cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок чтения 2 класс плещеев осень наступила – Презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему: А.Н.Плещеев «Осень наступила…»

Презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему: А.Н.Плещеев «Осень наступила…»

Рифмующиеся
слова
ц
веты – кусты
ж
елтеет – зеленеет
н
а лугах – на полях
к
роет – воет
б
лестит – моросит
з
ашумели – улетели
Речевая разминка
В осеннее ненастье
семь погод на дворе:
сеет, веет, кружит, рвёт,
сверху льёт, а снизу метёт.
Какое настроение у тебя создают картины природы, описанные поэтом?
Как ты прочитаешь это стихотворение: в быстром темпе, с радостью, с грустью, неторопливо?
Перечитайте стихотворение, найдите рифмующиеся слова.
А. Н. Плещеев
«Осень наступила…»
МКОУ «СОШ ст. Евсино»
Искитимского
района
Новосибирской области
Литературное чтение,
2 класс
Автор презентации: Фокина Лидия Петровна,
учитель начальных классов
2014
Используемые источники:
Кутявина
С. В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. – М.: ВАКО, 2013 (В помощь школьному учителю)
Портрет
http://s.pikabu.ru/images/big_size_comm/2012-08_5/134566525958.jpg

Слайд-шоу
Ждырёвой
Л. А.
http://
numi.ru/fullview.php?id=59553

Озимь
http://
rexstar.ru/uploads/content/file75eb99c7bfa5e3e3002157d1b94dc554.jpg

Автор шаблона
Ранько
Е. А.
http://elenaranko.ucoz.ru/

Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода.
Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 года служил его отец, скончавшийся, когда будущий поэт был ещё ребёнком.
Его воспитанием занималась мать Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее домашнее образование, продолженное им в Петербурге.
Алексей
Николаевич
Плещеев
(1825 – 1893)
п
оэт
, прозаик, переводчик, критик

Алексей
Николаевич
Плещеев
(1825 – 1893)
п
оэт
, прозаик, переводчик, критик

Как вы понимаете слово «озимь»?
Озимь –
всходы пшеницы, посеянные под зиму, осенью, а не весной.

nsportal.ru

«К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила»

Урок во 2 классе на тему: «К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила»

Цели: познакомить учащихся со стихотворениями К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила» ; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихи, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте, соотносить стихи и музыкальные произведения, представлять картины осенней природы.

Оборудование: презентация

  1. Орг. Момент

  2. Речевая разминка.

В осеннее ненастье

Семь погод на дворе:

Сеет, веет, кружит, рвет,

Сверху льет, а снизу метет

— Как вы понимаете пословицу?

— Прочитайте пословицу медленно, скороговоркой, четко проговаривая каждое слово

  1. Проверка домашнего задания.(Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» выразительно)

  2. Работа по теме урока.

— Сегодня мы продолжаем работу с произведениями русских поэтов.

К.Бальмонт. Биография

Родился 4 (16) июня 1867, деревня Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губ. В семье небогатого помещика. Он очень любил свою малую родину.      

А.Блок назвал Бальмонта  «поэтом с утренней  душой»,  которому  «никто… не  равен в  его певучей  силе».

Родители оказали  на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела  будущего  поэта в  мир  музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата.  «Совсем  иное влияние  оказал на меня отец, —  так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно  тихий, добрый, молчаливый человек, ничего  не ценивший  в  мире, кроме вольности, деревни, природы  и охоты».

Умер 23 декабря 1942, приют «Русский дом» в Нуази-ле-Гран, близ Парижа.

  1. Чтение стихотворения учителем. (либо включить запись )

  2. Словарная работа.

Брусника – это кустарник, который является вечнозеленым и относящимся к семейству брусничных. Высота брусники достигает 30 см

-благовонье – приятный ароматный запах

  1. Анализ стихотворения

— Понравилось ли вам стихотворение?

— Какие чувства испытали вы? Какие картины осени представили?

— Прочитайте стихотворение самостоятельно и найдите строки, которые говорят о настроении поэта?

— О ком можно сказать, «проснется и заплачет»? К кому относит эти слова поэт?

Это одно из средств выразительности. Называется он — олицетворение — это когда неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета. Глагол, употребленный в переносном значении.

— Найдите в стихотворении олицетворение. ( солнце смеется, осень проснется и заплачет)

— Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная?

(Дети читают стихотворение выразительно)

  1. Физкультминутка.

  2. Продолжение работы по теме урока

Стихотворение А.Плещеева «Осень наступила»

Алексей Николаевич Плещеев (1825 – 1893) – русский поэт, прозаик, переводчик, литературный и театральный критик. Родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 года служил его отец, скончавшийся, когда будущий поэт был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать Елена Александровна. Она дала сыну хорошее домашнее образование.

  1. Чтение стихотворения учителем.

  2. Анализ стихотворения

— Какие слова и выражения использует поэт для описания осени?

— Где поэт наблюдает осеннюю картину?

— Как осень изменила всю окружающую природу?

— Какие краски для изображения осени использует автор?

— Что такое озимь? (Озимь – озимый посев, его всходы. Озимый – об однолетних растениях: засеиваемый осенью, зимующий под снегом.)

XIII. Подготовка к выразительному чтению.

— Какое настроение создают картины природы, описанные поэтом?

— Как вы будете читать это стихотворение: громко или тихо, в быстром темпе или неторопливо?

— Возьмите карандаши, и расставьте построчные паузы, потренируйтесь в соблюдении их при чтении. (Составление партитуры текста)

— Прочитайте стихотворение выразительно, предавая настроение.

XIV. Рефлексия.

Выберите фразеологизм, который соответствует вашей работе на уроке.

— работал в поте лица

— ловил мух

— -работал, засучив рукава

— считал ворон

XV. Домашнее задание. Выучить любое стихотворение наизусть

infourok.ru

урок литературного чтения. 2 класс. А. Плещеев «Осень», З. Федоровская «Осень на опушке»

Краткосрочное планирование уроков литературного чтения во 2 классе

Предмет

Литературное чтение

Учитель

Макарова Н.В.

Класс

2 «Б»

Дата

12.09

Тема урока

А. Плещеев «Осень», З. Федоровская «Осень на опушке»

Занятие

1

Ссылки

Учебная программа, среднесрочное планирование , учебник

Цель  

Ознакомить с произведениями А. Плющеева «Осень», З. Федоровской «Осень на опушке», формировать понятие «лирика»

Задачи

Учащиеся должны:

1.             знать что относит к лирике, уметь выразительно читать лирические произведения;

2.             проявлять стремление беречь и приумножать природу родного края, своей страны;

3.             применять приемы анализа стихов,: наблюдение, сравнение, сопоставление, обобщение.

Результаты обучения

Различать произведения  относящиеся к лирическим, уметь выразительно читать лирические произведения.

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Организационный момент

 

 

1. Приветствие.  2. Проверка готовности кабинета и учащихся. 3. Организация внимания. 4. Положительный настрой учащихся на работу

Знакомство с работой в  группе.

Учащиеся делятся на группы по видам конфет. Готовятся к проверке домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

 

Введение в новую тему

1.пересказ рассказа И. Соколова- Микитова « Охота с беркутом»

 -Где живут охотники – беркутчи?

 -Как они добывают будущую ловчую птицу и как её воспитывают?

 -Где сидит обученная птица?

 -Как выглядят охотник и беркут на охоте?

 — Что тебе особенно запомнилось в рассказе?

 

1.Бесседа.

-Какое сейчас время года?

-Осень бывает разная (ранняя, средняя, поздняя).

Охарактеризуйте каждый этап осени.

Ранняя – золотая осень, листья желтеют,  птицы собираются в полет, воздух прохладный;.

Средняя осень – становится холодней; осенний ветер срывает последние листья, устилает ими мокрую землю; утром на траве иней.

Поздняя осень – серое небо, постоянно на нем тяжелые облака; сады, рощи без листьев, воздух холодный; постоянно идут дожди; по утрам заморозки.

 

 -Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?

— Правильно , об осени . мы сегодня начнем знакомится с произведениями, в которых изображена разная осень. Все эти произведения – стихотворения, лирика.

 

2.Лирика – род художественных произведений, в основном поэтических, выражающих чувства и переживания. Поэты передают свои чувства и переживания в особой стихотворной форме. Где есть ритмичность, образность, созвучные окончания строк.

Читая их произведения, мы можем представить себе изображенные картины, испытываем разные чувства: грусть , радость, восхищение.

Я прочитаю вам первое стихотворение , а вы представьте себе то , о чем пишет автор.

Беседа.

-Какая осень изображена в стихотворении? (ранняя)

-Какие картины вы увидели? (залитый солнечным светом двор, золотые листья на березе, листья под ногами)

-Какие чувства выражены в стихотворении ? (восхищение, радость, немного грусти)

 

— А сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение об осени , другого автора З. Федоровской «Осень на опушке»

-В этом стихотворении осень выступает в необычной роли. Подумай в какой?( художника)

-Какие деревья и кустарники описываются в стихотворении? (орешник, клен, дуб)

-Осенние краски очень красивые. Назови их. (желтая, красная, темно-красная, золотая)

-является ли осень твоим любимым временем года?

 

 

Физкультминутка

 

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята высказывают свои мнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают стихотворение

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 Дети слушают

 

Дети отвечают

 

 

 

 

 

 

 

Ученики активно выполняют.

 

 

 

 

 

 

Каждая группа выставляет свою оценку по критериям:

Отлично  справились с заданием — 3

Были неточности в выполнении задания- 2

Не справились с заданием-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Применение знаний

 

Работа по учебнику

С.13

Чтение стихотворения учащимися

 

Работа в парах

С. 14

Чтение стихотворения учащимися

 

Читают стихотворение жужжащим чтением

 

Читают стихотворение друг другу.

Оценивание «Большой палец

 

 

 Обобщение

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Беседа.

Мы познакомились с двумя стихотворениями об осени. Что нового вы узнали, читая и анализируя стихотворения?

-Какие чувства и переживания испытали?

-Чему вы научились?

2. Приведите примеры лирических произведений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

Стр. 13 выучить, выполнить задание в р.т, составить словарь «осенних» слов и выражений

Запись домашнего задания

 

Слайд  9

Рефлексия

Оценка урока.

— Какую цель ставили на уроке?

-Что этот урок дал вам?

— Чем показался интересным?

— Над чем заставил задуматься?

— Кто остался доволен собой?

— Оцените свою работу на уроке. Посмотрите на «пушистиков». У них у всех разное настроение. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение как у тебя.

 

 

 

Уч-ся записывают эффективность-неэффективность урока, их самооценивание. Раскрашивают «Пушистика » по своему настроению на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание

Выведение итоговой оценки:

5-7 б=  «5»

3-4 б=  «4»

1-2б = «3»

0  б =   «2»

 

 

 

 

 

 

www.metod-kopilka.ru

План-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме: конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила…».

Урок литературного чтения. 2 класс.

Тема урока: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонт «Осень», А.Н. Плещеев   «Осень наступила».

Цель урока: знакомство учащихся со стихотворениями Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева   «Осень наступила», учить видеть красоту русской природы; развивать воображение, мыслительные операции сравнения, обобщения.

Задачи:

  • формирование у детей навыков осознанного чтения;
  • расширение лексических знаний о слове;
  • расширить знания об окружающем мире; развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения;
  • развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;
  • развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;
  • воспитывать любовь к природе; чувство прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.

Планируемые результаты.

Предметные: анализировать языковые средства, используемые автором в произведении, правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.

Метапредметные: определять тему и главную мысль произведения;

Личностные: формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы.

Оборудование урока: рисунки детей, загадки, учебник, ИКТ (портреты поэтов и их стихи), лирическая музыка.

Ход урока:

 
I. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Хорошо запомнить.    

II. Проверка домашнего задания.

Загадки об осени и рисунки.
III. Изучение нового материала. 

1. Сообщение темы, целей. Чтение фамилии поэта (учебник с.68)

2. Работа над стихотворениями.

1) Учитель читает стихотворение (можно это сделать на фоне лирической мелодии  «Осенняя грусть 2»). 

                                             Есть в осени первоначальной
                                             Короткая, но дивная пора-
                                             Весь день стоит как бы хрустальный,
                                             И лучезарны вечера…

                                             Где бодрый серп гулял и падал колос,
                                             Теперь уж пусто все — простор везде,-
                                             Лишь паутины тонкий волос
                                             Блестит на праздной борозде.

                                             Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
                                             Но далеко ещё до первых зимних бурь-
                                             И льется чистая и теплая лазурь
                                             На отдыхающее поле…
                                                                                              1857

– Какие чувства вызывает это стихотворение? Почему? Найдите подтверждение своим словам в произведении.

2) Словарная работа.

Лучезарный – сверкающий, сияющий.
Серп – орудие труда в виде изогнутого полукругом ножа для срезания хлебных колосьев.
Праздная– отдыхающая.
Лазурь – синева; светло-синий цвет.

3) Работа над выразительным чтением.

3) Работа над выразительным чтением.

– С какой интонацией надо читать стихотворение?

— Попробуйте прочитать это стихотворение с правильной интонацией.
Физкультминутка

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

4) Знакомство со стихотворением К. Д. Бальмонта «Осень».

Чтение учителем под музыку «Времена года. Октябрь».

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.

– Какие чувства вызывает это стихотворение? Почему? Найдите подтверждение своим словам в произведении.
5) Словарная работа.

Благовонье  — запах, аромат.

— О ком, можно сказать «проснется и заплачет»? К кому поэт относит эти слова? Как вы представляете себе эту картину?

6) Работа над выразительным чтением.

– С какой интонацией надо читать стихотворение?

— Попробуйте прочитать это стихотворение с правильной интонацией.

7) Знакомство со стихотворением А.Н. Плещеева   «Осень наступила».

Чтение учителем под музыку «Осенние листья».

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

– Какие чувства вызывает это стихотворение? Почему? Найдите подтверждение своим словам в произведении.
8) Словарная работа.

Озимь  — зерновые, которые высаживаются на полях в зиму (осенью).

9) Работа над выразительным чтением. (ответ на вопрос с. 70 № 2).

Чтение стихотворения учащимися.

IV. Итог урока.

— Как вы оцените свою работу?

— Объясните почему?

— Что понравилось на уроке?

— Достигли мы цели?

Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение наизусть с. 68-70.

nsportal.ru

Конспект урока по чтению 2 класс

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.

Тема: «К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила».

Цели: познакомить учащихся со стихотворениями К.Бальмонта «Поспевает брусника…», А.Плещеева «Осень наступила» ; обучать правильному чтению стихов; развивать воображение , речь, мышление, учить видеть красоту русской природы.

Задачи:

  • формирование у детей навыков осознанного чтения;

  • расширение лексических знаний о слове;

  • расширить знания об окружающем мире; развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения;

  • развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;

  • развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;

  • воспитывать любовь к природе; чувство прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.

Планируемые результаты.

Предметные: анализировать языковые средства, используемые автором в произведении, правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.

Метапредметные: определять тему и главную мысль произведения;

Личностные: формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы.

Оборудование урока: рисунки детей, загадки, учебник, ИКТ (портреты поэтов и их стихи), лирическая музыка.

I.Орг. момент

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

1.Чтение плана урока по схеме.

2.Речевая разминка.

а ) Песенка алфавита.

-Отгадайте загадку.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я – …(осень)

-Кто знает пословицы про осень?

б ) чтение пословицы.

— Прочитайте пословицу медленно, скороговоркой, четко проговаривая каждое слово.

В осеннее ненастье

Семь погод на дворе:

Сеет, веет, кружит, рвет,

Сверху льет, а снизу метет.

— Как вы понимаете пословицу?

II. Проверка домашнего задания

1.-Я сегодня приготовила вам сюрприз.

— Вы любите сюрпризы?

— У нас в классе появился новый поэт. Не догадываетесь кто это?

-Она прочтёт своё стихотворение.

-Понравилось стихотворение? Хотите сами попробовать сочинить? 
-Мы поблагодарим Нину за подарок и будем ждать новых стихотворений.

2.Чтение наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

3.Проверка рисунков к стихотворению.

III. Мотивация учебной деятельности.

«Вот художник так художник, все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим – кто художник этот?»   (дети хором — осень!)

«Осень, осень, в гости просим!  

Осень, осень, погости неделек восемь.

С обильными хлебами, с высокими снопами,

С листопадом и дождём, с перелётным журавлём» (читают вместе)

-Молодцы!

IV.Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

-Какая будет тема урока?

— Сегодня мы продолжим разговор об осени. Для этого мы отправимся в страну, в которой бываем на каждом уроке чтения. Догадались, куда мы отправляемся?

( Страна Литературия) 
— Наш путь лежит в город, в котором рождаются прекрасные стихи. Как называется этот город? (город Поэзии) 
— Кто живёт в этом городе? 
— Предположите, почему на сегодняшнем уроке чтения мы попадаем в город Поэзии? 
— Правильно. На уроках чтения мы убедились, что многие поэты говорили об осени стихами.

-Какие цели перед собой поставим?

V.Восприятие и осознание нового материала.

-Полюбуемся красками осени (показ фото).

Звучит одновременно музыка П.И.Чайковского «Осень».

— Сегодня мы продолжаем работу с произведениями русских поэтов.

-Кто знает этого поэта?

-Глядя на портрет,подумайте и скажите, какой по характеру может быть этот человек?

1.К.Бальмонт. Биография

Родился 4 (16) июня 1867, деревня Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губ. В семье небогатого помещика. Он очень любил свою малую родину.      

А.Блок назвал Бальмонта  «поэтом с утренней  душой»,  которому  «никто… не  равен в  его певучей  силе».

Родители оказали  на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела  будущего  поэта в  мир  музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата.  «Совсем  иное влияние  оказал на меня отец, —  так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно  тихий, добрый, молчаливый человек, ничего  не ценивший  в  мире, кроме вольности, деревни, природы  и охоты».
Умер 23 декабря 1942, приют «Русский дом» в Нуази-ле-Гран, близ Парижа.
2.Словарная работа.

-Кто знает значения этих слов? (неизвестное значение слова благовонье ищут в словаре сами)

Брусника – это кустарник, который является вечнозеленым и относящимся к семейству брусничных. Высота брусники достигает 30 см

-благовонье – приятный ароматный запах

3.Чтение стихотворения учителем. (либо включить запись )

4.Анализ стихотворения

— Понравилось ли вам стихотворение?

— Какие чувства испытали вы?

— Какие картины осени представили?

— Прочитайте стихотворение самостоятельно и найдите строки, которые говорят о настроении поэта?

— О ком можно сказать, «проснется и заплачет»?

-К кому относит эти слова поэт?

Это одно из средств выразительности. Называется он — олицетворение — это когда неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета. Глагол, употребленный в переносном значении.

— Найдите в стихотворении олицетворение. ( солнце смеется, осень проснется и заплачет)

— Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная?

(Дети читают стихотворение выразительно)

-Определите тему , главную мысль.

5.Физкультминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Продолжение работы по теме урока

6.Стихотворение А.Плещеева «Осень наступила»

Алексей Николаевич Плещеев (1825 – 1893) – русский поэт, прозаик, переводчик, литературный и театральный критик. Родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 года служил его отец, скончавшийся, когда будущий поэт был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать Елена Александровна. Она дала сыну хорошее домашнее образование.

7.Чтение стихотворения двумя подготовленными учениками..

(Подготовленный ученик объясняет значение слова озимь.)

(Озимь – озимый посев, его всходы. Озимый – об однолетних растениях: засеиваемый осенью, зимующий под снегом.)

-Вам понравилось стихотворение? –А чтецы?

-Молодцы, благодаря выразительному чтению мы почувствовали холод осени, шум ветра, морось дождика.

8.Анализ стихотворения

— Какие слова и выражения использует поэт для описания осени?

— Где поэт наблюдает осеннюю картину?

— Как осень изменила всю окружающую природу?

— Какие краски для изображения осени использует автор?

-Назовите признаки осени.

-Назовите осенние месяцы.

-Осень – прекрасное время года! Объясните, почему?

-А знаете ли вы, что бывает три осени? (дети отвечают – нет!)

  1. Приходится на сентябрь и называется — первоосенье.

  2. Приходится на октябрь и называется – глубокая осень.

  3. Приходится на ноябрь и называется – предзимняя осень.

-А у нас какая сейчас осень из этих трёх? (ответы: октябрь – глубокая осень началась)

9. Подготовка к выразительному чтению.

— Какое настроение создают картины природы, описанные поэтом?

— Как вы будете читать это стихотворение: громко или тихо, в быстром темпе или неторопливо?

— Возьмите карандаши, и расставьте построчные паузы, потренируйтесь в соблюдении их при чтении. (Составление партитуры текста)

-Найдите в четверостишье изученные орфограммы.( при избытке времени)

— Прочитайте стихотворение выразительно, предавая настроение.

VI. Обобщение и систематизация знаний.

-С какими авторами и их произведениями познакомились?

-Что общего в двух стихотворениях?

-В чём различие?

 VII. Итог урока. Рефлексия.

Выберите фразеологизм, который соответствует вашей работе на уроке.

— работал в поте лица

— ловил мух

— -работал, засучив рукава

— считал ворон

Домашнее задание. Выучить любое стихотворение наизусть; попробовать сочинить своё.., вопрос 3.

infourok.ru

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему «Стихи А.Н. Плещеева о весне»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме «Стихи А. Плещеева о весне».

Цели: создать условия для ознакомления со стихотворениями А. Плещеева о весне; учить видеть в стихах выразительные средства языка и определять настроение в стихотворении, учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову; прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения читать стихотворения выразительно; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Метапредметные:

  • Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке.

  • Познавательные: анализировать стихотворение, выделять в нём главную мысль, отвечать на вопросы на основе текста стихотворения.

  • Коммуникативные: обсуждать в паре ответы на вопросы, соблюдая правила общения, уметь доказывать свою точку зрения.

Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Методы обучения: продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, портрет А. Плещеева; выставка книг, учебник (Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. в 2 ч. ч.2 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др./ — 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – (Школа России)), мультимедийная презентация, мультфильм «Двенадцать месяцев», романс «Уж тает снег…» на стихи Плещеева, музыка П. И. Чайковского в исполнении Натальи Шпиллер.

2.Технологическая карта занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивационно — деятельностный момент

Настрой на работу

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу,

Пожелайте мысленно удачи.

Подготовка класса к работе.

Дети настраиваются на урок

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки

  1. Отгадайте загадку Слайд 2

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла …

О каком времени года мы будем говорить на уроке?

  1. Возьмите карточку № 1.

Речевая разминка

Прочитайте стихотворение «жужжащим» способом.

Весенняя гостья

Милая певунья,

Ласточка родная,

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьётся

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

Принесла с собою…» К. Льдов

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Начните читать шёпотом и постепенно

усиливайте голос.

— Начните читать громко и постепенно переходите на шёпот.

Вот вы и готовы читать стихи. Послушаем ваше чтение стихотворений наизусть.

3. Чтение стихотворений Ф. Тютчева наизусть (по выбору обучающихся).

Ученики отгадывают загадку.

Весна

О весне

Ученики читают стихотворение

Ученики читают наизусть стихотворения Ф. Тютчева по выбору.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Постановка учебной задачи

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.

— Вместе с весною к нам пришли в гости книги. Все они одеты в праздничные наряды, все цветные и красивые. Каждая титульная страничка несет не только информацию о названии, но и подсказывает, какие герои в ней живут.

Давайте рассмотрим книжную выставку. Назовите книги, которые вы видите на выставке? Слайд 3

Может кто – то догадался, что мы будем делать сегодня на уроке? Слайд 4

Кто может сформулировать тему урока?

Ответы детей

Дети разгадывают тему.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков

4. Построение проекта выхода из затруднения

  1. Разговор об А. Н. Плещееве

Слайд 5

Что вы знаете об этом поэте? Рассмотрите портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке?

Алексей Николаевич Плещеев (1825 – 1893) – замечательный русский поэт, писатель, переводчик. Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Далекий предок поэта участвовал в битве с татарами на Куликовом поле. Алеша провел детство в Нижнем Новгороде, учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков, затем, оставив ее, — в университете, на восточном факультете. В 1844 году выступил с первыми стихами в «Современнике», в 1846 г напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность. В 1872 г по приглашению Некрасова он переехал из Москвы в Петербург, заняв должность секретаря журнала «Отечественные записки». Алексей Плещеев умер в Париже (по пути на французский курорт). Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря.

Своим современникам, писавшим для детей, он говорил так: «Помните, что маленькие читатели – будущие строители жизни русской. Научите их любить добро, родину, помнить свой долг перед народом».

Ответы детей

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Логические — решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные — инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное знакомство

Физкультминутка

Словарная работа Слайд 6

Чтение слов по слогам, а затем целыми словами

По – ве – я — ло – повеяло

за – сви – щут – засвищут

о — де – нет – ся – оденется

ла – зурь – лазурь

ми – но – ва – ла – миновала

се – ни – сени

про – ще – бечь – прощебечь

Что обозначают данные слова? Слайд 7

Найдите слова синонимы?

Чтение стихотворения «Весна»

Слайды 8 — 16

— Что описывает поэт?

— Какие картины весны наблюдает поэт?

— С каким настроением говорит о них? Воспользуйтесь словарём настроения. Слайд 17

—Какие строчки из стихотворения придают праздничное настроение?

—Прочитайте стихотворение. Какой литературный приём использует автор?

Найдите подтверждение текстом.

Физкультминутка для глаз

Чтение стихотворения «Сельская песенка»

—Как вы думаете, о чём оно?

—Слышали вы это стихотворение раньше?

—Кто помнит?

Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев»

—Нравится ли весна поэту?

—Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну?

—С какой просьбой обращается поэт к ласточке?

—Какие приметы весны можно увидеть, а какие — услышать?

—Найдите и прочитайте о них.

Работа в парах

—Прочитайте стихотворение самостоятельно, обращая внимание на знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению, воспользуйтесь памяткой. Слайд 18

—Какая пара прочитала выразительнее?

—На многие стихи композиторы наложили музыку.

—А как вы думаете, можно ли на эти стихи наложить музыку?

—Стихи А. Н. Плещеева очень лиричны. Вспомните, какую песню на слова А. Плещеева вы учили?

А сейчас послушаем романс «Уж тает снег…» на стихи Плещеева, музыка П. И. Чайковского в исполнении Натальи Шпиллер.

Значение непонятных слов смотрят в словаре

С. И. Ожегова

дуть

запоют

светло-синий цвет, синева

прошла

сени — нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей.

Учитель читают стихотворение, а ученик (подготовленный) на компьютере иллюстрирует.

Приход весны

Ответы детей

Олицетворение (бегут ручьи, повеяло весною, лес оденется, пора миновала, солнце стало)

Стихотворение звучит в фильме «Двенадцать месяцев»

Ответы детей

Работа в парах

Дети сами выбирают стихотворение, распределяют строфу, тренируются читать, а затем читают.

«Осень» музыка Ц. Кюи

(Осень наступила, высохли цветы…)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра — контроль, коррекция.

6. Закрепление изученного

Слайд 19 Возьмите карточки и соотнесите название стихотворения с автором.

«Весенние воды» А. Плещеев

«Весна» Ф. Тютчев

«Зима недаром злится…»

«Сельская песенка»

Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга.

Работа на компьютере. Слайды 20 — 22

Вставьте пропущенные олицетворения
«Уж тает снег,…… ручьи».
« Засвищут скоро соловьи

И лес ……. листвою»».
«Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце……»

Взаимопроверка

Выполнение на компьютере

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Подошёл к концу наш урок.

Стихи какого русского поэта мы сегодня читали? О чём эти стихи?

-Какой приём использует поэт, чтобы мы могли ярче представить весенние картины?

— Какое настроение вызвали у вас прочитанные стихи?

— Все ли мы сказали на уроке или есть еще над чем подумать и поразмышлять?

Выбери утверждение Слайд 23

На уроке я работал: активно, пассивно

Своей работой я: доволен, недоволен

За урок я: устал, не устал

Материал урока мне: понятен, интересен; непонятен, бесполезен.

Ответы детей

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование

8. Домашнее задание

( Задание на выбор) Я предлагаю вам такие задания. Они перед вами на карточке голубого цвета, прочтите, вдумайтесь. Слайд 24

1. Придумать свою историю о весне.

2. Найти в библиотеке книги А. Н. Плещеева. Прочитать одну из них. Рассказать о прочитанном.

3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. Плещеева «Сельская песенка», можно объединиться в группы.

( Обязательное задание)

1. Выразительно читать стихотворение.

2. Выучить одно стихотворение наизусть (на выбор).

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование

Источники:

1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др./ — 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – (Школа России)

2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. – М.:ВАКО, 2013.

3. Алексей Николаевич Плещеев биография поэта to-name.ru›biography/aleksej-pleschev.htm

Приложение № 1

Речевая разминка

Прочитайте стихотворение «жужжащим» способом.

Весенняя гостья

Милая певунья,

Ласточка родная,

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьётся

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

Принесла с собою…» К. Льдов

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос.

— Начните читать громко и постепенно переходите на шёпот.

Приложение № 2

Словарь настроения

  • Восхищение Любование

  • Интерес Веселье

  • Нежность Грусть

Приложение № 3

Соотнесите название стихотворения с автором.

«Весенние воды»

«Весна» Ф. Тютчев

«Зима недаром злится…» А. Плещеев

«Сельская песенка»

Приложение № 4

Домашнее задание

( Задание на выбор) Я предлагаю вам такие задания. Они перед вами на карточке голубого цвета, прочтите, вдумайтесь.

1. Придумать свою историю о весне.

2. Найти в библиотеке книги А. Н. Плещеева. Прочитать одну из них. Рассказать о прочитанном.

3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. Плещеева «Сельская песенка», можно объединиться в группы.

( Обязательное задание)

1. Выразительно читать стихотворение.

2. Выучить одно стихотворение наизусть (на выбор).

infourok.ru

Урок литературного чтения на тему » Плещеев. Осень» (2класс)

ПЛАН УРОКА

Тема: А. Плещеев. Осень

  • смогут слушать, читать стихотворение А. Плещеева «Осень», понимать его смысл, понимать настроение, авторскую точку зрения.

Большинство учащихся:

  • Смогут читать стихотворение правильно, осознанно, выразительно, объяснять значение новых слов, знать некоторые факты из жизни поэта.

Некоторые учащиеся:

  • Смогут найти, отобрать и рассказать некоторые факты из биографии А. Плещеева, составить свой вопрос по теме.

Ход урока

  1. Орг. момент. Психологический настрой.

  2. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.

-Сегодня мы будем изучать стихотворение А. Плещеева «Осень». Кто уже читал это стихотворение? Какие стихотворения об осени вы знаете? Расскажите строчки, которые вам вспомнились. Как вы думаете, почему будем изучать стихотворение об осени, а не о лете? А для чего поэты пишут стихотворения?

3. Знакомство с целями урока.

Ресурсы

Тема записана на доске

4.Знакомство с биографией А.Н.Плещеева. Рассказ подготовленного ученика.

Составление детьми вопросов об услышанном и ответы на них.

Вопросы: Что вы запомнили о Плещееве? Когда он начал писать стихи? О чем он писал?

5.Работа над стихотворением

а) Лексическая работа. Озимь — всходы пшеницы, ржи, посеянных осенью.

Дождик моросит- идет мелкий несильный дождь.

б) Чтение учителем стихотворения А. Плещеева «Осень»

Вопросы: Понравилось ли стихотворение? Какое настроение у произведения? Почему? Бывало ли вам грустно осенью? Почему?

б) Самостоятельное чтение учащимися стихотворения. Выделить карандашом слова, значение которых непонятно. Обсудить в паре, предположить, как следует понять эти слова.

в) Выяснение значения непонятных слов с помощью учителя или других учеников, которым значение всех слов понятно.

Физминутка

6. Самостоятельная работа учащихся по карточкам (Приложение 1). Знакомство с критериями оценки.

Оценка «5»-правильно выполнены все задания. Оценка «4»- правильно выполнены задания 1-4 уровня. Оценка «3»-правильно выполнены задания 1-3 уровня.

Портрет писателя

Записи на доске

Таблица с критериями оценки

Раздаточные карточки каждому ученику

7. Проверка выполненной работы. Самооценивание.

Кто успел правильно выполнить задания всех уровней? Молодцы. Кто успел выполнить задания уровней 1-4? Вы тоже хорошо и успешно потрудились. Кто успел выполнить задания уровней 1-3? Вам надо набраться терпения и подумать, как надо поработать в следующий раз, чтобы выполнить работу более успешно. Для этого ответим на вопросы карточки после знака ***

8.Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть. Индивидуально 1 ученик готовит краткую справку о поэте З. Фёдоровской, 1 ученик готовит сообщение о значении слов орешник и пурпур по словарю.

9. Рефлексия. Что ты узнал на уроке? Над чем ты задумался?

Письменно ответьте на вопросы в конце карточки после знака ***

Приложение 1

Карточка для самостоятельной работы учащегося

1 уровень «Знание». Что сейчас ты читал? Подчеркни правильный ответ.

Рассказ, сказку, стихотворение, загадку.

Напиши, кто автор?______________________________

Напиши название стихотворения. _________________________

2 уровень «Понимание» Ответь на вопросы.

О чем это стихотворение? _____________________________

Что происходит с растениями осенью?_____________________________

Какая стоит погода?_____________________________________________

Как изменяется жизнь птиц? ______________________________________

3 уровень «Применение»

Найди в стихотворении строчки, в которых говорится об увядании природы. Закончи предложения. Цветы___________________ . Кусты __________________.Травка _______.

Найди в стихотворении строчки, в которых говорится о погоде осенью. Закончи предложения.

Туча _________________. Солнце ______________________.

Ветер________________. Дождик_______________________ .

Подумай, с какой интонацией голоса надо читать эти строчки стихотворения? Подчеркни нужное: радостно, вопросительно, грустно.

4 уровень «Анализ» Ответь на вопросы. Обсуди с товарищем по парте.

Какое у автора настроение?_______________________________

Почему?__________________________________________________

Найди в стихотворении строчку, в которой чувствуется радость? Допиши: Озимь______________________

5 уровень «Синтез». Предложи, что радостного есть в осени

Обсуди это с товарищем по парте.

6 уровень «Оценивание». Ответь на вопросы.

Нравится ли тебе осень?__________________________________________

Почему?_________________________________________________________

*** Ответь на вопросы.

1)Что помогло мне сегодня выполнять задания? Подчеркни Умение вдумчиво читать сразу, умение перечитывать, умение строить схемы, умение находить главные ( ключевые) слова, умение рисовать, умение размышлять самостоятельно, умение размышлять вместе с товарищем, умение сокращать слова. 2.Почему ты не успел выполнить все задания? ___________________________________________________________

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *