Традиции народов приморского края окружающий мир 2 класс – Интересные традиции одного из народов приморского края
Проект по окружающему миру (2 класс) на тему: Проект «Коренные народы Приморского края»
Слайд 1
МОУ СОШ №9 Руководитель: Быконя И.А. г.Находка 2010 г. Коренные народности Приморского краяСлайд 2
Численность 12017 человек. Нанайцы — нани — «здешний человек». Основные традиционные занятия — рыболовство и в меньшей степени охота. Среди традиционных ремесел особенно было развито кузнечное. Нанайцы вели оседлый образ жизни. Жилища — большие бревенчатые дома с отапливаемыми нарами, в тайге — шалаши различных форм. Традиционная одежда нанайцев — распашная, халатообразная. Она изготавливалась из ткани, рыбьей кожи, различных мехов. Вся одежда была богато орнаментирована. Пища у нанайцев состояла преимущественно из рыбы. На зиму сушили много лосося, готовили рыбную муку и рыбий жир. Сохранился богатый нанайский фольклор: исторические и мифологические предания, волшебные сказки, загадки и др. 1. Нанайцы
Слайд 3
Удэгейцы в прошлом назывались -«лесными людьми». Численность 2011 человек. Тип внешности : они небольшого роста, плотного телосложения, со светлой кожей. Волосы прямые и чёрные, глаза чёрные или карие, с узким разрезом, нос небольшой. Главными занятиями были — охота (главным образом на изюбра и лося), рыболовство (на крупных реках) и собирательство (в основном, женьшеня). До прихода русских удэгейцы не знали письменности, основной религией был шаманизм. 2. Удэгейцы
Слайд 4
Численность 622 человека. Негидалец — амгун бэйэнин — « амгунский ». Проживают в нижнем Приамурье в бассейне нижнего течения реки Амгунь . Территориально разделяются на « низовских » и « верховских » негидальцев . Основным занятием низовских негидальцев было рыболовство, второстепенным — охота. Жили оседло. Зимним жилищем служили бревенчатые дома с отапливаемыми нарами, летним четырёхстенные домики из коры. У верховских негидальцев основным занятием была охота, второстепенным рыболовство. Жилище переносной конический чум. Транспортным животным у низовских была собака, у верховских — олень. В старину одежду и обувь шили из рыбьих кож и шкур животных. 3. Негидальцы .
Слайд 5
Численность 4673 человека. Среди хозяйственных областей на первом месте по значимости у нивхов всегда стояла рыбная ловля. Нивх — «человек». Сырая и вяленая (реже — варёная и жареная) рыба составляет основу традиционной кухни. Важную роль в нивхском хозяйстве играли охота, собирательство и собаководство. Предки современных нивхов — северо-восточные эскимосы и индейцы. 4. Нивхи.
Слайд 6
Численность 915 человек. Орочи — « орочили », народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае . Основные традиционные занятия — охота (кабарга, лось, медведь, пушной зверь), в том числе морская, а также рыболовство. Оружием служили лук со стрелами, копьё, использовались ловушки, петли, самострелы и др. Рыбачили круглый год, летом — в маленьких долблёнках и больших дощатых лодках по рекам, а для добычи нерпы и сивуча выходили в Татарский пролив и его бухты. Морского зверя били гарпунами, из ружья, на льдинах и берегу — колотушками, рыбу (кета, горбуша, таймень и др.) ловили сетями, неводом, устраивали ловушки, били острогой. 5. Орочи.
Слайд 7
Ульчи — нани — «человек земли», в прошлом назывались мангунами — «амурскими людьми». Численность 3233 человека. Основной промысл — рыболовство, затем – таёжный промысел и охота на морских животных. Средствами передвижения служили собачьи нарты, лыжи, лодки. Традиционная мужская и женская одежда: халаты покроя кимоно, чаще из ткани, зимние — на вате, праздничные — иногда сплошь вышитые и украшенные аппликацией. Обувь в виде сапожка с отдельной пришивной подошвой — из рыбьей кожи. Тёплые шапки орнаментированные. В пище преобладала рыба. Добыв крупного осетра, съедали лишь малую часть, бо́льшая часть шла на изготовление юколы (вяленных на ветру и солнце длинных и тонких пластин рыбы). Жанры традиционного фольклора разнообразны: мифы и сказки о духах, о животных, волшебные сказки, исторические легенды и предания, загадки, пословицы и пр. Из музыкальных инструментов наиболее характерны примитивные однострунные скрипки, малые свирели. 6. Ульчи .
Слайд 8
Н арод, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока . Эвенки — эвэн — «оленьи люди» . Численность 30233 человека . 7. Эвенки Традиционное занятие — охота и оленеводство (доение оленей и верховая езда на них), таежная охота, клеточное разведение пушных животных, промыслы и ремесла. Традиционная кухня — северная, содержащая много мяса, рыбы и оленьего молока. Традиционное жилище — конический чум. Традиционные верования — шаманизм.
Слайд 9
Чукча (» ан’каллын «) – «поморянин» — охотник на морских животных. Всего чукчей 14 тыс.человек. Жилища — яранга — шатер в виде усеченного конуса и полуземлянка. Основная часть чукчей — оленеводы (» чав’чу » — «оленевод», «состоящий при оленях»). Традиционная пища тундровых людей — оленина, береговых — мясо и жир морских животных. 8. Приморские чукчи
Слайд 10
Название коренных народностей Общая числен- ность Территория Род занятий Пища Влияние территории на род занятий Название коренных народностей Общая числен- ность Территория Род занятий Пища 1. Эвенки (эвены) 30233 Тайга Охота, оленеводство Мясо, оленье молоко 2. Приморские чукчи 14000 Море Тайга Охота на морских животных Оленеводство Рыба Мясо 3. Нанайцы 12о17 Река Рыболовство Рыба 4. Нивхи 4673 Река Рыбная ловля Сырая и вяленая рыба 5. Ульчи 3233 Река Рыболовство Рыба 6. Удэгейцы 2011 Тайга Охота, собирательство Мясо 7. Орочи 915 Река Охота на морских животных, рыболовство Рыба 8.Негидальцы 622 Река Тайга Рыболовство Охота Рыба Мясо
Слайд 11
Численность коренных народов Приморского края
Слайд 12
Подумайте! Почему численность эвенков самая большая?
nsportal.ru
интересные традиции народов приморского края
Приморье – земля многонациональная. Кто-то освоился здесь раньше, кто-то – позже; кто-то добрался морем, кто-то – обозами, а кто-то – уже самолетом. Все мы привезли с собой традиции и обряды. И десятки лет спустя в крае живы обычаи, по которым можно определить национальность хозяина дома, не всматриваясь в разрез его глаз и не вслушиваясь в акцент. О нескольких национальных особенностях народов, населяющих Приморский край – в обзоре «Приморской газеты».
Осетины: традиции застолья
Широту кавказского застолья в Приморье сохранила осетинская диаспора. Содержание одного из самых дорогих праздников в какой-то степени определил боевой характер мужчин этой национальности. Более 15 веков осетины празднуют день святого Георгия Победоносца (Джеоргуыба – осетинское название праздника. – «ПГ»), покровителя воинов и путешественников. Приморские осетины также сохранили эту традицию. Ежегодно в последней декаде ноября они собираются в одном из кафе приморской столицы. Первый день посвящается чинному застолью, второй – обмену информацией, а также переговорам и планам.
У приморских осетин свои национальные особенности застолий и собственные правила приличия. Так, для осетина стол – святое место. За ним нельзя сквернословить, ругаться, злословить. Не принято также упоминать собак, ослов или каких-либо других «грязных» животных. А если что-то такое вырвалось невзначай, нужно обязательно извиниться.
Нельзя напиваться допьяна, нужно вовремя остановиться. Внезапные вскакивания из-за стола, «зависание» и передвижение за спинами гостей также является неуважением к старшим и всем сидящим за столом. Нельзя также покидать застолье без уведомления старших.
Татары: традиции чаепития
Ритуал чаепития – «чей эча» – настолько вошел в татарский быт, что без него невозможно представить ни одного праздника: свадьбы, сватовства, рождения ребенка. Обычай пить чай неспешно, по всем правилам и никогда пустой – без трав, меда или молока, остался с татарами и башкирами до сих пор. Сегодня у них три вида чаепития: как они полушутя объясняют несведущим, для утоления жажды, перекуса и дружеской беседы. Последний – самый важный. В этом случае татарское и башкирское чаепитие больше, чем традиция. Чай пьют крепким, горячим, нередко разбавляя молоком или сливками. Приморские татары обязательно добавляют в чай дикоросы, как местные, так и те, что друзья-родственники привозят с далекой родины.
На званых обедах в чай по желанию гостей добавляют курагу, урюк, изюм, ломтики свежих яблок. Обязательно достают большой расписной керамический чайник, без которого, по существу, не обходится ни одно застолье. Предметами сервировки чайного стола, кроме чашек, являются индивидуальные тарелки, сахарницы, молочники, чайные ложки. До блеска начищенный самовар с заварным чайником должен задавать тон приятной беседе, создавать настроение, украшать стол в праздники и будни.
Азербайджанцы: в каждом доме – ковер
Дом, где по коврам ходят с гордостью, а то и не ходят вообще, а просто любуются – наверняка азербайджанский. Изменить эти обычаи не может ни модный сегодня хай-тек, ни ирония со стороны современной молодежи.
У некоторых счастливчиков висят на стене или лежат на полу настоящие шедевры, сотканные родственниками лет сто назад. Эксперты признают их произведениями искусства и даже небольшие коврики оценивают не дешевле $4-5 тыс.. Пять лет назад, в 2010 году, ковроткачество азербайджанских мастеров было занесено в Репрезентативный список нематериального наследия ЮНЕСКО как факт бесценного художественного явления. Теперь каждый год 16 ноября в Азербайджане проводится Праздник ковра, в рамках которого проходят постоянные художественные выставки и конкурсы, концерты и театрализованные представления. Азербайджанские ковры представит приморская диаспора и на выставке, которая состоится в рамках Третьего конгресса народов Приморского края.
Кстати, всем знакомое слово «палас», которое сейчас обозначает синтетическое половое покрытие, пришло к нам из Персии через Азербайджан. Речь идет о разновидности двустороннего тщательно выделанного ковра.
Удэгейцы: вера в духов природы
Удэге, один из коренных народов нашего края, до сих пор верит в то, что все живое в природе обладает душой. Так возник культ хозяев природы, тесно связанный с промысловыми обрядами и почитанием таких животных, как медведь, тигр, выдра и др.
Большую роль в жизни удэгейцев играет шаманизм, вера в духов. Считается, что шаман – посредник между духами и людьми, целитель и предсказатель. Шаманский дар передается по наследству из поколения в поколение. Каждый шаман имеет своих духов: покровителей и духов-помощников, изображающихся в виде человечков, зверей, рыб, птиц и насекомых.
otvetytut.com
На приморской земле национальные обычаи не исчезают
Приморье – земля многонациональная. Кто-то освоился здесь раньше, кто-то – позже; кто-то добрался морем, кто-то – обозами, а кто-то – уже самолетом. Все мы привезли с собой традиции и обряды. И десятки лет спустя в крае живы обычаи, по которым можно определить национальность хозяина дома, не всматриваясь в разрез его глаз и не вслушиваясь в акцент. О нескольких национальных особенностях народов, населяющих Приморский край – в обзоре «Приморской газеты».
Осетины: традиции застолья
Широту кавказского застолья в Приморье сохранила осетинская диаспора. Содержание одного из самых дорогих праздников в какой-то степени определил боевой характер мужчин этой национальности. Более 15 веков осетины празднуют день святого Георгия Победоносца (Джеоргуыба – осетинское название праздника. – «ПГ»), покровителя воинов и путешественников. Приморские осетины также сохранили эту традицию. Ежегодно в последней декаде ноября они собираются в одном из кафе приморской столицы. Первый день посвящается чинному застолью, второй – обмену информацией, а также переговорам и планам.
У приморских осетин свои национальные особенности застолий и собственные правила приличия. Так, для осетина стол – святое место. За ним нельзя сквернословить, ругаться, злословить. Не принято также упоминать собак, ослов или каких-либо других «грязных» животных. А если что-то такое вырвалось невзначай, нужно обязательно извиниться.
Нельзя напиваться допьяна, нужно вовремя остановиться. Внезапные вскакивания из-за стола, «зависание» и передвижение за спинами гостей также является неуважением к старшим и всем сидящим за столом. Нельзя также покидать застолье без уведомления старших.
На выставке Конгресса народов в Приморье. Фото Глеба Ильинского
Татары: традиции чаепития
Ритуал чаепития – «чей эча» – настолько вошел в татарский быт, что без него невозможно представить ни одного праздника: свадьбы, сватовства, рождения ребенка. Обычай пить чай неспешно, по всем правилам и никогда пустой – без трав, меда или молока, остался с татарами и башкирами до сих пор. Сегодня у них три вида чаепития: как они полушутя объясняют несведущим, для утоления жажды, перекуса и дружеской беседы. Последний – самый важный. В этом случае татарское и башкирское чаепитие больше, чем традиция. Чай пьют крепким, горячим, нередко разбавляя молоком или сливками. Приморские татары обязательно добавляют в чай дикоросы, как местные, так и те, что друзья-родственники привозят с далекой родины.
На званых обедах в чай по желанию гостей добавляют курагу, урюк, изюм, ломтики свежих яблок. Обязательно достают большой расписной керамический чайник, без которого, по существу, не обходится ни одно застолье. Предметами сервировки чайного стола, кроме чашек, являются индивидуальные тарелки, сахарницы, молочники, чайные ложки. До блеска начищенный самовар с заварным чайником должен задавать тон приятной беседе, создавать настроение, украшать стол в праздники и будни.
Азербайджанцы: в каждом доме – ковер
Дом, где по коврам ходят с гордостью, а то и не ходят вообще, а просто любуются – наверняка азербайджанский. Изменить эти обычаи не может ни модный сегодня хай-тек, ни ирония со стороны современной молодежи.
У некоторых счастливчиков висят на стене или лежат на полу настоящие шедевры, сотканные родственниками лет сто назад. Эксперты признают их произведениями искусства и даже небольшие коврики оценивают не дешевле $4-5 тыс.. Пять лет назад, в 2010 году, ковроткачество азербайджанских мастеров было занесено в Репрезентативный список нематериального наследия ЮНЕСКО как факт бесценного художественного явления. Теперь каждый год 16 ноября в Азербайджане проводится Праздник ковра, в рамках которого проходят постоянные художественные выставки и конкурсы, концерты и театрализованные представления. Азербайджанские ковры представит приморская диаспора и на выставке, которая состоится в рамках Третьего конгресса народов Приморского края.
Кстати, всем знакомое слово «палас», которое сейчас обозначает синтетическое половое покрытие, пришло к нам из Персии через Азербайджан. Речь идет о разновидности двустороннего тщательно выделанного ковра.
Удэгейцы: вера в духов природы
Удэге, один из коренных народов нашего края, до сих пор верит в то, что все живое в природе обладает душой. Так возник культ хозяев природы, тесно связанный с промысловыми обрядами и почитанием таких животных, как медведь, тигр, выдра и др.
Большую роль в жизни удэгейцев играет шаманизм, вера в духов. Считается, что шаман – посредник между духами и людьми, целитель и предсказатель. Шаманский дар передается по наследству из поколения в поколение. Каждый шаман имеет своих духов: покровителей и духов-помощников, изображающихся в виде человечков, зверей, рыб, птиц и насекомых.
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ
Мордовская «Медвежья лапа» «Офтонь мадят», или «Медвежья лапа» – нередко название оригинального блюда приводит в смятение неопытных туристов. Но пугаться не стоит: при его приготовлении не страдает ни один косолапый. «Медвежью лапу» долгие годы с успехом готовят из свинины или говядины. На самом деле это большая и сочная котлета с когтями, выложенными из сухарей. Кстати, существует легенда, что мордовские парни не могли жениться до тех пор, пока не убьют медведя и не станут настоящими мужчинами в результате и пока в доказательство этого не пришлют невесте жареную медвежью лапу. Вот коронный рецепт для ценителя: 300 г свинины отбить. Натереть филе солью, перцем и чесноком. Полкило картофеля очистить, натереть на крупной терке. Разбить в полученную массу два яйца и добавить мелко порезанную луковицу. Все перемешать и тщательно отжать. Сковороду с растительным маслом разогреть. Выложить в нее сначала мясо, а сверху – картофель. Жарить до румяной корочки. Готовое блюдо присыпать тертым сыром, от котлеты выложить когти хлебными сухариками. Бешбармак по-киргизски На методы приготовления пищи у киргизов сильно повлиял кочевой образ жизни народа. Киргизы всегда старались сделать так, чтобы еда хранилась как можно дольше. Основными ингредиентами для пищи, как привило, служили конина и баранина – мясо животных, которых они вели с собой. Бешбармак – национальное блюдо киргизов. В переводе с местного языка бешбармак означает «пять пальцев» – это говорит о том, что блюдо необходимо есть руками. Готовят его из конины (реже из баранины), которую в течение нескольких часов варят в собственном бульоне. Подавать на стол бешбармак принято с домашней лапшой, зеленью и «наном» – плоской лепешкой. Для бешбармака по-киргизски понадобятся: 1 кг конины (баранины), 1,5 стакана муки, 1 яйцо, 2 луковицы, красный и черный перец. Приготовление: мясо отварить куском в небольшом количестве воды, добавить соль и красный перец. Кусок нарезать ломтиками, соединить с луковыми кольцами, припущенными в бульоне. Добавить соль, черный молотый перец. Отдельно подать бульон. Узбекский плов О происхождении плова рассказывает старинная легенда. Однажды сын правителя Бухары безумно влюбился в дочь бедного ремесленника. Но по местным законам он не мог жениться на девушке не своего круга. От сильных переживаний юноша заболел, но в чем причина его хвори, не признавался. Верный диагноз – любовь – поставил один из врачей Бухары. Лекарь назначил принцу питаться пловом в течение недели. В результате принц выздоровел, и его отец устроил пышную свадьбу, на которой соединил влюбленных. У узбеков плов до сих пор является главным блюдом на свадебном торжестве. Для узбекского плова понадобятся: 2 кг мяса,1 кг риса, 1 кг моркови, 0,5 кг репчатого лука, 450 г масла, специи, соль. Приготовление: мясо обжарить до золотистой корочки, добавить в казан лук и морковь, через 10 мин. добавить специи. Все залить кипятком, убавить огонь, тушить еще полчаса. Жидкость за это время должна почти полностью испариться, а масло – стать прозрачным. Промытый рис выложить на мясо сверху. Затем тонкой струйкой влить горячую воду так, чтобы она покрывала рис на 2 см. Варить плов еще 20 минут. Затем выключить огонь. Собрать рис горкой к центру, закрыть казан крышкой и дать блюду настояться 15 мин. Дагестанский хинкал Дагестанский хинкал – даже не блюдо, а целый обеденный комплекс. Кусочки теста отваривают в бульоне и едят вместе с бараниной, говядиной (реже курицей), обмакивая в соус. Запивают все крепким мясным бульоном со специями. По древнему обычаю, молодая девушка наутро после свадьбы должна встать раньше мужа и приготовить для него хинкал. К завтраку приходят друзья и близкие супруга. Если приготовленное блюдо всем понравится, значит, жизнь у молодых будет долгой и счастливой. Для теста понадобится: 300 г муки, 0,5 стакана воды, 1 яйцо, соль. Замесить тесто как на пельмени, накрыть салфеткой, дать ему полчаса «отдохнуть». Поставить кастрюлю с мясным бульоном на огонь, тесто раскатать в тонкий пласт, порезать на ромбики. Затем опустить их в бульон. Когда всплывут, вытащить. Готовое тесто выложить на одну сторону большого блюда, отварные куски свинины или говядины – на другой. Рядом с блюдом поставить еще две пиалы. В одной должен быть соус из сметаны, творога и давленого чеснока. В другой – обжаренные помидоры с чесноком. Мясной бульон перед подачей следует украсить зеленью. Весь комплекс блюд – это и есть дагестанский хинкал.
primgazeta.ru
Материал для урока окружающий мир 2 класс»Обычаи народов севера»
Обычаи и праздники коряков
«Оленные люди» — так переводится на русский язык слово «коряки» — живут на Камчатке, Чукотке и в Магаданской области. Их около 10 тыс. человек.
Встреча и проводы зверя
В основе многих обычаев и праздников коряков лежал древний миф об умирающем и воскресающем звере. Когда охотник возвращался с добычей, обитатели стойбища спешили ему навстречу, чтобы торжественно встретить «гостя» — медведя, тюленя, лисицу. Женщины держали в руках горящие головни. Издавна у коряков это был знак особого уважения к гостю. Одна из участниц обряда надевала звериную шкуру и исполняла старинный танец. Танцуя, она просила зверя «не сердиться и быть добрым к людям». Обитатели жилища, где жил охотник, готовили праздничное угощение и предлагали его «гостю». Если добычей был медведь, в его честь забивали домашнего оленя.
Важно было не только хорошо встретить зверя, но и с почетом «проводить» домой. Вот как проходили «проводы медведя» у одного из корякских племен. Обитатели стойбища воспроизводили сцену охоты. Один из них, накинув на плечи медвежью шкуру, изображал медведя. Вначале он сражался с охотниками, а затем прекращал борьбу, забирал приготовленный для него мешок с подарками, а взамен отдавал людям свою шкуру… На протяжении многих десятилетий коряки строго следили за тем, чтобы все их соплеменники выполняли обряд встречи и проводов зверя, поскольку именно от этого, по их глубокому убеждению, зависело возвращение к жизни убитых на охоте животных.
Праздник возвращения солнца
Этот праздник коряки отмечали в конце декабря, после зимнего солнцестояния, когда продолжительность светового дня начинала увеличиваться. Накануне праздника оленеводы обязательно совершали перекочевку и устанавливали стойбище на новом месте. Затем ждали приезда гостей. Начинался праздник рано утром. Женщины с помощью деревянного огнива, имевшего вид человеческой фигурки, разжигали огонь. Мужчины забивали оленей. Считалось, что их приносят в жертву «тому, кто наверху» — солнцу. Голову самого крупного жертвенного оленя надевали на шест и поворачивали на восток. Кровью оленей «кормили» огнива, а мясом угощали всех участников праздника. После обильной трапезы, которая сопровождалась пением и танцами, начинались спортивные состязания. Главным из них были гонки на оленьих упряжках.
Обычаи и праздники чукчей
Чукчи — в наши дни их численность составляет немногим более 15 тыс. человек — населяют крайний северо-восток России, Чукотку. Название этого далекого арктического края означает в переводе «земля чукчей». Русское слово «чукчи» произошло от чукотского «чаучу» — «богатый оленя ми». У чукчей тысячелетняя история
Праздник байдары
Согласно старинным представлениям чукчей, все, что окружает человека, имеет душу.. Вплоть до недавнего времени каждую весну, для того чтобы море приняло байдару, охотники устраивали специальный праздник. Начинался он с того, что лодку торжественно снимали со столбов из челюстных костей гренландского кита, на которых она хранилась долгой чукотской зимой. Затем приносили жертву морю: бросали в воду куски вареного мяса. Байдару подносили к яранге — традиционному жилищу чукчей, — и все участники праздника обходили вокруг яранги. Первой шла самая старая женщина в семье, затем хозяин байдары, рулевой, гребцы, остальные участники праздника. На следующий день лодку переносили на берег, снова совершали жертвоприношение морю и лишь после этого байдару спускали на воду.
Праздник кита
Поздней осенью или в начале зимы, береговые чукчи устраивали праздник кита. В его основе лежал обряд примирения охотников с убитыми животными. Люди, облаченные в праздничные одежды, в том числе в специальные непромокаемые плащи из моржовых кишок, просили прощения у китов, тюленей, моржей. Мужчины устраивали поединки борцов, исполняли танцы, воспроизводившие полные смертельной опасности сцены охоты на морских животных.
На празднике кита непременно приносились Жертвы Кэрэткуну — хозяину всех морских зверей. Ведь это от него, считали жители Чукотки, зависит успех на охоте. В яранге, где проходил праздник, вывешивали сплетенную из сухожилий оленя сеть Кэрэткуна, устанавливали вырезанные из кости и дерева фигурки зверей и птиц. Одна из деревянных скульптур изображала самого хозяина морских животных.В конце праздника опускают в море китовые кости. В морской воде, считали чукчи, кости превратятся в новых зверей, и на следующий год у берегов Чукотки снова появятся киты.
Праздник молодого оленя (Кильвэй)
Кильвэй — праздник молодого оленя. Его устраивали весной, во время отела. Начинался праздник с того, что пастухи пригоняли стадо к ярангам, а женщины раскладывали священный костер. Огонь для такого костра добывали только трением, так, как это делали люди многие сотни лет назад. Оленей встречали громкими криками и выстрелами, чтобы отпугнуть злых духов. Этой цели служили и бубны-ярары, на которых поочередно играли мужчины и женщины. Нередко вместе с оленеводами в празднике принимали участие жители береговых селений. Их заранее приглашали на Кильвэй, и чем зажиточнее была семья, тем больше гостей съезжалось на праздник. В обмен на свои дары жители прибрежных селений получали оленьи шкуры и оленину, которая считалась у них деликатесом. На празднике молодого оленя не только веселились по случаю рождения оленят, но и выполняли важную работу: отделяли важенок с телятами от основной части стада, чтобы пасти их на самых обильных пастбищах. В ходе праздника часть взрослых оленей забивали. Это делалось для того, чтобы заготовить мясо впрок для женщин, стариков и детей. Дело в том, что после Кильвэя обитатели стойбища делились на две группы. Пожилые люди, женщины, дети оставались на зимних стоянках, где ловили рыбу и собирали летом ягоды. А мужчины отправлялись с оленьими стадами в дальний путь, на летние стоянки. Располагались летние пастбища к северу от зимних кочевий, неподалеку от побережий полярных морей. Длительный переход со стадом был трудным, нередко опасным делом. Так что праздник молодого оленя — это еще и прощание перед долгой разлукой.
Обычаи и праздники эскимосов
Народ, который мы называем эскимосами, живет на Чукотском полуострове. Это самый крайний северо-восток азиатской части России. Эскимосов там всего 1700 человек. Однако это не весь народ, а лишь его небольшая часть, потому что эскимосы живут еще в США, Канаде и на острове Гренландия. Насчитывает этот народ в мире более 100 тыс. человек. Эскимосы — морские зверобои и охотники. Они охотятся на китов, моржей, тюленей, нерпу и питаются мясом этих животных. Сами себя эскимосы называют инуитами, что означает «настоящие люди».
Праздник начала весенней охоты (Атыгак)
Иногда этот праздник называют иначе — «праздник спуска байдары на воду». Устраивают его в конце весны — начале лета. Именно в это время начинается сезон охоты на морских животных. Та семья, которая имеет байдару (а их имеют далеко не все), с помощью родственников и соседей спускает ее к морю. Байдара — это легкая, быстроходная лодка. Она представляет собой деревянный каркас, обтянутый моржовой шкурой. В большую байдару могли поместиться до 25 человек. Именно в байдаре пойдет на промысел группа охотников. Пока мужчины заняты лодкой, женщины готовят еду: варят мясо, делают что-то типа котлет из мяса, сала и нерпичьего жира, а также особое блюдо из корней и трав, собранных еще летом. А потом все взрослые члены семьи — мужчины и женщины — начинают раскрашивать себе лица черным графитом или сажей, рисуя несколько линий вдоль носа, на подбородке, под глазами. Это не просто украшение, это магический обряд. Количество этих линий напрямую связано с тем морским животным, которое, как считает эта семья, приносит им счастье, — с моржом, тюленем, китом, нерпой. Затем все надевают праздничную белую одежду. В старые времена это была особая одежда, сшитая из кишок морских зверей. Затем все идут к берегу моря, несут с собой приготовленную еду. Хозяин байдары режет принесенное мясо на мелкие кусочки и бросает их в море и в воздух. Это жертва духам ветра и хозяину морских зверей. От них зависит удача на охоте. Часть мяса бросают тут же в разожженный костер — это жертва духу огня.
Праздник моржей (Наскуныхкылык)
В конце июля обычно заканчивалась охота на моржей. Начинался период штормовой погоды, и морские охотники не рисковали на своих байдарах уходить далеко от берега на промысел моржа. Тогда наступало время очередного праздника. В день праздника вынимали из ледника тушу моржа. Хозяин юрты или приглашенный им шаман начинал бить в бубен, созывая на угощение разных духов, от которых зависит жизнь, здоровье и охотничья удача человека. Хозяин относил часть приготовленной еды на берег моря, бросал ее небольшими кусочками в воздух и в воду со словами: «Собирайтесь сюда все и кушайте!»
После того как мясо было поделено между родственниками, череп моржа относили на специальную скалу — жертвенное место «хозяйке морских зверей». Как и во время праздника начала весенней охоты, все семьи гуляют по очереди, но каждая приглашает к себе всех жителей поселка.
Праздник кита (Поля)
Кит — главное промысловое животное эскимосов, самое опасное с точки зрения охоты на него и самое желанное, потому что кит — это много-много мяса и жира. Им может наесться сразу весь поселок, им можно надолго запастись впрок. Праздник устраивает тот, кто убил (загарпунил) кита. К нему собираются все жители поселка. Кита разделывают прямо на берегу и тут же его едят. Во время праздника делают изображения китов — деревянные скульптуры, — которые подвешивают в разных углах яранги. На празднике используется мелко размельченный графит, который, подброшенный в воздух, магически воспроизводит фонтан, выпускаемый плывущим в океане китом. На празднике кита, как обычно, гуляют всем поселком. Во многих семьях хранятся амулеты с изображением кита. В честь кита исполняют специальный танец, воспроизводящий все этапы охоты на него. Любопытно, что этот танец исполняется всеми участниками, сидя на одном месте: движутся только руки и голова.
infourok.ru
Удэгейская культура » Новости Красноармейского района Приморского края
Ученицы школы с. Лукьяновка в удэгейских праздничных костюмахРощинский отряд экологии, памяти, истории и культуры (РоЭПиК) продолжает в каждом своем материале раскрывать одну из «букв» — направлений своей деятельности. Сегодня говорим о культуре народа удэге. Нам стало интересно, что же думает обыкновенный школьник, никогда не соприкасавшийся с удэгейской культурой. Нам без труда удалось найти школьницу (ученицу 9 «А» класса средней школы № 11 с. Рощино Марию Черепанову), которая с интересом взялась исследовать эту тему.
Ко мне обратились специалисты отдела экопросвещения Национального парка «Удэгейская легенда» с предложением написать статью об удэге. До этого момента я даже не знала, не задумывалась о том, кто такие удэгейцы, что это за народ. Но теперь я узнала много интересного, и с уверенностью могу сказать следующее: удэгейцы – замечательные люди. Думаю, многие из моих сверстников солидарны со мной. Надеюсь, и они когда-то «откроют» для себя эту уникальную группу.
Основные факты об удегейцах:
удэ, удэге, удэгейцы – один из коренных малочисленных народов Дальнего Востока. Как у каждого народа, у удэгейцев свои традиции, обычаи и верования.
Они издавна жили на северо-востоке Приморского края и юго-востоке Хабаровского, а также в горах и предгорьях Сихотэ-Алиня, у притоков Уссури и Амура.
Удэгейцев очень мало, численность их неуклонно сокращается. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. представителей этого народа осталось 1496 человек.
Председатель общины «Кедр» Р. Андрейцева проводит обрядЧем вызван мой интерес к их удивительной культуре? В первую очередь, каждый человек должен знать свою историю, историю коренных народов тех мест, где он живёт. Да и сегодня среди нас встречаются удэгейцы. Поэтому важно знать и уважать их традиции, ведь эти люди придают им огромное значение.
В давние времена удэге было гораздо больше, в наше время их очень мало. Но они есть. Лично я не знакома с ними, но знаю девочку, чей прадедушка Александр Догдович Кялунзига являлся удэгейцем. Его знали в Рощино очень многие, так как он был добрым, отзывчивым и храбрым человеком, являлся председателем родовой общины «Удэгэ». А.Д. Кялунзига воевал в Великой Отечественной войне и имел много наград.
У удэгейцев есть много этнических особенностей, которые определяют их культуру, традиции, национальные праздники и быт. Например, китайский Новый год, который является грандиозным событием, Медвежий праздник, связанный с почитанием медведя. Вообще, этот народ исторически всегда жил в согласии с природой, стараясь не нарушать ее законов, заботится о ней, и, может быть, поэтому они хорошие охотники и рыбаки. Умению заботиться о природе было бы неплохо поучиться и нам. Ведь и Национальный парк «Удэгейская легенда» создан, прежде всего, для сохранения природного богатства нашего района.
Известно, что удэ не употребляли в пищу мясо касатки, так как считали ее своим предком. Удэге почитают тигров, который с давних времен является не только культурным героем, но и священным прародителем. Существует легенда, что удэгеец Егда пожалел животное и подарил ему новую красивую рубашку, после чего тигры стали красивым народом и научили людей приёмам охоты. Чтобы охота была удачной, удэгейцы просили помощи у добрых духов.
Удэгейские амулеты и украшения
Удэгейцы – очень хорошие мастера, они искусно вышивают, делают различные амулеты и украшения.
Очень интересным мне показалось то, что с помощью самодельных амулетов удэгейцы защищали детей от злых духов. Они делались из шерсти или костей животных. Первоначально он служил для защиты, а затем появилось верование, что амулет может передать часть качеств животного ребёнку. Например, родители мальчика полагали, что когда он вырастет, то сможет добывать всех зверей, кости которых висели над кроватью и приобретет качества этих зверей, например, кости рыси сделают его цепким, а с помощью костей выдры он станет хорошим рыбаком.
Несмотря на то, что об удэгейцах известно довольно много, написаны книги и научные работы, культура удэге по-прежнему полна тайн и загадок. Самобытный и мудрый народ с удивительной историей, культурой и судьбой.
Мария ЧЕРЕПАНОВА,
с. Рощино
Отряд РоЭпик Национального парка «Удэгейская легенда»
Испанский фотограф Альваро Лайс (Alvaro Laiz) с артистами ансамбля удэгейского танца из Лучегорск
newpokrovka.ru
Обычаи и традиции Приморского края
Приморье – земля многонациональная. Кто-то освоился здесь раньше, кто-то – позже; кто-то добрался морем, кто-то – обозами, а кто-то – уже самолетом. Все мы привезли с собой традиции и обряды. И десятки лет спустя в крае живы обычаи, по которым можно определить национальность хозяина дома, не всматриваясь в разрез его глаз и не вслушиваясь в акцент. О нескольких национальных особенностях народов, населяющих Приморский край – в обзоре «Приморской газеты».
Осетины: традиции застолья
Широту кавказского застолья в Приморье сохранила осетинская диаспора. Содержание одного из самых дорогих праздников в какой-то степени определил боевой характер мужчин этой национальности. Более 15 веков осетины празднуют день святого Георгия Победоносца (Джеоргуыба – осетинское название праздника. – «ПГ»), покровителя воинов и путешественников. Приморские осетины также сохранили эту традицию. Ежегодно в последней декаде ноября они собираются в одном из кафе приморской столицы. Первый день посвящается чинному застолью, второй – обмену информацией, а также переговорам и планам.
У приморских осетин свои национальные особенности застолий и собственные правила приличия. Так, для осетина стол – святое место. За ним нельзя сквернословить, ругаться, злословить. Не принято также упоминать собак, ослов или каких-либо других «грязных» животных. А если что-то такое вырвалось невзначай, нужно обязательно извиниться.
Нельзя напиваться допьяна, нужно вовремя остановиться. Внезапные вскакивания из-за стола, «зависание» и передвижение за спинами гостей также является неуважением к старшим и всем сидящим за столом. Нельзя также покидать застолье без уведомления старших.
Татары: традиции чаепития
Ритуал чаепития – «чей эча» – настолько вошел в татарский быт, что без него невозможно представить ни одного праздника: свадьбы, сватовства, рождения ребенка. Обычай пить чай неспешно, по всем правилам и никогда пустой – без трав, меда или молока, остался с татарами и башкирами до сих пор. Сегодня у них три вида чаепития: как они полушутя объясняют несведущим, для утоления жажды, перекуса и дружеской беседы. Последний – самый важный. В этом случае татарское и башкирское чаепитие больше, чем традиция. Чай пьют крепким, горячим, нередко разбавляя молоком или сливками. Приморские татары обязательно добавляют в чай дикоросы, как местные, так и те, что друзья-родственники привозят с далекой родины.
На званых обедах в чай по желанию гостей добавляют курагу, урюк, изюм, ломтики свежих яблок. Обязательно достают большой расписной керамический чайник, без которого, по существу, не обходится ни одно застолье. Предметами сервировки чайного стола, кроме чашек, являются индивидуальные тарелки, сахарницы, молочники, чайные ложки. До блеска начищенный самовар с заварным чайником должен задавать тон приятной беседе, создавать настроение, украшать стол в праздники и будни.
Азербайджанцы: в каждом доме – ковер
Дом, где по коврам ходят с гордостью, а то и не ходят вообще, а просто любуются – наверняка азербайджанский. Изменить эти обычаи не может ни модный сегодня хай-тек, ни ирония со стороны современной молодежи.
У некоторых счастливчиков висят на стене или лежат на полу настоящие шедевры, сотканные родственниками лет сто назад. Эксперты признают их произведениями искусства и даже небольшие коврики оценивают не дешевле $4-5 тыс.. Пять лет назад, в 2010 году, ковроткачество азербайджанских мастеров было занесено в Репрезентативный список нематериального наследия ЮНЕСКО как факт бесценного художественного явления. Теперь каждый год 16 ноября в Азербайджане проводится Праздник ковра, в рамках которого проходят постоянные художественные выставки и конкурсы, концерты и театрализованные представления. Азербайджанские ковры представит приморская диаспора и на выставке, которая состоится в рамках Третьего конгресса народов Приморского края.
Кстати, всем знакомое слово «палас», которое сейчас обозначает синтетическое половое покрытие, пришло к нам из Персии через Азербайджан. Речь идет о разновидности двустороннего тщательно выделанного ковра.
Удэгейцы: вера в духов природы
Удэге, один из коренных народов нашего края, до сих пор верит в то, что все живое в природе обладает душой. Так возник культ хозяев природы, тесно связанный с промысловыми обрядами и почитанием таких животных, как медведь, тигр, выдра и др.
Большую роль в жизни удэгейцев играет шаманизм, вера в духов. Считается, что шаман – посредник между духами и людьми, целитель и предсказатель. Шаманский дар передается по наследству из поколения в поколение. Каждый шаман имеет своих духов: покровителей и духов-помощников, изображающихся в виде человечков, зверей, рыб, птиц и насекомых.
obrazovalka.ru
Коренные малочисленные народности Приморья | Приморский край
Коренные малочисленные народности Приморского края:
удэгейцы, нанайцы, орочи, тазы.
Коренное население Приморья очень немногочисленно, по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г. — их численность составляет 1591 человек . Все аборигены края относятся к тунгусо-маньчжурской группе народностей. По мнению ряда ученых, они произошли от древних предков, населявших Приморье еще в каменном веке, и от мохэских племен, спасшихся от монгольского нашествия. Это удэгейцы, нанайцы, орочи. Каждая народность занимала свои районы. Удэгейцы – верховья Бикина и Имана, нанайцы – устья этих рек, орочи – северное побережье.
Основным занятием удэгейцев, нанайцев были охота, рыбалка; орочи занимались морским звериным промыслом.
Еще одна народность – тазы – образовалась в результате смешанных браков китайцев с аборигенами.
Жили аборигены небольшими родовыми стойбищами. Летом откочевывали на побережье моря и рек, зимой – возвращались на постоянное место в горно-таежные районы.
Жилищем им служили шалаши, полуземлянки, фанзы. В стойбище (3–4 фанзы) жила одна патриархальная семья. Во главе рода стоял патриарх, полнотой власти обладал совет старейшин. На местах пушного промысла и заготовки рыбы сооружали хозяйственные постройки на сваях. Строили и ритуальные сооружения – кумирни, погребальные домики.
Жилища состояли из мужской и женской половин, с очагом в центре помещения. Системой отопления служили каны.
Зимой аборигены занимались охотой. Промысел зверя, кроме пищи, давал шкуры для одежды, обуви, покрытия жилища. Летом и осенью они заготавливали рыбу, как себе в пищу, так и собакам. Из рыбьей кожи изготавливали одежду. Занимались сбором плодов и растений.
Охотничьи участки четко распределялись и передавались по наследству. Оружием служили лук и стрелы, самострелы, ловушки. Средства передвижения – нарты, оморочки, баты.
Аборигены прекрасно пользовались природными ориентирами. Знания о природе и традиционный опыт передавались из поколения в поколение. Существовали неписаные законы и обычаи об отношении людей друг к другу, к природе. Основой воспитания был личный пример. Опыт передавался и устно. Существует множество преданий, мифов, сказок, загадок, песен.
С хозяйственной деятельностью тесно связано декоративное искусство коренных народов. Ремесла подразделялись на мужские и женские. Художественной обработкой изделий из бересты, кожи, меха, ткани занимались женщины. Одежда окрашивалась растительными и минеральными красками.
Традиционные цвета – синий, красный, черный, желтый. В качестве украшения использовалась аппликация. Основа мужского и женского костюма – халат.
Мужчины занимались обработкой дерева, кости, металла. Развито было камнерезное искусство. Из поделочных камней изготавливали бусы, кольца, амулеты. Вырезались изображения людей, зверей, птиц, змей, маски-личины, которые использовались во время обрядов, севохи – деревянные изображения духов. Сохранились шаманские столбы с резным рельефом.
Основой верования был анимизм – представление о том, что вся окружающая природа, весь мир вокруг – живой, наполненный душой и духами. Существовали особые ритуалы задабривания духов, молитвы идолам перед охотой на перевале. Огромную роль играли шаманы, совершавшие камлания для лечения больного, добычи зверя, рыбы, проводов души в загробный мир.
Очень силен был культ духа предков. Без их разрешения ничего нельзя было делать.
Процветал тотемизм (кровное родство с каким-либо животным) – культ тигра и особенно медведя, который считался их родственником, прародителем.
Коренное население Приморского края
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Приморского края
Президент – Суляндзига Павел Васильевич
Ассоциация объединяет удэгейцев, нанайцев, тазов, орочей
Адрес 690014, Приморский край, г. Владивосток, пр. Красного Знамени, 66
ФГУП «ДальНИИГ» Офис 1102
тел/факс: (4232) 45-16-07
e-mail: mailto:[email protected] [email protected]
primkray.ru