Опера это в музыке 3 класс – возникновение жанра, структура и виды оперы
возникновение жанра, структура и виды оперы
Опера — это один из важнейших музыкальных и театральных жанров. Она представляет собой смесь музыки, вокала, живописи и актёрского мастерства, и высоко ценится приверженцами классического искусства. Неудивительно, что на уроках музыки ребёнку первым делом задают доклад на эту тему.
Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
Из чего состоит опера
С чего начинается
Она начинается с увертюры. Это вступление, исполняемое симфоническим оркестром. Призвано задать настроение и атмосферу пьесы.
Это интересно: зачем в обществе существуют правила этикета, общепринятые правила поведения.
Чем продолжается
За увертюрой следует основная часть спектакля. Это грандиозное действо, разделённое на акты — законченные части представления, между которыми пролегают антракты. Антракты могут быть длинными, чтобы зрители и участники постановки могли отдохнуть, или короткими, когда занавес опускают, только чтобы сменить декорации.
Главным телом, движущей силой всей оперы являются сольные арии. Их исполняют актёры — персонажи истории. Арии раскрывают сюжет, характер и чувства героев. Иногда между ариями вставляются речитативы — напевные ритмичные реплики — или обычная разговорная речь.
Литературная часть основывается на либретто. Это своего рода сценарий, краткое содержание произведения. В редких случаях стихи пишут сами композиторы, как, например, Вагнер. Но чаще всего слова для оперы пишет либреттист.
На чём заканчивается
Финалом оперного представления служит эпилог. Эта часть выполняет туже функцию что и литературный эпилог. Это может быть рассказ о дальнейшей судьбе героев, или подведение итогов и определение морали.
Это интересно: где в Москве находится Третьяковская галерея, адрес.
История оперы
В Википедии можно найти обширную информацию на эту тему, но в данной статье предоставлена сжатая история упомянутого музыкального жанра.
Античная трагедия и Флорентийская камерата
Родиной оперы является Италия. Однако корни этого жанра уходят в Древнюю Грецию, где впервые стали совмещать сценическое и вокальное искусство. В отличие от современной оперы, где основной упор идёт именно на музыку, в древнегреческой трагедии лишь чередовали обычную речь и пение. Этот вид искусства продолжил развиваться у римлян. В древнеримских трагедиях набрали вес сольные партии, и чаще стали использоваться музыкальные вставки.
Вторую жизнь античная трагедия получила в конце XVI столетия. Возродить древнюю традицию решило содружество поэтов и музыкантов — Флорентийская камерата. Они создали новый жанр, названный «драмой через музыку». В противовес популярной в то время полифонии, произведения камераты представляли собой одноголосные мелодичные декламации. Театральная постановка и музыкальное сопровождение были призваны лишь подчеркнуть экспрессивность и чувственность поэзии.
Это интересно: элитарная культура — примеры, отличия от массовой культуры.
Считается, что первая оперная постановка увидела свет в 1598 году. К сожалению, от произведения «Дафна», написанного композитором Якопо Пери и поэтом Оттавио Ринуччини, в наше время осталось только название. Зато их же перу принадлежит «Эвридика», которая является самой ранней из сохранившихся опер. Однако это славное произведение для современного общества — всего лишь отзвук прошлого. Зато оперу «Орфей», написанную знаменитым Клаудио Монтеверди в 1607 году для мантуанского двора, и по сей день можно увидеть в театрах. Род Гонзага, который правил в те времена в Мантуе, внёс значительный вклад в зарождение оперного жанра.
Драматический театр
Членов Флорентийской камераты можно назвать «бунтарями» своего времени. Ведь в эпоху, когда моду на музыку диктует церковь, они обратились к языческим мифам и легендам Греции, отрёкшись от принятых в обществе эстетических норм, и создали что-то новое. Однако ещё раньше их необычные решения привнёс драматический театр. Это направление развевалось в эпоху Возрождения.
Экспериментируя и ориентируясь по зрительской реакции, этот жанр вырабатывал собственный стиль. Представители драматического театра использовали в своих постановках музыку и танцы. Новый вид искусства пользовался огромной популярностью. Именно влияние драматического театра помогло «драме через музыку» выйти на новый уровень выразительности.
Оперное искусство продолжало развиваться и набирать популярность. Однако по-настоящему этот музыкальный жанр расцвёл в Венеции, когда в 1637 году Бенедетто Феррари и Франческо Манелли открыли первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано». Благодаря этому событию, музыкальные произведения данного вида перестали быть увеселением для придворных и вышли на коммерческий уровень. В это время начинается царствование кастратов и примадонн в мире музыки.
Распространение за рубежом
Уже к середине XVII века оперное искусство, при поддержке аристократии, развилось в отдельный самостоятельный жанр и доступное развлечение для масс. Благодаря странствующим труппам, этот вид представлений распространился по всей Италии, и начал завоёвывать публику за рубежом.
Первая итальянский представитель жанра, представленный заграницей, назывался «Галатея». Он был исполнен в 1628 году в городе Варшаве. Недолго после, при дворе было исполнено ещё одно произведение — «La liberazione di Ruggiero dall’isola d’Alcina» Франчески Каччини. Эта работа также самая ранняя из дошедших до нас опер, написанных женщинами.
«Ясон» Франческо Кавалли была самой популярной оперой XVII века. В связи с этим в 1660 году он был приглашён во Францию на свадьбу Людовика XIV. Однако его «Ксеркс» и «Влюблённый Геракл» не возымели успех у французской публики.
Антонио Чести, которого попросили написать оперу для австрийского рода Габсбургов, добился большего успеха. Его грандиозный спектакль «Золотое Яблоко» длился два дня. Небывалый успех отметил возвышение итальянской оперной традиции в европейской музыке.
Сериа и буффа
В XVIII веке особую популярность приобрели такие жанры оперы, как сериа и буффа. Хотя оба они зародились в Неаполе, два жанра представляют собой принципиальные противоположности. Опера-сериа буквально означает «серьёзная опера». Это продукт эпохи классицизма, который поощрял в искусстве чистоту жанра и типизацию. Сериа отличается следующими качествами:
- исторические или мифологические сюжеты;
- преобладание речитативов над ариями;
- разделение роли музыки и текста;
- минимальная индивидуализация персонажей;
- статичность действий.
Наиболее успешным и знаменитым либреттистом в этом жанре был Пьетро Метастазио. На лучшие из его либретто писали по десятку опер разные композиторы.
В это же время параллельно и независимо развивается комедийный жанр буффа. Если сериа рассказывает истории прошлого, то буффа посвящает свои сюжеты современным и обыденным ситуациям. Вылился этот жанр из коротких комедийных сценок, которые ставились в антрактах основного спектакля и являлись отдельными произведениями. Постепенно этот вид искусства приобрёл популярность и реализовался в качестве полноценных самостоятельных представлений.
Глюковская реформа
Немецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк прочно запечатлел своё имя в истории музыки. Когда на сценах Европы господствовала опера-сериа, он упорно продвигал собственное видение оперного искусства. Он считал, что в представлении должна править драма, а задача музыки, вокала и хореографии — продвигать её и подчёркивать. Глюк утверждал, что композиторы должны отказаться от эффектных представлений в пользу «простой красоты». Что все элементы оперы должны быть продолжением друг друга и образовывать единый стройный сюжет.
Свою реформу он начал в 1762 году в Вене. Совместно с либреттистом Раньери де Кальцабиджи он поставил три пьесы, однако они не получили отклика. Тогда в 1773 году он отправился в Париж. Его реформаторская деятельность длилась вплоть до 1779 года, и вызвала много споров и волнений в среде любителей музыки. Идеи Глюка оказали большое влияние на развитие жанра оперы. Они также нашли отражение в реформах XIX века.
Виды оперы
За более чем четырёхвековую историю оперный жанр претерпел много изменений и многое принёс в музыкальный мир. За это время выделилось несколько видов оперы:
- Опера-балет. Здесь важная роль отводится танцу. Сформировался во Франции в XVII—XVIII вв. и был очень популярен при дворе, но со временем изжил себя.
- Комическая. Этому виду свойствен юмор, динамичность и житейские сюжеты.
- Опера спасения. Появилась во Франции, во времена Великой французской революции. Для этого направления характерны тема героики, пафос, напряжённость повествования и обязательный счастливый конец.
- Романтическая. Романтические сюжеты с примесью мистики. Зародилась в Германии, в XIX в.
- Большая опера. Главное направление оперы, появившееся после Великой французской революции. Характеризуется эпичными историческими сюжетами и красочностью.
- Оперетта. Эстрадное направление, тесно связанное с комической оперой.
obrazovanie.guru
Опера — это… Что такое Опера?
О́пера (итал. opera — дело, труд, работа; лат. opera — труды, изделия, произведения, мн.ч. от opus) — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки[1]. Литературная основа оперы — либретто. Слово «орега» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.
Композитор пишет оперу на сюжет, заимствованный из литературы, например «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин». Словесный текст оперы называется либретто.
Практически каждая опера начинается увертюрой — симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия.
История жанра
Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени. Духовная комедия: «Обращение св. Павла» (1480), Беверини, представляет уже более серьёзный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. В середине XVI века большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характере мотета или мадригала. В «Amfiparnasso», Орацио Векки хоровое пение за сценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игры актёров на сцене. Эта «Commedia armonica» была дана в первый раз при Моденском дворе в 1597 году.
В конце XVI века попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели оперу на тот путь, на котором её развитие быстро пошло вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per musica; название «опера» стало применяться к ним в первой половине XVII века. Позднее некоторые оперные композиторы, например Рихард Вагнер, опять вернулись к названию «музыкальная драма».
Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Эвридику» Джакопо Пери, исполненную в 1597. В Венеции со времени открытия публичных зрелищ в течение 65 лет появилось 7 театров; для них написано разными композиторами (числом до 40) 357 опер. Пионерами оперы были: в Германии — Генрих Шютц («Дафна», 1627), во Франции — Камбер («La pastorale», 1647), в Англии — Пёрселл; в Испании первые оперы появились в начале XVIII столетия; в России Арайя первым написал оперу («Кефал и Прокрида») на самостоятельный русский текст (1755). Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).
В 1868 году армянский композитор Тигран Чухаджян создает оперу «Аршак II» — первую оперу в музыкальной истории Востока.
Истоками оперы можно считать и античную трагедию. Как самостоятельный жанр опера возникла в Италии на рубеже 16-17 веков в кружке музыкантов, философов, поэтов в городе Флоренция. Назывался кружок любителей искусства «камерата». Участники «камераты» мечтали возродить древнегреческую трагедию, объединить в одном спектакле драму, музыку и танец. Первый подобный спектакль был дан во Флоренции в 1600 году и рассказывал об Орфее и Эвредике. Существует версия, что первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в 1594 году на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном. Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. В конце 17-начале 18 века складываются основные разновидности оперы: опера — сериа (большая серьёзная опера) и опера — буффа (комическая опера).
В конце 18 века в Петербурге был открыт Российский театр. Сначала шли только иностранные оперы. Первые русские оперы были комическими. Одним из создателей считается Фомин. В 1836 году в Петербурге прошла премьера оперы Глинки «Жизнь за царя». Опера в России приобрела совершенную форму, определились её особенности: яркие музыкальные характеристики главных героев, отсутствие разговорных диалогов. В 19 веке к опере обращаются все лучшие русские композиторы.
Разновидности оперы
Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно.
- большая опера (opera seria — итал., tragédie lyrique, позднее grand-opéra — франц.),
- полукомическая (semiseria),
- комическая опера (opera-buffa — итал., opéra-comique — франц., Spieloper — нем.),
- романтическая опера, на романтический сюжет.
- балладная опера
- semi-опера, полу-опера, опера «на четверть» (
- опера-балет
В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, напр. «Фиделио» Бетховена, «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера.
- От комической оперы появилась оперетта, которая получила особенное распространение во второй половине XIX века.
- Оперы для детского исполнения (например, оперы Бенджамина Бриттена — «Маленький трубочист», «Ноев ковчег», оперы Льва Конова — «Король Матиуш Первый», «Асгард», «Гадкий утёнок», «Кокинвакасю»).
Элементы оперы
Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).
В состав оперного коллектива входят: солист, хор, оркестр, военный оркестр, орган. Оперные голоса: (женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто; мужские: контратенор, тенор, баритон, бас).
Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.
Части оперного произведения — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д. Из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.
Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в опере имеет речитатив — музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется
Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия.
Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»).
В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.
Оперный театр
Здание оперного театра (Львов)Оперными театрами называют здания музыкальных театров, специально предназначенные для показа оперных постановок. В отличие от театров под открытым небом, здание оперного театра оснащено большой сценой с дорогостоящим техническим оборудованием, включая оркестровую яму и зрительный зал в один или несколько ярусов, располагающихся друг над другом либо оформленных в виде лож. Данная архитектурная модель оперного театра является основной. Крупнейшими по количеству мест для зрителей зданиями оперных театров мира являются Метрополитен Опера в Нью-Йорке (3 800 мест), Опера в Сан-Франциско (3 146 мест) и Ла-Скала в Италии (2 800 мест).
В большинстве стран содержание зданий оперных театров является убыточным и требует государственных субсидий или пожертвований меценатов[2]. Например, годовой бюджет театра Ла-Скала (Милан, Италия) по состоянию на 2010 год составил 115 миллионов евро (40% — государственная дотация и 60% — пожертвования частных лиц и продажа билетов)[3], а в 2005 году театр Ла-Скала получил 25% от 464 миллионов евро — суммы, предусмотренной бюджетом Италии на развитие изобразительных искусств[4]. А Эстонская национальная опера в 2001 году получила 7 миллионов евро (112 миллионов крон), что составило 5,4% средств министерства культуры Эстонии[5].
Оперные голоса
Во времена зарождения оперы, когда ещё не было изобретено электронное усиление звука, техника оперного пения развивалась в направлении извлечения достаточно громкого звука, способного перекрыть звучание сопровождающего симфонического оркестра. Мощность оперного голоса благодаря слаженной работы трёх компонентов (дыхания, работы гортани и регулирования резонирующих полостей) достигала 120 дБ на расстоянии одного метра [6][7].
Певцов, в соответствии с оперными партиями, классифицируют по типу голоса (текстура, тембр и характер). Среди мужских оперных голосов различают:
а среди женских:
Существует и более детальное деление голосов, например в сопрано выделяют: колоратурное сопрано, лирическое, драматическое и так далее.
Интересные факты
- За последние 5 оперных сезонов с 2007/08 по 2011/12 было дано 104 тысячи представлений 2588 оперных произведений.[8]
- Самыми популярными оперными композиторами за тот же период стали Верди, Моцарт и Пуччини — 3020, 2410 и 2294 представления соответственно.
- Из 1200 композиторов, чьи произведения ставились за последние пять сезонов, 640 являются нашими современниками.[9]
- Страной с наибольшим количеством оперных представлений является Германия — 7778. За ней следуют США (1849), Австрия (1429), Франция (1278) и Италия (1244). Россия — на 9-м месте (556 представлений).[11]
- Самым оперным городом является Берлин — там в сезоне 2011/12 прошло 569 представлений. За ним следует Вена, Лондон, Париж и Прага. Москва — на 7-м месте, 349 представлений.[12]
- В 2001 году Сапармурат Туркменбаши упразднил оперу в Туркменистане[13]. «Я как-то ходил с женой в Ленинграде на оперу „Князь Игорь“ и ничего не понял» — заметил он. По его распоряжению театр оперы и балета в Ашхабаде были снесены. Пришедший ему на смену Гурбангулы Бердымухамедов возродил оперу[14].
Литература
- Келдыш Ю. В. Опера // Музыкальная энциклопедия в 6 томах, БСЭ, М., 1973—1982, Т. 4, сс. 20-45.
- Серов А. Н., Судьбы оперы в России, «Русская сцена», 1864, № 2 и 7, то же, в его кн.: Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950.
- Серов А. Н., Опера в России и русская опера, «Музыкальный свет», 1870, № 9, то же, в его кн.: Критические статьи, т. 4, СПб, 1895.
- Чешихин В., История русской оперы, СПб, 1902, 1905.
- Энгель Ю., В опере, М., 1911.
- Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], Симфонические этюды, П., 1922, Л., 1970.
- Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], Письма о русской опере и балете, «Еженедельник петроградских гос. академических театров», 1922, № 3-7, 9-10, 12-13.
- Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], Опера, в кн.: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М.-Л., 1947.
- Богданов-Березовский В. М., Советская опера, Л.-М., 1940.
- Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952.
- Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, М., 1953.
- Ярустовский Б., Очерки по драматургии оперы XX века, кн. 1, М., 1971.
- Советская опера. Сборник критических статей, М., 1953.
- Тигранов Г., Армянский музыкальный театр. Очерки и материалы, т. 1-3, Е., 1956-75.
- Тигранов Г., Опера и балет Армении, М., 1966.
- Архимович Л., Українська класична опера, К., 1957.
- Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959.
- Гозенпуд A., Русский советский оперный театр, Л., 1963.
- Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века, т. 1-3, Л., 1969-73.
- Гозенпуд A., Русский оперный театр на рубеже XIX и XX веков и Ф. И. Шаляпин, Л., 1974.
- Гозенпуд A., Русский оперный театр между двух революций, 1905—1917, Л., 1975.
- Ферман В. Э., Оперный театр, М., 1961.
- Бернандт Г., Словарь опер, впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР (1736—1959), М., 1962.
- Хохловкина A., Западноевропейская опера. Конец XVIII — первая половина XIX века. Очерки, М., 1962.
- Смольский Б. С., Белорусский музыкальный театр, Минск, 1963.
- Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1-2, вып. 1-4 (вып. 1 совм. с В. В. Протопоповым), М., 1966-73.
- Конен В., Театр и симфония, М., 1968, 1975.
- Вопросы оперной драматургии, [сб.], ред.-сост. Ю. Тюлин, М., 1975.
- Данько Л., Комическая опера в XX веке, Л.-М., 1976.
- Arteaga Е., Le rivoluzioni del teatro musicale italiano, v. 1-3, Bologna, 1783-88.
- Clement F., Larousse P., Dictionnaire lyrique, ou histoire des opéras, P., 1867, 1905.
- Dietz M., Geschichte des musikalischen Dramas in Frankreich während der Revolution bis zum Directorium, W.-Lpz., 1885, 1893.
- Riemann H., Opern-Handbuch, Lpz., 1887.
- Bullhaupt H., Dramaturgie der Oper, v. 1-2, Lpz., 1887, 1902.
- Soubies A., Malherbe Сh. Th., Histoire de l’opéra comique, v. 1-2, P., 1892-93.
- Pfohl F., Die moderne Oper, Lpz., 1894.
- Rolland R., Les origines du théâtre lyrique moderne. L’histoire de l’opéra avant Lulli et Scarlatti, P., 1895, 1931.
- Rolland R., L’opéra au XVII siècle en Italie, в кн.: Encyclopédie de la musique et dictionnaire…, fondateur A. Lavignac, pt. 1, [v. 1], P., 1913 (рус. пер. — Роллан Р., Опера в XVII веке, M., 1931).
- Goldschmidt H., Studien zur Geschichte der italienischen Oper in 17. Jahrhundert, Bd 1-2, Lpz., 1901-04.
- Solerti A., Le origini del melodramma, Torino, 1903.
- Solerti A., Gli albori del melodramma, v. 1-3, Palermo, 1904.
- Dassori C., Opère e operisti. Dizionario lirico. Genua, 1903.
- Hirschberg E., Die Enzyklopädisten und die französische Oper im 18. Jahrhundert, Lpz., 1903.
- Sonneck O., Catalogue of opera scores, [Wash.], 1908.
- Sonneck O., Catalogue of opera librettos printed before 1800, v. 1-2, Wash., 1914.
- Sonneck O., Catalogue of 19th century librettos, Wash., 1914.
- Towers J., Dictionary-catalogue of operas and operettas which have been performed on the public stage, Morgantown, [1910].
- La Laurencie L., L’opéra comique française en XVIII siècle, в кн.: Encyclopédie de la musique et dictionnaire de con-cervatoire, [v. 3], P., 1913 (рус. пер. — Ла Лоранси Л., Французская комическая опера XVIII века, М., 1937).
- Bie O., Die Oper, B., 1913, 1923.
- Kretzschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. — Кречмар Г., История оперы, Л., 1925).
- Kapp J., Die Oper der Gegenwart, B., 1922.
- Delia Corte A., L’opéra comica Italiana nel’ 700. Studi ed appunti, v. 1-2, Bari, 1923.
- Delia Corte A., Tre secoli di opera italiana, Torino, 1938.
- Bücken E., Der heroische Stil in der Oper, Lpz., 1924 (рус. пер. — Бюккен Э., Героический стиль в опере, М., 1936).
- Bouvet Ch., L’opéra, P., 1924.
- Prodhomme J. G., L’opéra (1669—1925), P., 1925.
- Abert H., Grundprobleme der Operngeschichte, Lpz., 1926.
- Dandelot A., L’évolution de la musique de théâtre depuis Meyerbeer Jusqu’à nos Jours, P., 1927.
- Bonaventura A., L’opéra italiana, Firenze, 1928.
- Schiedermair L., Die deutsche Oper, Lpz., 1930, Bonn, 1943.
- Bekker P., Wandlungen der Oper, Z., 1934.
- Capri A., Il melodramma dalle origini ai nostri giorni, Modena, 1938.
- Dent E. J., Opera, N. Y., 1940.
- Gregor J., Kulturgeschichte der Oper, W., 1941, 1950.
- Brockway W., Weinstock H., The opera, a history of its creation and performance, 1600—1941, N. Y., 1941 (доп. изд.: The world of opera, N. Y., 1966).
- Skraup S., Die Oper als lebendiges Theater, Würzburg, 1942.
- Mooser R. A., L opéra comique française en Russie durant le XVIIIe siècle, Bale, 1945, 1964.
- Grout D. J., A short history of opera, v. 1-2, N. Y., 1947, Oxf., 1948, N. Y., 1965.
- Cooper M., Opéra comique, N. Y., 1949.
- Cooper M., Russian opera, L., 1951.
- Wellesz E., Essays in opera, L., 1950.
- Oper im XX. Jahrhundert, Bonn, 1954.
- Paoli D., De, L’opéra italiana dalle origini all’opera verista, Roma, 1954.
- Sip J., Opera in Czechoslowakia, Praha, 1955.
- Bauer R., Die Oper, B., 1955, 1958.
- Leibowitz R. L’histoire de l’opéra, P., 1957.
- Serafin T., Toni A., Stile, tradizioni e con-venzioni del melodramma italiano del settecento e dell’ottocento, v. 1-2, Mil., 1958-64.
- Schmidt-Garre H., Oper, Köln, 1963.
- Stuckenschmidt H., Oper in dieser Zeit, Hannover, 1964.
- Szabolcsi B., Die Anfänge der nationalen Oper im 19. Jahrhundert, в кн.: Bericht über den Neunten Internationalen Kongreß Salzburg 1964, Lfg. 1, Kassel, 1964.
- Die moderne Oper: Autoren, Theater, Publikum, там же, Lfg. 2, Kassel, 1966.
См. также
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
с чего она начинается и к какому жанру относится
Ранее посещение оперы было излюбленным занятием людей, принадлежащих к дворянскому роду. Считалось, что только образованный человек способен по достоинству оценить этот музыкальный жанр, потому про оперу знали только представители высшего общества.. В настоящее время посетителями театров являются все желающие приобщиться к классике и высокому искусству. Ученики музыкальной школы всегда готовят доклад на тему, что такое настоящая опера.
Составляющие оперы
Оперу принято считать не только музыкальным, но и театральным жанром. Ведь актеры должны обладать не только прекрасными вокальными данными. Участники представления должны обладать и актерским талантом, чтобы люди, посетившие его, прочувствовали удивительную атмосферу постановки.
Опера представляет собой некую смесь, главными «ингредиентами» которой являются музыка, вокал, артистизм. Существует немало вариаций, которые отличаются от классической версии.
Это жанр с многовековой историей, из чего состоит опера. Музыкальное произведение делится на три части. Первая – это увертюра, или вступительная часть, которая задает соответствующее настроение публике. Исполняет ее оркестр.
Вторая часть — основная. Делится на несколько актов. Каждый из них, как глава книги. Между этими актами отдыхают не только актеры, но и публика, поскольку объявляется антракт. Существует два вида антрактов: короткие и длинные. Короткие длятся ровно столько, чтобы работники успели произвести замену декораций для следующего акта.
В таком случае занавес ненадолго опускается, а все зрители остаются на своих местах и ждут, когда закончится перестановка. Длинные антракты предоставляют достаточно времени не только для замены декораций, но и для отдыха. Зрители могут посетить буфет или прогуляться по зданию театра.
Основная часть делится на две: первую и основную – это сольные арии. Их исполняют актеры, которые исполняют роль определенных персонажей. Такие сольные выступления позволяют полностью раскрыть характер персонажей, понять их чувства.
Важно! Ошибочно полагать, что между ариями не может быть никаких вставок. Наоборот, их используют достаточно часто. Это могут быть не только ритмичные реплики, но и обычная разговорная речь.
Вторая часть называется литературной, ее основой выступает либретто — специальный сценарий, содержащий краткое содержание постановки в стихотворной форме. Иногда эти стихи пишут сами композиторы. К примеру, именно так поступал знаменитый Вагнер. Однако сейчас композиторы предпочитают возлагать работу по написанию либретто на специально обученных людей – либреттистов.
Заключительная часть представления – это эпилог. Самое время вспомнить о литературном эпилоге. Поскольку их функции абсолютно идентичны. В этой части подводится итог произведения. Иногда в качестве эпилога выступает история о том, как сложились в будущем судьбы героев.
История возникновения жанра
Википедия предоставляет весьма обширную информацию о возникновении и развитии оперного жанра. Остановимся на значимых этапах. Родиной этого жанра является Италия. Жители этой страны знамениты не только своими макаронными изделиями.
Опера была известна еще во времена Древней Греции. Именно греки первыми начали совмещать сценическое искусство и вокал. Если сравнивать современную постановку с древнегреческой, то можно найти существенное отличие.
Ведь древние греки предпочитали в своих выступлениях просто чередовать пение с обычной речью. Если рассуждать на тему современной оперы, то она делает больший упор именно на вокальную часть.
Это интересно! Постепенно данный вид искусства канул в лету, и только в конце XVI столетия была предпринята попытка «воскресить» античную трагедию. Предприняли эту попытку члены Флорентийской камераты — организации, в которой состояли многие поэты и музыканты. Созданный ими новый жанр получил странное название – драма через музыку.
Главной его особенностью стало использование исключительно одноголосых и мелодичных декламаций. Эта особенность помогала отличить жанр от полифонии, которая в те годы пользовалась особой популярностью.
Такая театральная постановка многим пришлась по вкусу. С помощью необычного для тех времен музыкального сопровождения удалось подчеркнуть чувственность поэзии.
В 1598 начинается активное развитие жанра, вниманию зрителей была представлена первая постановка. По крайне мере, специалисты называют именно эту дату. Считается, что в те времена зрители увидели постановку под названием «Дафна». В основу произведения легли стихи О. Ринуччини, а музыку написал талантливый композитор Я. Пери. К сожалению, до наших дней не сохранилось даже краткого содержания той постановки. Известно лишь ее название. Позже авторы представили еще одно произведение «Эвридика». Оно не только сохранилось до наших времен, но и считается старейшим произведением.
Настоящие ценители искусства считают, что это алмаз без огранки, но с ними согласны далеко не все, поскольку для большинства произведение представляет собой лишь отголосок прошлого, на который не стоит обращать особого внимания. Именно поэтому «Эвридика» более не ставится в театрах. Но зато огромной популярностью пользуется другая опера – «Орфей», написанная в 1607 году. Автором является знаменитый К. Монтеверди. Написана была пьеса специально для мантуанского двора. К Монтеверди лично обратился представитель рода Гонзага.
Зарождение драматического театра и оперы
Членов Флорентийской камераты можно с уверенностью назвать бунтарями. Они пошли против воли церкви. А ведь в те годы опера как жанр музыкального искусства была подчинена церкви. Только та музыка, которая услаждала слух церковнослужителей и не являлась пропагандой, могла с успехом распространяться.
Однако члены камераты пошли против установленных правил. Поскольку их представления включали языческие мотивы.
При создании произведений авторы часто обращались именно к языческим мифам, которые категорически не признавались церковью. Но те необычные решения, которые использовались, еще раньше были привнесены драматическим театром. Данное направление активно развивалось в эпоху Возрождения.
Главной особенностью драматического театра было то, что он старательно подстраивался под переменчивые нравы публики. Параллельно вырабатывались и новые, более совершенные стили. Как только представители театра начали использовать в своих постановках музыку и танцы, популярность заведения многократно возросла. Отмечается, драма через музыку смогла получить широкое распространение только благодаря тому, что на нее оказал положительное влияние драматический театр.
Постепенно оперное искусство набирало обороты, становясь модным увлечением. Учебное пособие «Опера. Определение в музыке для детей» содержит информацию о том, что настоящий бум популярности произошел в 1637 году.
В это время на территории Венеции был открыт публичный театр, получивший название «Сан-Кассиано». Это способствовало тому, что музыкальные произведения перестали причислять к увеселительным постановкам, которые предназначались исключительно для развлечения придворных.
Таким образом, музыкальные произведения вышли на коммерческий уровень. С этого момента и начинается период, когда в мире музыки начали царствовать примадонны и кастраты.
Сериа и буффа
Эти два жанра в XVIII веке приобрели огромную популярность и известность. И Сериа, и буффа зародились в Неаполе, но при этом кардинально отличались друг от друга. Сериа по праву считалась серьезной оперой. В основу таких произведений всегда ложились исторические или мифологические сюжеты, которые собственно и отличались серьезностью. Для таких произведений была характерна и определенная статичность действий.
Буффа – это типично комедийный жанр. Такую оперу в то время было принято считать не слишком интересной, поскольку в основу сюжетов всегда ложились обыденные ситуации. Стоит отметить, что этот поджанр появился исключительно благодаря коротким постановкам, которые в театрах показывали зрителям во время антрактов.
Именно они и стали основой для нового жанра. Поначалу буффа многие отказывались воспринимать как поджанр. Он был слишком смешным, поэтому некоторым казался попросту нелепым. Однако постепенно он сумел завоевать симпатии зрителей, а вскоре в театрах начали ставить не только серьезные сериа, но и забавные буффа.
Жанровые разновидности
Виды оперы:
- Опера-балет – танец в данном случае является звездой представления. Особой популярностью пользовалась во Франции, где собственно и зародилась.
- Комическая – житейские сюжеты, которые являются основой, показывают привычную жизнь в другом ключе.
- Опера спасения – зародилась во Франции. Во время Великой французской революции многие воспевали тему героики.
- Романтическая – главной особенностью романтической оперы было не только наличие любовной линии, но и примесь мистики.
- Большая опера – представляет собой главное направление, для которого характерны эпичность сюжетов и красочность.
- Оперетта – эстрадное направление, достаточно тесно связано с комической оперой.
Полезное видео
Подведем итоги
Казалось бы, что такое огромное количество различных поджанров попросту неспособно существовать, ведь всем хорошо знакомо только одно понятие оперы. Однако необходимо учитывать тот факт, что история возникновения оперы насчитывает несколько столетий. За все время существования данное искусство проходило через множество модификаций, совершенствовалось и менялось, поэтому совершенно неудивительно, что появилось такое количество подвидов.
Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
znaniya.guru
Доклад на тему Что такое опера? 3, 5, 7 класс сообщение
Опера считается одним из сложнейших жанров музыкального искусства. В ней в одно произведение соединяются пение, театральное действие, инструментальная музыка, слова, декорации, а также хореографию и мимику. Оперой еще могут называть записанное на бумаге произведение этого жанра, его исполнение на сцене, здание оперного театра или же труппу этого театра. Если перевести с итальянского языка, то это слово означает «дело, работа, сочинение».
Литературное содержание, или же сценарий, является основой любой оперы и зовется либретто. Опера может писаться на взятое из литературы произведение, как, к примеру, «Евгений Онегин». Но либретто также бывает и самостоятельным, оригинальным, написанным специально для пьесы.
Ведущую роль в опере играет музыка. Персонажи исполняют песню, арию, каватину, а порой и речитатив. Иногда вступает хор, обычно состоящий из основных персонажей или комментирующий происходящий сюжет. Оркестр играет все время, пока идет представление.
Музыкальной особенностью оперы считается то, что действующие лица могут начать исполнять каждый свою часть в одно и то же время.
Ария – главная часть представления. Сольные арии исполняют главные персонажи. Ария показывает чувства, мысли и эмоции человека, исполняющего ее. Она является своеобразным монологом героя и помогает понять его характер. Во время ее исполнения действие на сцене останавливается. Некоторые арии включали в себя речитативы – род певучего разговора. Иногда использовались каватины – вид небольшой лирической арии, с темой легкого и нежного характера.
Каждая опера состоит из трех частей: увертюра, основная часть и эпилог. Увертюру также называют вступлением оперы. Исполняется она симфоническим оркестром. Увертюра помогает понять, о чем будет главное действие пьесы, задает ее атмосферу.
Затем наступает основная часть. Здесь происходит главное театральное действие, разворачиваются основные события, а герои исполняют вокальные произведения. Все это действо разделяют на законченные части – акты. Между ними находятся антракты, во время которых меняются декорации, а актеры и зрители отдыхают.
Эпилог – заключительная часть. В финале определяется главный смысл представления и подводится итог. Первое подобие оперы появилось в Древней Греции, где начали соединять сценическое действие и пение. В Древнем Риме в этих представлениях стали делать больший упор на музыку. Италия является родной страной оперы, ведь там она впервые появилась как жанр. В самом конце 16 века создали жанр, совмещающий музыкальную часть и поэтическую. Его называли «драмой через музыку» или «музыкальной драмой», лишь позднее в первой половине 17 века жанр получил имя «опера». Первая постановка называлась «Дафна». Немного позднее в Венеции построили первый оперный театр. За пределами Италии опера стала распространяться почти в то же время, но медленнее. В России она появилась в 18 веке во время приезда итальянских актеров, а первая оригинальная русская опера была написана 20 лет спустя.
У оперы существует множество поджанров. В опере-балете главную роль играет танец. В комической опере присутствует юмор и, как правило, бытовой сюжет. С комической оперой очень схожа опера-буффа. Опера-сериа основывается на мифологии или исторических событиях. В зингшпиле преобладают разговорные диалоги и комичность. В основе романтической комедии лежит романтический сюжет и мистика. Для оперы спасения характерен героический напряженный сюжет. Большая опера известна эпическими и яркими сюжетами. Оперетта похожа на комическую оперу и считается эстрадным направлением.
Вариант №2
Опера — особый жанр музыки, его называют вокально-театральным. Так назвали, потому что по сути своей опера является театральным представлением. Как в любом спектакле, там есть актёры, наряженные в костюмы, у каждого из них своя роль, которую он играет на сцене для зрителей. Но от обычных спектаклей опера отличается тем, что актёры там не говорят, а поют слова своих героев.
Зародился этот жанр довольно интересным образом. История произошла в конце 16 века в Италии, которая итак всегда славилась своим голосистым народом. Один известный герцог выдавал свою дочь замуж за принца. Герцог очень любил музыку и пригласил на свадьбу самых лучших певцов в стране. Он приказал придумать им что-то особенное и необычное, тогда исполнители создали костюмированный концерт, в котором каждый из них имел свою роль. Это было необычным, потому что раньше было принято исполнять все партии в несколько голосов и под сложный аккомпанемент, что делало произведение неразборчивым для слуха простых людей. Петь же по одному считалось привелегией простых людей, которые перекладывали сказки и истории на музыку. Все гости на свадьбе были просто в восторге, музыканты сами неожидали такого грандиозного успеха. После этого опера в Италии стала одним из популярнейших жанров в театре, а позже распространилась и по всему миру.
Сейчас в России и мире можно найти множество театров, сделанных исключительно ради музыкальных представлений. В них очень необычная постройка со специальной акустикой, дающей слушателям возможность проникнуться в пение актёров и прочувствовать историю, которая происходит на сцене. Конечно, не все люди понимают ценность такого искусства, ведь опера — не просто пение, а особенное исполнение в громкой, протяжной манере. Но тем не менее каждому стоит хоть раз в жизни побывать на оперном концерте.
Что такое опера? Доклад-сообщение
Вы когда-нибудь бывали в театре на настоящем спектакле? С артистами, со сценой, похожей на настоящую комнату в которой происходит действие? Какие чувства вас посетили? С каким настроением вы вышли? Долго ли помнили этот поход?
Тем, кому он запомнился надолго, предлагаю представить себе, что этот спектакль не разговаривают, а поют. А те, кто с трудом вспоминают содержание спектакля, могут вспомнить его по мере нашей беседы. Этот вид искусства получил название опера, что в переводе означает сочинение.
Зародилась опера в Древней Греции, исполнялась в театрах, построенных на открытом воздухе, посвящалась богу Дионису. По мере того как развивалась, обогащалась мирскими сюжетами.
Роли распределялись только между мужчинами. Женские роли исполняли мальчики. Сцена украшалась декорациями из дерева, затем стали ставить рисованные что давало возможность создавать комнаты и другие помещения.
В XVI веке она пришла в Европу и прочно обосновалась сначала в Италии, а затем и в других странах.
В России опера получила признание только в XVIII веке. Тогда же появились и первые оперные композиторы В.Пашкевич, А.Верстовский, Е.Фомин.
Отличает оперу от спектакля то, что она вся — пение. За основу оперы берется какое-либо литературное произведение и перекладывается на текст, так называемое либретто. К примеру, опера «Снегурочка» написана на пьесу Н.Островского «Весенняя сказка», а «Руслан и Людмила» на одноименную поэму А.С.Пушкина.
Опера делится на действия, сцены, картины, номера. Состоит из разговоров героев — монологов, диалогов и многолюдных сцен. Певческие номера получили свои названия – ария (полный портрет героя), ариетта(маленькая ария), ариозо(лирическая характеристика). Эти монологи рассказывают о характере героев, раскрывают их чувства, настроения.
Исполнители всех вокальных номеров – певцы мужчины и певицы женщины. Каждый голос имеет свои неповторимые характеристики.
Поскольку в опере действие постепенно разворачивается, увеличивается количество участников, появляются дуэты, трио, квартеты, многоголосные хоры. Дуэты представляют собой беседу двух героев, трио – три, квартет – четыре.
Композитор использует такие формы для того, чтобы суметь выразить мнение нескольких человек на происходящие события.
Хор, самая древняя форма оперного жанра, выражает мнение толпы, каково бы оно ни было. В «Травиате» это всеобщее веселье или осуждение главной героини, в «Борисе Годунове» недоумение, просьбы, негодование народа.
Поговорим о главном участнике оперного спектакля. С самого начала представления оркестр, который находится в оркестровой яме, открывает спектакль увертюрой (что означает вступление) под управлением дирижера. Ему подчиняется не только оркестр, но и солисты, и хор. Приступив к работе, над оперой дирижер осмысливает ее течение, главные и второстепенные моменты, прорабатывает драматургию. От него зависит смысловое развитие спектакля, его успех.
В нашем XXI веке опера вновь завоевывает публику прекрасной музыкой, не устаревающими сюжетами, красотой действа.
3, 5, 7 класс, краткое содержание
Что такое опера?
Популярные доклады
- Доклад Июльский жук 5 класс (описание, виды, где обитают) сообщение
Текст статьи: Июльский жук – из подсемейства Хрущей, семейства Пластинчатоусых. Крупное насекомое, до четырех сантиметров в длину. Форма выпуклая, удлиненно-овальная.
- Доклад Настольный теннис по физкультуре кратко сообщение
Настольный теннис – это одна из игр спортивной направленности, которая представляет собой перекидывание мяча через разделенный пополам сеткой стол с помощью специальных ракеток.
- Доклад-сообщение Пожарная безопасность 2, 3, 4, 5, 8 класс, по обж
Пожар представляет собой процесс горение, совершенно не подлежащий контролю, пожар причиняет огромный финансовый вред, ущерб здоровью и жизни людей. Во время пожара люди находящиеся вокруг подвергается опасным воздействиям,
more-dokladov.ru
Урока по музыке Опера «Иван Сусанин» ( 3 класс)
Класс: 3
Учитель Высоцкая Т.В.
Тема урока: «Опера «Иван Сусанин»»
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель урока: знакомство учащихся с понятием «опера» на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»
Задачи:
Познакомить с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; учить определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;
Развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа;
Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, культуру слушателя.
Планируемый результат:
Познакомятся с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин», научатся определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;
Продолжат развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа
Проявят любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, культуру слушателя.
Формируемые УУД:
1. Личностные УУД
Формирование: мотивации к обучению и познанию музыки; адекватной самооценке;
готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное
понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные УУД
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее
результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей
деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль
процесса и результатов деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения;
музицировать; выполнять танцевальные движения; высказываться о музыке.
Воспринимать на слух музыкальное произведение.
Давать образную характеристику прослушанного произведения.
4. Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика.
Оборудование: компьютер, презентация, видео фрагменты
Музыкальный материал: М.И.Глинка «Предсмертная ария», «Заключительный. Славься хор»
Информационные источники:
Е.Д. Критская Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка 3 классы», Москва «Просвещение» 2012г.
Методическое пособие Методическое пособие «Музыка 1- 4 класс» Критская Е.Д.,Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение»
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята!
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Приветствуют учителя, настраиваются на предстоящую работу
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
Первичное усвоение новых знаний
-Ребята, мы сегодня продолжаем путешествовать по волшебному миру музыки.
-Откройте учебники на странице 18 и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока.
— Итак, тема нашего урока: Опера «Иван Сусанин»
— Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок, связав с темой урока?
— Посмотрите внимательно на экран (слайд1), здесь вы видите слова ОПЕРА
— Прочитайте на слайде определение слова «ОПЕРА»
(1. опера – это жанр музыкально – драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки; 2. музыкально – драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра (толковый словарь)).
— Внимание на экран , кого вы там видите?
— Знаком ли он вам?
— это Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)
– великий русский композитор – жил в первой половине прошлого столетия.
М.И. Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как и А.С. Пушкин в поэзии. Глинка — основоположник русской классической музыки. Он создал произведения, которые прославили русскую музыку на весь мир. Горячая любовь и интерес к музыке у Глинки проявились очень рано: он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало значительное влияние на всё его творчество. Когда Мишу упрекнули в том, что он только и думает о музыке, будущий композитор ответил: «Что же делать? Музыка – моя душа!»
Еще в молодые годы, живя в Петербурге, Глинка прославился как композитор и замечательный певец, исполнитель своих романсов. Несколько лет Михаил Глинка провел за границей, в Италии и в Германии. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина. Он давно полюбил «Думу» поэта-декабриста Рылеева о Сусанине и теперь с жаром принялся за свою первую оперу. Глинка назвал ее «Иван Сусанин», но по настоянию царской цензуры оперу пришлось переименовать в «Жизнь за царя». Лишь в советское время она получила своё первоначальное название, данное автором.
Первые люди восхищались оперой. Музыкальный критик Одоевский, современник Пушкина и Глинки, провозгласил композитора «Колумбом русской музыки». Он написал после первого представления «Ивана Сусанина»: «С оперой М. Глинки начинается новый период русской музыки».
— познакомится оперой «Иван Сусанин»,
— узнать значение слова «опера»
— кто является композитором
— смотрят, анализируют, читают.
-Композитор Михаил Иванович Глинка сочинил оперу «Иван Сусанин» в основе музыкального произведения лежит реальное событие. Его вдохновил образ Ивана Сусанина.
— Знаете ли вы что-нибудь об Иване Сусанине?
— крестьянин, который решается ценой своей жизни спасти Москву, обманув поляков: он заводит их в глухой дремучий лес, на верную гибель. Узнав правду, враги убивают его.
— Ребята, готовы ли вы на такой подвиг? Какие чувства у вас вызывает этот подвиг?
Посмотрите на портрет Ивана Сусанина. Написанным Скотти Михаилом Ивановичем
— Каким вы видите его на этом полотне? Опишите его, расскажите о его качествах.
-Внимание на экран. Событие, которому посвящена опера, относится к началу 17 века, когда польский король пытался завоевать Россию.
— Сейчас мы просмотрим один из видеофрагментов. «Предсмертная ария».
-Ребята, а что значит предсмертная? (написанная перед смертью)
— А кто знает, что такое ария?(ария – это эпизод в опере) (на слайде)
— Ваша задача внимательно просмотреть этот фрагмент и рассказать, что вы увидели.
— Что любит музыка?
— Все, верно, приступаем к просмотру.
— Звучит видеофрагмент («предсмертная ария»)
— Вот такая интересная история про храбрость русских людей.
Что услышали? Какие чувства раскрыты в этой арии?
— Ребята, а как вы думаете, почему именно это историческое событие вдохновило нашего композитора к созданию оперы «Иван Сусанин»?
Люди должны знать героев и быть героями.
Сейчас мы свами просмотрим еще один видеофрагмент, который называется «заключительный хор славься».
— А почему ее назвали заключительной? (потому что звучит в конце оперы).
Что такое хор? (хор – это коллектив поющих).
— Ваша задача внимательно просмотреть этот фрагмент и рассказать, что вы увидели.
И так ребята, что вы увидели?
— А почему именно этим сюжетом заканчивают оперу?
— Ребята, а вас этот поступок оставил равнодушными?
— Тишину!
Информация о домашнем задании
( Личностные УУД
смыслообразование, т.е. установление связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществлялась
— про героев
Рефлексия учебной деятельности
(Регулятивные УУД
— выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
— А сейчас подведем итог нашего урока.
-Скажите, пожалуйста, мы с вами выполнили поставленные задачи?
Дополните предложение:
— Я узнал…
— Самое интересное…
— Я запомнил это произведение, потому что…
— На этом наш урок закончен
— да, мы познакомились с оперой «Иван Сусанин».
infourok.ru
Что такое опера, история оперы
Что такое опера, история оперы
Что мы знаем об опере? Любой музыковед скажет, что это синтетический жанр, который объединил в себе разные виды искусств. Простой слушатель ответит на этот вопрос иначе, вероятно, упомянув, что обязательный атрибут любой оперы – пение и драматургическое действие, разворачивающееся на сцене. Ценитель классической музыки с важным видом отметит про особую пользу оперной музыки как для взрослых, так и для детей, потому что мы можем наслаждаться не только прослушиванием музыкальных инструментов, но и голоса, прекрасного и чарующего.
История
Сам жанр возник относительно недавно, всего каких-то пять веков назад, в Италии на рубеже XVI-XVII вв. Прообразами ее послужили театрализованные мистерии, но в них музыка была лишь фоном, а также большую роль сыграло распространение сольных номеров с инструментальным сопровождением. Интересно, что термин «опера» был введен позднее, чем само произведение. Так, композиторы, сочинившие первые произведения в этом жанре на рубеже XVI-XVII веков наименовали их «drama per musica» (драма на музыке). Их возникновение было обусловлено попыткой возродить древнегреческую трагедию. Так, первые образцы нового жанра того времени – это «Дафна» (1597) и Эфридика (1600) Я. Пери. Однако, оперный стиль этих произведений был еще далек от классического образца.
В 1607 году в Мантуе К. Монтеверди ставит свою оперу «Эвридика», которая уже отличается драматизмом, богатой палитрой выразительности. В 1639 году для обозначения таких композиций впервые применяется термин «опера» (труд, дело).
Развитие оперного жанра
С момента зарождения, опера совершенствовалась и подвергалась всевозможным изменениям буквально каждое столетие. Так, венецианская школа, в лице Ф. Кавалли, М. Чести, Дж. Легренци начинает усиливать роль мелодического начала в этом жанре, а также установливает вокальные формы. Эту тенденцию успешно продолжают композиторы неаполитанской школы начала XVIII века (А. Скарлатти, Н. Порпора, Л. Лео, Ф. Провенцале). Именно в это время устанавливается форма арии, а также происходит разделение вокальных номеров и речитатива.
Настоящий реформатор в этом жанре К. Глюк, в своих произведениях («Орфей и Эвридика», «Альцеста», «Ифигения в Тавриде» он собрал достижения итальянской оперы и французской трагедии.
Подлинной вершиной в развитии жанра принято считать творчество В. Моцарта. Именно в его творчестве опера расцвела, она вобрала в себя все достижения предшествующих эпох и национальных школ. Он создал яркие выразительные театральные образы со своими характерами и эмоциями, воплотил все сложности конфликтов, взаимоотношений и интриг. Так, «Свадьба Фигаро» написана в стиле итальянской оперы-буффа, «Дон Жуан» это соединение комедии с высокой трагедией.
С приходом эпохи романтизма в XIX веке опера выходит на первый план. Одной из главных идей того периода была тесная взаимосвязь различных видов искусств, которая как раз и проявляется в этом жанре. Среди композиторов романтиков, оказавших свой вклад в развитие оперы можно выделить: Дж. Россини, Дж. Верди, Р. Вагнер. Среди композиторов русской школы большой вклад в развитии оперы внесли М. Глинка, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский и др.
Что в опере важнее
Конечно, в этом вопросе не должно возникнуть сомнений. Первенство принадлежит музыке. Именно она точно и чутко передает эмоции, характер и чувства героев. Однако, так было не всегда, некоторое время автором оперы считался либреттист, а не композитор. Было даже такое, что оперные певцы требовали у композитора выигрышных партий, он подчинялся и либреттисту и артистам. В России в XVIII веке даже не обозначали его имя в комических операх.
В чем сила оперного искусства
Оперное искусство очень популярно в наши дни. Ведь это необычный жанр, в котором объединяются и тесно переплетаются драматическое искусство, танцы, литература, пантомима, изобразительное искусство и, конечно, главенствует над всем этим музыка. Она способна точно передать человеческие переживания во всех тончайших оттенках. Именно поэтому столь широко влияние музыки на эмоциональное и эстетическое развитие человека. Каждый шедевр оперного искусства – это разнообразный и впечатляющий мир интереснейших сюжетов, полных ярких персонажей, со своими чувствами и переживаниями, мир богатейшего мелодического звучания, гармонии и оркестровых красок.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
soundtimes.ru
Презентация по музыке » опера» 3 класс
Бекітемін_________ 3.12.2015ж
1 сынып музыка
Сабақтың тақырыбы: «Музыкадағы табиғаттың көңіл күйі»
«Сарыарқа». Құрманғазы – тыңдау.
«Кең дала». И. Нүсіпбаев – үйрену.
Сабақтың мақсаты: Жаңа тақырыпты меңгеруге қажетті дағды деңгейін анықтау. Музыкалық шығармалар негізінде қоршаған орта, табиғат туралы ой — пікірін анықтау. Балаларды әдемілікке, әсемдікке, табиғатты қорғауға тәрбиелеу.
Сабақтың міндеті:
1. Музыканың мазмұнын түсінуге, қорытынды жасауға бағыттау.
2. Музыкалық сауаттылықтарын арттыру.
3. Туған жердің, еліміздің кеңдігін, сұлу табиғатын, байтақ даласын, биік тауларын, мөлдір суларын бала жүрегімен сезіп, оны танып білуге, қадірлеуге, аялауға тәрбиелеу, баулу.
Сабақтың барысы: Оқулықпен жұмыс:
«Музыка және табиғаттың көңіл күйі» тақырыбы оқылады.
Тақырып мазмұнына сәйкес бейнелі картиналар көрсетіп, Чайковскийдің «Жыл мезгілдері» шығармасынан үзінділер тыңдауға болады.
Тақтада ілулі тұрған табиғаттың көрінісі, алма бағы, биік тау, ағып жатқан өзен, төрт түліктің суреттері, далада жұмыс істеп жүрген адамдар, т. б. түрлі түсті сурет бойынша балалар ойларын ортаға салады.
Құрманғазы Сағырбайұлы – қазақтың күйші композиторы, аспаптық музыканың (күйдің) классигі. Құрманғазының бүкіл өмірі мен өнері әлеуметтік әділетсіздік пен қанаушылыққа, озбырлыққа қарсы күрес жолында өтті. Би — болыстар мен байлардың қудалауы, түрмеге қаматуы Құрманғазыны қажыта алмады. Домбырасын қару етіп, қиындықтарға қарсы күресті.
Музыка тыңдау: Құрманғазының «Сарыарқасы» тек күй формасының шегінде қалып қоймайтын шығарма. Ой жай ғана кең де жазық даланың суреті емес. «Сарыарқа» — еркіндік іздегені халықтың жан дүниесі, тұлғасы. Тыңдаған бетте көз алдыңа қазақтың сары даласы, шежіресі, тарихы, қазақ ұлтының өмірі, тіршілігі келеді.
Сұрақтарға жауап беру:
— «Сарыарқа» күйін бұрын естідің бе?
— Күйді тыңдағанда қандай әсер алдың?
Дауыс жаттығуы:
Дауыс жаттығуы кезінде дикция таза болу үшін, дауысты дыбыстарды созып айтуды, керісінше, дауыссыз дыбыстарды барынша қысқа орындауды талап ету керек.
Ән балалардың үйренуіне жеңіл, дауыс диапазонына лайық жазылған, әдемі күйлер тыңдағаннан кейін, әнді үйрену балаларға қиындық туғызбайды.
Ән үйрену: И. Нүсіпбаевтың «Кең дала» әні көңілді, сергек, шат сезіммен орындалады. Әннің мазмұны қарапайым сөздермен жазылған, балаға үйренуге, жаттауға жеңіл. Оқулықтағы сурет бойынша әңгіме ұйымдастырып, оқушыларға туған ауылын, оның әсем табиғатын, жасыл жайлауын еске түсіріп, оны әнмен жеткізуге ынталандырамыз. Әннің ырғағын оқулықта берілген сурет бойынша, аспаптарды ұрып ойнатып, іс — қимылмен сабаққа баули алсақ, ол екі арада байланыс дами түседі. Сондықтан сүйемелдеусіз, өзіне ыңғайлы дауыс мәнері мен қимылды өздері ойлап табады.
«Ойқозғау» сұрақ — жауап сайысы.
1. Ән саған ұнады ма?
2. Ән қалай орындалды?
3. Сен жазда ауылға ата — әжеңе қыдырып бардың ба?
4. Сенің көңіл күйің қалай болды?
5. Суретке қандай ат қояр едің?
Сергіту сәті:
Қозғалыссыз өмір жоқ.
Би сүймейтін бала жоқ.
«Сарыарқа» күйіне «Жорға» биі.
Шығармашылық жұмыс:
Музыка тыңдай отырып, табиғат бейнесін суреттеу.
Сабақ соңында көңілді музыка ойнатып қойып, өздерінің қалауы бойынша әртүрлі гүлдің суретін салғызамыз. Оқушылардың салған суреттері бағаланып, ойқозғау сұрақтары қойылады.
Қорыту:
Музыкалық шығарманың мазмұны бойынша жұмыс.
— Суретке ненің бейнесін салдың?
— Табиғат бейнесін қандай бояулармен боядың?
— Сурет салуға музыка қалай әсер етті?
— Табиғат туралы музыка қандай болуы керек?
— Табиғат пен музыканы бөліп тастауға бола ма?
infourok.ru