cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

План текста два родника 3 класс – Прочитайте текст. Два родника В жаркой степи было два родника. К родникам приходили утомлённые жарой люди и пили воду.

План текста, изменение имён существительных по падежам.

Марина Евгеньевна Севрюк,

учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ №50,

г. Иркутск

Урок русский язык. 3 класс. УМК«Перспективная начальная школа»,

учебник Русский язык», автор Н.А.Чуракова.

Тема: План текста, изменение имён существительных по падежам.

Цели деятельности педагога: создать условия для повторения учащимися свойства текста, развития умений в составлении плана текста, развития монологической речи; знакомства с изменением существительных по падежам; способствовать воспитанию интереса к изучаемому предмету, его истории.

Тип урока: изучение нового.

Планируемые результаты;

предметные: учится пользоваться правилами для решения проблемных ситуаций, получать возможность научится – понимать склонение существительных по падежам;

метапредметные

; регулятивные- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

познавательные — понимают знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике;

каммуникативные – используют в общении правила вежливости; формируют собственное мнение;

личностные – проявляют положительное отношение к учебной деятельности на уроке русского языка.

Формы работы; объяснительно- иллюстративная, фронтальная, групповая.

Форма контроля

1.Актуализация знаний.

Словарная работа.

Тема:«Транспорт»

Автобус, багаж, вагон, вокзал, дорога, автомобиль, комбайн, метро, расстояние, трактор, трамвай, троллейбус, шоссе, шофёр.

Составить предложение, используя словарные слова.

Дети вспоминают изученные ранее слова, диктуют, записывают.

Сочиняют предложения, читают по желанию для всех.

Индивидуальная, фронтальная.

Личностные: Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

Регулятивные: Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что еще неизвестно;

Познавательные: Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

Каммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Устные ответы.

2.Сообщение темы урока

Выяснение темы урока, определение целей урока.

Сегодня мы отправляемся на выбранном вами транспорте в путешествие.

Текст делится на части.

А вот ещё о чем мы узнаем сегодня на уроке какое открытие сделаем пока это тайна.

Перед детьми текст. Определяют куда путешествуем, и что не так в таксте.(не разделён на части), читают текст. Обсуждают текст , выясняют тему на данном этапе урока.

фронтальная

Личностные:Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку

 

Регулятивные: Ученик осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;

Познавательные: Ребенок умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;

Каммуникативные: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Устные ответы.

3. Изучение новаго материала

Работа с текстом.

На доске записываем план текста.

Высказывают свои варианты названия частей текста.

Записывают по порядку план в тетрадь.

Индивидуальная, фронтальная.

Личностные: Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

Регулятивные: Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что еще неизвестно;

Познавательные: Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

Каммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Писмо в тетрадях и на доске.

Переход к изучению новогоб изменении существительных по падежам.

Текст на доске.

Записала текст не изменяя слово кошка. О чём мы сегодня узнаем на уроке.

Дети исправляют допущенные мною ошибки.

Высказывают свои пред- положения о теме урока.

Фронтальная.

Личностные: Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку

 

Регулятивные: Ученик осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;

Познавательные: Ребенок умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;

Каммуникативные: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Знакомство с новым словом падеж

Работаем по учебнику упр. 59

Вспоминают как могут изменятся существительные, сегодня узнали о б ещё одном изменении

Фронтальная.

4.Закрепление изученного на уроке

Изменить по падежам.

Разделитьна группы. Просклонять в тетрадях слова:кот, стол, трава, земля, весна, город.

Делятся на группы, выбирают лидера. Работают в группах.

групповая

Группы защищиют полученные результаты работы

Возвращаемся к начальному исправленному тексту на доске, определить падежи слова кошка.

В тетрадях определяют падежи,

индивидуальная

Личностные: Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку

Регулятивные: Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля

Познавательные: Ребенок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию

Каммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Проверка индивидуальна с показом на доске.

Итог урока, релаксация.

Что заинтересовало сегодня на уроке? Что удивило?

Делятся своим мнением.

индивидуальная

Личностные:формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

Регулятивные:формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Познавательные: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

 Каммуникативные:формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Дом. задание

Словарные слова, сделать карточку по падежам стр.71

infourok.ru

Литературное чтение. Карточки по теме «План текста»

Тема:

Простой план письменных текстов.


План – это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и (или) основную мысль.

Простой план – это план, включающий название значительных частей текста.

План очень коротко передает основное содержание текста.

Чтобы составить план, нужно:

— определить тему и основную мысль текста;

— выделить в нем части;

— найти главное в каждой части;

— подобрать заголовок.

Чтобы составить план, нужно:

  1. Прочитать текст, выяснить значение непонятных слов.

  2. Определить тему и основную мысль текста.

  3. Разделить текст на смысловые части.

  4. Озаглавить их.

  5. Проверить, можно ли руководствуясь этим планом, пересказать текст.

  6. Аккуратно переписать усовершенствованный вариант плана.

Задания.

1.Вспомни и расскажи сказку по плану:

1)Жили-были старик, кот да петух.

2)Лиса обманывает петуха и уносит его.

3) Кот спасает петуха.

4) Лиса второй раз обманывает петуха.

5) Опять кот спасает петуха.

6) Лисе удается унести петуха в свою нору.

7) Кот наказывает лису и приносит петуха.

2. Вспомни сказку «Колобок». Прочитай план к этой сказке.

Правильно ли он составлен?

1. Появление Колобка.

2. Колобок отправляется в путешествие.

3. Встреча с зайцем.

4. Встреча с лисой.

5. Встреча с волком.

6. Встреча с медведем.

3. Прочитай рассказ.

Синичка.

Это было в морозный зимний день. К окну прилетела синичка. Она очень замерзла.

У окна стояли дети. Они увидели синичку, им стало жаль птичку. Ребята открыли форточку. Синичка тотчас влетела в комнату.

Птичка, видно была очень голодной. Она стала клевать хлебные крошки со стола. Тогда дети насыпали ей крупы и налили в блюдце воды.

Раздели рассказ на три части и подбери заголовок к каждой части.

4. Прочитай рассказ.

Чашка.

В группе было двадцать пять ребят, а чашек было двадцать четыре. Новеньких чашек с голубыми незабудками, золотыми каёмочками по краям. А двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней сильно стёрлась, и никто не мог догадаться, что же тут было нарисовано. Никто не хотел пить из старой чашки. Но разносили чай, и все равно она кому-нибудь доставалась.

Но вот что случилось однажды. Дежурной была Лена. И всем она поставила новые чашки. Удивились ребята. А где же старая чашка? Нет, она не раскололась, не потерялась. Лена взяла её себе.

На этот раз чай пили тихо, без ссор и слёз. И с тех пор дежурные пили чай из старой чашки. Её так и называли: «Наша дежурная чашка».

Выбери и запиши пункты плана, которые соответствуют выделенным частям:

1). Старая чашка.

2). «Наша дежурная чашка».

3). Куда делась старая чашка.

5. Прочитай рассказ писателя Ю. Д. Дмитриева.

Чиж.

Весёлая, добрая птичка. И название у неё ласковое: чиж, чижик.

В хвойных лесах устраивают птички свои маленькие уютные гнездышки. В них выводят на свет крошечных чижат.

А осенью собираются в большие стаи и улетают на юг. Но ненадолго.

Уже в начале весны к звонкой весенней капели присоединяется весёлый голос чижа. Здравствуй, чижик! Добро пожаловать!

Выбери и запиши те пункты плана, которые относятся к данному тексту и соответствуют выделенным частям. Объясни свой выбор.

1. Весёлая птичка.

2. Как живут чижи.

3. Маленькие уютные гнездышки.

3. Осень.

4. Здравствуй, чижик!

5. Чиж — родственник воробья.

6.Расположи части текста в соответствии с планом.

Старшие друзья.

Девочки сшили платья для кукол. Мальчики сделали игрушечную мебель. Нашлись и книжки с картинками.

Рядом со школой открылся детский сад. Школьники готовили для малышей подарки.

Первого мая в садике был утренник. Малыши были рады гостям и подаркам.

План:

  1. Открылся детский сад.

  2. Школьники готовили детям подарки.

  3. Малыши были рады.

7. Прочитай рассказ. Составь план.

Как Саша провёл выходной день.

Семья Саши получила квартиру в новом доме. Дом высокий, большой, красивый, а двор совсем пустой.

В выходной день жильцы дома организовали воскресник. Они решили посадить во дворе деревья и кусты. Саша и другие ребята тоже вышли во двор с лопатами. Они вместе со взрослыми сажали липы, клёны. Саша под окном посадил сирень. Ребята помогли старшим сделать клумбы и посадить цветы. Теперь двор нового дома будет зелёным и нарядным.

В школе Саша рассказал ребятам о том, как провёл выходной день.

Инструментарий определения сформированности НУиН по теме «План текстов»

1.Прочитай рассказ и составь к нему план.

Ежик проснулся.

Пришла весна. Солнце согрело землю. В лесу по ложбинке побежал ручей.

Вот на пути он заметил под корнями старой березы норку. Зверек еще с осени разыскал это укромное местечко. Холодный ручей забрался в постельку ежа и разбудил его.

Еж выбрался из своего убежища. Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи. Еж лег на спинку и подставил солнцу свое брюшко.

infourok.ru

Русский язык. 3 класс. Тема урока: План текста

План-конспект урока Русского языка в 3 классе

Тема урока: План текста

Цели урока:

— познакомить с предназначением плана — кратко отражать содержание текста и помогать его воспроизведению;

— формировать умение составлять план текста, пересказывать текст по плану;

— развивать речь и творческие способности учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Чистописание

Кк Кк Кк ка ко ку ки ке

картина картина картина

Дама сд…вала в бага…

диван, чемодан, саквояж,

к…ртину, к…рзину, картонку

и мал…нькую с…бачонку.

— Вставьте буквы, объясните свой выбор.

Словарная работа.

Посуда, футбол, (лексическое значение слов, повтор)

3. Новая тема

— На прошлом уроке мы говорили о тексте. Что такое текст?

— Что такое тема текста?

— Какова роль заголовка в тексте?

— Сегодня мы научимся делить текст на части и составлять план текста.

Стр. 18 упр. 26

Чтение стихотворения.

— Чему учит вас это стихотворение?

— Для чего нужен план?

!!! Повторить: как пишутся предлоги.

— Спишите второе предложение.

— Достаточно ли для успешного завершения дела только составить план?

— Следует планировать собственные действия. При этом не только начинать какое-либо действие, но и продолжать его в нужной последовательности. И что не менее важно, заканчивать начатое.

Стр. 19 упр 26.

Дети читают текст «Как помыть чашки?».

— Найдите в тексте ту часть, которая содержит изложение последовательности необходимых действий. Сравните её с предложенным планом.

!!! Обратить внимание учеников: в тексте автор только сожалеет о том, что Тина не знала, как поступить, чтобы чашки стали чистыми, а в плане предложения строятся в форме советов.

— Дополните предложения каждого пункта плана, запишите их.

Стр. 20 упр. 27.

Восстановление деформированного текста по данному вопросному плану.

Чтение плана. Устные ответы на вопросы плана.

Составление текста по плану.

!!! Обратить внимание детей на необходимость избегать повторения слова клюква, для чего использовать слова ягода, она.

Коллективное составление плана «Как делать домашнее задание по русскому языку».

1. Начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые ты забыл.

2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.

3. Прочитай задания к упражнению.

4. Прочитай всё упражнение и выполни устно задания к нему.

5. Выполни упражнение письменно.

6. Проверь свою работу – сначала по смыслу, а потом по написанию.

5. Итоги урока

— Зачем нужно составлять план действий?

— Достаточно ли только составить план и всё?

— Когда и зачем нужно составлять план текста?

6. Домашнее задание

Стр. 22 упр. 29 (составить и записать план-инструкцию, как нужно чистить обувь).

В классе эту работу проделать в устной форме.

Уроки для вашей копилки

Следующие уроки русского языка:

Деление текста на абзацы. На­чало, основная часть, концовка текста

Какие бывают типы текстов

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

lit-dety.ru

ПНШ 3 класс. Русский язык. Учебник №2 упр. 12, с. 30 — 31

12. Прочитай текст вполголоса про себя.

НОВЫЙ ГОЛОСОК

Три яичка было в гнезде чайки. Два лежали неподвижно, а третье шевелилось. Третьему не терпелось, оно даже посвистывало! Возилось яичко, возилось и тихонько хрустнуло. Появилась на тупом конце дырочка. И в дырочку, как в оконце, высунулся птичий клюв.
Клюв открылся от удивления. Ещё бы: стало вдруг в яйце светло и свежо. Все звуки зазвучали теперь громко. Незнакомый мир ворвался в уютное жилище птенца.
Птенец упёрся лапками в пол, а головой в потолок, нажал, и скорлупа лопнула. Чайчонок так испугался, что громко, во всё горло крикнул: «Мама!»
Так в нашем мире одной чайкой стало больше. В хоре голосов, голосищ и голосишек зазвучал новый голосок. Был он робок и тих, как писк комара. Но он звучал, и его слышали все.

(По Н. Сладкову)

Какое событие произошло в мире? 

Одной чайкой стало больше.

Почему автор о нём рассказывает через описание разных звуков? (Подсказка: видит ли что-нибудь птенец?)

Птенец ещё ничего не видел, незнакомый мир ворвался в уютное жилище птенца громкими звуками.  

Прочитайте текст по цепочке. 

Какой момент в тексте кажется тебе самым важным, самым значительным? Зачитай эти строчки. Название текста выражает его тему или основную мысль? В какой части текста выражена его основная мысль? В чём она заключается? Сначала найди нужные строки в тексте, а затем объясни своими словами. 

Самый важный, значительный момент в тексте (это предпоследний абзац, в котором говорится о том, как птенец появился на свет): «Птенец упёрся лапками в пол, а головой в потолок, нажал, и скорлупа лопнула. Чайчонок так испугался, что громко, во всё горло крикнул: «Мама!»

Название текста выражает основную мысль.

Основная мысль текста выражена в последнем абзаце: «Так в нашем мире одной чайкой стало больше. В хоре голосов, голосищ и голосишек зазвучал новый голосок. Был он робок и тих, как писк комара. Но он звучал, и его слышали все.»

Придумай название для каждой части текста. Составь и  запиши план текста.  

План.

1. Нетерпеливое яичко.
2. Новые ощущения.
3. Появление на свет.
4. Одним голоском больше. 

Прочитай текст ещё раз. Закрой учебник. Перескажи, пользуясь планом.  

Ответы к заданиям. Русский язык. Учебник. Часть 2. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А.  2013 г.

Русский язык. 3 класс. Чуракова Н. А.

ПНШ 3 класс. Русский язык. Учебник №2 упр. 12, с. 30 — 31

4.9 (98.57%) от 14 голосующих

e-razumniki.ru

План-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему: Единый временной план текста.

                                                         Занятие 24.

                                 Единый временной план текста.

          ОТКЛАДЫВАЙ  БЕЗДЕЛЬЕ,  НО  НЕ  ОТКЛАДЫВАЙ   ДЕЛО

  • Ответь на шуточные вопросы:
  1. Какую часть лица на корабле найдём? ___________________
  2. Какую часть слова можно в земле найти? ________________
  3. Что можно от пальто отрезать и к реке приставить?_________
  4. Какой частью горы можно волосы расчёсывать?____________
  5. Какую часть обуви найдём у горы? ______________________
  6. Что можно найти у ребёнка, стола, гриба и циркуля? ________
  7. По какому головному убору молотком бьют? ______________

                        ТЕРПЕНИЕ  И  ТРУД  ДИВНЫЕ  ВСХОДЫ  ДАЮТ

Задание № 1. Прочитай отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Лебеди»                                                                                    

                                                        Лебеди.

        Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они летели, не отдыхая. Над  водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.

      Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.

      Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он  взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл вниз. Он ближе и ближе спускался к воде, а товарищи его дальше и дальше белелись в  месячном свете. Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его.

          Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой в светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылысь из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.

              Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее.

             Лебедь вытянул шею, взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.                                   Л. Толстой

  • Определи тип текста. __________________________________
  •  Найди и подчеркни в этом тексте глаголы, определи их время.                                                                
  • Случайно ли автор все глаголы употребил в прошедшем времени? Для чего он это сделал, если мы представляем всё происходящее в настоящем времени?

__________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАПОМНИ!  Употребление глаголов в одном и том же времени в текстах с цепной и параллельной связью называется единым временным планом.

Задание № 2.Может ли в тексте изменяться временной план? Прочитай текст, раздели его на части, определи время глаголов в каждой части.

   У освещённой солнцем старой сосны резвятся весёлые проказницы-белки. Радуются они тёплому солнышку, светлой весне. Меняют к весне свои пушистые серые шубки. Рыжими становятся у белок их спинки и пышные хвосты.

       Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в тёплых гнёздах, забирались в глубокие дупла деревьев. С ёлки на ёлку, с сосны на сосну носились по лесу, грызли смолистые тяжёлые шишки.

      Много забот будет летом у белок. Выкормить маленьких бельчат, собрать, спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов.

                                                И. Соколов-Микитов

  • Как ты думаешь, почему автор для каждой части употребил свой временной план?

_________________________________________________________

  • Сделай вывод о том, от чего зависит выбор временного плана в тексте.

________________________________________________________________________________________________________________

ЗНАНИЯ   И  УМЕНИЯ  ВСЕГДА  НАЙДУТ   ПРИМЕНЕНИЕ

 Задание № 3.  Давай поиграем!  «Как зовут мальчика?»

  Четыре девочки встретили во дворе незнакомого мальчика и спросили, как его зовут. Мальчик попросил девочек назвать ему их имена. Узнав, что девочек зовут Лена, Валя, Поля, Рита, мальчик немного подумал и сказал: «Моё имя, как и ваше, состоит из четырёх букв. Начинается оно с первой буквы имени одной из вас, вторая буква совпадает со второй другого имени, третья буква совпадает с третьей буквой ещё одного имени, а последняя буква является последней буквой четвёртого имени. Теперь вы знаете, как меня зовут». Назови и ты имя мальчика.

_________________________________________________

     

             

     

   

                                                 

nsportal.ru

Обучение составлению плана текста. Изложение по рассказу Н.Сладкова. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


I. Мотивация к учебной деятельности и постановка цели урока

— Ребята, вам в жизни очень часто приходится рассказывать о том, что вы видели, читали, что услышали от других? (Да, очень часто)

— Как нужно уметь строить свой рассказ? (Умело, понятно, красиво и правильно)

— Почему? (Иначе собеседники тебя не поймут. Человека, который умеет интересно рассказывать, внимательно слушают. Он интересен окружающим).

— На уроках литературного чтения, окружающего мира вы учитесь пересказывать текст устно. На уроке развития речи-письменно.

Сегодня мы с вами продолжим накапливать опыт изложения (выделить голосом) и построения своей письменной речи, напишем… изложение (дети называют вид работы) по рассказу Н. И.Сладкова, вспомним секреты писателей.

— Запишите в тетрадях число и название работы.

— А что такое «изложение»? (Устный или письменный пересказ текста.)

— Все ли секреты письменного изложения текста нам известны? (Да, нет, не знаем, надо проверить.)

— Итак, нам предстоит узнать, есть ли новый секрет пересказа? Какой? (вопрос фиксируется на доске) (Cлайд 2)

II. Повторение знаний о тексте. Развитие образов-представлений. Работа в группах

1. Развитие образов- представлений

— Предметом нашего разговора сегодня на уроке будет…

— Отгадайте загадку, о ком она?

Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой! (Слайд 3)
Вот я хитренький какой! (Хомяк)

Рис.1 (Слайд 4)

— Как вы догадались, что это хомяк? (По «кладовке» за щекой)

— А что вы знаете об этом животном? (Рассказы детей, краткий отчёт о проектах, которые учащиеся выполняли ранее на уроке окружающего мира) (Приложение 1) (Слайд 5)

Предлагаю вам ещё несколько строк о хомяке. Прочитайте их и выполните задание в группе.

2. Работа в группах (учащиеся читают текст, отвечают на вопросы, моделируют признаки текста) (Слайд 6-7)

Задание в группах: Прочитайте отрывок, ответьте на вопросы, выводы зафиксируйте в модели. За основу составляющих модели возьмите выделенные слова вопросов:

Больше всего любят хомяки картофель, виноград и птичьи яйца. Охотно поедают насекомых, луковицы и клубни разных растений, семена, зерно, арбузы, дыни и тыквы. Добычу сразу на месте никогда не ест – несет в нору. А как несет? За щеками. А щеки у него – как мешки. И набивает их хомяк так, что порой даже в нору пролезть не может – раздувшиеся щеки мешают. В таких случаях хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть собранного, уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное.

Вопросы:

  1. Чем является этот отрывок? Докажите.
  2. Связаны ли предложения в данном отрывке? Если да, то каким образом?
  3. Порядок предложений строго определённый или нет?
  4. Какова тема этого текста? А основная мысль?
  5. Как бы вы озаглавили этот текст?
  6. К какому типу текстов вы отнесёте данный? (К текстам, в которых о чём-либо

3. Отчёт о проделанной работе в группе (Слайд 8)

— Чем является этот отрывок? (Текстом)

— Докажите. Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу, текст можно озаглавить, в тексте есть тема и основная мысль.)

Связаны ли предложения в данном отрывке? (Да)

— Каким образом? (По смыслу. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, т.е. как бы цепляется за него.)

— Можно ли поменять данный порядок предложений? (Нет). Он строго определённый? (Да)

— Какова тема этого текста? (Чем питается хомяк.)

— А основная мысль? (Каким умным и хитрым способом хомяк доносит до норы себе еду с помощью щёк-«мешков».)

— Как бы вы озаглавили этот текст? («Щёки-мешки», «Ну и щёки!», «Как донести еду?» и т.д.)

— К какому типу текстов вы отнесёте данный? (К текстам, в которых о чём-либо рассказывается, повествуется, говорится, что произошло.)

4. Анализ модели «Текст. Признаки текста». Преобразование модели (Приложение 2) (Слайд 9)

III. Наблюдение над особенностями текста-повествования

— О чём же вы узнали из текста? (Как уносит хомяк еду к себе в норку, чем питается)

— Хотите узнать ещё про этого забавного зверька? (Слайд 10)

— Послушайте, какой рассказ о догадливом, находчивом, удивительно умном хомяке написал Н. Сладков, уже известный нам автор, умело наблюдающий за проделками и проказами животных в природе.

  1. Чтение текста учителем (См. учебник М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Русский язык. К тайнам нашего языка», 3 класс, 2 часть, упр.393, с.19)
  2. Анализ услышанного

— Какие чувства вызвал у вас этот текс? (Ещё больше удивились и узнали о догадках животного.)

— Какова тема и основная мысль этого текста? (Тема совпадает с предыдущей, основная мысль- какой способ придумает хомяк, чтобы донести находку до жилища, до своей норки.)

— В этом тексте отсутствует последнее предложение. Может быть, вы догадаетесь, что сделал зверёк? (Учащиеся предлагают свои варианты концовки текста.)

— Откройте учебник на стр. 19 и рассмотрите иллюстрацию. Как же поступил хомяк? (Мордочкой стал подталкивать яйцо.)

— Послушайте, как закончил рассказ автор: «Уперся в яйцо лбом и покатил к себе в нору».

— У кого совпала своя концовка текста с авторской?

— Какое качество проявил хомячок? (Догадливость, выдумку, смекалку, находчивость, сообразительность и решительность.)

— Решение хомячка необычное, оно приятно удивляет, восхищает, приводит в восторг.

— Выразите своё отношение к хомячку: удивление, восхищение. Закончите эти предложения, выражающие удивление, восхищение (предложения даны в учебнике: Вот так…! Вот какой…! Ну и…!)

(Вот так хомяк! Вот какой догадливый! Ну и хомяк!)

— Какой приём использует Н. Сладков в своём рассказе? (Олицетворение)

— Да, олицетворяя животных, автор пробуждает у нас наблюдательность и интерес к природе. И, вместе с тем, сблизив поведение животных с человеческим, помогает раскрыть человека и понять себя: а как бы мы поступили в этом случае?

3. Подбор заголовка к тексту

— У рассказа нет названия. Придумайте его. Можно использовать составленные восклицательные предложения. (Слайд 11)

— Запишите понравившийся заголовок. Помните об опасностях письма.

IV. Усвоение новых знаний. Составление плана текста. Введение нового понятия «план текста». Составление алгоритма. Работа в парах

1. Введение нового понятия

— Подготовимся к тому, чтобы хорошо пересказать этот забавный рассказ другим.

— Просмотрите текст самостоятельно и понаблюдайте за тем, как он построен. (Он состоит из 4 частей)

— Как эти 4 части выделены? (Красной строкой)

— О чём рассказывается в каждой? (В первой-о том, что хомяк нашёл птичье гнездо; во второй-описание находки; в третьей-как быть с находкой, как поступить, действия зверька, в четвёртой-о догадке хомячка)

— Найдите у автора слова, которыми можно назвать то главное, о чём говорится в частях. Если вы запишите зти слова в столбик под номерами, у вас получится план текста.

— Запишите эти главные слова, пункты плана, к себе в тетрадь.

План

  1. Птичье гнездо. 
  2. Вот так находка! 
  3. Как быть?
  4. Догадался! (Слайд12)

(Учащиеся читают текст по частям, находят главные слова. В результате этой работы появляется запись плана на доске и в тетрадях)

— Итак, что же такое план и как он может быть полезен при пересказе, при создании своего рассказа? (План-названия частей текста, расположенные по порядку. Он помогает излагать мысли по порядку, последовательно.)

— Для чего он нужен? (Чтобы не забыть, о чём по порядку нужно рассказывать.)

2. Проверка вывода по образцу

— Прочитайте первую часть правила на с.21. Такой ли вывод вы сделали? (Да)

3. Закрепление найденного способа действия. Составление алгоритма. Работа в парах

— Расскажите, что мы делали, чтобы составить план текста, проговорив «шаги» действий в парах.

(Алгоритм: (Слайд 13)

  1. Выделили части и определили, о чём в них говорится.
  2. Назвали каждую часть по её теме или главной мысли и записали названия.)

4. Чтение алгоритма составления плана по учебнику

— Прочитайте вторую часть правила на с.21. Такой ли вывод мы сделали?

— Какой же новый секрет письменного изложения текста узнали? (Составление плана при пересказе.)

V. Физкультминутка (Слайд 14)

Хомка, хомка, хомячок –
Пятнистый бочок. (Руки на поясе, выполнять повороты вправо-влево)
Хомка раненько встает, (Потягиваясь, поднять руки вверх)
Щечки моет, шейку трет. (Правая рука вверх, левая вниз, выполнять пружинящие движения назад, меняя руки)
Подметает Хомка хатку (Выполнять движения в соответствии с текстом)
И выходит на зарядку. (Маршировать)
Раз-два-три-четыре-пять, (Руки в стороны, ритмично сгибать руки в локтях)
Хочет Хомка сильным стать! (Кисти рук прижать к плечам, напрягая мышцы)

VI. Повторение изученного. Подготовка к записи текста по плану. Объяснение орфограмм (Слайд15)

— Продолжим наблюдение за тем, как построен текст.

— Прочитайте первую часть. Как автор уходит от повторения слова хомяк? (Хомяк – он)

— Найдите восклицательное предложение. (Вот так находка!)

— От чьего имени писатель использует это первое восклицательное предложение во второй части? (От имени хомячка)

— Прочитайте побудительное восклицательное предложение. (Тащи и пируй!)

— К кому автор его обращает? (Тоже к зверьку)

— Почему следующее предложение начинается со слов: “Только вот…”. На что они указывают? (На препятствие, что что-то не получается, на невыполнимость и трудность действия.)

— Зачем повторяются глаголы в третьей части? Это ошибка? (Нет, чтобы передать тяжёлую для хомячка работу.)

— Какие знаки препинания поставите в этом предложении?

— Найдите вопросительное предложение. От чьего имени задан вопрос? (От имени хомячка)

— Прочитайте четвёртую часть. Почему первое предложение в этой части восклицательное? (Выражает чувства хомяка: радость, счастье, нашёл выход.)

— Перечитайте текст, находя и объясняя орфограммы

— Какие орфограммы встретились? (Учащиеся называют слова с орфограммами, устно проверяют их.)

— Представь, будто ты наблюдал(а) за хомяком, видел(а) всё, о чём рассказал писатель, а теперь пересказываешь эту историю другим. Запиши её. Составленный план тебе поможет. В конце рассказа можешь выразить своё отношение к зверьку.

VI. Самостоятельная работа учащихся (Приложение 3) (Слайд16)

VII. Контроль и самопроверка

— Не забудьте проверить свои работы!

VIII. Домашнее задание (Слайд17)

— Поищите в книгах (акцент на выставку книг о животных) рассказы о проделках животных и прочитайте. Один из них перескажите кому-нибудь из близких. Можете составить план текста и записать его.

IХ. Рефлексия и итог урока (Слайд18)

— Подведём итоги. Какую задачу решали на уроке развития речи? (Решали, есть ли новый секрет хорошего пересказа текста.)

— Открыли этот секрет? (Да)

— Какой? (Умение составлять план текста)

— Когда нам это пригодится? (При хорошем пересказе и рассказе)

— Оцените себя, на каком уровне вы находитесь, выполняя действия при составлении плана:

  • научился составлять
  • ещё испытываю трудности
  • не научился

— Какие же новые действия теперь будете выполнять при работе над текстом? Для чего?

— Что было трудным на уроке? Почему? А интересным?

— Ребята, вы сегодня хорошо работали. Я благодарю вас за активную работу. Молодцы! Урок закончен.

18.05.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Занятие 31. План текста — Документ

Занятие 31. План текста

Текст имеет определенную структуру, т.е. состоит из нескольких частей. Каждая часть имеет микротему, маленькую тему, которую мы и формулируем, когда составляем план текста.

1. Составьте план.

Озаглавьте текст. Составьте план текста.

1

________________________________________________________________________________

Овечье стадо паслось далеко в горах. Неожиданно пастух потерял сознание. Собака, сторожившая стадо, проявила редкую сообразительность. Сначала она загнала овец в стойло. Потом вернулась обратно на пастбище и оттуда потащила своего хозяина вниз, к селению.

Вскоре жители горной деревушки увидели, что собака приволокла потерявшего сознание человека к порогу дома. Они тотчас же послали за доктором. Пастух был спасен.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2

________________________________________________________________________________

Одним из первых прилетает к нам скворец. Красивый, блестящий, желтоносый скворушка зимует в Африке, а весной возвращается на родину. Он приносит много пользы, поедая огромное количество насекомых и их личинок.

Маленького скворца легко приручить, если внимательно и ласково с ним обращаться, вовремя и хорошо его кормить. Он даже может научиться выговаривать слова не хуже попугая. Это, пожалуй, самая веселая, умная и презабавная птица.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2. Разделите текст на части согласно плану.

Жаркий день

Мы сидели в тени. Но и в тени было душно. Тяжёлый, знойный воздух словно замер. Ветра не было. Солнце так и палило с синего неба. У реки стояла лошадь. Она лениво обмахивалась хвостом. Изредка всплывала рыба. Она пускала пузыри и погружалась на дно. Ястреба плавно носились над полем. Мы сидели тихо, подавленные жарой.

(По И.С. Тургеневу)

План

1. В тени душно.

2. Знойный воздух.

3. Жгучее солнце на синем небе.

4. Поведение животных.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3. Сложное задание.

А теперь самое сложное задание. Разделите текст на достаточно большие законченные смысловые части. Восстановите порядок действий при составлении плана текста. Найдите в тексте или составьте сами предложения, наиболее полно отражающие главную мысль каждой смысловой части. Запишите выделенные предложения в виде пунктов плана.

Воробей

Я сыпал хлебные крошки воробьям, а потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось! Сбились воробьи стайкой, наскакивают на горбушку, тянут её из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку. Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрёпанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом сшиб, второго клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул, а сам ущемил горбушку покрепче и взлетел. Летит, а горбушка словно все тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья. А на дороге лужа, и вот – плюх! – в неё воробей… Еле, бедняга, вырвался.

(По Э. Шиму)

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

gigabaza.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *