cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сочинение по картине левитан золотая осень 3 класс – Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» 3,4,5 класс

Урок русского языка. 3-й класс. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

1. Познакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

2. Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.

3. Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока, аудиозапись музыки “Времена года”, карточки для индивидуальной работы, карточки со словарными словами: пейзаж, художник-пейзажист, карточки с опорными словами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовительная работа

— Кто из вас бывал в осеннем лесу?

— Что особенно интересного вы там заметили?

— Опишите ваше настроение.

III. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 1. Презентация)

— Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется “Золотая осень”. Познакомимся с творчеством художника, будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

IV. Работа по теме уроке.

1. Библиографические сведения о художнике. (Слайд 2)

— Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Его картины — это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

Посмотрите на некоторые работы художника.

Картины Левитана хранятся в Третьяковской галерее в Москве. Его кисти принадлежали такие картины, как «Солнечный день» (Слайд 3), “Осень. Река” (Слайд 4), “Осень” (Слайд 5), “Осень. Октябрь” (Слайд 6),

“Дубовая роща. Осень” (Слайд 7), “Поздняя осень” (Слайд 8). (Слайд 9)

Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта Золотая осень, хотя она и не столь уж характерна для творчества художника — слишком ярко, смело, мажорно выполнена она. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно, хрустально…

2. Рассматривание репродукции картины. (Слайд 9)

— Ребята, рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов.

Ученики рассматривают картину на слайде под музыку.

3. Словарная работа.

— Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?

— Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Пейзаж)

Словарное слово пейзаж вывешивается на доску

— А художника, который изображает пейзаж на картине, называют художник-пейзажист. художник-пейзажист вывешивается на доску

4. Сравнение изобразительных средств художественного произведения и живописи. Беседа по содержанию картины.

1) Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину?

2) Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (Желтые, золотистые, теплые, холодные)

3) Что изображено на переднем плане? (Вдоль всей картины протянулась небольшая речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы река резко поворачивает влево).

4) Сравните цвет воды в речке у левого берега с цветом на дальнем плане. (У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая).

5) Почему? Как вы думаете? (Лучи солнца освещают задний план картины, а на переднем плане – тень)

6) Что растет по берегам речки? (По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст).

7) Почему осень на картине названа золотой? Объясните выражение: “В багрец и золото одетые леса”. Что это значит?

8) Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

9) Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными?

10) Сравните ближние берёзки с берёзкой, которая стоит у поворота реки. Почему окраска у них разная?

11) Что мы видим на высоком берегу вдали картины? Почему крестьянские дома такие маленькие? (На заднем плане мы видим крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом.)

12) Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?

Осень в произведениях писателей

(Слайд 10)

Многие писатели и поэты очень любили русскую природу и много о ней писали.

(Подготовленные дети читают стихи)

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

А.С. Пушкин

Наша осень, правда, золотая,
Как её иначе назову?
Листья помаленьку облетая,
Устилают золотом траву.

Е. Благинина

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зардели клёны.
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.
Утешает осень: “Не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета”.

З. Федоровская.

Физминутка

5. Речевая подготовка.

— В карточке №1 выберите слова, характеризующие небо, подчеркните их. (Слайд 11)

— А какие слова больше подходят для описания реки?

— В карточке № 2 выберите слова, характеризующие деревья, подчеркните их. (Слайд 12)

— А какие слова больше подходят для описания травы? (Слайд 13)

6. Составление плана.

— Сколько будет частей в сочинении? (Три части)

— Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение)

— О чём будем рассказывать в первой части? (В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).

— Какими словами можно начать? (“Передо мной картина известного художника…”)

— Что будем описывать во второй части? (В ней будем описывать картину)

— Что именно будем описывать? (Реку, берёзки, небо, поле, дома)

— Как начнёте описание? (На картине изображена ранняя осень…)

— О чём будем писать в третьей части? (О своих чувствах, об отношении к картине)

— Как можно начать заключительную часть? (Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…)

(Мне эта картина нравится тем то…)

На слайде появляется развёрнутый план. (Слайд 14)

1. Передо мной — картина известного художника…

2. Описание картины. (Река, берёзки, небо, поле, дома. Цвета картины.)

На картине изображена ранняя осень…

3. Моё отношение к картине. (Мне эта картина нравится тем, что…

Физминутка

V. Написание сочинения по плану.

VI. Итог урока.

— Чему учились на уроке?

Заслушивание некоторых работ учащихся.

Приложение 1

Карточка 1

голубое             светлое

неширокая       чистая

спокойная       глубокая

чистое             солнечное

тихая

с белыми облаками

с медленным течением

Карточка 2

жёлтые                   золотые

разноцветные      сухая

жёлтая                   как свечки

красивые               как ковёр

бурая

Карточка 3

зелёное, свежее, маленькая, как бархатный мягкий коврик, дальняя

Карточка 4

План

1. Передо мной — картина известного художника…

2. Описание картины. (Река, берёзки, небо, поле, дома. Цвета картины)

На картине изображена ранняя осень…

3. Моё отношение к картине. (Мне эта картина нравится тем, что…

Карточка 5

Используй в сочинении:

деревья, кусты, трава (нежно-золотистая листва; порыжевшая, поблекшая трава; неяркая зелень; светлые, тонкоствольные березки).

небо и вода на картине (осеннее, лазурное небо; мрачная, холодная синева речки).

настроение, чувства вызывает пейзаж (ощущение тишины, покоя; мягкая лирическая грусть, навеянная увяданием природы).

20.02.2012

urok.1sept.ru

Сочинение по картине Левитана «Золотая осень» (2, 3, 4, 5, 6, 9 класс)

Оцените сочинение:

Вариант 1:

Оцените этот вариант сочинения: 

Исаак Левитан – талантливейший художник-пейзажист. Его работы часто называют шедеврами, он умел вложить в них весь спектр чувств к родной природе. Одна из жемчужин его творчества – картина «Золотая осень».

На полотне изображен пейзаж, характерный для среднерусской полосы. Солнечный день в начале октября, бабье лето. Еще тепло, но деревья уже успели сменить летний наряд. Перед нами березовая роща и небольшая речушка. Березы стоят такие утонченные и нарядные. Автор любил эти деревья и часто использовал их образ в своих картинах.

Осень успела окрасить природу в свою богатую палитру: золотистый, желтый, оранжевый. Эти цвета такие яркие, что поначалу кажется: все полотно выполнено в разных оттенках желтого цвета. Но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что трава и некоторые деревья вдалеке еще зеленые, только начинают желтеть.

Ясное голубое небо с белыми облаками сходится на горизонте с верхушками лесных деревьев. Узкая полоска воды справа пересекает картину и уводит взгляд зрителя вглубь картины. Ощущается даже движение воды, настолько художник смог передать все нюансы.

Но, конечно, в первую очередь в глаза бросаются именно желтые березки. Они являются своего рода символом местной природы. Листва их едва трепещет на ветру, переливаясь, будто золото в солнечных лучах, будто горящие свечи. Пейзаж лишен осенней грусти, он наполнен умиротворением и спокойствием.

Глядя на картину, хочется посидеть на покрывале возле этой речки, послушать пение птиц и вдохнуть аромат трав. Такие деньки выдаются нечасто. Скоро уже налетят пронизывающие ветра, холодные дожди, природа уснет до весны, а пока это настоящая золотая осень.

Вариант 2:

Оцените этот вариант сочинения: 

Пейзажи Исаака Левитана называют настоящими шедеврами. Художник не просто изображал красивые уголки нашей родины, но и показывал их уникальность. В каждую картину автор вкладывал всю свою любовь к родному краю. Среди многочисленных произведений моя самая любимая работа – «Золотая осень». Я очень люблю пору, когда природа надевает золотые наряды. Есть в осени что-то неповторимое и таинственное.

Мне кажется, что художнику удалось показать осенний колорит природы. Глядя на картину, так и хочется оказаться на берегу реки. Я видела такой осенний пейзаж вживую много раз. Но только благодаря этой картине поняла, насколько прекрасна природа в наших краях. Художники порой открывают для нас обычные и привычные вещи, которые раньше мы не замечали.

На полотне изображен спокойный осенний день в березовой роще. Береза – достаточно символичное дерево для нашего народа. Красоту и изящность белоствольных красавиц воспевают многие художники, поэты и писатели. Левитану удалось показать, насколько прекрасны они осенью. Еще не вся листва пожелтела, но многие деревья уже стоят в роскошных золотых нарядах. На фоне желтых, горячих красок видне

sochinyai.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

Тема:Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

Цели  урока:  

1. Познакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

2.Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.

3.Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Задача урока: формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД – ценить, воспринимать образ Родины через произведения изобразительного искусства;

2. Регулятивные УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;

3. Познавательные УУД – извлекать информацию, представленную в иллюстрации; восприятия картину как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы.

4. Коммуникативные УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Форма урока: урок развития речи

Ход урока

I.   Организационный момент

 II. Подготовительная работа

  

— Кто из вас бывал  в осеннем лесу?

— Что особенно интересного вы там заметили?

— Опишите ваше настроение.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

                                                        А. С. Пушкин

— О какой поре осени говорится в стихотворении А. С. Пушкина?

 III. Сообщение темы и цели урока.  

— Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Золотая осень». Познакомимся с творчеством художника, будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

IV. Работа по теме урока.

1. Библиографические сведения о художника

-Про картины И. Левитана говорят «Пейзаж настроения». Как вы понимаете эти слова?

Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира. 

Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано  остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве  в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений  он   выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы.  Его картины — это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

Посмотрите на некоторые работы художника.

      Картины Левитана хранятся в Третьяковской галерее в Москве. Его кисти принадлежали такие картины, как «Март», « Весна. Большая вода»,  «Берёзовая роща» и другие

Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин.

2.Рассматривание репродукции картины.

3. Беседа по содержанию картины

1) Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину?

2) Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона)

3) Что мы, в целом, видим на картине? (Мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве)

3) Что изображено на переднем плане?

 (Вдоль всей картины протянулась  небольшая  речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы  река  резко поворачивает  влево. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками).

4) Сравните цвет  воды  в речке у левого берега с цветом на дальнем плане.

(У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая).

5) Почему? Как вы думаете?

( Лучи солнца освещают задний план картины, а на переднем плане – тень.)

6) Что растет по берегам речки?

(По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст).

7) Почему осень на картине названа золотой? Что это значит?

8) Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в сухую или дождливую погоду?

9) Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными?

10) Сравните ближние берёзки с берёзкой, которая стоит у поворота реки.

Почему окраска у них разная?

11) Что мы видим на высоком берегу вдали  картины? Почему крестьянские

дома такие маленькие?

(На заднем плане мы видим крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом.)

12) Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?

(Художник понимал осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть)

4. Слова для справок:

Хоровод, легкие сарафаны, конусообразная крона, ярко-желтый наряд, красновато-розовый, темно-коричневая, нежно-голубое,  пронизана, прозрачный.

Березки в легких сарафанах водят хоровод на опушке леса.

Конусообразная крона у одинокостоящей березы.

Ярко-желтый наряд у берез.

Красновато-розовый кустарник у берега реки.

Темно-коричневая опавшая листва.

Нежно-голубое небо. По нему плывут облака.

Картина пронизана солнечным светом.

Прозрачный воздух.

5. Примерный план.

  1. Осень наступила.
  2. Лес точно терем расписной.
  3. Река луговая.
  4. Моё отношение к картине.

6. Воспользуйся вспомогательным текстом.

Картина пронизана осенним бодрящим воздухом. Краски радуют наш глаз, заставляют забыть, что эта красота мимолётна. Но мы знаем, что за сухой и теплой осенью начнутся ненастные дни и природа сбросит свой праздничный наряд.

Мы видим на картине вместе с золотисто-багряными красками рыжеватую, побуревшую траву и опавшие листья. Листья падают у нас на глазах один за другим, тихо, прощально, образуя летящие гирлянды.

Художник нарисовал картину с чувством любви к родной природе, родному краю.

Воспользуйся эпиграфом:

Эпиграф – изречение, краткая цитата, которая пишется в начале произведения или его части и характеризует их основную идею.

Унылая пора, очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса!

                                               А. С. Пушкин

И. И. Левитан «Золотая осень».

nsportal.ru

Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень». 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели: 

  • Научить писать сочинение на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определенной форме, определять основную мысль сочинения.
  • Воспитывать творческую активность, эстетическое воспитание, чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи, музыке, воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
  • Развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи, чувство прекрасного, внимания, память.

Оборудование: 

  1. Картина Левитана «Золотая осень».
  2. Чайковский «Времена года», Октябрь.
  3. Портрет Левитана.
  4. Картины осени.
  5. Эпиграф:
    «Люблю я пышное природы увядание,
    В багрец и золото одетые леса»
    (А.С. Пушкин)
  6. Гербарий – листья клена, ивы.
  7. Интерактивная доска Smart Boad
  8. Видеопроектор
  9. Мультимедийная презентация

Ход урока

Организационный момент:

Психологическая установка.

  • Успех любой работы зависит от настроения человека, от его желания каждый день узнавать что-то новое для себя. Положительным результат работы будет только тогда, когда каждый из вас сам захочет быть внимательным на уроке, захочет все запомнить надолго, навсегда.

Сообщение темы, задач:

  • Существует старое присловье: «Картину нужно не только смотреть, но и видеть».
  • Сегодня мы будем учиться видеть то, что изображено на картине.

Беседа:

  • Назовите осенние месяцы.
  • Можно ли всю осень назвать золотой? (ранняя)
  • В каком месяце бывает пора, которая называется золотой осенью. (октябрь)
  • Какие пословицы, поговорки об осени вы знаете?

Ученики читают и объясняют.

  • Лето со снопами, осень с пирогами.
  • В октябре лист на дереве не держится.
  • Сентябрь холоден, да сыт.
  • Осенью и воробей богат.
  • В ноябре зима с осенью борется.

Загадка.

Пришла без краски и без кисти.
И перекрасила все листья.
(Листья)

  • Какой месяц характеризует загадка?

Окружающая природа прекрасна. Но всегда ли мы эту красоту замечаем? (Нет, это зависит и от нашего настроения, и от развитости чувства прекрасного. И сегодня на уроке мы попытаемся проникнуть в мир прекрасного, оказаться там, где некогда бродил и любовался осенним лесом автор живописной картины)

  • Представьте, что вы в лесу и перед вами множество осенних листьев. Это осень оставила записки о себе.
  • На что похожи листочки? (презентация) (листья клена – звездочки, ивы – золотые рыбки, осины – фонарики)
  • С чем можно сравнить осенние листья? (с брошками осени, которые украсили платья)
  • Представьте, что подул ветер и стал рвать с деревьев листья.
  • Как они движутся? (прыгают по земле, как белки, самолетиками кружатся в воздухе)
  • А сейчас представьте, что вы стоите возле дуба, прижавшись к дереву. Прислушайтесь к звукам осени. Расскажите о них так, чтобы мы могли тоже услышать. (ученик)
  • Как осень может плакать? (россыпь листьев)
  • А какие инструменты может озвучить осень? (Скрипка: осень играет на скрипке, а смычок у нее из листьев. Гитара: переборы струн – точно рябь по осенней воде. Саксофон: у него высокий звук, как высокое бездонное осеннее небо.)
  • А как красоту осени можно сохранить зимой? (фото, гербарий, снять на камеру)
  • А как называется картина с изображением природы? (Пейзаж. Объяснить. Картина изображающая естественную или измененную человеком природу)

Упражнение в зрительной памяти.

Игра «В музее осени».

(на доске 5 картин с изображением осени)

  • Художница осень пригласила нас в осенний музей. На картинах она изображена разной: грустной и веселой, солнечной и пасмурной, золотой и уже с облетевшей листвой. Но в нашем музее есть картина, которую осень очень любит. Постарайтесь ее найти по описанию.

Читает ученик с. 186.

  • Что помогло вам сразу найти нужную картину?
  • Знаете ли вы, кто написал эту картину?

    Ученики об И.И.Левитане – прочитать.

Работа над описанием картины.

Рассмотрите репродукцию картины Левитана «Золотая осень», написанную в 1885 году.

  • Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное?
  • Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?
  • Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж? (пейзаж не вызывает грусти, вместе с художником мы любуемся, восхищаемся красотой родного края)

А теперь послушаем ребят, которые выучили стихи об осени. (Иван Бунин, А.С. Пушкин.)

  • Какое стихотворение можно отнести к данному пейзажу?
  • О чем эта картина?
  • Почему названа «Золотая осень»? (дети)
  • Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины.

Карточки.(содержание карточки)

Небо: голубое, с белыми облаками, чистое
Река: неширокая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением
Деревья: желтые, золотые, разноцветные, нарядные, пестрые, красивые
Трава: сухая, желтая, бурая
Поле: широкое, раздольное, зеленое
Лес: золотой, желтый, багряный, оранжевый
Местоположение: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали
Деревушка: маленькая, дальняя

  • Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине? (в сухую погоду, в начале, середине осени, в яркие солнечные дни)
  • Прямо ли течет река или меняет свое направление?
  • Почему вода в начале реки темная, а дальше она становится светло-голубой? (на переднем плане … с. 188, дети)
  • Сравните ближние березки с березой, которая стоит у поворота реки.
  • Почему окраска разная?
  • Различается ли цвет неба на переднем плане и на заднем плане?
  • Что видно на высоком берегу вдали?
  • Чем осенью может быть засеяно поле? (озимые)
  • Почему крестьянские домики такие маленькие? (Потому что … с. 188, дети)
  • А на линии горизонта в глубине картины какие деревья?
  • Почему художник поместил их так далеко? (это рощица, молодые березы … с. 189, дети)
  • Как вы думаете, почему именно березу выбрал Левитан? (символ Родины)

Обобщение:

Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок установится сухая и теплая погода, то появляется чувство бодрости, жизнерадостного настроения. И поэтому не случайно глядя на картину, мы вспоминаем слова Пушкина «Люблю я пышное …»

  • Осень богатством своих красок и звуков привлекла к себе внимание и великого русского композитора П.И. Чайковского, который в 1876 г. Написал музыкальный альбом «Времена года».
  • Одну из пьес мы сейчас услышим. «Октябрь», «Осенняя песня».
  • Что вы представили себе, когда слушали музыку? (порывы ветра, медленное падение листьев)
  • Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, и впечатлением, полученным от музыки Чайковского.
  • Дети. (И.Левитан и Чайковский умели находить красоту русской природы)

Речевая подготовка:

Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной.

  • Поэтому нужно избегать неправильных повторов.

a) Подберите синонимы к словам (карточки):

Художник – … (живописец, мастер кисти, пейзажист)
Создает – (пишет)
Картина – (полотно, репродукция)

a) Найдите не точно подобранное слово и замените его:

Солнечные лучи ярко греют (освещают) природу.
Молодые березки сплошь накрыты (покрыты) золотистой листвой.
Розоватые легкие облака плавают (плывут) по голубому небу.
Полотно оставляет (создает) радостное настроение.

  • Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (огненно-золотистый, желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, коричневый, нежно-голубой) (на доске слова)
  • Назовите слова о погоде, которые обозначают, какая она. (солнечная, ясная, дождливая, пасмурная, теплая, прохладная)
  • Слова, обозначающие местоположение: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали.
  • Описание лучше излагать в настоящем времени, как будто действие совершается сейчас.

План поможет сделать описание последовательным.

  1. Какое время года изображено на картине?
  2. Что изображено на переднем плане? Вдали? Справа? Слева?
  3. Что видим на заднем плане?
  4. Какие цвета преобладают в пейзаже?
  5. Что особенно нравится полотне И.И. Левитана?
  • Составление устного рассказа по опорной схеме.

Написание сочинения (музыка А. Вивальди)

6.02.2011

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» 3 класс УМК «Школа России»

Русский язык 3 класс УМК «Школа России»

Тема урока: Сочинение >по >картине >И.И. >Левитана >«Золотая осень»>

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

2.Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.

3.Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Оборудование: компьютер, проектор; презентация урока; аудиозапись музыки «Времена года»; карточки для индивидуальной работы; карточки со словарными словами: пейзаж, художник-пейзажист; карточки с опорными словами.

ХОД >УРОКА>

I. Организационный момент

II. Подготовительная работа

— Кто из вас бывал в осеннем лесу?

— Что особенно интересного вы там заметили?

— Опишите ваше настроение.

III. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 1)

— Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Золотая осень». Познакомимся с творчеством художника, будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

IV. Работа по теме уроке.

1. Библиографические сведения о художнике. (Слайд 2)

-Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Его картины — это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

Посмотрите на некоторые работы художника.

Картины Левитана хранятся в Третьяковской галерее в Москве. Его >кисти >принадлежали >такие >картины, >как >»Солнечный день» (Слайд 3), «Осень. Река» (Слайд 4), «Осень» (Слайд 5), «Осень. Октябрь» (Слайд 6), «Дубовая роща. Осень»> (Слайд 7), «Поздняя осень» (Слайд 8). (Слайд 9)

Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта Золотая осень, хотя она и не столь уж характерна для творчества художника — слишком ярко, смело, мажорно выполнена она. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно, хрустально…

2.>Рассматривание репродукции картины. (Слайд 9)

— Ребята, рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов.

Ученики рассматривают картину на слайде под музыку.

3. Словарная работа.

— Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?>

— Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Пейзаж)

Словарное слово пейзаж вывешивается на доску

— А художника, который изображает пейзаж на картине, называют художник-пейзажист. художник-пейзажист вывешивается на доску

4. Сравнение изобразительных средств художественного произведения и живописи. Беседа по содержанию картины.

1) Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину?

2) Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (желтые, золотистые, теплые, холодные)

3) Что изображено на переднем плане?

(Вдоль всей картины протянулась небольшая речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы река резко поворачивает влево).

4) Сравните цвет воды в речке у левого берега с цветом на дальнем плане.

(У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая).

5) Почему? Как вы думаете?

( Лучи солнца освещают задний план картины, а на переднем плане – тень.)

6) Что растет по берегам речки?

(По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст).

7) Почему осень на картине названа золотой? Объясните выражение: «В багрец и золото одетые леса». Что это значит?

8) Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

9) Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными?

10) Сравните ближние берёзки с берёзкой, которая стоит у поворота реки. Почему окраска у них разная?

11) Что мы видим на высоком берегу вдали картины? Почему крестьянские дома такие маленькие?

(На заднем плане мы видим крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом.)

12) Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?

Осень в произведениях писателей (Слайд 10)

Многие писатели и поэты очень любили русскую природу и много о ней писали.

(подготовленные дети читают стихи)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

А.С.Пушкин

Наша осень, правда, золотая,

Как её иначе назову?

Листья помаленьку облетая,

Устилают золотом траву.

Е. Благинина

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зардели клёны.

В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

Утешает осень: «Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета».

З.Федоровская.

ФИЗМИНУТКА

5.Речевая подготовка.

— В карточке №1 выберите слова, характеризующие небо, подчеркните их. (Слайд 11)

— А какие слова больше подходят для описания реки?

— В карточке № 2 выберите слова, характеризующие деревья, подчеркните их.

(Слайд 12)

— А какие слова больше подходят для описания травы? (Слайд 13)

6.Составление плана.

-Сколько будет частей в сочинении? (Три части.)

-Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение).

-О чём будем рассказывать в первой части?

(В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).

-Какими словами можно начать?

(«Передо мной картина известного художника…»)

-Что будем описывать во второй части?

(В ней будем описывать картину).

-Что именно будем описывать?

(Реку, берёзки, небо, поле, дома.)

-Как начнёте описание?

(На картине изображена ранняя осень…)

-О чём будем писать в третьей части?

(О своих чувствах, об отношении к картине)

-Как можно начать заключительную часть?

(Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…)

(Мне эта картина нравится тем то…)

На слайде появляется развёрнутый план. (Слайд 14)

1.Передо мной — картина известного художника…

2.Описание картины. (Река, берёзки, небо, поле, дома. Цвета картины.)

На картине изображена ранняя осень…

3.Моё отношение к картине. (Мне эта картина нравится тем, что…

ФИЗМИНУТКА

V. Написание сочинения по плану.

VI. Итог урока.

-Чему учились на уроке?

Заслушивание некоторых работ учащихся.

Пример сочинения

Перед нами репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень». Это пейзаж ясного дня. Солнечные лучи ярко освещают природу. Молодые берёзки сплошь покрыты золотой листвой. Розоватые лёгкие облака плывут по нежно – голубому небу.
Слева, на высоком берегу реки, показана небольшая берёзовая рощица.
Справа изображена речка, убегающая вдаль. На переднем плане река. Вода в реке тёмно – синяя, а вдали – голубая. Одиноко стоящая берёзка определяет поворот реки. На заднем плане видны крестьянские домики. Они маленькие и тёмные .
Около них зеленеют поля, на которых взошли озимые.
Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет тёмных, мрачных цветов. Преобладают яркие, сочные краски: синяя, голубая, красная, золотистая. Смотришь на полотно и словно ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух.
Пейзаж не вызывает грусти. Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся красотой родного края.

Приложение1

Карточка 1

голубое светлое

неширокая чистая

спокойная глубокая

чистое солнечное

тихая

с белыми облаками

с медленным течением

>

Карточка 2

жёлтые золотые

разноцветные сухая

жёлтая как свечки

красивые как ковёр

бурая

Карточка 3

зелёное, свежее, маленькая, как бархатный мягкий коврик, дальняя

Карточка 4

ПЛАН

1.Передо мной — картина известного художника…

2.Описание картины. (Река, берёзки, небо, поле, дома. Цвета картины.)

На картине изображена ранняя осень…

3.Моё отношение к картине. (Мне эта картина нравится тем, что…

Карточка 5

Используй в сочинении:

деревья, кусты, трава (нежно — золотистая листва; порыжевшая, поблекшая трава; неяркая зелень; светлые, тонкоствольные березки).

небо и вода на картине (осеннее, лазурное небо; мрачная, холодная синева речки).

настроение, чувства вызывает пейзаж (ощущение тишины, покоя; мягкая лирическая грусть, навеянная увяданием природы).

doc4web.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

Русский язык – 3 класс            

Тема урока:  Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

2.Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.

3.Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, презентация урока, аудиозапись музыки «Времена года», карточки для индивидуальной работы, карточки со словарными словами: пейзаж, художник-пейзажист, карточки с опорными словами.

        

ХОД УРОКА

    I.   Организационный момент

   II. Подготовительная работа    

— Кто из вас бывал  в осеннем лесу?

— Что особенно интересного вы там заметили?

— Опишите ваше настроение.

     III. Сообщение темы и цели урока.  (Слайд 1)

— Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Золотая осень». Познакомимся с творчеством художника, будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

   IV. Работа по теме уроке.

     1. Библиографические сведения о художнике. (Слайд 2)

  -Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано  остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве  в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений  он   выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы.  Его картины — это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

Посмотрите на некоторые работы художника.

      Картины Левитана хранятся в Третьяковской галерее в Москве. Его кисти принадлежали такие картины, как «Солнечный день» (Слайд 3), «Осень. Река» (Слайд 4), «Осень» (Слайд 5), «Осень. Октябрь» (Слайд 6), «Дубовая роща. Осень» (Слайд 7), «Поздняя осень»   (Слайд 8).   (Слайд 9)                                               

      Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта Золотая осень, хотя она и не столь уж характерна для творчества художника — слишком ярко, смело, мажорно выполнена она. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно, хрустально…

    2.Рассматривание репродукции картины. (Слайд 9)

— Ребята, рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов.

Ученики рассматривают картину на слайде под музыку.

    3. Словарная работа.

— Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?

— Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Пейзаж)

Словарное слово  пейзаж вывешивается  на доску

— А художника, который изображает пейзаж на картине, называют художник-пейзажист.                              художник-пейзажист    вывешивается на доску

4. Сравнение изобразительных средств художественного произведения и  живописи. Беседа  по содержанию картины.

1) Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину?

2) Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (желтые, золотистые, теплые, холодные)

3) Что изображено на переднем плане?

 (Вдоль всей картины протянулась  небольшая  речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы  река  резко поворачивает  влево).

4) Сравните цвет  воды  в речке у левого берега с цветом на дальнем плане.

(У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая).

5) Почему? Как вы думаете?

( Лучи солнца освещают задний план картины, а на переднем плане – тень.)

6) Что растет по берегам речки?

(По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст).

7) Почему осень на картине названа золотой? Объясните выражение: «В багрец и золото одетые леса». Что это значит?

8) Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

9) Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными?

10) Сравните ближние берёзки с берёзкой, которая стоит у поворота реки. Почему окраска у них разная?

11) Что мы видим на высоком берегу вдали  картины? Почему крестьянские дома такие маленькие?

(На заднем плане мы видим крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом.)

12) Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?

Осень в произведениях писателей (Слайд 10)

Многие писатели и поэты очень любили русскую природу и много о ней писали.

(подготовленные дети читают стихи)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

А.С.Пушкин

Наша осень, правда, золотая,

Как её иначе назову?

Листья помаленьку облетая,

Устилают золотом траву.

Е. Благинина

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зардели клёны.

В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

Утешает осень: «Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета».

 З.Федоровская.

ФИЗМИНУТКА

5.Речевая подготовка.

— В карточке №1 выберите слова, характеризующие небо, подчеркните их. (Слайд 11)

— А какие слова больше подходят для описания реки?

— В карточке № 2 выберите слова, характеризующие деревья, подчеркните их.

                                                                                                       (Слайд 12)

— А какие слова больше подходят для описания травы?       (Слайд 13)

6.Составление плана.

-Сколько будет частей в сочинении?  (Три части.)

-Как называются части?      (Вступление, основная часть и заключение).

-О чём будем рассказывать в первой части?

                (В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).

-Какими словами можно начать?

                             («Передо мной картина известного художника…»)

-Что будем описывать во  второй части?

                          (В ней будем описывать картину).

-Что именно будем описывать?

                             (Реку, берёзки, небо, поле, дома.)

-Как начнёте описание?

                             (На картине изображена ранняя осень…)

-О чём будем писать в третьей части?

                                      (О своих чувствах, об отношении к картине)

-Как можно начать заключительную часть?

                            (Когда я смотрю на картину, то  у меня возникает чувство…)

                          (Мне эта картина нравится тем то…)

                 

  На слайде  появляется развёрнутый план. (Слайд 14)

1.Передо мной —  картина известного художника…

2.Описание картины. (Река, берёзки, небо, поле, дома. Цвета картины.)

На картине изображена ранняя осень…

3.Моё отношение к картине. (Мне эта картина нравится тем, что…

ФИЗМИНУТКА

V. Написание сочинения по плану.

VI. Итог урока.

-Чему учились на уроке?

Заслушивание некоторых работ учащихся.

Приложение1

Карточка 1

голубое                   светлое

неширокая            чистая

спокойная              глубокая

чистое                    солнечное

тихая

с белыми облаками              

с медленным течением

Карточка 2

жёлтые                золотые

разноцветные       сухая

жёлтая                 как свечки

красивые             как ковёр

бурая

Карточка 3

зелёное, свежее, маленькая, как бархатный мягкий коврик, дальняя

Карточка 4

ПЛАН

1.Передо мной —  картина известного художника…

2.Описание картины. (Река, берёзки, небо, поле, дома. Цвета картины.)

На картине изображена ранняя осень…

3.Моё отношение к картине. (Мне эта картина нравится тем, что…

Карточка 5

Используй в сочинении:

деревья, кусты, трава (нежно — золотистая листва; порыжевшая, поблекшая трава; неяркая зелень; светлые, тонкоствольные березки).

небо и вода на картине (осеннее, лазурное небо; мрачная, холодная синева речки).

настроение, чувства вызывает пейзаж (ощущение тишины, покоя; мягкая лирическая грусть, навеянная увяданием природы).

nsportal.ru

План-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме: Урок -сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень»

     Открытый урок русского языка

                     

        Урок -сочинение

             по картине И.Левитана

                « Золотая осень»

Учитель Журавлева О.Л

Тема: Сочинение по картине И.Левитана «Золотая осень»

Цель: учить детей писать сочинение по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень», повышать грамотность учащихся, проводя словарно-орфографические упражнения по подготовке к сочинению;

развивать устную и письменную связную речь учащихся, расширять кругозор, умение собирать разнообразные материалы к сочинению, внимательно относясь к слову, пробуждать интерес к наблюдениям, самоанализу, работе с книгой;

воспитывать  у детей любовь к родной стране, краю, бережное, осторожное отношение к природе.

Оборудование: репродукция с картины И.Левитана «Золотая осень», гербарий, словарная работа

                                        Ход урока.

1.Организация внимания учащихся

II.Вступительная беседа.

       Сегодня мы подводим итог нашей работе. В году 4 времени года: зима, весна, лето, осень. Каждое время прекрасно и интересно по-своему. Сегодня к нам в гости пришла осень.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: « Не жалейте лета!»

Посмотрите – роща золотом одета».

Наша осень, правда золотая,

Как ее иначе назову?

Листья, помаленьку облетая,

Устилают золотом траву.

Солнышко то спрячется за тучей,

То раскинет желтые лучи.

И сидит поджаристый пахучий

С золотистой коркой хлеб в печи.

Яблоки пахучие, крутые

То и дело шлепаются вниз,

И зерна потоки золотые

Из колхозов морем полились.

 … Тишина в лесу. Оглянись! Какая  красота! Багряные листья осины точно крупные спелые яблоки. Желтизна березок будто золотая. Но вот из желтизны проглядывает вечнозеленая хвоя елочек и сосен.  Свеж и прозрачен воздух. Голубое небо. Солнце ласкает землю.

        Паустовский, Пришвин, Скребицкий, Майков, Толстой и другие писатели и поэты очень любили русскую природу и много о ней писали.

        О временах года создавали свои произведения и композиторы, и художники.

— Вспомните, кто из известных вам художников писал об осени? Исаак Ильич Левитан.

— Как называется его картина, воспевающая осень?

— Картина называется «Золотая осень»

III. Беседа по картине. Словарная работа.

(частичная)

-Представьте себе, что мы пошли на прогулку (открывается репродукция картины И.Левитана «Золотая осень»)

-Куда мы пришли? (на опушку леса)

-Что обозначает слово «опушка»? ( край леса)

-Докажите, что на картине изображена осень.

-Какие чувства, желания испытываете вы, когда смотрите  на эту картину?

          Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если установится сухая, теплая погода, и лес оденется в свой золотой наряд, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.

— Какие деревья изобразил художник с левой стороны от реки?

-Почему осинки можно назвать трепетными?

-Как разукрасила из осень?

— Что еще можно сказать про осинки?

( Они собрались на пригорке, греются на солнышке в последних лучах солнца, любуются окрестностями)

— Какие  деревья изображены вдали?

-Что можно сказать о наших любимцах?

(Они собрались все вместе в кружок и водят хоровод)

— Какой наряд подарила этим березкам осень?

(Осень накинула на них легкие сарафаны)

— Какое одинокое дерево растет на правой стороне реки? ( это тоже береза)

— Какого цвета наряд у этой березки? ( она вся золотая)

— Чем отличается ее окраска от окраски других деревьев? ( одинокая береза стоит вся золотая, а на других березках и осинках еще мелькает зеленый лист)

-Какие деревья остаются зелеными, не хотят одевать золотой наряд?

— Докажите , что день, изображенный на картине, солнечный и теплый.

(небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, деревья освещены солнцем, солнечные зайчики на траве, на реке)

— С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости, покоя?

(показывая чистые, яркие краски – голубые, желтые, художник создает у нас праздничное  настроение. Солнышко желтого цвета, нам от солнышка тепло, на картине много желтого цвета, листья желтые, от них тоже как будто идет тепло)

— День теплый солнечный, но посмотрите на реку. Что можно сказать о ней?

(вода у берега темная, в ней отражается трава, вода темная, как в омуте, очень холодная)

— Верно. Хотя день и солнечный, но вода уже не манит своей прохладой. Пришла осень.

-А что видно на высоком берегу вдали? Чем осенью может быть засеяно поле? О чем говорят эти озимые всходы?

(Чтобы мы не грустили. Пройдет зима, придет весна, и опять все кругом зазеленеет)

— Посмотрите еще раз на картину. Какое чувство, присущее всем нам, вызывает эта картина? ( чувство гордости за нашу Родину. Это наша родная природа, наша река, наш лес)

IV. Словарно-орфографическая работа.

(на доске слова)

з.л.тая                          бронзовая  к.льчуга

кр.савица                    лимонная ж.лтизна

легкие                         багряная

р.зоватые                    с.р.фан

облака                         к.сынка

треп.тная                     набросила

— О чем можно сказать «золотая», «красивая»? Подберите родственные слова.

— При описании чего можно использовать слова «легкие», «розоватые»? Подберите проверочные слова.

-Какая осенью береза, осина?

— Подберите к глаголу «набросила» слова, близкие по значению.

— Объясните значение слов «сарафан», «косынка».

— Разберите по составу слова «лимонная» , «желтизна»

V. Составление плана сочинения.

План.

                            1. Осень наступила.

2.Лес, точно терем расписной

3. Река луговая.

VI. Пересказ по частям, всего сочинения.

VII. Подбор эпиграфа ( домашнее задание индивидуально)

VIII.Запись сочинения.

IX. Перед написанием сочинения слушание отрывка из «Времен года» П.И.Чайковского «Осенняя песня»

X. Самопроверка.

XI. Итог урока.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *