Астрономия 11 класс планирование – Рабочая программа по астрономии (11 класс) на тему: Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по астрономии к учебнику В.М. Чаругина Астрономия 10-11 | скачать бесплатно
Рабочая программа по астрономии. 11 класс
«Согласовано» Руководитель ММО учителей математики и физики _____________ /Е.И. Алякина/ Протокол № 1 от « 31 » __августа___ 2017 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Апраксинская СОШ» ____________ /Е.В. Трошина/ Приказ № 59 от 01.09.2017 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Астрономия»
в 11 классе
Составитель: учитель физики
МБОУ «Апраксинская СОШ»
Чамзинского муниципального
района Республики Мордовия
Пустышкина М.Г.
2017 -2018 учебный год
Рабочая программа по астрономии для 11 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
• Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• федерального компонента государственного стандарта общего образования;
• приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
• учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», Е. К. Страут 2010г.
• ООП СОО МБОУ «Апраксинская СОШ».
В соответствии с учебным планом МБОУ «Апраксинская СОШ» рабочая программа рассчитана на 35 часов в 11 классе.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике «Астрономия. 11 класс», Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут, 2017 г.Учебник «Астрономия. 11 класс» (авторы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут) для общеобразовательных учреждений, входящий в состав УМК по астрономии для 11 класса, рекомендован Министерством образования Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Главной целью изучения астрономии является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Настоящий календарно-тематический план по астрономии учитывает направленность класса.
Согласно действующему учебному плану по астрономии и с учетом направленности классов, календарно-тематический план астрономии предусматривает следующие варианты организации процесса обучения: в 11 классе предполагается обучение в объеме 35 часов;
В соответствии с этим реализуется программа «Астрономия 11 класс» БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут в объеме 35 часов.
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физики.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых игр, проблемных дискуссий, поэтапного формирования умения решать задачи.
На ступени полной, средней школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата.
Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала — от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема изучения физических процессов «всеобщее — общее— единичное».
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, (картографическими и хронологическими) материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации.
Специфика целей и содержания изучения астрономии на профильном уровне существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера (на базе кабинета медиапрограмм с интерактивной доской).
Планируемые предметные результаты.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса (базовый уровень)
должны знать:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
должны уметь:
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, и профессионально-трудового выбора.
Содержание программы.
Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики.
Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной
сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.
Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел (5 ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы:
астероиды, планеты-карлики, кометы. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость»(«цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро
Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная. Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.
Тематическое планирование.
Тема
Общее количество часов
Количество часов теории
Практические работы
Контрольные работы
Основные виды учебной деятельности учащегося
1
Введение.
Предмет астрономии. Наблюдения — основа астрономии.
2
2
—
—
Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии.
Применяет знания, полученные в курсе физики, для описании устройства телескопа. Характеризует преимущества наблюдений, проводимых из космоса.
2
Практические основы астрономии.
5
4
—
1
Подготовка презентации об истории названий созвездий и звезд.
Применяет знания, полученные в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях.
Работает со звездной картой при организации и проведении наблюдений
Характеризует отличительные особенности суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли.
Характеризует особенности суточного движения Солнца на полюсах. экваторе и в средних широтах Земли
Изучает основные фазы Луны. Описывает порядок их смены. Анализирует причины, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной.
Описывает взаимное расположение Земли, Луны и Солнца в моменты затмений.
Объясняет причины, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц
infourok.ru
Астрономия. 11 класс. Календарно — тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование
Предмет астрономия
Класс 11 а,б
УМК:
«Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Б. А. Воронцова-Вельяминов, Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2017.
Кунаш, М. А. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» /М. А. Кунаш. — М. : Дрофа, 2018.
Страут, Е. К.Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие /Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017.
Календарно-тематический план
11 класс, базовый уровень 1 час в неделю, всего — 34ч
№
Тема
Количество часов
В том числе
Лабораторные,
практические
работы
Контрольные работы
1
Предмет астрономии
2
2
Основы практической астрономии
5
3
Строение Солнечной системы
7
1
4
Природа тел Солнечной системы
8
1
5
Солнце и звезды
6
6
Строение и эволюция Вселенной
6
1
Всего часов
34
3
Поурочное планирование
2 часа в неделю, всего — 68 ч
унраздел
тема
часы
планируемая дата изучения
фактическая дата изучения
применение ИКТ
примечание
11 А
11 Б
11 А
11 Б
1
1
2
Предмет астрономии
Предмет астрономии.
Наблюдения – основа астрономии.
1
2
ЦОР, ОСМ модули,
Электронный учебник «Астрономия-11»,
Авторские презентации, ученические презентации,
1
3
4
5
6
7
Основы практической астрономии
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.
Видимое движение звезд на различных географических широтах.
Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.
Движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения.
Время и календарь.
3
4
5
6
7
ЦОР, ОСМ модули,
Электронный учебник «Астрономия-11»,
Авторские презентации, ученические презентации,
2
8
9
10
11
12
13
14
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира.
Конфигурации планет. Синодический период.
Законы Кеплера.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
Движение небесных тел под действием сил тяготения.
Методы астрофизических исследований.
Контрольная работа №1 «Строение Солнечной системы».
8
9
10
11
12
13
14
ЦОР, ОСМ модули,
Электронный учебник «Астрономия-11»,
Авторские презентации, ученические презентации,
3
15
16
17
18
19
20
21
22
Природа тел Солнечной системы
Общие характеристики планет.
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.
Система Земля – Луна.
Планеты земной группы.
Планеты-гиганты.
Малые тела Солнечной системы.
Малые тела Солнечной системы.
Контрольная работа №2 «Природа тел Солнечной системы»
15
16
17
18
19
20
21
22
ЦОР, ОСМ модули,
Электронный учебник «Астрономия-11»,
Авторские презентации, ученические презентации,
3
4
23
24
25
26
27
28
Солнце и звезды
Солнце – ближайшая звезда.
Определение расстояний до звезд.
Характеристики излучения звезд.
Масса и размеры звезд.
Переменные и нестационарные звезды.
Эволюция звезд, ее этапы, закономерности.
23
24
25
26
27
28
ЦОР, ОСМ модули,
Электронный учебник «Астрономия-11»,
Авторские презентации, ученические презентации,
4
29
30
31
32
33
34
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика.
Движение звезд в галактике. Ее вращение.
Другие звездные системы – галактики.
Основы современной космологии.
Контрольная работа №3 «Солнце и звезды. Галактики».
Жизнь и разум во Вселенной.
29
30
31
32
33
34
ЦОР, ОСМ модули,
Электронный учебник «Астрономия-11»,
Авторские презентации, ученические презентации,
infourok.ru
Календарно- тематическое планирование Астрономия 10-11 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа №3»
- СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Рейнер С.В.
«____» _________2018г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ «СОШ № 3»
от _________ 2018 г. № ____
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебного предмета
«Астрономия»
класс: 10-11
учитель: Долгушина Ирина Анатольевна
2018 — 2019 учебный год
Пояснительная записка
)
Календарно тематический план по учебному предмету «Астрономия» для 10-11 классов составлен на основе ООП ООО (или НОО, или СОО) МБОУ «СОШ № 3» г. Абакана и с учетом УМК под редакцией Воронцов-Вельяминов Б.А. (Воронцов-Вельяминов Б.А., СтраутЕ.К. Астрономия. Базовый уровень.).
По учебному плану МБОУ «СОШ № 3» на изучение учебного предмета «Астрономия» в 10 классе отводится 34 часа в год, а в 11 классе 33 часа.
С целью предоставления равных возможностей всем ученикам обучение построено на дифференцированном и индивидуальном подходе в изучении предмета. Индивидуальные особенности каждого ученика учитываются при планировании урока.
Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Положением «О форме, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».
Календарно — тематическое планирование по астрономии
в 10 классе (34 часа)
Номера уроковпо порядку
№ урока
в разделе, теме
Тема урока
дата
план
факт
Введение (1 ч)
1
1
Введение в астрономию
Астрометрия (5 ч)
2
1
Звёздное небо
3
2
Небесные координаты
4
3
Видимое движение планет и Солнца
5
4
Движение Луны и затмения
6
5
Время и календарь
Небесная механика (3 ч)
7
1
Система мира
18.10
8
2
Законы Кеплера движения планет
25.10
9
3
Космические скорости и межпланетные перелёты
Строение Солнечной системы (8 ч)
10
1
Современные представления о строении и составе Солнечной системы
11
2
Планета Земля
12
3
Луна и её влияние на Землю
13
4
Планеты земной группы
14
5
Планеты-гиганты. Планеты- карлики
15
6
Малые тела Солнечной системы
16
7
Современные представления о происхождении Солнечной системы
17
8
Итоговая контрольная работа за 1 полугодие
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)
18
1
Методы астрофизических исследований
19
2
Солнце.Внутреннее строение и источник энергии Солнца
21
4
Основные характеристики звёзд. Внутреннее строение звезд.
22
5
Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды
23
6
Новые и сверхновые звёзды
24
7
Эволюция звёзд
Млечный путь (3 ч)
25
1
Газ и пыль в Галактике
26
2
Рассеянные и шаровые звёздные скопления
27
3
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути
Галактики (3 ч)
28
1
Классификация галактик
29
2
Активные галактики и квазары
30
3
Скопления галактик
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
31
1
Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная
32
2
Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение
Современные проблемы астрономии (3 ч)
33
1
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия
34
2
Обнаружение планет возле других звёзд
Календарно- тематическое планирование по астрономии
в 11 классе (33 часа)
Номера уроковпо порядку
№ урока
в разделе, теме
Тема урока
дата
план
факт
Введение (1 ч)
1
1
Введение в астрономию
6.09
Астрометрия (5 ч)
2
1
Звёздное небо
13.09
3
2
Небесные координаты
20.09
4
3
Видимое движение планет и Солнца
27.09
5
4
Движение Луны и затмения
4.10
6
5
Время и календарь
11.10
Небесная механика (3 ч)
7
1
Система мира
18.10
8
2
Законы Кеплера движения планет
25.10
9
3
Космические скорости и межпланетные перелёты
Строение Солнечной системы (8 ч)
10
1
Современные представления о строении и составе Солнечной системы
11
2
Планета Земля
12
3
Луна и её влияние на Землю
13
4
Планеты земной группы
14
5
Планеты-гиганты. Планеты- карлики
15
6
Малые тела Солнечной системы
16
7
Современные представления о происхождении Солнечной системы
17
8
Итоговая контрольная работа за 1 полугодие
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)
18
1
Методы астрофизических исследований
19
2
Солнце.Внутреннее строение и источник энергии Солнца
21
4
Основные характеристики звёзд. Внутреннее строение звезд.
22
5
Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды
23
6
Новые и сверхновые звёзды
24
7
Эволюция звёзд
Млечный путь (3 ч)
25
1
Газ и пыль в Галактике
26
2
Рассеянные и шаровые звёздные скопления
27
3
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути
Галактики (3 ч)
28
1
Классификация галактик
29
2
Активные галактики и квазары
30
3
Скопления галактик
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
31
1
Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная
32
2
Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение
Современные проблемы астрономии (1 ч)
33
1
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия
infourok.ru
Календарно-тематическое планирование по астрономии 11 класс
Календарно-тематическое планирование. Астрономия. 11класс
Тема урока
Тип урока
Содержание
Вид контроля
Д/З
Дата
План
Факт
Введение в астрономию
1/1
Предмет астрономии.
Звездное небо
Урок изучения нового материала
Что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии. Что такое созвездие, основные созвездия
Тест
§ 1§ 2
05.09
2/2
Изменение вида звездного неба в течение суток
Комбинированный урок
Небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил
Фронтальный опрос
§ 3. упр. 3 (4)
12.09
3/3
Изменение вида звездного неба в течение года
применение знаний и умений
Экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба
Самостоятельная работа
§ 4. упр. 3 (3).
19.09
4/4
Способы определения географической широты
Комбинированный урок
Высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой.
Взаимопроверка
§ 5. упр.З (5)
26.09
5/5
Основы измерения времени
Комбинированный урок
Связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении
Фронтальный опрос
§ 6
03.10
6/6
Контрольная работа № 1 Введение в астрономию
Урок контроля
Введение в астрономию
Контрольная работа
§ 6
10.10
Строение Солнечной системы
7/1
Видимое движение планет. Развитие представлений о Солнечной системе
Урок изучения нового материала
Петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет. Астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения
Самостоятельная работа
§ 7, § 8
17.10
8/2
Законы Кеплера — законы движения небесных тел
Комбинированный урок
Три закона Кеплера
Тест
§ 9
24.10
9/3
Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера
применение знаний и умений
Закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона
Решение задач
§ 10
07.11
10/4
Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел
Комбинированный урок
Определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы
Тест
§ 11
14.11
11/5
Контрольная работа № 2«Строение Солнечной системы»
Урок контроля
Строение Солнечной системы
Контрольная работа
§ 11
21.11
Физическая природа тел Солнечной системы
12/1
Система «Земля — Луна»
Урок изучения нового материала
Основные движения Земли, форма Земли. Луна — спутник
Земли. Солнечные и лунные затмения.
Тест
§ 12
29.11
13/2
Природа Луны
Комбинированный урок
Физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные
породы.
Тест
§ 13
06.12
14/3
Планеты земной группы
Комбинированный урок
Общая характеристики атмосферы, поверхности
Фронтальный опрос
§14 3(1)
13.12
15/4
Планеты-гиганты
Комбинированный урок
Общая характеристика, особенности строения, спутники
Самостоятельная работа
§ 15 3(2)
20.12
16/5
Контрольная работа № 3«Физическая природа тел Солнечной системы»
Урок контроля
Физическая природа тел Солнечной системы
Контрольная работа
17/6
Астероиды и метеориты
Кометы и метеоры
Комбинированный урок
Закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс
астербидов. движение астероидов, физические характеристики астероидов,
метеориты. Открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет,
метеоры и болиды, метеорные потоки.
Самостоятельная работа
§ 16, § 17 3(2)
27.12
Солнце и звезды
18/1
Общие сведения о Солнце
Урок изучения нового материала
Вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость,
температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав
Фронтальный опрос
§ 18
09.01
19/2
Строение атмосферы Солнца
Комбинированный урок
Фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная
активность.
Тест
§19(1)
16.01
20/3
Источники энергии и внутреннее строение Солнца
Комбинированный урок
Протон -протонный цикл, понятие о моделях внутреннего
строения Солнца.
Самостоятельная работа
§ 20
23.01
21/4
Солнце и жизнь Земли
Комбинированный урок
Перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце — Земля»
Тест
§ 21
30.01
22/5
Расстояние до звезд
Комбинированный урок
Определение расстояний по годичным параллаксам,
видимые и абсолютные звездные величины
Решение задач
§ 22
06.02
23/6
Пространственные скорости звезд
применение знаний и умений
Собственные движения и тангенциальные скорости звезд,
эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд
Решение задач
§23
13.02
24/7
Физическая природа звезд
Комбинированный урок
Цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности
Фронтальный опрос
§ 24
20.02
25/8
Связь между физическими характеристиками звезд
Комбинированный урок
Диаграмма «спектр—светимость», соотношение «масса— светимость», вращение звезд различных спектральных классов
Тест
§ 24
27.02
26/9
Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды
Комбинированный урок
Оптические и физические двойные звезды, определение
масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд. Цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и
сверхновые.
Взаимопроверка
§25 3(3), § 26 3 (2)
06.03
27/10
Контрольная работа № 4«Солнце и звезды»
Урок контроля
Солнце и звезды
Контрольная работа
13.03.
Строение и эволюция Вселенной
28/1
Наша Галактика Другие галактики
Урок изучения нового материала
Состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение. Открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары
Тест
§ 27,28§ 29
20.03
29/2
Метагалактика
Комбинированный урок
Системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной.
Фронтальный опрос
§ 30
03.04
30/3
Происхождение и эволюция звезд
Комбинированный урок
Возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд.
Фронтальный опрос
§ 31
10.04
31/4
Происхождение планет
применение знаний и умений
Возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет.
Тест
§ 32
17.04
32/5
Жизнь и разум во Вселенной
Комбинированный урок
Эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций
§ 33
24.04
33/6
Контрольная работа № 5
infourok.ru
| Раздел, тема | Количество часов | Примерные сроки | Контрольные работы |
Предмет астрономии | 2 | |||
1 | Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. | 1 | 1 неделя | |
2 | Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. | 1 | 2 неделя | |
Основы практической астрономии | 6 | |||
3 | Созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. | 1 | 3 неделя | |
4 | Звездная карта, Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты | 1 | 4 неделя | |
5 | Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя | 1 | 5 неделя | |
6 | Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. | 1 | 6 неделя | |
7 | Время и календарь. | 1 | 7 неделя | |
8 | Контрольная работа №1. Основы практической астрономии | 1 | 8 неделя | Кр№1 |
Законы движения небесных тел | 4 | |||
9 | Структура и масштабы Солнечной системы | 1 | 9 неделя | |
10 | Конфигурация и условия видимости планет. | 1 | 10 неделя | |
11 | Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел | 1 | 11 неделя | |
12 | Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. | 1 | 12 неделя | |
Солнечная система | 5 | |||
13 | Происхождение Солнечной системы. Система Земля — Луна. | 1 | 13 неделя | |
14 | Планеты земной группы | 1 | 14 неделя | |
15 | Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. | 1 | 15 неделя | |
16 | Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность. | 1 | 16 неделя | |
17 | Контрольная работа №2. Законы движения небесных тел. Солнечная система | 1 | 17 неделя | Кр№2 |
Методы астрономических исследований | 3 | |||
18 | Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. | 1 | 18 неделя | |
19 | Строение Солнца, солнечной атмосферы. Спектральный анализ. Закон смещения Вина. | 1 | 19 неделя | |
20 | Закон Стефана-Больцмана. | 1 | 20 неделя | |
Звезды | 7 | |||
21 | Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. | 1 | 21 неделя | |
22 | Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. | 1 | 22 неделя | |
23 | Определение расстояния до звезд, параллакс. | 1 | 23 неделя | |
24 | Двойные и кратные звезды. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. | 1 | 24 неделя | |
25 | Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной | 1 | 25 неделя | |
26 | Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. | 1 | 26 неделя | |
27 | Контрольная работа №3. Звезды | 1 | 27 неделя | Кр№3 |
Наша Галактика — Млечный Путь | 2 | |||
28 | Состав и структура Галактики | 1 | 28неделя | |
29 | Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя. | 1 | 29 неделя | |
Галактики. Строение и эволюция Вселенной | 2 | |||
30 | Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. | 1 | 30 неделя | |
31 | Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия. | 1 | 31 неделя | |
Повторение | 3 | |||
32 | Повторение по теме «Солнечная система» | 1 | 32 неделя | |
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | 33 неделя | ИКР |
34 | Повторение по теме «Звезды» | 1 | 34 неделя |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Планирование «Астрономия» (11 класс)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика,
Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Содержание предмета
Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.* 1 История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.* Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
1 Звездочкой помечен материал, который более подробной дан в электронной форме учебника.
Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел (5 ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера
Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.* Звезды: основные физико-химические характерис тики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эф- фект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и неста цио нарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эво люция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч) Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Строение и эволюция Вселенной (2 ч) Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч) Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные
органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом 1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени. 2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп 1. Рельеф Луны. 2. Фазы Венеры. 3. Марс. 4. Юпитер и его спутники. 5. Сатурн, его кольца и спутники. 6. Солнечные пятна (на экране). 7. Двойные звезды. 8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады). 9. Большая туманность Ориона. 10. Туманность Андромеды.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№Название
раздела, темы
Кол-во
часов
Из них:
практические
домашние
контрольные
проверочные
1.
Астрономия ,её значение и связь с другими науками
2
—
—
—
2.
Практические основы астрономии
5
—
1
—
3.
Строение Солнечной системы
7
1
1
—
4.
Природа тел Солнечной системы
8
—
1
—
5.
Солнце и звезды
6
—
1
1
6.
Строение и эволюция Вселенной
5
—
—
—
7.
Жизнь и разум во Вселенной
1
—
—
—
ИТОГО
34
1
4
1
infourok.ru
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»
Бийского района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР МБОУ «Малоенисейская СОШ»
__________/_______________/
« » __________ 201________г.
В соответствии с Уставом школы
РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета
Протокол № ________
« » ______________201___г.
В соответствии с Уставом школы
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Малоенисейская СОШ »
_____________/___________
Приказ № ___от________201 г.
В соответствии с Уставом школы
Рабочая программа
по учебному предмету
астрономия для учащихся 11 класса
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель: учитель Гнездилов М.Е.
учитель первой квалификационной категории
с. Малоенисейское
Рабочая программа по астрономии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
Учебного плана МБОУ «Малоенисейская СОШ» на 2014-2015 учебный год.
Авторской программы Е.П. Левитана «Астрономия 11 класс» и ориентирована на использование базового учебника «Астрономия 11 класс» Е.П.Левитана (2011 г) также дополнительных пособий.
Необходимость общего астрономического образования тем, что знание основ современной астрономической науки даёт возможность учащимся:
— понять сущность повседневно наблюдаемых астрономических явлений;
— познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
— получить представления о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
-осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
— ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактике;
— выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим окультным (эзотерическим) наукам, постоянно апеллирующим к Космосу.
Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений – длительный процесс, который должен начинаться в старшем дошкольном возрасте ( на базе имеющихся книг по астрономии для детей) и продолжаться в течении всего времени обучения в школе с максимальным использованием астрономического материала в курсах «Природоведение», « Окружающий мир», « Естествознание», «География», «Физика». С этой точки зрения данный систематический курс астрономии является курсом, обобщающим и завершающим не только астрономическое, но и все естественнонаучное образование выпускников старшей общеобразовательной школы.
Главная задача курса – дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира 21 века. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии в 11 классе должен быть сделан на вопросы астрофизики, космогонии космологии.
Исходя из сказанного, в данной программе основными разделами являются «Строение Солнечной системы», «Физическая природа тел Солнечной системы», « Солнце и звёзды», «Строение и эволюция Вселенной».
Программа предусматривает применение сравнительного метода при изучении планет Солнечной системы, более глубокое ознакомление учащихся с природой Солнца и его влиянием на Землю. Учитывая мировоззренческую ценность достижений внегалактической астрономии и космологии, программа предусматривает ознакомление учащихся с многообразием галактик, квазаров и черных дыр, с крупномасштабной структурой Вселенной, расширением Метагалактики, космологическими моделями и гипотезой «Горячей Вселенной»
В процессе преподавания астрономии акцент следует делать акцент не на изложение множества конкретных научных фактов, на подчеркивание накопленного астрономией огромного опыта эмоционально – целостного отношения к миру, её вклада в становление и развитее эстетики и этики в историю духовной культуры человечества.
Оптимизация процесса обучения астрономии предполагает использование, кроме учебника, разнообразных других средств обучения ( моделей, приборов и инструментов, звёздных карт, глобусов, кинофильмов, видеофильмов, компьютерных обучающих программ и научно – популярных дисков)
Согласно действующему в школе учебному плану в 11 классе предполагается обучение астрономии в объеме 34 часов.
Критерии оценки по предмету «Астрономия» прописаны в Положении о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Основное содержание курса
1.Введение в астрономию (6ч)
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течении суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).
2.Строение Солнечной системы (5ч)
Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера- законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).
3.Физическая природа тел Солнечной системы (6ч)
Система «Земля-Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна- спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов- Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (За пределами орбиты Нептуна; Плутон- один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты. Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности.
4. Солнце и звезды (10ч)
Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протонпротонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце- Земля»). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд ( цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма «спектр-светимость», соотношение «масса-светимость», вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Открытие экзопланет- планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).
5. Строение и эволюция Вселенной (6ч)
Наша Галактика (состав- звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. Сверхмассиная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма-всплески.
Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной» космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, просхождение и эволюция звезд, роисхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).
Заключительная лекция (1ч)
Астрономическая картина мира- картина строения и эволюции Вселенной. Открытие «темной материи» и «темной энергии»
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса (базовый уровень)
должны знать:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника,Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
должны уметь:
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.
Учебно – тематический план.
№
Тема
Кол – во
часов
1.
Введение в астрономию
6
2.
Строение Солнечной системы
5
3.
Физическая природа тел Солнечной системы.
6
4.
Солнце и звёзды.
10
5.
Строение и эволюция Вселенной.
6
6.
Заключительная лекция.
1
Всего:
34
Тематическое планирование учебного материала по астрономии за курс 11 класса по учебнику Е.П. Левитан « Астрономия. 11 класс»
(Всего 34 часа 1 час в неделю)
№ п/п
Содержание учебного материала.
Оборудование.
1.Введение в астрономию (6 ч)
1.
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии)
2.
Звёздное небо (что такое созвездие, основные созвездия)
3.
Изменение вида звёздного неба в течении суток (небесная сфера и её вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминация светил)
4.
Изменение вида звёздного неба в течении года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звёздного неба)
5.
Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звёзд на различных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой)
6.
Основы изменения времени (связь времени с географической долготой, системы счёта времени, понятие о летоисчислении)
2.Строение Солнечной системы (5 ч)
7.
Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурация планет, сидерические синодические периоды обращения планет)
8.
Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения)
9.
Законы Кеплера – законы движения небесных тел (три закона Кеплера)
10.
Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона)
11.
Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определения размеров тел Солнечной системы)
.
3.Физическая природа тел Солнечной системы ( 6 ч)
12.
Система «Земля – Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна – спутник Земли солнечные и лунные затмения)
13.
Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы)
14.
Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности)
15.
Планеты – гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца)
16.
Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов – Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (за пределами орбиты Нептуна; Плутон – один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты.
17.
Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно – кометной опастности.
4.Солнце и звёзды ( 10 ч)
18.
Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав)
19.
Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность)
20.
Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон – протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца)
21.
Солнце и жизнь Земли ( перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце – Земля» )
22.
Расстояние до звёзд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звёздные величины)
23.
Пространственные скорости звёзд (собственные движения и тангенциальные скорости звёзд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звёзд)
24.
Физическая природа звёзд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности)
25.
Связь между физическими характеристиками звёзд (диаграмма « спектр – светимость», соотношение «масса – светимость», вращение звёзд различных спектральных классов)
26.
Двойные звёзды (оптические и физические двойные звёзды, определение масс звёзд из наблюдений двойных звёзд, невидимые спутники звёзд.) Открытие экзопланет – планет, движущихся вокруг звёзд.
27.
Физические переменные, новые и сверхновые звёзды (цефеиды, другие физические переменные звёзды, новые и сверхновые)
5.Строение и эволюция Вселенной ( 6 ч)
28.
Наша Галактика (состав звёзды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звёзд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма – всплески.
29.
Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик)
30.
Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики)
31.
Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд)
32.
Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системе, основные закономерности в Солнечной системе первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет)
33.
Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблемы внеземных цивилизаций)
34.
Заключительная лекция. Астрономическая картина мира – картина строения и эволюция Вселенной. Открытие «темной материи» и темной энергии».
Список литературы:
Для учителя:
Левитан Е.П. «Астрономия. 11 класс» М. Дрофа, 2011
Авторская программа по астрономии Е.П.Левитана
Для учащихся:
1. Левитан Е.П. «Астрономия 11 класс» М. Дрофа, 20
infourok.ru