cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Синонимы антонимы задания 2 класс – Задания по теме «синонимы» 2 класс

Задания по теме «синонимы» 2 класс

Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя слова для справок.

Друг, доктор, сила, неправда, поддержка, родник.

Слова для справок: мощь, ключ, ложь, товарищ, врач, помощь.

Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя слова для справок.

Друг, доктор, сила, неправда, поддержка, родник.

Слова для справок: мощь, ключ, ложь, товарищ, врач, помощь.

Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя слова для справок.

Друг, доктор, сила, неправда, поддержка, родник.

Слова для справок: мощь, ключ, ложь, товарищ, врач, помощь.

Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя слова для справок.

Друг, доктор, сила, неправда, поддержка, родник.

Слова для справок: мощь, ключ, ложь, товарищ, врач, помощь.

Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя слова для справок.

Друг, доктор, сила, неправда, поддержка, родник.

Слова для справок: мощь, ключ, ложь, товарищ, врач, помощь.

Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя слова для справок.

Друг, доктор, сила, неправда, поддержка, родник.

Слова для справок: мощь, ключ, ложь, товарищ, врач, помощь.

Задание. Найди и подчеркни в предложениях каждой пары синонимы.

1. Только рассвело, а хозяйка уже отправилась на базар. В городе построили новый рынок. 2. Из-за рощи показался всадник. Навстречу нам стремительно мчался наездник. 3. На малютку сына нежно мать глядела. Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю.

Задание. Найди и подчеркни в предложениях каждой пары синонимы.

1. Только рассвело, а хозяйка уже отправилась на базар. В городе построили новый рынок. 2. Из-за рощи показался всадник. Навстречу нам стремительно мчался наездник. 3. На малютку сына нежно мать глядела. Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю.

Задание. Найди и подчеркни в предложениях каждой пары синонимы.

1. Только рассвело, а хозяйка уже отправилась на базар. В городе построили новый рынок. 2. Из-за рощи показался всадник. Навстречу нам стремительно мчался наездник. 3. На малютку сына нежно мать глядела. Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю.

Задание. Найди и подчеркни в предложениях каждой пары синонимы.

1. Только рассвело, а хозяйка уже отправилась на базар. В городе построили новый рынок. 2. Из-за рощи показался всадник. Навстречу нам стремительно мчался наездник. 3. На малютку сына нежно мать глядела. Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю.

Задание. Найди и подчеркни в предложениях каждой пары синонимы.

1. Только рассвело, а хозяйка уже отправилась на базар. В городе построили новый рынок. 2. Из-за рощи показался всадник. Навстречу нам стремительно мчался наездник. 3. На малютку сына нежно мать глядела. Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю.

infourok.ru

Картотека по русскому языку (2 класс) на тему: Карточки по теме «Синонимы и антонимы» 2 класс

 

Прочитай, раскрась слова СИНОНИМЫ

разными карандашами:

неразговорчивый

отважный

неудачный

алчный

несложный

чудесный

жадный

молчаливый

смелый

ошибочный

прекрасный

простой

 

Прочитай стихотворение Олеси Емельяновой, найди и подчеркни слова АНТОНИМЫ:

Грустный клоун громко плачет,

А весёлый клоун скачет.

Хочет подвиг совершить-

Хочет рёву рассмешить!

 

Найди в следующих стихах слова АНТОНИМЫ, выпиши парами:

1.Разочаровался старый дед:

  «Доживёшь до сотни лет!»

   Внук ответил: «Никогда!

   Буду молодым всегда!

_____________________________________

2. Петя пил чай ледяной

    И теперь он весь больной.

    Если б пил компот сливовый,

    Был бы, как Степан, здоровый!

_____________________________________

3. Долго рисовала Даша

    Птиц оранжевой гуашью,

    Но вмешался Дима в дело:

    «Ворон-чёрный, голубь – белый!»

_____________________________________

Найди в следующих стихах слова АНТОНИМЫ, выпиши парами:

  1. Вышел в поле храбрый рыцарь

Может он с любым сразиться,

А трусливого зайчонка

Напугает и девчонка!

_______________________________

  1. Вася птичкам сыплет крошки,

Жору все боятся кошки-

Он гоняет их метлой.

Вася-добрый, Жора-злой!

________________________________

  1. За высоким за забором

Можно спрятать даже гору,

А за низеньким, увы,

Виден каждый пук травы.

________________________________

     

Найди слова-СИНОНИМЫ,

 соедини стрелочками:

   сиять                                        буря

   ветер                                        отец

   лгать                                        черта

   жаркий                                     потчевать

   линия                                       блестеть

   метель                                      вьюга

   угощать                                   обманывать

   свет                                          горячий

Найди слова-АНТОНИМЫ,

 соедини стрелочками:

   близкий                              мелкий

   крупный                            чужбина

   свет                                    разрешать

   родина                               далёкий

   вечер                                 утро

   запрещать                         темнота

   начало                               конец

nsportal.ru

Синонимы и антонимы (2 класс)

Урок родного языка

«Синонимы и антонимы в речи».

2-й класс

Цель:

Продолжить формирование понятий «синонимы» и «антонимы».

Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы.

Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;

Развитие умения выбирать антонимы в зависимости от значения слова.

Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.  

Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, кроссворды, мячик, компьютер, проектор, карточка «Спасательный круг», штурвалы красного и зелёного цвета, якоря.

Тип урока: закрепление знаний

Перед уроком дети делятся на 2 команды. На столах заранее разложены карточки необходимые для занятия. В качестве наглядного сопровождения используется компьютерная презентация

Перед началом занятия на экране высказывание А.И. Куприна о русском языке:

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (слайд 1)

Ход урока.

I Организационный момент

II Сообщение темы занятия.

Язык — и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно – 

В огромном море — море слов – 

Купаться ежечасно!

Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали.

В нашем путешествии участвуют две команды: команда девочек и команда мальчиков.

Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.

У каждой команды своё задание. Вам надо продолжить пословицу и слово -продолжение вписать в клеточки кроссворда. Работаем под девизом: «Не спеши языком, торопись делом»

Дети по очереди зачитывают пословицы, капитаны команд записывают их в кроссворды. (слайд 2)

Кто хочет много знать, тому надо мало ::.(СПАТЬ)

Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)

Правда в огне не горит и в воде не ::.(ТОНЕТ)

Корень учения горек, да плод его ::.(СЛАДОК)

Один за всех и все за ::. (ОДНОГО)

Нет друга — ищи, а нашёл — ::.. (БЕРЕГИ)

Родная сторона — мать, а чужая — :::(МАЧЕХА)

Худой мир лучше доброй :::(ССОРЫ)

Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали. (

слайд 3,4)

(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего занятия.

Сегодня тема нашего занятия «СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ» (слайд 5,6)

Мы продолжим знакомство с этими понятиями.

III Путешествие на остров Синонимов. (слайд 7)

Итак, путешествие начинается. Вот мы на острове Синонимов.

Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить своё задание (каждый ученик работает индивидуально).

Задание 1. Подбери синонимы. (слайд 8)

огонь

шалун

чистый озорник

красный

конница

алфавит

бросать

алый

скакать

азбука

озорник

кавалерия

кидать

пламя

аккуратный

Задание 2. Скажите кому подходят следующие синонимы. (слайд 9)

Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок. (слайд 10)

На нашем пути Дворец Синонимов. Чтобы зайти в него, нужно ответить на вопрос: «Какие слова называются синонимами?» (слайд 11)

Во Дворце устроена выставка (на слайде рисунки: луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка).

Рассмотрите картины, к каким из них можно подобрать синонимы?

ЛУНА — МЕСЯЦ

СОБАКА — ПЁС

ДОКТОР — ВРАЧ

ЛОШАДЬ — КОНЬ

БЕГЕМОТ — ГИППОПОТАМ

Продолжите фразу:

— Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)

(слайд 12)- Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют).

Подъём на гору Находок (слайд 13)

Путешествие продолжается.

Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропе.

Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.

Это задание дети выполняют коллективно.

Задание для 1 команды. (слайд 14)

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Задание для 2 команды.

