cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Состав слова урок русского языка – План-конспект урока по русскому языку на тему: Урок русского языка по теме «Повторение. Состав слова» | скачать бесплатно

Урок русского языка по теме: «Состав слова»

Организационный момент

С добрым утром начат день

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

(поздоровались с гостями, садятся)

  1. Каллиграфическая минутка.

– Ребята, сегодня к нам на урок прибыл необычный гость. Вы узнаете его, если отгадаете мою загадку.

Черный дом по рельсам мчится,
Только пар над ним клубится.

(Паровоз)

Слайд 2

– Только наш гость очень расстроен, потому что на заводе забыли его достроить и он не сможет доставить пассажиров да пункта назначения. Поможем ему, ребята?

— У вас на партах лежит картинка паровозика. Обведите его по контуру.

– Посмотрите, наш паровозик улыбается.

Слайд 3

— Чтобы наши пальчики хорошо писали, давайте выполним пальчиковую гимнастику.

А теперь откройте рабочие тетради, положите их с наклоном, сядьте правильно, запишите число и классную работу. Данил, прочитай орфографически число…

(да)

(выполняют)

(выполняем гимнастику)

(записываем число и кл.работу)

  1. Словарная работа.

— Давайте к нашему паровозику прицепим вагон и узнаем тему нашего урока

Слайд 4

– Назовите тему урока?

(работа по цепочке)

(состав слова)

  1. Постановка темы цели урока.

Как вы думаете какие задачи мы поставим перед собой?

— Ученые этот раздел называют “Словообразованием”.Слайд 5

– Что изучает этот раздел?

– Из каких частей состоят слова?

(учиться разбирать слова по составу…)

  1. Повторение пройденного

Упражнение в нахождении корня слова и подборе однокоренных слов

Ну что, хотите прокатиться на паровозике? Слайд 6

Торопится поезд 
Колеса стучат 
А в поезде этом 
Гости сидят

Слайд 7

— Ребята, кто наш первый гость? (корень)

– Что вы знаете о корне? (на слайде правило корень – это …)

– Почему ученые использовали это слово для обозначения главной части слова?

– Дядюшка – корень пришёл не с пустыми руками, он принёс для вас задания.

Слайд 8

Возьмите карточку № 1, прочитайте глазками задание.

Вставьте подходящие по смыслу слова с корнем труд. Запишите вместо точек.

– В однокоренных словах выделите корень. Проверим , какие слова вы вписали.

– Молодцы, вы справились с первым заданием. У кого всё правильно, возьмите синий карандаш и нарисуйте справа снежинку.

–Внимание на следующий слайд. Кто сможет прочитать скороговорку. Слайд 9

Но г…ре г…гочут гуси,
Под г…рой огонь горит.

– На какое правило пропущены буквы?

– Объясните написание

– В тетрадь выпишите слова с одинаковым корнем. Проверим, какие слова выписали?

(На горе, горой, горит.)

— У кого также как и на доске нарисуете на полях снежинку.

– Являются ли они однокоренными? Почему?

– Какие слова называются однокоренными?

— Дядюшка-корень очень рад, что вы справились со всеми его заданиями.

да

(встаем, разучиваем слова)

(предположения детей)

Начинается новый (трудовой) день. Ты идешь в школу. Твой главный труд учеба. Помни, никакие(трудности) не страшны, если научишься хорошо (трудиться).

рисуют

(Читаем разными способами)

Отвечают на вопросы

6.Упражнение в различении приставки

— Давайте произнесём заветные слова и узнаем, какого ещё гостя к нам на урок доставил наш паровозик. Слайд 10

– Кто еще приехал в гости? Слайд 11

– Что вы знаете о приставке? (правило «Приставка – это…»)

В русском языке более 40 приставок. С ними вы еще будете знакомиться, узнаете как их правильно писать. Госпожа Приставка, хочет проверить ваши знания. Слайд 12

– Выпишите слова с приставками, выделите приставки, будьте внимательны, не все слова нам подойдут.

Осиновый, отрезать, попросить, вырыть, находка, принести.

— Какие слова выписали, давайте проверим. Кто выписал без ошибок, нарисуйте снежинку.

— Наш паровоз дальше следовать не может. Нужно отремонтировать колесную пару. Слайд 13

– Будем работать в парах. Возьмите карточку №2 за одну минуту припишите как можно больше приставок к слову бежать, вы можете воспользоваться приставками на доске. Та пара, которая готова, показывает знак.

— Давайте прочитаем, какие слова у вас получились.

Кто справился с эти заданием нарисуйте снежинку.

– Молодцы, паровоз отправляется дальше.

(встаем произносим хором слова)

(Дети по цепочке выходят к доске, в словах с приставками выделяют приставку)

(работа в парах, карточка)

(Пары читают слова)

7.Упражнение в различии и образовании слов с суффиксам. 

Слайд 14

– Если мы наденем увеличительные очки, то увидим не кота, а котище, не стол, а столище.

– Какая часть слова помогла придать оттенок?

— Так кто же наш следующий гость? Слайд 15

– Что такое суффикс? (привило «Суффикс – это…») Назовите суффикс, который увеличил слова котище и столище.

– При помощи суффикса увеличьте данные слова и запишите их в тетрадь. Слайд 16

стул — стулище
дом — домище
бревно — бревнище
нора — норища
гора — горища

— Давайте проверим, какие слова у вас получились.

— У кого также, рисуем снежинку. Суффикс благодарит вас за работу.

(суффикс)

(суффикс ИЩ)

(проверка, один ученик перечисляет слова)

8.Упражнение в определении роли окончания в слове. 

Слайд 17

— Прочитайте пословицу. Что не так?

В гости хорошо, а дом лучше.

– Что нужно сделать, что бы пословица стала верной?

– Какая часть слова вам в этом поможет? И это наш следующий гость.

– Что такое окончание? (Правило «Окончание – это…»)

– Запишите пословицу в тетрадь. Выделите окончания в словах, которые вы изменили.

– Ребята, а как вы понимаете смысл пословицы?

Слайд 18

— Ребята, наши гости очень рады, что сегодня паровозик доставил их к нам на урок. Они приготовили вам ещё одно задание. Но перед тем, как его выполнить давайте вспомним, порядок разбора слова по составу. Расставьте наших героев в том порядке, в котором нужно выполнять разбор.

(рассказываю порядок разбора)

— Работаем по рядам, запишите слова и разберите по составу.

нагрузка гнёздышко девочка

бабушка поварёнок отгадка

дружок снежок пушок

Слайд 19

— Проверяем. У кого всё правильно, нарисуйте снежинку.

Слайд 20

— У вас на партах лежат тесты, посмотрите всего семь вопросов, у каждого вопроса два варианта ответов, у каждого ответа своя буква. Снизу есть табличка, в которую вы будете вписывать только нужные буквы. Если вы ответите правильно на все вопросы, у вас получится слово, которое вам сказали наши гости.

— Что же вам передали наши гости? (молодцы) У кого получилось слово молодцы нарисуйте снежинку.

(не связаны слова)

(изменить формы слова гости и дом)

(Гостях, дома).

(дети объясняют смысл пословицу)

(дети сравнивают с доской)

(выполняют тест)

9.Рефлексия

Слайд 21

— Оцените свою работу на уроке, возьмите паровозик и закрасьте колеса нужным цветом: желтый – если за урок вы набрали семь снежинок, красный – 6-5 снежинок, синий – у кого 4 снежинки. Давайте отправим наших героев в страну словообразование, по цепочке прикрепите свои паровозики на доску.

Оценивают свою работу на уроке

10.Итог урока

Быстро время пролетело

И идёт к концу урок

Так давайте без задержки

Подведём всему итог.

— Наш урок подошёл к концу, а я бы очень хотела узнать, что было сегодня самым интересным на уроке?

— Что сегодня у вас получилось лучше всего? Слайд 22

Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока

11. Домашнее задание

Записать как можно больше слов с корнем мороз

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку «Состав слова «

Урок – путешествие.

Русский язык. 3 класс.

Тема: Состав слова (обобщение).

Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова.

Задачи:

Обучающие:

— повторить изученные признаки родственных слов;

— проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;

— совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

Развивающие:

— развивать память и орфографическую зоркость;

— развивать умение разбирать слова по составу;

— развивать умение образовывать новые слова;

Воспитывающие:

— воспитывать любовь к природе;
— воспитывать активность и аккуратность у учащихся.

Оборудование: предметные картинки, цветные карточки, компьютер, проектор, презентация (Слайд 1)

  1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ножки вместе,

Спинки ровно

И к уроку всё готово.

II. Сообщение темы урока

-Ребята, на предыдущих уроках мы работали над составом слова. Что значит – разобрать слова по составу? (Находить части слов и выделять их) Вам понравилось разбирать слова по составу? Хотите продолжить эту работу? Так вот сегодня мы будем закреплять и обобщать знания о составе слов, учиться образовывать новые однокоренные слова. Но для этого нам придется потрудиться и активно поработать на уроке.

III. Минутка чистописания и словарная работа.

Учитель: — А урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие. А для того, чтобы узнать, куда — посмотрите на слайд и картинку на доске, попробуйте отгадать. Кто догадался? (в космос) (Слайд 2)

— Кто знает значение этого слова?

Космос – «вселенная», «мир»

-А кто помнит стихи или загадки про космос?

-А теперь сделайте фонетический анализ этого слова. (Дети выходят к доске и делают разбор).

Что вы представляете, когда говорите слово КОСМОС ? (Звёзды)

Какой первый звук? Какой буквой он обозначается? Вот сейчас мы вспомним, как пишутся заглавная и строчная буква З. (слайд 3)

А теперь попробуйте отгадать ребус. (Слайд 4)

море ’’

с

Дети: космос.

Учитель: Космос — слово словарное. (Можно открыть орфографические словари и посмотреть как оно пишется). Учитель записывает слово на доске, вместе с учениками ставим ударение, находим безударную гласную, подчеркиваем ее.

-А теперь сравните, как слово слышится и как оно пишется. Есть различия? Какие? (слышится а, а пишется о) Постарайтесь запомнить и запишите это слово до конца строки в тетрадь правильно, красиво и аккуратно.

Космос

Попробуйте самостоятельно подобрать однокоренные слова к слову космос.

А теперь посмотрите на слайд, подумайте, какое слово лишнее. Почему? (Слайд 5)

Космос, космонавт, ракета, космический .

Дети: Ракета. Космос, космонавт, космический, – однокоренные.

Учитель: Какое значение имеет слово «ракета»? (1-Летательный аппарат, 2-снаряд для фейерверков, 3-быстроходное судно на подводных крыльях) Как вы думаете, какое значение подходит в нашем случае? (летательный аппарат) Какое это слово? (Словарное, его написание тоже надо запомнить)

— Значение слова космос мы сегодня выяснили. А какое значение имеют остальные слова? (Космонавт- человек, совершающий полет в космос, космический – относящийся к космосу) Почему эти слова можно назвать однокоренными? (Они имеют общий корень и являются родственными, т.е. близкими по значению) Запишите слова. Выделите корень в этих словах. (Слайд 6)

— А теперь составьте предложения с этими словами. Три самых лучших и красивых предложения давайте запишем на доске и в тетради. (Один ученик работает у доски, остальные в тетради). Найдите орфограммы и объясните их.

-Что такое «космос» мы выяснили, а теперь можно и в путь.

Учитель:

Далекие звезды над нами горят,

Зовут они в гости хороших ребят.

Собраться в дорогу нетрудно для нас –

И вот мы к полету готовы сейчас.

-Итак, в космос мы отправляемся на ракете (Слайд 7)

V. Работа по теме

Учитель:

Но, чтобы попасть в ракету, мы с вами должны выполнить задание. Будем работать по карточкам.

1.

водичка

водица

водяной

водитель

водоем

проводить

водянистый

водокачка

водопровод

заводной

2.

зернышко

загадка

повар

обед

побегут

осенний

умная

снежинка


3.

Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам.

Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягодка.

Заканчиваем работу. Сдаем карточки.

— Вспомните, что такое основа. Какое значение она передает? (Смысл конкретного слова)

— Какое значение передается корнем слова? (Смысл всех родственных (однокоренных) слов). Чем отличается основа от корня?

С заданием мы справились хорошо, вот мы с вами уже и в ракете.

Обобщение по теме.

Внимание! Взлет!

И наша ракета мчится вперед.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой Земли.

Мы с вами на старте. Как вы думаете, что мы сможем увидеть в космосе? (планеты, спутники, звезды…) Летим! Можно даже выйти в открытый космос. (Слайд8)

Сейчас вы закроете глаза и попробуйте представить, как мы с вами летим. А я расскажу, что же нам встретится на пути. Вы будете слушать и в моем рассказе постарайтесь найти слово, которое употребляется в разных формах. Отправляемся в путь.

« Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны. Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звездах сложить песню».

Учитель:

Сейчас я еще раз прочитаю текст, а вы на строке поставьте цифру 1 и запишите слова, которые вы нашли.

1.Звезд , звед ы,, звезд ами , о звезд ах .

Выделите окончания, основы слов. Расскажите все, что знаете об окончании.

Дети:

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Давайте вместе проверим, что у вас получилось.(Слайд 9)

Учитель:

Вот мы с вами прилетели на одну из планет. Эта планета очень необычная, фантастическая. А давайте мы сделаем подарок этой планете – посадим дерево. Но сначала вспомним, какие части есть у дерева.

Дети:

Корень, ствол, ветки, листья. (Слайд 10)

Учитель:

А какая часть самая главная?

Дети: Корень.

Учитель:

А дерево мы посадим необычное – словообразовательное. На нем будут вырастать новые слова. У нашего будущего дерева корень -уч- .Что бы оно выросло, надо ответить на вопросы:

— Как с помощью этого корня называют вас? (ученики)

— Почему вас так называют? (т.к. учимся)

— Как называют того человека, который учит? (учитель)

— Какую пословицу про ученье вы знаете? (Ученье – свет, а неученье – тьма.)

Запишите эти слова на вторую строку. Выделите корень.

2. Ученики, учимся, учитель, ученье, неученье.

Учитель: Какие это слова?

Дети: Однокоренные.

Учитель: Почему их так называют?

Дети: У этих слов общий корень, они близкие (родственные) по значению.

Учитель: Что такое корень?

Дети: Корень – это общая часть однокоренных слов. (Слайд11)

Учитель: .Вот какое красивое дерево выросло.

-Но у него осталось три пустых ветви. Вы сами придумайте еще три однокоренных слова и запишите их.

Хоть планета и необычная, но на ней очень красиво. Воздух чистый. Вода в реке – прозрачная. Небо голубое. Много цветов. Пора отдохнуть.

V. Физкультминутка.

(Слайд12, 13,14)

VI.Обобщение (продолжение)

Учитель: А цветы на планете тоже загадочные. Один из них очень похож на цветок, который растет в нашей местности. Какой?

Дети: Ромашка.

Учитель: На этой планете такой цветок называется приставочным.

Как вы думаете, почему?

Дети: На лепестках – приставки. (Слайд15)

Учитель:

Образуйте с помощью этих приставок и корня -уч- новые слова. (Проверьте по слайду) Запишите их (записывать будем по одному слову с каждой приставкой) и выделите приставки.

3.Разучивание, выучить, обучение, доучить, проучить, изучать, поучать, научивший, подучить.

Учитель: Что такое приставка? Для чего она служит?

Д.Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Слайд16)

Учитель:

Двигаемся дальше по планете. Перед нами «Суффиксное поле». Но на пути к нему сломался мостик через реку. На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам. Полученные слова запишите.

гнездо ёнок

сова ышк

ветер к

береза ок

коза ик

мост очк (Слайд17)

4. Гнездышко, совенок, ветерок, березка, козочка, мостик.

Вот и мостик! (Слайд18)

Учитель: Выделите суффиксы. Что такое суффикс? Для чего он служит?

Дети:

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (Слайд19)

— Составьте сами новые слова с этими суффиксами. Запишите эти слова и выделите суффиксы.

Учитель:

А теперь проверим, чему вы научились на этой планете. Назовите по порядку части слов, которые вы выделяли.

Дети: Окончание, основу, корень, приставку, суффикс.

Учитель: Как называется такой разбор?

Дети: Разбор слова по составу. (Слайд 20)

VII. Самостоятельная работа.

Учитель. Сделайте разбор слов по составу. (Слайд21)

I группа II группа

садик садовый

Учитель: Проверьте по слайду. Поставьте себе оценку.

Сегодня мы с вами побывали в космосе. Прочитайте запись на доске.

Космос – это пространство за пределами нашей земли. Освоение космического пространства началось давно. Люди стали запускать в космос ракеты и спутники. Первыми в космосе побывали животные. А потом туда полетел человек.

Скажите, это текст? Почему вы так решили? Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль.) Сколько в тексте предложений? Найдите третье предложение. Запишите его в тетрадь. Какое оно по цели высказывания и по интонации? (Повествовательное, невосклицательное)

VIII. Итог.

Учитель: Нам уже пора домой.

Возвращаться нам пора,

По местам мои друзья!

Из полета возвратились,

Мы на землю приземлились.

Вам понравилось путешествие? Какое настроение у вас после урока? Покажите карточки, которые соответствуют вашему настроению.

IX. Оценка

(Оценивается самостоятельная работа в тетради и работа на уроке.)

IХ. Домашнее задание

Повторить правила о правописании безударных гласных в корне слов, парных согласных, удвоенных согласных, повторить порядок разбора слов по составу.

Прозвени-ка, дружок,

Голосистый звонок,

Перемену ждут ребята.

Поиграть, попрыгать надо.

Литература:

1.Материалы Интернета.

2.Учебник Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова (первая часть)

КАРТОЧКА 1

водичка

водица

водяной

водитель

водоем

проводить

водянистый

водокачка

водопровод

заводной

КАРТОЧКА 1

водичка

водица

водяной

водитель

водоем

проводить

водянистый

водокачка

водопровод

заводной

КАРТОЧКА 2

зернышко

загадка

повар

обед

побегут

осенний

умная

снежинка

КАРТОЧКА 2

зернышко

загадка

повар

обед

побегут

осенний

умная

снежинка

Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам.

Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягодка.

КАРТОЧКА 3

КАРТОЧКА 3

Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам.

Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягодка.

КАРТОЧКА 3

Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам.

Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягодка.

infourok.ru

Урок русского языка «Состав слова».

Русский язык

Класс: 2 «А» 

Тема урока: «Повторение и обобщение изученного материала. Состав слова» 

Цель урока: повторить и закрепить знания учащихся о составе слова. 

Задачи урока: 

  • закрепить, повторить и углубить знаний учащихся о составе слова; 

  • развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание, творческое воображение; 

  • воспитывать уважение друг к другу, самостоятельность, аккуратность. 

Оборудование: картинки солнца и тучки, презентация, карточки с разноуровневыми заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент. 

  • Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

А теперь проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

  • Только лишь оценку «5»!

  • Посмотрите у вас на партах лежат карточки.

  • Покажите, какое у вас сейчас настроение.

У меня отличное настроение! У меня хорошее настроение!

У меня плохое настроение!

  1. Актуализация знаний. 

Слайд 2

? . !

Слайд 3

Знаки препинания — . ! ?

Части слова –

Слайд 4

  • Что обозначает первый значок?

  • Какая часть слова выделяется в квадратик?

  • Каким значком выделяется главная часть слова?

  • Что обозначают оставшимся значком?

  1. Повторение изученного материала.

  • Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». Поле для игры находится у каждого из вас в тетради.

  • А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.

  • Итак, начинаем:

1. Корень – это главная часть предложения (-)

2. Родственные слова ещё называют однокоренными (+)

3. Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)

4. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

5. Окончание – это изменяемая часть слова.(+)

6. Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)

7. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-)

8. Корень – это общая часть родственных слов (+)

9. Суффикс – это часть речи. (-)

  • Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит все ответы верны.

о

Х

о

Х

Х

Х

о

Х

о

  • У кого из вас, ребята, нет ошибок?

  • У кого одна ошибка?

  • У кого две ошибки?

  • У вас на парте лежат карточки. Сядьте в три группы. У кого красные карточки в 1 группу, синие – 2 группа, зеленые – 3 группа.

1 группа.

Разберите слова по составу.

Пляска, корзинка, пробежка, беседа, посадка, вагоны.

2 группа.

Распределите слова в каждую графу таблицы.

Пляска, корзинка, пробежка, плита, беседа, посадка, вагоны.

Корень, суффикс, окончание

Корень, окончание

Приставка, корень, суффикс, окончание

3 группа.

Подберите в каждую графу таблицы по три слова. Запишите.

Корень, суффикс, окончание

Корень, окончание

Приставка, корень, суффикс, окончание

Коллективная проверка.

Вы, наверное, устали?

А теперь все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Образуйте от данных слов при помощи суффикса –ник- однокоренные слова.

Образуйте от данных слов при помощи суффикса –ник- , -ов-, -н- однокоренные слова.

Образуйте от данных слов при помощи разных суффиксов однокоренные слова.

Малина, осина, цветы, муравей, двор.

Малина, осина, цветы, муравей, двор.

Малина, осина, цветы, муравей, двор.

Коллективная проверка.

Машина — …ист

море — …як

скрипка — …ач

рыба — …ак

ягода — …ный

баян — …ист 

  1. Итог урока. Оценивание.

  • Давайте вспомним, что мы с вами повторяли на уроке?

  • Какие задания вам больше всего понравились? 

  • Были ли какие-то затруднения? 

  • Как вы думаете, что кто сегодня активно работал?

  • Как вы считаете,

  1. Домашнее задание. 

Инструктаж по выполнению домашнего задания. 

  1. Рефлексия.

  • Вот и подходит к концу наш урок.

  • Покажите свое настроение, выбрав солнце или тучку. (Учащиеся показывают свое настроение на конец урока).

  • Молодцы, ребята. Вы очень хорошо работали.

  • Примите этот смайлик в подарок.

kopilkaurokov.ru

Урок Состав слова — русский язык, уроки

Состав слова

Цель урока: повторить знания о составе слова, познакомить с понятием «основа».

Задачи:

  • учить находить в словах их основы;

  • развивать память, внимание, умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать;

  • способствовать развитию речи.

Оборудование: тетради по теме урока у каждого ученика), проектор, презентация, карточки с частями слов.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. И начать наш урок сегодня тоже хочется необычно.

Послушайте одну историю:

У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал…
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

– Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

– Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

II. Актуализация знаний.

СЛАЙД 2

– Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка? СЛАЙД 3

  • Знаки препинания – . ! ?

  • Члены предложения – 

  • Части слова – 

– Какая группа знаков среди них лишняя и почему? (части слова, т.к. относится к разбору слов.) СЛАЙД 4

– Что обозначает первый значок?

– Какая часть слова выделяется в квадратик?

– Каким значком выделяется главная часть слова?

– Что обозначают оставшимся значком?

III. Повторение изученного материала. Игра «Крестики-нолики».                     

– Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». Поле для игры находится у каждого из вас в тетради.

– А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.

– Итак, начинаем: СЛАЙД 5

  1. Корень – это главная часть предложения (-)

  2. Родственные слова ещё называют однокоренными (+)

  3. Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)

  4. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

  5. Окончание – это изменяемая часть слова.(+)

  6. Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)

  7. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-)

  8. Корень – это общая часть родственных слов (+)

  9. Суффикс – это часть речи. (-)

– Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны. СЛАЙД 6

– У кого из вас, ребята, нет ошибок? Поднимите руки.

– У кого одна ошибка?

– У кого две ошибки?

IV. Работа по теме «Состав слова».

1) Работа с текстом. Словарная работа. СЛАЙД 7

– Посмотрите на экран. Прочитайте вслух. Что перед вами? (Текст.)

– Докажите, что перед вами текст. (выслушиваются ответы детей).

– Этот текст записан и в ваших тетрадях.

В нашей стране можно встретить очень красивые города. Городские улицы полны высоких домов. Мой друг живёт в пригороде Москвы. У него есть загородный домик.

– Есть ли в тексте слова, которые вам не понятны? (пригород, загородный)

– Кто попробует объяснить их значение? (ответы детей).

2) Нахождение родственных слов.

– Возьмите карандаш и подчеркните однокоренные слова.

(проверка выполнения задания)

  • Домов, домик.

  • Города, городские, пригород, загородный.

(Проверка работы на экране).

– Выпишем слова самой большой группы родственных слов. СЛАЙД 8

(Каждое слово на доске записывают разные ученики, остальные – в тетрадях.)

Города – мн.ч.
городской
загородный – 4 слога
пригород

– Какие задания можно предложить к данной группе слов?

(Возможные ответы детей)

  • Выделить корень во всех словах.

  • Найти «лишнее» слово.

  • Поставить ударение.

  • Разделить на слоги.

  • Определить число.

– Найдите лишнее слово. (Время на выполне­ние задания и проверку.)

– А я предлагаю выделить окончание.

(Работа у доски и в тетрадях.)

V. Введение нового материала.

1) Введение понятия «Основа слова»

– Ребята, как вы считаете, какая часть в слове является основной: окончание или та, которая остается после выделения окончания?

(Конечно, та часть, в которой находится корень.)

– Если эта часть является основной, то как, по-вашему, она может называться?

Выслушиваются ответы детей.

(Наверное, эта часть называется основой слова.)

– Ребята, подумайте, как можно обозначить основу слова. Давайте попробуем для этой части слова подобрать свой значок, отличный от всех остальных.

(Выслушиваются предложения детей).

– В русском языке договорились обозначать основу слова таким значком: СЛАЙД 9

– Подумайте, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

(Состав слова. Основа слова.)

– Прочитайте правило на экране. СЛАЙД 10

Часть слова без окончания называется основой слова.

Правило читается несколькими учениками, затем хором.

– Найдите в ваших тетрадях это правило. (Правило в тетрадях записано не полностью).

– Допишите правило в тетрадях.

(Правило на доске исчезает. Детям даётся время на выполнение задания.)

Проверка задания.

2) Работа над определением частей слова, входящих в основу.

– Давайте подумаем, какие части слова могут входить в основу?

– Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

(Разобрать слова по составу).

(Выполнение задания учениками у доски)

Составим схемы слов.

– Сколько схем можно составить?

(Четыре схемы.)

– Ребята, сделайте вывод, что же может входить в основу слова. СЛАЙД 11

– Молодцы. А теперь подумайте, какая часть основы является главной?

(Это корень слова.)

– Без корня не может быть слова.

VI. Физминутка для глаз.

СЛАЙД 12

VII. Закрепление изученного материала.

– Ребята перед вами карточки разного цвета:

гриб езд ход лист пуск вод ок по на к ик за под н а ый ой и

– Подумайте, что на них написано? (части слов)

– Верно. Прочитайте и подумайте, какая часть слова записана на красных карточках? (Гриб, езд, ход, пуск, вод – это корни слов.)

– Прочитайте части слова на синих карточках. Что это за часть слов?

(ый, а – это окончания)

– Что записано на зелёных карточках?

(ок, к, н – это суффиксы)

– Какая часть слов записана на жёлтых карточках?

(по, на, за, под – это приставки)

– Задание: составьте как можно больше слов из данных частей.

– Слова будем вписывать в таблицу, которая есть и на доске, и в тетрадях.

На доске (открываются заранее приготовленная таблица)

– Давайте вспомним, что такое основа слова и отметим её внизу таблицы.

– Подпишите, как называется эта часть слова.

VIII. Обобщение изученных знаний. Тест.

– В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с каждым ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать только букву правильного, на ваш взгляд, ответа. Если вы ответите на все вопросы правильно, в конце сможете прочитать слово. Какое это слово – пока секрет. Прочитают его только самые внимательные.

Тест

  1. Часть слова без окончания называется СЛАЙД 13
    Е – корень
    У – основа

  2. Чтобы найти корень надо СЛАЙД 14
    Л – изменить форму слова
    М – подобрать однокоренные слова

  3. Окончание – это СЛАЙД 15
    Н – изменяемая часть слова
    П – неизменяемая часть слова

  4. Суффикс служит СЛАЙД 16
    И – для образования новых слов
    Ы – для образования формы слова

  5. Приставка стоит СЛАЙД 17
    Х – после корня
    К – перед корнем

  6. Приставка, корень, суффикс СЛАЙД 18
    И – образуют основу слова
    Я – не образуют основу слова

– У кого получилось слово? Какое?

– Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит, тест выполнили верно. СЛАЙД 19

IX. Итог урока.

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

– Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось?

X. Домашнее задание.

Кроссворд «Состав слова» СЛАЙД 20

(кроссворд записан у каждого ученика в тетради)

XI. Рефлексия.

– Отлично работали, хорошо! (Звучат фамилии учеников).

– Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?

– Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.

– Покажите, на сколько:

  1. вы сегодня поняли тему урока;

  2. активно работали на уроке;

  3. вам понравился урок.

(Сидят за партами – плохо, слабо;
Просто стоят – хорошо;
Стоят, руки вверх – отлично).

– Ребята, сегодня всё было в наших руках, как с героем притчи, начавшей наш урок, и я надеюсь, что мы не упустили свою удачу.

Поделиться 

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по русскому языку «Состав слова».

Конспект урока по русскому языку «Состав слова».

4 класс. УМК «Школа России»

Цели: актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умения распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.

Планируемые результаты: научиться распознавать однокоренные слова и разбирать их по составу.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел урок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

— У нас урок русского языка. (слайд 1)

— Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

— С чего мы начинаем каждый урок?

(с повторения знаний, которые мы можем использовать на уроке)

2.Актуализация знаний.

— С чего мы начинаем работу в тетради ? (с чистописания)

— Зачем нам нужно чистописание? (даём образец для всей работы)

На доске:

Вв оро ара

Проворонила ворона воронёнка.

— Пропишите эти буквосочетания и предложение, соблюдая правила соединения.

3.Самоопределение к деятельности.

— Прочитайте написанное предложение. Что вы заметили? (это скороговорка)

— Повторите скороговорку три раза шёпотом.

— Что вы можете сказать о словах, из которых состоит данное предложение? (они однокоренные, родственные)

— Докажите( корень ворон)

— Назовите другие части слова в этих словах.( Ребята выходят к доске и выделяют части слова)

— Сформулируйте тему и задачи урока

Тема урока: состав слова( слайд 2)

Задачи (слайд 3):

  • Вспомнить, из каких частей состоит слово

  • Какую роль играет каждая часть в слове

  • Учиться разбирать слова по составу

  • Распознавать однокоренные слова

4.Работа по теме урока.

1)Работа по учебнику.

Откройте учебник на стр.52 и найдите таблицу «Значимые части слова»

Прочитайте самостоятельно и подготовьте ответ на вопрос «Для чего нужна каждая часть слова?» (с примерами)

Проверяем:

Что такое корень/приставка/суффикс/окончание/основа?

В каком порядке мы разбираем слово по составу?(окончание, основа, корень, приставка, суффикс)

2)Игра «Доскажи словечко»

Я читаю стихотворение. Ваша задача – назвать недостающие слова и записать их в тетради.

Знает наша детвора

Прятки – лучшая ….(игра)

Всех ребят хотим собрать,

В прятки будем мы ….(играть)

Наш щенок такой шалун,

Забияка и ….(игрун)

Мой котёнок шаловливый,

Очень ласковый, ….(игривый)

У малышки погремушка

Очень шумная ….(игрушка)

— Проверьте слова(слайд 4)

— Как они называются?(родственные, однокоренные)

— Разберите слова по составу. Работаем в парах.

— Проверяем

5.Физкультминутка

6.Закрепление изученного материала

1) Работа по карточкам ( слайд 5).

На ваших партах лежат карточки. Возьмите карточку №1 и прочитайте задание, которое надо выполнить.

Карточка №1.«Составь из слов предложения»

  1. Многие, осенью, в, птицы, края, улетают, тёплые.

  2. Перелётными, называются, они.

  3. Птицы, перелёта, во, делают, время, остановки.

— Из слов каждой строчки надо составить и записать предложения.

Выполните это задание самостоятельно.

— Проверяем (слайд 6).

  1. Осенью многие птицы улетают в тёплые края.

  2. Они называются перелётными.

  3. Во время перелёта птицы делают остановки.

— Назовите , какие однокоренные слова встретились в этих предложениях (улетают, перелётными, перелёта).

— Разберите слова по составу ( с комментированием)

— Проверяем.

2) Самостоятельная работа.

— Возьмите карточку №2. Подпишите её.

— Самостоятельно разберите по составу слова данные в карточке. (дети выполняют задание)

7.Подведение итогов урока. (слайд 7)

— Из каких значимых частей состоят слова?

— С помощью каких частей образуются новые слова?

8.Рефлексия. (слайд )

— Оцените свою работу на уроке с помощью лесенки успеха и покажите мне.

9.Домашнее задание. (слайд 9 )

Стр.51 №78

— Спасибо за урок! (слайд 10)

multiurok.ru

Конспект урока по русскому языку на тему: «Состав слова. Основа слова»

Тема урока: «Состав слова. Основа слова»

Цель урока: повторить знания о составе слова, познакомить с понятием «основа».

Задачи:

учить находить в словах их основы;

развивать память, внимание, умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать;

способствовать развитию речи.

Оборудование: тетради по теме урока у каждого ученика (Прилож 1), проектор, презентация, карточки с частями слов.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. И начать наш урок сегодня тоже хочется необычно.

Послушайте одну историю:

У Мудреца, однажды, ученик спросил (он перед этим бабочку словил):
– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал…
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:

– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

– Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

– Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

II. Актуализация знаний.

СЛАЙД 2

– Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка? СЛАЙД 3

Знаки препинания – . ! ?

Члены предложения –

Части слова –

– Какая группа знаков среди них лишняя и почему? (части слова, т.к. относится к разбору слов.) СЛАЙД 4

– Что обозначает первый значок?

– Какая часть слова выделяется в квадратик?

– Каким значком выделяется главная часть слова?

– Что обозначают оставшимся значком?

III. Повторение изученного материала. Игра «Крестики-нолики».                     

– Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». Поле для игры находится у каждого из вас в тетради.

– А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.

– Итак, начинаем: СЛАЙД 5

Корень – это главная часть предложения (-)

Родственные слова ещё называют однокоренными (+)

Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)

Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

Окончание – это изменяемая часть слова.(+)

Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)

Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-)

Корень – это общая часть родственных слов (+)

Суффикс – это часть речи. (-)

– Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны. СЛАЙД 6

– У кого из вас, ребята, нет ошибок? Поднимите руки.

– У кого одна ошибка?

– У кого две ошибки?

IV. Работа по теме «Состав слова».

1) Работа с текстом. Словарная работа. СЛАЙД 7

– Посмотрите на экран. Прочитайте вслух. Что перед вами? (Текст.)

– Докажите, что перед вами текст. (выслушиваются ответы детей).

– Этот текст записан и в ваших тетрадях.

В нашей стране можно встретить очень красивые города. Городские улицы полны высоких домов. Мой друг живёт в пригороде Москвы. У него есть загородный домик.

– Есть ли в тексте слова, которые вам не понятны? (пригород, загородный)

– Кто попробует объяснить их значение? (ответы детей).

2) Нахождение родственных слов.

– Возьмите карандаш и подчеркните однокоренные слова. (проверка выполнения задания)

Домов, домик.

Города, городские, пригород, загородный. (Проверка работы на экране).

– Выпишем слова самой большой группы родственных слов. СЛАЙД 8

(Каждое слово на доске записывают разные ученики, остальные – в тетрадях.)

Города – мн.ч. городской загородный – 4 слога пригород

– Какие задания можно предложить к данной группе слов? (Возможные ответы детей)

Выделить корень во всех словах.

Найти «лишнее» слово. Поставить ударение. Разделить на слоги. Определить число.

– Найдите лишнее слово. (Время на выполнение задания и проверку.)

– А я предлагаю выделить окончание. (Работа у доски и в тетрадях.)

V. Введение нового материала.

1) Введение понятия «Основа слова»

– Ребята, как вы считаете, какая часть в слове является основной: окончание или та, которая остается после выделения окончания?

(Конечно, та часть, в которой находится корень.)

– Если эта часть является основной, то как, по-вашему, она может называться?

Выслушиваются ответы детей.

(Наверное, эта часть называется основой слова.)

– Ребята, подумайте, как можно обозначить основу слова. Давайте попробуем для этой части слова подобрать свой значок, отличный от всех остальных.

(Выслушиваются предложения детей).

– В русском языке договорились обозначать основу слова таким значком:

СЛАЙД 9

– Подумайте, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Состав слова. Основа слова.)

– Прочитайте правило на экране. СЛАЙД 10

Часть слова без окончания называется основой слова.

Правило читается несколькими учениками, затем хором.

– Найдите в ваших тетрадях это правило. (Правило в тетрадях записано не полностью).

– Допишите правило в тетрадях.

(Правило на доске исчезает. Детям даётся время на выполнение задания.)

Проверка задания.

2) Работа над определением частей слова, входящих в основу.

– Давайте подумаем, какие части слова могут входить в основу?

– Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

(Разобрать слова по составу).

(Выполнение задания учениками у доски)

Составим схемы слов.

– Сколько схем можно составить?

(Четыре схемы.)

– Ребята, сделайте вывод, что же может входить в основу слова.

СЛАЙД 11

– Молодцы. А теперь подумайте, какая часть основы является главной?(Это корень слова.)

– Без корня не может быть слова.

VI. Физминутка для глаз.

СЛАЙД 12

VII. Закрепление изученного материала.

– Ребята перед вами карточки разного цвета:

гриб езд ход лист пуск вод ок по на к ик за под н а ый ой и

– Подумайте, что на них написано? (части слов)

– Верно. Прочитайте и подумайте, какая часть слова записана на красных карточках? (Гриб, езд, ход, пуск, вод – это корни слов.)

– Прочитайте части слова на синих карточках. Что это за часть слов?

(ый, а – это окончания)

– Что записано на зелёных карточках?

(ок, к, н – это суффиксы)

– Какая часть слов записана на жёлтых карточках?

(по, на, за, под – это приставки)

– Задание: составьте как можно больше слов из данных частей.

– Слова будем вписывать в таблицу, которая есть и на доске, и в тетрадях.

На доске (открываются заранее приготовленная таблица)

– Давайте вспомним, что такое основа слова и отметим её внизу таблицы.

– Подпишите, как называется эта часть слова.

VIII. Обобщение изученных знаний. Тест.

– В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с каждым ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать только букву правильного, на ваш взгляд, ответа. Если вы ответите на все вопросы правильно, в конце сможете прочитать слово. Какое это слово – пока секрет. Прочитают его только самые внимательные.

Тест

Часть слова без окончания называется СЛАЙД 13
Е – корень
У – основа

Чтобы найти корень надо СЛАЙД 14
Л – изменить форму слова
М – подобрать однокоренные слова

Окончание – это СЛАЙД 15
Н – изменяемая часть слова
П – неизменяемая часть слова

Суффикс служит СЛАЙД 16
И – для образования новых слов
Ы – для образования формы слова

Приставка стоит СЛАЙД 17
Х – после корня
К – перед корнем

Приставка, корень, суффикс СЛАЙД 18
И – образуют основу слова
Я – не образуют основу слова

– У кого получилось слово? Какое?

– Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит, тест выполнили верно. СЛАЙД 19

IX. Итог урока.

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

– Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось?

X. Домашнее задание.

Кроссворд «Состав слова» СЛАЙД 20

(кроссворд записан у каждого ученика в тетради)

XI. Рефлексия.

– Отлично работали, хорошо! (Звучат фамилии учеников).

– Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?

– Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.

– Покажите, на сколько:

вы сегодня поняли тему урока;

активно работали на уроке;

вам понравился урок.

(Сидят за партами – плохо, слабо;
Просто стоят – хорошо;
Стоят, руки вверх – отлично).

– Ребята, сегодня всё было в наших руках, как с героем притчи, начавшей наш урок, и я надеюсь, что мы не упустили свою удачу.

infourok.ru

Урок русского языка «Состав слова»

Конкурсный урок

русского языка в 3 классе

«Состав слова»

Класс 3

Учитель Бурцева Елена Николаевна

Предмет русский язык

Тип урока урок обобщения, повторения

Вид урока урок-путешествие

Тема Состав слова.

Цели 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Словообразование»; совершенствовать навык морфемного разбора.

2. Развивать логическое мышление, речевую активность учащихся.

3. Прививать интерес к изучению русского языка.

Задачи 1.Знать порядок разбора слова по составу, определение значимых частей слова

2.Уметь Логически мыслить, применять полученные знания в практической деятельности, производить морфемный анализ слов.

Методы презентация по теме: «Состав слова», слово учителя, анализ языкового материала, творческая работа.

Оборудование Интерактивная доска, технологические карты.

План.

1.Организационный момент.

2.Беседа. Правила поведения в походе.

3.Поход в страну Словообразование

А) Равнина

Б) Переправа через реку

В) Переход через горы

Г) Дремучий лес

4.. Итог (тест). Возвращение

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие! Цель!- Сегодня на уроке мы повторим все, что мы изучили по теме «Состав слова», для этого мы отправимся в поход в страну, которая называется Словообразование. В этой стране нам предстоит пройти немало испытаний, пробираться через болота, реки, преодолеть горы, пройти сквозь дремучий лес, попытаться понять замысловатый язык страны Словообразование. Мотивация!

2.Беседа. Правила поведения в походе.

Отправляясь в поход в страну Словообразование, нужно вспомнить законы и обычаи этой страны.

Нам нужно повторить правила. (Опрос)

1.Какие значимые части слова вы знаете? (приставка, корень, окончание, суффикс)

2.Как называется часть слова без окончания? (основа)

3.Как называется главная значимая часть слова, которая является общей для всех родственных слов? (корень)

4.Что такое приставка? (значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

5.Как называется изменяемая часть слова, которая стоит после корня или суффикса и служит для связи слов в словосочетании и предложении? (окончание)

3.Поход в страну Словообразование

-Законы мы повторили. Теперь нужно решить, что же мы возьмем с собой.

-Что необходимо, для того чтобы отправиться в поход? (компас, продукты, спички, палатка …)

-А если мы отправимся путешествовать по стране Словообразование, что нам нужно взять в этот поход? (знания, дружбу, готовность прийти на помощь в нужную минуту)

Разминка. Повторим однокоренные слова.

Исключите лишнее, объясните почему. (Дети самостоятельно выписывают только лишние слова, затем коллективная проверка)

1) Собеседники, беседа, бес;

2) борец, борона, побороть;

3)рисунок, рис, рисуют;

Мы готовы к походу.

Музыкальная заставка (У похода есть начало…)

Б) Равнина

Первая природная зона на нашем пути – равнина. Чтобы ее преодолеть нам нужно, разобрать слова по составу и образовать новые слова из слогов.

1. Разберите слова по составу.

Дорога, дороженька, подорожник; ёлка, еловый, ёлочка; ягодный, ягодка; малиновый, малинка.

2. Образуй новые слова с помощью слогов —ло-, -зин-, -ро-.

Образец: каша – ка+ло+ша

река ______________ год __________________

жаба ______________

корка ______________

Ответы: Резинка, жалоба, корзинка , голод- город,

Вы прекрасно разбираете слова по составу и можете образовывать новые слова. Жители страны довольны вами.

В) Переправа через реку

Посмотрите, ребята, равнину пересекает река! Как же нам быть? Моста нет. Обходить? Река очень длинная. Значит нужно построить мост. За работу, ребята!

В клетки нужно вписать имя существительное. О слове известно, что о нем говорят: «Он бывает паркетный, дощатый или покрыт линолеумом» (ПОЛ)

Проверка (слайд). Проверим, надежный ли мост мы построили.

На привале.

Сейчас мы немного отдохнем, потом продолжим наш путь. Физминутка

.

-Следующим препятствием на нашем пути будут горы. Преодоление этого препятствия поможет

нам проверить, насколько сильны наши знания и крепка дружба.

Г) Переход через горы.

Ребята, в горы нужно подняться и спуститься с них. Поэтому заданий на этом участке пути у нас будет два.

1.Образуйте новые слова при помощи приставок и суффиксов от слов данных в скобках.

(Работа на интерактивной доске, нужно вписать корни. Задание выполняется учащимися по очереди, остальные выполняют в тетради).

Под _____ник (окно) За _______ск-ий(море)

Со ______ник ( беседа) При _____н-ый ( город)

Без _____ник (дело) Без _____н-ый (отказ)

На ______ник (конец) Под ______н-ый (рука)

Д) Дремучий лес

На нашем пути дремучий лес. Проходим его, не выпуская друг друга из виду.

1.Образуйте сложные слова. (Комментированное письмо) Задание выполняется по цепочке.

сам, варить — _________

вода, падать – _________________

лист, падать –_________

пчела, водить – __________________

птица, ловить — ________

пешком, ходить — ________________

Посмотрите, ребята, как мудр народ, который одним словом заменяет целое словосочетание. Он не говорит, посудина, которая сама варит, а называет ее самовар.

На привале.

А сейчас мы совместим приятное с полезным физминутка для глаз

Где бы мы не были, куда бы мы не отправлялись, все равно мы возвращаемся домой. Говорят, в гостях хорошо, а дома лучше.

4.Итог (тест). Цель: Проконтролировать качество усвоения знаний, выявить пробелы.

Возвращение.

А вот теперь, чтобы вернуться домой, нам нужно решить тест.

.

5.Комментарий оценок.

Приложение (лист ответа)

Фамилия __________________ Фамилия __________________ Фамилия _________________

Фамилия ________________________ Фамилия ________________________ Фамилия ________________________

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *