cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Что такое предложение 3 класс – Что надо знать о предложении в 3 классе?

Содержание

Что надо знать о предложении в 3 классе?

Что надо знать о предложении в 3 классе?

Чугунова Елена Изосимовна

 

Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.

Например. Утро. Ребята спешат в школу.

1.Предложения произносятся с какой-нибудь целью. Предложения различаются по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Предложение, в котором о чём-либо сообщают (повествуют), называется повествовательным. (В конце предложения ставится точка.)

Например. Ребята учатся в школе.

Предложение, в котором о чём-либо спрашивают, называется вопросительным. (В конце предложения ставится вопросительный знак — ?)

Например. Где учатся ребята?

Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется –

побудительным. (В конце предложения ставится точка.)

Например. Ребята, учитесь, получайте знания в школе.

2.Все предложения произносятся с различной интонацией, поэтому они делятся на восклицательные и невосклицательные предложения.

Невосклицательным называется предложение, которое произносится спокойно, без сильного чувства. (В конце предложения ставится точка.)

Восклицательным называется предложение, которое произносится с сильным чувством. (В конце предложения ставится восклицательный знак. !)

Например. Ребята, учитесь, получайте знания в школе!

4.Предложения бывают распространённые и нераспространённые.

Если предложение состоит только из главных членов, то оно называется простым нераспространённым предложением.

Например. Птицы летят.

Простое предложение может состоять из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов. Такое предложение называется простым распространённым.

Например. Из тёплых стран летят птицы.

Главные и второстепенные члены предложения.

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – это главный член предложения, который показывает о ком? или о чём? говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? что?

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим, показывает, что о нём говорится и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Второстепенные члены предложения поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член.

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.

Определение

– это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, чей?

Например .Налетел сильный ветер.

ветер (какой?) сильный (определение)

Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет. Дополняет знания о подлежащем или сказуемом .И отвечает на вопросы: кого? чего? ком у? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Например. Моряки спасли рыбаков.

спасли (кого?) рыбаков (дополнение)

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия, отвечающий на вопросы: как? когда? где? куда? откуда?

Например. Я шёл (как?) быстро. (обстоятельство образа действия)

Дорога шла (куда?) в гору. (обстоятельство места)

Дождь шёл (когда?) с утра. (обстоятельство времени)

 

aneks.spb.ru

Тема урока «Предложение». 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 3


Цели: Главная цель – знакомство с основными признаками предложения.

Обучающие:

  • учить выделять предложение среди других единиц речи;
  • углубить представление детей о строении предложения как конструкции (цепочки) из слов, о грамматической структуре, о связи слов с помощью изменения форм слова и употреблении предлогов, союзов;
  • активизировать познавательный интерес детей разнообразием форм, методов, средств обучения;

Развивающие:

  • развивать навык грамотного и аккуратного письма;
  • развивать речь учащихся, умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения;
  • развивать память, мышление, любознательность, внимание;
  • развивать умение работать в паре, группе;
  • развивать информационно-коммуникативную культуру;

Воспитывающие:

  • воспитывать культуру учебного труда;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка;
  • воспитывать чувство товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, взаимопомощи.

Оборудование урока: 

  1. Учебники «Русский язык. 3 класс. Л.Я. Желтовская»
  2. Рабочие тетради.
  3. Выставка книг об осени.
  4. Листья-письма для групповой работы.
  5. Схемы предложений.
  6. Карточки со словарными словами для индивидуальной работы.
  7. Карточки-тесты для проверки знаний.
  8. Карточки для рефлексии.
  9. Ноутбук.
  10. Экран.
  11. Проектор.

Ход урока

I. Организация начала урока.

Учитель: Идут последние дни октября, второго месяца осени. В народе октябрь называют грязником, листопадом. Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой… Может быть мы правы? Осенью короче становятся наши прогулки, тускнеет игра света и тени. Фасады домов делаются какими-то скучно гладкими, все на одно лицо. А иногда кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена…

Cлайд 1

Осенний скучный день. От долгого дождя
И камни мостовой, и стены зданий серы;
В туман окутаны безжизненные скверы,
Сливаются в одно и небо, и земля…
(В. Брюсов)

Но прозвенел звонок, начинается урок. Все готовы? Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть октябрьского прохладного утра.

Повернитесь к нашим гостям, поприветствуйте их своими улыбками. Мы начинаем…

II. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на уроке. Повторение ранее изученного материала.

Cлайд 2

Учитель:

…Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Услышать листика шуршанье…
(И. Бунин)

Все, что я вам говорила, – это речь. Вы отвечали на вопросы – это тоже речь.

Что главное в речи? Слово!

Cлайд 3

Учитель: Слово – центральная единица языка. Слово служит для обозначения предмета или понятия. Все, что попадает в поле зрения человека, получает свое название в виде отдельного слова или словосочетания.

Словарная работа – слова на падающих листьях по экрану (слабым ученикам – на карточках):

Cлайды 4-9

  • Какое задание вы могли бы себе предложить сейчас? (списать, поставить ударение, обозначить букву безударного гласного звука):
    пр…рода, р…сунок, д…рога, л…пата, н…род, ж…вотные. 
  • Проверьте, правильно ли вы написали эти слова (на экране).

Cлайд 10

Взаимопроверка. Работа в парах.

  • Выпишите первые буквы слов (строка каллиграфии), прочтите их – что заметили? Что получилось?

Cлайд 11

пр.дл.ж.н..

Чего не хватает? Какие буквы надо вставить?

Cлайд 12

Чистописание: еоеие… Буквы на строке повторялись с определенной закономерностью. Как это называется? (ритм, такт)

  • Повторите, какое слово у нас получилось – это и есть тема сегодняшнего урока: Предложение.

Цель нашего урока – познакомиться с основными признаками предложения.

Cлайд 13

Сочетание двух или более слов, связанных по смыслу, называют словосочетанием.

В словосочетании обычно одно слово главное, другое – зависимое.

Cлайд 14

  • Составьте словосочетания с записанными на экране словами:
    1. природа, рисунок, дорога, лопата, народ, желтый
    2. веселый, дальняя, детский, волшебная, лист, тяжелая

Cлайд 15

природа     (какая?)     волшебная
рисунок   (какой?)   детский
дорога   (какая?)   дальняя
лопата   (какая?)   тяжелая
народ  
(какой?)
  веселый
животные   (какие?)   любимые

III. Основной этап. Изучение нового материала.

Cлайд 16

Учитель: Общаясь, мы обмениваемся мыслями (о чем-то спрашиваем, отвечаем на вопросы, сообщаем о чем-нибудь, просим), выражаем разные чувства. В этих целях мы используем конструкции, построенные из слов, – предложения.

  • Вспомните, какие признаки предложения вы уже знаете. Прочитайте правила на с. 63-64.

Cлайд 17

  • Упр. 2 стр. 64. Определите, под какой цифрой дано предложение. Обоснуйте свой выбор. Запишите предложение. Укажите в нем стрелками связь слов. Составьте схему предложения. Прочитайте его вслух, вслушайтесь в интонации. О чем говорится в предложении? Что сообщается о природе?

Предложение записывается с комментированием.

Учитель: Предложение – слово или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (то есть с помощью изменения форм слов и употребления предлогов, союзов). Проверяем (на экране):

Cлайд 18

какие?   что делают? c чего?
Последние листья слетают с деревьев.

Предложение выражает мысли и чувства и отличается интонационной законченностью.

Cлайд 19

  • Заметьте! Название грамматическая связь слов произошло от названия учения о предложениях и словосочетаниях – Грамматика:
    1. Морфология (греч. «форма, учение») – изучает слово как часть речи, словоизменение, и
    2. Синтаксис (греч. «составление») – изучает словосочетание, предложение.

Cлайд 20

Психофизпауза «В осеннем лесу… Паучки».

Учитель: Я приглашаю вас в осенний лес. Закройте глаза… Представьте… «лес, точно…» (дети продолжают стихотворение по строчкам цепочкой)

В каждом времени года своя музыка, свои звуки. Осень – это шепот дождя, шорох листьев под ногами, прощальные крики птиц.

То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца…

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.

IV. Закрепление изученного. Рефлексия.

Тренинг – первичное закрепление – работа в группах.

  • Каждая группа получила на листиках сообщение от осени. Шаловливый ветер перепутал слова. Нам надо расставить их так, чтобы получились предложения. Разместите свои предложения на доске рядом с соответствующими схемами. Сможете – выделите основу…

Cлайд 21

  1. осень, тихо, у, бродит, зеленых
  2. листья, пожелтели, деревьях,на
  3. лист, влажную, в лесу, кроет, уж золотой землю
  4. перелетные, улетели, на, птицы, юг
  5. звери, зиме, к, готовятся
  6. несет, и туман, осень, и непогоду, поздняя

Упр. 4 стр. 65 – Самостоятельная работа в тетрадях (c последующей проверкой учителем).

Cлайд 22

Закрепление – фронтальный опрос:

  1. Из чего состоит предложение?
  2. Как связаны между собой слова в предложении?
  3. Что выражает предложение?
  4. Как правильно выделить начало предложения на письме?

Тест – проверка знаний (индивидуальная работа).

  • Первое слово в предложении пишется:
    А) с маленькой буквы;
    Б) с большой буквы.

  • Предложение состоит из:
    А) букв;
    Б) звуков;
    В) слогов;
    Г) слов.

Сдаем тетради с вложенными в них тестами.

V. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: Все сегодня работали хорошо, дружно, очень старались.

Я благодарю всех вас, ребята, за сотрудничество. Оценка учащихся.

  • Знания, умения и навыки по каким предметам помогали нам сегодня на уроке?

Вот какая удивительная и увлекательная Планета Знаний – программа, по которой мы с вами учимся!

  • Какие новые знания вы для себя открыли на уроке?
  • Что вас заинтересовало?
  • О чем вам захотелось рассказать своим родителям?
  • Что узнали?
  • Чему научились?
  • Что почувствовали?

Cлайд 23

Рефлексия.

  • Кому на уроке было все понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, раскрасьте улыбающийся листок.
  • Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, раскрасьте спокойный листок.
  • Кому на уроке работать было трудно, с заданиями не справлялись, раскрасьте грустный листок.

Ритмическая гимнастика под музыкальную композицию «Школа будущего» – Приложение 2.

Презентация – Приложение 1, Самоанализ – Приложение 3, Фотоальбом – Приложение 4.

30.11.2011

urok.1sept.ru

Конспект урока русского языка по теме «Предложение» 3 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с.Первомайск

Конспект урока

по русскому языку

для учащихся 3 класса

Тема урока: «Предложение»

учитель начальных классов

Калиненко Татьяна Михайловна

Тема: «Предложение »

Цели:

  • Предметные – систематизировать знания о понятии «предложение».

  • Коммуникативные – формировать умение работать в парах, в группах, слушать друг друга, аргументировано доказывать своё мнение.

  • Регулятивные – контролировать свои действия и действия своих одноклассников, повысить мотивацию с помощью создания проблемной ситуации.

  • Личностные – развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Цель: Формировать представление о предложении как единице речи, выражающей законченную мысль. Развивать умение правильно оформлять предложение в письменной речи: употребление большой буквы в начале предложения, точки в конце; составлять устные предложения и оформлять их на письме.

Оборудование: компьютер, карточки для групповой работы, презентация.

Ход урока

1.Орг.момент

— И так, русский язык, друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Все получится у нас!

— Соберите из карточек, которые у вас на столах, пословицу, которая станет девизом нашего сегодняшнего урока. Работа в парах.

Учащиеся собирают из карточек пословицу.

Берись дружно – не будет грузно!

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Если мы вместе дружно будем работать, то у нас все получится, и делать все будет легко.

2.Гимнастика для рук и массаж.

-Разотрите шейный отдел позвоночника.

— Погладьте себя по голове и скажите «Какие мы хорошие. Все сможем!»

Наши пальчики проснулись

С добрым утром, потянулись

Стали дружно умываться, полотенцем вытираться.

Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем.

3. Актуализация знаний.

Начнем с «Чистописания»

Тетрадь с наклоном положу

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.

-Запишите число, классная работа

-Посмотрите на доску, на доске записаны буквы

р а у б з

-На какие две группы можно разделить данные буквы?

ау рбз (гласные, согласные)

-Посмотрите внимательно, какое слово рассыпалось? (арбуз)

-Запишите цепочку букв, меняя их местами, слово, которое рассыпалось, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, сделайте зв./букв. анализ слова. ( ау уа рбз бзр збр арбуз – 5зв., 2гл.,3с.,5б.) Составь предложение со словом арбуз. Учитель спрашивает несколько учеников, затем дети записывают своё предложение.

— Прочитайте предложение (1-2 ученика)

4.Постановка учебной проблемы.

— Сформулируйте тему урока. О чём мы сегодня будем говорить?

— Что такое предложение? Что мы ещё знаем о предложении?

5.«Открытие» учащимися новых знаний

— Перед вами на экране несколько утверждений. Выберите те утверждения, которые вы считаете правильными.

-Если вы согласны, то поднимите зелёную карточку, если не согласны, то красную.

1. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

2. Предложение не может состоять из одного слова.

3. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

4. Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

5. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

6. Изучение нового материала

1) Работа над предложением

-Посмотрите на доске запись:

Косолапый, вылезать, берлога, медведь.

Вылез из берлоги косолапый медведь.

-В какой строчке записано предложение? Почему вы так думаете?

(предложение выражает законченную мысль)

— Что записано в первой строчке? (отдельные слова)

-Вспомните, как начинаем писать предложение? (с заглавной буквы)

-Что ставим в конце предложения? (точку)

-С красной строки запишите это предложение и начертите схему этого предложения.

Вывод: предложение выражает законченную мысль, пишется предложение с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка.

2) – Прочитайте на доске запись. Можно ли считать эти группы слов предложениями?

Тихо журчит лесной ручей.

На проводах уселись вороны.

Созревают плоды саду в.

Из группы слов, которые не являются предложениями, составьте предложения и запишите его. (у доски работает ученик, записывает предложение с комментированием В саду созревают плоды.)

— Сколько слов в предложении? Начертите схему предложения.

-О чём говорится в предложении?(о плодах) Что делают плоды? (созревают).

Выставление оценки.

7.Физминутка

-Если я назову предложение, вы хлопаете в ладоши

-Если не предложение, вы приседаете.

Целый день моросил дождь. Легковой помчался автомобиль дороге. Собака громко лает. В саду щебечут птицы. Ночью поднялась сильная.

Молодцы!

8.Первичное закрепление

1)Работа по учебнику на стр. 16.

Прочитайте правило.

Что вы узнали из него?

— Составьте любое предложение. Запишите его. Подчеркните основу предложения.

— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу. Оцените ответ соседа.

2)«Работа в группах.

Игра «Исключи лишнее слово, чтобы получилось предложение»;

У Нади и слоны Димы папы – водолазы.
На дне зоопарк океана звезда.
Полез Денис дрова на забор.
По рекам водный плывут суда.
Папа Тимы река работает на заводе.
Мы были в скакала парке.
Белка брала баранки у осина нас из рук.
Белые бараны били в зубры барабаны.
В парке растут липы, сосны, компот, осины.
Посадили ребята долбил смородину, сливы и яблони.

9.Самостоятельная работа


— Работа по учебнику. Упр. 17.

— Прочитайте. Что вы заметили?

— Почему трудно было прочитать эту запись?

— Выделите предложения. Прочитайте их с указанной интонацией.

— Что вам помогло правильно прочитать предложение?

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Обменяйтесь тетрадями с соседом. Прочитайте предложения, которые получились у вашего соседа.

— Как обозначены начало и конец предложения?

10.Включение в систему знаний и повторение

Работа в группах.

— Перед вами ряд записей. Надо выбрать только предложения и доказать, почему они являются предложениями.

— У каждой группы свой текст на большом листе

1группа

Наступила золотая осень.

Туча на появилась небе.

Петух клюёт зерно и

Корабль стоит у причала.

Зелёная трава.

2 группа

Яркое солнце светит на небе.

листья жёлтые

Дождь, яблоко, звёздный, красный.

слон зелёное рисует яркий

Проверка

11.Рефлексия

Какое задание сегодня на уроке было для вас самым:

— Оцените свою работу на уроке.

— Что бы вы хотели узнать на следующем уроке?

12. Домашнее задание.

Составить и записать предложение на тему «Летним днем в лесу»

13. Итог урока

-Что нового узнали на уроке?

infourok.ru

Простое и сложное предложения. Союзы. Видеоурок. Русский язык 3 Класс

На этом уроке вы получите общее представление о сложных предложениях, об однородных членах предложения. Понаблюдаете,  с помощью чего соединяются части сложного предложения, узнаете о значении союзов. Поучитесь постановке запятых в предложениях и схемах. Потренируетесь подбирать  к каждому  предложению свою схему.

Вам знакомо научное название, которое начинается словом сложные…

Слова, при образовании которых сложились два корня, называются сложными.

Например, носорог (два корня нос- и рог-, буква о — соединительная гласная), пылесос (корни пыл- и сос-, буква е – соединительная гласная).

Сложными бывают и предложения. В них, как и в словах, соединяется несколько частей.

Тема урока: «Простое и сложное предложения. Союзы».

Прочитайте предложения и подумайте, чем они отличаются друг от друга?

1)  Прозвенел звонок.

2)  Ребята зашли в класс.

3)  Начался первый урок.

4)  Прозвенел звонок, ребята зашли в класс, начался первый урок.

 

Найдём грамматические основы.

                  

Предложение, в котором одна грамматическая основа, — простое предложение.

1, 2 и 3 предложения простые, так как в каждом из них по одной основе.

 

4 предложение сложное, состоит из трёх простых предложений. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены, своя основа.

Предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений. Сколько простых предложений, столько и частей в сложном предложении.

Части сложного предложения – это не просто соединённые вместе простые.

Объединившись, эти части продолжают, дополняют друг друга, превращают разные мысли в одну, более полную. В устной речи на границе частей сложного предложения нет интонации конца каждой мысли.

Помни: в письменной речи между частями сложного предложения чаще всего ставятся запятые.

Определим, сложное предложение или простое. Сначала найдём главные члены (основы) предложений и посчитаем, сколько основ в каждом.

1)  На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.

2)  Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.

3)  Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи. (По Г. Скребицкому)

1)  На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.

Что? голоса, что делают? слышатся – одна грамматическая основа. Это простое предложение.

2) Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.

Кто? синицы, что делают? распевают – первая основа.

Кто? дятел, что делает? отстукивает – вторая основа.

Это сложное предложение, состоит из двух частей.

3)      Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи.

Что? солнце, что сделает? пригреет – первая основа.

Дороги почернеют – вторая основа.

проталины обнажатся – третья основа.

Ручейки зажурчат – четвёртая основа.

Грачи пожалуют – пятая основа.

Это сложное предложение, состоит из пяти частей

interneturok.ru

Русский язык 3 класс «Какие бывают предложения»

Урок русского языка в 3 классе по развитию речи.

ТЕМА: Какие бывают предложения.

Задачи урока:

— обратить внимание детей на цель, с которой написан тот или иной художественный, научный или учебный текст;

— напомнить детям о том, что предложения бывают разные по цели высказывания;

— обратить внимание детей на специфику интонации предложений в научном и художественном текстах;

-воспитывать интерес к языку;

-уметь читать текст выразительно.

Оборудование: мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА:

I .Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

— Какая бывает речь? (устная и письменная).

— Для чего нужна речь? (при помощи устной и письменной речи мы общаемся, передаём и получаем разные сведения).

— Каковы могут быть цели сообщений? (объяснить что-то, рассказать что-то, описать что-то, поделиться впечатлениями, попросить о чём-то).

— Зачем нужно развивать речь? (чтобы наши сообщения были понятнее, интереснее и грамотнее).

III. Работа над темой урока.

— Читаем тему урока.

— В чём нам сегодня придётся разбираться?

— Что такое тема урока?

— А его основная мысль?

1. Работа над упр.1.

— Прочитай текст.

Рассмотри рисунок. Какое дерево, какой кустарник и какая трава здесь изображены? Каждое из этих растений цветёт, даёт плоды и семена. Такие растения называются цветковыми.

— Какая цель у этого текста: сообщить какие – то сведения или поделиться впечатлениями?

— В каком предложении звучит вопрос?( Какое дерево, какой кустарник и какая трава здесь изображены?)

-Вспомни, как называется такое предложение по цели высказывания? (вопросительные).

— Какое из предложений содержит указание? (Рассмотри рисунок).

— Каково оно по цели высказывания? (побудительное).

— В каких предложениях содержатся научные сведения? (Каждое из этих растений цветёт, даёт плоды и семена. Такие растения называются цветковыми).

— Как ты определишь эти предложения по цели высказывания? (повествовательные).

2. Работа над текстом 2.

-Прочитай текст.

Зайдите ранней весной в берёзовую рощу. Под берёзками можно найти одно из самых милых весенних растений. Вот они звёздочки голубой перелески!* Но разве они голубые? Как хороши они сейчас под сухими листьями берёзы – свежие, чистые, ярко-синие!

— Работа с толковым словарём

*перелеска (печёночница), -и, ж. Раннецветущее растение с плотными листьями и с синими или белыми цветами. Например: цветущие перелески.

— Сможешь рассказать, с какой целью написан этот текст? (поделиться своими впечатлениями).

— Найди вопросительное, побудительное и повествовательное предложения. (Но разве они голубые? Зайдите ранней весной в берёзовую рощу. Как хороши они сейчас под сухими листьями берёзы – свежие, чистые, ярко-синие!)

— Побудительное предложение выражает просьбу, совет или приказ? (совет).

— В каких предложениях выражено отношение автора к окружающему миру, его чувства? (Вот они звёздочки голубой перелески!* Но разве они голубые? Как хороши они сейчас под сухими листьями берёзы – свежие, чистые, ярко-синие!)

— Как ты определишь эти предложения по интонации? (восклицательные).

— Каким образом эта интонация обозначена на письме? (восклицательный знак).

Физминутка для глаз и дыхания.

3. Работа над правилом.

С помощью речи человек может выразить своё отношение к окружающему миру.

— Какой условный знак изображён рядом со следующими вопросами? (подумай).

— Какой текст – 1-й или 2-й – научный, а какой художественный?

— Почему ты так думаешь?

— Предположи, в каком (научном или художественном) тексте чаще встречаются восклицательные по интонации предложения?

4. Работа над упр.2.

-Прочитай стихотворение.

ЯНВАРЬ

Я люблю тебя, Январь!

Для меня ты месяц лучший –

Молодой, большой, скрипучий,

Золотистый, как янтарь!

Солнце, снег, огонь, мороз –

Пламя белое берёз!

Догоняй меня, лови!

На коньках помчусь – засвищут

Под ногами соловьи.

(С.Козлов)

— Как ты думаешь, почему слово «Январь» написано с большой буквы?

Маша считает, что главное в этом стихотворении – солнечный свет, а Миша уверен, что главное – это мальчишка, который бежит на коньках.

— А как думаешь ты?

— Почему поэт использует такие необычные сравнения, когда рассказывает о зимнем месяце: январь с золотистым янтарём, стволы берёз — с белым пламенем, а свист коньков – с пением соловьёв?

— Какие предложения в этом предложении по интонации?

— Прочитай стихотворение так, чтобы это все почувствовали.

-Сколько предложений в этом тексте?

— Определи каждое предложение по цели высказывания.

5. Анализ текста.

ОЛЕНИХА С ОЛЕНЁНКОМ

Смотри на меня! Скачи как я.

Где кусты и густая трава, там выше скачи – ногами не зацепись.

Где ровное место над землёй – ровно беги, как птица лети.

Ты всех быстрее должен бегать, чтобы тебя никто не догнал.

Устал, олешёк? Ложись под куст.

Тут солнышко светит сквозь ветви. Светлыми пятнышками в траве играет.

У тебя шкура рябенькая, тоже в пятнышках.

Тут тебя и не заметно.

(Е. Чарушин)

— Кто с кем разговаривает в этом тексте?

— Кто к кому обращается?

— Прочти те предложения, в которых особенно проявляется любовь оленихи к своему сыну и её забота о нём.

6. Работа над правилом.

— Какими бывают предложения по цели высказывания? (повествовательные, вопросительные, побудительные).

— Какими бывают предложения по интонации? (восклицательные и невосклицательные).

— Определи каждое предложение по интонации и по цели высказывания. (Оцениваем ответы детей).

Чтение текста по цепочке и характеристика каждого предложения по цели высказывания и интонации.

IV. Подводим итоги.

— Чему ты сегодня научился?

— Что узнал нового?

— За что ты можешь себя похвалить?

infourok.ru

Разработка урока по русскому языку в 3 классе на тему «что такое предложение»

Читают сочи-нения.

Осуществляют анализ выполненной работы, оцени-
вание

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

Р – владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной
задачей

Правильное построение текста со-чинения

II. Постановка
учебной
задачи

Формулирование учебных задач на основе выдвижения гипотез, пред-

– Откройте учебник на с. 15. Мы продолжаем
работу над разделом «Текст. Предложение. Словосочетание». Прочитайте название темы урока.

– Что означают слова, составляющие название темы?

– Верно. Вот основные вопросы, которые
мы рассмотрим на уроке (задачи урока записы-

– «Что такое предложе-
ние?».

Ответы уча-щихся.

Фрон-тальная

П – ориентиру-ются в учебнике,
извлекают необходимую информацию из высказы-
ваний одноклас-сников, сведе-

положений по названию раздела и тем

ваются на доске или проецируются при помощи проектора на интерактивную доску):

• Предложение.

• Признаки предложения.

• Составление предложений.

• Главные члены предложения. Выделение главных членов.

– На какие вопросы вы можете дать ответы?
Какие вопросы вызывают у вас затруднения?

Ответы уча-щихся

ний учителя,
учебника.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – слушают друг друга, строят понятные для парт-нера по коммуни-кации речевые высказывания.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

III. Ми-нутка
чисто-
писания

Упражнения на детальный анализ
строения букв-знаков, овла-
дение начертаниями букв, соединений

– Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

– Заглавной
и строчной
букв Б, б.

Выполняют
задание.

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

Написание элементов букв,
предло-
жения

– Посмотрите и отметьте элементы, которые
получились у вас лучше остальных.

– Прочитайте записанное ниже предложение.

– Что это за предложение?

– Объясните смысл пословицы.

– Это предложение вы запишете в тетради.

Учитель обращает внимание на правильное соединение букв в словах предложения, правильное оформление предложения на письме.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Запишите пословицу.

– Посмотрите и отметьте буквы, которые полу-чились у вас лучше остальных

– Без муки нет науки.

– Это посло-
вица.

Ответы уча-щихся.

Выполняют
задание

IV. Изучение нового мате-
риала.

1. Работа
по учебнику, с. 15, упр. 17

Работа над упражнением с целью выделения предло-
жений
в устной

и письменной речи.

– Откройте учебник на с. 15. Найдите упр. 17. Прочитайте записи.

– Составляет ли данная группа слов предло-
жения?

– Выделите предложения. Для этого прочитайте вполголоса каждое предложение. Понижается ли голос в конце? Не забывайте делать паузу между предложениями.

– Выражает ли каждое предложение, выделенное вами, законченную мысль? Какую? Понятна ли эта мысль читающим?

Выполняют
задание.

Отвечают
на вопрос.

Выполняют
задание.

Отвечают
на вопросы.

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются на страницах учебника, планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу,

Устные ответы
на во-
просы.

Запись предложений с соблюдением правил их оформ-

Упражнения физкульт-
минутки

– Связаны ли по смыслу слова в предложениях?

– Составляют ли предложения текст? Подберите заголовок к этому тексту.

– Вспомните, как обозначаются на письме начало и конец предложения и как пишутся слова
в предложении. Запишите 1–2 предложения
из текста.

Физкультминутка
(см. урок 2)

Выполняют
задание.

Выполняют движения физкультминутки согласно инструкции учителя

контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение.

К – владеют навыками сотрудничества со взрослыми
и сверстниками

ления
на письме

2. Работа
по учебнику, с. 15, упр. 18

Работа над упражнением с целью составления предложений из группы слов, выделения главных членов предло-
жений

– Какая группа слов может составить предло-
жение?

– Найдите на с. 15 упр. 18. Прочитайте слова
по группам. Какая из них может составить предложение?

– Восемь групп могут составить предложения, если слова в каждой из них будут связаны
по смыслу.

Слова четвертой группы могут составить предложение,

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются на страницах учебника, планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу, контролируют учебные действия, замечают

Устные ответы
на во-
просы.

Запись предло-
жений.

Выделение главных членов предложений

– Составьте предложения.

– Соотносятся ли заголовок и содержание предложений?

– Выполним запись предложений с комментированием.

– Выделите главные члены предложений

если изменить форму слова «вода»

допущенные
ошибки.

К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение.

Л – владеют на-
выками сотрудничества

3. Работа
с определением, с. 16

Работа
со статьей «Предло-
жение»

– Откройте учебник на с. 16. Прочитайте статью в верхней части страницы.

– Выделите признаки предложения.

– Приведите примеры предложений. Докажите, что приведенные вами примеры являются предложениями

Выполняют
задания

Индиви-дуальная.

Фрон-тальная

П – используют различные способы поиска информации, владеют
логическими
действиями.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – обмениваются мнениями,
умеют слушать друг друга, строить речевые
высказывания

Знание признаков предложения

4. Работа
по учебнику, с. 16,

Работа
над упражнением

– Найдите упр. 19. Прочитайте текст. Объясните значение выражений «видимо-невидимо», «усатые колосья».

Выполняют
задания

Фрон-тальная.

Парная.

П – планируют учебные действия, используют

Выделение
в тексте

упр. 19

– В каком значении употреблено слово «хлеб»?

– Как бы вы ответили на вопрос внучки?

– Найдите в тексте диалог. Объясните, как вы его узнали.

– Выразительно прочитайте диалог по ролям
в парах

Индиви-дуальная

различные способы поиска информации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания

диалога.

Знаки
препи-
нания
в предложениях
диалогической
речи

V. Итог урока.

Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная
беседа

– Над какой темой работали на уроке? Что такое предложение? Как узнать предложения
в устной и письменной речи?

– Что выполняли?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?

– Что нового узнали?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 8,
упр. 15

Отвечают
на вопросы,

обосновывают свое мнение

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Конспект урока русского языка по теме: «Предложение. Текст»

Этапы урока

Ход урока

Комментарии

1.Организационный момент

— Добрый день! Я рада вас приветствовать на уроке русского языка. Но я вижу у нас не у всех ребят хорошее настроение. Давайте попробуем поднять друг другу настроение.

 -Что для этого надо сделать?

— Что же мы говорили друзьям? Добрые и вежливые слова? Для чего мы это делали?

— Молодцы! Приступаем к уроку.

Регулятивные.

Попробуем сказать что – то хорошее.

Личностные.

Мы называли эти слова, чтобы  другу стало веселее.

2. Актуализация знаний.

— Поработаем в парах.

Перед вами в конверте листочки. Прочитайте что на них написано.

( Высоко, небо, облака, по, плывут)

— Что мы можем составить из данных слов?

— Как мы будем действовать. Выполните задание.

— С какими трудностями вы столкнулись?

— Посмотрите на доску, проверьте, правильно ли вы составили предложение, оцените себя.

Коммуникативные.

Работа в парах.

На листочках – слова.

Предложение.

Нужно переставлять слова местами пока не получится предложение.

 ( Высоко по небу плывут облака.)

Не все слова подходили по смыслу, надо в одном слове поменять окончание.

Регулятивные.

— Самопроверка.

3. Постановка учебной проблемы.

— Сформулируйте тему урока. О чём мы сегодня будем говорить?

— Что такое предложение? Что мы ещё знаем о предложении?

О предложении.

Предметные.

4. «Открытие» учащимися новых знаний.

— Перед вами на экране несколько утверждений. Выберите те утверждения, которые вы считаете правильными.

-Если вы согласны, то поднимите зелёную карточку, если не согласны, то красную.

1. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.      

2. Предложение не может состоять из одного слова.

3. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

4. Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

5. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Регулятивные.

Предметные.

Работа с сигнальными карточками.

+

+

+

Физкультминутка

5. Первичное закрепление.

— Работа  по учебнику на стр. 16.

Прочитайте правило.

Что вы узнали из него.

— Составьте любое предложение. Запишите его. Подчеркните основу предложения.

— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу. Оцените ответ соседа.

Предметные.

Регулятивные. Коммуникативные.

6.Самостоятельная работа.

— Работа  по учебнику. Упр. 17.

— Прочитайте. Что вы заметили?

— Почему трудно было прочитать эту запись?

— Выделите предложения. Прочитайте их с указанной интонацией.

— Что вам помогло правильно прочитать предложение?

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Обменяйтесь тетрадями с соседом. Прочитайте предложения, которые получились у вашего соседа.

— Как обозначены начало и конец предложении?

Коммуникативные.

Регулятивные.

Предметные.

Физкультминутка

— Работа  по учебнику. Упр. 18.

— Прочитайте.

— Что записано в учебнике?

— Как составить из слов предложение? Что будем делать?

— Выполните задание.

— Прочитайте предложения. Докажите, что у вас получились предложения.

Предметные.

7. Повторение 

Работа в группах.

— Перед вами ряд записей. Вам надо  выбрать только предложения и доказать, почему они являются предложениями.

— У каждой группы свой текст на большом листе, например:

—  Наступила золотая осень.

— Туча на появилась небе.

— Петух клюёт зерно и

— Корабль стоит у причала.

-Яркое солнце светит на небе.

— Зелёная трава,

Коммуникативные.

— Учащиеся работают в группах, а затем выходит один представитель группы и аргументировано доказывает мнение группы.

Регулятивные.

Представители других групп задают вопросы и оценивают работу группы.

8. Итог занятия

— Какое задание сегодня на уроке было для вас самым:

  • интересным;
  • трудным;
  • необычным;
  • запоминающимся;

— Оцените свою работу на уроке.

— Что бы вы хотели узнать на следующем уроке?

Регулятивные.

Ответы учащихся.

9. Домашнее задание.

Составить и записать предложения на тему: «Летним днём в лесу»

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *