cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Что такое явление природы 2 класс окружающий мир – Явления природы | okrmir1234

Явления природы | okrmir1234

Явления природы

1. С помощью учебника допиши определения.

1) Явления природы — это все изменения происходящие в природе.

2) Термометр — это прибор для измерения температуры.

2. Отметьте (закрасьте табличку) зелёным цветом объекты природы, жёлтым цветом — явления природы. Составьте пары «объект — явление» (соедините таблички линиями).

3. Заполни таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце). Если хочешь, запиши явления, которые могут происходить с объектами природы, перечисленными в таблице на с. 18.

4. Муравей Вопросик, как и в прошлом учебном году, нарисовал картинки. Он очень старался, но папа Серёжи и Нади сказал, что Муравьишка опять кое-что перепутал. Найди ошибки. Посчитай и запиши, сколько ошибок на каждой картинке. Докажи правильность своего решения

Ошибки на картинке «Лето»

  1. летом не идет снег
  2. летом не бывает ледохода
  3. летом не улетают птицы на юг
  4. летом не растут подснежники
  5. летом не желтеют листья на деревьях

Ошибки на картинке «Весна»

  1. весной не желтеют листья на деревьях
  2. весной снег тает и уже нет белоснежных сугробов.

5. Практическая работа «Учимся измерять температуру».

Цель работы: научиться измерять температуру воздуха, воды, тела человека.

Оборудование: термометры комнатный, уличный, водный, медицинский; стаканчик с тёплой водой, стаканчик с холодной водой.

Ход работы (по заданиям учебника).

Опыт 1.

  • Опускаем термометр в стакан с тёплой водой.

Опыт 2.

  • Опускаем термометр в стакан с холодной водой.

1) Подпишите части термометра.

2) Обозначьте стрелками, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра.

3) По результатам измерений заполните таблицу.

4) Отметьте (обведите линией) результат измерения температуры своего тела. Сделайте вывод.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): да, цель достигнута
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

6. Выполни упражнения.

1) Запиши числами: 
десять градусов тепла — +10°С
десять градусов мороза — -10°С
ноль градусов — 

0°С
шесть градусов выше нуля — +6°С
шесть градусов ниже нуля — — 6°С

2) Запиши словами:
+5° — пять градусов тепла
-7° — семь градусов мороза

7. Определи с помощью термометра и запиши температуру воздуха у себя дома, на улице.

okrmir1234.ru

Явления в природе — урок. Окружающий мир, 2 класс.

В природе постоянно происходят изменения: то идёт снег, то дождь, то ярко светит солнце, то всё небо затягивает тучами. Некоторые животные на зиму впадают в спячку, птицы осенью улетают на юг, а весной возвращаются. Солнце заходит вечером и восходит утром. Всё это называется — природные явления, или явления природы.

Явления природы — это изменения, происходящие в природе.

Явления природы связаны со сменой времён года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Для каждого сезона (весна, лето, осень, зима) характерны свои природные явления.

 

 

Мы знаем, что природа бывает живая и неживая. Явления природы тоже делятся на явления живой природы и явления неживой природы.

 

www.yaklass.ru

Явление природы (2 класс)

Конспект урока по окружающему миру

Программа: «Школа России»

Класс: 2

Учебник: А.А. Плешаков

Тема: Явление природы.

Тип урока: Изучения нового материала.

Цель: формирование общего понятия о явлениях природы.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с понятием явление природы;

  • Приводить примеры явлений живой и неживой природы, сезонных явлений;

  • Анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, память;

  • Развивать умение выбирать главное и обобщать, систематизировать материал;

  • Развивать умение контролировать и оценивать свою работу и работу другого.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение сотрудничать;

  • Воспитывать чувство ответственности за дело, аккуратности, добросовестности, чувства долга;

  • Воспитывать уважение и любовь к родному языку, к природе.

УУД:

Познавательные:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнение учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • Преобразование модели с целью выделения общих законов, определяющих данную предметную область.

Регулятивные:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

  • Оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные:

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • Учитывать разные мнения;

  • Контролировать свои действия и действия других людей.

Личностные:

  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному действию и способами решения новой частной задачи;

  • Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих.

Планируемые результаты:

второклассники узнают, что такое явления природы; научатся различать явления неживой и живой природы; будут учиться изменять температуру воздуха, воды, тела человека

Ресурсы:

Основные: учебник, рабочая тетрадь;

Дополнительные: методическое пособие, презентация.

Форма работы на уроке: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Реальный образовательный продукт совместной деятельности

1.Организация начала занятия

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Галина Владимировна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

— Добрый день девочки и мальчики!

— Добрый день! Я говорю всем, кто настроился работать.

— Можете садиться.

Приветствуют учителя.

Эмоциональный настрой на урок.

