cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Виды деятельности презентация 10 класс – Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация к уроку обществознания по теме «Деятельность»

Содержание

Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация к уроку обществознания по теме «Деятельность»

Слайд 1

Урок в 10 классе Учитель: Яковлева Т.А. МБОУ СОШ №8 г.Бердск НСО Деятельность

Слайд 2

Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Слайд 3

Субъект деятельности Объект деятельности Мотив Цель деятельности Действие Методы и средства Процесс Результат (продукт ) Основные компоненты деятельности

Слайд 4

1 ) Целенаправленное действие 2 ) Ценностно-рациональное действие 3) Аффективное 4) Традиционное действие Виды действий (классификация немецкого социолога, философа, историка М. Вебера (1864—1920) в зависимости от мотивов действий)

Слайд 5

Игра у словная ситуация; з амещающие предметы; н ацелена на удовлетворение интересов участников; с пособствует развитию личности Виды деятельности

Слайд 6

Виды деятельности Общение Классификация По средствам общения: н епосредственное; о посредованное; п рямое; к освенное.

Слайд 7

м ежду реальными субъектами; м ежду реальным субъектом и иллюзорным партнером; между реальным субъектом и воображаемым партнером; м ежду воображаемыми партнерами По субъектам общения

Слайд 8

Функции общения социализации; п ознавательная; п сихологическая; о тождествления; о рганизационная.

Слайд 9

Учение Организованное Неорганизованное Самообразование

Слайд 10

л юбая сознательная деятельность человека; о дин из видов деятельности; в ид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата Труд

Слайд 11

По субъекту По характеру Классификация деятельности индивидуальная коллективная репродуктивная творческая

Слайд 12

По соответствию правовым нормам По соответствию моральным нормам Классификация деятельности законная незаконная моральная аморальная

Слайд 13

Классификация деятельности По соотношению с общественным прогрессом По зависимости от сфер общественное жизни прогрессивная реакционная Экон -я Полит-я Соц -я Дух-я

Слайд 14

Классификация деятельности По особенностям проявления человеческой активности внешняя внутренняя

Слайд 15

Творчество Внешние механизмы творческой деятельности Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний. Воображение. Фантазия. Интуиция.

Слайд 16

Вывод: Т.о . деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами: с ознательный характер; п родуктивный характер; п реобразующий характер; о бщественный характер.

nsportal.ru

Презентация по обществознанию для 10 класса «Деятельность- способ существования людей»

Деятельность-способ существования людей

Выполнила Ризатдинова Ризида Ибрагимовна, учитель истории и обществознания

МОУ СШИ №2 г. Магнитогорска

Что такое деятельность?

  • Деятельность — процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека.
  • Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.
  • Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.
  • Объектом называют пассивную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Что такое активность?

  • Активность — понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.
  • Необходимо отличать деятельность от активности — два совершенно разных понятия. Деятельность характерна только для человека , в то время как активность — черта представителей животного мира .

Структура деятельности

  • Субъекты, объекты.
  • Мотив деятельности, т.е. причины, побуждаемые человека совершать действия.
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности.
  • Средства — т.е. методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности – действия, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат.

Черты деятельности

  • Черты деятельности:

— сознательность (цели)

— продуктивность (получение результата)

— носит преобразующий характер (изменяет мир и самого себя – привычки, способности)

— носит общественный характер (отношения с другими людьми)

Это именно те особенности, которые от­личают человеческую деятельность от поведения живот­ных.

Виды деятельности

  • Материальная  (материально-производственная и социально-преобразовательная) и  духовная  (познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая)
  • По  субъекту : индивидуальная – коллективная По  характеру : репродуктивная – творческая По  соответствию правовым нормам:   законная – незаконная По  соответствию моральным нормам :  моральная – аморальная По  соотношению с общественным прогрессом : прогрессивная – реакционная По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная По 
    особенностям проявления человеческой активности
    : внешняя – внутренняя

Формы деятельности

1. Труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование)

2. Игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный)

3. Учение (познание нового)

4. Общение (обмен идеями, эмоциями)

Труд

  • Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.
  • Характерные черты труда как вида деятельности:
  • Целесообразность (необходимость)
  • Наличие целей
  • Наличие знаний, умений.
  • Полезность
  • Развитие личности
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

  • Физический – труд, в ходе которого есть нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .
  • Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
  • Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
  • Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.

Игра

  • Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.
  • Характерные черты игры как вида деятельности:
  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для игры
  • Использование предметов, замещающих реальные
  • Своеобразные цели (формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.

Учение

  • Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.
  • Виды учения
  • Организованное (осуществляется в учебных учреждениях)
  • Неорганизованное (побочный результат основного вида деятельности)
  • Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

Творческий характер деятельности

  • Творчество — это любая деятельность человека, в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.
  • Механизм творческой деятельности:
  • Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
  • Наличие воображения
  • Фантазия
  • Интуиция — знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.

Общение

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей. Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

  • В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

Познание и деятельность

  • Познание человеком мира неразрывно связано с его умственной деятельностью. Познание является результатом накопления знаний об обществе и окружающей среде, которое происходит с помощью учебы. Учебу как инструмент познания мира человеком не следует рассматривать в узком смысле – это может быть как учебный процесс в школе, так и прием традиции о опыта предшествующих поколений. Познание человеком мира происходит двумя путями – рациональным и иррациональным . Рациональный метод заключается в познании при помощи учебы труда и игры, иррациональный – методов чувств, которые зарождаются на интуитивном уровне.

Связь человека и деятельности

  • Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Спасибо за внимание!

intolimp.org

Урок обществознания по теме «Деятельность». 10-й класс

Разделы:

История и обществознание


Учебный предмет “Обществознание”

Возраст учащихся: 10 класс. Урок рассчитан на 2 учебных часа.

Общая дидактическая цель: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний и способов деятельности

Триединая цель урока:

Образовательный аспект:

  • расширить представление о понятии “деятельность”, рассмотреть структуру деятельности, характеризовать основные виды деятельности, сопоставлять и отличать их;

Развивающий аспект:

  • тренировать навыки работы в группах, умение критически слушать, анализировать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, аргументировать;
  • устанавливать коммуникацию, обсуждать, понять, что для получения нужного результата в любой деятельности человека, необходимо четко выделять ее основные структурные компоненты, анализировать и обобщать полученную информацию по теме.

Воспитательный аспект:

  • создать условия для формирование БНЦ Труд, способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению

Формируемые метапредметные результаты:

Личностные универсальные учебные действия: умение самостоятельно оценивать и принимать решения.

Регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно ставить учебные задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в соответствии с существующими требованиями

Познавательные универсальные учебные действия: развивать умение самостоятельно работать с разными источниками информации, излагать информацию для аудитории, высказывать собственную точку зрения; формулировать на основе приобретённых знаний собственные оценочные суждения и аргументы по проблеме урока, сравнивать, систематизировать и структурировать информацию; способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации; представление информации в различных формах и видах; работа с текстом, создание собственной информации, и её представление в соответствии с учебными задачами.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников деятельности.

Элементы педагогических технологий: технология проблемного обучения, групповая форма работы, ТРКМ

Педагогические техники: ПОПС – формула.

Структура урока. Используется структура современного урока обществознания, предложенная доктором педагогических наук Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А.Н. Иоффе:

  • Мотивационный блок;
  • Информационный блок;
  • Аналитический блок;
  • Рефлексивный блок.

Материалы и оборудование:

  • компьютер, проектор, медаиэкран
  • раздаточные материалы “Краткая характеристика основных видов деятельности человека”, “Определения понятия деятельность” (возможно расположение раздаточных материалов на одном рабочем листе), макет “Лист А 4 (ватман) с 4 графами: Цель, Средства, Действия, Результат”
  • презентация, содержащая следующие слайды:

А. Тема урока

Б. Цели урока

В. Определения понятия деятельность, главные моменты

Г. Структура деятельности

Д. Виды деятельности человека

Е. Проблемные, дискуссионные вопросы урока

При отсутствии возможности использовать презентацию, на доске используются схемы “Структура деятельности”, “Виды деятельности человека”

— учебник “Обществознание” 10 класс под редакцией Л. Н. Боголюбова. Профильный уровень.

Ход занятия

Мотивационный блок

1. Содержательная часть

Прочитать слова известной песни:

Сделать хотел грозу Сделать хотел утюг
А получил козу Слон получился вдруг
Розовую козу Крылья как у пчелы
С желтою полосой Вместо ушей цветы
Вместо хвоста нога Ночью мне снится сон
А на рога Плачут коза и слон
Я не хотел бы вновь Плачут и говорят
Встретиться с той козой Что с нами сделал ты?

Вопрос учителя: Почему у волшебника не получилось сделать то, что он хотел? (Ребята высказывают свои версии)

2.  Организационная часть

Человек постоянно проявляет себя в различных видах деятельности, поэтому нам сегодня необходимо:

— уяснить суть понятия “деятельность”, рассмотреть ее структуру;

— поработав в группах, проанализировать и сравнить основные виды деятельности человека, аргументировано представить результаты работы по проблеме.

3. Проблемная часть

Познакомьтесь с двумя представленными вам определениями деятельности и выделите основные моменты, которые в них отражены (слайды или раздаточный материал):

— Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя (философский словарь).

— Деятельность – форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования субъекта (психологический словарь).

Основные моменты (выделяются вместе с учителем):

— деятельность – активные действия;

— у деятельности есть цель;

— она направлена на результат.

Таким образом, какой бы деятельностью не занимался человек, в ней четко выделяются следующие структурные компоненты:

Цель — “Для человека, которые не знает к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным” (слайд) Сенека

Средства – Имея кремний, можно сделать наконечник стрелы, но нельзя сделать из него лук (слайд).

Действия – “Сделать хотел козу…” ( слайд “Песня из мотивационной части”)

Результат – реализованная цель (слайд).

Схема (слайд):

ЦЕЛЬ……………СРЕДСТВА…………….ДЕЙСТВИЯ…………….РЕЗУЛЬТАТ.

Существуют различные виды деятельности: духовная и практическая, разрушительная и созидательная… Наша задача, проанализировав основные виды деятельности доказать или опровергнуть тезис: Любая деятельность подчинена четко определенной структуре.

Информационный блок

Ребята получают раздаточные листы с кратким описанием сути основных видов деятельности человека (если позволяет время и технические условия, они могут самостоятельно найти нужную им информацию в учебнике или сети Интернет).

Работа в группах проводится по следующему образцу: каждая группа будет работать попеременно над одним компонентом структуры деятельности (Цель), затем поменявшись заготовленными макетами, они должны рассмотреть следующий структурный компонент (Средства), но уже в другом виде деятельности. Снова поменявшись макетами, рассмотреть (Действия) следующего вида деятельности. Последний этап – работа с компонентом (Результат), последнего представленного вида деятельности человека. Таким образом, каждая группа поработает с текстами всех 4 видов деятельности. Каждая группа имеет возможность увидеть работу другой группы на макете и добавить свое видение вопроса.

Раздаточный лист урока (рабочий лист), (составлен на основе учебника “Обществознание” 10 класс под ред. Л. Н. Боголюбова, профильный уровень:

1.Труд как вид человеческой деятельности.

С точки зрения экономической науки труд рассматривается как планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления. Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель – создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Трудовая деятельность, независимо от способа, средств и результатов характеризуется рядом общих свойств.

Во-первых, набором трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах.

Во-вторых, трудовая деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъекта трудовой деятельности, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках

В-третьих, материально-техническими условиями труда. Дл достижения цели в трудовой деятельности, как и во всякой иной, используются разнообразные средства. Это прежде всего, различные технические устройства, энергетические и транспортные линии, без которых невозможен трудовой процесс. В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т.е. на материалы. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями.

В-четвертых, трудовая деятельность характеризуется способом организацонно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования.

В-пятых, трудовая деятельность характеризуется структурой организации и управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение его участников.

Трудовая деятельность – это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность.

2.Познавательная деятельность.

Знания не возникают сами по себе. Они результат – особого процесса – познавательной деятельности людей. Процесс познания, как бы он не проходил, предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания).

Цель познания – описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне зависимости от человека. Ее можно достигнуть, если правильно обобщить данные опыта и использовать правильный метод. Но мы можем познать суть вещи не в качестве пассивных наблюдателей, а лишь через включение ее в нашу активную деятельность. Результаты познания будут отражать не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс познания (методы, формы познания), а также особенности нас самих как познающих субъектов.

В процессе познания природа отвечает на наши вопросы, но ответы зависят не только от ее устройства, но и от нашего способа постановки вопросов.

3. Политическая деятельность

Наука предполагает разные определения политической деятельности. Приведем два из них:

— Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.

— Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.

Политическая деятельность включает в себя государственное управление, т.е. такое воздействие на общество, на те или другие стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и воздействие политических партий на ход общественных процессов и принятие государственных решений.

Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть союз, сотрудничество, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба.

Субъектами политики являются: большие социальные общности (слои, касты, нации, сословия и т.д.), политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения), политические элиты – сравнительно небольшие группы, концентрирующие в своих руках власть, личности (политические лидеры).

Можно сделать вывод, что политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни.

4. Творческая деятельность

Представьте себе, что перед конструкторами поставлена задача, создать новую модель автомобиля. Как сделать машину более безопасной? Как уменьшить расход топлива? Как снизить расход металлов? и т.д. На эти вопросы нужны новые ответы, поиск которых является творческой деятельностью.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко творческая деятельность проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. В то же время множество других видов работ включает в себя элементы творчества. В широком смысле творческой является в целом вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность, в соответствиями с их целями и потребностями. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающую самоорганизацию.

Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий

Воображение позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения. Важнейшим механизмом творчества является интуиция, знание, происхождение которого не сознается. Но бессознательное в творчестве, как правило, связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Открытие не возникает на пустом месте, оно опирается на прошлый опыт и накопленные знания.

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть. Нужно овладевать культурой: знаниями, языком, способами деятельности. Усвоить опыт творческой деятельности прошлых поколений можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы, обдумывать нестандартные задачи, сопоставлять не совпадающие точки зрения, развивать воображение, общаться с искусством, применять в решении проблемы различные средства.

“Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых” (П.И. Чайковский)

Аналитический блок

Обсуждение.

В аналитическом блоке проходит представление работы групп, обмен вопросами, высказываний замечаний к работе других групп (обсуждение дискуссионных вопросов), представление собственных позиций.

Подведение содержательных итогов занятия.

Возможно заполнение в тетради общей таблицы:

Виды деятельности Цель Средства Действия Результат
Трудовая        
Политическая        
Познавательная        
Творческая        

Рефлексивный блок

Подведение общих итогов.

Определить значимость понимания рассматриваемых вопросов на уроке, обсудить проблемный вопрос и дискуссионные вопросы.

Возвращение к ожидаемым результатам

Определение того, что получилось реализовать в ходе занятия, а что удалось не в полной мере.

Рефлексия и оценивание.

— Определить виды деятельности на уроке

— Значимость и полезность занятия

— Интересное, необычное на уроке

— Оценивание (если необходимо)

27.04.2015

urok.1sept.ru

Презентация по предмету обществознание для 10 класса по теме: «Деятельность-способ существования людей»

Просмотр содержимого документа
«Презентация по предмету обществознание для 10 класса по теме: «Деятельность-способ существования людей»»

Деятельность –способ существования людей.

План урока

1.Деятельность человека : основные характеристики

2.Структура деятельности и ее мотивация

3.Многообразие деятельности

4.Сознание и деятельность

Словарь

  • Деятельность специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя.

Характер деятельности

Характер деятельности

Потребности

Словарь

  • Потребность — это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека, который он испытывает на притяжении всей своей жизни. 

Потребности –нужда

Приведите примеры взаимосвязи потребностей.

Потребности -нужда

А. Маслоу

Американский

психолог

Почему А.Маслоу назвал человека «желающее существо»?

Структура деятельности

Структура деятельности

  • Субъект — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.
  • Объект   — это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Многообразие деятельности

Основание для классификации

Виды деятельности

Отношение человека к окружающему миру

Примеры

1.Практическая

2.Духовная

Труд

Искусство

Словарь

Сознание — высшая свойственная человеку форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности;

Совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира.

Природа сознания

Особенности формирования сознания

Изготовление орудий труда связано:

  • с мысленным расчленением целого на части (анализ),
  • с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета,
  • с мысленным объединением (синтез), выделенных свойств в представляемые целостные орудия.

1.Употребление (изготовление орудий труда) и общественный труд.

2.Общение с помощью слова

 

функции, форма,

свойства материала

Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению отдельных действий, которые приобретают смысл только через работу других людей.

Структура деятельности

Игра

Мотив

Познание

Познание окружающего мира

Субъект

Труд

Приобретение знаний

Объект

Получение практического результата

Цель

Средства

Действия

Результат

Домашнее задание

multiurok.ru

Урок обществознания по теме «Деятельность». 10-й класс

Разделы: История и обществознание


Учебный предмет “Обществознание”

Возраст учащихся: 10 класс. Урок рассчитан на 2 учебных часа.

Общая дидактическая цель: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний и способов деятельности

Триединая цель урока:

Образовательный аспект:

  • расширить представление о понятии “деятельность”, рассмотреть структуру деятельности, характеризовать основные виды деятельности, сопоставлять и отличать их;

Развивающий аспект:

  • тренировать навыки работы в группах, умение критически слушать, анализировать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, аргументировать;
  • устанавливать коммуникацию, обсуждать, понять, что для получения нужного результата в любой деятельности человека, необходимо четко выделять ее основные структурные компоненты, анализировать и обобщать полученную информацию по теме.

Воспитательный аспект:

  • создать условия для формирование БНЦ Труд, способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению

Формируемые метапредметные результаты:

Личностные универсальные учебные действия: умение самостоятельно оценивать и принимать решения.

Регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно ставить учебные задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в соответствии с существующими требованиями

Познавательные универсальные учебные действия: развивать умение самостоятельно работать с разными источниками информации, излагать информацию для аудитории, высказывать собственную точку зрения; формулировать на основе приобретённых знаний собственные оценочные суждения и аргументы по проблеме урока, сравнивать, систематизировать и структурировать информацию; способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации; представление информации в различных формах и видах; работа с текстом, создание собственной информации, и её представление в соответствии с учебными задачами.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников деятельности.

Элементы педагогических технологий: технология проблемного обучения, групповая форма работы, ТРКМ

Педагогические техники: ПОПС – формула.

Структура урока. Используется структура современного урока обществознания, предложенная доктором педагогических наук Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А.Н. Иоффе:

  • Мотивационный блок;
  • Информационный блок;
  • Аналитический блок;
  • Рефлексивный блок.

Материалы и оборудование:

  • компьютер, проектор, медаиэкран
  • раздаточные материалы “Краткая характеристика основных видов деятельности человека”, “Определения понятия деятельность” (возможно расположение раздаточных материалов на одном рабочем листе), макет “Лист А 4 (ватман) с 4 графами: Цель, Средства, Действия, Результат”
  • презентация, содержащая следующие слайды:

А. Тема урока

Б. Цели урока

В. Определения понятия деятельность, главные моменты

Г. Структура деятельности

Д. Виды деятельности человека

Е. Проблемные, дискуссионные вопросы урока

При отсутствии возможности использовать презентацию, на доске используются схемы “Структура деятельности”, “Виды деятельности человека”

— учебник “Обществознание” 10 класс под редакцией Л. Н. Боголюбова. Профильный уровень.

Ход занятия

Мотивационный блок

1. Содержательная часть

Прочитать слова известной песни:

Сделать хотел грозу Сделать хотел утюг
А получил козу Слон получился вдруг
Розовую козу Крылья как у пчелы
С желтою полосой Вместо ушей цветы
Вместо хвоста нога Ночью мне снится сон
А на рога Плачут коза и слон
Я не хотел бы вновь Плачут и говорят
Встретиться с той козой Что с нами сделал ты?

Вопрос учителя: Почему у волшебника не получилось сделать то, что он хотел? (Ребята высказывают свои версии)

2.  Организационная часть

Человек постоянно проявляет себя в различных видах деятельности, поэтому нам сегодня необходимо:

— уяснить суть понятия “деятельность”, рассмотреть ее структуру;

— поработав в группах, проанализировать и сравнить основные виды деятельности человека, аргументировано представить результаты работы по проблеме.

3. Проблемная часть

Познакомьтесь с двумя представленными вам определениями деятельности и выделите основные моменты, которые в них отражены (слайды или раздаточный материал):

— Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя (философский словарь).

— Деятельность – форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования субъекта (психологический словарь).

Основные моменты (выделяются вместе с учителем):

— деятельность – активные действия;

— у деятельности есть цель;

— она направлена на результат.

Таким образом, какой бы деятельностью не занимался человек, в ней четко выделяются следующие структурные компоненты:

Цель — “Для человека, которые не знает к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным” (слайд) Сенека

Средства – Имея кремний, можно сделать наконечник стрелы, но нельзя сделать из него лук (слайд).

Действия – “Сделать хотел козу…” ( слайд “Песня из мотивационной части”)

Результат – реализованная цель (слайд).

Схема (слайд):

ЦЕЛЬ……………СРЕДСТВА…………….ДЕЙСТВИЯ…………….РЕЗУЛЬТАТ.

Существуют различные виды деятельности: духовная и практическая, разрушительная и созидательная… Наша задача, проанализировав основные виды деятельности доказать или опровергнуть тезис: Любая деятельность подчинена четко определенной структуре.

Информационный блок

Ребята получают раздаточные листы с кратким описанием сути основных видов деятельности человека (если позволяет время и технические условия, они могут самостоятельно найти нужную им информацию в учебнике или сети Интернет).

Работа в группах проводится по следующему образцу: каждая группа будет работать попеременно над одним компонентом структуры деятельности (Цель), затем поменявшись заготовленными макетами, они должны рассмотреть следующий структурный компонент (Средства), но уже в другом виде деятельности. Снова поменявшись макетами, рассмотреть (Действия) следующего вида деятельности. Последний этап – работа с компонентом (Результат), последнего представленного вида деятельности человека. Таким образом, каждая группа поработает с текстами всех 4 видов деятельности. Каждая группа имеет возможность увидеть работу другой группы на макете и добавить свое видение вопроса.

Раздаточный лист урока (рабочий лист), (составлен на основе учебника “Обществоз

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок по обществознанию в 10 классе «Содержание и формы духовной деятельности» (презентация).

Содержание и формы духовной деятельности

ВОПРОСЫ:

1. Деятельность.

2. Структура деятельности.

3. Виды деятельности.

4. Классификация деятельности по объектам и результатам.

5.Творческая деятельность.

6. Механизмы творческой деятельности.

Структура деятельности

Цель

Задачи

Средства

Действия

Результат

«Хлеба и зрелищ!»

«Ни хлебом единым жив человек»

Объясни понятия:

  • Дух.
  • Духовность.

Словарь:

Дух — идеальный мир, ступень его причастности к сознанию, наиболее полно воплощенные в человеке.

Духовное особая сфера деятельности, для которой характерны специфические проявления духа — язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному относятся также высшие ценности человеческого существования — свобода, любовь, творчество, вера.

СОЗДАНИЕ И ОСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

  • Та сторона человеческой созидательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми» , т. е. в конечном счете на изменение качеств самих социальных субъектов, называется духовной деятельностью , а ее продукты — духовными ценностями .

Зачем человеку ценности?

Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл человеческой жизни.

Г. Гегель считал, что главное свойство духа — рефлексия, т. е. способность к самопознанию.

  • Создавая произведения культуры и искусства, люди опредмечивают в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды.
  • Среди явлений духовной жизни Гегель особенно выделял язык, науку, религию, мораль, искусство, философию и право.
  • Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, распредмечивают заключенные в ней духовные ценности, расширяя при этом свой интеллектуальный кругозор, умножая и развивая индивидуальные творческие способности.

Отличительные признаки духовных явлений (стр. 181-182):

  • Идеальность
  • Общественный характер духовных ценностей
  • Содержание духовных ценностей является объективным
  • В процессе создания ценностей специфическую роль играют знаки и символы.

Аксиология – наука, изучающая ценности.

Особенности духовных ценностей

  • (создаются в процессе общения, распространяются посредством коммуникации и служат прежде всего повышению эффективности социальных взаимодействий).

основные исторические формы духовной деятельности

Историческими они называются потому, что отражают определенную последовательность духовного становления человечества .

Каждая из этих форм удовлетворяет специфические духовные запросы людей и использует своеобразные символические, знаковые средства выражения.

Виды духовной деятельности

неспециализированная духовная деятельность

специализированная духовная деятельность .

  • развивается и совершенствуется преимущественно профессионалами в стенах специализированных культурных учреждений, таких как школа и университет, церковь, музей, библиотека, театр и т. п.
  • Вся область духовных отношений, связанная с культурой труда, быта, досуга, семейного и личного общения, выступает как неспециализированная деятельность.
  • Музей
  • Церковь
  • Библиотека
  • Театр
  • Архив
  • Школа

Главный фасад Кунсткамеры 1740 года

Здание Музея антропологии и этнографии

им. Петра Великого (Кунсткамера).

Вид с Дворцового моста .

Притча «Остров духовных ценностей»

Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова.

Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило: «На моём корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места». Когда мимо проплывал корабль Грусти она попросилась к ней, но та ей ответила: «Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве». Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи её, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на её корабле. Рядом проплывала Радость, но та так было занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась.

Но вдруг она услышала голос, где-то позади: «Пойдём Любовь, я возьму тебя с собой». Любовь обернулась и увидела старца. Он довёз её до суши и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию: — Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец? Познание посмотрело на Любовь: — Это было Время.

— Время? — переспросила Любовь. — Но почему оно спасло меня?

Познание ещё раз взглянуло на Любовь потом вдаль, куда уплыл старец:

— Потому что только Время знает как важна в жизни Любовь.

multiurok.ru

Деятельность как способ существования людей. Урок-презентация по обществознанию, 10 класс (базовый уровень)

Урок № 9-10

Обществознание, 10

Деятельность как способ существования людей

Д.З.: § 5, ?? (с.54), задания (с.54-55)

© ред. А.И. Колмаков

Цели урока

  • формирование у учащихся моральных ориентиров, гуманистического мировоззрения, гражданственности и общей культуры;
  • выработка понимания понятия “духовность”;
  • формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции;
  • воспитание нравственно-духовных ценностей.

Понятия, термины

  • деятельность;
  • цель;
  • мотив;
  • убеждения;
  • ценности;
  • сознание;
  • игра;
  • труд;
  • учение;
  • творчество

Деятельность – единственный

путь к знаниям

Б.Шоу

Знать и уметь

Знать:

— что такое деятельность;

— что такое потребности;

— иерархическую теорию потребностей.

Уметь:

— характеризовать черты деятельности;

— определять мотивы деятельности;

— раскрывать на примерах многообразие видов деятельности;

— определять взаимосвязь деятельности и сознания.

Изучение нового материала

  • Деятельность как способ существования людей.
  • Деятельность и ее мотивация.
  • Многообразие деятельности.
  • Сознание и деятельность.  

Актуализация проблемы

Деятельность – присущая только

человеку форма взаимодействия

с окружающим миром

Продуктивный

характер

Преобразующий

характер

Сознательный

Общественный

характер

характер

Человек

выдвигает

цель,

видит конечный

результат

Получение

результата,

продукта

Изменение

окружающего мира

и самого себя

Вступление в

различные

межличностные

отношения

Удовлетворение потребностей

Потребности

Естественные

Идеальные

Социальные

Потребности

в необходимом

для существования

и воспроизводства

Потребности

в самовыражении,

освоении культурных

ценностей,

познании

окружающего

мира, осознании

смысла жизни

Потребности

в трудовой

деятельности

созидании, творчестве,

социальной

активности,

общении, признании

Проявляются потребности,

интересы и способности

человека

Придают человеческой

деятельности смысл

Мотивы –

побудительные причины

деятельности

Цельосознанный образ

предвосхищаемого результата,

на достижение которого

направлена деятельность

Деятельность = цепочка

действий

Импульсивная

влияние чувств

и раздражителей

Осознанная

определена цель и

способы её достижения

Виды деятельности

В соотношении с ходом

истории, общественным

прогрессом

Особенности отношения

к миру

Социальные формы

объединений

реакционная

темп

индивидуальная

Практическая

преобразование

реальных объектов

природы и общества

прогрессивная

коллективная

характер

созидательная

массовая

разрушительная

В соответствии

с общественными

сферами

Духовная

изменение сознания

людей

В зависимости от наличия

или отсутствия новизны целей,

результатов деятельности,

способов её осуществления

В соответствии с

социальными

нормами

экономическая

Однообразная,

шаблонная,

монотонная

Выполняется строго

по правилам, новое

сведено к минимуму

социальная

законная

незаконная

Порождает нечто

качественно новое,

ранее неизвестное

Инновационная, изобретательная,

творческая

моральная

аморальная

политическая

связь

Виды деятельности

игра

труд

учение

Готовит человека

к творческой

деятельности

и жизни в обществе

Деятельность,

направленная

на приобретение знаний

и способов действий

Вид деятельности,

направленный на

достижение

практически полезного

результата

Внешняя деятельность

Внутренняя деятельность

Проявляется в виде

движений, мышечных

усилий, действий

с реальными

предметами

Происходит

посредством

умственной

деятельности

схема

Творческая деятельность.

Основывается на

предшествующем

опыте и знаниях

Все люди талантливы, но

талант необходимо

развивать

Трудовая деятельность.

Один из

видов

деятельности

Любая

сознательная

деятельность

ТРУД -это вид человеческой деятельности,которая направлен-

на на достижение практически полезного результата

Игровая деятельность.

Форма жизни

детей

инстинкты

Игра- носит двуплановый характер: реальное действие

и абстрактный характер.

Оба подхода отмечают, что сознание связано с речью и целеполагающей

деятельностью человека

Сознание – присущая только человеку

способность воспроизводить действительность

в идеальных образах

Естественно — научный

подход

Религиозно — идеалистический

подход

Сознание – проявление

Сознание является первичным,

а человека «телесного» — его

производной

функций мозга, вторичное

по сравнению с телесной

организацией человека

Формирование сознания

Развитие индивида

Овладение языком,

общение с другими людьми

Рождение индивида

Формирование

индивидуального

сознания

Сознание не только отражает

объективный мир, но и творит

его, влияет на деятельность

человека

Сознание

формируется

деятельностью

Ведущая деятельность

  • Формируется на определённом возрастном этапе
  • В её русле развиваются все виды деятельности

труд

взрослый

школьник

учение

ребёнок

игра

Контрольные вопросы

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
  • Вы можете использовать шаблон презентации, но при создании работы вы должны указать источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов Сайт: http :// pedsovet.su /

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *