрической системе, где неподвижно Солнце, это соответствует углу между осью вращения Земли и плоскостью земной орбиты. Выше уже отмечалось, что это и есть причина смены времен года.
Ось вращения медленно, но верно поворачивается, угловая скорость этого поворота соответствует периоду вращения 26 000 лет. И времена года должны так же медленно перемещаться по годичному календарю — примерно на месяц за каждые 2200 лет. И соответственно этому для каждой местности на Земле (ее географической широты) будет меняться кульминационная суточная высота Солнца над горизонтом и среднегодичное значение этой высоты, т.е. будет меняться климат. Возможно, что это и есть причина периодического появления и исчезновения так называемых малых ледниковых периодов в умеренных широтах (другая возможная причина — долгопериодные изменения солнечной активности).
Совершенно очевидно, что прецессия земной оси должна находить какое-то отражение в календарных системах, прежде всего в таких, которые связаны со звездным небом, например в астрологическом календаре. В других календарях она вносит небольшую поправку и никогда не учитывалась вплоть до современного, григорианского календаря. В этом календаре используется так называемый истинный или тропический год, длительность которого определяется как промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра диска Солнца через точку весеннего равноденствия. Тем самым, влияние прецессии земной оси при этом уже учтено автоматически. И проблемой разработки солнечных календарей становится согласование длительности тропического года с длительностью суток. Длительность тропического года в современную эпоху составляет 365,2422 суток. И эта «добавка» 0,2422 должна быть близкой к некоторому рациональному числу — отношению целых чисел.
В статье В. Г. Сурдина «Високосное летосчисление» в сборнике «Математическая составляющая» (М. : Фонд «Математические этюды») рассматривается общий принцип построения календарей на основе математического аппарата под названием «цепные дроби». Вычисленные с помощью этого аппарата рациональные добавки составляют (в сутках) 1/4, 7/29, 8/33, 31/128… Это означает, что к 365 суткам в календарном году должны добавляться 1 сутки раз в 4 года, 7 суток — раз в 29 лет, 8 суток — раз в 33 года, 31 сутки — раз в 128 лет и т.д. Среднегодовая погрешность при этом будет все меньше и меньше — 11,25 минуты для дроби 1/4, 70 секунд для дроби 7/29, 20 секунд для дроби 8/33 и чуть меньше 1 секунды для дроби 31/128.
Читатель уже сразу замечает, что вариант с 1/4 — это и есть юлианский календарь с его «високосной» добавкой 29 февраля 1 раз в 4 года. А что же такое нынешний григорианский календарь с этой математической (арифметической) точки зрения? Ответ на этот вопрос — во второй части статьи.
Продолжение следует.
ГДЗ по окружающему миру 1 класс — рабочая тетрадь
На данной странице вы найдете ГДЗ по окружающему миру 1 класс из 2 части рабочей тетради авторов Плешакова А. А. и Новицкой М.Ю. по программе для начальной школы Перспектива на 2020 -2021 учебный год. Надеемся оно окажется для вас полезным.
ГДЗ по окружающему миру 1 класс
Город и село (Красота любимого города)
Страница 3 — 4
1. На страницах этой тетради ты будешь много путешествовать. Закрась кружки у тех предметов, которые ты возьмёшь с собой на экскурсию по родному городу.
2. Запиши с помощью взрослых.
- Мой город называется: Москва.
- Дата его основания: точная дата основания Москвы неизвестна.
- Мой город располагается: в центральной части Восточно-Европейской равнины, в
междуречье Оки и Волги.
- Мой город называется: Санкт-Петербург.
- Дата его основания: 27 мая 1703 года.
- Мой город располагается: на севере Европейской части России.
- Мой город называется: Екатеринбург.
- Дата его основания: 18 ноября 1723 года.
- Мой город располагается: на
восточном склоне Уральских гор, на реке Исеть.
- Мой город называется: Новосибирск.
- Дата его основания: 1893 год.
- Мой город располагается: в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины на Приобском плато, примыкающем к долине реки Обь, рядом с водохранилищем, образованным плотиной Новосибирской ГЭС, на пересечении лесной и лесостепной природных зон.
3. Раскрась изразец — украшение городского здания. Для примера используй фотографию.
Выполненный вариант:
Мы в городе
Страница 5
1. Подбери и приклей заметку из газеты о твоём земляке, который сделал доброе дело для города.
Заметка из газеты «Магнитогорский рабочий» о Константине Еремине3. Нарисуй, что ты и твоя семья сделала хорошего и полезного для своего двора. Можешь сюда приклеить и фотографию.
Субботник во двореКрасота родного села
Страница 6
1. Запиши с помощью взрослых.
- Моё село называется: Варзуга.
- Дата его рождения: возникновение поселения Варзуга относят к XIII веку.
- Моё село располагается: в Терском районе Мурманской области.
- Моё село называется: Эссо.
- Дата его рождения: село возникло в 1932 году.
- Моё село располагается: на Камчатке.
- Моё село называется: Вятское.
- Дата его рождения: 1502 год.
- Моё село располагается: на реке Ухтанка в левобережной части Некрасовского
муниципального района Ярославской области.
2.Дорисуй и раскрась украшение сельского дома.
Выполненный вариант:
3. Запиши названия украшений сельского дома, которые ты знаешь.
Конёк | Полотенце |
Причелина | Наличники окон |
Окошко светёлки | Лобовая доска |
Мы в селе
Страница 7
1. Подбери и наклей заметку из газеты о твоём земляке, который сделал доброе дело для села.
Заметка из газеты правительства Кировской области «Вести»2. Нарисуй, что ты и твоя семья сделали хорошего и полезного для своего села. Можешь сюда наклеить фотографию.
Посадка дереваПрирода в городе
Страница 8 — 9
1. Рассмотри рисунок. Что обозначено цифрами? Проверь себя по Приложению. Что есть в вашем городе (закрась кружки)?
Цифрами на рисунке обозначено:
- Зоопарк
- Памятник природы
- Сквер
- Парк
- Бульвар
- Детская площадка
- Ботанический сад
2.Придумай и нарисуй необычную клумбу.
Необычная клумбаПроект
Страница 10 — 11
На эти страницы мы можешь приклеить фотографии на тему «Природа в городе» или нарисуй на них свой город (село). На линии вверху напиши название своей работы.
Мой город — Москва | |
---|---|
Что растёт в городе?
Страница 12 — 13
1. Узнай деревья и кустарники по веточкам. Если сомневаешься, посмотри в атласе-определителе. Впиши номера в кружочки.
1. Сирень. 2. Липа. 3. Тополь. 4.Боярышник. 5. Рябина. 6. Черёмуха. 7. Ель
2. Рассмотри и зарисуй веточки лиственного и хвойного деревьев, выданные учителем. Сравни их. Зарисуй.
Веточка лиственного дерева | Веточка хвойного дерева |
3. Какие деревья или кустарники ты посадил или хотел бы посадить в своем городе (селе)? Нарисуй.
РозыЧудесные цветники
Страница 14 -15
1. Вырежи растения из Приложения и «высади» их на клумбе.
Проверь по учебнику, правильно ли ты разместил рисунки.
Выполненное задание:
2. Нарисуй свои любимые растения цветника.
Розы3. Раскрась цветы.
Выполненный вариант:
3. Какие растения цветника ты сажал в своем городе (селе)? Нарисуй.
В ботаническом саду
Страница 16 — 17
1. Раскрась картинку.
Выполненный вариант:
Какие растения на этой картинке ты можешь назвать? Проверь себя по учебнику.
На рисунке изображены следующие растения:
- Секвойя — самое высокое дерево на Земле.
- Розы.
- Бананы — это не деревья, а травянистые растения.
- Земляничное дерево. Плоды этого дерева при созревании похожи на землянику.
2. Представь, что ты художник. Нарисуй, как бы ты оформил вход в ботанический сад.
Вход в ботанический сад3. Если ты бывал в ботаническом саду, нарисуй растения, которые там видел. Можно приклеить фотографию.
Виктория регия — из семейства кувшинниковых (Nymphaeaceae), составляющее один род с единственным надежным видом V. regia.Экскурсия «Кто живет в парке»
Страница 18 — 19
1. Знаешь ли ты название этих насекомых? Соедини ниточками от клубочков рисунки и названия.
Выполненное задание:
2. Знаешь ли ты название этих птиц? Соедини ниточками от клубочков рисунки и названия птиц.
Выполненный вариант:
3. Каких животных ты видел в зоопарке? Нарисуй. Можно приклеить фотографию.
Леопард4. Если тебе запомнилась встреча с каким-нибудь животным парка, придумай рассказ об этом. Попроси взрослого записать его.
Этим летом мне посчастливилось посетить контактных зоопарк. Там было много животных, но больше всего мне понравились кролики. Они быстро перебегали из одно укрытие в другое, но все же мне удалось поймать одного, взять на руки и погладить. Я покормил его листьями капусты, принесенными с собой. Кролики очень пушистые и милые зверьки. Их ближайшие родственники зайцы, которые живут в лесу. Мне они очень нравятся!
В зоопарке
Страница 20 -21
Используя картинки из Приложения, рассели животных в зоопарке.
Выполненное задание:
2. Представь, что ты художник. Нарисуй как бы ты оформил вход в зоопарк.
3. Раскрась тигра и попугая.
Выполненный вариант:
Войдем в музей!
Страница 22 -23
- Такие игрушки хранятся в музеях. Раскрась те из них, которые тебе понравились больше всего.
Выполненный вариант:
2. Нарисуй в витрине игрушку, с которой твои родные играли в детстве.
Деревянная пушка3. Составь с помощью вопросов описание своего экспоната.
Эта игрушка дедушки. Ее сделал и подарил ему его папа. Это было когда он был маленький. А когда я стану взрослым и у меня появятся свои дети, я хочу передать эту игрушку своему сыну.
4. Запиши с помощью взрослых, в каких музеях тебе уже удалось побывать.
Я побывал:
- в Музее истории управления Сибирью (Дворец Наместника) в городе Тобольске,
- в Государственной Третьяковской галерее в городе Москве,
- в Доме вверх дном в Екатеринбурге,
- в Музее военной техники «Боевая слава Урала» в городе Верхняя Пышма.
Экскурсия «В библиотеке»
Страница 24
1. Библиотека — тихое царство книг. Каждая книга полна чудес. Докрась рисунок для книги сказок А.С. Пушкина.
Сказка о рыбаке и рыбке2. Запиши название сказки: Сказка о рыбаке и рыбке.
Если не знаешь, не огорчайся. С помощью старших запишись в библиотеку. Библиотекарь всегда поможет тебе найти нужную книгу для ответа на любой вопрос.
Экскурсия «В театре»
Страница 25
1. Театр — мир мечты. Рассмотри рисунки. Отметь знаком «+», как ведут себя в театре благодарные зрители. Знаком «-» отметь рисунки, на которых показано, как ведут себя неблагодарные зрители.
2. Дополни предложение.
Я был благодарным зрителем на спектакле Мойдодыр.
Мы помним наших земляков
Страница 26 — 27
1. Напиши имена твоих земляков, в честь которых названы улица, площади, парки.
Перечислим имена людей, в честь которых были названы улицы Екатеринбурга, впрочем такие же названия улиц можно встретить и в других
- Улица Малышева названа в честь Ивана Малышева. Он был революционером. Был влюблен в идеи революции и погиб за нее в
возрасте 29 лет подавляя восстание под Златоустом. - Улица Халтурина названа в честь Степана Халтурина — террориста, который устроил взрыв в Петербурге с целью убить Александра II,
ибо считал, что если «падет царь, то падет и царизм». - Улица Крауля названа в честь человека с фамилией Крауль или же Краул. История не дает точных фактов о том был ли такой человек
или нет. О нем ходило много слухов. По одной из версий это был рабочий спичечной фабрики Екатеринбурга. В 1918 году он ушел на фронт и погиб от руки белогвардейца. - Улица Крестинского названа в честь Николая Крестинского — большевика и политика. Он занимал хорошие партийные должности. В 1917 году перебрался в Екатеринбург и занял должность председателя Екатеринбургского губкома РСДРП(б). Под его началом совет Екатеринбурга стал полностью большевистским и первым среди других городов России.
- Улица Юмашева названа в честь Юмашева Андрей — летчика испытателя.
- Улица Фучика названа в честь Фучик Юлиуса — чехословацкого журналиста, воодушевленного идеями социализма. Он стал автором книги «Репортаж с петлей на шее».
- Улица Патриса Лумумбы названа в честь — борца за независимость и африканский поэта Патриса Лумумбы. Он стал первым премьер-министром Конго.
- Улица Шварца названа в честь академика Шварца, который был ученым экологом и возглавлял Институт экологии растений и животных АН СССР.
- Улица Серафима-Дерябина названа в честь дочки екатеринбуржкого чиновника, посвятившей свою жизнь партийной работы. Серафима Дерябина также писала стихи и пьесы, по одной из них даже была постановка в екатеринбургском театре. Ее издавали большими тиражами.
Таким образом, в рабочую тетрадь можем записать следующие имена:
Иван Малышев, Степан Халтурин, Крауль, Николай Крестинский, Андрей Юмашев, Юлиус Фучик, Шварц, Серафима Дерябина.
3. Какие дни памяти отмечают в твоём крае? Запиши.
В России днями памяти являются дни гибели определенных людей. Как правило, под этим днем понимают «День поминовения» или иначе «День памяти усопших». Согласно традиции христиан таких дней в году несколько:
- Дмитровская суббота в ноябре.
- Последняя суббота перед масленицей.
- Вселенская родительская суббота в марте.
- Радуница или радоница он же родительский день в январе.
4. Кому поставлены памятники в твоём городе (селе)? Найди их изображения, приклей и подпиши.
Памятник Петру Ильичу ЧайковскомуПамятник Александру Сергеевичу ПушкинуВсе профессии важны
Страница 28 — 29
1. Рассмотри рисунки. Расскажи, чем занимаются мастера своего дела. Поразмышляй, какими они должны быть. Соедини ниточками от клубочков названия профессий и качества человека.
Соединим качества человека, которые нужны для разных профессий.
2. Напиши, кем ты хочешь стать. Объясни почему.
Я хочу стать программистом как мой папа потому, что хочу быть таким же умным как и он.
Родная страна — Россия — наша родина
Страница 30 — 31
1. С помощью учебника подпишите на карте названия городов.
Карта России с названием городов
На карте из учебника это будет выглядеть так:
Карта России2. Примерно обозначь на карте место, где ты живёшь. Напиши его название.
3. Из Приложения вырежи герб и флаг России, фотографию столицы нашей Родины. Приклей их в окошки.
4. Отгадай загадку. Напиши ответ.
Где находится города без домов, реки без воды, леса без деревьев?
Ответ: карта
Природа России
Страница 32 — 33
1. Нарисуй удивительный мир природы на карте нашей Родины.
2. Напиши, в каких местах России тебе уже удалось побывать.
Москва, Липецк, Шадринск, Верхняя Пышма, Екатеринбург, Тобольск.
3. Напиши, в каких местах России тебе хотелось бы побывать.
Санкт-Петербург, Сочи.
Москва — столица России
Страница 34 — 35
1. Попробуй узнать, какие сооружения изображены на рисунках. Рассмотри их в учебнике. Подпиши названия. Раскрась силуэты.
На рисунках изображены: Спасская башня и Покровский собор.
2. Как эти сооружения «разговаривают» с москвичами и гостями столицы? Нарисуй ответы в этих двух окошках. Проверь себя по Приложению.
Колокол и часы3. Из Приложения вырежи герб России и Москвы. Наклей каждый в своё окошко. Рядом нарисуй или наклей изображение герба твоего города или области. Подпиши его. Расскажи, что ты о нём знаешь.
Герб Екатеринбурга разделен на 2 части — золотую и изумрудно-зелёную — это символ границы между Европой и Азией.
Зеленая часть похожа на крепость, которой был Екатеринбург изначально. Синие волны символизируют реку Исеть. На гербе также изображены медведь, который символизирует Европу и соболь, символизирующий Азию. На гербе изображен кристалл, который говорит о богатствах Урала.
4. Разгадай ребус.
На рисунке изображен хлеб, и соль, если эти слова подставим, то получим слово: хлебосольная.
Допиши поговорку о Москве.
Матушка-Москва - золотая
Получится:
Матушка-Москва - золотая голова.
Почему так говорят о Москве?
Все дело в том, что в Москве очень много церквей с золотыми куполами.
Мы — семья народов России
Страница 36 — 39
1. Раскрась народные костюмы. В пустом окошке нарисуй себя в костюме твоего народа.РусскиеТатарыУдмуртыЧукча
2. С помощью взрослых подбери к русским пословицам похожие по смыслу пословицы других народов. Отметь их одинаковыми знаками.
Русские пословицы - Мир освещается солнцем, а человек - знанием. - Чтобы из ручья напиться, и то нужно наклониться. - Правда как солнце: её ладонью не прикроешь. - Где река всего глубже, там меньше шумит.
Пословицы других народов - Ладонью солнца не заслонишь. (Калмыцкая пословица) - Большие птица молчаливы, маленькие птицы крикливы. (Бурятская пословица) - Кто любит рыбку, должен сидеть в воде. (Татарская пословица)
Сопоставим пословицы:
3. К пословице без пары найди подходящую в творчестве своего народа. Запиши ее.
Без пары осталась пословица: «Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
У Земли спутник — Луна, а у человека — книга.
4. Отметь (закрась кружки), какие человеческие качества ценятся всеми народами.
- Трудолюбие
- Глупость
- Аккуратность
- Честность
- Ум
- Трусость
- Лживость
- Щедрость
- Лень
- Небрежность
- Смелость
- Доброта
- Скупость
- Грубость
Охрана природы
Страница 40 — 41
1. Рассмотри рисунки. Подумай, что хорошо для природы, а что плохо. Отметь то, что хорошо для природы, зелёным кружком, а то, что плохо для природы, красным кружком.
2. Нарисуй, что ты и твоя семья сделали хорошего для природы. Можешь сюда наклеить фотографию.
Красная книга России
Страница 42 — 43
1. Используй картинки из Приложения, помести каждое растение и животное рядом с его названием.
2. С помощью взрослых узнай, какие ещё растения и животные внесены в Красную книгу России. Нарисуй их или наклей фотографии.
Серый гекконЗаповедные тропинки
Страница 44 — 45
1.Рассмотри рисунки. Подумай, что можно, а чего нельзя делать в заповеднике. Отметь то, что можно делать, зелёным кружком, то, чего нельзя, красным кружком.
2. Если в твоём крае есть заповедник, узнай о нём побольше. С помощью взрослых напиши рассказ об этом заповеднике. Свой рассказ проиллюстрируй рисунком или фотографией. Можешь собрать сведения и о любом другом заповеднике России, который тебе интересен.
Ильменский заповедник Ильменский заповедник занимает площадь 303 кв. км. Находится в Центральной части Челябинской области около города Миасс. Занимает 34 место среди заповедников страны по своей площади. В заповеднике 268 минералов, 16 из которых были открыты впервые. 85% территории занимает лес из которых 55% - сосна обыкновенная и 40% - береза повислая.Ильменский заповедник
3. Давай погуляем в музее заповеднике «Малые Корелы» недалеко от города Архангельска. Ниточками от клубочков соедини с названиями старинные постройки, их детали и украшения.
4. С помощью взрослых запиши, в каких музеях под открытым небом тебе уже довелось или хотелось бы побывать.
Музей военной техники «Боевая слава Урала»
Человек и окружающий мир — Всему свой черёд
Страница 48 — 49
1. В семейном альбоме подбери фотографии мужчин разного возраста и вклей в окошки с левой стороны.
Детство |
Молодость
|
Зрелость
|
Старость |
2. Из Приложения вырежи картинки природы в разные времена года. Наклей их рядом с фотографиями с правой стороны.
3. Постарайся рассказать, что ты думаешь о внутреннем мире этих людей.
У каждого времени свой плод
Страница 50 — 51
1. В семейном альбоме подбери фотографии женщин разного возраста и наклей их в окошки.
Девочка |
Девушка |
Мать с ребенком
|
Бабушка с внуками |
2. Дополни рисунки художника своими картинками цветов и плодов, которые подходят девочке, девушке, маме, бабушке.
3. Постарайся рассказать, что ты думаешь о внутреннем мире этих людей.
Я — часть мира
Страница 52 — 53 — 54
1. Прочитай стихотворение Ивана Алексеевича Белоусова.
В лесу Я иду тропинкой узкой, Пробираюсь в лес густой; Зеленеющие ели Стелят ветви надо мной. По бокам трава с цветами, Песни птиц звенят кругом; Ручеёк журчит в ложбинке, - Струйки блещут серебром. Я один, - и мне не страшно: Кто обидит здесь, когда Сам пришёл не обижать я - Отдохнуть пришёл сюда! Я не трону птички малой И цветов не стану рвать; Если жизнь я дать не в силах, Как могу её отнять?
2. Представь себя героем этого стихотворения. Опиши своё состояние. Используй вопросы. Запиши ответы.
Я дышу (чем?) носом. Я иду (по чему?) по тропинке. Я пью (что?) воду. Я слышу (что?) песни птиц. Я вижу над собой (что?) деревья. Я виду под собой (что) цветы. Я вижу рядом с собой (что?) деревья. Я чувствую в себе (что?) радость.
3. Докрась рисунок. Наклей в окошко свою фотографию.
4. Нарисуй, где и как ты хочешь провести лето.
МореВолшебный клубочек прощается с вами до будущего года! Будьте здоровы и счастливы! А тетради со своей работой сохраните на добрую память!
Календари учебного года— Объединенный школьный округ Плезантона
2022-23 учебный год
Важные даты
- Первый учебный день: среда, 10 августа 2022 г.
- Перерыв на День Благодарения: 21-25 ноября 2022 г.
- Зимние каникулы: 23 декабря 2022 г. — янв. 6, 2023
- Весенние каникулы: 3–7 апреля 2023 г.
- Последний день в школе: пятница, 2 июня 2023 г.
- Студенческий календарь
- Учебный календарь
Среда, 10 августа | Первый день в школе |
---|---|
Понедельник, 5 сентября | День труда: нет школы |
Пятница, 28 октября | ПК-12 Минимум День |
Понедельник, 31 октября | Нет школы |
Вторник, 1 ноября | День развития персонала: нет школы |
Пятница, 11 ноября | День ветеранов: нет школы |
Понедельник, 14 ноября | Минимум 4-5 дней |
15-17 ноября | ПК-5 Минимум День |
Пятница, 18 ноября | День конференции ПК-5: Нет школы для учащихся ПК-5 |
21-25 ноября | Перерыв на День благодарения: нет школы |
Четверг, 22 декабря | ПК-8 Минимум День |
23 декабря — янв. 6 | Зимние каникулы: нет школы |
Понедельник, 9 января | 6-12 Рабочий день учителя: нет школы для 6-12 учащихся |
Понедельник, 16 января | День Мартина Лютера Кинга-младшего: нет школы |
Понедельник, 13 февраля | День рождения Линкольна: нет школы |
Понедельник, 20 февраля | День президента: нет школы |
Пятница, 3 марта | ПК-12 Минимум День |
Четверг, 16 марта | День развития персонала: нет школы |
Пятница, 17 марта | Нет школы |
3-7 апреля | Весенние каникулы: нет школы |
Понедельник, 10 апреля | Нет школы |
Пятница, 26 мая | ПК-5 Минимум День |
Понедельник, 29 мая | День памяти: нет школы |
Пятница, 2 июня | Последний день в школе: минимальный день (PK-12) |
2023-24 учебный год
Важные даты
- Первый учебный день: четверг, 10 августа 2023 г.
- Перерыв на День Благодарения: 20-24 ноября 2023 г.
- Зимние каникулы: 25 декабря 2023 г. — янв. 8, 2024
- Весенние каникулы: 29 марта — 8 апреля 2024 г.
- Последний день в школе: пятница, 31 мая 2024 г.
- Студенческий календарь
- Учебный календарь
Четверг, 10 августа | Первый день в школе |
---|---|
Понедельник, 4 сентября | День труда: нет школы |
Пятница, 15 сентября | 9-12 Минимум День |
Понедельник, 9 октября | Нет школы |
вторник, 31 октября | ПК-8 Минимум День |
Среда, 1 ноября | День развития персонала: нет школы |
Пятница, 10 ноября | День ветеранов: нет школы |
Понедельник, 13 ноября | Минимум 4-5 дней |
14-16 ноября | ПК-5 Минимум День |
Пятница, 17 ноября | День конференции ПК-5: Нет школы для учащихся ПК-5 |
20-24 ноября | Перерыв на День благодарения: нет школы |
Пятница, 22 декабря | ПК-8 Минимум День |
25 дек. -янв. 8 | Зимние каникулы: нет школы |
Вторник, 9 января | 6-12 Рабочий день учителя: нет школы для 6-12 учащихся |
Понедельник, 15 января | День Мартина Лютера Кинга-младшего: нет школы |
Понедельник, 12 февраля | День рождения Линкольна: нет школы |
Понедельник, 19 февраля | День президента: нет школы |
Пятница, 1 марта | ПК-12 Минимум День |
29 марта — 8 апреля | Весенние каникулы: нет школы |
Пятница, 24 мая | ПК-5 Минимум День |
Понедельник, 27 мая | День памяти: нет школы |
Пятница, 31 мая | Последний день в школе: минимальный день PK-8 |
Загрузить учебный календарь на 2023–2024 годы
Альманах старого фермера — погода, садоводство, полнолуние, лучшие дни, астрономия, новости
Поиск Almanac.
comПоиск
Добро пожаловать в библиотеку Руководств по выращиванию растений из Альманаха старого фермера . Нажмите на название садового растения или изображение растения, чтобы получить полезную информацию о том, как сажать, выращивать и собирать урожай!
Подробнее
Сегодня 141-й день 2023 года
31 день до начала лета
Вопрос дня
Каково происхождение американского футбола и когда была сыграна первая игра?
Ответить
Предстоящие праздники
Национальный день моря (США)