cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Поурочное планирование по русскому языку 2 класс школа россии фгос канакина – Поурочные разработки для 2 класса по программе «Школа России»

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс — Технологические карты уроков — разработки уроков — авторские уроки — план-конспект урока

Предисловие

Урок 1(2). Знакомство с учебником. Виды речи

Урок 2(1). Наша речь

Урок 3(2). Диалог и монолог

Урок 4(1). Текст. Что такое текст

Урок 5(1). Текст. Главная мысль текста

Урок 6(3). Текст. Части текста

Урок 7(1). Предложение как единица речи, его назначение и признаки

Урок 8(1). Предложение. Связь слов в предложении

Урок 9(1). Предложение. Логическое (смысловое) ударение в предложении

Урок 10(2). Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения)

Урок 11(2). Члены предложения. Второстепенные члены предложения

Урок 12(2). Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения

Урок 13(4). Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения

Урок 14(2). Распространённые и нераспространённые предложения

Урок 15(2). Связь слов в предложении

Урок 16(2). Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова Золотая осень»

Урок 17(6). Связь слов в предложении. Обобщение и систематизация знаний о предложении. Проверочная работа

Урок 18(2). Слово и его значение

Урок 19(1). Слово и его значение. Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов

Урок 20(2). Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова

Урок 21(2). Слово и его значение. Прямое и переносное значения слов

Урок 22(2). Синонимы. Словарь синонимов русского языка

Урок 23(2). Антонимы. Словарь антонимов русского языка

Урок 24(3). Синонимы и антонимы (обобщение знаний). Проверочная работа

Урок 25(7). Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам

Урок 26(2). Родственные слова. Общая часть родственных слов

Урок 27(4). Родственные слова и синонимы. Однокоренные слова. Корень слова (первое представление)

Урок 28(2). Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Урок 29(4). Однокоренные слова. Корень слова (обобщение, систематизация знаний)

Урок 30(8). Слог

Урок 31(8). Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении

Урок 32(1). Ударение. Смыслоразличительная роль ударения

Урок 33(1). Перенос слов по слогам

Урок 34(1). Перенос слов по слогам. Проверочная работа

Урок 35(7). Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам

Урок 36(1). Звуки и буквы

Урок 37(1). Звуки и буквы

Урок 38(1). Алфавит. Значение алфавита

Урок 39(1). Алфавит. Использование алфавита при работе со словарями

Урок 40(1). Алфавит. Употребление прописной (заглавной) буквы. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины 3. Серебряковой «За обедом»

Урок 41(1). Гласные звуки. Признаки гласного звука

Урок 42(1). Гласные звуки. Слова с буквой э

Урок 43(2). Ударные и безударные гласные звуки

Урок 44(2). Правило обозначения буквой безударного гласного звука

Урок 45(4). Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова

Урок 46(6). Контрольный диктант (с грамматическим заданием)

Урок 47(5). Словарный диктант (слова с непроверяемыми орфограммами). Работа над ошибками

Урок 48(1). Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова

Урок 49(1). Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Составление текста из деформированных предложений

Урок 50(1). Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать

Урок 51(1). Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать

Урок 52(1). Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова

Урок 53(1). Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы

Урок 54(7). Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство»

Урок 55(6). Контрольно-проверочный диктант (с грамматическим заданием)

Урок 56(1). Словарный диктант. Работа над ошибками, допущенными в диктанте и сочинении

Урок 57(1). Проверочное списывание. Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами

Урок 58(1). Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове

Урок 59(1). Слова с буквой й, вошедшие в наш язык из других языков

Урок 60(1). Слова с удвоенными согласными

Урок 61(7). Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам

Урок 62(1). Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Проект «И в шутку и всерьёз»

Урок 63(1). Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Ь

Урок 64(4). Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Урок 65(1). Мягкий знак как знак обозначения мягкости согласного звука на письме

Урок 66(1). Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным

Урок 67(7). Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. Составление ответов на вопросы к тексту

Урок 68(1). Работа над ошибками, допущенными в изложении. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч

Урок 69(5). Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч

Урок 70(5). Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, шн, нч и других изученных орфограмм

Урок 71(2). Проект «Рифма»

Урок 72(1). Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Урок 73(4). Правописание в словах буквосочетаний жи-ши, чаща, чу-щу

Урок 74(1). Правописание в словах буквосочетаний жи-ши, чаща, чу-щу

Урок 75(5). Объяснительный проверочный диктант

Урок 76(1). Работа над ошибками, допущенными в объяснительном диктанте. Звонкие и глухие согласные звуки

Урок 77(1). Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным

Урок 78(1). Особенности проверочного и проверяемого слов для слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным

Урок 79(1). Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне

Урок 80(1). Единообразное написание корня в формах одного и того же слова и в однокоренных словах

Урок 81(6). Контрольный диктант (с грамматическим заданием)

Урок 82(1). Работа над ошибками, допущенными в диктанте

Урок 83(1). Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным

Урок 84(1). Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным

Урок 85(1). Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным

Урок 86(1). Обобщение знаний об изученных правилах письма

Урок 87(7). Обобщение знаний об изученных правилах письма

Урок 88(1). Работа над ошибками, допущенными при записи ответов на вопросы. Обобщение знаний об изученных правилах письма

Урок 89(6). Проверочная работа «Проверь себя»

Урок 90(1). Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе. Словарный диктант

Урок 91(2). Разделительный мягкий знак (ь)

Урок 92(1). Правописание слов с разделительным мягким знаком

Урок 93(1). Правописание слов с разделительным мягким знаком

Урок 94(1). Правописание слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами

Урок 95(5). Объяснительный диктант с грамматическим заданием (по изученным орфографическим темам)

Урок 96(2). Части речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи

Урок 97(1). Части речи. Употребление частей речи в тексте

Урок 98(2). Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи

Урок 99(1). Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи

Урок 100(1). Одушевлённые имена существительные

Урок 101(1). Неодушевлённые имена существительные

Урок 102(1). Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Распределительный словарный диктант. Развитие речи: составление предложений и текста

Урок 103(2). Собственные и нарицательные имена существительные

Урок 104(1). Правописание собственных имён существительных. Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»

Урок 105(1). Правописание собственных имён существительных

Урок 106(1). Правописание собственных имён существительных. Развитие речи: составление рассказа о домашнем животном по личным наблюдениям и вопросам

Урок 107(1). Заглавная буква в именах собственных (географических названиях)

Урок 108(2). Единственное и множественное число имён существительных. Изменение существительных по числам

Урок 109(1). Изменение имён существительных по числам

Урок 110(1). Число имён существительных

Урок 111. Обобщение знаний об имени существительном

Урок 112(7). Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам

Урок 113(1). Работа над речевыми и орфографическими ошибками, допущенными в изложении. Проверочная работа по теме «Имя существительное»

Урок 114(6). Проверочный диктант по теме «Имя существительное»

Урок 115. Значение глаголов в речи

Урок 116(1). Значение глаголов в речи

Урок 117(1). Признаки глагола (значение и вопрос). Восстановление деформированного текста

Урок 118(7). Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Урок 119(2). Единственное и множественное число глаголов. Изменение глагола по числам

Урок 120(1). Единственное и множественное число глаголов

Урок 121(1). Правописание частицы не с глаголом

Урок 122(1). Обобщение знаний о глаголе

Урок 123(1). Текст-повествование и роль в нём глаголов

Урок 124(7). Текст-повествование. Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему

Урок 125(7). Подробное изложение повествовательного текста по вопросам и опорным словам

Урок 126(6). Проверочная работа по теме «Глагол»

Урок 127(2). Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Урок 128(1). Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Урок 129(1). Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Урок 130(6). Контрольный диктант (с грамматическим заданием)

Урок 131(5). Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Употребление в речи имён прилагательных

Урок 132(1). Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи

Урок 133(2). Единственное и множественное число имён прилагательных

Урок 134(1). Единственное и множественное число имён прилагательных

Урок 135(1). Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании

Урок 136(1). Текст-описание и роль в нём имён прилагательных

Урок 137(7). Развитие речи. Составление текста-описания предмета на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения)

Урок 138(7). Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

Урок 139(6). Проверочная работа

Урок 140(2). Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление)

Урок 141(1). Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи

Урок 142(1). Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи

Урок 143(7). Текст-рассуждение

Урок 144(6). Проверочная работа «Проверь себя»

Урок 145(2). Роль предлогов в речи

Урок 146(1). Правописание предлогов с именами существительными

Урок 147(1). Правописание предлогов с именами существительными

Урок 148(7). Правописание предлогов с именами существительными. Восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утёнок»

Урок 149(6). Проверочная работа «Проверь себя»

Урок 150(5). Проект «в словари — за частями речи!»

Урок 151(6). Контрольный диктант за год с грамматическим заданием

Урок 152(5). Работа над ошибками, допущенными в диктанте

Урок 153(7). Повторение изученного за год. Текст. Типы текстов. Подробное изложение по коллективно составленному плану

Урок 154(1). Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение изученного за год. Текст. Типы текстов

Урок 155(4). Повторение изученного за год. Предложение. Члены предложения

Урок 156(4). Повторение изученного за год. Предложение. Члены предложения

Урок 157(1). Повторение изученного за год. Проверочная работа по теме «Предложение. Члены предложения»

Урок 158(4). Повторение изученного за год. Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова

Урок 159(4). Повторение изученного за год. Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова

Урок 160(4). Повторение изученного за год. Части речи

Урок 161(4). Повторение изученного за год. Части речи

Урок 162(6). Контрольное списывание текста с грамматическим заданием

Урок 163(4). Повторение изученного за год. Звуки и буквы

Урок 164(4). Повторение изученного за год. Правила правописания

Урок 165(6). Проверочная работа по теме «Правила правописания»

Урок 166(5). Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе. Повторение изученного за год. Правила правописания

compendium.su

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс к УМК В.П. Канакиной

От авторов

Тематическое планирование учебного материала (5 ч в неделю, всего 170 ч)

НАША РЕЧЬ

  Урок 1. Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

  Урок 2. Что можно узнать о человеке по его речи?

  Урок 3. Как отличить диалог от монолога?

  Урок 4. Проверка знаний

ТЕКСТ

  Урок 5. Что такое текст?

  Урок 6. Что такое тема и главная мысль текста?

  Урок 7. Части текста

  Урок 8. Диктант

  Урок 9. Работа над ошибками

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  Урок 10. Что такое предложение?

  Урок 11. Как составить из слов предложение?

  Урок 12. Контрольное списывание

  Урок 13. Что такое главные члены предложения?

  Урок 14. Что такое второстепенные члены предложения?

  Урок 15. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения

  Урок 16. Что такое распространенные и нераспространенные предложения?

  Урок 17. Как установить связь слов в предложении?

  Урок 18. Развитие речи. Обучающее сочинение по картине

  Урок 19. Анализ сочинений

  Урок 20. Контрольный диктант

  Урок 21. Работа над ошибками

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…

  Урок 22. Что такое лексическое значение слова?

  Урок 23. Что такое лексическое значение слова?

  Урок 24. Что такое однозначные и многозначные слова?

  Урок 25. Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

  Урок 26. Что такое синонимы?

  Урок 27. Что такое антонимы?

  Урок 28. Что такое антонимы?

  Урок 29. Контрольный диктант

  Урок 30. Работа над ошибками

  Урок 31. Что такое родственные слова?

  Урок 32. Что такое родственные слова?

  Урок 33. Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

  Урок 34. Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

  Урок 35. Какие бывают слоги?

  Урок 36. Как определить ударный слог?

  Урок 37. Как определить ударный слог?

  Урок 38. Как переносить слова с одной строки на другую?

  Урок 39. Как переносить слова с одной строки на другую?

  Урок 40. Обучающее сочинение по серии картинок

  Урок 41. Проверочная работа

  Урок 42. Контрольный диктант

  Урок 43. Работа над ошибками

ЗВУКИ И БУКВЫ

  Урок 44. Как различить звуки и буквы?

  Урок 45. Как мы используем алфавит?

  Урок 46. Как мы используем алфавит?

  Урок 47. Какие слова пишутся с заглавной буквы?

  Урок 48. Как определить гласные звуки?

  Урок 49. Контрольный диктант

  Урок 50. Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения»

  Урок 51. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

  Урок 52. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

  Урок 53. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

  Урок 54. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

  Урок 55. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

  Урок 56. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

  Урок 57. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

  Урок 58. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

  Урок 59. Развитие речи. Обучающее сочинение

  Урок 60. Диктант. Проверочная работа

  Урок 61. Работа над ошибками

  Урок 62. Как определить согласные звуки?

  Урок 63. Согласный звук [Й] и буква И краткое

  Урок 64. Согласный звук [Й] и буква И краткое

  Урок 65. Слова с удвоенными согласными

  Урок 66. Развитие речи

  Урок 67. Наши проекты. И в шутку и всерьез

  Урок 68. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

  Урок 69. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

  Урок 70. Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

  Урок 71. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными

  Урок 72. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными

  Урок 73. Контрольный диктант

  Урок 74. Проверочная работа

  Урок 75. Работа над ошибками

  Урок 76. Наши проекты. Пишем письмо

  Урок 77. Обобщающий урок

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ

  Урок 78. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

  Урок 79. Развитие речи. Обучающее изложение

  Урок 80. Повторение темы «Твердые и мягкие согласные»

  Урок 81. Контрольный диктант

  Урок 82. Закрепление знаний. Работа над ошибками

  Урок 83. Наши проекты. Рифма

  Урок 84. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

  Урок 85. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

  Урок 86. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя

  Урок 87. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

  Урок 88. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

  Урок 89. Проверка парных согласных в корне слова

  Урок 90. Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных

  Урок 91. Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста

  Урок 92. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

  Урок 93. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

  Урок 94. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

  Урок 95. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана

  Урок 96. Проверка знаний

  Урок 97. Диктант

  Урок 98. Работа над ошибками. Обобщение изученного материала

  Урок 99. Правописание слов с разделительным мягким знаком

  Урок 100. Правописание слов с разделительным мягким знаком

  Урок 101. Правописание слов с разделительным мягким знаком

  Урок 102. Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала

  Урок 103. Контрольное списывание

  Урок 104. Обучающее сочинение «Зимние забавы»

  Урок 105. Проверка знаний

  Урок 106. Обобщение изученного материала

ЧАСТИ РЕЧИ

  Урок 107. Что такое части речи?

  Урок 108. Что такое части речи?

  Урок 109. Что такое имя существительное?

  Урок 110. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

  Урок 111. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных

  Урок 112. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей

  Урок 113. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет

  Урок 114. Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи

  Урок 115. Заглавная буква в географических названиях

  Урок 116. Обучающее изложение

  Урок 117. Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы

  Урок 118. Диктант

  Урок 119. Работа над ошибками

  Урок 120. Единственное и множественное число имен существительных

  Урок 121. Единственное и множественное число имен существительных

  Урок 122. Единственное и множественное число имен существительных

  Урок 123. Обучающее изложение

  Урок 124. Проверка знаний

  Урок 125. Диктант

  Урок 126. Работа над ошибками

  Урок 127. Что такое глагол?

  Урок 128. Что такое глагол?

  Урок 129. Что такое глагол?

  Урок 130. Единственное и множественное число глаголов

  Урок 131. Единственное и множественное число глаголов

  Урок 132. Правописание частицы НЕ с глаголами

  Урок 133. Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

  Урок 134. Что такое текст-повествование?

  Урок 135. Проверка знаний

  Урок 136. Что такое имя прилагательное?

  Урок 137. Связь имени прилагательного с именем существительным

  Урок 138. Прилагательные, близкие и противоположные по значению

  Урок 139. Единственное и множественное число имен прилагательных

  Урок 140. Что такое текст-описание?

  Урок 141. Проверка знаний

  Урок 142. Общее понятие о предлоге

  Урок 143. Раздельное написание предлогов со словами

  Урок 144. Восстановление предложений

  Урок 145. Прилагательные полные и краткие (продолжение)

  Урок 146. Диктант

  Урок 147. Работа над ошибками

  Урок 148. Что такое местоимение?

  Урок 149. Что такое местоимение?

  Урок 150. Что такое текст-рассуждение?

  Урок 151. Проверка знаний

  Урок 152. Контрольный диктант

  Урок 153. Работа над ошибками

ПОВТОРЕНИЕ

  Урок 154. Повторение по теме «Текст»

  Урок 155. Сочинение по картине

  Урок 156. Повторение по теме «Предложение»

  Урок 157. Повторение по теме «Предложение»

  Урок 158. Повторение по теме «Слово и его значение»

  Урок 159. Повторение по теме «Части речи»

  Урок 160. Повторение по теме «Части речи»

  Урок 161. Повторение по теме «Звуки и буквы»

  Урок 162. Повторение по теме «Правила правописания»

  Урок 163. Контрольное списывание

  Уроки 164-169. Повторение и закрепление изученного материала

  Урок 170. Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс

Список литературы

compendium.su

Планирование по русскому языку, 2 класс, УМК «Школа России», В.П.Канакина, и др.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

  1. Предметные результаты:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  1. 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

  2. 3) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  3. 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

  4. 5) формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

  5. 6) осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное;

  6. 7) овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  7. 8) освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

  8. 9) формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание учебного предмета «Русский язык»

(175 ч)

Содержание рабочей программы соответствует требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы МБОУ СОШ № 100

Содержание рабочей программы определено с учётом особенностей изучения предмета в классе, занимающегося по УМК «Школа России»

Наша речь (3 ч)

Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство об­щения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

Текст (4 ч)

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и глав­ная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. За­головок. Общее представление о структуре текста и выраже­ние ее в плане. Красная строка в тексте.

Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.

Общее представление о типах текста: повествование, опи­сание, рассуждение. Обучение составлению повествователь­ного и описательного текстов, текста-рассуждения.

Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.

Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетно­му рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под ру­ководством учителя.

Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.

Предложение (12 ч)

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по це­ли высказывания и интонации (без терминологии), интони­рование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в про­заических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунк­туационное оформление диалогической речи и соответству­ющая ему интонационная окраска устного диалога.

Главные и второстепенные члены предложения, их назна­чение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежа­щего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложе­нии. Упражнение в распознавании главных и второстепен­ных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второ­степенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным сло­вам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова… (18 ч)

Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении сло­ва. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Ан­тонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужно­го и точного слова, соответствующего предмету мысли. Ра­бота со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, ор­фографическим, словарем синонимов и антонимов).

Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Фор­мирование умения распознавать однокоренные слова, отли­чать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храб­рый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произно­сительной единице, о слогообразующей роли гласной. Уда­рение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безудар­ных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, рас­познавать ударные и безударные слоги. Упражнение в пра­вильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, баге­ты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим сло­варем.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы (59 ч)

Звуки и буквы. Уточне­ние представлений о звуках и буквах русского языка. Услов­ное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфави­те. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков, их смысло­различительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфогра­фическим словарем.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й’] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мяг­ким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосо­четания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обо­значение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи ши, ча ща, чу щу.

Разделительный мяг­кий знак, его роль в слове. Правописание слов с раздели­тельным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и про­верочного слов. Способы проверки написания глухих и звон­ких согласных в конце слова и перед согласным в корне сло­ва. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в без­ударном слоге корня и парных по глухости-звонкости соглас­ных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упраж­нение в правописании гласных и согласных в корне одноко­ренных слов и форм одного и того же слова.

Части речи (59ч)

Слова — назва­ния предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевлен­ные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собствен­ные и нарицательные имена существительные (общее пред­ставление). Заглавная буква в именах собственных (фамили­ях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существи­тельных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать име­на существительные в прямом и переносном значении, име­на существительные близкие и противоположные по значе­нию. Совершенствование навыка правописания имен сущест­вительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (озна­комление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Чис­ло глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном зна­чении, глаголы близкие и противоположные по значению.

Имя прила­гательное как часть речи (ознакомление с лексическим зна­чением имени прилагательного и вопросами, на которые от­вечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен при­лагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по зна­чению.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами су­ществительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительны­ми, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение изученного за год (21 ч)

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значе­ние слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.

Слова с непроверяемыми написаниями

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, де­кабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопа­та, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, моло­ток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, ро­дина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, сне­гирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, ян­варь.

Чистописание

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.

Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:

  1. и, ш, И, Ш, п, р, т, г;

  2. л, м, Л, М, я, Я, А;

  3. у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;

  4. с, С, е, Е, о, О, а, д, б;

  5. ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;

  6. н, ю, Н, Ю, к, К;

  7. В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф;

  8. Ф, У, Т, Р, Б, Д.

Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в ко­торых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др.

Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

График контрольных работ

урока

Вид работы

Вид контроля/Тема

13

Входная диагностическая работа

Входной

19

Контрольная работа № 1

Предложение. Члены предложения

36

Проверочная работа.

Слово и слог. Ударение

39

Контрольный словарный диктант№1.

41

Контрольный диктант №1

Перенос слов

57

Контрольная работа № 2

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

74

Контрольный словарный диктант №2.

76

Контрольный диктант № 2

Безударные гласные, слова с удвоенными согласными. Мягкий знак

96

Контрольная работа № 3

Звуки и буквы. Правописание изученных орфограмм

114

Контрольное списывание

Имя существительное

117

Проверочная работа

Имя существительное

128

Контрольный словарный диктант №3.

129

Контрольный диктант № 3

Глагол

142

Проверочная работа

Имя прилагательное

146

Проверочная работа

Местоимение

152

Проверочная работа

Предлоги

154

Контрольная работа № 4

Части речи

161

Итоговое контрольная работа за 2 класс.

Итоговый

167

Проверочная работа

Части речи

multiurok.ru

Урок русского языка 2 класс УМК «Школа России» (В.П.Канакина, В.Г.Горецкий) с использованием ЦОР

Урок русского языка 2 класс УМК «Школа России» (В.П.Канакина, В.Г.Горецкий) с использованием ЦОР

Учитель : Богуш Т.А.

Тема: «Имя прилагательное»

Цель: Познакомить с новой частью речи «имя прилагательное»,

вопросами, значением прилагательного.

Ожидаемые умения:

  1. Познавательная деятельность.

Умение определять прилагательные по значению и вопросу.

Умение приводить примеры прилагательных.

Умение видеть орфограммы.

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать,

решать проблему.

  1. Информационно-коммуникативная деятельность.

Умение работать с учебником.

Умение формулировать определения по опорной карте.

Умение слушать товарищей.

  1. Рефлексивная деятельность.

Умение планировать свою деятельность.

Умение рационально использовать время.

Умение оценивать свою деятельность.

Умение оценивать своё эмоциональное состояние.

Формирование УУД.

Личностные УУД. Развивать учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу; способность к самооценке.

Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Познавательные УУД. Использовать модели и схемы; осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать.

Коммуникативные УУД. Допускать возможность различных точек зрения; формулировать собственное мнение; задавать вопросы.

Оборудование: компьютер, подключенный к сети Интернет, нетбуки, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал для парной и групповой работы, учебник «Русский язык» 2 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

План урока:

I.Оргмомент. Рефлексия эмоционального состояния.

II.Словарная работа.

III.Объяснение нового материала.

IV.Физкультминутка для глаз.

IV.Закрепление нового материала.

1.Работа по учебнику.

2. Игра «Назови признак!»

3.ЦОР. Задание «Выдели слова, которые обозначают признаки предметов»

4.Творческое задание. Работа в группах.

Ход урока:

I. Оргмомент. Рефлексия эмоционального состояния.

-Как будем работать на уроке?

-Покажите, какое у вас настроение? (Показывают карточку с улыбающимся человечком или грустным) Приложение 1.

-Пусть сегодняшний урок всем нам радость принесет!

II. Словарная работа. Работа в парах.

-Сегодня на уроке вас ждет интересная работа. Прочитайте. Слайд 2

1.Словарная работа

2.Новые открытия

3.Игра «Назови признак!»

4.Интерактивное задание

5.Творческая работа

Задание карточки: Отгадайте загадки, запишите слова, из первых букв составьте слово. Приложение 1.

Задание. Отгадайте загадки, напишите отгадки, из первых букв составьте слово.

1.Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

2.По ночам, в морозной мгле

Я рисую на стекле.

Утром виден из-за штор

Мой затейливый узор:

И деревья, и кусты

Небывалой красоты.

3.Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

4.Ждет меня подружка-

На макушке – ушко.

Если танцевать пойдет,

Всё заштопает, зашьет.

5.Какой колокольчик не звонит?

6.На страничке букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

Проверка. Слайд 3

-Какие слова записали? (Лягушка, иней, снегирь, иголка, цветок, алфавит)

-Что общего у всех этих слов? (существительные, называют предмет)

-На какие группы можно поделить? (Слова, которые отвечают на вопрос кто? и что?, одушевленные, неодушевленные, относится к природе, не относится к природе)

III.Объяснение нового материала.

-Какое слово составили? (Лисица) Слайд 4 .

-Что вы знаете о лисе?

(Лиса — хищное животное. Лису можно встретить в лесах, степях, горах. Лисица – хороший охотник. У неё прекрасная память, хорошее обоняние и острый слух. Пискнет мышь чуть слышно, а лиса слышит её за сотню метров.)

-Рассмотрите лису. Как вы можете описать её? (ответы детей)

-А вот как Лев Толстой описывает лису. Слайд 5.

У лисы зубки острые, рыльце тоненькое,

шубка тёпленькая. Хорошо лиса наряжена.

Шерсть пушистая, рыжая. На груди жилет,

а на шее белый галстук.

-Прочитайте текст.

-Какие слова помогают представить лису? Слайд 6.

-На какие вопросы отвечают эти слова?

-С какой частью речи они связаны?

Запись словосочетаний.

Вывод. Слова, которые называют признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются прилагательными.

2. Иллюстративный материал для совместного просмотра и обсуждения «Жил-был кот». ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3b05d007-796f-44ab-9435-c84cd244f589/%5BNS-RUS_3-23%5D_%5BMA_036%5D.swf

— К нашей ромашке добавился ещё один лепесток – имя прилагательное. Слайд 8.

Вывод. – Вставьте пропущенные слова. Слайд 9.

Слова, которые называют ____________ и отвечают на вопросы _____________ называются прилагательными. Прилагательные связаны с ____________________ .

IV.Физкультминутка для глаз. Слайд 10.

IV. Закрепление нового материала.

1.Работа по учебнику. Стр.86, упр.148

-Прочитайте задание. Признаки каких предметов могут обозначать эти слова? Выполните задание. Подчеркните волнистой линией прилагательные.

Взаимопроверка.

2. Игра «Назови признак!» Слайд 11.

-Прилагательные называют разные признаки, какие – узнаем во время игры.

Н

Вес

Форма

Вкус

Цвет

а слайде карточки

Материал

Качества человека

и предметы, учащиеся называют признаки.

3.ЦОР. Задание «Выдели слова, которые обозначают признаки предметов»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a6772-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_52.swf

4.Творческое задание. Работа в группах.

Карточки разного уровня сложности. Задание «Вставьте подходящее по смыслу прилагательное» Приложение 1.

— Прочитайте предложения. Нравится ли вам текст? Можно ли исправить его?

Задание. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.

Наступил ________ апрель. ________ сугробы снега осели. Выдался

_________день. Светит ________солнце. С крыш падает ______капель. Весело бежит___________ручей.

Слова для справок.

(теплый, веселая, высокие, быстрый, ясный, яркое)

Каким стал текст? Для чего нужны имена прилагательные?

Вывод. Прилагательные делают нашу речь более точной, выразительной, красивой.

V. Итог урока. Оценивание. Рефлексия «Паровозик». Приложение 1.

(Этапы: словарная работа, новые открытия, игра «Назови признак», интерактивное задание, творческое задание). На доске паровозик и вагончики с названиями этапов.

-Подумайте, какой этап урока вам был интереснее всего и почему. Посадите сказочного героя в выбранный вами вагончик.

V. Домашнее задание. Стр.87, 88 правило, упр.153

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов.

1.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a6772-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_52.swf ЦОР Выдели слова, которые обозначают признаки предметов

2.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3b05d007-796f-44ab-9435-c84cd244f589/%5BNS-RUS_3-23%5D_%5BMA_036%5D.swf ЦОР Иллюстративный материал для совместного просмотра и обсуждения имя прилагательное (Жил-был кот. Загадка)

3.http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-bytovye-predmety/zagadki-pro-igolku.html Загадка про иголку

4.http://www.prozagadki.ru/118-zagadki-pro-ljagushku.html Загадка про лягушку, иней, снегиря

5.http://www.razumniki.ru/ Загадка про алфавит

6. http://luchiki.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizminutki_dlja_glaz/15 Электронная физкультминутка для глаз

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: «Школа России» 2 класс (18 конспектов)

Этапы урока.
Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты
(УУД)

Организационный
Словес.: слово учителя

1 мин

— Приветствие учащихся. Проверка рабочего места.

Приветствовать учителя

Личностные  – воспринимать нашу речь   непосредственно обращенную к учащемуся.

Мотивационный
Словесн.: слово учителя
Нагляд.: работа с иллюстрацией

2 мин

Работа с иллюстрацией.
— Ребята, откройте учебник на странице 66 упражнение 115.

— Что вы видите на иллюстрации? (Кота и ворону).
— Как вы думаете, что сделал кот? (Прыгнул на ворону).
— А что сделает ворона? (Испугалась и полетела).

Рассматривать иллюстрацию

Личностные  – воспринимать нашу речь.

Постановка учебной задачи и её решение

Словес.: определение цели урока

Словесн.: слово учителя

Словес.: анализ текста

Словес.: озаглавливание текста

Словес.: составление плана

Словес.: определение лексического значения слов

Практич.: пересказ частей текста

Практич.: выполнение физкультминутки

14 мин

— Сегодня у нас урок развития речи. Как вы думаете, что мы будем делать? (Писать изложение)
— Мы будем писать подробное изложение, т. е. изложение близкое к тексту, сохраняя стиль автора.


Чтение текста учителем.
— Докажите, что это текст. (Предложения в тексте связаны по смыслу.)

— Определите тип текста. Докажите. (Повествовательный. Рассказывается о событии).

— Какова тема данного текста? (О том, что не нужно нападать на беззащитных).
— Как бы вы озаглавили данный рассказ? (А вот мой вариант «Мурзик-озорник»)

— Кто был озорной? (Кот Мурзик).
— Где сидел Мурзик? (На дереве).
— Какая птица сидела рядом? (Ворона).
— Куда прыгнул котик? (На ворону).
— Что сделала ворона? (Полетела над деревней).
— Что случилось с Мурзиком? (Мурзик упал на снег).

Составление плана изложения

— Посмотрите, сколько частей в тексте? Докажите. (Каждой части даны рисунки)
— Прочитайте первую часть. Как озаглавим? («Озорной котик»).
— Сколько предложений в первой части? (3).
— Ребята, посмотрите на доску. Объясните орфограммы (Мурзик, озорной, дереве, ворона)
— Прочитайте вторую часть. Как озаглавим? («Нападение на ворону»).
— Сколько предложений во второй части? (2).

— Что значит «озорник» во втором предложений 2 части? (Озорник – котик Мурзик).
— Как вы понимаете «вцепился когтями»? (Схватил ворону когтями)
— Посмотрите на доску. Объясните орфограммы (вцепился, когтями, перья, замер).
— Прочитайте третью часть. Как озаглавим? («Ворона испугалась»)
— Сколько предложений в третьей части? (5).
— Посмотрите на слова на доске. Вставьте пропущенные орфограммы (полетела, деревней, не удержался, провалился, пушистый, снег)
— Посмотрите на слова-помощники. Вы можете смотреть на них, когда будете писать изложение.
— Перескажите 1 часть (спросит 1 учащегося). Перескажите 2 часть. 3 часть. (оценивание: степень полноты, последовательность, наличие ошибок).
— Ребята, сколько у нас в тексте красных строк? Почему? (Три красные строки. Они показывают начала новой части).


— Ребята, давайте немного отдохнём перед написанием изложения.

Определять цель урока

Слушать текст

Устно анализировать прослушанный текст

Озаглавливать прослушанный текст

Составлять план текста

Выполнять лексический орфографический разборы

Пересказывать части текста

Выполнять физкультминутку

Регулятивные  – принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные – слушаю текст.

Коммуникативные –  участвуют в учебном диалоге.

Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные –  участвуют в учебном диалоге.

Коммуникативные – оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные –

установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Практич.: написание изложения

20 мин

— Открываем свои тетрадки. Записываем число.
3 марта
Изложение
«Мурзик-озорник»
Обратите внимание, что точки в конце мы не ставим.
— Ещё раз прочитайте текст. Закрываем учебники. Записываем изложение.

Писать подробное изложение повествовательного текста по плану

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

nsportal.ru

Рабочая программа и поурочное планирование по русскому языку во 2 классе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко «Русский язык» (УМК «Школа России»), требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. – М. : Просвещение, 2014.

2. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2014.

3. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс [Текст] : пособие для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2014.

4. Канакина, В. П. Русский язык. 1–4 классы [Текст] : сборник диктантов и самостоятельных работ / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М. : Просвещение, 2013.

Цели и задачи курса1

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

 ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

 формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачами курса являются2:

 развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

 формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

 формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс «Русский язык» играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Во 2 классе на изучение русского языка отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов (34 учебные недели). В данной рабочей программе представлен 161 час. Оставшиеся 9 часов учитель планирует сам, исходя из уровня подготовки учащихся, на изучение тем, вызывающих затруднение, или на выполнение творческих, исследовательских, проектных работ.

В примерной рабочей программе предусмотрено проведение:

– работ по развитию речи – 32 ч;

– проектов – 4 ч;

– проверочных работ – 8 ч;

– проверочных диктантов – 3 ч;

– контрольных диктантов – 1 ч.

На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.

Описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета
3

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

У учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. Ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык – основа всего процесса обучения учащихся, средство развития у них мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, социализации личности.

Содержание учебного предмета

Виды речи.

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Устная, письменная внутренняя речь. Родной язык, его значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Виды речевой деятельности. Характеристика человека по его речи. Требования к речи.

Диалог и монолог.

Диалог, монолог, реплика. Речь диалогическая и монологическая. Слово с непроверяемым написанием: здравствуй (здравствуйте), прощай (прощайте).

Текст.

Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие.

Части текста.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста. Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей.

Слово с непроверяемым написанием: сентябрь.

Развитие речи. Составление рассказа по рисунку и опорным словам. Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.

Предложение.

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Члены предложения.

Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении.

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

Слова с непроверяемым написанием: родина, скоро, быстро, ветер (ветерок), рисунок (рисовать), яблоко (яблочко), яблоня.

Слово и его значение.

Номинальная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.

Развитие речи. Наблюдение за переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.

Работа с толковым и орфографическим словарями.

Синонимы и антонимы.

Работа со словарями синонимов и антонимов.

Слова с непроверяемым написанием: береза (березка), ягода (ягодка), лопата (лопатка), осина (осинка), дорога (дорожка), до свидания.

Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.

Однокоренные слова.

Родственные (однокоренные слова). Корень слова (первое представление). Различение родственных (однокоренных) слов, синонимов и слов с омонимичными корнями. Работа со словарем однокоренных слов учебника. Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Слова с непроверяемым написанием: сахар, сахарный.

Слог. Ударение. Перенос слова.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков.

Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка.

Работа с орфоэпическим словарем. Орфоэпические нормы современного русского языка.

Слова с непроверяемым написанием: извини (те), капуста.

Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую (якорь, уче-ник, коль-цо, суб-бота, чай-ка). Слова с непроверяемым написанием: желтый, посуда.

Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок, вопросов и опорным словам.

Звуки и буквы.

Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот.

Русский алфавит, или Азбука.

Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями.

Слова с непроверяемым написанием: октябрь, алфавит, ноябрь.

Гласные звуки.

Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка.

Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). Слова с непроверяемым написанием: одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток.

Развитие речи. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.

Согласные звуки.

Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.

Слова с непроверяемым написанием: мороз, морозный.

Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку.

Согласный звук [й’] и буква «и краткое».

Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный).

Слова с удвоенными согласными.

Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Слова с непроверяемым написанием: суббота (субботний).

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам.

Проект «И в шутку и всерьез».

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.

Мягкий знак (ь).

Правописание мягкого знака на конце слова и в середине слова перед другими согласными. Правописание слов с мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным.

Слова с непроверяемым написанием: декабрь, коньки, мебель.

Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.

Проект «Пишем письмо».

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но). Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Слово с непроверяемым написанием: тарелка.

Развитие речи. Работа с текстом.

Проект «Рифма».

Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. Слова с непроверяемым написанием: товарищ, щавель, метель.

Развитие речи. Работа с предложением и текстом.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.

Правописание слов с парным по глухости–звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

Произношение парного по глухости–звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости–звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости–звонкости согласный звук на конце слова и перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

Слова с непроверяемым написанием: народ, сапог, вдруг, завод.

Правописание гласных и согласных в корне слова. Фонетический разбор слова.

Развитие речи. Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам.

Разделительный мягкий знак (ь).

Использование на письме разделительного мягкого знака. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака в словах

Слова с непроверяемым написанием: обезьяна (обезьянка).

Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.

Части речи.

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

Слово с непроверяемым написанием: месяц.

Имя существительное как часть речи.

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Слова с непроверяемым написанием: январь, февраль.

Одушевленные имена существительные. Профессии и люди труда.

Слова с непроверяемым написанием: картина (картинка).

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.

Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, город, улица, Россия.

Развитие речи. Составление устного рассказ по репродукции картины, по личным наблюдениям и вопросам.

Число имен существительных. Изменение имени существительного по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). Слово с непроверяемым написанием: топор.

Синтаксическая функция имени существительного в предложении.

Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.

Глагол как часть речи и употребление его в речи. Синтаксическая функция глагола в предложении.

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника.

Число глагола. Изменение глагола по числам. Употребление в речи глаголов (одеть и надеть).

Слова с непроверяемым написанием: обед (обедать), магазин.

Правописание частицы не с глаголом.

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

Текст-повествование и роль в нем глаголов.

Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему; письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту.

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного. Сравнение как одно из выразительных средств языка.

Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

Слова с непроверяемым написанием: облако (облачко), метро.

Текст-описание и роль в нем имен прилагательных.

Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений. Составление текста-описания «Натюрморт» по репродукции картины.

Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление).

Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога.

Слово с непроверяемым написанием: платок.

Текст-рассуждение. Структура.

Развитие речи. Работа с текстом.

Предлоги. Роль предлогов в речи. Наиболее употребляемые предлоги. Функция предлогов. Правописание предлогов с именами существительными.

Слова с непроверяемым написанием: апрель, шел.

Развитие речи. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста.

Проект «В словари – за частями речи!».

Результаты изучения учебного предмета
«Русский язык»
4

Личностные – осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные – умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметные – овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Целевая ориентация настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения
5

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В____ (конкретно указывается класс) учащиеся в процессе изучения русского языка овладевают такими общеучебными интеллектуальными умениями, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. У учащихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники выполняют задания творческого, исследовательского характера; собирают информацию в Интернет-ресурсах; готовят проектные работы. Кроме того, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, конкурсам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. На уроках русского языка ученики могут сотрудничать в парах, в группах, умеют контролировать и оценивать друг друга, организовывать работу самостоятельно.

Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса

1. Дополнительная литература.

1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Просвещение, 2011.

2. Курганов, С. Ю. Русский язык для начальной школы в таблицах и схемах : правила и орфограммы, определения и примеры, разбор слов и предложений / С. Ю. Курганов. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. – 64 с. – («Здравствуй, школа!»).

3. Портфолио в начальной школе : тетрадь младшего школьника / авт.-сост. Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. – Волгоград : Учитель, 2010.

4. Осетинская, О. В. Я – второклассник : портфолио учащегося / О. В. Осетинская. – Волгоград : Учитель, 2011.

5. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010.

6. Русский язык. 1–2 классы : итоговый контроль знаний по программе «Школа России» / авт.-сост. Т. В. Лисицина. – Волгоград : Учитель, 2011.

7. Русский язык. Математика. 1 класс : итоговая тестовая проверка знаний / авт.-сост. Е. В. Волкова, Т. В. Типаева. – Волгоград : Учитель, 2010.

2. Интернет-ресурсы.

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru

Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru

Учебно-методический портал. – Режим доступа : http://www.uchmet.ru

3. Информационно-коммуникативные средства.

Большая электронная энциклопедия. (CD).

4. Наглядные пособия.

Таблицы по русскому языку для 2 класса.

Раздаточный материал.

Изобразительные наглядные пособия.

Рисунки.

Схематические рисунки.

Схемы.

Таблицы.

5. Технические средства обучения.

DVD-плеер (видеомагнитофон).

Телевизор.

Компьютер.

Мультимедийная доска.

Медиапроектор.

DVD-проектор.

6. Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

Штатив для карт и таблиц.

Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

Шкаф для хранения карт.

Ящики для хранения таблиц.

7. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *