cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Астрономия 11 класс планирование – Рабочая программа по астрономии (11 класс) на тему: Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по астрономии к учебнику В.М. Чаругина Астрономия 10-11 | скачать бесплатно

Рабочая программа по астрономии. 11 класс

«Согласовано»

Руководитель ММО учителей

математики и физики

_____________ /Е.И. Алякина/

Протокол № 1 от

« 31 » __августа___ 2017 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Апраксинская СОШ»

____________ /Е.В. Трошина/

Приказ № 59 от 01.09.2017 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Астрономия»

в 11 классе

Составитель: учитель физики

МБОУ «Апраксинская СОШ»

Чамзинского муниципального

района Республики Мордовия

Пустышкина М.Г.

 
 

2017 -2018 учебный год

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по астрономии для 11 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

• Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• федерального компонента государственного стандарта общего образования;

• приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

• учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», Е. К. Страут 2010г.

• ООП СОО МБОУ «Апраксинская СОШ».

В соответствии с учебным планом МБОУ «Апраксинская СОШ» рабочая программа рассчитана на 35 часов в 11 классе.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике «Астрономия. 11 класс», Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут, 2017 г.

Учебник «Астрономия. 11 класс» (авторы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут) для общеобразовательных учреждений, входящий в состав УМК по астрономии для 11 класса, рекомендован Министерством образования Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Главной целью изучения астрономии является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

Приобретение

знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной  деятельностей;

Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса

выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Настоящий календарно-тематический план по астрономии учитывает направленность класса.

Согласно действующему учебному плану по астрономии и с учетом направленности классов, календарно-тематический план астрономии предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:  в 11 классе предполагается обучение в объеме 35 часов;

В соответствии с этим реализуется программа  «Астрономия 11 класс»  БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут в объеме 35 часов.

С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Основой целеполагания

является  обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятельности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  физики.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых игр, проблемных дискуссий, поэтапного формирования умения решать задачи.

На ступени полной, средней школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат)  определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

 Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.

Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата.

Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении  универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому  мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала — от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема  изучения  физических процессов «всеобщее — общее— единичное».

Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с  источниками, (картографическими и хронологическими) материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации.

Специфика целей и содержания изучения астрономии на профильном уровне существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера (на базе кабинета медиапрограмм с интерактивной доской).

  1. Планируемые предметные результаты.

Требования к уровню подготовки учащихся  11 класса (базовый уровень)

должны знать:

смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

должны уметь:

  • использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

  • решать задачи на применение изученных астрономических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

  • владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, и профессионально-трудового выбора.

  1. Содержание программы.

Предмет астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики.
Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.  А.  Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной

сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.

Строение Солнечной системы (2 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

Законы движения небесных тел (5 ч)

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы:

астероиды, планеты-карлики, кометы. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость»(«цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро

Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная. Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы.

Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом

1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

2. Движение Луны и смена ее фаз.

Наблюдения в телескоп

1. Рельеф Луны.

2. Фазы Венеры.

3. Марс.

4. Юпитер и его спутники.

5. Сатурн, его кольца и спутники.

6. Солнечные пятна (на экране).

7. Двойные звезды.

8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

9. Большая туманность Ориона.

10. Туманность Андромеды.

  1. Тематическое планирование.

п/п

Тема

Общее количество часов

Количество часов теории

Практические работы

Контрольные работы

Основные виды учебной деятельности учащегося

1

Введение.

Предмет астрономии. Наблюдения — основа астрономии.

2

2

  • Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии.

  • Применяет знания, полученные в курсе физики, для описании устройства телескопа. Характеризует преимущества наблюдений, проводимых из космоса.

2

Практические основы астрономии.

5

4

1

  • Подготовка презентации об истории названий созвездий и звезд.

  • Применяет знания, полученные в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях.

  • Работает со звездной картой при организации и проведении наблюдений

  • Характеризует отличительные особенности суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли.

  • Характеризует особенности суточного движения Солнца на полюсах. экваторе и в средних широтах Земли

  • Изучает основные фазы Луны. Описывает порядок их смены. Анализирует причины, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной.

  • Описывает взаимное расположение Земли, Луны и Солнца в моменты затмений.

  • Объясняет причины, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц

infourok.ru

Астрономия. 11 класс. Календарно - тематическое планирование.

Календарно-тематическое планирование

Предмет астрономия

Класс 11 а,б

УМК:

  1. «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Б. А. Воронцова-Вельяминов, Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2017.

  2. Кунаш, М. А. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» /М. А. Кунаш. — М. : Дрофа, 2018.

  3. Страут, Е. К.Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие /Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017.

Календарно-тематический план

11 класс, базовый уровень 1 час в неделю, всего - 34ч

Тема

Количество часов

В том числе

Лабораторные,

практические

работы

Контрольные работы

1

Предмет астрономии

2

2

Основы практической астрономии

5

3

Строение Солнечной системы

7

1

4

Природа тел Солнечной системы

8

1

5

Солнце и звезды

6

6

Строение и эволюция Вселенной

6

1

Всего часов

34

3

Поурочное планирование

2 часа в неделю, всего - 68 ч

ун

раздел

тема

часы

планируемая дата изучения

фактическая дата изучения

применение ИКТ

примечание

11 А

11 Б

11 А

11 Б

1

1

2

Предмет астрономии

  1. Предмет астрономии.

  2. Наблюдения – основа астрономии.

1

2

ЦОР, ОСМ модули,

Электронный учебник «Астрономия-11»,

Авторские презентации, ученические презентации,

1

3

4

5

6

7

Основы практической астрономии

  1. Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

  2. Видимое движение звезд на различных географических широтах.

  3. Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

  4. Движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения.

  5. Время и календарь.

3

4

5

6

7

ЦОР, ОСМ модули,

Электронный учебник «Астрономия-11»,

Авторские презентации, ученические презентации,

2

8

9

10

11

12

13

14

Строение Солнечной системы

  1. Развитие представлений о строении мира.

  2. Конфигурации планет. Синодический период.

  3. Законы Кеплера.

  4. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

  5. Движение небесных тел под действием сил тяготения.

  6. Методы астрофизических исследований.

  7. Контрольная работа №1 «Строение Солнечной системы».

8

9

10

11

12

13

14

ЦОР, ОСМ модули,

Электронный учебник «Астрономия-11»,

Авторские презентации, ученические презентации,

3

15

16

17

18

19

20

21

22

Природа тел Солнечной системы

  1. Общие характеристики планет.

  2. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

  3. Система Земля – Луна.

  4. Планеты земной группы.

  5. Планеты-гиганты.

  6. Малые тела Солнечной системы.

  7. Малые тела Солнечной системы.

  8. Контрольная работа №2 «Природа тел Солнечной системы»

15

16

17

18

19

20

21

22

ЦОР, ОСМ модули,

Электронный учебник «Астрономия-11»,

Авторские презентации, ученические презентации,

3

4

23

24

25

26

27

28

Солнце и звезды

  1. Солнце – ближайшая звезда.

  2. Определение расстояний до звезд.

  3. Характеристики излучения звезд.

  4. Масса и размеры звезд.

  5. Переменные и нестационарные звезды.

  6. Эволюция звезд, ее этапы, закономерности.

23

24

25

26

27

28

ЦОР, ОСМ модули,

Электронный учебник «Астрономия-11»,

Авторские презентации, ученические презентации,

4

29

30

31

32

33

34

Строение и эволюция Вселенной

  1. Наша Галактика.

  2. Движение звезд в галактике. Ее вращение.

  3. Другие звездные системы – галактики.

  4. Основы современной космологии.

  5. Контрольная работа №3 «Солнце и звезды. Галактики».

  6. Жизнь и разум во Вселенной.

29

30

31

32

33

34

ЦОР, ОСМ модули,

Электронный учебник «Астрономия-11»,

Авторские презентации, ученические презентации,

infourok.ru

Календарно- тематическое планирование Астрономия 10-11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана

«Средняя общеобразовательная школа №3»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Рейнер С.В.

«____» _________2018г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБОУ «СОШ № 3»

от _________ 2018 г. № ____

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебного предмета

«Астрономия»

класс: 10-11

учитель: Долгушина Ирина Анатольевна

2018 - 2019 учебный год

Пояснительная записка

)

Календарно тематический план по учебному предмету «Астрономия» для 10-11 классов составлен на основе ООП ООО (или НОО, или СОО) МБОУ «СОШ № 3» г. Абакана и с учетом УМК под редакцией Воронцов-Вельяминов Б.А. (Воронцов-Вельяминов Б.А., СтраутЕ.К. Астрономия. Базовый уровень.).

По учебному плану МБОУ «СОШ № 3» на изучение учебного предмета «Астрономия» в 10 классе отводится 34 часа в год, а в 11 классе 33 часа.

С целью предоставления равных возможностей всем ученикам обучение построено на дифференцированном и индивидуальном подходе в изучении предмета. Индивидуальные особенности каждого ученика учитываются при планировании урока.

Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Положением «О форме, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».

Календарно - тематическое планирование по астрономии

в 10 классе (34 часа)

Номера уроков

по порядку

урока

в разделе, теме

Тема урока

дата

план

факт

Введение (1 ч)

1

1

Введение в астрономию

Астрометрия (5 ч)

2

1

Звёздное небо

3

2

Небесные координаты

4

3

Видимое движение планет и Солнца

5

4

Движение Луны и затмения

6

5

Время и календарь

Небесная механика (3 ч)

7

1

Система мира

18.10

8

2

Законы Кеплера движения планет

25.10

9

3

Космические скорости и межпланетные перелёты

Строение Солнечной системы (8 ч)

10

1

Современные представления о строении и составе Солнечной системы

11

2

Планета Земля

12

3

Луна и её влияние на Землю

13

4

Планеты земной группы

14

5

Планеты-гиганты. Планеты- карлики

15

6

Малые тела Солнечной системы

16

7

Современные представления о происхождении Солнечной системы

17

8

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)

18

1

Методы астрофизических исследований

19

2

Солнце.Внутреннее строение и источник энергии Солнца

21

4

Основные характеристики звёзд. Внутреннее строение звезд.

22

5

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

23

6

Новые и сверхновые звёзды

24

7

Эволюция звёзд

Млечный путь (3 ч)

25

1

Газ и пыль в Галактике

26

2

Рассеянные и шаровые звёздные скопления

27

3

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути

Галактики (3 ч)

28

1

Классификация галактик

29

2

Активные галактики и квазары

30

3

Скопления галактик

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

31

1

Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная

32

2

Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение

Современные проблемы астрономии (3 ч)

33

1

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия

34

2

Обнаружение планет возле других звёзд

Календарно- тематическое планирование по астрономии

в 11 классе (33 часа)

Номера уроков

по порядку

урока

в разделе, теме

Тема урока

дата

план

факт

Введение (1 ч)

1

1

Введение в астрономию

6.09

Астрометрия (5 ч)

2

1

Звёздное небо

13.09

3

2

Небесные координаты

20.09

4

3

Видимое движение планет и Солнца

27.09

5

4

Движение Луны и затмения

4.10

6

5

Время и календарь

11.10

Небесная механика (3 ч)

7

1

Система мира

18.10

8

2

Законы Кеплера движения планет

25.10

9

3

Космические скорости и межпланетные перелёты

Строение Солнечной системы (8 ч)

10

1

Современные представления о строении и составе Солнечной системы

11

2

Планета Земля

12

3

Луна и её влияние на Землю

13

4

Планеты земной группы

14

5

Планеты-гиганты. Планеты- карлики

15

6

Малые тела Солнечной системы

16

7

Современные представления о происхождении Солнечной системы

17

8

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)

18

1

Методы астрофизических исследований

19

2

Солнце.Внутреннее строение и источник энергии Солнца

21

4

Основные характеристики звёзд. Внутреннее строение звезд.

22

5

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

23

6

Новые и сверхновые звёзды

24

7

Эволюция звёзд

Млечный путь (3 ч)

25

1

Газ и пыль в Галактике

26

2

Рассеянные и шаровые звёздные скопления

27

3

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути

Галактики (3 ч)

28

1

Классификация галактик

29

2

Активные галактики и квазары

30

3

Скопления галактик

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

31

1

Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная

32

2

Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение

Современные проблемы астрономии (1 ч)

33

1

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия

infourok.ru

Календарно-тематическое планирование по астрономии 11 класс

Календарно-тематическое планирование. Астрономия. 11класс

Тема урока

Тип урока

Содержание

Вид контроля

Д/З

Дата

План

Факт

Введение в астрономию

1/1

Предмет астрономии.

Звездное небо

Урок изучения нового материала

Что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии. Что такое созвездие, основные созвездия

Тест

§ 1§ 2

05.09

2/2

Изменение вида звездного неба в течение суток

Комбинированный урок

Небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил

Фронтальный опрос

§ 3. упр. 3 (4)

12.09

3/3

Изменение вида звездного неба в течение года

применение знаний и умений

Экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба

Самостоятельная работа

§ 4. упр. 3 (3).

19.09

4/4

Способы определения географической широты

Комбинированный урок

Высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой.

Взаимопроверка

§ 5. упр.З (5)

26.09

5/5

Основы измерения времени

Комбинированный урок

Связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении

Фронтальный опрос

§ 6

03.10

6/6

Контрольная работа № 1 Введение в астрономию

Урок контроля

Введение в астрономию

Контрольная работа

§ 6

10.10

Строение Солнечной системы

7/1

Видимое движение планет. Развитие представлений о Солнечной системе

Урок изучения нового материала

Петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет. Астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения

Самостоятельная работа

§ 7, § 8

17.10

8/2

Законы Кеплера — законы движения небесных тел

Комбинированный урок

Три закона Кеплера

Тест

§ 9

24.10

9/3

Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера

применение знаний и умений

Закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона

Решение задач

§ 10

07.11

10/4

Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел

Комбинированный урок

Определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы

Тест

§ 11

14.11

11/5

Контрольная работа № 2«Строение Солнечной системы»

Урок контроля

Строение Солнечной системы

Контрольная работа

§ 11

21.11

Физическая природа тел Солнечной системы

12/1

Система «Земля — Луна»

Урок изучения нового материала

Основные движения Земли, форма Земли. Луна — спутник

Земли. Солнечные и лунные затмения.

Тест

§ 12

29.11

13/2

Природа Луны

Комбинированный урок

Физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные

породы.

Тест

§ 13

06.12

14/3

Планеты земной группы

Комбинированный урок

Общая характеристики атмосферы, поверхности

Фронтальный опрос

§14 3(1)

13.12

15/4

Планеты-гиганты

Комбинированный урок

Общая характеристика, особенности строения, спутники

Самостоятельная работа

§ 15 3(2)

20.12

16/5

Контрольная работа № 3«Физическая природа тел Солнечной системы»

Урок контроля

Физическая природа тел Солнечной системы

Контрольная работа

17/6

Астероиды и метеориты

Кометы и метеоры

Комбинированный урок

Закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс

астербидов. движение астероидов, физические характеристики астероидов,

метеориты. Открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет,

метеоры и болиды, метеорные потоки.

Самостоятельная работа

§ 16, § 17 3(2)

27.12

Солнце и звезды

18/1

Общие сведения о Солнце

Урок изучения нового материала

Вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость,

температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав

Фронтальный опрос

§ 18

09.01

19/2

Строение атмосферы Солнца

Комбинированный урок

Фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная

активность.

Тест

§19(1)

16.01

20/3

Источники энергии и внутреннее строение Солнца

Комбинированный урок

Протон -протонный цикл, понятие о моделях внутреннего

строения Солнца.

Самостоятельная работа

§ 20

23.01

21/4

Солнце и жизнь Земли

Комбинированный урок

Перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце — Земля»

Тест

§ 21

30.01

22/5

Расстояние до звезд

Комбинированный урок

Определение расстояний по годичным параллаксам,

видимые и абсолютные звездные величины

Решение задач

§ 22

06.02

23/6

Пространственные скорости звезд

применение знаний и умений

Собственные движения и тангенциальные скорости звезд,

эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд

Решение задач

§23

13.02

24/7

Физическая природа звезд

Комбинированный урок

Цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности

Фронтальный опрос

§ 24

20.02

25/8

Связь между физическими характеристиками звезд

Комбинированный урок

Диаграмма «спектр—светимость», соотношение «масса— светимость», вращение звезд различных спектральных классов

Тест

§ 24

27.02

26/9

Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды

Комбинированный урок

Оптические и физические двойные звезды, определение

масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд. Цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и

сверхновые.

Взаимопроверка

§25 3(3), § 26 3 (2)

06.03

27/10

Контрольная работа № 4«Солнце и звезды»

Урок контроля

Солнце и звезды

Контрольная работа

13.03.

Строение и эволюция Вселенной

28/1

Наша Галактика Другие галактики

Урок изучения нового материала

Состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение. Открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары

Тест

§ 27,28§ 29

20.03

29/2

Метагалактика

Комбинированный урок

Системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной.

Фронтальный опрос

§ 30

03.04

30/3

Происхождение и эволюция звезд

Комбинированный урок

Возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд.

Фронтальный опрос

§ 31

10.04

31/4

Происхождение планет

применение знаний и умений

Возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет.

Тест

§ 32

17.04

32/5

Жизнь и разум во Вселенной

Комбинированный урок

Эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций

§ 33

24.04

33/6

Контрольная работа № 5

infourok.ru

КТП «Астрономия», 11 класс

 

Раздел, тема

Количество часов

Примерные сроки

Контрольные работы

 

Предмет астрономии

2

   

1

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы.

1

1 неделя

 

2

Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

1

2 неделя

 
 

Основы практической астрономии

6

   

3

Созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина.

1

3 неделя

 

4

Звездная карта, Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты

1

4 неделя

 

5

Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя

1

5 неделя

 

6

Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения.

1

6 неделя

 

7

Время и календарь.

1

7 неделя

 

8

Контрольная работа №1. Основы практической астрономии

1

8 неделя

Кр№1

 

Законы движения небесных тел

4

   

9

Структура и масштабы Солнечной системы

1

9 неделя

 

10

Конфигурация и условия видимости планет.

1

10 неделя

 

11

Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел

1

11 неделя

 

12

Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров.

1

12 неделя

 
 

Солнечная система

5

   

13

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна.

1

13 неделя

 

14

Планеты земной группы

1

14 неделя

 

15

Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет.

1

15 неделя

 

16

Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.

1

16 неделя

 

17

Контрольная работа №2. Законы движения небесных тел. Солнечная система

1

17 неделя

Кр№2

 

Методы астрономических исследований

3

   

18

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты.

1

18 неделя

 

19

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Спектральный анализ. Закон смещения Вина.

1

19 неделя

 

20

Закон Стефана-Больцмана.

1

20 неделя

 
 

Звезды

7

   

21

Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

1

21 неделя

 

22

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности.

1

22 неделя

 

23

Определение расстояния до звезд, параллакс.

1

23 неделя

 

24

Двойные и кратные звезды. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов.

1

24 неделя

 

25

Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной

1

25 неделя

 

26

Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

1

26 неделя

 

27

Контрольная работа №3. Звезды

1

27 неделя

Кр№3

 

Наша Галактика - Млечный Путь

2

   

28

Состав и структура Галактики

1

28неделя

 

29

Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.

1

29 неделя

 
 

Галактики. Строение и эволюция Вселенной

2

   

30

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел.

1

30 неделя

 

31

Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.

1

31 неделя

 
 

Повторение

3

   

32

Повторение по теме «Солнечная система»

1

32 неделя

 

33

Итоговая контрольная работа

1

33 неделя

ИКР

34

Повторение по теме «Звезды»

1

34 неделя

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Планирование "Астрономия" (11 класс)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика,

Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

• смысл физического закона Хаббла;

• основные этапы освоения космического пространства;

• гипотезы происхождения Солнечной системы;

• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Содержание предмета

Предмет астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.* 1 История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.  А.  Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.* Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

1 Звездочкой помечен материал, который более подробной дан в электронной форме учебника.

Строение Солнечной системы (2 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

Законы движения небесных тел (5 ч)

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера

Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.* Звезды: основные физико-химические характерис тики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эф- фект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и неста цио нарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эво люция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч) Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

Строение и эволюция Вселенной (2 ч) Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч) Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные

органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом 1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени. 2. Движение Луны и смена ее фаз.

Наблюдения в телескоп 1. Рельеф Луны. 2. Фазы Венеры. 3. Марс. 4. Юпитер и его спутники. 5. Сатурн, его кольца и спутники. 6. Солнечные пятна (на экране). 7. Двойные звезды. 8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады). 9. Большая туманность Ориона. 10. Туманность Андромеды.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название

раздела, темы

Кол-во

часов

Из них:

практические

домашние

контрольные

проверочные

1.

Астрономия ,её значение и связь с другими науками

2

-

-

-

2.

Практические основы астрономии

5

-

1

-

3.

Строение Солнечной системы

7

1

1

-

4.

Природа тел Солнечной системы

8

-

1

-

5.

Солнце и звезды

6

-

1

1

6.

Строение и эволюция Вселенной

5

-

-

-

7.

Жизнь и разум во Вселенной

1

-

-

-

ИТОГО

34

1

4

1

infourok.ru

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»

Бийского района Алтайского края

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР МБОУ «Малоенисейская СОШ»

__________/_______________/

« » __________ 201________г.

В соответствии с Уставом школы

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол № ________

« » ______________201___г.

В соответствии с Уставом школы

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Малоенисейская СОШ »

_____________/___________

Приказ № ___от________201 г.

В соответствии с Уставом школы

Рабочая программа

по учебному предмету

астрономия для учащихся 11 класса

на 2014 – 2015 учебный год

Составитель: учитель Гнездилов М.Е.

учитель первой квалификационной категории

с. Малоенисейское

Рабочая программа по астрономии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

  2. Учебного плана МБОУ «Малоенисейская СОШ» на 2014-2015 учебный год.

  3. Авторской программы Е.П. Левитана «Астрономия 11 класс» и ориентирована на использование базового учебника «Астрономия 11 класс» Е.П.Левитана (2011 г) также дополнительных пособий.

Необходимость общего астрономического образования тем, что знание основ современной астрономической науки даёт возможность учащимся:

- понять сущность повседневно наблюдаемых астрономических явлений;

- познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;

- получить представления о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;

-осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;

- ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактике;

- выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим окультным (эзотерическим) наукам, постоянно апеллирующим к Космосу.

Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений – длительный процесс, который должен начинаться в старшем дошкольном возрасте ( на базе имеющихся книг по астрономии для детей) и продолжаться в течении всего времени обучения в школе с максимальным использованием астрономического материала в курсах «Природоведение», « Окружающий мир», « Естествознание», «География», «Физика». С этой точки зрения данный систематический курс астрономии является курсом, обобщающим и завершающим не только астрономическое, но и все естественнонаучное образование выпускников старшей общеобразовательной школы.

Главная задача курса – дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира 21 века. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии в 11 классе должен быть сделан на вопросы астрофизики, космогонии космологии.

Исходя из сказанного, в данной программе основными разделами являются «Строение Солнечной системы», «Физическая природа тел Солнечной системы», « Солнце и звёзды», «Строение и эволюция Вселенной».

Программа предусматривает применение сравнительного метода при изучении планет Солнечной системы, более глубокое ознакомление учащихся с природой Солнца и его влиянием на Землю. Учитывая мировоззренческую ценность достижений внегалактической астрономии и космологии, программа предусматривает ознакомление учащихся с многообразием галактик, квазаров и черных дыр, с крупномасштабной структурой Вселенной, расширением Метагалактики, космологическими моделями и гипотезой «Горячей Вселенной»

В процессе преподавания астрономии акцент следует делать акцент не на изложение множества конкретных научных фактов, на подчеркивание накопленного астрономией огромного опыта эмоционально – целостного отношения к миру, её вклада в становление и развитее эстетики и этики в историю духовной культуры человечества.

Оптимизация процесса обучения астрономии предполагает использование, кроме учебника, разнообразных других средств обучения ( моделей, приборов и инструментов, звёздных карт, глобусов, кинофильмов, видеофильмов, компьютерных обучающих программ и научно – популярных дисков)

Согласно действующему в школе учебному плану в 11 классе предполагается обучение астрономии в объеме 34 часов.

Критерии оценки по предмету «Астрономия» прописаны в Положении о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Основное содержание курса

1.Введение в астрономию (6ч)

Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течении суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).

2.Строение Солнечной системы (5ч)

Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера- законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).

3.Физическая природа тел Солнечной системы (6ч)

Система «Земля-Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна- спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов- Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (За пределами орбиты Нептуна; Плутон- один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты. Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности.

4. Солнце и звезды (10ч)

Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протонпротонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце- Земля»). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд ( цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма «спектр-светимость», соотношение «масса-светимость», вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Открытие экзопланет- планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).

5. Строение и эволюция Вселенной (6ч)

Наша Галактика (состав- звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. Сверхмассиная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма-всплески.

Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной» космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, просхождение и эволюция звезд, роисхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).

Заключительная лекция (1ч)

Астрономическая картина мира- картина строения и эволюции Вселенной. Открытие «темной материи» и «темной энергии»

Требования к уровню подготовки учащихся  11 класса (базовый уровень)

должны знать:

  • смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

  • определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

  • смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника,Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

должны уметь:

  • использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

  • решать задачи на применение изученных астрономических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.

Учебно – тематический план.

Тема

Кол – во

часов

1.

Введение в астрономию

6

2.

Строение Солнечной системы

5

3.

Физическая природа тел Солнечной системы.

6

4.

Солнце и звёзды.

10

5.

Строение и эволюция Вселенной.

6

6.

Заключительная лекция.

1

Всего:

34

Тематическое планирование учебного материала по астрономии за курс 11 класса по учебнику Е.П. Левитан « Астрономия. 11 класс»

(Всего 34 часа 1 час в неделю)

№ п/п

Содержание учебного материала.

Оборудование.

1.Введение в астрономию (6 ч)

1.

Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии)

2.

Звёздное небо (что такое созвездие, основные созвездия)

3.

Изменение вида звёздного неба в течении суток (небесная сфера и её вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминация светил)

4.

Изменение вида звёздного неба в течении года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звёздного неба)

5.

Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звёзд на различных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой)

6.

Основы изменения времени (связь времени с географической долготой, системы счёта времени, понятие о летоисчислении)

2.Строение Солнечной системы (5 ч)

7.

Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурация планет, сидерические синодические периоды обращения планет)

8.

Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения)

9.

Законы Кеплера – законы движения небесных тел (три закона Кеплера)

10.

Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона)

11.

Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определения размеров тел Солнечной системы)

.

3.Физическая природа тел Солнечной системы ( 6 ч)

12.

Система «Земля – Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна – спутник Земли солнечные и лунные затмения)

13.

Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы)

14.

Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности)

15.

Планеты – гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца)

16.

Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов – Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (за пределами орбиты Нептуна; Плутон – один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты.

17.

Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно – кометной опастности.

4.Солнце и звёзды ( 10 ч)

18.

Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав)

19.

Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность)

20.

Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон – протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца)

21.

Солнце и жизнь Земли ( перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце – Земля» )

22.

Расстояние до звёзд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звёздные величины)

23.

Пространственные скорости звёзд (собственные движения и тангенциальные скорости звёзд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звёзд)

24.

Физическая природа звёзд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности)

25.

Связь между физическими характеристиками звёзд (диаграмма « спектр – светимость», соотношение «масса – светимость», вращение звёзд различных спектральных классов)

26.

Двойные звёзды (оптические и физические двойные звёзды, определение масс звёзд из наблюдений двойных звёзд, невидимые спутники звёзд.) Открытие экзопланет – планет, движущихся вокруг звёзд.

27.

Физические переменные, новые и сверхновые звёзды (цефеиды, другие физические переменные звёзды, новые и сверхновые)

5.Строение и эволюция Вселенной ( 6 ч)

28.

Наша Галактика (состав звёзды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звёзд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма – всплески.

29.

Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик)

30.

Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики)

31.

Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд)

32.

Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системе, основные закономерности в Солнечной системе первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет)

33.

Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблемы внеземных цивилизаций)

34.

Заключительная лекция. Астрономическая картина мира – картина строения и эволюция Вселенной. Открытие «темной материи» и темной энергии».

Список литературы:

Для учителя:

  1. Левитан Е.П. «Астрономия. 11 класс» М. Дрофа, 2011

  2. Авторская программа по астрономии Е.П.Левитана

Для учащихся:

1. Левитан Е.П. «Астрономия 11 класс» М. Дрофа, 20

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *