cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Удвоенные согласные 2 класс правило – правила написания и переноса. Правописание слов с удвоенными согласными

Содержание

правила написания и переноса. Правописание слов с удвоенными согласными

«Ранняя весна наступила неожиданно, побежали серебряные ручейки по расхлябанным дорожкам. Вернулись крылатые странники из далёких краёв, эти пернатые труженики без устали вьют гнёзда».

Весенняя картина, переданная данным текстом, заставляет нас вспомнить правила написания удвоенных согласных.

Если написание удвоенных согласных в слове никак нельзя проверить, то они называются двойными. Эти слова подлежат запоминанию. Как требует это правило, слова с удвоенными согласными, приведённые ниже, мы запоминаем.

1. Некоторые имена собственные: Алла, Анна, Васса, Инесса, Элла, Римма, Кирилл, Савва.

2. Заимствованные слова: терраса, тонна, эффект, теннис, репрессия, программа, колонна, корреспондент, ассамблея, аллея, балл и т. д.

3. Некоторые исконно русские словах: Россия, жжёт, жужжит, дрожжи, ссора.

4. Во всех словах, являющихся однокоренными с вышеприведёнными.

Различия слов с разным количеством согласных

Когда в одних словах один согласный, а в других удвоенные согласные, правила такие:

1. Если корень слов различается по количеству согласных, то это, скорее всего, разные слова, имеющие разное лексическое значение:

  • тонна – мера веса, тона – падежная форма слова тон – оттенок звука или цвета;
  • касса – устройство для хранения денег, касание – соединение в какой-либо точке;
  • балл – единица оценивания, бал — вечер отдыха с танцами.

Примеры предложений:

  • На корабль уже погрузили тонну угля.
  • Никогда Игорь не слышал ещё такого чистого тона.
  • Сегодня касса не работает.
  • Касание было слабым.
  • На экзамене я получил высокий балл.
  • Наталья была приглашена на бал.

2. Бывают случаи, когда количество одинаковых букв не влияет на лексическое значение слов: Алла – Алка, кристалл – кристальный, искусство – искусный, корреспондент – юнкор, колонна – колонка, финн – финский, тонна — пятитонка.

Удвоенных согласных нет

Если взять, например, слово «алюминий», то в нём одна буква «л». Запомните такие слова, в которых отсутствуют удвоенные согласные. Примеры слов:

  • апартаменты;
  • балюстрада;
  • галерея;
  • гуманист, гуманистический;
  • децибел;
  • дилер, дилерский;
  • дилетант, дилетантский;
  • драма, драматический, драматичный;
  • имитация, имитировать;
  • коридор, коридорный;
  • лилипут;
  • продюсер, продюсерский.

Обычно слова переносятся по слогам: ма-ши-на. Правила переноса удвоенных согласных таковы:

  • Часть слова с одной согласной остаётся на одной строке, а часть слова со второй согласной переносится на другую: колон-на, тон-на, Ал-ла, Рос-сия.
  • Перенос слов с удвоенными согласными осуществлять по возможности в месте, где нет удвоенного согласного: искусст-во, терра-са, коррес-пондент.

К сожалению, даже взрослые иногда ошибаются, ну или не знают, как правильно переносить такие слова. Чтобы конфуза не случилось с вами, давайте обсудим, в каких случаях перенос слов с удвоенными согласными недопустим. Примеры:

  • алл-ея;
  • те-рраса;
  • искусс-тво.

Кроме того, правила переноса удвоенных согласных запрещают переносить слова с одним гласным звуком: класс, балл, жжёт.

На стыке морфем

Когда конец приставки и начало корня, конец корня и начало суффикса или суффикс – одна и та же буква, появляются удвоенные согласные. Правила диктуют такое написание:

  • бессменный;
  • бесстрашный;
  • беззаветный;
  • беззубый;
  • беззаконный;
  • раззадорить;
  • раззява;
  • рассказ;
  • рассвирепеть;
  • рассусоливать;
  • рассекать;
  • иссушить;
  • иззябнуть;
  • преддверие;
  • поддать;
  • поддеть;
  • оттаять;
  • отток;
  • оббить;
  • вводить,
  • вверх;
  • вверенный;
  • искусство;
  • русский;
  • матросский;
  • новочеркасский;
  • картинный;
  • старинный;
  • истинный;
  • картонный;
  • подстаканник;
  • подоконник;
  • сторонник;
  • странник;
  • избранник;
  • карманник;
  • малинник;
  • осинник.

Удвоенные согласные появляются при сложении сокращённых основ:

  • главврач;
  • роддом.

В суффиксах прилагательных

В русском языке одна из самых сложных орфограмм – одна и две буквы Н в суффиксах, которые встречается в словах разных частей речи. Рассмотрим правописание -н- и -нн- в прилагательных. А поможет нам в этом таблица.

Удвоенные согласные. Правила для прилагательных

Н

НН

-ин-: осиный, орлиный, соколиный;

-ан-(-ян-): полотняный, кожаный;

-онн-: станционный, лекционный;

-енн-: клюквенный, соломенный;

Из этого правила существует несколько исключений: ветреный (безветренный), стеклянный, оловянный, деревянный.

Особо стоит упоминать слова, которые образуются без суффикса:

  • свиной;
  • бараний;
  • юный;
  • багряный;
  • синий;
  • зелёный.

В суффиксах причастий

Чтобы правильно применять правило, слова с удвоенными согласными-причастиями нужно отличать от прилагательных. Они образуются от глаголов:

  • исходить – исхоженный;
  • выкрасить – выкрашенный;
  • написать — написанный;
  • изгнать — изгнанный;
  • желать — желанный;
  • купить — купленный;
  • искоренить — искоренённый;
  • избрать — избранный;
  • раскалить — раскалённый;
  • поджарить — поджаренный;
  • разбудить — разбуженный;
  • разграничить — разграниченный;
  • распечатать — распечатанный;
  • начертить – начерченный;
  • опросить — опрошенный;
  • схватить — схваченный.

Правописание удвоенных согласных. Правило для причастий с одной буквой Н

Правило

Примеры

В кратких причастиях

Все задания выполнены.

В причастиях несовершенного вида без зависимых слов и приставок

Скамейка крашеная.

Правописание удвоенных согласных с двумя буквами Н

Правило

Примеры

Есть приставки

Расставленные столы.

Есть зависимые слова

Скамейка, крашенная вчера.

Слова для запоминания: невиданный, негаданный, нежданный, нечаянный, нечитанный.

В суффиксах наречий

В словах-наречиях пишется столько же Н, сколько в производящем слове. Это самое простое правило. Слова с удвоенными согласными с этой орфограммой существуют в русском языке наряду с теми, которые пишутся с одной буквой:

  • искренний – искренне;
  • нечаянный – нечаянно;
  • прекрасный – прекрасно;
  • интересный – интересно.

Тест

Теперь, когда изучена тема «Удвоенные согласные», правила знакомы и понятны, можно проверить, насколько высок уровень усвоения учебного материала.

1. Какое слово написано неправильно?

А. Балл. Б. Группа. В. Класс. Г. Аллея. Д. Галлерея.

2. Какой ответ на вопрос: «Как перенести слово?» будет верным?

А. Нужно оставить обе буквы на строке.

Б. Одну букву оставить на строке, а другую перенести.

В. Обе буквы нужно перенести на следующую строку.

3. Ответьте: можно ли проверять двойные согласные?

А. Обязательно нужно проверить.

Б. Нет, нужно запомнить.

4. В каком слове не двойной, а удвоенный согласный?

А. Суббота. Б. Телеграмма. В. Рассказ. Г. Хоккей.

5. В каком слове пишутся ЖЖ? Напишите его _____________________

  • бры…жущая жидкость;
  • задребе…ало железо;
  • прое…жать через мост;
  • надоедливая и…жога;
  • ра…жать капкан;
  • ра..жалобить маму;
  • вы…женная земля;
  • вые…жанная лошадь;
  • ви…жащий ребёнок.

6. Одна или две буквы пропущены в скобках:

буковая а(л/лл)ея, телевизио(н/нн)ая анте(н/нн)а, дра(м/мм)атическая ко(л/лл)изия, дружный ко(л/лл)ектив, интересная пье(с/сс)а, захваче(н/нн)ая те(р/рр)итория, (с/сс)ориться с друзьями, старые дро(ж/жж)и, проявляют гу(м/мм)анизм, криста(л/лл)ьная честность, подать а(п/пп)е(л/лл)яцию, сплав а(л/лл)юминия, изобретательское иску(с/сс)тво, а(к/кк)уратно разложить, инте(л/лл)игентно поговорить, сходить на опере(т/тт)у, ма(с/сс)онская ложа, увлекаюсь бе(л/лл)етристикой, а(п/пп)етитный пирожок, художестве(н/нн)ая га(л/лл)ерея.

Задания в формате ГИА

1. В каких предложениях есть слова, которые пишутся с удвоенными согласными?

  • Снег уже по..таял.
  • Берега по…тапливаются весной.
  • Солнце бе…жалостно съедает снежные наносы.
  • Лучи бе…жалостно жгут пожелтевшие поля.
  • Ручьи и..сохли.
  • Путники брели по дороге по…держивая друг друга.
  • Все ра..селись вокруг костра.

2. В каких предложениях присутствуют слова с двумя буквами Н?

  • Одно удовольствие идти с наполне…ым ведром по еле видной тропке к шалашу.
  • Всё ему нравилось здесь и приводило в восторг: как шлёпались крупные капли, срываясь с листьев деревьев, как умиротворё…о трещал костёр и умопомрачительно пахла лесная земля.
  • Бабушка собирала травы: зверобой, подорожник, папоротник, и всегда рассказывала мне о их целебных таинстве…ых свойствах.
  • Его загорелое лицо было изборожде…о глубокими морщинами.
  • Хозяин говорил необыкнове…о нежно, разговаривая с голубями.
  • Подходим мы к дому и видим, что калитка распахнута: хлопает от ветра, а щеколода оторва…а.
  • На следующий день калитка была покраше…а, петли у неё смаза…ы.
  • В сквере у самого входа деревя…ая скамейка стоит.
  • Возле скамейки были новые столбы вкопа..ы.
  • Волны лениво наползали на песок и медле…о отползали, оставляя после себя кромку белоснежной пены.
  • Собака стояла и смотрела в даль моря, оцепенелая, с опуще…ым хвостом.
  • Бабушка сидела за столом, молчала и медле…о жевала хлеб.
  • Собака была огромная, с большой головой и льви…ыми лапами.
  • На нём были выцветшие, невероятно широкие холсти…ые штаны.
  • Афиши были расклее…ы по всему городу.
  • Все уехали, и только холё…ые лица лакеев мелькали в коридорах.
  • В центре комнаты стоял стол, покрытый тка…ой золотом скатертью.

3. Выберите предложения, в которых верно указаны цифры, на месте которых пропущены НН.

  • На столе расставле(1)о множество ваз с цветами и наброса(2)а куча веток, так что блюда стоят, как будто в таинстве(3)ой чаще. (3)
  • В конце девятнадцатого века был изобретён термометр переме(1)ого наполнения. За таким мудрё(2)ым названием скрывался приборчик, предназначе(3)ый для измерения температуры в небольшом интервале. (1, 3)
  • В жаркий день я сидел у деревя(1)ого причала и ел мороже(2)ое с толчё(3)ыми орешками. (1)
  • На столе разложе(1)ы персики, приготовле(2)ые для компота, ещё не чище..ые. (2)
  • Застеклё(1)ые двери были расшата(2)ы, и постоя(3)ый их звон сливался со звоном люстры. (1, 3)
  • В конце дли(1)ого коридора была отгороже(2)а каморка, служившая гости(3)ицей. (1)

Ответы

1. Какое слово написано неправильно?

Д. Галерея.

2. Какой ответ на вопрос: «Как перенести слово?» будет верным?

Б. Одну букву оставить на строке, а другую перенести.

3. Ответьте: можно ли проверять двойные согласные?

Б. Нет, нужно запомнить.

4. В каком слове не двойной, а удвоенный согласный?

В. Рассказ.

5. В каком слове пишутся ЖЖ? Напишите его: выжженная.

6. Одна или две буквы пропущены в скобках:

Буковая аллея, телевизионная антенна, драматическая коллизия, художественная галерея, дружный коллектив, интересная пьеса, захваченная территория, ссориться с друзьями, старые дрожжи, проявляют гуманизм, кристальная честность, подать апелляцию, сплав алюминия, изобретательское искусство, аккуратно разложить, интеллигентно поговорить, сходить на оперетту, массонская ложа, увлекаюсь беллетристикой, аппетитный пирожок.

Задания в формате ГИА

1. В каких предложениях есть слова, которые пишутся с удвоенными согласными?

  • Ручьи иссохли.
  • Путники брели по дороге, поддерживая друг друга.
  • Все расселись вокруг костра.

2. В каких предложениях присутствуют слова с двумя буквами Н?

  • Одно удовольствие идти с наполненным ведром по еле видной тропке к шалашу.
  • Всё ему нравилось здесь и приводило в восторг: как шлёпались крупные капли, срываясь с листьев деревьев, как умиротворённо трещал костёр и умопомрачительно пахла лесная земля.
  • Бабушка собирала травы: зверобой, подорожник, папоротник, и всегда рассказывала мне о их целебных таинственных свойствах.
  • Хозяин говорил необыкновенно нежно, разговаривая с голубями.
  • В сквере у самого входа деревянная скамейка стоит.
  • Волны лениво наползали на песок и медленно отползали, оставляя после себя кромку белоснежной пены.
  • Собака стояла и смотрела в даль моря, оцепенелая, с опущенным хвостом.
  • Бабушка сидела за столом, молчала и медленно жевала хлеб.

На третье задание ответы даны в самом тексте, в скобках.

fb.ru

Слова с двойными (удвоенными) согласными

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Орфография и орфограммы 1-4 классов
  5. Слова с двойными (удвоенными) согласными

Долгий согласный звук в слове часто передается на письме с помощью двух одинаковых согласных букв. Такие согласные называют двойными (удвоенными).

Двойными в словах могут быть следующие согласные:

  • бб — пп — субботний, группа, труппа, аппарат
  • фф — дифференцировать
  • кк — аккуратный, аккордеон, хоккей
  • сс — профессия, искусство, русский
  • тт — аттракцион, аттестат
  • рр — терраса, перрон
  • жж — жужжание, жжение
  • лл — коллекция, аллея, миллион
  • мм — грамматика, килограмм
  • нн — ванна, колонна, лимонный

Двойные согласные могут стоять:

  1. В начале слова — жжение
  2. В середине слова — мировоззрение
  3. В конце слова — килограмм

Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня: бессрочный, воззрение, поддержать

Двойные согласные могут быть на стыке корня и суффикса: каминный, лимонный.

Двойные согласные могут находится и в самом корне: искусство, грамм.


Правописание двойных согласных нужно запоминать или, если возникли сомнения, обращаться к орфографическому словарю.

Обычно там, где слышится долгий звук, и пишутся двойные согласные. Однако есть ряд исключений, которые надо знать: галерея, имитация.


! Обрати внимание:

Удвоенные согласные относятся к одному слогу: ссо-ра, жу-жжать.

При переносе слов с удвоенными согласными, эти буквы разделяются: суб-бота, ап-петит.

 

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И — Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание «не» с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 136, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 221, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 3, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 104, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 106, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 140, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 25, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 2, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 34, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

3 класс

Упражнение 127, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 162, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 134, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 237, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 158, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 163, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 216, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 219, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 69, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 7, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

4 класс

Упражнение 95, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 133, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 256, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 64, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 65, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 214, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 217, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 77, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 517, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 641, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 240, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 244, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 230, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 248, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 358, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 361, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 372, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 379, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 409, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 426, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 567, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 609, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс

Упражнение 125, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 242, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 325, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 349, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 366, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 388, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 389, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 436, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник


© 2019 — budu5.com, Буду отличником!

budu5.com

Двойные согласные. Слова с двойными согласными — Русский язык

Оглавление

В русском языке слова с двойными согласными в корне встречаются достаточно часто в иностранных словах, а также в некоторых русских словах. Наиболее часто в русских словах удвоенная согласная встречается на стыке корня и суффикса, а также на стыке приставки и корня.

Двойные согласные в корнях

В корнях русских слов употребляются лишь двойные согласные сс и жж. Таких слов немного.

Буквы сс пишутся в слове ссора и образованных от него родственных словах, например: поссорить, поссориться; а также в словах Россия (от устаревшего росс), российский, Белоруссия (но Русь, белорус).

Буквы жж пишутся в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и образованных от них родственных словах, например: жужжание, можжевеловый. Буквы жж пишутся также в словах и формах, образованных от глагола жечь (жгут), например: жжение, сожжение, жжешь, жжет, сожжет.

Двойные согласные на стыке приставки и корня

Двойные согласные в русских словах пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: бесспорный, восстание, воззрение, поддержать, оттеснить.

Примечания:

1. С буквами сс пишутся слова, образованные от корня -счит- при помощи приставки рас-, например: рассчитать, рассчитывать. Слова с той же приставкой и корнем -чет- пишутся с одним с, например: расчет, расчетливый (но бессчетный, от без счета).

2. Двойные согласные могут встречаться в суффиксах и на стыке корня и суффикса, например: традиционный , единственный, матросский. Эти случаи рассмотрим позже.

Двойные согласные в иностранных словах

Большинство сдвоенных согласных встречается в иноязычных словах, например: апелляция, интеллигент, оккупант. Эти слова, как и слова с непроверяемыми написаниями, нужно запоминать. Ниже приводится список наиболее встречающихся слов с двойными согласными.

Слова с двойными согласными

А

  • агрессор
  • аппарат
  • ассоциация
  • аллегория
  • аппетит
  • атташе
  • аннотация
  • артиллерия
  • аттестат
  • аннулировать
  • ассистент
  • аттракцион
  • апелляция

Б

  • баллада
  • баррикада
  • беллетристика
  • баллотировка
  • бассеин
  • бюллетень

Г

Д

  • дискуссия
  • диссертация
  • дифференциация

И

  • иллюзия
  • иллюминация
  • иллюстрация

К

  • классик
  • комментарий
  • концессия
  • коллектив
  • коммунизм
  • корреспондент
  • коллоквиум
  • коммюнике
  • кристалл
  • колонна, колоннада
  • компромисс
  •  кристаллический, но кристальный
  • колосс
  • конгресс
  • кросс
  • комиссия

М

  • масса
  • металл
  • миссия

О

  • оккупация
  • оппозиция
  • оппонент

П

  • параллель
  • пессимизм
  • прогресс
  • пассивный
  • пресса
  • профессия
  • перрон
  • программа

Р

  • режиссер
  • рессора
  • репрессия

С

  • симметрия
  • суррогат

Т

  • телеграмма
  • территория
  • трасса
  • теннис
  • террор
  • труппа
  • терраса
  • тонна, но пятитонка
  • туннель и тоннель

Х

Ц

  • целлюлоид
  • целлюлоза

Ш

Э

  • экспрессия
  • эффект
Загрузка…
Поделиться с друзьями

Навигация по записям

iamlobster.ru

Урок русского языка «Удвоенная согласная» 2 класс

Тема: «Слова с удвоенными согласными»

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

УМК: Школа России.Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс

Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

Планируемые результаты:

предметные: правильно переносит слова с удвоенными согласными.

личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимает причины успеха в учебной деятельности;

Универсальные учебные действия:

регулятивные

• определяет цель деятельности на уроке;

• учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

• слушает и понимает речь других;

• договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану; познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными; развивать у учащихся фонематический слух;
формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами;
способствовать развитию орфографической зоркости; совершенствовать умение звукобуквенного разбора слов;

учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения;
совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок
Рассказать секреты слова
Я всегда для вас готова.
На уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов!

Число!!!

2.Чистописание.

На доске:  кк бб мм нн вв.

— Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.

— Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные, строчные.)

— Определите закономерность написания букв? (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)

-На доске вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буквы.

-Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.

— Проверьте с образцом.

Бб вв кк мм нн кк 

— Оцените самостоятельно свою работу в тетради.

У вас у каждого на столах лежат листы самооценки, в них «Круг успеха». В него вы будете вносить результаты своей деятельности на уроке. «Круг успеха» разделён на сектора. Их вы будете закрашивать по заданным критериям оценивания. Внимательно рассмотрите их.

Зелёный цвет – успешно справился с заданием. Я молодец!

Жёлтый цвет – были ошибки в работе.

Красный цвет – не справился с заданием. Нужна помощь!

3. Актуализация знаний.

Словарная работа.

На столе у вас буквы «рассыпались». Нужно собрать из них слово. Даю подсказку:

Отдыхают от работы
Мама с папою в…

В дне недели две подряд
Буквы-близнеца стоят. Суббота


какое слово получилось? на что вы обратили внимание в его написании?

бб

Знакомство со словом суббота – днём недели. (повторяем и работаем со словарным словами по алгоритму (порядок действий): лексическое значение слова, происхождение, правило правописания с выделением орфограммы, число слогов, ударный слог при записи слова с постановкой ударения, запись по слогам для слов, их запись, использование слова в речи устной и письменной). Какие словари использовали переноса, подбор родственных?

Суббота – шестой день недели (после воскресенья) (По С.И. Ожегову) (из древне-еврейского языка шабаш; родств. субботний, субботник с пояснением лексического значения). Переносное значение слова: …из-под пятницы суббота – из-под верхней одежды видна нижняя. Составление устно предложений. Запись в тетради пословицы «В субботу – на работу, в воскресенье – на веселье».

Вспоминаем , какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?

— Класс, Россия, русский, суббота.

— Давайте вернёмся к минутке чистописания. Как вы думаете, случайно ли я вам подобрала именно эти буквы? ( На чистописании писали удвоенные согласные)

4. Самоопределение к деятельности

— Кто из вас сможет сформулировать тему урока? — Объясните значение слова «удвоенные». (Две одинаковые буквы рядом)

5. Постановка цели и задач урока.

— Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова

  • Познакомимся…со словами с удвоенной согласной

  • Научимся…правильно, писать эти слова

  • Повторимправило переноса слов с удвоенной согласной

 Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов.

6. Физминутка для глаз 

7. Работа по теме урока. 1)-В русском языке много слов с удвоенными согласными. Отгадайте некоторые из них. 

1. Он на вокзале есть всегда, К нему подходят поезда, Двойное «эр» содержит он И называется…. перрон.

2. Проста загадка и легка Пишусь всегда через два «ка» И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я… хоккей.

3. В магазин с сестрой ходили, Всё, что надо, там купили. За батон, бутылку кваса Деньги заплатили в… кассу.

-Прочитаем слова. — А теперь закройте одну букву, прочитайте слово. Что изменилось? -Как произносятся звуки? — Сделаем вывод. (На месте удвоенных согласных звук долгий, он тянется, поэтому в слове пишется удвоенная согласная)

-Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные. — Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа.

8. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. 9.Закрепление изученного материала.

1)Работа в группах: игра “Собери слова” (из конверта достаются карточки со слогами):

 — Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова. Выполните в парах. Запиши.

Проверь по образцу

— Оцените самостоятельно свою работу в тетради.

У вас у каждого на столах лежат листы самооценки, в них «Круг успеха». В него вы будете вносить результаты своей деятельности на уроке. «Круг успеха» разделён на сектора. Их вы будете закрашивать по заданным критериям оценивания. Внимательно рассмотрите их.

Зелёный цвет – успешно справился с заданием. Я молодец!

Жёлтый цвет – были ошибки в работе.

Красный цвет – не справился с заданием. Нужна помощь!

Какие правила переноса слов вы знаете?

Когда составляли эти слова , что заметили?

Как переносятся слова с двойной согласной?

Какие у вас есть предположения?

(Слова для переноса делятся на слоги. Одну согласную букву оставляем на строке, а другую переносим)

Эти буквы близнецы
Удалые молодцы,
Ты одной закончи строчку
А с другой ее начни
. 

 Физкультминутка.

Работа в группах

Я даю карточки вы работаете

Запиши одним словом. Двойные согласные подчеркни.

Человек, который едет в автобусе, летит в самолёте -_____________.
Острое вирусное заболевание -__________________________
Маленькая ёмкость для купания -_________________
Верёвки для управления лошадью -___________________
Спортивная игра с шайбой -____________________

Желание есть — ______________________________________

Запиши одним словом. Двойные согласные подчеркни.

Дорога с твердым покрытием _________________

Пассажирская платформа на железнодорожной станции_______________

День недели ________________________

_________________________________________________

Название страны, в которой мы живем ________________

Наш родной язык ______________________

Запиши одним словом. Двойные согласные подчеркни.

Место, где продают билеты — ________________________________

Комната для занятий детей в школе — _________________________

Дорожка, обсаженная деревьями — _________________________

Обучение животных — _____________________________________

Спортивный бег — ________________________________________

Результат сложения __________________________________

Проверяем.

10.Самостоятельная работа по выбору с самопроверкой по эталону

Дополни предложения словами с двойными согласными, подходящими по смыслу:

Наш класс.

Я учусь во втором _____________ . У нас дружный _____________ . Мы проводим интересные ______________ . В ________________ наш ______________ ходит в ______________ . Я люблю играть со своими друзьями в ___________________________ .

(Слова- подсказки: коллектив, бассейн, теннис, класс, утренник, суббота, хоккей.)

— У кого есть ошибки, не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу?

( Больше тренироваться в выполнении таких заданий)

11. Включение в систему знаний и повторение.

12. Рефлексия учебной деятельности. — Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке.  — Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной согласной. -Какую оценку вы поставите себе? Всему классу? Почему? — Кому было скучно, изобразите вот такого грустного смайлика, а кому было на уроке интересно и комфортно изобразите лучистое солнышко и согрейте всех своими лучиками.

13. Итог. Домашнее задание. Упр.190.

— С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?

— Что делать, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной?

— Как перенести такие слова?

infourok.ru

Удвоенные согласные — Начальные классы

Урок русского языка 2 класс УМК «Школа России» Учебник «Русский язык 2 класс» Канакина В.П., Горецкий В.Г. Тема: Удвоенные согласные

Учитель: Смирнова Е.А.

ГБОУ СОШ № 206

Девиз: шагаем вперёд с друзьями вместе

Прием «Исключение»

В этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

лл мм нн ее пп рр сс бб

  • Что необычного заметили

в чистописании ?

2) Какое сочетание «лишнее»?

3) Запиши остальные сочетания

в алфавитном порядке.

дев о чки мальч и ки

уч е ники

А нн а, Кири лл , Ге нн адий, Э лл а, Э мм а А л

Тема урока: Удвоенные согласные.

Цели:

  • Узнать новые слова с двойными согласными

2. Тренироваться в написании новых слов

3. Узнать как переносят слова с двойными согласными

4. Применять в речи новые слова с двойными согласными

  • Шестой день недели.
  • Зимний вид спорта.
  • Женское имя.
  • Дорога с рядами посаженных деревьев.
  • Страна, в которой мы живём.

б

б

к

к

н

н

л

л

с

с

Во жж и, сс ора, гри пп и ка сс а, па сс ажир, пе рр он, те рр аса, а пп етит и телегра мм а, хо кк еист и орфогра мм а. Мы слова такие слышим и с двойной согласной пишем.

Удвоенные согласные

в слове пишем, когда согласный произносится долгим .

жж

кк

нн

лл

рр

пп

бб

Во жж и, сс ора, гри пп и ка сс а, па сс ажир, пе рр он, те рр аса, а пп етит и телегра мм а, хо кк еист и орфогра мм а. Мы слова такие слышим и с двойной согласной пишем.

во жж и —

пе рр он —

те рр аса —

ремни, верёвки для управления лошадью

пассажирская платформа на вокзале

летняя

пристройка

к дому

Во жж и, сс ора, гри пп и ка сс а, па сс ажир, пе рр он, те рр аса, а пп етит и телегра мм а, хо кк еист и орфогра мм а. Мы слова такие слышим и с двойной согласной пишем.

пассажир

перрон

касса

Составьте распространенное предложение, используя слова

па сс ажир, пе рр он, ка сс а

1 ряд

.

2 ряд

!

3 ряд

?

В субботу пассажиры купили билеты в кассе на перроне.

В субботу пассажиры купили билеты в кассе на перроне.

б

ж

к

л

м

н

п

р

с

б

ж

к

л

м

н

п

р

с

вож

хок

ал

пер

жи

кей

лея

рон

дрож-жи, Ан-на, тон-на,

ван-на, весен-ний

Тема урока: Двойные согласные.

Цели:

  • Узнать новые слова с двойными согласными

2. Тренироваться в написании новых слов

3. Применять в речи новые слова с двойными согласными

4. Узнать как переносят слова с двойными согласными

Всё понимаю, могу помочь другим ребятам.

В основном всё понимаю, есть

небольшие проблемы

Не всё понимаю, помогите, пожалуйста.

multiurok.ru

Конспект «Двойные согласные» — УчительPRO

«Двойные согласные»

Правописание согласных состоит из 5 основных правил: 1) проверяемые согласные 2) непроверяемые согласные, 3) правописание непроизносимых согласных, 4) двойные согласные в иноязычных словах, 5) удвоение согласных в русских словах.

В настоящем конспекте рассматриваются последние два правила (4 и 5). Первые три правила в конспекте «Правописание согласных».

Двойные согласные в иноязычных словах

В русском правописании удвоение согласных букв может быть вызвано различными причинами.

  1. Во многих заимствованных словах сохраняется орфография языка-источника и двойные согласные пишем в таких случаях по традиции, например: антенна, грамматика, колосс. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется в словарном порядке, например: аккредитив, апелляция, аппендицит, беллетристика, босс, гиппопотам, дилемма, индифферентный, иррациональный, колледж, коэффициент, пессимизм, симметрия, стеллаж, хлорофилл, эллипс, эссенция, эффект и другие.
  2. Однако с одной согласной пишутся слова: алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, волейбол, галерея, десант, десерт, дилетант, катар, лилипут, привилегия, продюсер, ресурсы, тротуар и др.
  3. В суффиксе -есс- пишутся два с (поэтесса, стюардесса), в суффиксе -ис- одно с (актриса, директриса).
  4. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами обычно сохраняются, например: программа — программка, телеграмма — телеграммка, балл — девятибалльный, галл — галльский. Ср.: Каннский кинофестиваль, боннское правительство, Лозаннская конференция и т.п.
  5. Но в ряде слов, а также в уменьшительных собственных именах лиц в рассматриваемом случае пишется одна согласная, например:

а) оперетта — оперетка, колонна — колонка, тонна — трёхтонка, финн — финка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-), финский;
б) Анна — Анка, Кирилл — Кирилка, Римма — Римка, Филипп — Филипка, Эмма — Эмка.

Удвоение согласных в русских словах

1. В корнях русских слов удвоение согласных встречается редко. Так, СС пишется в слове ссора, ЖЖ — в словах дрожжи, жужжать, можжевельник и в образованных от них родственных словах: поссориться, жужжание, можжевеловый, дрожжевой и других, а также в слове жжение.

2. Двойное Ж пишется в словах и формах, образованных от глагола жечь (жгут) с помощью чередования: жжешь, жжет, сожжёт и т.д. Сравните: возжечь — возжжённый, возжжёшь.

Примечание. При чередовании зг/зж, зд/зж пишется ЗЖ, а не ЖЖ (вопреки произношению), например: визг — визжать, приезд — приезжать.

3. Правописание Н и НН в разных частях речи.

4. В иных случаях удвоение согласных происходит на стыке приставки и корня (например, рассказать), корня и суффикса (туманный), и тогда написание слов подчиняется морфологическому принципу: мы сохраняем одинаковое написание каждой из морфем. Поэтому следует внимательно анализировать состав слова, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: воззвание, поддержка, рассвет. Ср.: податься — поддаться. Дверь подалась под ударами (перестала оставаться в первоначальном положении). — Дверь поддалась ударам лома (не сдержала напора, нажима).

5. Двойные согласные пишутся в сложносокращённых словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач (главный врач).

Примечание. В первой части сложносокращённых слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грампластинка, корпункт.


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Тройные согласные в русском языке не пишутся: рассориться (= рас + ссориться).

 


Конспект урока «Двойные согласные». Следующая тема: «Правописание приставок»

Двойные согласные

5 (100%) 2 vote[s]

uchitel.pro

«Удвоенные согласные в корне слова»

Русский язык 2 класс

Тема урока: «Удвоенные согласные в корне слова»

Цель урока:

1.     Показать учащимся позиции удвоенных согласных – приставки и корня.

2.     Развитие умений и навыков писать слова с удвоенными согласными в корне. Способствовать развитию фонематического слуха, внимания, мышления, речи.

3.     Развитие аналитико – синтезирующего мышления; коммуникативных способностей в совместной деятельности.

4.     Воспитание уверенности в своих силах и возможностях, в способности преодолевать возникающие трудности.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

·        Орфографическая минутка. Комментированное письмо.

Солонка, замолчали, звонить, кассир, разъедают, мягкий, безделье, рассказ, выгон, жужжат, оттепель, повара, чёрное.

-Разделить слова на группы. Объясните признак разбиения.

(по орфограммам, по принадлежности к частям речи, по категории числа…)

3.Определение темы и цели урока.

·        Работа со словами, в которых пишутся удвоенные согласные.

-Подчеркните в записи слова: кассир, рассказ, жужжат, оттепель.

-Что заметили? Чем интересны слова?

-Определите тему урока. Какова наша цель?

(Правописание удвоенных согласных. Научиться писать слова с удвоенными согласными)

4.Построение проекта.

-Ребята, давайте определим, какие знания и умения нам нужны для решения данной задачи?(ответы учащихся)

1.Наблюдение за словами.

А).Фонетика.

-Что предлагаете? (ответы учащихся)

-Понаблюдаем за словами, с точки зрения звукового состава.

-Как мы можем увидеть звуковой состав? (через транскрипцию)

·        Фронтальная работа. Учащиеся работают на доске с комментированием и в тетради.

[к а с,и р] – 5 зв., 6 б.

[р а с к а с] – 6 зв., 7 б.

[ж у ж а т] – 5 зв., 6 б.

[о т, и п, и л,] – 6 зв, 8 б.

-Что заметили? Обсудите в парах. (звуков меньше, чем букв)

-Почему так получилось?

-Назовите известные нам случаи не совпадения в словах количества звуков и букв. (разделительные Ь и Ъ, написание гласных букв е, ё, ю, я в позиции начала слова или после гласных )

-Но в данных словах, нет разделительных Ь и Ъ знака.

-Кто может объяснить, почему так? (ответы учащихся)

Б).Морфемика.

-Эти слова требуют особого внимания.

-Как ещё можно рассмотреть эти интересные слова?

-Разберём три слова по составу:

Рассказ, кассир, оттепель.

-Исключите «лишнее» слово. Почему?

-Сделайте вывод о позиции удвоенной согласной в слове. Обсудите в парах.

(приставка + корень, корень)

-Итак, позиции удвоенных согласных в слове мы установили.

-Сегодня мы остановимся на словах, в которых удвоенная согласная пишется в корне слова.

5.Выход из затруднения.

-Что дальше будем делать?(ответы детей)

-Как мы называем место в слове, в котором при написании испытываем затруднение? (орфограмма)

-Удвоенная согласная в корне слова орфограмма? Докажите. (согласный звук стоит в слабой позиции)

-А если орфограмма, значит, нам необходимо знать правописание.

-А мы знаем?

-Что нам может помочь? (орфографическое правило)

-Посовещайтесь в парах. Сформулируйте правило правописания удвоенных согласных в коне слова. (Ответы учащихся. На доске фиксировать предложения детей. Обсудить. Подвести детей к тому, что данные слова невозможно проверить правилом).

-Что видим? (нет орфографического правила).

-Если мы не можем воспользоваться правилом, какой способ действия нам поможет? (орфографический словарь, выучить на память)

6.Реализация построения проекта.

-Разбейтесь по 4 человека. Составьте модель.

7.Первичное закрепление.

1.Работа с учебником. с.77, № 201 Комментированное письмо.

2.Картинный диктант. Детям предлагаются иллюстрации: ванна, аллея, шоссе, класс, троллейбус, пассажир, группа. Учащиеся определяют слово, записывают с проговариванием, называя опасные места.

3.Работа со словами на карточках. Использование орфографического словаря. (парная работа).

Записать слова, вставляя нужные буквы. Подчеркнуть опасные места.

Су___та, дро___и, те___ис, ко___екция, ру__кий, мета___, ба___йн, су___а, А___а, И___а, Кири___.

(Суббота, дрожжи, теннис, коллекция, русский, металл, бассейн, суббота, Анна или Алла, Инна, Кирилл)

·        Фронтальная проверка.

-У кого не было ошибок?

-Кто допустил ошибки? В каких словах? Как проверяли написание данных слов?

-Что нового увидели в этом задании? (Написание имён с удвоенной согласной).

·        Фронтальная проверка.

-У кого не было ошибок?

-Кто допустил ошибки? В каких словах? Как проверяли написание данных слов?

7.Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

Работа с загадками. Записать отгадку. Образец для самопроверки на доске.

1.Где доска и парты есть.

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас,

Это наш просторный … (класс)

2.К нему подходят поезда,

Двойное Р содержит он

И называется … (перрон)

3.Чтоб каждый телевизор

Работал без капризов,

На крыше непременно

Должна стоять … (антенна)

4.В магазин с сестрой ходили,

Всё, что надо, там купили.

За батон, бутылку квасу

Заплатили деньги… (в кассу)

5.Во мне два К, не забывайте,

Таким, как я, всегда бывайте:

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом… (аккуратный)

6.Проста загадка и легка:

Пишусь всегда через два К;

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я… (хоккей)

7.По долинам, по оврагам

Мчит широкая дорога.

И она, как знают все,

Называется… (шоссе)

8.Вдоль дороги по бокам

Липы, клёны тут и там.

Всем идти здесь веселее.

Этот путь зовут… (аллея)

-У кого не было ошибок?

-Кто допустил ошибки? В каких словах? Почему?

(Некоторые слова не знали как пишутся. А воспользоваться словарём не могли).

-А если не всегда есть под рукой «Орфографический словарь»? (ответы детей).

-Так вот, ребята, такие слова мы называем «словарными словами» и нам необходимо знать их на память, т.е. выучить наизусть.

8.Рефлексия.

-В какой части слова мы научились писать удвоенную согласную?

-Как проверить удвоенную согласную в корне слова?

-Что было интересного на уроке?

-Что показалось сложным?

 

-Какую новую задачу мы определим для себя на последующие уроки? (ответы детей)

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *