cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Виды деятельности презентация 10 класс – Презентация к уроку обществознания в 10 классе Сущность человеческой деятельности

Обществознание, 10, профильный класс. Многообразие деятельности

Урок 41

Обществознание, 10 класс,

профильный уровень

Глава III ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ

МНОГООБРАЗИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Деятельность людей и её многообразие /

Д.З: § 17, ?? (с.177), задания (с.177-179)

© А.И. Колмаков

  • объяснить понятия и термины: «деятельность», мотивы деятельности», «потребности», «интересы», «творчество», «цель», «средства достижения цели», «действия», «бессознательное»;
  • познакомить с социальной сущностью деятельности человека, с типологией деятельности, выяснить природу и особенности творческой деятельности;
  • развивать
    у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

Универсальные учебные действия

  • Знать: социальная сущность деятельности человека, потребности и мотивы, типологии деятельности
  • Уметь : раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности, объяснять причинно-следственные связи изучаемых объектов
  • деятельность;
  • мотивы деятельности;
  • потребности;
  • интересы;
  • творчество;
  •   цель;
  • средства достижения цели;
  • действия;
  • бессознательное

Изучение нового материала

  • Потребности и интересы.
  • Типология деятельности.
  • Природа творческой деятельности.

Вспомните. Какое значение имеет деятельность в жизни человека и общества?

два определения деятельности

  • Второе — из словаря по психологии: « Деятельность— форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта ».
  • Первое — из философского словаря: « Деятельность — форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя
    ».

Деятельность – форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта — или результата.

В структуре деятельности различают СУБЪЕКТЫ и ОБЪЕКТЫ

Субъект – тот, кто осуществляет деятельность.

Объект

???

Субъект – человек-земледелец

социальная сущность деятельности

Субъект – ???

Объект

???

Объект

???

Объект – то, на что она направлена.

структура деятельности

Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность;

это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности.

Структура деятельности

Деятельность складывается из действий

Необходимы для достижения цели:

  • трудовая
  • учебная..

Необходимы для достижения цели

Осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность

Должны соответствовать цели

Действия состоят из поступков.

Это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности.

Цель оправдывает средства?

Совокупность поступков – поведение.

Поступки – это сознательные действия, направленные на достижение какой-либо социально значимой цели.

Мотивация деятельности

Устойчивые взгляды на мир, идеалы, принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Биологические

Потребности

Убеждения

Социальные

Идеальные

Общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая готовность к совершению каких-либо действий относительно какого-либо объекта .

Социальные установки

(лат. иметь значение, важно) Определяются положением различных групп и индивидов в обществе

Интересы

Образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, её представление о высшей справедливости

Идеалы

Являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Направленность личности

10

Мотивы деятельности

Потребности человека можно разделить на три группы:

1.  Биологические потребности .

(связанные с биологической организацией человека, его принадлежностью к природе).

2. Социальные потребности ( порожденные обществом).

3.  Идеальные потребности (осознавать свое место в мире, смысл и предназначение своего существования).

В мотивах деятельности проявляются потребности

биологические

социальные

идеальные

Мотивы деятельности – побуждения, связанные с удовлетворением потребностей.

Потребности – осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.

( классификация А. МАслоу)

Мотивы деятельности

базисные потребности:

физиологические : в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т. п.;

экзистенциальные (от латинского слова, означающего буквально «существование»): в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.;

социальные : в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;

престижные : в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;

духовные : в самоактуализации, самовыражении.

Пирамида потребностей по А.Маслоу

Как строятся интересы людей?

социальные установки (общая ориентация человека на определенный социальный объект), как мотив деятельности

Общественный идеал ( образ совершенного общества)

В основе деятельность

ИНТЕРЕСЫ ( материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей )

нравственный идеал ( представление о достойном подражания образцовом человеке)

убеждения ( устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы), как мотив деятельности

В основе деятельность

Интуиция ( стереотипы автоматизированных действий )

Воля ( способность действовать в направлении сознательно поставленной цели )

Деятельность человека и её виды

Деятельность- способ отношения человека к внешнему миру, характерный только для людей

созидательная и разрушительная

Творческая деятельность

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее

 

Источником деятельности может быть воображение, фантазия

 

Фантазия — необходимый компонент творческой деятельности.

 

Интуиция — важнейший компонент творчества. Бессознательное.

 

Бессознательное связано с созидательными усилиями

Проверь себя

1) В чём заключается социальная сущность деятельности?

2) Какова структура деятельности?

3) Что такое субъект и объект деятельности?

4) Как связаны между собой цель, средства и результат деятельности?

5) Каковы мотивы деятельности?

6) Как соотносятся потребности и интересы?

7) В чём особенности творческой деятельности?

Дайте определение понятий

  • …- форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата.
  • … — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
  • … — побуждения, связанные с удовлетворением потребностей.

4. … — устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремления воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

5. … — ценности, характерные для определенной группы людей.

6. … — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Проверяем понятия

  • Деятельность — форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата.
  • Цель осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
  • Мотивы деятельности — побуждения, связанные с удовлетворением потребностей.

4. Убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремления воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

5. Интересы — ценности, характерные для определенной группы людей.

6. Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Тест. Многообразие деятельности

1. Какое определение пропущено в следующей фразе: «Только

деятельности человека свойственен.. . характер»?

а) инстинктивный;

б) орудийный;

в) совместный;

г) преобразовательный.

2. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» рассказывает о двух заслуженных чиновниках, попавших на необитаемый остров. Изголодавшись до умопомрачения, они взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал.. . откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их. — С нами крестная сила! — сказали они оба разом, — ведь этак мы друг друга съедим!

Что лежало в основе описанных действий?

а) осознанный мотив;

б) поставленная цель;

в) инстинктивный порыв;

г) потребность в общении.

3. Верны ли следующие суждения о человеческой деятельности?

А. Изменение и преобразование мира в интересах людей —

характеристика человеческой деятельности.

Б. Человеческую деятельность характеризует направленность на создание того, чего нет в природе.

а) верно только А; б) верно только Б;

в) верно и А, и Б; г) оба суждения неверны.

4. Каким термином можно определить общую черту деятельности художника, писателя, изобретателя, учителя?

а) познание;

б) творчество;

в) преподавание;

г) изображение.

5. Верны ли суждения?

А. Орудийная деятельность присуща только человеку.

Б. Животные используют природные предметы в качестве орудий и даже изготавливают их.

а) верно только А;

б) верно А и Б;

в) верно только Б;

г) оба неверны.

6. Человек преобразует окружающий мир с помощью:

а) деятельности;

б) общения;

в) религиозных обрядов;

г) фантазии.

7. Верны ли суждения?

A. Деятельность способствует приспособлению к окружающей среде.

Б. Деятельность преобразует природу.

B. Деятельность не влияет на окружающий мир.

Г. Деятельность носит целеполагающий характер.

а) АБ;

б) АБВГ;

в) БГ;

г) АБГ.

8. Ученик для учителя является :

а) субъектом деятельности;

б) объектом деятельности;

в) конкурентом;

г) коллегой.

9. К духовной деятельности относится:

а) строительство кинотеатра;

б) изготовление орудий труда;

в) съемки фильма;

г) работа типографии.

10. К экзистенциальным относятся потребности:

а) в комфорте;

б) пище;

в) общении;

г) самоуважении.

11. Аффективное действие обусловлено:

а) четко продуманной целью;

б) понятиями о долге;

в) привычкой;

г) эмоциональным состоянием.

12. Труд как целесообразная деятельность человека начался:

а) с занятий охотой;

б) изготовления орудий труда;

в) земледелия;

г) овладения огнем.

13. Запишите соответствующие буквы в порядке возрастания.

К биологическим потребностям человека могут быть отнесены следующие потребности:

а) сон;

б) отдых;

в)созидание;

г) воздух:

д) общение;

е) творчество.

С1. Заполните пропуски:

Создание новых материальных и духовных ценностей называется . . .

С2. Сопоставьте два высказывания и определите в них общее и различное. В чём ценность этих суждений? Свой ответ аргументируйте.

• Когда у человека есть действительно какие-нибудь убеждения, то ни сострадание, ни уважение, ни дружба, ни любовь, ничто, кроме обязательных доказательств, не в состоянии изменить в этих убеждениях ни одной мельчайшей подробности

(Д. Писарев).

• Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения

(Ф.М. Достоевский)!

С3. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает на необитаемый остров двух заслуженных чиновников, привыкших жить на всем готовом. Здесь они вдруг обнаруживают, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет». «Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить…».

  • О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте?
  • Что выступает целью этой деятельности?
  • Из каких действий она состоит?
  • Как вы думаете, оказались ли генералы способными к преобразующей деятельности?

С4. Двух генералов, изображенных М.Е. Салтыковым-Щедриным, спас от голодной смерти, как известно, мужик, который «зачал перед ними действовать. Полез перво-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков.. . Потом покопался

в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек. .. разной провизии…»

  • Каковы были цель деятельности мужика, средства ее достижения и результаты?
  • Из каких конкретных действий эта деятельность состояла?
  • Соответствовали ли ее результаты поставленной цели?

С5. В своих воспоминаниях Л.Н. Толстой пишет об отце, который много читал, собирал библиотеку, рисовал детям картинки, казавшиеся им верхом совершенства, весело шутил и рассказывал забавные истории за обедом и ужином, заставлял сына читать по­

любившиеся и выученные наизусть стихи, внимательно слушал «и был очень счастлив этим».

  • Правильно ли предположить, что отца

Л.Н. Толстого побуждали к данной деятельности определенные интересы? Ответ аргументируйте.

С6. Учитель младших классов обратился к старшеклассникам с просьбой помочь ему в подготовке новогоднего праздника для малышей. Те из старшеклассников, кто откликнулся на эту просьбу, организовали «Мастерскую Деда Мороза». Они сочиняли сценарий сказочного спектакля, шили костюмы, подбирали музыку, разучивали с малышами песни и игры. Подключили малышей к оформлению сказочного городка, изготовлению елочных игрушек, сюрпризов.

  • Охарактеризуйте структуру данной деятельности старшеклассников: определите ее субъект, объект, цель, средства и результаты.
  • Что могло явиться побудительным мотивом данной деятельности?

7. Германский общественный деятель Ф. Лассаль (1825-1864) писал: «Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели».

  • Что означают слова о собственной природе цели?
  • Разве нельзя достичь цели, используя средства, обеспечившие достижение иной цели?
  • Своё мнение аргументируйте.

8. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».

  • Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность?
  • Какова связь между ними?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

multiurok.ru

Деятельность людей и ее многообразие 10 класс

Презентация на тему: Деятельность людей и ее многообразие 10 класс

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Урок 43. Деятельность людей и ее многообразие 10 класс Обществознание профиль

№ слайда 2 Описание слайда:

Вопросы домашнего задания В чем заключается социальная сущность деятельности? Какова структура деятельности? Как связаны между собой цель, средства и результат деятельности? Каковы мотивы деятельности? Как соотносятся потребности и интересы? В чем особенности творческой деятельности?

№ слайда 3 Описание слайда:

Дайте определение понятий …- форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата. … — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. … — побуждения, связанные с удовлетворением потребностей.

№ слайда 4 Описание слайда:

Дайте определение понятий 4. … — устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремления воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. 5. … — ценности, характерные для определенной группы людей. 6. … — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

№ слайда 5 Описание слайда:

Проверяем понятия Деятельность — форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата. Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Мотивы деятельности — побуждения, связанные с удовлетворением потребностей.

№ слайда 6 Описание слайда:

Проверяем понятия 4. Убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремления воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. 5. Интересы — ценности, характерные для определенной группы людей. 6. Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

№ слайда 7 Описание слайда:

Тесты 1. Какое определение пропущено в следующей фразе: «Только деятельности человека свойственен.. . характер»? а) инстинктивный; б) орудийный; в) совместный; г) преобразовательный.

№ слайда 8 Описание слайда:

2. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» рассказывает о двух заслуженных чиновниках, попавших на необитаемый остров. Изголодавшись до умопомрачения, они взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал.. . откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их. — С нами крестная сила! — сказали они оба разом, — ведь этак мы друг друга съедим! Что лежало в основе описанных действий? а) осознанный мотив; б) поставленная цель; в) инстинктивный порыв; г) потребность в общении.

№ слайда 9 Описание слайда:

3. Верны ли следующие суждения о человеческой деятель ности? А. Изменение и преобразование мира в интересах людей — характеристика человеческой деятельности. Б. Человеческую деятельность характеризует направленность на создание того, чего нет в природе. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно и А, и Б; г) оба суждения неверны. 4. Каким термином можно определить общую черту деятельности художника, писателя, изобретателя, учителя? а) познание; б) творчество; в) преподавание; г) изображение.

№ слайда 10 Описание слайда:

5. Верны ли суждения? А. Орудийная деятельность присуща только человеку. Б. Животные используют природные предметы в качестве орудий и даже изготавливают их. а) верно только А; б) верно А и Б; в) верно только Б; г) оба неверны. 6. Человек преобразует окружающий мир с помощью: а) деятельности; б) общения; в) религиозных обрядов; г) фантазии.

№ слайда 11 Описание слайда:

7. Верны ли суждения? A. Деятельность способствует приспособлению к окружающей среде. Б. Деятельность преобразует природу. B. Деятельность не влияет на окружающий мир. Г. Деятельность носит целеполагающий характер. а) АБ; б) АБВГ; в) БГ; г) АБГ.

№ слайда 12 Описание слайда:

8. Ученик для учителя является: а) субъектом деятельности; б) объектом деятельности; в) конкурентом; г) коллегой. 9. К духовной деятельности относится: а) строительство кинотеатра; б) изготовление орудий труда; в) съемки фильма; г) работа типографии.

№ слайда 13 Описание слайда:

10. К экзистенциальным относятся потребности: а) в комфорте; б) пище; в) общении; г) самоуважении. 11. Аффективное действие обусловлено: а) четко продуманной целью; б) понятиями о долге; в) привычкой; г) эмоциональным состоянием.

№ слайда 14 Описание слайда:

12. Труд как целесообразная деятельность человека начался: а) с занятий охотой; б) изготовления орудий труда; в) земледелия; г) овладения огнем. 13. Запишите соответствующие буквы в порядке возрастания. К биологическим потребностям человека могут быть отнесены следующие потребности: а) сон; б) отдых; в)созидание; г) воздух: д) общение; е) творчество.

№ слайда 15 Описание слайда:

1. Заполните пропуски: Создание новых материальных и духовных ценностей называется . . . 2. Сопоставьте два высказывания и определите в них общее и различное. В чем ценность этих суждений? Свой ответ аргументируйте. • Когда у человека есть действительно какие-нибудь убеждения, то ни сострадание, ни уважение, ни дружба, ни любовь, ничто, кроме обязательных доказательств, не в состоянии изменить в этих убеждениях ни одной мельчайшей подробности (Д. Писарев). • Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения (Ф.М. Достоевский)!

№ слайда 16 Описание слайда:

3. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает на необитаемый остров двух заслуженных чиновников, привыкших жить на всем готовом. Здесь они вдруг обнаруживают, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет». «Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить…». О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте? Что выступает целью этой деятельности? Из каких действий она состоит? Как вы думаете, оказались ли генералы способными к преобразующей деятельности?

№ слайда 17 Описание слайда:

4. Двух генералов, изображенных М.Е. Салтыковым-Щедриным, спас от голодной смерти, как известно, мужик, который «зачал перед ними действовать. Полез перво-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков.. . Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек. .. разной провизии…» Каковы были цель деятельности мужика, средства ее достижения и результаты? Из каких конкретных действий эта деятельность состояла? Соответствовали ли ее результаты поставленной цели?

№ слайда 18 Описание слайда:

5. В своих воспоминаниях Л.Н. Толстой пишет об отце, который много читал, собирал библиотеку, рисовал детям картинки, казавшиеся им верхом совершенства, весело шутил и рассказывал забавные истории за обедом и ужином, заставлял сына читать по любившиеся и выученные наизусть стихи, внимательно слушал «и был очень счастлив этим». Правильно ли предположить, что отца Л.Н. Толстого побуждали к данной деятельности определенные интересы? Ответ аргументируйте.

№ слайда 19 Описание слайда:

6. Учитель младших классов обратился к старшеклассникам с просьбой помочь ему в подготовке новогоднего праздника для малышей. Те из старшеклассников, кто откликнулся на эту просьбу, организовали «Мастерскую Деда Мороза». Они сочиняли сценарий сказочного спектакля, шили костюмы, подбирали музыку, разучивали с малышами песни и игры. Подключили малышей к оформлению сказочного городка, изготовлению елочных игрушек, сюрпризов. Охарактеризуйте структуру данной деятельности старшеклассников: определите ее субъект, объект, цель, средства и результаты. Что могло явиться побудительным мотивом данной деятельности?

№ слайда 20 Описание слайда:

7. Германский общественный деятель Ф. Лассаль (1825-1864) писал: «Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели». Что означают слова о собственной природе цели? Разве нельзя достичь цели, используя средства, обеспечившие достижение иной цели? Свое мнение аргументируйте. 8. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?

№ слайда 21 Описание слайда:

9. Какое мнение вам кажется правильным? Аргументируйте ответ. Цель оправдывает средства. Недостойными средствами нельзя достичь хороших целей. 10. В Древнем Риме рабы строили прекрасные дороги, здания, водопровод. Можно ли считать подневольную работу деятельностью? 11. Объясните, какую роль в жизни человека играют биологические, социальные и духовные потребности. 12. Как вы понимаете изречение из Евангелия «Не хлебом единым жив человек»? Объясните возможные мотивы следующих действий: Человек постоянно приобретает в личное пользование автомобили, каждый раз покупая все более дорогие и престижные машины. Человек жертвует на нужды больницы личные средства.

№ слайда 22 Описание слайда:

13. О каких потребностях — материальных или духовных — идет речь в приведенном ниже высказывании? Согласны ли вы с этим суждением? Двумя обычными причинами несчастья людей являются, с одной стороны, незнание того, как мало им нужно, чтобы быть счастливыми, а с другой — мнимые потребности и безграничные желания (К.А. Гельвеций, французский философ, XVIII в.).

ppt4web.ru

Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему: Презентация к уроку обществознания «Деятельность как способ существования людей» 10 класс

Слайд 1

Деятельность –способ существования людей. Ильина Людмила Николаевна Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №60» г.Владивосток

Слайд 2

План урока 1.Деятельность человека : основные характеристики 2.Структура деятельности и ее мотивация 3.Многообразие деятельности 4.Сознание и деятельность

Слайд 3

Словарь Деятельность –это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром .

Слайд 4

Характер деятельности

Слайд 5

Потребности –нужда

Слайд 6

Приведите примеры взаимосвязи потребностей.

Слайд 7

Потребности -нужда А. Маслоу Американский психолог Почему А.Маслоу назвал человека «желающее существо»?

Слайд 8

Структура деятельности

Слайд 9

Структура деятельности

Слайд 10

Структура деятельности Игра Познание Труд Мотив Познание окружающего мира Приобретение знаний Получение практического результата Субъект Объект Цель Средства Действия Результат

Слайд 11

Природа сознания

Слайд 12

Особенности формирования сознания 1.Употребление (изготовление орудий труда) и общественный труд. 2.Общение с помощью слова функции, форма, свойства материала Изготовление орудий труда связано: с мысленным расчленением целого на части (анализ), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета, с мысленным объединением (синтез), выделенных свойств в представляемые целостные орудия.

Слайд 13

Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению отдельных действий, которые приобретают смысл только через работу других людей.

Слайд 14

Многообразие деятельности Основание для классификации Виды деятельности Примеры Отношение человека к окружающему миру 1.Практическая 2.Духовная Труд Искусство

Слайд 15

Домашнее задание Заполнить таблицу Текст стр.56 Задания стр.57-58

nsportal.ru

Презентация по обществознанию «Профессиональная деятельность»(10 класс)

Дифференцированно-диагностический опросник Климова (ДДО)

Инструкция. Ответьте на вопрос «Что бы Вы предпочли из двух возможностей?», необходимо отдать предпочтение одному виду деятельности. Если даже Вам не нравятся оба вида деятельности, то, как говорится из двух зол надо выбрать меньшее, т. е то, с чем Вы смогли бы справиться. Обвести или подчеркнуть выбранный ответ в листе ответов.

ИЛИ

Ухаживать за животными

Обслуживать машины

Помогать больным людям

Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин

Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

Следить за состоянием, развитием растений

Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл и т.д.)

Доводить товары до потребителя, продавать, рекламировать

Обсуждать научно –популярные книги и статьи

Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)

Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

Тренировать товарищей в выполнении каких – либо действий

Копировать рисунки, изображения

Управлять каким – либо грузовым средством

Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения

Оформлять выставки, витрины

Ремонтировать вещи, изделия, жилище

Искать, исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а

Лечить животных

10б

Выполнять вычисления, расчеты

11а

Выводить новые сорта растений

11б

Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий

12а

Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, наказывать, поощрять

12б

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах

13а

Наблюдать. Изучать работу художественной самодеятельности

13б

Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а

Налаживать медицинскую аппаратуру

14б

Оказывать людям медицинскую помощь при ушибах, травмах, ранениях и т.д.

15а

Составлять точные описания – отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15б

Художественно описывать, изображать события

16а

Делать лабораторные анализы в больнице

16б

Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а

Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б

Осуществлять монтаж или сбор машин, приборов

18а

Организовать культпоходы сверстников или младших школьников в театры, музеи и т.п.

18б

Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а

Изготовлять по чертежам детали, изделия, строить здания

19б

Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а

Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада

20б

Работать на клавишных машинах

infourok.ru

Презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания в 10 классе

Зачетная работа по теме «Деятельность»

Вариант 1

1. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в

1) самосохранении        2) самореализации        3) самопознании        4) самообразовании

2. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?

А.

Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.

Б.

Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

1) верно только А             2) верно только Б        3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

3 Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

1) земля                2) техника                3) выращиваемая культура                4) земледелец

4 Субъектами игры в «дочки-матери» являются

1)

правила игры

2)

игровые сюжеты

3)

игрушки

4)

дети

5 Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?

1)

творческая активность

2)

способность к чувственному восприятию

3)

обменные процессы

4)

действие механизмов наследственности

6 Авторский коллектив завершил создание современной социологической энциклопедии. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

1) познавательная        2) экономическая        3) социальная        4) духовная

7 К существенным признакам, отличающим общение от труда, относится:

1)активный характер                2)целенаправленность        3)целесообразность        4)наличие партнера

8. Популярный композитор работает над новой песней. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером:

1)духовная        2)экономическая         3)политическая         4)социальная

9 В каких трех формах проявляется рациональное познание

1)ощущение, восприятие, представление

2)понятие, представление, умозаключение

3)понятие, суждение, умозаключение

4)представление, суждение, ощущение

10 Познание в отличии от общения

1)является проявлением человеческой активности

2)Допускает использование речи

3)способствует развитию личности

4)может быть индивидуальным

11. Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие социальную природу человека, и выпишите  цифры, под которыми они указаны.

1)

интересы

2)

мировоззрение

3)

задатки

4)

умения

5)

наследственность

6)

идеалы

12. Выберите в приведенном ниже списке формы рационального познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) ощущение,

2) понятие,

3) фантазия,

4) умозаключение,

5) восприятие.

13. Как-то А.Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение Вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», — сказала супруга ученого.

Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем?

 

14. Прочитайте текст и выполните задания к нему

Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни… Четкое разграничение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

Наш язык хорошо выражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях.

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.

А.Н.Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977

_____________________________________________________________________________

  1. Как психолог трактует понятие «индивид»? Приведите пример употребления данного термина.
  2. Существует ли различие между понятием «индивид» и «личность»? В чем оно?
  3. В каких случаях понятие личности не может быть использовано? Приведите три примера.
  4. В чем заключается сущность личности, ее основная характеристика, то есть продуктом чего является личность? Какие еще собственно человеческие качества являются произвольными от указанной вами характеристики?

Зачетная работа по теме «Деятельность»

Вариант 2

1. Рациональное познание, в отличие от чувственного

1)

расширяет знания об окружающем мире

2)

формирует наглядный образ предмета

3)

осуществляется в форме ощущений и восприятий

4)

использует логические умозаключения

2. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения?

1) познавательную        2) прогностическую                3) объяснительную                4) социальную

3 Верны ли следующие суждения об истине?

А.

Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

Б.

Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

1) верно только А             2) верно только Б        3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

4. Какое из суждений точно отражает соотношение природы и общества?

1)

общество – часть природы

2)

природа – часть общества

3)

общество – обособившаяся от природы часть мира

4)

общество и природа подчиняются единым природным закономерностям

5. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А.

Исторически общество «старше» природы.

Б.

Общество выступает творцом культуры, своего рода «второй природы», как бы надстроенной над природой естественной.

1) верно только А             2) верно только Б        3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

6 Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность – продукт биологической эволюции.

Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.

1) верно только А             2) верно только Б        3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

7 Проведение реформ, направленных на расширение государственного влияния на сферу бизнеса представляют собой деятельность:

1)прогностическую                2)социально-преобразовательную

3)материально-производственную                4)ценностно-ориентировочную

8.К существенным признакам, отличающим труд от игры относится:

1)активный характер                2)результативность                

3)целесообразность                4)наличие партнера

9 Суждение: «Наша вселенная образовалась в результате Большого взрыва» — это

1)интуитивная догадка                2)экспериментально подтвержденный факт

3)художественный образ                4)научная гипотеза

10 Верны ли следующие суждения  об отличиях человека от животного

А)Человек отличается от животного способностью преобразовывать своим трудом окружающую среду

Б)Человек отличается от животного способностью мыслить

1) верно только А             2) верно только Б        3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

11. Ниже приведён ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к эмпирическому уровню научного познания. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

Наблюдение, эксперимент, восприятие, измерение, описание, классификация, систематизация

12.Найдите в приведенном списке черты, присущие только научному познанию и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) использование понятий,

2) логическое выведение умозаключений,

3) экспериментальное подтверждение результатов,

4) открытость рациональной критике любого положения,

5) опора на данные опыта чувственного познания.

13. В 1667 году, анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение. Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле. Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения.

Назовите методы научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем? Свой ответ аргументируйте.        

14. Прочитайте текст и выполните задания С1-  С5

Все виды материальной и духовной деятельности человека производны от труда и несут в себе его главную черту – творческое преобразование действительности, а в итоге и самого себя.

Важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или неявный предметный характер, – все ее компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта (так, благодаря деятельности рабочего создаются реальные машины, здания, а в деятельности писателя и художника создаются художественные произведения).    

Если мы хотим осознанно употребить слово «деятельность» применительно к той или иной сфере жизни человека, то обязательно должны представлять себе предметное содержание ее компонентов, содержание ее конечного «продукта». Но если в наблюдаемых нами жизненных событиях мы не можем выделить и определить содержание компонентов деятельности, не можем проследить реальное преобразование человеком той или иной материальной или духовной действительности, то термин «деятельность» к этим событиям применять нельзя. Жизнь некоторых людей лишь частично связана с полнокровной человеческой деятельностью, она лишь теплится у них в неразвитой форме.

(В.В. Давыдов)

С1 Каковы, по мнению автора, общие черты всех видов человеческой деятельности? Укажите две черты.

С2. В каких случаях, по мнению автора, термин «деятельность» не может быть использован? Укажите два случая. 

 

С3Какие примеры преобразований материальной и духовной действительности приводит автор? Приведите по одному собственному примеру таких преобразований.

С4. Что называет автор «неразвитой» формой деятельности? Приведите по одному собственному примеру такой деятельности в материальной и духовной сферах жизни.

        

15. Напишите эссе на одну из тем:

1.«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский).

2. «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения» (Р. Милликен).

3. «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию».

(У. Годвин)

Зачетная работа по теме «Деятельность»

Вариант 3

1. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом

1) теоретического анализа                        2) социального эксперимента

3) непосредственного наблюдения                4) обобщения повседневного опыта

2Человек, в отличие от животного, обладает способностью

1) действовать сообща с себе подобными                2) видеть цель своих действий

3) обучать потомство                                4) защищаться от опасности

3 И человек, и животные способны

1)

использовать предметы природы

2)

изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда

3)

передавать трудовые навыки последующим поколениям

4)

осознавать собственные потребности

4 Верны ли следующие суждения об истине?

А.

Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.

Б.

Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.

1) верно только А             2) верно только Б        3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

5. К формам рационального познания относится

1)ощущение                2)восприятие                3)наблюдение        4)суждение

6. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

Практика – это относительный критерий истины, потому что

А.

не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.

Б.

существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А             2) верно только Б        3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

7 Мысль, отражающая предметы или явления в общих и существенных признаках, называется

1)понятием          2)представлением                3)восприятием        4)выводом                

8 И чувственное и рациональное познание нацелено на:

1)теоретическое осмысление действительности                

2)приобретение истинных знаний об окружающем мире

3)опровержение существующих научных теорий

4)восприятие окружающего мира

9. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1)

расширяет знания об окружающем мире

2)

формирует наглядный образ предмета

3)

осуществляется в форме ощущений и восприятий

4)

использует логические умозаключения

10Вывод: «Друзья познаются в беде» является результатом

1) паранаучного знания,                2) обобщения жизненного опыта,

3) художественного вымысла,        4) экспериментальной проверки

11. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) теоретическое обобщение фактов,

2) констатация протекания отдельных событий,

3) образность и оригинальность отражения объективной реальности,

4) стремление к достоверному, истинному знанию,

5) познание мира в форме ощущений, восприятий и представлений,

6) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин.

12. Какое слово пропущено в схеме?

13. Ученые одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, а другим – по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанный с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Какой из методов научного познания нашел отражение в данном сообщении? Какой уровень научного знания представлен в нем? Аргументируйте свой ответ.

14.Прочитайте текст и выполните задания С1-  С4

«Человек — не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать и чем он, возможно, еще и станет. Человеку нельзя дать такое определение, как столу или часам, и все же определение иной сущности нельзя считать полностью невозможным.

Для определения человека можно выбрать другие критерии, например два рода страстей и влечений. Первый род влечений, биологического происхождения, распространяется в равной мере на всех людей. Сюда относится потребность выживания, потребность в безопасности, в какой-то форме социальной защищенности. Но человек — это такое существо, у которого инстинктивное поведение играет минимальную роль. Страсти другого рода имеют не биологические корни, и поэтому они у всех людей разные. К ним относятся любовь, радость, солидарность, зависть, ненависть, ревность, соперничество, стяжательство и т.д.

Самой ужасной из всех человеческих страстей я считаю стремление более сильного использовать другого человека как средство достижения своих эгоистических целей. Это не что иное, как утонченная форма каннибализма».

«Задаваясь вопросом, можно ли говорить о сущности человека, сразу сталкиваешься с двумя противоположными точками зрения. Одна гласит, что никакой сущности человека вообще нет, человек есть не что иное, как продукт формирующих его культурных условий. С другой стороны, существует мнение, представленное Фрейдом и многими другими учеными, согласно которому природа человека существует.

Человек впервые является жизнью, которая осознает самого себя. Человек — пленник природы, но, несмотря на это, свободен в своем мышлении, он часть природы и все же, так сказать, ее причуда, он не находится ни здесь, ни там. Человек является одновременно телом и душой, ангелом и зверем, он принадлежит к двум конфликтующим между собой мирам».

Э. Фромм

  1. Опираясь на тексты, приведите две цитаты, в которых даны определения понятия «человек».
  2. Назовите потребности человека, которые, по мнению автора, имеют биологическое происхождение.
  3. Самостоятельно сформулируйте общую мысль о сущности человека, присутствующую в приведенных фрагментах текстов. Свой вывод подкрепите двумя цитатами.
  4. С опорой на тексты и обществоведческие знания назовите три важнейшие способности, присущие человеку.

Напишите эссе на одну из тем:

1.«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский).

2. «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения» (Р. Милликен).

3. «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию».

(У. Годвин)

        

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *