Как изменилось растение после полива наблюдение 2 класс – Запиши результаты наблюдений. Кода растение поливали в последний раз? Сколько дней растение не — Мои Знания
Полив растений
О поливе растений
Именно с поливом с такой простой на первый взгляд, процедурой связаны самые грубые ошибки цветоводов-любителей, так как растения сильно страдают как от избытка, так и от недостатка влаги. Но если из двух зол выбирать меньшее, все же всегда лучше недолить, чем перелить.
Полив — дело тонкое. Поливать растения нужно с таким расчетом, чтобы они были достаточно обеспечены влагой в период роста и земляной ком не пересыхал в период покоя. Научиться определять потребность каждого растения в воде — ваша первейшая задача.
Поскольку потребность во влажном питании различна, только понаблюдав какое-то время за каждым отдельным растением, можно определить, когда и сколько ему нужно влаги.
Почему растения страдают от неправильного полива?
Строго говоря, вредна не сама избыточная (или недостаточная) влага, а ее отрицательное действие на почву. Изменяются свойства почвы: избыток влаги повышает ее кислотность, а недостаток — щелочность.
Например, кактусы погибают не от излишнего полива, а от высокой кислотности почвы, образующейся от избыточного поступления воды.
Если растению не хватает влаги, полив нерегулярный, то многочисленные, наиболее жизнедеятельные корни и особенно корневые волоски, прилегающие к стенкам горшка, засыхают и перестают всасывать воду. В результате от недостатка влаги листья станут вялыми и поникшими, а затем и вовсе засохнут. Так же быстро увядают и опадают цветки.
При чрезмерном поливе вода закупоривает все поры в почве, корневая система оказывается затопленной. Корни перестают дышать и отмирают, а надземная часть растения засыхает, поскольку питательные вещества к ней не поступают.
Как часто нужно поливать растения?
У цветоводов на вооружении есть несколько способов проверки предполивного состояния почвы. Сухая земля всегда отстает от его края, а верхний ее слой светлый.
У цветов, растущих в холодной и затененной комнате, рекомендуется осторожно разрыхлить верхний слой почвы. Полив нужен в том случае, если она просохла на 1 — 1,5 см.Быстрота высыхания почвы зависит от размеров горшка и состава земляной смеси. Запас влаги в посуде меньшего объема расходуется быстрее, чем в более крупной. Поэтому растения, посаженные в большие емкости, поливают реже. Более частого полива требуют растения, посаженные в керамические горшки (по сравнению с пластмассовыми, при равных остальных приемах ухода).
Молодые, сильные и здоровые растения нуждаются в обильном поливе; ослабленные же требуют осторожного, умеренного полива. Растения с опадающими листьями требуют больше влаги, чем вечнозеленые.
В период сильного роста, а это весна и лето, растения за редким исключением поливают ежедневно, а многие виды даже 2 раза в день (особенно в жаркую погоду). С ослаблением роста потребление влаги уменьшается, и меньше всего растение нуждается в ней в состоянии покоя.
Сезонные различия режима полива обусловлены различной потребностью растений во влаге в период роста и покоя. При поливе во время весенне-летнего активного роста растений ошибки цветоводов, во-первых, редки, а во-вторых, большинство из них можно быстро исправить, так как все растения нуждаются в поливе.
Следует предостеречь: даже небольшая ошибка полива в осенне-зимний сезон может стать трудно поправимой, а то и вовсе губительной. Так, обильный полив комнатных культур в это время ведет к нарушению дыхания корней, вызывая их загнивание.
Начиная с сентября, полив постепенно сокращают, но с включением центрального отопления его немного увеличивают. Очень важно соблюдать правила полива при снижении температуры в период межсезонья (вторая половина октября), так как обмен веществ у растений в это время резко снижается. А при замедленных процессах жизнедеятельности растение не может принимать и отдавать воду.
При пониженной температуре и обильном поливе наступает явление физиологической сухости: воды в достатке, а усвоить ее растение не в состоянии.
Весенний полив нужно усилить с появлением первого листочка после зимы. И обязательно уменьшают полив при похолодании в апреле — мае, когда отключают отопление.
В теплое время года обильно поливают подавляющее большинство культур. Однако поливать надо не просто все культуры, а персонально каждую из них, для этого надо наблюдать и знать особенности каждой. Так, если земляной ком у пальмы и многих других кадочных начинает высыхать, то кончики их листьев становятся коричневыми и сухими.
Поливать пальму надо осторожно, лейкой с длинным носиком, чтобы вода не попала на точку роста, иначе даже при оптимальном режиме полива растение засохнет. Это правило — не лить на точку роста — распространяется на все без исключения растения.
Полив ампельных растений
Полив ампельных растений имеет свои особенности в силу того, что они расположены намного выше остальных комнатных растений, а их почва высыхает гораздо быстрее, чем, например, стоящих на подоконнике, так как теплый воздух в помещениях поднимается вверх.
Как же избежать трудностей с поливом высоко расположенных растений? Во-первых, нужно купить лейку с самым длинным носиком. Можно раз в неделю снимать подвесные горшки и погружать в воду, чтобы земля пропиталась влагой «с запасом», слить излишнюю влагу и вернуть растения на высоту положения».
Зимой ампельные растения необходимо часто опрыскивать, так как вверху воздух не только теплее, но и суше. Самый удобный способ увлажнить воздух вокруг растений — это пользоваться спреем.
Какой водой поливать растения?
Все цветоводы согласны с тем, что лучшая вода — дождевая, но поливают комнатные культуры обычной водопроводной водой. Используют также снеговую воду или полученную изо льда холодильников.
Водопроводную воду нужно отстаивать не менее суток в открытой емкости и за это время 2 — 3 раза перелить ее тонкой струйкой, чтобы она насытилась кислородом воздуха и из нее улетучился хлор.
Что же касается кипяченой воды, то по этому поводу даже у специалистов возникают разногласия. Одни ратуют за нее (мягкая), другие категорически против (в процессе кипячения из нее удаляется необходимый растениям воздух), третьи настоятельно советуют поливать водой, набранной из крана с горячей водой (по жесткости близка к кипяченой). Поэтому решать вам, основываясь на своем опыте и практике.
Многие растения чувствительны как к жесткости воды, так и к повышенному содержанию извести. Оптимальную воду (рН 5,5 — 6) при избытке извести получают, профильтровав ее через слой торфа. Для смягчения жесткой воды цветоводы-любители добавляют в ведро воды несколько капель фосфорной, серной, соляной или другой кислоты. Однако постоянный полив такой водой ведет к подкислению субстрата. Нельзя смягчать воду добавлением натрия, токсичного для растений.
Растения абсолютно не переносят, когда их поливают слишком холодной или слишком теплой водой. Полив холодной водой — прямой путь к загниванию корней.
Вода для полива растений в период сильного роста и цветения должна быть на 2 — 3°С выше температуры комнатного воздуха, в период покоя — только комнатной температуры, поскольку полив теплой может привести их к преждевременному пробуждению.
Вода должна быть чистой, т.е. не содержать механических и химических примесей. Некоторые цветоводы считают, что «водные отходы» с кухни идеально подходят для полива. Например, в воде, оставшейся после варки картофеля, содержится способствующий росту крахмал. Правда, такой отвар пригоден лишь в том случае, если он не подсолен.
То же относится и к воде, в которой варились овощи. Отстоявшаяся минеральная вода (без углекислоты) также может быть использована для полива. А вот мыльной водой поливать растения категорически нельзя.
Как правильно поливать растения?
При традиционном поливе сверху струю воды направляют как можно ближе к краю посуды, чтобы не мочить корневую шейку. Поэтому лучше пользоваться лейкой.
Для обильного полива, когда вся первая порция воды впитается в землю, подливать до тех пор, пока она не проступит на поддон. Через час после полива воду из поддона следует слить.
Многие культуры рекомендуется поливать снизу, т.е. наливать воду в поддон, откуда она постепенно впитывается в землю. Если весь ком промок и поверхность земли в горшке стала влажной, полив завершен. Если же вся вода впитается, а земля сверху останется сухой, то поддон надо снова наполнить водой.
Сенполия, глоксиния и цикламен не любят, когда вода попадает на листья. Поливать их надо снизу, погрузив горшки в воду примерно до «плечиков» до тех пор, пока верхний слой почвы в горшке не станет влажным. Далее горшок устанавливают на поддон, чтобы стекла лишняя влага, и только после этого растение возвращают на его постоянное место.
Этим способом полива пользуются и для других культур, когда ссохшаяся почва не пропускает равномерно влагу.
В летнее время растения поливают вечером, когда они остынут после солнечных ванн, или дважды — ранним утром и вечером, зимой — утром.
Как исправить допущенные огрехи в поливе?
Если почвенная смесь сильно пересохла и уже не в состоянии впитать воду, налитую на ее поверхность, нужно срочно поставить горшок по «плечики» в емкость с водой до тех пор, пока почва сверху не станет влажной.
Чаще бывает наоборот — растения страдают от чрезмерного полива. Первое время «залитое» растение не подает признаков своего болезненного состояния, но со временем его листья становятся вялыми, а если продолжать полив, они опадут и растение погибнет.
В случае переувлажнения растение достают из горшка, загнившие корни обрезают ножом. Места отреза надо присыпать толченым углем, дать ему подсохнуть, затем пересадить растение в почвенную смесь прежнего состава, но с добавлением (до половины) крупнозернистого песка.
Если вы уехали надолго и растения не кому поливать
Воспользуйтесь подходящим способом постепенного увлажнения почвы в горшках. Если растений не много, переставьте цветочные горшки в более затененное и прохладное место в широкую емкость с водой. Хорошие результаты для растений умеренного полива дает укрытие почвы хорошо увлажненным мхом.
Для компактных растений можно устроить так называемую «капельницу». Для этого на поверхности земли в горшке оставляют мокрую губку или полиэтиленовый мешочек с водой с туго завязанной горловиной, проколов в нем маленькую дырочку.
Для крупного растения в большой посуде вместо мешка используют пластиковую бутылку с водой, закрыв ее пробкой и сделав возле горлышка несколько отверстий. Бутылку (2 — 3 бутылки) переворачивают вверх дном и втыкают в почву. Таким способом растение можно обеспечить влагой на неделю.
В настоящее время широко используется специальный накопитель влаги — гидрогель. Это своего рода миниатюрная губка, имеющая вид полупрозрачных гранул: всего лишь 2 г. вбирают в себя и цепко удерживают до 1 л. воды. При набухании в воде чудо — гранулы увеличиваются в сотни раз, становятся желеобразными, сохраняя свою прочность.
При разовом поливе земляной ком с начинкой из гидрогеля вбирает в себя действительно огромное количество воды, которую отдает корням растений постепенно, как бы автоматически поддерживая оптимальную влажность почвы.
В процессе набухания — испарения гидрогель то многократно увеличивается, то уменьшается в объеме, в результате почва не слеживается, сохраняется рыхлой и пористой, воздухопроницаемой. А главное, земля в горшке никогда не пересыхает и не переувлажняется, влажность ее всегда оптимальна, чего практически невозможно добиться
никаким другим способом.Вносят гранулы в почву простым способом: карандашом протыкают несколько отверстий в земляном коме по краю горшка и всыпают в них гранулы. Удобнее их смешивать с почвой для пересадки растений из расчета 2 г гранул на 1 кг почвы.
Особо эффективен гидрогель с полным комплексом удобрений. Корни растений, проникая внутрь желеобразных гранул, длительное время снабжаются водой и всеми питательными веществами.
Одноразового внесения гидрогеля вполне достаточно для питания растений в течение 3 — 4 лет, а передозировка удобрений не опасна, так как питание происходит только «по требованию» растения, остальные питательные вещества находятся в запасе.
Поливают растения (и всходы), культивируемые в почвенной смеси с добавкой уникальных гранул, 2 — 3 раза в месяц, причем расход поливной воды в 3 раза сокращается, так как уменьшается бесполезное испарение влаги.
Отметьте статью в социальных сетях:
Смотрите так же:manstar.ru
Творческая работа учащихся по окружающему миру (2 класс) по теме: Исследовательский проект «Как растения пьют» 2 класс
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
УЧАЩИХСЯ 2-А КЛАССА
МОУ-СОШ №4
г. Маркса Саратовской области
КАК РАСТЕНИЯ ПЬЮТ?
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОВОТОРОВА О.А.
2012г.
Тема проекта: «Как растения пьют?»
Цель проекта: выяснить, как растения питаются.
Задачи:
1. Изучить литературу и информацию из Интернета и понять, как питаются растения.
- Провести эксперимент и проследить за питанием растений.
- Проанализировать полученные результаты.
Оборудование:
- Стебель сельдерея и листья белокачанной капусты
- Пищевые красители разных цветов
- Стаканчики
- Вода
- Сок свёклы
- Ножницы
- Лупа
- Цифровой микроскоп
- Компьютер
- Проектор
В нашем классе много комнатных растений. Они украшают класс, делают его уютным, а мы ухаживаем за растениями.
Но однажды, придя в класс после выходных дней, мы увидели наши растения с поникшими листьями. Они завяли оттого, что им не хватало влаги. Мы полили их, и через некоторое время листочки поднялись, ожили. Растения опять стали красивыми и весёлыми. Мы знаем, что без воды они не могут жить долго. Растению вода необходима для нормального роста и развития. Но как растения поглощают воду, и как вода попадает в листья? Все ли растения пьют воду одинаково? Нам захотелось найти ответы на эти вопросы.
В детской энциклопедии мы прочитали, что растения добывают из почвы воду и питательные вещества с помощью трубочек – сосудов, идущих вдоль стебля от корней к листьям. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромной петрушки. Чтобы убедиться в этом, вместе с учителем мы решили провести опыт с сельдереем и капустными листьями и посмотреть, как вода поднимается вверх по стеблю.
Для эксперимента стаканчики на четверть наполнили водой. Так как прозрачную воду в стаканах не очень хорошо видно, мы добавили в неё разные пищевые красители: красный, зелёный, жёлтый, фиолетовый, оранжевый.
Капустные листья поместили в стаканы с красным и зелёным красителями, сельдерей – в стакан с оранжевым красителем.
Ещё один стебель сельдерея разрезали ножницами вдоль на три полосы и поставили его в три стакана с красителями, чтобы посмотреть, воду какого цвета оно будет пить. В отдельный стакан с водой мы добавили свежий свекольный сок и поставили в него лист капусты и сельдерей, чтобы проследить, будет ли свекольный краситель подниматься по стеблям.
Первый результат мы увидели уже через полтора часа: на нижних частях стеблей сельдерея, которые находились в стаканах с пищевым красителем, показались прожилки бледно-розового и бледно-зелёного цвета. Других изменений не наблюдалось.
На следующий день сельдерей и капустные листья окрасились в светло- красный, светло-оранжевый и светло-зелёный цвет. Значит, вода движется по стеблю снизу вверх к листьям. Листья в свекольном красителе почти не изменили цвета. К сожалению, сельдерей, разрезанный на три части, быстро завял, и мы не смогли увидеть, какого цвета станут его листочки.
Затем мы рассмотрели срезы стеблей через лупу и цифровой микроскоп и заметили окрашенные в цвета красителей тонкие трубочки, проходящие по длине стебля. Это сосуды растений – капилляры, по которым вода и поднимается вверх.
В результате эксперимента мы пришли к выводу, что окрашенная вода, благодаря капиллярному эффекту поднимается вверх по стеблю по трубочкам-сосудам.
Мы узнали, что капиллярный эффект заключается в том, что жидкость способна подниматься вверх по тончайшим трубочкам. Это происходит потому, что давление воздуха на жидкость в стакане больше давления внутри стебля. Стебли большинства растений имеют капилляры, по которым вода поднимается от корней вверх к листьям. Значит, пьют воду растения одинаково.
Мы поняли, что повреждение сосудов может погубить растение. Оно не сможет получать воду и питательные вещества. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней. Берегите растения, не ломайте ветки, особенно весной, когда под корой начинается сильное сокодвижение от корней к веткам и почкам.
Литература
- Глен Веччионе «Сделай сам! Сто самых интересных самостоятельных научных проектов»
- Детская энциклопедич «Хочу всё знать»
- Стивен У.Мойе «Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми
вещами»
nsportal.ru
Орг.момент Повторение теоретического материала Актуализация опорных знаний. | Встали все ровно, а сейчас сели те, кто, когда ни будь работал на огороде или даче? а теперь те – кто не работал. — Прежде чем начать работу мне бы хотелось, чтобы вы определили свое настроение. На партах у вас лежат смайлики. Красный смайлик — отличное настроение, зеленый смайлик — плохое настроение. Поднимите тот, который соответствует вашему настроению. (дети поднимают листики) — Настроение замечательное, настрой рабочий! Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое из жизни растений. Но для начала проведем анализ погоды. — Какое сегодня число? (17) — Какой месяц? (февраль) — Какой он по счету? (02) — Какой год? (2015г) — Какая температура воздуха? ( -11*С) — Какое состояние неба? (облачно ) — Были ли осадки? Какие? (временами снег ) 1. Устный опрос.
— Ребята, посмотрите и назовите, что изображено на доске? (называют овощи и фрукты: яблоко, перец, орехи, виноград) — Как одним словом можно назвать все то, что вы перечислили? (это плоды)
Молодцы, я вижу дома, вы поработали над заданием. Ребята, а кто знает, что происходит ранней весной на полях и огородах? — Поднимите руку те, кто из вас видел, как растения высаживают в почву? — Назовите части растений. — Какое значение для растений имеет каждая его часть? — А вы знаете, какие части растений используют для посадки? (отрицательный ответ) | Настраиваются на работу Отвечают на вопросы Слушают отвечают Называют | Изучение новой темы. | Существует еще несколько видов размножения растений. Например, у семян нескольких растений есть специальные колючки, которыми они цепляются за перья птиц, шерсть животных и переносятся на больше расстояния. Цветок- это орган размножения растений. Насекомые и ветер опыляют цветки. После опыления на его месте образуется плод с семенами. Семена клена, благодаря своим крылышкам, также распространяются ветром. С помощью ветра. Семена одуванчика имеют специальные белые «парашютики», разносимые ветром на большие расстояния. Составим схему: Растения могут размножаться своими частями подземными и надземными. А теперь мы разделим наши виды размножения на группы, на подземные и надземные. Какие части мы отнесём к подземным? А какие к надземным? Правильно, но к подземным мы можем отнести также луковицы, клубни и корневища. Части растений подземные надземные клубни, черенки луковицы кусочки стебля корневища усики У клубня картофеля есть почки – «глазки» Если посадить клубень с таким глазком, то вырастет новый куст. Некоторые растения растут кустарниками с множеством стеблей. Их можно размножать кусочками корня, отделяя друг от друга стебли с корнями (малина, крыжовник, смородина). Некоторые кустарники размножаются черенками. Черенок, посаженный в землю, развивает корни и почки и вырастает новое растение. Растение можно размножать не только семенами, но и луковицами. Например, лук и тюльпаны размножаются луковицами. | Слушают Составляют схему Слушают, запоминают | Закрепление | Открываем учебник на странице 80№____4_. — А сейчас ответим на вопросы в конце текста. — Посмотрите на доску. На доске вывешены картинки с овощами, фруктами, цветами. Ваша задача указать его вид и способ размножения. (картофель, смородина, земляника, горох, одуванчик, клен, тюльпан). | Чтение детьми текста | Итог Рефлексия Домашнее задание | 1) О чем мы говорили на уроке? 2) Какие части растений вы знаете? 3) Назовите наземные части растений. 4) Назовите подземные части растений. 5) Как могут размножаться растения? А теперь поднимите смайлики, я проверю, не изменилось ли ваше настроение?! Зелёные – если настроение хорошее, красные – если плохое. Знать и уметь рассказать о размножении растений. Чтение текста на странице номер ______80-82___. | Отвечают Поднимают смайлики Записывают в дневник |
infourok.ru
Опыты с растениями. Солнце — это жизнь! :: Это интересно!
У нас в лэпбуке «Мой сад» было такое задание — назвать факторы, необходимые для жизни растений. Катя их назвала правильно, но вот внятно объяснить, зачем же растению свет, не смогла. Хотя мы и изучали это в прошлом году. Но как говорится, повторение — мать учения 🙂 И мы снова начали все с самого начала. А помогли нам в этом простые опыты, которые может провести любой малыш.Опыт 1. Как луковица реагирует на свет.
Провести этот опыт нам помог случай: у меня на балконе всю зиму ждала своего часа луковица гиацинта. Лежала она в закрытом шкафчике, в полной темноте и сухости, и я и думать о ней забыла. А когда делала весеннюю уборку, то обнаружила, что она дала росток. Но что это был за росток? Сам на себя не похож — совершенно желтый!
Когда же мы с Катей посадили бедненькую луковицу в землю и поставили ее на яркое весеннее солнце, то уже на следующий день росток стал насыщенно зеленым, а луковица стала стремительно прорастать и даже дала цветочный бутон. Вот сколько сил у нее появилось на солнышке!
Что же произошло с ростком под действием света?
В нем стал вырабатываться хлорофилл — пигмент, придающий зеленую окраску растениям. Именно при его участии в тканях растений из углекислого газа и воды под действием света вырабатываются полезные вещества. Этот процесс называется фотосинтезом. Если сказать совсем упрощенно, то растение с помощью хлорофилла «кушает» 🙂 Если нет солнечного света, то нет хлорофилла, и тогда растение будет «голодное» и «бледное». В конце-концов, оно «заболеет» и погибнет.
Теперь Катя знает, для чего растениям нужен солнечный свет 🙂
Опыт 2. Растения, выращенные в темноте и на свету.
Чтобы увидеть, как сильно не хватает нужных веществ растениям, растущим в темноте, мы провели еще один простой опыт.
Посадили в две одинаковые банки две одинаковые семечки подсолнуха. Только одну банку оставили на подоконнике, а вторую поставили в шкаф.
Через несколько дней разница между ними стала разительной — подсолнушек, растущий на свету, был крепеньким и ярко-зеленым. Посмотрите, он явно всем доволен:)
А вот подсолнушек из шкафа неестественно вытянулся так, что уже не мог стоять без опоры, и выглядел бледным и хилым. Ему было очевидно плохо.
После этого опыт пришлось прервать, так как Катя наотрез отказалась «мучить растение» и перестала рыдать только после того, как я ей пообещала, что мы несчастный росточек поставим на окно, и он «выздоровеет» 🙂
Опыт 3. Движение к свету.
Из-за того, что растениям жизненно необходим солнечный свет, они научились его искать и к нему двигаться. Это движение к свету по научному называется фототропизм (фото — свет, тропос — поворот).
Чтобы его пронаблюдать, мы с вечера поставили росточки Катиного душистого горошка в середине комнаты. На следующее утро было очень заметно, что они изменили свое положение почти на горизонтальное — так тянулись к окну.
А после того, как мы вынесли их на светлый балкон, ростки буквально за час снова приняли практически вертикальное положение.
Вот уж мы не ожидали такой «прыткости» от медленного растения!
После этого Катя научилась находить проявления фототропизма везде — на наших комнатных цветах, которые наклонены в сторону окон. На деревьях во дворе, которые растут под углом, пытаясь «выйти» из тени дома. На расположении ветвей деревьев и листьев у растений — которые все делают для того, чтобы не закрывать друг другу свет.
Вспомнили мы и наши прошлогодние опыты с подсолнухами, которые делали для журнала «Моя мама — Василиса». У этих растений, вообще, есть особый вид фототропизма — гелиотропизм: бутоны подсолнечника поворачивают свои головки вслед за солнцем в течении световых суток.Все эти примеры демонстрируют положительный фототропизм — тягу растения к свету. Но бывает еще и отрицательный фототропизм — рост растения от света. Он встречается у тенелюбивых растений и у корней растений. Мы сейчас как раз проводим один опыт с ним. Если получится — покажем 🙂
Вот так мы изучали тему «Растения и свет».А в блоге вы найдете еще много интересного для детей по ботанике.
Опыты с растениями:
www.tavika.ru
Как правильно поливать растения
Частота полива определяется физиологическим состоянием растения и внешними условиями: температура воздуха, влажность почвы и воздуха, интенсивность освещения, влагоемкость и рыхлость субстрата, размеры горшков и т.д. Желательно, чтобы полив был равномерным — без резких переходов от сильного подсушивания (недостатку влаги) к переувлажнению.
Также потребность растений в воде определяется специфическими особенностями видов и семейств: строением надземных органов, мощностью корневой системы и т.д. Например, растения с сочными, мясистыми листьями (такие как агава, алоэ) меньше нуждаются в воде, чем растения с крупными листьями (гибискусы), которые иногда требуется поливать чаще (летом каждый день или дважды в день). Для луковичных растений вреден избыток влаги. Лучше всего поливать их, направляя струю воды не на луковицу, а ближе к стенкам горшка, или поливать с поддона, так, чтобы смочить корни, но не мочить саму луковицу.
В разной литературе приводятся различные способы определения потребности растения в воде. Это простукивание горшка (гулкий звук — сухо), отличие по весу (влажная земля тяжелее) и т.п. Но используя подобные методы легко ошибиться. Более точно определить состояние земли можно, погрузив палец в землю. А вообще, со временем, при довольно постоянных температурах полив устанавливается в определенном режиме, например, через день весной, каждый день — через день летом, через два — три дня осенью, раз в две недели зимой.
От полива холодной водой или полива при прохладных температурах, на листьях орхидей появляются вдавленные пятна неправильной формы.На листьях фиалок при поливе холодной водой, а также при опрыскивании прохладной водой (или при опрыскивании в прохладную погоду), также появляются бесцветные пятна неправильной формы.Есть растения, которые очень чувствительны к недостатку влаги, такие, как азалии, адиантум. При полном пересыхании земли азалии погибают. Есть и такие растения (их довольно много среди комнатных цветов), которые не терпят ни пересушки, ни переувлажнения. Это араукария: когда ее веточки начинают поникать от пересушки, то никакое отпаивание уже не помогает. Но и перелив приводит к неизбежной гибели. То же самое касается гардении — очень любимой цветоводами.
Зимой, в период покоя, рост растений замедляется или прекращается, в это время растения меньше нуждаются в воде, и поливают их гораздо реже, иногда до 1-3 раз в месяц. Весной и летом, когда у растения период роста и цветения, наоборот, полив нужен чаще, иногда до 2-4 раз в неделю. Осень, особенно дождливая и пасмурная, — переходный период для растений. Рост растений замедляется, но не прекращается, в квартире и на балконе уже прохладно, земля просыхает значительно дольше, чем в теплые дни летом и возрастает вероятность перелива.
Факторы, влияющие на обильность или частоту полива
Какие растения поливать больше | Какие растения поливать меньше |
---|---|
|
|
Нельзя сказать, что приведенные в сравнительной таблице случаи являются безоговорочным правилом. На самом деле, нужно учитывать целый ряд факторов, чтобы определить должен быть полив больше или меньше. Нарушение режима полива, качество воды, ее температура, неизбежно скажется на растении. Чем чаще это происходит, тем серьезней пострадает растение. Например, особо чувствительное растение может сразу погибнуть от полива холодной водой.
Нарушения полива
Признаки недостатка воды | Признаки избытка воды |
---|---|
|
|
Есть золотое правило полива растений — лучше поливать меньше, но чаще, чем реже и помногу.
Ошибки ухода — переувлажнение почвы
Реанимация залитых растений
От недостатка влаги растения часто опускают листья. Но и от переувлажнения листья тоже поникают. Разница в том, что пересушенное растение сразу после полива (погружения черенка в воду) восстанавливает упругость листьев.Недостаток влажности воздуха нельзя восполнять увеличением полива. Чтобы повысить влажность нужно поставить растение в поддон с водой, но изолировать горшок и корни от контакта с водой.Существует такое понятие, как тургор растения. Тургор — это наполненность клеток растения водой. Если растению не достаточно воды, листья и ветки поникают, становятся вялыми, то говорят о потери тургора. Если растение было обезвожено не долго, то достаточно почву хорошенько пропитать водой, чтобы тургор восстановился.
Надо отметить, что увядание листьев не всегда связано с недостатком воды. Это может произойти под действием солнечных лучей, в первый ясный день поле долгой пасмурной погоды. Поэтому прежде, чем грешить на неправильный полив, следует исключить другие ошибки, дающие похожую реакцию растения.
Обильный полив
Растения поливают сразу после просыхания земляного кома в верхней трети горшка (определяется на ощупь, погружением пальца в землю). Такого полива требует большинство тропических растений с тонкими нежными листьями (аллоказия, бегония, фиттония, гелиотроп), а также некоторые растения с кожистыми листьями (лимон, фикус, олеандр, плющ), но только в теплое время года, в период активного роста.
Умеренный полив
Растения поливают не сразу после просыхания земляного кома, а спустя два-три дня, как земля подсохнет в верхнем слое земли. Это относится к растениям с мясистыми или сильно опушенными стеблями и листьями (пеперомия, колумнея), с толстыми корнями и корневищами (пальмы, драцены, аспидистра, ароидные), а также с водоносными клубнями на корнях (аспарагус, хлорофитум, маранта) и луковичные. Для некоторых растений легкое подсушивание — обязательное условие в период покоя, так как стимулирует закладку и созревание цветочных почек (зигокактус, кливия).
Редкий полив
Растения оставляют сухими в течение нескольких дней, недель, месяцев. Это относится к кактусам и суккулентам, а также листопадным клубневым и луковичным, имеющим период покоя (кринум, глоксиния, гиппеаструм, каладиум). Земля в этом случае пересыхает в горшке полностью. Водозапасающие органы растений позволяют пережить засуху. Редкий полив осуществляется в период покоя растений, когда все жизненные процессы заторможены. У большинства растений этот период выпадает на зимние месяцы и сопровождается понижением температуры, иногда очень значительным (до +2-3 градусов, но в среднем до +8-12 градусов). При низких температурах растения особенно чувствительны к избытку влаги. Но если по некоторым причинам период покоя не состоялся, температура понизилась зимой незначительно, растение нельзя переводить на редкий полив. Частота полива будет целиком зависеть от температуры и скорости просыхания земли.
Общих строгих правил полива не существует, каждому виду растений нужен свой режим полива, об этом читайте в разделе Энциклопедия.
Какой водой поливать
Поливать растения лучше всего мягкой дождевой водой. Жесткой воды (в том числе колодезной), содержащей различные соли следует избегать. Особенно плохо перенося жесткую воду ароидные, азалии, орхидеи, папоротники, камелии. Хорошо переносят полив жесткой водой те растения, которые произрастают на известковых почвах. Собирать дождевую воду сложно, ее можно заменить фильтрованной или кипяченой водой. Отстоянная вода лишена хлора (он улетучивается за сутки-двое), но не солей, поэтому ее можно использовать, если она достаточно мягкая.
Как смягчить воду для полива цветов
Для смягчения жесткой воды, в нее добавляют древесную золу, из расчета 3 г золы на 1 литр воды.
Можно также добавлять в воду свежий торф, из расчета 100 г на 10 литров воды.
Не всегда рекомендуется поливать растения водой кипяченой, лишенной воздуха. Однако если другие варианты смягчения воды не доступны, то ее лучше прокипятить.
Если средства позволяют, то можно посоветовать фильтровать воду для полива через бытовые фильтры.
Можно для смягчения воды использовать специальные химические препараты, содержащие, например, щавелевую кислоту. Однако для этого нужно знать точно степень жесткости вашей воды, чтобы точно рассчитать дозу.
Температура воды должна быть, по крайней мере, не ниже комнатной. Особенно важно это правило при поливе тропических растений. Кактусы рекомендуется поливать более теплой водой. Поливка растений холодной водой может вызвать загнивание корней, опадание бутонов и даже гибель растений. Наоборот, поливка теплой водой растений в холодном помещении также нежелательна, т.к. это приведет к преждевременному росту растения. Полив же горячей водой, а такое тоже практикуется, стимулирует рост растений. Под горячей подразумевается температура не выше 45-50 градусов (руке горячо).
Иногда возникает вопрос, можно ли использовать воду из крана с горячей водой, разбавляя ее холодной. На самом деле, химический состав воды из горячей и холодной трубы практически одинаков, поэтому если вода достаточно мягкая, то можно использовать и такую воду.
Если земли в горшке очень много, или листья закрывают доступ к земле, очень удобно сделать специальное приспособление: в крышке от бутылки высверлить отверстие под трубочку от шариковой ручки. Особенно удобно так поливать кактусы и сеянцы.Насадку на бутылку можно сделать из любых подручных средств (наконечник от ингалятора, трубочку от сока). После обильного полива землю в горшках желательно порыхлить тонкой деревянной палочкой.Конечно, самый распространенный метод полива — из лейки, это, наверное, самый простой и доступный способ. Некоторые растения, требующие сильно увлажненной почвы (например, циперус), можно поливать погружением: поместить в поддон с водой, так, чтобы вода доходила до уровня земли, примерно на 5-15 минут. Затем воду слить.
Очень удобно поливать растения из пластиковых бутылок. Если воду налить в бутылки и поставить их без крышек, через сутки выветрится хлор и вода нагреется до комнатной температуры. Иногда бутылки удобно ставить около батареи, тогда вода будет чуть теплее.
Посевы, только взошедшие сеянцы, маленькие растения, отсаженные детки или растения, требующие капельного полива удобно поливать через распылитель, регулируя напорот пылевидного разбрызгивания до образования тонкой струи.
Если земля в горшке пересохла:
Поливать пересушенные растения лучше всего методом погружения, чтобы более равномерно смочить почву. Нужно опустить горшок полностью на некоторое время (5-10 минут) в теплую воду (25-30°C), налитую в большую емкость, например, тазик.
Если растение сильно пересушено, то держите горшок в воде до тех пор, пока не перестанут выделяться пузырьки воздуха. Затем достаньте горшок, дайте воде стечь на поддон и слейте ее.
iplants.ru
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВСХОДАМИ НА ОГОРОДЕ ПОСЛЕ ПОЛИВА ИЛИ ДОЖДЯ
Поиск ЛекцийЦели: учить устанавливать связь между состоянием растения и условиями, в которых оно находится, уходом за ним; формировать понятия о том, что посаженные растения зависят от ухода за ними человека.
— Посмотрите на состояние растений перед поливом огорода. Они стоят поникшие, земля вокруг всходов сухая. Что нужно сделать для того, чтобы растение опять выпрямилось. Полив надо проводить утром или вечером, чтобы не сгорели листья от водных капель и земля медленней испаряла влагу. Поливать надо стараться так, чтобы не попасть на растение и чтобы напором воды не размывать грядки и не сломать молодые всходы. Лучше из лейки лить под самый корешок растения.
Приметы:май холодный — год голодный; в мае два холода- черемуха цветет и дуб распускается.
Поговорки и пословицы: без капусты щи не густы; где щи, тут и нас ищи.
Стихотворение.
Здравствуй, май веселый, мы ждем тебя давно.
Зеленые деревья к нам глядят в окно.
Загадки.
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке
Зеленые пятки. (Морковь.)
Наш огород в образцовом порядке: Как на параде, построились грядки, Словно живая, ограда вокруг — Пики зеленые выставил… (лук).
Дидактическая игра «Что сажают в огороде».
Русская народная игра «Капуста».
Цель: развитие ловкости движений.
Ход игры: Круг — это огород. В середине складывают платки, обозначающие капусту. «Хозяин» садится рядом с «капустой» и говорит.
Я на камешке сижу, мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу, огород свой горожу.
Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали Волки и синицы, бобры и куницы,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Дети стараются забежать в «огород», схватить «капусту»- и убежать. Кого «хозяин» поймает — из игры выбывает. Участник, который больше всего унес «капусты», — победитель.
Прогулка 6: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПЧЕЛОЙ
Цели: продолжать обогащать знания о многообразии насекомых, учить выделять их главные признаки; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность.
— Строение ротового аппарата, конечностей и тела у большинства пчел приспособлено для сбора нектара и пыльцы. На средних конечностях у медоносной пчелы расположены особые «щеточки», а на задних «щеточки», «гребень» и «корзиночки». С их помощью пчела собирает пыльцу. Сначала пыльца прилипает к волоскам на голове и груди, а затем сложными движениями средних и задних конечностей переносится в «корзиночки». Для сбора нектара используется хоботок, снабженный заостренным язычком. Своеобразно показывает путь к пище пчела. Прилетев в улей с взятком, пчела-разведчица исполняет характерный танец, рассказывающий, в каком направлении и на какое расстояние надо лететь, чтобы найти корм. И еще она пропитывает своим запахом окружающий воздух и близкие предметы.
— Вспомните строение пчелы и отличительные признаки насекомых.
Приметы:если пчела садится на вишневый цвет, вишня уродится; если пчелы роем гудят на цветущей рябине — завтра будет ясный день.
Поговорки и пословицы:на красный цветок и пчела садится; вода разольется — сено наберется.
Стихотворение.
Летит пчела, гудит пчела,
Цветок душистый нашла,
Пьет из цвета сладкий сок,
Купает в нем свой хоботок.
ПЧЕЛА
На цветке сидит пчела, до чего она мала, Набирает сладкий сок наша пчелка в хоботок.
К. Быкова
Загадка.
Кто в каждый встречный цветок Свой опускает хоботок,
А после в улей мчится пулей И что-то прячет в уголок. (Пчела.) Дидактическая игра «Что это за птица (зверь, рыба, насекомое)?».
Русская народная игра «Пчелки и ласточка». Подвижная игра «Жадный кот».
П р о г у л к а 7: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВСХОДАМИ ЦВЕТНИКА (появление новых частей у растений)
Цели: продолжать обучать описывать растения, отмечая изменения во внешнем виде; дать представление о том, что одним из необходимых условий ухода за растениями является рыхление и полив.
Посадив семена цветочных растений, воспитатель организует наблюдения за изменениями во внешнем виде растений (появление листочков, бутонов, превращение бутонов в цветок, ацветков в плод).
— Опишите новые признаки в растущем растении, признаки, которые остались неизменными (форма листьев, характер стебля и т. д.). Опишите условия, в которых растут растения (усиление тепла, обилие света и влаги). Вспомните, какие цветочные растения были посажены.
Приметы:направление ветра и движение облаков неодинаково — к дождю; в солнечный день цветки одуванчика закрылись — к дождю.
Поговорки и пословицы:земля — тарелка — что положишь, то и возьмешь; вода на лугу — сено в стогу.
Стихотворения.
Чтобы корни всех растений Под землей дышать могли,
Хорошенько нужно землю Прополоть и разрыхлить.
Деревья — украшение нашей земли,
Без них не живут муравьи, соловьи,
Ни звери, ни ягоды, ни грибы,
Ни люди, ни птицы и ни слоны.
Загадка.
Без рук, без ног, но двигается.
Дышит, но не говорит,
Питается, а рта нет. (Растение.)
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru
Спасение залитых растений
Ошибки ухода — переувлажнение почвы
Полив комнатных растений
Симптомы переувлажнения цветов
Как же понять что перед нами растение, страдающее от переувлажнения? Опадение листьев — один из симптомов. У ряда растений, как например, у цитрусовых, они отваливаются в прямом смысле — темнеют и опадают. У других, например, у ароидных (аглаонемы, диффенбахии) или марантовых, они темнеют, но подолгу еще держатся на стеблях. У растений, образующих розетки листьев или псевдо розетки (юкки, драцены), листья не темнеют сразу, а вначале обесцвечиваются, становятся бледно-желтыми. Но в остальных случаях характерное отличие листьев, погибающих от переувлажнения — потемнение листа. Лист не просто желтеет, он именно темнеет, цвет становится из здорового сочно-зеленого грязно-болотного оттенка, постепенно переходит в коричневый. Если переувлажнению предшествовала пересушка, то лист сначала желтеет, потом темнеет черешок листа и сам лист.
Загнившие корни расслаиваются, верхний слой корня становится грязно-серым, слезает, если провести пальцами, остается тонкая жесткая сердцевина. Эти корни все погибли от переувлажнения.А это здоровые живые корни — зеленые, желтоватые или беловатые, у некоторых растений сочного коричневого цвета. Внезапное или постепенное облетание листьев, почернение побегов, сырая закисшая земля…Ствол еще кажется живым, зеленым, но корни сгнили, растение уже нельзя спасти.Когда растению недостаточно воды, листья всегда желтеют, при этом ткани листа могут терять упругость, поникать, а могут оставаться сухими. После полива тургор восстанавливается, листья снова становятся упругими. Если недостаточное питание, то может проявляться мезжилковый хлороз, листья не поникают, продолжают расти, но становятся мельче. При переувлажнении листья могут терять упругость, поникать, но после полива упругость не восстанавливается, а потемнение листьев наоборот увеличивается. Иногда листья могу опадать даже без потемнения — еще зелеными. Но опадение листьев может происходить и от полива холодной водой. В идеале температура воды для полива должна быть на 2-3°C выше температуры в комнате, но не ниже 22°C. Холодная вода не усваивается корнями, вызывает отмирание всасывающих корешков от переохлаждения, и, как следствие, опадение листьев.
Что касается жесткости воды, то она не может быть причиной внезапного опадания листьев и гибели растения. Если поливать растения жесткой водой, даже самые капризные, чувствительные к избытку солей, растения не начнут массово терять листья. Весь вред проявляется постепенно: вначале появляются хлорозные пятна, коричневеют кончики или края листьев, один-два листа пожелтеет, новые листья растут мелкими и растение выглядит угнетенным, но опадания листьев не происходит.
При массовом опадании листьев, когда листья отваливаются не один за другим, а сразу десятками, причины могут быть следующие: резкое переохлаждение (например, при транспортировке домой), полив концентрированным удобрением (сжигание корней), сильная пересушка, причем массово облетают только гигрофиты и мезогигрофиты (а их немного), и переувлажнение. Естественно, что первые две причины можно легко вычислить, а пересушку отличить от переувлажнения также возможно, но для этого растение необходимо вынуть из горшка. Пощупать почву пальцем на глубине не всегда возможно (например, корни сильно разрослись), и только достав растение из горшка, можно установить влажная ли земля внутри корневого кома.
Некоторые цветоводы до последнего тянут, не желая вынимать растение и осматривать корни. Они либо самозабвенно уверены, что переувлажнения не было, либо боятся, что внеплановая пересадка повредит растению. Но если есть хоть малейшее подозрение на переувлажнение, даже не стоит сомневаться — вынимайте и осматривайте корни. Иногда корневая система растений разрастается таким образом: вверху корни не густые, почва легко просыхает между ними, а в нижней части горшка корни свивают плотное кольцо, переплетение корней затрудняет просушку и в нижней части горшка почва сохнет очень долго. Особенно это усугубляется тем, что дырки на дне горшка маленькие, забиваются камушками или крупинками земли.
На мандарине результат переувлажнения и закисания земли. Хлороз — нехватка различных микроэлементов.Такое плачевное состояние — результат переохлаждения корневой системы: полив холодной водой или растение оставлено с сырой землей на холодном балконе, на улице.Есть и плачевный симптом, характерный при сильнейшем длительном переувлажнении — потемнение, почернение и увядание макушек побегов. Если произошла подобная картина, то дело уже очень сильно запущено, часто спасти растение просто невозможно. Если загнили (пожелтели или потемнели) макушки всех побегов, что спасать уже нечего. Подобная картина возможна только при сильном переохлаждении корней, и никогда не возникает при пересушке. При пересушке увядание начинается со старых листьев, с нижних побегов, ствол оголяется снизу. При переувлажнении листья увядают в любой части кроны, но чаще сверху, с макушек побегов.
И уж конечно, любое размягчение стеблей или листьев у растений с мясистыми частями тела, а это юкки, драцены, диффенбахии, любые суккуленты (толстянки, адениумы и тд.), кактусы — верный признак избыточной влажности.
Еще один симптом, не совсем верный и не всегда указывающий на конкретное растение, но все же заставляющий задуматься — наличие грибных комариков. Если от горшка взлетает рой мошек, значит, вы слишком обильно поливали цветы, возможно это было один-два раза, а возможно, вошло в привычку поливать чрезмерно. В отличие от комариков, подуры (колемболы) — белые или грязно-серые насекомые, около — 1-2 мм, прыгающие по поверхности земли в горшке — верный признак, что цветок заливают не единожды.
Меры по спасению залитых растений
Когда вы все-таки установили, что растение было залито, нужно срочно принимать меры. Если вы установили факт переувлажнения после того как вынули растение из горшка — то вам предстоит пересадка. Если определили факт переувлажнения по косвенным признакам (опадение листьев, сырая земля на ощупь), то необходимость пересадки зависит от степени тяжести возникшей ситуации.
- Если растение потеряло один-два листа, или увяла одна веточка в могучей кроне, а почва в горшке достаточно легкая, то можно не пересаживать растение, а лишь порыхлить почву. После полива, особенно обильного, почва расплывается, а после высыхания на ее поверхности образуется плотная корка. Если эту корку не разрушить, то корни страдают от недостатка воздуха. Если поливают посадки семян, то проростки могут не выйти на поверхность земли и погибнуть от гипоксии.
- Если в горшке небольшие дренажные отверстия, можно расширить их или увеличить их количество, не вынимая растение из горшка, с помощью нагретого на плите ножа.
- Лично я никогда не пытаюсь только рыхлить землю, не слишком это надежно и оправданно в тех случаях, когда залитое растение в очень большом горшке, пересадка представляет трудности, или когда растение переносят из холодного помещения в теплое, и уже само повышение температуры ускорит просушку земли.
- Во всех остальных случаях лучше растение пересадить.
Итак, вы вынимаете растение из горшка, и вам надо определить состояние земли и корней. Все-таки сырая ли земля и насколько? Посчитайте, когда вы последний раз поливали, сколько она сохла. Иногда человек убежден, что земля давно сухая, прошла, скажем, неделя после полива, а при осмотре оказывается, что внутри горшка земля еще очень сырая. Тогда попытайтесь вспомнить, какая была погода, как так получилось, что грунт не успевал просыхать! Важно хотя бы попытаться проанализировать, чтобы не допустить подобного, или вычислить, какие растения еще могли быть залиты. У некоторых людей заливы случаются систематически раз за разом. Это говорит о том, что надо в корне пересмотреть систему ухода: возможно, поменять землю в горшках на более структурированную, рыхлую, увеличить дренажные отверстия, досыпать больше дренажа на дно горшка; поливать меньшим количеством воды; переставить растения в более теплое помещение или поливать реже, когда земля больше просохнет. Иногда надо буквально хлопнуть себя по рукам, чтобы не поднимались с лейкой над растением раньше времени…
Осмотрите корни. Гнилые видно сразу — они расслаиваются, если ухватить корешок двумя пальцами и потянуть, с него сползает шкурка — она коричневая или темно-серая, под ней остается пучок сосудов похожий на проволоку, жесткий стерженек. Если такое расслоение произошло — корень сгнивший. Здоровые корни не расслаиваются, если провести по поверхности пальцами, верхний слой не снимется. В некоторых случаях корни не расслаиваются, мясистые сочные корни сгнивают полностью, и это тоже видно сразу — они темные, грязно-серого или коричневого цвета, иногда размягченные. Часто определить здоровые корни и гнилые можно по контрасту внешнего вида, одни светлые, белые, светло-коричневые, другие темные, не только снаружи, но и на сломе или местах обрыва.
Бывают случаи, когда сгнившие корни легко обрываются и при вынимании растения из горшка, отваливаются вместе с землей. Если определенно гнилых корней вы не нашли, но земля и корневой ком сырые, нужно их просушить. Для этого промокаем коревой ком в любом гигроскопичном материале: в ворохе старых газет, в рулоне туалетной бумаги. Можно даже положить растение с открытой корневой системой (без горшка) обсушиться на несколько часов.
Обнаружив гнилые корни, нужно срезать их, сколько бы их ни было. Это источник инфекции, жалеть тут нечего. Срезаем все до здоровой ткани. Если корни мясистые, сочные, водянистые, то места срезов желательно присыпать углем (древесным, березовым) или порошком серы (продают в зоомагазинах). Если нет ни того, ни другого, истолките таблетку активированного угля. Если корней осталось очень мало, значительно меньше, чем было, нужно пересаживать растение в меньший горшок.
Я уже говорила, что сам по себе слишком просторный горшок, не заполненный корнями, не способствует быстрому росту растений, а в некоторых случаях даже вредит. В просторном горшке растение залить легче легкого. И даже если поливать аккуратно, растение стремится нарастить корневую систему, освоить большую поверхность земли и только потом усиливает рост наземной части.
Субстрат для ароидных, бромелиевых и др. растений. Вместо горшка корзинка, субстрат: земля кокосовое волокно, кокосовый субстрат, винная пробка, сосновая кора и мох (его саму малость). Загнивающий антуриум, пересаженный в эту смесь, через месяц зацвел, и выпускает третий бутон.Если вы склонны заливать растения, то используйте для посадки растений глиняные горшки. Но есть один важный момент: изнутри горшок не должен быть глазированным. Если стенки глиняного горшка изнутри покрыты глазурью, он ничем не лучше пластикового.Итак, нужно подобрать горшок под оставшийся после удаления гнили корневой ком. В данном случае, будет действенно правило: лучше меньше горшок, чем больше. Ничего страшного если горшок невелик, отрастут здоровые корни, известят вас своим появлением из дренажных отверстий, и вы просто перевалите растение в больший горшок и все. В период вегетации пересаживать растения можно в любое время и не один раз. Большинство растений если и заболевают после пересадки, останавливаются в росте, то связано это чаще всего с неправильным уходом после пересадки, а не от травм корней.
После пересадки нельзя ставить растения на солнце, даже самые светолюбивые, они недельку должны побыть под притенением. Нельзя поливать растения в тот же день, особенно реанимируемые от перелива — этих вообще через 2-3 дня поливать первый раз. Нельзя удобрять пересаживаемые растения в течение 1-1,5 месяцев. А при пересадке больных (в том числе, залитых) нельзя добавлять сухих удобрений (ни навоза, ни помета, ни гранулированных удобрений). Нельзя закупоривать пересаженное растение в полиэтиленовый пакет. Этот самый пакет иногда становится сущим злом. Дело в том, что пересаженные растения, лишенные полива, в первые дни нужно поместить в условия высокой влажности. И многие стремятся засунуть растение в пакет и завязать покрепче. В этом случае важность, конечно, повышается. Но сокращается доступ кислорода. Как мы помним, растение дышит и корнями и листьями, если растение было залито, оно особенно нуждается в свежем воздухе, а если на нем развивались патогенные микроорганизмы — различные пятнистости грибкового или бактериального происхождения, то ему просто необходим свежий воздух!
Тут можно сделать так: поместить растение в прозрачный пакет, края его расправить, но не завязывать. Если погода очень жаркая, то можно 1-2 раза в день опрыскивать, если растения не терпят попадания воды на листья, то просто поставьте горшок на широкий поддон с водой на перевернутое блюдце.
Если у растения есть загнившие макушки, концы побегов, их необходимо обрезать до здоровых тканей. Если есть возможность, заодно и начеренковать растение — срезать здоровые веточки на укоренение, чтобы иметь возможность сохранить хоть что-то, если залив привел уже к необратимым последствиям. Иногда бывает, что корни сгнивают полностью, но часть побегов еще держится бодрыми, пока не увядает (это временно) и с них еще можно нарезать черенки. В некоторых случаях, при загнивании корней в сосудистую систему растений попадают токсины (вышеупомянутые болотные газы, продукты деятельности бактерий и грибов) и срезанные черенки, даже здоровые на вид не укореняются, они уже обречены…
После пересадки залитое растение можно опрыскать стимуляторами роста (эпин или оберег), только в темное время суток (на свету большинство стимуляторов разлагается). Если на листьях имеются темные пятна, загнившие макушки побегов, то желательно опрыскать растение фунгицидом, либо добавить фунгицид в воду для полива. Из фунгицидов подойдут: Фундазол, Максим, Хом, Оксихом (и другие медь содержащие препараты). Через 3-4 дня после пересадки в свежую сухую землю, растение можно полить с раствором циркона.
Если залитым оказалось растение, имеющее широкую розетку листьев, в виде воронки, как у бромелиевых, то необходимо обсушить основания листьев. Для этого сначала нужно перевернуть растение вниз листьями. Когда вода стечет засыпать в розетку 2-3 таблетки толченого активированного угля. Через 3-5 минут аккуратно удалить его мягкой пушистой кисточкой. Многие бромелиевые загнивают, когда зимой их поливают через розетку листьев. Внимательнее читайте рекомендации по выращиванию конкретного растения, и особенно уход в зимнее время.
Еще один важный момент: после залива почва в горшке закисает: корни растений продолжают выделять углекислый газ, замедляется обновление гумуса, и накапливаются гуминовые кислоты, что повышает кислотность почвы, многие элементы питания переходят в неусвояемую растениями форму. Например, железо переходит в окисленную форму (F3+), от чего на поверхности земли образуется ржаво-коричневая корка. Окисленное железо не усваивается, в результате растение проявляет все признаки его дефицита — сильный хлороз. Особенно это заметно на плодовых растениях: появляются признаки дефицита кальция, железа, азота. На этом этапе некоторые цветоводы не обращают внимания на состояние почвы, и торопятся лечить следствие, а не причину. В результате растение продолжает страдать, желтеть. Временами ему становится лучше (например, после опрыскивания феровитом), а после внесения удобрений в почву — еще хуже.
В подобной ситуации единственный выход — полная замена земли. А если вы поторопились внести удобрения, то желательно промыть корни при пересадке под струей теплой воды. Затем обсушить, удалить гнилые, присыпать углем и сажать в свежую сухую землю.
Если у вас на поверхности земли образуется белая или рыжая солевая корка — это сигнал: земля долго сохнет! Подобную солевую корку необходимо удалять, заменять верхний слой земли на свежий.
iplants.ru