Доброжелательный настрой учителя и учащихся на работу, полная готовность учащихся и кабинета к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм

2.Актуализация полученных знаний

— О чем мы говорили на прошлом уроке?

— Как различить объекты живой и не живой природы?

— Для того чтобы закрепить полученные знания, давайте выполним задание на повторения.

-На доске у нас развешаны слова, которые относятся к живой и к не живой природе. Первому ученику нужно взять все слова, что относятся к неживой природе, а второму все те слова, что относятся к живой природе.

(вызвать двух учеников на обратную сторону доски)

— Два ученика работают на обратной стороне доски, все остальные в парах.

-Давайте проверим тех, кто выбирал объекты неживой природы и живой.

— Послушайте стихотворение Якова Акима. В нем несколько разных персонажей обращаются к Солнцу.

Вам их надо назвать.

«Свети нам, солнышко, свети! 
Легко с тобой живётся. 
И даже песенка в пути 
Сама собой поётся. 

От нас за тучи-облака 
Не уходи, не надо — 
И лес, и поле, и река 
Теплу и солнцу рады. 

«Свети нам, солнышко, свети, 
Не уходи за тучки! 
На ярком солнце у ежей 
Быстрей растут колючки». 

«Напрасно пущена молва, 
Что солнце нас тревожит. 
Лягушка изредка — ква, ква — 
Погреться любит тоже!» 

«Свети нам, солнышко, свети, 
Проснувшись утром рано! 
Пока ты здесь, не улетим 
На юг, в чужие страны. 

-Кто обращался к солнцу?

-Что дает нам Солнце?

-О связи между неживой и живой природой.

-Природы бывает живая и неживая. Солнце, звезды, воздух, вода, камни — это объекты неживой природы. Растения, грибы животные, человек — объекты живой природы, или живые существа.

-Дети, ёжик, лягушка, птица.

Повторять изученное.

Отвечать на вопросы.

Зачитывать ответы. Объяснять, почему так распределили ответы

3.Подготовка к основному этапу занятия

-Отгадайте загадку.

Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг ?
Небо светло-голубое ,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле ,речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса ,
Гром ,туманы и роса ,
Человек и время года-
Это всё вокруг ……..(ПРИРОДА)!

-Сегодня мы с вами продолжим разговор о природе и узнаем : что такое явления природы. Откройте страницу 28 и прочитайте, чему мы еще научимся.

-Природа!

-Научимся различать явления неживой и живой природы. Будем учиться измерять температуру воздуха, воды, тела человека

Самостоятельность учащихся в добывании знаний. Показателем выполнения дидактической задачи служит правильность, полнота и осознанность ответов учащихся.

4.Усвоение новых знаний и способов действий

-К неживой природе мы с вами относим солнце, землю, камни, воздух, воду.

-Как долго они существуют?

-Что вы можете сказать о дожде, снегопаде, урагане, грозе?

-Как долго мы их видим?

-В природе все постоянно изменяется. Посмотришь в окно: светит солнце. Соберешься, оденешься, выйдешь на улицу: дует ветер и идёт дождь. Летом все деревья стояли зелёными, а осенью листья стали разноцветными и падают вниз. Все эти изменения в природе называются явлениями природы.

-Приведите свои примеры явлений в неживой и живой природе?

-Прочитайте текст на странице 28 учебника.

-Расскажите об изменениях с предметами, изображенными на рисунке.

-Художник нарисовал сосульку. Что это такое, из чего она образовалась?

-В какое время появляются сосульки?

(Физминутка)

-Века

Явления в неживой природе:
Выпадение осадков (инея,дождя,снега)
Таяние снега
Понижение температуры
Ураганы
Штормы
Смена дня и ночи.
Смена времён года.
Образование облаков.
В живой

:
Рост волосяного покрова
Сбрасывание рогов
Опадание листьев

Умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила, умение распознавать и воспроизводить изученное ранее 

5. Первичная проверка понимания

-Послушайте стихотворение Федора Тютчева и назовите явления природы, о которых он говорит.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

— Какие явления природы описывал Тютчев?

-Что можно увидеть, когда идет дождь и бывает гроза?

-Послушайте, как про эти явления природы сказали писатели.

1. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась (Тургенев)

2. Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало и издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева, звуки. (Чехов)

3. Рокотал отдаленный гром. (Горький)

-Дождь, грозу

6 Закрепление знаний и способов действий

-Дождь — природное явление, с которым мы сталкиваемся очень часто. Какие бывают дожди?

-В какое время года может идти дождь?

— А какие явления природы можно наблюдать зимой?

Многие природные явления связаны со сменой времен года – сезонами. Поэтому они называются сезонными явлениями.

-Перечислите времена года. Назовите месяцы каждого времени года.

-Посмотрите на картинки на экране .Какие времена года изображены на них? Докажите

-Какие явления природы можно наблюдать весной, осенью, летом, зимой?

-Давайте рассмотрим рисунки в рабочей тетради на странице 21 № 4.

-Какие ошибки допустил художник?

Мы с вами выяснили, что в природе все постоянно меняется. Вчера мог идти дождь, а сегодня – снег. Вчера было холодно, а сегодня – тепло.

-Как нам узнать, что надеть на себя, чтобы выйти на улицу?

Использование системы знаний, предусматривающих нарастание сложности упражнений и самостоятельности учащихся в их выполнении, умение применять  имеющиеся знания в разнообразных ситуациях.

7.Обобщение и систематизация знаний и умений

-что такое природные явления?

-какие бывают природные явления?

-что узнали нового на уроке?

-что повторили?

Демонстрировать умение четко и кратко ответить на поставленные вопросы.

8. Информация о домашнем здании.

(запись на доске)

Дома задание 2, 3 страницы 20 рабочей тетради.

9. Оценка работы класса

Дети, а затем учителем называются конкретные ученики, кто активно работал, ставятся отметки с коментраием- обоснованием

infourok.ru

Явления природы (Страницы 20,21,22,23,24) — Рабочая тетрадь по окружающему миру 1 часть Плешаков 2 класс

Главная › 2 класс › Окружающий мир › Рабочая тетрадь по окружающему миру 1 часть Плешаков 2 класс

1. С помощью учебника допиши определения.

  • Явления природы — это все изменения происходящие в природе.
  • Термометр — это прибор для измерения температуры.


2. Отметьте (закрасьте табличку) зелёным цветом объекты природы, жёлтым цветом — явления природы. Составьте пары «объект — явление» (соедините таблички линиями).


3. Заполни таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце). Если хочешь, запиши явления, которые могут происходить с объектами природы, перечисленными в таблице на с. 18.



4. Муравей Вопросик, как и в прошлом учебном году, нарисовал картинки. Он очень старался, но папа Серёжи и Нади сказал, что Муравьишка опять кое-что перепутал. Найди ошибки. Посчитай и запиши, сколько ошибок на каждой картинке. Докажи правильность своего решения.


5. Практическая работа «Учимся измерять температуру».

Цель работы: научиться измерять температуру воздуха, воды, тела человека.
Оборудование: термометры комнатный, уличный, водный, медицинский; стаканчик с тёплой водой, стаканчик с холодной водой.

Ход работы
(по заданиям учебника).

1) Подпишите части термометра.

2) Обозначьте стрелками, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра.

3) По результатам измерений заполните таблицу.

4) Отметьте (обведите линией) результат измерения температуры своего тела. Сделайте вывод.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): да, цель достигнута.

Презентация:
сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.



6. Выполни упражнения.

1. Запиши числами:

десять градусов тепла — +10°
десять градусов мороза — -10°
ноль градусов — 0°
шесть градусов выше нуля — +6°
шесть градусов ниже нуля — -6°

2. Запиши словами:

+5° — пять градусов тепла
-7° — семь градусов мороза


7. Определи с помощью термометра и запиши температуру воздуха у себя дома, на улице.



Неживая и живая природа — стр. 17-19Что такое погода — стр. 24-27

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

dourokov.ru

Урок окружающего мара «Явления природы» 2 класс

Явления природы

Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме  урока .

Задачи:

  1. Дать представление о характерных признаках  явлений  природы  в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой  природе .

  2. Развитие представления учащихся о многообразии  явлений  природы  в разные времена года. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

  3. Воспитывать через элементы театрализации, музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие  природы , культуру поведения при фронтальной работе.

Формы организации познавательной деятельности:

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир”

  • рабочая тетрадь по окружающему миру.

  • мультимедиа установка, компьютер;

  • карточки с изображением времен года,  явлений  природы  для практической работы.

1. Оргмомент.

— Здравствуйте! Обратите внимание, у нас сегодня гости…

2. Систематизация знаний. Проверка д/з. (7 мин.) / Фронтальный опрос /

вучит красивая мелодия…)

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями  играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и  время года –
Это все вокруг…            (Природа)

— Какая бывает природа? ( Живая и неживая)

…………Карточки 6 шт.-уже разложены !

— Приведите примеры объектов природы сразу определяя к какому виду, ваш объект относится.

— А как связана между собой живая и неживая природа? (Без тепла, света, воздуха и воды живые существа не могли бы жить).

Вывод: в природе все взаимосвязано и живая природа не может существовать без неживой. …………………………….-Вернуть карточки-

– Сегодня утром, собираясь в школу, каждый из вас посмотрел в окно, зачем? (Узнать, как нам нужно одеться)

– Почему сейчас мы не можем в шортах и майке пройтись по улице? (Холодно)

– Почему холодно? (Осень)

3. Постановка проблемы (3 мин)

— Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать КИВАЯ или МОТАЯ головой

Дождь бывает осенью?

У зверей появляются детёныши осенью?

Радуга бывает осенью?

Птицы улетают на юг осенью?

Листопад бывает осенью?

Снег бывает осенью?

Медведи и ежи просыпаются после зимней спячки осенью?

— — НА доске вывешиваются картинки с изображением…

— Как всё это назвать одной фразой? (явления природы)

— Это и есть тема сегодняшнего урока: ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ.

Открытие” нового знания (2 мин)

— Ребята, мы говорим с вами «Явление». А что такое «явление»? Об этом вы должны были узнать дома.

Словари, энциклопедии, интернет…

Явление –

Природное явление –

Проверим свои ответы воспользовавшись учебником с.

Изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека называются природными явлениями.

Целеполагание

— Зачем (Для чего?) нам нужно знать о явлениях природы? (чтобы правильно одеваться, уметь объяснить, что происходит в окружающем нас мире природы)

Давайте подумаем, если природа делится на живую и неживую, то и явления природы мы можем …

Какую же цель мы поставим на этом уроке? (узнать о явлениях природы.)

Сегодня на уроке мы НАУЧИМСЯ различать явления живой и неживой природы в разные времена года.

– Какие времена года (сезоны) вы знаете? (Осень, зима, весна, лето)

– Сколько их? (4)

Работа в группах (5-7 мин)

– В нашем классе тоже существует 4 группы. Давайте разойдёмся по своим группам немного поиграем. Пазлы собирать любите? Каждой группе достаётся конверт, а вот с каким временем года… вы определите сами, собрав картину.

После того, как вы определите доставшееся вам время года, 1 представитель каждой команды выходит к доске и забирает второй конверт. В нём набор картинок с различными явлениями природы, вы же выбираете только те, которые подходят вам и приклеиваете их на круг.

Выполнив все задания, вы готовитесь к защите – по 2 человека от группы.

Свою работу вывешиваем на доску и садимся на место.

— Внимание! Представители каждой группы получить конверт!

Звучит П. И. Чайковский «Времена года» Сентябрь. Охота.

Проверка (6 мин.)

— Приступаем к защите групповых работ!

— Начнём, пожалуй, … с зимы.

— Какое следующее время года? …

— Последовательность… Год.

5. Учебник

Гимнастика для глаз. Сейчас мы немного отдохнём…

5. Работа в р/т с. 20 № 2 музыка Работа в парах (5 мин.)

Фронтальный опрос

Физкультминутка

ГОСТИ!!! (старшеклассники в костюмах лесовичков)

6. Первичное закрепление СТИХИ (3 мин.)

Фрукты, ягоды, грибы
Ароматные цветы.
Будем бегать и купаться,
И конечно, закаляться,
И под солнышком гулять
И на пляже загорать.

В золото, багрянец нарядила лес,
Ягоды рябины – в ярко алый цвет.
Вот верхушки клена золотом горят,
Сосны лишь, да ели темные стоят.

Вокруг развесила ковры необычайной белизны,
Из снега кружева сплела,
В сугробах спрятала дома.

Накрыла белыми коврами
Леса, поля, луга, сады.
А на дорогах и тропинках
Усердно замела следы.

В ручейки снег превратился,
Мать-и-мачеха цветет,
А в ветвях плакучей ивы
Скворец песенку поет.

— Подумай, какие явления природы ты можешь наблюдать из окна прямо сейчас?

Можете ли вы, люди, повлиять на явления природы?

10. – Дорогие гости, послушайте теперь и вы нас.

Необычные и опасные явления природы (рассказывают подготовленные дети) (2 мин.) слайды

А бывают и необычные явления природы. Среди таких удивительных и необычных природных явлений можно иногда наблюдать звездный дождь, образующийся из потоков метеоритов, которые попадая в атмосферу Земли, мгновенно сгорают и образуют необычное яркое свечение в ночном небе. К таким необычным природным проявлениям относится и полярное сияние, лунная радуга, различные миражи и т.д.

Опасные

Есть в природе и такие явления, которые несут особую опасность для человека. К таким опасным метаморфозам относятся: грозовая молния, различные тайфуны, разрушительные смерчи и сели. Их опасность в том, что они несут разрушительную силу и способны создать аварии техногенного характера.

———————Гости уходят————————

фразы глядя на экран:

  1. было интересно…

  2. было трудно…

  3. я понял, что…

  4. теперь я могу…

  5. у меня получилось …

  6. меня удивило…

  7. мне захотелось

Учитель: Достигли ли поставленных целей?

–Что нового узнали? Где можно применить новые знания? или Для чего в жизни нам необходимы полученные знания ?

12. Подведение итогов, оценки, Д/з уч. ……, з/т с.20-21 № 3, 4. Слайд

11. Рефлексия (2 мин.)

«Сказочный лес»

На ватмане нарисованы три дерева с разной мимикой. У детей по одному цветному листочку (ряды!).

Улыбающееся дерево – я считаю, что сделал всё наотлично!

Серьёзное дерево – Не все удалось, я могу лучше!

Печальное дерево – Мне надо больше стараться!

infourok.ru

Урок окружающего мира на тему «Явления природы» 2 класс

Проект урока 2 класс

Структура

• Учебный предмет: окружающий мир

• УМК «Школа России»

• Тема урока: Явления природы

• Тип урока: изучение нового материала

• Задачи урока: познакомить с понятием «явления природы», «сезонные явления», с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить детей измерять температуру воздуха.

• Ожидаемые результаты:

— Предметные: получить возможность расширить и систематизировать свои знания о природе; познакомиться с разными видами термометров.

-Личностные: вызывать интерес к учебной деятельности, развивать доброжелательное отношение к окружающему нас миру.

Метапредметные:

регулятивные УУД — предвидеть возможность получения конкретного результата при выполнении исследовательской деятельности; контролировать свои действия; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

познавательные УУД – учиться выдвигать предположения, использовать полученные знания о явлениях природы для решения задач творческого характера;

коммуникативные УУД – учиться слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные, логические речевые высказывания, формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

2

• Оборудование

компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация, термометры, картинки для работы в группе, карточки для работы в пере.

Способы оценки: листы самоконтроля.

• Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы.

Дети уже знают времена года, что относится к живой и неживой природе.

• Этапы урока и хронометраж

п/п

Название этапа

Хронометраж

I.

Организационный этап.

2 мин.

II.

Проверка домашнего задания.

5 мин.

III.

Актуализация знаний, определение темы урока.

5 мин.

IV.

Этап освоения новыми знаниями.

10 мин.

V.

Физкультминутка.

1 мин.

VI.

Совместное открытие знаний.

10 мин.

VII.

Рефлексия.

3 мин.

VIII.

Домашнее задание.

2 мин.

IX.

Итог урока.

7 мин.

• Содержание урока (в таблице):

3

Ход урока

Теоретическое

основание:

формируемые УУД

(группа УУД и

название

конкретного УУД) ,

средства их

формирования

(формы, методы,

приемы и т.п.)

1.Организационный момент

-Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Дети настраиваются на урок.

Личностные: обеспечение мотивацией у учащихся к изучению нового материала. Вызвать интерес к учебной деятельности.

2.Проверка домашнего задания.

-На предыдущем уроке мы с вами начали говорить о природе.

— Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.4

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг …

— Давайте сейчас все дружно вспомним, какая бывает природа?

— Сейчас мы поработаем в парах.

-Вам необходимо распределить по группам предметы живой и неживой природы. (Приложение № 1).

— Объясните, почему вы сделали именно так.

Природа!

Ребята отвечают на вопрос учителя.

Дети работают в паре. На столах у них предметные картинки. Один выделяет картинки живой природы, а товарищ не живой.

Зачитывают ответы. Объясняют, почему так распределили ответы (фронтальная работа).

Познавательные: формирование умения выделять сущность, особенности объекта; умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формирование умения определять цель и успешность выполнения своего задания.

Коммуникативные: формирование умения строить взаимодействие и сотрудничество с партнером.

5

3.Актуализация знаний, определение темы урока.

-Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе. А о чем именно мы с вами будем вести речь, предстоит догадаться самим.

Приложение №2

Идет показ презентации.

Что вы видите на картинках?

Как все это вы можете назвать? Кто догадался?

— Верно – это явления природы.

Тема нашего урока так и называется «Явления природы»

— Ребята, какие задачи мы перед собой поставим.

И что мы должны сделать, чтобы их реализовать.

Ответы детей : радуга, дождь идёт, метель, шторм, молния.

Высказывания детей.

Ставят задачи. Предполагают решение, поставленных задач

Личностные:

Формирование ориентированного взгляда на мир, разнообразие природы.

Познавательные: формирование умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; делать обобщения, ставить учебные задачи.

Регулятивные: умение высказывать свои предположения в диалоге с учителем.

4. Освоение новых знаний.

— Все изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.

— Откройте учебник с.28. и прочитайте, что еще относится к природным явлениям.

— Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными.

— Сколько времен года вы знаете?

— Сейчас мы с вами поработаем в группах. Групп у нас 4, как и времен года.

— Каждая группа выберет картинку, по которой определим, каким временем года она будет. Затем вы дадите себе сами характеристику. (Приложение № 3)

Дети работают с учебником на с. 28

6

-Мы знаем четыре времени года: осень, зима, весна, лето.

Дети по одному подходят к столу учителя и вытягивают картинку.

Дают краткую характеристику временам года.

Личностные: формирование межличностных отношений.

Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объекта; обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать учебное сотрудничество.

7

Ходьба на месте.

Руки на поясе, наклоны туловища вперед и назад.

Прыжки на месте.

Ходьба на месте.

Регулятивные: умение контролировать действия.

6.Совместное открытие новых знаний.

— Продолжаем работать.

— Какое время года за окном у нас?

— Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода?

— В зависимости от погоды люди одеты в соответствующую одежду. А как, находясь дома, можно определить, во что одеться?

— Температуру воздуха измеряют специальным прибором.

— Кто-то из вас уже догадался о каком приборе идёт речь?

Ответы детей.

Высказывания детей.

Дети делятся своим жизненным опытом.

Это термометр, он показывает, какая температура сегодня на улице.

Познавательные: применение полученных знаний для решения задач творческого характера.

Регулятивные: формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

8

А в чем измеряется температура?

Температура измеряется в градусах.

Показываю уличный и комнатный термометр, а также обычный градусник.

— Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, а ниже 0 – количество градусов холода.

— Но шкалы все-таки отличаются. Почему?

Сейчас вы будете работать в группах.

Предположения детей.

Дети, опираясь на учебник, говорят части термометра.

-Стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала.

Дети сами делают выводы.

Каждая группа выполняет свое задание. 1 гр. Определяет температуру холодной воды и температуру своего тела. 2 гр. – теплой; температуру в классе и за окном. Всё фиксируют в рабочую тетрадь. С. 22-23 № 5

Коммуникативные: формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Умение работать в группе.

Личностные:

уважение мнений своих товарищей, дружеское взаимоотношение.

Понимание роли ученика и своего отношения к делу.

9

-Продолжите предложение

-Сегодня на уроке я узнал…

— Я открыл для себя…

-Я похвалили бы себя …

Дети продолжают одно из предложений.

Личностные:

самопознание и самоопределение.

Построение образа «Я», включая самоотношение и самооценку.

8.Домашнее задание.

Дома вы продолжите работу с термометрами и выполните в рабочей тетради № 7 на с.24

Дети фиксируют домашнее задание в дневники.

Регулятивные: соотнесение того, что уже известно, и того, что еще подлежит усвоению.

9.Итог урока.

— Что нового вы сегодня узнали?

— На какие вопросы получили ответы?

— на все ли получили ответы?

— Где вы сможете найти ответы на эти вопросы?

— Когда вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока?

— Какой вывод сделали?

— Какую работу мы выполнили?

Оценки за урок…

Дети отвечают на вопросы, поставленные учителем.

(фронтальная работа)

Выполнение листов самоконтроля.

Регулятивные: формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

Установление учащимися значения результатов своей деятельности-смыслообразов.

10

Регулятивные:

целеполагание – постановка учебной задачи.

Планирование — определение

последовательности

промежуточных

целей с учётом конечного результата.

Познавательные:

общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, поиск и выделение необходимой информации, логические- установление причинно-следственных связей, построение логических высказываний.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске информации, контроль и самооценка.

11

Приложение №1

Приложение№2

12

13

14

Приложение №3

15

16

Приложение № 4

Лист самоконтроля.

17

Литература:

1.Учебник «Окружающий мир» 1 часть 2 класс. Автор А.А. Плешаков. Москва, «Просвещение» 2012 год.

2. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс Москва «Вако» 2012 год.

3. «Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требования ФГОС» Авторы: И.И. Бондарева, О.Ю. Дедова, Н.Н Деменева и др. Москва. Аркти 2014 год.

4. Интернет ресурс https://www.yandex.ru

18

infourok.ru

Открытый урок во 2 классе окружающий мир . явления природы

  1. Явления природы Изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека называются природными явлениями. Например, идёт снег.

  1. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг…

  1. Дождь – часть непрерывного движения воды в природе. Облака накапливают в себе влагу и время от времени проливаются дождем на поверхность земли.

В природе существуют различные виды дождей:

  • Обыкновенный. Просто дождь без каких-либо ярко-выраженных признаков. Средняя мощность, средняя продолжительность. Как правило, выпадает в теплый период.

  • Ливневый. Отличается внезапностью и особой мощностью. За короткий период на землю выливается огромное количество воды. Ливень часто сопровождается громом и молнией. Обычно возникает в конце весны и летом.

  • Затяжной осенний. Такой дождь – признак осени. Он характеризуется исключительной продолжительностью – от нескольких часов до нескольких дней, неторопливостью, пониженной температурой.

  • Кратковременный. Основной признак – быстротечность. Резкое начало и такое же неожиданное окончание.

  • Грибной. Интересное природное явление – во время дождя продолжает светить солнце. Грибной дождь непродолжителен. Считается, что после него хорошо растут грибы. В народе такой дождь еще называют «слепым».

  • Снежный. Этот дождь часто совпадает с первым снегом. Возникает в конце осени – начале зимы.

  • С градом. Несмотря на льдинки, порой очень крупных размеров, выпадает чаще всего именно летом, а не зимой. Обычно кратковременный, мощный и нередко опасный.

  1. Раскаленная стрела
             Дуб свалила у села.

Прилагательное «грозный» образовано от слова «гроза» неспроста. Что же представляет собой это величественное, потрясающее по красоте явление природы, являющееся в то же время крайне опасным? Об этом давно задумывались не только обычные люди, но и ученые. Гроза во все времена вызывала священный ужас, поскольку последствия ее были непредсказуемы. Молния может возникнуть в двух случаях:

Сближение разноименно заряженных частей двух облаков;

Грозовое облако создает на поверхности земли огромные индукционные заряды. В этом случае облако и поверхность земли выглядят как две составляющие большого конденсатора. Разность потенциалов между землей и грозовым облаком достигает сотен миллионов вольт, вследствие чего в воздухе появляется сильное электрическое поле. Когда напряженность такого поля достигает определенного предела, возникает пробой, результатом которого является удар молнии в землю.

 

Возникновение грома объясняется тем, что сильно нагревающийся и быстро расширяющийся внутри и вокруг канала молнии воздух создает звуковые волны. Эти волны, отражаясь от облаков или находящихся на поверхности земли объектов, вызывают эхо, которое и воспринимается человеческим слухом как громовые раскаты. Сила раската косвенно указывает на значения породивших молнию электрических величин.

  1. Говорю я брату: — Ох, с неба сыплется горох! — Вот чудак, — смеется брат, — Твой горох ведь это …

Когда капельки дождя поднимаются и опускаются в вихре холодного воздуха, замерзая все больше и больше – образуется град. И на землю выпадают уже не капли, а твердые шарики.        

Град – это разновидность ливневых осадков, выпадающих в виде шарообразных либо неправильной формы частиц льда, размер которых варьируется от миллиметра до нескольких сантиметров. Состав градин включает в себя слои прозрачного льда, чередующиеся с полупрозрачными слоями.

От чего появляется град?
Обычно подобные осадки выпадают в теплое летнее время года во время грозы и ливня из довольно крупных и весьма развитых кучево-дождевых облаков.

Эти большие облака имеют пепельный и темно-серый цвет, отличаются белыми рваными верхушками. Довольно большой вред наносят сельскому хозяйству подобные осадки, ведь они способны, в зависимости от длительности выпадения и размеров градин, практически полностью уничтожить посадки культурных растений и различные посевы.

Образуется град в переохлажденном облаке во время случайного замерзания капель влаги. Впоследствии, небольшие зародыши градин могут значительно увеличиваться в размерах за счет налипания и намерзания сталкивающихся с ними капель переохлажденной влаги. Стоит отметить, что градины крупных размеров могут образоваться лишь при условии наличия в облаках восходящих потоков, обладающих достаточной силой, чтобы в течение длительного периода удерживать внутри облака градины, препятствуя их выпадению на поверхность земли.

Иногда слой выпавшего града достигает нескольких сантиметров, продолжительность выпадения данного вида осадков колеблется от нескольких минут до получаса, в редких случаях около часа.

  1. Радуга – одно из самых изумительных явлений природы. Над сущностью этого явления люди задумывались издавна. Радуга является спутницей дождя. Время ее появления зависит от перемещения дающего ливневые осадки облака. Радуга может возникнуть как перед дождем, так и в процессе выпадения осадков или по окончании процесса.

Что такое радуга?
Обычно радуга представляет собой цветную дугу .Дуга просматривается на фоне дождевой завесы или полос падения дождя, не всегда достигающих поверхности земли. Радуга наблюдается в той стороне небосвода, которая противоположна солнцу, при этом солнце не закрывается облаками. Чаще всего такие условия создаются летом, во время так называемых «грибных» дождей. Центром радуги является антисолярная точка – эта точка диаметрально противоположна Солнцу. В радуге различаются семь цветов, кроме того, радугу можно увидеть около фонтана или водопада, на фоне завесы капель поливальной установки.

Откуда же берется исходящий от радуги удивительный красочный свет? Источником радуги является разложенный на компоненты солнечный свет. Этот свет перемещается по небосводу таким образом, что видится исходящим от той части небосвода, которая противоположна Солнцу. Радуга – это большой изогнутый спектр или образовавшаяся в результате разложения проходящего через дождевые капли луча света полоса цветных линий. Цвета идут в следующем порядке, если считать от внешнего радиуса к внутреннему (довольно просто запомнить данный спектр, выучив простую фразу-акростих: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», здесь первая буква каждого слова соответствует первой букве цвета):

Радугу можно увидеть в то время, когда параллельно с ливнем светит Солнце. Чтобы ее увидеть, нужно находиться строго между Солнцем и дождем. При этом Солнце должно находиться сзади, а дождь – впереди.

  1. По народной примете обильная роса предвещает ясный день. Образуется роса в тихую погоду, когда поверхность земли и все предметы, находящиеся на ней, начинают охлаждаться и излучать тепло в поверхность.

Как образовывается роса?
Охлажденная поверхность почвы благоприятствует охлаждению прилегающих к ней слоев воздуха. Водяной пар, находящийся в воздухе, конденсируется при соприкосновении с поверхностью земли, превращаясь в воду. Образованию росы благоприятствуют ясное небо, тонкие высокие облака, слабый ветер – он снабжает охлажденную поверхность новыми слоями воздуха, унося те, из которых уже выделился излишек пара. Роса – конденсат водяного пара – образуется тем быстрее, чем ниже температура поверхности земли.

Наиболее мощная роса образуется в тропиках. Закономерный вопрос – каковы причины? Во-первых, в нижнем слое воздуха содержится большое количество водяного пара, а во-вторых, ночи в этих широтах очень длинные, вследствие чего поверхность земли охлаждается очень интенсивно. Поэтому и конденсируется утренняя влага очень обильно. В пустынях, как правило, роса является единственным источником воды для всех живых организмов.

Современная наука подтвердила, что в утренний час травы выделяют огромное количество разнообразных целебных веществ, поэтому хождение летом босиком по росистой траве очень полезно для здоровья. Появляется роса в теплое время года. Когда же начинает подмораживать, то вместо росы образуется иней – тонкий слой кристаллов льда.

  1. Туман – это скопление продуктов конденсата. Огромное количество капелек воды или кристалликов льда собираются вместе и образуют облако у поверхности земли. Иногда оно такое плотное, что не видно ничего на расстоянии вытянутой руки.

Физические принципы образования тумана

Туман образуется вследствие соприкосновения холодного воздуха с теплым при относительной влажности воздуха – более 85%. Но в населенных пунктах нередко туман возникает и при небольшой влажности. Это происходит в результате конденсации водяного пара, который появляется при сгорании топлива (в печах, двигателях машин и пр.).

Сезонность в туманообразовании

Туман может быть в любое время года. Это нередкое явление в низинах, над водоемами, в горах. В осенне-зимний период туман возникает наиболее часто. В эти месяцы преобладает повышенная влажность. Температуре воздуха свойственно меняться скачкообразно. Поэтому потоки теплого и холодного воздуха активно перемещаются над землей. Длительность туманов во временном промежутке может варьироваться от нескольких десятков минут до суток и даже более.

  1. Как образовывается иней?
    Механизм образования инея представляет собой комбинацию процессов конденсации и кристаллизации. Атмосферные водяные пары конденсируются на поверхностях, охлажденных до отрицательных температур, более низких, чем температура воздуха, с последующим замерзанием.

Как правило, это явление встречается в холодное время года, чаще осенью и весной, в ночное или предутреннее время в результате заморозков. Обычно, появлению инея предшествует потепление способствующее повышению влажности, с последующим резким похолоданием. Охотнее всего иней образуется на поверхностях с низкой теплопроводностью – земляном покрове, древесине, траве и прочих подобных. Безветренная погода и слабый ветер – представляют собой благоприятствующие условия, для образования кристаллов инея. Сильный ветер – наоборот, препятствует процессу.

Одна из интересных форм инея – инеевые цветы, представляют собой образования из кристаллов льда, расположенных отдельными группами, в виде, напоминающем цветы, листья, деревья и прочие необычные формы.

  1.  Зимой можно увидеть на окнах на окнах необычайную красоту, словно, кто-то красками и кисточкой расписал стекло узорами. Таинственный художник морозных узоров на окне ни кто иной, как мороз на улице.

Отчего появляются узоры на окнах?
Морозные узоры представляют собой древовидные образования, еще их называют дендриты и трихиты — формы в виже волокна. Узоры проявляются в виде кристаллизации воды при охлаждении окна от 0 до – 6°C. На поверхности стекла отлагается сплошной слой непрозрачного, рыхлого льда. В дальнейшей кристализации отчасти участвуют небольшие неровности и царапины стекла.

Давайте посмотрим на то, при какой температуре начинается охлаждение поверхности окна. Если точка начала охлаждения начинается при положительной температуре и высокой влажности воздуха, то на охлаждающейся поверхности стекла прежде образуется пленка воды, затем при падении температуры ниже нуля закристаллизовывается в виде древовидных образований — дендритов.

Кстати, дендритная кристаллизация на окне обычно начинается с низу стекла, так как вследствии действия силы тяжести там накапливается куда больше кол-ва воды, чем сверху на окне. Если перепад температур происходит за довольно короткие сроки, например, за ночь, то уже на утро можно увидеть на окне, то от чего появляются морозные узоры, как мы уже говорили — дендритная кристаллизация льда.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *