cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока окружающий мир 3 класс что такое экология – конспект урока по окружающему миру в 3 классе

Урок окружающий мир 3 класс «Что такое экология?»

Окружающий мир . 3 класс .

(учебник А.А.Плешакова, «Школа России»)

Тема :Что такое экология ?

Цель :дать понятие об экологии как науке, о взаимосвязях живых систем и неживой природы ;развивать умение анализировать, делать выводы, сравнивать ; воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока : комбинированый

Оборудование: интерактивная доска; документ-камера; презентация; карточки с изображением схем природных связей; ножницы; клей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Блиц- опрос :

1.Как назвать одним словом всех людей Земли ? (человечество)

2.Как называется самая маленькая часть общества ? (семья )

3.Что есть у каждого народа ? ( страна )

4.Назвать государственные символы своей страны (герб ,гимн , флаг )

5.Кто есть главный человек страны ? ( президент )

III. Самоопределение к деятельности.

(На доске появляется изображение разных уголков нашей планеты.)

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

– Почему необходимо беречь Землю?

– Сегодня на уроке мы попробуем посмотреть на окружающий мир глазами ученого-эколога и подумаем над тем, насколько важно каждому из нас попытаться стать экологом.

IV. Работа по теме урока.

1. Наука, которой занимаются экологи, называется экология. Что изучает экология? Как вы понимаете слово «экология»? Кто знаком с этим словом и сможет объяснить, что оно означает?

– Давайте заглянем в этимологический словарь, чтобы объяснить значение слова «экология». Это слово образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука. Что получилось?

(Наука о доме.)

— О каком же доме идет речь? Как называется дом, в котором мы живем все вместе?

— Правильно, речь идет о нашей планете Земля, о законах, по которым мы должны жить в нашем огромном общем доме.

Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо получать тепло и свет, дышать, есть, пить, где-то жить, заботиться о потомстве. За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их неживой природе. Возникли прочные связи. В природе установилось равновесие.

(На доске появляются схемы природных связей: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между различными животными, между природой и человеком.)


— В наше время это равновесие очень трудно сохранить. Как вы думаете, почему? Что может привести к разрушению этого равновесия?

(Учитель при необходимости задает наводящие вопросы, ответы на которые приводят учащихся к выводу.)

Вывод: Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред.

2. Работа по учебнику.

— Прочитать текст на стр. 24-25.

— Работая в парах, проследите по схеме основные события этой истории.

(На доске демонстрируется схема событий.)

— Почему на острове появилось много крыс?

— Какие связи в природе были нарушены?

— О чем должен был подумать человек, уничтожая комаров?

— Кто из вас попробует привести свои примеры нарушения связей в природе?

— Выходит, что любое живое существо множеством невидимых нитей связано со всем тем, что его окружает. Согласны со мной?

— Проверьте правильность этого вывода. Прочитайте текст учебника на стр. 26-27.

— Что такое окружающая среда?

— Что такое экологические связи?

— Что такое экология?

— Почему для человека очень важно стать хотя бы немного экологом?

— Удалось ли вам сделать сегодня на уроке правильные выводы?

V. Физкультминутка.

Отдохнём с тобой, дружок.

Ставим дружно руки в бок.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо, влево, вправо.

Потянулись мы на славу.

Сядем тихо, мой дружок,

И продолжим наш урок.

VI. Закрепление изученного материала.

Игра «Юный эколог»

Класс делится на три группы .Каждая группа получает задание .Дети должны перечислить природоохранные меры .

  1. незаконная вырубка леса ;

  2. сброс отходов промышленности в реку ;

  3. выброс вредного дыма заводом .

VII. Рефлексия.

Работа в парах.

— Прочитайте первое задание в учебнике на стр. 27. Приведите примеры связей каждой группы.

VIII. Итог урока.

– Какое значение для всех живых организмов нашей планеты имеет экология?

Все, все на свете нам нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд:

Кто делает мед и кто делает яд:

Плохие дела у кошки без мышки.

У мышки без кошки не лучше делишки.

И если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

Домашнее задание: 

1) изучить текст на стр. 26–28;

2) дополнительное задание: найти в различных источниках информацию о нарушении экологических связей в природе и подготовить краткое сообщение;

3) творческое задание: задание 2 на стр. 27.

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру «Экология» (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру.

Тема урока: «Экология»

Цель урока: знакомство с понятием «экология», сформироовать представление о экологических связях

Задачи:

Образовательные: научатся обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком; узнают, чем занимается наука экология, что называют окружающей средой.

Развивающие: развитие правил нравсвенного поведения в мире природы.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношения к окружающей среде.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: обучающиеся научатся находить пути решения поднимаемой проблемы, работать в группах, сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, пользоваться результатами собственной деятельности.

Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать.

Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества, выслушивая мнения друг друга.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, уметь оформить свою мысль.

Тип урока: урок новых знаний

Методы: словесный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Структура урока.

I. Организационный момент

— Проверьте свою готовность к уроку, садитесь за рабочие места.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

(УУД: К – планируют учебное сотрудничество с учителем и учениками)

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1.Фронтальный опрос

— Дайте определение

— Что такое общество?

— Из каких частей оно складывается?

— Что такое государство?

— Чем отличается каждый народ? (Языком, культурой, национальным характером, религией, традициями и т. д.) Всего на земле около 200 государств (вывешивает карту мира).

– Перечислите, что имеет любое государство (страна). (Государство (страна) имеет: территорию, государственную границу, столицу, народ, государственный язык, главу государства, символы государства (флаг, герб, гимн), законы, экономику, образование, науку, культуру.)

— Дайте характеристику места, которое занимает человек в мире. (Каждый человек является членом своей семьи, принадлежит определенному народу, является гражданином какого-либо государства.)

— Сколько государств на Земле? Что имеет каждое государство?

— Послушаем, какие сообщения приготовили наши ученики о народах мира.

(УУД: П- перерабатывать информацию, делать выводы; К- оформляют свою мысль, высказывают свою точку зрения, слушают других.)

III. Самоопределение к деятельности

— Как вы думаете, как называется наука о связях между живыми существами и окружающей их средой? (Экология.)

— Как вы думаете, какая тема нашего урока и чем мы будем заниматься?

Сегодня на уроке будем говорить об экологии.

( УУД: Р- формируют тему урока и самоопределяют деятельность, К- высказывают предположения.)

IV. Работа по теме урока

1. Беседа.

— Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос» — дом и «логос» — наука. Экология — это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

— В одном хозяйстве что-то плохо стали доиться коровы — мало молока давать. Да и молоко так себе, почти без сливок. Почему?

Потому что клевера, самого полезного, сытного корма для скота, мало.

Почему? Ведь клевером засеивали огромное поле!

Потому что клевер не уродился, опылять его цветки некому было — шмели пропали.

Почему?

Шмелиные гнезда мыши в земле разорили. Что же делать?

Звать на помощь кошек. Кошки переловят мышей — расплодятся шмели: будет кому опылять клевер. Опылится клевер — появятся его семена. Клевер уродится — его накосят и накормят коров. И будет вдоволь молока, да какого вкусного, жирного!

— Какие связи в природе были нарушены? (Мыши разорили шмелиные гнезда, некому стало опылять клевер, клевера стало мало, коровам не хватает корма.)

Какой выход придумал человек? (Позвал на помощь кошек, которые переловили мышей.)

Так было когда-то. Но в наши дни кошки шмелей, к сожалению, больше не выручат. Нет, с мышами-то они по-прежнему справятся, но вот со стальными плугами, которые распахивают землю вместе со шмелиными гнездами, им не совладать. Ничего кошкам не поделать и с сенокосилками, после которых шмелям не остается на лугу ни цветка. Ведь не один же только клевер их кормит. Одно лечим, другое калечим.

— Какие связи в природе были нарушены? (Плуги трактора разрушают шмелиные гнезда. Сенокосилки скашивают всю траву так, что шмелям нечем питаться.)

— Какой выход предложите вы? (Ответы учеников.)

2. Работа по учебнику

— Прочитайте текст на с. 24—25.

— Работая в парах, проследите по схеме основные события этой истории.

— Почему на острове появилось много крыс?

— Какие связи в природе были нарушены? (Растения — тараканы — ящерицы — кошки. Погибли кошки расплодились крысы.)

— Что нужно было сделать, чтобы этого не произошло?

В природе все взаимосвязано. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть всегда хорошо продумано. Если люди не продумывают заранее свои поступки, они могут нанести природе непоправимый вред.

— Приведите примеры нарушения связей в природе.

— Что такое окружающая среда? (Все, что нас окружает и с чем мы связаны.)

— Прочитайте текст на с. 26—27.

— Что такое экология? Прочитайте определение.

— Что такое окружающая среда?

— Какое значение для люжей имеет экология?

(УУД: П — обывают новые знания, извлекают и перерабатывают информацию; Р — определяют успешность выполнения работы; К — оформляют и высказывают точку зрения, отвечают на вопросы.)

V. Физкультминутка

Отдохнем с тобой, дружок.

Ставим дружно руки в бок.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо, влево, вправо.

Потянулись мы на славу.

Сядем тихо, мой дружок,

И продолжим наш урок.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

1 (с. 8-9).

— Прочитайте и выполните задание.

(После выполнения задания проводится самопроверка.)

— Что такое окружающая среда? (Это все, что окружает живое существо и с чем оно связано.)

— Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.)

— Поднимите руку, кто все выполнил правильно.

2 (с. 9).

— Прочитайте задание. Выполните его.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.) (Ответ: солнце, воздух, почва, клест, белка, лесная мышь.)

— Выполните усложненное задание: выберите растение и напишите, что составляет его окружающую среду.

(Учитель проверяет задание, оценивает его.)

3(с. 9).

— Прочитайте задание. Выполните его.

— Кого мы поместим на первый рисунок? (Кабана.)

— На второй? (Щуку.)

— А на третий? (Осьминога.)

— Почему надо сделать это именно так? Докажите. (Ответы учащихся.)

Работа в парах

— Прочитайте первое задание в учебнике на с. 27. Приведите примеры связей каждой группы.

Ответ. Первая схема: Живое — неживое.

Неживые предметы оказывают влияние на живые организмы. Воздух, вода, свет и тепло солнца влияют на развитие живых организмов.

Живые организмы оказывают влияние на неживую среду. В лесу благодаря растениям больше влаги. Ветер распространяет семена растений.

Вторая схема: Растения — животные.

Животные питаются растениями. Растения дают кислород, которым дышат животные.

Третья схема: Природа человек.

Природа — это тепло, свет, воздух, вода и пища; радость открытий, доброта. Человек охраняет природу и уничтожает ее.

(УУД: П- перерабатывают информацию, развивают причинно — следственную связь в природе; К- слушают других)

VII. Рефлексия.

— Оцените свою работу на уроке.

(УУД: П – осуществляют анализ своей деятельности на уроке; К – выражение своих мыслей; Л – осознают свои возможности в учении, рассуждать о причинах своего успеха и неудач)

VIII. Подведение итогов урока

— Что такое экология?

— Что такое окружающая среда?

— Что угрожает экологии?

— Как сохранить экологию?

— Что показалось наиболее интересным на уроке?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 26-28.

2. Индивидуальное задание: найти в библиотеке книги по экологии, прочитать выбранную книгу и подготовить по ней краткое сообщение.

infourok.ru

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе «Экологическая безопасность»

КОУ ВО «ЦЛПДО»

Открытый урок

по окружающему миру

в 3 классе

по теме:

«Экологическая

безопасность»

подготовила

учитель начальных классов

Акимова Л.П.

2018г

Тема урока: Экологическая безопасность

3 класс

(программа «Школа России», предмет «Мир вокруг нас», Плешаков А.А.)

Цели: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность»,

«Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;

доказать детям, что Земля — наш дом: бережём дом — бережём здоровье;

научить выполнять правила личной экологической безопасности, развивать речь, мышление, обогатить словарный запас; способствовать бережному отношению к окружающей природе.

Оборудование: компьютер (презентация), карточки для индивидуальной работы, учебник «Мир вокруг нас», Плешаков А.А.

Ход урока

I. Оргмомент

  • Покажите умные глазки, ровные спинки.

  • Повернулись, поздоровались с гостями, улыбнулись от души.

— Сядьте удобно, расслабьте плечи. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Дыхание ровное и спокойное.

II. Проверяем знания.

На прошлом уроке мы с вами говорили об опасности для жизни, которые несёт в себе молния, гроза? Какие правила вы должны соблюдать при езде на велосипеде? Какие правила нужно соблюдать, если ты пассажир?

Что нельзя делать во время грозы, молнии?

Как уберечься от удара молнии?

Чем опасна гроза?

Прежде всего, молниевым разрядом. Его прямое попадание для человека может закончиться трагически. Ежегодно в мире от молний погибают около3тыс.человек.
Другая опасность – сильный ветер, ломающий ветви деревьев и повреждающий строения. Из-за этого человек может получить травму.
И, наконец, сильный ливень с градом. Если от него вовремя не укрыться, он также может быть опасен для человека.

Что притягивает молнию?

Вода. Если гроза застала вас купающимся или плывущим в лодке, немедленно добирайтесь до берега.

Одиночные деревья на равнинах и открытых местах также притягивают молнию. Поэтому нахождение под высокими деревьями во время грозы опасно. Молния, ударяя в высокие растения, чаще поражает лиственные деревья. Хвойные деревья – ель, пихта, лиственница – содержат много масел, поэтому оказывают большое электрическое сопротивление и поражаются молнией реже.

Опасна ли шаровая молния?

Шаровая молния может неожиданно появиться где угодно, даже в закрытых помещениях.

Что делать, если все же в ваш дом влетела такая молния?

Прежде всего, нельзя делать резких движений и тем более убегать: можно вызвать воздушный поток, по которому сгусток энергии полетит целенаправленно за вами.

Держитесь подальше от электроприборов и проводки, не касайтесь металлических предметов.

Как вести себя во время грозы?

Правила поведения во время грозы.

  1. Если появились признаки приближения грозы, переждите ее в помещении.
    2. Закройте окна, двери, дымоходы.

3.Выключите телевизор, радио, электроприборы, телефон.
4. Держитесь дальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.
5. Если гроза застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.
6. Если гроза застала вас в парке, лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как дуб, тополь.

III. Работа по теме урока.

1.Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар (открыли глаза) Это – Земля. (2 слайд)

— Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.

Люди, к сожалению, сами загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву, продукты питания.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить?

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое экологическая безопасность, познакомимся с правилами личной экологической безопасности.

Слайд 3 — А знаете ли вы что такое «экология»? (Наука о нашем общем доме, об окружающей среде)

— А что мы называем «окружающей средой»?

(То, что нас окружает: вода, почва, воздух)

— Сегодня на уроке мы будем не простыми учениками, а учеными-экологами. — Кто из вас знает, а чем занимается эколог?

Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве.

— Мы узнаем, что такое «цепь загрязнения», «экологическая безопасность», «бытовой фильтр» и в каком будущем вы хотите жить?

Слайд 4. Наша планета добра к нам. Она помогает нам жить. А как мы, люди, относимся к ней? Бережём ли мы её? Давайте посмотрим на фотографии Шарика, которые он сделал фоторужьём

Назовите номера тех фотографий, на которых человек наносит непоправимый вред природе, здоровью людей.

  1. Работа с новым материалом.

Слайд 5. Промышленные предприятия, которые выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, сбрасывают в реки вредные отходы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора, несознательные люди бросают его куда попало. Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества. Человек может своими поступками, как сберечь природу, так и погубить её. К сожалению, людям для развития науки, техники все больше требуется угля, нефти, древесины. Для выпуска качественной новой продукции новые — фабрики и заводы.

Для улучшения жизни – зоны отдыха, санатории, аквапарки.

Можно ли при этом оставаться здоровым? Что поможет сохранить здоровье? (Дети высказывают своё мнение).

— Каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Послушайте рассказ и давайте создадим схему загрязнения окружающей среды.

Как происходит загрязнение окружающей среды?

Собрались на небе тучи, и пролился на сухую землю летний дождик. Как хорошо! Листья умоются, трава зазеленеет, земля напьётся, да и человеку угодить под прохладный дождичек – одно удовольствие. А что вымокнет – не беда: высохнет рубашка.

Она и высохла. Глянул на неё хозяин – глазам не поверил: была новой и целой, а стала как решето – вся в мелких дырочках. Глядит на деревья – листья пожелтели, трава пожухла. Вот так дождик. Страшный дождик , опасный и ядовитый. А почему? Один завод дымит, два завода дымят, сто заводов дымят. Дымят оттого, что в топках горят уголь и нефть, а в них обязательно есть сера, которая попадает в воздух. Получается едкая серная кислота. Вот тебе и ядовитый дождик.

Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения.

Слайд 6. Цепь загрязнения — загрязнение атмосферы – кислотные дожди — загрязнение почвы — загрязнение растений- загрязнённые продукты питания- болезни человека

— А откуда поступают вредные вещества? (Заводы, сточные воды, химические удобрения на полях, выхлопные газы)

Куда же поступают вредные вещества? (В воду, воздух, почву)

IV.Физкультминутка (сопровождается движениями)

— Мы немного отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли.

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете-

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали.

-Великанами мы стали.

Ядовитый дым загрязняет воздух, выпадают кислотные дожди, почва впитывает влагу, растения и животные питаются загрязненной травой, кормами. И в результате вредные вещества попадают в продукты питания.

— И не трудно догадаться, кто же пострадает? (Человек)

— Каким образом это отразиться на человеке? (Влияет на здоровье. Ну, а если человеку грозит опасность, он вынужден защищаться.)

— От чего? (От воздействия окружающей среды).

— Мы должны научиться соблюдать экологическую безопасность.

Наше общество старается защититься, не загрязнять окружающую среду, но пока эту задачу полностью решить не удается.

Слайд 7. Поэтому мы с вами попытаемся разработать правила экологической безопасности для того, чтобы выполняя их, мы смогли сберечь свое здоровье.

  1. Работа с учебником

Как же защититься от грязного воздуха?

Работа с учебником с 31

1. Выбирайте дорогу, где больше зелени.

2. Не останавливайся около машины с работающим двигателем.

3. Не играй около места, где много машин.

4. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире.

5. Разводи цветы, сажай деревья.

6. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины.

Как же защититься от загрязненной воды?

Работа с учебником с 32

1. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков.

2. Не пить в водоемах воду.

3. Не пить воду из-под крана.

4. Очищайте воду при помощи фильтра, если их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток.

Как же защититься от некачественных продуктов питания?

Работа с учебником с 33

1. Не собирай грибы и ягоды около автомобильных дорог, свалок, заводов.

2. Всегда мой овощи и фрукты в кипячёной воде.

3. Не ешь рыбу, выловленную из загрязнённой реки.

4. Ешь экологически чистые продукты.

5.Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения.

VI. Итог

— Уважаемые экологи, подходит к концу наш урок.

— Мы сегодня говорили о личной экологической безопасности. Кто виноват в том, что мы часто заболеваем от грязной воды, дышим грязным воздухом, отравляемся продуктами питания? По вине человека вырубаются леса, загрязняются водоёмы, выпадают кислотные дожди.

— Для того, чтобы меньше на Земле случалось вот таких экологических катастроф мы должны знать и соблюдать правила поведения в природе.

— Давайте ответим на главный вопрос: что же такое экологическая безопасность? Кто-то может высказать свои мысли. А кто-то может посмотреть в учебник на с. 34.

VII. Домашнее задание

Учебник с.31-36

Где бы мы не жили на планете,

За свою судьбу мы все в ответе.

Мы твои помощники, друзья,

Мы, Земля, с тобой одна семья.

— Спасибо за работу. Всего доброго. Берегите свое здоровье.

— Урок окончен.

infourok.ru

План-конспект занятия (3 класс) на тему: Разработка занятия. «Что такое экология?

Тема. Что такое экология?

Цель.  Дать представление о науке «экология»; уточнять и расширять кругозор учащихся о природе; довести до сознания детей мысль о значимости солнца, воздуха, воды для сохранения жизни на Земле.

Планируемые результаты.

Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы.

Коммуникативные УУД:  развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.

Личностные УУД:  учить общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.

Ход занятия.

1. Вступление. Что такое экология.

— Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Экология. Давайте узнаем, что такое экология.

Экология — наука о местообитании, проживании. Она изучает взаимоотношения растений, животных и человека. В последнее время экология занимается сохранением растений, животных, то есть сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относиться к окружающему миру.

2. Станция «Природная». Слайд №3

— Что такое природа? (Природа — это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека.)

Проведем игру «Природа — не природа». Я называю слова, а вы говорите, природа это или нет: ромашка, телевизор, трава, ветер, школа, стол, река, рыба, самолет, ящерица, море, кирпич и т. д.

— Какая бывает природа? (Живая и неживая.)  

— Что такое живая природа? (Это то, что растет, дышит и производит себе подобных.)        

— Что такое неживая природа? (Неживая природа не растет, не дышит, не производит себе подобных.)

Слайд №4

— Посмотрите на плакат «Живая и неживая природа». Назовите картинки неживой природы. (Солнце, небо, облака, вода, камень, ветер.)

— Назовите картинки живой природы. (Птица, сосна, бабочка, цветок, собака, голубь.)

3. Станция «Солнечная». Слайд №5

Читаем название  станции. (Солнечная.)

— Ребята, а что такое солнце?

— А как вы думаете, солнце больше или меньше Земли по размеру? (Солнце во много раз больше Земли.)

— Какую форму имеет солнце? (Форму шара.)

4. Станция «Родниковая». Слайд 8.

Ребята, закройте глаза и сидите тихо. Подумайте, на какую станцию мы с вами приехали. (Родниковая.)

— Посмотрите на модель Земли — глобус. Какого цвета на нем больше? (Голубого.) Голубым цветом на глобусе изображена вода.

Много у нас воды? (Много.) Раз воды много, можно ее не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда.)

— Да, воды-то много. Но не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни. Для живых существ пригодна только пресная вода, а остальная вода, в океанах, морях, соленая. Пресной же воды очень мало, всего 3 процента от общего водного пространства.

Посмотрите на схему. Видите, какая это маленькая часть. Ею нужно дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.

Вода — очень интересное вещество. Она одна-единственная бывает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.

— Пары воды — это газообразное ее состояние. При какой температуре вода кипит и превращается в пар? (При ста градусах.)

— При какой температуре вода начинает замерзать? (При ноле градусов.)

— При какой температуре лед начинает таять? (При плюс одном градусе.)

— Кто же губит воду? (Человек.)          слайд №9

Необходимый источник жизни — воду — загрязняет и губит человек. Каждый день в реки, озера и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых. То и дело мы узнаем о новых, губящих морскую живность нефтяных катастрофах и не менее ужасных последствиях кислотных дождей. Промышленные предприятия буквально прячут «концы в воду», ежедневно сбрасывая туда тонны ядовитых веществ. Страшно, что один из самых драгоценных ресурсов планеты — вода — может быть отравлен окончательно.

А ведь как приятно в жаркий день утолить жажду глотком холодной родниковой воды!  Помните: воду надо беречь.

5. Станция «Воздушная». Слайд 10.

Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров и пыли, называется атмосферой. По сравнению с величиной Земли она очень тонка. Представим себе, что наша планета — это глобус, и если на этот глобус натянуть воздушный шарик, то атмосфера — это тонкие стеночки резинового шарика. И если чуть ущипнуть шарик, то он прорвется. Вот так же легко мы и губим атмосферу. Вы, наверное, слышали про озоновые дыры?

Значение атмосферы, такой тонкой и хрупкой, очень велико. Оно состоит в следующем: обеспечивает нас воздухом, необходимым для жизнедеятельности растений, животных и людей; защищает Землю и все живое на ней от избытка солнечной радиации; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли.

Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой, защищающий и поддерживающий жизнь на Земле.

— Каким газом мы дышим? (Кислородом.)

— Посмотрите на схему «Воздух».

— Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают растения.}

Поехали дальше. А пока едем, отгадайте загадки

Загадки

Золотое яблочко по небу катается,

С утра улыбается, а улыбки-лучи

Очень горячи. (Солнце.)

Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь.)

Без рук, без ног по полю рыщет

Поет да свищет, деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер.)

6. Станция «Сказочная». Слайд 11.

Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?».

Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее. Ясно Солнышко сказало:

— Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю. Свежий Воздух возразил:

— Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.

Холодная Вода заклокотала:

— Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.

Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их:

— Зря вы спор завели. Жить вам придется всем вместе и дружно, потому что людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как все взаимосвязано.

С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.

— Кто главные герои сказки? (Солнце, Воздух, Вода и Ветер.)

— Кто завел спор? (Солнце, Воздух и Вода.)

— О чем он заспорили? (Кто из них важнее и нужнее.)

— Кто разрешил их спор? (Ветер.)

— Что он им сказал? (Ветер сказал, что все они главные.)

— Почему же они все главные? (Потому что они все необходимы живым существам.)

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер, тише, тише, тише.

Деревцо все ниже, ниже.

7. Станции «Закаляйся». Слайд 12

— Ребята,   послушайте  стихотворение

Это кто накрыт в кровати одеялами на вате?

Кто лежит на трех подушках перед столиком с едой

И, одевшись еле-еле, не убрав своей постели,

Осторожно моет щеки кипяченою водой?

Это, верно, дряхлый дед ста четырнадцати лет?

Нет!

Кто, набив пирожным рот, говорит: «А где компот?

Дайте то, подайте это, сделайте наоборот!»

Это, верно, инвалид говорит?

Нет!

Кто же это?

Почему тащат валенки ему,

Меховые рукавицы, чтобы мог он руки греть,

Чтоб не мог он простудиться и от гриппа умереть,

Если солнце светит с неба, если снег полгода не был?

Может, он на полюс едет, где во льдах живут медведи?

Нет.

Хорошенько посмотрите — это просто мальчик Витя,

Мамин Витя, Папин Витя

Из квартиры номер шесть.

Это он лежит в кровати с одеялами на вате,

Кроме плюшек и пирожных, ничего не хочет есть.

Почему?

А потому, что только он глаза откроет,

Ставят градусник ему, обувают, одевают

И всегда, в любом часу, что попросит — то несут.

Если утром сладок сон — целый день в постели он.

Если в тучах небосклон — целый день в галошах он.

Почему?

А потому, что все прощается ему.

И живет он в новом доме, не готовый ни к чему.

Ни к тому, чтоб стать пилотом, быть отважным моряком,

Чтоб лежать за пулеметом, управлять грузовиком.

Он растет, боясь мороза, у папы с мамой на виду,

Как растение мимоза в ботаническом саду.

— Что такое мимоза? (Это теплолюбивый кустарник.)

 — Чего же боялся мальчик? (Мальчик боялся мороза.)

 — Что с ним произошло? (Он заболел.)

• Что вы ему посоветуете? (Закаляться, физкультурой заниматься.)

Существует 3 вида закаливания:

• пребывание па солнце — это воздушные и солнечные ванны, умеренный здоровый загар;

• пребывание на воздухе — прогулки на свежем воздухе в любое время года и погоду;

• водные процедуры — обтирание мокрым полотенцем, держание стоп ног в тазу с водой различной температуры — от теплой до холодной, обливание водой, душ, купание, моржевание.

При закаливании нужно обязательно соблюдать принципы закаливания: систематичность, постепенность, разнообразие.

8. Станция «Бережливая». Слайд 13.

— Наше путешествие подходит к концу.

— Последняя станция «Бережливая». О чем она нам напоминает? (Мы должны беречь а охранять природу.)

— Все ли в порядке на нашей Земле? Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю. И разных нарушений очень много. Посмотрите на картинки. Как человек губит природу?

Слайд №14,15.

Экологи придумали прекрасный праздник — День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день люди вспоминают, что они живут в одном, общем для всех доме. И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли я чего-нибудь плохого?» Давайте и мы об этом подумаем и расскажем.

Когда зацвели одуванчики, мы их не рвали, а рвали , когда они созрели, дули на них, помогали ветру.

Мы посадили клумбу с цветами и поливали.

Весной мы нашли желторотого воробышка и отпустили его, а сами ушли подальше от того места, чтобы его нашла мама-воробьиха и не испугалась нас.

На деревьях мы видели дупла, стояли и смотрели издалека, как туда влетали птички и вылетали обратно. Тихо стояли и слушали пение птиц.

Когда мы отдыхали на пруду, то весь мусор, который у нас образовался, забрали с собой в пакете и выбросили в мусорный ящик.

9. Итог занятия.

— Что такое экология.

— Что у нас главное? (Земля.)

— Что должен охранять и беречь человек? (Природу.)

nsportal.ru

Конспект урока по окружающему миру 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе

(учебник А.А.Плешакова, «Школа России»)

Тема: Что такое экология.

Цели: дать понятие об экологии как науке, о взаимосвязях живых систем и неживой природы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком; узнают, чем занимается наука экология, что называют окружающей средой; научатся анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: интерактивная доска; документ-камера; презентация; карточки с изображением схем природных связей; ножницы; клей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

  1. Индивидуальное задание.

 Закончи предложения.

  • Группа живущих вместе близких родственников –это …

  • Эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, — это …

  • Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета –это …

  • Население государства, страны –это …

  1. Фронтальный опрос.

  • Дайте характеристику места, которое занимает человек в мире.

  • Сколько государств на земле? Назовите, что есть у каждого государства?

III. Самоопределение к деятельности.

(На доске появляется изображение разных уголков нашей планеты.)

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

– Почему необходимо беречь Землю?

– Сегодня на уроке мы попробуем посмотреть на окружающий мир глазами ученого-эколога и подумаем над тем, насколько важно каждому из нас попытаться стать экологом.

IV. Работа по теме урока.

1. Наука, которой занимаются экологи, называется экология. Что изучает экология?Как вы понимаете слово «экология»? Кто знаком с этим словом и сможет объяснить, что оно означает?

– Давайте заглянем в этимологический словарь, чтобы объяснить значение слова «экология».Это слово образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука. Что получилось?

(Наука о доме.)

— О каком же доме идет речь? Как называется дом, в котором мы живем все вместе?

— Правильно, речь идет о нашейпланете Земля, о законах, по которым мы должны жить в нашем огромном общем доме.

(На доске появляется изображение всего того, о чем говорит учитель далее.)

Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо получать тепло и свет, дышать, есть, пить, где-то жить, заботиться о потомстве. За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их неживой природе. Возникли прочные связи. В природе установилось равновесие.

(На доске появляются схемыприродных связей: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между различными животными, между природой и человеком.)

— В наше время это равновесие очень трудно сохранить. Как вы думаете, почему? Что может привести к разрушению этого равновесия?

(Учитель при необходимости задает наводящие вопросы, ответы на которые приводят учащихся к выводу.)

Вывод:Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы.Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред.

— Предлагаю проверить правильность этого вывода на следующем примере.

(Учитель по ходу рассказа демонстрирует на доске изображения коровы, клевера, шмелей и их гнезд, мышей и кошек.)

— В одном хозяйстве почему-то плохо стали доиться коровы: мало молокаони стали давать. Да и молоко так себе, почти без сливок. Как вы думаете, почему? Что нужно корове, чтобы она давала много жирного молока?

(Нужно много клевера, самого полезного, сытного корма для скота, а его, видимо, недостаточно.)

— Клевером в этом хозяйстве засеяли огромное поле, почему же он не уродился? Кто из вас сможет объяснить?

(Чтобы клевер уродился, его цветки должны опылять шмели, а шмели пропали с поля.)

— Почему исчезли шмели?

(Свои гнёзда шмели устраивают в земле, а мыши расплодились в большом количестве и разорили шмелиные гнезда.)

— В чем мы еще раз убедились на примере этой ситуации?

(В природе все взаимосвязано.Если разорвать хотя бы одно звено цепочки, разрушится вся цепь.)

— Какие связи в природе были нарушены?

— Выслушав все сказанное, попробуйте в своей группе заполнить схему, изображающую данные связи.

(Раздаю заготовки и даю время для оформления. Готовые работы демонстрирую на доске, используя документ-камеру. Предлагаю обсудить правильность выполнения задания.)

— Предлагаю вам обсудить меры по исправлению этой ситуации. Разделимся на группы и обсудим.

— Каковы же будут ваши предложения?

(Представитель одной из групп озвучивает меры, предложенные его командой. Далее идет обсуждение и дополнение сказанного представителями других групп. На основе этого делается общий вывод.)

Вывод. Надо звать на помощь кошек или сов. Они переловят мышей. Шмели в своих гнездах выведут потомство:будет кому опылять клевер. Опылится клевер – появятся его семена. На следующий год клевер уродится – его накосят и накормят им коров. И будет у людей вдоволь вкусного, жирного молока.

— Какие связи вы установили?

(Связь между растениями и животными, связь животных друг с другом.)

2. Работа по учебнику.

— Прочитать текст на стр. 24-25.

— Работая в парах, проследите по схеме основные события этой истории.

(На доскедемонстрируется схема событий.)

— Почему на острове появилось много крыс?

— Какие связи в природе были нарушены?

— О чем должен был подумать человек, уничтожая комаров?

— Кто из вас попробует привестисвои примеры нарушения связей в природе?

— Выходит, что любое живое существо множеством невидимых нитей связано со всем тем, что его окружает. Согласны со мной?

— Проверьте правильность этого вывода. Прочитайте текст учебника на стр. 26-27.

— Что такое окружающая среда?

— Что такое экологические связи?

— Что такое экология?

— Почему для человека очень важно стать хотя бы немного экологом?

— Удалось ли вам сделать сегодня на уроке правильные выводы?

V. Физкультминутка.

Отдохнём с тобой, дружок.

Ставим дружно руки в бок.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо, влево, вправо.

Потянулись мы на славу.

Сядем тихо, мой дружок,

И продолжим наш урок.

VI. Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Задание 1 (стр.8-9).

— Прочитайте и выполните задание.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Поднимите руку, кто всё выполнил правильно.

Задание 2 (стр. 9).

— Прочитайте задание и выполните его.

(После выполнения проводится взаимопроверка.)

— Выполните более сложное задание: выберите растение и напишите, что является его окружающей средой.

Задание 3 (с. 9).

— Прочитайте задание. Выполните его.

— Кого мы поместим на первый рисунок?На второй?А на третий?

— Почему надо сделать это именно так? Докажите.

VII. Рефлексия.

Работав парах.

— Прочитайте первое задание в учебнике на стр.27. Приведите примеры связей каждой группы.

VIII. Итог урока.

– Какое значение для всех живых организмов нашей планеты имеет экология?

Все, все на свете нам нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд:

Кто делает мед и кто делает яд:

Плохие дела у кошки без мышки.

У мышки без кошки не лучше делишки.

И если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

Домашнее задание: 

1)изучить текст на стр. 26–28;

2) дополнительное задание: найти в различных источникахинформацию о нарушении экологических связей в природе и подготовить краткое сообщение;

3) творческое задание: задание 2 на стр. 27.

multiurok.ru

«Экологическая безопасность» УМК «Школа Росии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье

План-конспект урока

по окружающему миру

3класс

ТЕМА: Экологическая безопасность.

Учитель: Малышева Лариса Алексеевна

Тема: Экологическая безопасность.

Цели:

  1. Познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Эколог»;

  2. Доказать детям, что Земля – наш дом: бережём дом – бережём здоровье;

  3. Учить детей выполнять правила личной экологической безопасности;

  4. Развивать речь, мышление, обогатить словарный запас;

  5. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Планируемые результаты

1) личностных результатов обучения:

 формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2) метапредметных результатов обучения:

— развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;

— формирование начальных форм личностной рефлексии – регулятивные УУД;

 формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,

 формирование умения взаимодействия в статичных парах и группах – коммуникативные УУД.

3) предметных результатов обучения:

 познакомить с основными загрязнителями воздуха, воды, продуктов питания,

— выполнять правила личной экологической безопасности,

— обогащать словарный запас, развивать речь и мышление,

— воспитывать экологическую культуру учащихся.

Оборудование: Карточки с правилами соблюдения экологической

                            безопасности. презентация

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

        «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. (Дети открывают глаза. Анимация земного шара.)

Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно». Слайд 1

        -Что подразумевается под всем живым?  

  (Это все животные и растения, т.е. то, что мы называем живая природа.)

        -На Земле живут разные существа. Это люди, животные, насекомые, птицы, рыбы, моллюски и другие. (Показ анимации) Всего несколько миллионов видов живых существ населяют нашу планету. А растений на Земле около 500 000  видов.        

II. Актуализация знаний. Повторение пройденного

А сейчас мы проверим, как вы подготовились к уроку (ответы)

III. Самоопределение к деятельности

Давайте вспомним формулу безопасности (слайд 2)

  1. Предвидеть опасность.

  2. По возможности избегать её.

  3. При необходимости действовать решительно и чётко.

  4. Бороться до последнего, активно просить о помощи.

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И нисколько не устали!

IV. Изучение нового материала.

 Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. — Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.

 Люди, к сожалению, сами  загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву, продукты питания. Как вы думаете о чём мы будем говорить?

 Сегодня на уроке мы узнаем, что такое экологическая безопасность, познакомимся с правилами личной экологической безопасности.

Послушайте и скажите, О чём здесь говорят?

-Вчера дома я услышала от родителей такой разговор.

Мама:

-Ох, какая сегодня плохая экология, от неё у меня разболелась голова!

Папа:

-Да уж, экология у нас совсем плохая, вон и в газетах про неё пишут, и в телевизоре показывают. Надо её исправлять.

-Кто такая экология?

-Что она сделала?

— Тема нашего урока звучит так: «Экологическая безопасность

— Запишите в свои рабочие тетради.

— А кто знает что такое «экология»?

(Наука о нашем общем доме, об окружающей среде)

— А что мы называем «окружающей средой»?

(То, что нас окружает: вода, почва, воздух)

— Сегодня на уроке мы будем не простыми учениками, а учеными-экологами. В конце урока у вас появится документ, который сообщит, как вы работали на уроке.

— Кто из вас знает, а чем занимается эколог?

— Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве.

— Мы узнаем,  что такое «цепь загрязнения»,  «экологическая безопасность», «бытовой фильтр» и  в каком будущем вы хотите жить.

   Наша планета добра к нам. Она помогает нам жить. А как мы, люди, относимся к ней? Бережём ли мы её?

 Физкультминутка слайд 3

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И нисколько не устали!

 Человек взаимодействует со всем, что его окружает на Земле, и использует и воду, и воздух, и почву, и животных, и растения для своей пользы.

                Человек должен знать, как, пользуясь всем, чем богата Земля, не навредить ей. Помочь человеку в этом должна наука экология.

                «Экос» по-гречески значит «дом», «логос» «ученье, наука». Экология  слайд 4 это наука о нашем общем доме. Для наведения и поддержания порядка в нём нужны хорошо подготовленные специалисты – экологи. Они пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

                Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа…

На экране появляется запись: SOS! SOS! SOS! Слайд 5 международный радиосигнал. Его подают с  тонущих кораблей. Всякий, услышавший его, на каком бы языке не говорил сам, в какой бы стране ни жил, знает: где-то гибнут люди, они молят о спасении.

Теперь мольба о спасении раздается  не только с тонущих кораблей. Все чаще звучит в природе SOS! SOS!

Вот какие сигналы SOS пришли сегодня в наш класс на урок. Определите, кто мог их послать.(слайд 6)

  • Мы – первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего. Все равно сломают. Помогите нам! Ваши зеленые друзья.   (Ива, Черемуха, Лесная Сирень.)

  • Помогите! Люди нас рвут, совсем не жалея. Сорванные, мы быстро вянем, а, оставаясь в природе, мы могли бы долго радовать вас.  (Цветы. Слайд7: люди с охапками цветов.)

  • Люди, остановитесь, одумайтесь! Вы вырубаете нас, оголяете землю, превращаете ее в пустыню, это лишает ее влаги. Земля иссыхает. (Деревья. Слайд8: вырубка леса.)

  • Люди, пощадите! Из-за вашего вмешательства с целью покорить природу, скоро я ничего не смогу родить: ни злака, ни цветка…, ведь кроме вас, меня подстерегают и другие опасности! (Земля. Слайд9: распашка новых земель.)

  • Мне тяжело дышать. Меня загрязняют мусором, который не разлагается. Это и целлофан, и пластиковые бутылки и разные ядохимикаты. Помогите! (Почва.Слайд10: мусорные свалки.)

 — В чём в лесу могут накопиться ядохимикаты?

(В ягодах, грибах, целебных травах)

  • Выросла я на лесной полянке стройная и кудрявая. В густых моих ветвях поселились птицы. Однажды пришли на поляну ребята, подошли ко мне, взмахнули топором, и заплакала я прозрачными капельками душистого сока. До осени далеко, но на мне уже появились желтые листья. Помогите! ( Береза. Слайд11: берёза.)

  • (Слайд:12 пожар.) Помогите! Погибаем! Сильно тянет гарью. Поднялся ветер. Дым густеет. Его уже несет белой пеленой, он затягивает кусты. Огонь идет прямо на нас. Ветер переходит на ураган. Огонь гонит по земле с неслыханной скоростью. Уже слышен  широкий гул и треск пламени. Воздух заполнился гарью. Жаркий ураган дует без передышки. Смола, стекавшая по нашим стволам, превратилась в янтарные капли слез! (Деревья-сосны.) (Слайд13: лес после пожара)

Учитель: — А как по вине человека может возникнуть пожар в лесу?

( Если он не затушит костёр.)

Физкультминутка.

Мы похлопаем в ладоши

Дружно,  веселее.

Наши ножки постучали

Дружно,  веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Послушайте стихотворение и подумайте, а не было ли такого с вами?

Мы приехали на речку                                Мы прошли, конечно, мимо…

Воскресенье провести,                                 — Эй, ребята! – крикнул Дима –

А свободного местечка                                вот местечко хоть куда!

Возле речки не найти!                                Родниковая вода!

                                                         Чудный вид! Прекрасный пляж!

Тут сидят и там сидят!                                Распаковывай багаж!

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,                                Мы купались, загорали,

Сотни взрослых и ребят.                                Жгли костёр, в футбол играли –

                                                        Веселились, как могли!        

Мы по берегу пошли                                Пили квас, консервы ели,

И поляночку нашли.                                        Хоровые песни пели…

                                                        Отдохнули и ушли!

Но на солнечной полянке

Тут и там – пустые банки,                                И остались на полянке

И, как будто нам назло,                                У потухшего костра:

Даже битое стекло!                                        Две разбитых наши склянки,

                                                        Две размокшие баранки –

Мы по бережку прошли,                                Словом, мусора гора!

Место новое нашли.

                                                        Мы приехали на речку

Но и здесь до нас сидели;                                Понедельник провести,

Жгли костры, бумагу жгли –                        Только чистого местечка

Тоже пили, тоже ели,                                 Возле речки не найти!

Насорили и ушли!

(Слайд: загрязнённые берега реки)

Учитель: — Все перечисленные беды наносят глубокие «раны» природе. Как

        они сказываются на нашей экологической

        безопасности, т.е. на здоровье человека?

Поиск решения проблемы

Учитель: — Экологические опасности могут подстерегать человека не только

                 в лесу. Из леса возвратимся в город.

                 Рассмотрите и назовите причины загрязнения окружающей среды в городе и как загрязнённые вещества поступают в организм человека.

(Загрязнённая вода от промышленных предприятий стекает в реки или другие водоёмы, откуда человек берёт воду для своих нужд, рыбу для еды; воду могут загрязнять и нефтяные стоки, а также мытьё личного транспорта; гниющий по берегам водоёмов мусор выделяет ядовитые вещества, они также попадают в воду; фабрики и заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для всего живого веществ: газов и пыли, воздух загрязняется и от выхлопных газов автомобилей, которые мы вдыхаем в себя; на загрязнённых  мусором улицах появляются тысячи мух, которые заражаясь сами, садятся на пищевые продукты и человек может заразиться и заболеть большим количеством болезней_ выхлопными газами могут быть заражены растения возле шоссейных дорог, которые человек тоже может применить в пищу).

Учитель: — Всё это верно, молодцы. А теперь с пыльных улиц города

                  вернёмся домой. Может быть, здесь мы находимся в

                 экологической безопасности.

нравится.

(Везде пыль, мусор, немытая посуда, мухи вьются над неубранными остатками пищи, ползают тараканы, закрытые форточки: свежий воздух не попадает в квартиру, из крана льётся грязная вода.)

Учитель: — Итак, мы рассмотрели различные пути попадания вредных

                   веществ в организм человека, экологически опасных для его здоровья.  

                   Составьте любые цепи загрязнения.

(фабрика – воздух – дыхание, автомобиль – грибы- пища, пожар в лесу- гибель деревьев – недостаток кислорода и т.д.)

Выражение решения.

Работа в группах. Класс делится на 3 группы. Каждой группе выдаётся листок. Дети должны выбрать  ответы на вопрос: «Как защититься  от загрязнения воздуха, воды и почвы?

I группе: в природе;

II группе: в городе;

III группе: в собственной квартире.

Выбранные ответы обвести в кружочек.

  1. Разводи комнатные растения, которые очищают воздух

  2. Не купайся возле промышленных стоков, в загрязнённых водоёмах.

  3. Пей только кипячёную воду.

  4. Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи автомагистралей, свалок, заводов.

  5. Для костра собирай сушняк,  не ломай ветки деревьев и кустарников.

  6. Попроси взрослых не курить в квартире.

  7. Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, не выбрасывай их в лесу. Помни: природа перерабатывает пластиковый стакан – за 100 лет, телефонную карту – за 1000 лет, стеклянную бутылку – за 4000 лет!

  8. Костёр после прогорания следует забросать землёй или залить водой.

  9. Чаще проветривай комнату, открывая форточку или включая кондиционер.

  10. Не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей, т.к. будешь вдыхать большое количество вредных газов.

  11. Очищай воду в домашних условиях  с помощью специальных бытовых фильтров. Если в доме их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток, полезно положить на дно серебряную ложку или монету.

  12. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь оборванных цветов недолговечна. Не вытаптывай травы, корнями они скрепляют почву и не допускают её размыва.

  13. Более надёжное средство обеззараживания воды – «вымораживание». Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру холодильника, через некоторое время, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку льда. Когда же вода наполовину замёрзнет, слей оставшуюся жидкость. Лёд растает, и у тебя появится не только чистая, но и полезная вода.

  14. Перед едой мой фрукты и овощи в тёплой кипячёной воде.

  15. Не ешь продукты, у которых истёк срок годности.

  16. Два раза в неделю проводи сухую (с помощью пылесоса) уборку квартиры, один раз —  влажную уборку.

  17. Посади деревья и кустарники по краям дорог, тротуаров, в скверах, разбей клумбы для цветов.

  18. После пользования газом, не забывай закрыть основной вентиль доступа газа.

  19. Используй в пищу экологически чистые продукты, на которых имеется сертификат качества.

  20. Не забывай мыть за собой грязную посуду.

  21. Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т.к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.

Проверка: дети зачитывают ответы и на слайдах появляется подтверждение.

V.Закрепление изученного.

Мы с вами попытаемся разработать правила экологической безопасности для того, чтобы выполняя их, мы смогли сберечь свое здоровье

— Как происходит загрязнение воздуха?

Обобщаем ответы :

— Ежегодно в атмосферу Земли выбрасываются сотни тонн вредных веществ, которые никуда не исчезают. Потому  мы ими дышим. Наибольшее количество вредных веществ выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей. К тому же много курящих людей, которые отравляют свой организм и организм рядом живущих людей.

 — Что нужно делать человеку, чтобы уберечь своё здоровье?

1.  Выбирайте дорогу, где больше зелени.

2.  Не останавливайся около машины с работающим двигателем.

3. Не играй около места, где много машин.

4. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире.

5. Разводи цветы, сажай деревья.

6. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины.

7. Если в твоём селе есть предприятие с вредным производством, необходимо о нём знать, чтобы предвидеть аварии.

1. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков.

2. Не пить в водоемах воду.

3. Не пить воду из-под крана.

4. Очищайте воду при помощи фильтра, если их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток.

5.Более надёжное средство- вымораживание. Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку, слей оставшуюся воду. Когда лёд растает, у тебя появится чистая и полезная вода.

Как же защититься от некачественных продуктов питания?

1. Не собирай грибы и ягоды около автомобильных дорог, свалок, заводов.

2. Всегда мой овощи и фрукты в кипячёной воде.

3. Не ешь рыбу , выловленную из загрязнённой реки.

4. Ешь экологически чистые продукты.

5.Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения.

Работа с учебником

VI. Итог урока

Учитель: — Что такое экологическая безопасность?

Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды. Каждому из нас нужно соблюдать правила личной экологической безопасности.

— С каждым годом на Земле остаётся всё меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей и пустынь. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Территория заповедника навсегда останется в своём естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте и богатстве.

За последние 10 лет во всём мире создана сеть заповедников нового типа – биосферных. Эти заповедники международного класса, в них ведутся наблюдения за состоянием окружающей среды во всех странах.

                На одной планете

                Дружно жили дети.

                Не разоряли гнёзда птиц

                Ради нескольких яиц,

                Не ловили по дубравам

                Рыжих белок для забавы.

                Травку не топтали,

                Рек не загрязняли!

                Все старательно с умом

                Берегли свой общий дом

                Под названием Земля,

                Где живём и ты, и я!

                                        С.Крупина

Игра «Живи, Земля»

Я называю правило, а вы поднимаете руку. Подумайте к чему может привести моё утверждение, если вы согласны — поднимаете руку, если нет – опускаете кисть руки

-Ломайте ветки деревьев .

  • Убирайте за собой мусор в лесу.

  • Берегите родную землю.

  • Собирайте  букеты из полевых цветов.

  • Ловите птенчиков и детенышей зверей.

  • Подкармливайте  птиц.

  • Не ловите лягушек, жаб, бабочек, стрекоз, не разрушайте муравейники.

  • Сажайте деревья, цветы, делайте  кормушки, скворечники.

— Эти знания важны лично для каждого из вас.

— Как вы думаете  почему?

(Все зависит от человека: и здоровье окружающей среды, и здоровье самого человека)

    VI. Домашнее задание.

        Пересказать

VII . Рефлексия урока

— Мне интересно было с вами работать, наблюдать, как вы из простого ученика превратились в юных экологов, у которых есть знания и навыки по охране окружающей среды.

Я подтверждаю ваши знания, умения, навыки дипломом юного эколога. Мои пожелания вам: жить в прекрасной стране, беречь родную природу , а природа ответит вам своей заботой.

                 Самая  прекрасная , родная,

        Разноцветная, веселая, живая,

        Ты для  нас, как  мать, одна на свете,

        Мы твои  заботливые  дети .

           Но порой, под нашими руками

        Красота  твоя бесследно  исчезает.

        Задыхаются от грязи океаны,

            Звери, птицы, травы погибают.

            Где бы мы не жили на планете,

        За твою судьбу мы все в ответе.

        Мы твои помощники, друзья ,

        Мы, Земля, с тобой одна  семья.

— Спасибо за работу. Всего доброго. Берегите свое здоровье.

— Урок окончен.

multiurok.ru

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Экологическая безопасность»

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

«Экологическая безопасность»

Иванова Любовь Михайловна

Учитель начальных классов МАОУ «МСОШ № 16»

Город Миасс, Челябинская область

Цели урока: Познакомить детей с термином «экологическая безопасность».

Оборудование: презентация, пластиковая бутылка, ножницы, кусочек бинта, вата, вода с крупными и мелкими камешками.

Ход урока:

1. Организационный момент

Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: (звучит спокойная музыка).

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно».

— Что подразумевается под всем живым?

— Что необходимо для жизни?

2. Повторение пройденного

— А без чего невозможна жизнь, вспомним, отгадав кроссворд: (слайд 1)

  1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле. (Солнце).

  2. Вещество, которое существует на нашей планете в трех состояниях. (Вода).

  3. Плодородный слой Земли. (Почва).

  4. Смесь газов. (Воздух).

Есть такое высказывание: (слайд 2) «Встал утром, умылся, приведи в порядок планету». И тема нашего урока «Экологическая безопасность Земли».

(слайд 3)

3. Актуализация знаний

— Как вы понимаете слово «экология»? (наука)

— Иногда в средствах массовой информации (по телевидению, в газетах, по радио) можно услышать фразы: «Плохая экология», «В этой местности хорошая экология». А раз экология – наука, может ли она быть плохой?

(ответы)

— Правильно будет сказать: «Хорошая или плохая экологическая обстановка».

(Слайд 4) Сегодня на уроке мы и будем обсуждать с вами экологические проблемы, искать пути решения некоторых из них, поговорим о правилах поведения в природе. И в конце урока мы сможем прочесть обращение к землянам.

Давайте посмотрим на фотографии нашей Земли.

Показ слайдов с комментарием:

Слайд 5. Байкал — самое глубокое озеро, его глубина достигает 1620 метров. Это озеро — крупнейшая сокровищница пресной воды.

Слайд 6. Чистый горный воздух обладает настоящими целебными свойствами. Именно поэтому многие курорты и базы отдыха располагаются в горах.

Слайд 7. Лес – это легкие нашей планеты.

Слайд 8. Для улучшения воздуха в городах высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Это и полезно, и глаз радует.

Слайд 9. Согласны ли вы с тем, что наша планета красивая? (да)

— А какие природные ценности есть в нашем крае?

Слайд 10. Тургояк.

Слайд 11. Таганай.

Слайд 12. Заповедник.

Слайд 13. Зюраткуль.

— Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.

Звучит музыка. Учитель вызывает на экран слайд с изображением свечения.

(слайд 14).

Космонавты, делая снимки нашей планеты, заметили, что издалека она очень красивая (слайд 15).

Слайд 16. Кит, выбросившийся на берег – последствия загрязнения моря отходами химического производства.

Слайд 17. Водоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе.

Слайд 18. Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите.

Слайд 19. Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни.

Слайд 20, 21. Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди.

Слайд 22. Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

Слайд 23. А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром.

Слайд 24.

— Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет)

— А какой город на Южном Урале считается экологически неблагополучным? (Слайд 25).

-С чем это связано?

Слайды Карабаша.26- 30.

— Наша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи! (слайд 31).

4. Работа с учебником

— Как же защитить нашу планету, обеспечить экологическую безопасность? (Учебник, с. 30)

-Назовите пути поступления загрязненных веществ в организм человека. (Воздух, вода, продукты).(Слайд 32).

— Как защититься от грязного воздуха в квартире? (Комнатные цветы, кондиционер, просить взрослых не курить в квартире).

— Какую воду можно пить в целях самозащиты? (Кипяченую).

-А какие продукты надо покупать? (Экологически чистые).

Но не забывайте, что загрязняют природу не только заводы, фабрики, фермы, но и вы сами.

-Давайте прочитаем стихотворение Сергея Михалкова и подумайте, а не было ли такого и с вами?

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят, и там сидят, загорают и едят,

Отдыхают, как хотят сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу пошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там — пустые банки,

И, как будто нам назло, даже битое стекло!

Мы по бережку пошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели; жгли костры, бумагу жгли –

Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо…

— Эй, ребята, — крикнул Дима – вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид, прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли –

Веселились как могли! Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели… Отдохнули и ушли!

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых наши склянки, две размокшие баранки –

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести.

Только чистого местечка возле речки не найти!

— Что было неправильным в поведении ребят?

Физминутка

Мы березку посадили,

Мы водой её полили,

И березка подросла,

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила

И ребят благодарила.

5. Практическая работа

Сейчас мы с вами разделимся на группы и выполним практическую работу по очистке грязной воды. Для этого нам надо будет собрать водяной фильтр. Работать будем по плану: (слайд 33).

  1. Взять пластиковую бутылку.

  2. Отрезать горлышко бутылки таким образом, чтобы получилась воронка.

  3. Вставить «воронку» горлышком вниз в оставшуюся часть бутылки.

  4. Положить в воронку материал (вату, платок), который задерживает крупные частицы.

  5. Пропустить воду через воронку с фильтром.

  6. Прокипятить полученную воду.

6. Работа в группах.

1) Найдите и исправьте ошибки в правилах похода в лес. (слайд 34).

  1. Взять продукты, компас, магнитофон.

  2. Включить в лесу громкую музыку.

  3. Если по дороге в лесу попадется съедобный гриб, то срезать его или вырыть из земли.

  4. Если встретится незнакомый гриб, то сбить его палкой.

  5. Для отдыха быстро наломать веток и разжечь костёр.

  6. Заварить чай и перекусить.

  7. Выбросить оставшийся мусор в кусты.

  8. Оставить горящие угли костра подмигивать тебе на прощанье.

  9. Продолжить путь.

2) Соедините начало фраз и их окончание, чтобы получились правила бережного отношения к природе. (слайд 35).

— Сортируя мусор,

— Починив подтекающий кран,

— Покупая товары со знаком вторичной переработки упаковки,

— Изучая природу,

— Охраняя растения,

…бережёшь чистую воду.

…узнаёшь, как ее сберечь.

…даёшь возможность снова сделать полезные вещи.

…бережёшь чистый воздух.

… сохраняешь леса.

  1. Итог урока

Давайте прочитаем обращение к землянам:

«Люди! Планета – ваш дом. Содержите её в чистоте, оберегайте, любите, и она станет вашей крепостью!» (слайд 36).

— Что такое экологическая безопасность?

— А какие экологические проблемы возникают на Земле? (ответы)

— Чему мы научились сегодня на уроке? (ответы)

— Мы повторили правила поведения в природе, мы повстречались с теми животными, которых надо оберегать, предложили свои пути решения некоторых экологических проблем.

Вы сегодня еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.

А главное – своими действиями не наносить ей вреда. (Слайд 37).

…Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей!

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни, истину простую:

Вас много, а она – одна!

— Я надеюсь, что наш труд по сохранению планеты будет продолжаться, и хочу подарить каждой команде росток будущего цветка.

Уверена, что из этих листиков вы вырастите великолепные фиалки.

— Спасибо всем!

Литература

  1. Михалков С.В. «Сборник стихов для детей». – М.: Детская литература, 1981

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2012

  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2012

  4. Шефнер В.С. Стихотворения. – Л.: Лениздат, 1972

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *