cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Лекарственные растения в детский сад – , . , . . ,

Содержание

Аптекарский садик: лекарственные растения на даче

«Дачную аптеку» можно с успехом вырастить на своей даче. Это могут быть и дикорастущие растения, и садовые.

Большинство лекарственных растений – дикорастущие, поэтому они крайне неприхотливы. Так что на вашем участке им точно понравится. Но они еще и красивы, так что их декоративную «составляющую» можно использовать в дизайне сада. Найти лекарственные растения несложно, присмотритесь, что растет за периметром вашего участка, что − в ближайшем лесочке или поле. Корневища дикорастущих трав аккуратно выкопать и пересадить к себе на участок, ну а садовые лекарственные растения можно посеять семенами.

Вот какие универсальные лекарственные растения можно посадить на участке:

Мята перечная и мята полевая

Мята перечная и мята полевая
Никаких проблем при выращивании мяты у вас не возникнет. Единственно, что нужно сделать – ограничить территорию распространения этого растения: можно прикопать в землю большой контейнер или ящик, или ограничить какой-то участок с помощью шифера. Мяту можно размножить рассадным способом, посеяв семена в возможно более ранние сроки, а можно и делением куста, если это растение уже есть у вас или ваших соседей.
Мята перечная обладает желчегонным действием, а мята полевая – спазмолитическим
. Обе мяты также характеризуются небольшим расслабляющим эффектом.

Мелисса

Мелисса
Мелисса – это лимонная мята, ее листья имеют аромат лимона. В отличие от мяты перечной и полевой, ее «конек» – это как раз расслабляющее и некоторое снотворное действие.

Душица

Душица
Обязательно заведите это лекарственное растение, это не только польза, но и великолепный аромат, которым вы будете наслаждаться у себя на участке. Лечебные свойства душицы – усиление секреции различных желез организма, в том числе повышение перистальтики и тонуса кишечника. Растение действует достаточно сильно, поэтому душица не рекомендуется при беременности. В целом душица оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему.  

Монарда

Монарда
Это красивое растение иногда называют «бергамотом», поскольку запах листьев монарды копирует запах бергамота. Можно даже сделать чай с бергамотом своими руками, если смешать любой чай со свежими листьями монарды и подождать две недели, чтобы листья высохли и передали свой аромат чаю. Большинство считают монарду пряной травой, но она является также и лекарственным растением. Отвар (или чай, в который добавлены листья монарды) очень полезен для пищеварения. Но основное ее применение – кожное.
Монарда лечит раны, кожные инфекции, а также является антиаллергическим кожным средством и помогает при экземах и псориазе

Тимьян

Тимьян
Тимьян имеет множество разновидностей, но они сходны по свойствам. И ему место не только на альпийской горке, но и на аптекарском огороде. Для медицинских целей собирают облиственные веточки, собираемые в период полного цветения. Тимьян имеет бактерицидный и противогрибковый эффект.

Девясил

Девясил
Это растение чем-то похоже на бузульник. Его желтые цветки собраны в крупные немногочисленные корзинки 7–8 см. в диаметре, а листья – крупные, эллиптические. Растение высокое, до 1.5 м. высотой. Отвар девясила снимает спазмы желудочно-кишечного тракта и усиливает образование желчи. Помимо этого его применяют при хронических заболеваниях дыхательных путей: бронхитах и трахеитах.

Шалфей лекарственный

Шалфей лекарственный
Это – полукустарник с многочисленными стеблями, с густыми небольшими серо-зелеными листьями и колосовидным соцветием, состоящим из множества светло-фиолетовых цветков. В народе его еще называют «горлянкой». И действительно, он прицельно лечит горло. Настой листьев шалфея применяют при воспалительных процессах полости рта и глотки, в том числе и при ангинах.

Зверобой

Зверобой
Кто не знает зверобой! И, кстати, достаточно декоративное растение, есть даже специально выведенный садовый зверобой, он крупнее полевого. Настой зверобоя применяют как вяжущее, дезинфицирующее и противовоспалительное средство, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, главным образом острых и хронических колитах. А еще – это хороший иммуномодулятор и отличный природный антидепрессант. Пользуясь лечебными свойствами зверобоя нужно помнить, что нежелательно принимать настои из него в жаркие солнечные дни, так как трава эта светочувствительна – можно сразу обгореть.

Календула лекарственная

Календула лекарственная (ноготки)
Календулу лекарственную часто высаживают на дачных участках в декоративных целях: в цветниках, бордюрах, модулях, в контейнерах. Но помимо яркой «внешности» календула обладает рядом ценных свойств: во-первых, это хороший антисептик, отвар цветков можно применять при лечении порезов, ожогов. Также это отличное средство от стоматита и гингивита. Впрочем, об противовоспалительных свойствах календулы знают многие. Но не все знают, но календула является отличным средством от болезней желудочно-кишечного тракта: гастритов, колитов, энтероколитов и болезней желчного пузыря. Отвар календулы также применяется при лечении сердечных заболеваний, сопровождающихся сердцебиениями, одышкой и отеками. 

Кипрей

Кипрей ( Иван-чай)
Высокое и яркое растение. Отвар Иван-чая обладает транквилизирующим свойством наподобие валерианы, а также противовоспалительными и обволакивающими действием, вследствие содержащихся в растении танинов. Эффективно использовать отвар Иван-чая при язвенной болезни желудка, гастритах и колитах.

Ромашка лечебная

Ромашка аптечная
Ромашка аптечная не менее декоративна, чем ромашка садовая, только этот вариант – в миниатюре. Ну а уж если этой ромашки много – красота небывалая. Любые «ромашки» долго цветут, имеют повторное цветение и долго стоят в букетах. О свойствах ромашки, наверное, знают все – она снимает спазмы и обладает антимикробным действием. А еще ее используют в косметических целях – так, отвар ромашки укрепляет волосы
 и немного осветляет их. Если умываться отваром ромашки – можно избавиться от угрей.

Тысячелистник

Тысячелистник
Тысячелистник используется в дизайне сада в основном, в своих «цветных» вариантах, но и обыкновенный белый – ничуть не хуже, тем более. Если речь идет о дачной аптеке. Тысячелистник обладает кровоостанавливающими свойствами а также влияет на отток желчи. У него есть определенные противоаритмические свойства (при применении сока листьев). Будучи включенным в сборы трав, он усиливает их действие.

Топинамбур

Топинамбур
Этот высокий цветок, в целом похожий на подсолнух, еще называютземляной грушей. Потому что, в отличие от подсолнечника, у него съедобный корень, точнее особые образования-клубеньки. Из клубеньков топинамбура готовят очень вкусные блюда, и он хорош тем, что его урожай можно собирать и в ноябре, и даже в марте, то есть тогда, когда в саду ещк ничего нет. Топинамбур имеет антидиабетическое действие, и
хорош как для лечения, так и для профилактики диабета
.

Горец змеиный

Горец змеиный
Его народное название – раковые шейки. Его розовые султанчики на тонких стеблях, как правило, украшают садовые водоемы. «Официально» он относится к декоративным растениям для дачи. И не все знают, что это − лекарственное растение. И еще какое. Но только не соцветия и не листья, а корневища. Отвар обладает вяжущими свойствами, его  применяют при острых и хронических заболеваниях кишечника, а также – при стоматитах и гингивитах
.

Лимонник китайский

Лимонник китайский
С ним, наверное, знакомо большинство дачников, ведь он – прекрасный вариант вертикального озеленения для шпалер, пергол, заборов, абсолютно неприхотлив и всегда красив: листья, цветы, ягоды очень декоративны. У лимонника китайского лечебны и ягоды и листья, и корни. Ягоды имеют сильное тонизирующее действие. Рассказывают, что раньше коренные жители Дальнего Востока, уходя на охоту, брали с собой всего несколько ягод лимонника, и благодаря этому не знали усталости, и могли не спать ночами. Поэтому ягоды лимонника в больших количествах есть не рекомендуется. Из корней лимонника готовят настойку в медицинской промышленности, она продается в аптеках. Это – тонизирующее и иммуномодулирующее средство. Но не все знают, что и листья лимонника имеют свойство повышать иммунитет, поэтому их можно заваривать в сезон гриппа и простуд. 

domashniy.ru

Проект для старших дошкольников «Лекарственные растения»

Проект

«Лекарственные растения»

Актуальность: Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми, мы выявили, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения».

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества. Путем исследования мы познакомимся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности.

Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов,

Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом

Цель проекта: 

создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, формирование представлений о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

    уточнить и расширить знания детей  о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

 Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность,  речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

 Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, бережное отношение к природе.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта:

— по содержанию: познавательно — игровой;

Сроки выполнения проекта: июнь – август

Методы проекта:

  • Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

  • наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность; ароматерапия

  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции; слушание музыки.

Содержание проекта:

Донести до участников проекта важность данной проблемы.

Подбор методической и художественной литературы.

 Создание развивающей среды: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.

 Изготовление пособий.

 Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

 Разработка бесед,  викторины.

Составление плана мероприятий.

2.Реализация проекта.

 I этап.

1.  Беседа « Лекарственные растения ».

выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. (Презентация «Лекарственные растения»)

2. Игра «Съедобное — несъедобное»

 научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению,). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).

 упражнять детей в узнавании лекарственного растения по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

4. Чтение литературных произведений:

  • Чтение отрывков из рассказа  «Огород на опушке» А. Стрижева.

  • Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»,

  • Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

  • Н. Павловой «Загадки цветов»,

  • А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.

  • Заучивание загадок и стихов о растениях.

5.Опыты и исследовательско — поисковая деятельность:

  1. «На участке ищем полезные растения»

  2. «Где лучше посадить растения?»

  3. «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)

Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

II этап

1. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»

 познакомить детей с ядовитым  лекарственным растением — чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы  познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

2.Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я — подорожник…», «Я -ромашка…», «Я-крапива…»

3.Дидактическая игра «Вершки корешки»

познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Укроп — листья и молодые стрелки

Одуванчик – листья, корень

Календула – цветы и семена

Ромашка – цветы

Мелисса – листья

Зверобой – цветы ,листья

Мать — и — мачеха – листья

Пастушья сумка – цветы

Мята – листья

Щавель – листья, стебель, молодые стрелки

Лопух – листья и корни

4. Экскурсия в сквер.

 познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в парке (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

5.Занятия по ИЗО деятельности:

— «На лугу» — рисование.
 учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в сквер.  

— «Одуванчик» — объёмная аппликация.
 учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

— «Наш друг – подорожник» — рисование.
 учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.

6.Занятие «В гостях у Доктора Айболита»

 расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

6. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие  календулы, лука».

7.Слушание музыки:

Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.

В. Моцарт «Цветы»

П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»

III этап

1.Занятие «Лесная аптека на службе человека»

 расширять знания детей о лекарственных растениях, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное  и доброе отношение  к природе.

2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».

 закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

3.Выпуск  плаката «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений (родители вместе с детьми).

3.Обобщающий этап

1. Создание книжки – малышки

 составить своеобразную копилку  лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). Книга иллюстрируется детскими рисунками.

2. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав»

3. Составление гербария «Лекарственные растения»

4. Беседа «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв, полоскание горла отварами трав

5. Подведение итогов реализации проекта. Презентация проекта

Вывод:

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего поселка. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности  у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают  нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми  по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений),   вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.

infourok.ru

Детско-родительский экологический проект «Лекарственные растения»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №56 «Ромашка»

ТЕХНОЛОГИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Детско-родительский экологический проект

«Лекарственные растения нашего сада»

г.о. Химки

2012 год

Оглавление

Введение

1.Содержание проекта

1.1.Письмо лекарственному растению.

1.2.Разведка в царстве лекарственных растений.

1.3.Именная книга.

1.4.Открытие лесной аптеки в детском саду.

1.5. Команда юных экологов.

1.6.Ознакомление с художественной литературой.

1.7. Игры и беседы, загадки по экологии.

1.8.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность.

1.9. Слушание музыки.

1.10. Экологические викторины.

2.Вывод.

3.Список использованной литературы.

4. Приложение.

Справка о деятельности коллектива

Проект ориентирован на практическую деятельность детей на участке детского сада, который предусматривает исследование на экологической тропе зоны лекарственных трав.

Проект создавали и принимали участие: дети подготовительной логопедической группы с общим недоразвитием речи,, учитель-логопед ,родители детей, воспитатель подготовительной логопедической группы, воспитатель-эколог

Введение

Место проведения исследования: территория МАДОУ № 56 «Ромашка»

Сроки выполнения проекта: май-август

Цель исследования:

Формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений,

Задачи:

1. Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского сада, уметь их различать и называть.

2.Продолжать работу по обогащению природоведческого, обществоведческого словаря детей. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

3.Совершенствовать фонематический слух; добиваться четкого произношения звуков, слов.

4.Воспитывать экологическую культуру у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер — семьи и детского сада .

5.Включить родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.

Обоснование

Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, оно относится к образовательной области «Познание» , направлено на познавательно- речевое развитие дошкольников. Экологическое воспитание это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Объект исследования: лекарственные растения, произрастающие на территории детского сада.

Методы исследования:

  • исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

  • наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;

  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

  • ароматерапия;

  • слушание музыки.

1.Содержание проекта

1.1.Письмо лекарственному растению (по выбору детей) на тему: «Давай дружить». (Приложение №1)

Цель – определить готовность ребенка помогать и заботиться о природе.

Форма проведения данного задания помогает развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира.

1.2. Разведка в царстве лекарственных растений.

Это игра в разведчиков. Маршрут детей проходит через экологическую тропу.

Цель – сформировать представления о новых лекарственных растениях. Цель практического этапа – нанесение растений на карту.

1.3. Именная книга (Приложение№2 )

Цель — составить своеобразную копилку названий лекарственных растений, с его назначением.

— включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды.

Дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях во время выезда на природу.

Вся информация заносится в именную книгу. «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками, гербарием.

1.4. Открытие лесной аптеки в детском саду.

Цель — знакомство с правилами сбора лекарственных трав. (Приложение №5)

В основном растения будут предложены в качестве ароматного и полезного дополнения к чаю.

1.5. «Команда юных экологов». (Приложение №3)

Цикл практических дел в «Царстве лекарственных растений» высадка и уход за растениями на экологической тропе, экскурсия родителей в царство лекарственных растений, выполнение экологических правил.

Цель – познакомить детей с уходом за лекарственными растениями

1.6. Ознакомление с художественной литературой:

Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.

  1. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях.

  2. В. Бианки “О травах”

  3. Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”

  4. Б. Заходер. Этюд “Дождик и зернышко”

1.7. Игры и беседы, загадки по экологии. (Приложение№4):

Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.

  1. Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”

2.Дидактические игры: «Узнай по описанию». “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”, “Мама, папа, я — моя цветочная семья”.

Цель — уметь находить лекарственное растение по словесному описанию.

-Игра «Съедобное — несъедобное».

Цель — закрепить знания детей о съедобных и ядовитых растениях.

— «Секретный разговор»

Цель — развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка — дошкольника в процессе общения с природой.

1.8.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

  1. “На участке ищем полезные растения”

  2. “Где лучше посадить растения?”

  3. “Наблюдаем, как растет подорожник” (Зарисовать)

  4. “Высадка мяты ”

1.9. Слушание музыки:

Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.

  1. Ю.Антонов “ Не рвите цветы”

  2. В.Моцарт “Цветы”

  3. П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”

  4. Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”

  5. М. Протасов “Одуванчики”

1.10. Экологические викторины: (Подведение итогов)

Цель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.

  1. Викторина “Знатоки целебных трав”

  2. “Лекарственное растение нашего региона”

  3. “Планета целебных растений”

  4. “Растения- помощники человека”

Достигнутый результат.

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собираем материал о лекарственных растениях нашего сада,. г.Химки и Московской области. «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками, гербарием.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Список использованной литературы

  1. Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003

  2. Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002

  3. Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.

  4. Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.

  5. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.

  6. Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002

  7. Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.

  8. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001

  9. Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.

  10. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О.А. Скорлупова Москва 2006

  11. Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009

  12. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство- Пресс 2009.

Приложение№1

Письма лекарственным растениям.

«Ты очень красивый цветок, потому что ты – ландыш. Я очень хочу с тобой дружить. Ты не бойся, я не буду тебя топтать, а буду только смотреть глазками, а еще буду тебя поливать».

Воронин Максим

«Одуванчик, ты похож на солнышко, а оно теплое и ты теплый. Я тоже зимой не мерзну. Давай с тобой будем друзьями? Каждое утро я буду с тобой здороваться, мама моя тоже будет»

Белоуско Катя

«Ты очень жгучая — крапива, наверно у тебя мало друзей. А вот если мы будем с тобой дружить, ты перестанешь «кусаться»

Хрящёв Ян

«Давай дружить с тобой – сирень. Ты такая разноцветная, красивая и нарядная, а еще ты пахуч Я никогда не буду ломать твои ветки, и ты не будешь плакать»

Кучеренко Даша

« Мне сказала бабушка, что ты – подорожник лечебный, можешь лечить раны, а я очень часто падаю с велосипеда. Ты будешь лечить мои болячки, а я буду тебя поливать».

Дачкина Лена

«Мне очень ты нравишься одуванчик, ты желтый, а потом белый и летаешь. Я хочу с тобой дружить».

Кириллова Лена

«Очень- очень хочу дружить с тобой, ромашка. Я тебя часто рисую. Ты такая красивая, я тебя не буду рвать, потому что тебе будет больно».

Капаклы Вова

Приложение №2

Именная книга.

Мать-и-мачеха

Народные названия: подбел, камчужная трава.

Применение в медицине

Листья мать-и-мачехи, содержащие слизь, горький гликозид туссилягин, танин и дубильные вещества, входят в состав грудного сбора; в народной медицине это растение употребляется от очень многих болезней.

Мать-и-мачеха — ценное средство от кашля, особенно при коклюше, а также от слизистой мокроты. Чаем из неё можно облегчить откашливание, сделать более жидкой вязкую бронхиальную слизь, а значит, принести настоящее облегчение больным хроническим бронхитом, пневмокониозом и эмфиземой лёгких.

Чай из мать-и-мачехи: 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день. Желательно (только не для диабетиков!) подсластить мёдом.

Загадки
  • И матушка родная, и мачеха злая
    Бок о бок живут — через стеночку.

  • На откосе, на лугу,
    Босиком на снегу,
    Первые цветочки —
    Желтые глазочки.

БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА

В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный.
С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития — и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их — она вся покрыта густым войлочным опушением.

С.П. Мацюцкий

Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики — они такие же желтые. Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот. Она и весну порой под снегом встретить может. Раскопаешь сугроб, а под ним желтый глазок выглядывает. Спал и ждал, пока солнышко его на волю не позовет.

Материал собран семьей Воронина Максим а

Подорожник.

Применение в медицине

Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме и других заболеваниях органов дыхания, а еще подорожником хорошо лечит ушибы и раны.

Загадки о подорожнике
  • Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.

  • Его бьют сапогами, его мнут колесом,
    Ему все нипочем.

  • У дороги вырос лекарь,
    Вдоль тропинки луговой;
    Он для нас с тобой аптекарь.
    Догадайся, кто такой?

СПАСИБО ПОДОРОЖНИКУ

Ты пошел в лес и — вот неприятность! — порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» — и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить…
А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь!
Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.

А.А. Плешаков

ТРАВА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» — так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.

В.Н. Андреева

Материал собран семьей Хрящёва Яна

Мята

МЯТА,Название рода происходит от нимфы Минфы (или Минты), богини горы Менте в Элиде, возлюбленной бога подземного царства Гадеса. Супруга Гадеса Персефона превратила её в растение — душистую мяту

Применение

Растение широко используется: в пищевых продуктах, в косметике — мята японская и мята перечнаяфитотерапии и ароматерапии — мята перечная, мята водяная ,мята болотнаяфармакологии — преимущественно мята перечная.

Интересные факты

Мята лимонная на самом деле к роду мяты не относится: это растение из рода мелисса 

Материал собран семьей Кирилловой Лены


Пастушья сумка

Пасту́шья су́мка, или Су́мочник— род травянистых растений из семейства Капустные .

Латинское научное название дано по форме плода: лат.  — ящичек, ларчик.

Народные названия: крестьянская горчица, сердечная трава, ложечки.

Наиболее известный вид — Пастушья сумка обыкновенная, или Сумочник обыкновенный, однолетнее или двулетнее растение, широко распространённое в европейской части России. На окультуренных территориях является обычным сорняком.

Применение в народной медицине.

Трава пастушьей сумки широко применяется в народной и научной медицине, в том числе в качестве кровоостанавливающего средства в гинекологической практике.

Листья пригодны в пищу.

Материал собран семьей Воронина Максима

Сирень

Научное название сирени происходит от греческого «syrinx», что означает «трубка», «дудочка». Если из ствола или ветки сирени извлечь мягкую сердцевину, из нее можно сделать дудку, свирель. Согласно греческой мифологии, флейту изобрел бог Пан. Он сделал ее из тростника, в который превратилась спасавшаяся от его преследования красавица нимфа Сиринга

Применение в народной медицине. Сирень — хорошо известное в народной медицине лекарственное средство. В лечебных целях используют ее кору, почки, листья и цветки. В химическом отношении сирень изучена недостаточно. Известно, что различные ее части содержат горький гликозид синигрин, эфирное масло, сиригнопикрин и фарнезол.

Материал собран семьей Хрящёва Яна

Ландыш

Ландыш майский — широко известное лекарственное растение, входящее в фармакопеи многих стран.

Название:  дано Карлом Линнеем по древнему латинскому названию ландыша —лилия долин.

Из истории: один из первых весенних цветов, ландыш у древних германцев был посвящен Остаре, богине восходящего солнца и провозвестнице весны. С приходом христианства Остару сменила Пречистая Дева. В большинстве преданий, связанных с ландышами, речь идет не столько о радости, связанной с приходом весны, сколько о печали, навеянной очертаниями цветка и красным цветом плодов. 

По одной легенде, ландыш так оплакивал уходящую весну, что раненное горем сердце окрасило кровью его слезы; по другой, ландыш вырос из капель крови св. Леонарда, израненного в битве со страшным драконом. По христианскому сказанию, цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына; в Древней Греции считали, что это капли пота богини охоты Артемиды, спасавшейся от преследования фавнов. По древнерусской легенде появление ландыша связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком — символом чистоты, любви и грусти. 

Материал собран семьей Кучеренко Даши

Чистотел

Лекарственным сырьем чистотела служит надземная часть растения. Собирают чистотел в мае-июне в фазе цветения в сухую погоду, срезая или обламывая ветки на высоте 10—15 см от земли. Препараты чистотела обладают противовоспалительным, противозудным, противомикробным, ранозаживляющим и прижигающим действиями. Свежим соком и мелко измельченной травой чистотела выводят бородавки, мозоли, веснушки, кондиломы, смазывают трещинки на пятках и на руках. Процедуру проводят 3—4 раза в день.

    Русское название чистотел получил благодаря своим свойствам исцелять различные заболевания кожи. В связи со способностью выводить бородавки, чистотел в простонародье еще называют бородавником. Полезен при наружных и внутренних болезнях. Употребляется сок, находящийся в корнях, стеблях и листьях.

Среди лекарственных растений чистотел является едва ли не самым популярным. Чистотел растет всюду: под забором, в канавах, в оврагах, по берегам рек и озер. Он очень неприхотлив и совсем некапризен – была бы влажной почва. Так что оглядитесь – вы его сразу увидите. А что вы знаете о чистотеле?

Издавна люди хорошо знали лечебные свойства этой травы, чистотел всегда использовали для очищения тела, то есть избавлялись от прыщей, угрей, мозолей, бородавок и даже от веснушек. Называли чистотел в народе по-разному, но русским женьшенем его считают, по сей день, по праву.

Рецепты народной медицины:

— Для лечения ран и ушибов надо взять 1 столовую ложку травы чистотела, залить кипятком, дать настояться час. Обмакнуть в настое салфетку и приложить к больному месту на 15 минут.

Ромашка

Применение в народной медицине.

Всем известно о лечебных свойствах ромашки. Отвар ромашки принимают при простудных заболеваниях, масло ромашки является противовоспалительным средством, а ванночки с экстрактом ромашки оказывают прекрасное успокаивающее действие, особенно на маленьких детей.

Если по утрам умываться настоем ромашки, то кожа становится нежной и бархатистой, а угревая сыпь проходит бесследно. А если им мыть голову, то волосы становятся крепкими и шелковистыми, приобретая при этом золотистый оттенок.

Как же я люблю лето! А ромашки… Вы любите ромашки? Считается, что там, где падает звезда, расцветает ромашка. А ее название происходит от латинского слова солнца Ра. А еще говорят, что ромашки – это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог-лепестков.

Если вы увидели ромашки во сне, то знак это благоприятный, сбор ромашек в поле символизирует благополучие, а если вам приснился букет ромашек, то
вас ждет счастье.

На ромашке гадали, наверное, во все времена. Для того, чтобы узнать ответ на вопрос, который не давал покоя, взяв в правую руку ромашку, а лепестки обрывая левой рукой, нужно было приговаривать «да», «нет», «сбудется», «не сбудется», пока не сорвешь последний лепесток, который и будет ответом, а если вам приснился букет ромашек, то
вас ждет счастье.

Загадки о ромашке
  • Белый лепесток, посередине — желток. Какой это цветок?

  • Шел я лугом, по тропинке,
    Видел солнце на травинке.
    Но совсем не горячи
    Солнца жгучие лучи.

  • Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички.

На верхушке стебелька —
Солнышко и облака.
Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.

Стоит в поле кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?

Упрятав мордашки в широких панамах,
Ромашки выходят гулять на полянах.
У каждой ромашки расшита рубашка
С зеленым листочком-платочком в кармашке.

С.П. Красиков

СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ

Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом — вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.
Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары — бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.

Материал собран семьей Капаклы Вовы

Одуванчик.

Одуванчик лекарственный, род многолетних растений семейства сложноцветных; содержат млечный сок. Растение семейства сложноцветных с желтыми цветками, стеблями с млечным соком и опушенными семенами, которые разносятся  ветром. Плод — семянка, с носиком и хохолком из множества белых волосков.

Наиболее распространён одуванчик лекарственный, включающий сотни видов. Растет у жилья, вдоль дорог, по выгонам, опушкам, берегам рек; засоряет газоны, сады, огороды, луга. Хорошо поедается скотом. Молодые листья употребляют в пищу; поджаренные корни могут служить суррогатом кофе.

Применение в народной медицине.

Высушенные корни одуванчика лекарственного применяют как горечь для возбуждения аппетита, при запорах и как желчегонное средство. Густой экстракт из корней одуванчика используют при изготовлении пилюль. Некоторые виды одуванчика — содержат в корнях каучук. Съедобные листья одуванчика содержат каротин, витамин С, В2, холин, никотиновую кислоту, кальций, калий, марганец, железо, фосфор.

Одуванчик помогает при хронических заболеваниях печени, камнях в желчном пузыре и в почках, при атеросклерозе и при воспалительных заболеваниях почек. Одуванчик также используется при интоксикациях и отравлениях, холецистите; циррозе печени; отеках различного происхождения; низком уровне калия; слабом аппетите, гастрите с пониженной кислотностью; при заболеваниях суставов, атеросклерозе и др.

Загадки об одуванчике
  • Я шариком пушистым
    Белею в поле чистом.
    А дунет ветерок —
    Остался стебелек.

  • Над лугом парашютики
    Качаются на прутике.

* * *

Одуванчик — очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.

С.П. Красиков

Материал собран семьей Дачкиной Лены

Приложение №3

Команда юных экологов.

  1. Воронин Максим

  2. Капаклы Вова

  3. Дачкина Лена

  4. Кучеренко Даша

  5. Кириллова Лена

  6. Хрящёв Ян

Приложение №5

Правила сбора лекарственных растений

1.Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.

infourok.ru

Сад лекарственных растений

Аптекарский огород или сад лекарственных трав был известен еще в средние века. Их устраивали в монастырях и замках, где лекари того времени выращивали на небольших грядках растения, нужные для приготовления целебных мазей и настоек. Такой способ получения лекарственного сырья был не только простым и удобным, но и безопасным в неспокойные времена, когда выйти за пределы монастырских стен означало прямой риск для жизни. К тому же, помимо обычных болезней еще и раны лечить приходилось!

С развитием медицины потребность в лекарственных травах не уменьшилась, но для получения большого количества сырья в промышленных масштабах стали создавать специальные плантации. Народные рецепты по-прежнему актуальны и растения часто помогают там, где официальная медицина бессильна.

В наше время аптекарский огород – это модная новинка, изюминка сада в естественном стиле. Иногда он изначально создается только с декоративной целью, — ну, как же, модно ведь! — но со временем приходит понимание реальной ценности и полезности такого садика. И лекарственный чай от простуды заварить легко – вот ромашка, вот календула, а здесь шалфей растет. И долго не заживающую ранку залечить не трудно – тысячелистник и девясил поможет. Веточка мяты, мелиссы или котовника придаст приятную свежесть обычному чаю, а заодно и успокоит после напряженного дня.

Правильно и умело подобрав лекарственные растения для собственного сада, можно не только вылечить хроническое заболевание, но и повысить иммунитет,  оздоровить свой организм в целом. Удивительно, но сад лекарственных трав лечит даже на расстоянии. Многие растения выделяют в воздух фитонциды, способные убивать вредоносные бактерии.

Какие растения выращивать – вопрос сугубо индивидуальный. Зависит от проблем со здоровьем и потребностей всех членов семьи. Изучите внимательно свою аптечку, выберите препараты, которые используете чаще всего и постарайтесь найти им замену среди трав.

Если часто болит горло и нередко случаются простуды – посадите алтей лекарственный, медуницу, тимьян, фиалку трехцветную, эхинацею пурпурную. Замучили проблемы с желудком – пригодится аир, зверобой, золототысячник, калган. Если на работе часто бывают стрессовые ситуации – в саду должны быть мята, котовник, мелисса, валериана, ландыш, пустырник.

Важно!

  1. Травы для лечения можно употреблять только после тщательного изучения их свойств. Многие растения содержат опасные для здоровья вещества.
  2. Серьезные заболевания требуют обращения к врачу и правильного лечения средствами современной медицины. Если бы можно было избавиться от диабета или туберкулеза одними только травками, то и больных бы не было.

Где разбить сад лекарственных трав?

Лекарственные растения в дикой природе растут на лугах и пустырях, в лесах и по берегам рек. Условия жизни разные, хотя многие из них совершенно неприхотливые и могут расти практически где угодно.

Все же, большинству растений требуется солнце, поэтому аптекарский сад разбивают на хорошо освещенном месте. Так как многие целебные травы выглядят довольно скромно, то для парадного цветника они не подходят. Лучшим выбором будет солнечное место в глубине участка, подальше от дорог. Ни в коем случае не следует размещать грядку с лекарственными растениями возле септика или свалки.

Травы высевают или высаживают в отдельные грядки или в виде групп растений, как в миксбордере. Второй вариант ближе по стилю к естественному саду. Внести яркие краски в композицию для придания ей декоративности помогут бархатцы, календула, монарда, эхинацея.

Высокорослые травы и кустарники высаживают так, чтобы они могли затенять от полуденного солнца определенные участки почвы, где помещают тенелюбивые растения лесных полян.

Все же, некоторые виды, например влаголюбивый аир болотный, требуют совершенно иных условий произрастания. Их высаживают в том уголке сада, где они будут чувствовать себя комфортно.

Зону сада лекарственных трав можно отделить с помощью живой изгороди из полезных кустарников: шиповника, барбариса, боярышника, облепихи.

Сделать свой сад лекарственных растений ярким и красочным можно простым способом — среди неприметных дикорастущих полезных трав посадить садовые цветы с такими же требованиями к условиям произрастания. Эшшольция, бархатцы, цинния, например, прекрасно подходят для солнечных мест.

Уход за садом лекарственных трав

Большинство лекарственных трав неприхотливо и не требует специального ухода, особенно, если речь идет о дикорастущих видах, которые обитают в данной местности в естественных условиях. Растения, нетипичные для данной местности, требуют немного большего внимания. Иногда они вымерзают зимой.

Уход заключается в  удалении сорняков и поливе при необходимости.

Химические удобрения вносить запрещено. Можно удобрять органикой в виде компоста или перегноя. Также следует обходиться без химических средств борьбы с болезнями, вредителями.

Лекарственные травы для аптекарского огорода

Считается, что наибольший эффект при лечении дают дикорастущие формы растений. При выведении культурных разновидностей внимание акцентируют на величине и окраске цветков, форме куста, не принимая во внимание целительные свойства. Но очень часто культурные сорта наследуют все полезные качества дикорастущих видов. Махровые сорта календулы тому подтверждение. Проверить и убедиться в этом можно только на собственном опыте.

Аир. Отвар корневищ аира — хорошее средство при поносах, кишечных коликах, заболеваниях желудка, метеоризме, отравлениях. При употреблении аира улучшается функциональность печени и увеличивается желчеотделение.

Алтей. Одно из лучших растений для лечения заболеваний органов дыхательной системы. Настой из корня алтея при воспалении слизистой оболочки дыхательных путей, пищеварительного тракта, при заболеваниях почек и мочевого пузыря.

Бессмертник или цмин песчаный. Его цветки входят в составы желчегонных и иных чаев, в том числе и тех, которые применяют для лечения болезней мочевого пузыря, как мочегонное, не раздражающее почки, при гастритах, а также как кровоостанавливающее средство.

Валериана. Всем известное сердечное лекарство. Целебными свойствами обладает корень валерьяны. Растение обладает успокаивающим, улучшающим деятельность сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта действиями. Она уменьшает возбудимость центральной нервной системы, расслабляет спазмы гладких мышц. Её используют при истерии, судорогах, сильных сердцебиениях, болях в сердце.

Василек синий. Обладает противовоспалительным, мочегонным, потогонным, жаропонижающим, бактерицидным действиями. Настой цветков василька применяется при хронических заболеваниях почек, мочевого пузыря, мочевыводящих путей. Васильки также применяют как жаропонижающее, потогонное средство.Настой цветков волошек — хорошее желчегонное средство. Его пьют при заболеваниях печени, желчных путей, при желтухе.

Девясил. Отвар девясила снимает спазмы желудочно-кишечного тракта и усиливает образование желчи. Помимо этого его применяют при хронических заболеваниях дыхательных путей: бронхитах и трахеитах.

Душица обыкновенная. Лечебные свойства душицы – усиление секреции различных желез организма, в том числе повышение перистальтики и тонуса кишечника. Также оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему. 

Зверобой. Универсальное лекарство. Настой зверобоя применяют как вяжущее, дезинфицирующее и противовоспалительное средство, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, главным образом острых и хронических колитах. А еще – это хороший иммуномодулятор и отличный природный антидепрессант.

Золототысячник. Настой золототысячника применяют при кожных сыпях, труднозаживающих ранах, используют для возбуждения аппетита, при лечении катары желудка, изжоги, запорах, метеоризме, для улучшения перистальтики органов пищеварения.

Иссоп лекарственный. Применяют при лечении заболеваний дыхательных путей, нарушениях пищеварения, ревматизме, астме, для быстрого заживления ран, отваром листьев полощут полость рта при воспалительных процессах.

Календула. Хороший антисептик, обладает противовоспалительными и ранозаживляющими свойствами. Отвар цветков можно применять при лечении порезов, ожогов. Также это отличное средство от стоматита и гингивита. Календула является отличным средством от болезней желудочно-кишечного тракта: гастритов, колитов, энтероколитов и болезней желчного пузыря. Отвар календулы также применяется при лечении сердечных заболеваний, сопровождающихся сердцебиениями, одышкой и отеками.

Кипрей ( Иван-чай). Отвар Иван-чая обладает транквилизирующим свойством наподобие валерианы, а также противовоспалительными и обволакивающими действием, вследствие содержащихся в растении танинов. Эффективно использовать отвар Иван-чая при язвенной болезни желудка, гастритах и колитах.

Котовник или кошачья мята. Обладает приятным ароматом, используют в качестве пряности. Применяют в качестве горечи при пониженном аппетите, как отхаркивающее при бронхите, а также при неврозах сердца.

Лаванда. Эфирное масло лаванды способствует улучшению микроциркуляции крови, стимулирует мозговое кровообращение, используется с целью обеззараживания и заживления ран, ожогов.  Настой или чай из лаванды применяют при головных болях, мигренях, головокружении, упадке сил

Ландыш. Нормализует сердечную деятельность, является общеукрепляющим, улучшающим кровоснабжение, мочегонным и успокаивающим средством. Сильнодействующее лекарственное растение и перед применением настоев, настоек и др. препаратов с него, желательно посоветоваться с врачом.

Лимонник китайский. Лечебны и ягоды и листья, и корни. Ягоды имеют сильное тонизирующее действие. Из корней лимонника готовят настойку в медицинской промышленности, она продается в аптеках. Это – тонизирующее и иммуномодулирующее средство,  листья и ягоды можно заваривать в сезон гриппа и простуд.

Мелисса. Обладает приятным лимонным ароматом, оказывает успокаивающее, расслабляющее и некоторое снотворное действие.

Монарда. Запах листьев монарды похож на запах бергамота. Чай, в который добавлены листья монарды, очень полезен для пищеварения. Но основное ее применение – кожное. Монарда лечит раны, кожные инфекции, а также является антиаллергическим кожным средством и помогает при экземах и псориазе.

Мята перечная. Используется как сосудорасширяющее, болеутоляющее, успокоительное и противовоспалительное средство. Она поможет при изжоге и окажет желчегонное действие.

Полынь. Настой полыни уничтожает гноеродные микроорганизмы, обладает глистогонным действием, помогает при недостаточном выделении желчи, вялости пищеварения, чувстве переполненности желудка, вздутиях и газах, желчнокаменной болезни, при желтухе, песке и камнях в почках, активизирует кровообращение и улучшает обмен веществ.

Родиола розовая. Действует на организм стимулирующее, способствует восстановлению сил, повышению выносливости, противодействует стрессам, усиливает иммунитет.

Ромашка аптечная. Обладает бактерицидными, ранозаживляющими свойствами. Она незаменима при лечении заболеваний горла, желудочно-кишечного тракта, кожных заболеваний. Она снимает спазмы и обладает антимикробным действием. А еще ее используют в косметических целях – так, отвар ромашки укрепляет волосы и немного осветляет их. Если умываться отваром ромашки – можно избавиться от угрей.

Тимьян. Используется как пряность, имеет бактерицидный и противогрибковый эффект.

Тысячелистник. Его еще называют кровавником, кровохлебкой.  Обладает кровоостанавливающими свойствами а также влияет на отток желчи. У него есть определенные противоаритмические свойства (при применении сока листьев). Будучи включенным в сборы трав, он усиливает их действие.

Шалфей. Лечит заболевания горла. Настой листьев шалфея применяют при воспалительных процессах полости рта и глотки, в том числе и при ангинах.

Эхинацея пурпурная. Повышает иммунитет, усиливает защитные силы организма.

Фиалка трехцветная. Прекрасное народное средство, стимулирующее деятельность почек, оказывает мочегонное, отчасти потогонное и кровоочистительное действие.

Найти лекарственные растения несложно, присмотритесь, что растет за периметром вашего участка, что − в ближайшем лесочке или поле. Корневища дикорастущих трав аккуратно выкопать и пересадить к себе на участок, ну а садовые лекарственные растения можно посеять семенами.

Автор: domiksad.net

domiksad.net

Статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: Поляна лекарственных трав в ДОУ

Комитет образования

администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Муниципальное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад № 11

 г.Балаково Саратовской области

СОЗДАНИЕ ПОЛЯНЫ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ТРАВ

НА ТЕРРИТОРИИ ДОУ

Кишкань Любовь Ивановна воспитатель

 МДОУ-детский сад № 11

        Октябрь 2011г.


Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне живого мира. Однако проблема взаимодействий ребёнка с природой ещё полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающей личности. Знания о живом организме позволяют ребёнку в дальнейшем осознать себя ЧЕЛОВЕКОМ, творением космическим, частью природы.

Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной в работе дошкольных учреждений и в семье. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходят его интенсивный рост и развитие, формируются необходимые привычки и навыки, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества здоровье ещё не стоит на первом месте среди потребностей человека. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребёнка к здоровому образу жизни, научить пользоваться силами природы, то есть лекарственными растениями, не могут создать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма, его работоспособности. Этот пробел могут восполнить воспитатели ДОУ.

На территории  нашего деткого сада решили создать «Поляну лекарственных трав». Были разбиты клумбы с такими лекарственными травами как

  1. мята перечная,
  2. мята лимонная (мелисса),
  3. тысячелистник,
  4. бессмертник,
  5. зверобой,
  6. подорожник,
  7. полынь,
  8. пастушья сумка,
  9. спорыш,
  10. репейник (лопух),
  11. цикорий,
  12. ромашка аптечная,
  13. гусиная лапчатка или калган.

     

      Зная о том, что многие садовые цветы имеют лекарственные свойства, решили и их поселить на «Поляну лекарственных трав»: календулу, эхиноцею, топинамбур, бархатцы.

       Кроме этого высадили деревья и кустарники (клён, сосна, липа, ясень, каштан, боярышник, облепиха, вишня, слива, малина), так как они тоже нас лечат.  

      В это лето «Поляна» носила ознакомительно-информационный характер. Воспитатели с детьми приходили на экскурсию, и я рассказывала о лекарственных растениях, растущих на «Поляне». Дети проводили несложные опыты, эксперименты, устанавливали связи: растение — земля, растение — вода, растение — человек. Результаты экспериментов фиксировались в календаре наблюдений в группах. Мне удалось заинтересовать поляной не только детей, но и сотрудников детского сада, родителей. Они приходили на поляну, расспрашивали о растениях и их лечебных свойствах, делились своими знаниями.

В следующем году планирую изготовить таблички — указатели с названиями растений. Совместно с родителями оформить «сборник» лекарственных растений, включающий в себя народные рецепты, рисунки детей, сказки о лекарственных травах, выращенных на «Поляне», фотоматериалы. Для того чтобы дети приходили не только знакомиться с лекарственными растениями, наблюдать за их ростом, но и формировать интерес к оздоровлению собственного организма, решила между клумбами с растениями проложить фитотропу.

Отработав много лет в детском саду, с удовольствием учила детей наблюдать природу, рассматривать растения, знать их названия. Каждую прогулку начинала с обхода территории детского сада, приглашая детей то в «Берендеево царство», то в гости к «Дубу-дубочку». Я рассказывала детям о каждом растении — как растёт, какими лекарственными свойствами обладает. Часто детям повторяла, что каждое растение лечит, просто надо хорошо знать где растёт, какие части применяются для лечения.      

Использовала стихи, песни, загадки, знакомила с простыми, доступными детям рецептами (оцарапал коленку — приложи листочек подорожника; заболело горло — попроси маму заварить ноготки, ромашку, малину). Рассказывая детям о новом растении всегда повторяла правила: будь осторожен с растениями, не пробуй на вкус незнакомые растение и ягоды.

Часто беседовала о пользе растений с родителями, особенно с бабушками, которые знают о лекарственных растениях, их применении в жизни. Рассматривая растения, старалась довести до сознания детей, что растения живые и ,срывая цветок, листочки, ломая ветки, мы делаем растениям больно.

В итоге дети подготовительной группы хорошо знали деревья, кустарники, травы, растущие на территории детского сада, рассказывали какую пользу приносят организму лекарственные растения.




nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *