cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Одушевленные и неодушевленные имена существительные 3 класс пнш: Урок русского языка в 3 классе «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» УМК «Школа России» | План-конспект урока (3 класс) на тему:

Урок русского языка в 3 классе «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» УМК «Школа России» | План-конспект урока (3 класс) на тему:

                                           Урок русского языка в   3 классе

МБОУ «Алешковичская СОШ»

Учитель: Мойсиевич Елена Михайловна

Тема: « Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: формирование умений распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Задачи:- активизировать ранее изученную лексику;

             —  тренировать в постановке вопроса к именам существительным;

             — определять грамматические признаки имени существительного;

            — систематизировать знания детей об одушевлённых  и неодушевлённых именах существительных.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке;
  • формирование осознания смысла своих учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока;
  • контролировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Познавательные УУД:

  • развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение;

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения сотрудничать с одноклассниками и учителем в решении учебных задач
  • развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Планируемые результаты:

Предметные:

    Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по лексико – грамматическим признакам.

Личностные:
   Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

   Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные:

  Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Коммуникативные УУД:

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме.

 Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, работать по алгоритму.

                                               

                                                    Ход урока.

1. Организационный момент.   3 мин.

— Здравствуйте, ребята. Улыбнёмся гостям, друг другу. Тихо садимся и проверяем осанку.   Каким бы вы хотели видеть наш урок?

(Интересным, развивающим, познавательным…)

 — Чтобы урок получился таким, недостаточно действий учителя, необходима и ваша помощь. Хочу взять с собой думающих, активных учеников.

— В течение всего урока вы будете оценивать свою работу .

Эпиграфом к уроку предлагаю слова Сабира Абдуллы:  (слайд 2)

Учите русский годы к ряду,                

С душой, с усердием, с умом

Вас ждёт великая награда,

И та награда — в нём самом.

-Как понимаете смысл четверостишия?

-О какой награде говорит автор?

-Почему каждому из нас необходимо знать русский язык?

-Я уверена, что каждый сегодня получит новые знания, а это и будет нашей главной наградой.

-С чего начнём работу?

2. Минутка чистописания.  3 мин. (слайды 3, 4)

— С какой целью её проводим? (тренируемся писать красиво, правильно)

Догадайтесь, какие буквы будем писать:

-буква,которая в 1слоге обозначает согласный, звонкий, непарный, твёрдый звук в словах Россия, Родина

— буква, которая во 2слоге обозначает согласный, звонкий, непарный, твёрдый звук в слове дорогая

-Посмотрите на слайд, догадались? (Мы будем писать заглавную и строчную буквы Р)

Запишите буквы, слова.

-Что предлагаете оценить в нашей работе?

-Оцените свою работу

2. Актуализация опорных знаний. 4 мин.

 Картинный диктант     (слайды 5,6)

— С какой частью речи мы работаем на уроках сейчас?

Что такое имя существительное?

Записываем слова, в два столбика, в какие,  подумайте сами.

Капуста, воробей, огурец, ворона, морковь, сорока.

На какие группы вы их разделили?  (птицы, овощи)

Что нужно запомнить?

— Оцените свою работу. 

4. Формулирование темы урока, постановка цели. 2 мин. (слайд 7)

А по какому признаку можно было определить слова в каждом столбике?

(отвечают на вопросы кто? И что?)

— Сформулируйте тему урока.

(Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые)

Что мы будем делать на уроке?

 (Научимся  различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные,  определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по алгоритму)

5. Открытие нового знания . 8 мин.

-Наш родной русский язык полон тайн и загадок! Но с удовольствием раскрывает свои секреты, как только мы начинаем уважать, чувствовать его. Произнесите ещё раз слова: одушевлённые, неодушевлённое, — попытайтесь почувствовать их, поработайте с ними.

-Что подсказали вам слова? Как поняли их смысл? Давайте выделим корень.

А как определить одушевлённое или неодушевлённое существительное?

Нужно составить алгоритм действий, выполняя которые, сможем определить одушевлённое или неодушевлённое имя существительное.

-Поможет нам совершить открытие стихотворение И. Сурикова. (Слайд 8)

Стихотворение выразительно прочитывается, уточнятся тема, настроение учащихся от стихотворения.

— Найдите существительное и определите одушевлённое или неодушевлённое оно.

АЛГОРИТМ.   (слайд 9)

1.Нахожу имя существительное

2. Ставлю в начальную форму

3. Задаю вопрос кто? или что?

4. Определяю, обозначает живой или неживой предмет

— На какие две группы мы можем разделить имена существительные, в зависимости от вопроса?

( Одушевлённые и неодушевлённые)

— Что относится к  одушевлённым именам существительным?

( люди, животные)

— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

( неживые предметы, растения, явления окружающего мира)

— Сформулируйте правило: что такое имена одушевлённые и неодушевлённые.

— Оцените работу .

6. ФИЗМИНУТКА. 2 мин  (Слайды 10-27) (Динамическая физминутка «Барбарики»)

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 4 мин.

Работа по учебнику на стр. 13   упр. 17   ( Слайд 28)

 Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина,

-Какое настроение вызвало стихотворение?

-Что представили?

Найдём существительные. Можете ли вы определить их одушевлённость? Почему?

-Легко ли будет выполнить задание?

-В чём трудность?

-Когда жил Пушкин?

Уточняем смысл устаревших слов: бразды, кибитка, ямщик, на облучке, в тулупе, в кушаке   (Слайд 29)

«Цепочкой»  определяют одушевлённость – неодушевлённость  имён существительных.

-Оцените свою работу на данном этапе

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4 мин. (Слайды 30-33)

— Оцените свои силы. Работа по карточкам

— Перед вами на столе карточки . Просмотрите их внимательно, выберите себе задание по силам.

Карточка №1

Подчеркни одной чертой одушевлённые  имена существительные:

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

Карточка № 2

Подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

Девочка смотрит  в окно и любуется  красотой! На солнце сверкает  иней.

 Вот пролетела синичка.

На ветке нахохлился воробышек.

— Проверьте.  

— Оцените свою работу.  (Слайд 33)

9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.  6 мин. (Слайд 34)

— Посмотрите на экран. Следите глазками за движущимися снежинками.

Составьте предложение по этому рисунку. ( разбор предложения)

10. Итог урока. 2 мин  (Слайд 35)

— Чему научились на уроке?

— Как можно определить одушевлённость/неодушевлённость имён существительных?

 11. Рефлексия учебной деятельности. 2 мин.

Вернёмся к эпиграфу.  (Слайд 36)

-Мы наградили себя многими новыми знаниями. Чтобы их осмыслить, предлагаю продолжить фразы:  (слайд 37)

Я узнал …

Я вспомнил…

Я научился…

Я горжусь ….

— Оцените свою работу на уроке.

10 Домашнее задание.  (слайд 38)

Стр. 12.Упр. 16.

Урок

русского языка

в 3 классе

«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

УМК «Школа России»

Подготовила учитель

начальных классов

  МБОУ «Алешковичская СОШ»

Мойсиевич Елена  Михайловна

2014 г

Презентация к уроку русского языка. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. 4 класс. ПНШ

12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация

 

Педагогическое сообщество
УРОК.РФ

  Бесплатные всероссийские конкурсы

Бесплатные сертификаты
за публикации 

Нужна помощь? Инструкции для новых участников

Бесплатная   онлайн-школа для 1-4 классов

Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости

БиблиотекаПубликацииСтатьиПрезентации

Материал опубликовала

#4 класс #Русский язык #Учебно-методические материалы #Презентация #Учитель начальных классов #Школьное образование

Автор презентации: Кадырова Ольга Игоревна, учитель начальных классов МАОУ ООШ №52 города Тюмени 2019 Урок русского языка в 4 классе

Пожелание на урок ученики дети оценки ученицы результат

Тема урока Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Задачи урока Закрепить … Уметь …

Самостоятельная часть речи обозначает предмет кто? что? род склонение число падеж подлежащее, дополнение, обстоятельство Что вы знаете про существительное? только ед. ч. или только мн.ч.

Самостоятельная работа Подчеркнуть все имена существительные Определить род, склонение, падеж и число у 3-х сущ.

Упр. 3 1 в.-одушевлённые трубач богач циркач ткач силач тягач 2 в.-неодушевлённые калач плач кумач меч Работа по вариантам ….. …..

Вывод Существительные бывают ………………… и ……………………… одушевлённые неодушевлённые Приведите свои примеры

Домашнее задание Упр. 5 с. 12 синонимы, склонение просклонять пару слов

Физминутка глаза плечи туловище

Упр. 6 Выполните полный разбор предложений

Вывод Существительное может быть в предложении …………………, ……………………, …………………….. подлежащим дополнением обстоятельством

Упр. 4 Сам металлический, мозг электрический батарейка

Загадка Зубы имеет, а зубной боли не знает грабли

Загадка Пыль увижу, заворчу, заверчу и проглочу пылесос

Загадка Кума ела-ела дуб и сломала себе зуб пила

Загадка Что всегда идёт, а с места не сойдёт часы

Загадка Два близнеца, два братца, на нос верхом садятся очки

загадка В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит.

рельсы

загадка У нас в печурке золотые чурки дрова

Просклоняй любую отгадку И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. Найди пару, проверь пылесос пылесоса пылесосу пылесос пылесосом о пылесосе

Самооценка Умею определять морфологические признаки имён существительных

Пол: Живой и неодушевленный |

Пол: Одушевленные и неодушевленные

В кри все существительные делятся на два отдельных и чрезвычайно важных класса существительных, называемых Одушевленные и Неодушевленные . В традиционной лингвистической терминологии такую ​​классификацию существительных можно было бы назвать гендерным различением. Этот термин был заимствован из европейских языков, в которых классификация существительных часто частично связана с биологическим различием между мужским и женским, или «мужским» и «женским». Так обстоит дело, например, в различии между английскими местоимениями

he  (относится к мужчинам) и she  (относится к женщинам), или к «гендерному» соглашению французских статей le  (например, le garçon  «мальчик») и la  ( как в la fille «девушка»). Другие языки, такие как немецкий, добавляют третье различие «средний род» (как в английском it ), которое может использоваться, когда пол не определен между мужским и женским (как в немецком das Kind «ребенок») или когда референт неодушевлен. Даже в тех языках, где классификация существительных, по-видимому, основывается на естественном роде, существует очень много существительных, фактически большинство, которые могут показаться произвольно отнесенными к тому или иному классу существительных, независимо от какой-либо связи с естественным родом. Это можно легко продемонстрировать на паре примеров из французского и немецкого языков, в обоих из которых есть родовые системы, обозначающие существительные мужского и женского рода:

  (1)

мужской род

женский

    Французский:

  ле солей «Солнце» лунный «Луна»
    Немецкий: дер Монд «Луна» штамп Зонн

«Солнце»

Обратите внимание, что Солнце и Луна относятся к родам в этих двух европейских языках, но относятся к противоположным категориям.

Солнце во французском языке мужского рода, а в немецком — женского, а Луна во французском — женского, а в немецком — мужского. В английском языке оба обычно обозначаются местоимением среднего рода/неодушевленным it , поскольку английский язык утратил практически всю классификацию существительных или гендерные различия, за исключением тех, которые относятся конкретно к естественному роду. Таким образом, термин «гендер», используемый с лингвистической точки зрения, вводит в заблуждение, и его следует понимать только как относящийся к наличию классификация существительных  система.

В равнинном кри есть два типа существительных: одушевленные (NA) и неодушевленные (NI).

В отличие от рода в этих европейских языках, система классификации существительных Кри не делает никаких различий по естественному роду. Даже местоимение Plains Cree третьего лица wiya  относится к любому третьему лицу, мужчине или женщине, и, таким образом, может быть переведено как «он» или «она» в зависимости от соответствующего контекста.

Таким образом, у кри система классификации рода или существительного вообще не относится к биологическому различию между мужчиной и женщиной. Вместо этого большинство существительных классифицируются по их отношению к живым или неживым предметам, и, следовательно, к ним применяются следующие термины:0003 одушевленное и неодушевленное . Однако даже в языке кри это различие иногда может показаться произвольным, поскольку многие предметы, которые англоговорящий человек счел бы неживыми, могут быть классифицированы как одушевленные (например, сравните одушевленное  asikanak  «носки» с неодушевленным  maskisina  « туфли, мокасины»). Точно так же, как лингвистическое использование таких терминов, как мужской, женский и средний роды, при описании европейских языков не следует воспринимать слишком буквально, термины «одушевленный» и «неодушевленный», используемые для существительных кри, следует рассматривать просто как полезные названия для двух классов существительных кри.
. Любая попытка найти единый критерий для классификации всех одушевленных существительных не увенчается успехом. Это просто факт, что не все одушевленные существительные относятся к живым существам. Однако, возможно, было бы более уместно описать класс одушевленных существительных в кри как те существительные, которые тем или иным образом отмечены как особые. Далее мы могли бы предположить, что одним из наиболее важных факторов, определяющих нечто особенное, является его связь с жизнью в целом и/или ее важность для жизни в целом. Таким образом, классификация живых существ не должна сводиться к одному краткому определению, а может быть охарактеризована рядом различных критериев, включая: фактическое обладание жизнью (как и все живые существа или «одушевленные»: люди, млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые, деревья и т. д.), вклад в создание жизни (как в случае с терминами для репродуктивных органов), вклад в поддержание жизни в трудных условиях (как в случае с терминами для предметов одежды, которые носят только зимой) и вклад к духовной жизни (например, с такими предметами, как трубка, камень и перо, среди прочего).
Как всегда, в поисках объяснения этой культурно-обусловленной классификации Старейшины могут многому нас научить.

Оставив в стороне дальнейшие попытки объяснить классификацию существительных кри, мы теперь просто примем как должное разделение всех существительных кри на два класса одушевленных и неодушевленных и сосредоточимся только на том, чтобы показать, как эта система влияет на фактические формы существительных кри. Поскольку одушевленность остается важнейшим классификационным признаком, мы будем рассматривать каждый тип в отдельных разделах. Однако мы также увидим, что как

одушевленных существительных (NA) , так и неодушевленных существительных (NI)  могут быть далее разделены на подклассы на основе доказательств, представленных как минимум четырьмя различными категориями окончаний, которые могут быть добавлены к каждому существительному. Эти окончания или суффиксы  добавляют важную информацию к каждому существительному, отмечая важные флективные категории числа   (т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *