cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Диктант лебеди 3 класс – Контрольные диктанты по русскому языку 3 класс

Контрольные диктанты по русскому языку 3 класс

Приложение.

Контрольный диктант № 1.

Тип урока. Урок контроля.

Цель: проверка умения на слух воспринимать текст, самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное.

Текст диктанта.

Ласточки.

Каждую весну майским деньком в село Жарки прилетали ласточки. Они несли тепло и свет в эти уральские края. Старики смотрели на птиц и улыбались. Часто ласточки провожали детей в школу. Птицы ловко взлетали в небо. Потом они спускались к земле и кружили. И стар и млад любовались этими щебетуньями. (50 слов)

Задание.

Часть А:

1.  Выпиши из текста 3-4 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Рядом запиши проверочные слова.

2. Выполни фонетический разбор слов «тепло, деньком, края».

Часть В:

1.Подбери однокоренные слова к слову дети.  Выдели в словах корень.

2.Найди, в каких случаях слово правильно разделили для переноса, отметь.

кол-лекция        колл-екция

коллекци-я         колле-кция

Часть С:

1.Придумай и запиши предложение на тему «Весна».

Контрольный диктант № 2.

Тип урока. Урок контроля.

Цель: проверка умения писать слова с орфограммами: буквой проверяемого и буквой непроизносимого согласного, самостоятельно текст писать под диктовку и проверять написанное.

Текст диктанта.

Лебеди.

Озеро стыло на глазах. Мороз резал лицо. Злой туман висел там, где плавали большие белые птицы. Лебеди били крыльями лёд, не давали воде уйти. Первый раз лёд отступил. Счастливые лебеди плавали по воде. Они праздновали победу. Но мороз снова упал — и теперь надолго. Дымилась вода. От озера осталась узкая полоска. Лебеди ушли только на четвёртый день. Вот они в последний раз облетают озеро. Ветер уже несёт по льду обломки тростника, жжёт колючий снег. Птицы оставляют мне до весны грустную лебяжью песню. (82 слова)

(По А. Огневу)

Задание.

Часть А:

1.  Выпиши из текста 3 слова с парной согласной в корне и 3 слова-с непроизносимой. Рядом запиши проверочные слова.

2. Среди данных слов найди и запиши только те, в которых на месте пропусков надо писать букву т:   счас…ливый, интерес…ный, облас…ной, ус…ный, небес…ный, ужас…ный, ненас…ный, мес…ный, древес…ный, чес…ный.

Часть В:

1.  Отметь слово, которое является проверочным к слову луг:

лужок                 лужа

луговой        слуга

1. Отметь слово, в котором есть орфограмма «Буквы непроизносимых согласных в корне слова». Запиши это слово.

[сасна] [зв,озды] [в,эс,н,ик] [ужасный]

Часть С:

1.  Придумай и запиши предложения на тему «Покормите птиц зимой!».

Контрольный диктант № 3.

Тип урока. Урок контроля.

Цель: проверка умения писать слова с орфограммами: буквой проверяемого, буквой непроизносимого согласного и буквой проверяемого безударного гласного; умения слушать, самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное.

Текст диктанта.

О фиалке.

Ушли холода. И одной из первых в лесу зацветает фиалка. Если её нашёл, становится ясно — наступает весна! Сначала на земле зеленеют маленькие кругловатые листочки. Потом из них выглядывает первая робкая фиалка. Говорят, что, прежде чем создать фиалку, Земля долго мечтает, глядя в голубое небо. Её мечты станут цветами, если помогает солнце. Мартовского солнца хватает только на такие маленькие листочки и крошечные цветы. Фиалки — дети весны. (67 слов)

(По Г. Громану)

Задание.

Часть А:

1.Найти 6 слов с орфограммой—проверяемой буквой безударного гласного в корне, обозначить орфограмму.

2. Подобрать 3 слова с проверяемой безударной гласной и написать к ним проверочные.

Часть В:

1.  Отметь слова, которые являются проверочными к слову заметает.

мести                намётка

метла                 подмёл

Часть С:

1.  Ты не изучал эти словарные слова. Проверь свою языковую интуицию: вставь пропущенные буквы.

П_к_ление, б_нокль, в_л_колепный,_нт_ллект, к_м_ндировка, _р_ _ нтироваться.

Проверь по словарю. С 3 любыми словами составь предложения.

Контрольный диктант № 4.

Тип урока. Урок контроля.

Цель: проверка умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках, с разделительным ъ и ь знаком, а также с орфограммами, изученными ранее (одна и две проверяемые буквы безударных гласных в корне слова, проверяемые буквы согласных в корне слова и др.)

Текст диктанта.

Хорошо в лесу осенью. Ещё тепло, но уже вьётся в воздухе тонкая паутина. В тишине можно услышать редкие птичьи голоса. Земля ёщё пьёт росу, а деревья ловят свет и тепло. Скоро стужа и снег станут хозяйничать в лесу. Зима распахнёт свои объятия. Листья съёжатся и опадут. Заблестит серебро на сучьях. Вьюга заметёт тропинки. Так будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит о приходе тепла. (65 слов)

Задание.

Часть А:

1.  Выделить приставку в четырёх словах по выбору.

2. Обозначить графически орфограмму «разделительный ь и ъ» в двух словах (по выбору).

Часть В:

  1. Образуй слова с приставками ПРО-, ПРА-, ПО-, ПА-

  2. Допиши сложные слова.

Человек, который любит трудиться (какой?) ______________________________________                

Провод, по которому проходит ток высокого напряжения (какой?)_________________________        

Ученик, который любит узнавать новое, (какой?) ______________________________

Человек, любящий ловить рыбу, называется ___________________________________

Часть С:

1.  Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы и допиши подходящие по смыслу слова с двумя безударными гласными звуками в корне.

…..  день. Слякоть, к_пель, ….. лучи солнца и …..  неба. Пот_плело, и сразу всё …….  вокруг: за___нели листья на д_ревьях, …… нежная тр_ва  …..  из з_мли. Повсюду ….. звонкие …..  г___са.

Контрольный диктант № 5.

Цель: проверка умения писать буквы гласных в безударных окончаниях имён прилагательных, а также слова с изученными орфограммами.

Текст диктанта.

Перелёт птиц.

Закапало с сосулькиных носов. Солнечная тёплая дымка затянула холодное небо. И появились первые перелётные птицы. Каждую весну бывает великое переселение птиц с юга. Мчат над головой быстрые кулики. Совсем недавно бегали они по берегам тёплых рек, смотрели на зубастых крокодилов. Летят журавли. Может, на их крыльях есть ещё пыль берегов древнего Нила. Все спешат к родным местам. Там в первый раз птицы увидели синее небо. (67 слов)

(По Н. Сладкову)

Задание.

Часть А:

1.Обозначить орфограмму-букву гласного в безударных окончаниях имён прилагательных.

2 Запиши словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в женском роде.

Высокий дом, железная лестница, синее море, королевская конница, тёмный чердак, зелёное растение, звонкая песня, строгий учитель, доброе лицо, летняя веранда.

Часть В:

1.  Запиши к данному прилагательному

антоним: сильный — __________________________________________

синонимы: красивый,  _________________________________________

2. Найди слово, которое правильно разобрано по составу, и отметь его.

Быстроходный        подбородок                дружок        перекличка

Часть С:

1.  Придумай и запиши 4 словосочетания сущ. + прилагат. по теме «Весна» и составь рассказ, используя эти словосочетания.

Контрольный диктант № 6.

Цель: проверка  умения писать частицу не с глаголами, ь в неопределённой форме глагола, а также слова с изученными ранее орфограммами.

Текст диктанта.

Весна в лесу.

Уже давно не трещат морозы. Звонко поют птицы. Солнце не устаёт печь. Ему нужно согреть землю. А голосистые ручьи не устают течь и звенеть. Смолой пахнут душистые почки. Не успеваю замечать шаги весны. Вот и зазеленела листва на деревьях. Появилась молодая травка. На лесных полянах зацвели голубые подснежники. Скоро запоют соловьи. Они не станут беречь свои голоса. Для птиц приход весны —  главный праздник! (66 слов)

Задание.

Часть А:

1.  Выпиши только глаголы.

петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец, певучий, песня, плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание

2. Выпиши глаголы в неопределенной форме.

Часть В:

  1. Найти в тексте и обозначить орфограммы, изученные в теме «Глагол».

  2. Сколько приставок в слове заприметил? Обозначь правильный ответ.

нет приставок                1                2                3

Часть С:

1.  Образуй от глагола  лететь четыре глагола с помощью приставок. Запиши. Придумай несколько предложений со своими словами.

Итоговый контрольный диктант.

Цель: проверка  умения писать слова с изученными орфограммами.

Текст диктанта.

Пришла весна.

Последние дни стояла ясная погода. Днём таяло на солнце, а ночью был мороз. Вдруг повеяло тёплым ветром, надвинулись тучи. Полил тёплый дождь. Потом ветер затих, опустился густой серый туман. На реке затрещали и двинулись льдины. Но утром выглянуло яркое солнце, зазеленела молодая трава. Надулись почки калины, берёзы. Залились жаворонки в небе, прилетели журавли и гуси. Заревела на выгонах скотина, заиграли ягнята. Пришла настоящая весна. (66 слов)

(По Л. Толстому)

Задание.

Часть А:

1.  Разбери по составу слова «выглянуло, прилетели, настоящая»

2. В 6 предложении укажи части речи, определи  их морфологические признаки  (род, число, время, лицо)

3. Найди 3 сложных предложения и подчеркни в них грамматическую основу.

Часть В:

1 Подбери антоним к каждому записанному слову:

больший, лисий, бумажный, узкий, апельсиновый, острый, папин

2. Образуй прилагательные и запиши их в мужском роде, в единственном числе.

краса  ,груб — , ум — , сед — , сила

образец: краса—красивый (м. р., ед. ч.)

Часть С:

1.  Из данных слов составь и запиши вопросительное невосклицательное  распространённое предложение. Отметь в нём грамматическую основу.

друг, по, Кавказ, путешествовать, долго.

появились, в, проталины, первые,  лесу.

Итоговая контрольная работа (тест).

Часть А:

1.Найди пару слов с одинаковым количеством звуков. Отметь свой ответ

местный – поезд                есть – пить

вдруг – вскоре                въезд – моряки

2.Выбери слово, в котором неправильно поставлено ударение. Отметь его.

 не был                 не была        

алфавит                 звонит

3. Где заключён общий смысл всех однокоренных  слов? Выбери правильный ответ, отметь

в основе;                 в корне;

в суффиксе;                    в приставке.

4. Выбери правильное утверждение и отметь его.

Основа слова — это

все слово         слово без окончания

корень                 приставка и корень

5.В каком слове подчёркнута приставка? Отметь.

мосток         мощный

листья                 отметка

 6. Выбери и отметь слово, которое не является однокоренным к данным.

умник                 поумнел

умный                умеет

7. Найди слово, которое правильно разобрано по составу, и отметь его /

водопад        пригорок

грибной        осенний

8. Запиши по два-три слова с указанными орфограммами. Обозначь эти орфограммы в словах.

а) Непроверяемые буквы безударных гласных в корне         _____________________________

б)Проверяемые буквы безударных гласных в корне ________________________________                в)Проверяемые буквы согласных в конце и в середине слова_________________________        г)Буквы непроизносимых согласных в корне________________________________________

д) Удвоенные буквы согласных в корне_____________________________________________

е) Буквы безударных гласных в приставках__________________________________________

ж) Разделительный ъ_____________________________________________________________

з) Разделительный ь_____________________________________________________________

и) Соединительная буква в сложных словах ________________________________________

9. Отметь только раздельные написания:

(не)ответил                (под)сказал

(не)делай                (на)окно

(под)водой                (на)ступил

10. Укажи части речи:

спешить — __________                легкий — _____________

его —        _____________                ими — ________________

бег —         ______________                он — _________________

11. Три слова из этих четырёх имеют общий грамматический признак. Найди и подчеркни лишнее слово.

(В)клетке, (с)ним, решить, ловкая.

Объяснение. Это слово можно считать лишним, потому что         _______________________________

____________________________________________________________________________________        

12.Найди простое предложение с однородными членами и отметь его

Лёгкий снег кружится, порхает, вьётся.

В воздухе кружится лёгкий снег.

Лёгкий снег кружится, снежинки танцуют в воздухе.

 Легко летят невесомые снежинки.

Часть В:

1.Какие действия может совершать этот предмет? Напиши пять-шесть глаголов.

Насос (что делает?) __________________________________________________________

2. Обозначь только слова с приставками. Приставки выдели.

привет         пригорок         прилюдно         

приучить         призрак         приход         

Часть С:

1. Продолжи ряд: напиши ещё шесть имён существительных на тему «Весенний лес».

Берёза, солнце, ______________________________________________________________________

 2.Составь  предложения по схемам:

а)  [— = О, О, О].                 б)  [— =], [—=], [— =].                        в)  [— = и =].

Укажите, сложное или простое каждое предложение.

3. Продолжи текст ( 2-3 предложения)

Взошло нестерпимо красн__ солнце и всё вокруг окрасило красн__ цветом. Стою под стар__ ивой с красн__ листьями. Над головой пронеслись дик__ утки с красн__ брюшками. Над тростниками перелетают сороки – красн__ с розов___.

infourok.ru

Диктанты по русскому языку 3 класс по УМК «Школа 2100»

Диктант№1.

Цель работы — развитие умений устной и письменной речи: находить на слух слова с изученными орфограммами

Осенью.

Осенью мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. (41 слово)

Слова для справок: ходим, воздухом.

Диктант№2.

Цель работы — развитие умений устной и письменной речи: находить на слух слова с изученными орфограммами

Ласточки.

Каждую весну майским деньком в село Жарки прилетали ласточки. Они несли тепло и свет в эти уральские края. Старики смотрели на птиц и улыбались. Часто ласточки провожали детей в школу. Птицы ловко взлетали в небо. Потом они спускались к земле и кружили. И стар и млад любовались этими щебетуньями. (48 слов).

Задания:

Подчеркнуть в тексте однокоренные слова.

Подчеркнуть все орфограммы в словах и между словами в первом
предложении.

Звукобуквенный анализ слов по вариантамвесна, земля.

Диктант №3.

Цель работы — развитие умений устной и письменной речи: находить на слух слова с изученными орфограммами — проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова.

Лебеди.

Озеро стыло на глазах. Мороз резал лицо. Злой туман висел там, где плавали большие белые птицы. Лебеди били крыльями лёд, не давали воде уйти. Первый раз лёд отступил. Счастливые лебеди плавали по воде. Они праздновали победу. Но мороз снова упал — и теперь надолго. От озера осталась узкая полоска. Лебеди ушли только на четвёртый день. Вот они в последний раз облетают озеро. Птицы оставляют мне до весны грустную лебяжью песню. (70 слова)

Задания:

Обозначить все орфограммы-согласные буквы:

I вариант- во 2 абзаце, II вариант- в 3 абзаце

Проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова.

Диктант №4.

Цель работы — развитие умений устной и письменной речи: находить на слух слова с изученными орфограммами — буквы безударных гласных в приставках, разделительные ъ и ь знаки, удвоенные согласные.

О фиалке.

Ушли холода. И одной из первых в лесу зацветает фиалка. Если её нашёл, становится ясно — наступает весна! Сначала на земле зеленеют маленькие кругловатые листочки. Потом из них выглядывает первая робкая фиалка. Говорят, что, прежде чем создать фиалку, Земля долго мечтает, глядя в голубое небо. Её мечты станут цветами, если помогает солнце. Мартовского солнца хватает только на такие маленькие листочки и крошечные цветы. Фиалки — дети весны. (67 слов)

Диктант №5

Цель работы — развитие умений устной и письменной речи: находить на слух слова с изученными орфограммами — слова с буквами безударных гласных в приставках, с разделительным ъ и ь знаком

Осень в лесу.

Хорошо в лесу осенью. Ещё тепло, но уже вьётся в воздухе тонкая паутина. В тишине можно услышать редкие птичьи голоса. Земля ёщё пьёт росу, а деревья ловят свет и тепло. Скоро стужа и снег станут хозяйничать в лесу. Зима распахнёт свои объятия. Листья съёжатся и опадут. Заблестит серебро на сучьях. Вьюга заметёт тропинки. Так будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит о приходе тепла. (65 слов)

Диктант №6.

Цель работы — развитие умений устной и письменной речи: находить на слух слова с изученными орфограммами — буквы безударных гласных в окончаниях прилагательных.

Перелёт птиц.

Закапало с сосулькиных носов. Солнечная тёплая дымка затянула холодное небо. И появились первые перелётные птицы. Каждую весну бывает великое переселение птиц с юга. Мчат над головой быстрые кулики. Совсем недавно бегали они по берегам тёплых рек, смотрели на зубастых крокодилов. Летят журавли. Может, на их крыльях есть ещё пыль берегов древнего Нила. Все спешат к родным местам. Там в первый раз птицы увидели синее небо. (67 слов)

Контрольное изложение.

Цель работы — умение слушать, читать и понимать текст, излагать его письменно.

Развитие умений связной письменной речи – передавать содержание текста и грамотно его оформлять на письме.

Перелётные гости.

Из тёплых стран летели домой перепёлки. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они сели отдохнуть на мачтах корабля.

Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы отдохнули и стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели на мачты.

Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и отправились в путь.

Диктант № 7

Цель работыпроверка умения писать частицу не с глаголами, ь в неопределённой форме глагола, а также слова с изученными ранее орфограммами.

Весна в лесу.

Уже давно не трещат морозы. Звонко поют птицы. Солнце не устаёт печь. Ему нужно согреть землю. А голосистые ручьи не устают течь и звенеть. Смолой пахнут душистые почки. Не успеваю замечать шаги весны. Вот и зазеленела листва на деревьях. Появилась молодая травка. На лесных полянах зацвели голубые подснежники. Скоро запоют соловьи. Они не станут беречь свои голоса. Для птиц приход весны — главный праздник! (66 слов)

Итоговый диктант

Цель работы — развитие умения на слух воспринимать текст, самостоятельно писать по диктовку и проверять написанное.

Пришла весна.

Последние дни стояла ясная погода. Днём таяло на солнце, а ночью был мороз. Вдруг повеяло тёплым ветром, надвинулись тучи. Полил тёплый дождь. Потом ветер затих, опустился густой серый туман. На реке затрещали и двинулись льдины. Но утром выглянуло яркое солнце, зазеленела молодая трава. Надулись почки калины, берёзы. Залились жаворонки в небе, прилетели журавли и гуси. Заревела на выгонах скотина, заиграли ягнята. Пришла настоящая весна. (66 слов)

Грамматическое задание.

1. Разбери по составу слова «выглянуло, прилетели, настоящая»

2. В 6 предложении укажи части речи, определи их морфологические признаки (род, число, время, лицо)

3. Найди 3 сложных предложения и подчеркни в них грамматическую основу.

.

Итоговый диктант «Пришла весна».

Последние дни стояла ясная погода. Днём таяло на солнце, а ночью был мороз. Вдруг повеяло тёплым ветром, надвинулись тучи. Полил тёплый дождь. Потом ветер затих, опустился густой серый туман. На реке затрещали и двинулись льдины. Но утром выглянуло яркое солнце, зазеленела молодая трава. Надулись почки калины, берёзы. Залились жаворонки в небе, прилетели журавли и гуси. Заревела на выгонах скотина, заиграли ягнята. Пришла настоящая весна. (66 слов)

1. Разбери по составу слова «выглянуло, прилетели, настоящая»

2. В 6 предложении укажи части речи, определи их морфологические признаки (род, число, время, лицо)

3. Найди 3 сложных предложения и подчеркни в них грамматическую основу.

Развитие умения на слух воспринимать текст, самостоятельно писать по диктовку и проверять написанное.

Развитие умений письменной речи – находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с этими орфограммами графически объяснять написания.

32

infourok.ru

Учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему: Контрольные диктанты 3 класс 2 полугодие. УМК «Школа 2100»

Контрольные диктанты

3 четверть.

 Диктант.(февраль)

Первые дни весны.

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховики.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам предложения: 1 вариант: четвертое предложение; 2 вариант: пятое предложение. Главные члены предложения подчеркнуть, словосочетания выписать.
  2. Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу.

1 вариант: узкий ручей — …; старательный ученик — …; 2 вариант: трусливый мальчик — …; высокий куст — …

На  речке

Владимир   жил  в тайге. Сторожка  стояла  на берегу  реки  Краснуха. Кругом  тишь.  За  много  лет    Вова   изучил эту местность. Он  хорошо знал всех обитателей.  У берегов тихо  шуршал  камыш. В его зарослях  каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята.   Рано утром     мать  выводила  их на берег. Малыши щипали   нежную  травку. Мать  была  довольна.

 

Грамматические  задания

  1. Подчеркни грамматическую  основу

1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш)

2 вариант  – 9 предложения  ( Рано  утром  мать выводила  их  на берег)

  1. Определи падеж и род  у имён существительных

1 вариант – первого предложения  ( Владимир  жил  в тайге)

2 вариант – десятого  предложения  (Малыши  щипали   нежную  травку)

  1. 1 вариант.

Запиши   3  имени  существительных, употребляемых  только  в единственном  числе
2 вариант.

 Запиши   3  имени  существительных, употребляемых  только  во множественном  числе

 Берёза

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. Из всех деревьев леса милее всех наша берёза. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. В лесу сошёл снег. На берёзах набухли смолистые душистые почки. Много певчих птиц собираются в рощах. В летние дни хорошо бродить по берёзовой роще. Тёплый ветерок шелестит над головой зелёной листвой. В народных песнях и сказках часто упоминается берёза.

(По И.Соколову-Микитову)

Слова для справок: из всех, милее, собирается, шелестит, упоминается.

Контрольный диктант  (март)

Перелёт птиц

Закапало с сосулъкиных носов. Солнечная тёплая дымка затянула холодное небо. И появились первые перелётные птицы. Каждую весну бывает великое переселение птиц с юга. Мчат над головой быстрые кулики. Совсем недавно бегали они по берегам тёплых рек, смотрели на зубастых крокодилов. Летят журавли. Может, на их крыльях есть ещё пыль берегов древнего Нила. Все спешат к родным местам. Там в первый раз птицы увидели синее небо. (67 слов, по Н. Сладкову)

Шаги  весны

Раннее утро. Небо  серое. Голые  сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот   с  реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном  небе  показались просветы, и выплыло яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней.  С каждым часом  проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка  грачей  подлетела к берёзовой  роще.  В воздухе  зазвенели  их  голоса.

 

Грамматические  задания

  1. Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание

1 вариант – в  первой  части текста

2 вариант  – во  второй  части  текста

  1. Определите падеж и род   у имён  прилагательных…

1 вариант – пятого предложения  (На тёмном  небе  показались просветы, и выплыло  яркое солнце)

2 вариант – девятого  предложения  (Весёлая стайка  грачей  подлетела к берёзовой  роще)

  1. * К данным прилагательным  в  словосочетаниях  подберите  прилагательные – антонимы,  запишите  новые  словосочетания

1 вариант  Лёгкая  задача -….., широкое  шоссе – …

2 вариант   Сладкое яблоко – ….,  тяжёлый  портфель -…

Ранняя весна

Наступила ранняя весна. Яркое солнце рушит последние снежные крепости. Звонкая капель стучит по земле. В лесу пахнет душистыми почками. Зелёные ёлочки важно вытянули свои колючие ветки. С берёзки течёт сладкий сок. Лучи солнца осветили всю окрестность. Ожил лес. Над головой послышалась звонкая трель. За стволами деревьев мелькнула стайка птиц. Весной много хлопот и забот у пернатого царства. Слова для справок: крепости, послышалась.

В лесу

Вот и март. Его называют весёлым праздником света. Чуткое ухо ловит первые признаки весны. Земля ещё покрыта снегом. Только около старых пней показались первые проталины. На голых ветках орешника появились первые цветы. Это серёжки. На берёзках зазвенели сосульки. Солнце осветило лес тёплым светом. На снег упала первая тяжёлая капля. Как хороша лесная капель в лесу! Звонко запела синичка. Лес радостно встречает весну.

4 четверть.

Контрольный диктант  (апрель)

Весна в лесу

Уже давно не трещат морозы. Звонко поют птицы. Солнце не устаёт печь. Ему нужно согреть землю. А голосистые ручьи не устают течь и звенеть. Смолой пахнут душистые почки. Не успеваю замечать шаги весны. Вот и зазеленела листва на деревьях. Появилась молодая травка. На лесных полянах зацвели голубые подснежники. Скоро запоют соловьи. Они не станут беречь свои голоса. Для птиц приход весны — главный праздник! (66 слов)

Контрольный диктант  (май)

Природу надо беречь.

Красивы берега реки Поливки. Они все утопают в зелени. Пахучие ивы склонили свои тонкие веточки.  Лёгкий ветерок играет с ними.

        По реке идёт катер. Матросы осматривают местность. Катер пристал к берегу. У самой воды куча банок, грязной бумаги, тряпок.

        Здесь в субботу отдыхали люди. Они отдохнули и уехали. На берегу осталась свалка. Мало любить природу, её надо беречь. (61 слово.)

Диктант

Перед восходом солнца пошел дождь. Он падал прозрачными гроздьями на деревья и скатывался в мягкую травку. Грустный лес помолодел, посветлел, стоял вымытый и радостный, встречая солнце мокрыми глазами, опять живыми, блестящими и счастливыми. К утру дождик прошел. Легкий ветерок согнал с неба последние тучи. Солнечные лучи высушили дорожки парка. А с десяти часов опять началась невыносимая жара (57 слов)

Грамматические  задания

  1. Сделайте фонетический разбор последнего слова первого предложения.
  2. Сделайте фонетический разбор глагола из пятого предложения.
  3. Выпишите из последнего предложения имя прилагательное и сделайте его фонетический разбор.
  4. Разделите на части для переноса глаголы из третьего предложения.
  5. Разберите по составу имена прилагательные из пятого предложения.
  6. Подберите к первому слову предпоследнего предложения 3 однокоренных слова.
  7. Выпишите по два слова со следующими орфограммами: непроверяемые безударные гласные, проверяемые безударные гласные, парные по глухости-звонкости в слабой позиции, непроизносимая согласная или сочетание «СН». Там, где это возможно, напишите проверочные слова.
  8. Сделайте синтаксический разбор предпоследнего (первого) предложения.
  9. Найдите предложение с однородными сказуемыми, соединёнными союзом «И», и сделайте его синтаксический разбор.
  10. Выпишите из пятого предложения все возможные словосочетания. Озаглавьте рассказ.
  11. Подберите к последнему слову последнего предложения синоним. 

nsportal.ru

Методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему: Диктанты по русскому языку для 3 класса

Диктанты по русскому языку УМК «Школа России» (авторы учебника Л.М.Зеленина,Т.Е.Хохлова)  3класс

Данная подборка содержит 9 диктантов с грамматическими заданиями

ДИКТАНТ  1

Ц е л ь: выявить умение оформлять предложение; обозначать мягкие и твердые согласные, звонкие и глухие согласные; разделительный ь; безударные гласные в словах.

Летом

Борис Грибов и его друг Глеб Чайкин часто ходили в лес. Там большой пруд. На берегу рос густой камыш. В камышах плавал белый лебедь. На красивую гордую птицу любили смотреть мальчики. В жаркие дни они садились  на  плот  и  переправлялись на другой берег. Там хороший пляж. (45 слов.)

Слова для  с п р а в о к: камыш, переправлялись.

З а д а н и е:

1. Разделите для переноса слова: мальчики, большой.

2. В четвертом предложении расставьте знаки ударения в словах. Подчеркните существительные одной линией, глагол – двумя линиями, прилагательное – волнистой линией.

3. Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков; укажите их количество.

ДИКТАНТ  2

Ц е л ь: проследить и проанализировать, насколько прочно сформированы навыки правописания и разбора изученного, усвоен  материал.

Санитары леса

Мы входим в лес. В воздухе пахнет грибами и спелой малиной. Сорока перелетает с сосны на сосну. Около ели встретился большой муравейник. Муравьи суетились, у каждого на спине была хвоинка. Ты встречал в лесу муравьиные дома? Не разоряй их! Муравьи – санитары лесов. (42 слова.)

С л о в а  д л я  с п р а в о к: суетились, не разоряй, санитары.

Грамматическое  з а д а н и е:

1. Запишите в алфавитном порядке: осенью, вьюга, друзья, Илья, шалунья, пьет, ульи. Подчеркните разделительный мягкий знак.

2. К словам с безударной гласной подберите два проверочных слова.

                        Грозовая (туча) –

                        Пчелиный (мед) –

3. Третье предложение в диктанте разберите по членам предложения, укажите, какой частью речи является каждое слово.

ДИКТАНТ  3

Ц е л ь: закрепить материал по изученным ранее темам.

Шалун

Падали и падали осенние листья на землю. Кот Вьюн караулил их. Он стрелой бросался за листиком и грозно хлопал лапой. Вьюн думал, что это воробьи. Вот глупый кот! Бабушка Дарья дала ему теплого молочка. Кот лег на кучку листьев и заснул.

С л о в а  д л я  с п р а в о к: караулил, бросался.

Грамматические з а д а н и я:

1. Спишите, выделите в каждом слове окончание.

На траве дрожат росинки,

Шелестят листвой дубы.

Собирали мы в корзинки

Сонные грибы.

                        В. Коркин

Подчеркнутое слово разберите по составу.

2. Запишите слова. Подчеркните слово, которое состоит только из корня.

Осенний, листок, поход, дождик, холод.

Выпишите это слово и подобранный к нему ряд однокоренных  слов.

3. Разбор по членам предложения (в диктанте):

I вариант – первое предложение.

II вариант – третье предложение.

ДИКТАНТ  4

Ц е л ь: проверить умения, связанные с написанием звонких и глухих согласных, безударных гласных в корне слова.

Музыка

Жил один парень. Он ловко играл на дудочке. Вот идет он по лесу. Печальный стоит лес. Холодно. Льет дождь. Достал он дудочку. Полилась музыка. Выглянуло из-за леса солнышко. Оно  позолотило верхушки деревьев. Вдруг вся поляна залилась ярким светом. Подняли головки цветы. Все слушают музыку. А дождь тихо ушел за речку. (50 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к и е   з а д а н и я:

1. Выписать из текста 4 слова с безударными гласными в корне и подобрать к ним проверочные слова.

2. В диктанте 12-е предложение разобрать по членам предложения.

3. Измените слова так, чтобы они оканчивались на согласную:

Холмы – …, гордый – …, свежий – …, веселый – …, красивый – … .

4. Выпишите слова, которые имеют одинаковый состав: душистая, запах, мосты, закружила, корзинка, переход.

ДИКТАНТ  5

Ц е л ь: проверить сформированность умений, связанных с правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Снежная страница

Молчат поля и леса. Одна поземка шуршит. Выглянуло солнышко. Захотелось нам увидеть красоту зимней природы. Выход на природу всегда дает хорошее настроение. Вот мы на опушке леса. На страницах снежной книги легко по следам читать рассказ о жизни пернатых. Это сорока оставила на снегу след длинного хвоста. Вот важно прошагала ворона.

(50 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к и е   з а д а н и я:

1. Выпишите слова, которые состоят из одного корня, подберите к ним 2–3 родственных слова.

Цепь, гора, скорость, весна, говор, каток.

Выделите во всех родственных словах корень.

2. Выпишите из диктанта слова, которые состоят из приставки и корня, обозначают предмет и отвечают на вопросы  «кто?»,  «что?».

3. Допишите 3 примера к данному правилу:

Повозка, хрупкий, шкаф, шапка…

4. Из ряда слов выпишите слова с разделительным мягким знаком: ночь, помощь, вьюга, крыльцо, веселье, тень, ненастье, дождь, шалунья.

Диктант 6

Ц е л ь: выявить сформированность навыков правописания слов с учетом  изученных правил.

Синички

Стоит чудесный зимний денек. Под мое окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой березы. На голове черная шапочка. Спина, крылья и хвостик желтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, желтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!

Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им. (56 слов.)

С л о в а  д л я  с п р а в о к: будто, словно.

1. Выписать слова с сочетанием сн, приписать проверочные.

2. Разобрать по членам предложения 7-е предложение в тесте диктанта: указать члены предложения (известные).

3. Выбрать из текста по два слова, соответствующих схеме.

,                  

4. Разобрать по составу слова: часовой, постройки, радостный.

Диктант  7

Ц е л ь: проверить сформированность навыков правописания безударных гласных в корне слова, приставках,  разделительного твердого знака, мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.

Загадка

Стоял теплый апрельский день. Мы подъехали к опушке леса. Журчали весенние ручьи. Мы медленно шли по тропинке. Прошмыгнула мышь. Наше внимание привлекли лягушки. По одной и группами они прыгали по снегу, преодолевали потоки воды. Мы двинулись за ними и заметили маленький водоем. Там кишели лягушки. Что их манило туда? Для нас это осталось загадкой.

С л о в а   д л я   с п р а в о к: привлекли, преодолевали, за ними, водоем.

Г р а м м а т и ч е с к о е   з а д а н и е:

1. Шестое предложение разобрать по членам предложения. Выписать словосочетания с вопросами.

2. Разобрать по составу слова: апрельский, водоем.

3. Слово загадкой разобрать как часть речи.

ДИКТАНТ  8

Ц е л ь: проверить умение писать безударные окончания имен прилагательных мужского, среднего и женского рода, а также имен прилагательных множественного числа.

Ранняя весна

С земли сошел последний снег. Наступает радостное время года. Земля холодная. Ласковое весеннее солнце согревает все вокруг. Синее небо высокое. По небу плывет легкое облачко. Крепкий лед на реке потемнел. Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки, показались серенькие барашки. На земле лежит прошлогодняя листва, сухие травинки. В вершинах деревьев шумит весенний ветер. Счастливое время.

                                                                                (63 слова.)

С л о в а   д л я   с п р а в о к: облачко, чешуйки, прошлогодняя.

З а д а н и е:

1. Выделите окончания прилагательных в тексте, обозначьте падеж.

2. Четвертое предложение разберите по членам предложения.

3. Разберите прилагательное «счастливое» как часть речи.

ДИКТАНТ  9

Ц е л ь: проверить сформированность умений писать под диктовку текст, включающий в себя орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением, звонкие, глухие, непроизносимые согласные, разделительные твердый и мягкий знак, мягкий знак после шипящих на  конце имен существительных, не с глаголом.

Удивительная птица

Весной остров Дия полон гостей. Однажды мы забрели в глубину острова. По узкой тропке мы добрались до вершины. Я осмотрел местность и заметил сокола. Он то скользил над самой землей, то взмывал в небесную лазурь. Хищник играл с ветром, нырял к морю, проносился над волнами. Чудесный внешний облик птицы сочетался с удивительной красотой в полете и редким умением выполнять трюки. Я любовался соколом.

                                                                                (65 слов.)

С л о в а   д л я   с п р а в о к: сочетался.

Г р а м м а т и ч е с к и е   з а д а н и я.

1. Записать данные слова с подходящими по смыслу приставками: об, с, под, в, по.

Явился, ехал, ежился, единение.

2. Разобрать по членам предложения третье предложение.

3. Записать имена существительные в начальной форме. Обозначить род.

От помощи, у плаща, в тиши, около ржи, от ключа, в глуши, около мяча, к товарищу.

4. Определить (надписать) лицо глаголов в тексте диктанта.

nsportal.ru

Учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему: Диктанты по русскому языку для 3 класса

Диктанты по русскому языку для 3 класса

Диктанты по русскому языку УМК «Школа России» (авторы учебника Л.М.Зеленина,Т.Е.Хохлова)  3класс

Данная подборка содержит 9 диктантов с грамматическими заданиями

ДИКТАНТ  1

Ц е л ь: выявить умение оформлять предложение; обозначать мягкие и твердые согласные, звонкие и глухие согласные; разделительный ь; безударные гласные в словах.

Летом

Борис Грибов и его друг Глеб Чайкин часто ходили в лес. Там большой пруд. На берегу рос густой камыш. В камышах плавал белый лебедь. На красивую гордую птицу любили смотреть мальчики. В жаркие дни они садились  на  плот  и  переправлялись на другой берег. Там хороший пляж. (45 слов.)

Слова для  с п р а в о к: камыш, переправлялись.

З а д а н и е:

1. Разделите для переноса слова: мальчики, большой.

2. В четвертом предложении расставьте знаки ударения в словах. Подчеркните существительные одной линией, глагол – двумя линиями, прилагательное – волнистой линией.

3. Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков; укажите их количество.

ДИКТАНТ  2

Ц е л ь: проследить и проанализировать, насколько прочно сформированы навыки правописания и разбора изученного, усвоен  материал.

Санитары леса

Мы входим в лес. В воздухе пахнет грибами и спелой малиной. Сорока перелетает с сосны на сосну. Около ели встретился большой муравейник. Муравьи суетились, у каждого на спине была хвоинка. Ты встречал в лесу муравьиные дома? Не разоряй их! Муравьи – санитары лесов. (42 слова.)

С л о в а  д л я  с п р а в о к: суетились, не разоряй, санитары.

Грамматическое  з а д а н и е:

1. Запишите в алфавитном порядке: осенью, вьюга, друзья, Илья, шалунья, пьет, ульи. Подчеркните разделительный мягкий знак.

2. К словам с безударной гласной подберите два проверочных слова.

                        Грозовая (туча) –

                        Пчелиный (мед) –

3. Третье предложение в диктанте разберите по членам предложения, укажите, какой частью речи является каждое слово.

ДИКТАНТ  3

Ц е л ь: закрепить материал по изученным ранее темам.

Шалун

Падали и падали осенние листья на землю. Кот Вьюн караулил их. Он стрелой бросался за листиком и грозно хлопал лапой. Вьюн думал, что это воробьи. Вот глупый кот! Бабушка Дарья дала ему теплого молочка. Кот лег на кучку листьев и заснул.

С л о в а  д л я  с п р а в о к: караулил, бросался.

Грамматические з а д а н и я:

1. Спишите, выделите в каждом слове окончание.

На траве дрожат росинки,

Шелестят листвой дубы.

Собирали мы в корзинки

Сонные грибы.

                        В. Коркин

Подчеркнутое слово разберите по составу.

2. Запишите слова. Подчеркните слово, которое состоит только из корня.

Осенний, листок, поход, дождик, холод.

Выпишите это слово и подобранный к нему ряд однокоренных  слов.

3. Разбор по членам предложения (в диктанте):

I вариант – первое предложение.

II вариант – третье предложение.

ДИКТАНТ  4

Ц е л ь: проверить умения, связанные с написанием звонких и глухих согласных, безударных гласных в корне слова.

Музыка

Жил один парень. Он ловко играл на дудочке. Вот идет он по лесу. Печальный стоит лес. Холодно. Льет дождь. Достал он дудочку. Полилась музыка. Выглянуло из-за леса солнышко. Оно  позолотило верхушки деревьев. Вдруг вся поляна залилась ярким светом. Подняли головки цветы. Все слушают музыку. А дождь тихо ушел за речку. (50 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к и е   з а д а н и я:

1. Выписать из текста 4 слова с безударными гласными в корне и подобрать к ним проверочные слова.

2. В диктанте 12-е предложение разобрать по членам предложения.

3. Измените слова так, чтобы они оканчивались на согласную:

Холмы – …, гордый – …, свежий – …, веселый – …, красивый – … .

4. Выпишите слова, которые имеют одинаковый состав: душистая, запах, мосты, закружила, корзинка, переход.

ДИКТАНТ  5

Ц е л ь: проверить сформированность умений, связанных с правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Снежная страница

Молчат поля и леса. Одна поземка шуршит. Выглянуло солнышко. Захотелось нам увидеть красоту зимней природы. Выход на природу всегда дает хорошее настроение. Вот мы на опушке леса. На страницах снежной книги легко по следам читать рассказ о жизни пернатых. Это сорока оставила на снегу след длинного хвоста. Вот важно прошагала ворона.

(50 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к и е   з а д а н и я:

1. Выпишите слова, которые состоят из одного корня, подберите к ним 2–3 родственных слова.

Цепь, гора, скорость, весна, говор, каток.

Выделите во всех родственных словах корень.

2. Выпишите из диктанта слова, которые состоят из приставки и корня, обозначают предмет и отвечают на вопросы  «кто?»,  «что?».

3. Допишите 3 примера к данному правилу:

Повозка, хрупкий, шкаф, шапка…

4. Из ряда слов выпишите слова с разделительным мягким знаком: ночь, помощь, вьюга, крыльцо, веселье, тень, ненастье, дождь, шалунья.

Диктант 6

Ц е л ь: выявить сформированность навыков правописания слов с учетом  изученных правил.

Синички

Стоит чудесный зимний денек. Под мое окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой березы. На голове черная шапочка. Спина, крылья и хвостик желтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, желтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!

Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им. (56 слов.)

С л о в а  д л я  с п р а в о к: будто, словно.

1. Выписать слова с сочетанием сн, приписать проверочные.

2. Разобрать по членам предложения 7-е предложение в тесте диктанта: указать члены предложения (известные).

3. Выбрать из текста по два слова, соответствующих схеме.

                 

4. Разобрать по составу слова: часовой, постройки, радостный.

Диктант  7

Ц е л ь: проверить сформированность навыков правописания безударных гласных в корне слова, приставках,  разделительного твердого знака, мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.

Загадка

Стоял теплый апрельский день. Мы подъехали к опушке леса. Журчали весенние ручьи. Мы медленно шли по тропинке. Прошмыгнула мышь. Наше внимание привлекли лягушки. По одной и группами они прыгали по снегу, преодолевали потоки воды. Мы двинулись за ними и заметили маленький водоем. Там кишели лягушки. Что их манило туда? Для нас это осталось загадкой.

С л о в а   д л я   с п р а в о к: привлекли, преодолевали, за ними, водоем.

Г р а м м а т и ч е с к о е   з а д а н и е:

1. Шестое предложение разобрать по членам предложения. Выписать словосочетания с вопросами.

2. Разобрать по составу слова: апрельский, водоем.

3. Слово загадкой разобрать как часть речи.

ДИКТАНТ  8

Ц е л ь: проверить умение писать безударные окончания имен прилагательных мужского, среднего и женского рода, а также имен прилагательных множественного числа.

Ранняя весна

С земли сошел последний снег. Наступает радостное время года. Земля холодная. Ласковое весеннее солнце согревает все вокруг. Синее небо высокое. По небу плывет легкое облачко. Крепкий лед на реке потемнел. Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки, показались серенькие барашки. На земле лежит прошлогодняя листва, сухие травинки. В вершинах деревьев шумит весенний ветер. Счастливое время.

                                                                                (63 слова.)

С л о в а   д л я   с п р а в о к: облачко, чешуйки, прошлогодняя.

З а д а н и е:

1. Выделите окончания прилагательных в тексте, обозначьте падеж.

2. Четвертое предложение разберите по членам предложения.

3. Разберите прилагательное «счастливое» как часть речи.

ДИКТАНТ  9

Ц е л ь: проверить сформированность умений писать под диктовку текст, включающий в себя орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением, звонкие, глухие, непроизносимые согласные, разделительные твердый и мягкий знак, мягкий знак после шипящих на  конце имен существительных, не с глаголом.

Удивительная птица

Весной остров Дия полон гостей. Однажды мы забрели в глубину острова. По узкой тропке мы добрались до вершины. Я осмотрел местность и заметил сокола. Он то скользил над самой землей, то взмывал в небесную лазурь. Хищник играл с ветром, нырял к морю, проносился над волнами. Чудесный внешний облик птицы сочетался с удивительной красотой в полете и редким умением выполнять трюки. Я любовался соколом.

                                                                                (65 слов.)

С л о в а   д л я   с п р а в о к: сочетался.

Г р а м м а т и ч е с к и е   з а д а н и я.

1. Записать данные слова с подходящими по смыслу приставками: об, с, под, в, по.

Явился, ехал, ежился, единение.

2. Разобрать по членам предложения третье предложение.

3. Записать имена существительные в начальной форме. Обозначить род.

От помощи, у плаща, в тиши, около ржи, от ключа, в глуши, около мяча, к товарищу.

4. Определить (надписать) лицо глаголов в тексте диктанта.

nsportal.ru

Учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему: Диктанты по русскому языку для 3 класса

 

ДИКТАНТ  1

Ц е л ь: выявить умение оформлять предложение; обозначать мягкие и твердые согласные, звонкие и глухие согласные; разделительный ь; безударные гласные в словах.

Летом

Борис Грибов и его друг Глеб Чайкин часто ходили в лес. Там большой пруд. На берегу рос густой камыш. В камышах плавал белый лебедь. На красивую гордую птицу любили смотреть мальчики. В жаркие дни они садились  на  плот  и  переправлялись на другой берег. Там хороший пляж. (45 слов.)

Слова для  с п р а в о к: камыш, переправлялись.

З а д а н и е:

1. Разделите для переноса слова: мальчики, большой.

2. В четвертом предложении расставьте знаки ударения в словах. Подчеркните существительные одной линией, глагол – двумя линиями, прилагательное – волнистой линией.

3. Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков; укажите их количество.

ДИКТАНТ  2

Ц е л ь: проследить и проанализировать, насколько прочно сформированы навыки правописания и разбора изученного, усвоен  материал.

Санитары леса

Мы входим в лес. В воздухе пахнет грибами и спелой малиной. Сорока перелетает с сосны на сосну. Около ели встретился большой муравейник. Муравьи суетились, у каждого на спине была хвоинка. Ты встречал в лесу муравьиные дома? Не разоряй их! Муравьи – санитары лесов. (42 слова.)

С л о в а  д л я  с п р а в о к: суетились, не разоряй, санитары.

Грамматическое  з а д а н и е:

1. Запишите в алфавитном порядке: осенью, вьюга, друзья, Илья, шалунья, пьет, ульи. Подчеркните разделительный мягкий знак.

2. К словам с безударной гласной подберите два проверочных слова.

                        Грозовая (туча) –

                        Пчелиный (мед) –

3. Третье предложение в диктанте разберите по членам предложения, укажите, какой частью речи является каждое слово.

ДИКТАНТ  3

Ц е л ь: закрепить материал по изученным ранее темам.

Шалун

Падали и падали осенние листья на землю. Кот Вьюн караулил их. Он стрелой бросался за листиком и грозно хлопал лапой. Вьюн думал, что это воробьи. Вот глупый кот! Бабушка Дарья дала ему теплого молочка. Кот лег на кучку листьев и заснул.

С л о в а  д л я  с п р а в о к: караулил, бросался.

Грамматические з а д а н и я:

1. Спишите, выделите в каждом слове окончание.

На траве дрожат росинки,

Шелестят листвой дубы.

Собирали мы в корзинки

Сонные грибы.

                        В. Коркин

Подчеркнутое слово разберите по составу.

2. Запишите слова. Подчеркните слово, которое состоит только из корня.

Осенний, листок, поход, дождик, холод.

Выпишите это слово и подобранный к нему ряд однокоренных  слов.

3. Разбор по членам предложения (в диктанте):

I вариант – первое предложение.

II вариант – третье предложение.

ДИКТАНТ  4

Ц е л ь: проверить умения, связанные с написанием звонких и глухих согласных, безударных гласных в корне слова.

Музыка

Жил один парень. Он ловко играл на дудочке. Вот идет он по лесу. Печальный стоит лес. Холодно. Льет дождь. Достал он дудочку. Полилась музыка. Выглянуло из-за леса солнышко. Оно  позолотило верхушки деревьев. Вдруг вся поляна залилась ярким светом. Подняли головки цветы. Все слушают музыку. А дождь тихо ушел за речку. (50 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к и е   з а д а н и я:

1. Выписать из текста 4 слова с безударными гласными в корне и подобрать к ним проверочные слова.

2. В диктанте 12-е предложение разобрать по членам предложения.

3. Измените слова так, чтобы они оканчивались на согласную:

Холмы – …, гордый – …, свежий – …, веселый – …, красивый – … .

4. Выпишите слова, которые имеют одинаковый состав: душистая, запах, мосты, закружила, корзинка, переход.

ДИКТАНТ  5

Ц е л ь: проверить сформированность умений, связанных с правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Снежная страница

Молчат поля и леса. Одна поземка шуршит. Выглянуло солнышко. Захотелось нам увидеть красоту зимней природы. Выход на природу всегда дает хорошее настроение. Вот мы на опушке леса. На страницах снежной книги легко по следам читать рассказ о жизни пернатых. Это сорока оставила на снегу след длинного хвоста. Вот важно прошагала ворона.

(50 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к и е   з а д а н и я:

1. Выпишите слова, которые состоят из одного корня, подберите к ним 2–3 родственных слова.

Цепь, гора, скорость, весна, говор, каток.

Выделите во всех родственных словах корень.

2. Выпишите из диктанта слова, которые состоят из приставки и корня, обозначают предмет и отвечают на вопросы  «кто?»,  «что?».

3. Допишите 3 примера к данному правилу:

Повозка, хрупкий, шкаф, шапка…

4. Из ряда слов выпишите слова с разделительным мягким знаком: ночь, помощь, вьюга, крыльцо, веселье, тень, ненастье, дождь, шалунья.

ДИКТАНТ 6

Ц е л ь: выявить сформированность навыков правописания слов с учетом  изученных правил.

Синички

Стоит чудесный зимний денек. Под мое окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой березы. На голове черная шапочка. Спина, крылья и хвостик желтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, желтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!

Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им. (56 слов.)

С л о в а  д л я  с п р а в о к: будто, словно.

1. Выписать слова с сочетанием сн, приписать проверочные.

2. Разобрать по членам предложения 7-е предложение в тесте диктанта: указать члены предложения (известные).

3. Выбрать из текста по два слова, соответствующих схеме.

,                  

4. Разобрать по составу слова: часовой, постройки, радостный.

ДИКТАНТ  7

Ц е л ь: проверить сформированность навыков правописания безударных гласных в корне слова, приставках,  разделительного твердого знака, мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.

Загадка

Стоял теплый апрельский день. Мы подъехали к опушке леса. Журчали весенние ручьи. Мы медленно шли по тропинке. Прошмыгнула мышь. Наше внимание привлекли лягушки. По одной и группами они прыгали по снегу, преодолевали потоки воды. Мы двинулись за ними и заметили маленький водоем. Там кишели лягушки. Что их манило туда? Для нас это осталось загадкой.

С л о в а   д л я   с п р а в о к: привлекли, преодолевали, за ними, водоем.

Г р а м м а т и ч е с к о е   з а д а н и е:

1. Шестое предложение разобрать по членам предложения. Выписать словосочетания с вопросами.

2. Разобрать по составу слова: апрельский, водоем.

3. Слово загадкой разобрать как часть речи.

ДИКТАНТ  8

Ц е л ь: проверить умение писать безударные окончания имен прилагательных мужского, среднего и женского рода, а также имен прилагательных множественного числа.

Ранняя весна

С земли сошел последний снег. Наступает радостное время года. Земля холодная. Ласковое весеннее солнце согревает все вокруг. Синее небо высокое. По небу плывет легкое облачко. Крепкий лед на реке потемнел. Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки, показались серенькие барашки. На земле лежит прошлогодняя листва, сухие травинки. В вершинах деревьев шумит весенний ветер. Счастливое время.

                                                                                (63 слова.)

С л о в а   д л я   с п р а в о к: облачко, чешуйки, прошлогодняя.

З а д а н и е:

1. Выделите окончания прилагательных в тексте, обозначьте падеж.

2. Четвертое предложение разберите по членам предложения.

3. Разберите прилагательное «счастливое» как часть речи.

ДИКТАНТ  9

Ц е л ь: проверить сформированность умений писать под диктовку текст, включающий в себя орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением, звонкие, глухие, непроизносимые согласные, разделительные твердый и мягкий знак, мягкий знак после шипящих на  конце имен существительных, не с глаголом.

Удивительная птица

Весной остров Дия полон гостей. Однажды мы забрели в глубину острова. По узкой тропке мы добрались до вершины. Я осмотрел местность и заметил сокола. Он то скользил над самой землей, то взмывал в небесную лазурь. Хищник играл с ветром, нырял к морю, проносился над волнами. Чудесный внешний облик птицы сочетался с удивительной красотой в полете и редким умением выполнять трюки. Я любовался соколом.

                                                                                (65 слов.)

С л о в а   д л я   с п р а в о к: сочетался.

Г р а м м а т и ч е с к и е   з а д а н и я.

1. Записать данные слова с подходящими по смыслу приставками: об, с, под, в, по.

Явился, ехал, ежился, единение.

2. Разобрать по членам предложения третье предложение.

3. Записать имена существительные в начальной форме. Обозначить род.

От помощи, у плаща, в тиши, около ржи, от ключа, в глуши, около мяча, к товарищу.

4. Определить (надписать) лицо глаголов в тексте диктанта.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *