cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

2 класс что такое синонимы школа россии – Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: «Что такое синонимы?»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: «Что такое синонимы?»

Урок 26 – на 08 октября 2018 г.

Тема: Что такое синонимы?

УМК: «Школа России»

Класс: 2 «б»

Цели: познакомить с термином синоним; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать оттенки значений синонимов; аргументирован но отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

Оборудование: на уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений и материалы электронного образовательного ресурса: «О чём говорят синонимы», «Определение синонимов», «Роль синонимов» раздаточный материал.

Методы обучения: системно деятельностный подход.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся

Друзья мои, я очень рада
Войдя в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Давайте сочиним урок!?

Девиз: Не страшны нам любые испытания,

Вперёд друзья откроем новые знания!

Урок будет интересен и приносит радость, тогда, когда мы мыслить и дружно работать будем вместе. Сегодня мы будем …… работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.

Желаю вам на уроке удачи.

— А тему урока мы сформулируем немного позже.

II. Актуализация знаний

1. Каллиграфическая минутка

— Прежде чем приступать к письму разомнем пальчики.

На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали,

Покрутили, покружили

Потянули, потянули (вверх) И открыли!

— Сегодня мы пишем буквы И, и

И и

— Назовите элементы букв.

— Пропишите половину сроки заглавную букву, на второй половине – строчную букву.

— Дайте характеристику звука, которая обозначается буквой и.

— Когда при письме мы используем заглавную букву И, когда строчную и?

2. Орфографическая минутка

(работа по индивидуальным карточкам)

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в тёплые страны.

— Определите, сколько предложений в тексте. Исправьте в тексте ошибки, правильно оформляя начало и конец предложений.

— В предложениях подчеркните основу.

— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (Пришла.)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте еще раз первое предложение.

— Каким словом можно заменить слово пришла? (Наступила, настала, началась.)

— Как вы думаете, а у подобранных вами слов наступила, началась, пришла

близкие значения?

— Может быть кто-нибудь слышал или знает, как называются близкие по значению слова?

— Какова же тема урока?

— Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения.

Прочитайте слово и узнаете, как же называются такие слова.

ЫМИНОНИС (синонимы)

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 52, прочитайте тему урока.

— Прочитайте сообщение Мудрой совы и узнаете, что такое синонимы?

Кто уже может ответить на этот вопрос? (Синонимы — это слова с близким лексическим значением.)

Упр. 66 (с. 52).

— Прочитайте. Какие слова обозначают одно и то же? (Родник, ключ.)

— Одинаково или по-разному они произносятся? (По-разному.)

— Запишите слова ключ, родник, источник.

— Эти слова разные по написанию? А по значению? (по написанию разные, но близкие по смыслу)

— Как называются такие слова? (синонимами).

— Так какие слова мы записали? (Мы записали синонимы).

— Повторите это слово хором. Посмотрите, как записать его грамотно. (карточка со словом синонимы)

В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь.)

— У нас в учебнике словарь синонимов есть на с. 141. Откройте его, посмотрите, какие слова в нем записаны.

V. Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Повернулись, ну-ка, ну-ка,

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать и читать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 67 (с. 53).

— Объясните значение выделенных слов. (Родина — место, где человек родился; мир — отсутствие войны; ловкий — обладающий физической сноровкой; разговаривать — общаться с кем-либо.)

— Выполните письменное задание. (Дети списывают любую группу слов.)

— Поставьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные.

Упр. 68 (с. 53).

— Являются ли слова каждой пары синонимами? (Да. Это слова разные по написанию, но близкие по смыслу.)

— Синонимы близки по смыслу, но все же немного отличаются друг от друга по значению. Назовите отличия в лексическом значении слов каждой пары. (Рисунок — это то, что нарисовали; узор — это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней; мчаться — очень быстро бежать; алый — ярко-красный цвет.)

Упр. 69 (с. 53).

Отгадав загадку, узнаете, с каким словарным словом мы познакомимся.

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)

— Прочитайте стихотворение. Какой вы представили себе осинку? (Мерзнущую, ей очень холодно.)

— Как автор это показал? (Он использовал синонимы зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)

— Прочитайте стихотворение еще раз и представьте картину, описанную Ириной Токмаковой.

— Почему осину автор называет осинкой? (Это ласковое слово, автор жалеет её.)

— Кто видел, как осинка дрожит на ветру? (У осинки длинный черенок у листа, и от небольшого ветра она дрожит, трепещет.)

— Какие слова говорят о том, что она сильно мерзнет? (Стынет на солнышке и в жару.)

— Прочитайте стихотворение так, как оно записано, — орфографически.

— Какие знакомые орфограммы встретились?

— Проговорите стихотворение соседу и послушайте его.

— А теперь проговорим стихотворение хором.

— Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните синонимы. (Проверка. Взаимопроверка.)

— Оцените товарища при помощи кружков разного цвета:

«зелёный кружок» — молодец, все написал правильно.

«синий кружок» — есть перестановка слов или 1—2 ошибки.

«красный кружок» — много ошибок, будь внимательнее.

VII. Рефлексия Карточка

1.Найди пары синонимов. Поставь

приятель воин

солдат друг

шагать горе

красный идти

печаль труд

работа алый

2.Напиши, каких зверей так называют?

Косой — _____________; косолапый — _________________;

серый — _____________; сохатый — ___________________.

3. Допиши предложения:

Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие называются______________________.

(Самопроверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью разноцветных кружков)

VIII. Подведение итогов урока

— Какой

новый термин узнали на уроке? (Синонимы.)

— Какие слова называют синонимами? (Разные по написанию и близкие по смыслу.)

— Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы? (Речь становится более точной, эмоциональной.)

Был ли для вас урок полезным? Почему?

— Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться?

— Как вы можете оценить свою работу на уроке?

Выставление и аргументация отметок за урок

— Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

— Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников).

— Спасибо за урок.

Домашнее задание

Упр. 70 (с. 54), с. 54 – выучить правило.

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК «России» на тему «Синонимы»

Русский язык (2 класс)

Тема: «Слова, слова, слова…»

Тема урока: Синонимы

Тип урока: урок получения новых знаний и выработка умений

Цели: Создать условия для формирования понятия о синонимах

Задачи:

  • развивать умение находить синонимы в тексте и в словаре;

  • пополнять словарный запас учащихся;

  • развивать умение учащихся пользоваться словарем синонимов;

  • способствовать развитию умения работать с текстом.

  • прививать интерес к изучению русского языка, показать детям лексическое богатство русского языка.

Планированные результаты:

  • научатся находить в тексте синонимы, называть признаки синонимов;

  • научаться использовать синонимов в своей речи;

  • расширят словарный запас.

УУД:

1. Познавательные:

развивать умения работы с текстом: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью;

— развивать слух, речь, внимание.

2. Коммуникативные:

— учить формулировать собственное мнение и позицию;

— развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.

— воспитывать вежливость

3. Регулятивные:

формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса.

4. Личностные:

воспитывать вежливость

Оборудование:

  • ноутбук

  • проектор

Этапы урока

Деятельность учителя и учеников

Форма работы

Планируемые результаты

(УУД)

I. Организационный момент

Слайд 1

Прозвенел, друзья, звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Фронтальная, индивидуальная

Р УУД

II. Активизация мыслительной деятельности учащихся.

1. Минутка чистописания

2. Словарный диктант/Слайд 3/

В снежном поле,
На дороге,
Мчится конь мой одноногий.
И на много, много лет
Оставляет черный след.
(Карандаш)

— Откроем тетради. Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на орфограммы.

Кк

кл, кс, ка, ок

— Запишите слова с красной строки, выделите орфограммы, поставьте ударение.

Карандаш, квартира, класс, капуста, коньки, прохлада.

— Проверим написанные вами слова.

— На какие группы можно разделить эти слова?

— Какое слово лишнее?

(Прохлада — это не словарное слово)

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Пр УУД

П УУД

К УУД

Пр УУД

П УУД

К УУД

Р УУД

III. Определение темы урока.

1. Работа с толковым словарём

Слайд 4

— Назовите лексическое значение этого слова.

Прохлада — умеренная или приятная теплота, когда ни жарко, ни холодно; летний холодок, тень и ветерок.

— Как по — другому можно сказать «прохлада»

(Свежесть, холодок)

— Как можно назвать эти слова?

— Это слова — синонимы?

— Кто знает, что это за слова?

— Предположите, какова будет тема нашего урока?

— Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые называем синонимами.

Фронтальная, индивидуальная

Пр УУД

П УУД

К УУД

Р УУД

IV. Обозначение темы урока и постановка целей

Слайд 5

— Сегодня на уроке мы с вами будем учиться:

  • находить синонимы в тексте и в словаре;

  • пополнять словарный запас;

  • пользоваться словарем синонимов;

  • работать с текстом.

Фронтальная

Пр УУД

П УУД

К УУД

Р УУД

V. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Работа по учебнику.

1. Упражнение в нахождение слов, называющих один и тот же предмет.

с. 66 Упр. 66

2. Работа со сведениями о языке

3. Знакомство со словарем синонимов

4. Упражнение в нахождение слов – синонимов.

Упр. 67

— Найдите в предложении слова, которые обозначают одно и то же: источник, текущий из глубины земли.

— Одинаково или по-разному они произносятся?

— Спишите стихотворение. Подчеркните слова, которые называют один и тот же предмет.

— Прочитайте сведения о языке.

— Какие слова называются синонимами?

— Мы часто употребляем синонимы в своей речи. Они помогают точнее выразить мысль при разговоре. Синонимы имеются во всех языках. Они появились для обозначения одного и того же понятия, но в разных речевых ситуациях и с разными оттенками значения. Перед вами словарь синонимов, в котором размещены слова – синонимы.

— Каким научным словом можно назвать слова каждой группы?

— Объясните значение выделенных слов.

— Какие из данных слов вы часто слышите в речи?

— Спишите любую группу слов.

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Пр УУД

П УУД

К УУД

Р УУД

VI. Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения.

Выполняют действия по образцу.

К Проводить психическую и физическую разгрузку вместе с товарищами

VII. Закрепление новых знаний и способов деятельности.

1. Упражнение в составлении предложений со словами – синонимами.

Упр. 68

2. Упражнение в нахождение слов – синонимов.

3. Работа в парах

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

4. Самостоятельная работа. Игра «Найди синонимы».

Работа со словарем синонимов.

Слайд 10

— Прочитайте пары слов. Докажите, что слова каждой пары являются синонимами.

— Составьте предложения со словами любой пары синонимов. Запишите одно из них.

— Прочитайте стихотворение
И. Токмаковой.

— Найдите в стихотворении синонимы. С какой целью использует их автор в одном предложении?

— Спишите предложение.

— Подчеркните в предложении синонимы.

— Обсудите со своим товарищем что общего и чем отличаются данные слова.

Задуть свечи.

Выключить утюг.

Погасить свет в комнате.

Потушить пожар.

— Можно ли назвать эти слова синонимами?

— Подберите к данным словам синонимы. А выполнить это задание поможет словарь синонимов.

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Работа в парах

Фронтальная, индивидуальная

Пр УУД

П УУД

К УУД

Р УУД

VIII. Рефлексия

Слайд 11

Я сегодня на уроке учился____________

Я работал с _____________настроением.

Я________доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда _________________ .

Фронтальная

Р Анализировать и оценивать результаты своей деятельности

К Слушать друг друга, высказывать свое мнение.

П Обобщать знания об изученном материале.

IX. Домашнее задание

с. 54 Упр. 70, 5 словарных слов

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Что такое синонимы?

п/п

Название этапа, цель

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(формирование УУД)

1

Организационный момент

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Фронатально

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствую учителя, проверяют свою готовность к уроку. Произносят вместе с учителем:

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Будем слушать рассуждать

И друг другу помогать.

Регулятивные (Р):  волевой саморегуляции

2

Проверка домашнего задания

Цель: повторить ранее изученный материал

Фронтально

Организует проверку усвоения знаний

Отвечают на вопросы, читают текст

Личностные (Л): проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Метапредметные:

Р: адекватное восприятие оценки учителя

Коммуникативные (К): развитие умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения

Познавательные (П): развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

3

Актуализация знаний

Цель: активизация имевшихся ранее знаний

Минутка чистописания  (фронтально)

Подготовка к письму: Пальчиковая гимнастика: Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни –

Раз, два, три, четыре, пять!

Постучали, повернули

И работать захотели –

Тихо все на место сели.

Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений Ос, Со

Выполнение пальчиковой гимнастики стоя.

Самостоятельно выполняют письмо по образцу

Л: проявление старательности

Метапредметные:

Р: правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи

Предметные: каллиграфическое написание букв, буквосочетаний.

Творческое задание (фронтально)

Индивидуальная работа у интерактивной доски

Взаимопроверка

Фронтально

Учитель показывает на инерактивной доске предложение: Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

Дает задания для учеников:

1. Определить, сколько предложений в тексте

2. Запиши текст, правильно оформляя начало и конец предложения.

3. В 1 и 3 предложениях подчеркни основу предложений.

4. Какое слово употреблено здесь в переносном значении?

Записывают предложение в тетради

Подчеркивают главные члены предложения

Находят переносное слово «пришла»

Л: умение слушать в соответствии с целевой установкой

Р: принимать и сохранять учебную задачу

К: развивать умение задавать вопросы, аргументировать свое мнении

П: стремиться получить результат

Предметные: умение использовать имеющиеся знания, выполнять задания.

4

Изучение нового материала

Цель: 1. найти ответ на проблемный вопрос.

2. согласовать цель и тему урока

Фронтально. Проблемный диалог

Учитель просит прочитать еще раз первое предложение. И задает вопросы:

1. Какими словами можно заменить слово пришла?

2. Чем похожи слова наступила, началась, пришла?

3. А как одним словом можно назвать такие слова?

Учитель задает другой вопрос:

— Значит какую проблему нам предстоит решить на уроке?

Учитель открывает на интерактивной доске проблемный вопрос

4. Где мы можем найти информацию?

Учитель предлагает открыть учебник на странице 52 и прочитать запись в желтой рамке.

Учитель задает обобщающий вопрос:

— Так как называются слова, близкие по значению?

Отвечают на вопрос:

Наступила, настала, началась.

Они близки по значению.

Дети затрудняются ответить.

Дети отвечают:

Определить, как называются слова, близкие по значению.

Варианты обучающихся: в Интернете, в справочнике, в библиотеке, в учебнике)

Открывают учебники и самостоятельно читают правило

Дети отвечают:

— Слова, близкие по значению называются синонимами.

К: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться.

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

П: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.

5

Динамическая пауза

Цель: реализация здоровье сбережения на уроках

Фронтально

Предлагает отдохнуть:

Руки на пояс поставьте сначала,

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянулись мизинцем до пятки?

Если сумели – всё в полном порядке!

Дети выполняют действия по образцу.

Л: установка на здоровый образ жизни

6

Закрепление изученного материала

Цель: 1.осмысление темы нового материала

2. применение на практике и последующее повторение нового материала

В парах

Фронтально

Первичное закрепление, уточнение знаний. (Учебник, с. 53 упр. 68.)

Организует первичное закрепление

Выразительное чтение предложения (учебник, упр. 68), доказательство, что выделенные слова употреблены в переносном значении и являются синонимами. Списывание предложения.

Организует закрепление.

Закрепляют умение различать синонимы.

Закрепление умений обосновывать свой ответ, выразительно читать и различать синонимы.

К: формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Р: оценка, контроль, коррекция

7

Рефлексия

Цель: зафиксировать новое содержание изученного на уроке

В парах, фронтальная

Взаимопроверка

Самооценка с помощью смайликов

Раздает карточки слов близких по значению, расположенных в два столбца.

Ученики выполняют задание: находят из каждого столбца близкие по значению слова.

(неразговорчивый –молчаливый, смелый – отважный, прекрасный – чудесный, еда – пища; думать – размышлять, лётчик – пилот, друг – товарищ.)

П: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Л: формировать умение работать в парах, уважая мнение собеседника

8

Домашнее задание

Цель: закрепление изученного материала

Фронтально

Учитель записывает на доске домашнее задание упр.70,с.54 поясняет его.

Записывают в дневник домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Р: самоопределение к выполнению самостоятельных работ

9

Подведение итогов урока

Цель: обобщение урока

Фронтально

Открывает вопросы на интерактивной доске:

1. Какой новый термин узнали на уроке?

2. Какие слова называют синонимами?

Учитель завершает урок:

Вот и кончился урок

И и подводим мы итог.

Хорошо вы потрудились

Вам пора и отдохать

Переменку веселитесь

И начнем урок опять!

Дети отвечают:

— Синонимы.

— Разные по написанию и близкие по смыслу.

Дети уходят на перемену.

П: фиксируют материал, изученный на уроке

nsportal.ru

Урок 24. что такое синонимы? — Русский язык — 2 класс

Русский язык. 2 класс.

Урок 24. Что такое синонимы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Синонимы.
  2. Группы синонимов.

Глоссарий по теме:

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.

Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.

3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.

Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.

Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.

Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.

Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.

Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.

А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».

Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.

Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.

Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:

Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.

Так гораздо лучше!

Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.

Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».

Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».

Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».

Подведём итоги урока.

Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.

Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.

Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.

Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.

Прыгать

Пламя

Огонь

Азбука

Бросать

Озорник

Красный

Скакать

Алфавит

Кидать

Шалун

Алый

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Вспомните лексическое значение каждого слова.

3.Определите общее в лексическом значении у слов в двух столбиках.

4.Соедините слова.

Правильный ответ:

Прыгать – скакать

Огонь – пламя

Бросать – кидать

Красный – алый

Алфавит – азбука

Шалун – озорник

Задание. Подчёркивание.

Подчеркните в каждой строке слово, которое не является синонимом для остальных.

Работа; дело; труд; отдых.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Найдите определение синонима.

3.Вычеркните в каждой строчке слово, которое не является синонимом.

Правильный ответ:

Работа; отдых; дело; труд.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

resh.edu.ru

Конспект урока «Что такое синонимы?» 2 класс

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе «Школа России»

Тема урока: Что такое синонимы?

Цель: дать учащимся представление о слове как языковой единице, о номинативной функции слова, познакомить с термином «Синонимы»; развивать умения подбирать к словам синонимы и использовать их в речи; расширять словарный запас учащихся; прививать интерес к изучению языковых явлений, любовь к родному слову.

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

I Организационный момент

Посмотрите друг на друга.

Улыбнитесь-ка друг другу.

За окошком солнышко

Светит и резвится,

Его лучи нам помогают

Работать, не лениться.

II Актуализация опорных знаний

1.Каллиграфическая минутка

Повторение правописания буквосочетаний ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ

2.Словарный диктант

Мороз, дрожать, душистый, ребята, машина, темнеет.

-Подберите к слова близкие по значению, подчеркните изученные орфограммы. Взаимопроверка.

3.Самоопределение к деятельности

Можно ли сказать по-другому?

Однажды барабанщик Сквозь чащу пробираясь,

Услышал на базаре, Совсем невдалеке

Как долгоносый дятел Он увидел, как заяц

Барабанит по коре. Барабанит на пеньке.

Гром грянул за опушкой, И дождь забарабанил

Как будто великан По листьям, по стволам-

Ударил колотушкой Да так, что барабанщик

В огромный барабан Забарабанил сам!

— В каких значениях употреблено в этом стихотворении слово барабанит?

-Назовите прямое значение слова барабанить. Приведите примеры.

— Назовите переносные значения этого слова. Приведите примеры.

— Замените в тексте стихотворения слово барабанить словами, близкими по значению. (Стучать, бить, колотить, ударять)

— Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи поставим перед собой?

III Сообщение темы и задач урока

IV Изучение нового материала

1.Работа по учебнику с.52

Упражнение 66 (устно) Чтение правила

Работа по группам упражнение 68(устно). Дополнительно для групп еще слова

Луна-месяц пёс-собака доктор-врач друг-товарищ отважный-храбрый радость-веселье

2.Физкультминутка

Тихо все, ребята, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо все садись.

3.Работа над стихотворением.

«Бураны, вьюги и метели-

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!»

Так проворчал мороз угрюмый,

И речку лед сковал без шума,

Деревья скрыла седина,

И наступила тишина.

— О чем стихотворение? Какие выразительные средства использовал поэт?

Выпишите слова, близкие по значению.

V Закрепление изученного материала

Индивидуальная работа

Учащимся на среднем уровне обучения:

Прочитать слова в столбиках. К словам левого столбика подобрать синонимы из правого.

Бросать Солдат

Работает Хохочет

Смеётся Кидает

Воин Трудится

Чистый Сладкоежка

Лакомка Аккуратный

Составить предложения с одной из пары слов.

Учащимся на достаточном уровне обучения:

Утром к дому прилетела …(стая, стайка) воробьёв. Они уселись на крыше и весело … (щебетали, чирикали).Маленькая Нина …(выбежала, выскочила, вышла) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи …(слезли, спустились, слетели) с крыши.

Учащимся на высоком уровне:

Медведь подошел к большому к дубу. Медведь засунул лапу в дупло. Медведь зачерпнул пригоршню мёда.

Пчёлы начали кусать медведя. Медведь побежал к речке.

Заменить повторяющиеся слова. Подчеркнуть изученные орфограммы.

VI Рефлексия

-Каким для вас было общение на уроке? Выберите ответ.(На доске: деловым, игровым, интересным, полезным, зажигательным, поучительным, познавательным).

VII Итог урока

-Что интересного, нужного и полезного вы узнали на уроке? Для чего нужны синонимы? (помогают избежать повторов, помогают передать мысль и чувство более ясно). Помогают сделать нашу речь эмоциональной и красивой. Объясняют значение неизвестных слов).

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку «Что такое синонимы?» 2 класс

Тема урока: Что такое синонимы?

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:

Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи;

Задачи:

Сформировать умение называть признаки синонимов;

• наблюдать за использованием синонимов;

• расширить словарный запас обучающихся.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.

Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П. Канакина для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.

Ход урока:

1. Оргмомент.

— Здравствуйте, ребята!

— Я улыбнусь вам , а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час.

Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Поэтому приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.

— Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме

— Перед работой разогреем пальчики

Пальчиковая разминка

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.

Будет все у нас в прядке,

Если делаешь зарядку.

— Прошу вас оформить запись начала урока.(число, классная работа)

— С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)

— Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.

— А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).

2. Каллиграфическая минутка: на доске запись С с Ос си

— Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы видите? (буквы и соединения)

Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.

— Произнесите звуки, которые обозначает буква С

— Что вы о них можете рассказать?

— Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?

— Напишите красиво по образцу.

3. Словарная работа.

Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?

— Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.

— Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание. (осина)

— Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? (лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).

— Как назвать её по-другому? (осинка)

Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)

Запишите все слова и подчеркните букву.

4. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы

Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

Какие? ( Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны. )

(Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)

— Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски)

— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)

— Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).

— А кто знает, как называются эти слова?

Дети предлагают разные варианты.

— Ребята, а почему все называют разные ответы?

Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.

— Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?

Дети: со словами с близким значением.

Следующее исследование узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.

5. Тема урока.

Откройте содержание учебника стр 52. Найдите название темы нашего урока — Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом нашего исследования.

— Ребята, чему мы должны научиться на уроке?

  • Узнаем, что такое синонимы.

  • Будем их сравнивать, подбирать.

  • Будем учиться использовать их в речи.

— Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.

В этом нам поможет учебник

Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.

— Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)

— Какие два момента вы должны уяснить?

Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по — разному.

Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу

— Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».

6.А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?

1. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

— Кто готов, поднимите руку.

-Какими словами синонимами заменили слово зябнет?

Запишите эти слова в тетрадь. Проверка

— Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?

7. Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)

(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)

8. Физминутка.

Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.

Человек

9. Закрепление изученного.

1.— Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.

— Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)

2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.

Игра «Объясни словечко»

Попробуйте подобрать синонимы , которыми можно объяснить значение слов

Мокрый – сырой

Луна – месяц

Лгать – обманывать

Зелёный – изумрудный ?

— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)

Найдите словарь синонимов на стр. 141

С помощью словаря запишите синонимы к слову : ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка

3. Игра «Найди пару»

Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.

Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары слов, которые у вас получились.

4.Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)

5.Работа в группах по карточкам

Игра «Составь пары слов»

мороз

Проверка на интерактивной доске. Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте !,кто ошибся один или два раза +, кто больше —

10. Самостоятельная работа. Тест.

— А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.

1. Отметь галочкой синоним к слову красный

  • алый

  • красавец

  • красота

2. Отметь галочкой синоним к слову бежать

  • сидеть

  • мчаться

  • лежать

3. Отметь галочкой синоним к слову друг.

  • ученик

  • дети

  • приятель

(Самопроверка с интерактивной доски)

11. Домашнее задание:

— Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? Так расскажите дома маме, с какими словами познакомились. С. 54 Упр. 70

12. Рефлексия.

— Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!

— Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами

Красный билетик – вам все удавалось на уроке!

Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.

Голубой – если у вас не все получилось…

13. Оценивание.

14. Итог урока.

Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок

жёлтый

пламя

озорник

печаль

квакушка

блестеть

грусть

шалун

огонь

лягушка

холод

золотой

сверкать

doc4web.ru

Русский язык. 2 класс. Тема: Что такое синонимы?

Урок № 26 (26) Дата ___________

Тема: Что такое синонимы?

Цель: познакомить с термином синонимы; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать оттенки значений синонимов; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Формирование универсальных учебных действий на уроках:

Личностные:

  1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  2. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  4. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Регулятивные:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  3. Использование знаково-символических средств представления информации.

Познавательные:

  1. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  2. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

3.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  1. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

  2. Работать в паре и группе

Межпредметные связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха).

Ресурсы: методическое пособие; Учебник; тетрадь с печатной основой; тетрадь для учащихся в узкую линейку.

Организация пространства: фронтальная, в парах, самостоятельная.

Ход урока:

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель настраивает детей на работу.

Самостоятельная работа

Минутка чистописания

ля ля ля

яя яя яя

лл лл лл

Л1. Ученики проверяют готовность к уроку.

Повторяют написание элементов букв, букв, слогов.

  1. Актуализация знаний

Самостоятельная работа

Орфографическая минутка

На доске запись. Определить количество предложений. Записать текст, правильно оформляя начало и конец предложения.

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

— В первом и третьем предложении подчеркните основы предложений.

— Какое слово употреблено здесь в переносном значении?

Творческая работа

КИМы с. 43.

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.

Нераспространенное.

Дети предлагают свои варианты, одно предложение записывают.

  1. Самоопределение к деятельности

Фронтальная работа

— Прочитайте еще раз первое предложение. Каким словом можно заменить слово пришла?

У слов наступила, началась, пришла близкие значения. Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения.

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.

Наступила, настала, началась.

4. Работа по теме урока

Фронтальная работа

Работа по учебнику, с. 52

Упр. 66 – по заданиям учебника

Знакомство со словарем синонимов, учебник с. 141.

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.

Физминутка

5. Продолжение работы по теме

Фронтальная работа

Работа по учебнику, с. 53

Упр. 67 – по заданиям учебника

Упр. 68 – по заданиям учебника

Самостоятельная работа

Письмо по памяти

Упр. 69

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1

6.Рефлексия

Самостоятельная работа

Карточка.

Соедини синонимы.

Неразговорчивый отважный

Неудачный алчный

Несложный чудесный

Жадный молчаливый

Смелый ошибочный

Прекрасный простой

Р2. Оценивать свои достижения.

Самопроверка.

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».

7.Итог урока

Фронтальная работа

— Что нового узнали на уроке?

— Какие слова называют синонимами?

— Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы?

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.

Ответы детей.

Разные по написанию и близкие по смыслу.

Речь становится более точной, эмоциональной.

8.Домашнее задание

С.54, упр. 70 (уч).

Л3, 4; Р2; П3.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *