cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация строение глаза 4 класс – Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме: Окружающий мир 4 класс. Презентация «Строение глаза»

Содержание

Презентация к уроку здоровья на тему «Путешествие в зазеркалье» (4 класс)

Автор: учитель математики

МБОУ Беловская сош Чесменского района

Шестова Анна Олеговна

Глаза – один из ценнейших органов чувств.

Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию

об окружающим мире.

Как же устроены глаза?

В чем состоит принцип их работы?

Мышцы помогают глазу двигаться;

получать одно

изображение, хотя смотрит человек двумя глазами.

Для управления движением глаза существует 6 мышц:

4 прямые и 2 косые.

Одна пара поворачивает глаз влево и вправо, другая — вверх и вниз, а третья вращает его относительно оптической оси

Глазное яблоко.

Это шарик диаметром 2,5 см.

Строение глаза

Зрачок – отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок.

Сетчатка состоит из рецепторов – палочек и колбочек .

палочки

колбочки

Вспомогательные приспособления

для защиты глаза

брови

бровь

Задерживают

стекающий пот

веко

Веки и

ресницы

Защищают

от пыли

ресницы

склера

сетчатка

роговица

радужка

зрачок

хрусталик

Две подружки рано встали,

Во дворе с песком играли.

Стали строить городок,

Стряпать вместе пирожок.

Надоело им играть –

Стали вверх песок бросать,

Но промчался ветерок

И занес в глаза песок.

Терли девочки глаза,

Набегала в них слеза,

Веки вспухли, покраснели,

Открывались еле-еле.

Словом, очень страшный вид.

Врач сказал: «Конъюнктивит».

И назначил прижиганья,

Капли, мази, промыванья.

Осторожным надо быть,

Чтоб глаза не засорить!

Конъюнктивит — это воспаление слизистой оболочки глаза.

Микробы в глаза заносятся обычно грязными руками или

общим полотенцем .

Кроме знанья и уменья

Всем необходимо зрение.

Чтоб верна была рука

За работой у станка,

Чтоб не дрогнула рука

У охотника – стрелка.

Чтоб отправился в полет

Реактивный самолет.

Чтобы смело корабли

По морям студеным шли –

Нужно помнить каждый час,

Как важны глаза для нас.

И чтоб книгу прочитать,

Нужно зреньем обладать.

Если ходишь ты в кино –

Тоже зрение нужно.

Да и в цирке представление

Посмотреть нельзя без зрения.

Значит, каждому из нас

Нужно пару зорких глаз.

Прислушайся, когда хотят

Чтоб вещь служила нам без срока,

Недаром люди говорят:

«Храните, как зеницу ока!»

«Глаза – зеркало души»

kopilkaurokov.ru

«Взгляд» на глаз. Видеоурок. Окружающий мир 4 Класс

Человек на 90 % воспринимает окружающий мир при помощи глаз. Зрение – это великое богатство человека. На этом уроке мы узнаем о строении человеческого глаза, функциях его частей, о построении и передаче изображения и многом другом. Поговорим о правилах бережного отношения к глазам.

Один древний ученый заметил, что глаза человека – более надежный свидетель, чем уши. Это утверждение правдиво, ведь более 90 % информации об окружающем мире человек получает при помощи глаз (рис. 1).

Рис. 1. Глаза человека (Источник)

В древности люди придавали глазам мистическое значение. Считалось, что глаза могут жить собственной жизнью и влияют на судьбы людей. Древние греки наносили изображения глаз на свои корабли, как обереги. Древние египтяне изображали огромное око божества Ра (рис. 2–4).

Рис. 2. Турецкий амулет «Глаз Фатимы»

Рис. 3. Древнегреческий корабль

Рис. 4. Древнеегипетское изображение глаза Ра

Глаз человека имеет круглую форму и называется глазным яблоком (рис. 5). Глаза расположены в специальных углублениях в черепе – глазницах (рис. 6).

Рис. 5. Глазное яблоко (Источник)

Рис. 6. Череп человека (Источник)

Движением глаза управляют специальные мышцы, расположенные по бокам, сверху и снизу глазного яблока. Эти мышцы прикреплены к склере – твердой оболочке белого цвета, которая защищает те части глаза, которые находятся внутри глазного яблока (рис. 7).

Рис. 7. Строение глаза (Источник)

Внешняя сторона глаза защищена верхним и нижним веками.

Веки человека – это складки кожи, которые поднимаются и опускаются специальными мышцами. Постоянно закрываясь и открываясь, они позволяют глазу оставаться чистым и увлажненным. Если в темной комнате резко включить яркий свет, человек обязательно зажмурится – сомкнутся его веки, защищая глаза от слепящего света и давая им возможность постепенно привыкнуть к смене освещения. Если поднести близко к лицу какой-либо предмет, веки автоматически закроются, защищая глаза от возможной опасности.

Брови тоже охраняют глаза: они препятствуют попаданию пота со лба в глаза.

Ресницы защищают глаза от пыли, дождя, снега и других помех. На обоих глазах человека примерно 80 ресниц, каждая из которых сменяется каждые 100 дней. Таким образов за жизнь человека сменяется 80 000–90 000 ресниц.

У людей, живущих в зоне степей, пустынь и полупустынь, узкий разрез глаз – так природа помогла приспособиться человеку к пыльным ветрам и песчаным бурям.

Спереди глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой, роговицей, которая состоит из клеток, легко пропускающих свет. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица нуждается в постоянном увлажнении, иначе она тускнеет (рис. 8).

Рис. 8. Строение глаза (Источник)

Вверху наружного угла глаза есть слезная железа, в ней хранится жидкость – слезы (рис. 9). При моргании железа открывается, выделяется жидкость, которая смачивает глаз и защищает его от высыхания. Мы моргаем каждые 6 секунд, то есть в течение жизни мы опускаем и поднимаем веки около 250 млн раз. Слезы солоноватые на вкус и прозрачные. Поэтому говорят: «Чистый, как слеза».

Рис. 9. Слеза (Источник)

В составе слез есть белки, которые помогают защищать глаз от попавших на его поверхность микробов. Чтобы слезы не скапливались вокруг глаз, излишек выводится через слезный канал в носовую полость. Вот почему, поплакав, человек вынужден вытирать не только глаза, но и нос.

Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. Радужка уникальна – на Земле нет даже 2 людей с одинаковыми радужными оболочками глаз (рис. 10).

Рис. 10. Радужная оболочка глаза (Источник)

Рис. 11. Ношение солнцезащитных очков (Источник)

Чтобы сберечь радужку, необходимо в яркую солнечную погоду носить солнцезащитные очки (рис. 1). Сзади к радужной оболочке прикреплены мышцы, которые позволяют ей менять форму в зависимости от освещения: чем меньше света, тем уже кольцо радужки. Таким образом, радужка контролирует, сколько света проникнет через зрачок – черный кружок, который находится в центре радужной оболочки. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый тусклый – расширяется. От этого зрачок выглядит то совсем маленьким, то большим – в зависимости от сильного или слабого освещения (рис. 12).

Рис. 12. Строение глаза (Источник)

В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Хрусталик прозрачный, бесцветный и эластичный. Для того чтобы сфокусировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Иногда в работе хрусталика происходит сбой, тогда некоторые люди нечетко видят предметы вблизи (дальнозоркость) или вдалеке (близорукость). Тогда люди носят очки, чтобы помочь хрусталику. Также хрусталик можно тренировать: для этого достаточно несколько раз перевести взгляд с дальнего объекта на ближний и обратно.

После хрусталика свет проходит через стекловидное тело, заполняющее всю полость глазного яблока. Стекловидное тело состоит из тонких волокон, между которыми находится бесцветная прозрачная жидкость, обладающая большой вязкостью; эта жидкость напоминает расплавленное стекло. Отсюда и произошло его название – стекловидное тело.

Сетчатка – та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка плотно покрывает заднюю часть глазного яблока. Она также важна, как пленка в фотоаппарате. Сколько бы мы ни зажимали на затвор, сколько бы света ни проходило сквозь линзу объектива, если в фотоаппарате нет пленки, все равно никакой фотографии не получится. То же самое происходит и с глазами. Если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели.

Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри, и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Хотя размер сетчатки невелик, на ее поверхности находится более 130 миллионов чувствительных к свету клеток. Эти клетки делятся на 2 типа: палочки (различают белый, черный и все оттенки серого цвета; помогают видеть в темноте) и колбочки (различают все цвета, но могут работать только при свете). Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому нерву (он называется зрительным нервом) в специальный отдел мозга. Изображение это уменьшено и перевернуто (рис. 13).

Рис. 13. Прием изображения глазом (http://ladativi.ru/assets/images/eye2.jpg)

А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза.

Повторим последовательность:

1. Свет проходит сквозь роговицу и зрачок к хрусталику.

2. Затем он проходит через хрусталик и жидкость, заполняющую глазное яблоко, и попадает на сетчатку.

3. Сетчатка принимает световой импульс и передает его зрительному нерву.

4. Зрительный нерв посылает сигнал мозгу.

5. Мозг переводит сигнал в зрительный образ.

Зрение – огромное богатство человека. Слепым очень трудно. А дефекты зрения трудно исправить. Поэтому необходимо беречь глаза и заботиться о зрении (рис. 14).

Рис. 14. Берегите зрение!

Следуйте таким правилам:

1. Нужно промывать глаза утром и вечером.

2. Не трите глаза грязными руками, чтобы не занести микробы и сор.

3. Если в глаз попала соринка, обратитесь за помощью ко взрослым, промойте глаза водой.

4. Остерегайтесь попадания в глаза острых предметов.

5. Не читайте лежа, в транспорте, при плохом освещении.

6. Старайтесь держать книгу на расстоянии 30–35 см (чтобы определить это расстояние, поставьте локоть на стол и кончиками пальцев дотянитесь до виска – на таком расстоянии от глаз стоит держать книгу или тетрадь).

7. Помните, что при чтении и письме свет должен падать слева.

8. Смотрите телевизор не более 1–1,5 часов в день.

9. Сидите не ближе 3 м от телевизора, подальше от монитора компьютера.

10. Работайте на компьютере не более 15 минут подряд.

11. Ежедневно делайте гимнастику для глаз.

12. Употребляйте в пищу продукты, богатые витаминами, которые необходимы для правильной работы глаз: морковь, лук, сладкий перец, помидоры, петрушку.

На следующем уроке мы узнаем, сколько у человека на самом деле ушей, убедимся в том, что ухо помогает не только слышать и слушать, но и сохранять физическое равновесие, познакомимся с необычными фактами об этом слуховом органе.

 

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 4. – М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 4. – М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 4. – М.: Просвещение.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Festival.1september.ru (Источник).
  2. Openclass.ru (Источник).
  3. Zrenielib.ru (Источник).

 

Домашнее задание

1. Напишите соответствующие названия.

1. Орган зрения. (Глаз)

2. Углубление в лицевой части черепа, в котором помещается глазное яблоко. (Глазница)

3. Подвижные кожные складки, защищающие глаза от ветра и пыли. (Веки)

4. Поднимание и опускание век. (Моргание)

5. Волоски на краях век. (Ресницы)

6. Дугообразные полоски волос над глазной впадиной. (Брови)

7. Прозрачная оболочка, которой покрыто глазное яблоко. (Роговица)

8. Отверстие в центре радужной оболочки. (Зрачок)

9. Часть глаза в виде выпуклой линзы. (Хрусталик)

10. Дно глаза (Сетчатка)

11. Заболевание глаз, при котором удаленные предметы видятся яснее, чем близкие. (Дальнозоркость)

2. Зарисуйте строение глаза, сделайте подписи.

3. * Ответьте на вопрос: «Почему все кошки ночью серые?»

interneturok.ru

Проект «О глазах и зрении» (4 класс)

Содержание

Введение

Глава I

Теоретическая часть

1. Свойства и функции зрения.

2. Строение глаза человека.

Глава II

Практическая часть

  1. Зрение и возраст.

  2. А что говорят врачи?

  3. Причины ухудшения зрения.

  4. Главный враг — экран.

  5. Гимнастика для глаз.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение

Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видит днем и неплохо в сумерках .(Слайд 1)

Актуальность темы заключается в том, что в наше время орган зрения подвергается огромным перегрузкам и человек вынужден поглощать огромный объём информации, более 80% которой поступает через глаза.

У меня возникли вопросы, почему люди становятся близорукими и дальнозоркими? Что нужно делать чтобы это не случилось?

Цель: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз.

Задачи:

Изучить литературу по теме.

Выяснить причины ухудшения зрения.

Методы исследования:

Подбор и анализ литературы.

Практические опыты.

Анкетирование.

Объект исследования: глаза как органы зрения.

Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.

1.Свойства и функция глаз. Глаза человека выполняют двойную функцию; с одной стороны — они являются органом зрения, с другой – контакта между людьми. (Слайд 4)

2. Как глаз видит?

По форме глаз напоминает шар, диаметром – 2, 5 см, вес около 7-8 грамм. Брови и ресницы предотвращают попадание в глаза пыли, снега, дождя. Немецкий физик Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату, изображение на сетчатке получается перевернутым и уменьшенным. (Слайд 5)

3.Почему у нас два глаза?

Два глаза работают одновременно, благодаря такому бинокулярному зрению мы можем точно определить расстояние до окружающих нас предметов.(Слайд 6)

ПРОВЕДЕМ ЭКСПЕРИМЕНТ:

Если поместить руку на расстоянии 20 см от одного глаза, а другим глазом в это время смотреть в картонную трубку, то, кажется, что в руке проделано отверстие, через которое просматривается то, видно через картонную трубку. Зрительный эффект основан на том, что видят оба глаза. Наше бинокулярное зрение позволяет нам иметь точное видение глубины изображения, предстающего перед нашими глазами. (Слайд 7)

4.Строение глаза человека.

Зрачок – это отверстие в центре радужки, которое позволяет лучам света проникать внутрь глаза.

Хрусталик находится за радужкой и в силу своей прозрачности невооруженным глазом не виден.

Стекловидная водянистая жидкость – пространство между хрусталиком и сетчаткой.

Сетчатка представляет собой тончайшую внутреннюю оболочку глаза, которая обладает чувствительностью к свету.

Зрительный нерв передает информацию в виде импульсов в мозг.

А что же у животных?

Собаки видят в 3 раза хуже человека, то есть человек будет видеть 10-ую строчку в таблице, а собака только третью. (Слайд 8)

Кошки.

Кошка способна ясно видеть окружающие предметы при освещённости в шесть раз меньшей той, что нужна человеку.

У кошки под сетчаткой находится специальная отражательная оболочка. Из-за этого её глаза светятся в темноте. (Слайд 9)

Цвета и оттенки. (Слайд 10)

Человеческий глаз различает всего семь основных цветов – красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Но кроме этого, глаза обычного человека способны различить до ста тысяч оттенков, а глаза профессионала, например, художника до миллиона оттенков!

Проведем еще один эксперимент:

Начнем вращать разноцветную юлу.

Когда юла быстро крутится, мы просто не успеваем за ее вращением и глаз, еще помнит старый цвет, когда появляется уже новый. Результат – сложение, смешение цветов. На этом основаны многие оптические иллюзии

Практическая работа (Слайд 11)

Я провела анкетирование среди учащихся начальной школы МОУ «СОШ №24»

Результаты обработала и получила такие данные:

При поступлении в школу никто из ребят очки не носил, к третьему классу эта цифра составила уже 8%. Зрение отличное было – у 92% респондентов, через 2 года сохранилось только у 79%.

Вывод: С началом учебных занятий нагрузка на глаза существенно возрастает, т.к. мы часто концентрируемся на письме и чтении, больше проводим времени за компьютером, с книгой и т.д..

Зрение и возраст. (Слайд 12)

Исследуя состояние зрения у ребят, их братьев, сестер, родителей и старшего поколения оказалось, что если у школьников 7-15 лет показатель отличного зрения – 85% из числа опрошенных, то у родителей 25-45 лет – эта цифра уже 75%, а к 45-65 годам — всего лишь 26%.

Вывод: С возрастом, увы, зрение ухудшается у большинства людей.

А что говорят врачи?(Слайд 13-14)

Бытует мнение, что глаза — это показатель того, как мы смотрим на мир. Если зрение ухудшается, то возможно, что человек просто внутренне от чего-то отгораживается в своей жизни, его что-то не устраивает в окружающем мире. Хотя бывают, конечно, и другие причины ухудшения зрения.

Даже слишком узкая одежда отрицательно влияет, она нарушает кровообращение, а это сказывается на глазах…

Вот основные причины, о которых говорят врачи:

Причина 1 – отсутствие работы глазных мышц.

Если постоянно сосредоточиваться на тексте книги или экране компьютера, то мышцы, управляющие хрусталиком, станут вялыми и слабыми. Как и всякие мышцы, которым не приходится работать, они теряют форму.

Причина 2 — старение сетчатки. 

Клетки сетчатки глаза содержат светочувствительный пигмент, с помощью которого мы видим. С возрастом этот пигмент разрушается, и острота зрения падает.

Причина 3 -Ухудшение кровообращения. 

Сетчатка глаза – очень нежный орган, она страдает при малейших нарушениях кровообращения.

Причина 4 — Чрезмерное напряжение глаз.

Клетки сетчатки страдают как при попадании на них слишком яркого света, так и от напряжения при недостаточном освещении.

Главный враг – экран (Слайд 15)

Работа с компьютером заставляет глаза особенно сильно напрягаться, поэтому при работе с ним необходимо помнить о правилах безопасности.

Почему у художников близорукость бывает очень редко? Потому что они постоянно тренируют глаза, переводя взгляд с листа бумаги или холста на удаленные предметы.

Заключение.

ВЫВОДЫ (Слайд 16)

Чтобы сохранить здоровье глаз нам необходимо:

Тренировать мышцы глаз;

Защищать глаза темными очками от яркого солнца;

Не читать при плохом освещении, в транспорте;

Находится у телевизора и компьютера не более 1 часа в день;

Регулярно проходить обследование у офтальмолога и

соблюдать все его рекомендации.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! (Слайд 17)

БЕРЕГИТЕ СВОИ ГЛАЗА!!!

Список литературы:

А. Ликум «Все обо всем». Том 1. Том 3. Популярная энциклопедия для детей. Компания «Ключ- С» Филологическое общество «СЛОВО» ТКО АСТ-Москва, 1994

Калашникова Е.А. Улучшение зрения. – М., 2006.

Леонович А.А. «Я познаю мир. Издательство АСТ, 2001 г.

Строение глаза. Википедия, интернет-источник http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EB%E0%E7

http://moda.optic-center.ru/us

http://sappery.3dn.ru/news/pro

http://childschool.ucoz.ru/pub…

http://www.giport.ru/news/8411

http://golodanie.su/forum/show…

http://www.wbc2t.ru/bud-zdorov…

Приложение

infourok.ru

Презентация к уроку (окружающий мир, 4 класс) на тему: Орган зрения. Окружающий мир 4 класс.

Слайд 1

Орган зрения.

Слайд 2

Глаз ( oculus ) — сенсорный орган (орган зрительной системы) человека и животных, обладающий способностью воспринимать электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн и обеспечивающий функцию зрения. У человека через глаз поступает около 90 % информации из окружающего мира Глаз человека состоит из глазного яблока и зрительного нерва с его оболочками Глазное яблоко состоит из оболочек, которые окружают внутреннее ядро глаза, представляющее его прозрачное содержимое — стекловидное тело, хрусталик, водянистая влага в передней и задней камерах.

Слайд 4

Ядро глазного яблока окружают три оболочки: наружная (фиброзная), средняя (сосудистая) и внутренняя. Фиброзная оболочка глазного яблока, tunica fibrosa bulbi, выполняет защитную функцию. Передняя часть ее прозрачная и называется роговицей, а большая задняя часть из-за белесоватого цвета получила название белочной оболочки, или склеры. Границей между роговицей и склерой служит неглубокая циркулярная борозда склеры, sulcus s clerae. Роговица, cornea, является одной из прозрачных сред глаза и лишена сосудов. Периферический край (лимб) роговицы, limbus corneae, как бы вставлен в передний отдел склеры, в которую переходит роговица. В ней различают свободную переднюю поверхность, facies anterior, и заднюю поверхность, facies posterior, обращенную в переднюю камеру глазного яблока. Наиболее выступающая часть передней поверхности роговицы— вершина роговицы, vertex corneae. Периферические отделы роговицы имеют толщину 1,0—1,2 мм, центральный—0,8—0,9 мм. Горизонтальный диаметр роговицы равен 11—12 мм, вертикальный составляет 10,5—11,0 мм.

Слайд 6

Ткань роговицы состоит из пяти слоев. 1. Передний эпителий роговицы сформирован многогранными плоскими неороговевающими клетками, содержит многочисленные нервные окончания. Обладает высокой регенераторной способностью. 2. Передняя пограничная пластинка или Боуменова мембрана — бесструктурная однородная передняя пограничная пластинка. Расположена под базальной мембраной. Имеет фибриллярное строение 3. Собственное вещество роговицы или строма. Она состоит из тонких, правильно чередующихся между собой соединительнотканных пластинок, отростки которых содержат множество тончайших фибрилл. Роль склеивающего вещества играет мукоид в состав которого входит сульфогиалуроновая кислота, обеспечивающая прозрачность роговицы. Она не содержит сосудов, восстанавливается медленно. 4. Задняя пограничная пластинка или Десцеметова мембрана. Она очень плотная, фибрилы ее состоят из вещества, идентичного коллагену. Особенностью ее является устойчивость к химическим агентам и литическому действию гнойного экссудата при язвах роговицы, хорошо регенерирует. 5. Задний эпителий роговицы или эндотелий. Это один слой плоских призматических шестиугольных клеток, плотно прилегающих друг к другу. Роговичный эндотелий ответственен за прозрачность роговицы. Роговичный эндотелий не восстанавливается.

Слайд 7

Задний, больший, отдел наружной оболочки глазного яблока (5/6 всей оболочки) составляет склера, sclera. Она является непосредственным продолжением роговицы; наружной границей между склерой и роговицей служит борозда склеры, sulcus sclerae. В этой области располагаются элементы дренажной системы глаза — трабекулярная сеточка [зубчатая связка] , reticulum trabeculare [ligamentum pectinatum]. В отличие от роговицы склера образована волокнами плотной соединительной ткани с примесью эластических и коллагеновых волокон и непрозрачна. Склера переходит в роговицу постепенно. Коллагеновые волокна склеры, оканчивающиеся у эндотелия роговицы, образуют роговично-склеральную часть, pars corneoscleralis. На границе между ними имеется полупрозрачный ободок— лимб [край] роговицы, limbus corneae. Склеру составляют собственное вещество склеры, substantia propria sclerae, передняя поверхность которого покрыта эписклеральной пластинкой, laminaepiscleralis, а внутренняя — темной пластинкой склеры, lamina fusca sclerae.

Слайд 9

Сосудистая оболочка (tunica vasculosa) является средним слоем глазного яблока. Она содержит сплетение кровеносных сосудов и пигментных клеток, темноокрашенная от содержащегося в ней пигмента оболочка, лежит под склерой. В ней различают три отдела: собственно сосудистую оболочку, ресничное тело и радужку.

Слайд 10

1. Собственно сосудистая оболочка , choroidea, является задним, большим отделом сосудистой оболочки. Благодаря постоянному передвижению choroidea при аккомодации здесь между обеими оболочками образуется щелевидное лимфатическое пространство, spatium perichoroideae. 2. Pесничное тело , corpus ciliare, — передняя утолщенная часть сосудистой оболочки, располагается в форме циркулярного валика в области перехода склеры в роговицу. Задним своим краем, образующим так называемый ресничный кружок, orbiculus ciliaris, ресничное тело непосредственно продолжается в choroidea. Место это соответствует ora serrata сетчатки. Спереди ресничное тело соединяется с наружным краем радужки. Corpus ciliare впереди от ресничного кружка несет на себе около 70 тонких, радиарно расположенных беловатого цвета ресничных отростков, processus ciliares.

Слайд 11

3. Pадужка , или pадужная оболочка, iris, составляет самую переднюю часть сосудистой оболочки и имеет вид круговой, вертикально стоящей пластинки с круглым отверстием, называемым зрачком, pupilla. Зрачок лежит не точно в ее середине, а немножко смещен в сторону носа. Радужка играет роль диафрагмы, регулирующей количество света, поступающего в глаз, благодаря чему зрачок при сильном свете суживается, а при слабом расширяется. Наружным своим краем, margo ciliaris, радужка соединена с ресничным телом и склерой, внутренний же ее край, окружающий зрачок, margo pupillaris, свободен. В радужке различают переднюю поверхность, facies anterior, обращенную к роговице, и заднюю, facies posterior, прилегающую к хрусталику. Передняя поверхность, видимая через прозрачную роговицу, имеет различную окраску у разных людей и обусловливает цвет их глаз. основа радужки, stroma iridis, состоит из соединительной ткани, имеющей архитектуру решетки, в которую вставлены сосуды, идущие радиально, от периферии к зрачку. Эти сосуды, являющиеся единственными носителями эластических элементов (так как соединительная ткань стромы не содержит эластических волокон), вместе с соединительной тканью образуют эластичный скелет радужки, позволяющий ей легко изменяться по величине. Сами движения радужной оболочки осуществляются мышечной системой, залегающей в толще стромы. Эта система состоит из гладких мышечных волокон, которые частью располагаются кольцеобразно вокруг зрачка, образуя мышцу, суживающую зрачок, m.sphincter pupillae, а частью расходятся радиарно от зрачкового отверстия и образуют мышцу, расширяющую зрачок, m.dilatator pupillae. Обе мышцы взаимно связаны и действуют друг на друга: сфинктер растягивает расширитель, а расширитель расправляет сфинктер. Благодаря этому каждая мышца попадает в свое исходное положение, чем и достигается быстрота движений радужки. Эта единая мышечная система имеет punctum fixum на ресничном теле. M.sphincter pupillae иннервируется парасимпатическими волокнами, идущими из добавочного ядра глазодвигательного нерва в составе n.oculomotorius, а m.dilatator pupillae — симпатическими из truncus sympathicus. Непроницаемость диафрагмы для света достигается наличием на ее задней поверхности двухслойного пигментного эпителия. На передней поверхности, омываемой жидкостью, она покрыта эндотелием передней камеры.

Слайд 13

Сетчатка , или сетчатая оболочка, retina, — самая внутренняя из трех оболочек глазного яблока, прилегающая к сосудистой оболочке. Происходит из эктодермы (из стенок глазного бокала) и состоит из двух частей; наружной, содержащей пигмент, pars pigmentosa, и внутренней, pars nervosa, которая разделяется по своей функции и строению на два отдела: задний несет в себе светочувствительные элементы — pars optica retinae, а передний их не содержит. Волокна зрительного нерва, лишившись своей миелиновой оболочки, распространяются от диска во все стороны по pars optica retinae. Диск зрительного нерва, имеющий около 1,7 мм в диаметре, лежит несколько медиально (в сторону носа) от заднего полюса глаза. Латерально от него и вместе с тем немного в височную сторону от заднего полюса заметно в форме овального поля 1 мм в поперечнике так называемое пятно, macula, окрашенное у живого в красно-коричневый цвет с точечной ямкой, fovea centralis, посредине. Это место наибольшей остроты зрения. В сетчатке находятся светочувствительные зрительные клетки, периферические концы которых имеют вид палочек и колбочек. Так как они расположены в наружном слое сетчатки, примыкая к пигментному слою, то световые лучи, чтобы достичь их, должны пройти через всю толщу сетчатки. Палочки содержат в себе так называемый зрительный пурпур, который придает розовый цвет свежей сетчатой оболочке в темноте, на свету же он обесцвечивается. Образование пурпура приписывают клеткам пигментного слоя. Колбочки не содержат зрительного пурпура. Нужно отметить, что в macula находятся только колбочки, а палочки отсутствуют. В области диска зрительного нерва светочувствительных элементов нет, вследствие чего это место не дает зрительного ощущения и потому называется слепым пятном.

Слайд 14

Микроскопически в сетчатке различают 10 слоев 1. Пигментный эпителий, который простирается на всем протяжении оптической части сетчатки и имеет непосредственную связь со стекловидной пластинкой. Клетки пигментного эпителия имеют форму шестигранной призмы и расположены в один ряд. В них содержится пигмент фусцин. Пигментный эпителий поглощает и трансформирует лучи света, устраняя его диффузное рассеивание внутри глаза. 2. Слой палочек и колбочек — первый нейрон сетчатки. Палочка представляет собой правильное цилиндрическое образование длинной от 40-60 микрон, делится на два членика: наружный, имеющий цилиндрическую форму и внутренний, имеющий слегка вздутую форму. В наружном имеется концентрация зрительного пурпура (родопсина) и сосредоточены фотохимические процессы. Колбочки имеют форму бутылки — вытянутый тонкий наружный членик и брюшистый внутренний. Наружный членик колбочки содержит другое красящее вещество — иодопсин. Внутренние членики палочек и колбочек переходят непосредственно в нервное волокно, по ходу которого располагаются ядра зрительных клеток, составляющие наружный ядерный слой. Нервное волокно заканчивается синапсом, обеспечивающим функциональную связь первого нейрона со вторым — биполярными клетками. 3. Наружная пограничная пластинка образуется из концевых разветвлений мюллеровых волокон поддерживающей ткани сетчатки. Она нежная, тонкая и прозрачная. Через нее проходят отростки палочек и колбочек. 4. Наружный ядерный слой состоит из волокон и ядер палочковых и колбочковых клеток и разветвлений мюллеровых волокон между ними.

Слайд 15

5. Наружный плексиформный слой — это слой, с которого начинается мозговой слой сетчатки. Здесь свободные окончания зрительных клеток соприкасаются с восходящими отростками биполярных клеток. В фовеолярной области этого слоя нет. 6. Внутренний ядерный слой — это биполярные клетки, которые содержат ядро и два отростка. Здесь находятся амакриновые клетки, горизонтальные ядра мюллеровых волокон. Биполяры объединяют от 1 до 30 колбочек или до 500 палочек, В этом слое начинается второй нейрон сетчатки. 7. Внутренний плексиформный слой состоит из клеток и волокон внутреннего ядерного слоя. В нем также встречаются единичные биполяры, амакриновые и горизонтальные клетки. В этом слое заканчивается второй нейрон сетчатки. 8. Слой ганглиозных клеток образован крупными клетками с двухконтурным ядром и большим ядрышком. Клетки отделены друг от друга мюллеровскими волокнами. Ганглиозная клетка вступает в контакт с группой биполяров, а один биполяр — с гроздьями палочек и колбочек. Лишь биполярная клетка, соединяющаяся с фовеолярной колбочкой, имеет свою ганглиозную клетку. Ганглиозная клетка — это третий нейрон сетчатки. 9. Слой нервных волокон состоит из осевых цилиндров ганглиозных клеток, которые образуют зрительный нерв. Эти осевые цилиндры сетчатки и соска зрительного нерва лишены миелиновой оболочки, которую они получают только после прохода через решетчатую пластинку склеры. Нервные волокна, идущие от фовеолярных ганглиозных клеток сетчатки, образуют так называемый папилломакулярный нервный пучок. В этом слое имеются также мюллеровые поддерживающие волокна, элементы нейроглии и сосуды. 10. Внутренняя пограничная мембрана — тонкая, прозрачная пластинка, образованная мюллеровскими волокнами, покрывает все глазное дно и отделяет сетчатку от стекловидного тела. Опорную ткань образуют мюллеровы волокна, которые представляют собой своеобразно измененные клетки глии и проходят через всю толщу сетчатки от внутренней до наружной пограничной пластинки. Промежутки между элементами заполнены межуточным белковым коллоидным веществом

nsportal.ru

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме: Учебно-методический комплект на тему » Взгляд на глаз» 4 класс

1. Организационный момент.

Словесный.

1

Проверьте свою готовность к уроку.

Здравствуйте! Меня зовут Наталья Викторовна, урок «Окружающего мира» проведу у вас я.

Присаживайтесь, пожалуйста.

Готовятся к уроку,

приветствуют  учителя,

включаются в ритм урока.

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности

2. Подготовка к основному этапу занятий.

Словесный; беседа.

33

Сегодня мы будем говорить об одном из этих помощников. Ученые считают, что 70% всей информации человек воспринимает с помощью этого органа чувств.
Отгадайте загадку :
Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг на друга не глядят
(глаза)

Какая тема нашего урока ?

Откройте уч. На стр. 52 прочитайте тему урока.

И так давайте поставим цели нашего урока:
-Узнать строение глаза
-Какие функции выполняют его части

 В древности считалось ,что глаза могут жить собственной жизнью. Древние греки рисовали как амулеты и обереги на своих кораблях красивые вытянутые глаза. А египтяне на своих пирамидах изображали огромное око божества Ра. Давайте и мы с вами узнаем , как устроен глаз человека. Его внешние части.
    Прочитай первый абзац на странице 53 .
Специальное углубление в черепе- ГЛАЗНИЦА.
Найдите её у себя , аккуратно подушечками пальцев пощупайте ее) Спереди глаза защищены Веками. Покажите мне их.Как вы думаете для чего служат веки?( Веки помогают глазу оставаться чистым и увлажненным). Что происходит когда к вам что то близко подносят к лицу? (Веки закрываются) Почему это происходит? ( Веки закрываются автоматически , чтобы защитить глаз от возможной опасности).
Откройте рабочую тетрадь на стр.25 № 52, запишите основные функции век. Назовите их.
Что находится над глазами? (брови) Для чего служат они? ( Брови защищают глаза от попадания пота)
Что еще защищает наши глаза? (Ресницы защищают наши глаза от снега, пыли) У человека приблизительно 100 ресниц на обоих глазах. Каждая ресничка живет в среднем 100 дней. Таким образом за жизнь человека сменяется от 80000 до 90000 ресниц. Ресницы , как забор, не позволяют проникнуть в глаз даже самым мелким пылинкам.
Теперь рассмотрим внутреннее строение глаза.
Слезы вырабатываются в слезном мешочке.
Посмотрите в глаза соседу. В центре глаза вы увидите цветное кольцо , которое называется РАДУЖКОЙ. Каких цветов бывает радужка? ( различных от светло-серого до темно –коричневого) Именно радужка определяет цвет глаз человека.
 Выступление ученика с подготовленным сообщением
(-При дневном свете или слишком сильном холоде цвет глаз у человека может менятся (это называется хамелеон) 
-На Земле примерно 1% людей, у которых цвет радужки левого и правого глаза неодинаков . 
-Радужная оболочка глаз как и отпечатки пальцев человека повторяются у людей очень редко. Это решили использовать! Наряду с обычным паспортным контролем, в некоторых местах действует пропускной пункт, определяющий личность человека по радужной оболочке его глаза. 
-Около 10 000 лет назад у всех людей были карие глаза, пока у человека, жившего в области Черного моря, не появилась генетическая мутация, которая привела к появлению голубых глаз.)

Прочитайте вслух первый абзац на стр. 54 . За счет чего радужка меняет свой размер? (За счет мышц прикрепленных к радужке, которые могут сокращаться и расслабляясь менять ее форму )  Что же такое зрачок? (ЗРАЧОК- это кружок черного цвета, располагающийся в центре радужки).
Поработайте в парах. Попроси соседа повернуться лицом к свету и рассмотри ширину его зрачков. Затем пусть сосед прикроет глаза и заслонит их рукой. Что вы заметили?( Зрачки сужаются , когда в них попадает свет , и расширяются, когда света становится меньше.
  Через минуту пребывания в темноте чувствительность глаз к свету возрастает в 10 раз, через 20 мин. — в 6 тыс. раз.

    Очень важная часть глаза находится прямо за зрачком. Это ХРУСТАЛИК. На него попадает свет , проходящий через зрачок. Хрусталик бесцветный и прозрачный. Он фокусирует проходящий через него свет на задней части глаза , которая называется СЕТЧАТКОЙ. Иногда в работе хрусталика происходит сбой ,тогда люди не могут видеть в близи или вдалеке. Тогда нужно хрусталику помочь . А как? (Носить очки, делать зарядку) Хрустали можно тренировать, делать зарядку для глаз, давайте и мы с вами сделаем
1. Несколько раз крепко зажмите глаза и попробуйте расслабиться. 
2. Откройте глаза и сделайте несколько круговых движений по часовой стрелке и наоборот. Делайте равное количество движений на каждой стороне. 
3. Делайте интенсивные движения глазами в правую и левую сторону, вверх и вниз. 
4. Несколько секунд быстро моргайте.
5. Положите на глаза свои теплые ладони, перекрестив пальцы на лбу, и дождитесь, пока перед глазами появится темнота. 
6. Положите пальцы на кончик носа и смотрите на эту точку несколько секунд. 

На сетчатке размещается приблизительно 130 млн клеток чувствительных к свету.  Прочитайте про себя стр 55 с третьего снизу абзаца. Сколько у человека типов светочувствительных клеток? (2-палочки  и колбочки). Что «видят» палочки? ( белый, черный, оттенки серого). Что видят колбочки и при каком условии? ( все цвета , при достаточно ярком свете).
К сетчатке сзади подходит зрительный нерв. Палочки и колбочки преобразуют цвета и формы, которые мы видим в миллионы сообщений, которые по этому нерву отправляются в мозг. И мы понимаем- перед нами книга, стол ,дорога.  А может мозг ошибаться? (В темноте обычный куст вы можете принять за лешего)

  Составление памятки, правил  «Береги зрение» (работа в группах) по опоре ( 1Гигиена глаз. 2 Как нужно читать. 3 Телевизор, компьютер. 4 Зарядка для глаз)
Посмотрите ,какая памятка получилась у меня.

1. Умываться по утрам и вечерам.
2. Смотреть телевизор не более 1 часа. После 20-ти минутной работы за компьютером  сделать зарядку.
3. Не читать лежа.
4. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
5. Расстояние от глаз до текста должно быть 30-35 см (лоток).
6. Употреблять в пищу петрушку, морковь, лук, помидоры, сладкий красный перец.
7. Делать гимнастику для глаз.
8.Остерегайтесь острых предметов. Не бегайте с ними
Очень важно беречь зрение, для этого нужно соблюдать эти правила.

Разгадывать загадку

Формулируют тему урока

Читают тему урока

Формулирують цели урока.

Выразительно читают текст.

Отвечают на вопросы после прочтения текста.

Отвечают на вопросы.
Строят предположения

Работают в рабочей тетради

Читают текст
Находят в тексте информацию

Озвучивают понятие

Работа в парах.
Высказывают свои предположения в паре
Формулируют выводы наблюдения

Отвечают на вопросы.

Находят в тексте информацию

Работа в группах

К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.
Учет разных мыслей.

Р:самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
К:развивать умение слушать и понимать других. Развивать навык работы в паре и группе
П: извлечение необходимой информации из текста.

nsportal.ru

Методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме: Урок окружающего мира 4 класс по программе «Школа XXI века» — Орган зрения — глаз

Слайд 1

Посмотрите друг на друга, одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются? У кого ещё есть глаза? Глаза помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать и т. д. Два Егорки живут возле горки, Живут дружно, а друг на друга не глядят.

Слайд 3

Строение глаза Глаз круглый, как яблоко, поэтому его и называют глазное яблоко. Спереди глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой — роговицей . Она защищает глаз от инфекции. Под ней мы видим радужную оболочку. У разных людей она разная. В самом центре радужной оболочки находится зрачок . Это отверстие, через которое в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому и зрачок у всех людей чёрного цвета. Благодаря специальным мышцам зрачок в темноте расширяется, а при свете – сужается .

Слайд 4

За зрачком находится особое образование, похожее на линзу – это хрусталик. Хрусталик даёт нам резкость изображения, и мы отчётливо видим то, на что смотрим. Но, когда глаза устают, мышцы ослабевают, становится плохо, не чётко видно.

Слайд 5

Для чего вокруг глаз есть ресницы? Ресницы защищают глаза от попадания в них соринок.

Слайд 6

Для чего мы моргаем? Моргаем мы для того, чтобы периодически смазывать слезами роговицу, когда боимся попадания чего-либо в глаз.

Слайд 7

Для чего закрываются веки, когда мы засыпаем? Веки глаз на время сна закрываются, чтобы отдохнули мышцы век, отдыхал мозг – к нему не поступает новая информация от глаз.

Слайд 8

Почему плачем, когда режем лук? Сок лука, а также некоторые другие резко пахнущие вещества – ацетон, лак, специальные слезоточивые отравляющие вещества – являются раздражителями глаз, вызывая обильное слезотечение. Глаз пытается быстрее смыть со своей поверхности молекулы этих веществ.

Слайд 9

Глаз – волшебный теремок, Круглый маленький домок. Яркой радужки кружок Украшает глаз-домок. В центре радужки – зрачок, Чёрный маленький кружок. Коль светло – зрачок поуже, Чтобы видел глаз не хуже. Лишь стемнеет – наш зрачок Станет сразу же широк. А за радужкой лежит Маленький хрусталик. Он такой имеет вид, Как стеклянный шарик. Очень хрупок этот дом, Тонки, нежны стенки в нём.

Слайд 11

ПОЛЕЗНО ВРЕДНО

Слайд 12

ПОЛЕЗНО ВРЕДНО Читать при хорошем освещении. Читать лёжа. Телевизор смотреть на расстоянии . Смотреть близко телевизор. Беречь глаза от ударов. Тереть глаза грязными руками. Употреблять в пищу витамины. Читать в транспорте или за обедом. Выполнять упражнения для глаз. Долго сидеть за компьютером.

Слайд 13

Кто такие дальтоники? Можно ли водить им автомобиль? Дальтоникам водить автомобиль опасно, особенно в темноте, когда не видно, верхний (красный) или нижний (зеленый) фонарь горит у светофора (красный или зеленый цвет они воспринимают одинаково, не различая их).

Слайд 14

Теперь я могу … Теперь я знаю ..

nsportal.ru

Презентация «Строение глаза» | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Строение глаза Человек познаёт окружающий мир (форму, тон, оттенки, текстуру предметов), ориентируется в пространстве, словом, получает основную долю (до 80 %) информации из внешней среды благодаря зрению. Зрение — уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира. Это все поэзия… В прозе — зрение – сложная цепь биохимических реакций и биофизических преобразований, а глаз человека представляет собой сложную оптическую систему, воспринимающую и преобразующую световые лучи в нервный импульс, передающийся по зрительному нерву в головной мозг.

Слайд 2

Строение глаза: Роговица Радужная оболочка Зрачок Хрусталик Стекловидное тело Сетчатка Склера Сосудистая оболочка Зрительный нерв

Слайд 3

Роговица Глаз заключен в упругой белой оболочке — склере. Роговица — прозрачное окно в этой оболочке, которое позволяет изображениям объектов, на которые вы смотрите, проникать в виде световых волн внутрь вашего глаза. На поверхности роговицы свет начинает путь в ваш глаз. Функция роговицы — пропускать свет и фокусировать изображение. Поскольку роговица, как и ветровое стекло автомобиля, находится на границе с внешним миром, она постоянно подвергается вмешательству снаружи, иногда довольно значительному. Частицы пыли и грязи неизбежно находят свой путь на оболочку глаз и раздражают глаза, стимулируя выделение слёз для удаления инородных веществ. Роговица создана настолько хорошо, что лишь наиболее дорогие линзы искусственного происхождения могут сравниться с ней в точности. Гладкость и форма требуются для работы роговицы в той же степени, что и прозрачность. И при нарушении гладкости, и при потере прозрачности этой оболочки зрение станет хуже. Хотя роговица и выглядит снаружи как сплошная прозрачная мембрана, в действительности она состоит из пяти слоёв биологической ткани, каждый из которых выполняет определённую функцию. Тонкий внешний слой — эпителий — является надежным барьером, охраняющим роговицу от инфекций. Обычно лишь при повреждении эпителия инфекция может проникнуть в средний слой роговицы — строму. Этот слой состоит из коллагена — соединительной ткани. Мы обычно испытываем лишь психологические неудобства, перенося даже самые серьёзные шрамы на теле. Но не на роговице! Даже незначительный шрам роговицы ведёт к ухудшению зрения. Как бы хорошо не работала остальная часть глаза, шрамы на роговице, её помутнение или искривление обязательно отразятся на его работе.

Слайд 4

Радужная оболочка Радужная оболочка, радужина, радужка (iris), часть переднего комплекса глаза животных и человека, расположенная между полостью стекловидного тела и передней камерой глаза. Радужная оболочка — тонкая и подвижная диафрагма со зрачковым отверстием в центре; путём сужения и расширения его регулирует поступление света через зрачок на сетчатку. Радужная оболочка включает ретинальную и увеальную части. Ретинальная, задняя, поверхность состоит из 2 пигментированных эпителиев: заднего, являющегося продолжением сетчатки, и ресничного эпителия, покрытого внутренней ограничивающей мембраной, и переднего, являющегося продолжением пигментного эпителия сетчатки и ресничного тела. Из него формируются мышцы Радужная оболочка нейроэпителиального происхождения — сфинктер, сужающий зрачок, и дилятатор, расширяющий зрачок. Сфинктер иннервирован парасимпатическими волокнами глазодвигательного нерва, дилятатор — симпатическими нервами. Увеальная (мезодермальная), передняя, поверхность Радужная оболочка — продолжение сосудистого слоя ресничного тела и сосудистой оболочки; состоит из наружного ретикулярного и глубокого сосудистого слоев; покрыта эндотелием — продолжением эндотелия роговицы. На уровне пограничных мембран Радужная оболочка осуществляется глазо-кровяной, или гематоофтальмический, барьер. Передняя поверхность Радужная оболочка делится на периферическую (цилиарный пояс), содержащую оба слоя, и зрачковую (малый круг Радужная оболочка), в пределах которой наружный слой стромы атрофируется; здесь расположен сфинктер. Сосуды Радужная оболочка, берущие начало от большого сосудистого круга основания периферической зоны, расположены радиально; они анастомозируют в артерио-венозные дуги малого сосудистого круга у человека на расстоянии 1,5 мм от зрачкового края. В Радужная оболочка не обнаружено независимой лимфатическими системы. Строма Радужная оболочка построена из тонких коллагеновых и эластиновых трабекул. Преобладающие клетки стромы — хроматофоры (у человека только меланоциты, у птиц, пресмыкающихся и земноводных — ещё иридофоры и липофоры), определяющие цвет глаз; встречаются фибробласты и гранулярные плазматические клетки. Цвет и архитектоника увеальной части Радужная оболочка в пределах видовых и расовых признаков индивидуальны и меняются с возрастом.

Слайд 5

Зрачок Зрачок — это отверстие в центре радужки, которой позволяет лучам света проникать внутрь глаза для их восприятия сетчаткой. Меняя размер зрачка путем сокращения специальных мышечных волокон в радужке, глаз контролирует степень освещенности сетчатки. Это является важным приспособительным механизмом, потому что разброс освещенности в физических величинах между облачной осенней ночью в лесу и ярким солнечным полуднем в заснеженном поле измеряется миллионами раз. И в первом, и во втором случае, и при всех других уровнях освещенности между ними здоровый глаз не теряет способности видеть и получает максимально возможную информацию об окружающей ситуации.

Слайд 6

Хрусталик Хрусталик находится непосредственно за радужкой и в силу своей прозрачности невооруженным глазом уже не виден. Основная функция хрусталика — это динамичная фокусировка изображения на сетчатку. Хрусталик представляет из себя вторую (после роговицы) по оптической силе линзу глаза, меняющую свою преломляющую способность в зависимости от степени удаленности рассматриваемого предмета от глаза. При близком расстоянии до предмета хрусталик усиливает свою силу, при дальнем — ослабляет. Хрусталик подвешен на тончайших волокнах, вплетающихся в его оболочку — капсулу. Эти волокна другим концом крепятся к отросткам цилиарного тела. Внутренняя часть хрусталика, наиболее плотная, называется ядром. Наружные слои вещества хрусталика называются корой. Клетки хрусталика постоянно множатся. Поскольку хрусталик снаружи ограничен капсулой, и объем, доступный для него в глазу, ограничен, плотность хрусталика с возрастом нарастает. Особенно это касается ядра хрусталика. В результате с возрастом у людей появляется состояние, называемое пресбиопией, т.е. неспособность хрусталика менять свою оптическую силу приводит к трудности видеть детали близко расположенных к глазу предметов.

Слайд 7

Стекловидное тело Обширное по глазным меркам пространство между хрусталиком и сетчаткой заполнено гелеподобным студнеобразным прозрачным веществом, называемым стекловидным телом. Оно занимает около 2/3 объема глазного яблока и дает ему форму, тургор и несжимаемость. На 99 процентов стекловидное тело состоит из воды, особо связанной с специальными молекулами, представляющими собой длинные цепочки повторяющихся звеньев — молекул сахара. Эти цепочки, как ветки дерева, связаны одним своим концом со стволом, представленным молекулой белка. Стекловидное тело несет массу полезных функций, важнейшей из которых является поддержание сетчатки в своем нормальном положении. У новорожденных стекловидное тело представляет собой однородный гель. С возрастом, по не до конца известным причинам, происходит перерождение стекловидного тела, приводящее к слипанию отдельных молекулярных цепочек в крупные скопления. Однородное в младенчестве, стекловидное тело с возрастом разделяется на две составляющие — водный раствор и скопления молекул-цепочек. В стекловидном теле образуются водные полости и плавающие, заметные самому человеку в виде «мушек», скопления молекулярных цепочек. В конечном итоге этот процесс приводит к тому, что задняя поверхность стекловидного тела отслаивается от сетчатки. Это может приводить к резкому увеличению количества плавающих помутнений — мушек. Сама по себе такая отслойка стекловидного тела ничем не опасна, но в редких случаях может приводить к отслойке сетчатки.

Слайд 8

Сетчатка Сетчатка представляет из себя тончайшую внутреннюю оболочку глаза, которая обладает чувствительностью к свету. Эту светочувствительность обеспечивают так называемые фоторецепторы — миллионы нервных клеток, которые переводят световой сигнал в электрический. Далее другие нервные клетки сетчатки первоначально обрабатывают полученную информацию и передают ее в виде электрических импульсов по своим волокнам в головной мозг, где происходит окончательный анализ и синтез зрительной информации и восприятие последней на уровне сознания. Пучок нервных волокон, идущих от глаза к мозгу, называется зрительным нервом. Существует два вида фоторецепторов — колбочки и палочки. Колбочки малочисленнее — их всего около 6 миллионов в каждом глазу. Колбочки практически имеются только в макуле, части сетчатки, отвечающей за центральное зрение. Их максимальная плотность достигается в центральной части макулы, известной как ямочка. Колбочки работают при хорошей освещенности, дают возможность различать цвет. Они ответственны за дневное зрение. В сетчатке также имеется до 125 миллионов палочек. Они разбросаны по периферии сетчатки и обеспечивают боковое, пусть нечеткое, но возможное в сумерках зрение.

Слайд 9

Склера Склера — это прочный наружный остов глазного яблока. Ее передняя часть видна через прозрачную конъюнктиву как «белок глаза». К склере прикрепляются шесть мышц, которые управляют направлением взора и синхронно поворачивают оба глаза в любую сторону. Прочность склеры зависит от возраста. Наиболее тонка склера у детей. Визуально это проявляется голубоватым оттенком склеры детских глаз, что объясняется просвечиванием темного пигмента глазного дна через тонкую склеру. С возрастом склера становится толще и прочнее. Истончение склеры наиболее часто встречается при близорукости.

Слайд 10

Сосудистая оболочка Сосудистая оболочка глаза состоит из трех частей: спереди — радужка, далее — цилиарное тело, сзади — наиболее обширная часть — собственно сосудистая оболочка. Собственно сосудистая оболочка глаза, далее называемая сосудистой оболочкой, расположена между сетчаткой и склерой. Она состоит из кровеносных сосудов, которые питают задний отрезок глаза, прежде всего сетчатку, где происходят активные процессы световосприятия, передачи и первичной обработки зрительной информации. Сосудистая оболочка связана с цилиарным телом спереди и прикрепляется к краям зрительного нерва сзади.

Слайд 11

Зрительный нерв Зрительный нерв передает информацию, поступившую в световых лучах и воспринятую сетчаткой, в виде электрических импульсов в головной мозг. Зрительный нерв служит связующим звеном между глазом и центральной нервной системой. Он выходит из глаза недалеко от макулы. Когда доктор осматривает глазное дно при помощи специального прибора, он видит место выхода зрительного нерва в виде округлого бледно-розового образования, называемого диском зрительного нерва. На поверхности диска зрительного нерва световоспринимающие клетки отсутствуют. Поэтому образуется так называемое слепое пятно — область пространства, где человек ничего не видит. В норме обычно человек не замечает такого явления, поскольку пользуется двумя глазами, поля зрения которых перекрываются, а также за счет способности мозга игнорировать слепое пятно и достраивать изображение.

Слайд 12

Дополнительно! Зрение собак У собак хорошее зрение, хотя многие считают, что они видят только движущиеся тени, без цвета. Как бы то ни было, будем считать, что у собак черно-белое зрение. Собаководам удалось улучшить зрение некоторых пород собак. Не вызывает сомнений тот факт, что собаки ночью видят лучше, чем человек.

Слайд 13

Над Презентацией работали: -Зуев Денис — Крыжановский Дима -Дериглазов Максим -Нерсесян Александр

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *