Научный текст 3 класс – Конспект урока по русскому языку «Научный текст» (3 класс)
Конспект урока по русскому языку «Научный текст» (3 класс)
Тема: Развитие учебно-познавательной компетентности в рамках УМК «ПНШ»
Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: Научный текст.
Задачи урока.
1. Знать понятие «научный текст» как вид текста, особенности научного текста (числа, термины, сухость изложения, похожесть на статью из энциклопедии).
2.Уметь распознавать научный и художественный тексты, рассуждать, формулировать выводы, сравнивать; развивать беглое осознанное чтение.
3. Воспитывать коммуникативную культуру, ценностное отношение к труду, понимание знаний для будущего.
Оборудование.
Учебник русского языка 2 часть, дидактические карточки с заданиями для групп, памятки №1и №2, клей, А4 листы.
ХОД УРОКА
Учитель.Посмотрите на доску и расшифруйте тему урока.
ЙЫНЧУАН ТСКЕТ
Ученики. Научный текст.
Учитель. Каковы задачи урока.
Ученики.Знать, что такое научный текст, его особенности, уметь отличать его от других текстов.
Учитель. Сегодня на уроке вы не только научитесь распознавать научный текст, но и будете учиться рассуждать, делать выводы и в конце урока составите из предложенных заготовок свой научный текст.
Учитель. Вспомните, что такое научный текст. Кто забыл, воспользуйтесь памяткой №1.
Ученики.Текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном.
Учитель: Какие еще виды текстов вы знаете?
Ученики: Повествование и описание.
Учитель:Какие особенности этих текстов вы знаете?
Ученики: Повествование – автор рассказывает о каких-либо событиях, в этом тексте часто используются глаголы. Описание – описание чего-либо или кого-либо, чтобы читатель смог это представить, часто используются прилагательные и используются приемы сравнения, так как сравнение помогает лучше представить то, что описывается.
Мы с вами вспомнили, какие виды текстов нам известны, а сейчас мы применим наши знания на практике и поработаем с разными видами текстов.
Учитель: Откройте учебники на странице 76 упражнение 32. Прочитайте 1 текст «Тетерева».
Ученики: Чтение вслух.
Учитель:Найдите и назовите все прилагательные в начальной форме. Слова на карточках вывешиваются на доске в левой стороне.
Ученики: Весёлый, зимний, янтарный, ночной, глубокий, пушистый, березовый, освещенный, украшенный, кружевной, душистый, чистый, красивый, большой, дружный, глубокий, злейший.
Учитель: Какой это текст? Почему?
Ученики высказывают свое мнение. Повествование.
Учитель: Знакомы ли тебе другие тексты этого автора? О чем он обычно писал? Найдите в учебнике.
Ученики: О природе. Страница учебника 14,17,24.
Учитель: — Автор – наблюдательный человек? (Да)
— Чувствуется ли в его текстах очень точный взгляд ученого? (Да)
— Найдите в тексте такие выражения и сравнения, которых не бывает в научном тексте. Зачитайте их (выборочное чтение).
Ученики: Заиграло, веселое солнышко, зажгло янтарным светом, красавцы тетерева, кружевным инеем, на чистой скатерти снега, крестики своих следов.
Учитель: А какой абзац можно поместить в научный текст? (Последний)
— А теперь прочитайте текст 2 страница 78.
Ученики читают вслух.
Учитель: Найдите и назовите все прилагательные в начальной форме. Слова на карточках вывешиваются на доске в правой стороне.
Ученики: Средний, стройный, подвижный, большой, крупный, отличный, черный, металлически-синий, зеленый, нижний, поперечный, рулевой, рыжевато-серый, короткий, молодой.
Учитель: Сравни оба столбика. В каком из них больше слов, которые передают восприятие и чувства автора? (1)
Учитель: А в каком столбике слова нужны для того, чтобы точнее рассказать о птицах? (2)
Учитель: Какой из двух текстов лучше читать на уроке по литературному чтению (1), а какой использовать для сообщения по окружающему миру? (2)
Физкультминутка
1 группа.
Прочитать тексты и найти только научные. Доказать почему именно эти тексты?
2 группа.
Из данных предложений составить научный текст.
Деформированный текст. Предложения разрезаны и лежат в конверте.
Бурундук значительно меньше белки по размерам, длина его тела всего 13-15 см. Длина хвоста около 10см. В течение лета и осени бурундук делает запасы сухих кормов. Он накапливает более 4 кг разных кормов, которые хранятся в образцовом порядке: отдельно семена трав, кедровые орешки, зерно. К началу зимы бурундук засыпает и спит до весны. Просыпается в марте – апреле и, питается готовыми запасами, быстро восстанавливает свои силы.
3 группа.
В конверте предложения двух текстов художественного и научного. Выбрать предложения для научного текста.
Лебедь-кликун – перелетная птица. Ранней весной начинается прилет кликунов из мест зимовки. Вскоре после прилета каждая пара занимает определенный, довольно обширный участок, на котором устраивает гнездо. Местами гнездования лебедя-кликуна являются крупные озера, сильно заросшие у берегов тростником. Иногда лебеди гнездятся на небольших заросших прудах.
Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов. А Белопух стал зорко охранять гнездо. Он никого, даже пичужек, не подпускал близко. А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха. И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.
4 группа.
Вставить подходящие по смыслу слова так, чтобы получился научный текст (сообщение на окружающий мир).
Ежи — ……………………………животные. Они бывают………………………Все они — ……………………………Живут они в ………………………………………В России обитают……………………ежи. …………………………… ёж — он всем знаком. На юге нашей страны живет ………………….ёж. Он от всех ежей отличается……………………………………
Слова для справок: разные, насекомоядные, млекопитающие, не похожие друг на друга, обыкновенный, в Европе, в Азии, в Африке, ушастый, большими ушами.
Ежи – млекопитающие животные. Они бывают разные, не похожие друг на друга. Все они – насекомоядные. Живут они в Европе, в Азии, в Африке. В России обитают разные ежи. Обыкновенный ёж – он всем знаком. На юге нашей страны живет ушастый еж. Он от всех ежей отличается большими ушами.
Каждая группа рассказывает о проделанной работе.
Учитель. Молодцы ребята. Вы замечательно поработали. В жизни нам предстоит работать с разными источниками информации и для того чтобы вы могли использовать полезную информацию, были успешны и уверенны в этой информации вам необходим этот урок. Он поможет вам на уроках окружающего мира, на кружке краеведенья, а так же на других уроках. Мы будем работать дальше над этим.
6.Итог урока.
Учитель. Что такое научный текст?
Может ли научный текст содержать авторское отношение, его чувства?
Где можно встретить научный текст?
Чему учились?
Ученики. Учились распознавать научный текст, его особенности, уметь отличать его от других текстов.
Учитель. Что показалось сложным? Что понравилось больше всего? Понравился ли урок, отобрази свое настроение на шаблоне с лицом человечка. Поднимите вверх.
ОЦЕНКИ ЗА УРОК.
1 группа
Прочитать тексты и найти только научные. Доказать почему именно эти тексты?
2. Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов. А Белопух стал зорко охранять гнездо. Он никого, даже пичужек, не подпускал близко. А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха. И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.
3. Красногрудый нырок – крупная массивная утка, весом от одного до двух килограммов. Самца легко отличить по большой ярко-рыжей голове, красному клюву и красным лапам, по чёрной груди и чёрному брюху. Самка – однообразной серо-буроватой окраски. Питается нырок исключительно зелёными частями растений и водорослями.
4. Я пошёл на озеро купаться. Гляжу – нырок учит своих утят уплывать от людей. Нырок плывёт, как лодка, а они ныряют. Они нырнут, а он на то место приплывёт и глядит по сторонам. Наконец они вынырнули около камышей, заплыли в камыши, а я стал купаться.
2 группа.
Из данных предложений составить научный текст.
Деформированный текст. Предложения разрезаны и лежат в конверте.
3группа.
В конверте предложения двух текстов художественного и научного. Выбрать предложения для научного текста.
4 группа.
Вставить подходящие по смыслу слова так, чтобы получился научный текст (сообщение на окружающий мир).
Ежи — ……………………………животные. Они бывают………………………Все они — ……………………………Живут они в ………………………………………В России обитают……………………ежи. …………………………… ёж — он всем знаком. На юге нашей страны живет ………………….ёж. Он от всех ежей отличается……………………………………
Слова для справок:разные, насекомоядные, млекопитающие, не похожие друг на друга, обыкновенный, в Европе, в Азии, в Африке, ушастый, большими ушами.
Лебедь-кликун – перелетная птица.
Ранней весной начинается прилет кликунов из мест зимовки.
Вскоре после прилета каждая пара занимает определенный, довольно обширный участок, на котором устраивает гнездо.
Местами гнездования лебедя-кликуна являются крупные озера, сильно заросшие у берегов тростником.
Иногда лебеди гнездятся на небольших заросших прудах.
Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов.
А Белопух стал зорко охранять гнездо.
Он никого, даже пичужек, не подпускал близко.
А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха.
И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.
Бурундук значительно меньше белки по размерам, длина его тела всего 13-15 см.
Длина хвоста около 10см.
В течение лета и осени бурундук делает запасы сухих кормов.
Он накапливает более 4 кг разных кормов, которые хранятся в образцовом порядке: отдельно семена трав, кедровые орешки, зерно.
К началу зимы бурундук засыпает и спит до весны.
Просыпается в марте – апреле и, питается готовыми запасами, быстро восстанавливает свои силы.
infourok.ru
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Урок русского языка 3 класс «НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ»
Тема урока: «НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ»
Цели:
1. Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями различия научного текста от научно-популярного;способствовать умению доказательно различать научный и научно-популярный тексты способствовать обогащению словарного запаса детей;учить составлять сообщение научно-
популярного характера на заданную тему, выбирая нужное из текста.
2. Развивающие: развивать у обучающихся интерес к научно-популярной литературе;совершенствовать культуру речи детей; расширять кругозор младших школьников; развивать внимание, способность к самоконтролю.
3. Воспитательные: формировать интерес к изучению научно-популярной литературы.
Задачи урока:
– выявлять и уяснять признаки научно-популярного текста, проводя исследовательскую (квазиисследовательскую) работу с текстами учебника;
– осознать, что в определении научно-популярного текста сконцентрированы его основные признаки;
– составлять сообщение научно-популярного характера на заданную тему, выбирая нужное из двух текстов, близких по проблематике.
Планируемые результаты обучения, в т.ч. формирование УУД:
Планируемый результат:
Предметные умения: иметь представления о научно-популярном тексте.
Универсальные регулятивные учебные действия: формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.
Универсальные познавательные учебные действия:формирование представления о различиях научно-популярного от научного текста, формирование познавательного интереса к ним через работу с текстом.
Универсальные коммуникативные учебные действия: формирования умения общаться с товарищами и сотрудничать в малой группе.
Метапредметные умения: составлять сообщения, доклады, рефераты в старших классах.
Межпредметные связи:окружающий мир, литературное чтение
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.2 (с.84–87), презентация.
Формы работы:фронтальная, в парах, индивидуальная.
ХОД УРОКА
1.Организационный этап. __________
Цель: подготовить учащихся к работе.
Учитель: — Здравствуйте, ребята. Положите свои руки друг другу на плечи и произнесите хором:
«Я желаю тебе сегодня добра
Ты желаешь мне сегодня добра
Если будет трудно, я тебе помогу»
2.Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала.__________
Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность уч-ся.
-По какой части учебника работаем? Значит какой сегодня урок? (урокразвития речи)
— Определите по содержанию, по какой теме будем работать. (Научный текст).
-Откройте стр. 84 .
-Сегодня мы будем работать с упр. 36.
-Как называется текст ? (Как живут и питаются звери зимой).
— Не читая текста, можете определить, о каких животных мы узнаем? (О белке, лисе и волке)
— Что помогло вам?( иллюстрация).
— Чуть позже мы с вами убедимся, об этих ли животных пойдет речь, на основе НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕКСТА.
-Так с каким текстом будем работать? ( С научно-популярным)
— Скажите, какое понятие уже известно? (научный текст)
— Вспомните, что такое научный текст? (текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном)
-А что для вас новое? (сочетание словнаучно-популярный)
-Хотите узнать, какой текст называют Н-П? (Да)
3.Определение темы и целей урока__________
Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели.
— Сформулируйте цель сегодняшнего занятия.
( Узнать,что такое научно-популярный текст, уметьразличать научный и научно-популярный тексты, узнать о жизни животных зимой).
-Какие задачи поставите перед собой?(Проверить свои знания и получить новые).
4.Этап открытия новых знаний (исследование)__________
Цель: апробация способа действий , направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование.
— Для того, чтобы добиться цели урока, я предлагаю вам выступить в роли исследователей. Что мы будем исследовать? (текст)
— Убедимся , правильно ли вы предположили, о каких животных пойдет речь?
Читает учитель
Вопросы по тексту:
-О жизни каких животных вы узнали?( белка, лиса, волк)
-Разделите этот текст на части. Карандашом поставьте точки.
-Сколько частей получили?(На триили четыре)
— Прочитайте этот текст по частям.
— Есть ли в тексте научная информация о жизни животных?(Да)
— Найдите их в тексте (Питается белка семенами еловых шишек и запасами грибов и орехов, заготовленных с лета и осени;Зимой волки живут стаями по 10–12 особей ; )
— А какие слова и выражения могут быть использованы в художественном тексте? (как бы в валенках, ноги ее зябнут, волка ноги кормят).
— Нужно ли быть ученым и хорошо знать мир природы, чтобы написать такой текст? Почему? (да, ведь в тексте есть научная информация)
-А талант писателя необходим? Зачем?( да, ведь в тексте просто и интересно излагаются научные сведения ).
— Обратите внимание на вопрос Маши. Прочитай вслух.
— Как вы ответите Маше? (Текст, в котором научные сведения излагаются в интересной форме, называется НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫМ).
— Где найдетеподтверждение нашему выводу? (на с. 36.)
— Сравните наш вывод и вывод Летучей мыши? (Выводы совпадают.Мы правильно его сделали.)
РЕБЯТА, ВЫ, НАВЕРНОЕ, УСТАЛИ? СДЕЛАЕМ ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ!
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
5.Первичное закрепление__________
Цель:организовать решение учащимися практико – ориентированных заданий в парах.
-Ребята, Анишит Йокоповна предложила следующее задание:
Каждая пара учащихся, сидящих за одной партой, составит сообщения. Один ученик – о жизни белки в зимнем лесу.
-А сосед по парте составит сообщение о жизни лисы зимой. Постарайтесь, чтобы ваши сообщения были одновременно и точными, и интересными.
-То есть, какой текст будете составлять? (Н-П)
— Договоритесь между собой, о ком подготовите сообщения.
В результате этой работы два сообщения (один из учеников – о лисе, а другой – о белке), выбирая из текстов 1 и 2 только нужные сведения(карандашом)
— Если будет трудно, не бойтесь обратиться за помощью к товарищу или учителю
(для слабых учащихся раздаются карточки с вопросами. Учащиеся , ответив на них получат небольшое сообщение о жизни белки зимой).
ПРОХОЖУ, ПОМОГАЮ С ПЛАНОМ
Жизнь белки зимой
- Где зимой живет белка?
- Как белка подготавливает свое жилье к зиме?
- Выходит ли белка из гнезда зимой, несмотря на свою теплую шубку?
- Чем питается белка зимой?
(Это задание позволяет подготовить детей к написанию рефератов в средней и старшей школе, учит школьников использовать несколько источников для составления наиболее полного
сообщения (доклада)).
Слушаются 2- 4 ученика. (Оценивание учащимися) ПО КРИТЕРИЯМ!!!
При оценке ответа товарища руководствуйтесь следующими критериями:
«5» — без ошибок «4»- 1-2 недочета |
6.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов__________
-Какую цель поставили в начале урока?
(Узнать что такое научно-популярный текст, научиться различать научный и научно-популярный тексты, узнать, как живут животные в лесу зимой)
— Достигли ли мы ее? ( Да)
-Каким способом? (работой в паре с текстом)
— Где будете применять свои знания? (писать доклады, сообщения.)
7. Рефлексия (Учитель предлагает подвести итоги, продолжив предложения):__________
— Оцените каждый свою работу: (На партах у детей лежат три квадрата: зелёный, жёлтый, красный.)
— Выберите зелёный, если вы всё поняли, вам всё удалось, всё понравилось.
— Жёлтый, если есть вопросы, на которые вы хотели бы найти ответ.
— Выберите красный, если вам было трудно.
— Что нужно для того, чтобы наши знания были более прочными? (Поработать над темой еще)
8.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников__________
Дома подготовьте сообщение об одном из животных по вашему выбору.
Кто испытывает трудности – предлагаю воспользоваться планом, который я оставлю у вашего учителя и подготовить сообщение по составленному плану.
Жизнь белки зимой
- Где зимой живет белка?
- Как белка подготавливает свое жилье к зиме?
- Выходит ли белка из гнезда зимой, несмотря на свою теплую шубку?
- Чем питается белка зимой?
Жизньлисы зимой
- Что предохраняет от холодов лису?
- Мерзнут ли ноги у лисы? Почему?
- Легко ли лисе добывать пищу?
- Чем питается лиса?
Жизнь волка зимой
- Хорошо ли волки переносят сильные морозы?
- Как зимой живут волки?
- Легко ли находят волки пищу?
- Бывают ли зимой волки сытыми?
__________
— Встаньте, на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок; на левую – те, которые получили на уроке. Соедините ладошки в хлопке и скажем друг другу «спасибо!»
Если мы обменяемся яблоками, у нас так и останется одно яблоко. А если мы обменяемся идеями, у нас станет две идеи.
Жизнь белки зимой
- Где зимой живет белка?
- Как белка подготавливает свое жилье к зиме?
- Выходит ли белка из гнезда зимой, несмотря на свою теплую шубку?
- Чем питается белка зимой?
Жизнь лисы зимой
- Что предохраняет от холодов лису?
- Мерзнут ли ноги у лисы? Почему?
- Легко ли лисе добывать пищу?
- Чем питается лиса?
Жизнь волка зимой
- Хорошо ли волки переносят сильные морозы?
- Как зимой живут волки?
- Легко ли находят волки пищу?
- Бывают ли зимой волки сытыми?
nsportal.ru
Урок русского языка по теме «Научный текст». 3 класс
Урок русского языка по теме «Научный текст». 3 класс
Урок развития речи
Учитель: Самигулина С.Ю.
Класс: 3Б
Тема: Научный текст
Цель: формировать умения смыслового чтения.
Задачи:
- формировать познавательный интерес для работы с текстами;
- умение извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов
- формироватьумение доказательно различать научный и научно-популярный тексты,
- способствовать обогащению словарного запаса детей;
- учить составлять сообщение научно-популярного характера на заданную тему, выбирая нужное из текста;
- развивать у обучающихся интерес к научно-популярной литературе;
- совершенствовать культуру речи детей; расширять кругозор младших школьников; развивать внимание, способность к самоконтролю;
- формировать умение работать в парах.
Оборудование: учебник русского языка (2 часть), ноутбук, МИМИОдоска, карточки
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний. Работа с карточками
(Выставка научной и художественной литературы)
— Рассмотрите представленные книги. Распределите их на 2 группы (Книги, в которых содержатся научные тексты и книги с художественными текстами)
(Два ученика выходят к доске и распределяют книги на 2 группы)
— (Задание для остальных) Перед вами лежат карточки, на которых написаны определения двух видов текста. Ваша задача — вписать пропущенные названия текстов
Текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном – это _____________________ текст.
Текст, в котором автор рассказывает какую-либо историю или передает свои чувства и переживания читателю – это __________________________ текст. |
(Дети читают получившиеся определения)
— Давайте проверим, как ребята справились с заданием.
— Попробуем заполнить таблицу. Названия книг будем заменять соответствующим номером. (Слайд № 1)
Текст |
Этот текст мы можем найти в … |
Научный |
|
Художественный |
|
|
|
— Обратите внимание на доску (Слайд № 2) Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Научный и художественный текст)
— Чем будем заниматься?(Будем сравнивать научный и художественные тексты, узнаем еще один вид текстов
3. Работа над темой урока. Работа с текстами учебника. Заполнение таблицы
— Откройте 2 часть учебника русский язык. Прочитайте текст на стр.79-80 и определите, какой это текст: научный или художественный. (Один ученик читает вслух, остальные следят)
— Докажите, что это художественный текст.( Художественный текст, т.к. автор описывает определенную ситуацию, использует образные выражения: пингвины серьезные, задние на передних напирают, ругаются …)
— Прочитайте текст на стр.81, подумайте, какой текст перед вами.
— Докажите, что это научный (Даны точные сведения: весят 40-45кг, основной способ передвижения- плавание и ныряние, распространены в Южном полушарии)
— Чем похожи эти тексты?(Одинаковая тема)
— Есть ли в этих текстах одинаковые сведения о пингвинах: где обитают, как выглядят, чем питаются? Зачитайте нужные фрагменты.
— В каком тексте автор делится с нами конкретными наблюдениями за пингвинами, а в каком хочет дать общие сведения о пингвинах? Подтвердите строчками из текстов.
— Сравните иллюстрации к данным текстам? (К художественному тексту сделан рисунок, в котором художник изобразил пингвинов так, как он представляет, а к научному тексту размещена фотография пингвинов)
5. Работа над новым материалом
— Познакомимся с еще одним текстом (стр. 84). Как называется этот текст?
— Кто догадался, о каких животных будет идти речь в тексте? Что вам помогло? (Иллюстрация.)
— Прочитайте текст и отметьте «галочкой» незнакомые слова.(время бескормицы, ноги зябнут, приходится рыскать)
— Попробуем разобраться: перед нами научный текст или художественный:
1-ый вариант попробует найти слова и словосочетания, которые характерны для научного текста и выделит их желтым цветом текст (Точные сведения: живут по 10-12 особей, живет в дуплах или гнёздах …)
а 2-й вариант проверит, есть ли здесь слова и выражения, которые вы можете встретить только в художественном тексте. (Используется сравнение «ноги у лисицы зимой как бы в валенках», «волчьи стаи рыщут», поговорка «Волка ноги кормят».)
— В парах обменяйтесь своими наблюдениями
— К какому выводу вы пришли?
— Посмотрите, мы нашли с вами в одном тексте признаки и художественного, и научного текста. Как вы назовете такой стиль текста?
— Правы ли вы? Давайте проверим ваши догадки. Прочитайте определение в учебнике на стр. 86.
— В каких книгах можно встретить научно-популярный текст?
— Заполните пустую графу в таблице.(Слайд № 3)
— Каким нужно быть человеком, чтобы написать научно-популярный текст?(Нужно ли быть учёным и хорошо знать мир природы? А талант писателя необходим?)
Многие известные вам авторы сочетают в себе оба эти таланта: Михаил Пришвин, Иван Соколов-Микитов, Николай Сладков
— Прочитайте текст еще раз и разделите текст на смысловые части, обозначив границы каждой части черточками карандашом.
6. Составление сообщения на основе двух текстов
Прочитайте текст на стр. 86-87 «Жизнь зверей весной».
— О каких животных говорится в этом тексте? Этот текст можно назвать научным или научно-популярным? Объясните ваш ответ.
— Подготовьте сообщение о жизни белки в зимнем и весеннем лесу на основе текстов «Как живут и питаются звери зимой», «Жизнь зверей весной».
7. Домашнее задание
Найти в домашней или школьной библиотеке книги с научно-популярными текстами. Прочитать один или несколько рассказов. Принести книги в класс.
8. Подведение итогов. Рефлексия
— Ребята, мы достигли цели урока?
— Оцените свою работу, выбрав одно из утверждений:
- Сегодня мне удалось…
- Я узнал, что…
- Я понял, что…
- Я научился…
- Меня удивило…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я хотел бы…
Фамилия, имя _______________________________________
Текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном – это _____________________ текст. Текст, в котором автор рассказывает какую-либо историю или передает свои чувства и переживания читателю – это __________________________ текст. |
Текст |
Этот текст мы можем найти в … |
Научный |
|
Художественный |
|
|
|
КАК ЖИВУТ И ПИТАЮТСЯ ЗВЕРИ ЗИМОЙ
Зима для зверей — время бескормицы и холода. Как же они преодолевают эти сложности? Зимой белка живёт в дуплах или гнёздах. Подготавливая жильё на зиму, белка устраивает в нём тёплую подстилку из сухой травы, мха и шерстинок. Выход из гнезда белочка закрывает мхом или пучком сухой травы. Несмотря на свою тёплую шубку, в сильные морозы она совсем не выходит из гнезда. Питается белка семенами еловых шишек и запасами грибов и орехов, заготовленных с лета и осени. Лисицу от сильных морозов предохраняет густая, пушистая шубка. Ноги лисицы к зиме сплошь обрастают густой шерстью. Лисица зимой как бы в валенках, и ноги её не зябнут даже в сильные морозы. Но всё-таки зима — самое тяжёлое время для лисицы. Добывать пищу зимой очень трудно. Долго приходится лисице рыскать по полю. Чтобы насытиться, ей нужно поймать много мышей и полёвок. Волки хорошо переносят сильные морозы. Зимой волки живут стаями по 10—12 особей. Волчьи стаи рыщут по полям и дорогам, ищут добычу. В поисках пищи волки пробегают очень большие расстояния. Недаром появилась поговорка: «Волка ноги кормят». И всё же зимой волки почти всегда голодны. Трудно им бегать по глубокому снегу и добывать пищу.
(По А. Клыкову и С.Покровскому)
xn--311-5cd3cgu2f.xn--p1ai
Конспект урока по русскому языку Научный текст (3 класс)
Тема: Развитие учебно-познавательной компетентности в рамках УМК «ПНШ»
Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: Научный текст.
Задачи урока.
1. Знать понятие «научный текст» как вид текста, особенности научного текста (числа, термины, сухость изложения, похожесть на статью из энциклопедии).
2.Уметь распознавать научный и художественный тексты, рассуждать, формулировать выводы, сравнивать; развивать беглое осознанное чтение.
3. Воспитывать коммуникативную культуру, ценностное отношение к труду, понимание знаний для будущего.
Оборудование.
Учебник русского языка 2 часть, дидактические карточки с заданиями для групп, памятки №1и №2, клей, А4 листы.
ХОД УРОКА
Учитель.Посмотрите на доску и расшифруйте тему урока.
ЙЫНЧУАН ТСКЕТ
Ученики. Научный текст.
Учитель. Каковы задачи урока.
Ученики.Знать, что такое научный текст, его особенности, уметь отличать его от других текстов.
Учитель. Сегодня на уроке вы не только научитесь распознавать научный текст, но и будете учиться рассуждать, делать выводы и в конце урока составите из предложенных заготовок свой научный текст.
Учитель. Вспомните, что такое научный текст. Кто забыл, воспользуйтесь памяткой №1.
Ученики.Текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном.
Учитель: Какие еще виды текстов вы знаете?
Ученики: Повествование и описание.
Учитель:Какие особенности этих текстов вы знаете?
Ученики: Повествование – автор рассказывает о каких-либо событиях, в этом тексте часто используются глаголы. Описание – описание чего-либо или кого-либо, чтобы читатель смог это представить, часто используются прилагательные и используются приемы сравнения, так как сравнение помогает лучше представить то, что описывается.
Мы с вами вспомнили, какие виды текстов нам известны, а сейчас мы применим наши знания на практике и поработаем с разными видами текстов.
Учитель: Откройте учебники на странице 76 упражнение 32. Прочитайте 1 текст «Тетерева».
Ученики: Чтение вслух.
Учитель:Найдите и назовите все прилагательные в начальной форме. Слова на карточках вывешиваются на доске в левой стороне.
Ученики: Весёлый, зимний, янтарный, ночной, глубокий, пушистый, березовый, освещенный, украшенный, кружевной, душистый, чистый, красивый, большой, дружный, глубокий, злейший.
Учитель: Какой это текст? Почему?
Ученики высказывают свое мнение. Повествование.
Учитель: Знакомы ли тебе другие тексты этого автора? О чем он обычно писал? Найдите в учебнике.
Ученики: О природе. Страница учебника 14,17,24.
Учитель: — Автор – наблюдательный человек? (Да)
— Чувствуется ли в его текстах очень точный взгляд ученого? (Да)
— Найдите в тексте такие выражения и сравнения, которых не бывает в научном тексте. Зачитайте их (выборочное чтение).
Ученики: Заиграло, веселое солнышко, зажгло янтарным светом, красавцы тетерева, кружевным инеем, на чистой скатерти снега, крестики своих следов.
Учитель: А какой абзац можно поместить в научный текст? (Последний)
— А теперь прочитайте текст 2 страница 78.
Ученики читают вслух.
Учитель: Найдите и назовите все прилагательные в начальной форме. Слова на карточках вывешиваются на доске в правой стороне.
Ученики: Средний, стройный, подвижный, большой, крупный, отличный, черный, металлически-синий, зеленый, нижний, поперечный, рулевой, рыжевато-серый, короткий, молодой.
Учитель: Сравни оба столбика. В каком из них больше слов, которые передают восприятие и чувства автора? (1)
Учитель: А в каком столбике слова нужны для того, чтобы точнее рассказать о птицах? (2)
Учитель: Какой из двух текстов лучше читать на уроке по литературному чтению (1), а какой использовать для сообщения по окружающему миру? (2)
Физкультминутка
1 группа.
Прочитать тексты и найти только научные. Доказать почему именно эти тексты?
2 группа.
Из данных предложений составить научный текст.
Деформированный текст. Предложения разрезаны и лежат в конверте.
Бурундук значительно меньше белки по размерам, длина его тела всего 13-15 см. Длина хвоста около 10см. В течение лета и осени бурундук делает запасы сухих кормов. Он накапливает более 4 кг разных кормов, которые хранятся в образцовом порядке: отдельно семена трав, кедровые орешки, зерно. К началу зимы бурундук засыпает и спит до весны. Просыпается в марте – апреле и, питается готовыми запасами, быстро восстанавливает свои силы.
3 группа.
В конверте предложения двух текстов художественного и научного. Выбрать предложения для научного текста.
Лебедь-кликун – перелетная птица. Ранней весной начинается прилет кликунов из мест зимовки. Вскоре после прилета каждая пара занимает определенный, довольно обширный участок, на котором устраивает гнездо. Местами гнездования лебедя-кликуна являются крупные озера, сильно заросшие у берегов тростником. Иногда лебеди гнездятся на небольших заросших прудах.
Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов. А Белопух стал зорко охранять гнездо. Он никого, даже пичужек, не подпускал близко. А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха. И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.
4 группа.
Вставить подходящие по смыслу слова так, чтобы получился научный текст (сообщение на окружающий мир).
Ежи — животные. Они бываютВсе они — Живут они в …В России обитаютежи. ёж — он всем знаком. На юге нашей страны живет .ёж. Он от всех ежей отличается…
Слова для справок: разные, насекомоядные, млекопитающие, не похожие друг на друга, обыкновенный, в Европе, в Азии, в Африке, ушастый, большими ушами.
Ежи – млекопитающие животные. Они бывают разные, не похожие друг на друга. Все они – насекомоядные. Живут они в Европе, в Азии, в Африке. В России обитают разные ежи. Обыкновенный ёж – он всем знаком. На юге нашей страны живет ушастый еж. Он от всех ежей отличается большими ушами.
Каждая группа рассказывает о проделанной работе.
Учитель. Молодцы ребята. Вы замечательно поработали. В жизни нам предстоит работать с разными источниками информации и для того чтобы вы могли использовать полезную информацию, были успешны и уверенны в этой информации вам необходим этот урок. Он поможет вам на уроках окружающего мира, на кружке краеведенья, а так же на других уроках. Мы будем работать дальше над этим.
6.Итог урока.
Учитель. Что такое научный текст?
Может ли научный текст содержать авторское отношение, его чувства?
Где можно встретить научный текст?
Чему учились?
Ученики. Учились распознавать научный текст, его особенности, уметь отличать его от других текстов.
Учитель. Что показалось сложным? Что понравилось больше всего? Понравился ли урок, отобрази свое настроение на шаблоне с лицом человечка. Поднимите вверх.
ОЦЕНКИ ЗА УРОК.
1 группа
Прочитать тексты и найти только научные. Доказать почему именно эти тексты?
2. Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов. А Белопух стал зорко охранять гнездо. Он никого, даже пичужек, не подпускал близко. А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха. И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.
3. Красногрудый нырок – крупная массивная утка, весом от одного до двух килограммов. Самца легко отличить по большой ярко-рыжей голове, красному клюву и красным лапам, по чёрной груди и чёрному брюху. Самка – однообразной серо-буроватой окраски. Питается нырок исключительно зелёными частями растений и водорослями.
4. Я пошёл на озеро купаться. Гляжу – нырок учит своих утят уплывать от людей. Нырок плывёт, как лодка, а они ныряют. Они нырнут, а он на то место приплывёт и глядит по сторонам. Наконец они вынырнули около камышей, заплыли в камыши, а я стал купаться.
2 группа.
Из данных предложений составить научный текст.
Деформированный текст. Предложения разрезаны и лежат в конверте.
3группа.
В конверте предложения двух текстов художественного и научного. Выбрать предложения для научного текста.
4 группа.
Вставить подходящие по смыслу слова так, чтобы получился научный текст (сообщение на окружающий мир).
Ежи — животные. Они бываютВсе они — Живут они в …В России обитаютежи. ёж — он всем знаком. На юге нашей страны живет .ёж. Он от всех ежей отличается…
Слова для справок:разные, насекомоядные, млекопитающие, не похожие друг на друга, обыкновенный, в Европе, в Азии, в Африке, ушастый, большими ушами.
Лебедь-кликун – перелетная птица.
Ранней весной начинается прилет кликунов из мест зимовки.
Вскоре после прилета каждая пара занимает определенный, довольно обширный участок, на котором устраивает гнездо.
Местами гнездования лебедя-кликуна являются крупные озера, сильно заросшие у берегов тростником.
Иногда лебеди гнездятся на небольших заросших прудах.
Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов.
А Белопух стал зорко охранять гнездо.
Он никого, даже пичужек, не подпускал близко.
А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха.
И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.
Бурундук значительно меньше белки по размерам, длина его тела всего 13-15 см.
Длина хвоста около 10см.
В течение лета и осени бурундук делает запасы сухих кормов.
Он накапливает более 4 кг разных кормов, которые хранятся в образцовом порядке: отдельно семена трав, кедровые орешки, зерно.
К началу зимы бурундук засыпает и спит до весны.
Просыпается в марте – апреле и, питается готовыми запасами, быстро восстанавливает свои силы.
Заголовок 215
globuss24.ru
План-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему: Научный стиль.
Занятие 30.
Научный стиль.
ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, НО НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО
А) Объясни, от каких различных глаголов могут быть образованы слова:
Вожу _________________________________________________________
Лажу _________________________________________________________
Лечу __________________________________________________________
Б) С какими именами существительными совпадут глаголы выть, лаять, покрыть, попугать, если их произносить как приказ?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПО НИТКЕ ДОЙДЁШЬ И ДО КЛУБКА
Задание № 1. На предыдущих занятиях мы познакомились с разговорным стилем нашей речи, который чаще всего встречается в устной речи. А сегодня поговорим об основном стиле письменной речи – книжном. Из самого названия этого стиля нетрудно догадаться, где он встречается. Книжный стиль, как и разговорный, имеет несколько разновидностей: научный , официально-деловой, газетно-публицистический. Попробуй объяснить эти названия и догадаться, где можно найти данные разновидности книжного стиля.
Сегодня темой нашего разговора будет научный стиль речи.
Научный стиль используется в области науки и техники. К научной относятся статьи в научных журналах, научно- справочная, энциклопедическая, учебная литература и так далее. В научных произведениях информация излагается точно и сжато. Задача научного произведения – доказательство определенных фактов, точное изложение научных проблем.
Научный стиль относится к письменно-книжному типу речи. Но иногда он может использоваться в устной речи в виде докладов, сообщений, лекций. В нём используются сочетания: при помощи, в результате, в течение. Применяются научные и технические термины: извлечь корень, радиус, вектор. Отдельные части научного высказывания соединяются между собой словами: так, таким образом, итак, кроме того, вот почему и другими.
Задание № 2. Прочитай эти тексты. Определи, какой из них является научным и докажи свой выбор.
…Когда абрикосовое дерево расцвело, оно стало удивительно нарядным. Все его веточки, унизанные розово-белыми цветами,выглядели невесомыми, воздушными. Подуй ветер – и не станет нарядного дерева: сорвёт и унесёт он его весенний наряд за тридевять земель, как срывает и уносит белые шары одуванчиков.
Вскоре цветы дали завязь. Это были маленькие абрикосинки, на вкус горьковато-кислые. Завязь облепила все веточки, отчего отяжелело дерево.
Зелёные абрикосы с утра до вечера глядели на солнце, и сами становились похожими на маленькие кусочки солнца. Среди зелени золотом отсвечивали бесчисленные плоды.
Тогда все жильцы, от мала до велика, вышли на сбор абрикосов.
М. Усов
Кто такой нарвал?
Нарвал (Mоnоdоn mоnосеrоs) – очень интересная разновидность китов. Многие из нас думают, что все киты одинаковы, но в действительности это не так. Сельдяной кит, гренландский кит, горбатый кит, южный гладкий кит – это далеко не полный перечень всех представителей семейства китов.
Так, у некоторых китов имеются зубы, они охотятся на рыб. Примером тому могут служить кашалоты – огромные тупорылые киты, отличающиеся большими размерами, громадной головой, свирепым нравом и острыми зубами. Кашалоты иногда достигают 20 метров в длину.
У нарвала тоже есть зубы. Эти киты обитают в холодных водах и имеют одну отличительную черту – у самцов на левой стороне ротового отверстия словно сабля, выпирает вперёд длинный острый рог.
А. Леокум
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВСЕГДА НАЙДУТ ПРИМЕНЕНИЕ
Задание № 3. Давай поиграем! «Реши грамматическую задачу».
- Найди для чисел 1,2,3,4 буквы, которые в различных сочетаниях входят в существительные, обозначающие:
- 1,2,3,4 – рыбный продукт. _____________________________
- 3,4,2 – речное животное. ______________________________
- 4,3,2,4 – дугообразный свод _____________________________
- 1,3,4,2 – страна в Азии __________________________________
- 2,4,3,4 – наказание _____________________________________
- 2,1,3,4 – женское имя __________________________________
- 1,2,4,3 – мифологический герой__________________________
nsportal.ru
План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме: Урок литературного чтения в 3 классе на тему: «Научно-познавательный и художественный тексты» (проектная деятельность: создание опорной таблицы по теме)
Филиал МБОУ Староюрьевской сош в с. Поповка
Урок литературного чтения
в 3 классе на тему:
«Научно-познавательный и художественный тексты»
(проектная деятельность:
создание опорной таблицы по теме)
Учитель: Шаталова Г. Д.
2012 год
Учащиеся должны знать: порядок анализа текста; признаки научно-популярного и художественного текстов
Учащиеся должны уметь: анализировать текст; сравнивать различный литературный материал; обобщать материал; работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас будет урок проектной деятельности. Для этого вы пересядете по группам в соответствии с табличками: «Аналитики», «Исследователи», «Иллюстраторы», «Испытатели»
II. Создание проблемной ситуации.
Мы завершили изучение раздела «Люби живое», накопили большой материал по теме. Для того чтобы умело использовать собранную нами информацию, нужно научиться ее обрабатывать и систематизировать.
Я предлагаю вам такую форму систематизации как опорная таблица.
III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.
Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию
Задача: создать опорную таблицу для сообщения об отличии научно-познавательного текста от художественного
IV. Подготовка к созданию проекта.
Назовите основные этапы создания проекта. (Что нам нужно сделать, чтобы создать опорную таблицу?)
- Проанализировать два текста на одну тему: научно-познавательный и художественный.
- Выявить самые важные различия в этих текстах
- Внести эти различия в таблицу
- Проверить эту таблицу на других произведениях
Наметим разделы проекта (таблицы) с целью удобства систематизации информации (Проводится в виде «мозгового штурма». Все предлагают свои идеи. «Аналитики» отбирают наиболее подходящие) Лучше всего подходит план анализа текста. Его пункты могут быть названиями столбцов таблицы (отличительными чертами исследуемых текстов)
В результате на доске помещаются заготовки для будущего проекта:
Различия в художественном и научно-познавательном текстах | |||||
Тема текста | Основная мысль текста | Средства выражения основной мысли | Отношение автора к героям и событиям | Моё отношение к героям и событиям | |
Научно-познавательный текст | |||||
Художественный текст |
V. Основной этап создания проекта.
Начнем исследование (работают «Исследователи»)
— Какие тексты возьмем для исследования: знакомые или незнакомые? Знакомые.
«Исследователи» выбирают тексты из изученных на уроках в разделе «Люби живое» и заполняют таблицу
Пример.
Если «Исследователи» выбрали для анализа отрывок из текста И. Соколова-Микитова «Листопадничек» (о бобрах) и энциклопедический текст «Бобры», то таблица после анализа может выглядеть так:
Различия в художественном и научно-познавательном текстах | |||||
Тема текста | Основная мысль текста | Средства выражения основной мысли | Отношение автора к героям и событиям | Моё отношение к героям и событиям | |
Научно-познавательный текст | Текст о бобрах | Автор рассказывает о том, как выглядят бобры, как живут | Точные факты, научные слова, термины | Не понятно | Интересно было узнать о бобрах |
Художественный текст | Текст о бобрах | Автор рассказывает о бобрах как о заботливых родителях | Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения | Хорошо понятно | Понравились бобры |
Таблицу на доске заполняют «Иллюстраторы»
VI. Работа «Аналитика»
— Все ли пункты анализа текста подходят для выявления различий между научно-познавательным и художественным текстами? Во всех ли столбцах видны эти различия?
«Аналитик»:
— Не все пункты подходят: столбец «Тема текста» показывает не различия, а сходство; столбец «Моё отношение к героям и событиям» может иметь столько различий, сколько человек выскажет своё мнение о тексте, т.е. слишком много.
— Следовательно, столбцы «Тема текста» и «Моё отношение к героям и событиям» надо удалить из таблицы.
«Иллюстраторы» убирают ненужные столбцы.
VII. Этап испытания проекта
В результате подробной обработки информации и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сообщения об отличии научно-познавательного текста от художественного.
Различия в художественном и научно-познавательном текстах | |||
Основная мысль текста | Средства выражения основной мысли | Отношение автора к героям и событиям | |
Научно-познавательный текст | Автор рассказывает о том, как выглядят бобры, как живут | Точные факты, научные слова, термины | Не понятно |
Художественный текст | Автор рассказывает о бобрах как о заботливых родителях | Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения | Хорошо понятно |
Испытание проекта будем проводить все вместе по алгоритму:
- Подойти к учительскому столу, выбрать текст-отрывок из произведений, изученных в разделе «Люби живое», зачитать его.
- Из разложенных на столе энциклопедических текстов выбрать текст на ту же тему, что и зачитанный отрывок. Передать его любому ученику для чтения вслух.
- Проанализировать свои тексты по созданной опорной таблице, сделать вывод, научно-познавательный это текст или художественный.
- Вспомнить название художественного произведения и его автора.
- Подумать, всё ли в таблице удобно для анализа текстов на разные темы.
(Не удобен столбец «Основная мысль текста». Его надо по-другому назвать, чтобы он подходил для текстов на разные темы: «Основная цель автора» или: «Зачем автор создал текст?»
В ячейке, соответствующей научно-познавательному тексту, будут слова: «Дать знания».
В ячейке, соответствующей художественному тексту, будут слова: «Вызвать чувство».)
В результате таблица приобретает вид:
Различия в художественном и научно-познавательном текстах | |||
Основная цель автора (Зачем автор создал текст?) | Средства выражения основной мысли | Отношение автора к героям и событиям | |
Научно-познавательный текст | Дать знания | Точные факты, научные слова, термины | Не понятно |
Художественный текст | Вызвать чувство | Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения | Хорошо понятно |
В процессе анализа художественных текстов учащимся предлагается дополнительный вопрос:
— Почему это произведение помещено в раздел «Люби живое»?
— Какие важные мысли выражены в произведениях раздела «Люби живое»?
VIII. Итоги урока.
- Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?
- Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным?
Карточки с отрывками из произведений
Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко пришлёпывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры. (И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»)
Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.
(В. Белов «Малька провинилась»)
Перед самым носом Пика шлёпнулся на землю пучеглазый маленький лягушонок. Он испуганно уставился на мышонка. Мышонок с удивлением и страхом рассматривал его голую скользкую кожу.
А кругом по-прежнему слышалось – плюх-шлёп! плюх-шлёп! – точно целое стадо перепуганных лягушат, спасаясь от кого-то, скакало по траве.
(В. Бианки. «Мышонок Пик»)
Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные. Как будто человечьи руки в перчатках чёрных.
Тут я рассмотрел, какие у неё хорошенькие чёрные ноготки. Игрушечная живая ручка. Я стал гладить лапку и думаю: совсем как ребёночек.
(Б. Житков. «Про обезьянку»)
Наконец настало утро. Разбитый, с головной болью, я кое-как поднялся, оделся и пошёл на занятия.
И вдруг на плацу, где мы всегда маршировали, я увидел чудо…Собака, убитая мною накануне, стояла, как всегда, около нашего «дядьки» и помахивала хвостом. Завидев меня, она как ни в чём не бывало подбежала и с ласковым повизгиванием стала тереться у ног. (В. Дуров. «Наша Жучка»)
Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих птенцов, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она металась и не могла взлететь. (В. Астафьев «Капалуха»)
Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.
(В. Драгунский. «Он живой и светится»)
После чаю я уходил на охоту…Моя охота была и тогда и теперь – в находках.
Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и, может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался…
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. (М. Пришвин. «Моя Родина»)
Научно- художественные тексты
Бобры из отряда грызунов. Крупные водные звери, известные своим умением возводить плотины, создавая пруды, в которых они устраивают жилище. Бобры весят от 15 до 30 кг при длине 90–120 см, включая плоский хвост (41 см). Большими перепончатыми задними лапами они гребут при плавании, используя в качестве руля широкий чешуйчатый хвост. Маленькие передние лапки используются как для ходьбы по земле, так и для переноски грунта и камней при строительстве уникальных плотин и частично погруженных в воду «хаток». Глаза маленькие, как и у многих других животных, большую часть времени проводящих в воде. Уши и нос снабжены клапанами и закрываются, когда животное ныряет. Огромные резцы позволяют перегрызать стволы деревьев.
Бобры возводят плотину, чтобы заполнить пруд, посреди которого строят островную «хатку», недосягаемую для рыскающих поблизости хищников. Она служит и жильем, и кладовой для зимних запасов корма. Начатую плотину бобры всегда доводят до конца, а готовой не дают разрушаться.
Бобровые хатки, как и плотины, строятся из веток и ила. Пол с удобной мягкой подстилкой из мелких кусочков коры находится чуть выше уровня воды. В крыше оставляется небольшое отверстие для вентиляции. Вход находится под водой, зимой он остается открытым.
Мягкая кора молодых веток тополей и осин – любимая пища бобров.
Макаки — приматы средней величины с крепким туловищем и сильными конечностями. Окрас шерсти серо-коричневый, однако бывает и чёрным. У некоторых особей грудка красивого голубого цвета. На мордочке нет волосяного покрова. Величина тела у макак достигает 80 см, а вес колеблется от 6 до 15 кг. В дикой природе живут главным образом по берегам водоёмов на деревьях и умеют хорошо плавать. Содержание яванских макак возможно в домашних условиях, но, человеку, который решается взять на себя такую ответственность, надо хорошо взвесить все за и против.
В идеале нужна большая, просторная клетка, где вашему малышу будет уютно. В клетке должны быть канаты, игрушки, место для сна. Кормушки, поилки. Обезьянам обязательно нужно общение.
Собака — самый распространённый вид животных на земле.
Собака верно служит человеку, сопровождает его всюду: в военных и мирных походах, помогает охранять границы и стада, ловить преступников и отыскивать наркотики или, просто живя рядом и радуя.
Собаки могут быть активны в любое время дня или ночи. Собака — одомашненное хищное животное. Хотя собака и приспособилась к жизни с человеком, но всё же сохранила свои специфические потребности как вид животного и осталась, в сущности, волком. Собаки много дней могут жить без еды, долго терпят жажду, но без сна погибают в течение нескольких дней. Собаки много спят глубоким сном, храпят, видят сны, но способны мгновенно просыпаться.
Глухарь — таёжная, очень крупная птица семейства фазановых. Само название птицы говорит об их особенности: во время брачного периода самцы утрачивают чуткость. К ним можно легко подойти на выстрел. Глухарь – птица эффектная. Его широкий полукруглый хвост напоминает по форме павлиний. А жабо украшено перламутровыми зелёными пёрышками. Над глазами – ярко-красные брови.
nsportal.ru
«Текст-описание. Художественное и научное описание» 3 класс.
Методическая разработка урока русского языка
ФИО учителя Фадеева Елена Владимировна
Область, район, школа Владимирская область, Кольчугинский район,
МБОУ «Средняя школа № 4»
Класс: 3-г
Тип урока: открытие «нового» знания
Тема: Текст – описание. Художественное и научное описание.
Планируемые результаты:
Личностные
— формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к своему классу, ответственности, инициативности, толерантности
— формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу по русскому языку
— формирование эстетических потребностей и чувств при работе с художественными текстами
— развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости
— развитие навыков сотрудничества с педагогом и сверстниками в различных ситуациях на уроке
Метапредметные
познавательные
— формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
— формирование умения строить сообщение в устной и письменной форме
— формирование умения осмысленного восприятия художественных и научных текстов
— формирование умения строить рассуждения
— формирование умения обобщать, сравнивать и анализировать, выделять существенные признаки каждого стиля
Регулятивные
— развитие способности принимать и сохранять учебную задачу, решать её под руководством учителя
— формирование умения учитывать установленные правила при работе в группах
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей
— развитие способности адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей
— формирование умения различать способ и результат действия
Коммуникативные
— формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
— формирование умения выслушивать и учитывать разные мнения, дополнять и корректировать их
— формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, строить высказывание
— формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
— формирование умения контролировать действия партнёров
Предметные
— формирование представлений о роли имён прилагательных в тексте
— формирование первоначальных представлений об особенностях художественного и научного описания
— формирование умения опознавать художественное и научное описание
— формирование умения выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка
— формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки с индивидуальными и групповыми заданиями (у уч-ся), клей на столах у каждой группы, листы рефлексии на каждом столе, листы самооценки, памятки работы в группах, листочки двух цветов (для берёзки). У уч-ся тетрадь, карандаш, ручка.
А. Прокофьев
— Да, это текст — описание. Докажите. Какой вопрос можно задать к тексту-описанию? (Какой? Какая?) Сколько картинок можно подобрать? (одну)
— О чём здесь говорится? (о берёзе)
— Какие средства художественной выразительности встретились в стихотворении? (Олицетворение, эпитеты)
— Есть ли слова с уменьшительно-ласкательным значением? (Да: берёзка, сарафанчик, карманчики)
— Какие слова помогают понять отношение автора к берёзке? (Люблю берёзку русскую. Люблю её нарядную, родную, ненаглядную)
— Где может встретиться такой текст? (В худож. литературе)
— Сегодня на уроке мы будем работать с текстами — описаниями. (5 слайд)
4. Создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока.
— А каким бывает описание?
— Почему такие разные ответы? (У каждого своё мнение)
(Затруднение уч-ся)
— Почему же мой вопрос вызвал у вас затруднение? (Никогда раньше не сталкивались с подобной проблемой)
5. Работа в группах. Подведение уч-ся к теме урока.
— Давайте будем решать эту проблему. Выясним, каким же может быть описание.
— Сейчас мы выполним задания в группах. Эти группы мы сформировали заранее, выбрав командира большинством голосов. Помните о правилах дружной работы!
(Памятки на столах у каждой группы и на экране) (6 слайд)
— Я вам выдам различные тексты. ( Жёлтые листы) Каждая группа читает свой текст и отвечает на вопросы к нему. Договоритесь, кто будет читать, кто записывать ответы в таблицу, кто подбирать картинку. Обсуждать будете все вместе. В случае разногласий ответственных назначит командир, он же выбирает отвечающего.
— Проверим, как каждая группа справилась с заданием. (Отчёт групп)
— Какие будут замечания или дополнения у других групп? (по ходу проверки)
— О чём говорится в этих текстах? (о берёзе)
— Одинаковый ли стиль речи используется в них? (нет)
— Можно все тексты назвать описаниями? (можно)
— Каким же бывает описание? (Художественным и научным)
— Это тема нашего урока. (7 слайд)
— В каком тексте только сообщаются сведения о берёзе? ( В научном)
— А в каком автор делится своими впечатлениями о ней? (В художественном)
6. Постановка цели урока.
— Тему урока мы определили. Какую цель мы перед собой поставим? (Ответы уч-ся)
— Посмотрите, какую цель поставила я. (слайд 8)
(На экране цель)
— Научиться различать художественное и научное описание, выявить особенности этих стилей речи.
7. Заполнение таблицы ЗУХ.
Знаю
Узнал
Хочу узнать
1
1
1
2
2
2
3
3
3
— Возьмите таблицу ЗУХ. (Знаю, узнал, хочу узнать)
— Запишите коротко каждый в свою таблицу: что вы знаете по данной теме. ( 1- ый столбик) ( слайд 9)
— Что вы записали?
— Посмотрим, пополнится ли ваш багаж знаний за урок.
8. Физкультминутка под музыку. (слайд 10)
Весенние берёзки просыпаются (поднять руки вверх),
И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой),
Летние – косички заплетают (перекрёстные движения руками перед грудью),
Ветерок серёжками играет (руки перед грудью, потрясти кистями),
С осенних — листочки облетают (руки над головой, опустить руки вниз),
Кружась, листочки улетают (покружиться).
А зимние – от стужи замерзают (обнять себя руками),
Пушистый снег их укрывает (движения руками сверху вниз и присесть).
9. Самостоятельная работа уч-ся. (индивидуально)
— Выполним письменное задание.
— Возьмите голубой лист. Прочитайте текст.
Пёстрые дятлы — род птиц семейства дятловых, распространённых в Евразии и Северной Африке.
Это мелкие и среднего размера птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из-под коры стволов деревьев. Череп дятла отличается большой величиной и крепостью. Клюв длинный, прямой и конусообразный. В качестве опоры использует клинообразный хвост. У всех видов пёстрое чёрно-белое оперение, у большинства также имеются красные и жёлтые отметины на голове и других частях тела.
— О ком здесь говорится? Определите тип текста. (Описание). (слайд 11)
— В каком стиле написан рассказ? (В научном)
— Как вы это определили? (Встречается в энциклопедиях, не понятно отношение автора к дятлу, приводятся точные сведения, нет эпитетов, сравнений, слов с уменьшительно-ласкательным значением.)
— Я предлагаю вам выполнить творческое задание. Преобразуйте научный текст в художественный и составьте рассказ-описание дятла, чтобы он был интересный и эмоциональный. (4-5 предложений) Используйте уменьшительно-ласкательные слова, эпитеты, т.е. образные выражения, сравнения. Выразите своё отношение к этой красивой и полезной птице. Можно использовать восклицательные предложения.
— А поможет вам картинка и опорные слова — прилагательные. (На экране изображение дятла). (слайд 12)
— Кто будет затрудняться, поднимите руку, я вам дам более лёгкое задание на карточке.
КАРТОЧКА
(Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и подходящие по смыслу прилагательные.)
На ______ дер…ве (при)строился дят…л. Какой он _________ , красивый! Голо…ка и спинка __________ , (на)затылк… _________ п…тно. А (на) __________ крыл…ях _________ пятнышки и п…лоски.
10. Проверка выполнения самостоятельной работы.
— Прочитайте получившийся рассказ. (Спросить нескольких человек)
— Подумайте, где может встретиться такой текст? (В художественной литературе)
— Какое предложение вы никогда не найдёте в научном тексте? (Восклицательное)
— Какую роль имена прилагательные играют в нашей речи? (Не только описывают предметы, но и делают нашу речь более яркой, красочной, точной, выразительной)
11. Чтение с пометами. Приём «инсерт». (Индивидуальная работа)
— Возьмите зелёные листы.
— Сейчас вы самостоятельно прочитаете теоретический материал по нашей теме, пользуясь приёмом «инсерт». Возьмите карандаш, сделайте пометки. Памятка на экране. (Слайд 13) Параллельно можно заполнять таблицу ЗУХ
V – я это знаю
+ — это новое для меня
— — я думал иначе
? – это мне непонятно
— Что показалось вам непонятным? (Это можно было записать в таблицу ЗУХ в последний столбик)
— Что оказалось новым? (2-ой столбик таблицы ЗУХ)
— Каковы же особенности художественного описания? А научного?
-Пополнили ли вы свой багаж знаний?
12. Составление таблицы. (Работа в группах)
— Сейчас я проверю, как вы усвоили тему урока. Отложите листочки с теорией, переверните их.
— Вы должны заполнить таблицу «Различия художественного и научного описания». Приклейте карточки на свои места. Клей есть на каждом столе. Работать будете в группах. (Работа групп)
Различия художественного и научного описания
Основная цель автора
(Зачем автор создал текст?)
Средства выражения основной мысли
Отношение автора
к героям и событиям
Научное описание
Художественное описание
— Проверяем. Что вы выбрали для научного описания? Согласны ли другие группы?
— Что вы выбрали для художественного описания? Все согласны?
— Сравните с образцом на экране. (слайд 14)
Различия художественного и научного описания
Основная цель автора
(Зачем автор создал текст?)
Средства выражения основной мысли
Отношение автора к героям и событиям
Научное описание
Дать знания
Точные факты, научные слова, термины
Не понятно
Художественное описание
Вызвать чувство
Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения
Хорошо понятно
13. Итоги урока.
— Ребята, подведём итоги урока.
— Какую цель мы ставили в начале урока?
— Как вы считаете, достигли мы цели?
— Что вы запомнили о научном описании? (слайд 15)
— А о художественном? (слайд 16)
— Какую роль играют прилагательные в тексте?
14. Самооценка.
— Возьмите листы самооценки. (слайд 17)
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
№
Критерии
Отлично
Хорошо
Я могу лучше
1
Я участвовал в формулировании темы, цели урока.
2
Я отвечал на вопросы учителя, вступал в беседу.
3
Я без ошибок справился с письменным заданием.
4
Я помогал делать выводы и заключения.
5
Я помогал своей группе в выборе правильных решений.
6
Я с уважением выслушивал предположения и идеи своих одноклассников.
7
У меня не возникло трудностей при составлении таблицы.
8
Я понял тему урока и смогу рассказать ее друзьям и родителям.
9
Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе.
— Заполните их. У кого большинство отличных оценок?
— У кого больше хороших оценок?
15. Домашнее задание.
— Я предлагаю вам на выбор два задания:
1) Придумайте загадку про дятла или про берёзку. Лучшие мы поместим в нашу творческую тетрадь.
2) Выполните упр. 139 на с. 80 учебника.
По желанию можно сделать оба задания.
16. Рефлексия.
— Возьмите листы рефлексии. Продолжите устно те предложения, которые я отметила каждой группе.
— Какие предложения у вас получились?
(слайд 18)
— Мы с вами сегодня как будто побывали в лесу: послушали стук дятла, полюбовались красавицами берёзками. Сейчас вы украсите нашу берёзку. (Открыть за доской берёзку без листьев)
— Кому на уроке было интересно и всё понятно, то прикрепите зелёный листик к дереву, а кому было трудно или не очень интересно, то жёлтый.
(Дети прикрепляют листочки к берёзке. В это время звучит музыка) (слайд 19)
— Спасибо всем за работу. Вы все просто молодцы! Урок окончен. ( слайд 20)
infourok.ru