Что такое орфограмма правило 3 класс – Какие орфограммы изучают в 3 классе? Список и примеры орфограмм 3 класса?
Орфограмма 3 класс что это такое — что такое арфограмма 3 класс — 22 ответа
части речи 3 класс правила
В разделе Домашние задания на вопрос что такое арфограмма 3 класс заданный автором Запросто лучший ответ это Орфограмма — правило написания слова или само это написание.
Ответ от 22 ответа[гуру]Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: что такое арфограмма 3 класс
Ответ от Крис[гуру]
Это слово состоит из двух греческих слов орфо и грамма. Орфо означает «правильный», а грамма — «знак, буква». Дословно получается правильная буква. Отсюда вытекает и определение орфограммы
Орфограмма — это написание в слове, соответствующее какому-либо орфографическому правилу.
Опознаём орфограмму
Чтобы научиться правильно писать, в первую очередь нужно сформировать у себя умение обнаруживать орфограммы, то есть те места в слове, в которых можно допустить ошибку. Самыми опасными местами в словах являются следующие:
•безударные гласные в различных морфемах: корне, приставке, суффиксе и окончании. Это значит, что нужно знать состав слова и понимать принципы словообразования;
•мягкий знак после шипящих в конце слова;
•правописание не в разных частях речи.
Всякая орфограмма состоит из двух частей:
Первая часть — вариант верного написания букв или их сочетаний;
Вторая часть — ситуация, характеризующая орфограмму.
Например, орфограмма мягкий знак после шипящих имеет несколько вариантов верного написания, поэтому мягкий знак ставится или не ставится в зависимости от ситуации.
Так, мягкий знак пишется после шипящих:
1) в существительных женского рода в именительном падеже единственного числа: дочь, ночь, вещь, молодёжь, рожь, тишь;
2) в глаголах во всех формах: стричь, ждёшь, режьте, моешься;
3) в наречиях на ш и ч (навзничь, сплошь) и в одном слове на ж (настежь) .
Как же нам повезло!
Нам с вами очень сильно повезло, потому что орфографические правила за время своего существования стали проще, избавившись от самых трудных и совершенно ненужных правописательных законов. Современный человек должен запомнить всего 27 орфографических правил. Сделать это одним проще, другим — сложнее.
Ответ от Полосовать[гуру]
Орфограмма (от греч. orthjs-правильный и gramma-буква) — написание слов по орфографическим правилам или по традиции. То есть это трудные места в словах, при написании которых можно сделать ошибку. Например, в слове стЕна орфограмма — безударная гласная Е, которую надо проверить ударением. В слове сАпог — орфограмма гласная А. которую нельзя проверить, а надо запомнить. И так далее.
Ответ от Европеоидный[новичек]
это арфагра правельное написание букв
Ответ от Кискина Надя[гуру]
Написание некоторых букв в словах нужно проверять. Например: ложка, хоровод, мышь, широкий.
Такое написание в слове, которое соответствует определённому правилу написания, называется орфограммой.
Орфограмма №6.
Сочетания чк, чн, нч, щн пишутся без мягкого знака.
Удочка. ночной, кончик, мощный.
Орфограмма №3.
Сочетания жи — ши пиши с буквой и.
Сочетания ча — ща пиши с буквой а.
Сочетания чу — щу пиши с буквой у.
Буквы «и» и «ы» после буквы «ц».
После ц пишется буква ы:
— в окончаниях слов и суффиксах -ын: купцы, бойцы, куницы, Спицын.
— в словах цыган, цыпленок, цыц. на цыпочках.
В остальных случаях после ц пишется и : циркуль, цифры, цитрусовые, цирк, операция.
Орфограмма №8.
Разделительный мягкий знак (ь) пишется:
— перед е, ё, ю, я в корне слова или перед окончанием: вьюга, серьёзный, друзья, семья.
— в некоторых иностранных словах перед о:
медальон. почтальон, шампиньон.
Разделительный твердый знак (ъ) пишется перед буквами е, ё, ю. я:
— после приставок, который оканчиваются на согласную:
— подъезд, съёмка, объяснить.
— в иностранных словах:
объект, адъютант, субъект.
— в сложных словах с первой частью двух-, трех-, четырех:
двухъякорный, трехъярусный.
Слова, в которых орфограмма не проверяется, называют словарными, так как они занесены в орфографический словарь.
А если вы хотите потренироваться — берите учебники и пишите, выполняйте упражнения. Пусть кто — то вам продиктует различные диктанты: словарные и простые.
Ответ от Полина Кондратьева[новичек]
спросили
Ответ от Кирилл Беглецов[новичек]
Писюн
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Орфограмма на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Орфограмма
Ответить на вопрос:
22oa.ru
Орфография и орфограммы 1-4 классов
Орфография
Орфограммы:
1. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных (Употребление больших (заглавных) букв).
В конце коридора я увидел Сашу с его щенком Пипином.
2. Безударная гласная буква в корне слова проверяемая и непроверяемая (Безударная гласная в корне).
морской — мо́ре, пенал — проверочного слова нет
3. Парная по звонкости — глухости согласная в корне (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова)
кадка — кадушка, друг — дру́га
4. Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу (Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ — в разных частях слова)
живет, шипение, чадо, чаща, чудеса, щука
5. Буквосочетания -оро-
, -оло-, -ере- , -еле- (Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ)ворона, волосы, перепелка
6. Буквосочетания -чк-, -чн-: мягкий знак не пишется (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)
кочка, конечно, закончить, банщик
7. Двойная согласная (Слова с двойными (удвоенными) согласными)
аллея, суббота, класс, Марианна
8. Непроизносимая согласная (Проверяемая непроизносимая согласная в корне слова)
честность, сердце
9. Правописание предлогов (Предлог)
по, за, от, над, чрез, из
10. Раздельное написание предлогов (правописание предлогов и приставок)
об локоть, без ума, за стеклом
11. Правописание приставок (правописание предлогов и приставок, приставка)
побежал, забежал, прибежал
12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)
капель, вкусненький, день
13. Мягкий знак в неопределенной форме глаголов перед -СЯ (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)
влюбляться, учиться
14. Разделительные мягкий и твердый знаки (Разделительный мягкий и твердый знак)
обезьянка, объезд, шампиньон
15. Мягкий знак после шипящих в именах существительных (Грамматический мягкий знак)
ложь, мышь
16. Мягкий знак во 2-м лице единственного числа глаголов (Грамматический мягкий знак)
любишь, обнимаешься, споешь
17. Падежные окончания существительных
18. Падежные окончания прилагательных
19. Правописание суффиксов
20. Правописание «не» с глаголами
21. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений
budu5.com
Орфограммы 3 класса.
с. 3-го скл.
мышь
г. в н. ф.
будем веселиться
г. во 2-м л. ед.ч.
рисуешь
Зависят от склонения и падежа данных имен существительных.
с. 1-го скл. в П. п.
в палатке
с. 2-го скл. на коне
на коврике
Зависят от вопросов, на которые отвечают данные имена прилагательные.
какому? ому, ему
дню ( какому?) теплому
Зависят от спряжения данных глаголов.
г. II спр.
светит
Мальчик чита?т.
Чтобы узнать безударное личное окончание глагола, надо определить спряжение. Чтобы определить спряжение, надо поставить глагол в начальную форму.
Чтобы правильно поставить глагол в начальную форму, важно не изменять вид.
Чтобы не изменить вид, надо задать вопрос к глаголу.
Если в вопросе, на который отвечает глагол, нет приставки, ее не должно быть и в вопросе начальной формы.
Что делает? чита?т. Что делать? читать.
По глагольному суффиксу (а, е, и, о, у, я, ы) определяется спряжение.
Если глагол I спряжения, в безударном личном окончании следует писать букву «е», если II — «и».
Ко II спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся на -ить, кроме брить, стелить;
7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;
4 глагола на — ать: дышать, держать, слышать, гнать.
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Морфологический разбор глагола.
Наступает — что делает?, глагол, н. ф. — что делать? наступать;
пост. : несов. в., I спр.;
непост.: в н. в., в ед. ч., в 3-м. л.;
в предл.: сказуемое.
Словарные слова.
Абзац, абрикос, аккорд, аккуратный, аллея, алмаз, апельсин, аппарат, аппетит, ар омат,
багаж,
багровый,
багряный,
базар,
балкон,
барабан,
баран,
баранка,
бассейн,
батон,
болото,
будто,
вагон,
ванна,
ванная,
вверх, ветер,
винегрет,
вдоль, вместе,
внимательный,
вокзал,
волшебный,
ворота,
вперед, всегда,
газета,
галерея,
гаммы,
голубой,
горизонт,
горох,
грамматика,
грипп,
группа,
длина,
долина,
до свидания,
дрожжи,
женщина, жжет,
жужжит,
завтрак,
закон,
запад,
заяц,
иллюстрация,
иней,
искусство,
как будто,
какао,
календарь,
калитка,
камыш,
картина,
касса,
килограмм,
класс,
к
studfiles.net
Орфограммы 1-ого, 2-ого и 3-го класса
Орфограммы 1-ого и 2-ого класса
- Точка и вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
- Имена собственные: город Москва, пёс Шарик.
- Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ: чаща, чудо, щука, шило, жить
- Сочетания ЧК, НЧ, ЧН, ЩН: ночка, птенчик.
- Мягкий знак показатель мягкости согласного: день, деньки.
- Правописание слов с удвоенными согласными: шоссе, аллея
- Разделительный мягкий знак: деревья
- Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова: глаз, глазки – глаза.
- Проверяемые безударные гласные в корне слова: леса — лес, пятно – пятна
- Написание предлогов со словами: у моря, к городу.
- Словарные слова: корова.
Орфограммы 3-его класса
- Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова походка, ход — ходить. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
- Правописание слов с удвоенными согласными: терраса, коллекция. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
- Проверяемые безударные гласные в корне слова: потяжелел. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
- Словарные слова: пальто. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
- Разделительный Ь: вьюга, вьёт. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
- Разделительный твёрдый знак: (ъ) подъехал
- Правописание слов с непроизносимыми согласными: прелестный — прелесть
- Сочетания СН – ЗН: чудесно — чудеса, алмазный — алмаз
- Правописание окончаний имён существительных 1, 2, и 3 склонения в В.п. и Т.п.: полем, жаворонком, степью, (вижу) жеребёнка.
- Правописание окончаний имён существительных 1, 2, и 3 склонения в Р.п., Д.п. и П.п.: по моркови, по морковке.
- Сложные слова: вертолёт, землетрясение.
- Неизменяемые приставки на А и О: зашёл, подход.
- Написание суффиксов: маленький, белизна, высота, бабушка.
- Написание имен существительных с шипящей на конце: ночь, луч.
- Окончания имён прилагательных в ед.ч и мн.ч в И.п.: синяя, синее, синий, синие.
- Родовые окончания глаголов: солнце встало, девочка встала, ученик встал, ребята встали.
- Приставки и предлоги (перед глаголами предлогов не бывает): поехал.
- НЕ с глаголами: не видел, негодовал.
Поделиться ссылкой:
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
tokernatalia.wordpress.com
Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)
Подчеркивание орфограмм — это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.
Орфограммы — это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.
Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм — двумя.
Список обязательных орфограмм первого класса
- Большая буква в начале предложения.
- Имена собственные.
- Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
- Мягкий знак – показатель мягкости.
- Разделительный мягкий знак*.
- Сочетания ЧК-ЧН.
- Проверяемые безударные гласные в корне слова.
- Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
- Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
- Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
- Имена собственные.
- Предлоги.
* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.
Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм
Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
Образец устного разбора
Мы — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
Машей — пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.
Идём – орфограмм нет.
Гулять – орфограмма — мягкий знак показатель мягкости.
В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
Чащу – ча пишем с А. Орфограмма — сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной
Чащу – щу пишем с У. Орфограмма — сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.
. – В конце предложения ставится точка.
Цветут — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Цвету́т – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉТ. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).
Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.
. – В конце предложения ставится точка.
Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
Бежи́т – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
Бежит — жи пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.
Колю́чий – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓЛ.
Ёж – орфограмма — парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
. – В конце предложения ставится точка.
Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Пищáт — орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово писк.
Пищат — ща пишем с А. Орфограмма — сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
Пушистые — ши пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
Мышки — орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ши.
. – В конце предложения ставится точка.
Птички — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.
Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак.
Гнёзда – орфограмм нет.
. – В конце предложения ставится точка.
Выделяем орфограммы
1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.
2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях — двумя чертами, гласную одной.
чашка
4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.
очки
5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.
лови́л — улóв
6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней — двумя.*
дуб — дубы, ложка — ложек
7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву — двумя. Если непроизносимой согласной нет — подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове — первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней — двумя чертами.*
местный — место, опасный — опасен
8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет — двумя.
семья
9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.
коллаж
*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней — одной чертой.
7gy.ru
орфограммы 3 класса по русскому языку таблица
Орфограммы по русскому языку
В разделе Школы на вопрос Срочно!!! Назовите все орфограммы! Русский 3 класс заданный автором Невропатолог лучший ответ это — Буквы И, У, А после шипящих (Запомни и всегда пиши жи и ши, ча и ща, чу и щу: жить, машина, чаща, чудо, щука; искл.: жюри, брошюра, парашют)
— Ь не пишется перед двумя ЛЛ: аЛЛея, интеЛЛект; между согласными: НН, НЧ, НЩ, РЩ, РЧ, ЧН, ЧК, ЩН: реЧКа, няНЧить, камеНЩик, испоРЧенный, реЧНой
— Большая буква в именах собственных (имена, отчества, фамилии; клички животных, географические названия)
— Буква Ь для обозначения мягкости согласных на письме ( в конце слова: прорубЬ, сталЬ, дублЬ; в середине слова перед твердым согласным: молотЬБа, нянЬКа; для обозначения мягкости Л: сеЛЬдь, боЛЬной, пеЛЬмень)
— Разделительный Ъ (после приставок, оканчивающихся на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я: подЪезд, обЪединение, изЪявить, сЪехать, сЪёжиться; !!!Ъ не пишется перед буквами А, О, У, Э: разОхаться, сЭкономить, сАгитировать, безОблачный, отЭкзаменовать, сУзить)
— Разделительный Ь (перед буквами Е, Ё,Ю, Я, И в корнях, суффиксах и окончаниях: вЬЮга, лисЬИ, шерстЬЮ, интерЬЕр, терЬЕр; !!!Ь никогда не пишется после приставок)
— Безударные гласные в корне, проверяемые ударением (холодать – хОлод, холОдный)
— Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением (словарные слова для запоминания: топор, винегрет, балкон, командир)
— Проверяемые согласные на конце (оглушение конечного согласного звука снеГ [k], столБ [п], саД [т], кроВ [ф] ь, стриЖ [ш], воЗ [c]) и в середине слова (роБ [п] кий, коГ [к] ти, глаД [т] кий; фуТ [д] бол, мяГ [х] кий)
— Удвоенные согласные в корне слова (класс, аллея, группа, суббота, терраса, касса, масса)
— Удвоенные согласные на стыке приставки и корня (ссора, рассчитать, рассказ, расстояние)
— Непроизносимые согласные в корне слова (проверяемые позДно – опозДать, серДце – серДечко, чесТный – чесТь; непроверяемые лесТница, чуВствовать)
— Безударные гласные в падежных окончаниях существительных (1 скл. луна, земля: Р. п. –ы, -и ; Д. п. –е, -е; Т. п. –ой, -ёй; П. п. –е, -е; 2 скл. конь, окно: Т. п. –ём, -ом; П. п. –е, -е; 3 скл. печь, степь: Р. п. –и, -и; Д. п. –и, -и; П. п. –и, -и
— Безударные гласные в падежных окончаниях прилагательных (Нужно поставить вопрос от существительного к прилагательному, выделить окончание у вопроса и написать такое же в прилагательном).
— Безударные гласные в личных окончаниях глаголов (если окончание ударное, то пишем то, что слышим 1спр. –Е, 2 спр. –И; если окончание безударное, нужно поставить глагол в н. ф.
(что делать? что сделать?), если глагол будет на –ать, ять, еть, оть, уть, ють – это 1 спр и надо писать –Е; если глагол будет на –ить – это 2 спр. и надо писать -И
— Безударные гласные в приставках (Гласные в приставках под ударением и без ударения пишутся одинаково: поезд, пошёл; созван, созвать
— Разделительное написание предлогов со словами (Предлоги со словами пишутся раздельно, приставки слитно: поехать по дороге, увидеть у дома).
— Раздельное написание НЕ с глаголами (Не с глаголами пишется отдельно: не был, ненавидеть (искл.)).
— Буква Ь после шипящих в неопределённой форме глагола (в неопределенной форме глаголов: береЧЬ, стриЧЬ)
— Буква Ь после шипящих у глаголов во 2-м лице ед. ч. ( несёШЬ, возиШЬ, бросиШЬ, несёШЬся, бросиШЬся, возиШЬся)
— Буква Ь в сочетаниях –ТСЯ и –ТЬСЯ глаголов (что делает? купается; что делать? купаться)
— Буква Ь на конце существительных после шипящих (После шипящей (подчеркнуть двумя чертами) пишется Ь (подчеркнуть одной чертой), т. к. это существительное 3 склонения: рожь (3 скл), грач, у туч (не 3 скл).
Ответ от Боевой Хомячок[активный]
вы всё сказали ((((так не честно!
Ответ от Просфора[новичек]
Орфограмма «Буквы И, А, у после шипящих».
Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН».
Буквы И и Ы после буквы Ц
Орфограмма «Разделительный Ь знак»
Орфограмма «Разделительный Ъ знак».
Орфограмма «Проверяемые безударные гласные в корне слова».
Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова».
Орфограмма «Соединительные гласные О, Е в сложных словах».
Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова».
Орфограмма «Гласные и согласные в приставках».
Орфограмма «приставок ПРЕ- и ПРИ-».
Орфограмма «Мягкий знак Ь после шипящих на конце имён существительных»
Орфограмма «Буквы Е, И в падежных окончаниях имён существительных»
Орфограмма «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»
Орфограмма «Родовые окончания имён прилагательных»
Орфограмма «Родовые окончания имён прилагательных»
Орфограмма «Буквы Е и И в окончаниях глаголов»
Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих в неопределённой форме глагола и во 2-м лице единственного числа»
Орфограмма «Разделительное написание частицы НЕ с глаголами»
Орфограмма «-ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах».
Орфограмма на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Орфограмма
Павлова Анна Павловна на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Павлова Анна Павловна
Отряд 731 на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Отряд 731
22oa.ru
Что такое орфограмма в русском языке. Что обозначает слово орфограмма
При изучении русского языка в школе или институте приходится сталкиваться с огромным количеством норм, правил и исключений из них. По каждому слову могут возникнуть вопросы. Как его правильно написать? Ставить ли дефис или мягкий знак?
Понять значение данного термина весьма просто, достаточно обратиться к его этимологии, то есть истории появления. Это слово можно перевести с греческого языка, тогда получится правильная запись или письмо. Таким образом, орфограмма – это правильное написание какого-либо слова.
Понятие орфограмма в чем-то тождественно понятию правило. Практически на каждую орфограмму имеется своё правило русского языка. В самых редких случаях написание будет основываться на простых традициях. Все эти правила и общепринятые нормы изучает одна большая наука – орфография.
Обычно правила возникают там, где кажется, что слово может иметь несколько вариантов написания. Это связано с теми ситуациями, когда звучание не дает четкого представления о том, какие буквы или знаки должны быть в слове.
Особенности орфограмм
Во-первых, все орфограммы можно разделить на два типа.
- Первый тип – буквенные орфограммы. Это значит, что при написании слова возникает вопрос о какой-то конкретной букве. Например, звучание не смогло ясно дать понять, стоит ли писать в корне букву А или О. Разумеется, в одном слове может быть несколько таких орфограмм.
- Второй вариант – небуквенные орфограммы. В этом случае рассматривается целостное написание слова. Например, стоит ли писать его слитно или раздельно. Возможно, нужно поставить дефис? Сюда же относится и вопрос о том, как правильно переносить слова с одной строки на другую.
Во-вторых, важно понять, что орфографические нормы нередко претерпевают изменения с течением времени. Многие старые правила заменяются другими. К тому же, в языках появляются новые слова, часто заимствованные, и для них приходится создавать новые нормы.
Интересный факт: после последних реформ количество орфографических правил было сильно уменьшено. Их осталось всего около двадцати семи. Однако это не является для школьников поводом для радости. Эти двадцать семь правил позволяют разобраться далеко не во всех словах. Огромное их количество называется словарными словами. Это значит, что проверить их написание с помощью правил невозможно. Их можно только запоминать или сверяться со словарем. Имеются также и слова-исключения.
Как найти орфограмму?
Теперь ясно, что обозначает слово орфограмма, но как правильно найти её в слове? Как правило, если произношение не дает четкого представления о написании, то в таком сочетании букв можно допустить ошибку.
Основные виды орфограмм:
- Безударные гласные в корне (хотя бывают и в других частях слова),
- Гласные, стоящие после шипящих букв или «ц»,
- Мягкий знак после шипящих,
- Глухие согласные на конце слова,
- Частица «не».
На каждую из этих орфограмм существует своё правило, а также большое количество исключений и словарных слов.
Чаще всего, для того, чтобы справиться с внезапно появившейся орфограммой, достаточно подобрать проверочное слово. Им является измененная форма текущего слова, в которой неясная буква становится очевидной. Обычно так проверяются гласные в корнях и согласные на конце слова.
Рассмотрим распространенный пример одной из орфограмм. Произнося слово дуб, человек слышит на конце букву п. Соответственно, в этом слове можно допустить ошибку. Как узнать, что же именно должно быть написано? Нужно изменить слово. Например, подойдет «дубовый» или простое «дубы». Здесь четко слышно, что после буквы у идет б.
Орфографический разбор
Для того, чтобы справиться с орфограммой в слове, недостаточно просто её найти. Нужно подобрать подходящее правило и воспользоваться им. Для этого необходимо уметь проводить орфографический разбор. Он помогает понять, в какой части слова находится спорное место, а это позволяет подобрать верное правило.
Орфографический разбор включает в себя
- выделение непосредственно орфограммы с помощью подчеркивания,
- простановку ударения,
- определение частей слова,
- подбор проверочного слова,
- выбор правила.
Обычно достаточно выделить только ту часть слова, в которой находится непосредственная орфограмма. Ею может быть корень, окончание, суффикс или любя другая часть. Иногда учителя просят выделять все части, независимо от того, находится в них орфограмма или нет.
Нередко сложности вызывает подбор проверочного слова. Здесь важно понять, что оно должно быть не только однокоренным, но и примерно сохранять смысл исходного понятия. Когда проверочное слово обнаружено, его нужно записать в скобках.
Для того, чтобы верно определиться с правилом, нужно точно знать, где находится какая часть слова. Также, конечно, необходимо помнить все существующие правила. Это кажется довольно сложным, но требуется немного времени – и всё получится.
topkin.ru