cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Экология 3 класс – Наука экология — урок. Окружающий мир, 3 класс.

«Что такое экология» — Начальные классы

Что такое экология

Урок по курсу окружающий мир

3 класс

Автор: Бойко Н.М., учитель начальных классов

Что может изучать наука Экология?

Экология (от греч. экос – дом и логос – наука) – наука о

нашем собственном доме, о Земле и о законах, по

которым мы должны в нём жить.

Вы уже знаете, что любое живое существо (в том числе и

Человек) множеством невидимых нитей связано с тем, что

его окружает: с неживой природой, с множеством других

организмов, с тем, что сделано руками человека. Все эти

невидимые нити как раз и изучает наука экология.

Прочитайте текст на стр. 24-25 и ответьте на вопросы:

  • Какие связи в природе были

нарушены?

2) Что нужно было сделать, чтобы

этого не произошло?

Расскажи об этой цепи питания.

(стр. 24 – 25 в учебнике)

В природе всё взаимосвязано, поэтому, то как

человек поступает по отношению к природе должно

всегда быть хорошо продумано. Иначе он может

нанести большой вред.

Подумайте.

Комары сосут кровь человека. Нередко комаров бывает очень

много. И тогда люди не могут нормально работать и отдыхать.

Люди борются с комарами, чтобы их стало меньше.

Так может быть следует совсем уничтожить этих насекомых?

Нет! Комары необходимы природе. Личинки комаров

живут в воде. Ими питаются некоторые рыбы. А взрослыми

комарами питаются многие птицы. Бороться с комарами

нам помогают стрекозы. Сами стрекозы охотятся на взрослых

комаров в воздухе, а личинки стрекоз — на личинок комаров

в воде.

Прочитайте текст в учебнике на стр. 26

Что такое окружающая среда?

Окружающая среда – это всё,

что окружает живое существо

и с чем оно связано.

Что составляет окружающую среду ели?

Что такое экология?

Экология – это наука о связях

между живыми существами и

окружающей их средой .

Экологические связи.

Рассмотрите схемы. Приведите примеры связей каждой группы.

Обратите внимание на стрелки.

Живое

Неживое

Живые организмы оказывают влияние на окружающую неживую среду.

Живые организмы изменяют состав воздуха. Благодаря растениям в

почве больше влаги.

multiurok.ru

Классный час «Путешествие по стране экологии» (3 класс)

«Путешествие по стране экологии»

Вступление. Что такое экология.

Учитель. Мы с вами отправляемся в путешествие на поезде по стране Экология. Давайте узнаем, что такое экология.

Экология — наука о местообитании, проживании. Она изучает взаимоотношения растений, животных и человека. В последнее время экология занимается сохранением растений, животных, то есть сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относиться к окружающему миру.

Посмотрите на доску. В этих красивых вагончиках мы с вами будем путешествовать.

— Все ли готово? Можем ли отправляться в путешествие? (Нет.) Почему? (Вагоны есть, но нет тепловоза, который тянет
вагоны.)

— Какие вы наблюдательные! К какой стороне мы должны прицепить паровоз, если нумерация идет с первого вагона?

— Где поезд делает остановки? (На станциях.) слайд №2

— Прочитайте, по какому маршруту мы будем ехать, на каких станциях будем останавливаться и о чем говорят нам названия этих станций? (Природная — о природе. Солнечная — о солнце, Воздушная— о воздухе, Родниковая — о воде, Сказочная — о сказках, Закаляйся— о закаливании, Бережливая — о бережливости.)

— А как он подает сигнал? (Дети показывают, как подается сигнал, произносят «ту-ту, ту-у-у».)

— Поехали! А чтобы было веселей, споем песню «Веселые путешественники» (муз. М. Старокадомского, ел. С. Михалкова).

Станция «Природная». Слайд 3

Учитель.Мы прибыли на станцию «Природная».

Что такое природа?

(Природа — это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека.)

Проведем игру «Природа — не природа». Я называю слова, а вы говорите, природа это или нет: ромашка, телевизор, трава, ветер, школа, стол, река, рыба, самолет, ящерица, море, кирпич и т. д.

— Какая бывает природа? (Живая и неживая.)

— Что такое живая природа? (Это то, что растет, дышит и
производит себе подобных.)

— Что такое неживая природа?(Неживая природа не растет, не дышит, не производит себе подобных.)

Слайд №4

— Посмотрите на плакат «Живая и неживая природа». Назовите картинки неживой природы. (Солнце, небо, облака, вода, камень, ветер.)

— Назовите картинки живой природы. (Птица, сосна, бабочка, цветок, собака, голубь.)

Хорошо справились с заданием на этой остановке, едем дальше напевая песню «Голубой вагон» (муз.В. Шаинского, сл. Э. Успенского).

Станция «Солнечная». Слайд №5

Учитель.Поезд подходит к станции. Читаем ее название. (Солнечная.)

— Ребята, а что такое солнце? (Солнце — это ближайшая к Земле звезда.)

— А как вы думаете, солнце больше или меньше Земли по размеру? (Солнце во много раз больше Земли.)

— Какую форму имеет солнце?

— Сможем ли мы жить без солнца? Послушайте сказку К.Чуковского «Краденное солнце».

— Почему все звери заплакали, заревели? (Без солнца мы жить не сможем, потому что оно дает нам свет, тепло.)

— А если представить, что у солнышка есть лицо, то какое оно будет? Выберите из двух рисунков тот, который подходит солнышку.

Слайд солнце

А теперь вместе с песенкой «Пусть всегда будет солнце» мы едем дальше. Слайд 6

Пустой слайд

Станция «Родниковая». Слайд 7

Учитель.Ребята, закройте глаза и сидите тихо. Подумайте, на какую станцию мы с вами приехали. (Родниковая.)

— Посмотрите на модель Земли — глобус. Какого цвета на нем больше? (Голубого.) Голубым цветом на глобусе изображена вода.

Много у нас воды? (Много.) Раз воды много, можно ее не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда.)

— Да, воды-то много. Но не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни. Для живых существ пригодна только пресная вода, а остальная вода, в океанах, морях, соленая. Пресной же воды очень мало, всего 3 процента от общего водного пространства.

Посмотрите на схему. Видите, какая это маленькая часть. Ею нужно дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.

Вода — очень интересное вещество. Она одна-единственная бывает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.

— Пары воды — это газообразное ее состояние. При какой температуре вода кипит и превращается в пар? (При ста градусах.)

— При какой температуре вода начинает замерзать? (При ноле градусов.)

— При какой температуре лед начинает таять? (Приплюс одном градусе.)

— Кто же губит воду? (Человек.)слайд №8

Необходимый источник жизни — воду — загрязняет и губит человек. Каждый день в реки, озера и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых. То и дело мы узнаем о новых, губящих морскую живность нефтяных катастрофах и не менее ужасных последствиях кислотных дождей. Промышленные предприятия буквально прячут «концы в воду», ежедневно сбрасывая туда тонны ядовитых веществ. Страшно, что один из самых драгоценных ресурсов планеты — вода — может быть отравлен окончательно.

А ведь как приятно в жаркий день утолить жажду глотком холодной родниковой воды!Помните: воду надо беречь. Понравилось вам на этой станции? Следуем дальше с песней «Веселый ветер». Слайд 9

Станция «Воздушная». Слайд 10

Учитель.Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров и пыли, называется атмосферой. По сравнению с величиной Земли она очень тонка. Представим себе, что наша планета — это глобус, и если на этот глобус натянуть воздушный шарик, то атмосфера — это тонкие стеночки резинового шарика. И если чуть ущипнуть шарик, то он прорвется. Вот так же легко мы и губим атмосферу. Вы, наверное, слышали про озоновые дыры?

Значение атмосферы, такой тонкой и хрупкой, очень велико. Оно состоит в следующем: обеспечивает нас воздухом, необходимым для жизнедеятельности растений, животных и людей; защищает Землю и все живое на ней от избытка солнечной радиации; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли.

Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой, защищающий и поддерживающий жизнь на Земле.

— Каким газом мы дышим? (Кислородом.)

Посмотрите на схему «Воздух».

— Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают растения.}

Поехали дальше. А пока едем, отгадайте загадки

Загадки

Золотое яблочко по небу катается,

С утра улыбается, а улыбки-лучи

Очень горячи. (Солнце.)

Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь.)

Без рук, без ног по полю рыщет

Поет да свищет, деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер.) /

Станция «Сказочная». Слайд 11

Учитель. Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?».

Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее. Ясно Солнышко сказало:

Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю. Свежий Воздух возразил:

— Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.

Холодная Вода заклокотала:

— Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.

Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их:

— Зря вы спор завели. Жить вам придется всем вместе и дружно, потому что людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как все взаимосвязано.

С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.

— Кто главные герои сказки? (Солнце, Воздух, Вода и Ветер.)

— Кто завел спор? (Солнце, Воздух и Вода.)

— О чем он заспорили? (Кто из них важнее и нужнее.)

— Кто разрешил их спор? (Ветер.)

— Что он им сказал? (Ветер сказал, что все они главные.)

— Почему же они все главные? (Потому что они все необходимы живым существам.)

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер, тише, тише, тише.

Деревцо все ниже, ниже.

Станция «Бережливая».

Воспитатель. Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите из окон вагонов. Что вы видите? (Дети, воображая, рассказывают, что они видят за окном.)

— Последняя станция «Бережливая». О чем она нам напоминает? (Мы должны беречь а охранять природу.)

Все ли в порядке на нашей Земле? Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю. И разных нарушений очень много. Посмотрите на картинки. Как человек губит природу?

Слайд №12

Экологи придумали прекрасный праздник — День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день люди вспоминают, что они живут в одном, общем для всех доме. И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли я чего-нибудь плохого?» Давайте и мы об этом подумаем и расскажем.

Когда зацвели одуванчики, мы их не рвали , а рвали , когда они созрели, дули на них, помогали ветру.

Мы посадили клумбу с цветами и поливали.

Весной мы нашли желторотого воробышка и отпустили его, а сами ушли подальше от того места, чтобы его нашла мама-воробьиха и не испугалась нас.

На деревьях мы видели дупла, стояли и смотрели издалека, как туда влетали птички и вылетали обратно. Тихо стояли и слушали пение птиц.

Когда мы отдыхали на пруду, то весь мусор, который у нас образовался, забрали с собой в пакете и выбросили в мусорный ящик. Слайд 13

Предлагаю изготовить эмблему нашего путешествия — это будет итогом нашей работы сегодня.

Учитель.Получите шаблоны : Земли, человека, кроны дуба, бабочки, Солнца. Давайте составим эмблему «Берегите природу». Слайды 14-17

Что у нас главное? (Земля.)

Кто является хозяином Земли? (Человек.)

Что должен охранять и беречь человек? (Природу.)

Вот такая эмблема у нас получилась.

infourok.ru

Викторина «Экология» 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

Щелковского муниципального района Московской области

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «БЕРЕГИ ПРИРОДУ»

Составитель:

Димитрова Татьяна Евгеньевна,

учитель начальных классов.

г. Щелково

2017 год

Цель: расширять и углублять природоведческие знания учащихся, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

1. Глобус
2. Костюмы для сценки «Репка» 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Класс разбивается на 3 команды. У каждой команды название, эмблема.

Ведущий:

Есть просто храм, 
Есть храм науки. 
А еще есть природы храм – 
С лесами, тянущими руки 
Навстречу солнцу и ветрам. 
Он свят в любое время суток, 
Открыт для нас в жару и стынь, 
Входи сюда, будь сердцем чуток. 
Не оскверняй ее святынь.

– Богата и разнообразна природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой- всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Сейчас мы проведем викторину «Береги природу». Соревноваться будем командами, победившая команда получит медаль «Знаток природы».

2. Экологиеская викторина

Конкурс «Знатоки поэзии»

Назови следующую строчку.

Вопросы 1 команде:

1. Уж небо осенью дышало… (уж реже солнышко блистало) 
2. Гонимы вешними лучами… (с окрестных гор уже снега) 
3. Первый снег пушистый… (в воздухе кружится)

Вопросы 2 команде:

1. Ветер по морю гуляет… (и кораблик подгоняет) 
2. Белая береза под моим окном… (принакрылась снегом, точно серебром) 
3. Поет зима – аукает … (мохнатый лес баюкает)

Вопросы 3 команде:

1. Люблю грозу в начале мая… (когда весенний первый гром) 
2. Унылая пора!.. (очей очарованье) 
3. В тот день осенняя погода… (стояла долго на дворе)

Конкурс «Знатоки загадок»

Вопросы 1 команде:

1. У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы)

2. Один льет, другой пьет, третий растет. (Дождь, земля, трава)

3. На зеленом шнурочке, белые звоночки. (Ландыши)

Вопросы 2 команде:

1. Заря-заряница, красная девица 
По полю гуляла, ключи потеряла. 
Месяц увидел – не поднял, 
Солнце увидало-подобрало. (Звезды)

2. Летит – воет, сядет – землю роет. (Жук)

3. Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинки)

Вопросы 3 команде:

1. Золотое решето черных домиков полно. 
Сколько черных домков, столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

2. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.(Облака)

Игра со зрителями

1. Кто непрошенные «гости» на грядке? (Сорняки: осот, пырей, одуванчик, лебеда …) 
2. Когда пырей приносит пользу? (Когда пырей растет на лугу, это хорошая кормовая еда) 
3. Какие растения зеленой аптеки вы знаете? (Валериана, тысячелистник, подорожник…) 
4. Чем отличается плод от корнеплода? (Внутри плодов есть семена) 
5. Какая ягода содержит много витамина С? (Черная смородина) 
6. Что является приманкой для птиц? (Запах цветов) 
7. Как называется сладкий цветочный мед? (Нектар) 
8. Какие грибы нельзя употреблять в пищу? (Ядовитые: мухомор, поганка…) 
9. Для кого ядовитые грибы – лекарство? (Для животных леса, они лечатся ядовитыми грибами; лось – мухоморами)

Конкурс «Гонки»

Задаются по одному вопросу каждой команде по очереди.

Вопросы:

1. Кто причиняет вред диким животным? (Браконьеры) 
2. Кто такие браконьеры? (Люди, которые отстреливают животных без разрешения и не в пору охоты)
3. Где дикие животные чувствуют себя спокойно и имеют необходимую пищу? (В заповеднике) 
4. Почему некоторые виды растений, птиц и животных занесены в Красную книгу? (Их мало осталось на Земле) 
5. Что надо делать, чтобы поддерживать животных зимой? (Подкармливать) 
6. Что надо делать после того, как вы отдохнули в лесу? (Затушить костер, убрать мусор) 
7. Из какого дерева делают спички? (Из осины) 
8. Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза) 
9. Какие дрова самые «жаркие»? (Березовые, дубовые)

Конкурс капитанов

Вопросы капитану 1 команды:

1. Безводная песчаная местность. (Пустыня) 
2. Лес, где растет дерево дуб(Дубрава)

Вопросы капитану 2 команды:

1. Искуственный водоем. (Пруд) 
2. Синоним слова бегемот(Гиппопотам)

Вопросы капитану 3 команды:

1. Гипкий прут, которым раньше наказывали детей. (Розга) 
2. Царь зверей. (Лев)

Игра со зрителями

Конкурс «Аукцион» по теме «Овощи». 
Ведущий называет первое слово помидор. Далее участник произносит слово, которое начинается с буквы «р» – редис и т.д. После каждого слова ведущий ударяет музыкальным молоточком и произносит: «Раз, два, три». Если после слова «три» никто из участников не может предложить новое слово, выигрывает тот, кто назвал последнее слово.

3. Инсценировка сказки «Репка»

Ведущий: Посадил дед репку. А когда ее сажают? (Дети отвечают: весной
Дед: Сколько времени прошло, а она не растет. Бабка, иди помоги! 
Бабка: Да, мала наша кормилица! Пойду водички принесу из речки, полью. (Приносит воду красного цвета) 
Дед: Что-то водичка странная. Где ты ее взяла? 
Бабка: В нашей речке. Наверно, надо внучку позвать, посоветоваться. Внучка, иди сюда. Смотри, какая водичка красивая. 
Внучка: Бабушка, где ты эту воду взяла? 
Бабка: В нашей речке. 
Внучка: Что, ты! Что, ты! Такой водой нельзя пользоваться. Репка сразу погибнет. Это завод выливает использованную воду. Пойду принесу воду из родника. (Приносит воду из родника, поливает, все садятся около репки и ждут)
Дед, бабка, внучка вздыхают: Не растет!
Внучка: Жучка, иди помогай! 
Жучка: Надо землю взрыхлить! (Жучка лапами рыхлит землю, выбрасывает консервные банки, бутылки)
Жучка: Наверно, туристы отдыхали около нашего огорода. Кошка, иди домой, помогай! (Жучка и кошка рыхлят землю и выбрасывают разный мусор) 
Кошка: Ух, устала! Ну и туристы. Отдохнули и все вокруг замусорили. (Жучка и кошка садятся рядом с дедом, бабкой, внучкой) 
Все: Расти, репка, большая-пребольшая. Теперь и вода чистая и земля рыхлая. (Репка начинает расти) 
Мышка: А что меня не зовете? Репка выросла? 
Все (хором): Да! 
Ведущий: Дедка за репку, бабка за дедку, 
Внучка за бабку, Жучка за внучку, 
Кошка за Жучку, мышка за кошку, 
Тянут, потянут – и вытянули репку.

4. Конкурс правил об охране природы (каждая команда рисует мини-плакат и составляет 1 правило)

5. Выступление чтецов

1. Смотрю на глобус – шар земной, 
И вдруг вздохнул он как живой; 
И шепчут мне материки: «Ты сбереги нас, сбереги!»

2. В тревоге рощи и леса, 
Роса на травах, как слеза! 
И тихо просят родники: «Ты сбереги нас, сбереги!»

3. Грустит глубокая река, свои теряя берега, 
И слышу голос я реки: «Ты сбереги нас, сбереги!»

4. Остановил олень свой бег, 
Будь человеком, человек! В тебя мы верим – не солги: 
«Ты сбереги нас, сбереги!»

5. Смотрю на глобус – шар земной, 
Такой прекрасный и родной! 
И шепчут губы на ветру: «Я сберегу вас, сберегу!»

Команды выходят с плакатами, зачитывают правила.

1 команда: Не рвите цветов, не разрушайте птичьи гнезда и муравейники. 
2 команда: Не шумите в лесу – это волнение для обитателей наших лесов! 
3 команда: Будьте осторожны с кострами! Помните – лес наше богатство!

Хором: Охранять природу – значит, охранять Родину.

6. Подведение итогов. Награждение победителей.

7. Рефлексия

– Какие конкурсы понравились? 
– Какие правила охраны природы запомнили?

infourok.ru

Урок 3. что такое экология. природа в опасности! — Окружающий мир — 3 класс

Окружающий мир, 3 класс

Урок 3. Что такое экология. Природа в опасности!

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Что такое экология?
  2. Что такое окружающая среда?
  3. Какие экологические связи существуют в природе?
  4. Как нужно относиться к природе?

Глоссарий по теме:

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

Окружающая среда – это всё то, что окружает любое живое существо и с чем оно связано.

Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.

Национальные парки – этот природные музеи под открытым небом.

Ключевые слова:

Экология; окружающая среда; эколог; природа; экологические связи; морская корова; странствующий голубь; Красная книга; заповедник; национальный парк.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Обязательная литература:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная литература:

  1. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017.
  2. Интернет-ресурсы:

http://www.knowbiology.ru/pozvonochnie/morskaya-korova.html

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом.

Любое живое существо, в том числе и человек, множеством невидимых нитей связано со всем тем, что его окружает: с неживой природой, с другими организмами, с тем, что создано руками людей.

Экология изучает эти невидимые нити – экологические связи. Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют окружающей средой.

Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Слово «экология» состоит из двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос» — наука. Можно сказать, что экология – наука о доме. Наша прекрасная планета Земля для человечества является домом.

Сейчас наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда и всё общество будет жить в согласии и содружестве с природой.

Возможно вы задумывались: а будет ли природе хуже, если я поймаю всего одну бабочку, сорву несколько цветков или собирая спелые сочные яблоки, сломаю пару веток?

Да, природе будет хуже! Каждая пойманная бабочка, каждый сорванный цветок, каждая сломанная попусту ветка – это маленькая рана, нанесённая природе. Если люди будут наносить такие раны, что же станет с природой?! А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это необходимо для жизни человека. Но для этого приходится уничтожать леса. Много деревьев вырубают ради получения древесины. Поэтому с каждым годом на нашей планете остается всё меньше лесов. Всё больше загрязняются воздух и вода. Они необходимы для существования всех живых организмов. Огромные трубы заводов и фабрик выбрасывают дым высоко в небо. Дым скапливается в облаках. Ветер переносит облака на территории городов и жилых домов. Происходит загрязнение воздуха, что ведёт к разным заболеваниям у людей, а также могут проходить в этих районах кислотные дожди.

Из-за того, что человек наносит такие раны природе, страдают многие растения и животные. Им приходится трудно и по другой причине. Люди часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют.

Около 300 лет назад путешественник Георг Стеллер обнаружил в море, у восточных берегов России, огромных, неповоротливых животных, мирно жующих подводные растения. Этих животных назвали морскими коровами. Морская корова — малоподвижное беззубое животное с раздвоенным хвостом, практически не умело нырять, питалось водорослями. На них вскоре стали охотиться. Прошло несколько лет, и морские коровы навсегда исчезли.

В лиственных лесах Северной Америки жили необыкновенные голуби. Они перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их называли странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счета. В итоге, на Земле не осталось ни одной такой птицы.

Люди поняли, что необходимо охранять природу. Многие заводы и фабрики переоборудованы и меньше засоряют окружающую среду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и животных. Сведениях о редких растениях и животных внесены в особые Красные книги. В большинстве стран есть особо охраняемые природные территории – заповедники – национальные парки. Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Национальные парки – этот природные музеи под открытым небом. Заповедники обычно закрыты для туристов, тогда как в национальном парке проводят экскурсии для всех любителей природы.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Текст вопроса: Распределите картинки на две группы как правильно вести себя на природе и как лучше не поступать.

Варианты ответов:

Правильный вариант ответа:

Как правильно вести себя на природе

Как нельзя поступать

Разбор типового тренировочного задания

2. Текст вопроса: Выберите действия человека, которые не являются природоохранными:

Варианты ответов:

Правильный ответ:

resh.edu.ru

Программа факультативного курса «Экология» (3-4 класс)

Программа

Факультативного курса «Экология»

Для 3-4 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Михайленко Л. Н.

учитель начальных классов

КГУ «ОСШ № 3 им. Ю. А. Гагарина»

Сложившиеся экологическая обстановка в мире ставит перед человечеством задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные по мимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка.
Развивать все компоненты экологической культуры как качество личности части общей культуры человека, проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а так же содержание экологического воспитания.

Таким образом, учащиеся должны овладеть основами теории и практики оптимизации взаимодействия в системе «природа – общество – человек». Формирование ответственности по отношению к природе связано с развитием моральных ориентаций и ценностей, которые становятся внутренним регулятором деятельности. Поэтому особенно важно ставить школьника в реальные условия окружающей жизни, активно включать его в общественно – значимые дела по охране природы. Дело не только в том, чтобы ученик знал и умел, но и в том, чтобы он внутренне принял моральные требования бережного отношения к природной среде как свое личное убеждение.

В нашей стране появилась тенденция экологического воспитания, как одного из важнейших аспектов социализации личности, принятие и ответственное выполнение законов существования человека в природе и обществе.

С целью экологического образования и воспитания в Казахстане создана Концепция экологической безопасности (приложение №2 к распоряжению Президента Республики Казахстан № 2967 от 30апреля 1996 года). По естественно –историческим условиям и при сложившейся преимущественно ресурсно – сырьевой системы природопользования, остаются экстремально высоким техногенные нагрузки добывающих и их перерабатывающих предприятий.

Важное значение имеет экологическое образование и воспитание в общеобразовательных школах республики. В рамках работы по обновлению содержания начального образования разработан параллельный курс «Экология» (3-4классы) в процессе работы по предмету «Познание мира»

Цель курса:

  1. Усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, перерастание значительной их части в привычки ребенка.

  2. Развитие и совершенствование экологических представлений.

  3. Получение первоначального экологического образования. Формирование у детей устойчивого интереса к вопросам экологии. Выработка навыков экологически грамотного гражданина Республики. Изучение литературы экологического характера.

  4. Приобщение школьника к природе, ориентация на практическое применение экологических знаний.

  5. Расширение знаний, представлений школьников о человеке и окружающем мире, потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе. Бережное отношение ко всему окружающему.

  6. Проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Учащиеся должны знать:

  1. О средах обитания организмов.

  2. О значении факторов живой и неживой природы.

  3. О месте Земли в Солнечной системе.

  4. О значении Солнца, как источника энергии жизни на Земле.

  5. О строении Земли и глубинных геологических процессах.

  6. Об экологической проблеме, как проблеме нарушения естественных связей в природе.

  7. Об экологической проблеме своей местности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«ЭКОЛОГИЯ» 3 КЛАСС

Составлено

Михайленко Л. Н.

учителем начальных классов

КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 3 им. Ю. А. Гагарина»

Nп/п

Тема

Цель занятия

Виды работ, используемые на занятии

И Индивидуальная

работа

р

Формы контроля

1-2

Что такое экология.

Разъяснение сущности экологии на практических примерах. Систематизировать известные учащимся экологические связи.

Работа с иллюстративным материалом. Упражнения с использованием различных схем.

Составление схемы показывающую простейшую классификацию экологических связей: связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы (между растениями и животными), связи между человеком и природой.

Обсуждение выполненного задания.

3

Природа вокруг нас.

Учимся распознавать растения и животные ближайшего природного окружения.

Работа с гербариями и коллекциями.

Описание отдельных растений.

Работа в группах.

4-5

«Многообразие природы».

Знакомство с растительным и животным миром родного края.

Экскурсия на берег реки Убы. Экскурсия в краеведческий музей.

Составление описания некоторых видов растений и животных.

Работа в группах. Опрос.

6

Они могут исчезнуть.

Представить яркие, запоминающиеся «портреты» редких и находящихся под угрозой исчезновения живых существ.

Работа с иллюстративным материалом.

Подготовка сообщений: подснежник альпийский, снежный барс, бабочка – аполлон.

Работа в группах.

7

Способы охраны природы.

Познакомить с многообразием форм охраны природы. Создание заповедников, заказников, национальных парков.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа в тетрадях.

Беседа.

8

Урок-путешествие в осенний лес.

Обобщить знания учащихся об осенних явлениях в природе. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать экологическую культуру.

Путешествие в осенний лес.

9

Тепло, свет и жизнь.

Дать понятие что растениям для прорастания необходимо тепло. Дать понятия «теплолюбивые и холодостойкие растения, светолюбивые и теневыносливые».

Работа с иллюстративным материалом.

Работа в тетрадях.

Беседа.

10

Воздух и жизнь.

Дать понятие воздушный океан. Раскрыть роль ветра в жизни растений и животных.

Изучение строения плодов и семян, переносимых ветром.

Работа в тетрадях. Зарисовки рассматриваемых плодов и семян.

Обсуждение выполненного задания.

11

Вода и жизнь.

Дать понятие о роли воды в жизни растений и животных.

Работа с иллюстративным материалом: изображения растений растущих по берегам водоемов и обитающих в сухих местах; животные пустыни.

Работа в тетрадях.

Опрос.

12

Живое в почве.

Расширить представление о многообразии живого в почве. Подробно познакомить с типичными обитателями этой среды- дождевыми червями и кротами.

Работа с иллюстративным материалом.

Подготовка сообщений кротах и дождевых червях. Зарисовки в альбоме.

Опрос у доски.

13

Вот какие растения!

Расширять кругозор учащихся. Развивать навык самостоятельной работы с научно-популярной литературой. Расширять представления учащихся о растениях-гигантах и карликах, о растениях-долгожителях.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа в тетрадях. Подготовка сообщений о растениях-гигантах, карликах, растениях-долгожителях.

Опрос (индив.)

14

Грибы -особое царство природы.

Познакомить детей с многообразием грибов. Научить различать съедобные и несъедобные грибы.

Работа с муляжами грибов, с иллюстративным материалом. Дискуссия «польза и опасность грибных прогулок».

Выращивание гриба пенициллина.

Беседа.

15

Многообразие животных.

Познакомить учащихся с группами животных: червях, ракообразных, паукообразных.

Пиявки- представитель группы червей, ручной рак, краб – ракообразные, скорпион –паукообразные.

Зарисовки в альбоме.

Опрос у доски.

16

Дуб и все вокруг него.

Расширять знания учащихся о связях между растениями и животными, между различными животными в процессе знакомства с обитателями дубового леса.

Основой изучаемой экологической системы является дуб. Животные напрямую связаны с дубом – прямые экологические связи. Животные косвенно связаны с дубом- косвенные (опосредованные) экологические связи.

Зарисовки в альбоме.

Работа в группах.

17

Изучаем экологические связи в живой природе.

Учить моделировать пищевые связи, характерные для дубового леса.

Упражнения с использование различных схем.

Составление фрагментов схем, описание деталей схем.

Работа у доски.

18

Кто как защищается.

Познакомить с различными приспособлениями растений и животных.

Работа с иллюстративным материалом: гербарии, рисунки, фотографии. Приспособления демонстрируют тесную связь организмов и окружающей среды.

Работа в альбомах.

Работа у доски.

19

Проверка знаний учащихся.

Определение уровня знаний.

Тестирование.

Выявление вариантов верно выполненного задания.

Работа по карточкам.

20-21

Знакомимся с охраняемыми растениями и животными.

Познакомить учащихся с растениями и животными нуждающимися в охране.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа в тетрадях.

Беседа.

23

Птицы наши друзья.

Расширять знания о птицах, условиях их обитания. Воспитывать экологическую культуру, желание работать с энциклопедиями.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа в тетрадях. Подготовка сообщений о птицах.

Опрос.

24

Проверка знаний учащихся.

Определение уровня знаний.

Тестирование.

Выявление вариантов верно выполненного задания.

Работа по карточкам.

25-26

Хотим сказать всем.

Приобщение учащихся к посильным для них формам пропаганды экологических и природоохранных знаний.

Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей и для взрослых.

Работа в альбомах.

Обсуждение выполненного задания.

27

Урок-КВН «Знаешь ли ты?»

Обобщить изученный материал.

Работа в группах.

29

Влияние окружающей среды на здоровье человека.

Выяснить влияние окружающей среды на здоровье человека.

Основные факторы загрязнения воздуха, воды, почвы. Влияние этих загрязнений на кожу, органы дыхания, пищеварения.

Работа в альбомах. Составление схем.

Работа у доски.

30

Экологическая акция «Береги первоцветы!»

Познакомить учащихся с наиболее распространенными в данной местности. Учить бережно относится к первоцветам.

Экскурсия на берег реки Убы. Рассматривание образцов первоцветов характерных для данной местности.

Работа в группах.

31

Экологическая катастрофа. Что будет если…

Дать представление об экологических катастрофах.

Подробно рассматривается пример с нефтью. Выясняется что происходит с нефтью при попадании ее в воду.

Работа в альбомах.

Работа в группах.

32

Заключение.

Определение уровня знании учащихся.

Тестирование.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«ЭКОЛОГИЯ» 4 КЛАСС

п/п

Содержание занятия

Цель занятия

Кол-во часов

дата

1

Введение. Что такое экология?

Обзор экологической вспомогательной литературы

1

2

Осенняя экскурсия

Наблюдение за совпадением осенних примет, сбор листьев для гербариев

1

3

Организм и окружающая среда.

Разъяснение взаимосвязей в природе.

2

4

Экосистемы почвы.

Рассмотреть строение почвы

2

5

Почвы ВКО

Формы поверхности ВКО, полезные ископаемые ВКО.

2

6

Экосистема водоема.

Влияние загрязнения водоемов на их обитателей и на здоровье человек.

2

7

Растения и животные ближайшего природного окружения.

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения. Написания сочинения –фентези.

2

8

Урок –КВН «Знаешь ли ты этих животных?»

Обобщить знания учащихся.

1

9

Живые существа, которым угрожает исчезновение.

Красная книга Казахстана.

Подготовка рефератов о растениях и животных занесенных в Красную книгу.

2

10

Способы охраны природы.

Рассмотрение способов охраны природы.

2

11

Разнообразие живой природы

Многообразие растений.

2

12

Многообразие животных

Жизнь в почве. Дождевые черви и кроты –типичные животные почвы.

2

13

Урок – КВН « Растения занесенные в Красную книгу Казахстана».

1

14

Экологические связи в живой природе.

Изучение экологических связей в живой природе.

1

15

Защитные приспособления растений

Защитные приспособления у растений, как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой

1

16

Защитные приспособления животных.

Защитные приспособления у животных, как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой

1

17

Экскурсия в зимний парк.

Наблюдение за совпадением зимних примет

1

18

Экологические катастрофы.

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

2

19

Экологические прогнозы.

Экологические прогнозы – их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.

2

20

Урок –дискуссия «Экологические катастрофы»

Обсуждение примеров экологических катастроф.

1

21

Экологическая акция «Береги первоцвет!»

Изготовление книжек –малышек. Беседы в 1-2 классах «Береги первоцвет!»

2

22

Итоговый урок.

Обобщение основных теоретических знаний и практических дел по экологии.

1

infourok.ru

«Экология на каждый день» (3 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ершовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова

Открытый урок окружающего мира

в 3 «А» классе

По теме:

«Экология на каждый день»

Учитель начальных классов: Кириллова Н.П.

2013-2014 уч.г.

ТЕМА: Экология на каждый день.

ЦЕЛЬ: дать первоначальные представления об экологии как науки бережного отношения человека к окружающей природе.

ЗАДАЧИ:

  • Создать условия для открытия детьми нового для них понятия «экология»;

  • Формировать основы экологической грамотности, чувство ответственности и любви к природе;

  • Формировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.

  • Расширять экологические знания учащихся;

  • развивать потребность гармоничного общения с природой;

  • прививать навыки экологической культуры; потребность поддерживания собственного экологического здоровья личности.

  • Развивать речь, мышление, обогатить словарный запас.

УУД:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, пользоваться моделями и схемами, понимать информацию, представленную различными способами, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить небольшие сообщения в устной форме.

Коммуникативные: вступать в контакт с собеседником, соблюдая нормы и правила общения, воспринимать другие мнения и позицию.

Оборудование: презентация, справочная литература, файлы с фотографиями, конверты с плавающими и улетающими уточками.

Технологиии: ИКТ, групповая, парная, проблемная, проектная

ХОД УРОКА.

  1. Орг.момент.

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах.

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдем-ка , дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

  1. Введение в тему. Актуализация.

Ребята, я сегодня услышала интересный разговор:

— Ох, какая сегодня плохая экология, — сказала мама, стиснув виски руками, от нее у меня разболелась голова.

— Да уж, — согласился папа, — экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах все время пишут, и по телевизору показывают. Надо ее исправлять.

— Кто же такая экология, от которой у мамы разболелась голова, и что такого она сделала?

— Плохо себя вела или не убирала за собой?

— И как ее собирается исправлять папа?

— Ребята, о чем же сегодня мы будем говорить на уроке ? (Об экологии) Слайд 1

Верно, об очень важной науке – экологии. Узнаем, что такое экологическая безопасность. Что называют окружающей средой? Отчего загрязняется окружающая среда? Что люди делают для охраны чистоты воздуха и воды?

— Какую цель мы перед собой поставим? Слайд 2

  1. Открытие новых знаний.

-Где можно услышать это слово –экология (по радио, в телепередачах, в газетах).

-Какие источники информации помогут нам узнать значение этого слова?

(Толковый словарь)

(Работа в группах с различными словарями.)

Чтение словарной статьи. Слайд 3

Экология -это наука о заимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.

«Экос» по- гречески значит «дом», «логос»- «ученье, наука». Экология- это наука о нашем общем доме.

— Надо убирать квартиру, не сорить, не ломать мебель, выносить мусор.

— Природа то же дом, только очень большой. В котором живут и люди и животные.

— Надо убирать за собой после отдыха в лесу, не сорить, не ломать деревья, не рвать цветы, не топтать траву, не сливать грязную воду в реки.

Окружающая среда – это все что есть вокруг нас, в том числе и природа.

Слайд 4

Экология – новое слово

Раньше земля не знала такого.

Банки, бутылки везде не бросали,

В реку отходы и нефть не сливали,

Трубы заводов так не дымили,

Не было столько автомобилей,

Столько лесов не вырубали

И зверей не уничтожали.

Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающая чистотой квартира. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей среде нужны хорошо подготовленные специалисты – экологи.

Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти, древесины. Для развития сельского хозяйства распахиваются все новые земли. При возведении гидроэлектростанций сооружаются плотины, изменяются русла рек, затапливаются большие территории. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений.

Природа сейчас переживает немалые потрясения. Чаще звучат такие слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа…

Слайд 5

Человек выбросил ведро мусора в компостную кучу. Прошел год, и мусор превратился в компост, который затем используют для подкормки растений. Природа сама может справиться с этим вопросом. Но заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для всего живого веществ: газов и пыли. С этим природа уже не может справиться самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, убивающие все живое. Новая экологическая беда.

Главное для общества – не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду, почву. И для этого многое делается. Но полностью решить эту задачу пока не удается.

Слайд6

Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды. Человек вынужден дышать загрязненным воздухом. Пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества. Может ли он при этом оставаться здоровым? Нет, конечно.

Слайд7

-Так как же поступают в организм загрязняющие вещества?

— Через продукты питания.

— Через воздух.

— Через воду.

— Поэтому каждый человек должен соблюдать правила личной экологической безопасности.

(Работа в группах: класс делится на три группы и каждая составляет памятку «Личной экологической безопасности»)

1 группа — Эковоздух.

— Как защититься от загрязненного воздуха?

1.Никогда не останавливайся на улице возле автомобиля с работающим двигателем.

2. Если дома из взрослых курит, попроси не делать этого в квартире.

3. В школу надо ходить тем путем, где меньше автомобилей, больше зелени.

Слайд 8

2 группа – Эковода.

— Как защититься от загрязненной воды?

1. Нельзя купаться в загрязненных водоемах.

2. Нельзя пить воду из-под крана.

3. Очистить такую воду с помощью бытового фильтра.

Слайд 9

3 группа – Экопитание.

— Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества?

1.Никогда не собирай ягоды и грибы недалеко от автодорог.

2.Всегда тщательно мой овощи и фрукты.

3.Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке.

Слайд 10

Физкультминутка

Слайд 11

– Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните

в ладоши, а если не согласны – топните ногами.

Если я приду в лесок
И сорву ромашку?
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку?
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю?
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю?
Если сильно насорю
И убрать забуду?
Если мусор уберу,
Банку закопаю?
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!

4. Закрепление нового материала.

Игра «Экологический светофор».

Предлагаются различные ситуации. Если герой ситуации так поступать не должен, уч-ся поднимают красный кружок, если действие героя не вредят природе – зеленый, желтый цвет – это ситуация выбора.

  1. Валера встал утром поздно, кое-как, чтобы не опоздать в школу. Побросал книжку в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтированной дорожке вокруг школьного сада, но сегодня он решил сократить путь и побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс, раздался звонок. «Не опоздал!» — радостно подумал Валера. (красный)

  2. Учитель попросил Алешу принести из библиотеки несколько книг. Алеша вышел в коридор. Во время урока в школе тихо. Алеша быстро добежал до библиотеки услышал, как где-то течет вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран и большая струя воды текла в умывальник, а брызги летели в разные стороны. Алеша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось – кран не закрывается. Алеша вошел в библиотеку и рассказал взрослым о случившемся. Взял книги и вернулся в класс. (зеленый)

  3. Бабушка попросила Андрея помочь ей собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать от простуды. Они взяли пакеты и отправились искать липу. Оказалось, далеко идти не надо – вдоль главной улицы города, там, где жили Андрей с бабушкой, одна за другой стояли липы. Бабушка предупредила: «Не выскакивай на дорогу, видишь, какое движение?» Машины действительно шли сплошным потоком, среди них были очень большие, с крытыми кузовами. Было очень шумно, так что Андрей и бабушка почти не слышали друг друга, хотя рвали цветки липы с одного дерева. (красный)

А сейчас я предлагаем провести небольшой эрудицион по экологии.

(работа в паре)

Задание 1.

У меня очень много игрушек сделано из неё; она бывает разноцветной, её очень трудно сломать; предметы, сделанные из неё мало весят; если её поджечь, то становится чёрный едкий дым; её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. /Пластмасса./

Задание 2.

Его делают из песка; чаще всего оно прозрачное; когда падает, оно разбивается; если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто; брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. /Стекло./

Задание 3.

Это получается, когда становится старым или ломается; это можно увидеть везде: в городе, деревне, вдоль дорог; это можно сдать и получить деньги; это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое; это бывает цветным, и его можно сдать на переплавку и получить деньги. /Металлолом./

Задание 4.

Его изобрели китайцы; у нас её получают из древесины; она легко горит; из неё получается много мусора; на ней обычно рисуют или пишут. /Бумага./

Задание 5.

Его много в городе, но мало в деревне; особенно силён он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин; от него люди болеют, нервничают, громко кричат и его становится всё больше; его издают разные приборы и машины; он вызывает загрязнение окружающей среды. А когда его слишком много, он вызывает у человека состояние, близкое к опьянению, действует как наркотик. /Шум./

Сейчас я буду зачитывать начало фразы, а вы её постарайтесь закончить.

  1. Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно… (использовать много раз, сдать в магазин).

  2. Одежду, которую ты уже не носишь, можно…(отдать нуждающимся).

  3. Не выбрасывай старые игрушки и книги: они могут … (кому-то понадобиться).

  4. Узнай, где поблизости есть пункт приёма макулатуры, и … (сдай туда ненужную бумагу).

  5. Почини и исправь вещь, вместо того, чтобы… (её выбрасывать).

  6. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически… (не разлагается).

5. Чтение учителем экологического рассказа

— Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.

Экологический рассказ «Воскресенье в лесу»

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Номы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога нас привела к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.

В кустах мы нашли гнездо, какой – то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день.

-Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.

Обсудите в паре, и ответьте.

Дети отвечают:

-Нельзя ходить в поход без взрослых.

-В лесу нельзя включать громкую музыку – она распугивает птиц и зверей.

-Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т. к. разрушается грибница и исчезает лекарство для зверей.

-Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки, в жаркую погоду костры разводить запрещается.

-Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя выбрасывать в лесу.

-Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.

-Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.

-Нельзя брать в город здоровых детенышей зверей и птиц.

-Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь оборванных цветов не долговечна.

  1. Творческая работа в группах.

— Одно из излюбленных мест жителей нашего села пруд.

С ребятами мы были на экскурсии. Но когда мы подошли ближе, вот что мы увидели. Слайд 12 (Мусор, загрязненная вода, остатки кострищ.)

-Я предлагаю вам создать экологические группы. Вы – экологи – юные защитники природы. И каждая группа попробует составить свое комфортное место отдыха вблизи водоема. Подумайте, обсудите и выполните, каким бы вы хотели видеть это место отдыха. Сконструируйте коллаж «Наш пруд». (У каждой группы импровизированный кусочек пруда из синей бумаги, заготовленные ранее детали коллажа.)

-Обговорите, кто из группы будет защищать вашу работу.

-Выступление. Создается общая работа групп.

Уже сейчас вы можете не сорить, убирать за собой, останавливать других.

И тогда ваш пруд будет именно таким. Слайд 13

  1. Рефлексия

Если вы считаете, что много узнали полезного на уроке, сможете поделиться новыми знаниями с семьей, друзьями – выбирайте плавающую уточку и селите на наш пруд. Если же что-то осталось непонятным, сложным – выбирайте улетающую уточку.

  1. Домашнее задание.

Слайд 14

— Придумайте и нарисуйте запрещающий знак поведения в природе.

Слайд 15

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

infourok.ru

экология 3 класс, Путешествие к Грибу

Экология,3 класс

Тема: Путешествие к Грибу — Грибовичу.
Цель: формирование у учащихся представлений о грибах как особом царстве живой природы.

Задачи:

Ознакомить с удивительными свойствами грибов; составить план сбора грибов в лесу; показать роль грибов в лесу; установить экологические связи; показать значение грибов в жизни растений, животных, человека; познакомить с правилами оказания первой помощи при отравлении грибами; воспитывать бережное отношение к природе;

Оборудование:

  • презентация «Грибы»;

  • схема «Строение гриба»;

  • тесты;

Ход занятия

1.Орг. момент.

Сегодня у нас необычный урок. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу сигнал с хорошей энергией.

До меня сигнал дошел,
Начинаем разговор.

II. Повторение пройденного

– Сегодня мы с вами совершим воображаемое путешествие в лес.

– А что такое лес? (Это место, где растет много деревьев)

– Это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут многообразные животные……………………………1

– Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, дает кислород для дыхания, имеет лекарственные растения, сохраняет водоемы и почву)

– А для нас, для человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, источник воды и пищи)

Игра «Что возьмём с собой?»…………………………………………………………..2

– А давайте вспомним, что такое природа? (Это то, что нас окружает и не создано руками человека)

– Какая бывает природа? (Работа по схеме)

– Чем отличается живая природа от неживой?

– Сейчас проверю как вы отличаете живую природу от неживой.

Игра «Топай – хлопай!»

– Я называю слова, а вы определяете к какой природе относится:

Дерево, трава, радуга, птицы, звери, камни, звезды, человек.

– А на какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и растений)

III. Сообщение темы и задач урока:

– Отгадайте загадку:

Землю пробуравил,
Корешок оставил.
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (Гриб) …………………………………………………………..3

План работы на уроке
1. Какие грибы бывают.
2. Где они растут.
3. Как следует собирать грибы.

— Для чего нам это нужно знать

– Сегодня мы ещё раз совершим путешествие в лес, в особое царство природы. Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные, что дальше делать, если отравился грибами. Будьте очень внимательны.

– Существует целая наука о грибах, посвященная их изучению.

«Микология» – «микос» – гриб, «логос» – наука………………………………………4

– Вспомните, грибы – это растения? Сравните гриб и растение.

– Что вы заметили у грибов?  (У нет таких частей как у растений)

– Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

Углубление представлений учащихся о грибах как представителях особого царства живой природы

1 ученик.!!!!!!!!! Грибы знакомы всем… Однако то, что мы называем грибом — это его плодовое тело. Сам гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых нитей — грибницы. Грибница
живёт очень долго — сотни лет. Если много тепла и влаги, то из земли пробивается плодовое тело (ножка и шляпка)

– А какая часть гриба упоминалась в загадке? Все грибы, которые имеют шляпку называются шляпочными.

Работа в парах:

-Собери гриб и назови его части.

– Как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей?  (Наземная)

– Что составляет наземную часть?  (Шляпка и ножка)

– В шляпке созревают споры (семена грибов), которые разносятся ветром, попадают в землю, прорастают, образуя новые грибы. Наземная часть по-другому называется «плодовое тело».

– А как называется часть гриба, которая находится под землей? Из чего она состоит? Это грибница «мицелий».

– Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет гриба…………………………………..5

– А чем питается гриб?  (Грибница высасывает из почвы воду с растворенными в ней солями)

IV. Знакомство с грибами

Продолжаем обсуждать вопрос «Что же такое грибы?»
Знаю, что вы готовили загадки…
— Сорвал я гриб в лесу,
Любуюсь на его красу.
На белой он ножке 
На шляпке — горошки. (мухомор)…………………………………………….6
— Глубоко был спрятан он.
Раз, два, три — и вышел он
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду! (боровик)……………………………………………….7

— Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту
Зовусь я… (подосиновик)………………………………………………………..8

— Не спорю — не белый я, братцы, попроще

Расту я обычно в берёзовой роще. (подберёзовик)………………………9

— Вдоль лесных дорожек,
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных
Издали приметных
Собирай, не мешкай.
Это… (сыроежки)…………………………………………………………………….10

 Ходят в рыженьких беретах
Осень в лес приносят летом,
Очень дружные сестрички
Золотистые… (лисички)………………………………………………………………………………11

— Растут на опушке
Рыжие подружки,
А зовут их… (волнушки)…………………………………………………………………………12

 Нет грибов, дружней, чем эти
Знают взрослые и дети 
На пеньках растут в лесу 
Как веснушки на носу. (опята)………………………………………………13

ФИЗМИНУТКА

Вот мы в лес пришли,           (маршируют)      
Белый гриб нашли,                (руки на поясе, показать важность гриба)
Выросли маслята –                (присели и слегка приставать)
Дружные ребята.
А опята – плясуны                 (выставление пятки, размах руками)
На поляне пляшут                   
Шапочками машут,                (машут правой рукой)
Раз грибок, еще грибок         (наклоны вперед)
Положили в кузовок.            (кладут грибы в корзину).


Информация о несъедобных грибах
На доске запись.
Мухомор, подосиновик, боровик, подберёзовик, сыроежка, лисички, волнушки, опята.
— Найдём лишнюю запись. (мухомор)
— Не все грибы съедобны

– Скажите, ребята, а почему все грибы делятся на съедобные и несъедобные?

– А если есть несъедобные грибы, тогда зачем они нужны? Может тогда, встречая их в лесу, нужно сшибать поганки палками, чтобы они не росли и не путали людей? (Эти грибы нужны лесным обитателям, которые вылечивают себя от болезней.)

Заповедь должна быть одна – все живое имеет право на жизнь. Любуйся их красотой!………………………..………………………………………………………………………….16

– А что случится, если человек нечаянно скушает поганку?

Правила сбора грибов. 
— Когда грибов в лесах очень много? (в теплую дождливую погоду)
2 ученик:

Хотя грибное царство и огромно, грибные богатства небезграничны. Для иного грибника набрать грибов побольше — главная цель похода в лес. Лесу от него большой вред. Вооружившись палкой, такой человек перероет всю лесную подстилку, раскидает ее, расшвыряет. И не подумает о том, что под лучами солнца грибница высохнет и погибнет.
Для настоящего грибника поход  за грибами радостная встреча с грибом, с лесом. Приобщение к его красоте, к его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет да еще полюбуется им, и только потом положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет. Сухую листву и мох не перевернет, не разбросает. Настоящему грибнику лес радуется, как другу, и грибов для него не пожалеет.
Помните:
— Не нарушай мох. 
— Не разрушай грибницу.
— Гриб срежь ножом или выкрути. Ямку засыпь землей и прикрой мхом.
— Отправляясь за грибами, не будем об этом забывать.

V. Тест работа в парах

 «Правила сбора грибов»

Внимательно прочитай каждую из перечисленных рекомендаций по сбору грибов. Отметь знаком «плюс» правильные, знаком «минус» неправильные.

1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.

2. Когда ищешь грибы, разрой и раскидай в стороны листву и мох. Так грибы будут лучше видны.

3. Не надо брать старые червивые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

4. Лучше всего собирать грибы возле шоссейных дорог, промышленных предприятий, в городских скверах, чтобы далеко не ездить.

5. Нужно рвать, тянуть гриб из земли.

6. Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом, а грибницу слегка присыпать землей.

7. Гриб можно не срезать, а выкручивать из земли.

8. Идти за грибами на «тихую охоту» надо не ранним утром, а в знойный полдень или вечером.

9. Никогда не срезайте незнакомые грибы.

10. Ядовитые грибы нужно растоптать, сбить палкой и не обходить стороной. Они приносят вред для всех.

Соблюдай правила сбора грибов!

— У грибов ребята есть еще интересные свойства:

Знакомство с целебными свойствами грибов
На связи лесная аптека.
УЧ. 1: Берёзовый гриб (чага) растёт на стволах берёз и достигает крупных размеров. Это твёрдые наросты чёрного цвета. Внутренняя часть — коричневая. Гриб проникает в глубь стволов и разрушает древесину. Вызывает гниение. В народной медицине применяют настой из плодовых тел, как внутреннее средство при желудочных заболеваниях.
УЧ. 2: Грибы-дождевики растут на полях, лугах, в лесах. Дождевики округлой формы белого цвета. Размер от куриного яйца до 1,5 м. в длину, высотой 24 см. Применяют как кровоостанавливающее и противовоспалительное средство.
УЧ. 3: Мухомор красный растёт на всей территории России. Ножка белая, шляпка красная с белыми пятнами. Чаще всего их используют для истребления мух. Но настойку гриба применяют при радикулите.

Уч. 4: В 1928 году доктор Алексей Флеминг открыл плесеневый гриб пеницилл, который способен убивать болезнетворные микробы. В дальнейшем ученые смогли сделать лекарство, которое назвали пенициллин.Он побеждает микробов-возбудителей дифтерии, менингита, воспаления легких.

Выявление взаимосвязи гриба и дерева в природном сообществе «лес»
— Задумывались ли вы над названиями грибов? Попробуйте ответить на вопросы, которые прозвучат в стихотворении «Лесные имена» Ю. Леонтьева.
Нет, грибные имена
Непонятны для меня
Ведь не хрюкают свинушки,
Не волнуются волнушки,
Не кричат опять опята,
Не бодаются козлята,
У лисичек нет шубки,
Как узнать, чьи это шутки?
Многие грибы дружат с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.
Практическая работа в группах.!!!!
Сосны подберёзовик
Дубы подосиновик
Берёзы боровик
Осины рыжики
Ели
(Ответы детей) на карточках на парте
— Белый гриб чаще всего находится в сосновых борах, в дубовых и берёзовых рощах. Рыжики — под соснами и елями. Подосиновики — под осиной. Подберёзовики — под берёзой.
— Такая дружба выгодна и грибу и дереву. Грибу трудно прожить в одиночку. И ему приходится искать помощи. Тонкие нити грибницы растут от клубочка-центра в разные стороны. Грибница оплетает корни дерева и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые берёт из почвы. 
— Долгие годы люди думали, что грибница губит деревья. Но это не так. Грибница наоборот помогает маленьким деревцам расти, делится с «великанами» лишней влагой, витаминными добавками, которые помогают дереву лучше расти.

Новенькое!
Зайка: Здравствуй, белка.
Белка: Здравствуй, зайка. Ты, что такой испуганный? Опять от лисы или волка еле ноги унес?

Зайка:  Эх, Белка, весь день по лесу скачешь, а последние новости не знаешь. Тут тетушка Сорока на дереве сидела, страшные истории рассказывала. Летала она по лесу и на одной лесной поляне нашла круги, очерченные шляпками грибов. Говорят, на этом месте при свете луны ведьмы хороводы водят. Внутри круга почти нет травы или она чахлая, как будто вытоптанная. Круги эти не исчезают, а год от года все шире и шире становятся.

Белка: Ай-ай, Зайка! Сколько лет в лесу живешь, а до сих пор не знаешь, что Сороке нельзя доверять. Ведьм в лесу никто и никогда не видел, а у ученых есть объяснение этим странностям. Они считают, что трава внутри «ведьминых кругов не растет» потому что там слишком плотная грибница. Грибы так активно поглощают воду и питательные вещества, что травянистым растениям уже не хватает. А так как грибница растет по кругу, то получаются кольца.  Вот и раскрыли лесную тайну. Теперь будем знать, что грибы надо искать кругами……………………………………………………………………………………..21

Это интересно!

— Белка заготавливает на зиму 600 гр. сухих грибов.
— Каждый год на гектар леса падает свыше 2 т. хвои, листьев, веток, шишек и коры. Всё это перерабатывают грибы.
— Быстрее всех растёт подберёзовик по 4-5 см в сутки.

— Многие грибы имеют необычные названия………..22,23,24,25,26, 27,

— мы многое узнали сегодня о грибах, а сейчас проверим , что вы запомнили.

Тест «Грибы — это грибы».

1) Грибы- это растения? —
2) Ложные опята. Бледная поганка-несъедобные грибы? +
3) Рыжики, лисичка-съедобные грибы? +
4) Может ли гриб вырасти на дереве? +
5) Животные едят несъедобные грибы? +
6) Самый ядовитый гриб-мухомор? —
7) Съедобен ли дождевик? +
8) Грибница губит деревья? –
9) Можно ли собирать грибы вдоль дорог на газонах? —
5. Итог урока
6. Рефлексия

Сегодня за хорошую работу я угощаю вас всех грибочками, но не настоящими, а испеченными. А почему?  (Детям до 10 лет есть грибы не рекомендуется)

www.metod-kopilka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *