Что такое орфограмма правило 3 класс: Орфограмма — что это такое в русском языке (примеры слов)
Орфография и орфограммы 1-4 классов
Орфография в русском языке — это правила написания слов. Т.е. под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь.
Орфограммы:
1. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных (Употребление больших (заглавных) букв).
В конце коридора я увидел Сашу с его щенком Пипином.
2. Безударная гласная буква в корне слова проверяемая и непроверяемая (Безударная гласная в корне).
морской — мо́ре, пенал — проверочного слова нет
3. Парная по звонкости — глухости согласная в корне (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова)
кадка — кадушка, друг — дру́га
4. Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу (Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ — в разных частях слова)
живет, шипение, чадо, чаща, чудеса, щука
5. Буквосочетания
ворона, волосы, перепелка
6. Буквосочетания -чк-, -чн-: мягкий знак не пишется (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)
кочка, конечно, закончить, банщик
7. Двойная согласная (Слова с двойными (удвоенными) согласными)
аллея, суббота, класс, Марианна
8. Непроизносимая согласная (Проверяемая непроизносимая согласная в корне слова)
честность, сердце
9. Правописание предлогов (Предлог)
по, за, от, над, чрез, из
10. Раздельное написание предлогов (правописание предлогов и приставок)
об локоть, без ума, за стеклом
11. Правописание приставок (правописание предлогов и приставок, приставка)
побежал, забежал, прибежал
12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)
капель, вкусненький, день
13. Мягкий знак в неопределенной форме глаголов перед -СЯ (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)
влюбляться, учиться
14. Разделительные мягкий и твердый знаки (Разделительный мягкий и твердый знак)
обезьянка, объезд, шампиньон
15. Мягкий знак после шипящих в именах существительных (Грамматический мягкий знак)
ложь, мышь
16. Мягкий знак во 2-м лице единственного числа глаголов (Грамматический мягкий знак)
любишь, обнимаешься, споешь
17. Падежные окончания существительных
18. Падежные окончания прилагательных
19. Правописание суффиксов
20. Правописание «не» с глаголами
21. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений
Орфограмма. | Запись в тетради. |
1. Пропуск, замена, искажение букв. | Выпиши слово всю строчку. Раздели слово на слоги, поставь ударение, подчеркни гласные. Например: Де-ре-во де-ре-во де-ре-во |
2. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. | Выпиши предложение. Подчеркни первую букву в первом слове, точку в конце предложения. Например: Выдался тёплый солнечный день. |
3. Правописание собственных имен существительных. | Запиши слово, рядом напиши, почему слово написано с большой буквы. Например: Кубань – река. Иванович – отчество. Мурка – кличка кошки. |
4. Перенос слов. | Выпиши слово, разделив его в нужном месте чертой для переноса. Например: Ко – рабли, кораб – ли. Де — ревья. Слон. Юлия. Осен – ние. |
5. Гласные после шипящих: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Сочетания ЧК, ЧН, ЩК, ЩН, НЧ, НЩ. | Выпиши слово, подчеркни гласную, подбери и запиши ещё два слова на эту орфограмму. Например: Счастье, удача, чайка. Речка, ночка, удочка. |
6. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением. | Выпиши слово, запиши рядом проверочное, поставь в словах ударение, подчеркни орфограмму, выдели корень. (Чтобы проверить безударную гласную в корне надо подобрать такое родственное слово, чтобы эта гласная была ударной). Например: Крикливый – крик. |
7. Безударные гласные не проверяемые ударением (словарные слова) | Выпиши слово всю строчку. Поставь ударение, подчеркни орфограммы. Например: погода погода погода |
8. Парные согласные в корне. | Выпиши слово, рядом запиши проверочное, подчеркни согласную в слове, выдели корень. (Чтобы проверить парную согласную надо подобрать такое родственное слово, чтобы после этой согласной стояла гласная). Например: Голубь – голуби. Дорожка – дороженька. |
9. Непроизносимая согласная в корне слова. | Выпиши слово, рядом запиши проверочное слово (если есть), подчеркни непроизносимую согласную. Например: Тростник – тростинка. Опасный – опасен. Праздник праздник праздник. |
10. Правописание приставок. | Запиши слово, выдели приставку и корень. Подбери и запиши ещё слово с такой же приставкой. Например: Подходит, подбегает. |
11. Правописание суффиксов. | Запиши слово, выдели суффикс и корень подбери и запиши слово с таким же суффиксом. Например: Васенька, беленький. |
12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного. | Выпиши слово, подбери и запиши ещё слово на эту же орфограмму. Например: Больной, маленький. |
13. Разделительный мягкий знак. | Выпиши слов, подбери и запиши слово на эту же орфограмму. Например: Вьюга, семья. |
14. Разделительный твёрдый знак. | Выпиши слово. Выдели приставку и корень. Подчеркни твёрдый знак. Подбери еще слово с такой же орфограммой. Например: подъезд объявление |
15. Раздельное написание предлогов со словами. | Подумай, какое слово можно вставить между предлогом и словом. Запиши это сочетание. (Помни, что у глаголов нет предлогов). Например: У (крутого) берега. Над (каким?) белым цветком. У (кого?) него. Подбежал – глагол. |
16. Удвоенные согласные в слове. | Запиши слово с удвоенной согласной. Подбери и запиши еще слово на это правило. Например: Осенние, длинные. Рассказ, расстояние. Аллея, сумма. |
17. Мягкий знак после шипящих, обозначающий женский род имён существительных. | Определи род существительного: если мужской род – мягкий знак не пишется, если женский род — мягкий знак после шипящего пишется: Рожь (сущ., ж. р.) Мяч (сущ., м. р.) |
18. Синтаксический разбор. | Выпиши предложение. Найди подлежащее (вопрос: Кто? Что?), подчеркни одной чертой. Найди сказуемое (вопрос: Что делает?), подчеркни двумя чертами. Надпиши, какой часть речи выражено подлежащее и сказуемое. Лучик света засиял над лесом. |
19. Разбор слова по составу. | Помни! Сначала находим окончание, затем основу слова. В основе слова – корень, если есть приставка и суффикс. Запах , пробежали , осенние , слоны . |
20. Фонетический разбор. | Выпиши слово, раздели на слоги, поставь ударение. Рядом запиши в скобках транскрипцию. Посчитай сколько букв, сколько звуков в слове, количество гласных и согласных. Напиши сколько слогов в слове. Например: Корабль — [карабл’] – 7 б., 6 зв., 2 гл., 4 согл., 2 слога. Яблоко — [й’аблака] – 6 б., 7 зв., 3 гл., 4 согл., 3 слога. |
Конспект урока
Предмет: русский язык Класс 2 «в»
Тема урока «Что такое орфограмма. Орфографическое правило»
Тип урока Открытие новых знаний
Цель: организовать деятельность учащихся по знакомству с новым понятием «Орфограмма. Орфографическое правило». Развивать способности видеть в слове орфограмму, путём выполнения практической работы.
Формируемые УУД :
Личностные: учебно-познавательная мотивация, самообразование, нравственно-эстетическое оценивание усвояемого содержания, развитие этических чувств.
Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, использование знаково-символических средств, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей речи
Место проведения: классный кабинет.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:
Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» 2 класс, презентация «Орфограмма».
Организационный момент и мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель – Включение в систему деятельности на личностно значимом уровне.. Данный этап процесса обучения предполагает осознанно вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке. А именно:
Актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности.
Создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность
Устанавливаются тематические рамки
Выполняемые УУД на данном этапе:
Личностные: самоопределение, учебно–познавательная мотивация
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дмитрий Николаевич, и сегодня урок русского языка буду вести я.
-Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе идут уроки.
— Ребята, скажите для чего мы каждый день ходим в школу?
-Для чего нам это надо?
— Итак, сегодня на уроке вы откроете для себя что – то новое. Приступим к работе!
— Прежде чем записывать число в тетради, вспомните, как надо сидеть за партами.
— А зачем надо соблюдать эти правила?
А теперь открываем тетради и записываем сегодняшнее число классная работа.
-Приветствие учителя
— Чтоб учиться.
-Чтобы стать образованными и грамотными.
— спина прямая, ноги вместе, тетради под наклоном и т.д
— чтобы быть здоровыми.
Проверка порядка на партах.
Запись числа в тетради.
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель — организация и подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
Данный этап предполагает:
Актуализацию изученных способов действий
Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.
Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление
Фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснование
Выполняемые УУД на данном этапе:
Личностные: мотивационная основа учебной деятельности, смыслообразование
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение , использование знаково – символических средств, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая само регуляция.
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
— Ребята, скажите, а с чего мы начинаем наш урок?
— Зачем мы проводим минутку чистописания, мы же умеем уже писать?
С какой буквой мы поработаем сегодня, вы мне ответите сами, отгадав загадки.
-Хозяин лесной просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой
— Живут в норке,
Грызут корки,
Короткие ножки,
Боятся кошки
— Как звали девочку из сказки про 3 медведей?
-Ребята, скажите, на какую букву все эти загадки?
— С какой буквой будем работать?
-Чем похожи заглавная буква М и строчная?
-Чем отличаются эти буквы?
Теперь взяли ручки и в воздухе перед собой попробовали написать букву «М».
У всех получилось?
— Я тетрадочку открою
и как надо положу.
Я от вас друзья не скрою
Ручку правильно держу.
-Все показали, как они правильно держат ручку.
А теперь пропишите Букву «м» заглавную и строчную до конца строки.
Во время выполнения ходьба и наблюдение за ходом работы.
-Кто выполнил задание, подает сигнал. Все выполнили? Молодцы.
— Ребята, давайте вспомним, а какие слова отгадки у нас были.
— Верно.
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
Сейчас проверить сможешь сам
Свое внимание к словам.
-Посмотрите на слова. Прочитайте.
— Что заметили?
-Почему пропущены именно эти буквы?
— Спишите эти слова, опасные места подчеркнем красным цветом.
Что вы написали в слове «Медведь» на месте пропуска? А в слове «Мыши»? Почему вы написали именно букву «и»? А какую букву вы вставили в третьем слове? Большую или маленькую букву вы написали? И почему именно большую?
Молодцы, верно выполнили задание. — А кто знает, как по — другому называется опасное место?
— С минутки чистописания.
1 чтобы красиво писать, чтобы вспомнить правила написания букв и т.д
-медведь
— мыши
— Маша
— М
— м
-элементами
— высотой
Письмо в воздухе.
Прописывание буквы «М» в тетради.
-Медведь, мыши, Маша
— пропущены буквы
— это опасные места
Беседа с учителем по выполнению написания орфограмм в словах-отгадках.
На экране появляются слайды с картинками отгадками.
Вывешивается иллюстрация этой буквы.
Прописывание в воздухе.
Прописывание в тетради.
На экране появляются слова с пропущенными буквами.
Медве__, мыш_, _аша.
Выявление места и причины затруднения.
Цель – выявление и фиксация места причины затруднения. На этом этапе учащиеся должны:
Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – где возникло затруднение;
Соотнести свои действия с используемым способом действий, и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, которых не достает для решения конкретной задачи.
Выполняемые УУД на данном этапе:
Личностные: учебно – познавательный процесс, смыслообразование.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Подведение под понятие, использование знаково-символических средств, постановка и формулирование проблемы.
— Почему вы не смогли ответить мне на вопрос?
— На полях поставим себе знак вопроса.
— Как вы думаете, что он означает?
— Откройте учебник на странице 111 и прочитайте, как называется параграф.
-Ещё не проходили эту тему.
-что мы это еще не знаем и нам предстоит это сегодня узнать
— орфограмма
Построение выхода проекта из затруднения.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий
— ставят цель,
— согласовывают тему урока,
— выбирают способ,
— — строят план достижения цели,
— определяют средства, ресурсы и сроки.
Выполняемые УУД на данном этапе:
Личностные: самоопределение.
Познавательные: постановка познавательной цели, построение логической цени рассуждения, использование знаково символических средств, построение речевых высказываний.
Регулятивные: познавательная инициатива, планирование , прогнозирование.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей речи.
— Скажите, какая тема нашего сегодняшнего урока?
— Чему мы должны сегодня научиться, что должны сегодня узнать?
— Как мы будем открывать для себя новые знания?
— Орфограмма.
— Сегодня на уроке мы должны узнать что такое орфограмма.
-С помощью учебника, работая коллективно с классом.
На слайде выходят надписи:
Тема: Орфограмма
Цель:
— узнать что такое орфограмма;
Реализация построенного проекта.
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
Выполняемые УУД на данном этапе:
Личностные:
— нравственно-эстетическое оценивание усвояемого содержания;
Регулятивные:
Волевая саморегуляция;
— познавательная инициатива;
Познавательные:
— выдвижение гипотез и их обоснование;
— установление причинно – следственных связей, доказательство.
-анализ, синтез, сравнение, обобщение;
— поиск необходимой информации.
Коммуникативные:
— формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,
— достижение договоренностей и согласование общего решения;
-разрешение конфликта на основе учета интереса всех участников.
-Вернемся к нашим словам. Прочитайте.
-Можем ли мы на слух точно определить, какие пропущены буквы?
— Если мы не можем определить на слух, какую букву надо писать, к чему мы прибегаем?
-Кто из вас сможет ответить, что такое орфограмма?
-Давайте сверим свои предположения с определением в учебнике на стр. 112.
-Кто же из вас был прав или оказался близок к истине?
— Что такое орфограмма?
-Есть такая наука, которая изучает орфограммы в русском языке, прочитаем в учебнике об этой науке на стр. 113.
-Назовите, какие мы встретили орфограммы в наших словах?
-Давайте построим алгоритм « Как определить что перед нами орфограмма»
-Первое, что нужно сделать:
-Какой второй шаг?
-Какой следующий шаг?
Запишем этот алгоритм в тетрадь.
— нет.
-К правилу
— высказывание мнения детей.
— определение читает ученик вслух
Если нельзя точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма.
Орфограмма – это написание по правилу.
— ответы детей.
— орфограмма — написание по правилу.
— читает один ученик вслух, остальные следят
-звонкие и глухие согласные
— жи и ши.
-имя собственное пишется с большой буквы.
Прочитать слово.
Определить какая буква вызывает сомнение.
Вспомнить и применить правило
Открывается слайд, с пропущенными буквами в словах.
Медве__, мыш_, _аша.
На доске появляется алгоритм определения орфограммы.
Физминутка
Вот так яблоко
Вот так яблоко!(Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.(Руки на пояс.)
Руку протяните, (Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите.(Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)
Выполнение физминутки вместе с учителем.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель – применение нового знания в типовых задачах.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия(фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух.
Выполняемые УУД на данном этапе:
— Регулятивные:
— контроль, коррекция, волевая саморегуляция.
Познавательные:
— самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;
— построение речевых высказываний;
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества;
— адекватное использование речевых средств, для решения коммуникационных задач.
— Что нам сейчас предстоит сделать, чтобы хорошо усвоить новые знания?
Чтобы закрепить, запишите под диктовку слова и выделите знакомые вам орфограммы.
Шины, Вася, роща, Коля, чаща, карандаши, снежинка, мыши, дыши, ужи, дружит, лужи.
— закрепить то, что узнали.
— выполнение задания.
Учащиеся работают в тетради, и у доски (по два слова), с проговариванием алгоритма.
Произношу слово.
Определяю, в каком месте возникает затруднение.
Вспоминаю правило.
Подчеркиваю орфограмму.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения.
Выполняемые УУД:
Личностные:
Развитие этических чувств и регуляторов морального поведения
-А сейчас мы с вами выполним небольшую самостоятельную работу, чтобы проверить, как вы поняли новую тему.
— На доске есть несколько засекреченных слов. Что надо с ними сделать?
-Расшифруйте.
— Спишите их и найдите орфограммы.
-Кто выполнил, подает сигнал.
-Все выполнили? Чтобы проверить, правильность меняемся тетрадью со своим соседом.
Совместная проверка.
— Кто выполнил верно, что ставим себе? Что он означает?
— А кто затруднился?
— Что он означает?
расшифровать,
— шишки, чайка, щука, ужин
— знак +. Умеем находить орфограмму.
Знак вопроса
— надо еще потренироваться
На слайде слова: ишишк, чаакй, акущ, жину
Обмен тетрадями соседей по парте и проверка правильности выполнения задания.
8.Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новаый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
Выполняемые УУД:
Личностные:
— нравственно – эстетическое оценивание усваемого содержания.
Познавательные:
— поиск и выделение необходимой информации;
— моделирование и преобразование модели;
-умение структурировать знания;
Коммуникативные:
— — планирование учебного процесса;
— формулирование и аргументация своего мнения, и позиция в коммуникации;
— управление поведением партнера
-Что нового узнали на уроке?
-Что учились делать на уроке?
-Посмотрите на доску. Что вы видите?
-Сформулируйте задания к этим словам.
Что такое орфограмма?
-Как надо действовать, чтобы правильно определить орфограмму?
-Выполняем задания по цепочке. Комментируя и аргументируя свой ответ.
-Находим в учебнике упражнение 166. Читаем задание. Выполняем.
-Что такое орфограмма
-находить орфограммы
Слова с пропущенными буквами.
— списать вставить нужную орфограмму.
— написание по правилу.
— по алгоритму.
— выполнение задания.
Открывается слайд со словами:
Ж_знь, ш_ло, стриж_, ч_йник, ч_сы, щ_ка, ч_дак, ч_лок, доч_ка.
Комментированное письмо.
Выполнение у доски по цепочке. 1 ученик – 1 предложение. Остальные выполняют в тетрадях.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самоооценка учениками собственной учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Выполняемые УУД на данном этапе:
Личностные:
-внутренняя позиция школьника;
-самооценка на основе критерия успешности;
-эмпатия.
Познавательные:
-рефлексия способов и условия деятельности.
Коммуникативные:
-формулирование и аргументация своего мнения;
— планирование учебного сотрудничества.
На экране открывается слайд со словами:
Сегодня на уроке я вспомнил…
Я узнал…
Мне было интересно… Мне было трудно…
Мне помог…
Учащиеся проводят рефлексию по слайду.
Домашнее задание
— Запишите в тетрадь слова: Жизнь, шило, стрижи, чайник, часы, щука, чудак, чулок, дочка.
Ваша задача:
— Придумать и записать предложение с каждым из этих слов.
Кто мне скажет, зачем мы выполняем домашнее задание?
— СПАСИБО ЗА РАБОТУ. УРОК ОКОНЧЕН!
— чтобы закрепить те умения и навыки, которые сегодня получили на уроке.
ОРФОГРАММЫ.Правила,примеры, комментарии.
Список орфограмм.
Что такое орфограмма?
Орфограмма № 1.Безударные проверяемые гласные в корне
Орфограмма № 2.Непроверяемые гласные и согласные
Орфограмма № 3.Проверяемые согласные в корне слова
Орфограмма № 4.Непроизносимые согласные в корне слова
Орфограмма № 5.Буквы И, У, А после шипящих
Орфограмма № 6.Разделительные твёрдый знак Ъ и мягкий знак Ь.
Орфограмма № 7.Раздельное написание предлогов с другими словами
Орфограмма № 8.Употребление Ь знака на конце существительных после шипящих.
Орфограмма № 9. Употребление Ь знака для обозначения мягкости согласных.
Орфограмма № 10.Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на З-С).
Орфограмма № 11. Буквы З-С на конце приставок.
Орфограмма № 12.Буквы О и А в корне -лаг- — -лож-
12 а. Буквы А-О в корнях с чередованием.
Орфограмма № 13.Буквы О и А в корне -раст- — -рос-
Орофграмма № 14.Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.
Орфограмма № 15.Буквы И и Ы после Ц.
Орфограмма № 16.Большая буква и кавычки в собственных наименованиях.
Орфограмма № 17.Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных
Орфограмма № 18.Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных.
Орфограмма № 19.Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
Орфограмма № 20.Краткие прилагательные с основой на шипящую
Орфограмма № 21.Не с глаголами
Орфграмма № 22. Ь после шипящих в неопределенной форме глагола и во 2-ом лице единственного числа
- Орфограмма № 23.-ТЬСЯ-, -ТСЯ- в глаголах.
Орфограмма № 24.Буквы Е и И в корнях с чередованием.
Орфограмма № 25.Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения
- Орфограмма № 26.Буквы О и А в корне -кос- — -кас-
Орфограмма № 27.Буквы О и А в корне -гор- — гар-
Орфограмма № 28.Буквы Ы-И после приставок
Орфограмма № 29.Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-
Орфрамма № 30.Соединительные гласные О и Е в сложных словах
- Орфограмма № 31.Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя-
Орфограмма № 32.Слитное и раздельное написание НЕ с существительными
Орфограмма № 33.Буквы Щ и Ч в суффиксе -щик- (-чик)
Орфограмма № 34.Гласные Е и И в суффиксах существительных
Орфограмма № 35.Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных
Орфограмма № 36.Дефисное и слитное написание слова с пол- и полу-
Орфограмма № 37.Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными
Орфограмма № 38.Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
Орфограмма № 39.Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
Орфограмма № 40.Различение на письме суффиксов -К- и -СК-
Орфограмма №41. Дефис в сложных словах.
Орфограмма № 41. Дефис в существительных.
Орфограмма № 41. Дефис в прилагательных.
Орфограмма № 42.Ь в середине числительных
Орфограмма № 43.Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19
Орфограмма № 44.Не в неопределенных местоимениях
Орфограмма № 45.Дефис в неопределенных местоимениях
Орфограмма № 46.Различение приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях
Орфограмма № 47. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях
Орфограмма № 48.Ь в глаголах повелительного наклонения
Орфограмма № 49.Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева_) и -ыва-(-ива-)
Орфограмма № 50.Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Орфограмма № 51.Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
Орфограмма № 52.Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Орфограмма № 53.Две буквы Н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
Орфограмма № 54. Одна или две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
Орфограмма № 55. Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.
Орфограмма № 56.Буквы Ё и Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Орфограмма № 57.Раздельное написание НЕ с деепричастиями.
Орфограмма № 58.Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о (-е).
Орфограмма № 59.Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.
Орфограмма № 60.Одна и две буквы Н в наречиях на -о (-е).
Орфограмма № 61.Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.
Орфограмма № 62.Дефис между частями слова в наречиях.
Орфограмма № 63.Ь после шипящих на конце наречий.
Орфограмма № 64.Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий.
Орфограмма № 65.Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогам.и
Орфограмма № 66.Буква Е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Орфограмма № 67. Слитное написание союзов также , тоже, чтобы.
Орфограмма № 68. Дефисное написание частицы -ТО со словами.
Орфограмма № 69. Дефисное написание частицы -КА с глаголами в повелительном наклонении.
Орфограмма № 70.Дефис в междометиях.
При изучении русского языка в школе или институте приходится сталкиваться с огромным количеством норм, правил и исключений из них. По каждому слову могут возникнуть вопросы. Как его правильно написать? Ставить ли дефис или мягкий знак?
Понять значение данного термина весьма просто, достаточно обратиться к его этимологии, то есть истории появления. Это слово можно перевести с греческого языка, тогда получится правильная запись или письмо. Таким образом, орфограмма – это правильное написание какого-либо слова.
Понятие орфограмма в чем-то тождественно понятию правило. Практически на каждую орфограмму имеется своё правило русского языка. В самых редких случаях написание будет основываться на простых традициях. Все эти правила и общепринятые нормы изучает одна большая наука – орфография.
Обычно правила возникают там, где кажется, что слово может иметь несколько вариантов написания. Это связано с теми ситуациями, когда звучание не дает четкого представления о том, какие буквы или знаки должны быть в слове.
Особенности орфограмм
Во-первых, все орфограммы можно разделить на два типа.
- Первый тип – буквенные орфограммы. Это значит, что при написании слова возникает вопрос о какой-то конкретной букве. Например, звучание не смогло ясно дать понять, стоит ли писать в корне букву А или О. Разумеется, в одном слове может быть несколько таких орфограмм.
- Второй вариант – небуквенные орфограммы. В этом случае рассматривается целостное написание слова. Например, стоит ли писать его слитно или раздельно. Возможно, нужно поставить дефис? Сюда же относится и вопрос о том, как правильно переносить слова с одной строки на другую.
Во-вторых, важно понять, что орфографические нормы нередко претерпевают изменения с течением времени. Многие старые правила заменяются другими. К тому же, в языках появляются новые слова, часто заимствованные, и для них приходится создавать новые нормы.
Интересный факт: после последних реформ количество орфографических правил было сильно уменьшено. Их осталось всего около двадцати семи. Однако это не является для школьников поводом для радости. Эти двадцать семь правил позволяют разобраться далеко не во всех словах. Огромное их количество называется словарными словами. Это значит, что проверить их написание с помощью правил невозможно. Их можно только запоминать или сверяться со словарем. Имеются также и слова-исключения.
Как найти орфограмму?
Теперь ясно, что обозначает слово орфограмма, но как правильно найти её в слове? Как правило, если произношение не дает четкого представления о написании, то в таком сочетании букв можно допустить ошибку.
Основные виды орфограмм:
- Безударные гласные в корне (хотя бывают и в других частях слова),
- Гласные, стоящие после шипящих букв или «ц»,
- Мягкий знак после шипящих,
- Глухие согласные на конце слова,
- Частица «не».
На каждую из этих орфограмм существует своё правило, а также большое количество исключений и словарных слов.
Чаще всего, для того, чтобы справиться с внезапно появившейся орфограммой, достаточно подобрать проверочное слово. Им является измененная форма текущего слова, в которой неясная буква становится очевидной. Обычно так проверяются гласные в корнях и согласные на конце слова.
Рассмотрим распространенный пример одной из орфограмм. Произнося слово дуб, человек слышит на конце букву п. Соответственно, в этом слове можно допустить ошибку. Как узнать, что же именно должно быть написано? Нужно изменить слово. Например, подойдет «дубовый» или простое «дубы». Здесь четко слышно, что после буквы у идет б.
Орфографический разбор
Для того, чтобы справиться с орфограммой в слове, недостаточно просто её найти. Нужно подобрать подходящее правило и воспользоваться им. Для этого необходимо уметь проводить орфографический разбор. Он помогает понять, в какой части слова находится спорное место, а это позволяет подобрать верное правило.
Орфографический разбор включает в себя
- выделение непосредственно орфограммы с помощью подчеркивания,
- простановку ударения,
- определение частей слова,
- подбор проверочного слова,
- выбор правила.
Обычно достаточно выделить только ту часть слова, в которой находится непосредственная орфограмма. Ею может быть корень, окончание, суффикс или любя другая часть. Иногда учителя просят выделять все части, независимо от того, находится в них орфограмма или нет.
Нередко сложности вызывает подбор проверочного слова. Здесь важно понять, что оно должно быть не только однокоренным, но и примерно сохранять смысл исходного понятия. Когда проверочное слово обнаружено, его нужно записать в скобках.
Для того, чтобы верно определиться с правилом, нужно точно знать, где находится какая часть слова. Также, конечно, необходимо помнить все существующие правила. Это кажется довольно сложным, но требуется немного времени – и всё получится.
Список орфограмм, изучаемых в 1-4 классах («Школа России»)
класс
1.Заглавная буква в начале предложения
2. Правописание безударных гласных
3. Слова с удвоенными согласными
4. Правописание слов с мягким знаком
5. Правописание парных глухих и звонких согласных
6. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
7. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
8. Заглавная буква в собственных существительных
2 класс
1.Заглавная буква в собственных существительных
2. Правописание безударных гласных
3. Слова с удвоенными согласными
4. Правописание слов с мягким знаком
5. Буквосочетания ЧК, ЧН. ЧТ, ЩН, НЧ
6. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
7. Правописание парных глухих и звонких согласных
8. Разделительный мягкий знак
9. Не с глаголами
10. Правописание предлогов со словами
3 класс
1. Правописание безударных гласных
2. Правописание парных глухих и звонких согласных
3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком
4. Правописание слов с двойными согласными
5. Правописание суффиксов и приставок
6. Разделительный твёрдый знак
7. Соединительные гласные о и е в сложных словах
8. Мягкий знак на конце существительных после шипящих
9. Не с глаголами
4 класс
1. Правописание слов с буквам ь и ъ
2. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
4. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных
5. Правописание местоимений
6. Правописание безударных личных окончаний глаголов
7. Правописание гласной перед л в глаголах прошедшего времени
По школьным ступенькам 3 класс: Учим правила
*****ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
**********
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ
*****
*****
ПРАВОПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ
*****ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
*****Списки и Ресурсы Правописания Третьего Сорта
Посмотрите наши демонстрации уроков Переключить меню Регистрация Войти Поиск Поиск Time4Learning Поиск Time4Learning Войти / Зарегистрироваться Call Time4Learning Войти Зарегистрироваться Зарегистрироваться сейчас- Учебный план
- Предметы
- Обучение на дому
- Ресурсы
- Как это работает
- Посмотреть демонстрацию
- Учебная программа по классу
- дошкольный
- элементарный
- Средняя школа
- Старшие классы средней школы
- Область применения и последовательность
- Языковые Искусства
- математический
- Наука
- Социальные исследования
- факультативных
- Наука об окружающей среде
- Социология
- Психология
- Личные финансы
- Больше факультативных
- Premium Electives
5 самых важных правил правописания
Любой, кому когда-либо приходилось запоминать трудное для написания английское слово (это фуксия , верно? слова дико отличаются от того, как мы их произносим. Что еще хуже, некоторые слова пишутся по-разному в американском английском и британском английском. Если вам от этого станет лучше, эксцентричность английского правописания была изобретена не для того, чтобы осложнить жизнь писателям.
Вот совет: Хотите, чтобы ваши письма всегда выглядели великолепно? Грамматика может спасти вас от орфографических ошибок, ошибок в грамматике и пунктуации и других проблем с написанием на всех ваших любимых веб-сайтах.
Во времена Шекспира, когда орфография впервые стала стандартизированной, написание большинства английских слов было в основном фонетическим — или, по крайней мере, более фонетическим, чем сегодня. Например, англоговорящие люди когда-то произносили k в начале таких слов, как нож и колено .Но хотя никто не произносил колена как «кухонечку» на протяжении веков, мы все еще держимся за старое написание.
К счастью, есть несколько практических правил, которые могут помочь, когда вы сталкиваетесь со словом, которое вы не знаете, как пишется.
Правило орфографии 1: I до E, кроме C
Правило звучит так:
Я до Е, кроме С, если это не звучит как А, как у соседа или весят
Есть много исключений из этого правила — возможно, лучше думать о нем как о руководстве — но оно может быть полезно с такими словами, как приведенные ниже.
я до Е
За исключением до C
Если это не звучит как A
Правило орфографии 2: добавление суффиксов к словам, оканчивающимся на Y
Когда вы добавляете суффикс, начинающийся с E (например, -ed, -er, или -est ) к слову, оканчивающемуся на Y, Y обычно меняется на I.
- Плакать — плакал — крикать
- Сухой — сушеный — сушилка
- Уложено — уложено (обратите внимание на неправильное написание: нет E)
- Baby — дети
- Семья — семьи
- Гадкий — самый уродливый
Y не изменяется для суффикса -ing .
Если у рассматриваемого слова есть две согласные перед Y, замените Y на I перед добавлением суффикса ‑ly .
- небрежно — небрежно
- Счастливы — счастливы
- Страшно — страшно
Конечно, всегда есть исключения:
Правило орфографии 3: Тихий E
Как правило, буква E после согласного в конце слова молчит, но она влияет на то, как вы произносите гласный, который стоит перед согласным.E делает гласный звук слова (или слог) длинным (как звук I в кайте) вместо короткого (как звук I у котенка). Важно правильно понять молчаливую букву Е, потому что ее присутствие или отсутствие может изменить значение слова.
Добавляя E в конец бита, слово меняется с прошлого на настоящее время. В этом случае молчаливая буква E создает совершенно другое слово.При добавлении суффикса, такого как -ed, -er или -est , молчаливый E обычно удаляется с конца корневого слова.
Правило орфографии 4: Двойные согласные
Остерегайтесь двойных согласных. Может быть трудно услышать их, когда слово произнесено вслух, особенно если слово имеет только один слог. Двойные согласные часто встречаются в словах, к которым добавлены суффиксы:
Некоторые слова могут произноситься как один или два слога, но написание остается неизменным:
В этом предложении, которое является фиксированным выражением, благословенный произносится как два слога: благословенный .В этом предложении благословенный произносится как один слог: благословение .Будьте особенно осторожны со словами, где двойной согласный может изменить произношение и значение слова.
Правило орфографии 5: множественные суффиксы
Когда вы добавляете -й и когда вы добавляете -ой , чтобы сделать множественное число? Это не так произвольно, как может показаться. Правило таково: если слово оканчивается на ‑ s , ‑sh , ‑ch , ‑x или ‑z , вы добавляете ‑es .
Для всех остальных окончаний добавить ‑s .
Будьте осторожны со словами, которые не меняются при множественном числе (например, рыба, овца, лось). Если вы не уверены, проверьте словарь.
Обязательно ознакомьтесь с этим списком часто запутанных слов, чтобы помочь вам выбрать правильное написание слов с похожими значениями и произношением.
Десять Правописных Правил | Как пишется
Совет по правописанию номер 9 — Знание правил правописания
Лучшие Десять Правописаний
Знание правил правописания и исключений из этого правила — это отличная стратегия, которая поможет вам понять, почему написание такое, какое оно есть, и помогает вам в написании. В этом уроке мы рассмотрим десятку правил правописания.
Некоторые люди думают, что если они выучат правило правописания, они смогут писать по буквам. К сожалению, проблема с правилами заключается в том, что вы должны помнить правило! И какие слова работают с правилом и слова, которые не!
Но некоторым людям нравится изучать правила, получать удовольствие от того, как их использовать.Всегда полезно знать, почему правописание так и есть, и знание правил правописания — это одна из многих стратегий, которые помогут вам правильно писать. Поэтому, даже если вы забудете правило, возможно, вы помните шаблон правописания, и, по крайней мере, вы будете знать, почему написание так оно и есть.
Давайте посмотрим на десятку правил самым базовым способом, без исключений, только голые правила. Если вы хотите получить более подробный курс по правилам правописания, ознакомьтесь с моим курсом на сайте udemy.com/spelling-rules-course, где вы найдете мой подробный курс по правилам правописания с рабочими листами и упражнениями.
1. Правило «я до е, кроме как с»
, верь — получи
Как основное правило, это велико
, но как насчет древних, досуга, соседа / соседа
У нас есть более длинная версия правила:
«i перед e, кроме как после длинного c, но не тогда, когда c — это звук« sh », а не когда он звучит как« a », как у соседа или весит».
(я до е правила) верь, достигай (кроме после с), получай, потолок (но не когда с звучит как ш) древний, опытный
не когда звучит как ‘а’) восемь, бежевый
Но есть исключения всегда исключения, так что следите за ними.
2. Изменение «y» на «ies»
Возможно, вы не знаете правила правописания, но вы можете знать шаблон правописания — большинство людей знают.
Когда слово заканчивается гласной + y, просто добавьте клавишу «s»
→ клавиши
задержка → задержки
тележка → тележки
(потому что у нас не может быть трех гласных подряд, задерживается x)
Если перед словом «y» стоит слово «согласный»:
снимите «y» и добавьте «да»
ребенок → дети
компания → компании
сложность → трудности
3.Добавление -es к словам, оканчивающимся на -s, -ss, -z -ch -sh -x
Это было добавлено несколько веков назад, чтобы остановить столкновение множественного числа с этими буквами, и смягчает звук ‘s’ до ‘z ‘звук
автобус → автобусы
бизнес → бизнес
часы → часы
коробка → коробки
викторина → викторины
4. Правило удвоения 1: 1: 1
пут — положи, больше-больше, викторина — викторины, плавай — плавай …
Когда у слова есть один слог + 1 гласная рядом с 1 согласной, мы удваиваем финальный согласный с суффиксом гласной:
сидячий — большой, большой — большой, постукивающий, магазин — покупатель / шоппинг, жир — жир, жир, жирнее, жирнее…
Это происходит в более длинных словах, когда ударение в последнем слоге:
начало (beGIN) — начинающий, начало
(относится) — ссылается, ссылается
происходит (ocCUR) — происходит, происходит, происходит
5. Удалите правило «e»
Обычно мы отбрасываем окончательное беззвучное «е», когда добавляем окончания суффикса гласного, например:
запись + письмо → запись
надежда + ред = надежда
возбуждает + способна = возбудима
шутка — шутник
большая — большая
близкая — закрывающая
чувство + ible = разумная
противоположность + ион = оппозиция
воображение + движение = воображение
Мы сохраняем «е», если слово оканчивается на –CE или –GE, чтобы сохранить тихий звук, с умением / умом
смелости + умом = смелым
оскорблением + уст = возмутительным
извещением + умением = заметным
умением + способностью = управляемый
6.Изменение «y» на «i» при добавлении окончаний суффикса.
Если слово оканчивается на согласную + Y, Y изменяется на i (если только не добавляется окончание с «i» -ing -ish, которое уже начинается с i)
красотка + фул> красота + фул = красивая, украсить, косметолог
счастлив + низ = — счастье, счастливо, счастливее, счастливее
сердитый + э = злой, сердитый, сердитый,
симпатичный: красивый, симпатичный, но симпатичный
готов: с готовностью готовность
сухая: высушенная, НО сушка, сухая
непростая: не поддается проверке, но игнорируется
применяется: применяется, применяется, но применяется
7.»-f» в «-ves» или «-s»
Большинство слов, оканчивающихся на «-f» или «-fe», заменяют множественное число на «-ves»
теленок — телята
половина — половинки
нож — ножи
лист — листья
хлеб — хлеб
жизнь — жизнь
жена — жены
полка — полки
вор — воры
сами — сами
Некоторые слова могут иметь оба окончания -ves или -s:
шарф — шарфы / шарфы
карлик — карлики / гномы
причал — верфи / причалы
носовой платок — носовые платки / носовые платки
Слова, заканчивающиеся на -ff, вы просто добавляете -s для создания множественного числа.
обрыв — обрывы
toff — обрывки
потертость — потертости
обнюхивание — обнюхивание
Некоторые слова, оканчивающиеся на -f add -s:
Существительные, оканчивающиеся на два гласных плюс -f, обычно образуют множественное число обычным образом, с только -s
вождями — вождями
подделками — подделками
крышей — крышами
вождями — вождями
oaf — oafs
ИСКЛЮЧЕНИЯ: вор — воры, лист — листья
8. Слова, заканчивающиеся на -ful
Суффикс –FUL всегда пишется с одним L, например:
грейт + фул = благодарный
вера + фул = верный
надежда + фул = обнадеживающий
осторожный
полезный
полезный
благодарный
красивый (обратите внимание, что «у» становится «я»)
9.Добавление-
Когда мы добавляем слова, заканчивающиеся на -ful, мы получаем двойные буквы
с благодарностью
с точностью до
с надеждой
Мы также добавляем слова, оканчивающиеся на ‘e’
love + ly = симпатичный
like + ly = вероятный
live + ly = lively
complete + ly = полностью
определенно + ly = определенно
НО не верно (верно + ly) Это распространенное слово с ошибкой.
Мы заменяем конец ‘e’ на ‘y’ в этих словах:
нежно> нежно
холостой> бездарно
тонко> тонко
10.Когда мы добавляем «все» в начало слов, мы отбрасываем l
all + so = также
all + most = почти
, хотя
всегда
всемогущий
уже
в порядке (все в порядке, поскольку два слова используются в более формальном английском языке)
в целом (Обратите внимание, что в целом и все вместе не означают одно и то же. В целом означает «все», так как в общей сложности шесть спален, в то время как все вместе означает «все в одном месте» или «все сразу», как в было хорошо, когда у нас была группа друзей, они пришли вместе.)
Вот и все мои лучшие десять правил и мой орфографический совет № 9.
Приятно знать все о правилах правописания. Более подробно об этих правилах я расскажу в своей книге по правилам правописания (см. Ниже или перейду к совету по правописанию № 10)
Приложение «Правила правописания» Приложение (Используйте свой телефон, чтобы изучать орфографию и ежедневно совершенствуйте его с помощью ежедневных упражнений с орфографическими ошибками, коротких видеороликов о правилах, быстрых тестов правописания и быстрых ревизий.)
Правило орфографии Workbook
— пошаговое руководство по правилам написания английского языка
(подходит для британских и американских пользователей)
- Учебный план
- Предметы
- Обучение на дому
- Ресурсы
- Как это работает
- Посмотреть демонстрацию
- Учебная программа по классу
- дошкольный
- элементарный
- Средняя школа
- Старшие классы средней школы
- Область применения и последовательность
- Языковые Искусства
- математический
- Наука
- Социальные исследования
- факультативных
- Наука об окружающей среде
- Социология
- Психология
- Персональный Fi