cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Суффиксы чик щик упражнения – Упражнения по теме «Суффикс существительных -чик- и -щик-«

Содержание

Упражнения по теме «Суффикс существительных -чик- и -щик-«

Суффикс существительных -чик (-щик)

В суффиксе существительных -чик (-щик)

ч

щ

после букв: д, т, з, с, ж

объездчик

в остальных случаях:

барабанщик

Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных.

Задание 1. Вставь суффикс, объясни орфограмму.

Камен….…., водопровод…….., барабан…..…, полиров………, сбор………, газет…….…, рассказ……….., стеколь………., бетон…….…, вагон………. .

Перевод……..…, буриль………, разнос………, портфель…..…, пулемёт…..…, уголь………, набор…….…, компьютер………, забастов………, зачин………. .

Задание 2. Образуй от данных слов существительные

-Чик-, -щик-: баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, часы, резать, кровля, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Заполни таблицу. Поставь знак «+» в соответствующем столбце.

Примеры

-чик-

-щик-

рассказ..ик

заказ..ик

лет..ик

барабан..ик

совет..ик

экскаватор..ик

развед..ик

камен..ик

стеколь..ик

буфет..ик

перебеж..ик

перепис..ик


Задание 4. Вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор графически.

        захват…ик                                   объед…ик

       экскаватор…ик                           зачин…ик

       ракет…ик                                    инструменталь…ик

       заказ…ик                                     режиссер – постанов…ик

       попут…ик                                    совет…ик

Задание 5. Найди в тексте слова с изученной орфограммой (с суффиксы -чик (-щик), обозначь суффикс в этих словах.

1. Около полуночи подводчики и Егорушка опять сидели вокруг небольшого костра (Ч.) 2 Объездчик слушал со вниманием и соглашался. (Ч.) 3. Жили на свете два верных дружка, два пулеметчика, два смельчака. (А. Барто.) 4. Летчики увидели над горизонтом тревожные взмахи голубых лучей прожекторов. (В. Ставский.) 5. Грузчики шли бесконечной вереницей по трапу… (Кат.)

II. 1. Шарманщик на ходу привычным движением плеча поправил на спине шарманку и вытер вспотевшее лицо. (Купр.) 2. Хозяин оставил меня на попечение татарина-банщика. (П.) 3. Под окном стучит молоточком чеканщик Гоголев. (М. Г.) 4. На валу каменщики таскали кирпич и чинили городскую стену. (П.) 5. Между офицером и денщиком установились простые, доверчивые отношения. (Купр.) 5. Пришел фонарщик с лестницей, два тусклые фонарика на площади задул. (И.)

III. 1. Пахнет маляр скипидаром и краской. Пахнет стекольщик оконной замазкой. (М.) 2. По званию Яков — черпальщик на бумажной фабрике. (Т.)

 

Задание 6. Выпиши слова: с суффиксом чик в одну колонку, с суффиксом -щик — в другую.

Фрол Евсеевич ездит на извозчике в издательство за рукописями, а наборщики и печатники переводят те рукописи в книги. (Прилеж.) 2. К вечеру летчик увидел вертолет над сопками. 3. Из города приезжали скупщики. Они были проворные, ловкие, плутоватые, расчетливые. (Сераф.) 4. На Камчатке множество горячих источников, часто они бьют фонтанчиками. (Михайл.) 5. Объездчик очнулся от мыслей и встряхнул головой. (Ч) 6. В окопчике спал мальчик. (Кат.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Тест.

Вопрос № 1 

Укажи правильный ответ:

 В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ч
 В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква щ
 В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ж
 В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ц

Вопрос № 2 

В каком слове на месте пропуска нужно писать букву щ?

 развед…ик
 перебеж…ик
 груз…ик
 фонар…ик

Вопрос № 3 

В каком слове на месте пропуска нужно писать букву ч?

 груз…ик
 фасов…ик
 часов….ик

 танцов…ик

Вопрос № 4 

В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву щ?

 съём…ик
 прицеп…ик
 арматур…ик
 лёт…ик

Вопрос № 5 

В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву ч?

 лёт…ик
 смаз…к
 ростов…ик
 пулемёт…ик

Вопрос № 6 

Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква ч:

 камен…ик, уклад…ик
 сортиров…ик, пулемёт…ик
 барабан…ик, газет…ик
 перебеж…ик, уклад…ик

Вопрос № 7 

Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква щ:

 забастов…ик, набор…ик
 застрель…ик, воз…ик
 буриль…ик, разнос…ик
 болель…ик, прокат…ик

Вопрос № 8 

Укажите лишнее слово:

 стакан…ик
 лимон…ик
 сбор…ик
 разнос…ик

infourok.ru

Правописание суффиксов ЧИК, ЩИК

Кроссворд.

1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник 2. Рабочий, специалист по бетонным работам —
3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь — 4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке — 
5. Рабочий по проходке горных выработок —  6. Рабочий, специалист по типографскому набору —
7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь — 

8. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение;
2) тот, кто делает съёмку местности —
9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь — 10. Работник бани, обслуживающий посетителей — 

Упражнение № 245. От данных глаголов образуйте существительные с суффиксами -ЧИК, -ЩИК и -ЛЬЩИК. Объясните выбор согласной в них.


Пилить, налаживать, чистить, строгать, вкладывать, отгадывать, бурить, собирать, раздать, возить, добыть, учет.

Упражнение № 246. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор суффиксов -ЧИК, -ЩИК. Запишите в свой словарик значения выделенных слов.

Опытный перевод_ик, слушать музыку литавр_ика, компьютер_ик, интересный рассказ_ик, болель_ик «Спартака», злостный прогуль_ик, разно_ик газет, набор_ик типографии, корабельный сигналь_ик, перенос_ик болезни, зачин_ик драки .

Упражнение № 247. Ч или щ?
Бан_ик, литавр_ик, паркет_ик, газов_ик, кладов_ик, ядер_ик, часов_ик, обид_ик, покуп_ик, рез_ик, разнос_ик, объезд_ик, танцов_ик, заклад_ик, перебеж_ик, телевизион_ик, доклад_ик, смаз_ик, груз_ик, перепис_ик.

Упражнение № 249. Объясните правописание существительных с суффиксами -ЩИК (-ЧИК). Обозначьте условия выбора букв Щ и Ч

. 
1. Гость хозяину не указ_ик. 2. Пошел бы журавль в мер_ики, так не берут, а в молотиль_ики не хочется. 3. Один приказ_ик – один вор; два приказ_ика – два вора. 4. У заем_ика сокольи очи, у платель_ика и вороньих нет. 5. Вестов_ик да перенос_ик – что у реки перевоз_ик: надобен на час, а там и не знай нас. 6. Конь запрягаль_ика, а запрягаль_ик коня боится. 7. Хороший рассказ_ик – плохой приказ_ик. 8. И перекати-поле на виноватого доносч_к. 9. Он все: и повар, и ям_ик, и с баклажкой сбитен_ик. 10. Беглому одна дорога, а погон_икам сто. 11. Не царь гнетет народ, а времен_ик. 12.Черт монаху не попут_ик.

Упражнение № 250. Ч или Щ ? Перепишите, обозначьте суффикс, в скобках запишите слово, от которого образовано данное существительное.
1. На свои долги забыт_ики, на чужие памят_ики. 2. Рассказ_ики не годятся в приказ_ики. 3. На что мне приказ_ик? Я сам указ_ик. 4. По посыл_ику и посланцу 

(и гонцу) почет. 5. Нужда в закрой_ики ставит. 6. Обид_ика Бог судит. 7. На зачин_ика Бог и добрые люди. 8. Мастер один, а поднос_иков десять. 9. На одного стрелка по десятку загон_иков.

Кроссворд.

1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник 2. Рабочий, специалист по бетонным работам —
3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь — 4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке — 
5. Рабочий по проходке горных выработок —  6. Рабочий, специалист по типографскому набору —
7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь — 

8. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение;
2) тот, кто делает съёмку местности —
9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь — 10. Работник бани, обслуживающий посетителей — 

Упражнение № 245. От данных глаголов образуйте существительные с суффиксами -ЧИК, -ЩИК и -ЛЬЩИК. Объясните выбор согласной в них

.
Пилить, налаживать, чистить, строгать, вкладывать, отгадывать, бурить, собирать, раздать, возить, добыть, учет.

Упражнение № 246. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор суффиксов -ЧИК, -ЩИК. Запишите в свой словарик значения выделенных слов.

Опытный перевод_ик, слушать музыку литавр_ика, компьютер_ик, интересный рассказ_ик, болель_ик «Спартака», злостный прогуль_ик, разно_ик газет, набор_ик типографии, корабельный сигналь_ик, перенос_ик болезни, зачин_ик драки .

Упражнение № 247. Ч или щ?
Бан_ик, литавр_ик, паркет_ик, газов_ик, кладов_ик, ядер_ик, часов_ик, обид_ик, покуп_ик, рез_ик, разнос_ик, объезд_ик, танцов_ик, заклад_ик, перебеж_ик, телевизион_ик, доклад_ик, смаз_ик, груз_ик, перепис_ик.

Упражнение № 249. Объясните правописание существительных с суффиксами -ЩИК (-ЧИК). Обозначьте условия выбора букв Щ и Ч. 
1. Гость хозяину не указ_ик. 2. Пошел бы журавль в мер_ики, так не берут, а в молотиль_ики не хочется. 3. Один приказ_ик – один вор; два приказ_ика – два вора. 4. У заем_ика сокольи очи, у платель_ика и вороньих нет. 5. Вестов_ик да перенос_ик – что у реки перевоз_ик: надобен на час, а там и не знай нас. 6. Конь запрягаль_ика, а запрягаль_ик коня боится. 7. Хороший рассказ_ик – плохой приказ_ик. 8. И перекати-поле на виноватого доносч_к. 9. Он все: и повар, и ям_ик, и с баклажкой сбитен_ик. 10. Беглому одна дорога, а погон_икам сто. 11. Не царь гнетет народ, а времен_ик. 12.Черт монаху не попут_ик.

Упражнение № 250. Ч или Щ ? Перепишите, обозначьте суффикс, в скобках запишите слово, от которого образовано данное существительное.
1. На свои долги забыт_ики, на чужие памят_ики. 2. Рассказ_ики не годятся в приказ_ики. 3. На что мне приказ_ик? Я сам указ_ик. 4. По посыл_ику и посланцу (и гонцу) почет. 5. Нужда в закрой_ики ставит. 6. Обид_ика Бог судит. 7. На зачин_ика Бог и добрые люди. 8. Мастер один, а поднос_иков десять. 9. На одного стрелка по десятку загон_иков.

multiurok.ru

Согласные буквы в суффиксах -чик- и -щик-

Разделы: Русский язык


Цели:

  • познакомить учащихся с правописанием суффиксов;
  • отработать умения и навыки правописания слов;
  • проверить навыки морфемного разбора;
  • продолжить работу над формирование навыков самостоятельной работы с текстом;
  • совершенствовать работу по развитию речи.

План урока:

1. Организационный момент 1
2. Объяснение нового материала  
2.1 Ребус 2
2.2 Определение суффикса 3
2.3 Запись темы урока 2
2.4 Лексическое значение 2
2.5 Работа с теорией 3
2.6 Переход к орфограПрезентация (Приложение1)е 5
2.7 Графическое оформление орфограПрезентация (Приложение1)ы 2
3. Тренировочные упражнения. Работа с учебником  
3.1 Словообразование 2
3.2 Упр. № 925 5
4. Комплексный анализ текста 5
5. Закрепление материала. Выборочный диктант 5
6. Подведение итогов  
6.1 Рефлексия 1
7. Самостоятельная работа 5

Оборудование:

учебный комплекс “Русский язык. Теория. 5-9 кл.” / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; “Русский язык. Практика. 5 класс” / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др., мультимедийное оборудование, презентация “Согласные буквы в суффиксах -ЧИК-, -ЩИК-”, тест

Оформление доски: запись числа и вида работы

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1)-слайд № 1 — титул

2. Объяснение нового материала

2.1. Ребус

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 2 – ребус

— Посмотрите на рисунки, изображенные на экране. Откройте тетради, запишите дату и вид работы. Запишите слова.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 3-слова

— Проверьте правильность записанных вами слов. Подчеркните первую букву.

Составьте предложение, выбрав одно слово из тех, что отмечены звездочкой.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 4-суффикс. Какое слово получилось? (Суффикс)

— Какие суффиксы вы нашли в словах иголка и слоненок? (-к-, -ёнок-). Разберите эти слова по составу в тетради и у доски (2 чел.)

2.2. Определение суффикса (Беседа по вопросам. Работа с теорией)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 5-определение суффикса

— Давайте вспомним, что такое суффикс? (Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов)

— Какой раздел науки о языке изучает суффиксы? (Морфемика – раздел науки о языке, изучающий части слова)

— Вспомните, какие суффиксы вы уже знаете? Приведите примеры.

— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с суффиксами -ЧИК- и -ЩИК-

2.3. Запись темы урока

— Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему сегодняшнего урока: “Согласные буквы в суффиксах -ЧИК- и –ЩИК-”. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 6-тема. Запись в тетради).

— Давайте вместе подумаем чему мы должны научиться сегодня? Что должны знать? Что уметь? (Знать лексическое значение суффиксов, узнать правило выбора согласной в суффиксе, научиться его применять)

2.4. Лексическое значение

— Давайте образуем при помощи суффиксов -ЧИК-, -ЩИК- слова. Я вам буду читать лексические толкования слов, а вы – образовывать слова. Ответы будем записывать на доске и в тетради, не забудьте выделить суффиксы.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 7-слова с выделенными суффиксами)

— Человек, который читает доклад. (Докладчик)

— Солдат с пулеметом. (Пулеметчик)

— Человек, который занимается погрузкой. (Грузчик)

— Человек, который что-то разносит. (Разносчик)

— Предатель, перебежавший на другую сторону (Перебежчик)

— Человек, работающий в шахте, забое. (Забойщик)

— Человек, который пилит. (Пильщик)

2.5. Работа с теорией

– Вот какие слова мы образовали: и с буквой Ч, и с буквой Щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах?

— Откройте учебники теории на стр. 111. Прочитайте первое значение основной группы суффиксов: “суффиксы, образующие существительные со значением лица: — ист, -тель, чик, щик, ник”

2.6. Переход к орфограПрезентация (Приложение1)е

— Получается суффиксы -ЧИК-, -ЩИК- образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.

— Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -ЧИК-, -ЩИК- пишется буква Ч, когда -Щ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность?

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) — слайд № 8-звездочка орфограПрезентация (Приложение1)ы)

— Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -ЧИК- (-ЩИК-) после букв Д, Т, З, С, Ж пишется буква Ч; в остальных случаях пишется буква Щ. Опознавательный признак орфограПрезентация (Приложение1)ы – согласной – стечение согласных.

2.7. Графическое оформление Презентация (Приложение1)

— Откроем учебники практики на странице 297, проверим наши догадки и посмотрим как оформляется орфограПрезентация (Приложение1)а “Согласные буквы в суффиксах -ЧИК-, -ЩИК-”

— Попробуйте проанализировать еще раз обозначение орфограПрезентация (Приложение1)ы: какие условия написания суффиксов здесь отражены?

3. Тренировочные упражнения. Работа с учебником

3.1. Словообразование

— Давайте попробуем образовать существительные с помощью суффиксов –ЧИК-, -ЩИК-. Я начинаю слово, а вы продолжаете его, сказав суффикс. Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите орфограПрезентация (Приложение1)ы.

— уголь-ЩИК;

— обман-ЩИК;

— ключ-ЧИК;

— заговор-ЩИК;

— Разберите слово заговорщик по составу. (у доски 1 чел.)

3.2. упр. № 925

— Давайте потренируемся в применении нового правила.

— Прочитаем первое предложение “Бетонщки первыми выполнили работу”. Почему в суффиксе пишется Щ? (Перед суффиксом согласная Н).

— Запишите в тетради второе и третье предложение. Выделите в словах орфограПрезентация (Приложение1)у.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 9-офрография, фонетика)

— Объясните написание удвоенной согласной в словах “рассказчик”, “бесстрашным”)

— В каком слове произношение суффикса не соответствует написанию? (рассказчик - раскащик).

4. Комплексный анализ текста

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 10 – текст

Учащийся читает текст:

Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики, у которых, что ни слово, то золото.

Вы услышите много удивительных рассказов от встречных паромщиков, перевозчиков, корзинщиков, рыбаков и охотников – от тех людей, чей труд связан с постоянным пребыванием среди природы. Слушая эти рассказы, вы прикоснетесь к богатым источникам русского языка.

(по К. Паустовскому)

— Определите тему текста (Источники русского языка).

— Выпишите предложение, в котором выражена основная мысль текста (первое). Найдите в нем слова с суффиксами -ЧИК- и –ЩИК- и выделите в них орфограПрезентация (Приложение1)у.

— Объясните постановку тире в этом предложении? (подлежащее и сказуемое выражены существительными в И.п.)

— Какими членами предложения являются слова крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики? (однородными)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 11 – проверка текста

5. Закрепление материала. Выборочный диктант

— А теперь давайте немного отдохнем, я прочитаю вам небольшой текст. Обратите свое пристальное внимание на слова с орфограПрезентация (Приложение1)ой “Согласные в суффиксах -ЧИК- и -ЩИК-.

В тот день на стройке произошел скандальчик. Заказчик узнал от своего любимого советчика, что известный халтурщик грузчик Кутяпкин стал зачинщиком и подговорил каменщика и сварщика выкрасть у учетчика ключик, открывающий замочек от волшебного шкафчика.

— А теперь запишите в тетрадь слова, которые вы запомнили в этом тексте.

— Кто какие слова записал? Какую согласную вы написали в суффиксе?

— Многие слова, записанные вами, обозначают профессию. А что такое профессия? Давайте обратимся к этимологическому словарю.

— Сообщение ученицы: “Профессия – заимствованно в XIX веке из французского языка. Буквально – объявление о своей специальности”.

6. Подведение итогов урока

6.1. Рефлексия

— Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? Запомнилось?

7. Самостоятельная работа

— А теперь проверим, хорошо ли вы запомнили новое правило. Выполните задания теста, вписав правильные согласные в суффиксы. Не забудьте подписать листы работ.

I вариант

1. В каком слове пишется Щ:

1) буфет…ица

2) груз…ик

3) прессов…ик

4) объезд…ик

2. В каком слове пишется Ч:

1) развед…ик

2) пиль…ик

3) камен…ик

4) спор…ик

II вариант

1. В каком слове пишется Щ:

1) перебеж…ик

2) вертолёт…ик

3) рассказ…ица

4) надсмотр…ик

2. В каком слове пишется Ч:

1) компьютер…ик

2) экскаватор…ик

3) автомат…ик

4) обман…ик

— Внимательно проверьте свои работы и сдайте тетради с вложенными листами теста. Спасибо за урок.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 14. Спасибо за работу!)

13.05.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Упражнения по теме Суффикс существительных -чик- и -щик-


Суффикс существительных -чик (-щик)
В суффиксе существительных -чик (-щик)
ч щпосле букв: д, т, з, с, ж
объездчик в остальных случаях:
барабанщик
Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных.
Задание 1. Вставь суффикс, объясни орфограмму.
Камен….…., водопровод…….., барабан…..…, полиров………, сбор………, газет…….…, рассказ……….., стеколь………., бетон…….…, вагон………. .Перевод……..…, буриль………, разнос………, портфель…..…, пулемёт…..…, уголь………, набор…….…, компьютер………, забастов………, зачин………. .Задание 2. Образуй от данных слов существительные
-Чик-, -щик-: баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, часы, резать, кровля, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Заполни таблицу. Поставь знак «+» в соответствующем столбце.
Примеры -чик- -щик-
рассказ..икзаказ..иклет..икбарабан..иксовет..икэкскаватор..икразвед..иккамен..икстеколь..икбуфет..икперебеж..икперепис..ик Задание 4. Вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор графически.
        захват…ик                                   объед…ик       экскаватор…ик                           зачин…ик       ракет…ик                                    инструменталь…ик       заказ…ик                                     режиссер – постанов…ик       попут…ик                                    совет…икЗадание 5. Найди в тексте слова с изученной орфограммой (с суффиксы -чик (-щик), обозначь суффикс в этих словах.
1. Около полуночи подводчики и Егорушка опять сидели вокруг небольшого костра (Ч.) 2 Объездчик слушал со вниманием и соглашался. (Ч.) 3. Жили на свете два верных дружка, два пулеметчика, два смельчака. (А. Барто.) 4. Летчики увидели над горизонтом тревожные взмахи голубых лучей прожекторов. (В. Ставский.) 5. Грузчики шли бесконечной вереницей по трапу… (Кат.)
II. 1. Шарманщик на ходу привычным движением плеча поправил на спине шарманку и вытер вспотевшее лицо. (Купр.) 2. Хозяин оставил меня на попечение татарина-банщика. (П.) 3. Под окном стучит молоточком чеканщик Гоголев. (М. Г.) 4. На валу каменщики таскали кирпич и чинили городскую стену. (П.) 5. Между офицером и денщиком установились простые, доверчивые отношения. (Купр.) 5. Пришел фонарщик с лестницей, два тусклые фонарика на площади задул. (И.)
III. 1. Пахнет маляр скипидаром и краской. Пахнет стекольщик оконной замазкой. (М.) 2. По званию Яков — черпальщик на бумажной фабрике. (Т.)
 
Задание 6. Выпиши слова: с суффикс

weburok.com

Упражнения по теме «Правописание суффиксов имен существительных»

Транскрипт

1 Упражнения по теме «Правописание суффиксов имен существительных» Упражнение 1. Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов: а) -ек, -чик, -т: апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван, еж, конец, карандаш, карман, кирпич, ларек, ножик, пряник, палисадник, помидор, палец, кофейник, портфель, поясок, порог, рожок, рукав, стакан, стол, стул, совок, соболек; б) -ец, -иц(а): Гвинея, Голландия, гололед, доход, каша, книга, кожа, лужа, мороз, рассказ, сюжет, характер; в) -ец(о), -иц(е), -ц(-е): белье, здоровье, именье, копье, кресло, масло, письмо, растение, селение, строение, счастье; г) -ечк, -ичк- (иц + к): блюдо, брошь, Ваня, душа, книга, лестница, луковица, пуговица, семья, сито, Тоня, умница; д) -енк-, -еньк-, -инк-, -к-: басня, башня, береза, бусина, волосы, горошина, душа, диковина, изюмина, завалина, кухня, мама, Петя, скважина, соломина, Юля, яблоня. 1 / 9

2 Упражнение 2. Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов: -шик-, ышк-, юшк-. Обозначьте суффиксы и окончания. Вор, горе, горло, гость, гостья, доля, дума, детина, жена, завод, забор, заря, зверь, кровь, кручина, лапа, невеста, няня, платье, плут, перо, ребро, сарай, сватья, скворец, соловей, хлеб, человек. Упражнение 3. От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -чик, -щик, -льщик. Какое значение они придают вновь образованным словам? Какие фонетические чередования и в каких случаях наблюдаются в производных словах? Бакен, барабанить, бетон, водопровод, возить, вязать, грузить, добыча, кабак, камень, кровля, объездить, перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить, разносить, резать, фонарь. Упражнение 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов 2 / 9

3 существительных. 1. На перекресток из-за рощ…цы колон…а выползет большая. Мадон…а и регулировщица стоят друг другу не мешая (Долм.). 2. Стекольщ…к некий небеса и лес перекрестил безжалостным алмазом (Шефн.). 3. Ты не гляди, что очкар…к, голова у него работает как электронная машина (Чив.). 4. Скромн…ца, но кипит весь — к настоящему делу рвется (Чив.). 5. Огонь полыхал в кедровн…ках с незапамятных времен (Чив.). 6. Тебя я знал бы в плать…цах из ситца (Руч.). 1. Вот Лис…нька моя, охотясь за Бобром, знай вертит перед ним хвостом (Мих). 8. Чем я своих подруж…к хуже? (Мих.). 9. Постоял…ц прибьется к дому, да хозя…н не постучится (Оз.). 10. Но, судьбы моей большая ноша, все же ты, как пер…шко, легка (Алиг.). 11. Письм…цо долгожданное из лазарета… (Недог.). Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание слов. Обозначьте суффиксы существительных, указав, от какой производящей основы образованы данные слова. Вос…мигран…ик, варе…ик, гости…ица, гриве…ик, дровя…ик, дружи…ик, имени…ик, коре…ик, листвен…ица, моше…ик, мали…ик, нефтя…ик, подли…ик, подоко…ик, покло…ик, путешестве…ик, родстве…ик, ряби…ик, сезо…ик, совреме…ик, соплеме…ик, стра…ик, труже…ик. Упражнение 6. Образуйте с помощью известных вам суффиксов все возможные существительные от следующих слов. 3 / 9

4 Будущий, весомый, выставить, горох, двигать, жить, задать, крутой, кладовая, клюква, лист, пять, предать, пробить, разговорчивый, старый, сварливый, семенной, сцепить, снег, солома, тихий, терпеть, терпеливый, украсить, укрепить, черный, учитель, чистить. Упражнение 7. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сгруппируйте существительные в зависимости от способа образования. Подчеркните словообразующие суффиксы и объясните их правописание. Арбуз…к, авт…сварщик, бород…ща, воробьишк…, волюшк…, вертушк…, вязалыд…ца, вод…проводч…к, гвозд…к, грузил…, гнезд…ко, грязищ…, голосишк…, дворн…ч…ха, доклад…ца, дядюшк…, желез…бетон, земл…мер, землишк…, зеркальц…, имень…ц…, кипятильн…к, капитал…ц, ковк…сть, колыш…к, лес…тундра, общ…ствовед, пальт…цо, письм…нос…ц, пчел…вод, пыл…сое, письм…цо, плать…це, птиц…лов, ружьишк…, рыж…к, свет…тень, стал…литей…к, словечк…, семечк…, сен…кос, тем… чко, угл…коп, хлеб…ц, хохотушк…, человек…день, шалунишк…, электр…механ…к. Упражнение 8. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Обозначьте графически суффиксы существительных, где они есть. 1. Все охотн…ки — люди утренние, все танц…ры — ночные, вечерние сущ…ства (Пришв.) / 9

5 У разных деревьев — разные подшефные: подберез…в…ки прячутся под березами, подосин…в…ки — под осинами, а сосны и елки скрывают квартиру рыж…ка, масленка или мох…в…ка. Чтобы не повредить грибницу, срезай гриб под корень нож…ком (Над.). 3. В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельн…цы все еще шумела (Кор.). 4. Терешка-куч…р никогда ничего лишнего не высказывал. Таким образом, тайна была сохранена более чем полудюж…ной заговорщиков (П.). 5. Крышка сосуда снова плотно захлопнулась, и Надежда не вылетела: этого не пожелал громоверж…ц Зевс (Кун.). 6. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скаме…чке, поддерживаемой по краям золотыми львами (Дом.). 7. Охотный ряд получил свое название еще в те врем…на, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотн…ками. На мостовой перед палатками сновали пирожн…ки, блин…ки, торговцы гречнев…ками, жаренными на постном масле. Сбитен…щ…ки разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень — любимый тогда медовый напит…к, согревавший извоз…ков и служащих, замерзавших в холодных лавках. 8. Старый Берестов взошел на крыльц… с помощью двух лакеев Муромского. Муромский принял соседей своих как нельзя ласковей, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверин…ц…(п.). 9. Если крестьянская изба напоминала своим ликом хозя…на, то огород — хозяйку: он свидетельствовал о ее характере и сноровке (Аст.). 10. Нижняя часть пирамиды, состоящая из двадцати трех широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестн…ц…й, ведущей со всех четырех сторон к храму. Тридцать стройных, ослепительно белых колонн окружали святил…щ… храма и несли его пирамидальную крышу (Дом.). 11. Однажды балованный кот каба…ч…цы, хитрый сластена и подхалим, золотоглазый любим…ц всего двора, притащил из сада скворца (М. Г.). 12. Когда-то, еще в крепостные врем…на, на Лубянкой площади появился деревянный балаган с немудреным зверинц…м и огромным слоном. Теперь на этом месте находится Политехнич…кий музей (Гил.). 13. Большие ворота медленно открылись, и пути…ки вошли в сводчатую комнату (Волк.). 14. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветн…ками, обращен был в некошеный луг… (П.). 15. В сие время за…ц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремя…ный закричали во все горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Муромский, провозгласивший себя отличным наезди…ком, дал ей [лошади] волю и внутренне доволен был случаем, избавлявшим его от неприятного собеседн…ка (П.). 16. В гости…ную втащили большую елку. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхуш…чка согнулась под потолком. Игруш…к оказалось мало. Пришлось опять сесть клеить фунт…ки, золотые орехи, привязывать к пря…н…кам и крымским яблокам серебряные верев…чки (А. Т.). 17. Вен…ч…ки трав качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью (Пауст.). 18. С нами был маленький мальч…к. Он был выдумщ…к, но мы, взрослые, очень любили его выдумки… (Пауст.). Упражнение 9. 5 / 9

6 От данных слов с помощью суффиксов образуйте существительные. -Ек-, -ик-: щенок, огурец, орех, кирпич, висок, ящик, год, хрящ, платок, зонт, шалаш, василек, гвоздь. -Ец-, -иц-: брат, мороз, метель, книга, кожа, вещь, капитал, земля, каша, коса, крупа, лужа, сестра, часть, рассказ, хлеб, варенье, сочинение, пальто, ружье, письмо, масло. -Ин-, -изн-, -ет-, -есть-, -еств-: нищий, купец, товарищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный. -Чик-, -щик-: бакен, баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, шарманка, часы, резать, кровля, фрезеровать, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка. -Еньк-, -оньк-: заря, шуба, нога, лапа, Зоя, Лиза, Вера. Тест по теме «Правописание суффиксов имен существительных» 6 / 9

7 1. В каком слове пишется И? 1) ящич…к 2) кресл…це 3) нож…нька 4) тяж…сть 2. В каком слове пишется И? 1) француж нка 2) виш нка 3) нищ нка 4) солом нка 7 / 9

8 3. В каком слове пишется И? 1) Миш…нька 2) помещень…це 3) текуч…сть 4) брат…ц 4. В каком слове пишется Е? 1) помидорч…к 2) мастер…ца 3) гостин…ца 4) клубоч…к 8 / 9

9 5. В каком слове пишется Е? 1) студенч…ство 2) земля-кормил…ца 3) крив…зна 4) кузнеч…к Ответы: 9 / 9


docplayer.ru

Уроки русского языка

Цели урока:

  • познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик; различать суффиксы – чик, щик, -ек, -ик;
  • развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  • воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки с тестами или компьютерная сеть с подключением в сеть Internet

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие

2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное»

2.1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное» /слайды 2-5/

Отметить верные утверждения:

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета
  2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
  3. Имена существительные изменяются по родам
  4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам
  5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь
  6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые — 6 форм.
  7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.
  8. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
  9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.
  10. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

Код ответов: 2, 5, 7, 9, 10

2.2. Анализ ошибок

2.3. Компьютерное тестирование по теме «Суффиксы –чик- и -щик- в именах существительных»

Цель: проверить умение применять орфографическое правило, изученное на предыдущем уроке.

Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»

  1. В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик
  2. В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик
  3. В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик
  4. В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик
  5. В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик
  6. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик
  7. В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик
  8. В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица
  9. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик
  10. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик

Код ответов:

№задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ 3 1 4 3 1 3 1 1 2 3

3. Формулирование цели урока /слайд 6/.

Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …

4. Изучение нового материала

4.1. Проблемные задачи /слайды 7-8/

Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а не Е?

4.2. Эксперимент /слайд 9/.

Запись вывода и обозначения орфограммы в тетради

  • И.п. лучик, орешек
  • Р.п. лучика, орешка
  • Д.п. лучику, орешку
  • В.п. лучик, орешек
  • Т.п. лучиком, орешком,
  • П.п о лучике, об орешке

4.3. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах –ек и –ик-.

Справедливы ли наши наблюдения? Как разрешил проблему Виктор Перестукин?

5.Закрепление

5.1. Упражнение 251. Работа в парах.

Вставьте пропущенные буквы:

Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.

Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы –чик, -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы:

-чик -ик -ек или -ик
 

Сравни свою таблицу с образцом: /слайд 23/

-чик -ик -ек или -ик
жирафчик бегемотик львёночек
попугайчики котик тигрёночек
пингвинчик зайчик котёночек
крокодильчик слоник зайчоночек
слонёночек

В состав каких существительных входят два суффикса?

5.3. Развитие речи.

Составить 2-3 предложения с прямой речью со словами из таблицы

5.4. Тренировочное упражнение. Работа в парах. /слайд 24/

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов.

Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к.

В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать. (1 уч-ся при проверке вставляет буквы на интерактивной доске)

6. Обобщение. Подведение итогов урока. Первичный контроль.

6.1. Вопросы самоконтроля /слайд 25/.

  1. Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?
  2. Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?
  3. От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

6.2. Интерактивный самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»

  1. В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к
  2. В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ…к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к
  3. В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к
  4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к
  5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат…к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к
  6. В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к
  7. В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек
  8. В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик
  9. В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник
  10. В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик

Код ответов:

№задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ 3 1 4 2 2 4 4 1 3 3

6.3. Самопроверка, консультация, рефлексия

7. Домашнее задание: п.45, упр. 251

Индивидуальные задания: составить кроссворды, ребусы, загадки-презентации со словами по теме «Суффиксы имён существительных»

saharina.ru

Правописание суффиксов -ЧИК — -ЩИК

5 класс

Тест по теме «Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 1

1. В каком слове пишется Щ:

1) буфет…ица 2) груз…ик 3) прессов…ик 4) объезд…ик

2. В каком слове пишется Ч:

1) развед…ик 2) бакен…ик 3) камен…ик 4) спор…ик

3. В каком слове пишется Щ:

1) перебеж…ик 2) вертолёт…чик 3) рассказ…ица 4) надсмотр…ик

4. В каком слове пишется Ч:

1) компьютер…ик 2) экскаватор…ик 3) автомат…ик 4) обман…ик

5. В каком слове перед суффиксом пишется Ь?

1) стекол…щик 2) бетон…щик 3) домен…щик 4) смен…щик

5 класс

Тест по теме «Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 2

1. В каком слове пишется Щ:

1) налад…ик 2) груз…ик 3) гардероб…ик 4) захват…ик,

2. В каком слове пишется Ч:

1) прогуль…ик 2) прокат…ик 3) прищеп…ик 4) танцов…ик

3. В каком слове пишется Щ:

1) перебеж…ик 2) буфет…ица 3) лёт…ик 4) эксковатор…ик

4. В каком слове пишется Ч:

1) свар…ик 2) арматур…ик 3) развед…ик 4) бакен…ик

5. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь?

1) пил…щик 2) кровел…щик 3) барабан…щик 4) бурил…щик

5 класс

Тест по теме «Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 3

1. В каком слове пишется Щ:

1) рез…ик 2) копиров…ик 3) лёт…ица 4) подпис…ик

2. В каком слове пишется Ч:

1) расфасов…ик 2) домен…ик 3) извоз…ик 4) стеколь…ик

3. В каком слове пишется Щ:

1) попут…ик 2) заказ…ик 3) захват…ик, 4) прогуль…ик

4. В каком слове пишется Ч:

1) заговор…ик 2) перепис…ик 3) убор…ица 4) смен…ик

5. В каком слове перед суффиксом пишется Ь?

1) набор…щик 2) пил…щик 3) сбор…щик 4) домен…щик

Задание 2

По толкованию лексического значения слова определите его и запишите. Обозначьте условия выбора букв Щ и Ч в суффиксах существительных

  1. Шахтёр, работающий в забое.

  2. Железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов.

  3. Летчик, управляющий вертолётом.

  4. Рабочий, работающий на погрузке и выгрузке.

  5. Типографский рабочий, делающий переплёты у книг.

Задание 2

По толкованию лексического значения слова определите его и запишите. Обозначьте условия выбора букв Щ и Ч в суффиксах существительных

  1. Солдат, обслуживающий пулемёт.

  2. Железнодорожник, в обязанности которого входит проверка цельности и смазка

колёс.

  1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике.

  2. Специалист по переводам с одного языка на другой.

  3. Строитель, который устанавливает арматуру строящегося здания.

Задание 2

По толкованию лексического значения слова определите его и запишите. Обозначьте условия выбора букв Щ и Ч в суффиксах существительных

  1. Агент разведки.

  2. Лицо, руководящее траловым ловом рыбы.

  3. Рабочий, работающий на фрезерном станке.

  4. Рабочий, обслуживающий доменные печи.

  5. Работник (или работница) буфета.

5 класс

Контроль знаний по теме

«Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 4

1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограмму.

Веселый попут.…ик, аккуратный смаз.…ик, подлый донос…ик, лов­кий разнос….ик,

нерасторопный гардероб….ик, жестокий захват….ик, искусный камен….ик, главный зачин….ик,

старый груз….ик, постоянный заказ….ик, новый раздат….ик, злостный прогуль….ик, перевод….ик

с немецкого, отважный развед….ик, пойманный заговор….ик.

2. Закончите предложения, расставляя необходимые знаки препинания.

1) Попут…ик это…. 2) Перевод…ик это…

5 класс

Контроль знаний по теме

«Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 5

1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограмму.

Веселый груз.…ик, аккуратный налад.…ик, лов­кий фонар….ик, жестокий захват….ик,

искусный рез….ик, главный объез…ик, старый гардероб….щик, постоянный заказ….ик,

ведущий атом….ик, бесстрашный пулемёт…чик, маленький барабан….щик, жестокий

надсмотр…ик, умелый налад….ик, известный перевод…ик, внимательный объезд….ик.

2. Закончите предложения, расставляя необходимые знаки препинания.

1) Барабан…ик это…. 2) Пулемёт…ик это…

5 класс

Контроль знаний по теме

«Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 6

1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограмму.

Хороший попут.….ик, сбор….ик налогов, расторопный халтур….ик, умелый налад….ик,

известный постанов….ик, умелый полиров…ик, интересный рассказ…ик, отважный лёт…ик,

вызванный водопровод….ик, ненадёжный смен…ик, хороший совет…ик, усталый домен…ик,

неумелый полиров…ик, отважный лет….ик, первопроход….ик.

2. Закончите предложения, расставляя необходимые знаки препинания.

1) Съём…ик это…. 2) Обман….ик это …

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *