cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

3 класс бактерии наши друзья – Бактерии – друзья и враги

Бактерии – друзья и враги

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья

resheba.me

Исследовательская работа по теме "Бактерии- враги или друзья"

МКОУ «Битковская СОШ


Работу выполнил:

ученик 3 класса

Скрипник Илья

Руководитель:

Ильина Анна Анатольевна,

учитель начальных классов

Секция «Начальные классы»

2016г.

Содержание

I.Введение 3

II.Основная часть 3

1.Краткая характеристика бактерий . 3

2. Организм человека и бактерии. Враги или друзья? 5

3. Поведение бактерий в разных условиях. 5

3.1. Есть ли жизнь в кипятке? 5

3.2. Есть ли жизнь во льдах? 6

3.3. Есть ли бактерии в космосе? 6

4. Удивительные способности бактерий. 6

5. Социологический опрос «Бактерии». 7

6.Экспериментальные исследования. 8

III. Заключение 8

IV .Список используемой литературы 9

V .Приложения 10

I. Введение

Когда я был маленький, мне мама очень часто говорила что нужно мыть руки с мылом после улицы, обязательно помыть фрукты и овощи перед едой.(Приложение1) Она предупреждала, что ко мне в организм попадут какие-то бактерии и микробы, и я могу заболеть. Мне стало интересно. Почему я могу заболеть? Что это за микробы? Чем они мне могут навредить? Откуда они берутся? Все ли микробы приносят вред человеку? Мне всегда это было непонятно! Кто же эти микробы и где они есть, если я их совсем не вижу. Может, мама всё это придумывала?

Когда на уроке окружающего мира мы заговорили о бактериях, мне стало интересно, и я решил подробнее познакомиться с загадочным миром микроорганизмов. Теперь я многое узнал о них и готов поделиться со своими друзьями.

Гипотеза: бактерии могут приносить не только вред, но и пользу.

Цель работы: изучить особенности жизни бактерий и выяснить могут ли они быть полезными.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с бактериями и сравнить их формы.

2. Выяснить, где живут бактерии.

3. Изучить литературные данные о вреде или пользе бактерий.

4. Провести эксперименты по выявлению бактерий.

5.Сделать выводы .

Предметом моего исследования являются бактерии..

Объектом моего исследования является значение бактерий для человека.

Методы исследования:

1. Сбор информации о бактериях

2. Опрос.

3. Экспериментальное исследование

4. Анализ полученной информации

II. Основная часть

  1. Краткая характеристика бактерий.

Я узнал, что наша волшебная планета Земля, полна тайн и загадок. В каждой точке Земли находится огромное количество загадок. И одна из загадок – это живущие на ней существа. Они разнообразны: это огромные деревья баобабы, это гигантские животные киты, громадные слоны. И мы - люди, существа, наделённые великим даром разума. Мы мыслим. С помощью разума человек делает открытия и пытается раскрыть тайны природы.

В течение тысяч лет человек болел, и не знал причины болезни. Первобытные люди имели этому своё объяснение - они считали, что болезнь вызывают злые духи. И только в начале 19 века человек придумал микроскоп. Это прибор, который помог человеку открыть ещё одну загадку природы – мир мельчайших организмов - бактерий. В 1865г. Луи Пастер доказал, что причиной болезней являются микробы. Они представляют собой мельчайшие одноклеточные микроорганизмы, видимые только под микроскопом. До того, как человек смог увидеть бактерии ему пришлось столкнуться с результатами их деятельности. Например, когда молоко скисает, тесто поднимается, вино бродит, а мертвые растения и животные разлагаются. Таким образом, когда говорят о бактериях, многие сразу представляют вредные организмы, переносящие болезни. Но дело в том, что много различных видов бактерий полезных для живых организмов, включая человека.

Сегодня я знаю, что бактерии находятся повсюду - в воздухе, воде, пище, дне морского океана, горячих источниках, глубоко внутри земной коры, на нашей коже и даже внутри нас.

Изучением микроорганизмов занимается наука МИКРОБИОЛОГИЯ. Название науки происходит от греческого слова «MIKROS»- малый.

Наиболее общепризнанные теории о происхождении жизни на Земле говорят о том, что микроорганизмы были первыми живыми организмами, появившимися в процессе эволюции.(С.А.Павлович «Микробиология с микробиологическими исследованиями». Учебное пособие.)

Чтобы узнать точное определение термина «Бактерии», я пошел с школьную библиотеку. (Приложение 2)Там наш библиотекарь Людмила Борисовна мне помогла поработать с литературой в поисках термина. И вот наконец мы нашли определение термина..

Бактерии – одноклеточные организмы, относящиеся к прокариотам. Известно около 3000 видов бактерий. Размеры их микроскопические. Большинство бактерий – одна клетка, но физиологически – это целостный организм, совершенно устроенный в биохимическом отношении.(Большая Российская Энциклопедия)

Бактерии имеют три формы: шарообразную, палочкообразную и изогнутую или извитую. (Приложение 3) Большинство микробов дышат воздухом - это аэробы. Для других воздух вреден - это анаэробы. Микробы делят на патогенные (болезнетворные) и непатогенные. Возбудителями большинства инфекционных заболеваний являются – бактерии. В окружающей нас среде: воздухе, почве, воде - находится множество микроорганизмов, откуда они попадают на предметы, одежду, на руки, в пищу, в рот, кишечник.( С.А.Павлович «Микробиология с микробиологическими исследованиями». Учебное пособие.)

Как и всякие живые существа, микроорганизмы питаются и размножаются. Поэтому для развития микробов хорошей питательной средой являются продукты, содержащие много воды - молоко, бульоны, мясо, рыба и т.д. Попадая в благоприятные условия, микробы начинают быстро размножаться путем деления.

2. Организм человека и бактерии. Враги или друзья?

Микроорганизмы играют важнейшую роль в круговороте веществ и поддержании равновесия в биосфере Земли. Бактерии вызывают гниение погибших растений и животных на земле и в воде. Без этих бактерий земля была бы покрыта различным мёртвым материалом. Перерабатывая сложные вещества, бактерии разлагают их на простые. Эти вещества возвращаются в почву, воздух и воду, где могут быть использованы растениями и животными.

Бактерии играют важную роль в пищеварительном процессе человека. Эти бактерии разлагают пищу на частички. В то же время они вырабатывают витамины, белки, углеводы, которые организм использует для своего построения.

Благодаря деятельности микробов квасится капуста, готовится тесто, кефир, сыр, масло. Бактерии необходимы в процессе брожения при производстве творога, уксуса, вина. Для жизнедеятельности микроорганизмов хорошей средой является налет на зубах, остатки пищи между ними. Обильное развитие микробов во рту ведет к быстрому размножению пищевых остатков, при этом накапливаются химические продукты этого распада, которые разрушают эмаль зубов и приводят к развитию кариеса. Поэтому так важно систематически чистить зубы, полоскать рот после каждого приема пищи.

Но самое большое количество микробов обитает в толстом кишечнике. Подсчитано, что человек выделяет с испражнениями свыше 17 триллионов микробов в сутки, а по весу они составляют третью часть сухих испражнений. Если взять только кишечные бактерии, и собрать их в одну кучу и взвесить, то получится около 3-х килограммов! (Л.В.Речиц «Санитарная биология». Учебное издание)

Итак, разновидностей микробов много, и живут они целыми колониями. Естественно, что живя в организме человека, они должны беречь своего хозяина, а не вредить ему.

3. Поведение бактерий в разных условиях

    1. Есть ли жизнь в кипятке?

До последнего времени считалось, что в кипящей воде погибают все, даже самые стойкие, бактерии, но природа, как всегда, опровергла это убеждение .На дне тихого океана обнаружены сверхгорячие источники с температурой воды от 250 до 400градусов С, и оказалось, что в этом кипятке прекрасно себя чувствуют живые организмы :бактерии, гигантские черви, различные моллюски и даже некоторые виды крабов. Это открытие казалось невероятным. Ведь большая часть растений и животных погибает при температуре организма свыше 40градусов;а большинство бактерий – при 70градусах. Лишь немногие бактерии способны выжить при 85град.С,а самыми стойкими считались бактерии, обитающие в серных источниках. Они могут существовать при t – 105C .Но это был уже предел.

    1. Есть ли жизнь во льдах?

Есть бактерии, которые живут во льдах. Замораживание может приостановить рост бактерий, но не убьет их полностью. Они будут неактивны некоторое время. Обнаружены бактерии в замерзших соляных залежах, которым сотни миллионов лет. Эти бактерии при их исследовании ожили.

3.3 Есть ли бактерии в космосе?

«О том, что на космических станциях творится что-то недоброе, ученые подозревали давно, слишком уж часто болели астронавты. 15 из 29 астронавтов стали жертвами бактериальных или вирусных инфекций во время их полета. Подозрения ученых еще больше усилились, когда выяснилось, что на космической станции “Мир” вроде бы безвредные бактерии с удовольствием начинали жевать всевозможные конструкционные материалы, что приводило к ускоренной коррозии.

Все это побудило биологов вплотную заняться изучением поведения микроорганизмов в космосе. В 2006г. в надежно изолированном контейнере в космическое путешествие отправилась группа бактерий. Они пробыли в космосе всего 24 часа, но и этого времени им хватило с лихвой. По возвращении на Землю выяснилось, что их заразность, по сравнению с контрольной группой, увеличилась в три раза. Кроме того, бактерии начали объединяться, образуя тонкий слой - биопленку, что делает любые микроорганизмы чрезвычайно опасными. Интересно, что ранее на Земле подобное поведение для бактерий характерно не было. Некоторые специалисты причиной мутации считают невесомость, другие - космическую радиацию».( А. Железняк энциклопедия «Космонавтика»)

В течение двадцати лет исследований ученые открыли 250 видов микроорганизмов, которые живут внутри пилотируемых космических кораблей. Все образцы микроорганизмов, выросших в космосе, хранятся в Институте медико-биологических проблем в запаянных ампулах - ученым неизвестно, как они поведут себя в земной среде. (Приложение 4)

4. Удивительные способности бактерий.

Специалисты из университета Массачусетса отличились настоящим прорывом в науке: микробом «геобактерия», который способен производить электричество из грязи и отработанной воды. Это прекрасный способ очистить нашу Планету от грязи и сточных вод.

В настоящее время ученые ищут альтернативное топливо, замену нефти, газа, угля на более безопасное – биологическое, более благоприятное для окружающей среды.

Однако, бактерии могут участвовать в техническом прогрессе. Ведь их способности в уничтожении практически любых материалов можно повернуть и во благо человека. Микроорганизмы вполне могут быть использованы при переработке отходов. Таким образом, злостные бактерии уже в недалеком будущем могут превратиться в самых полезных охранников окружающей среды.

Комнатные растения могут улучшить здоровье людей. В цветочной зоне, где много растений особые земляные микробы имеют особое свойство нейтрализовать летучие органические компоненты, которые ослабляют здоровье человека. В воздухе промышленных городов вместе с пылью находятся миллионы микроорганизмов. В литре воздуха жилой, плохо проветриваемой комнате, содержится около 500 тысяч пылинок. За сутки человек вдыхает около 10 тысяч литров воздуха с опасными и не опасными микробами. (http://sbio.info/page.php?id=10531/)

Чем чище воздух в общественных местах, вокруг человеческого жилья и в комнатах, тем меньше человек болеет. При соблюдении гигиены, чистке зубов, умывании и мойке рук с мылом, а также продуктов питания вероятность заболевания снижается во много раз.

Большое значение в борьбе за чистоту воздуха имеют леса и парки. Зеленые насаждения осаждают и поглощают пыль и выделяют вещества, которые убивают бактерии. (С.Н.Плерников, А.Б.Корзяк «Удивительное рядом». Познавательная энциклопедия.)

5. Социологический опрос «Бактерии»

Цель:проанализировать знания учащихся о бактериях

Для этого я провел анкетирование учащихся 1-4 классов нашей школы, в котором участвовали 42 человека. Выяснили, что знают о существовании бактерий- 32 человек, 10 человек никогда о них не слышали .

Большинство опрашиваемых 20 человек представляют бактерии маленькими, 12 человек грязными и жуткими, остальные 10 человек никак не представляют.

На вопрос «Где могут жить бактерии?» ответили «везде» -22 человека, «на теле и в организме» -11 человек, «на улице и в разных помещениях» - 6 человек, «нигде» - 3 человека.

По результату опроса «Могут ли бактерии быть полезными?»: «да» - 23 человека, «нет» - 19 человек.

В основном все опрашиваемые дети (42 человека) знают о правилах гигиены и о том, что нужно мыть овощи и фрукты перед едой.

Но при ответе на вопрос «Всегда ли вы соблюдаете правила гигиены?» дали положительный ответ 32 человека, 7 человек это делают часто, а остальные 3 человека изредка соблюдают правила гигиены.

Вывод:91% опрошенных знают о существовании бактерий, но 44% опрошенных считают, что бактерии не приносят пользу.100% знают правила гигиены, но 73% детей всегда их соблюдают. (Приложение 5)

6. Экспериментальные исследования

Я провел 1-й опыт, который помог мне увидеть внешний вид бактерий. Для этого я использовал бактериальный мазок полости рта. Провести опыт мне помогла лаборант Наталья Александровна. Я взял налет с зубов, поместил в каплю воды и растер на предметном стекле. Затем зафиксировал мазок. Для этого провел над пламенем горелки. Потом нанес каплю красителя, следом же смыл краситель водой и рассмотрел препарат под микроскопом. Я увидел, что бактерий очень много и они быстро двигаются.(Приложение 6)

Вывод: В полости рта человека очень много бактерий, которые образуются из-за остатков пищи. А значит надо чаще чистить зубы и полоскать рот.

Для проведения 2-го опыта получение кисломолочных продуктов я взял три банки. В 2 банки налил сырого молока, а в третью банку – кипяченое. Накрыл крышками одну банку с сырым молоком и одну с кипяченым. Наблюдение проводил в течение 3-х дней. Результаты получились следующими. Сырое молоко в банке, незакрытой крышкой, скисло. В двух других банках появился неприятный запах, который у некипяченого молока был более сильным. (Приложение 7)

Анализируя результаты опыта, я пришел к выводу, что бактерии гниения испортили молоко, а бактерии молочно-кислого брожения превратили его в простоквашу, которую можно употреблять в пищу.

3-й опыт помог получить из молока кефир. Я взял молоко добавил закваску (кефирный грибок) и поставил в теплое место на ночь. Утром я уже пил на завтрак свежий кефир.(Приложение 8)

Вывод: Закваска или кефирный грибок помогли молоку скваситься ,а значит стать вкусным кефиром.

С помощью 4-го опыта я смог быстро сделать из сливок сметану. Взял сливки поставил в теплое место. Через день получил сметану. Очень быстрый и простой способ.(Приложение 9)

Вывод: Сливки –это все жиры с молока, а значит они могут быстро скиснуть.

Таким образом, я убедился, что полезные бактерии помогают сделать многие вкусные продукты.

III. Заключение

Итак, я узнал, что бактерии имеют большое значение для человека. Человек и бактерии неразлучны. Микробы могут быть как врагами, так и друзьями. В воздухе промышленных городов вместе с пылью находятся миллионы микроорганизмов. За сутки мы вдыхаем огромное количество опасных и не опасных микробов. Огромную роль бактерии играют в процессах очистки воды, загрязнённой промышленными и бытовыми отходами. Очень многие бактерии приносят вред человеку, животным и растениям, являясь возбудителями различных заболеваний. Для того, чтобы бактерии были нашими друзьями, а не врагами надо: мыть руки с мылом, умываться, чистить зубы, мыть овощи и фрукты, сажать много деревьев. Беречь нашу планету, соблюдать чистоту, дышать свежим воздухом. Мне было интересно почувствовать себя исследователем. Теперь, я многое узнал о бактериях и готов поделиться полученными знаниями со своими друзьями.

IV Список литературы:

1.С.А.Павлович «Микробиология с микробиологическими исследованиями». Учебное пособие. Минск: Высш.шк., 2009.-502с.

2.Л.В.Речиц «Санитарная биология». Учебное издание. Гомель. Высш. шк., 2009.-320с.

3. Большая Российская Энциклопедии:, Кругосвет.

4. А. Железняк энциклопедия «Космонавтика». 2007г.

5.С.Н.Плерников, А.Б.Корзяк «Удивительное рядом». Познавательная энциклопедия. 2005г.

6. http://sbio.info/page.php?id=10531/

Приложение 1

Рисунок 1, 2 .Правила личной гигиены.

Приложение 2


Рисунок 1. Библиотекарь школы Елкова Людмила Борисовна.

Приложение 3

Рисунок 1, 2,3. Формы бактерий. ( Шарообразная, палочкообразная, изогнутая или извитая)

Приложение 4

Рисунок 1, 2, 3.Бактерии: в кипятке, во льдах, в космосе.

Приложение 5

Анкета для учеников 1 – 4-х классов

  1. Знаешь ли ты о существовании бактерий?

  2. Как ты их себе представляешь?

  3. Где, по-твоему, могут жить бактерии?

  4. Могут ли бактерии быть полезными?

5. Всегда ли вы соблюдаете правила гигиены?

а) всегда б) часто в) изредка г) никогда

Диаграмма 1. Знаешь ли ты о существовании бактерий?

Диаграмма 2. Как ты их себе представляешь?

Диаграмма 3. Где живут бактерии?

Диаграмма 4. Могут ли бактерии быть полезными?

Диаграмма 5. Всегда ли вы соблюдаете правила гигиены?

Рисунок 1, 2, 3, 4, 5. Социологический опрос «Бактерии»

Приложение 6

Рисунок 1,2,3. Опыт № 1. Бактериальный мазок полости рта.

Приложение 7

Рисунок 1,2.Опыт № 2. Получение кисломолочных продуктов.

Приложение 8

Рисунок 1. Опыт № 3. Получение кефира из молока.

Приложение 9

Рисунок 1,2.Опыт № 4. Получение сметаны из сливок.

infourok.ru

БАКТЕРИИ (3 класс) - презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме: Презентация по ОМ 3 класс Тема: "Царство бактерий"

Слайд 1

БАКТЕРИИ Бактерии. Общая характеристика, многообразие и значение Разработала: Учитель начальных классов МБОУ «Завьяловская СОШ № 1» Завьяловского района, Андрющенко Наталья Владимировна

Слайд 2

БАКТЕРИИ – одни из самых маленьких и самых простых, самых древних организмов из ныне существующих на Земле. ПЕРВЫЕ БАКТЕРИИ ПОЯВИЛИСЬ, ВЕРОЯТНО, БОЛЕЕ 3,5 МЛРД ЛЕТ НАЗАД И НА ПРОТЯЖЕНИИ ПОЧТИ МИЛЛИАРДА ЛЕТ БЫЛИ ЕДИНСТВЕННЫМИ ЖИВЫМИ СУЩЕСТВАМИ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ.

Слайд 3

Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 году. Как и всех микроскопических существ он назвал их «анималькули». История изучения бактерий Рисунки Левенгука

Слайд 4

Изучение строения бактериальной клетки началось с изобретением электронного микроскопа в 1930-е. Сканирующий электронный микроскоп

Слайд 5

Клетки бактерий очень малы. Сравните размеры бактерий с толщиной человеческого волоса Размеры бактерий

Слайд 6

Бактерии, в зависимости от формы клеток, делят на несколько групп: шаровидные —кокки, палочковидные — бациллы или палочки, спиралевидные — спирохеты Формы бактерий

Слайд 7

Сине-зеленые водоросли — это тоже бактерии. Они способны к фотосинтезу, как растения, и не нуждаются в органических веществах для питания Сине-зеленые водоросли

Слайд 8

Способы питания бактерий

Слайд 9

Быстрое размножение молочнокислых бактерий в молоке приводит к тому, что оно скисает за считанные часы Значение бактерий

Слайд 10

Быстрое размножение паразитических бактерий в организме человека приводит к тому, что например простудное заболевание развивается меньше чем за день Значение бактерий

Слайд 11

Пути передачи болезнетворных бактерий

Слайд 12

Где обитают бактерии Бактерий много в почве, в воздухе, на дне озер и океанов Они живут в холоде, во льдах Арктики, когда столбик термометра чуть превышает нулевую отметку В раскалённых песках пустыни, и в горячих кислотных источниках. Некоторые бактерии переносят очень высокую соленость с температурой выше 90 среды; в частности, это единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море.

Слайд 13

В атмосфере они присутствуют в каплях воды, и их обилие там обычно зависит от запыленности воздуха. Так, в городах дождевая вода содержит гораздо больше бактерий, чем в сельской местности. В холодном воздухе высокогорий и полярных областей их мало, тем не менее они встречаются даже в нижнем слое стратосферы на высоте 8 км. Где обитают бактерии

Слайд 14

Заключение Бактерии и в природе и в жизни человека имеют большое значение. Некоторые из них вредны для других организмов (растений, животных, человека), так как вызывают заболевания. Однако способность бактерий активно перерабатывать органические вещества, превращая их сначала в перегной, делает незаменимым их участие в круговороте веществ на Земле.

Слайд 15

Повторение и закрепление материала Где обитают бактерии? Как питаются бактерии? На какие группы делятся бактерии по питанию? Каково значение бактерий в природе? Каково значение бактерий для человека? Как бактерия переживает неблагоприятные для нее условия? Подведение итогов урока. Домашнее задание.

nsportal.ru

Бактерии друзья и враги — доклад

  

ДОКЛАД  на тему:

Бактерии  друзья или враги? 
 

Сафонов Алексей 

3 «Б»  класс

Организм человека заселен миллионами микроорганизмов, представляющих собой нормальную микрофлору. Они помогают бороться с различными заболеваниями, улучшают пищеварение, ускоряя всасывание полезных веществ из кишечника в кровь, синтезируют витамины и другие биологически активные вещества.

Распространение бактерий.

 

 Бактерии существуют везде и всюду: в пище, которую  мы едим, особенно если она неаккуратно  приготовлена в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах. Еще  больше их в воздухе, которым мы дышим, особенно в пыльном воздухе помещений. Много бактерий в воде и почве. Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на деньгах, на поручнях автобусов и троллейбусов, на листах книг и тетрадей.

Размножение бактерий.

Поразительна  быстрота размножения бактерий. Одна бактерия через 15-20 минут превращается в 2. Если бы одна бактерия, попавшая в благоприятные условия, могла бы свободно размножаться, то через 2—3 дня ее потомство заполнило бы собою все моря и океаны Земли. Что же помогает бактериям распространяться? А что мешает?

Меры борьбы с бактериями. Размножению бактерий помогают: тепло, влага, темнота и  хорошее питание. Мешают бактериям  размножаться, губят их: холод, сухое  помещение, солнечный свет, чистота, отсутствие пищи.

Пути  заражения болезнетворными бактериями.

Каждый больной  распространяет вокруг себя большое  количество болезнетворных бактерий. Во время чихания капельки изо  рта разбрызгиваются на 4-5 метров, при кашле — на 6-8. Можно заразиться через воздух, через рукопожатие.

Заражение может  произойти через вещи больного: посуду, полотенце, книги, одежду, игрушки. Переносчиками микробов могут служить собаки, кошки, мыши, крысы, мухи, вши, комары.

Раны, ссадины, другие повреждения кожи — это ворота, через которые микробы проникают  в наш организм.

Переносят микробы  немытые овощи и фрукты.

Любопытные  факты.

Чаще всего  у нас грязнятся руки. Вместе с  грязью, пылью на руках скапливается много заразных микробов. С рук  они переносятся на лицо, глаза, губы, попадают в рот. Через грязные  руки заражаются глистами, тифом и другими болезнями.

Еще больше микробов скапливается под ногтями.

Лицо всегда открыто. На него садится много пыли, копоти, микробов. От них могут загноиться и заболеть глаза.

В волосах скапливается много пыли и микробов. Чтоб бактерии-враги  вас не атаковали нужно часто мыть руки и принимать душ или ванну, есть полезную пищу, заниматься спортом.  

Какие бывают полезные бактерии  

Пенящийся квас, мягкий ноздреватый хлеб — мы бы не попробовали их, если бы не наши друзья — микроорганизмы. Давайте вместе узнаем, какие бывают полезные бактерии?

Вы  уже наверняка обращал свое внимание на разноцветные пятна плесени, чудесным образом „расцветающие" на забытой корочке хлеба или в банке с вареньем. 

Для детей это и впрямь может показаться чудом: еще вчера хлебный кусочек выглядел совершенно обычно, а сегодня... покрылся серыми, желтыми, голубыми пятнами! „Что это такое? Откуда взялось? Можно ли есть такой хлеб?" — спрашивает маленький почемучка. А может быть, дело началось не с плесени, а с болезни: „Вечером я был совершенно здоров, а сегодня?" Или ребенок увидел, как мама раскатывает дрожжевое тесто: „Почему оно пищит под скалкой? А почему оно вылезает из пакета? А кто наделал в тесте дырочек?" Детям не терпится все узнать!

А и впрямь, что  мы на самом деле знаем об этих и других микроорганизмах, окружающих нас каждый день?

Развенчаем  мифы

Большинство людей  уверены, что от микробов — один вред и их нужно стремиться уничтожать всеми доступными средствами: начиная  с мытья рук антибактериальным  мылом и заканчивая обработкой каждого квадратного сантиметра квартиры хлорсодержащими средствами. Кто-то даже приобретает для детской комнаты ультрафиолетовые лампы, довольно потирая при этом руки: „Ну, теперь держитесь! Как в больнице будет: чистота и стерильность!" Но, между тем, ученым давно известно — микробы, или, как их правильнее называть, микроорганизмы, находятся повсюду, так что бороться с ними бесполезно. Они буквально окружают нас и даже обильно населяют наш с вами родной организм.

Многие задаются вопросом, какие бывают полезные бактерии. Более того, без микроорганизмов жизнь на Земле вообще была бы невозможна! 

Глобальный  круговорот веществ происходит именно с их активным участием: если бы эти маленькие труженики однажды исчезли, планета очень быстро оказалась бы завалена остатками отмерших растений и погибших животных. Именно они возвращают в почву когда-то „вынесенные" из нее растениями минеральные вещества, регулируя, таким образом, ее плодородие. А продукты питания, находящиеся у нас на столе ежедневно?

Да ведь это  снова микроорганизмы потрудились: сквасили молоко в разнообразные  кисломолочные продукты, сделали  хлеб из дрожжевого теста пышным, лучше  пропекаемым и легкоусвояемым, сохранили  для нас квашеные и маринованные продукты, позаботились даже о нашем досуге, изготовив алкогольные напитки, постарались обеспечить нас и деликатесами — например, сырами с благородной плесенью „Рокфор" и „Камамбер". Кулинары используют лимонную кислоту, добытую из плесневых грибков (которые тоже относятся к микромиру), агрономы — бактериальные препараты для борьбы с болезнями и вредителями культурных растений, зоотехники готовят питательные и долго хранящиеся корма для сельскохозяйственных животных (такие как силос), фармацевты — разнообразные антибиотики, вакцины, ферменты, витамины... Мы сталкиваемся с конечными продуктами микробной жизнедеятельности несколько раз в день, даже не задумываясь об этом.

А невидимые спутники, обитающие на нас и в нас? Случаются, конечно, нежданные визитеры, однако большинство из них входит в почетный клуб „Нормальная микрофлора человека": микроорганизмы во множестве населяют кожу и слизистые оболочки, но больше всего микробов проживает в кишечнике, где они трудятся на благо человеческого организма. Одни вырабатывают ферменты, помогающие полнее усваивать питательные вещества из поступившей пищи, другие вырабатывают витамины, которые всасываются стенкой кишечника и используются организмом — хозяином всей этой братии. Третьи (ацидофильные и бифидобактерии, а также кишечная палочка) обладают антибиотическими (т. е. подавляющими жизнедеятельность) свойствами по отношению к гнилостным и патогенным микробам.

Теперь-то вы понимаете, какие бывают полезные бактерии и почему важно употреблять кисломолочные продукты, в особенности с приставкой „Био" в названии (они содержат, кроме обычных молочнокислых бактерий, бифидобактерии)? Те из них, кто дойдет в целости и сохранности до кишечника (а удастся это многим), останутся там и временно приживутся на благо человеку.

Ложка дегтя

Однако не все  так радужно. Как любое существо в природе, микробы разнолики  и не подпадают под определение  „абсолютно вредный" или „абсолютно полезный". Нельзя сбрасывать со счетов разнообразные и часто опасные инфекционные заболевания — снова виной они, невидимые микроорганизмы. Конечно, ученые научились бороться со многими из них — кое-где даже одержана победа планетарного масштаба, с некоторыми заключено временное перемирие (например, с лепрой, или, как ее называют иначе, с проказой, — число заболевших в мире год от года снижается, но пока о победе человека над болезнью говорить преждевременно). Другие возбудители инфекций представляют серьезную опасность до сих пор, несмотря на современный уровень развития медицины, — например, туберкулез. Да и новые болезни появляются с печальной регулярностью: вспомнить хотя бы СПИД или свиной грипп (хотя многие из них новыми можно назвать лишь условно — чаще всего это давно известный науке, но в настоящее время измененный, мутировавший микроб с новыми свойствами).

 
Кроме того
что микроорганизмы вызывают различные инфекционные заболевания, многие из них наносят человеку и другой ущерб — например, приводят к порче продуктов питания. Причем часто это оказываются те же друзья: молочнокислые бактерии сквашивают свежее молоко; дрожжи приводят к брожению и закисанию соков и плодов; плесени... Впрочем, с плесенью все и так ясно. К счастью, человек научился бороться с подобного рода неприятностями — недаром сейчас существует множество способов консервирования и стерилизации продуктов: от банального кипячения до обработки ультразвуком, от немудреного вяления до внесения химических консервантов, увеличивающих сроки хранения в несколько раз или даже на порядок.

Кого  надо опасаться

Чтобы обезопасить  себя от действительно вредных микробов и подружиться с полезными (или  безвредными), достаточно соблюдать  нехитрые, всем известные правила: мыть руки перед едой и после посещения  туалета, после возвращения домой откуда бы то ни было, мыть купленные на рынке или в магазине овощи и фрукты, следить за сроками годности продуктов, в период эпидемий ограничивать контакт с возможными носителями инфекции. И вообще, общие правила гигиены и санитарии еще никто не отменял, однако представляется излишним повсеместное и регулярное уничтожение микробов дома. Этому есть несколько причин. Во-первых, как говорилось, бактерии и споры плесневых грибков — повсюду, поэтому прок от проведенной обработки сохраняется весьма недолго. Во-вторых, уничтожению подвергаются не только вредные микробы, но и все остальные (полезные и безразличные для организма), а ведь учеными уже доказано, что для формирования нормального иммунитета ребенку необходимы постоянные встречи с представителями микромира. И, в-третьих, дезинфицирующие средства — обычно довольно агрессивные вещества, действующие не только на микроорганизмы, но и на домашних животных и человека

turboreferat.ru

Информационно-творческий проект "Бактерии-друзья и враги человека".Окружающий мир. 3 класс

МАКЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ № 50

Сценарий проекта. Бактерии – друзья и враги человека. 3 класс………………4

Приложение 1…………………………………………………………………...…..13

Приложение 2……………………………………………………………….………14

Приложение 3………………………………………………………………….……15

Приложение 4………………………………………………………………………16

Тема проекта. Бактерии – друзья и враги человека.

Цель проекта. Дать понятие о разнообразии мира бактерий и сферах его влияния на жизнь человека. Пробуждать познавательные интересы детей. Развивать навыки проектной, самообразовательной деятельности, творческой активности. Стимулировать у обучающихся инициативность, стремление к самосовершенствованию. Воспитывать аккуратность, стремление содержать в чистоте личные вещи, желание следить за своим внешним видом, любовь и интерес к изучению природы.

Оборудование. Проектор, портфолио по теме проекта, музыкальное сопровождение, костюмы для презентации, коллаж «Мир бактерий», буклет «Чистые руки – залог здоровья», книжка – малышка рецептов приготовления из молока молочнокислых продуктов, квашения овощей и фруктов, выставка книг, плакат «Народная азбука чистоты», реквизит сценария урока.

Литература:

  1. справочная:

  • Биологический энциклопедический словарь /Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. 2-е изд., исправл. М.: Сов. Энциклопедия, 1986. – 864 с., ил., 30 л. ил.

2) методическая:

Р. Г. Синельщиков, З. И. Синельщикова. – Донецк: «Донеччина», 1987. – 48 с.

  • Природоведение. Практический справочник для ученика начальной школы / сост. Т. А. Сапо, О. В. Сапо. – Чернигов: Країна мрій, 2013.

192 с.

  1. Інтернет-ресурси: https://www.youtube.com/watch?v=4h62Rkzuuio

Тип проекта. Инфомационно-творческий.

Учебный предмет. Окружающий мир. 3 класс.

Задачи проекта

  • Содействие формированию ключевых компетентностей, навыков санитарии и гигиены, бережного отношения к себе и своему здоровью средствами учебной деятельности.

  • Профилактика инфекционных заболеваний.

  • Создание портфолио по теме проекта.

  • Тренировка навыков работы в группах.

  • Совершенствование умений работать со взрослыми, сверстниками, различными источниками информации.

  • Воспитание чистоплотности, аккуратности, стремления следить за своим здоровьем, внешним видом.

Объект познания: мир бактерий.

Проблема. Почему бактерии называют и друзьями, и врагами человека ?

Способ решения проблемы: сбор и анализ информации, ее распространение среди учащихся класса, чтение и изучение дополнительной литературы, творческие задания, исследования познавательного характера.

Рекомендации

Заранее создаются творческие группы, которые работают в различных направлениях:

«Почемучки»

План

  1. Подготовить рассказ «Почему в природе очень много бактерий?»

Вопросы для исследования:

А) Где и как живут бактерии?

Б) Способы питания и размножения бактерий.

  1. Подготовить коллаж «В мире бактерий».

«Исследователи»

План

  1. Подготовить рассказ « Что такое микробиология? Что она изучает?»

  2. Провести, описать, сделать выводы по эксперименту «Бактерии полезные и вредные» и изготовить плакат или презентацию по теме эксперимента.

Ход эксперимента

  1. Подготовить питательную среду: закипятить в кастрюле воду, добавить бульонный кубик и ложку сахара, проварить смесь в течение нескольких минут, остудить.

  2. В классе разлить одинаковое количество бульона в три сосуда. Затем в один из сосудов кашлянуть, в другой опустить палец, третий не трогать.

  3. Подготовить и наклеить этикетки на сосуды «Не пить!»

  4. Наблюдать и делать выводы.

«Мамины помощники»

План

  1. Подготовить рассказ « Бактерии – друзья человека».

  2. Составить книжку – малышку рецептов приготовления из молока молочнокислых продуктов, квашения овощей и фруктов.

«Чистюлькины»

План

  1. Подготовить рассказ «Для чего необходимо мыть руки?».

  2. Найти загадки о средствах гигиены, нарисовать рисунки - отгадки.

  3. Изготовить буклет «Чистые руки – залог здоровья»

Содержание: как правильно и как часто мыть руки.

«Книголюбы»

План

1. Подготовить выставку книг «Азбука Мойдодыра».

2. Провести в классе конкурс стихотворений «Чистота – залог здоровья».

3. Подобрать пословицы и поговорки о соблюдении правил гигиены,

оформить плакат «Народная азбука чистоты».

«Артисты»

План

Прочитать сказку К. Чуковского «Мойдодыр» и подготовить ее инсценировку.

Обучающиеся работают в индивидуальных мини-проектах:

  1. Бактерии: среда обитания, разнообразие, условия жизни, способы питания, размножение.

  2. Болезнетворные бактерии: чума, туберкулез и другие заболевания, опасные для жизни человека.

  3. Гнилостные бактерии.

  4. Бактерии – природные санитары.

  5. Бактерии – мамины помощники: молочнокислые продукты, квашение.

  6. Азбука Мойдодыра: почему мы моем руки.

Подача информации: рассказ, сообщение, презентация, буклет, плакат и др.

Продолжительность. Три недели.

Ожидаемый результат.

Формирование ключевых компетентностей.

Расширение представлений о необходимости соблюдения навыков санитарии и гигиены, профилактики инфекционных заболеваний.

Практическим воплощением результата становится портфолио по теме проекта, коллаж «В мире бактерий», книжка – малышка рецептов приготовления из молока молочнокислых продуктов, квашения овощей и фруктов, буклет «Чистые руки – залог здоровья», презентации по теме проекта, плакат «Народная азбука чистоты».

Презентация проекта

  1. Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя.

– Сегодня на уроке мы презентуем проект, предметом исследования которого стали необычные организмы, о чьем существовании люди очень долгое время даже не подозревали.

Итак, давайте коротко расскажем об их особых приметах:

(Дети говорят и прикалывают к доске рисунок бактерии с буквой)

  • каждые 20 минут их количество может удвоиться;

  • потомство одного этого организма за 5 суток заполнило бы бассейны всех морей и океанов на Земле;

  • их можно встретить  в нефтяных скважинах (на глубине 1700м) и  на дне океана (глубже 10 км), в рассолах с концентрацией 250 г/л, во льдах Арктики, где температура минус 83 градуса по Цельсию и в горячих источниках, где она зашкаливает за +90 градусов;

  • они не погибают при большом давлении после кипячения и даже в условиях очень высокого вакуума;

  • они живут на Земле более 3 млрд. лет;

  • их количество превышает число людей на земном шаре;

  • они всеядны: нет в природе такого органического вещества, чтобы не годилось им в пищу;

  • часть из них приносит человеку пользу, другая часть – иногда даже представляет угрозу для его жизни.

– Давайте вместе прочитаем, как называются эти микроорганизмы: БАКТЕРИИ. (Приложение 1)

Отправимся в путь без сомнений и муки,

В проекте открыли мы тайны науки,

Раскроем сегодня бактерий секреты –

Без ядер они, но старожилы планеты!

Теперь ответить сможем мы,

Зачем нам всем бактерии нужны!

Которые из них пойдут в друзья,

И от каких нам нужно уберечь себя!

– Сегодня у нас завершается работа над проектом «Бактерии – друзья и враги человека», в котором вы работали по группам, выполняя задания, собирали информацию, делились впечатлениями, составляли отчеты о своей деятельности, а теперь мы подведем итоги и поблагодарим ваших родителей за оказанную помощь.

Я приглашаю всех в Музей фактов, в путешествие по экспозиции «Бактерии», которую в музее открыли благодаря вашим находкам в мире науки Биологии.

Сегодня у нас также работает консультпункт «Скорая помощь», хозяйка которого …………. Расскажет вам много интересного.

А еще разрешите представить вам гостей проекта – это профессор Мензуркин и его помощники – бактерята «Помогайчик» и «Вредоносик» (Приложение 2), которые ждут от вас фактов, для ответа на вопрос, почему бактерии называют и друзьями, и врагами человека? Итак, в путь!

  1. Основная часть.

  1. Отчет «Почемучек».

– Наша экскурсия в экспозиции «Бактерии» начнется в Научном зале – это зал №1, и экскурсоводами в нем будет группа «Почемучек», которая презентует рассказ «Почему в природе очень много бактерий?» и коллаж «В мире бактерий».

(Отчет группы)

  1. Отчет «Исследователей».

А) игра «Подскажи словечко»;

– Итак, ребята-почемучки правильно назвали четыре фактора, определяющих огромное количество и разнообразие видов бактерий – среда обитания, приспособляемость к условиям жизнедеятельности, способы питания и размножение. А чтобы продолжить наше путешествие в Музее фактов и попасть в зал № 2 – «Исследовательский», профессор Мензуркин предлагает вам поиграть в игру «Подскажи словечко», чтобы мы лучше узнали его помощников. Подсказали словечко и называете, к кому из бактерят – Помогайчику или Вредоносику – оно относится.

(Дети называют слова и отправляют их в соответствующий карман)

  • Микроскопический организм, приносящий инфекцию. (Микроб)

  • Группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм болезнетворных бактерий. (Инфекционные заболевания)

  • Массовое заболевание людей. (Эпидемия)

  • Химическое вещество, образуемое микроорганизмами, и способное уничтожать бактерии, микробы. (Антибиотик)

  • Невосприимчивость к какому-либо инфекционному заболеванию. (Иммунитет)

  • Медицинский или ветеринарный препарат, предназначенный для создания иммунитета к инфекционному заболеванию. (Вакцина)

  • Создание искусственного иммунитета к некоторым болезням путем введения вакцины. (Вакцинация, прививка, иммунизация).

  • Она – залог здоровья. (Чистота)

  • Наука о чистоте. (Гигиена)

– Мы выполнили задание профессора Мензуркина и очутились с вами в «Исследовательском», зале №2, где ребята-исследователи презентуют свою работу об очень интересной и загадочной науке, ее название вы узнаете, если в правильно решите задание по грамматической арифметике:

Микроскоп – скоп + биологи + последняя буква в алфавите = ? (Микробиология)

(Дети презентуют работу «Что такое микробиология и что она изучает?»)

– А еще наши исследователи ставили эксперимент «Бактерии полезные и вредные», а как он проходил об этом расскажут сами ребята.

(Презентация работы по эксперименту)

– Ребята, чтобы уметь противостоять таким, как Вредоносик, надо знать некоторые правила и непременно соблюдать их.

(Звучит сигнал скорой помощи)

Ну, что ж – на помощь спешит наш доктор, слово…………................

(Выступление доктора)

  1. Игра « Это правда или нет?»

Учитель: А теперь поиграем в игру «Это правда или нет?», чтобы больше знать о болезнетворных бактериях. Если такое явление соответствует действительности, то вы хлопаете в ладоши, а если нет – топаете ногами.

  1. Микробиология занимается изучением таких живых организмов, которые можно рассмотреть только в микроскоп…

  2. Бацилла и бактерия – это разные живые организмы …

  3. На поверхности мобильного телефона находится микробов существенно больше, чем обнаруживается на сиденье унитаза или же на подошве обуви…

  4. Все бактерии – это возбудители болезней растений, животных и человека…

  5. Вирус гепатита В может выдержать температуру 120°С до 45 минут…

  6. Возбудители коровьего бешенства сохраняют жизнеспособность даже после семи часов кипячения …

  7. Болезнетворные бактерии участвуют в круговороте веществ в природе, формировании структуры и плодородия почв, образовании и разрушении полезных ископаемых, поддерживают запасы углекислого газа в атмосфере…

  8. Прививки вредны нашему здоровью…

  9. Если за поручни в общественном месте схватиться сразу же после больного и крепко держаться минимум 20 минут, то можно занести: кожный грибок, чесотку, яйца гельминтов, разноцветный лишай, гепатит А …

  10. Укреплять иммунитет следует с помощью лекарств…

  11. В 1913 году купцы скупали по дешевой цене шкуры скота, павшего от заразной болезни – сибирской язвы. Из этих шкур выделывали полушубки для солдат. В результате сибирской язвой заразились и погибли от нее не только люди, которые выделывали шкуры, но и солдаты, носившие полушубки…

  12. «Быстро поднятое не считается упавшим» – давно известное всем правило. Но на самом деле, бактериям достаточно одного мгновения, чтобы оказаться на упавшей на пол еде. Это приводит к появлению острых пищевых отравлений…

  1. Отчет «Чистюлькиных».

– Еще в проекте ребята готовили стихи на конкурс, который проводили с учителем группа «Книголюбов». Послушайте одно из них и скажите, что за вопрос все время мучил главного героя?

1-й:

Зачем мне надо руки мыть?
Сказали, чтобы
с них убежали во всю прыть
Враги-микробы.

Но, я же лопал «Геркулес»,
Как мне велели,
Пять дней качал какой-то пресс –
Ну, как качели!

На радость вредным докторам
Пил сок морковный.
И даже бегал по утрам
Неделю ровно.

Короче, стал я силачом,
Всех поборю я,
И только маме нипочем
Я не втолкую:

Теперь микробов, без труда,
Сам раскидаю!
Зачем же руки мыть тогда?
Не понимаю…

(Л. Уланова)

– Какой же вопрос мучает мальчика? (Ответ детей)

А вот ответ на него мы узнаем в зале № 3 нашего музея, это зал «Санитарии и гигиены». Но сначала мы попробуем отгадать загадки от группы «Чистюлькиных», чтобы узнать об экспонатах в этом зале.

( Ученики загадывают загадки о предметах гигиены)

– Дети, а как называются все эти предметы? ( Предметы гигиены). А кому мы отдадим наши рисунки-отгадки – Помогайчику или Вредоносику?

(Ответ детей).

Правильно, использование этих предметов и соблюдение правил личной гигиены защитит вас от так называемых «болезней грязных рук», а еще вы никогда не попадете в ситуацию, в которой оказался герой сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Группа «Артисты» подготовила инсценировку этой сказки, давайте посмотрим (Приложение 3).

(Выступление группы)

– Вот уже около ста лет взрослые и дети с интересом читают сказку «Мойдодыр». Почему она будет интересна всегда? Что прославляет автор и чему учит? (Ответ детей).

А теперь «Чистюлькины» презентуют свой буклет «Чистые руки – залог здоровья» и расскажут вам вместе с горе – героями стихотворения и сказки, для чего и как надо мыть руки. (Презентация)

  1. Физкультминутка.

– А теперь – самое время отдохнуть, потому что переходим мы в зал №4, зал «Отдыха и развлечений». (Дети танцуют)

  1. Отчет « Книголюбов».

– Под веселую песню и заводной танец мы с вами переходим в зал № 5, «Библиотечный». Ребята из группы «Книголюбов» подготовили совместно с библиотекарями школы выставку книг «Азбука Мойдодыра», где вы найдете произведения и разных стилей (научный и художественный), и разных жанров (статьи, сказки, рассказы, стихи), а победители классного конкурса стихотворений дадут вам советы, как быть здоровым и уберечься от инфекционных заболеваний.

(Дети читают стихи)

  1. Работа в группах: составление памятки «Укрепляем иммунитет».

– Ребята, Помогайчик тоже решил дать вам несколько советов по укреплению иммунитета, а Вредоносик зашифровал его «Памятку», давайте разгадаем ребус и прочитаем советы нашего друга.

ДОРОГИЕ РЕБЯТА ИЗ 4-А!

Организм человека может сам бороться с вторжением «нежелательных маленьких существ»! В этой борьбе принимают участие защитные силы организма, чтобы укрепить их нужно выполнять правила четырех «З»:

З

……… (залог здоровья – правильное питание и соблюдение чистоты)

…………(закаляться)

……….. (заниматься спортом)

…………… (запасаться витаминами)

  1. Работа в парах.

Результатом работы этой группы стал и плакат «Народная азбука чистоты» с пословицами и поговорками о соблюдении правил гигиены. Давайте вспомним их Прочитайте начало пословицы, установите соответствие с помощью стрелки, указав ее конец. (Работа в парах по карточкам).

Проверяем. Обязательно, читая ответ, говорите, кому отдадите пословицу: Помогайчику или Вредоносику, и жетон с пословицей опускайте в нужный карман. У Помогайчика – пословица – совет, а у Вредоносика – характерика, описание явления.

( Дети отвечают и выполняют задание)

  • Чаще мойся – воды не бойся. (П)

  • Не желай быть нарядным, а старайся быть опрятным. (П)

  • Кто аккуратен, тот людям приятен. (В)

  • Болезнь с грязью всегда в дружбе. (В)

  • Чаще руки мой – грязь смоется водой. (П)

  • Не зазорно жить в бедности – зазорно жить в грязи. (В)

  • Не умывшись, за стол не садись. (П)

  • Чисто не там, где метут, а там, где не сорят! (В)

  1. Отчет «Маминых помощников».

– И завершается наша экскурсия в зале №6 – «Кулинарном» . Группа «Мамины помощники» подготовила рассказ « Бактерии – друзья человека», а также стали авторами книжки – малышки с рецептами приготовления из молока молочно-кислых продуктов, квашения овощей и фруктов. (Отчет группы)

  1. Игра «Кулинарный волейбол» (Приложение)

  1. Подведение итогов.

  1. Учитель об индивидуальных проектах: номинациям «Самый….. проект».

  2. Составление ассоциативного куста «Бактерии».

– Когда вы слышите слово «бактерии», что представляется в вашем воображении? (Ответы детей: микроорганизмы, микробы, полезные, вредоносные, болезнетворные, гнилостные, молочнокислые, инфекция, гигиена, природные санитары, микробиология, микроскоп).

  1. Метод «Микрофон»:

– Какие бактерии – друзья человека?

– Каких мы называем врагами?

  1. Рефлексия: смайликом показать свое настроение после работы в проекте.

Приложение 1

Исследователи

ГРУППА




Приложение 2

ПРОФЕССОР МЕНЗУРКИН

ПОМОГАЙЧИК

ВРЕДОНОСИК

Приложение 3

Приложение 4

Инсценировка сказки К. Чуковского «Мойдодыр»

Действующие лица: Мойдодыр, Мальчик, Крокодил, Мочалка 1, Мочалка 2, Мочалка 3, Щетка, Мыло, Полотенце, Зубная паста, Расческа.

Сцена 1. «Неряха» (Мальчик рассказывает Крокодилу)

Мальчик:

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку, свечка – в печку!

Я за книжку, та – бежать

И вприпрыжку под кровать!

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.

Боже, Боже, что случилось?

Отчего же всё кругом завертелось,

Закружилось и помчалось колесом?

( Крокодил удивляется и разводит руками)

(Появляются Мыло, Полотенце, Зубная паста, Расческа, Щетка )

Мыло: Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, неумытый поросёнок!

(Мальчик смотрит на свои руки, пожимает плечами)

Полотенце: Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя:

Зубная паста: У тебя на шее вакса,

Расческа: У тебя под носом клякса,

Зубная паста: У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,

Щетка: Даже брюки, даже брюки убежали от тебя.

Крокодил (грозным голосом):

Ты лицо своё умой,

А не-то как налечу,

Растопчу и проглочу!

Сцена 2. «Вынесение приговора» (На сцену выходят три Мочалки и Мойдодыр)

Мочалка 1 (поучительно):

Вот Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир!

Мочалка 2 (угрожающе):

Если топнет он ногою,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят,

И залают, и завоют,

И ногами застучат,

Мочалка 3 (радостно):

И тебе головомойку,

Неумытому, дадут -

Прямо в Мойку,

Прямо в Мойку

С головою окунут! "

Мойдодыр (ударяет в медный таз): Кара-барас!

Автор: Он ударил в медный таз и вскричал:

Мойдодыр (ударяет в медный таз): Кара-барас!

Автор: Тут и мыло подскочило и вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило, и кусало, как оса.

А от бешеной мочалки он помчался, как от палки!

Сцена 3. «Покаяние»

Мыло: Мы помоем трубочиста

Полотенце: Чисто, чисто, чисто, чисто!

Расческа: Будет, будет трубочист

Зубная паста: Чист, чист, чист, чист!

Щетка: Чист, чист, чист, чист!

Мойдодыр: Надо, надо умываться по утрам и вечерам!

Мочалка 1: А нечистым Трубочистам -

Мочалка 2: Стыд и срам!

Мочалка 3: Стыд и срам!

(Мальчик, раскаиваясь, начинает приводить себя в порядок)

Мыло: Да здравствует мыло душистое!

Полотенце: И полотенце пушистое!

Зубная паста: И зубной порошок!

Расческа: И густой гребешок!

Щетка: Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться!

Мочалка 1: В ушате, в корыте, в лохани,

Мочалка 2: В реке, в ручейке, в океане, -

Мочалка 3: И в ванне, и в бане!

Автор: Прибежал он к умывальнику опять.

Мальчик: Я тут мылом, мылом, мылом умывался без конца,

Смыл и ваксу, и чернила с неумытого лица.

И сейчас же брюки, брюки так и прыгнули мне в руки.

А за ними пирожок: «Ну-ка, съешь меня, дружок!»

А за ним и бутерброд: подбежал — и прямо в рот!

Автор: Ну, и книжка воротилась, воротилась и тетрадь,

А грамматика пустилась с арифметикой плясать.

(Чистый мальчик подходит к Мойдодыру)

Мойдодыр:

Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец-то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил!

Мальчик: Всегда и везде – вечная слава воде!

Приложение 5

Шаблон буклета

infourok.ru

БАКТЕРИИ: ВРАГИ ИЛИ ДРУЗЬЯ?

БАКТЕРИИ: ВРАГИ ИЛИ ДРУЗЬЯ?

Градусов М.А. 1

1МАОУ "Школа № 187"

Сапунова О.А. 1

1Школа № 187

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская работа

Бактерии:

враги или друзья?

Выполнил:

Градусов Максим Александрович,

учащийся 2«Е» класса

муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

«Школы № 187 с углубленным изучением

отдельных предметов» г. Нижнего Новгорода

Научный руководитель:

Сапунова Ольга Александровна,

учитель начальных классов высшей категории

МАОУ «Школы № 187»

Научный консультант:

Левакова Эльвира Юрьевна,

к.х.н, учитель химии высшей категории

МАОУ «Школы № 187»

Нижний Новгород

2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

Введение

………………………………………………………………..

3

ГЛАВА

1

Теоретическая часть………………………………………...

5

 

1.1

История исследования бактерий…………………………...

5

 

1.2

Строение бактерий………………………………………….

8

 

1.3

Виды бактерий………………………………………………

9

 

1.4

Размножение бактерий……………………………………...

11

 

1.5

Среда обитания бактерий…………………………………..

12

 

1.6

Польза от бактерий………………………………………….

12

 

1.7

Опасность для человека…………………………………….

15

ГЛАВА

2

Практическая часть…………………………………………

17

 

2.1

Анкетирование учащихся………………………………….

17

 

2.2

Анализ проведенной анкеты……………………………….

17

 

2.3

Эксперимент………………………………………………...

19

Заключение

………………………………………………………………..

25

Список используемых источников и литературы…………………………

26

Приложение………………………………………………………………….

27

Введение

С раннего детства все мы знаем, что после улицы надо мыть руки с мылом, а грязные предметы нельзя брать в рот. Вокруг нас обитает огромное количество микроскопических организмов, невидимых невооружённым глазом, и они могут вызвать серьёзные заболевания. Но с экрана телевизора и в интернете нам рассказывают о полезных для здоровья продуктах, которые содержат … бактерии! Получается, что не все микроорганизмы вредны для человека. В своей исследовательской работе мы решили найти ответ на вопрос: кто для человека бактерии - враги или друзья? На этот вопрос может дать ответ микробиология – наука, которая изучает микроорганизмы, их виды и строение, значение, которое они имеют в природе и жизни человека. Тема моего исследования волнует и взрослых учёных, в настоящее время активно развивается метагеномика — новый раздел генетики, изучающий генный состав целых сообществ организмов. Анализ бактериальных сообществ организмов людей позволит установить, каким образом микроорганизмы предотвращают или повышают риск развития заболеваний.

Актуальность и значимость работы заключается в том, чтобы все дети знали, почему необходимы бактерии людям, чем они опасны, и применяли эти знания на практике.

Предмет исследования: бактерии, их строение, формы и виды

Цель исследования:выяснить, какую роль играют бактерии в природе и жизни человека

Задачи исследования:

- изучить научную литературу по этому вопросу;

- проанализировать влияние бактерий на организмы человека и животных;

- разработать анкету и провести анкетирование среди учеников класса на предмет исследования;

- провести эксперимент по выращиванию бактерий в домашних условиях.

Гипотеза заключается в том, что жизнь человека неразрывно связана с бактериями, они приносят не только вред, но и пользу.

ГЛАВА 1. Теоретическая часть

1.1 История изучения бактерий

Удивительный, невидимый глазу мир бактерий «живой пленкой» укутывает нашу планету.

Бактерии считаются самыми древними существами на Земле. Они образовались более 3,5 млрд лет назад и в течение очень длительного времени (около миллиарда лет) были единственными организмами на нашей планете.

Бактерии – это живые организмы, которые окружают нас повсюду. Они обитают везде: в воздухе, в воде, на поверхности нашего тела, во рту, на всех предметах, растениях и животных.

Бактерии настолько малы, что увидеть их можно только при помощи микроскопа.

Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».

Рисунок 1. Антони ван Левенгук, его микроскоп и бактерии

Название «бактерии» ввёл в употребление в 1828 году немецкий ученый Христиан Эренберг, которое в переводе с греческого означало «маленькая палочка».

Рисунок 2. Немецкий ученый Христиан Эренберг.

В 1850-х годах французский микробиолог Луи Пастер положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

Рисунок 3. Французский микробиолог Луи Пастер.

Дальнейшее развитие медицинская микробиология получила в трудах Роберта Коха, которым были сформулированы общие принципы определения возбудителя болезни (постулаты Коха). В 1905 году он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза.

Рисунок 4. Немецкий микробиолог Роберт Кох.

Изучение строения бактериальной клетки началось с изобретением электронного микроскопа в 1930-е годы.

Рисунок 5. Сканирующий электронный микроскоп.

1.2 Строение бактерий

Бактерия покрыта прочной оболочкой – клеточной стенкой. Основная ее функция – защита организма от внешних воздействий и придание ему определенной формы. Очень часто над клеточной стенкой бактерии образуется дополнительный защитный слой – капсула, которая предохраняет бактерию от высыхания.

Внутри клетка заполнена цитоплазмой. Ядра у бактерии нет, его место занимает - ДНК, которое несет генетическую информацию клетки.

На поверхности некоторых бактерий находятся жгутики или короткие ворсинки, которые помогают организму двигаться.

Плазматическая мембрана проницаема, через нее происходит обмен веществ.

Рисунок 6. Строение бактерии.

1.3 Виды бактерий

Рисунок 6. Виды бактерий по способу питания.

  • Бактерии, в зависимости от формы клеток, делят на несколько групп:

  • шаровидные — кокки,

  • палочковидные — бациллы или палочки,

  • спиралевидные — спирохеты

Рисунок 7. Виды бактерий по форме

  • Сине-зеленые водоросли — это тоже бактерии. Они способны к фотосинтезу, как растения, и не нуждаются в органических веществах для питания.

Рисунок 8. Сине-зеленые водоросли.

  • Есть подвижные и неподвижные бактерии. Среди подвижных одни свободно плавают при помощи специальных хвостиков – жгутиков, а другие просто скользят за счет волнообразных сокращений собственного тела.

Рисунок 9. Неподвижные и подвижные бактерии.

Рисунок 10. Полезные и вредные бактерии.

    1. Размножение бактерий

Клетки бактерий при благоприятных условиях очень быстро размножаются, делясь надвое. Если клетка удваивается каждые полчаса, то за сутки она способна дать 281 474 976 710 656 потомков. А некоторые бактерии способны размножаться еще быстрее.

Рисунок 11. Размножение бактерий.

    1. Среда обитания бактерий

Бактерии обитают везде: в воздухе, в воде, на поверхности нашего тела, во рту, на всех предметах, растениях и животных.

Рисунок 12. Среда обитания бактерий.

    1. Польза от бактерий

  • Круговорот веществ происходит с участием бактерий: если бы эти маленькие труженики однажды исчезли, планета очень быстро оказалась бы завалена остатками отмерших растений и погибших животных.

Рисунок 13. Роль бактерий в природе.

Рисунок 14. Кисломолочные продукты

Рисунок 15. Хлеб из дрожжевого теста.

Рисунок 16. Маринованные овощи.

  • Фармацевты изготавливают разнообразные антибиотики, вакцины, ферменты, витамины.

Рисунок 17. Изготовление лекарственных препаратов.

  • Бактерии живут на человеке и в человеке. Больше всего бактерий проживает в кишечнике, где они трудятся на благо человека. Одни помогают переваривать пищу, другие вырабатывают витамины, третьи убивают вредные микробы.

Рисунок 18. Бактерии в кишечнике человека.

    1. Опасность для человека

Рисунок 19. Опасные бактерии.

Рисунок 20. Прокисшее молоко.

Чтобы обезопасить себя от вредных бактерий и подружиться с полезными нужно:

- мыть руки перед едой и после возвращения домой, откуда бы то ни было;

  • мыть овощи и фрукты;

  • следить за сроками годности продуктов;

  • в период эпидемий ограничивать контакт с возможными носителями инфекции.

Рисунок 21. Защита от вредных бактерий.

ГЛАВА 2. Практическая часть

2.1 Анкетирование

Мы всем классом посещаем кружок «Биолог будущего», который ведет кандидат биологических наук преподаватель биологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского Макеев Игорь Серафимович. На этих занятиях мы изучаем микроорганизмы, рассматриваем их в микроскоп.

Чтобы выяснить представление о бактериях у учеников, мы провели анкетирование 26 учащихся класса.

2.2 Анализ проведенной анкеты

По первому вопросу получены следующие данные:

Данные по второму вопросу:

Данные по третьему вопросу вот такие:

Данные по четвертому вопросу:

Данные по пятому вопросу следующие:

И наконец, таковы данные по шестому вопросу:

Проанализировав проведенную анкету, можно сделать вывод, что 80% учащихся владеет информацией, а 20% - затрудняются ответить. Для более полного ознакомления с новой информацией, ученикам будут выданы информационные буклеты.

На следующих занятиях кружка мы будем изучать другие микроорганизмы, такие как плесневые грибы. Попробуем самостоятельно вырастить хлебную плесень и рассмотреть её под микроскопом.

2.3 Эксперимент

А ещё я решил попробовать вырастить бактерии в домашних условиях.

Рисунок 22. Чашки Петри

Я вымыл три чашки Петри, простерилизовал их на газу.

Рисунок 23. Стерилизация чашек Петри

Затем приготовил питательную среду из вещества Агар-агар.

Рисунок 24. Приготовление питательной среды

Залил питательную среду в нижнюю половинку чашек Петри тонким слоем, только лишь покрывающим дно.

Агар-агар тверд, чашка Петри комнатной температуры – все готово к продолжению эксперимента! Далее высаживаем бактерии в питательную среду! Легонько касаюсь пальцами поверхности питательной среды (до и после мытья рук).

Рисунок 25. Высаживание бактерий с грязных рук в 1-ю чашку Петри

Рисунок 26. Высаживание бактерий после мытья рук во 2-ю чашку Петри

Поместив бактерии на питательную среду, я закрыл чашки Петри крышкой, запечатал их малярным скотчем, подписал и поместил чашки Петри в теплое и темное место (под батареей).

Рисунок 27. Три чашки Петри с питательной средой и бактериями в двух чашках.

Рисунок 28. Три чашки Петри, помещенные в теплое и темное место

На пятый день эксперимента стали появляться чуть заметные глазу колонии бактерий.

Рисунок 29. Бактерии, появившиеся от грязных рук

В этой чашке Петри, где я дотронулся чистыми руками до питательной среды, на пятый день бактерии практически незаметны.

Рисунок 30. Бактерии, появившиеся от чистых рук

В данной чашке Петри, куда я не высаживал бактерий, всё идеально чисто!

Рисунок 31. Чистая питательная среда

Вывод:

 

Все болезни у ребят,

От бактерий говорят.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть!

Рисунок 32. Мытьё рук с мылом

Заключение

Я собрал и проанализировал научную информацию о бактериях, провел социологический опрос, чтобы выяснить представление о бактериях у учеников класса, и подготовил памятки-буклеты о роли бактерий в природе и жизни человека. В ходе исследовательской работы я сделал для себя открытие, что бактерии – это неотъемлемая часть живого на нашей планете, и без них жизнь на Земле была бы невозможна. Существуют опасные бактерии, но и они выполняют определенную функцию. Я узнал, что бактерии являются нашими помощниками, в первую очередь это симбионты, без которых многие процессы нашего организма были бы невозможны. Полезные бактерии восстанавливают защитные силы организма и укрепляют иммунитет человека. Бактерии играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека, они широко используются в медицине и биотехнологии, являются объектом для научных исследований.

Отрицательная роль принадлежит болезнетворным, или патогенным, бактериям. Они способны проникать в ткани растений, животных и человека и выделять при этом вещества, угнетающие защитные силы организма. Известен целый ряд болезней человека бактериального происхождения. В ходе работы я действительно узнал много нового о бактериях, способах их культивирования и изучения. Я убедился, что все материалы подтверждают гипотезу о том, что бактерии могут быть как вредными для человека, так и полезными. Подводя итог своей работе, я пришел к выводу, что бактерии - наши друзья, и врагами становятся лишь по вине самого человека.

В заключение приведу слова нашего современника, учёного-исследователя Вильгельма Боланда: «Этот результат ещё раз подтверждает предположение, что все высшие организмы, такие как растения, насекомые и животные (включая людей), сосуществуют с микробиологическими симбионтами. Без этих благотворных микроорганизмов, мы не могли бы жить и выживать. Их следует считать неотъемлемой частью нашего тела».

Список используемых источников и литературы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бактерии

  2. История исследования бактерий

  3. Вайткене Л.Д. Биология, М.: Издательство АСТ, 2017. – 256с.: ил.

  4. Вахрушев А.А., Окружающий мир. (Обитатели Земли). 3кл.: учебник, М.: Баласс, 2013. – 144 с.: ил.

  5. Плешаков А.А., Биология. Введение в биологию. 5кл.: учебник, М.: Дрофа, 2016. – 158с.: ил.

  6. Сергеев Б.Ф., Я познаю мир: Биология, М.: Издательство АСТ, 2004. – 398 с.: ил.

Приложение 1.

Анкета

  1. Знаешь ли ты о существовании бактерий на нашей планете?

□ да

□ нет

□ затрудняюсь ответить

  1. Как ты думаешь, бактерии могут вызывать различные заболевания?

□ да

□ нет

□ затрудняюсь ответить

  1. Как ты считаешь, все ли бактерии являются вредными для человека?

□ да

□ нет

□ затрудняюсь ответить

  1. Как ты думаешь, в организме человека живут бактерии?

□ да

□ нет

□ затрудняюсь ответить

  1. Какую пользу приносят бактерии, живущие в организме человека?

□ Помогают переваривать пищу

□ Восстанавливают защитные силы организма и укрепляют иммунитет

□ Не приносят пользы

  1. Как человек использует бактерии в хозяйственной деятельности?

□ Отдельные виды бактерий используют в кулинарии

□ Бактерии используют при производстве лекарств и витаминов

□ Бактерии используют при производстве удобрений для растений

□ Бактерии используют для получения химических веществ

Просмотров работы: 5071

school-science.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *