cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок чтения 2 класс тютчев есть в осени первоначальной – Урок литературного чтения во 2 классе. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Урок литературного чтения во 2 классе. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Конспект урока

литературного чтения во 2 классе

Тема: «Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…».

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ Вишнёвский УВК

Белоконева Екатерина Степановна

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели:

1. познакомить обучающихся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; обучить выразительному чтению;

2. развивать эмоциональную память, речь, мышление, умение общаться, работать в парах;

3. воспитывать умение видеть красоту природы, проникнуться чувством любви к ней, стремление беречь природу.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

— Добиться понимания смысла стихотворения.

— Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения.

— Уметь пользоваться толковым словарём.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ:

1.Регулятивные УУД:

— самостоятельно формулировать тему и цели урока;

— учиться определять степень успешности своей работы.

2. Познавательные УУД:

— учить работать с толковым словарём.

3. Коммуникативные УУД:

— развивать умение слушать своих товарищей, вести диалог; умение работать в паре.

4. Личностные УУД:

— понимание смысла учебной деятельности, формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки.

Методы работы: словесный, наглядный, практический.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 2 класс. Часть 1», портрет Ф.И. Тютчева, мультимедийный комплекс, презентация; аудиозапись музыки П.И. Чайковского «Времена года. Осенняя песнь. Октябрь».

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

II. Упражнения для развития артикуляции и правильного дыхания.

— Ребята, давайте подготовим наш ротик к работе — выполним следующие упражнения:

1-е упражнение «Зарядка для язычка».

(Учитель стоит напротив детей, произносит соответствующие слова, дети выполняют описанные действия.)

Погулять язык собрался: 
(открыть рот)

Он умылся, 
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался, 
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся, 
(провести языкам по губам – “облизнуться”)

Вправо, влево повернулся, 
(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез, 
(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз — и в ротике исчез. 
(спрятать язык во рту)

2-е упражнение «Надуваем воздушный шар». (Глубокий вдох через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой. 5-6 повторений.)

III. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

— Ребята, с каким разделом мы начали знакомство на предыдущем уроке? (Раздел «Люблю природу русскую. Осень».)

— Какое задание вы готовили к сегодняшнему уроку? (Составляли устно небольшой рассказ об осени.)

— Послушаем ваши рассказы. Кто желает рассказать?

(Учитель спрашивает 3-4 учащихся.)

IV. Введение в тему урока.

— Ребята, как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке? (Читать произведения об осени.)

— Верно, ребята, сегодня у нас с вами впервые состоится знакомство с великим русским поэтом Фёдором Ивановичем Тютчевым.

V. Первичное усвоение новых знаний.

1. Рассказ учителя о Ф.И. Тютчеве.

Фёдор Иванович Тютчев – великий русский поэт XIX века. Родился в 1803 году в селе Овстуг Орловской губернии (области) в старинной, но небогатой дворянской семье. И как было принято в дворянских семьях получил очень хорошее домашнее образование. По профессии – дипломат. Долгие годы – более 20 лет – жил за границей по долгу службы.

Однажды тетрадь со стихотворениями Фёдора Ивановича Тютчева случайно попала в руки А.С. Пушкину с подписью «Ф.Т.». Стихи Пушкину очень понравились, и он в 1836 году опубликовал их в журнале «Современник». После этой публикации имя Фёдора Ивановича Тютчева как поэта стало всем известно.

Очень много стихотворений Фёдор Иванович посвятил родине, природе. Природу он сравнивал с живым существом:

«…Природа не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

Стихотворения великого поэта каждый взрослый знает с детства: «Люблю грозу в начале мая», «Зима недаром злится, прошла её пора», «Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят»… и вы, ребята, будете знакомиться в дальнейшем с этими и другими прекрасными стихотворениями. Ваши встречи с поэтом ещё состоятся.

— Итак, что вы запомнили о жизни поэта? (Высказывания детей).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (общие упражнения).

2. Чтение учителем стихотворения «Есть в осени первоначальной…»

(учебник с. 68) на фоне аудиозаписи музыки П.И. Чайковского «Времена года. Осенняя песнь. Октябрь».

3. Первичный анализ произведения.

— Ребята, кому понравилось стихотворение?

— Какие чувства вы испытываете? Объясните почему?

— С каким настроением я читала стихотворение? (В начале восторженно, затем спокойно, немного грустно.)

— Ребята, кто услышал незнакомые слова?

— Как вы понимаете первую строку стихотворения «Есть в осени первоначальной…»?

(В начале осени, в сентябре — начале октября.)

«Дивная пора» — замените другим словом. (Удивительная пора.)

— Как вы понимаете выражение «лучезарны вечера»?

(Солнце перед закатом освещает небо.)

— Сейчас каждый из вас шёпотом прочитаете стихотворение, попытайтесь понять его. Незнакомые вам слова объясним после чтения.

VI. Вторичное чтение текста. (Используется приём «жужжащее чтение»).

VII. Словарная работа.

* Хрустальный (день) – переносное значение. Чистый, звонкий звук, как у хрусталя. (Хрусталь — стекло высокого сорта с красивым блеском.).

* Серп — ручное орудие — изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезывания злаков с корня.

— Объясните строки:

«Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде…»

(Люди скосили серпом колосья пшеницы и теперь поля пустые.)

* борозда – канавка на поле от плуга.

* праздная борозда – отдыхающая, с нее все убрали.
* лазурь — светло-синий цвет, синева неба.  

* отдыхающее поле – поле, с которого собрали урожай.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

«Кот Васька»

Глаз своих с мышки кот Васька не сводит:

Направо, налево глазищами водит. (Многократные движения глаз из налево-направо.)

А мышка кружит, а мышка играет,

Про хитрого Ваську она и не знает. (Многократные повторения круговых движений глаз по часовой стрелке и в обратную сторону.)

VIII. Самостоятельная работа обучающихся.

(Подготовка к выразительному чтению стихотворения – тренировочные упражнения.)

IX. Выразительное чтение стихотворения обучающимися.

(Вслух всему классу 4-5 учеников.)

X. Творческая работа. Работа в парах.

— Ребята, поработайте в парах: расскажите содержание стихотворения «Есть в осени первоначальной…» своими словами.

(Выслушиваются 2-3 рассказа.)

XI. Рефлексия учебной деятельности.

— Ребята, мне не терпится узнать, на какие мысли наводит читателей стихотворение?

(Уметь видеть красоту природы, любить природу, «не обижать» её, быть благодарными земле-матушке, земле-кормилице.)

— Вы запомнили, кто автор этого замечательного стихотворения?

— Кому из вас захотелось выучить стихотворение наизусть?

Оценивание работы обучающихся на уроке.

XII. Домашнее задание:

1. Выучить наизусть стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» с. 68.

2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

— Всем спасибо за работу!

infourok.ru

Урок литературного чтения во 2 классе по стихотворению Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

-Это сравнение прочно вошло в наш язык, и мы часто его используем, когда хотим рассказать о тёплых, ясных, солнечных осенних днях, когда нет жары, напротив, в воздухе чувствуется особая свежесть.

-Что автор говорит о вечерах? («И лучезарны вечера»)

-Что значит “лучезарны”? (Т.е. полны светом, сверкающие, сияющие)

Словарная работа.

Лучезарный — озаряющий своим светом. Полный света, сияния, блеска.

Лазу́рь — один из оттенков голубогоцвета, цвет неба в ясный день.

-Как вы понимаете слово лучезарный в сочетаниилучезарны вечера?(эпитет)

(лучезарны вечера — вечера полны сияния, мягкого блеска).

-Подумайте и скажите, в первом четверостишии мы можем увидеть перед собой только одну картину или несколько? (Несколько, день и вечер)

-Верно, Тютчев показывает нам природу в движении, мы замечаем движение ото дня к вечеру

-Вся строка заканчивается многоточием, почему? (Это недоговоренность от переполняющих чувств)

-О чем же поэт говорит в первом четверостишии? (О ранней поре осени, удивительной по красоте, дорогой каждому из нас)

2 четверостишие

-Прочитайте второе четверостишие.

-Что вы представили, читая его? (Поле, где кипела работа, серп, паутина сейчас, где все убрано)

Словарная работа.

Серп— ручное сельскохозяйственное орудие труда в виде сильно изогнутого полукругом острого ножа для срезания колосьев.

-Почему серп назван бодрым? (Слово бодрый означает полный сил, энергии, значит им очень хорошо, ловко работали, срезая колоски)

-В каком значении употреблено в стихотворении сочетание слов серп гулял?

-Здесь автор использует олицетворение.

Табличка «Олицетворение»

Олицетворе́ние— приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.

_Часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

-Как поэт пишет о поле?

-Какое поле? (Пустое)

-Какие слова подчёркивают пустоту поля? («…лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде..»)

-Как вы считаете, какой уродился урожай?

-Наверное, урожай очень богатый, и это радует жнеца.

-А как вы понимаете слово праздный в сочетании «на праздной борозде»? (Урожай с поля уже собран и поле отдыхает)

Словарная работа

Праздная борозда – отдыхающая, убранная борозда (с неё всё убрали)

-Какие чувства описывает поэт дальше? (Сожаление, грусть)

-О чём грустит поэт? («Теперь уж пусто всё-простор везде»)

-О том, что везде пусто, только паутина везде.

-С чем сравнивает Фёдор Иванович паутину? (С тонким волосом) – сравнение.

-Итак, праздная борозда, пусто всё, простор везде.

3 четверостишие

-Прочитайте третье четверостишие.

www.prodlenka.org

Ф. И. Тютчев .»Есть в осени первоначальной».

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе с использованием ИКТ и ЭОР.

ФИО (полностью) Честнова Тамара Юрьевна.

Место работы: ГБОУ СОШ с Кашпир Приволжского района Самарской области.

Должность: учитель начальных классов.

Место проведения: ГБОУ СОШ с Кашпир.

Уровень: школьный.

Дата проведения: 08.10.2015 года.

Тема: Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; формировать у второклассников умение выразительно читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику; воспитывать художественный вкус, любовь к русской культуре через музыкальные и литературные произведения.

Задачи:

1. Предметные:
— познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева;
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

— отметить музыкальность стихотворения Ф. И. Тютчева.

2. Метапредметные:
— планировать свое выступление;
— делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
— оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
— развивать навыки выразительного чтения;
— совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,
— развивать память, внимание, творческие способности.

3. Личностные:
-воспитывать любовь и уважение к родной природе;
— передать красоту и музыкальность поэтической речи;
— пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе;
— эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
— развивать творческие способности каждого ученика.

Вид урока: изучение нового материала.

Оборудование:

1.Презентация к уроку.

2.Слайд-шоу «Пришла к нам в гости Осень».

3. Запись стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» в исполнении А.Смирнова.

4.Музыкальная физкультминутка «Дождик».

5. Видеофрагмент « Рисунки детей про осень».
6. Листочки , «Дерево настроения».

7. Аудиофрагмент симфонии П.И.Чайковского «Времена года».

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. Создание положительной мотивации.

-Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Мы сегодня не одни.

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей.

Подтянитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы -ученики!

Дети поворачиваются, здороваются, потом тихо садятся.

Личностные: создание эмоционально-

го настроя, формирование интереса к учению.

Этап актуализации знаний. Сообщение темы и цели.

-Сегодня к нам на урок пришла гостья. Давайте

послушаем ребят и попробуем догадаться, хозяйка какого Царства посетила нас?

-Какое же время года пришло в гости?

— Правильно, к нам в гости на урок пришла Осень.(Слайд 1)

-Таинственная принцесса Осень одела деревья в золотые наряды, промочила землю дождём. Сколько ярких красок принесла она

с собой. Ребята, а как вы думаете: «Осень-это скучная пора или нет»? На этот вопрос мы ответим в конце нашего урока.

-Осени посвятили свои произведения поэты и писатели, художники и композиторы, об этом времени года режиссёры сняли много фильмов.

Просмотр слайд-шоу «Пришла к нам в гости Осень» с музыкальным сопровождением. http://easyen.ru/load/muzyka/raznoe/slajd_shou_prishla_k_nam_v_gosti_osen/32-1-0-34896

-Какие приметы осени показаны в этом произведении?

-Откройте учебник на с.68 и определите тему нашего урока, что нам предстоит узнать.

-Прежде чем прочитать стихотворение, ребята расскажут нам о биографии автора и об истории создания стихотворения.

Группа ребят загадывают загадки на тему «Осень».

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь. (Ветер)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь)

Листья жёлтые шуршат,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковёр ложатся!

Что за жёлтый снегопад?

Это просто… (Листопад)

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?»- спросим.

Нам ответят: «Это…»

(Осень)

-У нас в гостях Осень.

Листья изменили свою окраску, начались дожди, птицы улетают в тёплые края, но дети не унывают и гуляют под дождём.

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной».

(Слайд 2и3)

-Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября в имении Овстуг Брянского уезда, Орловской губернии. Его отец служил в гвардейском полку, а мать занималась ведением хозяйства и воспитанием детей. По традиции начальное образование получил дома. Закончил Московский

Университет. Стихи начал писать ещё подростком. Стихотворение «Есть в осени первоначальной» было написано 22 августа 1857 года по дороге из своего имения в Москву на основе наблюдений и впечатлений.

Коммуникатив-

ные:

аргументиро-

вать свою позицию.

Познаватель-

ные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.

Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Личностные: создание заинтересован-ности у ребят.

Личностные: создание эмоционально-

го настроя,

обмен впечатлениями.

Познаватель-

ные: анализировать содержание.

Коммуникатив-

ные: проявлять интерес к суждениям товарищей.

Коммуникатив-

ные: умение слушать ответы своих товарищей.

Первичное восприятие стихотворения.

-А сейчас послушайте стихотворение (исполняется в записи А.Смирнова). http://www.liveinternet.ru/users/1700710/post109577989/

Слушают стихотворение.

Личностные: умение выражать свои мысли, чувства, проявлять эмоциональную реакцию на текст.

Проверка первичного восприятия.

-Понравилось ли вам стихотворение? Как вы думаете, автору нравится такое время года как осень?

-Какую пору поэт называет «дивной»?

Высказывают

своё мнение.

Эту короткую осеннюю пору называют «Бабье лето».

Выступление ученицы.

«Бабье лето»(так называют в народе этот период осени)-это яркое мгновение среди тусклых осенних дней. Многие люди в спешке не замечают этой красоты. И это печально. Ведь каждый миг, каждое мгновение, которое даёт человеку природа, оставляют след в душе. Именно на это хотел обратить внимание Ф.И.Тютчев.

Обще учебные познавательные УУД:

умение работать с текстом, умение выделять существенное.

Личностные: обмениваться впечатлениями.

Коммуникатив-

ные: умение слушать ответы других детей.

Музыкальная физкультминутка«Дождик».

http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutka_dozhdik/319-1-0-32107

Дети делают упражнения, повторяя движения за забавными зверюшками.

Личностные: создание эмоционального настроя.

Коммуникатив-

ные УУД:

(лидерство и согласованность действий с партнёрами).

Этапы перечитывания и анализа художественного

произведения.

-Прочитайте первый столбик и ответьте на вопросы:

-Когда бывает эта дивная пора? Каким поэт видит день?

Прочитайте. Почему он называет его

хрустальным?

Что автор говорит о вечерах? Почему они лучезарны? Работа со слайдами 4 и5.

Прочитайте второй столбик и ответьте на вопросы:

Что пишет поэт о поле, какое оно? Какие слова подчёркивают пустоту поля? С чем автор сравнивает паутину? А как вы понимаете словосочетание «Праздная борозда»?

Работа со слайдами:6, 7.

Прочитайте последний столбик и подчеркните слова, помогающие ответить на последние вопросы.

Как поэт описывает небо? Какое чувство у вас эта картина? Слайды8, 9.

Какие слова были непонятными? Где мы сможем узнать значение непонятных слов?

Слайды 10,11.

Есть в осени первоначальной. Она только что наступила.

-День как бы хрустальный (ясный, прозрачный, как хрусталь).

Лучезарны- полны светом.

Поле пустое, лишь паутина блестит.

Тютчев сравнивает паутину с тонким волосом.

Урожай убран и поле отдыхает.

Значение непонятных слов можно узнать в толковом словаре.(Дети работают со словарями).

Словарная работа в парах.

Серп -ручное сельскохозяйствен-ное орудие, в виде изогнутого полукругом острого ножа.

Борозда-это углубление (канавка) между грядками, след от плуга.

Лазурь-синева, светло-синий цвет.

На праздной борозде- поле отдыхает, урожай убран.

Личностные УУД: умение выражать свои мысли, чувства. проявлять эмоциональную реакцию на текст.

Познавательные УУД: анализировать содержание произведения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникатив-

ные: проявлять внимание к суждениям товарищей.

Выразительное чтение стихотворения.

-Ребята, нам надо научиться читать выразительно это

стихотворение.

-В каком темпе его надо читать? Здесь нет восклицательных знаков, поэтому читаем спокойно, обращая внимание на паузы.

(Чтение стихотворения учителем, соблюдая паузы).

Кто хочет прочитать выразительно?

-Читаем медленно, напевно.

Дети расставляют паузы в учебнике.

Чтение стиха учащимися.

Личностные: дети учатся выражать своё отношение к различным сферам окружающего мира.

Коммуникатив-

ные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Выставка рисунков про осень.

-Ребята, каждый из вас подготовил свой рисунок про осень и составил к нему рассказ. Используются ЭОР. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000ec-1000-4ddd-9354—590046976b5b/i01_11_06.swf

Рисунки вывешены на доске. Ученики по очереди выходят и знакомят одноклассников со своей работой.

Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность.

Коммуникатив-

ные: умение слушать своего товарища.

Этап объяснения домашнего задания.

-Дома вам надо выучить стихотворение и подготовиться к его исполнению. Слайд12.

Записывают в дневники домашнее задание.

Личностные: формировать наличие мотивации к работе на результат.

Подведение итогов. Рефлексия.

-С каким стихотворением мы познакомились? Кто его автор? Для чего необходимо знакомиться с творчеством художников, композиторов, поэтов? Что бы вы рассказали о сегодняшнем уроке своим родителями? (Оценивается работа учащихся).

-Ребята, на столах у вас лежат два осенних листочка. Один красного цвета, а другой жёлтого.(Листочки изготовлены на уроке технологии из цветного картона). Мы будем украшать осеннее дерево листочками.(В цветочном горшке в земле сухая веточка).Если вам понравился урок, то вешаем на дерево красный листочек. Если урок показался скучным, то жёлтый.

-Посмотрите, ребята, какое у нас получилось красивое дерево, усыпанное багряными листочками.

-Ребята, в начале урока я задала вам вопрос: «Осень-какое время года»?

Завершается урок прослушиванием отрывка из симфонии П.И.Чайковского «Времена года». «Октябрь. Осенняя песнь». http://www.classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html

Ответы детей.

Каждый ребёнок вешает свой листочек на дерево.

Учащиеся отвечают на проблемный вопрос, заданный в начале урока.

-Осень -замечательное время года! Под ногами шуршат разноцветные листья, мы любуемся красивой природой, радуемся каждому новому дню.

Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность.

Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу.

Приложение к уроку.

Стихотворение Ф.И.Тютчева

«Есть в осени первоначальной…»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР.

Название ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Слайд-шоу «Пришла к нам в гости Осень»

Слайд-шоу

http://easyen.ru/load/muzyka/raznoe/slajd_shou_prishla_k_nam_v_gosti_osen/32-1-0-34896

2

Стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначаль-

ной…»

исполняет

Аудиотекст

http://www.liveinternet.ru/users/1700710/post109577989/

3

Музыкальная физкульт-

минутка

Презентация с анимацией и музыкальным сопровождением

http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutka_dozhdik/319-1-0-32107

4

Видеофрагмент «Рисунки детей об осени»

видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000ec-1000-4ddd-9354—590046976b5b/i01_11_06.swf

5

Чайковский П.И. «Времена года. Осенняя песнь.»

аудиофрагмент

http://www.classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html

Заместитель руководителя ОО ____________________ /Арзаханова Р.Ж./

МП

infourok.ru

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

МБОУ «Гапкинская СОШ»

Урок литературного чтения

УМК «Начальная школа 21 века», 3 класс

Тема: Ф.И.Тютчев«Есть в осени первоначальной…»

Учитель: Мустафина Е.В.

Цели:

предметные УУД – познакомить с жизнью и творчеством русского поэта Ф.И. Тютчева, ввести понятие «эпитет», «олицетворение», учить анализу стихотворений ;

личностные УУД – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в уч. деятельности, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, воспитывать любовь к природе, к природе родного края;

познавательные УУД – познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», совершенствовать навык выразительного чтения, формировать умение анализировать поэтическое произведение, показать общую природу художественного образа в разных видах искусства и обратить внимание на специфику его выражения языком поэзии, музыки, живописи;

коммуникативные УУД — развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы;

регулятивные УУД — развивать навыки контроля и самоконтроля.

Осваемые понятия: (новые слова, термины): эпитет, олицетворение.

Оборудование и дидактический материал:

  1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс – М.: Вентана-Граф, 2015.

  2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса. – М.: Вентана-Граф, 2017.

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Компьютерная презентация урока.

  5. Выставка книг стихов русских поэтов.

  6. Рабочий лист учащихся.

  7. Эмблемы (смайлики).

План урока.

  1. Организационный момент

Учитель.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет, сказка, рассказ:

Вы учите их – они учат вас!

Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

  1. Сообщение темы урока.

Учитель. Сегодня вы познакомитесь еще с одним стихотворением об осени. Осень… она действительно разнообразна. Об этом писали многие русские поэты.

— Ребята, вспомните какие стихотворения об осени вы уже знаете?

(чтение учащимися нескольких стихотворений наизусть).

— Давайте назовем приметы осени. (Листья желтеют, солнце светит, но не греет, дни стали короче, птицы готовятся к отлету и т.д.)

— А теперь, обратите внимание как это время года изобразили наши учащиеся в рисунках.

Вывод: Осень разноцветная, роскошная, богатая на краски и дары. Художники называют ее золотой. Если внимательно всмотреться в это время года, то можно придти к выводу:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора…

  1. Знакомство с новым материалом.

Эти строки принадлежат перу великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева.

Презентация биографии поэта. (работа учащейся Мустафиной В.)

  1. Знакомство с текстом.

Сейчас мы окунемся в это изумительное красивое время года и послушаем удивительное стихотворение.

Просмотр учебного фильма.

Учитель. Ребята, какие чувства у вас вызвал этот фильм?

— С помощью каких дополнительных выразительных средств передается настроение произведения?

— В фильме звучала музыка русского композитора А.П. Бородина «Маленькая сюита» для фортепиано, ноктюрн.

  1. Первичное чтение учащимися.

— Прочитайте самостоятельно. Найдите незнакомые слова или выражения.

  1. Работа со словарем.

— Предлагаю вам поработать с заданием №1 в парах. В какие из предложенных объяснений значений слов являются, по вашему мнению, правильным?

Рабочий лист учащегося:

Задание №1

Объясните значение слов:

Лазурь – это…

Борозда – это…

1) углубление (канавка) между грядами; след от плуга;

2) длинная узкая лента;

3) светло-синий, небесный цвет.

Проверка выполненного задания. Слайд 4

  1. Введение понятий – эпитет, олицетворение.

— Ребята, давайте познакомимся с новыми для нас понятиями, такими как: эпитет и олицетворение. Слайд 5.

  1. Анализ произведения.

а) Чтение первой строфы учениками. 
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора. II
Весь день стоит как бы хрустальный, I 
И лучезарны вечера…..II
Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы.
б) Работа в парах.
(Ребята совещаются в паре, прежде чем ответить на вопрос учителя).
Учитель:
— Какие эпитеты употребляет автор в этих строфах?
Ученики:
(«Дивная пора», «лучезарны вечера»).
Учитель:
— Какой прием использует автор в строке: «Весь день стоит как бы хрустальный…»?
Ученица: 
Автор употребляет прием сравнения.
Учитель:
— Удалось ли вам наблюдать «Хрустальный день». Опишите его? Какой он?
Ученики: 
— Прозрачный, чистый, безоблачный.
Учитель:
— Какой знак стоит в конце строфы?
Ученик:
— Многоточие.
Учитель:
— Почему?
Ученик:
— Поэт может бесконечно говорить об этой «дивной поре».

Чтение второй строфы учениками.
Где бодрый серп гулял и падал колос, I 
Теперь уж пусто все – простор везде, I 
Лишь паутины тонкий волос 
Блестит на праздной борозде. II
(Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы).
Учитель:
— Какие приемы использует Ф. Тютчев?
Ученик:
— Олицетворение.
Учитель:
— Что имел в виду автор, говоря о серпе как о живом существе?
Ученица:
— «Бодрый серп гулял»– он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая колосья.

Чтение третьей строфы.
Пустеет воздух, I птиц не слышно боле, I 
Но далеко еще до первых зимних бурь — I 
И льется чистая и теплая лазурь 
На отдыхающее поле…..II 
Учитель:
— Федор Иванович Тютчев рисует картину осени, которая приносит с собой грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении.
Ученик:
— теперь уж пусто все.
Учитель:
— Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт?
Ученица:
— Но далеко еще до первых зимних бурь — / И льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле.
— Учитель:
— А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удивительную пору? 
Ученик: 
— Бабье лето.

  1. Работа над выразительностью чтения.

— А сейчас ребята мы научимся выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы. Для этого возьмите рабочий лист и простым карандашом проставьте логические паузы: / — короткая, // — длинная.

— Прочтите это стихотворение в группах, выберите лучшего чтеца группы.

  1. Конкурс чтецов.

— Чье чтение, вам понравилось? Обоснуйте свою точку зрения.

  1. Самостоятельная работа.

— В рабочих листах выполните по выбору задание №2 или №3, подчеркнув правильный ответ.

Задание №2

Какое настроение поэта вы почувствовали?

  1. радостное, бодрое

  2. спокойное, задумчивое

  3. грустное, тревожное

  4. весёлое, шутливое

Задание №3

Какие чувства передает это стихотворение?

  1. сомнение, удивление

  2. испуг, сочувствие

  3. веселье, восторг

  4. любование, восхищение

  1. Подведение итога урока.

— Итак, ребята, с каким произведением мы сегодня познакомились?

— Кто его автор?

— Какое время года описывает поэт?

  1. Рефлексия.

— Предлагаю посмотреть работу учащейся Костроминой Д. «Осень в родном краю».

— Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились своими суждениями, задавали вопросы и овладели всей информацией, возьмите красный листочек и перенесите его на наше дерево; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, что – то вызвало у вас затруднение возьмите жёлтый листочек;

если вы не разобрались в этих поэтических произведениях, у вас осталось много вопросов, то возьмите коричневый листочек.

Спасибо! У нас получился прекрасный листопад…


Ф. И. Тютчев

* * *

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

22 августа 1857

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист

1. ____________________

Первоначальной → ____________________ синонимы

↓ ↘_____________________

_________________

2. В природе всего несколько таких дней. Она нам их дарит перед долгой холодной зимой, чтобы мы вспоминали эту дивную пору долго-долго. Каждый человек понимает это , потому что ему хочется запомнить, запечатлеть эти дни в памяти. Он стремиться как можно полнее вобрать в себя последнюю красоту осенней природы.

3. Особенности

↙ ↓ ↘

_______________ ________________ ________________

Что общего у хрусталя и воздуха:

День такой же ясный, прозрачный, как хрусталь, потому что осенний воздух постепенно делается холоднее.

Осенний день такой же звонкий, как хрусталь, потому что звук разносится далеко и чётко слышен.

День хрупок, как хрусталь. Мы понимаем, что осенняя погода непостоянна, в любое время может налететь ветер и кончатся тишина, покой, безмятежность.

Хрустальный день … Выберите и подчеркните правильный ответ:

Холодно или жарко, есть ли ветер или безветрие, прозрачен ли воздух или тягуч и плотен,

звук разносится далеко или слышен плохо

  1. Что ещё может быть лучезарным, т.е. светлым, ясным, тёплым.

__________________________________ _______________________________

__________________________________ _______________________________

__________________________________ _______________________________

  1. Почему борозда праздная, а не праздничная?

Праздный – 1. Ничем не занятый, без дела, без полезных занятий. Праздная жизнью Праздно проводить время.

Праздничный – 1. Торжественный день в честь кого-то или чего-то.

2. Выходной или нерабочий день.

____________________________________

2. Бесцельный, пустой. Праздное любопытство.

____________________________________

____________________________________

____________________________________

_____________________________________

  1. Какое настроение, состояние души пытается передать Ф. И. Тютчев:

напряжения, покоя, усталости, восторга

Приложение 3

И. Соколов-Микитов

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут последние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо и в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грустное , прощальное слышится и видится в нём.

Можно перед написанием мини-сочинения предложить слабым детям прочитать рассказ

И. Соколова-Микитова и написать свою работу дома.

Название горный хрусталь ввёл в употребление древнегреческий учёный Теофраст. Происходит оно от греческого кристаллос – лёд. Древние мастера-ювелиры линзами из хрусталя расплавляли металл. Народы Тибета применяли хрустальные шары (как концентрирующие бактерицидный ультрафиолет линзы) при лечении ран. Из хрустала вырезались чаши и кубки – и именно из них в древнегреческих мифах боги, герои и цари вволю вкушали вино. В зной египетские фараоны прикладывали ладони к гладким и холодным шарам из этого камня – для охлаждения своих царственных рук.

Можно использовать как дополнительный

информационный материал.

kopilkaurokov.ru

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной….»
2 класс «Школа России» Тулякова Т.В.

Слайд 2

Скинуло кафтан зеленое лето, Отсвистели жаворонки всласть. Осень, в шубу жёлтую одета, По лесам с метелками прошлась. Раструбили журавли по рощам, Будто осень замуж собралась. Верба платье в озере полощет. Лисью шапку примеряем вяз. Д. Кедрин

Слайд 3

Ф. Тютчев ”Есть в осени первоначальной…„»

Слайд 4

Он идет, а мы бежим, Он догонит все равно! В дом укрыться мы спешим, Будем к нам стучать в окно, И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг!
Дождь

Слайд 5

Тучи нагоняет, Воет, задувает. По свету рыщет, Поет да свищет.
Ветер

Слайд 6

Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковер ложатся. Что за желтый снегопад? Это просто…
Листопад

Слайд 7

Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел?
Сентябрь

Слайд 8

Все мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился?
Октябрь

Слайд 9

Вороны Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны: Кар-кар-кар! (Громко.) Целый день они кричали, Спать ребятам не давали: Кар-кар-кар! (Громко.) Только к ночи умолкают И все вместе засыпают: Кар-кар-кар! (Тихо.)

Слайд 10

Борозда — канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды. Серп — ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубрен­ный нож для срезывания злаков с корня. - Как вы понимаете выражение «бодрый серп»? (Значит, им очень хорошо, ловко работали, срезая колоски.) Праздная борозда — отдыхающая, убранная борозда (с нее все убрали).

Слайд 11

Ф. Тютчев ”Есть в осени первоначальной…„»
Борозда — канавка на поверхности почвы, проведенная плугом. Серп — ручное орудие, изогнутый полукругом, нож для срезывания злаков с корня.

Слайд 12

Праздная борозда — отдыхающая, убранная борозда.

Слайд 13

Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в об­разе живого существа.

Слайд 14

Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в об­разе живого существа.

Слайд 15

Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.

Слайд 16

Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения. (День хрустальный, праздная борозда.)

Слайд 17

Эпитет — образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).

Слайд 18

Эпитет— образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).

Слайд 19

— Выберите и продолжите любое предложение. - На сегодняшнем уроке я узнал… - На этом уроке я похвалил бы себя за… - После урока мне захотелось… - Сегодня я сумел…

Слайд 20

Выучить стихотворение Ф. Тютчева (с. 68).

lusana.ru

Урок литературного чтения во 2 классе по стихотворению Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема урока: Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Цель урока:  знакомство обучающихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Задачи:

1.Учить видеть красоту русской природы на примере стихотворного произведения.

2.Развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста.

3.Развивать умение анализировать языковые средства, используемые автором в произведении. 4.Развивать умение выразительно читать стихотворение.

5.Воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии.

Оборудование: рисунки детей об осени, иллюстрации осенней природы, портрет Ф.И.Тютчева, аудиозапись стихотворения, таблички «эпитет», «сравнение», «олицетворение», карточки с заданиями для работы в группах, картинки с изображениями серпа, борозды, рисунок дерева, осенние листочки,

Ход урока:

I. Организационный момент.

-Всем добрый день! Мне хочется, чтобы сегодняшний урок принес вам радость открытий, радость общения.

II. Актуализация знаний.

1.Загадки об осени

-Отгадайте загадки.

1.Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

2.Тучи нагоняет,

Воет. Задувает.

По свету рыщет,

Поёт, да свищет. (Ветер)

3.Листья жёлтые летят,

Падают, кружатся.

И под ноги просто так

Как ковёр ложатся.

Что за жёлтый снегопад?

Это просто…(Листопад)

4.Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят.

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь)

5.Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

-О каких приметах осени мы сейчас услышали в загадках?

-Какие ещё признаки осени вам известны?

-Сколько ярких красок приносит осень с собой, сколько новых чувств!

-Недаром об этом времени года написано столько произведений.

2. -Но больше всего восторгались нашей гостьей поэты.

-Один из них — Фёдор Иванович Тютчев

Портрет писателя

-Фёдор Иванович Тютчев почти двадцать лет провёл за границей, работая там. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в своё родное село Овстуг в Орловской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы. Однажды в один из осенних дней поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из её рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать. Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не даёт писать, берёт у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение.

www.prodlenka.org

Урок литературного чтения (2 класс) .Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАХЧИСАРАЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4» Г. БАХЧИСАРАЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Урок литературного чтения

по теме: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной»
(2 класс)

Учитель: Булычева И. В.
Стаж: 34 года
Категория: высшая

Литературное чтение

Тема: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной»

Цели:
— познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»;
— обучить правильному чтению стихов;
— развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:
— учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;
— различать стихотворный и прозаический тексты;
— наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Оборудование:
— аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года»;
— картины на тему осени;
— карточки (текст для речевой разминки, задания.

Ход урока

I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
— Какой раздел учебника мы начали изучать вчера?
Осень вдохновляет художников на написание картин. Фотографы создают целые фотосессии на осеннюю тематику. Дети тоже любят изображать осень. (на доске выставка репродукций картин, фотографий с осенними пейзажами, рисунки детей)
— Перечислите осенние месяцы по-порядку.
П. И. Чайковский – великий русский композитор в «Детском альбоме» каждому месяцу года посвятил музыку. Сейчас вы её прослушаете «Октябрь или «Осенняя песня!»
III. Проверка домашнего задания.
На фоне музыки дети читают свои рассказы «За что Я люблю осень» (3-5 человек).
IV. Речевая разминка.
На карточках для каждого ребёнка текст стихотворения Кедрина.
Скинуло кафтан зелёное лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлками прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вязь.
— Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.
— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?
— Прочитайте с вопросительной интонацией.
— С интонацией восхищения, восторга.
— А сейчас прочитаем выразительно.
— Для чего проводится речевая разминка.
V. Постановка целей урока.
Поэты тоже восхищались осенью. Сегодня мы познакомимся с произведением поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Будем выразительно читать, разгадывать загадки.
VI.Работа по теме урока.
— Сейчас мы должны закрепить знания об признаках осени, в этом нам помогут загадки. Работа в парах (загадки на карточках).
Он идёт, а мы

weburok.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *