И никитин встреча зимы 3 класс: Встреча зимы — Никитин. Полный текст стихотворения — Встреча зимы
Иван Саввич Никитин стр. 67
Стихотворение «Полно, степь моя…» И. Никитин стр. 67
1. Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина?
В этом произведении поэт упоминает о разных порах года: начиная с зимы и заканчивая осенью.
Он делает это для того, чтоб изобразить изменения, которые предстоят степи.
2. К кому обращается поэт? Согласен ли ты с тем, что он изображает степь как живую?
Обращение идёт к степи.
Да, я считаю, что это утверждение верное.
Ведь Иван Саввич говорит степи такие речи, как будто она его понимает.
Он просит её проснуться и укрыться красою природы.
При этом автор говорит с нежностью, сразу видно, что он влюблён в окружающий мир.
Создаётся ощущение, что степь действительно слышит просьбы поэта, понимает его и слушается.
А на это способны только живые существа.
3. Обсудите с другом, как озаглавить стихотворение.
«Разговор со степью», «Степь», «Просьбы», «Проснись!», «Обращение».
3. Подготовься к выразительному чтению. Подумай, в каком темпе ты будешь читать стихи: быстро, чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно.
Данное произведение следует читать не спеша, напевно – так, чтоб слушатель прочувствовал всю глубину прекрасных слов поэта.
При этом нужно произносить слова чётко, выразительно, с поднесённой интонацией.
В голосе должна присутствовать любовь и восхищение природой.
А ещё нежность при обращении к степи.
Ведь Иван Саввич восхищается каждым периодом года, относится к степи с уважением и лаской.
Стихотворение «Встреча зимы» И. Никитин стр. 71
1. Можно ли сказать, что в стихотворении «Встреча зимы» созданы подвижные картины природы? Проследи, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете.
Да, такое утверждение допустимо. Иван Саввич изображает динамику природы, её изменения на протяжении суток.
Утро – поэт наблюдает дождливую погоду и порывы холода; полдень – падение белоснежного пушка; ночь – пришла и ушла; период рассвета – холодная пора года раскинула свои объятья, и всё вокруг покрылось снегом.
Автор показывает, как может измениться окружающий мир за такой короткий промежуток времени.
Об этом очень интересно читать.
2. Какой поре посвящено стихотворение? Подумай, почему людей радует первый снег. Найди эти строки и перечитай их.
Зимней.
Все счастливы такому событию, потому что оно похоже на волшебство.
Автор пишет, что русская кровь любит мороз – она на нём даже горит.
Люди не боятся холода, метелей и снега по колено.
Они только рады мчать зимой на санках, запряжённых лошадьми.
А детям вьюга под окнами поёт песни.
Так из сыновей вырастают богатыри и с детства им ничего не страшно.
Поэтому они готовы даже смерть встречать с улыбкой.
В произведении видна любовь поэта не только к зиме, но и к своему народу.
Он прославляет его и отмечает, что русская зима очень важна для становления русского духа и характера.
3. Перечитай приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу?
«Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам…»
Да, такое утверждение правильное.
Ведь поэт обращается в зиме, как к знакомому человеку.
Возникает впечатление, что она пришла погостить, как живое существо.
К тому же, при описании этой поры, автор часто использует глаголы, которые указывают на действия, что присущи людям.
4. Любил ли поэт русскую зиму? Подтверди своё мнение выборочным чтением. Как относится автор к Родине и к русскому человеку? Как он о них говорит? Почему?
Иван Саввич любил и восхищался этой порой.
Он общается к ней с уважением, почтением, гостеприимством.
«Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям».
В словах поэта прослеживается благодарность зиме, за то, что она укрепляет русский народ, воспитывает в нём дух бесстрашия.
Ведь она влияет на людей ещё с детства – поёт песни под окном, после которых даже смерть не страшна.
«Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?»
«И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растёт богатырь,
Что под бурями дуб».
Из этих строк видно, что Иван Саввич гордится русским человеком, его силой и храбростью.
Автор говорит о людях, как о ком-то невероятно закалённом, стойком и целеустремлённом.
Потому что искренне влюблён в русскую душу, мощь которой наблюдал из детства.
5. Вспомните и прочитайте наизусть друг другу стихи любимых поэтов, в которых рассказывается о первом снеге. Подметили ли вы что-то особенное в стихах Никитина?
В. Берестов «Снегопад», И. Бунин «Первый снег», Х. Гилижиев «Снег идёт».
В произведении Ивана Саввича, помимо описания прихода зимы, присутствует восхищение русским народом.
Он показывает отношение людей к лютым морозам, что не страшат, а только укрепляют здоровье и дух.
6. Прочитай стихотворение Никитина. С каким настроением следует читать каждую часть?
Начало лучше читать с повествовательной интонацией.
Здесь автор рассказывает об изменениях в природе.
С момента, когда поэт приветствует зиму, нужно читать произведение в поднесённом тоне, с радостью, с восхищением и гордостью за народ, Русь.
7. Придумай сценарий утренника «Первый снег». План запиши в «Рабочую тетрадь».
1. Выход ведущих на сцену.
2. Ведущая приветствует всех гостей, ведущий поздравляет с первым снегом.
3. Ведущие уходят.
4. Девочка снежинка выбегает на сцену и под спокойную мелодию рассказывает стихотворение о первом снеге. Затем к ней присоединяется вторая девочка и продолжает стихотворение, затем третья и также продолжает тот же стих.
5. Три девочки — снежинки остаются на сцене. К ним выбегают ещё другие девочки — снежинки, включается музыка, и они танцуют.
6. В конце танца на сцену выходит девочка — зима, девочка — метель и мальчики — ветра.
Они рассказывают стихи о зиме, холоде, метели, ветрах.
7. Дети разыгрывают сценку «Играем в снежки» (при этом задействованы декорации, что изображают заснеженный двор, а также бумага либо вата – это снег).
8. Все дети поют о зиме.
9. Девочка — зима рассказывает о своих планах и обещает быть хорошей.
10. Ведущие выходят на сцену, ещё раз поздравляют всех с первым снегом и объявляют об окончании праздника.
11. Играет весёлая мелодия.
Подсказка:
- Готовый сценарий праздника «Первый снег»
- Краткая биография Ивана Никитина для презентации
_______
Презентация к уроку литературного чтения «Иван Саввич Никитин «Встреча зимы»» 3 класс
Урок литературного чтения в 3 классе
Прозвенел звонок веселый .
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
А работать начинаем.
Работа над чистоговоркой
- Ела-ела-ела вот и осень улетела
- Ма-ма-ма и примчалась к нам зима
- Али-али-али вот морозы затрещали
- Ды-ды-ды и сковали все пруды
- Оры-оры-оры появились вдруг узоры
- Ты-ты-ты на стеклах дивной красоты
Угадайте загадку :
Дел у меня немало —
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома.
Зовут меня…
14 октября- Покров Пресвятой Богородицы.
Нави Чиввас
Нитикин
Иван Саввич Никитин
Поутру, угрюмых, сумрачный, полотном, разноцветным, безлюдный, побелевший,
Сдержанный, православный, разгул непогод, незваный гость, хмельный, искони.
Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал .
Веял холод в лицо
От угрюмых небес, И, Бог знает о чем плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал,
И , что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок
Ночь прошла.Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замерзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным ковром.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно раз он чему,-
И на ветках берез,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слез.
Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас, — Где угодно гуляй: Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Нам не стать привыкать, — Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь На морозе горит!
Литературные приемы:
Олицетворение Сравнение
Сравнение отображение свойств описываемого предмета
- Снег лежит полотном,
- как алмазы горят капли слез,
- Туман облаками вставал,
Олицетворение заключается в том что свойства одушевленных предметов приписывают неодушевленным.
- начал падать снежок
- плакал лес,
- горят капли слез,
- Замерзла река,
- Смотрит весело лес, мороз трещит, кровь горит
Аркадий Алексеевич Пластов«Первый снег»
Каким дети увидели снег?
Воздух? Небо?
– Что чувствуют дети?
Рефлексия
- Я узнал….
- Мне удалось…
- Мне захотелось….
Итог урока
- Почему произведение называется «Встреча зимы?
- — Каков же замысел И..С. Никитина?
- Что нового узнали?- Спасибо всем за работу. Я надеюсь, что вы сегодня узнали много нового и интересного
Домашнее задание.
1.С.68-71, выразительное чтение
2.Написать мини-сочинение «Первый снег»
3.Выучить отрывок приветствие зиме.
4.Нарисовать иллюстрацию к стихотворению .
И с Никитиным утро встречи зимы. И.С
В 3 классе на уроках литературы школьники знакомятся с отрывком из произведения И. С. Никитина «Встреча зимы» и даже выучивают его наизусть. Написанная в 1854 году, она стала одним из первых произведений этого автора, который долгое время не издавал стихов, но содержал постоялый двор.
Чтение стиха «Встреча зимы» Никитина Ивана Саввича обычно предлагается в 7 или 8 классе. Читается очень легко, так как поется и пишется простым языком и короткими строчками. Текст стихотворения Никитина «Встреча зимы» напоминает народную песню. И это неудивительно, ведь автор очень любил фольклор и внимательно его изучал, стараясь запомнить как можно больше народных песен и сказок. Настроение стихотворения на протяжении его меняется, что характерно и для фольклора. Сначала автор пишет о слякотной и дождливой осенней погоде, которая наводит на него грусть и тоску. Но вот приходит зима — и настроение автора меняется. О снеге пишет с радостью, к зиме относится с веселым благоговением: «Здравствуй, гостья-зима!». Появляются слова с ласкательными суффиксами, восклицаниями, поэт воспевает зиму, мороз, считая, что они соответствуют русскому закаленному характеру.
Дождь вчера утром
Он постучал в стекла окон,
Туман над землей
Я встал с тучами.
В лицо дунул холодом
С хмурого неба
И Бог знает что
Темный лес плакал.
В полдень дождь прекратился
И этот белый пух
По осенней грязи
Снег пошел.
Ночь прошла. Рассвет.
Нигде нет облаков.
Воздух легкий и чистый
И река застыла.
Во дворах и домах
Снег лежит в простынях
И блестит от солнца
Разноцветный огонь.
В пустое пространство
Побелевшие поля
Смотрит весёлый лес
Из-под чёрных кудрей
Будто он чему-то рад, —
И на ветвях берёз
Как бриллианты, горят
Капли сдерживаемых слёз.
Здравствуй зимний гость!
Пожалуйста, помилуй нас
Пой песни севера
Через леса и степи.
У нас раздолье —
Ходить куда угодно;
Построить мосты через реки
И расстелить ковры.
Нам не свыкнуться,
Пусть хрустит твой мороз:
Наша русская кровь
Горящая на морозе!
Вот так
Православные люди:
Летом, глядишь, жара —
В полушубке ходит;
Пропахло палящим холодом —
Все равно ему:
По колено в снегу
Говорит: «Ничего!»
В чистом поле метель
И вертится да шевелится, —
Наш степняк
Едет в санях, стонет:
«Ну, соколы, ну!
Вылезайте, друзья!»
Сидит и поет:
«Снежки не белые!»
А мы иногда
Смерть не в шутку встречать,
Если у нас бури
Ребенок привыкает?
Вьюга песни поет
И бушует ненастье
С малых лет любит
И растет герой
Что дуб под бурями.
Разброс, зима
До весны злата
Серебро по полям
Русь наша свята!
И случится ли это с нами
Придет незваный гость
И во благо нам
Затеет с нами спор —
Ты уже принимаешь это
На чужой стороне
Приготовь хмельной пир
Спой песню гостю ;
На его постель
Сохрани белый пух
И засыпай с метелью
Его след на Руси!
( Иллюстрация: Сона Адалян )
Произведение «Встреча зимы», написанное и изданное в 1854 году, стало одним из самых ярких стихотворений «природного» цикла, особой нитью, проходящей через жизнь и творчество Иван Саввич Никитин. В своих произведениях автор воспевал русскую природу и людей, живущих с ней в гармонии.
Основная тема поэмы
На первый взгляд, центральной темой произведения является смена времен года. С одной стороны, это верно, поэт посвящает свои строки черному финалу, дождливой осени, радуется снегу, чистому и холодному, покрывающему все белым покрывалом и как бы обновляющему мир.
С другой стороны, «Встреча зимы» — гораздо более сложная и многогранная работа. Помимо радости наступления самого холодного времени года и подробного, поистине прекрасного описания природы, покрытой первым снегом, Никитин пишет о людях, населяющих Россию. В иносказательной форме поэт выражает восхищение людьми, которые не боятся холода, а приветствуют его, которым не страшны ни метели, ни сильные холода.
Жизнь в России не прекращается с приходом зимы. Несмотря на лютые морозы, порой просто опасные для жизни, несмотря на все тяготы, связанные с необходимостью прокладывать путь по заснеженным полям и лесам, русские люди радуются зиме, отмечают ее. Даже дети с детства привыкают к суровой зиме, им «песенки поет вьюга». По словам Ивана Саввича, это закаляет характер: «…богатырь растет, как дуб под бурями». Сама природа, подчас жестокая и беспощадная, тем не менее живет в мире с русским народом — и даже помогает ему защищать родину от завоевателей.
Именно этой теме посвящена последняя часть поэмы. Никитин призывает зиму принять непрошеного гостя «на стороне чужого», приготовить ему пир и спеть песню, постелить белый пух на постель и застелить метелью тропу. Эти строки отсылают читателя к многочисленным войнам, которые велись на территории России зимой — от Ледового побоища, когда само Чудское озеро как будто само способствовало победе русского оружия, увлекая крестоносцев под растрескавшийся лед. , к недавно отгремевшей войне 1812 года, в которой русским, по словам бежавших в испуге французов, помогал сам «генерал Мороз».
Структурный анализ стихотворения
В «Встрече зимы» активно используются архаизмы (пьяное застолье, с незапамятных времен и др.), но высокая лексика практически отсутствует. Никитин воспевает красоту русской зимы, не прибегая к излишне торжественным, пафосным выражениям. Единственным исключением является предложение о Святой Руси, заканчивающееся восклицанием, которое лишь подчеркивает отношение поэта к своей родине.
Однако недостаток высокого словарного запаса поэт компенсирует обилием других образно-выразительных средств. Особенно часто используются олицетворения, метафоры, сравнения и эпитеты. Таким образом, ребенок сравнивается с героем, который растет, как дуб под бурями, метель поет песни, и вообще зима, как и вся природа, выступает как живое, понимающее и чувствующее существо.
Перекрёстная рифма и короткие строки делают стихотворение мелодичным, легко запоминающимся.
Во «Встрече зимы» Иван Саввич Никитин не только воспевает красоту русской природы и восхищается холодным временем года, но и отмечает особый сорт людей, живущих в этой природе.
Цели урока:
- познакомить учащихся с содержанием стихотворения И.С. Никитин «Встреча зимы»;
- научить понимать настроение, мысли поэта;
- развивать навыки выразительного чтения; воспитывать умение, желание видеть в музыке, в картинах художников всю красоту зимней природы.
Оборудование : учебники; снежинки, вырезанные из бумаги; картины художников: А. Пластова «Первый снег», К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», И.Е. Грабарь «Февральская лазурь»; музыкальная запись С. Прокофьева Зимняя фея Вариации из балета «Золушка».
НА ЗАНЯТИЯХ
I. Организационный момент
С раннего детства мы помним стихи о весенней, летней, зимней природе. Читая их, мы словно открываем книгу природы. Вспомним стихи о зимней природе, где природа оживает, где она рисуется в образах, близких к миру сказок и песен.
(Подготовленные дети читают стихи А. С. Пушкина)
Вы прослушали строки Пушкина, которые дали вам более глубокое понимание и увидеть красоту зимней природы. И сегодня мы увидим, как И. С. Никитин изобразил зиму в своем стихотворении. Мы совершим путешествие в мир поэзии, искусства, музыки и увидим, как поэты, художники, музыканты изображают зиму в своих произведениях. А поможет нам в этом маленькая снежинка.
II. Работа по теме урока
И попал поэт на бумагу
1. Введение в тему
- Прочитайте название стихотворения. (Стихотворение называется «Встреча зимы».)
- Как вы думаете, о чем это? (Наверное, о том, как приходит зима и как ее встречают.)
- Ребята, кто из вас любит это время года?
- Как вы встречаете зиму? (Ответы детей. Делятся впечатлениями.)
2. Чтение стихотворения учителем
(После чтения учитель делает паузу.)
зимняя встреча
Вчера дождь утро Он постучал в стекло окон, Туман над землей встал с облаками. В лицо дунул холодом В полдень дождь прекратился Ночь прошла. Рассвет. Во дворах и домах В пустое пространство Смотрит весёлый лес Из-под черных кудри Как будто он чему-то рад, — Здравствуй зимний гость! Нам раздолье — Нам не привыкнуть, | Это так Православных людей: Летом, глядишь, жара — В полушубке ходит; Пропахло палящим холодом — Все равно ему: По колено в снегу Говорит: «Ничего!» В чистом поле вьюга И вертит, и шевелится, — Наш степняк Едет в санях, стонет: «Ну, соколы, ну! Вылезайте, друзья!» Сидит и поет: «Снежки не белые!» А мы иногда Привыкает ли к ней ребенок? Когда мать в колыбели И свирепствует ненастье Россыпь, зима А случится ли это с нами Ты уже это принимаешь На его постель |
3. Первичное понимание текста
— Понравилось стихотворение?
Какие чувства вы испытали, читая это стихотворение? (Вначале мне было грустно, шел осенний холодный дождь, в лицо было холодно и лес плакал. А потом природа меняется: на грязную землю падал белый пушистый снег, воздух становился прозрачным, лес был весело смотреть.И мои чувства изменились.На душе стало радостно,светло…)
4. Самостоятельное чтение детьми стихотворения методом «жужжащего» чтения
5. Выборочное чтение
— Можно ли сказать, что Никитин в стихотворении «Встреча зимы» создает как бы движущиеся картины природы? (Да, это правда.)
– Наблюдайте, как все вокруг вас меняется утром, в полдень, ночью и на рассвете. (Дети читают строки в начале стихотворения.)
О каком периоде идет речь в стихотворении? (Стихотворение посвящено предзиме. Когда еще не наступила зима, а падает первый снег.)
Подумайте, почему люди радуются первому снегу. Найдите эти строки и перечитайте их. (Ребята читают эти строки. Первый снег покрывает грязь кругом. Становится чисто, светло и красиво.)
— Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор оживляет природу? (Да, он зовет зимних гостей, приглашает к себе.)
— Ребята, а любил ли поэт русскую зиму? (Да, он любил ее.)
— А как он относился к русскому народу, простому человеку? (Мы видим из стихотворения, что он любил и уважал русский народ.) (Зачитывают отрывки о крестьянине, о матери. )
— Как вы понимаете слова «изначально»? (Давно, с незапамятных времен.)
6. Выразительное чтение в классе
III. Минутка физкультуры
Мы белые снежинки
Летим, летим, летим
Дорожки да тропинки
Все испортим.
IV. Зима на картинах русских художников
Маленькая снежинка упала с неба
И художник получил на холсте
(Дети рассматривают картину А. Пластова «Первый снег»)
— Картина русского художника Пластова посвящена очарованию первого снега, еще нежного, робкого.
Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостный, веселый, хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать первые снежинки)
Обычный сельский пейзаж (зимний день) изображен на картине Юона «Конец зимы»
На картине мы видим деревянный сарай с поредевшей за зиму поленницей, детей, собравшихся на лыжную прогулку, птиц, копошащихся в снегу. Вдали виднеется заснеженный лес.
Об истории создания картины сам художник отзывался так: «Утро было необыкновенное, казалось, природа празднует какой-то невиданный праздник – праздник лазурного неба, жемчужных берёз, коралловых ветвей и яркие тени на голубом снегу».
Какая картина, на Ваш взгляд, могла бы служить иллюстрацией к произведению И.С. Никитин «Встреча зимы»
(У детей на столах вырезанные из бумаги снежинки, дети закрепляют их под картинами художников)
В. Зима на картинах русских композиторов
Маленькая снежинка упала с неба
И я добралась до нот композитора.
(Звучит музыка советского композитора С. Прокофьева. В это время детям предлагается нарисовать красивую снежинку.)
Информация для детей: Знаете ли вы, что в природе в одном снегопаде снежинки могут быть разной формы (от 8 до 40 форм). Всего у людей есть 246 разных форм снежинок. Но все они имеют шесть лучей.
VI. Конспект урока
С какими произведениями мы познакомились на уроке?
— Завершая наше путешествие, хочу, чтобы музыка зимы звучала в вашей душе и прибавляла вам бодрости, здоровья и хорошего настроения.
Как невероятно тонко чувствовал русскую зиму Иван Саввич Никитин. Его стихи о зиме никого не оставляют равнодушными. Здравствуй, снежная, суровая гостья, Зимушка-Зимушка.
Здравствуй зимний гость!
Пожалуйста, помилуй нас
Пой песни севера
Через леса и степи.
( Из стихотворения «Встреча зимы». Полный текст стихотворения «Встреча зимы» приведен в конце статьи. )
Иван Савич Никитин (1824-1861) родился в старинном городе Воронеже. Еще в летописях XII века упоминается этот славный город.
Поэт Никитин хорошо знал заботы и невзгоды простого русского человека. Его стихи о родном крае, о природе всем понятны, они удивительно теплые и искренние. Всегда интересно читать поэтов русской глубинки, они умеют подмечать то, что не видят жители больших городов.
«Встреча Зимы»
Дождь вчера утром
Он постучал в стекла окон,
Туман над землей
Я встал с тучами.
В лицо дунул холодом
С хмурого неба
И Бог знает что
Темный лес плакал.
В полдень дождь прекратился
И этот белый пух
По осенней грязи
Снег пошел.
Ночь прошла. Рассвет.
Облаков нигде нет А .
Воздух легкий и чистый
И река застыла.
Во дворах и домах
Снег лежит в простынях
И блестит от солнца
Разноцветный огонь.
В пустое пространство
Побелевшие поля
Смотрит весёлый лес
Из-под чёрных кудрей
Будто он чему-то рад, —
И на ветвях берёз
Как бриллианты, горят
Капли сдерживаемых слёз.
Здравствуй зимний гость!
Пожалуйста, помилуй нас
Пойте песни севера
Через леса и степи.
Нам раздолье —
Ходить куда угодно;
Построить мосты через реки
И расстелить ковры.
Нам не свыкнуться,
Пусть хрустит твой мороз:
Наша русская кровь
Горящая на морозе!
Вот так
Православные люди:
Летом, глядишь, жара —
В полушубке ходит;
Пропахло палящим холодом —
Все равно ему:
По колено в снегу
Говорит: «Ничего!»
В чистом поле вьюга
И вертит, и шевелится, —
Наш степняк
Едет в санях, стонет:
«Ну, соколы, ну!
Вылезайте, друзья!»
Сидит и поет:
«Снежки не белые!»
А мы иногда
Смерть не в шутку встречать,
Если у нас бури
Ребенок привыкает?
Вьюга песни поёт.
И свирепствует ненастье
С малых лет любит
И растет богатырь
Что дуб под бурями.
Разброс, зима
До весны злата
Серебро по полям
Русь наша свята!
И случится ли это с нами
Придет незваный гость
И во благо нам
Затеет с нами спор —
Ты уже принимаешь это
На чужой стороне
Приготовь хмельной пир
Спой песню гостю ;
Для его кровати
Спасти белый пух
И засыпать метелью
Его след на Руси!
20 ноября 1854
Дождь вчера утром
Он постучал в стекла окон,
Туман над землей
Я встал с тучами.
В лицо дунул холодом
С хмурого неба
И Бог знает что
Темный лес плакал.
В полдень дождь прекратился
И этот белый пух
По осенней грязи
Снег пошел.
Ночь прошла. Рассвет.
Нигде нет облаков.
Воздух легкий и чистый
И река застыла.
Во дворах и домах
Снег лежит в простынях
И блестит от солнца
Разноцветный огонь.
В пустое пространство
Побелевшие поля
Смотрит весёлый лес
Из-под чёрных кудрей
Будто он чему-то рад, —
И на ветвях берёз
Как бриллианты, горят
Капли сдерживаемых слёз.
Здравствуй зимний гость!
Пожалуйста, помилуй нас
Пойте песни севера
Через леса и степи.
Нам раздолье —
Ходить куда угодно;
Построить мосты через реки
И расстелить ковры.
Нам не свыкнуться,
Пусть хрустит твой мороз:
Наша русская кровь
Горящая на морозе!
Вот так
Православные люди:
Летом, глядишь, жара —
В полушубке ходит;
Пропахло палящим холодом —
Все равно ему:
По колено в снегу
Говорит: «Ничего!»
В чистом поле вьюга
И вертит, и шевелится, —
Наш степняк
Едет в санях, стонет:
«Ну, соколы, ну!
Вылезайте, друзья!»
Сидит и поет:
«Снежки не белые!»
А мы иногда
Смерть не в шутку встречать,
Если у нас бури
Ребенок привыкает?
Вьюга песни поёт.
И свирепствует ненастье
С малых лет любит
И растет богатырь
Что дуб под бурями.
Разброс, зима
До весны злата
Серебро по полям
Русь наша свята!
И случится ли это с нами
Придет незваный гость
И во благо нам
Затеет с нами спор —
Ты уже принимаешь это
На чужой стороне
Приготовь хмельной пир
Спой песню гостю ;
Для его кровати
Спасти белый пух
И засыпать метелью
Его след на Руси!
Анализ стихотворения Никитина «Встреча зимы»
Поэма «Встреча зимы», написанная Иваном Никитиным во второй половине XIX века, является одним из самых заметных произведений автора. Он посвящен русской природе и русскому народу.
основная тема
Поначалу складывается впечатление, что основная тема произведения — времена года. Поэт радуется первому чистому снегу, символизирующему окончание грязной, дождливой, хмурой осени.
Однако на самом деле поэма намного сложнее и глубже. Ведь Иван Никитин говорит не только о природе, он не забывает и о русских людях. В необычной форме автор выражает восхищение русским народом, весело встречающим зиму, не терпящим ни холода, ни метели.
Зима на пороге, а жизнь продолжается. Несмотря на все трудности, мешающие людям путешествовать по заснеженным лесам и полям, зимний гость становится для них настоящим праздником. Даже дети, которым метель поет свои песни, привыкли к суровому времени года. А беспощадная природа, несмотря на то, что может быть жесткой, защищает Русь от врагов.
Именно этому поэт посвящает заключительную часть произведения. Автор советует зиме устроить пьяное застолье «на стороне незнакомца» незваному гостю, спеть ему, постелить из белого пуха и укрыть метелью.
Структурный анализ
В стихотворении широко используются устаревшие слова. Например, практически не употребляется «изначально», «пьяное застолье», высокостилевая лексика, с которой связаны архаизмы. Иван Саввич любуется красотой зимы, не прибегая к слишком возвышенным, капризным словам. Однако есть одно исключение — это фраза о Святой Руси, заканчивающаяся восклицанием, что прежде всего свидетельствует об отношении автора к своему Отечеству.
Как видите, недостаток высокого словарного запаса Никитин восполняет с помощью других художественно-изобразительных средств. Особенно распространены олицетворения и метафоры, а также используются сравнения и эпитеты. Например, маленького ребенка сравнивают с героем, который растет, как дуб под бурей. А зимушка, как и вся природа, кажется живым существом, которое все понимает и тонко чувствует.
В произведении используется перекрестная рифма и короткие строки. Они придают стихотворению мелодичность, делают его хорошо запоминающимся.
В стихотворении Иван Никитин не только воспевает неповторимую красоту всей русской природы, но и говорит об особом типе людей, живущих в гармонии с природой.
Встреча с Андреем Никитиным • Президентом России
МероприятияВладимир Путин провел рабочую встречу с Андреем Никитиным, назначенным на должность исполняющего обязанности губернатора Новгородской области.
13:35
Ново-Огарево Московской области
Президент России Владимир Путин : Господин Никитин, мы уже шесть лет работаем вместе?
Андрей Никитин : Верно.
Владимир Путин : С тех пор вы возглавляете Агентство стратегических инициатив.
Агентство много сделало за это время, чтобы дать экономическому развитию новый импульс, и это не преувеличение. У вас есть многого достигли в конкретных проектах в важных областях развития, и вы очень тесно сотрудничать с бизнес-сообществом.
Я знаю, что вы и ваши коллеги активное продвижение промыслов на региональном уровне в последнее время, организация молодых участие людей в международных соревнованиях и помощь регионам в организации мероприятий на региональном уровне, в том числе в Центральной России и в Новгородской области Область, край.
Вы активно развиваете свои контакты с представителями бизнес-сообщества в разных регионах за последнее время, в том числе в Новгородской области.
Как продвигается эта работа и это сотрудничество?
См. Также
Андрей Никитин назначил исполняющего обязанности губернатора региона Новгорода13 февраля 2017 г.
Андрей Никитин : г -н президент, только бизнес. само сообщество действительно может показать нам, какие административные барьеры мешают их работа. Мы можем выполнить поставленную вами задачу по уменьшению барьеров для выполнения бизнес, только работая вместе с бизнесменами. Кроме того, бизнесмены должны оценить ту работу, которую делаем мы и наши коллеги в регионах.
В последнее время мы очень активно работаем в этой области, в том числе в Северо-Западном федеральном округе, работая с нашими коллегами в Новгородской области. Недавно мы провели серию встреч и обсудили их проблемы и способы выполнения решений, утвержденных вами в государстве Заседание Президиума Совета. Мы разработали пошаговый план, создали экспертную группу, активно ведется работа по этому направлению в Новгородской области. Область, край.
Мы также знаем, что предстоит серьезная работа в сфере туризма в Новгородской области. В том числе связанные с туризмом профессии тоже, и люди, работающие в этом секторе. Профессионально-технические училища начинаем обучать молодежь этому сектору, сервису и производству профессии, связанные с туризмом.
Состоялся региональный чемпионат в этом секторе место в Новгородской области в этом году, первый подобный чемпионат по системе WorldSkills. Надеемся увидеть первых медалистов в этих профессиях на уровне области, федерального округа, а затем и страны. Мы следим за этим разработки, и наши коллеги делают все возможное, чтобы помочь.
Владимир Путин : Вы знаете, почему мы сегодня встречаемся. Вы знаете значение Новгородской области в нашей истории, в нашей жизни сегодня, в нашей экономики, и вы знаете потенциал региона. Я хочу назначить тебя исполняющим обязанности губернатор области. Я проконсультировался с нынешним губернатором по этому поводу. иметь значение.
Что вы считаете наиболее важным и многообещающим применительно к Новгородской области и ее особенностям? В нашей стране много знаковых мест, но особое место занимает Новгородская область, учитывая, что является одной из колыбелей нашей русской земли. Как вы видите развитие перспективы?
Андрей Никитин : Г -н президент, наиболее важно ваше доверие, и доверие народа, которое мне придется заслужить в регионе.
Новгородская область конечно очень интересная как с исторической, так и с логистической точки зрения. По сути, это коридор между двумя столицами. Я думаю, что приоритеты развития можно, вероятно, охарактеризовать как, во-первых, индустрию туризма, а во-вторых, обрабатывающий сектор, который является основным кластером, в котором работают люди, живущие между Москвой и Санкт-Петербургом. Эти отрасли могут привлечь как российские, так и иностранные инвестиции.
Конечно, в Новгороде есть старые купеческие традиции. Россия была известна на мировых рынках уже несколько столетий благодаря усилиям новгородских купцов.