Классный час 3 класс моя родина россия – Классный час «Россия — Родина моя» 3 класс
Классный час «Россия — Родина моя» 3 класс
МБОУ «Фоминовская ООШ»
Классный час
«Россия — Родина моя»
1 — 4 класс
Учитель
начальных классов
Фонакова Т.А.
2013 г.
Цель:
Познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;
Познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граждан России;
Развивать интерес к истории России;
Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование: компьютерная презентация
Ход классного часа
Учитель:
Звучит песня «С чего начинается Родина?». (Слайд 1)
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
Учитель: Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?
Ответы учащихся.
Учитель: Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина! Это слово знает каждый. Родина — это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?
Ответы учащихся.
Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придает силы. Мы любим Родину. А любить Родину — значит жить с ней одной жизнью.
Учитель: Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске — на Камчатке наступает полночь. (Слайд 2)
Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение?
Ответы учащихся.
Верно к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва — столица нашей необъятной Родины. (Слайд 3). Почему необъятной? Да потому, что если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства — ее зеленый наряд — леса.
Учитель показывает слайды Москвы, пейзажей русской природы, а в это время учащийся читает наизусть стихотворение С. Васильева «Россия».
1 ученик: …Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
2 ученик: Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
3 ученик: Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
4 ученик: Люблю, глубоко понимаюСтепи задумчивую грусть
Люблю все то, что называю
Одним широким словом «Русь»
Учитель: Вот она, какая Россия — Русь, широкая и великая! И везде живут люди.
Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?
Ответы учащихся.
По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человек. Россия – многонациональная страна. А как всех их можно назвать, одним словом?
Ответы учащихся.
Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Каждый народ бережет свою культуру и любит Россию — общую для всех великую Родину.
В состав России входит 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство — Россию, или Российскую Федерацию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: (Слайд 10)
«…государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано… Где? Кто запомнил?
Ответы учащихся.
Учитель: Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?
Ответы учащихся.
Учитель: В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы.
Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.
В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия — дружная семья равноправных народов.
Ответы учащихся.
Учитель: Вы все правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность — учиться в школе, получить образование и становиться достойными гражданами своей Родины.
А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете?
Ответы учащихся.
Учитель: Символы — это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.
К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн. (Слайд 11)
Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам — это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов — это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
Поднимите руки те, кто может описать государственные символы.
Ответы учащихся.
Учитель: Вот как описываются Государственный Герб и Государственный Флаг России в Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 года: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. (Слайд 12)
Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.
Держава – золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
На груди орла на красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона; это Святой Георгий Победоносец. Он почитался как покровитель воинов, защитников Отечества. Его образ часто изображали на иконах.
Рассказ учащегося истории о Егории, царевне и змее.
Ученик: «В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жёг он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его до сыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его».
Учитель: Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Герб России мы видим часто. Он изображён на всех важных документах, а отдельные его элементы – на монетах. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего, а нижней — красного цвета». (Слайд 13)
Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного Флага Российской Федерации. Слово «флаг» — голландского происхождения означает «корабельное знамя». Это знак того, кому оно принадлежит, его символ. 22 августа 1991 года в Москве впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом. (слайд 14)
На протяжении нескольких веков белый цвет символизировал свободу и независимость государства, это цвет мира и доброй воли; синий (лазоревый) — веру и верность, правду и постоянство, это цвет заступницы земли Русской — Пресвятой Богородицы; красный — державность, силу, мужество и кровь, пролитую за Отечество.Государственный Флаг России постоянно развевается над зданием администрации Президента, Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы, областных и районных органов местного самоуправления. Флаг РФ вывешивают на жилых домах в дни гос. Праздников.
Учитель читает описание Государственных символов, а учащиеся рассматривают слайды с их изображением.
Учитель: А теперь я попрошу всех встать и послушать Государственный гимн России.
Учащиеся слушают Государственный гимн России.
Учитель: Не правда ли, торжественная музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость. Гимн (от греч. — торжественная песнь в честь божества) — хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера.
Гимны имеют очень древнюю историю. Уже в древнем Египте их исполняли в честь богов. В Древней Греции их пели хором под аккомпанемент кифары и в сопровождении танцев. Они исполнялись при совершении религиозных обрядов, но одновременно стали частью театрального представления. Впервые потребность в гимне возникла при Петре 1. На праздниках, во время торжественных событий в честь побед русского оружия исполнялся Преображенский марш. В годы правления императора Александра 1 появился 1-ый официальный государственный гимн – «Молитва Русских». В 19 веке в честь празднования Рождества звучал гимн «Боже, царя храни». Потом использовали «Интернационал», гимн СССР Глинки «Патриотическая песнь». После выборов президента в 2000 году депутаты утвердили гимн России на слова С.Михалкова и музыку Александрова.
Люди издавна любили гордые и смелые песни. С древних времён существовали торжественные песнопения. В них славилась красота родной земли, её богатства, подвиги героев. Из поколения в поколение передавались представления людей о Родине и счастье, о добре и зле. Государственный Гимн звучит в особо торжественных случаях: во время встреч руководителей государств, торжественных собраний. Во время исполнения гимна все присутствующие встают. Этим они выражают своё уважение к стране. Гимн страны исполняется и во время спортивных состязаний в честь победителей. Они прославили Родину своей победой, и весь мир с уважением слушает гимн страны, воспитавшей таких спортсменов. (Слайд 15, 16)
Шопенгауэр говорил: «самый распространенный вид гордости — это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.
Учитель: Я хочу прочитать стихотворение поэта С.Д.Дрожжина.
Как мне не гордиться тобой,
О, Родина моя!
Когда над Волгою родной
Стою, недвижим я,
Когда молитвенно свой взор
Бросаю в небеса,
На твой чарующий простор,
На темные леса…
Во всей тебе и мощь видна,
И сила с красотой,
Недаром ты и названа
Великой и святой!
Учитель: Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошел впустую. Попробуйте ответить на мои вопросы.
— Как называется наша страна?
— Как называются люди, живущие в нашей стране?
— Что такое Конституция?
— Какой город является столицей России?
— Какие символы государства вы знаете? (Слайд 17,18)
Ответы учащихся.
— Молодцы! Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.
Учащиеся читают стихотворение А. Прокофьева.
1 ученик: Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
2 ученик: Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
3 ученик: Нет на свете Родины дороже.
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.
4 ученик: Всюду все в ее раздольях — наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
infourok.ru
Классный час на тему: «Россия-Родина моя», 3 класс
Классный час «Россия — Родина моя»
Цель:
познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;
познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граждан России;
развивать интерес к истории России;
воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование: компьютерная презентация
Ход классного часа
Вступительное слово учителя: Дорогие, ребята! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поговорить о самой красивой стране — России, о её символе, о правах граждан нашей великой Родины. Скажите пожалуйста: «С чего начинается Родина»?
Ответы учащихся.
— Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина! Это слово знает каждый. Родина — это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?
Ответы учащихся.
— В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы. Мы любим Родину. А любить Родину — значит жить с ней одной жизнью.
(Ю. Яковлев)
— Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске — на Камчатке наступает полночь. (Слайд 2,3 ).
-Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение?
Ответы учащихся.
Верно к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва — столица нашей необъятной Родины. (Слайд 4). Почему необъятной? Да потому, что если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства — ее зеленый наряд — леса.
Учитель показывает слайды Москвы, пейзажей русской природы, а в это время учащийся читает наизусть стихотворение С. Васильева «Россия».
…Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть
Люблю все то, что называю
Одним широким словом «Русь»
— Вот она, какая Россия — Русь, широкая и великая! И везде живут люди.
Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?
Ответы учащихся.
По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человек. (Слайд 5) А как всех их можно назвать, одним словом?
Ответы учащихся.
Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
В состав России входит 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения — Москва и Санкт- Петербург. Все они объединились в одно большое государство — Россию, или Российскую Федерацию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Так по-разному звучат на просторах нашей страны русская «Калинка», зажигательная «Лезгинка» и казацкая плясовая.
Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: (Слайд 6) «…государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано… Где? Кто запомнил?
Ответы учащихся.
— Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?
Ответы учащихся.
— В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы.
Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. (Слайд 7)
В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия — дружная семья равноправных народов.
А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?
Ответы учащихся.
— Вы все правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность — учиться в школе, получить образование и становиться достойными гражданами своей Родины.
А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете?
Ответы учащихся.
— Символы — это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.
К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, (Слайд 8) Государственный Флаг (Слайд 9) Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам — это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов — это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
Поднимите руки те, кто может описать государственные символы.
Ответы учащихся.
Вот как описываются Государственный Герб и Государственный Флаг России в Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 года: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла на красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона; государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего, а нижней — красного цвета». Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного Флага Российской Федерации. 22 августа 1991 года в Москве впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом.
На протяжении нескольких веков белый цвет символизировал свободу и независимость государства, это цвет мира и доброй воли; синий (лазоревый) — веру и верность, правду и постоянство, это цвет заступницы земли Русской — Пресвятой Богородицы; красный — державность, силу, мужество и кровь, пролитую за Отечество
Учитель читает описание Государственных символов, а учащиеся рассматривают слайды с их изображением.
А теперь я предлагаю послушать Государственный гимн России. (Слайд 10)
Учащиеся слушают Государственный гимн России.
— Неправда ли, торжественная музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.
Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошел впустую. Попробуйте ответить на мои вопросы.
Как называется наша страна?
Как называются люди, живущие в нашей стране?
Что такое Конституция?
Какой город является столицей России?
Какие символы государства вызнаете?
Ответы учащихся.
— Молодцы! Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.
Учащийся читает стихотворение А. Прокофьева.
Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.
Всюду все в ее раздольях — наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
infourok.ru
Классный час «Моя Родина Россия» (3 класс)
Классный час
«МОЯ РОДИНА — РОССИЯ»
Цели:
1. Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции — основному закону страны;
2. Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней;
3. Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;
4. Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма;
5. Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.
Оборудование:
Конституция Российской Федерации;
Книга «Наши права»
проектор, экран.
слайды, составленные в программе Power-Point;
портрет президента РФ;
изображение флага, герба, текста гимна;
выставка детских рисунков “Моя любимая Родина”.
(музыкальная презентация «Где ты появился на свет»)
I. Постановка цели классного часа.
— Сегодня мы, ребята с вами будем говорить о Родине. У каждого из нас с детства формируется понятие о Родине. Велика и прекрасна наша Родина — Россия. Необъятные просторы, большие города, много разных народов и народностей,
проживающих в разных уголках, великая культура – все это наша великая Россия. Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.
— Назовите столицу нашего государства? Город – герой Москва.
— Какие народы живут в России? Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.
-Задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли мы ее?
( Слайд №1-4 картины родного края)
Чтение стихов о Родине
1.Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
2.Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
3.Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды –
Звезды мира над Кремлем.
4.Россия…
Как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю, тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
5.Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют
Одним широким словом Русь!
II Символы Российской Федерации.
Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ
и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.
— Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб).
Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако
практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия.
А сейчас ребята расскажут нам о символах нашего государства.
Первый ученик.
Гимн РФ
Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России.
Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.
Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.
На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.
Прослушивание и исполнение гимна РФ слова С.Михалкова (у детей на столах слова гимна)
1-й куплет:
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2-й куплет:
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
3-й куплет
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
— Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы,
любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).
(слайд №5 флаг РФ)
Второй ученик.
Флаг
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак-
Бело-сине-красный… (флаг)
Флаг — это символ государства.
— Какие цвета у Российского флага?
Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине 19 века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года.
Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости. Теперь
белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.
Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего, нижней — красного цвета. 22 августа мы
отмечаем День Государственного флага России.
(слайд №6 герб РФ)
Третий ученик.
Герб
Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Святой Георгий,
на остальных – орел.
«Герб» в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.
Государственный герб — официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей.
Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Попробуем прочесть герб Российской Федерации.
На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком
Москвы — столицы России. Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём
чёрного змия — символ зла.
Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе — держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр — это жезл, украшенный затейливой резьбой,
золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
(слайд №7 конституция РФ)
III.Конституция РФ.
1.Каждое государство живет по определенным законам, их граждане имеют определенные права и обязанности, которые регламентируют их жизнь.
Весь этот свод правил, выработанный на протяжении многих веков, собирается в определенном документе и называется такой документ – Конституция.
2. Что такое Конституция?
КОНСТИТУЦИЯ – это основной закон, по которому мы живём. Конституция (от лат. constitutio — устройство) — нормативно правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.
3.Что такое законы?
Это правила, которые устанавливает государство.
— Для чего они издаются?
4.Просмотр презентации «Конституция РФ», о правах граждан России.
5.Работа с книгой «Наши права».
Беседа о правах детей Граждан Российской Федерации по книге «Наши права».
IV. Итог классного часа.
— О чем мы говорили?
— Что нового сегодня узнали?
— О каких символах государства вспомнили?
— Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?
— Все ли равны перед основным законом РФ?
— Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?
Слайды о мирном детстве, девочки исполняют песню «Мы дети солнца»
infourok.ru
Классный час (3 класс) на тему: Классный час «Родина моя-Россия»
Ход классного часа
I.Организационный момент. Вступительное слово учителя. (3мин.)
Звучит гимн страны. (дети стоят возле своих парт)
Вступительное слово учителя. Послушайте стихотворение З. Александровой
Если скажут слово – родина.
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина.
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверное, вспомнится
Свой родной московский двор
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная
Золотая целина…
Родина бывает разная
Но у всех она одна!
— Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на классном часе? (Ответы детей)
— Сегодня мы будем говорить о нашей Родине. Поговорим о том, что надо любить и беречь свою Родину.
II.Основная часть. (34мин.)
1. Беседа о России(1мин.)
— А как вы понимаете слово Родина? Что значит для вас Родина. Что вы представляете, когда произносите слово Родина? (Например, цветы, леса, солнце, облака, мама, друзья и т.д.)
— Как называется наша Родина? (Россия или Российская Федерация)
2.Рассказ учителя о России с применением физической карты Российской Федерации. (2мин.)
-Россия – самая большая страна в мире. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы.
Ученик:
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она.
— Посмотрите внимательно, какие цвета вы видите на карте? (зеленый, синий, светло и темно-коричневые).
— Зеленым цветом обозначены леса, синим – реки, моря, озера, коричневые – это высокие и невысокие горы. Очень красива и богата наша страна.
— А какие большие и красивые города есть в нашей стране.
3. Работа в парах. (3мин.)
У вас на партах лежат пазлы (разрезанные на части открытки с буквами) Вы должны собрать их правильно и отгадать название городов и рек.
Нефтеюганск, Волгоград, Салехард, Тюмень, Москва, Саратов – города.
Волга, Лена, Обь, Кама, Иртыш – реки.
4. Физминутка. (3мин.)
5.Беседа о символах России. Знакомство с государственными символами. (15мин.)
Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как и все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Давайте рассмотрим герб нашей страны.
Герб — это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах. (Показывает монету.) Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нем отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нем изображено?
На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой — двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль все, не шел чтоб враг.
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть.
Над главами — короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьем сраженный.
(Высказывания детей. Затем учитель обобщает их ответы.)
Учитель. Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе — держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр — это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце.
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это — святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, черный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку. В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз — все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека насъедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.
Наш герб
Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орел двуглавый,
И лев, встающий на дыбы.
Таков обычай был старинный –
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
То хищный зверь, то птица злая,
Подобье потеряв свое,
Сжимает в лапах, угрожая,
Разящий меч или копье.
С. Маршак
Учитель. Еще один важный символ нашего государства — флаг.
А флаг России — триколор,
Полотнище в три цвета.
В нем яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной, и изба,
А также девица красна,
Ведь красный — это красота.
И цвет крови, и цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.
Продолжим экскурс в старину,
Тогда узнаем, почему
У флага есть еще цвета,
Что значат еще цвета два.
Синий — Украины цвет,
Белый — Белоруссии.
Народы их объединились,
Чтобы жить в согласии.
День рожденья есть у флага
В середине августа.
Символы страны родной
Помните, пожалуйста!
Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли. Государственный флаг означает единство страны.
Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин ярко-красного или темно-красного цвета прикрепляли к древку. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам.
Затем на полотнищах стали изображать святых — «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамена тогда имели различные цвета — зеленый, желтый, белый, красный. Их украшали богатые узоры.
Наш российский флаг — трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий — небо, верность и правду, красный — огонь и отвагу.
Флаг состоит из следующих частей: древко, полотнище, навершие, ленты, тесьма, шнуры с кистями. День 22 августа отмечается в нашей стране, как день Государственного флага Российской Федерации.
Учитель. На каких зданиях нашего города можно увидеть герб и флаг?
6. Практическая работа учащихся. (6мин.)
У вас на партах лежат полоски разных цветов. Ваша задача склеить полоски так, чтобы получился флаг РФ. Склеивают флаг. А теперь давайте сравним, что у нас получилось. Вывешиваю флаг. Дети показывают, что у них получилось.
7. Продолжение знакомства с государственными символами. Гимн. (2мин.)
Учитель. Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн — это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия — любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил,
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Гимн слушают стоя. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров. Слова написал Сергей Владимирович Михалков.
8. Работа с пословицами (в группах). (2мин.)
— Люди очень любят свою родину. Есть много пословиц и поговорок о нашей стране. Давайте вспомним несколько из них. Вам нужно собрать части пословиц.
1 группа: На чужбине родная землица во сне снится.
2 группа: Своя земля и в горсти мила.
3 группа: Родина — мать, умей за нее постоять
4 группа: Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
Ш.Рефлексия. Подведение итогов. (3мин.)
Негласный символ России — это белая береза. Родина, подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев.
У вас на партах лежат листики настроения. Если у вас отличное, хорошее настроение, у вас все получилось — возьмите зеленый листочек. Если у вас не очень хорошее настроение — возьмите желтый. Посмотрите на них внимательно, выберите листочек, который соответствует вашему настроению и украсьте нашу березку. Какая красота! Я думаю, что у всех хорошее, отличное настроение, потому, что мы все любим свою Родину.
Вот так, плечом к плечу, как на дереве листик к листику, мы будем творить историю нашей страны, нашей Родины! Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы –– Россияне. Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!
Хотелось бы закончить наш классный час поэтической ноткой.
Берегите Россию.
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
За небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой!
(К.Синицын)
nsportal.ru
Классный час «Моя Родина Россия»( 3- 4 класс)
Внеклассное мероприятие
«Моя Родина — Россия»
Зарипова Наиля Мунировна
учитель начальных классов
МБОУ ЗСОШ №4
первая квалификационная категория
Цели:
познакомить с символикой России и Татарстана: флагом, гербом, гимном.
формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине
расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей
Основные понятия: герб, флаг, гимн.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран.
Аудиозаписи.
Электронная презентация.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Слайд №1.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!
(Всю информацию собрали творческие группы учащихся вместе с родителями и учителями. Они добывали информацию из различных источников: энциклопедий, словарей, интернет-страничек. И вот, что у нас получилось.)
— Ребята, кто помогал вам в поиске информации?
(ответы учеников)
— Какими источниками информаций вы пользовались? (ответы учеников)
Слайд №2.
Ребята, как вы понимаете значение слова «Родина»?
(ответы учеников)
Это слово мы знаем с детства. Это мой дом, город, где я живу, школа, где я учусь.
Это земля, где я родился.
Это великая страна с великой историей
Слайд № 3 – 8
Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растём Солнце в небе голубом
И березки у дороги, И душистый, золотистый хлеб
По которой мы идем. За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды-
Звезды мира над Кремлем.
Слайд № 9
Ребята, как называется наша Родина?
(ответы учеников)
Россия или Российская Федерация.
Стихотворение «Наш дом».
На карте мира не найдёшь,
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той,
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом.
Учитель: Каждый человек, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы: герб, флаг, гимн.
Как вы понимаете слово символы?
(ответы учеников)
Мы работали со словарями и выяснили значение этих слов.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.
Учитель: Каждое государство имеет свои символы: Герб Флаг Гимн
Сегодня мы познакомимся с ними.
Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый
на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.
Слайд №10
Государственный герб Российской Федерации
Золотой двуглавый орел — это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. А грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой».
Учитель: Ребята, послушаем стихотворение.
Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх.
Учитель: О каких символах России говорится в стихотворении?
(ответы учеников)(о Гербе и о Флаге)
Слайд № 11
Слово “Флаг” – голландского происхождения и означает “корабельное знамя”.
Флаг Российской Федерации.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя — белого, средняя — синего, нижняя — красного цвета.
Учитель: Издревле каждый цвет имел свое особое значение. Что же означают цвета российского флага?
на Руси белый цвет означал мир, чистоту, совершенство;
синий — цвет неба, значит верность, постоянство;
красный- олицетворяет энергию, силу, честность, огонь и кровь, пролитую за Отечество.
Слайд №12
Учитель: Что такое гимн?
Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня».
Гимн-это песня, посвящённая своей Родине. Это символ государства, его должен знать и почитать каждый.
Учитель: В каких случаях исполняется гимн?
Учитель: Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем.
Учитель: Дорогие ребята, звучит Гимн Российской Федерации! Прошу всех встать!
Звучит ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Прошу всех сесть.
Учитель: Торжественные звуки сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения.
Учитель: Ребята, мы живём в России, в состав которой входит наша Республика Татарстан, у которой есть своя государственная символика герб, гимн и флаг. Послушаем о них.
Слайд №13
Герб Татарстана
Центральный образ герба – крылатый барс – в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс – покровитель граждан республики и ее народа.
Барс изображен на фоне красного диска солнца. Солнце – в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь.
На левом боку барса – круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищенность граждан Республики Татарстан.
Цветок астры с четным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие, пожелание долголетия.
Приподнятая правая передняя лапа барса – это традиционный геральдический жест, подчеркивающий величие верховной власти. Это означает также начало движения (дела) «шагом правой ноги», доброе начало движения Татарстана по пути обновления.
Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает.
Семь перьев крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса – и на земле, и на небесах.
Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие.
Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.
Три золотых круга охватывают герб на трех уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства.
Учитель: Что означают цвета Государственного Герба Республики Татарстан?
золотой цвет – изящество, красота, богатство земли Татарстана;
зеленый цвет – зелень весны, возрождение Татарстана;
белый цвет – чистота помыслов граждан Татарстана;
красный цвет – зрелость, энергия, сила, жизнь, жизнеспособность Татарстана;
Учитель: Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс.
Слайд 14 Флаг Татарстана
Государственный флаг Республики Татарстан пpедставляет собой пpямоугольное полотнище с гоpизонтальными полосами зеленого, белого и кpасного цветов.
Учитель: Что означают цвета Государственного Флага Республики Татарстан?
Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают:
зеленый — зелень весны, возрождение;
белый — цвет чистоты;
красный — зрелость, энергия, сила, жизнь.
Слайд 15 Сейчас прозвучит Государственный гимн Татарстана
УЧИТЕЛЬ: Наша работа подходит к концу. Мне очень хочется верить, что она принесёт пользу. Подведём итог.
Как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)
Как называется наша Республика? (Татарстан)
Какие символы государства вы знаете? (Герб Гимн Флаг)
Что они означают? (Независимость (суверенитет) Государства).
Слайд № 15
На свете много разных стран, На свете много разных стран,
Но есть одна страна – Но есть одна страна –
От белых льдов до тёплых рек Её мы Родиной зовём,
Раскинулась она! И Родина – Одна!
Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды.
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо всем нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду все в её раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела.
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
Слайд № 16 – 25
Учащиеся исполняют песню «Моя Россия».
Учитель: В заключение мне хотелось бы отметить, что символы России воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего отечества. Мы гордимся прошлым, создаём настоящее и будущее своей страны. Государственные символы нашей Родины достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас.
Ребята, любите свою Родину и помните, что каждый из нас – её частичка!
infourok.ru
Классный час «Россия- родина моя!» (3 класс)
Классный час «Россия – родина моя»Учитель: Черницына С.В.
Цели:
познакомить детей с отдельными эпизодами истории России, её символами, столицей, некоторыми историческими событиями и великими людьми;
развивать речь детей, их память и мышление;
воспитывать гражданственность, патриотизм, любовь к Родине, родному городу, чувство гордости за свою страну.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, фотографии с изображением любимых уголков природы, карта Российской Федерации, аудиозаписи песен и гимна, изображение герба РФ, флага РФ.
Ход занятия
Учитель. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Рада встрече с вами. Хочу прочитать стихотворение:
Выйду в поле: широта-раздолье!
Солнышку поклонюсь, цветикам улыбнусь
Красотам летним, ярким и неприметным,
Травушке-муравушке зеленой, пахучей,
Уж нет ее лучше,
Нет и его краше, чем государство наше!
—Как вы думаете,какая тема нашего классного часа?(Родина,Россия)
Учитель. Откуда появилось такое название – “Россия”?(ответы детей)
В стародавние времена её называли Русью. Слово “Русь”, как полагают некоторые учёные, произошло от слова “русло”. Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов.
Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, Россией.
Учитель. Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в этом зале?
Дети (хором) Все мы – россияне!
Учитель. Правильно.
Вы, конечно, знаете, что Россия, как каждое государство, имеет свои символы. Чтобы узнать какие государственные символы есть у России я предлагаю выполнить задания.
1. Отгадайте загадку ,запишите отгадку.
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг —
С ветром гонит прочь тревоги
Государственный наш …
Возьмите конвертик с цифрой 1. Выбери нужные полоски и наклей на ватман флаг России.
2. Отгадайте загадку ,запишите отгадку.
На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного.
Возьмите конвертик с цифрой 2. Собери из слов песню.
3.Отгадайте загадку ,запишите отгадку.
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй.
Возьмите последнее задание. Из предложенных деталей собери отгадку.
Какие символы у вас получились?
Дети. Герб, флаг, гимн.
Учитель. Как можно назвать все отгадки одной фразой? Запишите в верхней части ватмана.
Каждая группа вывешивает свою работу на доску. Проверяем правильность выполнения.
Учитель. Посмотрите на слайде флаг России.
Началась же история флага со времени, когда правил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим. По его приказу в селе Дедикове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Военные корабли были необходимы для защиты торговых судов, плавающих по реке Волге и Каспийскому морю. А для военного корабля потребовался опознавательный знак – флаг. Бело – сине – красные флаги и вымпелы этой небольшой флотилии говорили о принадлежности ее к Российскому государству. Почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов? Возможно, он использовал древний герб Московских князей: белый цвет – Святой Георгий Победоносец, синий – развевающийся плащ всадника, красный – фон, цвет герба.
Есть и ещё одно значение цвета флага России. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу. Эти цвета чаще других используют в народных костюмах и декоративно-прикладном искусстве. Бело-синему флагу России уже более 300 лет.
Учитель. Найдите на слайде герб России. Что на нём изображено?
Наш герб появился 500 лет назад, в 1497 году. Впервые его ввёл великий князь московский ( великий князь «всея Руси») Иван III Васильевич. Это был герб Московского государства, Российской империи, а теперь Российской Федерации
Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орел – символ верности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Три короны над головами орла, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточно-славянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.
Учитель.
Как у каждого уважающего себя государства в России есть и свой гимн. Гимн в переводе с греческого языка – “торжественная песнь”. Гимн исполняется при открытии торжественных заседаний, при встрече зарубежных гостей правительством нашей страны, на Олимпийских играх.
Гимн Российской Федерации написан известными людьми:
Автор текста С. Михалков,
Музыка А. Александрова.
Учитель. Гимн – главная песня государства. Его слушают и исполняют стоя.
(Звучит гимн РФ. Дети слушают и поют стоя.)
Учитель. Россия – необъятная страна. Ее площадь – 17 миллионов квадратных километров. Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около четырех тысяч километров.
А если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тысяч километров.
Учитель. Наверное, можно сказать, что есть еще один символ нашего государства – это его столица – главный город, в котором сосредоточена вся государственная власть. Как называется столица России?
Москва
В одной старинной летописи написано: “Князь великий Юрий Долгорукий взошел на гору и обозрел с нее очами по обе стороны Москвы – реки и за Неглинкою, и возлюбил села оны, и повелел на месте том вскоре соделати мал деревян град, и прозвал его званием реки тоя – Москва-град”.
Впервые Москва упоминается в Ипатьевской летописи, где говорится, что в 1147 году князь Юрий Долгорукий пригласил в себе князя Святослава Олеговича: “Приходи ко мне, брате, в Москов”.
История отвела Москве роль объединительницы русских земель. Став столицей русского государства, Москва росла и украшалась лучшими мастерами.
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней вовеки славных
Будешь ты всегда жива!
Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах…
( песня О.Газманова “Москва, звонят колокола…”)
Учитель. А сейчас ваши одноклассники прочтут замечательные стихи о Родине. Послушайте, пожалуйста, их.
Сероева.Енгибарян
Учитель. А теперь мне хочется снова задать свой вопрос: “С чего начинается Родина?” Как бы вы ответили на него?
А что думают наши гости?
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть!
Учитель. Наше мероприятие подошло к концу. Если вам понравился классный час и вы любите свою Родину приклейте сердечко на карту России.Мы подвели итоги, но наше знакомство с Родиной будет продолжаться всю нашу сознательную жизнь.
А в заключение, давайте пожелаем друг другу, нашим гостям, да и всем людям счастья.
(песня “Мы желаем счастья вам”)
infourok.ru
Классный час в 3 классе «Россия
МКОУ «Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2 Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Учитель начальных классов: ЮШИНА Елена Александровна
Классный час в 3 классе «Россия — Родина моя»
Цель:
познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;
познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граждан России;
развивать интерес к истории России;
воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование: компьютерная презентация
Ход классного часа
Вступительное слово учителя:
Уважаемые гости, ребята! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поговорить о самой красивой стране — России, о её символах, о правах граждан нашей великой Родины. Прослушайте песню «С чего начинается Родина»? и подготовьте ответ на вопрос: «С чего начинается Родина»?
Звучит песня «С чего начинается Родина?». (Слайд 1)
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
Учитель. Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?
Ответы учащихся.
— Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина! Это слово знает каждый. Родина — это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?
Ответы учащихся.
— В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы. Мы любим Родину. А любить Родину — значит жить с ней одной жизнью.
(Ю. Яковлев)
— Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске — на Камчатке наступает полночь. (Слайд 2)
-Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение?
Ответы учащихся.
Верно к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва — столица нашей необъятной Родины. (Слайд 3). Почему необъятной? Да потому, что если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства — ее зеленый наряд — леса. (Слайд 4, 5, 6,7,8,9).
Учитель показывает слайды Москвы, пейзажей русской природы, а в это время учащийся читает наизусть стихотворение С. Васильева «Россия».
…Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть
Люблю все то, что называю
Одним широким словом «Русь»
— Вот она, какая Россия — Русь, широкая и великая! И везде живут люди.
Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?
Ответы учащихся.
По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человек. А как всех их можно назвать, одним словом?
Ответы учащихся.
Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
В состав России входит 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство — Россию, или Российскую Федерацию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: (Слайд 10)
«…государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано… Где? Кто запомнил?
Ответы учащихся.
— Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?
Ответы учащихся.
— В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы.
Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.
В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия — дружная семья равноправных народов.
А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?
Ответы учащихся.
— Вы все правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность — учиться в школе, получить образование и становиться достойными гражданами своей Родины.
А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете?
Ответы учащихся.
— Символы — это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.
К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн. (Слайд 11)
Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам — это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов — это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
Поднимите руки те, кто может описать государственные символы.
Ответы учащихся.
Вот как описываются Государственный Герб и Государственный Флаг России в Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 года: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. (Слайд 12)
Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.
Держава – золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
На груди орла на красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона; это Святой Георгий Победоносец. Он почитался как покровитель воинов, защитников Отечества. Его образ часто изображали на иконах.
Рассказ уч-ся истории о Егории, царевне и змее.
«В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жёг он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его».
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Герб России мы видим часто. Он изображён на всех важных документах, а отдельные его элементы – на монетах.
государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего, а нижней — красного цвета».
(Слайд 12)
Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного Флага Российской Федерации. 22 августа 1991 года в Москве впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом.
На протяжении нескольких веков белый цвет символизировал свободу и независимость государства, это цвет мира и доброй воли; синий (лазоревый) — веру и верность, правду и постоянство, это цвет заступницы земли Русской — Пресвятой Богородицы; красный — державность, силу, мужество и кровь, пролитую за Отечество.
Государственный Флаг России постоянно развевается над зданием администрации Президента, Правительства, Совета Федерации и Г. Думы, областных и районных органов местного самоуправления. Флаг РФ вывешивают на жилых домах в дни государственных праздников.
Учитель читает описание Государственных символов, а учащиеся рассматривают слайды с их изображением.
А теперь я предлагаю послушать Государственный гимн России.
Учащиеся слушают Государственный гимн России.
— Не правда ли, торжественная музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.
Люди издавна любили гордые и смелые песни. С древних времён существовали торжественные песнопения. В них славилась красота родной земли, её богатства, подвиги героев. Из поколения в поколение передавались представления людей о Родине и счастье, о добре и зле. Государственный Гимн звучит в особо торжественных случаях: во время встреч руководителей государств, торжественных собраний. Во время исполнения гимна все присутствующие встают. Этим они выражают своё уважение к стране. Гимн страны исполняется и во время спортивных состязаний в честь победителей. Они прославили Родину своей победой, и весь мир с уважением слушает гимн страны, воспитавшей таких спортсменов.
Шопенгауэр говорил: «самый распространенный вид гордости — это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.
А сейчас мы поиграем в интерактивную игру и выясним как вы знаете свой Воронежский край
Игра:(электронное приложение)
Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошел впустую. Попробуйте ответить на мои вопросы.
Как называется наша страна?
Как называются люди, живущие в нашей стране?
Что такое Конституция?
Какой город является столицей России?
Какие символы государства вызнаете?
Ответы учащихся.
— Молодцы! Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.
Учащийся читает отрывок из стихотворения А. Прокофьева.
Нет на свете Родины дороже.
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.
Всюду все в ее раздольях — наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
www.metod-kopilka.ru