cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект гласные и согласные звуки 1 класс перспектива – План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему: Урок обучения грамоте в 1 классе по теме «Гласные и согласные звуки» УМК Перспектива

План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему: Урок обучения грамоте в 1 классе по теме «Гласные и согласные звуки» УМК Перспектива

5. «Открытие новых знаний»

Этапы решения

учебно-познавательных задач.

1) Как произносится гласный звук.

— С чего начнем работу по нашему плану изучения звуков?

— Правильно.

— Давайте вернёмся к слову «аист»

-Хором назовите первый звук в слове аист.

— А теперь последний.

-Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки?

Давайте понаблюдаем.

-Ещё раз скажите первый звук, но совсем тихо…

-Теперь громче, ещё громче…

-Что происходит со ртом?

-Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…

Получилось?!

-Почему не вышло?

-Кто может из вас

объяснить?

-Произнесите ещё раз первый звук.

Понаблюдайте, как проходит воздух?

-Почему он проходит свободно?

Проверьте. Произнесите ещё раз.

-Почему же у нас не получился звук, когда мы закрыли рот?

-Что нам помогает произносить звук.

Звуки, при произношении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, учёные назвали ГЛАСНЫМИ

2.Обозначение гласного звука.

3.Как произносится согласный звук.

-Теперь ещё раз послушаем последний звук в слове аист.

Произнесём первый

и последний звук в этом слове и сравним их произношение.

-Что вы можете сказать о том, как проходит воздух при произношении последнего звука?

-Понаблюдайте за собой, можете посмотреть друг на друга, когда произносите этот звук, где же эта преграда, чем она создана?

— А теперь попробуйте произнести этот звук так, чтобы язык ни к чему не прикасался.

-Мы с вами произносили согласный звук. При произношении этого звука   для воздуха всегда есть препятствия.

Это СОГЛАСНЫЕ звуки

4.Обозначение согласного звука.

5.Определение гласных

и согласных звуков.

-Замените в составленной нами схеме слова «аист» обозначение первого и последнего звука новыми значками.

Дайте им характеристику.

-Какими являются второй и третий звуки в слове аист?

-Замените обозначение их в схеме слова аист на наборном полотне нужными значками. (Звуковой анализ слова)

-Помните в начале урока мы не могли ответить: «Почему разные значки у гласного и согласного звука?»

А теперь можем?

6.Дополнения сведений о слоге.

-Выделите в слове аист слоги.

Назовите их.

(Какой 1, а какой 2)

—  Гласных звуков сколько? Назовите их.

-Это не случайное совпадение — слогов всегда столько, сколько гласных звуков в слове.

2)СТР. 36

— Разделите слова на слоги.

— Смотрим на последнюю запись в плане. «Определение звуков» Что значит определение (разграничение)?

Мы будем узнавать гласные и согласные звуки по наличию

или отсутствию

преграды для воздуха. 

Дети выполняют звуковой анализ слов. Делают выводы.

Познавательные:

— понимать информацию

представленную в виде схемы;

-анализ;

-синтез;

-сравнение

-моделирование

Личностные:

проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

Коммуникативные:

— вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

nsportal.ru

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе на тему: «Гласные и согласные»

                

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по программе

«Перспектива»

                

                Задачи: познакомить с особенностями произнесения гласных и

согласных звуков; учить распознавать гласные и согласные звуки; формировать                 исследовательские навыки в области слова; развивать фонематический слух,

умение устанавливать звуковой состав слова.

        Формирование УУД: распознавать гласные и согласные звуки; обозначать

 гласные и согласные звуки в нужной цветочной гамме; строить звуковые

модели простых слов; понимать устройство слова, его значение и звучание.

        ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент
  2. Эмоционально-волевая регуляция

Упражнение «Самое –самое»

(Уч-ся стоят по кругу и, передавая мяч друг другу, дополняют высказывание:

 «Для меня самое ценное в жизни – это…» Когда мяч доходит до учителя,

он подводит детей к мысли о том, что ответы были разными, потому что

каждый человек единственный и неповторимый, каждый человек

представляет собой ценность.)

        Каждый из вас, ребята, для меня дорог, потому что вы друг друга

дополняете.

  1. Развитие речевого аппарата
  1. Артикуляционная разминка

(Вытянутыми трубочкой губами двигать вправо, влево, вращать по кругу)

  1. Дыхательная гимнастика

Упражнение «Теплый воздух»

(Вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через

открытый рот. Упражнение повторять 5-6 раз подряд, непрерывно

ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха)

  1. Работа над дикцией

Чио-чио, фью-фью-фью!

Чик-чирик, чью-чью-чью!

  1. Мотивационно-целевой этап

Упражнение «Приятное слово»

(К доске по желанию выходят пять уч-ся. Учитель просит каждого из

 них произнести какое-то приятное слово. Затем уч-ль обращается к

классу)

— Что заметили? Одинаковые или разные слова произнесли ваши

товарищи? (Разные)

— Что помогло вам понять, что это разные слова? (Звучат по-разному)

— А как вы думаете, почему все слова звучат по-разному?

— Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, почему все

слова звучат по-разному)

  1. Работа по теме урока
  • Рассмотрите рисунок на стр 46 «Азбуки». Что на нем изображено?

( Гуси погнались за мальчиком)

— Кого зовет мальчик, к кому он бежит? (К маме)

— Вспомните свою маму, улыбнитесь и спокойным тоном произнесите

это родное слово.

— А теперь понаблюдайте за моими губами.

(Уч-ль четко произносит ма — ма)

Что вы заметили? (Губы смыкаются и открываются)

— Какие звуки вы слышите при этом? ([м], [а], [м], [а].)

— Звуки, при произношении которых воздух изо рта выходит свободно,

не встречает преград, принято называть гласными.

— Какой звук в слове МАМА вы назовете гласным? (Звук [а])

— Звук [м] согласный. Как вы думаете, какие звуки называются

согласными? (Звуки, при произношении которых воздух изо рта не

выходит свободно, а встречает преграду)

— Что мешает выходу воздуха изо рта? (Губы)

— Но голосовые связки работают, и поэтому согласный звук мы все

равно слышим.

— Какие органы ротовой полости могут еще мешать выходу воздуха

изо рта? (Зубы, губы)

— Вы только что стали исследователями. Благодаря исследованию

родного слово МАМА вы получили новое задание. Воспроизведите

этот вывод.

(Уч-ся повторяют вывод о том, какие звуки называются гласными, а

какие – согласными)

— Гласные и согласные звуки договорились обозначать схематично:

гласные – красным кружком, согласные – синим, разделенным

пополам.

— Мама, сама не подозревая, помогла вам сейчас. Поговорим о других

членах вашей семьи. Нам поможет разобраться волшебное

родословное древо, изображенное на стр 47.

— Кто находится ближе к корням? (Бабушка и дедушка)

— Почему их четверо? (С маминой и с папиной стороны)

— Кто находится выше? (Мама и папа)

— А кто еще выше? (Дети, т.е мы)

— Назовите своих родных по имени и отчеству.

(Если кто-то из учащихся не знает имени и отчества кого-то из членов

своей семьи, посоветовать им восполнить дома этот пробел.)

— Обратите внимание на портреты. Они подписаны снизу с помощью звуковых схем. Попробуйте назвать слова. Эти рисунки звуков

смогут зазвучать с помощью вашего речевого аппарата. (Мама, папа,

сын).

(Следует отдельно поработать над каждым словом и каждым звуком. Определить гласные и согласные звуки. Например, в слове ПАПА

звук  [п] согласный, т.к. при его произношении воздух встречает

преграду).

  1. Физкультминутка
  1. Продолжение работы по теме урока

— Рассмотрите рисунок на стр 48

— Куда приехала девочка? (К дедушке на дачу)

— Какой была встреча дедушки с внучкой? (Радостной, нежной)

— Как вы об этом догадались? (Руки готовы к объятиям)

— Что можно почувствовать, глядя на рисунок? (Спокойствие)

— Почему? Спокойные кошки мурлычут, журавли никого не боятся,

дедушка радостный, а значит, счастливый и т.д.)

(Учитель читает текст под рисунком. Далее анализ слов и их звукового состава).

Алгоритм анализа:

  1. Прочитать слово (Кот)
  2. Определить значение слова (Домашнее животное)
  1. Охарактеризовать звуки в словах (гласные и согласные)

(Первый звук [к], при произношении воздух встречает во рту преграду, значит, это согласный звук. И т.д.

— Попробуйте произнесите каждое слово без третьего звука.

Что получилось?

— Учитель читает стихотворение на стр 49

— Рассмотрите схемы под стихотворение. Как они называются?

(Модели предложений)

— Сколько слов должно быть в первом предложении? (Два)

— Во втором? (Три)

— О чем говорит жирная вертикальная черта? (Предупреждает о

начале предложения)

— Составьте по рисунку предложения, подходящие к данным схемам

(Куст, трава, луна, ква, кар)

— Как вы догадались, что за схемами прячутся именно такие слова?

(Учитель читает загадку, уч-ся отгадывают)

— Кого же увидела Аня у дедушки? (Кошку)

— По каким признакам вы догадались, что это кошка?

  1. Рефлексивно-оценочный этап

— Какие звуки называются гласными?

— Какие согласными?

— Оцените свою работу на уроке.

— Кому нужна помощь учителя?

  1. Подведение итогов урока

— Какое задание сегодня было на уроке самым интересным?

— Кого из одноклассников вы хотели бы похвалить за работу на уроке?

                

                                        

nsportal.ru

План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему: Урок обучения грамоте в 1 классе по теме «Гласные и согласные звуки» УМК Перспектива

Этап

Задачи

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Необходимое оборудо-вание

1.Мотивация учебной деятельности

2.Акту-ализация и пробные учебные действия.

3.Поста-новка учебной задачи.

Физми-нутка.

4..Этап решения

учебно-познава-тельных задач.

5.Пер-вичное закреп-ление с коммен-тирова-нием во внешней речи..

6.Реф-лексия.Конт-роль- оценоч-ный.

Формирование положительной учебной мотивации.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия»

новых знаний и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Обсуждение затруд-нений,

прогова-ривание цели урока в виде вопросов, на которые предсто-ит ответить.

Составление плана изучения звука.

Снять мышечное напряжение.Активизировать внимание

1.Обсуждение,

изучение   новых знаний:

2.Знаком-ство с двумя разновид-ностями  звуков:

гласные,соглас-ные.

3.Знаком-ство с обозначением гласного и согласного звука значком.

4.Разграничение гласных и  согласных звуков.

1.Приме-нение

новых знаний в типовых заданияха).Опре-

деление гласного и соглас-ного звука  в исход-ных словах..

б)харак-

теристи-

ка

образования звука в речи.

Соответствие цели и его результа;самооценка работы на уроке.

-Ребята! У нас урок обучения грамоте. Как нам надо  работать на уроке, чтобы чему-то научиться, достичь цели?

-Всё ли у вас готово к уроку? (проверяем готовность)

-Что вы можете пожелать друг другу на уроке?

-Несколько уроков назад мы с вами сделали важное открытие о словах: кто вспомнит его?

-Из чего состоят слова?

-Как вам ,кажется, вы уже научились выделять из слов отдельные звуки?

-Хотите проверить себя?

-Хорошо. Но сначала сами найдите слово, в котором будем слушать звуки. Этим словом называется птица, о которой рассказывается в предложениях.

Слушая их, определите, сколько предложений я скажу.

Иногда на крыше дома можно увидеть аиста.

У птицы там бывает гнездо.

-Сколько предложений вы определили?

-Давайте, ребята, сосчитаем сколько звуков в слове аист.

-Какой звук первый в этом слове?

-Какой звук идет за ним?

-Какой звук слышим 3?

-Какой звук слышим в конце слова?

-Откройте учебник на стр.36, Найдите изображение этой птицы.

Что изображено под рисунком аиста?

Почему начерчено 4клеточки?

-Сравните со схемой слова аист, которую мы составили.

Сколько клеточек в схеме ,которая в книге и сколько у нас? Что вы можете сказать?

-Что мы можем ещё сказать об этих звуках?

-Внимательно посмотрите на страничку учебника.

-Кто может прочитать слова вверху странички, написанные красным цветом?

— Это и будет тема нашего урока. «Звуки гласные и согласные»

 -Кто догадался, что нового после изучения этой темы

 мы можем узнать ещё о звуках нашей речи?

-А можем мы сейчас определить какой это звук гласный или согласный?

-А когда мы сможем сделать это?

-Давайте посмотрим ещё раз в книге как называется тема нашего урока

-О каких звуках мы будем говорить сначала? Почему?

(Учитель прикрепляет к доске слово «Гласные»)

-О каких звуках мы будем говорить потом? (Учитель прикрепляет к доске слово «Согласные»

-Прочитайте , кто может ,на карточке ,что  о них мы можем  узнать .

(учитель показывает карточку  «Как произносятся звуки?»)

Учитель прикрепляет карточку и фишку  под словами гласные и согласные)

-А теперь, ребята, посмотрите

на эту карточку. (учитель показывает карточку с изображением значка  гласного звука)

-Может кто-то из вас знает, что обозначает этот значок?

-Кто из вас догадался какой звук обозначает этот значок?

— Прикрепи его под  словом «согласные»

-Давайте подумаем, почему значки разные?

-В конце урока мы с вами сможем ответить на него, если

будем внимательно слушать учителя и одноклассников.

-Когда мы узнаем как произносятся гласные и согласные звуки, то узнаем почему они обозначаются разными значками и научимся определять(узнавать) эти звуки или ещё говорят разграничивать их..

Учитель прикрепляет на доску» карточку

«Определение звука

У нас получился план изучения гласных и согласных звуков.

-Кто может его прочитать?

Аист стоит аист летит  ,аист клюёт. аист танцует

1. Как произносится гласный звук.

-И так сделаем вывод, что, мы уже сделали на уроке?

-С чего начнем работу по нашему плану изучения звуков?

-Правильно.

-Давайте вернёмся к слову «аист»,стр.36.

-Хором назовите первый звук в слове аист.

-А теперь последний.

-Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки?

Давайте понаблюдаем.

-Ещё раз скажите первый звук, но совсем  тихо…

-Теперь громче…,ещё громче…

-Что происходит со ртом?

-Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…

Получилось?!

-Почему не вышло?

-Кто может из вас

объяснить?

-Произнесите ещё раз первый звук.

Понаблюдайте,  как проходит воздух?

-Почему он проходит свободно?

Проверьте…Произне-сите ещё раз.

-Почему же у нас не получился звук, когда мы закрыли рот?

-Что нам помогает произносить звук.

Звуки, при произношении которых воздух проходит свободно,не встречая преград, как через пустую трубочку, учёные назвали г л а с н ы –

м и .

2.Обозначение гласного звука.

-Внимательно посмотрите на план изучения звука .(он на доске)

-Что мы должны теперь узнать о гласном звуке?

-Посмотрите на карточку, которая

обозначает гласный звук .Почему внутри значка нарисован кружочек?

(Значок на доске в плане изучения звука)

-Вспомните как проходит воздух,. когда мы произносим гласный звук.

-Поэтому гласным звукам учёные придумали такое обозначение :внутри значка договорились помещать изображение пустой трубочки, показывающей, что воздух проходит свободно, не преодолевая никаких преград.

-Произнесите второй звук в слове аист. Какой он? Докажите.

-Посмотрите на план изучения гласного звука ,мы всё что наметили о нём изучили?

-Какой звук мы можем теперь

изучать  ?

3.Как произносится согласный звук.

-Теперь ещё раз послушаем последний звук в слове аист.

Произнесём первый и  последний звук в этом слове и сравним их произношение.

-Что вы можете сказать о том, как проходит воздух при произношении последнего звука?

-Понаблюдайте за собой, можете посмотреть друг на друга, когда произносите этот звук, где же эта преграда, чем она создана?

-А теперь попробуйте произнести этот звук так, чтобы язык ни к чему не прикасался.

-Мы с вами произносили согласный звук. При произношении этого звука   для воздуха всегда есть препятствия.

-Какой же звук мы можем назвать согласным?

-Правильно.

4.Обозначение согласного звука.

-Сравним значки гласного и согласного звука.

-Почему во втором значке появилась чёрточка? Что она обозначает?

.-Посмотрите в книгу на стр.36.(схема слова)

-Как называется

звук ,.который обозначен первым значком ,а последним?

5.Определение гласных и  согласных звуков.

-Замените в составленной нами схеме слова аист обозначение первого и  последнего  звука новыми значками.

Дайте им характеристику.

-Какими являются второй и третий звуки в слове аист?

-Замените обозначение их в схеме слова аист на наборном полотне нужными значками. (Звуковой анализ слова)

-Помните в начале урока мы не могли ответить : «Почему разные значки у гласного и согласного звука?» .А теперь можем?

6.Дополнения сведений о слоге.

1)-Выделите в слове аист слоги.

Назовите их.(Какой 1,а какой 2)

-А гласных звуков сколько? Назовите их.

-Это не случайное совпадение — слогов всегда столько, сколько гласных звуков в слове.

2)СТР.36.

Разделите слова на слоги.

-Сколько слогов  будет в слове утка?

-Назовите1слог,2слог.

 Значит, сколько гласных звуков будет  этом слове? (Аналогичная работа со словами шары, лист)

Чаще всего слово распадается на слоги на гласных звуках,

потому что на них происходит  свободный выдох, выход воздуха.

Смотрим на последнюю запись в плане. «Определение звуков» Что значит определение (разграничение)?

Мы будем узнавать гласные и согласные звуки по наличию

или отсутствию

преграды для воздуха. 

Работа с интерактивной доской

1задание. «Разложи фрукты.»

— На интерактивной доске раскрывается файл с изображением двух ваз и различных фруктов.(Букварь37стр. верхний рисунок)

Как вы думаете ,какое задание нам предлагается выполнить?

— Кто догадался по какому признаку мы будем раскладывать фрукты в вазы?

-Что вам помогло определить вазы для фруктов?

Алгоритм работы:

Назови слово,

обозначающее фрукт, определи с какого звука оно начинается, дай характеристику звука по прохождению воздуха при его образовании и с помощью стилуса положи  фрукт в  свою вазу.

-Сосчитайте сколько всего фруктов вы положили в первую вазу? во вторую  ?

Работа с документ -камера

Проверим правильно ли мы с вами выполнили задание. Учитель работает с документ-камерой.(Вазы  заранее скопированы ,фрукты разложены)В увеличенном виде он вводит на  интерактивную доску изображение первой вазы с фруктами ,а затем второй.

_Какой вывод мы можем сделать? А почему у нас  совпали результаты? По какому признаку мы раскладывали фрукты?

Значит мы научились определять звуки.

2.Сравнение размеров предмета и количества звуков в слове ,обозначающем

этот предмет.

-Найдите середину стр.36

-Сравните, одинаковых ли размеров дом и жук.

-А слова дом и жук

какие? —Проанализируйте, сколько в них звуков?.

-Какие первые звуки: гласные или согласные?

-А какие последние звуки?

-Что вы заметили интересного?

А что вы можете сказать про слова осы и Эму.?

-В них какие первые звуки: гласные или согласные?

-А какие последние звуки?

-Что вы заметили интересного?

-Посчитайте, сколько звуков в каждом из этих слов? Какой вывод сделаем?

-Все ли пункты плана мы выполнили?   Достигнута ли цель урока?

-Как работал каждый из вас?-Давайте посмотрим вы стали больше знать о звуках или нет.

Найдите стр.29.

-Определите, из каких звуков состоят слова ау и уа.

-Какими звуками отличаются слова сом и ком-

-Какие это звуки?

-Могли мы раньше ответить на эти вопросы?

А сегодня научились?

Учитель снимает с доски последнюю карточку «Определение звуков»

Карточек больше нет. Работа закончилась .Всем спасибо.

-Старательно!

-Дружно!

Ученики сравниваю ,что у них приготовлено к уроку с тем ,что показывает учитель.

-Вспомнить что знаем .

Узнать новое на уроке.

-Удачи.

-Хорошей работы.

Узнали, что слова,  когда их произносят, состоят из звуков.

(Отвечают)

Да.

-Ещё не очень получается.

-Иногда ошибаюсь.

-Да.

(Слушают)

-Вы сказали 2 предложения.

4звука в слове аист. Называют их :[А],[И],[с],[Т]

Учащиеся вычленяют звуки,  называя их, обозначают карточками (просто квадратики), т.е. составляют схему слова.. Работают на индивид. наборном полотне .

Открывают книгу и находят изображение  аиста.

Схема этого слова.

-В слове аист 4 звука.

Сравнивают.

-Одинаковое количество. Мы прав составили.

Ребята затрудняются сказать, т. к. они не знают гласных и согласных звуков.

Ребята рассматривают страницу учебника.

 Читают: «Звуки гласные и согласные.»

-Какие бывают звуки.

-Звуки бывают гласные и согласные.

-Нет.

-Когда узнаем что-то о нём.

-Когда изучим эти звуки.

«Гласные и согласные звуки».

-О гласных, потому что они записаны первыми в теме..

-О согласных.

.(Умеющие читать дети или учитель читают.)

«Как произносятся звуки?»

Ребята рассматривают.

Если дети не могут ответить,

то учитель говорит, что этот значок обозначает гласный звук и прикрепляет карточку под словом «Гласные»

-Согласный.

Ученик прикрепляет.

Дети затрудняются сказать.

Дети читают, если могут. (может учитель)

Дети выполняют движения

 

Мы определили тему урока.

-Поставили цель.

-Составили план изучения звуков.

-Узнаем как произносится гласный звук.

.

Называют:[А]

Называют:[Т]

-Одинаково.

-По-разному.

Дети говорят.

Дети говорят.

Открывается.

Дети пытаются произнести.

Нет.

Дети пытаются объяснить.

Произносят

-Свободно.

-Рот раскрыт.

-Нет преград.

Произносят ещё раз, проверяют.

-Мы создали препятствия для воздуха.

-Воздух.

-Каким значком он обозначается.

Разные ответы детей.

Воздух прохо-

дит свободно.

Рот открыт. Нет преград.

Дети смотрят на значок гласного звука и соотносят с тем, что говорит учитель.

Дети произносят и доказывают,

что это гласный звук.

Да.

Обучающиеся смотрят на доску и говорят, что это согласный звук.

Ребята произносят этот звук.

Обучающиеся произносят по очереди эти звуки.

Воздух встречает преграду.

Рот почти закрыт.

Язык мешает.

Много препятствий.

Дети пробуют, но у них не получается.

-Звуки, при произношении которых воздух встречает препятствия, преграду называют согласным.

Учащиеся смотрят на план и сравнивают.

Это преграда.

-Гласный, согласный.

Первый гласный, последний согласный.

Доказывают, что второй гласный, а третий согласный.

Дети ставят нужные значки в слове аист на наборном полотне.

Да. Они произносятся по- разному.,

При произношении гласного нет препятствий  ,а у согласного есть .

Смотрят схему на наборном полотне.

-Два слога:а-ист

-Два гласных звука.:[А]- [И]

Накладывают прозрачную обложку на схемы и делят слова на слоги.

-Будет два слога.

-Будет два гласных звука.

Деление.

Узнавание.

.

Разложить фрукты в вазы.

( Разные варианты ответов.учитель подводит к нужному)По первому звуку в слове.

В первую вазу с гласного звука,

а во вторую с согласного

.-Значки над вазами.

Дети называют слово арбуз. Выделяют первый звук, дают его характеристику по прохождению воздуха при его образовании.

Определяют какой это звук.

-Положу этот фрукт в первую вазу .т. к. над ней нарисован значок гласного звука.Дети перемещают изображения фруктов в нужную вазу.

Аналогично разбираются все слова.)

-Три

-Шесть.

Дети сравнивают и оценивают свою работу.

Правильно разложили.

Гласные и согласные звуки в начале слова.

-Нет, дом больше, а жук маленький.

-Нет они одинаковые. В них по 3 звука.

-Согласные.

-Согласные.

 -Они начинаются и заканчиваются согл. Зв.

-Они начинаются и заканчиваются

гласными звуками.

-Одинаковое количество звуков.

-По три звука

Учащиеся снимают в плане карточки тех пунктов, которые выполнили(кро

ме последнего).

Оценивают словестно свою работу.

-Только из гласных.

-Согласные..

-Нет. Мы не знали гласных и соглас. звуков.

Личностные:

принимать новый статус «ученик»,

внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе,

принимать образ хорошего ученика.

.Коммуникативные: -учёт позиций собеседника во взаимодействии.

.Регулятивные:

организовать своё рабочее место под руковод. учителя.

Познавательные:

1.Ориентация в учебнике(система обозначений)

2.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

3.Понимать информацию

представленную в виде схемы.

Регулятивные: принятие и постановка цели; постановка учебных задач;  в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Личностные: принимать учебные цели; проявлять  желание.

Познавательные:

.понимать информацию

представленную в виде схемы;

-анализ;

-синтез;

-сравнение

-моделирование

Личностные:

проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению ,активность при изучении нового материала.

Коммуникатив-ные: вступать в диалог(отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

Познавательные:

-анализ;

-сравнение;

-обобщение

Регулятивные:

-самоконтроль;

-самооценка..

Коммуникатив-

ные:

задавать вопросы, работа в паре.

Регулятивные

оценка выполнения плана,

самооценка,

удержание цели.

Организовыватьсвоё рабочее место под руководством учителя.

«Букварь»

М.С.Соловейчик.

Иллюстрация «Аист на крыше дома»

Карточки с обозначением звуков.

Наборное полотно.

«Букварь»

Табличка «Гласные»

ТАБ.

«Соглас-ные»

Таб: «Как произ-носятся звуки?»)

Значок для обознач.

.гласного звука.

Значок для обознач.

согла-ного звука

Карточка

«Определение звука»

 

Карточ-ка с

обозна-чением гласного звука.

Карточ-ка с

обозна-чением согласного звука.

Интерактивная доска.фаил с материалом из букваря стр 37.

Документ –камера.

Карточки с изображением фруктов в вазах..

«Букварь»

«Бук-варь», прозрач-ная обложка .

nsportal.ru

гласные и согласные» (УМК Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др., ФГОС)

Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным (учебник, с. 15)

    Коллективная.

    Словесный, практический. Дидактическое упражнение

    – Какое дерево склонилось над прудом?

    – Произнесите первый звук.

    – Что можете о нем сказать?

    – Посчитайте, сколько слогов

    в слове ива?

    – Произнесите второй слог.

    – Сколько звуков вы слышите в этом слоге?

    – Какой гласный?

    –В слоге ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких, даже мельчайших, остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:

    При таком изображении видно, что в слоге ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием.

    Аналогичная работа проводится со словом осы

    – Ива.

    – [и].

    – Он гласный.

    – Два.

    – ва.

    – Два.

    – Звук [a].

    Слушают объяснение учителя

    Внимательно слушают вопросы учителя, осмысленно отвечают на них. Учатся работать со знаково-символическими средствами.

    Наблюдают, как гласный образует слог. Делают вывод (под руководством учителя) о том, что гласные образуют слоги. Учатся выполнять слого-звуковой анализ слова

    Коллективный.

    Слияние согласного звука с гласным. Слого-звуковой разбор слов ива, осы

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Конспект урока русского языка 1 класс на тему «Звуки гласные согласные»

    Тема. Звуки и буквы.

    Цель: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв; учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов.

    Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать условные обозначения звуков речи; применять полученные знания при выполнении заданий.

    Оборудование: учебник «Русский язык» 1 класс автор Канакина В.П., печатная тетрадь к учебнику, тетрадь, компьютер, карточки для работы.

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    Прозвенел звонок для нас!
    Все зашли спокойно в класс,
    Встали все у парт красиво,
    Поздоровались учтиво.
    Тихо сели, спинки прямо.
    Все легонечко вздохнём,
    И урок скорей начнём!

     Ребята, какое у вас настроение? 

    У меня тоже прекрасное настроение, потому что сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Вы рады гостям? Я надеюсь, что и на этом уроке вы будете мне настоящими помощниками.

    — Ребята, какой у нас сейчас урок? /Урок русского языка/

    -Для чего нам нужно изучать русский язык? /Чтобы быть грамотными людьми/

    II. Чистописание.

    — Откройте тетради, положите их под наклоном, правильно сядьте и запишите число: сегодня 11 апреля. На следующей строке записываем: классная работа.

    — Грамотный человек должен уметь красиво и правильно писать. Посмотрите, какие буквы мы будем прописывать сегодня? (в, е, с, н, а)

    — Какое слово получилось? (весна)

    — А теперь, пропишите эти буквы в тетрадях.

    III. Актуализация знаний.

    — Ребята, сегодня у нас необычный урок: во – первых, потому что к нам пришли гости, а во вторых сегодня на уроке мы с вами будем украшать чудо – дерево весенним нарядом – листочками. Но листики будут немного необычными, а с буквами. Выполняя задания, к концу урока мы узнаем, какое слово спряталось в листве чудо – дерева. Согласны?

    — Весна. Мы выходим на улицу. Ярко светит солнце, дует теплый ветерок, и звуки весны окружают нас повсюду. Журчат ручьи, поют птицы, кричат ребятишки. Все рады солнцу и весне. И так хорошо становится. /Звучат в записи звуки весны/

    — Окружающие нас звуки, можно разделить на две группы — речевые и неречевые звуки.

    IV. Самоопределение к деятельности.

    — Итак, первое задание. Выполнив его, мы откроем первую букву.(буква Э)

    — Послушайте стихотворение и скажите мне, о каких звуках в нём говорится: о речевых или неречевых?

    Мы не буквы, мы — звуки речи

    Изучает фонетика нас.

    Мы не буквы, мы — звуки речи

    Произносят и слышат нас.

    Дыхание свободно в каждой гласной,

    В согласной — прерывается на миг.

    И только тот гармонии достиг,

    Кому чередованье их подвластно.

    — О каких звуках говорится в стихотворении — о речевых или неречевых?

    — Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

    — Правильно, сегодня мы поговорим о звуках и буквах. Вы правильно определили тему урока и на нашем чудо – дереве распускается первый листок. Какая буква на первом листике? (буква Э)

    V. Работа по теме урока.

    — Откройте учебники на с.45. Прочитайте раздел, который мы начинаем изучать. /Звуки и буквы/

    — Чему мы будем учиться при изучении этой темы? /Читают на с.45/

    — А теперь сядьте свободно и посмотрите мультфильм о весёлых человечках «Тралике и Валике». Смотрите внимательно и запоминайте, всё, что они говорят, потому что после просмотра вы будете отвечать на мои вопросы.

    — Сейчас вы будете отвечать на мои вопросы, и мы вместе с вами будем составлять таблицу, а составив её, мы узнаем следующую букву, которая спряталась на втором листочке.

    На какие две группы можно разделить все речевые звуки? (гласные и согласные)

    — Как отличить гласный звук от согласного? (гласные звуки можно петь, а согласные неудобно петь).

    — Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

    — Давайте пропоём их вместе (а, о, у, ы, и, э ).

    — На прошлом уроке мы изучали роль ударения в словах. С какими звуками дружит ударение? /С гласными/

    -Благодаря этой дружбе какими становятся гласные? /Ударными и безударными/.

    — Давайте всё выясним о согласных звуках.

    — А сколько согласных звуков в русском языке? (36)

    — На какие группы делятся согласные звуки? (звонкие и глухие, твердые и мягкие). доске получилась таблица:

    речевые звуки

    гласные согласные

    ударные безударные звонкие глухие

    твёрдые мягкие твёрдые мягкие

    — Мы вместе славно потрудились, составили таблицу «Речевые звуки» и на чудо – дереве распускается второй листок.

    Какая буква на нём? Правильно, это буква К

    — Ребята, отгадайте загадку:

    Чёрные птички

    на каждой страничке

    Молчат, ожидают,

    кто их прочитает. (Буквы)

    — А что такое буквы? (это значки для обозначения речевых звуков на письме).

    — Как же отличить букву от звука?

    Работа с учебником. Упражнение № 2 с.46

    — Сейчас выполнив упражнение 2 на стр. 46 учебника мы узнаем следующую букву.

    — Прочитайте задание. Давайте составим предложения с помощью готового начала и слов для справок, а затем предложение о звуках запишем в тетрадь.

    Звуки мы слышим и произносим.

    /Составляют предложение под руководством учителя. Записывают в тетрадь самостоятельно. /

    — Вы отлично справились с заданием, и на дереве распускается третий листочек, а на нём буква… (О)

    — Какой звук обозначает буква о? (гласный)

    VI. Звуко — буквенный анализ слов.

    — Итак, мы с вами знаем, что звуки невидимки мы их слышим и произносим, но к каждому слову можно составить звуковую схему.

    Таблица «Звуки»

    — Давайте вспомним, каким цветом на звуковой схеме обозначаются гласные звуки?

    — А согласные?

    — А от чего зависит мягкость или твердость согласного звука? (от предыдущего гласного звука или от мягкого знака)

    2. Работа с учебником. Упражнение № 4 с.47

    — Продолжаем украшать наше чудо – дерево. Выполнив упр. 4 на стр. 47 мы откроем следующую букву.

    -Рассмотрите картинки. Кто на них изображен? /Аист, слон, сом/

    -Составим звуковую схему слов, через тире запишем слово буквами.

    Женя – слон, Рома – аист, Валера – сом.

    -Проверим, все ли справились с поставленной задачей? (на доске образец — эталон)

    -Одинаковое ли в словах количество звуков и букв?

    — Вы справились и с этим сложным заданием, и на дереве появляется лист с буквой Л.

    Физкультминутка

    Физкультминутка с движениями.

    Тихо плещется вода,

    Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

    В небе тучки, как овечки,

    Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

    Мы из речки вылезаем,

    Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

    А теперь глубокий вдох.

    И садимся на песок. (Дети садятся за парты.)

    VII. Упражнения в транскрибировании слов.

    1. Работа в учебнике

    — Продолжим работу. А в каких случаях количество звуков и букв в словах может не совпадать? /Дети отвечают/

    — На улице весна, ярко светит солнышко и, просыпаясь, мы очень ему радуемся.

    — Давайте, все вместе выполним упражнение 1 на странице 46, и на дереве раскроется ещё один листик с очередной буквой.

    — Прочитайте стихотворение.

    — Кто его написал?

    — Как оно называется?

    — Когда мы так говорим?

    — А что значит слово «славно»?

    — Как можно сказать по – другому?

    — Прочитайте выделенные предложения.

    — Какой знак стоит в конце этих предложений?

    — С какой интонацией их надо читать?

    — Прочитаем их ещё раз хором, соблюдая правильную интонацию.

    — Спишите в тетрадь любое из этих предложений.

    — Найдите в тексте стихотворения слово «пою».

    — Сколько в нём букв?

    — А сколько звуков?

    — Одинаковое ли количество звуков и букв в слове «пою»?

    — А почему?

    — Давайте составим к слову «пою» звуковой костюм, который называется ТРАНСКРИПЦИЕЙ. С этим словом мы не знакомы и не знаем, что оно обозначает. Нам поможет в этом «Страничка для любознательных», которая находится в нашем учебнике на с.48. Прочитаем /Читает хорошо читающий ученик, остальные следят./

    — А теперь запишем в тетрадь и на доску сначала слово «пою», а затем транскрипцию или звуковой костюм этого слова. (Рома у доски) Проверим. /[п о й у].

    — Молодцы, ребята! Посмотрите, какая буква на этом листике? Буква О

    2. Игра «Упражнение» из аудиоприложения к учебнику (по 2 слова каждый ученик).

    — Ребята, а давайте поиграем в игру и узнаем следующую букву. Буква г

    VIII. Словарная работа. с. 48 учебника буква и

    — Ребята, посмотрите в учебник. С каким словарным словом мы сегодня знакомимся?

    — Сколько в нём слогов?

    — Сколько букв, а звуков? Почему?

    — Сколько опасных мест в этом слове?

    — Какие это орфограммы?

    — А кто из вас может объяснить лексическое значение этого слова?

    Работа с аудиоприложением «Словарные слова».

    — Запишите в тетрадь предложение: Мама с бабушкой для Кати принесли пальто и платье.

    — Поставьте ударение в слове пальто, подчеркните опасные места. Запомните, как пишется это слово.

    IX. Закрепление пройденного материала. Буква Я

    1. Работа в печатных тетрадях.

    с. 24 №3

    — Откройте ПТ на с 24, №3. Рассмотрите рисунки и звуковые обозначения слов (транскрипции): конь, кит, тигр, белка, тюлень. Замените звуковые обозначения буквами. Запишите в тетрадь слова — названия животных.

    /Дети комментируют с места и пишут/.

    X. Итоговая рефлексия.

    — Ребята, мы выполнили все задания, успешно преодолели все трудности, и теперь, можем прочитать слово, которое распустилось на нашем чудо – дереве.

    — Прочитайте, что это за слово?

    Экология в переводе с греческого языка означает наука о доме, то есть наука о природном доме, о нашей планете Земля.

    Ученые, которые изучают науку экология, называются экологами. Экологи оберегают всё, что растёт и всех, кто живёт на нашей земле от исчезновения.

    Учёные экологи учат нас бережному отношению к миру природы,  к воде, к земле и воздуху, к растениям, грибам, к насекомым, рыбам, ко всем животным.

    -А почему надо бережно относиться к природе?

    Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с

    удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения.

    Давайте вместе Землю украшать 

    Давайте вместе Землю украшать,
    Сажать сады, цветы сажать повсюду.
    Давайте вместе Землю уважать
    И относиться с нежностью, как к чуду!


    Мы забываем, что она у нас одна –
    Неповторимая, ранимая, живая.
    Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
    Она у нас одна, одна такая!

    (Е. Смирнова)

    — Чем мы занимались на сегодняшнем уроке? /Ответы детей/

    — Вам понравился урок?

    — Что особенно понравилось на уроке?

    — Какие трудности возникли?

    infourok.ru

    конспект урока по грамоте 1 класс на тему «Гласные буквы и звуки»

    Тема: Гласные буквы и звуки. 1 класс

    Цели и задачи:

    1. Образовательные:
      закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах; развивать умение анализировать звуковой состав и его написание; выполнять звукобуквенный анализ;
      – помочь приобрести некоторый опыт обращения к словарю и узнать о существовании разных словарей;
      – активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью школьников;
    2. Развивающие:
      – развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;
      – продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
      – развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
    3. Воспитательные:
      воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других;
      – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.

    Оборудование:

    Мэр Ударения, Добрый Волшебник, Буквята, страна Азбуковедения, карточка со словом фонетика.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок,
    Начинается урок.
    Звуки с буквами пришли,
    Чтоб порядок навести.
    Внимание, девочки!
    Внимание, мальчики!
    Приготовьте ваши ручки,
    Разомните пальчики.

    Ребята, сегодняшний урок мы проведем в сказке, которую составим сами из слогов, слов, предложений. Нас ждут новые друзья, приключения, интересные задания и многое другое.

    II. Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.

    Итак, начинаем… А с каких слов обычно начинаются сказки?

    В некотором царстве, в некотором государстве (или жили-были) звуки. Государство это было совсем крохотное, а жителей в нем было немного – немало всего 31. Никто и никогда не видел этих звуков, так как были они невидимками.

    А вот слышать их можно было, потому что 6 из них были настоящими певцами: А, О, У, И, Ы, Э. Им очень тонко и красиво подпевали: Я, Е, Е, Ю.

    Воздух свободно идет через рот,
    Нет препятствий разных,
    Голос участвует, голос зовет,
    Звук получается …(гласный)

    Заранее подготовленный 1 ученик читает стихотворение:

    Гласные тянутся в песенке звонкой,
    Могут заплакать и закричать,
    Могут в кроватке ребенка баюкать,
    Но не желают скрипеть и ворчать.

    – Сколько всего гласных звуков существует? (6)

    Для того чтобы различать звуки и буквы, звуки записывают в квадратных скобках.

    Я тетрадочку открою
    И с наклоном положу.
    Я, друзья, от вас не скрою:
    Ручку я вот так держу!
    Сяду ровно не согнусь,
    За работу я возьмусь!

    – Назовите и запишите их у себя в тетрадях? (а , о , у , ы , и , э ) (1 строчка.)

    Все слова состоят из звуков, которые можно записать особыми значками – буквами. Звуки речи, или фонемы, изучает наука фонетика. Это название произошло от греческого слова фоне – звук.

    – А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

    – Назовите гласные буквы русского алфавита и запишите их у себя в тетрадях

    (а о у ы э ы я е е ю) (2 строчка.)

    Сейчас мы убедимся в певучести и значении гласных в словах, выполнив:

    1 задание “Вставьте гласную букву в слово”. (Для работы приготовьте веер с гласными буквами.)

    Р _ к, д _ м, м _ р, д _ б, с _ р (3 строчка.) (Один ученик у доски вставляет красным мелком.)

    – Назовите буквы, которые вставили? (а о и у ы )

    – Как они называются? (Гласные.)

    – Какая буква лишняя? Почему?

    Задание 2 Работа над непроверяемыми написаниями.

    1. Фронтальная работа.

    Прочитайте слова на доске:

    Капуста, помидор, яблоко, горох, томат, яблоня, картофель, ягода, малина.

    – Что вы можете сказать об этой группе слов?

    – Что это за слова? (Словарные.)

    2. Самостоятельная работа

    – Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы – гласные.

    – Какие слова выписали? (Яблоко, яблоня, ягода.)

    – Что их объединяет? (По 3 слога в каждом слове; первый слог – ударный, непроверяемая безударная гласная во втором слоге; во всех словах звуков больше, чем букв; все слова начинаются с гласной я.)

    – Поставьте ударение, подчеркните гласную букву, которая обозначает безударный гласный звук.

    – Выполним звукобуквенный состав слова ягода. Сколько букв? Сколько звуков? Почему?

    Ягода – [й, а г а д а] 5б., 6зв. (Запись в тетрадь.)

    В слове ягода букве я доверили сыграть 2 роли, но не всегда у нее бывает такое везение. В каких случаях букве предстоит сыграть 2 роли?

    – Каким гласным буквам в театре звуков тоже доверяют сыграть 2 роли?

    III. Физкультминутка

    Итак, с 10 жителями страны вы уже знакомы. Остальные 21 тоже были добрыми и хорошими звуками, но петь они совершенно не умели. Вот послушайте о них:

    Заранее подготовленный 2 ученик читает стихотворение:

    А согласные согласны,
    Шелестеть, шептать, скрипеть,
    Даже фыркать и шипеть,
    Но не хочется им петь.

    Есть еще 2 невидимых и неслышимых жителя в царстве. Вы уже догадались, кто это? Почему они даже не слышатся? (ь и ъ – служат для обозначения мягкости согласных).

    IV. Знакомство с алфавитом.

    Составляем сказку дальше.

    Однажды в том царстве появился волшебник из другого государства. Ему там так понравилось, что он тотчас захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители– невидимки, то очень огорчился. Но он, все-таки, был добрым волшебником и подарил каждому звуку волшебное платье, причем, ни одно из них не было похоже на другое. И стоило его надеть, как сразу звук превращался в букву.

    Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

    33 родных сестрицы,
    Дружные красавицы.
    Взявшись за руки, стоят,
    Всем ребятам нравятся.

    А кто обычно правит в царстве? (Царь или царица.)

    У нашего царя до сегодняшнего дня было прекрасное имя. Но, как в любой сказке, появился злой волшебник и зашифровал его имя в этом ребусе:

    А * * а * и * (Алфавит.)

    Буквы в своих замечательных платьях перед вами стоят в определенном порядке, каждая на своем месте.

    К вам они сейчас спешат,
    Славные сестрицы,
    Очень просят всех ребят
    С ними подружиться.

    – Давайте правильно прочитаем весь алфавит (хором).

    Отправляемся в сказку дальше.

    Как-то в прекрасную страну Азбуковедения пришел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что они стали друг на друга похожи. (Буквята)

    Буква о стала походить на а, е на и, а на о, и на е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска и буква становилась сама собой.

    – Буква под ударением ясна и понятна. Как она называется? (Правильно, ударная гласная.) Звук в сильной позиции слышится четко, ясно.

    – А как называются те гласные, которых ударение еще не коснулось? (Безударными гласными.) В слабой позиции звук слышится нечетко, неясно.

    Буквы еще заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова.

    Ударение над гласной
    Может сделать букву ясной.
    (Заучите эти волшебные слова.)
    Если буква гласная вызвала сомнение,
    Ты ее немедленно поставь под ударение.

    А сейчас мэр Ударения предлагает вам свои задания.

    VI. Работа со словами с безударными гласными. (Прочитайте слова.)

    Уд*рение, д*бро, эп*зод

    – Какие буквы пропущены? Как проверим написание пропущенных букв? Я вижу, что 3 слово у вас вызвало затруднение.

    – Понятно ли вам значение этого слова?

    Чтобы приоткрыть дверцу в тайну этого слова нужно обратиться к добрым, умным волшебникам-книгам, с которыми нам с вами еще предстоит очень часто встречаться. Одним из таких волшебников является толковый словарь Ожегова, где дается толкование слов. (Читает учитель.)

    А сейчас я предлагаю вам посмотреть на фрагмент из толкового словаря в вашей научной книге на с.4

    Гласная буква в слабой позиции в данном слове вызвала затруднение. Попробуйте подобрать проверочное слово. Даже всемогущий мэр Ударения не в силах помочь. Такие слова живут в другой книге в орфографическом словаре, где можно проверить правильное написание любого слова. Какое еще ошибкоопасное место встретилось в этом слове? (Парная согласная на конце слова.)

    – Назовите проверочные слова.

    Запишите слова в тетрадь, помня обо всех орфограммах, которые мы назвали.

    Обратимся вновь к научной книге. Рассмотрите иллюстрации на этой странице.

    Вспомните интересный эпизод к рассказу В.Драгунского “Заколдованная буква”.

    VII. Итог урока.

    Среди жителей государства, в котором мы сегодня побывали, есть 2 большие группы.

    – Какие? (Гласные и согласные.)

    – Сколько гласных букв, звуков?

    – Какие гласные буквы обозначают 2 звука и когда?

    а

    я

    о

    е

    э

    е

    у

    ю

    ы

    и

    (На доске.)

    – Каким гласным буквам в театре звуков доверяют сыграть 2 роли?

    Все герои нашей сказки, с которыми мы познакомились сегодня, на мой взгляд, были добрыми и умными. Мне хочется, чтобы вас в жизни всегда окружали только добрые сказки, и чтобы вы как можно дольше верили в чудеса.

    У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока нет, он еще не расцвел. Но когда он расцветет, то будет таким, какое настроение у вас в данный момент. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе.

    infourok.ru

    Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Гласные и согласные звуки и буквы»

     

    Конспект урока обучения грамоте

    Урок путешествие «В Стране слов»

    Тема урока: Закрепление знаний о гласных  и согласных звуках

    Цель: закрепить умение распознавать гласные звуки в слове и совершенствовать навыки фиксации гласных звуков в схеме слова, создать условия для развития интереса к чтению,

    выявить уровень знаний по теме.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    При входе в класс, перед уроком каждый получил билет (квадратики четырёх цветов)

    Участники рассаживаются за столы по группам, в зависимости от цвета билета (таким образом, формируются четыре команды)

    – Сегодня мы отправимся в путешествие. О нашем путешествии узнали жители волшебной страны Слов и приготовили вам подарки. Они спрятаны в замке у Феи Слов.. Чтобы мы их всё – таки могли найти, они оставила нам карту и проводника. (Рисунок 1).

     

    Отгадайте, кто же будет нам помогать?

    На завтрак съел он только луковку,

    Но никогда он не был плаксой.

    Писать учился носом буковки

    И посадил в тетрадке кляксу.

    Не слушался совсем Мальвину

    Сын папы Карло… (Буратино)

     

     

     

     

     

     

    Рисунок 1

    Наш проводник – это Буратино (учитель вывешивает картинку с изображением Буратино).

    – Вы готовы отправиться в путешествие? Путь нам предстоит нелёгкий, вы готовы справиться с трудными заданиями? Тогда в путь!

    2. Закрепление знаний и способов действий.

     

    – На пути река. Чтобы перейти реку, нам нужно:

     

    А) Назвать правильно все буквы, которые мы уже изучили (по ленте букв).

    Из реки видны части букв, учащимся необходимо узнать образ буквы.

    (каждая команда за правильный ответ получает ключ)

    А    О  И    Ы    У

     

    Б) Прочитать слоги (по слоговой индивидуальной таблице, которая имеется у каждого ученика).

    НА

    КА

    ЛА

    ТА

    НО

    КО

    ЛО

    ТО

    НЫ

    КЫ

    ЛЫ

    ТЫ

    НИ

    КИ

    ЛИ

    ТИ

    НУ

    КУ

    ЛУ

    ТУ

    – Вы правильно выполнили задания. Мы перешли реку и оказались в лесу.

    Здесь растут разные деревья (слива, лимон, апельсин, яблоко), чтобы сорвать плоды, необходимо подобрать схему к рисункам.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    – В этом лесу живут два гнома – Тим и Том. Они носят разные колпачки — синий и зелёный. Гном Том собирает в лесу все предметы, которые начинаются с твёрдого согласного звука, а Тим – с мягкого. Поможем гномам навести порядок в лесу?

    банка   сапог  ботинок   лист   мишка  кирпич 

     Чтобы мы смогли пройти через лес и не заблудиться в нём, гномы предлагают нам свою помощь. Но только в том случае, если мы разгадаем тайну двух букв.

    А) Почему каждая буква имеет два образа?  (Заглавная и строчная)

    Вставьте  первую букву в имена людей (задание на карточках, приложение №1)

    __ера      __ина      __аша        __ома             Вера        Зина            Саша         Рома

    __ера      __ина      __аша        __ома             Лера        Лина           Маша         Фома

    __ера      __ина      __аша        __ома             Гера         Рина           Даша          Тома

    – Произнесите слово, поделите на слоги.

    – Назовите первый звук.

    – Какой это звук?  (твёрдый, мягкий – показывают сигнальными карточками)

    Б) – Движемся дальше. На пути замок. Чтобы войти в замок, нужно опустить мост, а для этого мы должны найти место ударения в словах и объяснить их значение  (у Буратино находятся схемы, которые нужно соотнести с картинками)

    атлас        гвоздики       ирис     замок       кружки        стрелки

     

     

    Каждая команда за правильные ответы получает ключ.

    – Мы вошли в замок. Рядом с замком пруд. В пруду обитают лягушки. Давайте их разбудим.

    В) Физкультминутка «На болоте две лягушки».

    На болоте две лягушки,
    Две зеленые квакушки
    Рано утром умывались,
    Полотенцем растирались,
    Ножками потопали,
    Ручками похлопали,
    Вправо, влево наклонялись
    И обратно возвращались.
    Вот здоровья в чем секрет –
    Всем друзьям физкультпривет!

      Игра «Крутим-вертим колесо»

    Составьте как можно больше слов, используя буквы и слоги (приложение № 2).

                       да                                                                              во              

    мо                                      ге                                  ме                                     бо

                                                                                    

    ру                 ЛЬ                      со                     ко                      л                              сто

     

    ку                                       е                                    ство                               за

                        ме                                                                            мо

    Для каждого из вас Фея приготовила карточки с заданием, где нужно соединить картинку со схемой слова. (за каждое правильно соединённое слово, участники зарабатывают по 1 баллу)

     Молодцы, посмотрите, нас встречает Фея Слов в нашем замке. Она очень огорчена, в замке совсем темно, Фея просит вас зажечь огоньки.

     На карточке текст (для читающих детей) прочитайте (приложение №3).

    А) читает образец ученик;
    Б) чтение по одному предложению;
    Найдите все знакомые гласные буквы, отметьте их красным цветом (зажигаем огоньки).

    Молодцы, вы справились с заданием, осталось открыть сундук с подарками. Для этого нам нужно отгадать ребусы.

     

     

     

     

    3. Оцените свою работу на уроке (рефлексия).

    Капитаны команды объявляют количество заработанных ключей.

    Учитель подводит итоги.

    Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, возьмите весёлого человечка.

     

     

     

     

    Если вы затруднялись при выполнении каких – либо заданий, возьмите печального человечка.  

     

    Кому на уроке было трудно работать, он с заданиями не справлялся, возьмите грустного человечка.  

     

    – Вам понравилось путешествие? Мы у цели. А вот и наши подарки (учитель раздаёт подарки).

    – Вы ничего не хотите сказать жителям Волшебной Страны Слов? (Дети говорят «спасибо»).

    – Спасибо вам за урок.

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Гласные и согласные звуки и буквы» »

    Конспект урока обучения грамоте

    Урок путешествие «В Стране слов»

    Тема урока: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках

    Цель: закрепить умение распознавать гласные звуки в слове и совершенствовать навыки фиксации гласных звуков в схеме слова, создать условия для развития интереса к чтению,

    выявить уровень знаний по теме.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    При входе в класс, перед уроком каждый получил билет (квадратики четырёх цветов)

    Участники рассаживаются за столы по группам, в зависимости от цвета билета (таким образом, формируются четыре команды)

    – Сегодня мы отправимся в путешествие. О нашем путешествии узнали жители волшебной страны Слов и приготовили вам подарки. Они спрятаны в замке у Феи Слов.. Чтобы мы их всё – таки могли найти, они оставила нам карту и проводника. (Рисунок 1).

    Отгадайте, кто же будет нам помогать?

    На завтрак съел он только луковку,

    Но никогда он не был плаксой.

    Писать учился носом буковки

    И посадил в тетрадке кляксу.

    Не слушался совсем Мальвину

    Сын папы Карло… (Буратино)

    Рисунок 1

    Наш проводник – это Буратино (учитель вывешивает картинку с изображением Буратино).

    – Вы готовы отправиться в путешествие? Путь нам предстоит нелёгкий, вы готовы справиться с трудными заданиями? Тогда в путь!

    2. Закрепление знаний и способов действий.

    – На пути река. Чтобы перейти реку, нам нужно:

    А) Назвать правильно все буквы, которые мы уже изучили (по ленте букв).

    Из реки видны части букв, учащимся необходимо узнать образ буквы.

    (каждая команда за правильный ответ получает ключ)

    А О И Ы У

    Б) Прочитать слоги (по слоговой индивидуальной таблице, которая имеется у каждого ученика).

    НА

    КА

    ЛА

    ТА

    НО

    КО

    ЛО

    ТО

    НЫ

    КЫ

    ЛЫ

    ТЫ

    НИ

    КИ

    ЛИ

    ТИ

    НУ

    КУ

    ЛУ

    ТУ

    – Вы правильно выполнили задания. Мы перешли реку и оказались в лесу.

    Здесь растут разные деревья (слива, лимон, апельсин, яблоко), чтобы сорвать плоды, необходимо подобрать схему к рисункам.



    – В этом лесу живут два гнома – Тим и Том. Они носят разные колпачки — синий и зелёный. Гном Том собирает в лесу все предметы, которые начинаются с твёрдого согласного звука, а Тим – с мягкого. Поможем гномам навести порядок в лесу?

    банка сапог ботинок лист мишка кирпич

    Чтобы мы смогли пройти через лес и не заблудиться в нём, гномы предлагают нам свою помощь. Но только в том случае, если мы разгадаем тайну двух букв.

    А) Почему каждая буква имеет два образа? (Заглавная и строчная)

    Вставьте первую букву в имена людей (задание на карточках, приложение №1)

    __ера __ина __аша __ома Вера Зина Саша Рома

    __ера __ина __аша __ома Лера Лина Маша Фома

    __ера __ина __аша __ома Гера Рина Даша Тома

    – Произнесите слово, поделите на слоги.

    – Назовите первый звук.

    – Какой это звук? (твёрдый, мягкий – показывают сигнальными карточками)

    Б) – Движемся дальше. На пути замок. Чтобы войти в замок, нужно опустить мост, а для этого мы должны найти место ударения в словах и объяснить их значение (у Буратино находятся схемы, которые нужно соотнести с картинками)

    атлас гвоздики ирис замок кружки стрелки

    Каждая команда за правильные ответы получает ключ.

    – Мы вошли в замок. Рядом с замком пруд. В пруду обитают лягушки. Давайте их разбудим.

    В) Физкультминутка «На болоте две лягушки».

    На болоте две лягушки,
    Две зеленые квакушки
    Рано утром умывались,
    Полотенцем растирались,
    Ножками потопали,
    Ручками похлопали,
    Вправо, влево наклонялись
    И обратно возвращались.
    Вот здоровья в чем секрет –
    Всем друзьям физкультпривет!

    Игра «Крутим-вертим колесо»

    Составьте как можно больше слов, используя буквы и слоги (приложение № 2).

    да во

    мо ге ме бо

    ру ЛЬ со ко л сто

    ку е ство за

    ме мо

    Для каждого из вас Фея приготовила карточки с заданием, где нужно соединить картинку со схемой слова. (за каждое правильно соединённое слово, участники зарабатывают по 1 баллу)

    Молодцы, посмотрите, нас встречает Фея Слов в нашем замке. Она очень огорчена, в замке совсем темно, Фея просит вас зажечь огоньки.

    На карточке текст (для читающих детей) прочитайте (приложение №3).

    А) читает образец ученик;
    Б) чтение по одному предложению;
    Найдите все знакомые гласные буквы, отметьте их красным цветом (зажигаем огоньки).

    Молодцы, вы справились с заданием, осталось открыть сундук с подарками. Для этого нам нужно отгадать ребусы.

    3. Оцените свою работу на уроке (рефлексия).

    Капитаны команды объявляют количество заработанных ключей.

    Учитель подводит итоги.

    Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, возьмите весёлого человечка.

    Если вы затруднялись при выполнении каких – либо заданий, возьмите печального человечка.  

    Кому на уроке было трудно работать, он с заданиями не справлялся, возьмите грустного человечка.  

    – Вам понравилось путешествие? Мы у цели. А вот и наши подарки (учитель раздаёт подарки).

    – Вы ничего не хотите сказать жителям Волшебной Страны Слов? (Дети говорят «спасибо»).

    – Спасибо вам за урок.

    Приложение № 1

    __ера __ ина __ аша __ ома

    __ера __ ина __ аша __ома

    __ера __ ина __ аша __ ома

    _______________________________________________

    Приложение № 2

    да во

    мо ге ме бо

    ру ЛЬ со ко л сто

    ку е ство за

    ме мо

    _________________________________________

    Приложение № 3

    Барсук – любопытный хитрец. Он залез в палатку туристов и завернулся в рубашку. Антон поднял рубашку и закричал от испуга. А барсук ухватил кусок сыра и был таков.

    kopilkaurokov.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *