Программа по внеурочной деятельности по изо 3 класс – Внеурочная деятельность 3 класс изо
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Фантазия». 3–4-е классы
Разделы: МХК и ИЗО
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности “Фантазия” является комбинаторной, составлена на основе синтеза авторских программ кружков по изобразительной деятельности: Е.И. Коротеева “Прикосновение”, О.И. Радомская “Волшебный мир народного искусства”, Воронова М. И. “Цветик-семицветик”, Е.В. Копцев “Декоративная композиция”, Ибрагимова Е.М. “Волшебные краски”.
Программа рассчитана на обучающихся 3-4 класса, проявляющих интерес к изобразительному искусству. Данная программа соответствует Концепции школы Социального Успеха, предполагающей создание в целостном педагогическом пространстве условий для успешной социализации личности, в том числе через внеучебную деятельность по интересам. Одним из приоритетных направлений внеучебной деятельности является блок Искусство. Программа “Фантазия” способствует раскрытию творческих способностей обучающихся, корректирует отношение к себе как к субъекту собственной жизни, таким образом, формируя ценностное отношение к категории Человек, которая является ключевой в Школе социального успеха.
Новизна данной программы заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании, которые не применяют на уроках изобразительного искусства. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники “акватипия”, “монотипия”, “кляксография”, “граттаж” и т.п. Таким образом, программа “Фантазия” продолжает идею программы внеурочной деятельности “Радуга”, которая знакомила обучающихся 1-2 классов с разными видами декоративно-прикладного творчества, за рамками школьной программы: оригами, лепка из слоеного теста, лепка из глины, графика, конструирование из бумаги.
Социальный аспект актуальности программы внеурочной деятельности “Фантазия” определяется тем, что она направлена на создание условий для саморазвития, самовыражения обучающихся, проявление обучающимися своих способностей, что соответствует ключевым идеям национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”.
Современные педагоги и психологи, в частности Д. Фильдштейн, отмечают, что в обществе: “Неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности”. Программа “Фантазия” направлена на создание образовательной среды, в которой дети младшего школьного возраста общаются и имеют возможность проявить себя, самоутвердиться, получают возможность решить свои эмоциональные проблемы через творчество. Этим и определяется научная актуальность программы “Фантазия”.
Педагогический (практический) аспект создания программы “Фантазия” вытекает из поэтапного перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты, которые предусматривают обязательную организацию внеурочной деятельности. Содержание программы “Фантазия” позволяет решать задачи, определенные Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в частности в сфере личностного развития. Программа обеспечивает готовность и способность обучающихся к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки “становиться лучше”. Программа “Фантазия” соответствует идее интегративности программ духовно-нравственного воспитания, так как содержание программы группируется вокруг таких базовых национальных ценностей, как творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость) и искусство (красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие), и духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся интегрируется в изобразительную деятельность обучающихся.
Нетрадиционное рисование – искусство, не основанное на традициях. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к творческой деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению собственных ощущений, настроения; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию творческой личности.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции — это и процесс, и результат практической деятельности — художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:
— интеллектуальному развитию ребенка;
— коррекции психических процессов и личностной сферы школьников;
— развивает уверенность в своих силах;
— развивает пространственное мышление;
— учит детей свободно выражать свой замысел.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Цель программы — создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности, фантазии.
Задачи:
— развивать творческие способности обучающихся;
— формировать духовную, эстетическую культуры и эмоциональное отношение к действительности;
— познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
— научить создавать свой неповторимый художественный образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные художественные материалы;
— формировать умения преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать;
— воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
— создать условия для положительной динамики личностного развития обучающихся (отношение к себе, к педагогу, к учебному процессу, к результату и к другим).
Содержание данной программы насыщенно, эмоционально значимо для школьников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.
В рамках занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму “изучения и обучения”. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Основные виды деятельности – практическая художественно – творческа
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Рабочая пограмма по внеурочной деятельности «ИЗО» 3 класс
Взаимодействие учебного процесса в начальной школе и внеурочной деятельности по изобразительному искусству может возникнуть на любом этапе развития основного образования и осуществляться в различных формах.
Программа изостудии в 3 классе создана с целью развития эстетического и воспитания детей, активизации художественного восприятия через развитие творческого воображения, фантазии, формирования внутренней гармонии, развитие художественно-творческих способностей детей. Предлагаемая программа реализует творческий потенциал детей и способствует его росту. Программа предназначена для обучения детей в начальной школе 3 класса, интересующихся изобразительным и художественным творчеством, одаренных учащихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
На изучение данного курса отводится 1 час в неделю, соответственно 34 часа в год.
Предполагаемая результативность курса.
В результате проводимых занятий ученики должны:
Проявлять повышенный интерес к художественной деятельности.
освоить основы видов художественной деятельности; изображение на плоскости, декоративную художественную деятельность.
овладеть навыками изобразительной грамоты
знать народные художественные промыслы России.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: восприятия и оценки произведений искусства, самостоятельной творческой деятельности.
активно участвовать в художественных выставках изобразительного искусства в школе
раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовно
в ходе курса обучения рисованию дети должны свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков. Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа. Владеть графическими и живописными навыками. Свободно ориентироваться в жанрах живописи. А так же иметь эмоциональное удовлетворение от занятий рисования.
Содержание курса
Для эффективного развития творческих способностей и прочного усвоения теоретических знаний учащимися программа составлена по разделам, которые чередуются в течение учебного года по возрастанию сложности предлагаемых заданий.
Раздел «Искусство в твоем доме». (8 часов)
Раздел «Искусство на улицах твоего города». (8 часов)
Раздел «Художник и зрелище». (10 часов).
Раздел «Художник и музей» (8 часов).
Календарно – тематическое планирование
п/пТема
Сроки планируемые
Сроки скорректированные
Мастера Изображения, постройки и украшения
5.09
Твои игрушки
12.09
Посуда у тебя дома
19.09
Обои и шторы у тебя дома
26.09
Мамин платок
03.10
6.-7.
Холодный дождик
17.10, 24.10
Открытки
31.10
Памятники архитектуры
07.11
Парки, скверы, бульвары
14.11
Ажурные ограды
28.11
Волшебные фонари
05.12
Витрины
12.12
Удивительный транспорт
19.12
Удивительный транспорт
26.12
Художник в цирке
09.01
Художник в театре
16.01
Театр кукол
23.01
Театр кукол
30.01
Маска
06.02
Афиша и плакат
20.02
Праздник в городе
27.02
Праздник в городе
06.03
Музей в жизни города
13.03
Музей искусства
20.03
Картина-пейзаж
03.04
Картина-пейзаж
10.04
Картина-портрет
17.04
Картина-портрет
24.04
Картина-натюрморт
01.05
Картины исторические и бытовые
08.05
Картины исторические и бытовые
15.05
Скульптура в музее и на улице
22.05
Каждый человек – художник. Итоговое занятие.
29.05
infourok.ru
Рабочая программа по внеурочной деятельности (3 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Искусство и я»
(использование нетрадиционных техник рисования на занятиях)
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок.
В.А. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Актуальность. Большую роль в развитии коммуникативной компетенции играет развитие творческих способностей учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Как отмечал Л.С. Выготский, ребенок строит воображаемую реальность, в которой удовлетворяет свои потребности, дает выход настроениям, чувствам. Развивая воображение детей, мы помогаем им понять, «проиграть» свои устремления, что очень важно для развития внутренней жизни.
В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать творческие задания, которые можно включить в занятия по внеурочной деятельности. Одной из форм данного вида деятельности является рисование с применением нетрадиционных техник, направленных на раскрытие творческих способностей учащихся, формирования духовно-нравственного развития, которое можно качественно развивать в условиях внедрения ФГОС.
Целью работы является использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей, формирования универсальных учебных действий и духовно-нравственного развития учащихся на занятиях по внеурочной деятельности «Искусство и я».
Задачи:
создать условия для формирования универсальных учебных метапредметных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных;
сформировать у детей интерес и любовь к родному краю через нетрадиционные техники рисования;
развивать в ребенке чувства красоты, чувства ритма, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии;
По нашему предположению, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей. Данное предположение взято в качестве гипотезы данной программы.
Основной педагогической идеей данного опыта является развитие творческих способностей учащихся на занятиях во внеурочное время посредством использования нетрадиционных техник, на которых решаются задачи всестороннего развития детей, необходимого для успешного обучения в школе, формируются универсальные учебные метапредметные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Новизна данной программы заключается в применении нетрадиционных техник рисования на занятиях по внеурочной деятельности для развития творческих способностей учащихся, формирования универсальных учебных действий и духовно-нравственного развития учащихся в условиях внедрения ФГОС.
Методы работы
информационно-рецептивный;
репродуктивный;
исследовательский;
проблемно-поисковый.
Структура занятия:
Вводная часть — настрой на творчество состоит в подготовке детей к художественной деятельности. Основная часть — предполагает индивидуальное творчество, целесообразно включать музыку в сочетании с изобразительным творчеством. Заключительный этап – презентация работы и рефлексия.
Общепедагогические принципы построения занятий:
Специфические принципы, обусловленные использованием нетрадиционных методов рисования:
обогащение сенсорно — чувственного опыта;
принцип естественной радости;
эстетизация предметно — развивающей среды и быта в целом;
взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
поддержание в ребенке чувства собственного достоинства и позитивного образа «Я»;
На занятиях используются следующие нетрадиционные техники рисования: волшебные ладошки (пальчиковая терапия), тычок жесткой полусухой кистью, печатание (оттиск пробкой, печатками из картофеля), ниткография, игры с кляксой, монотипия, паспарту, (дети учатся ориентировочно-исследовательским действиям, осваивают способы работы с нетрадиционными инструментами), рисование набрызгом, граттаж.
Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, мелкую моторику, дает полную свободу для самовыражения.
Нетрадиционные методы рисования можно применять не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. При использовании данной методики, было отмечено, что у детей качественно повышается интерес к изобразительной деятельности, изучению родного края, развиваются мыслительные и коммуникативные навыки, самостоятельность, таким образом, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческого потенциала детей и формирования универсальных учебных действий.
В работе применяются технологии: здоровьесберегающие (биоадекватные), игровые, информационно- коммуникационные, проблемного обучения и КТД.
Заключение
Применение нетрадиционных форме и методов рисования позволяет создать условия для формирования универсальных учебных действий.
У обучающихся активно формируется уровень мотивации, развивает интерес и любовь к родному краю, развивает в ребенке чувства красоты, чувства ритма, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии.
Креативность нетрадиционных техник рисования способствует овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умению адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности; формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Программа рассчитана на I полугодие. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
Часы
Тема занятий с описанием
1
1 ч
Рисование пальчиками
Ребенок опускает в краску пальчик и наносит пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. В процессе рисования можно пользоваться влажными салфетками. После занятия руки моют с мылом.
В такой технике можно рисовать цветы, ягоды, гусеницу, божьих коровок в траве, листья на деревьях и многое другое
2
1 ч
Рисование ладошкой
Ребенок опускает ладошку в краску или окрашивает ее широкой кистью и делает отпечаток на бумаге. Можно рисовать обеими руками. Затем дополнить изображение мелкими деталями. Хорошо получаются в этой технике разные птицы, рыбки, осьминожки, бабочки, цветы, кроны деревьев. Другой вариант: ребенок обводит свою ладошку карандашом, а затем превращает полученный контур в новое изображение (цветы в вазе, грибы в корзине, лес, птицу)
3-4
2 ч
Рисование цветным клейстером
Ребенок с помощью широкой кисти наносит на бумагу подкрашенный клейстер, затем палочкой или вилкой «процарапывает» выразительные детали. Это могут быть морозные узоры, волны на море, узор на посуде, домике.
5
1 ч
Тычок жесткой кистью
Ребенок опускает в гуашь сухую жесткую кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Тычками заполняется силуэт пушистого животного или растения сначала по контуру, затем внутри его. Можно наносить тычки по всему листу для изображения снегопада, листвы деревьев, травы.
6-7
2 ч
Оттиск печатками
Печатки можно сделать самим из картофеля, моркови, пенопласта, ластика, пластилина, пробок от бутылок, рельефной ткани. А можно использовать любые предметы окружающего пространства- кубики, крышки от различных флакончиков, детали мозаики, игрушки.
Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской или просто опускает в густую гуашь и наносит оттиск на бумагу .Для каждого цвета используется своя печатка. Сочетая разные печатки можно создать разнообразные узоры, пейзажи, сюжетные композиции.
8
1ч
Рисование поролоном
Ребенок опускает кусочек поролона ( или тампон из поролона) в густую краску и наносит оттиск на бумагу. Можно использовать трафарет. Кусочками поролона хорошо тонировать бумагу, создавая фон для будущего рисунка, рисовать животных, птиц, передавая фактуру шерсти, оперения.
9-10
2 ч
Отпечатки листьев
Ребенок покрывает листок дерева красками, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге, накрывает сверху другим листком бумаги и проглаживает. Затем аккуратно все убирает и получает отпечаток .Детали можно дорисовать тонкой кисточкой. Этот вид рисования удобно использовать осенью, когда без труда можно найти разнообразные еще не высохшие листья и создать очень похожие на настоящие букеты, пейзажи и др.
11
1 ч
Рисование мятой бумагой
Ребенок сминает плотную бумагу в комок, опускает ее в густую краску и наносит на бумагу, получая отпечаток неопределенной формы. Так очень быстро можно получить траву, кроны деревьев, снежный покров, изображения с пушистой фактурой( цыпленок, одуванчик)
12-13
2 ч
Набрызг
Ребенок набирает густую краску на зубную щетку, затем проводит ею о палочку, расческу или кусочек картона, держа их над листом бумаги. Краска разбрызгивается на бумагу. Используя внешние и внутренние трафареты, можно получить цветные фактурные изображения или наоборот белые контурные изображения на цветном фоне
(снежинки, самолет в небе, парашютист в небе). Можно изобразить снегопад или дождь.
14
1 ч
Воздушные фломастеры (блопены)
Похожая техника, только брызги получаются более мелкими, и требует меньше подготовки
Ребенок берет фломастер, готовит его к работе, дует в него длительно, заполняя мелкими брызгами трафарет или весь лист. Можно использовать сочетание нескольких цветов, несколько трафаретов, создавая сюжет или узор
15
1 ч
Монотипия (предметная и пейзажная)
Ребенок складывает лист бумаги пополам, разворачивает ее, на одной стороне рисует половину предмета или пейзаж. Затем, пока краска не высохла, снова складывает для получения отпечатка. Эта техника предусматривает довольно быстрый темп работы, поэтому лучше выбирать для изображения простые, хорошо усвоенные детьми предметы
16-17
2 ч
Кляксография
Ребенок зачерпывает жидкую краску ложечкой, выливает на бумагу, накрывает другим листом. Затем, верхний лист снимает и определяет на что похоже изображение. При необходимости можно дорисовать детали. Эта техника требует достаточно развитого воображения, поэтому лучше ее использовать со старшими детьми.
18-19
2 ч
Раздувание краски
Ребенок выливает жидкую краску на бумагу, дует из трубочки на пятно так, чтобы краска растекалась в разные стороны. Можно сделать несколько разных пятен. Недостающие детали дорисовать .С помощью этой техники можно нарисовать деревья, цветы, ежика, солнышко и многое другое
20-21
2 ч
Рисование свечой или восковыми мелками
Ребенок рисует свечой или мелками на белой бумаге, затем закрашивает весь лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок, сделанный свечой или мелками, остается незакрашенным. Если детям трудно рисовать белым на белой бумаге, можно обводить карандашный контур или использовать трафарет .Интересными получаются сделанные в этой технике зимние пейзажи, морозные узоры на окне, веточки вербы, подснежники или ромашки
22-23
2ч
Рисование веревочкой
Ребенок смазывает клеем контур предмета, затем постепенно выкладывает его веревочкой. Изображение внутри контура раскрашивает обычным способом или тычком. Очень хорошо развивает мелкую моторику, контурное восприятие предмета.
Лучше использовать на плотной бумаге ,картоне. В качестве веревочек можно использовать шерстяные нитки, шнурки, тонкую тесьму
24
1 ч
Рисование ватной палочкой
Ребенок или взрослый рисует контурное изображение предмета, затем делает отпечатки ватной палочкой, размещая их близко друг к другу, по карандашному контуру. Затем можно заполнить и середину изображения. На каждый цвет берется чистая палочка. Эта техника доступна даже малышам, позволяет быстро получить много одинаковых кружочков, украсить одежду, посуду, получить необычное фактурное изображение
25-26
2 ч
Рисование акварелью по туши
Ребенок или взрослый рисует тушью контур предмета. После высыхания раскрашиваем акварельными красками. При этом тушь не растекается, рисунок остается ярким, привлекательным.
Похожая техника- техника выполнения витражей, На контур будущего рисунка наноситься клей ПВА. Именно он после высыхания не дает акварели растекаться и смешиваться
27-28
2 ч
Рисование сыпучими материалами (соль, песок, крупы)
Ребенок наносит клей на силуэт, карандашную линию, затем щедро посыпает сыпучим материалом. Лишний материал ссыпается на поднос.
Соль, манку можно подкрасить.
Иногда манку добавляют в гуашь и рисуют этой смесью, для получения более объемного изображения
29
1ч
Мраморная бумага
30
1 ч
Паспарту.
31
1 ч
Граттаж.
32
1 ч
Монотипия
При помощи губки или валика ровным слоем нанести краску на подготовленную заранее поверхность
Нарисовать ватной палочкой рисунок
Аккуратно прижать лист бумаги к поверхности, снятьего. Рисунок, выполненный в технике монотипия, готов
33-34
2 ч
Круглая картина — тондо
Приложение
Мраморная бумага
Для детей в творчестве больше важен сам процесс, чем полученный результат. Мы же, взрослые, заинтересованы в конечном продукте нашей деятельности. Сегодня мы хотим вам предложить такой вид игры с красками, который удовлетворит потребности как детей так и взрослых. Ребятишки получат удовольствие от самого процесса создания т.н. «мраморной бумаги», ведь это так здорово — смешивать папин крем для бритья с разноцветными красками, создавая красивыми узорами. А родители будут приятно удивлены тем, какая красивая бумага для детских поделок получится в результате.
Для изготовления «мраморной бумаги» вам потребуются:
крем (пена) для бритья
акварельные краски или пищевые красители
плоская тарелка для смешивания пены для бритья и красок
бумага
скребок
План работы:
Равномерным толстым слоем нанесите пену для бритья на тарелку
Смешайте краски или пищевые красители разных цветов с небольшим количеством воды, чтобы получился насыщенный раствор.
С помощью кисточки или пипетки накапайте краску разных цветов на поверхность пены в произвольном порядке.
Теперь все той же кисточкой или палочкой красиво размажьте краску по поверхности, чтобы она образовывала причудливые зигзаги, волнистые линии и т.п. Это самый творческий этап всей работы, который доставит удовольствие детям.
Теперь возьмите лист бумаги и аккуратно приложите его к поверхности получившейся узорчатой пены.
Положите лист на стол. Вам осталось только соскрести всю пену с листа бумаги. Для этих целей можно использовать кусок картона или разрезанную пополам крышку.
Просто удивительно! Под слоем пены для бритья вы обнаружите потрясающие мраморные узоры. Краска успела быстро впитаться в бумагу, вам надо только дать ей высохнуть в течение нескольких часов.
«Мраморную бумагу» можно использовать для изготовления поделок и открыток своими руками. Из нее получится оригинальная оберточная бумага.
Паспарту.
Начинать работать с детьми в технике паспарту можно с раннего возраста. С помощью этой нетрадиционной техники рисования можно превратить детские «каляки-маляки» в настоящий рисунок, в буквальном смысле придав им форму. Вообще, паспарту – это кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием, под рамку, в которую вставляют рисунок или гравюру так, что их легко заменять другими.
В нашем случае паспарту – это нарисованный на плотной бумаге простой рисунок, часть деталей которого вырезана. Например, можно нарисовать бабочку и вырезать у нее крылышки. Или нарисовать цветок и вырезать у него лепестки. Удобно использовать для этого маникюрные ножницы.
Если вы не очень хорошо рисуете, то наберите в любом поисковике, например, в Яндексе или Гугле , запрос «простые раскраски для малышей», выберите понравившуюся вам раскраску и распечатайте ее на плотной бумаге. После этого какие-то детали изображения вырежьте.
На другом листе бумаги ребенок карандашами или красками рисует свои «каля-маля». После того как краска высохнет, наложите на него заранее заготовленное паспарту. В результате у вас получится, например, бабочка с цветными крылышками. Малышу будет интересно наблюдать за превращением своего рисунка.
Пример паспарту с «каляка-маляками». Во-первых, нам надо сделать рамку, для этого подойдет лист картона или плотной бумаги. Печатаем или рисуем на нем большую бабочку и вырезаем маникюрными ножницами оконца на месте крыльев, оставляя контур. Изображение бабочки можно взять из интернетовских раскрасок. Затем выбираем лист с самыми красивыми «каляка-маляками».
Накрываем «каляки-маляки» нашей рамкой — бабочкой, скрепляем их, и детское паспарту готово, теперь можно повесить его на стену.
Пример классического паспарту. Сначала делаем рамку, это может быть лист картона или бумаги. Вырезаем в нем отверстие. В нашем примере оно круглое. Украшаем рамку изображением бабочки — скачаем понравившийся рисунок бабочки из Интернета, распечатаем, вырежем и наклеим его на рамку.
Затем даем ребенку лист плотной бумаги, на котором он должен нарисовать свой рисунок. У нас нарисованы цветы. Теперь осталось поместить рисунок под вырезанную рамку и закрепить его.
Граттаж.
Давайте сегодня поиграем в “цап-царапки” или по научному — нарисуем картину в технике “граттаж”.
Слово “граттаж” произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.
Вам потребуется: плотная бумага или картон,акварельные краски или восковые мелки свеча гуашевая краска черного цвета или тушь любое жидкое моющее средство (шампунь)
План работы:
Раскрасьте лист бумаги или картона разноцветными восковыми мелками. Не жалейте восковые мелки, они должны покрыть бумагу толстым слоем! Единственный цвет, который нельзя использовать – черный.
В том случае, если у вас нет восковых мелков используйте акварельную краску. Покройте бумагу акварельной краской, дайте краске высохнуть, после чего хорошенько натрите бумагу свечой. У вас должен получится разноцветный лист бумаги, покрытый толстым слоем парафина.
В черную гуашь или тушь добавьте немного жидкого мыла или шампуни, хорошо перемешайте и покройте подготовленный лист этой смесью. (жидкое мыло способствует равномерному нанесению краски). Дайте краске хорошенько просохнуть.
Ну а теперь самое интересное! Процарапываем любым острым предметом (например, зубочисткой или вязальной спицей) рисунок. Образуется на черном фоне картинка из цветных штрихов.
Монотипия – одна из самых простых нетрадиционных техник рисования для детей. Чтобы нарисовать рисунок в технике монотипия, вам потребуются:
любая гладкая поверхность, которая не пропускает воду (например, кусок оргстекла или обычный противень)
краска
губка для мытья посуды или валик для краски
ватные палочки
бумага
План работы:
При помощи губки или валика ровным слоем нанесите краску на подготовленную заранее поверхность
Нарисуйте ватной палочкой рисунок
Аккуратно прижмите лист бумаги к поверхности, снимите его. Рисунок, выполненный в технике монотипия, готов!
Круглая картина — тондо. Такая форма картин была особенно популярна в ренессансной Италии, в частности, во Флоренции. Чаще всего тондо называют изображения мадонны с младенцем, круглые по композиции и характерные для итальянского искусства флорентийской школы середины XV — первой половины XVI вв.
Композиция в круге. Для этого вам потребуются:
белая и цветная бумага
ножницы
простой карандаш
цветные фломастеры или карандаши
краски и кисточка
круглый предмет подходящего диаметра
План работы:
1. Продумайте, какую картину вы нарисуете в круге. Хотим обратить ваше внимание на то, что здесь не будет нижнего края бумаги, где обычно рисуют землю, или верхнего края, который служит небом. Здесь нужно будет рисовать или писать красками совсем по-другому. Начинающие художники должны сначала продумать, какие композиции лучше подходят для круга, чем для квадрата. Многие из идей картин в форме круга можно найти вокруг, например: круглые цветы, снежинки, аквариум с рыбками, картинка в калейдоскопе, земной шар, циферблат настенных часов круглой формы, паутина.
2. Вы можете вырезать круг из белой или цветной бумаги. Для этого положите на бумагу заранее подготовленный предмет круглой формы и подходящего по размеру диаметра. Обведите его простым карандашом, после чего вырежьте получившийся круг.
3. Если вы вырезали круг из белой бумаги, то наклейте его на цветную бумагу. Если вы вырезали круг из цветной бумаги, то наклейте его на белую бумагу.
4. Нарисуйте красками или цветными карандашами (фломастерами) картину, заключенную в круг.
infourok.ru
№ занятия | Тема | Формы учебной деятельности | Характер деятельности учащихся | Формируемые УУД | Дата проведения | ||
Декоративное раскрашивание (2 часа) | |||||||
1. | Введение. Чем и как рисует художник? | Беседа об основах рисунка и техниках рисования. | Знакомство с произведениями выдающихся художников. Рассмотрение различных техник. Раскрашивание рисунка «Кленовый лист» цветными карандашами. | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях (деталях) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Овладевать первичными навыками работы карандашом и кистью. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями, осознавая, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). | |||
2. | Эмоции и цвета в жизни. | Беседа об основных цветах. Знакомство со спектром цветов и эмоциональной составляющей каждого цвета. | Закрепление основных видов цветов (холодные и теплые оттенки). Раскрашивание рисунка «Облака» акварелью. | ||||
Тематическое рисование (4 часа) | |||||||
3. | Летние воспоминания | Беседа о летних каникулах, ярких впечатлениях. Работа с картинами художников: И.Левитан «Березовая роща», В.Поленов «Заросший пруд», И.Шишкин «Дубровая роша». Составление общей композиции рисунка. | Знакомство с картинами художников. Анализ цветовых решений. Составление небольших эмоционально – окрашенных рассказов по картинам. Определение начального эскиза рисунка. | Умение анализировать увиденное. Выражать свои мысли и вступать в диалог с учителем и сверстниками. Умение работать с картинами, как способом плана рисунка. Умение делать эскиз будущего рисунка. | |||
4. | Летние воспоминания. Работа в цвете. | Фронтальная и индивидуальная работа над цветовым выполнением рисунка. | Учащиеся выполняют работу в цвете при помощи акварели или гуаши. | Создавать, изображать на плоскости природные объекты. Освоить основные приемы изобразительной деятельности. Овладевать первичными навыками работы гуашью и акварелью. | |||
5. | Осенние сказки | Беседа о золотой поре осени. Анализ картин художников: В. Коркодым. «Золото осени», Аполлинарий Васнецов. «Осень», Ю. Клевер. «Осенний парк», Лилия Чёрная. «Осень». | Знакомство с картинами художников. Составление общего плана рисунка. Выполнение наброска карандашом. | Умение анализировать увиденное. Выражать свои мысли и вступать в диалог с учителем и сверстниками. Умение работать с картинами, как способом плана рисунка. Умение делать эскиз будущего рисунка. | |||
6. | Осенние сказки. Работа в цвете. | Фронтальная и индивидуальная работа над цветовым выполнением рисунка. | Овладение техникой мазка гуашью. | Умение работать гуашью в технике мазка. | |||
Пейзаж вокруг (6 часов) | |||||||
7. | Жанры живописи. Пейзаж. | Беседа о жанре живописи. Раскрытие видов пейзажа. Знакомство с картинами художников. Раскрытие основных моментов изображения картин. | Знакомство с картинами художников – пейзажистов. Работа с фотографиями пейзажев. | Формирование понятий «Пейзаж», умение различать виды пейзажа. Умение соотносить картины с видом и техникой изображения. Умение анализировать увиденное, составлять анализ по картинам. Умение выражать собственные эмоции и мысли. Умение вступать в диалог, работать в парах. | |||
8. | Городской пейзаж. | Рассмотрение картин городского пейзажа художников: «Вид города Инсбрука» А.Дюрер, «Зима. Бульвар (Париж)»А. Зайцев, «Аллея» Б. Дугаржапов. | Работа с картинами художников над городским пейзажем в разное время года. Выполнение рисунка «Город поздней осени». | ||||
9. | Парковый пейзаж. | Рассмотрение фотографий парка. Беседа об объектах паркового пейзажа. | Работа с фотографиями парков города. Анализ основных элементов паркового пейзажа. Рисование цветными карандашами парка родного города. | ||||
10. | Сельский пейзаж. | Беседа о сельской местности и сельской жизни. Анализ картин художника А.К. Саврасова. | Анализ картин русского художника А.К. Саврасова. Составление рассказов по картинам. Рисование эскиза сельского пейзажа. | ||||
11. | Пейзаж настроения. | Работа с выражением: «Природа – мое второе «Я»». Беседа о цветах и настроении. | Учащиеся работают над наброском пейзажа своего настроения, сопоставляя себя природе. | ||||
12. | Пейзаж настроения. Работа в цвете. | Учащиеся работают в цвете используя акварель и фломастеры. Работа в парах. | |||||
Прекрасный натюрморт (6 часов) | |||||||
13. | Натюрморт | Познакомить с понятием “натюрморт». План рисования натюрморта. Анализ картин художников. | Учащиеся знакомятся с новым понятием и планом рисования натюрморта. На основе картин, составляют общую картину плана рисования. | Умение характеризовать вид живописи «натюрморт», различать его виды. Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства. Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к источнику красоты и вдохновения. Способствовать развитию умений и навыков, необходимых для коллективного творчества. Умение следовать заданному образцу, контролировать и корректировать собственную деятельность. | |||
14. | Сюжетно – тематический натюрморт «Рождество» | Знакомство с видом натюрморта сюжетно – тематического. Беседа о празднике Рождества у католиков. Рассмотрение картин художников на данную тему. И.Сафронова «Зимний вечер», С.Шевчук «Рождественская сказка». | Учащиеся беседуют на рождественскую тематику, рассматривают картины художников. Выделяют символы Рождества. | ||||
15. | Сюжетно – тематический натюрморт «Рождество» | Выполнение работы гуашью, без зарисовок карандашом. | |||||
16. | Цветочный натюрморт | Знакомство с цветочным натюрмортом. Беседа о картинах Г. Купера. Анализ его работ. | Учащиеся анализируют картины европейского художника Г.Купера. Знакомятся с изображением цветов в натюрморте. Выполняют карандашный вариант рисунка. | ||||
17. | Цветочный натюрморт | Продолжение работы над цветочным натюрмортом в цвете. | Учащиеся выполняют рисунок в цвете. | ||||
18. | Занятие — выставка | Выставка работ учащихся «Цветочный натюрморт». | |||||
Графика (5часов) | |||||||
19. | Волшебный карандаш | Знакомство с техникой работы с карандашом. Рассмотрение картин в разных стилях графики. Знакомство с понятием «тень». | Учащиеся знакомятся с картинами художников. Поэтапно по образцу создают первый эскиз геометрической фигуры. | Уметь рассматривать и анализировать образец, выделяя признаки по форме, цвету ,существенные детали Овладевать приёмами работы различными графическими материалами. Создавать графическими средствами образы природы. Выбирать характер линии для создания эмоциональных образов в рисунке. Изображать графическими средствами животных и птиц, строения. Выражать характер. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. | |||
20. | Книжная графика. Изображение медведя | Знакомство с видом графического рисунка. Рассмотрение книжной графики. | Выполнение рисунка цветными карандашами «Медведь». | ||||
21. | Штрих и его виды | Беседа по технике штрихования. Работы с образцами. | Выполнение рисунка штриховкой «Мои обои». | ||||
22. | Техника печати «сухой кистью» | Знакомство с техникой и этапами рисования. Рассмотрение картин. | Учащиеся знакомятся с новой техникой. Выполняют рисунок «Рыбка» сухой кистью. | ||||
23. | Теневой рисунок «Птица» | Беседа по картинам с изображением птиц. Работа с тенью на рисунке. | Поэтапное изображение синицы простым карандашом, изображение светлой и темной стороны рисунка. | ||||
Анимализм (5 часов) | |||||||
24. | Анимализм | Знакомство с жанром изобразительного искусства. Беседа по картинам: | Учащиеся знакомятся с жанром искусства анимализма. Делают зарисовки животных карандашом. | Умение объяснять жанр изобразительного искусства «Анимализм». Умение объяснять понятие «иллюстрация», виды иллюстраций. Умение изображать образы животных в различных техниках. Умение работать с пластилином. Умение следовать заданному образцу, контролировать и корректировать собственную деятельность. Умение анализировать увиденное. Выражать свои мысли и вступать в диалог с учителем и сверстниками | |||
25. | Наскальная живопись | Знакомство с первыми изображениями животных в пещерах. Рассмотрение фотографий наскальной живописи. | Учащиеся анализируют наскальную живопись. Знакомятся с историей рисунков. Выполняют работу гуашью «Наскальный рисунок» | ||||
26. | Иллюстрация сказки «Ослик Маффин и его друзья» | Работа с картинами А.Дюрера, Ф.Снайдерс. Знакомство с понятием иллюстрация. | Анализ картин и иллюстраций. Выполнение рисунка иллюстрации к сказке. | ||||
27. | Лепка животных | Беседа на тему анимализма в скульптуре. | Лепка животного по выбору из пластилина. | ||||
28. | Рисунок слона | Организация конкурса на лучший рисунок слона. | |||||
Рисование с натуры (4 часа) | |||||||
29. | Рисование с натуры «Бабочка» | Раскрытие понятия «Симметрия». Рассмотрение фотографий бабочек. | Учащиеся знакомятся с новым понятием, выполняют работу «Бабочка». | Умение рисовать с натуры изображения фруктов и овощей, различных предметов живой и неживой природы. Умение работать с понятием «Симметрия». Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства. Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к источнику красоты и вдохновения. | |||
30. | Рисование с натуры «Бабочка» | ||||||
31. | Рисование с натуры фруктов | Беседа по картинам: К. Бычков «Натюрморт с апельсином», Г.Алехнович «Натюрморт с фруктами», В.Валевская «Десерт». | Учащиеся направлены на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета. Выполнение рисунка «Яблоки на столе». | ||||
32. | Набросок с разных сторон | Объяснение изображения предметов с разных сторон. | Усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе. Выполнение наброска | ||||
Проектная работа (2 часа) | |||||||
33. | Проект «Виды искусства» | Определение цели, задач, плана исследования. Определение групп по темам исследования: «Пейзажисты», «Натюрморт», «Анималисты», «Иллюстраторы», «Графиты». Запись основных вопросов исследования. Сбор информации. | Умение ставить цель и определять задачи исследования. Умение составлять план работы в соответствии с заданной целью. Умение работать в группе и выполнять работу согласно отведенной роли. Умение выражать собственные мысли и защищать собственную точку зрения. Умение презентовать работу и защищать собственные идеи. | ||||
34. | Защита проекта «Алмазные кисти» | Защита проектов по группам. Обобщающее занятие – выставка рисунков по группам. |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный художник» 3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа «Юный художник» для 3 класса составлена на основе требований ФГОС НОО Примерной программы рвнеурочной деятельности Е.И.Коротеевой «Смотрю на мир глазами художника», разработанной по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агенства по образованию.
Программа составлена в соответствии учебным планом (34 часа в год, 1 час в неделю, срок реализации — 1 год).
Актуальность программы
Рабочая программа
направлена на реализацию общекультурного направления развития личности, согласно требованиям ФГОС НОО,
на развитие художественно-творческих способностей обучающихся в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения,
обеспечивает реализацию социального заказа, определенного на основе анкетирования родителей и обучающихся.
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность обучающимся проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.
Основные задачи:
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в направлениях художественного творчества;
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
учить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров изобразительного искусства.
Рабочая программа рассчитана на обучающихся 3 класса, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью.
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства акцентируется внимание на гуманистическую составляющую искусства: красота, добро, истина, творчество, ценность природы и человеческой жизни. На занятиях формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а так же языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Решению задач, поставленных в программе, служат многообразие видов и форм выполняемых работ, а так же поощрение создания собственных образов.
По ходу занятий обучающиеся посещают выставки творческих работ, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы, посещают библиотеку, организуются экскурсии в парковую зону.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы к концу 3 класса
Личностные
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой и даже с математикой.
Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса обучающимися изучается общеэстетический контекст.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
понимать цель выполняемых действий,
понимать важность планирования работы;
выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
осуществлять контроль своих действий;
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
решать творческую задачу, используя известные средства.
Познавательные УУД
различать формы в объектах;
сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
характеризовать персонажей произведения искусства.
Коммуникативные УУД
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
уметь слышать, точно реагировать на реплики;
учитывать мнения других в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Предметные
ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
умение передавать в тематических рисунках пространственные отношения : изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних- выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов, сознательно изображать линию горизонта и пользоваться приемом загораживания;
передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предмета;
правильно работать акварельными и гуашевыми красками – рисовать и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность, выполнять простейшие узоры в полосе, квадрате, круге из декоративных форм растительного мира;
высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему).
Формы подведения итогов
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся в классе, в школе.
• Отслеживание в ходе наблюдений уровня сформированности УУД.
Календарно – тематическое планирование 3 класс
Плановые сроки
Скорректированные сроки
1
Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг нас»
1
4.09
2
«Выполнение набросков с натуры»
1
11.09
3-4
«Рисование листьев деревьев»
2
18.09
25.09
5
«Рисование дерева»
1
2.10
6-7
«Рисование цветов»
2
16.10
23.10
8-9
«Рисование птиц»
2
30.10
6.11
10
«Сюжетная работа»
1
13.11
11
Типы линий.
1
27.11
12-13
Работа цветными карандашами
2
4.12
11.12
14-15
Работа фломастером
2
18.12
25.12
16
Вид графики. Гравюра
1
15.01
17
Скульптура. Приемы работы с пластилином
1
22.01
18
Выполнение творческих работ. Лепка с натуры
1
29.01
19
Выполнение творческих работ. Лепка по памяти.
1
5.02
20
Выполнение творческих работ. Сюжетная лепка (закрепление изученного).
1
12.02
21
Беседа «Что делают из бумаги».
1
26.02
22
Виды аппликаций
1
4.03
23
Технология выполнения обрывной аппликации
1
11.03
24
Выполнение творческих работ. Вырезанная аппликация.
1
18.03
25
Выполнение творческих работ. Симметричная аппликация.
1
25.03
26
Выполнение творческих работ. Сюжетная аппликация
1
8.04
27
Виды бумаги, трансформация плоского листа бумаги.
1
15.04
28
Выполнение творческих работ по образцу.
1
22.04
29
Выполнение творческих работ по рисунку, схеме.
1
29.04
30
Выполнение творческих работ по рисунку, схеме..
1
6.05
31
Методы работы с природными материалами. Аппликация из листьев. Цветы и деревья.
1
13.05
32-33
Аппликация из листьев. Животные.
1
20.05
34
«Организация и обсуждение детских работ»
1
27.05
infourok.ru
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству для 3-4 классов «Акварелька»
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству для 3-4 классов «Акварелька»»
«Акварелька» – образовательная программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству. Автор – Трифонова О. М.
Пояснительная записка
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.В. Л. Сухомлинский
Детство самый значительный период в жизни любого человека и от того, каким оно будет, зависит то, насколько человек будет подготовлен к жизни, насколько богат и гармоничен будет его духовный мир, каковы будут его эстетические и художественные предпочтения и интересы, система ценностей и идеалов, насколько полно раскроются задатки и проявятся способности. Одним словом, детство – это период, в который активно формируется личность человека, а значит и будущее мира. Высказывание немецкого богослова 19 века Толука красноречиво и образно раскрывает значение этого периода в жизни человека, общества, социальной и государственной структуры: «Я думаю, что мир управляется из детской».
Ребенок – активно развивающаяся структура, поэтому в основе воспитания, образования и обучения должно стоять развитие. Причём развитие всестороннее и полимодальное, т.е. реализующее интеллектуальную и эмоциональную, физическую и духовную, ассоциативно-образную и художественную, нравственную и патриотическую формы становления личности. Важно отметить, что искусство также наделено вектором будущего и устремлено в него. Кроме того, искусство направлено не на массы, а обращено к конкретной личности, к субъекту, что во многом определяет силу его эмоционального воздействия на эту личность.
Искусство расширяет границы познавательной деятельности школьника, несёт ему информацию особого рода – о тончайших нюансах человеческих взаимоотношений, о становлении характера. Оно моделирует мир, а значит, даёт возможность выявить различные взаимоотношения этого мира, что стимулирует творческие способности личности. Чувственная природа искусства усиливает мировоззренческое воздействие на личность, превращает искусство в сильное воспитательное средство, которое участвует в формировании духовных ценностей.
Изобразительное искусство как учебный предмет открывает также широкие возможности для формирования мировоззрения подростка, так как его фундаментальная база опирается на познавательные и творческие подходы учащихся к окружающему миру, воспитывая у них художественно-эстетическое освоение действительности.
Изучая язык изобразительного искусства, подросток учится воспринимать реалистические художественные образы как образы, отражающие действительность, красоту и богатство мира.
Всё это мы учитывали при разработке образовательной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Акварелька».
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества младших школьников обусловлена необходимостью решения одной из важнейших задач современ
multiurok.ru
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (ИЗО, 3 класс) по теме: Программа курса внеурочной деятельности по ИЗО 3 класс
Личностные:
— формирование социальной роли ученика;
— формирование положительного отношения к учению;
— представления о ценности природного мира для практической деятельности человека
развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
— осмысление своего поведения в школьном коллективе;
— ориентация на понимание причин успеха в деятельности.
— формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников;
— формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;
— умение видеть красоту труда и творчества.
формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
— формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;
Регулятивные:
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные:
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
донести свою позицию до собеседника;
оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
учиться планировать работу в группе;
учиться распределять работу между участниками проекта;
понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами. Предметные:
Конструирование и лепка.
Рисование с натуры и представлению
Построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент. Работа с акварелью и гуашью; художественная роспись платков, их разнообразие, орнамент
Конструирование из цветной и белой бумаги
Конструктивное строение: объемное изображение фигур
Выполнение эскизов.
Работа акварелью, гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).
Декоративно-прикладное творчество.
nsportal.ru