В гостях у осени 2 класс окружающий мир – Презентация по окружающему миру для 2 класса «В гости к осени»
План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: «Живая и неживая природа осенью»«В гости к осени»
Урок-экскурсия
по окружающему миру
во 2-м классе
Тема урока:
«В гости к осени»
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №10
имени героя Советского Союза Д.Е.Кудинова
г.Вязьмы Смоленской области
Захарова Юлия Руслановна.
Тема:Живая и неживая природа осенью «В гости к осени»
Цель урока: 1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой; развивать память, внимание, логическое мышление, речь.
Планируемые результаты:
учащиеся осознают необходимость бережного отношения к природе; научатся наблюдать изменения в неживой и живой природе и устанавливать взаимосвязь между ними.
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.
Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
Познавательные: формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из природы вокруг нас; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: формируем умение делать выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Формы работы на уроке: групповая, коллективная, парная.
Оборудование:
1.Осенние ветки лиственных и хвойных растений.
2. Плоды, семена, осенние листья различных растений
3 Подкормка для птиц.
Предварительная работа: Прежде чем организовать экскурсию, необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного леса, наметить место остановок и объекты для изучения. До начала экскурсии проводится беседа по технике безопасности.
Ход урока.
I.Организационный момент.
-Улыбнитесь друг другу, пожелайте что то хорошее своему товарищу перед началом урока. (проводится беседа по технике безопасности )
II.Актуализация знаний.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван тянулся к югу:
Приближалась довольно поздняя пора;
Стоял ноябрь уж у двора
-О чём говорится в стихотворении А.С. Пушкина? (Об осени)
-Давайте проверим, помните ли вы названия осенних месяцев.
Я читаю пословицу, а вы определяете, о каком месяце идёт речь.
1. КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ЗОЛОТУЮ ВСТРЕЧАЕТ
2. ЗЕМЛЮ ПОКРОЕТ, ГДЕ ЛИСТОМ, ГДЕ СНЕЖКОМ.
3. В ОСЕННЕЕ НЕНАСТЬЕ СЕМЬ ПОГОД ВО ДВОРЕ: СЕЕТ, ВЕЕТ, КРУТИТ, МУТИТ, РВЕТ, СВЕРХУ ЛЬЕТ И СНИЗУ МЕТЕТ.
III. Формулирование темы и целей урока
-Вот и заглянула к нам осень. Мы сейчас пойдем и посмотрим, какие весточки она нам оставила. Обращают внимание на погоду (небо, ветер, солнце) Вспоминают погоду летом. Определяют осенние изменения. Делают выводы.
-Тема нашего урока называется «В гости к Осени» А точнее сказать она к нам сама пришла в наши края. Как вы думаете что мы узнаем? чему научимся?
IV.Повторение изученного
-Ребята, какое сейчас время года? (осень).
-Обратите внимание на небо. Какое оно?
-Как греет солнце?Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно. Осадки, без осадков. Ветрено, безветренная погода. Температура воздуха)
1)Осенние изменения в неживой природе
-Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода водоемах и т. д.)
Далее предлагается вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения.
Делаются выводы:
а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
ВЫВОД:Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав-все это осенние явления в неживой природе.
2.Как меняется осенью жизнь растений
-А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.
Летом деревья и кустарники были зеленые, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад-с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.
-Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг. Прислушайтесь к звукам . Слышите шорох- это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения и чувства.(рассказывают)
И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.
-С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?
А теперь посмотрим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается?
-Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листву?
Обратите внимание на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.
-Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
— Почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживать так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль так же и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.
V Самостоятельная работа.
Учитель:- Ребята, внимательно посмотрите вокруг.
Задание для всех :Вам нужно вспомнить загадки о живой и неживой природе.
Задание для первой группы:- Вам нужно собрать коллекцию опавших листьев.
Задание для второй группы: -Вам нужно собрать плоды, семена различных растений.
Игра «Отгадай растение» Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустика этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, семена растений — гроздья рябины, семена – «вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев.
3) Осенние изменения в жизни животных
-Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? (Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки, и т. д.)
-А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?
У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки.
С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
-Чем еще питаются птицы? (Семенами, плодами, зелеными побегами растений; журавли, цапли — лягушками; хищные птицы – мышами, другими мелкими животными.)
ВЫВОД: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.
Учитель рассказывает о перелетных птицах.
— Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?
Дети рассказывают, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Кроме того. На зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.
Необходимо заострить внимание на вопрос охраны природы. Рассказать детям, что перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.
Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.(кормим уток)
Игра «Отгадай животное»
Рассказать о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из учеников быстрее отгадает о каком звере идет речь?
а)Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды : созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос — сладкий мед. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир — это запас пищи на всю зиму. (МЕДВЕДЬ)
б)А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то какая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (ЛИСА)
в)Я очень интересный зверь. Только я умею строить на реках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (БОБЕР)
г)Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир — готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму. (БАРСУК)
д)Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снег, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня «косые» — вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – веточками деревьев, корой с их стеблей. (ЗАЯЦ)
VI Рефлексия
— Какие изменения происходят природе с приходом осени? Солнышко поднимается невысоко, плохо греет. Чаще идут дожди. Похолодало. Улетают на юг птицы. Звери готовятся к зиме. Желтеют и краснеют листья. Листопад.
VII.Итог урока
-О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
-Какие изменения в живой природе происходят с приходом осени?
VIII. Самооценка детьми собственной деятельности на уроке.
Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке при помощи листьев трёх цветов: зелёный — всё получилось, всё запомнил; желтый — были трудные задания, не всё получалось; красный — я ничего не понял, мне нужна помощь.
Оценивают собственную деятельность и результативность работы на уроке при помощи разноцветных листочков (поднимают листочки).
-Заканчивается наш урок, и наше сегодняшнее путешествие в гости к Осени.
— Оно вам понравилось?
-Ребята! А мне понравилась ваша работа на уроке!
-Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной! Молодцы!
Домашнее задание
1.Прочитать текст «Неживая природа осенью» (с.26-27), ответить на вопросы к тексту (с.27)
2.Прочитатьтекст «Из жизни птиц» (с.28-29),ответить на вопросы к тексту.(с.29)
nsportal.ru
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Орг. момент | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Дмитриевна. Проверьте, всё ли у вас есть на парте? Учебник, рабочая тетрадь, дневник и ручка. Готово? Тогда садитесь пожалуйста. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Личностные: Умение сохранять дисциплину и организовывать своё рабочее место. | Постановка темы Целеполагание СЛАЙД 1 | — Ребята, урок хочу начать с загадки. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся. Это время года как у нас зовётся? — Так как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? — Правильно, а тема нашего урока будет звучать так «В гости к осени» (тема открывается на доске) — Как вы думаете, чем мы будем заниматься, какие цели перед собой поставим? | Осень Об осени — Обобщить знания об изменениях в природе осенью; — узнать о признаках осени. | Познавательные: Умение правильно отвечать на вопросы учителя. Регулятивные: Умение сохранять дисциплину при выполнении заданий. Личностные: Умение ставить перед собой цели и придерживаться их на протяжении всего урока. Регулятивные: Целеполагание. | Открытие новых знаний СЛАЙД 2 СЛАЙД 3 СЛАЙД 4 СЛАЙД 5 СЛАЙД 6 СЛАЙД 7 | — Ребята, давайте вспомним какая бывает природа? (Открывается схема) Работа в парах. — Перед вами лежат листочки с заданиями. На них записаны слова, обозначающие предметы живой и неживой природы. Подчеркните красным карандашом предметы живой природы, а предметы неживой природы – зелёным. — Давайте проверим правильность выполнения задания. — Какие изменения в живой и неживой природе происходят осенью? Расскажите, что вы знаете об этом? — Давайте сделаем вывод: какие основные признаки осени вы вспомнили? — Какого цвета осень? — Ребята, что вы можете ответить на этот вопрос? — Летом вокруг было много зелёного цвета. А осенью на короткое время вспыхнули самые разные краски. Кажется, что весь мир состоит из ярких, разноцветных листьев. Краски эти нам дарят растения. Игра «Найди лишнее». — А сейчас я хочу проверить, можете ли вы отличать хвойные и лиственные растения. На листочках записаны группы слов. В каждой группе вы должны вычеркнуть лишнее слово. Проверка выполнения задания. — Итак, какие вы знаете растения? — Назовите лиственные растения? — На деревьях осенью могут быть листья таких цветов. Берёза, липа — листья золотисто- жёлтые. Рябина — листья красновато- бурые. Дуб — бронзовые. Осина, клён — жёлтые, оранжевые. — Но хвойные растения не поменяли свою окраску и весело зеленеют на этом «карнавале». — Все яркие краски мы можем увидеть, если войдём в лес. Очень красив осенний лес. Лес, точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный. Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. (И. Бунин) — Весь праздник листьев продолжается недолго. Как называется явление в природе, когда листья опадают? (понятие на доске) — К явлениям живой или неживой природы относится листопад? | Живая и неживая Солнце, ветер, вода, человек, небо, камни, воздух, растения, животные, облака, вода, земля. Самопроверка Ответы детей Ответы детей Берёза, осина, липа, сосна. Клён, ива, рябина, ель. Кедр, лиственница, ольха. Самопроверка хвойные и лиственные Листопад К живой | Познавательные: Иметь желание узнавать новое, расширять свой словарный запас. Регулятивные: Сохранять дисциплину. Личностные: Уметь воспринимать новую информацию. | Физ. минутка | Гигиеническая физ. минутка | Работа по теме урока СЛАЙД 8 СЛАЙД 9 СЛАЙД 10 СЛАЙД 11 | — Какие звуки мы можем услышать осенью? Давайте с вами сейчас закроем глаза и послушаем, как звучит осень. («Звуки осени») — Ребята, так что вы можете ответить на этот вопрос? — Самый главный звук – шуршание листьев. Холодный дождик стучит по листьям. Животные готовятся к зиме. Слышны прощальные крики птиц. — Почему крики птиц прощальные? Как называются птицы, которые осенью улетают? Почему они улетают? — Отгадайте загадки. 1. Угадайте, что за птичка Тёмненькая, невеличка. Беленькая с живота Хвост раздвинут в два хвоста… 2. Между веток новый дом Невелик, дверей нет в нём Кто в том домике живёт? Кто весною там поёт? 3. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели? Голосистее, нежней. Кто же это? 4. Листья медленно с крон облетают И мороз приударил в ночи. Собираются в шумные стаи Перед дальней дорогой… — Кроме этих птиц улетают в тёплые страны журавли, гуси, утки, кукушки. — С наступлением осени много изменений происходит и в жизни диких животных. — Почему их называют дикими? Какие изменения происходят в жизни диких животных? — Осенью у всех зверей отрастает новая шерсть — густая и пушистая. А у зайца, белки, песца изменяется и окраска шерсти. Это линька. Животные готовятся к зиме. Строят и утепляют свои жилища. Запасают корм. Игра «Кто где живёт?» (работа в парах) — Перед вами картинки с изображением животных и их «домиков» для проживания. Соотнесите эти картинки, чтобы было понятно, кто где живёт. — Давайте проверим правильность выполнения задания. Изменения в жизни людей с наступлением осени. — Как люди готовятся к зиме? — Почему стали теплее одеваться? — Как можно укреплять своё здоровье осенью? | Ответы детей Ответы детей Ласточка Скворец Соловей Грачи Ответы детей Белка- дупло. Медведь- берлога. Заяц — нора. Бобр- хатка. Мышь- норка. Один ученик выполняет у доски Ответы детей | Познавательные: Иметь желание узнавать новое, расширять свой словарный запас; умение извлекать информацию из текстов, делать выводы, находить ответы на вопросы. Регулятивные: Сохранять дисциплину. Личностные: Уметь воспринимать новую информацию. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение; строить монологическое высказывание. | Закрепление | — А сейчас я предлагаю вам выполнить задание в рабочей тетради на стр. 28. Задание № 2. Первый вариант выполняет 1 задание для первого варианта. Второй вариант выполняет 1 задание для второго варианта. | Выполняют задание. | Регулятивные: Сохранять дисциплину Коммуникативные: Формулировать собственное мнение; строить монологическое высказывание. | Итог урока Рефлексия СЛАЙД 12 | — О каком времени года мы сегодня говорили? Что вы нового узнали? Что понравилось? — Дополните моё предложение: Для меня урок был………(красочный, познавательный, увлекательный, занимательный, интересный) | Личностные: Умение делать итог, умение оценивать свою работу. Познавательные: Контроль и оценка процессов результата деятельности. | Домашнее задание СЛАЙД 13 | Учебник стр.36-39 Рабочая тетрадь стр.30 № 5 |
nsportal.ru
Урок – экскурсия по окружающему миру «В гости к осени» 2 класс
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Эммаусская школа-интернат».
Урок – экскурсия по окружающему миру
«В гости к осени»
2 класс
Учитель начальных классов
Петровичева Н.Д.
«В гости к осени»
Цель урока: Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой; развивать память, внимание, логическое мышление,речь.
Оборудование:
1.Осенние ветки лиственных и хвойных растений.
2. Плоды, семена, осенние листья различных растений.
Предварительная работа: Прежде чем организовать экскурсию, необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного леса, наметить место остановок и объекты для изучения.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит попятам за неведомой птицей.
Другое — пчелой забралось на цветок,
А третье — лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем- ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
II.Повторение изученного
-Ребята, какое сейчас время года? (осень).
-Обратите внимание на небо. Какое оно?
-Как греет солнце?
-Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно. Осадки, без осадков. Ветрено, безветренная погода. Температура воздуха)
III.Осенние изменения в неживой природе
-Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода водоемах и т. д.)
Далее предлагается вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения.
Делаются выводы:
а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
ВЫВОД:
Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав-все это осенние явления в неживой природе.
VI.Как меняется осенью жизнь растений
-А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.
Летом деревья и кустарники были зеленые, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад-с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.
-Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг. Прислушайтесь к звукам в лесу. Слышите шорох- это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения и чувства.
И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.
-С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?
А теперь посмотрим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается?
-Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листву?
Обратите внимание на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.
-Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
— Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживать так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль так же и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.
V.Игра «Отгадай растение» Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустика этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, семена растений — гроздья рябины, семена – «вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев.
VI. Осенние изменения в жизни животных
-Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? (Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки, и т. д.)
-А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?
У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки.
С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
-Чем еще питаются птицы? (Семенами, плодами, зелеными побегами растений; журавли, цапли — лягушками; хищные птицы – мышами, другими мелкими животными.)
ВЫВОД: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.
Учитель рассказывает о перелетных птицах.
— Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?
Дети рассказывают, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Кроме того. На зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.
Необходимо заострить внимание на вопрос охраны природы. Рассказать детям, что перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.
Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.
VIII.Игра «Отгадай животное»
Рассказать о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из учеников быстрее отгадает о каком звере идет речь?
Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться
о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды : созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос — сладкий мед. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир — это запас пищи на всю зиму. (МЕДВЕДЬ)
А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то какая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (ЛИСА)
Я очень интересный зверь. Только я умею строить на реках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (БОБЕР)
Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир — готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму. (БАРСУК)
Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снег, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня «косые» — вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – веточками деревьев, корой с их стеблей. (ЗАЯЦ)
VIII.Итог урока
-О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
-Какие изменения в живой природе происходят с приходом осени?
Домашнее задание
1.Прочитать текст «Неживая природа осенью» (с.26-27), ответить на вопросы к тексту (с.27)
2.Прочитатьтекст «Из жизни птиц» (с.28-29),ответить на вопросы к тексту.
(с.29)
infourok.ru
В гости к осени | okrmir1234
В гости к осени
1. По результатам экскурсии заполните таблицу.
2. Обозначь цифрами порядок следования осенних месяцев.
3. Выполните задания для групповой работы.
Вариант 1
1) Найдите ошибку в утверждении. Зачеркните лишнее слово.
К осенним явлениям в неживой природе относятся: похолодание, листопад, первые заморозки, ледостав.
2) Вырежите картинки из Приложения и наклейте их в соответствующие рамки
Вариант 2
1) Найдите ошибку в утверждении. Зачеркните лишнее слово.
К осенним явлениям в живой природе относятся: увядание трав, появление инея, исчезновение насекомых, отлёт перелётных птиц.
2) Вырежите картинки из Приложения и наклейте их в соответствующие рамки.
4. В атласе-определителе «От земли до неба» найди информацию о ласточках и стрижах. Узнай, чем они похожи и чем различаются. Запиши.
Сравнение ласточек и стрижей
Сходство: кормятся пойманными на лету насекомыми: мухами, комарами, пчелами, осами. У них примерно одинаковая форма ключа и короткие слабые лапки.
Различия: стрижи летают значительно быстрее ласточек (до 150 км/ч), стрижи почти никогда не сидят на земле, они предпочитают отвесные скалы и стены, ласточки строят гнезда из земли и глины, а стрижи вообще не строят гнезда, а используют готовые дупла и щели.
5. Папа Серёжи и Нади предлагает тебе задание. Полюбуйся осенней природой и по своим наблюдениям выполни рисунок «Красота осени»
okrmir1234.ru
2 класс Экскурсия по окружающему миру В гости к осени
В гости к осени.
Цель экскурсии: Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе;
Расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой.
Предварительная работа: прежде, чем организовать экскурсию, необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного парка. Побывав на месте экскурсии, учителю необходимо наметить места остановок, объекты для изучения.
Место проведения: пришкольный участок
Ход экскурсии.
1. Организационный момент.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем — ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
2. Повторение изученного.
— Ребята, какое сейчас время года?
— Обратите внимание на небо. Какое оно?
— Как греет солнце?
— Расскажите о погоде сегодня.
— Когда вы сегодня выходили из дома, смотрели ли вы, какую температуру показывал термометр?
3. Осенние изменения в неживой природе.
— Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе.
Вспомните, какая была погода летом. Сравните. Определите осенние изменения.
Выводы:
Летом небо голубое, лишь кое – где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.
4. Как изменяется осенью жизнь растений.
— Рассмотрим, какие изменения произошли осенью в жизни растений. ( Начинается листопад).
— Посмотрите, как начинается листопад? На всех ли деревьях одновременно он начинается?
— На каких деревьях листья облетают раньше, на каких – самые последние, а какие деревья не сбрасывают листву совсем?
( Обратить внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.)
— Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
— Кто догадается, почему хвойные растения не сбрасывают листву, а круглый год остаются зелеными?
5. Игра «Угадай растение»
Учитель показывает осенние листья, гроздья рябины, семена клена, шишки хвойных деревьев, а дети отгадывают, с какого это дерева или кустарника.
6. Осенние изменения в жизни животных.
— Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было?
— А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?
С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
— Чем еще питаются птицы?
Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом являются насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм. (Необходимо заострить внимание на вопросе охраны природы. Рассказать детям о том, что перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях).
—Все ли птицы улетают осенью в теплые края? Какие остаются и как они себя ведут? ( Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки).
7. Игра «Отгадай животное» (Учитель называет признаки разных животных, дает их описание, а дети отгадывают, о коком животном идет речь).
8. Сбор осенних листьев для последующего рисования их с натуры на уроках ИЗО.
9. Подведение итогов экскурсии.(- Какие осенние изменения в природе мы наблюдали?)
Игра «Отгадай животное»
Догадайтесь, какие животные о себе рассказывают.
Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму.
(Медведь)
А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Самую главную добычу – мышей – полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка.
(Лиса)
Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев.
(Бобер)
Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому увидеть меня не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму.
(Барсук)
Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» — вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.
(Заяц)
infourok.ru
«В гости к осени» (2 класс)
Тест по теме: «В гости к осени» _______________________
1 вариант.
1. Определи время года?
Небо затянуто облаками, кажется низким, дожди затяжные,
холодные, температура воздуха понизилась, ясных дней мало,
постоянно пасмурно или облачно
а) зима;
б) осень;
в) весна
2. Как изменяется день осенью по сравнению с летом?
а) день не изменяется;
б) день становится длиннее;
в) день становится короче.
3. Продолжи определение: «Ледостав — явление природы,
при котором…»
а) земля покрывается льдом;
б) крыши домов покрываются льдом;
в) водоёмы покрываются льдом.
4. Какое осеннее изменение в неживой природе является главным?
а) густые туманы;
б) похолодание;
в) иней.
5. Продолжи определение: «Густой воздух белого цвета,
насыщенный водяными парами, называется…»
а) снег;
б) дождь;
в) туман.
Тест по теме: «В гости к осени» ______________________
2 вариант.
1. Какие дожди чаще всего бывают осенью?
а) тёплые и короткие;
б) моросящие и короткие;
в) холодные и затяжные.
2. Как температура воздуха изменяется с приходом осени?
а) не изменяется;
б) становится ниже;
в) становится выше.
3. Найди неправильное высказывание…
а) Осенью солнце поднимается ниже, чем летом.
б) Дни осенью становятся длиннее.
в) В сентябре бывают первые заморозки.
4.Что относится к осенним явлениям в живой природе?
а) похолодание;
б) ледостав;
в) отлёт перелётных птиц.
5. Продолжи определение: «Тонкий снежный слой,
появляющийся на предметах холодной ночью, называется…»
а) иней;
б) лёд;
в) туман.
infourok.ru
Тема: В гостях у осени. | ||||||
Цель: Закрепить знания о характерных признаках осени. Задачи:
Оборудование: карточки с сюжетными картинками, картинки по теме, компьютер. | ||||||
Планируемые результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
|
|
| ||||
Ход занятия. | ||||||
Этапы занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Универсальные учебные действия | Самоанализ занятия | ||
I.Мотивация к учебной деятельности. | Работа с календарем природы -Какое сейчас время года? -Какой день недели? -Какая сегодня погода? | Отвечают на вопросы | Регулятивные: -Организация своего рабочего места. Коммуникативные: Умение вступать в диалог. Познавательные: Умение осознанно строить речевоеВысказываниеУстно | На данном этапе прослушивается запись музыки с целью создания положительного настроения. | ||
II.Актуализация знаний. | Загадки:
И без кисти, и перекрасила Все листья. (Осень)
Плывет куда-то чем вата ниже- тем дождик ближе. (туча)
| Просмотр слайдов. Варианты ответов. | Коммуникативные: Умение отгадывать загадки. Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | На втором этапе для повторения пройденного материала использовала словестные, наглядные методы с применение слайдов. | ||
III.Целеполагание. | -Все эти слова характеризуют какое время года? Значит, какова наша тема? | Осень. | Познавательные: осуществлять поиск нужной информации. | На данном этапе формируется тема занятия и цель. | ||
IV.Повторение и изучение нового. | Предлагает прочитать стихотворение. «Время года отгадай, Предлагает ответить на ряд вопросов: Ребята, какое время года наступило? Какое время года предшествовало осени? Когда убирают урожай? Что собира-ют на огороде? Что в саду? В лесу? Как меняется лес? Игра «Собери букет».
Игра «Грибники». -А теперь обратимся к живой природе. Что происходит с насекомыми? Что происходит с птицами осенью? Зачем? Игра «Перелетные и зимующие птицы». -Как можно помочь зимующим птицам? А как животные ведут себя осенью? Еще одна примета — изменение окраски шерсти у животных. Почему? | Просмотр слайдов. Читают стихотворение хором. Выполняют задание: отвечают, рассуждают, предполагают . На полу листья. Каждый ребенок берет на парте конверт, в конверте лист дерева. Ребенок должен собрать букет из данных листьев. Дети делятся на 2 команды. Одна собирает съедобные грибы (картинки прикрепляет на доску), а 2 команда – несъедобные. У каждого из детей карточка- название и рисунок птицы. Он должен её прикре-пить в нужную категорию. Просмотр слайдов, рассуждение. Дают ответы. | Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог. Познавательные: находить и выбирать способ решения, прогнозировать результат вычисления, использовать необходимую терминологию при устных ответах. | На основном этапе занятия – закрепление изученного материала мною была использована фронтальная работа. | ||
V.Первичное закрепление. | -Зачеркнем те явления природы, которые не относятся к осени. Стало холоднее. Стало теплее. День уменьшается. День увеличивается. Река замерзает. Лед на реке тает. Листья распускаются. Листья желтеют. Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга. Тает снег и лед. Появляются почки на деревьях. | Просмотр слайда. Дети работают в индивидуальных карточках парами. | Коммуникативные: выражать свои мысли. Познавательные: умение распознавать задачу. Личностные УУД: воспитанник получает возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи. Коммуникативные УУД: Воспитанник получит возможность сотрудничать. | На этом этапе проводится первичное закрепление умения узнавать составные части задачи. По ответам детей прослеживается результат достижения цели занятия. | ||
VI.Контроль результатов деятельности. | -По каким признакам мы узнаем, что наступила осень? | Просмотр слайдов. Подводят итоги. | Познавательные: умение распознавать задачу. | Проводится закрепление знаний и анализ. | ||
VII.Рефлексия. | — Понравилось наше сегодняшнее занятие? Чем? Кто как работал? | Регулятивные: оценивать свою работу. | Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность. | |||
VIII.Итог занятия. | — Ребята, что мы вспомнили? Каковы признаки осени? | Составляют ответы в предложения. | Познавательные: вспомнить главное, ответить на вопросы о признаках осени. | Время, отведённое на всё время занятия, было соблюдено. Поставленная цель занятия реализована. |
nsportal.ru