2 класс синтаксический разбор предложения – Материал (2 класс) на тему: Памятка. Синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор предложения
Просто о синтаксическом разборе предложения
- Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
- По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
- По наличию грамматических основ: простое или сложное.
- Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. | Если сложное: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |
Пример синтаксического разбора простого предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.
Пример разбора сложного предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.
1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.
2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.
Пример схемы (предложение, после него схема)
Другой вариант синтаксического разбора
Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.
В словосочетаниях:
- Выделяем из предложения нужное словосочетание.
- Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
- И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.
В простом предложении:
- Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
- Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
- Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
- Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
- Распространённое или нераспространённое
- Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
- Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
- Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
- Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor — uchim.org
Сказуемое
- Отмечаем, чем является сказуемое — простым глагольным или составным (именным или глагольным).
- Указать, чем выражено сказуемое:
- простое — какой формой глагола;
- составное глагольное — из чего оно состоит;
- составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
В предложении, имеющем однородные члены.
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.
В предложениях с обособленными членами:
Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.
В предложениях с обособленными членами речи:
Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.
В сложносочиненном предложении:
Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.
Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.
В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)
Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.
Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.
Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.
В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.
В сложном бессоюзном предложении:
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.
Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.
Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.
В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.
Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.
По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.
Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения
Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):
uchim.org
Карточки для синтаксического разбора,2 класс
ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ Какой? Кого? Чего? Кому? Где? Куда? Когда? Какая? Чему? Кого? Что? Откуда? Почему? Какое? Кем? Чем? О ком? Зачем? Как? Какие? О чём? ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ~~~~~~~~~~~~ |
ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ Какой? Кого? Чего? Кому? Где? Куда? Когда? Какая? Чему? Кого? Что? Откуда? Почему? Какое? Кем? Чем? О ком? Зачем? Как? Какие? О чём? ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ~~~~~~~~~~~~ |
ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ Какой? Кого? Чего? Кому? Где? Куда? Когда? Какая? Чему? Кого? Что? Откуда? Почему? Какое? Кем? Чем? О ком? Зачем? Как? Какие? О чём? ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ~~~~~~~~~~~~ |
ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ Какой? Кого? Чего? Кому? Где? Куда? Когда? Какая? Чему? Кого? Что? Откуда? Почему? Какое? Кем? Чем? О ком? Зачем? Как? Какие? О чём? ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ~~~~~~~~~~~~ |
ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ Какой? Кого? Чего? Кому? Где? Куда? Когда? Какая? Чему? Кого? Что? Откуда? Почему? Какое? Кем? Чем? О ком? Зачем? Как? Какие? О чём? ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ~~~~~~~~~~~~ |
ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ Какой? Кого? Чего? Кому? Где? Куда? Когда? Какая? Чему? Кого? Что? Откуда? Почему? Какое? Кем? Чем? О ком? Зачем? Как? Какие? О чём? ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ~~~~~~~~~~~~ |
1. По цели высказывания:
повествовательное, вопросительное, побудительное.2. По интонации: восклицательное, невосклицательное.
3. Наличие второстепенных предложений: распространённое, нераспространённое.
4. По структуре: простое, сложное.
Образец: (Повеств., невоскл., распр., прост.)
Установить связь членов предложений, поставить вопросы к второстепенным членам предложения и указать её стрелочками.
Выписать словосочетания
Разбор предложения
1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
2. По интонации: восклицательное, невосклицательное.
3. Наличие второстепенных предложений: распространённое, нераспространённое.
4. По структуре: простое, сложное.
Образец: (Повеств., невоскл., распр., прост.)
Установить связь членов предложений, поставить вопросы к второстепенным членам предложения и указать её стрелочками.
Выписать словосочетания
Разбор предложения
1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
2. По интонации: восклицательное, невосклицательное.
3. Наличие второстепенных предложений: распространённое, нераспространённое.
4. По структуре: простое, сложное.
Образец: (Повеств., невоскл., распр., прост.)
Установить связь членов предложений, поставить вопросы к второстепенным членам предложения и указать её стрелочками.
Выписать словосочетания
Разбор предложения
1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
2. По интонации: восклицательное, невосклицательное.
3. Наличие второстепенных предложений: распространённое, нераспространённое.
4. По структуре: простое, сложное.Образец: (Повеств., невоскл., распр., прост.)
Установить связь членов предложений, поставить вопросы к второстепенным членам предложения и указать её стрелочками.
Выписать словосочетания
Разбор предложения
1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
2. По интонации: восклицательное, невосклицательное.
3. Наличие второстепенных предложений: распространённое, нераспространённое.
4. По структуре: простое, сложное.
Образец: (Повеств., невоскл., распр., прост.)
Установить связь членов предложений, поставить вопросы к второстепенным членам предложения и указать её стрелочками.
Выписать словосочетания
Разбор предложения
1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
2. По интонации: восклицательное, невосклицательное.
3. Наличие второстепенных предложений: распространённое, нераспространённое.
4. По структуре: простое, сложное.
Образец: (Повеств., невоскл., распр., прост.)
Установить связь членов предложений, поставить вопросы к второстепенным членам предложения и указать её стрелочками.
Выписать словосочетания
infourok.ru
Предложения для разбора 2класс | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
Предлож ения для разбора Разбери предложение по чл енам , установив связь слов в предложении , подчеркни изученные орфограммы и укажи над словами изученные части ре чи. 1. По лесной опушке бежи т лиса. 2. Шла по лесу осень. 3. Солнечные лучи блестят в каплях дождя. 4. Весе ло идут ребят а по мокрой тропинке. 5. Ребята бегут на школь ный каток. 6. В лесу весело кричат грачи. 7. Буйный вихрь сгибал д о земли молодые деревья. 8. Снег одел чёрную земл ю белым одеялом. 9. У лисы в норе поя вились первые лисята. 10.Пушистый заяц б ежит узкой тропинкой к лесу. 11. За широкой рекой тянулись зелёные луга. 12. Гусей крикливых караван тянулся к югу. 13. На поляне одиноко рос развесистый дуб. 14. В полях и садах белеет пушистый снежный ковёр. 15. На зелёной полянке стоит золотая б ерёза. 1 6. Яркий луч солнца озарил комнат у. 17. На дворе и за двором белый сне г лежит ковром. 18. Под лучами солнца ярко блестит сне г. 19. Дети увидали в лесу гнездо. 20. Над полем голубым шатром раскинулось небо. 21 В огороде на грядках росли огурцы , помидоры и г орох. 22. В закрома просторные льётся рожь о тборная. 23. По широкой аллее сада мы подошли к опушке леса. 24. Грачи ищут на полях червей. 25. Мохнатый шмель сел на яркий цветок . 26. Лесная тропинка привела нас на кра сивую полянку. 27. Вечером цепная собака громко лая ла в саду. 28. Новенькие коньки легко скользят по гладкому льду. 29. В лапах сосны мелькает пушистый хв ост. 30. Бегут весёлыеСинтаксический разбор предложения. 3 класс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа с. Старое Максимкино муниципального района Кошкинский.
«Русский язык»
Во 2- 3 классах.
Учитель начальных классов
ГБОУ ООО с. Старое Максимкино
Григорьева Наталья Геннадьевна.
2015г.
Урок русского языка во 2- 3 классах
Тема: Предложение. 2 класс
Тема: Синтаксический разбор предложения.
3 класс
Цель: формировать у учащихся теоретическое понятия о предложении.
Задачи:
1. раскрывать существенные признаки предложения, законченность мысли, интонационная законченность, связь слов в предложении;
2. учить строить предложение; вырабатывать навыки грамотного письма.
Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.
Цель: Повторить знания о предложении, воспроизвести алгоритм разбора предложения;
Задачи:
Продолжить формирование умений делать синтаксический разбор простого предложения.
Развивать навыки полного синтаксического разбора простого предложения, память, орфографическую зоркость.
Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.
Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, коллективные.
Оборудование: запись на доске, таблицы, схемы, учебник ,ноутбуки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Каллиграфическая минутка:
— Сегодня мы вспомним правописание соединения оро, с нижним и верхнимсоединением.
— Прочитайте предложение: Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.
— Верно ли это высказывание?
— Как нужно правильно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? ( поставить ударение на второй слог).
2. Словарная работа
— А сейчас мы проведем соревнование, между девочками и мальчиками, кто больше вспомнит словарных слов с сочетанием оро. ( сорока, сорок, ворона, воробей, корова, огород, хорошо, город, горох, дорога, мороз, скоро)
Актуализация опорных знаний
а) На доске ромашки:
с названиями частей речи: существительное, прилагательное, глагол.
— Выберите лепесток с названием и расскажите по плану:
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
с названиями главных и второстепенных членов предложения на обратной стороне лепестка: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.
— Выберите лепесток с названием и расскажите по плану:
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Как подчёркиваются?
Какой частью речи выражено?
б) третья ромашка общая: что мы знаем о предложении?
— предложение – это….
— слова в предложении ….
— предложения бывают….
— в конце предложения …..
— по цели высказывания….
— по интонации….
— по грамматической основе….
— по наличию второстепенных членов….
Работа с учебником с. 198 упр. 532.
Определить начало и конец предложений. Списать, в конце каждого предложения поставить точку.
Курочка с цыплятами ходила по двору вдруг пошел дождь курочка стала звать цыплят цыплята прибежали курочка присела все цыплята залезли курочке под крылышки.
Работа с текстом.
— Я читаю текст, а вы выделяете простые и сложные предложения. Для этого, что следует сделать? (подчеркнуть грамматические основы)
Я начну, а вы кончайте-
Хором дружно отвечайте.
Много солнца, много света-
Значит наступило … (лето). (простое)
Мы корзиночки несем
За грибами мы … (идем). (сложное)
Теплый ветер гладит лица,
Лес шумит густой листвой. (сложное)
Дуб нам хочет поклониться,
Клен качает … (головой). ( сложное)
А с утра мы на площадке
Дружно делаем … (зарядку). (простое)
Физминутка
Мы проверили осанку и свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!
Работа на ноутбуках.
Выписать только предложения. ( работа на ноутбуках )
1. Ветер тёплый дул летний.
2. Весёлые бегали по ребятишки берегу.
3. Озером над белые летали чайки.
4. Солнце на появилось небе
5. Днём солнце светило ярко.
6. Проснулись и запели птицы
7. Рыбаки тянули сети.
8. Ребятишки идут в лес за грибами.
Дописать предложения на наутбуках. Выделить грамматическую основу(самостоятельно)
Под (какой?) сосной грелась рысь. На ветку дерева села ( кто?). Ветка тихо закачалась. Маленький рысенок весело прыгает в ( какой?) траве. Ночью (кто?) уходит за добычей. Ловит хищница ловких (кого?), тяжелых (кого?).
Слова для справок: зайцев, сорока, глухарей, густой, рысь.
Работа в парах (пары формируются из учащихся 2и 3 класса).
Каждая пара получает карточку с набором слов. Учащиеся 2 класса составляют и записывают предложение на доске, учащиеся 3 класса делают синтаксический разбор предложения, совместно определяют части речи.
К окно прилететь синичка.
Она села стол на и клевать начала хлеб.
Я открыть форточка и синичка залететь в комната.
Поклевала почирикать и в форточка вылетела в.
Итог. « Ты мне, я тебе»
— Из чего состоит предложение?
— Как связаны слова в предложении?
— Чем отделяется одно предложение от другого?
— Какие бывают предложения?
— Какие члены предложения называются главными?
— Назови второстепенные члены предложения.
— На какие вопросы отвечает дополнение?
— Какой частью речи выражается определение?
Оценивание.
В тетради на полях нарисуйте цветной кружок:
синий — я всё понял и усвоил;
желтый — знания нуждаются в повторении и закреплении;
красный — мне многое непонятно.
Домашнее задание
Стр. 198 упр. 531
Карточка с заданием.
Прочитайте выразительно текст о природе нашего края.
Природа нашего края – великий врачеватель и утешитель. Приходишь в лес и успокаиваешься, отдыхаешь от суеты и шума. Присядешь на лесной полянке, присмотришься к окружающей тебя красоте и ощутишь приятное прикоснове ние ветра.
Как красиво вокруг!
Стройными рядами стоят деревья: дуб и берёза, липа и ель, клён и осина. Не прекращай своих встреч с родной природой в любое время года. Зимой ходи на лыжах в пригородном лесу, собирай грибы осенью, встречай весну на прелестной лесной поляне вместе с друзьями. Это поможет тебе сохранить здоровье и бодрость духа на долгое время.
Работа с текстом.
Как можно озаглавить данный текст?
Какова основная мысль текста?
Выполните синтаксический разбор предложения №7.
Составьте схемы предложений №1, №2, №3, №5
В каких предложениях грамматическая основа состоит только из сказуемого?
infourok.ru
Синтаксический разбор простого предложения
Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.
Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.
В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.
Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.
В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы «Школа 2100», «Школа России» и «Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами «прокладывают» преемственные связи между начальной и средней школой.
В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).
Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.
В 4 классе |
В 5 классе |
В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми. Сущ.(главное слово)+прил., Гл.(главное слово)+сущ. Гл.(главное слово)+мест. Нареч.+гл.(главное слово) |
Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми. Разбор постоянно отрабатывается на уроках и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов. |
В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О]1, [ ]2, и [ ]3. Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое. |
Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые. Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля. |
Схемы предложения с прямой речью: А: «П!» или «П,» — а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью. |
Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: «П, — а. — П.» и «П, — а, — п». Вводится понятие диалога и способы его оформления. Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится. |
План разбора простого предложения
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).
5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.
7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).
8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).
9. Записать характеристику предложения.
10. Составить схему предложения.
Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.
1) Это был необыкновенный осенний день!
2) Обязанность каждого — трудиться.
3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.
4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.
5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.
6) И они сложили в корзину вещи: грибы, мёд, чайник, чашки — и пошли к реке.
7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина — все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.
8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.
9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.
10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.
11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.
12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.
13) Вода, куда ты бежишь?
14) Может, он с ума сошёл?
15) Мне кажется, он вообразил себя… ветром.
Образцы разбора простых предложений
Скачать образцы разборов в формате .doc 75,5 КБ
ruslita.ru
Памятка: «Синтаксический разбор предложений»
Памятки нужны детям для работы в школе и дома, при знакомстве с новыми темами. Пользование ими помогает детям усвоить правила и порядок работы, самостоятельно подготовиться к уроку, сделать домашнее задание и задание в классе, если оно дается для закрепления недавно изученных тем.
Памятки помогают и родителям, они могут проконтролировать работу ребенка, знают какие требования выполнения работы требуют на уроке.
Эта памятка поможет вспомнить основные критерии синтаксического разбора предложения и запомнить порядок разбора
Просмотр содержимого документа
«Памятка: «Синтаксический разбор предложений»»
По какому признаку определяется вид предложения | Вид предложения |
По цели высказывания | Повествовательное Вопросительное Побудительное |
По интонации (по эмоциональной окраске) | Невосклицательное Восклицательное |
По числу грамматических основ | Простое Сложное |
По наличию второстепенных членов | Нераспространённое Распространённое |
Чем осложнено предложение | однородные члены, вводные слова |
Синтаксический разбор предложения
Предложение разбирается по следующей схеме:
1.Подчеркнуть члены предложения.
2.Надписать части речи.
3.Сделать описательный разбор по следующей схеме:
По цели высказывания:
повествовательное, вопросительное, побудительное.
По интонации:
невосклицательное, восклицательное.
По количеству грамматических основ
простое, сложное
По наличию второстепенных членов:
распространённое, нераспространённое.
По наличию осложняющих членов:
осложнённое: однородными членами предложения;
прямой речью; обращением.
Образец синтаксического разбора простого предложения:
пр. прил. сущ. гл. прил. сущ.
В синем небе светит яркое солнышко.4
( Повеств.,невоскл, простое, распростр., не осложнено.)
Главные члены (грамматическая основа) | |
ПОДЛЕЖАЩЕЕ | СКАЗУЕМОЕ |
( — то, о чём или о ком говорится в предложении) | ( — то, что говорится о подлежащем) |
Обозначает предмет. | Обозначает действие. |
Кто? Что? | Что делает? Что сделает? Что будет делать? |
Выражено: сущ., мест., прил. ————————- | Выражено: гл., кр. прил., сущ. ================== |
Второстепенные члены предложения | ||
ДОПОЛНЕНИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ОБСТОЯТЕЛЬСТВО |
Обозначает предмет. | Обозначает признаки предмета. | Обозначает место, время, способ действия. |
Отвечает на вопросы косвенных падежей: Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем/ Чем? О ком? О чём? | Отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? | Отвечает на вопросы Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? |
Выражается сущ., прил., мест., чис. — — — — — — — — — | Выражается прил., мест., чис. | Выражается нар., сущ. с пр., мест. с пр. — — — — — — — |
multiurok.ru
Синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор предложения — это разбор предложения по членам и частям речи. Выполнить синтаксический разбор сложного предложения можно по предложенному плану. Образец поможет правильно оформить письменный анализ предложения, а пример раскроет секреты устного синтаксического разбора.
План синтаксического разбора предложения
1. Простое, простое, осложненное однородными членами, или сложное
2. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
3. По интонации: восклицательное или невосклицательное.
4. Распространенное или нераспространенное.
5. Определите ПОДЛЕЖАЩЕЕ. Задайте вопросы КТО? или ЧТО? Подчеркните подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено.
6. Определите СКАЗУЕМОЕ. Задайте вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и т.д. Подчеркните сказуемое и определите, какой частью речи оно выражено.
7. От подлежащего задайте вопросы к второстепенным членам предложения. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.
8. От сказуемого задайте вопросы к второстепенным членам. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.
Образец синтаксического разбора предложения
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.
Это предложение сложное, первая часть:
(что?) небо — подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) дышало — сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 2 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
дышало (чем?) осенью — дополнение, выражено именем существительным в ед. ч., ж. р., нариц., неодуш., 3 скл., т. п.
дышало (когда?) уж — обстоятельство времени , выражено наречием
вторая часть:
(что?) солнышко — подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) блистало — сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 1 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
блистало (как?) реже — обстоятельство образа действия, выражено наречием
блистало (когда?) уж — обстоятельство времени, выражено наречием
Пример синтаксического разбора предложения
Они, то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву.
Это предложение простое.
(что?) они — подлежащее, выражено местоимением мн. ч., 3 л., и. п.
(что делали?) летели — однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..летели
(что делали?) ложились — однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..
летели (как?) косо — обстоятельство образа действия, выражено наречием.
летели (как?) по ветру- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (как?) отвесно- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (куда?) на траву- обстоятельство места, выражено именем существительным нариц., неодуш., в ед. ч., ж. р., 1 скл.,в в.п. с предлогом
траву (какую?) сырую — определение, выражено именем прилагательным в ед. ч., ж.р., в.п.
ucthat-v-skole.ru