Кот ходил, бродил, набрёл на избушку.

Захотел есть — пошёл в лес, птичек, мышей наловил.

Вот навстречу ему идёт лисица.

Задание для 1 команды.

С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица.

Задание для 2 команды.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Приятелей много, а друга нет.

Свой хлеб слаще чужого каравая.

Посмотрите, ребята, в таких небольших отрывках автор использовал синонимы. Попробуйте сделать вывод:

— Для чего синонимы нужны в речи? (слайд 15)

Путешествие по острову Синонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.

— Что такое синонимы?

Синонимы — это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

— Для чего используют синонимы в речи?

Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. (слайд 16)

IV Динамическая пауза «Игра наоборот»

Учитель поднимает руки вверх — дети опускают вниз.

Вперед – назад

Вниз — вверх 

Назад – вперед

Присел – подпрыгнул

Подпрыгнул – присел (слайд 17)

V На острове Антонимов

Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов. (слайд 18)

Каждой команде по очереди задается загадка, дети вслух договаривают ответ. (слайд 19)

Отгадайте загадки.

Я антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой,

И в бутылках лимонада,

А зовут меня 😕 (прохлада)

Я антоним к слову «лето»,

В шубку снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я 😕 (зима.)

Я антоним к слову «смех».

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

И от счастья, и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? — Это : (плач).

Я антоним шума, стука.

Без меня вам ночью мука.

И на уроках я нужна,

А называюсь : (тишина).

— Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?

Минус — плюс, огонь — вода,

Дерзкий — осторожный:

Все антонимы всегда

Противоположны.

Сыграем в игру «Противоположные слова» (слайд 20)

Учащиеся по очереди читают слова и подбирают противоположные. (слайд 21)

Отправляемся дальше.

В пещере Тайн (слайд 22)

Посмотрите, перед нами пещера Тайн.

Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов.(3 минуты) (слайд 23)

Худой (человек) — ________________, (толстый)

Худой (карман) — _________________, (целый)

Близкий (путь) — _________________, (далёкий)

Близкий (человек) — _______________, (чужой)

Весёлый (праздник) — ______________, (грустный)

Весёлый (смех) — ________________, (невесёлый)

Высокий (голос) — _________________, (низкий)

Высокий (человек) — _______________. (невысокий)

Б) Проверка. (Дети по цепочке зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)

— Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)

Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал. (слайд 24
)

— Что такое антонимы?

Антонимы — это слова противоположные по смыслу.

— Для чего используют антонимы в речи?

Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.

VI Бухта Творчества (слайд 25)

Путешествие продолжается. Наш кораблик причалил в бухте Творчества. (слайд 26). Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.

Прочитайте текст. (слайд 27)

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

— Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)

— С помощью каких слов передается это настроение?

Внимательно прочитайте задание на карточке и вместе выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к спасательному кругу, который лежит у вас на парте (на спасательном круге записаны слова-помощники).

Задание 1 группе заменить пропущенные слова синонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.

Задание 2 группе заменить пропущенные слова антонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.

Проверка.

А) Получившийся текст читают. (слайд 28)

— Какое настроение передает ваш текст?

— Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова? (использовали синонимы — слова близкие по смыслу)

Б) Получившийся текст читают. (слайд 29)

— Какое настроение передает ваш текст?

— Изменилось ли настроение? Почему? (использовали антонимы — слова противоположные по смыслу)

Как приятно выходить на берег в такую погоду! (слайд 30)

VII Рефлексия

Наше путешествие подошло к концу. У вас на партах лежат штурвалы разного цвета. Кому было интересно и легко путешествовать, возьмите штурвал зелёного цвета.

Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, возьмите штурвал красного цвета.

Покажите ваши штурвалы. Положите их на свой лист с заданиями.

Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу! (слайд 31)

multiurok.ru

Урок развития речи по теме «Синонимы и антонимы в речи». 2-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Продолжить формирование понятий «синонимы» и «антонимы».
  • Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы.
  • Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;
  • Развитие умения выбирать антонимы в зависимости от значения слова.
  • Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.  

Оборудование: пособие Соколовой Т.Н. «Школа развития речи», индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, кроссворды, мячик, компьютер, проектор, интерактивная доска, карточка «Спасательный круг», штурвалы красного и зелёного цвета.

Тип урока: закрепление знаний

Перед уроком дети делятся на 4 команды по 6 — 7 человек. В каждой команде выбирается эксперт, который в ходе занятия может воспользоваться словарём синонимов или антонимов. На столах заранее разложены словари, карточки необходимые для занятия. В качестве наглядного сопровождения используется компьютерная презентация, некоторые задания выполняются на интерактивной доске.

Перед началом занятия на экране высказывание А.И. Куприна о русском языке:

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»

Ход занятия

I Организационный момент

II Сообщение темы занятия.

Язык — и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно —
В огромном море — море слов —
Купаться ежечасно!

Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.

У каждой команды своё задание. Вам надо продолжить пословицу и слово -продолжение вписать в клеточки кроссворда. Работаем под девизом: «Не спеши языком, торопись делом» (см. Приложение №1)

Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их, общаясь в команде.

  1. Кто хочет много знать, тому надо мало ::.(СПАТЬ)
  2. Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)
  3. Правда в огне не горит и в воде не ::.(ТОНЕТ)
  4. Корень учения горек, да плод его ::.(СЛАДОК)
  5. Один за всех и все за ::. (ОДНОГО)
  6. Нет друга — ищи, а нашёл — ::.. (БЕРЕГИ)
  7. Родная сторона — мать, а чужая — :::(МАЧЕХА)
  8. Худой мир лучше доброй :::(ССОРЫ)

Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.

(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего занятия.

Сегодня тема нашего занятия «СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ»

Мы продолжим знакомство с этими понятиями.

— Как вы думаете, на какие вопросы по этой теме мы можем ответить за время путешествия? Назовите их. (вопросы записаны на слайде)

  • Какие слова называются синонимами, а какие антонимами?
  • Какие сказки сочинил А.С.Пушкин?
  • Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
  • Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?
  • Какие предложения называются повествовательными?
  • Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?
  • Что такое олицетворение?
  • Действительно, сегодня на занятии мы ответим на следующие вопросы. Учитель зачитывает вопросы еще раз. (остались вопросы, на которые планируется ответить на уроке)

    III Путешествие на остров Синонимов.

    Итак, путешествие начинается. Вот мы на острове Синонимов.

    Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить своё задание (каждый ученик работает индивидуально).

    А) Инструкция:

    У вас на листочке написано слово, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.

    (Каждый ученик выполняет это задание на отдельном листочке. У каждой команды своё слово. Время работы — 2 минуты. Один человек (эксперт) из команды работает со словарём, он также выписывает группу синонимов к данному слову).

    ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВУ

    • РЕБЁНОК
    • ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ
    • ДЕЛАТЬ
    • ХОРОШО

    Б) Проверка.

    Сначала слова зачитывает команда, потом ученик, работавший со словарём, дополняет ответ.

    РЕБЕНОК — дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.

    ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ — прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный.

    ДЕЛАТЬ — сооружать, ладить, работать, совершать, производить, творить, чинить, мастерить, ремонтировать, предпринимать усилия, проделывать, варганить, портачить, вытворять, выкидывать, откалывать, выкамаривать.

    ХОРОШО — неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецки, мирово, хоть куда, что надо, на ять.

    Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.

    1. На нашем пути Дворец Синонимов. Чтобы зайти в него, нужно ответить на вопрос: «Какие слова называются синонимами?»
    2. Во Дворце устроена выставка (на слайде рисунки: луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка).

      Рассмотрите картины, к каким из них можно сделать сразу две подписи? (пользуясь интерактивной доской, дети подписывают картины)

      ЛУНА — МЕСЯЦ СОБАКА — ПЁС ДОКТОР — ВРАЧ
      ЛОШАДЬ — КОНЬ БЕГЕМОТ — ГИППОПОТАМ

      Продолжите фразу:

      — Полученные подписи — это слова - ::..(синонимы)

      — Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)

      — Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ).

    3. Подъём на гору Находок

    Путешествие продолжается.

    Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропе.

    Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.

    Это задание дети выполняют коллективно.

    Задание для 1 команды.

    • Зябнет осинка,
      Дрожит на ветру,
      Стынет на солнышке,
      Мерзнет в жару.

    Задание для 2 команды.

    • Кот ходил, ходил, набрёл на избушку. Захотел есть — пошёл в лес, птичек, мышей наловил. Вот навстречу ему идёт лисица.

    Задание для 3 команды.

    • С веточки на веточку
      Прыгает, резвится,
      Ловкая, проворная,
      А не птица.

    Задание для 4 команды.

    • Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
      Приятелей много, а друга нет.
      Свой хлеб слаще чужого каравая.

    Проверка.

    — Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.

    — Какой частью речи они являются?

    Посмотрите, ребята, в таких небольших отрывках автор использовал синонимы. Попробуйте сделать вывод:

    — Для чего синонимы нужны в речи?

    Путешествие по острову Синонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал. (на интерактивной доске)

    — Что такое синонимы?

    Синонимы — это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

    — Для чего используют синонимы в речи?

    Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

    IV Динамическая пауза «Игра наоборот»

    Учитель поднимает руки вверх — дети опускают вниз.

    Вперед — назад
    Вниз — вверх
    Назад — вперед
    Присел — подпрыгнул
    Подпрыгнул — присел

    V На острове Антонимов

    Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов.

    Каждой команде по очереди задается загадка, дети вслух договаривают ответ.

    Отгадайте загадки.

    Я антоним к слову «зной»,
    Я в реке, в тени густой,
    И в бутылках лимонада,
    А зовут меня 😕 (прохлада)

    Я антоним к слову «лето»,
    В шубку снежную одета,
    Хоть люблю мороз сама,
    Потому что я 😕 (зима.)

    Я антоним к слову «смех».
    Не от радости, утех,
    Я бываю поневоле
    И от счастья, и от боли,
    От обиды, неудач.
    Догадались? — Это : (плач).

    Я антоним шума, стука.
    Без меня вам ночью мука.
    И на уроках я нужна,
    А называюсь : (тишина).

    — Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?

    Минус — плюс, огонь — вода,
    Дерзкий — осторожный:
    Все антонимы всегда
    Противоположны.

    Сыграем в игру «Противоположные слова»

    Учитель бросает мяч ребёнку, называя слово. Ученик — называет антоним этого слова.

    1 группа: Враг — друг, холод — жара.

    — К какой части речи относятся данные слова?

    2 группа: Старый — новый, злой — добрый.

    — А эти слова, какой части речи?

    3 группа: Бездельничать — работать, огорчаться — радоваться.

    — Какой частью речи являются ваши слова?

    4 группа: Далеко — близко, высоко - низко.

    — Мы ещё не знакомились с этой частью речи. Но может кто-нибудь знает, как она называется.

    У одних антонимами были имена существительные, у других — глаголы, вы встретились с антонимами — прилагательными, а вам достались антонимы - наречия.

    — Какой можно сделать вывод? (Это значит, что антонимы есть в каждой части речи.)

    В пещере Тайн

    Посмотрите, перед нами пещера Тайн.

    А) Откройте пособие Соколовой Т.Н. «Школа развития речи» на с.20, найдите задание №5. Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов.(3 минуты)

    • Худой (человек) — ________________, (толстый)
    • Худой (карман) — _________________, (целый)
    • Близкий (путь) — _________________, (далёкий)
    • Близкий (человек) — _______________, (чужой)
    • Весёлый (праздник) — ______________, (грустный)
    • Весёлый (смех) — ________________, (невесёлый)
    • Высокий (голос) — _________________, (низкий)
    • Высокий (человек) — _______________. (невысокий)

    Б) Проверка. (Дети по цепочке зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)

    — Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)

    Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.

    (на интерактивной доске)

    — Что такое антонимы?

    Антонимы — это слова противоположные по смыслу.

    — Для чего используют антонимы в речи?

    Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.

    VI Бухта Творчества

    Путешествие продолжается. Наш кораблик причалил в бухте Творчества. Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.

    Прочитайте текст.

    Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

    — Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)

    — С помощью каких слов передается это настроение?

    Внимательно прочитайте задание на карточке и вместе выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к спасательному кругу, который лежит у вас на парте (на спасательном круге записаны слова-помощники).

    Задание 1,2 группе заменить пропущенные слова синонимами.

    Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.

    Задание 3,4 группе заменить пропущенные слова антонимами.

    Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.

    Проверка.

    А) Получившийся текст читают 1 и 2 группы.

    — Какое настроение передает ваш текст?

    — Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова? (использовали синонимы — слова близкие по смыслу)

    Б) Получившийся текст читают 3 и 4 группы.

    — Какое настроение передает ваш текст?

    — Изменилось ли настроение? Почему? (использовали антонимы — слова противоположные по смыслу)

    Как приятно выходить на берег в такую погоду!

    VII Пристань «Вопрос — ответ»

    Наш кораблик взял курс на пристань «Вопрос - ответ»

    Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия? (вопросы на слайде)

    — Какие слова называются синонимами? А какие слова — антонимами?

    — Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?

    — Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

    — На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)

    Вот несколько сувениров, которые мы собрали за время путешествия. Каждый из них приготовил для нас сюрприз. (По клику мыши на экране передвигаются фигурки, из них образуется слово - ЛЕКСИКА.)

    Оказывается, ребята, море, по которому мы путешествовали, называется — ЛЕКСИКА.

    Лексика — словарный состав языка. На наших уроках мы продолжим путешествие по этой стране и узнаем много нового.

    VIII Рефлексия

    Наше путешествие подошло к концу. У вас на партах лежат штурвалы разного цвета. Кому было интересно и легко путешествовать по морю Лексики, возьмите штурвал зелёного цвета.

    Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, возьмите штурвал красного цвета.

    Покажите ваши штурвалы. Положите их на свой лист с заданиями.

    Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!

    Приложение.

    25.06.2011

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    «Синонимы и антонимы» (2 класс)

    1В ФИ_______________________________________________

    «Синонимы, антонимы»

    Подбери АНТОНИМЫ к словам:

    Слабый_____________________, добрый___________________________,

    сладкий_____________________, легко____________________________,

    светло______________________, смеяться___________________________

    Найди слова-СИНОНИМЫ, соедини стрелочками:

    противник

    отважный

    солдат

    красный

    несложный

    приятель

    жадный

    шагать

    враг идти

    корыстный

    воин

    смелый простой

    алый

    друг

    Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое значение называются ____________________.

    2В ФИ_______________________________________________

    «Синонимы, антонимы»

    Подбери АНТОНИМЫ к словам:

    Горячий______________________, высокий________________________,

    сильный______________________, громко_________________________,

    весело________________________, бежать____________________________

    Найди слова-СИНОНИМЫ, соедини стрелочками:

    печаль

    прекрасный

    лгать

    линия

    сиять угощать метель

    работа

    чудесный

    труд

    обманывать буря

    черта

    горе

    блестеть

    потчевать

    Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но имеющие противоположное значение называются _____________________.

    1В ФИ_______________________________________________

    «Синонимы, антонимы»

    Подбери АНТОНИМЫ к словам:

    Слабый_____________________, добрый___________________________,

    сладкий_____________________, легко____________________________,

    светло______________________, смеяться___________________________

    Найди слова-СИНОНИМЫ, соедини стрелочками:

    противник

    отважный

    солдат

    красный

    несложный

    приятель

    жадный

    шагать

    враг идти

    корыстный

    воин

    смелый простой

    алый

    друг

    Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое значение называются ____________________.

    2В ФИ_______________________________________________

    «Синонимы, антонимы»

    Подбери АНТОНИМЫ к словам:

    Горячий______________________, высокий________________________,

    сильный______________________, громко_________________________,

    весело________________________, бежать____________________________

    Найди слова-СИНОНИМЫ, соедини стрелочками:

    печаль

    прекрасный

    лгать

    линия

    сиять угощать метель

    работа

    чудесный

    труд

    обманывать буря

    черта

    горе

    блестеть

    потчевать

    Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но имеющие противоположное значение называются _____________________.

                                   

                                             

                                           

    infourok.ru

    Бланк с заданиями на тему «Синонимы и антонимы» (2 класс)

    Антонимы и синонимы

    АНТОНИМЫ

    1. Подбери слова антонимы:

    Продолжение начатое предложение антонимом.

    В поле холодно, а в доме ___________________________

    Заяц бегает быстро, а черепаха ползает________________

    У кота длинные усы, а у мышки ______________________

    Слон большой, а хомячок ___________________________

    3. Нарисуй

    маленький слон

    ___________________ слон

    4. Спиши текст, заменяя подчёркнутые слова антонимами.

    Опоздали.

    Вечером я с товарищем пошёл к поезду. До станции было далеко. Дул холодный ветер. Всем было грустно. Пришли мы к станции, а поезд отходит. Как плохо, что мы опоздали!

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5. Продолжи предложение:

    Антонимы — это ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    СИНОНИМЫ

    1. Подбери пары синонимов

    Боится

    Трудится

    Плачет

    Запирает

    Смеётся

    Трусит

    Работает

    Рыдает

    Закрывает

    Хохочет

    2. Продолжи предложение:

    Синонимы — это ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    infourok.ru

    «Тестовые задания по русскому языку на тему «Синонимы, антонимы, омонимы» (2 класс)»


    Омонимы
    Омонимы – это слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению.
    Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы, запиши их рядом. Устно объясните значения этих слов.
    Суслик выскочил из норки
    И спросил у чёрной норки:
    — Где вы были?
    — У лисички!
    — Что вы ели там?
    — Лисички! _______________________ , __________________________
    2. Сравните звучание, написание и значение слов коса, ручка, ключ.
    Со словом коса составьте два предложения. ____________________________________________
    __________________________________________________________________________________
    Со словами ручка, ключ составьте словосочетания, чтобы показать разные значения этих слов. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Синонимы.
    Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
    К данным словам подобрать и записать синонимы.
    Товарищ — ________________________ Большой — ___________________________
    Безмолвие -_______________________ Храбрый- ____________________________
    Неправда — _______________________ Худой — ______________________________
    Команда — ________________________ Смеяться -____________________________
    Солдат- __________________________ Колотить — ___________________________
    Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами. Придумай название. Запиши текст в исправленном виде.
    Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.
    Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.
    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Антонимы.
    Антонимы – это слова с противоположным значением.
    К данным словам подобрать слова антонимы.
    Друг — _____________________ Весёлый — ____________________________
    Богатство — _________________ Добрый — ____________________________
    Богач — _____________________ Тёмный — _____________________________
    Встреча — ___________________ Стоять — _____________________________
    Храбрец — __________________ Плакать — ____________________________
    Сравни два предмета по одному признаку: по величине, цвету, вкусу или высоте. Вставь подходящие по смыслу слова.
    По величине: Орёл (какой?) большой, а воробей __________________________. Щука (какая?) крупная рыба, а плотва — ___________________________.По цвету: Уголь (какой?) чёрный, а мел ___________________________.
    По вкусу: Перец (какой?) горький, а сахар _________________________.
    По высоте: Дерево (какое?) высокое, а кустик _______________________.
    Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).
    Проверьте, понимаете ли вы значение устойчивых оборотов. Выберите из правого столбика значение для каждого фразеологизма. Соедините стрелками.
    Задирать нос волноваться, нервничать
    Сидеть как на иголках бездельничать
    Водой не разольёшь зазнаваться, важничать
    Бить баклуши усердно, старательно
    Кот наплакал не работает
    Взяться за ум очень мало
    Засучив рукава неразлучные, очень дружные
    Спустя рукава стать умнее, рассудительнее, благоразумнее
    Валится из рук кое-как
    Бежать сломя голову очень спешить, торопиться
    На место пропуска перенесите фразеологизм, который имеет такое же значение, что и слова в скобках.
    Играйте спокойно, дети, и (не мешайте мне) ________________________________________

    schoolfiles.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *