cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Информатика 6 класс урок 3 класс – Конспекты Информатика 6 класс ФГОС

Информатика, 6 класс, урок 3

Тип ПОЛабораторная работа PASCOActivInspire (Promethean)SMART NotebookПрезентация PowerPointAнимационный Flash-роликУрок для ActivTableElite Panaboard (Panaboard)HitachiМастер-классMimioStudio™RM Easiteach Next Generation (TriumphBoard, Panaboard, Legamaster)Interwrite WorkSpace (Interwrite)IP board (IPBoard /Julong)Интересный материал

ПредметИЗОЧерчениеМузыкаФранцузский языкАстрономияИнформатикаГеографияОкружающий мирБиологияНемецкий языкОбщественные наукиМатематикаТатарский языкОРКСЭкономикаИностранный языкМХКВоспитательная работа (классный час)Русский языкОБЖГеометрияАнглийский языкТехнологияПриродоведениеОбществознаниеВнеурочное занятиеЕстественные наукиФизикаХимияЛитератураИсторияПравоДругое

Уровень образованияДошкольное образованиеНачальная школаСредняя школаСтаршая школаВысшая школаСредне-специальное образованиеСреднее образованиеПрофессиональное образованиеСпециальное образованиеДистанционное обучениеВнеурочные занятияДополнительное образование

Вид урокаМетодические рекомендацииРазработка урокаИграФрагмент урокаВнеурочные занятияДидактический материалШаблонСценарий

Классдошкольное1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 классне зависит от класса

Рекомендованные

Сбросить фильтр

edcommunity.ru

План-конспект урока и презентация по информатике 3 класс «Таблицы»

План-конспект урока информатики и ИКТ

по теме «Таблицы», 3 класс

Цели урока:

— познакомить учащихся со структурой таблицы;

— разви­вать умение делить объекты на классы;

— развивать умение формулировать собственную точку зрения, аргументировать высказанное мнение;

— воспитывать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

знать структуру таблицы;

уметь делить объекты на классы;

уметь использовать информацию об объекте, записанной в строке таблицы.

  1. Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

— доносить свою позицию до других;

— совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

— уметь использовать монолог и диалог для выражения доказательства своей точки зрения.

2) Регулятивные УУД:

— совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

— выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— применять установленные правила в планировании способа решения;

  1. Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

— уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

— умение строить логическую цепь рассуждений.

— мотивация к обучению;

— формирование позитивной самооценки.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы и формы обучения: фронтальная и индивидуальная работа, объяснительно – иллюстративный, словесный (беседа), работа с учебником.

Учебник: Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова «Информатика и ИКТ», 3 класс, часть 1. – М. : Академкнига/учебник, 2012 г.

Техническое оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска.

Программное обеспечение:

презентация MS PowerPoint.

Структура урока:

I. Организационный момент (3 мин)

II. Актуализация знаний (5 мин)

III. Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока (3 мин)

IV. Открытие новых знаний (8 мин)

V. Закрепление полученных знаний (12 мин)

VI. Подведение итогов урока (3 мин)

VII. Рефлексия учебной деятельности (3 мин)

VIII. Домашнее задание (3 мин)

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Эмоциональный настрой учащихся на урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Проверка готовности учеников и их рабочего места к уроку. Фиксация отсутствующих.

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

Задание №40 стр. 38

Несколько учеников читают написанные ими значения свойств.

III. Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока

— Чтобы узнать тему нашего урока, разгадайте ребус.

Ученики разгадывают ребус вместе с учителем.

— Правильно, таблица. Знакомо ли вам это слово? Для чего она нужна? (Ответы учеников).

— Итак, сегодня мы будем говорить о таблице и её структуре и назначении.

IV

. Открытие новых знаний

Учитель объясняет тему урока, опираясь на текст стр. 39.

Информацию о свойствах объектов одного класса удобно записы­вать в таблицу. Вот таблица, в которой даны свойства грибов.

— Таблица состоит из строк и столбцов. Пересечение строки и столбца – ячейка. Каждый столбец имеет заголовок.

— Сколько строк в таблице «Грибы»? (Ответ: 5).

— Какая строка отличается от остальных? (Ответ: первая).

— В первой строке записываются заголовки столбцов. Это имена свойств объектов. В строке записываются значения свойств одного объекта, в столбце – значения одного свойства для разных объектов.

— Информация, о каком объекте записана в последней строке таблицы? (Ответ: о бледной поганке).

— Какое значение имеет свойство съедобность у бледной поганки?

(Ответ: очень ядовита).

— Сколько ячеек во втором столбце таблицы, не считая ячейку с заголовком? (Ответ: 4).

— Рассмотрим таблицу «Пять самых крупных зверей». В какой колонке записана информация о массе зверей? (Ответ: в третьей, в колонке с заголовком «Масса, тонн»).

— На рисунке показано, как в таблице найти ответ на вопрос: «Где рождается детёныш самого крупного зверя?» 

— Найдите в таблице информацию о том, где рождается детёныш самого маленького из этих зверей (Ответ: в колонке «Масса» самое маленькое число –  2. Это масса морского слона. Значит, он самый маленький из названных в таблице зверей. Его детёныш рождается на пляже).

— Откройте тетради и запишите число, классная работа. Составьте в тетради список зверей, в порядке возрастания их массы.

Ученики составляют список.

V. Закрепление полученных знаний

Работа с учебником

Задание №41 стр. 40

— Рассмотрите рисунок. На рисунке четыре объекта одного класса. Дайте название этому классу (Ответы учеников).

— На рисунке 10 воздушных шаров разной формы, но в тексте сказано: «На рисунке 4 объекта одного класса». Следовательно, класс нельзя назвать «Воздушные шары». Объектами в данном случае являются связки воздушных шаров. В учебнике-тетради ученики могут записать: «Связки шаров».

— В ячейках таблицы записаны значения свойств объектов. На основании информации таблицы подпишите под связками шаров их номера.

— Какие свойства есть у каждой связки шаров? (Ответ: число, цвет и форма шаров).

— Какое значение имеют свойства «число шаров» и «форма шаров у связки номер 1»? (Ответ: число шаров – 3, форма шаров – продол­говатая).

— Поставьте 1 рядом с подходящей связкой.

— Поставьте номера рядом с другими связками.

Всю ли информацию о связках, которая имеется в таблице, вы использовали? (Ответ: не 

всю, не использован столбец «цвет шаров»).

— Как можно разделить связки шаров по классам? (Ответы учеников).

— Связки шаров можно разделить на два класса разными способами:

Класс 1 Связки из 2-х шаров (связки с номерами 3 и 4).

Класс 2 Связки из 3-х шаров (связки с номерами 1 и 2).

Класс 1 – Связки из круглых шаров (связки с номерами 2 и 3).

Класс 2 – Связки из продолговатых шаров (связки с номерами 1 и 4).

Класс 1 – Связки из жёлтых шаров (связки с номерами 3 и 4).

Класс 2 – Связки из не жёлтых шаров (связки с номерами 1 и 2).

Физкультминутка

Физкультминутка для глаз (презентация)

Задание №42 стр. 41

— Рассмотрите рисунок. Определим истинность высказываний (1 – Л, 2 – И, 3 – И, 4 – И).

— Отметьте галочкой дома, которые одновременно принадлежат двум классам – «Одноэтажные дома» ИЛИ «Деревянные дома».

— Отметьте * дома, которые одновременно принадлежат хотя бы одному из классов – «Одноэтажные дома» И «Деревянные дома».

Задание №43 стр. 42

Выполнение задания совместно с учителем.

VI. Подведение итогов урока

Что мы сегодня вспомнили?

— Что нового узнали?

— Чему научились?

— Для чего нужны таблицы?

— Из чего состоят таблицы?

— Итак, мы узнали, что такое таблицы, какова ее структура, для чего их используют, научились работать с информацией в таблице. Справились ли мы с задачей урока?

VII. Рефлексия учебной деятельности

— Ребята, вот наш урок приблизился к своему логическому завершению. И мне бы очень хотелось знать, как чувствовали вы себя в процессе учения: было ли вам комфортно, было ли интересно, было ли понятно?

Приём рефлексии «Светофор»

— У вас у каждого на парте по три карточки трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный. Поднимите вверх, ту карточку, которая подходит вам.

Красный – вы считаете, что было трудно на уроке, не понятно.

Жёлтый – вы считаете, что было понятно, но не всё, ещё затрудняетесь.

Зелёный – вы считаете, что всё было понятно и интересно.

VIII. Домашнее задание

— Открываем дневники, записываем домашнее задание: стр. 43 № 44.

Учитель объясняет, как выполнять домашнее задание.

— Я благодарю всех за сегодняшний урок. Вы очень меня порадовали своей работой. Удачного дня!

infourok.ru

План-конспект урока по информатике, 6 класс на тему: «Алгоритмы»

Радаева Елена Николаевна, МБОУ СШ8, г.Нижневартовск

Тема урока: Алгоритм.

Предмет: Информатика.

Класс: 6.

Цели урока:

  • Познакомить с понятиями алгоритма, с формами записи алгоритмов;

  • Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека алгоритмов и их ролью в жизни людей;

  • Скорректировать гибкость мышления на основе упражнений на составление алгоритмов.

  • Воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок — знакомство, изучение нового материала.

Методы обучения: беседа с применением игровой технологии.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая

Приборы и оборудования: ПК, проектор, презентация, карточки с заданиями для составления алгоритмов.

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин).

  2. Определение темы урока.(3 мин).

  3. Изложение нового материала. (10 мин).

  4. Закрепление материала. (15 мин)

  5. Подведение итогов урока. (5 мин)

  6. Д/З. (4 мин)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Слайд 1.Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел. Чтобы нам было удобно изучать новый материал, давайте разобьемся на группы. Вы вдвоем будете работать ваш цвет зеленый, вы также работаете парой — ваш цвет желтый, а ваш цвет синий.

  1. Определение темы урока.

Слайд 2. У вас на столах лежат салфетки, сложите их так, как показано на рисунке. Получается? Можете помогать друг другу.

А что вам нужно для того, чтобы получилось? (инструкция, алгоритм)

У меня есть инструкция. Давайте попробуем вместе.

  1. Сложим салфетку по диагонали для получения треугольника

  2. Совместим левый угол с правым

  3. Повторим действие 2

  4. Придаем вертикальное положение

А как называют инструкцию по-другому? (инструкция, план, алгоритм)

Сформулируйте тему нашего урока. Все верно. Тема нашего урока «Алгоритм».

  1. Изложение нового материала.

Сейчас обратимся к истории, откуда произошло слово алгоритм?

Историческая справка. Происхождение слова «алгоритм» связано с именем великого математика Мухаммеда аль- Хорезми. Мухаммед аль — Хорезми был родом из Хорезма, на что указывает его имя. Перу этого ученого принадлежит книга по математике, которая в течение нескольких столетий пользовалась широкой популярностью. В ней аль-Хорезми сформулировал правила выполнения четырех арифметических действий над многозначными числами. Со временем способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами.

Определений понятия алгоритм множество, посмотрим одно из них

Алгоритм — это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

Существует несколько форм записи алгоритмов.

  1. Линейная

  2. Графическая

  3. Блок-схема

Линейная форма

Последовательность шагов, которые выполняются исполнителем, записывается в форме нумерованного списка.

Например, алгоритм перехода улицы по пешеходному переходу.

Графическая форма

Например, алгоритм приготовления мороженого

Блок-схема

Например, алгоритм нахождения периметра треугольника

А инструкция, которой мы пользовались в начале урока, к какой форме записи алгоритмов относится? (линейной) Молодцы!

  1. Закрепление материала.

Перейдем к практической части. Сейчас я предлагаю поработать в группах. У вас на столах лежат конверты, они пронумерованы. Возьмите конверт №1.

Задание 1. Вам предлагается составить алгоритм «Режима дня». Разложите картинки по порядку. Время у вас ограничено.

Давайте проверим, что у вас получилось, и сравним с правильным решением.

Задание 2.

Сейчас возьмите конверт №2. Вам даны действия, с помощью которых можно приготовить «Картофель со сметаной», но они даны не по порядку. Ваза задача расставить действия по порядку и вписать в цепочку номера действий, чтобы рецепт приготовления «Картофеля со сметаной» стал всем понятен. Время у вас ограничено.

А сейчас проверим. Ваша группа прочитайте, какой у вас получился рецепт. А ваша группа проверяет. Следовательно, цепочка как выглядит? У меня цепочка выглядит так. А у вас?

Задание 3.

И наконец, третье задание. Как вы думаете при изучении, каких предметов в школе используются алгоритмы? (математика, биология, русский язык). Все верно. Давайте составим блок-схему для выполнения задания на уроке математики. Например, алгоритм решения линейного уравнения 3х-2=10.

3х-2=10

3х=10+2

3х=12

х=12:3

х=4

Для проверки этого задания я вас попрошу поменяться карточками друг с другом. Проверьте друг друга. А сейчас сравните с результатом, который вы видите на экране. Молодцы.

  1. Итог урока.

Рефлексия: Нам осталось подвести итог нашей работы. Сейчас я вам предлагаю посмотреть на экран и проверить свои знания. Ваша задача проверить правильно ли соотнесены форма записи алгоритма с названием. Если всё правильно, то вы хлопаете, если неправильно, то тишина. Начинаем.

Мы с вами хорошо поработали. Я рада, что вы усвоили учебный материал. И мы с вами убедились, что алгоритм – это наша повседневная жизнь.

  1. А сейчас домашнее задание. Учебник: §3.1 стр. 62

Творческое задание: Составить алгоритм посадки дерева.

1 группа — графическая форма

2 группа — линейная форма

3 группа – блок-схема

Спасибо за урок!

Приложение 1.

Алгоритм приготовления «Картофеля со сметаной»

Задание. Заполните нижеуказанную цепочку номерами действий, для того, чтобы рецепт стал правильным.

  1. Посолить картофель.

  2. Бросить картофель в кипяток.

  3. Включить электрическую плиту.

  4. Очистить картофель.

  5. Купить в магазине картофель и сметану.

  6. Слить кипяток.

  7. Полить картофель сметаной.

  8. Положить картофель на тарелку.

  9. Налить воду в кастрюлю и поставить её на плиту.

Приложение 2

Записать действия для решения линейного уравнения 3х-2=10 в блок-схему

Записать действия для решения линейного уравнения 3х-2=10 в блок-схему

Приложение 3

infourok.ru

Открытый урок по информатике 6 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


«Алгоритмы с ветвлением»

ФИО: Королькова Виктория Наильевна

Место работы: МОУ СОШ с. Фёдоровка Фёдоровского района Саратовской области им. И.С. Гавва

Должность: учитель информатики и ИКТ

Предмет: Информатика

Класс: 6

Тема и номер урока в теме: « Типы алгоритмов», 5 урок

Базовый учебник: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;

  1. Цель урока: сформировать представление учащихся об алгоритмах с ветвлениями и выработать навыки их разработки, работа в текстовом процессоре.

  1. Задачи:

личностные: способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека;

предметные: представления об алгоритмах с ветвлениями;

метапредметные: умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ- компетентность.

  1. Тип урока: урок открытия новых знаний;

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

  1. Необходимое техническое оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.

  1. Структура и ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей.

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

  1. Выполнение тестового задания (Приложение 1)

  2. Сейчас мы попробуем вместе с вами составить алгоритм, который нам поможет вылепить снеговика (слайд №2)

Скажите, пожалуйста, алгоритм какой структуры (или какого вида) получился? (линейный алгоритм)

А какой алгоритм называется линейным?

Дети отвечают на вопросы теста.

Составляют алгоритм на индивидуальных листах работы.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения; учет разных мнений.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем, построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: самоконтроль, контроль и оценка процесса результатов деятельности.

3.Выявление места и причины.

У Владимира Маяковского есть стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо». (слайд №3)

Звучит отрывок из стихотворения.

Какое слово повторяется чаще всего? (слово ЕСЛИ)

Каждый день нам приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации или определённых условий. Если на улице холодно, то мы одеваемся теплее. Если мы хотим есть, то мы едим… Таких ситуаций огромное множество. Так и в алгоритме бывают такие действия, которые выполняются не всегда, а только при соблюдении определённого условия. Каждый раз при выполнении алгоритма условие необходимо проверять. Итак. Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом алгоритмов.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Личностные: Оценивание усваиваемого материала.

Регулятивные: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: Анализ с целью выделения признаков

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию и мотивирует учащихся.

Внимание на экран. (слайд №4)

Перед Вами шифрограмма. Давайте разгадаем ее и узнаем тему нашего урока.

Как Вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

А как же нам описать логику принятия решения. С помощью каких команд мы можем объяснить исполнителю правила выполнения алгоритма с ветвлениями? (слайд №5)

Попробуйте дать определение понятию алгоритма с ветвлением.

Отвечают на вопросы. Ставят цели, формулируют тему урока.

Личностные: Формирование готовности к самообразованию

Коммуникативные: Постановка вопросов.

Регулятивные: Целеполагание

Познавательные: Формулирование познавательной цели и проблемы

5. Реализация построения проекта.

Откройте учебник на странице 113. Прочтите определение, а теперь запишите определение алгоритмам с ветвлениями в тетрадь. (слайды №6, №7)

Работают с учебником, записывают определение в тетрадь

Познавательные: извлекают информацию из текста

Личностные: самоорганизация

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Ребята, у меня на экране алгоритм перехода улицы, но я так спешил, когда составлял эту блок-схему и допустил ошибки. Давайте найдем и исправим их. (слайд №10)

У Вас на столах лежит карточка (Приложение 2) с алгоритмом решения задачи. Вам необходимо произвести вычисления и заполнить таблицу. Эту работу учащиеся выполняют в парах

Итак, давайте проверим задание. (слайд №12)

У кого все выполнено верно – ставим оценку «5», у кого одна ошибка – ставим оценку «4». Есть ли такие у кого не получилось выполнить задание.Ну ничего не огорчайтесь, у нас ещё будет время для решения разнообразных задач

Отвечают на вопросы учителя

Дети самостоятельно выполняют эту работу в парах.

Познавательные:

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения; сотрудничать со сверстниками

Личностные: самоорганизация, самоопределение, умение планировать последовательность действий для достижения цели

Познавательные: Действия постановки и решения проблем.

7.Физкультминутка

Показывает упражнения

Выполняют

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: саморегуляция

Коммуникативные: умение слушать и слышать, сотрудничество с учителем и сверстниками.

8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

За компьютерами с помощью программы Microsoft Office Word записать следующие пословицы в виде блок-схем: 

Болен — лечись, а здоров — берегись. 
Поспешишь — людей насмешишь. (слайд 14) 

Выполняют задание на компьютере.

Личностные : формирование умения пользоваться инструментами рисования в программе MS Word ; копировать и редактировать объекты.

Коммуникативные : умение работать в парах.

9.Включение в систему знаний повторение

Какие у вас есть ко мне вопросы по сегодняшней теме? Где и что было не понятно?..

Домашнее задание (слайд№15)

Отвечают на вопросы.

Познавательные: осознание того, что уже усвоено

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

Личностные: смыслообразование

10.Рефлексия УД на уроке.

Понравился ли Вам наш сегодняшний урок?.. Что запомнилось?..

Оценивают урок

Личностные: степень правдивости при рефлексии

Регулятивные: саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение.

Познавательные: рефлексия

Список используемой литературы:

1.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;

2. Босова Л,Л., Босова А.Ю. Информатика: Методическое пособие для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;

3. Системно-деятельностный подход к реализации рабочей программы по информатике «Технологические карты урока». В 2-х частях. Учебно-методическое пособие. КИНПО (ПК и ПП) СОО. Кафедра информатизации образования, Курск, 2013

4.Информатика: программа для основной школы 5-6 классы, 7-9 классы/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 88 с.

infourok.ru

Урок информатики на тему «Схемы» (6 класс)

Разработка урока информатики в 6классе по теме: «Схемы»

Тема: Схемы

Тип урока: Урок получения новых знаний и первичное закрепление.

Цель: Разобрать и усвоить содержания понятия «схема», познакомить с многообразием схем. Ввести понятие «граф», «дерево», «сеть».

Задачи:

Обучающая:

  1. познакомить учащихся видами схем, графов;

  2. сформировать представление о необходимости применения схем;

  3. ввести понятия «схема», «сеть», «дерев», «граф»; показать разнообразие схем.

Развивающая:

  1. на примере выполнения задания на компьютере формировать умение логически мыслить

  2. понимание общепредметной сущности понятия «схема», «сеть», «дерев», «граф»; общеучебные умения анализа, сравнения, классификации;

Воспитывающая:

  1. воспитывать культуру общения, усидчивость

  2. воспитание чувства коллективизма, умения выслушивать других

Основные понятия: схема, граф, сеть, дерево

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ЦОР «Схемы».

Учебник: Босова Л. Л. Информатика: учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова. А. Ю. Босова– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

План урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

3. Изучение нового материала.

4. Физкультминутка

5. Выполнение практического задания

6. Рефлексия. Подведение итогов.

7. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

Учащиеся выполняют кроссворд на компьютере: «График и диаграмма»

3. Изучение нового материала.

— В известном романе шотландского писателя Роберта Стивенсона «Остров сокровищ» карта острова, где были спрятаны пиратские сокровища, имела ключевое значение. Не было бы карты – не было бы и приключений. Очень часто встречаются ситуации в жизни, когда схематичное изображение чего-либо приводит к решению важной задачи…

(слайд 1)

В повседневной жизни нас окружает множество разнообразных схем: схема проезда, схема дорожных развязок, схема расположения мест в зрительном зале, схема движения поездов и т.д.

Запишем определение (слайд 2).

Схема – это представление некоторого объекта в общих, главных чертах, с помощью условных обозначений.

Например: внешний вид схем зрительного зала и квартиры представлены на слайдах (слайд 3).

Уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости в той или иной системе условных обозначений дает представление нам географическая карта (слайд 4).

Схема предназначена для того чтобы у человека была возможность выбрать подходящее место в зрительном зале, оценить размеры и расположение комнат будущей квартиры, разобрать маршрут путешествия по «Золотому кольцу России» (слайд 5).

Наглядным средством представлением состава и структуры системы является граф. Граф состоит из вершин соединенными линиями. Если линии имеют стрелки, то они называются дугами. Если линии не имеют стрелки, то они называются ребрами. Линия, которая выходит из вершины и входит в нее же называется петлей (слайд 6).

Виды графов: ориентированный, неориентированный взвешенный (слайд 7).

Ориентированный – граф, соединенный дугами (слайд 8).

Неориентированный – граф соединенный ребрами (слайд 9).

Взвешенный – граф, у которого ребра (дуги) несут дополнительную информацию. На слайде весом вершин является год создания городов, вес ребер – расстояние между городами (слайд 10).

Иерархия — это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Например, иерархическую структуру имеет школа, потому что в ней установлены следующие отношения подчинённости: директор — заместители директора — учителя — ученики (слайд 11).

Граф иерархической системы называется деревом. Отличительной особенностью дерева является то, что между любыми двумя его вершинами существует единственный путь. Дерево не содержит циклов и петель.

Обычно у дерева, представляющего иерархическую систему, выделяется одна главная вершина, которая называется корнем дерева. Каждая вершина дерева (кроме корня) имеет только одного предка — обозначенный ею объект входит в один класс верхнего уровня. Любая вершина дерева может порождать несколько потомков — вершин, соответствующих классам нижнего уровня.

Графы удобно применять при решении некоторых задач.

(слайд 12)

Пример:

Сколькими способами можно рассадить на 3 стула 3 ученика. Рассмотрите все возможные случаи.

Решение этой задачи удобнее всего представить в виде дерева. За его корневую вершину возьмём произвольную точку плоскости О.

На первый стул можно посадить любого из трёх учеников — обозначим их А, Б и С. На схеме это соответствует трём ветвям, исходящим из точки О

Посадив на первый стул ученика А, на второй стул можно посадить ученика В или С. Если же на первый стул сядет ученик В — то на второй можно посадить А или С. Если на первый стул сядет С, то на второй можно будет посадить А или В. Это соответствует на схеме двум ветвям, исходящим из каждой вершины первого уровня.

Очевидно, что третий стул в каждом случае займёт оставшийся ученик.

О

1стул А Б С

2стул Б С А С А Б

3стул С Б С А Б А

Выпишем все пути от вершин первого уровня к вершинам третьего уровня: А-В-С, А-С-В, В-А-С, Б-С-А, С-А-В, С-В-А. Каждый из выписанных путей определяет один из вариантов рассаживания учеников на стулья. Так как других путей нет, то искомое число способов — 6.

Дерево можно не строить, если не требуется выписывать все возможные варианты, а нужно просто указать их число. В этом случае рассуждать нужно так: на первый стул можно усадить одного из трёх человек, на второй — одного из двух оставшихся, на третий — одного оставшегося: 3 * 2 * 1 = 6.

4.Физкультминутка для класса. Учащиеся встают с мест. Выполняют несложные физические действия с учителем.

-Потянулись, потянулись. Мы друг к другу повернулись. И друг другу улыбнулись!!! Молодцы! Продолжаем работать.

5. Выполнение практического задания

(Слайд 13)

Задание 1

Чтобы принести Царю-батюшке молодильные яблоки, должен Иван-царевич найти единственный верный путь к волшебному саду. Встретил Иван-царевич на развилке трёх дорог старого ворона и вот какие советы от него услышал:

1) иди сейчас по правой тропинке;

2) на следующей развилке не выбирай правую тропинку;

3) на третьей развилке не ходи по левой тропинке.

Пролетавший мимо голубь шепнул Ивану-царевичу, что только

один совет ворона верный и что обязательно надо пройти по тропинкам разных направлений. Наш герой выполнил задание и попал в волшебный сад. Каким маршрутом он воспользовался?

Обозначим левую, среднюю и правую тропинки соответственно JI, С и П. Возможные маршруты представим в виде графа. При этом подсказки ворона отметим более «жирными» рёбрами. Так как только один совет ворона верен, то на графе ему будет соответствовать маршрут, имеющий одно «жирное» ребро. Этот маршрут обозначен дополнительной пунктирной линией.

Решение (слайд 14)

6.Рефлексия. Подведение итогов.

Учащиеся отвечают на вопросы:

— Чему вы сегодня научились?

— Вам было легко или были трудности?

— Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

— Какое задание было самым интересным и почему?

— Как бы вы оценили свою работу?

7. Домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники: стр. 89 § 13 –изучить, стр. 99 –ответить на вопросы 1-3, создать граф (схему, дерево, сеть) к сказке «Колобок»

infourok.ru

Разработка к уроку информатики 6 класс на тему «Схемы»

МБОУ «Светлинская СОШ »

Сарычева Татьяна Викторовна

Учитель информатики

Класс: 6

Тема: Схемы

Тип урока: Урок получения новых знаний и первичное закрепление.

Учебник: Босова Л. Л. Информатика: учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова. А. Ю. Босова– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Цель: формирование первоначальных знаний о понятиях схема, граф, дерево, сеть

Задачи:

Обучающая:

  • познакомить учащихся видами схем, графов;

  • сформировать представление о необходимости применения схем;

  • ввести понятия «схема», «сеть», «дерев», «граф»; показать разнообразие схем.

Развивающая:

  • на примере выполнения задания на компьютере формировать умение логически мыслить

  • понимание общепредметной сущности понятия «схема», «сеть», «дерев», «граф»; общеучебные умения анализа, сравнения, классификации;

Воспитывающая:

  • воспитывать культуру общения, усидчивость

  • воспитание чувства коллективизма, умения выслушивать других

Основные понятия: схема, граф, сеть, дерево

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы

1) Презентация «Схемы»

2) Тест «Схемы»

План урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

3. Изучение нового материала.

4. Выполнение практического задания

5. Закрепление понятия

6. Домашнее задание

7. Рефлексия. Подведение итогов.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

2. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

Учащиеся выполняют кроссворд на компьютере: «График и диаграмма»

3. Изучение нового материала.

(слайд 1)

В повседневной жизни нас окружает множество разнообразных схем: схема проезда, схема дорожных развязок, схема расположения мест в зрительном зале, схема движения поездов и т.д.

Запишем определение (слайд 2).

Схема – это представление некоторого объекта в общих, главных чертах, с помощью условных обозначений.

Например внешний вид схем зрительного зала и квартиры представлены на слайдах (слайд 3).

Уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости в той или иной системе условных обозначений дает представление нам географическая карта (слайд 4).

Схема предназначена для того чтобы у человека была возможность выбрать подходящее место в зрительном зале, оценить размеры и расположение комнат будущей квартиры, разобрать маршрут путешествия по «Золотому кольцу России» (слайд 5).

Наглядным средством представлением состава и структуры системы является граф. Граф состоит из вершин соединенными линиями. Если линии имеют стрелки, то они называются дугами. Если линии не имеют стрелки, то они называются ребрами. Линия, которая выходит из вершины и входит в нее же называется петлей (слайд 6).

Виды графов: ориентированный, неориентированный взвешенный (слайд 7).

Ориентированный – граф, соединенный дугами (слайд 8).

Неориентированный – граф соединенный ребрами (слайд 9).

Взвешенный – граф, у которого ребра (дуги) несут дополнительную информацию. На слайде весом вершин является год создания городов, вес-ребер – расстояние между городами (слайд 10).

Иерархия — это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Например, иерархическую структуру имеет школа, потому что в ней установлены следующие отношения подчинённости: директор — заместители директора — учителя — ученики (слайд 11).

Граф иерархической системы называется деревом. Отличительной особенностью дерева является то, что между любыми двумя его вершинами существует единственный путь. Дерево не содержит циклов и петель.

Обычно у дерева, представляющего иерархическую систему, выделяется одна главная вершина, которая называется корнем дерева. Каждая вершина дерева (кроме корня) имеет только одного предка — обозначенный ею объект входит в один класс верхнего уровня. Любая вершина дерева может порождать несколько потомков — вершин, соответствующих классам нижнего уровня.

Графы удобно применять при решении некоторых задач.

(слайд 12)

Пример:

Сколькими способами можно рассадить на 3 стела 3 ученика. Рассмотрите все возможные случаи.

Решение этой задачи удобнее всего представить в виде дерева. За его корневую вершину возьмём произвольную точку плоскости О.

На первый стул можно посадить любого из трёх учеников — обозначим их А, Б и С. На схеме это соответствует трём ветвям, исходящим из точки О

Посадив на первый стул ученика А, на второй стул можно посадить ученика В или С. Если же на первый стул сядет ученик В то на второй можно посадить А или С. Если на первый стул сядет С, то на второй можно будет посадить А или В. Это соответствует на схеме двум ветвям, исходящим из каждой вершины первого уровня.

Очевидно, что третий стул в каждом случае займёт оставшийся ученик.

Выпишем все пути от вершин первого уровня к вершинам третьего уровня: А-В-С, А-С-В, В-А-С, Б-С-А, С-А-В, С-В-А. Каждый из выписанных путей определяет один из вариантов рассаживания учеников на стулья. Так как других путей нет, то искомое число способов — 6. Дерево можно не строить, если не требуется выписывать все возможные варианты, а нужно просто указать их число. В этом случае рассуждать нужно так: на первый стул можно усадить одного из трёх человек, на второй — одного из двух оставшихся, на третий — одного оставшегося: 3 • 2 * 1 = 6.

4. Выполнение практического задания

(Слайд 13)

Задание 1

Чтобы принести Царю-батюшке молодильные яблоки, должен Иван-царевич найти единственный верный путь к волшебному саду. Встретил Иван-царевич на развилке трёх дорог старого ворона и вот какие советы от него услышал:

1) иди сейчас по правой тропинке;

2) на следующей развилке не выбирай правую тропинку;

3) на третьей развилке не ходи по левой тропинке.

Пролетавший мимо голубь шепнул Ивану-царевичу, что только

один совет ворона верный и что обязательно надо пройти по тропинкам разных направлений. Наш герой выполнил задание и попал в волшебный сад. Каким маршрутом он воспользовался?

Обозначим левую, среднюю и правую тропинки соответственно JI, С и П. Возможные маршруты представим в виде графа. При этом подсказки ворона отметим более «жирными» рёбрами. Так как только один совет ворона верен, то на графе ему будет соответствовать маршрут, имеющий одно «жирное» ребро. Этот маршрут обозначен дополнительной пунктирной линией.

Решение (слайд 14)

Задание 2

5. Домашнее задание

(слайд 17)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники: стр. 89 § 13 –изучить, стр. 99 –ответить на вопросы 1-3, создать граф (схему, дерево, сеть) к сказке «Колобок»

6. Рефлексия. Подведение итогов.

(слайд 18)

Учащиеся отвечают на вопросы:

— Чему вы сегодня научились?

— Вам было легко или были трудности?

— Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

— Какое задание было самым интересным и почему?

— Как бы вы оценили свою работу?

Список литературы:

1. Босова Л. Л. Информатика: учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова. А. Ю. Босова– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

2. Кроссворд: http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2014/04/13/interaktivnyy-krossvord-po-teme-grafiki-i-diagrammy

videouroki.net

Уроки информатики 6 класс | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Файлы и папки. Практическая работа № 1 6 класс Урок № 2 Учитель информатики МОУ «СОШ № 53» г. Саратова Е.В.Акчурина

Слайд 2

Актуализация знаний Кто использует компьютер в своей профессиональной деятельности ? Какие операции можно выполнять с помощью компьютера ? Можно ли сказать, что компьютер – это универсальная машина ? Какие действия с информацией может выполнять компьютер ? С какой информацией работает компьютер? Тест «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»

Слайд 3

Тест «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией» 1. С какой информацией работает компьютер (несколько ответов): а) числовой; б) текстовой; в) звуковой; г) графической. 2. Разнообразную информацию, представленную в форме, пригодной для обработки компьютером, называют: а) программами; б) файлами; в) данными; г) алгоритмами.

Слайд 4

Тест «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией» 3. Объект, пригодный для многих целей, с разнообразным назначением, выполняющий разнообразные функции называют: а) универсальным; б) системным; в) качественным; г) пользовательским. 4. Какое действие с информацией не может выполнять: а) хранить; б) обрабатывать; в) передавать; г) фантазировать.

Слайд 5

Тест «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией» 5. Обработка данных осуществляется на компьютере с помощью: а) программ; б) файлов; в) алгоритмов; г) данных. 6. С помощью каких программ обрабатывают текстовую информацию на компьютере: а) графических редакторов; б) текстовых редакторов ; в) музыкальных редакторов ; г) электронных таблиц.

Слайд 6

Файлы Файл – это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем . Имя файла = имя.расширение Имя файла в Windows – до 255 символов (рус. или лат.) Расширение обычно автоматически задается программой, в которой создается файл. Почти всегда – три латинские буквы. \ / : * ? “ | Правильная запись имени файла Неправильная запись имени файла Informatika « Informatika » Рисунок Рисунок* 6 класс

Слайд 7

Типы файлов РАСШИРЕНИЕ ТИП ФАЙЛА exe , com Обозначает «исполняемый « файл, хранящий в себе программу. bat «Пакетный файл», предназначенный для последовательного запуска нескольких программ (или команд). cfg Конфигурационный файл, в котором программа указывает параметры своей работы. dll «Динамически подключающаяся библиотека» данных, к которой могут обратиться по мере надобности сразу несколько программ. hlp Файл справки, в котором хранятся «подсказки», а иногда – и полное руководство по той или иной программе. txt, doc Текстовые файлы. htm , html Гипертекстовый документ интернета. xls Электронная таблица. dat Файл данных. wav, mp3 Звук в цифровом формате. bmp, jpg Графическая информация, картинки. arj , zip, rar , 7z Файлы «архивов», т.е. сжатой с помощью специальных программ – «архиваторов» информации. В одном архивном файле на самом деле может храниться множество файлов.

Слайд 8

Что такое «открыть файл»? для программы ( *.exe ) – запустить для рисунка ( *.bmp,*.jpg,*.gif ) – просмотреть для звука ( *.mp3,*.wav ) – прослушать для видео ( *. avi , * .mpg, * . wmv ) – просмотреть для документа ( *.txt,*.doc ) – редактировать

Слайд 9

Атрибуты файла Скрытый (Hidden) . Файлы с этими атрибутами обычно не видны пользователю. Для перестраховки – как правило, файлы эти весьма важные для функционирования системы. Только для чтения ( Read-Only ). А вот эти файлы всегда открыты любопытному взору…Но и только. Изменить их содержание нельзя. Системный ( System) . Этим атрибутом, как особым знаком отличия, отмечены самые важные файлы в операционной системе, отвечающие за загрузку компьютера. Архивный ( Archive ). Этот атрибут устанавливается обычно во время работы с файлом, при его изменении. По окончании сеанса работы он, как правило снимается.

Слайд 10

Система хранения файлов Напоминает хранение книг в библиотеке Шкаф Библиотека Полка Книга Название книги Диск Папка Вложенная папка Файл Имя файла

Слайд 11

Операции с файлами Библиотека Файловая система Реставрировать книгу Модифицировать файл Снять книгу с полки Заменить поврежденные страницы Поставить на место Открыть файл Внести в него изменения Сохранить под тем же именем

Слайд 12

Операции с файлами Библиотека Файловая система Изготовить копию книги Копировать файл Сделать копию при помощи ксерокса Переплести ее Поставить в другой шкаф или на другую полку Результат – две одинаковые книги в библиотеке Выбрать файл Скопировать его Сохранить в другой папке Результат – два одинаковых файла

Слайд 13

Операции с файлами Библиотека Файловая система Убрать книгу из библиотеки Удалить файл Переставить книгу из одного шкафа в другой Переместить файл из одной папки в другую

Слайд 14

При работе с файлами не следует: Давать файлу имя, которое не поясняет его содержание. Сохранять файл в той папке, где его потом будет трудно найти. Удалять файл, точно не выяснив, обязательно ли это следует делать. Удалять или перемещать файлы, находящиеся в папках прикладных программ – это может привести к тому, что программы перестанут работать.

Слайд 15

Файловая система Это порядок размещения файлов на диске. Бывает: одноуровневая и многоуровневая (дерево). каталог файлы vasya.txt 360 байт 12.03.2014 25 Примеры. doc 13 Кб 25.04.2014 230 Я. bmp 1,28 Мб 13.09.2013 1235 номер начального блока ( кластера ) на диске размер дата изменения Одноуровневая файловая система

Слайд 16

Многоуровневая файловая система (дерево) Диск C: autoexec.bat Документы План. doc Отчет. doc Фото Видео Кузя. avi Винни-Пух. wmv 2013 Я. jpg Шарик. jpg 2014 Ку. jpg Зя . jpg Корневой каталог – главный каталог диска. Вложенная папка (подкаталог) – это папка, расположенная внутри другой папки. Папка (каталог) – объединяет файлы и вложенные папки файлы файлы Файлы в корневом каталоге папка

Слайд 17

Многоуровневая файловая система ( дерево папок) Диск C: Документы Видео 2013 2014 Фото корень Рабочая папка (текущий каталог) – папка, с которой в данный момент работает пользователь.

Слайд 18

Файловая система Проводник ( Пуск – Программы – Стандартные ) показать вложенные папки скрыть вложенные папки Диск C: Документы Фото Видео 2013 2014 Диск C: Документы Фото Видео

Слайд 19

Папки Чтобы не возникло путаницы, все файлы хранятся в определенной системе: в папках, которые, в свою очередь, могут быть вложенными в другие папки и т.д. Папка – группа файлов, объединенных по некоторому принципу, имеющая имя. Папка Pic хранит графические файлы. Папка Уроки хранит в себе другие папки и файлы с информацией об уроках по классам.

Слайд 20

Создание папки Папка на пустом месте Название папки

Слайд 21

Папки Windows Рабочий стол Мои документы Корзина Мой компьютер Сетевое окружение Мои рисунки Моя музыка Мои видеозаписи Диск С : Вся сеть Диск D: Диск A: Диск E: Диск F: Диск Z: Учебники на Server Задания на Server сетевые ресурсы сетевой диск флэш-диск CD (DVD)

Слайд 22

Практическая работа № 1 «Работаем с файлами и папками (часть 1)» 1. Выполните практическую работу № 1 « Работаем с файлами и папками (часть 1) » в учебнике на стр. 122. 2. Выполните задания № 1 – 10 в РТ по информатике.

Слайд 23

Домашнее задание  Параграф 1.2 «Файлы и папки».  Ответить на контрольные вопросы.  Подготовить сообщение (реферат) и/или презентацию на тему: «Первые инструменты для счета»

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *