cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Окружающий мир 2 класс школа 21 века поурочные разработки – Поурочные разработки по окружающему миру. 2 класс

Содержание

Методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме: Урок по окружающему миру во 2 классе по программе 21 век Царсство природы

Урок окружающего мира во 2-м классе по программе «Начальная школа XXI век»        

Ермакова Марина Михайловна, учитель начальных классов

Тема: Царство природы.

Оборудование.

Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер.

Дом природы; картинки с объектами живой и неживой природы; изображения грибов. “Полянка”: вырезанные рисунки деревьев, травка, пеньки.

Тексты для групповой работы по растениям.

Цели урока:

образовательные:

• познакомить с царствами живой природы и их типичными представителями;

развивающие:

• расширить знания детей о живой природе Земли;
• развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать;
• развивать умения работать в малых группах;

воспитательные:

• воспитывать культуру общения, умение выслушивать мнения членов группы;
• прививать любовь к родному  краю.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

2. Вступительное слово учителя. 

Учитель. Наш урок мне хочется начать небольшим стихотворением Н. Рыленкова:

Всё в тающей дымке — 
Холмы, перелески… 
Здесь краски не ярки 
И звуки не резки…
Здесь мало увидеть, 
Здесь надо всмотреться, 
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце. 
Здесь мало услышать, 
Здесь вслушаться нужно, 
Чтоб в душу созвучья 
Нахлынули дружно. 
Чтоб вдруг отразили 
Бездонные воды 
Всю прелесть застенчивой 
Русской природы.

Ребята, о чем пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Все мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё очень много жителей. Наш общий дом – природа.

3. Повторение пройденного материала.

На доске прикреплен силуэт дома и расставлены картинки с объектами живой и неживой природы.

Учитель. Дети, давайте заселим наш дом.

Учащиеся, выходя к доске, располагают объекты живой и неживой природы в домике.

4. Изучение нового материала.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем рассматривать объекты живой природы. Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда мы все вместе найдем правильный ответ.

Учитель. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были…. Нет – нет, не царь с царицей…. Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это четыре царства живой природы.

Учитель. Сегодня мы побываем в каждом из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим каждому царству название. 

Царство “Животные”

Учитель. Рассмотрите внимательно фотографии. Как бы вы назвали группы данных представителей живой природы? Как, одним словом можно назвать все перечисленные группы?

Учитель. Все верно, это царство животных. Его многочисленные представители обитают и в жарких странах, и на холодном Севере. Назовите животных, выберите фотографии которых вы сейчас рассматривали, населяющих наш край. (Учащиеся выбирают фотографии каждой группы животных)

Царство “Грибы”

Мы идем лесной тропинкой, А куда – не знаем сами. За малиной? За малиной! За грибами? За грибами!

Учитель. Итак, мы идём в грибную страну, которая находится в лесу. А вы знаете дети, что сбор грибов — это непростая работа. Вот я, например, не знаю, какие грибы можно собирать. Помогите мне. Возьмите в руки конверты, которые находятся на столах каждой группы и выньте изображения грибов, рассмотрите их. Подумайте, на какие группы можно их разделить.

Дети делят грибы на группы, раскладывая на партах. Затем такая же работа проводится фронтально. В процессе работы на доске выстраивается таблица.

ГРИБЫ

СЪЕДОБНЫЕ

НЕСЪЕДОБНЫЕ

Учитель. Чтобы собирать грибы, нужно знать, в каких местах они растут. А вы знаете? Отгадайте загадки, найдите рисунок с изображением гриба и прикрепите его в то место на “полянке”, где он “любит” расти.

На доске “полянка”. Дети договаривают слово — отгадку хором, “рассаживают” грибы.

1.

Будто смазаны маслом,
Мы блестим на солнце красном,
Как лесные дошколята,
Под сосной растут … (маслята)

2.

Что за грибки глядят на нас,
Столпились тесной кучкой?
Ох, и дружные ребята, 
На пеньке растут… (опята)

3.

Я в красной шапочке расту,
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту —
Зовусь я… (подосиновик)

4.

Растут в лесу сестрички,
Рыжие … (лисички)

5.

Лета первая примета:
Под берёзкой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик)

Учитель помогает учащимся в случае затруднений. Дети делают вывод:

На нашей лесной полянке растут съедобные грибы: под сосной — маслята, около берёзы — подберёзовик, под осиной — подосиновик, на пеньке поселились опята, вокруг пенька можно найти лисичек.

Физминутка

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал — 
Не споткнулся, не упал? 
Гриша шёл, шёл, шёл,
Белый гриб в лесу нашёл. 
Раз — грибок,
Два — грибок,
Три — грибок,
Их положим в кузовок.

Дети имитируют шаги по лесу и движения руками во время сбора грибов.

Учитель. Ребята, а кто знает, какие грибы можно собрать в наших северных лесах? Как правильно собирать грибы? Почему их лучше срезать ножом? Итак, мы побывали в царстве грибов.

Царство “Растения”

Дети рассматривают изображения дерева, кустарника и травы.

Групповая работа.

Учащиеся 1 группы “Трава” получают задание: рассмотреть первую фотографию, найти в тексте, предложенным учителем, подходящие под описания картинки слова, подчеркнуть их и попытаться дать название этому изображению.

Аналогичная работа во 2 группе “Кустарник” и 3 группе “Дерево”.

Учащиеся 4 группы “Аналитики” получают следующее задание: прочитать дополнительную информацию о растениях, выслушать ответы одноклассников, обсудить, правильно ли названа каждая группа растений и ее особенности, сделать обобщение.

Дети делают вывод: все растения делятся на три группы — травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое. Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. Трава – низкая, имеет много мягких стеблей.

Учитель. Ребята, а кто знает, какие растения населяют наш край?

 Учитель. Мы были в царстве растений. А сейчас нам предстоит путешествие в самое необычное и неизведанное для многих царство. Сейчас внимательно послушайте информацию о нем и попробуйте дать ему название.

Царство “Бактерии”

Учитель. Первыми жителями Земли были бактерии. Много лет они оставались единственными ее обитателями. Со временем, эти мельчайшие на Земле организмы начали вдыхать кислород и поселились внутри крупных организмов, процветая и размножаясь там.

Соединение с некоторыми видами бактерий оказалось выгодно и нам, людям: они помогают перерабатывать пищу, попавшую в кишечник, необходимы в табачном, сырном и винном производстве. Другие же вечно досаждают нам. Туберкулез, грипп, пневмония и множество других инфекций – все это дело “рук” различных видов бактерий.

К середине 1990-х годов ученые разработали новейшее разведывательное средство – лазерный микроскоп. Именно тогда впервые открылась подлинная жизнь бактерий.

Учитель. Ребята, какое же название имеет следующее царство?

Учитель. Рассмотрите внимательно изображения бактерий, которые представлены на данном слайде. Они разбиты на три типа. Найдите общие черты каждой группы и попытайтесь определить типы бактерий.

В процессе работы учащиеся выясняют, что существуют три типа бактерий: шарообразной, палочкообразной и винтообразно – изогнутой формы. Бактерии населяют не только нашу планету Земля, но и организмы живых существ.

5. Обобщение изученного материала.

В ходе беседы ученики вспоминают, с какими царствами живой природы они познакомились. На какие типы и виды делится каждое из царств и кто его населяет.

6. Закрепление нового материала.

Дидактическая игра “Царства природы”

Групповая работа.

Четыре группы получают названия – “грибы”, “бактерии”, “животные”, “растения”. Детям предлагаются два слайда, на которых предложены пронумерованные фотографии представителей живой природы. По команде каждая группа должна выписать номера тех фото, на которых изображены представители именно их царства.

Проверка проводится с помощью заранее заготовленной учителем на доске таблице:

Животные

2 3 8 12 13 18

Грибы

1 5 10 15

Растения

6 7 11 17

Бактерии

4 9 14 16

Учитель. Молодцы, ребята, вы отлично справились! А сейчас я вам приготовила задание на внимание: посмотрите, в этой же таблице цветным мелом я указала номера только тех фотографий, на которых изображены типичные представители нашего  края. Проверьте, все ли верно я сделала?

7. Итог. Рефлексия.

Учитель. Что узнали нового? Чем занимались? Все ли у вас получилось?

Учитель. Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.

nsportal.ru

Поурочные планы-конспекты — Все для студента

Поурочные планы-конспекты — Все для студента

Учебно-методические материалы

Студенческие работы

Программное обеспечение

Теги, соответствующие этому тематическому разделу

Файлы, которые ищут в этом разделе

Доверенные пользователи и модераторы раздела

Активные пользователи раздела

Поурочные планы по учебнику Вахрушев А.А. Окружающий мир 1 класс.( «Я и мир вокруг») Программа «Школа 2100» Издательство «Учитель». 9 конспектов раздела «Как мы понимаем друг друга»

  • №1
  • 414,19 КБ
  • добавлен
  • изменен

Пособие для учителей. — Минск: Народная асвета, 1973. — 112 с. В пособии кратко излагаются задачи и содержание природоведения как учебного предмета, даются рекомендации по организации наблюдений за сезонными явлениями в природе. Основную часть пособия составляют методические рекомендации к проведению занятий по всем темам программы. Предлагаемые разработки тем и уроков являются…

  • №2
  • 862,52 КБ
  • добавлен
  • изменен

Без выходных данных, 2011. — 29 уроков. Поурочные планы по программе «Начальная школа XXI века»» серии «Поурочное планирование для начальной школы» представляет примерное поурочное планирование, составленное опытными учителями в соответствии с учебником: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова,…

  • №3
  • 461,09 КБ
  • добавлен

www.twirpx.com

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс «Школа XXI века.

Окружающий мир. Хлеб – главное богатство России. 2 класс.

«Начальная школа XXI века»

Елизавета Михайловна Гоян , Ирина Анатольевна Кривашкина

ГБОУ №164 г. Санкт — Петербург

Аннотация к уроку по теме «Хлеб – главное богатство России». 2 класс.

Предмет: окружающий мир.

Урок спланировали учителя начальных классов ГБОУ №164 г. Санкт — Петербург

Елизавета Михайловна Гоян , Ирина Анатольевна Кривашкина.

Структура урока выстроена в соответствии с программой курса окружающего мира для начальной школы в рамках Образовательной системы «Начальная школа XXI века».

В этой теме ребята впервые знакомятся с хлебом , как одним из величайших богатств России, узнают , как он изготавливается.

На этапе практической деятельности учащиеся осознанно входят в пространство этой деятельности ,перевоплощаясь в пекарей, изготавливают самостоятельно тесто для хлеба.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока:

Образовательная: дать представления о хлебе, как одном из величайших богатств России, о процессе создания хлеба.

Развивающая: развивать знания детей о пользе хлеба, его ценности.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к хлебу, учить детей работать в группе.

На уроке использованы следующие технологии: технология деятельностного метода, технология обучения в сотрудничестве.

Методы: наглядный метод, воздействующий на визуальное восприятие информации.

Приёмы: использование электронных образовательных ресурсов, групповая работа.

Формы организации урока: урок с элементами практической деятельности. Применялась фронтальная и групповая формы работы.

Оборудование:

  • персональный компьютер
  • видеопроектор
  • презентация урока в программе Power Point
  • CD проигрыватель
  • посуда
  • продукты для приготовления теста.
  • На уроке дети развивают умение использовать информацию в практической деятельности. Использование электронных образовательных ресурсов делает урок более содержательным и красочным, помогает привлечь внимание детей.


    Автор: Гоян Елизавета Михайловна

    pedportal.net

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 КЛАСС — ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ — ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — разработки уроков — авторские уроки — план-конспект урока

    НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В УМК

    МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКА

    БЛОК ВНЕКЛАССНОЙ, ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА»

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ВО 2 КЛАССЕ (68 ч)

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

    ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

    РАЗДЕЛ «ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ»

    УРОК 1. МЫ — СОЮЗ НАРОДОВ РОССИИ

    УРОК 2. МЫ — ЖИТЕЛИ ВСЕЛЕННОЙ

    УРОК 3. НАШ «КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ» — ЗЕМЛЯ (практическая работа с компасом)

    УРОК 4. НАШ «КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ» — ЗЕМЛЯ (продолжение)

    УРОК 5. ВРЕМЯ

    УРОК 6. СУТКИ И НЕДЕЛЯ

    УРОК 7. МЕСЯЦ И ГОД

    УРОК 8. ВРЕМЕНА ГОДА

    УРОКИ 9—10. ПОГОДА (практическая работа с термометром)

    УРОК 11. КАЛЕНДАРЬ — ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ, СТРАЖ ПАМЯТИ

    УРОК 12. ПРАЗДНИКИ ДЛЯ ВСЕХ

    УРОК 13. НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    УРОК 14. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

    РАЗДЕЛ «ОСЕНЬ»

    УРОК 15. ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ

    УРОК 16. ОСЕНЬ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

    УРОК 17. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ПОРУ ОСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ

    УРОК 18. ЗВЁЗДНОЕ НЕБО ОСЕНЬЮ

    УРОК 19. ТРАВА У НАШЕГО ДОМА

    УРОК 20. СТАРИННАЯ ЖЕНСКАЯ РАБОТА

    УРОК 21. ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ ОСЕНЬЮ

    УРОК 22. ЧУДЕСНЫЕ ЦВЕТНИКИ ОСЕНЬЮ

    УРОК 23. ГРИБЫ

    УРОК 24. ШЕСТИНОГИЕ И ВОСЬМИНОГИЕ

    УРОК 25. ПТИЧЬИ СЕКРЕТЫ

    УРОК 26. КАК РАЗНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ

    УРОК 27. НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ

    УРОК 28. ОСЕННИЙ ТРУД

    УРОК 29. БУДЬ ЗДОРОВ!

    УРОК 30. ОХРАНА ПРИРОДЫ ОСЕНЬЮ

    РАЗДЕЛ «ЗИМА»

    УРОК 31. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ

    УРОК 32. ЗИМА — ВРЕМЯ НАУКИ И СКАЗОК

    УРОК 33. ЗИМА В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

    УРОК 34. ЗВЁЗДНОЕ НЕБО ЗИМОЙ

    УРОК 35. ЗИМА В МИРЕ РАСТЕНИЙ

    УРОК 36. ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ

    УРОК 37. РАСТЕНИЯ В ДОМАШНЕЙ АПТЕЧКЕ

    УРОК 38. ЗИМНЯЯ ЖИЗНЬ ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ

    УРОК 39. НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ

    УРОК 40. В ФЕВРАЛЕ ЗИМА С ВЕСНОЙ ВСТРЕЧАЮТСЯ ВПЕРВОЙ

    УРОК 41. ЗИМНИЙ ТРУД

    УРОК 42. БУДЬ ЗДОРОВ!

    УРОК 43. ОХРАНА ПРИРОДЫ ЗИМОЙ

    РАЗДЕЛ «ВЕСНА И ЛЕТО»

    УРОК 44. ВЕСЕННИЕ МЕСЯЦЫ

    УРОК 45. ВЕСНА В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

    УРОК 46. ВЕСНА — УТРО ГОДА

    УРОК 47. ЗВЁЗДНОЕ НЕБО ВЕСНОЙ

    УРОК 48. ВЕСЕННЕЕ ПРОБУЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ

    УРОК 49. ЧУДЕСНЫЕ ЦВЕТНИКИ ВЕСНОЙ

    УРОК 50. ВЕСНА В МИРЕ НАСЕКОМЫХ

    УРОК 51. ВЕСНА В МИРЕ ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ

    УРОК 52. НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ

    УРОК 53. ВЕСЕННИЙ ТРУД

    УРОК 54. СТАРИННЫЕ ВЕСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ

    УРОК 55. БУДЬ ЗДОРОВ!

    УРОК 56. ОХРАНА ПРИРОДЫ ВЕСНОЙ

    УРОК 57. ЛЕТО КРАСНОЕ

    УРОК 58. ЛЕТНИЕ ПРАЗДНИКИ И ТРУД

    compendium.su

    План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме: Урок окружающего мира 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»

    1.Мотивация к учебной деятельности

    Цели: 

    — актуализирует

    требования к ученику со стороны учебной деятельности;

    — создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

     

    Слайд 1.

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

    Цель:

    1.Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности.

    2.Мотивировать     предстоящей деятельности на уроке.

     Слайд 2.

    3. Постановка учебной задачи

    Цель:

    1.Определить тему и цель урока.

    2.Добиться  понимания и принятия учебной задачи урока.

    Слайд 3.

    Слайд 4.

    Слайд 5.

    — Мы урок наш начинаем,

    На столе мы проверяем:

    Всё ль в порядке?

    Всё ль на месте?

    И урок начнём мы вместе.

    (Звучит песня в исполнении Ю. Антонова “Под крышей дома твоего»)

    — Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глазки. У вас отличное настроение, дыхание ровное, спокойное. Вы можете выполнять любое задание. Я считаю до «5», когда скажу «5», откройте глазки, пожелайте удачи в получении знаний.

    – Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. Как вы понимаете пословицу  «И стены в доме помогают». 

    Родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом -это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.

    – Давайте вместе подумаем, как ёще можно назвать дом.
    – А изначально дом – жилище, изба. В древне – русском языке слово «истба» означало «баня – теплое помещение». Сравните слово истопить, топить, тепло. (На крыше нарисованного дома – «тепло»)
    – Чтобы всем в доме было тепло, что для этого необходимо?

    –Кто будет жить в нем, вы узнаете, отгадав ребус.

    На доске появляется 7Я  

    – Кто догадался, о чём сегодня будем говорить на уроке?

    — Произнесите слово «семья». Какие слова в нём спрятаны?

    — Кто знает, почему именно 7, а не

     5или 6?

    — Какие знаете выражения, где используется цифра 7?

    — Как вы считаете, только у людей бывают семьи?

    — Из кого состоит их семья?

    — В чём сходство и различие семей  людей и животных?

    —  Мы начинаем изучать раздел «Кто живет рядом с тобой» и поговорим сегодня о семье.

    О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

    — Итак, что же такое семья? Какие мысли вас посетили? 

    — Из какого источника можно узнать значение слова «семья»?

    — Кто желает поработать с ноутбуком и найти значение слова?

    — Какое значение слова «семья» подходит для нас и почему?

    – А как же появилось слово семья? Об этом нам расскажет стихотворение.

    – А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
    – До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве.

    Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.

    Приветствуют друг друга, настраиваются на работу.

    Просматривают слайд, сравнивают слова и делают вывод:

    Чтобы всем в доме было тепло, для этого необходимо, чтобы в доме была доброта и уют.

    Тема урока – «Семья».

    7 и Я

    Потому что самые близкие люди – мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот  и получается число 7.

    7 чудес света. На 7-ом небе…

    Нет, ещё и у животных.

    Из самца, самки и детёнышей.

    Высказывают свои мысли.

    • Что такое семья?
    • Что объединяет членов семьи?
    • Чем семья отличается от другой группы людей?
    • Как называют членов семьи?
    • Как называют людей одного возраста?

    Дети высказывают свои мысли.

    Рассуждают.

    Из толкового словаря, из сети  Интернет…

    Желающий ученик выполняет задание, читает значение слова из словаря Ожегова.

    Семья — объединение людей, сплоченных общими интересами.

    Семья -группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей.

    Семья -группа живущих вместе близких родственников. 

    Из словаря Ушакова:

    Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

    Ученики выбирают значения слова и доказывают.

    Ученик читает стихотворение.

    Когда появилось слово семья?
    Когда-то о нём не слыхала Земля –
    Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
    – Сейчас я тебе семь вопросов задам:
    – Кто деток родит мне, богиня моя?
    Ева тихонько ответила: «Я»
    – Кто их воспитает, царица моя?
    Ева покорно ответила: «Я»
    – Кто есть приготовит, о радость моя?
    Ева всё также ответила: «Я»
    – Кто платье сошьёт, постирает бельё,
    Меня приласкает, украсит жильё?
    «Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
    Сказала она знаменитых семь «Я»
    Вот так на Земле появилась семья.

    Выслушиваются ответы детей.

    ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям.

    РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика.

    КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.

    ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.

    4. Решение

    учебной задачи

    Цель:

    1.Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.

    Слайд 6.

    — Каких членов семьи вы знаете?

    — Кто является вашими родителями?

    — Кто из вас знает, почему маму и папу называют именно так, а не по имени, например?

    Считается, что слово МАМА относится к той группе слов, которые появились еще до возникновения у людей членораздельной речи.

    -Из скольких слогов состоит слово мама? Дайте характеристику этому слову.

    Слог «ма» — самый простой из того, что может выговорить младенец. И слово МАМА произошло, как предполагают, из повторения этого слога. Ведь мама была главным человеком в жизни малыша в первобытные времена, он проводил с ней всё время, пока папа охотился и защищал семью от врагов.

    — Что же означает слово папа? Я предлагаю вам пообщаться дома со своими родителями и на следующем уроке высказать ваши мнения.

    — Кто ещё есть в вашей семье, помимо мамы и папы?

    – А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

    – Что их еще может объединять?

    Дети перечисляют.

    Мама и папа.

    Выслушиваются ответы детей.

    Слово состоит из двух слогов, т. к. в нем 2 гласные. Первый слог состоит из слияния двух звуков: твёрдого, непарного согласного [м] с гласной [а], а второй слог повторяет первый. Ударение падает на первый слог, на гласную а.

    Определяют проблему – необходимо узнать значение слова  для достижения цели.

    Бабуши и дедушки, брат или сестра.

    Рассуждают, отвечая на поставленные вопросы.

    (У каждого лежит карточка с текстом и дети по очереди читают и исправляют)

    Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

    Ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, нежность, взаимопонимание.

    ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа.

    КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют  в обсуждении.

    РУУД: учится ставить проблему.

    ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует

    самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, знакомится с позитивными способами взаимодействия в семье.

    6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

    Слайд 7.

    — Как называют членов семьи?

    (поиск слов на страницах учебника с 64)

    Кого назовём домочадцами? В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»?
    – А у кого из вас в семье проживает несколько поколений?

    – Какая семья называется многодетной?

    – Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это?

    — Каждая семья строит свою жизнь по своим правилам, традициям, но каждая семья хочет быть счастливой.

    — Что нужно для хорошей дружной  семьи?

    — Когда семья будет жить счастливо?

    А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те, кто…” 

    • У кого есть старший брат.
    • У кого есть младшая сестра.
    • У кого бабушка и дедушка.
    • У кого дальние родственники живут на “материке”.
    • У кого есть сын или дочь.

    Дети высказывают своё мнение.

    В старину членов семьи называли «домочадцами».

    1 ученик зачитывает.

    Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.
    Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений.

    В которой 3 и больше детей.

    Это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры.

    Дети высказывают своё мнение.

    Дети внимательно слушают учителя и встают. (игра на внимание)

    ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания.

    8. Формирование практических умений и навыков

    Цели:

    — организует выполнение самостоятельной работы на закрепление знаний

    Слайд 8.

    Слайд 9.

    Слайд 10.

    Слайд 11.

    – У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.

    – Имена детям выбирают родители. Вы должны были расспросить родителей, почему вас так назвали, и попробовать выяснить, что означает ваше имя.

    – Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а фамилия передаётся от родителей детям. – А может ли человек жить один и называть себя семьей?
    — Чем семья отличается от группы людей? Прочитайте об этом на стр. 66-67 учебника.

    В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.

    Игра « Кто кому кто?»

    – Алина, ты кто для мамы?
    – Женя, кто называет тебя сыном?
    – Максим, ты кто для бабушки?
    – Катя, у папы есть мама. Кто она тебе?
    – Миша, у мамы есть сестра. Кто она тебе?
    – Злата, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе?

    – Теперь послушайте одну легенду.

    В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
    – Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.

    — Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

    – А теперь заглянем в будущее. Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки). Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие?

    О семье составлено много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их.

    Сейчас вам надо закончить пословицу.

    Семья – это то, что мы делим на всех,
    Всем понемножку: и слезы и смех,
    Взлет и падение, радость, печаль,
    Дружбу и ссоры, молчанья печать.

    – Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей? 
    – У нас с вами тоже школьная семья. И впереди год совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.
     – Каковы ваши обязанности в семье?
     – Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге. Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно.

    А для этого давайте прочитаем правила на листочках, которые лежат у вас на партах, и будем по ним жить.

    Ученик читает стихотворение:

    Что имя? Звук, оброненный случайно,
    В котором нет ни смысла, ни значенья?
    Конечно, нет! И в именах есть тайна.
    И таинство есть имянареченье.

    Дети рассказывают о значении своих имён.

    — Дочь

    — Папа

    — Внук

    — Бабушка

    — Тётя

    — Двоюродные братья и сёстры.

    На листе было написано слово «понимание».

    Высказывания детей.

    Дети высказывают своё мнение.

    • Семья крепка (ладом).
    • Вся семья вместе, так и душа на (месте).
    • Зачем клад, коли в семье (лад).
    • Русский человек без родни не (живет). 

    Мы будем: (Слайд 12) 

    • Называть друг друга по именам.
    • Защищать наших друзей, если их обижают.
    • Помогать им в беде.
    • Помогать им в учебе.

    Мы не будем: (Слайд 13) 

    • Грубить друг другу.
    • Пускать в ход кулаки.

    Говорить друзьям обидные слова.

    ПУУД: осмысление понятий, связанных с темой «семья», осознание своей роли в семье.

    КУУД: учится оформлять свои мысли в устной  форме; слушать и понимать речь других.

    ЛУУД: формирует

    самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    РУУД: формулирует вывод

    9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    Цели:

    — вспоминает содержание основных этапов урока;

    —  оценивает

    собственную учебную деятельность.

    — За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок?
    – Что же такое семья?
    – Чем для вас является семья?
    – Хорошо, когда в семье все быстро и дружно справляются с домашними делами и остается свободное время для любимого занятия. А во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, слушать музыку, смотреть любимую телепередачу, играть, шутить, вместе гулять. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда был мир и понимание. Берегите своих близких, любите свои семьи.

    Звучит песня в исполнении Л.Лещенко “Родительский дом”.

    Отвечают на вопросы.

    Оценивают работу за весь урок.

    Определяют цель следующего урока.

    РУУД: оценивает  правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.          

    ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

    nsportal.ru

    Поурочное планирование и методический комментарий по окружающему миру (Виноградова, 2 класс, 1 полугодие) — Окружающий мир — Предметы — Каталог статей

    2 КЛАСС

     

    ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

     

    Тема «Что тебя окружает» (уроки № 1 – 2)

     

    № урока

    Тема урока

    Основное содержание

    Методы и приемы

     

    1.

     

     

     

     

     

     

     

     

    2.

     

    Что такое окружающий мир

     

     

     

     

     

     

    Бывают ли на свете чудеса

     

     

    Что нас окружает. Природа неживая и живая. Человек – часть природы. Общество.

     

     

     

     

     

     

    В природе много чудес. Человек должен уметь их замечать. Многие чудеса созданы руками человека.

    Сравнение понятий «объект природы (живой, неживой)», «изделие».

    Работа с учебником: нахождение ошибки в высказываниях. Упражнение на классификацию объектов природы.

    Минутка игры.

    Беседа с использованием фотографий «Бывают ли на свете чудеса».

    Работа с рубрикой «Обсудим вместе».

    Рассказ учителя: «Чудеса света». Чтение и обсуждение фрагмента  стихотворения » Н. Юрковой «Чудо» (учебник, ч.1, с.12)

     

     

    Методический комментарий

    Цель первого урока – уточнение понятий, которые уже встречались детям в первом классе: «объект природы», «объект живой (неживой) природы», «изделие». Одновременно с термином «объект» вы можете ввести термин «тело», не требуя от детей его запоминания: они просто усваивают то, что любой объект окружающего мира является телом. Особое внимание вы уделяете установлению различий в понятиях «природа» и «общество». Этому способствует рассматривание рисунка-схемы в учебнике (учебник, ч.1, с. 4 — 5). В результате обсуждения учащиеся должны понять следующее:

    а) к природе относятся объекты (тела) неживой и живой природы. Человек —  тоже тело живой природы, но его можно рассматривать отдельно, как особо организованный объект природы;

    б) к обществу относятся люди, предметы их трудовой деятельности.

    В записную книжку учителя

    Казалось бы, различить живую и неживую природу просто: объект (тело) живой природы растет, питается, дышит, дает потомство, умирает. Все, что относят к неживой природе, не обладает этими свойствами. Но ученые спорят: всегда ли надежны эти признаки? Растут кристаллы, текут реки, волнуется море, дышат вулканы, рождаются горы… Но для всех очевидно, что жизнь —  это особый способ существования тел, основой которого является постоянный обмен веществами и энергией и упорядоченность, то есть строгий порядок в системе. Помните, английскую песенку про яйцо Шалтая-Болтая, который свалился во сне со стены, и вся королевская конница и вся королевская рать не могли его собрать. Вот так образно можно представить картину порядка (внутри сырого яйца все упорядочено) и картину беспорядка (разбитое сырое яйцо не удастся собрать в прежнюю форму).

    Сравнение объектов природы и изделий, созданных человеком, детям легче осуществлять в процессе игры. Задание целесообразно сформулировать так: «Разделите все эти объекты (предметы, тела) на две группы: в одной будут природные объекты, а в другой —  то, что создано человеком». Напомним вам, что не нужно задавать детям вопрос «Что лишнее?», иначе они могут пойти по ложному пути: любой объект по какому-то признаку (иногда несущественному) может быть лишним. А в данном случае необходимо, чтобы дети классифицировали предметы по существенному отличию – природный объект и изделие. Можно предложить второклассникам и такое задание: «Если я называю объект природы, то вы поднимаете зеленый треугольник, а если изделие, предмет труда человека, то красный круг».

    С интересом выполняют дети задания в учебнике (ч.1, с.6), цель которых —  найти ошибку. Вот как проходил этот момент урока в одной из школ г. Самары.

     

    Учитель. Правильны ли эти высказывания?

    ·       Солнце, камни, песок, грибы, дождь, ветер – все это неживая природа.

    Учащиеся. Здесь ошибка. Ведь грибы – это живая природа. Это, наверное, растение.

    А мне кажется, что грибы —  это животные.

    Учитель: Что такое грибы, мы узнаем позже. Пока скажу только одно: грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Ясно, что грибы – часть живой природы.

    ·       Птицы, рыбы, земноводные, звери, пресмыкающиеся, насекомые – все это животные.

    Есть ли в этом высказывании ошибки?

    Учащиеся. Я думаю, что насекомые – не животные, а просто насекомые. Животные – только дикие звери.

    Это все неправильно. Все, кто живет, называется животными: и звери, и насекомые, и лягушки, и крокодилы.

    Учитель. Кто же прав? Давайте обратимся к учебнику. Прочитаем, что написано в рубрике «Проверь себя».

    Учащиеся. Это высказывание верное.

     

    По такому же сценарию идет решение задач, содержанием которых являются социальные объекты и явления. Эти задания труднее, т.к. дети должны обсудить достаточно сложные нравственно-этические проблемы: является ли класс, компания друзей, коллектив сотрудников частью общества; может ли человек жить один —  без друзей, родных, близких.

    Прочитав вывод  в учебнике (ч.1, с.7),  учащиеся в обобщенной форме запомнят характеристику понятия «окружающий мир».

    Частью урока может быть минутка игры. Используйте ее для активизации познавательной деятельности тех учащихся, которые не очень инициативны (не поднимают руки, не участвуют в учебном диалоге, часто отмалчиваются). Игровая ситуация позволит им проявить свою активность (материал для игровой минутки представлен в учебнике, ч.1, с. 8 -9).

    Следующий урок (№ 2) посвящается теме «Бывают ли на свете чудеса?». Его цель —  развитие наблюдательности учащихся, понимание того, что чудеса рядом и повсюду, только их нужно уметь замечать. Результат  поиска – рождаемое наблюдением чувство удивления. Вот это удивление вы и должны вызвать у ваших учащихся.

    Используйте на уроке фотографии, слайды, диафильмы – все, что возможно в условиях вашего класса, чтобы показать удивительные стороны окружающего мира.

    В записную книжку учителя

    Попробуйте разыскать в библиотеке замечательную книгу-альбом Леха Вильчека «Красочные встречи» (перевод с польского К.Нагурны; Варшава: Спорт и туризм, 1965, 1971, 1989).  На фотографиях, включенных в  эту книгу,  представлены объекты природы. Они даны с увеличением, в таких неожиданных ракурсах и положениях, что вызывают  чувство изумления и восхищения красотами природы, а ведь ненаблюдательный человек часто проходит мимо них. Эта книга поможет вам интересно организовать урок, показав красоту природных объектов. Вот что пишет автор во введении к книге о ее назначении: «…в человеке всегда дремлет желание поделиться с другими всем тем красивым, что ему удалось увидеть. И, кроме того, это же действительно интересно: запечатлеть на долгие годы то, что в действительности существует так до тревожного кратко. Даже если это освещенная солнцем бабочка, сидящая на яблоке»(1).

    _____________

    1

       Вильчек Л. Красочные встречи / Пер. с польского К. Нагурны. – Варшава, 1989.  – С. 5.

     

    Подберите иллюстрации таким образом, чтобы можно было разделить по группам чудеса природы, которые будут рассматривать дети: «чудеса воды», «подводный мир», «чудеса земли», «чудо огнедышащих гор» и др. Подготовить эту часть урока вам поможет книга «Чудеса природы. Самые красивые и знаменитые» (М.: Мир энциклопедий Аванта+ :  Астрель, 2007).

    Следующая часть урока – работа с рубрикой «Обсудим вместе». Цель этой деятельности второклассников – формирование умений вести учебный диалог – слушать вопрос и ответ, высказывать свое мнение, доказывать, убеждать. Дети рассматривают рисунки в учебнике (ч.1, с.11) и обсуждают вопрос:  «Можно ли считать чудом такие изобретения человека, как телефон и телевизор, космический корабль и телескоп, компьютер и микроскоп?». Пусть дети смело и открыто выскажут свои мнения, очень хорошо, если они будут различными – это даст вам возможность организовать диспут, небольшой спор, а учащимся —  учиться вести его. Результатом этого учебного диалога будет вывод: труд человека тоже делает чудеса. Это в первую очередь относится к техническим открытиям.

    В записную книжку учителя

    Это было в VI веке до н.э., во времена правления царя Навуходоносора. Столица халдейской империи Вавилон достиг своего могущества. Вавилон располагался на реке Евфрат, его охранные стены поднимались на высоту до 100м и были такими широкими, что по ним могли проехать свободно две колесницы. Навуходоносор был женат на персидской царевне Семирамиде. По его приказу для любимой жены был создан огромный чудесный сад, который располагался на четырех ярусах. Это было прекрасное зрелище, особенно  на фоне выжженной солнцем долины, в которой располагался Вавилон. Ярусы садов поддерживали колонны, высота которых была 25м. Здесь на огромных каменных плитах, покрытых земляными подушками, росли тысячи растений. Это был первый в мире ботанический сад, где были собраны растения из разных уголков халдейской империи. Все, кто видел «висячие сады» Семирамиды, сравнивали это чудо света с цветущей горой, на которой рядами росли деревья, кустарники, цветущие травы; здесь были небольшие  искусственные  водопады, миниатюрные водоемы. До  наших дней сохранился только холм с обломками кирпичей, да осколки изразцов.

    «Висячие сады» Семирамиды – чудо природы, созданное трудом людей.

    Чтение и обсуждение стихотворения «Чудо» завершит этот урок.

     Скачать (doc)


    05-04-1959.ucoz.ru

    Конспект урока окружающего мира во 2 классе по УМК «Начальная школа 21 века»

    Тема урока:   Права детей России  (слайд 1)

    Цели урока:

    • Ознакомление детей с некоторыми правами: право на труд, право на отдых, право на медицинское обслуживание, право на образование;
    • дать представление о правах ребёнка, объяснить значение понятий «закон», «право», «обязанность», «декларация», «Конституция», «конвенция»;
    • формирование основ правовых знаний;
    • создание условий для понимания учащимися своих прав;
    • формировать правовую культуру и нравственную убежденность,
    • способствовать осознанию ответственности за свои права;
    • воспитывать любовь к своей Родине, своим близким,  родным, друзьям.(Слайд 2)

    Оборудование: мультимедийный проектор, презентация урока в слайдах, буклет с основными законами из Конвенции о правах ребёнка, индивидуальные карточки для групповой работы, символы России,  учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши,  мягкая игрушка для игры.

    Ход урока

    1.Организационный момент.

    Сегодня урок необычный у нас.

    Готов к нему, вижу, каждый из вас:

    Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»

    За парты садитесь, пора начинать.

    Дети рассаживаются по группам (по желанию)  в классе.  Учитель приветствует ребят, в руках у учителя красивая кукла. ( Кукла начинает с ребятами своё знакомство)

    Игра “Знакомство”

    Начиная с учителя, каждый ребёнок представляется: “Меня зовут …., я люблю …»  Каждый последующий ученик повторяет информацию о предыдущих : Даша любит мороженое. Меня зовут Андрей. Я люблю играть и т.д.)

    2. Целеполагание. Мотивация.

    Учитель: Я рада приветствовать вас в такой уютной и прекрасной школе. Ведь школа – это наш второй дом. Вы со мной согласны?

    — Как называется страна, в которой мы с вами живем?  (Дети отвечают)

    — Как называют людей, живущих в России?

    — Какой город является столицей нашего государства? Слайд 3

    — Знаете ли вы   президента нашего государства? Слайд 4

    — Какие символы государства вы знаете? Слайд 5

    —  В такой замечательной стране мы живем. Но каждое государство живет по своим законам. И наше государство тоже.

    ЗАКОН – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти. Слайд 7

    — Все законы записаны в этой книге (показывает ее), которая называется Конституцией Российской Федерации.

    КОНСТИТУЦИЯ — это основной закон государства. Слайд 6

    В переводе с латинского языка слово “конституция” обозначает “устройство”, то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила, по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с большой буквы.

    В нашей стране было принято несколько Конституций: это в 1918 году, в 1924 году, в 1936 году, 1977 году. Последняя Конституция  Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года. Вот как она начинается:

    “Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своёй земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя ….

    — В этой Конституции записаны наши с вами права и обязанности.

    — Сегодня на уроке мы говорим о том, какие права имеет каждый из вас, какие права и обязанности  имеют граждане России.

    -Давайте разграничим такие понятия как “права” и “обязанности”. В чём их различия?

    ПРАВО – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам.

    ОБЯЗАННОСТЬ — это то, что граждане гарантируют дать своему государству.

    Учитель обращает внимание детей на слайд 7

    Права и обязанности граждан России

    Права.

    • Право на жизнь
    • Право на личную неприкосновенность
    • Право на жилище и его неприкосновенность
    • Право на труд
    • Право на отдых
    • Право на образование,
    • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
    • Право на получение юридической помощи
    • И т.д.

    Обязанности.

    • Обязанность защищать Родину
    • Обязанность соблюдать законы
    • Обязанность сохранять природу и окружающую среду
    • Обязанность платить налоги

    3. Актуализация знаний учащихся.

    — Мы рассмотрим только те права, которые наиболее понятны вам .

    1. Работа с учебником. (Учитель читает статью, а учащиеся следят за учителем и комментируют иллюстрации в учебнике.)

    2. Творческое задание .

    Каждая группа получила домашнее задание. Давайте посмотрим, как ваше домашнее задание связано с темой нашего урока?

    1) Свое домашнее задание показывает I группа (ролевая игра).

    1) Я шагаю в первый раз,
    Ну, конечно, в первый класс.
    И поверьте мне, друзья,
    Это школа №________.

    2) Ну, а я студент- дипломник,
    Скоро буду я историк,
    И поверьте мне, друзья —
    Это школа №________

    3) Ну, а я бабушка студента,
    Ныне я пенсионерка.
    И поверьте мне, друзья,
    Я училась в школе №______

    — О каком праве говорится в выступлении первой группы? (Право на образование)

    2) Свое домашнее задание показывает 2 группа

    (Инсценировка песни “На прививку!” — отрывок)

    1 уч.- На прививку второй класс,
    Вы слыхали, это нас.

    2 уч. (Дрожит от страха)
    Я уколов не боюсь,
    Если надо – уколюсь.
    У меня живот болит,
    Может корь или дифтерит,
    И краснуха, и ангина,
    И поверьте, скарлатина.

    3 уч. (Подходит ко 2 ученику, хлопает его по плечу. Всем видом показывает, что ничего не боится).

    Это только трус боится,
    На укол идти к врачу.
    Лично я при виде шприца,
    Улыбаюсь и шучу.

    Все (хором)

                На прививку второй класс!
    Второй класс,
                         второй класс!
    — Вы слыхали?
                         Это нас!

    — Какое право реализуется в выступлении второй  группы? (Право на охрану здоровья и оказание медицинской помощи)

    3) – Свое домашнее задание показывает третья группа.

    (Инсценировка стихотворения С.Михалкова “А что у вас?”- можно взять только отрывок)

    1. Кто на лавочке сидел

    Кто на лавочке сидел,

    Кто на улицу глядел.
    Толя пел,
    Борис молчал,
    Николай ногой качал.

    1. Дело было вечером,

    Делать было нечего.

    1. Галка села на заборе,

    Кот забрался на чердак,
    Тут сказал ребятам Боря
    Просто так:

    4. А у нас на кухне газ.
    А у вас?

    5. А у нас водопровод.
    Вот.
    Мы гуляли по Неглинной,
    Заходили на бульвар,
    Мы купили синий-синий,
    Презеленый, красный шар.

    1. А у нас огонь погас –

    Это раз.
    Грузовик привез дрова –
    Это два.
    А в-четвертых, наша мама,
    Отправляется в полет,
    Потому что наша мама,
    Называется пилот.

    1). — Мама – летчик?
    Что ж такого!
    Вот у Коли, например,
    Мама – милиционер.
    А у Толи и у Веры,
    Обе мамы – инженеры.
    А у Левы мама – повар.
    Мама – летчик?
    Что ж такого!

    2). — Мама – вагоновожатый,
    Потому что до Зацепы,
    Водит мама два прицепа.
    3). Разве плохо быть портнихой?
    Кто трусы ребятам шьет?
    Ну, конечно, не пилот.
    Летчик водит самолеты –
    Это очень хорошо.

    4). Повар делает компоты –
    Это тоже хорошо.
    Доктор лечит нас от кори,
    Есть учительницы в школе.
    Мамы разные нужны.
    Мамы всякие важны.

    5). Дело было вечером.
    Спорить было нечего.

    — Какое право, реализуется в выступлении третьей группы? (Право на труд)

    — Всем спасибо за выступление.

    -Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то своё, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем, друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Это права и обязанности. Права человека есть у всех людей.

    Вывод: Права человеку никто не даёт, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.

    Все основные права записаны в документе Всеобщей декларации прав человека.

    ДЕКЛАРАЦИЯ – это основные принципы, к которым стремится каждое государство. Слайд 8

    Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, а вместе с ними появились Главные вопросы:

    • Что люди могут делать и чего не могут?
    • Что они обязаны делать и чего не обязаны?
    • На что они имеют право и на что не имеют?

    Без этого ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Какие же права имеет ребёнок? Есть документ, в котором отражены права детей России. Это Конвенция о правах ребёнка, которая была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Слайд 9

    — Вот некоторые права из неё, которые будут понятны вам в вашем возрасте (Учитель демонстрирует на слайде основные права детей).

    5. Фикульминутка

    Я иду, и ты идёшь – 1,2,3.

    Я пою, и ты поёшь – 1,2,3.

    Мы идём, и мы поём – 1,2,3.

    Очень дружно мы живём – 1,2,3.

    6. Систематизация полученных знаний учащихся.

    — Закрепим полученные знания, выполнив практическую работу по карточкам в группах.

    А) Практическая работа в группах (работа по карточкам тестового характера).

    Каждая группа получает карточку с заданием, связанным с  темой урока. Слайды 10-12

    1. Группа.

     

    2. Группа

     

    3.Группа

    — Ребята, справившиеся с заданием быстро и правильно, могут раскрасить картинку.

    Б). Творческая работа проводится в форме игры «Угадай героя по описанию».

    1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, на её жизнь было совершено покушение, а её бабушка лишилась права на личную неприкосновенность жилища. (Красная шапочка)
    2. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.(Козлёночек из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
    3. Эта героиня русских народных сказок  очень хитра. Нарушая права других героев, она очень часто сама попадала в неприятные ситуации, подвергая себя опасности. (Лиса).
    4. Ему очень не везло в жизни; сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали его право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино) слайд 13-16

    — О каких  правах вы услышали в этих описаниях?

    8. Итог урока.

    — Какие же права имеют граждане России?

    — Какие права есть у детей России? (ответы детей)

    Заключительное слово учителя:

    — Право на образование позволило вам ознакомиться с правами ребёнка. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о том, как защищать свои права. А для этого хорошо учитесь.

    Наш разговор сегодня подошёл к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Великий русский поэт Н.А. Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”

    Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы выучитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей. Сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую, справедливую Россию, преумножать её славу и беречь её богатства. Слайды 17-18

    Без края, без преграды

    Но школьникам сейчас

    Пока учиться надо.

    Учёба – очень интересный труд.

    Нам силу, радость, знания несут.

    И тот, кто учится отлично в школе,

    Характер закаляет свой и волю.

    8.Рефлексия:

    — Вам понравился наш урок?

    -Какие задания вам показались наиболее интересными?

    — Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

    — Дома обязательно расскажите о том, что вы узнали сегодня на уроке.

    — Благодарю вас за урок.  До скорой встречи! Слайд 19

     

    Просмотр содержимого документа
    «Урок окружающего мира во 2 классе»

    КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

    БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

    П. ГОЛОВАНОВСКИЙ»

    Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Права детей России»

    Методическая разработка урока окружающего мира

    Сырыско Лилии Мударисовны

    учителя начальных классов

    высшей квалификационной категории

    МАОУ «СОШ п.Головановский»

    Тема урока: Права детей России (слайд 1)

    Цели урока:

    • Ознакомление детей с некоторыми правами: право на труд, право на отдых, право на медицинское обслуживание, право на образование;

    • дать представление о правах ребёнка, объяснить значение понятий «закон», «право», «обязанность», «декларация», «Конституция», «конвенция»;

    • формирование основ правовых знаний;

    • создание условий для понимания учащимися своих прав;

    • формировать правовую культуру и нравственную убежденность,

    • способствовать осознанию ответственности за свои права;

    • воспитывать любовь к своей Родине, своим близким, родным, друзьям.(Слайд 2)

    Оборудование: мультимедийный проектор, презентация урока в слайдах, буклет с основными законами из Конвенции о правах ребёнка, индивидуальные карточки для групповой работы, символы России, учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, мягкая игрушка для игры.

    Ход урока

    1.Организационный момент.

    Сегодня урок необычный у нас.

    Готов к нему, вижу, каждый из вас:

    Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»

    За парты садитесь, пора начинать.

    Дети рассаживаются по группам (по желанию) в классе. Учитель приветствует ребят, в руках у учителя красивая кукла. ( Кукла начинает с ребятами своё знакомство)

    Игра “Знакомство”

    Начиная с учителя, каждый ребёнок представляется: “Меня зовут …., я люблю …» Каждый последующий ученик повторяет информацию о предыдущих : Даша любит мороженое. Меня зовут Андрей. Я люблю играть и т.д.)

    2. Целеполагание. Мотивация.

    Учитель: Я рада приветствовать вас в такой уютной и прекрасной школе. Ведь школа – это наш второй дом. Вы со мной согласны?

    — Как называется страна, в которой мы с вами живем? (Дети отвечают)

    — Как называют людей, живущих в России?

    — Какой город является столицей нашего государства? Слайд 3

    — Знаете ли вы президента нашего государства? Слайд 4

    — Какие символы государства вы знаете? Слайд 5

    — В такой замечательной стране мы живем. Но каждое государство живет по своим законам. И наше государство тоже.

    ЗАКОН – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти. Слайд 7

    — Все законы записаны в этой книге (показывает ее), которая называется Конституцией Российской Федерации.

    КОНСТИТУЦИЯ — это основной закон государства. Слайд 6

    В переводе с латинского языка слово “конституция” обозначает “устройство”, то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила, по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с большой буквы.

    В нашей стране было принято несколько Конституций: это в 1918 году, в 1924 году, в 1936 году, 1977 году. Последняя Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года. Вот как она начинается:

    Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своёй земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя ….

    — В этой Конституции записаны наши с вами права и обязанности.

    — Сегодня на уроке мы говорим о том, какие права имеет каждый из вас, какие права и обязанности имеют граждане России.

    -Давайте разграничим такие понятия как “права” и “обязанности”. В чём их различия?

    ПРАВО – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам.

    ОБЯЗАННОСТЬ — это то, что граждане гарантируют дать своему государству.

    Учитель обращает внимание детей на слайд 7

    Права и обязанности граждан России

    Права.

    • Право на жизнь

    • Право на личную неприкосновенность

    • Право на жилище и его неприкосновенность

    • Право на труд

    • Право на отдых

    • Право на образование,

    • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

    • Право на получение юридической помощи

    • И т.д.

    Обязанности.

    • Обязанность защищать Родину

    • Обязанность соблюдать законы

    • Обязанность сохранять природу и окружающую среду

    • Обязанность платить налоги

    3. Актуализация знаний учащихся.

    — Мы рассмотрим только те права, которые наиболее понятны вам .

    1. Работа с учебником. (Учитель читает статью, а учащиеся следят за учителем и комментируют иллюстрации в учебнике.)

    2. Творческое задание .

    Каждая группа получила домашнее задание. Давайте посмотрим, как ваше домашнее задание связано с темой нашего урока?

    1) Свое домашнее задание показывает I группа (ролевая игра).

    1) Я шагаю в первый раз,
    Ну, конечно, в первый класс.
    И поверьте мне, друзья,
    Это школа №________.

    2) Ну, а я студент- дипломник,
    Скоро буду я историк,
    И поверьте мне, друзья —
    Это школа №________

    3) Ну, а я бабушка студента,
    Ныне я пенсионерка.
    И поверьте мне, друзья,
    Я училась в школе №______

    — О каком праве говорится в выступлении первой группы? (Право на образование)

    2) Свое домашнее задание показывает 2 группа

    (Инсценировка песни “На прививку!” — отрывок)

    1 уч.- На прививку второй класс,
    Вы слыхали, это нас.

    2 уч. (Дрожит от страха)
    Я уколов не боюсь,
    Если надо – уколюсь.
    У меня живот болит,
    Может корь или дифтерит,
    И краснуха, и ангина,
    И поверьте, скарлатина.

    3 уч. (Подходит ко 2 ученику, хлопает его по плечу. Всем видом показывает, что ничего не боится).

    Это только трус боится,
    На укол идти к врачу.
    Лично я при виде шприца,
    Улыбаюсь и шучу.

    Все (хором)

    На прививку второй класс!
    Второй класс,
                         второй класс!
    — Вы слыхали?
                         Это нас!

    — Какое право реализуется в выступлении второй группы? (Право на охрану здоровья и оказание медицинской помощи)

    3) – Свое домашнее задание показывает третья группа.

    (Инсценировка стихотворения С.Михалкова “А что у вас?”- можно взять только отрывок)

    1. Кто на лавочке сидел

    Кто на лавочке сидел,

    Кто на улицу глядел.
    Толя пел,
    Борис молчал,
    Николай ногой качал.

    1. Дело было вечером,

    Делать было нечего.

    1. Галка села на заборе,

    Кот забрался на чердак,
    Тут сказал ребятам Боря
    Просто так:

    4. А у нас на кухне газ.
    А у вас?

    5. А у нас водопровод.
    Вот.
    Мы гуляли по Неглинной,
    Заходили на бульвар,
    Мы купили синий-синий,
    Презеленый, красный шар.

    1. А у нас огонь погас –

    Это раз.
    Грузовик привез дрова –
    Это два.
    А в-четвертых, наша мама,
    Отправляется в полет,
    Потому что наша мама,
    Называется пилот.

    1). — Мама – летчик?
    Что ж такого!
    Вот у Коли, например,
    Мама – милиционер.
    А у Толи и у Веры,
    Обе мамы – инженеры.
    А у Левы мама – повар.
    Мама – летчик?
    Что ж такого!

    2). — Мама – вагоновожатый,
    Потому что до Зацепы,
    Водит мама два прицепа.
    3). Разве плохо быть портнихой?
    Кто трусы ребятам шьет?
    Ну, конечно, не пилот.
    Летчик водит самолеты –
    Это очень хорошо.

    4). Повар делает компоты –
    Это тоже хорошо.
    Доктор лечит нас от кори,
    Есть учительницы в школе.
    Мамы разные нужны.
    Мамы всякие важны.

    5). Дело было вечером.
    Спорить было нечего.

    — Какое право, реализуется в выступлении третьей группы? (Право на труд)

    — Всем спасибо за выступление.

    -Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то своё, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем, друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Это права и обязанности. Права человека есть у всех людей.

    Вывод: Права человеку никто не даёт, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.

    Все основные права записаны в документе Всеобщей декларации прав человека.

    ДЕКЛАРАЦИЯ – это основные принципы, к которым стремится каждое государство. Слайд 8

    Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, а вместе с ними появились Главные вопросы:

    • Что люди могут делать и чего не могут?

    • Что они обязаны делать и чего не обязаны?

    • На что они имеют право и на что не имеют?

    Без этого ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Какие же права имеет ребёнок? Есть документ, в котором отражены права детей России. Это Конвенция о правах ребёнка, которая была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Слайд 9

    — Вот некоторые права из неё, которые будут понятны вам в вашем возрасте (Учитель демонстрирует на слайде основные права детей).

    5. Фикульминутка

    Я иду, и ты идёшь – 1,2,3.

    Я пою, и ты поёшь – 1,2,3.

    Мы идём, и мы поём – 1,2,3.

    Очень дружно мы живём – 1,2,3.

    6. Систематизация полученных знаний учащихся.

    — Закрепим полученные знания, выполнив практическую работу по карточкам в группах.

    А) Практическая работа в группах (работа по карточкам тестового характера).

    Каждая группа получает карточку с заданием, связанным с темой урока. Слайды 10-12

    1. Группа.

    2. Группа

    3.Группа

    — Ребята, справившиеся с заданием быстро и правильно, могут раскрасить картинку.

    Б). Творческая работа проводится в форме игры «Угадай героя по описанию».

    1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, на её жизнь было совершено покушение, а её бабушка лишилась права на личную неприкосновенность жилища. (Красная шапочка)

    2. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.(Козлёночек из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

    3. Эта героиня русских народных сказок очень хитра. Нарушая права других героев, она очень часто сама попадала в неприятные ситуации, подвергая себя опасности. (Лиса).

    4. Ему очень не везло в жизни; сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали его право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино) слайд 13-16

    — О каких правах вы услышали в этих описаниях?

    8. Итог урока.

    — Какие же права имеют граждане России?

    — Какие права есть у детей России? (ответы детей)

    Заключительное слово учителя:

    — Право на образование позволило вам ознакомиться с правами ребёнка. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о том, как защищать свои права. А для этого хорошо учитесь.

    Наш разговор сегодня подошёл к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Великий русский поэт Н.А. Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”

    Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы выучитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей. Сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую, справедливую Россию, преумножать её славу и беречь её богатства. Слайды 17-18

    Без края, без преграды

    Но школьникам сейчас

    Пока учиться надо.

    Учёба – очень интересный труд.

    Нам силу, радость, знания несут.

    И тот, кто учится отлично в школе,

    Характер закаляет свой и волю.

    8.Рефлексия:

    — Вам понравился наш урок?

    -Какие задания вам показались наиболее интересными?

    — Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

    — Дома обязательно расскажите о том, что вы узнали сегодня на уроке.

    — Благодарю вас за урок. До скорой встречи! Слайд 19

    kopilkaurokov.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.