cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок русский язык среди языков мира 10 класс – План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Разработка урока по русскому языку в 10 классе Русский язык в современном мире (по учебнику Власенкова А.И.) | скачать бесплатно

Презентация по русскому языку «Русский язык среди других языков мира»

РУССКИЙ ЯЗЫК СРЕДИ ДРУГИХ ЯЗЫКОВ МИРА

Каково положение русского языка среди других языков мира?

  • Русский язык является родным для 99,96 % живущих в России русских и представителей других народов.
  • Из 27 млн. человек нерусского населения 7,5 млн. человек указали в Переписи населения русский язык в качестве родного, а еще 16,4 млн. человек заявили, что свободно им владеют.
  • Русский язык считают родным 90 % проживающих в России евреев, 63% белорусов, 57% украинцев.

Факторы, определившие

широкое распространение

русского языка:

а) родной язык русских — самой многочисленной нации России;

б) миграции;

в) интерес к русскому языку;

г) профессиональные занятия.

Языки народов, населявших СССР

2

4

1

3

6

5

1 – славянские языки 2 – балтийские язык

3 – финно-угорские языки 4 – самодийские языки

5 – тюркские языки 6 – тунгусо-маньчжурские языки

русский

украинский

белорусский

словенский

сербохорватский

македонский

болгарский

старославянский

лужицкий

польский

словацкий

чешский

Восточнославянские

XVII в.

Западно-

славянские

южнославянские

X – XIV вв.

Праславянский язык

середина I тысячелетия н.э.

Распространение русского языка в республиках

Республика

1

2

3

4

Доля

коренного

населения

%

Дагестан

Чеченская

Чувашская

Тыва

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Доля

русского

населения %

80,2

70,7

68,

64

Татарстан

Калмыкия

Марий Эл

Карачаево-

Черкесская

Карелия

Хакасия

Башкортостан

Адыгея

Коми

Бурятия

Мордовия

Якутия(Саха )

9,2

23

22

32

48,5

45,4

43,3

40,9

43,3

37,7

47,5

42,4

10

11,1

21

22

23,4

32,5

32,5

33

74

79,5

39

68

58

60,8

60,8

50,3

Диалектологическая карта русского языка

Северное наречие

Ладого-Тихвинская группа

Вологодская группа

Костромская группа

Онежская группа

Лачские говоры

Белозерско-Бежецкие говоры

Южное наречие

Западная группа

Верхнеднепровская группа

Верхнедеснинская группа

Курско-Орловская группа

Рязанская группа

Тульская группа

Елецкие говоры

Оскольские говоры

Москва

Среднерусские говоры

Новгородские говоры

Гдовская группа

Псковская группа

Селигеро-Торжковсие говоры

Северные говоры Южные говоры

1. ОКАНЬЕ – различие звуков О и А в безударной позиции.

1. АКАНЬЕ – совпадение А и О в безударной позиции

2. Г// К пироги — пироК

2. Г// Х пироги — пироХ

3. Произношение местоимений: я, у мен Я , про теб Я

3. Произношение местоимений: я, у мен Э , про тебЭ

4. У глаголов в форме з лица настоящего и простого будущего времени звук Т произносится твердо пишу Т

люб ИТ

4. У глаголов в форме 3 лица настоящего или простого будущего времени звук

Т произносят мягко или не произносят совсем

Пишу( ТЬ ), он люб И

5. различия в лексике

5. различия в лексике

КРАПИВА

Северо-запад

СТРЕКАВА

СТРЕКИВА

СТРЕКИША

Дон

СВЕРБУХА

Сибирь

ЖАЛИЦА

Владимирская область

Псковская область

Тверская область

Архангельская область

Вологодская и

Новгородская области

Смоленская область

Карелия

Сибирь

ЖОСТЫЛЬ

КИСЕЛКА

ЛЯДУНИЦА

КИСЛИЦА

КНЯЖИХА

ПОРЕЧКА

СЕСТРЯНКА

КНЯЖАНКА

Иначе как подвигом во славу русского языка нельзя назвать более чем 50-летлетний труд В.И. Даля по созданию четырехтомного «Толкового словаря живого великорусского языка». Более двухсот тысяч слов собрал и объяснил в своем словаре этот подвижник русского слова.

Как рассказывают биографы Даля, первое слово для своего словаря записал он в 1819 году семнадцатилетним юношей

Через 53 года после описанного случая, в 1872 году, за неделю до смерти В.И. Даль просил дочь записать последнее слово для своего словаря…

videouroki.net

10 класс Урок №1 Русский язык в современном мире

Урок № 1

Тема. Введение. Русский язык в современном мире.

  1. Работа с текстом.

Задание. Составьте тезисы или план по данному тексту.

На вопрос «Сколько языков в мире?» никто не даст точного от­вета. Среди языков есть большие и малые, а есть и великие. Слова большие, малые и великие лингвисты употребляют не для того, что­бы возвеличить один язык над другим, и не для того, чтобы ска­зать, будто один язык лучше другого. Дело только в количестве говорящих, в том, что на одних языках говорят миллионы людей, а на других — едва несколько сотен.

Больше половины землян говорят на одном из пяти крупней­ших языков мира. Такие языки называются мировыми

(использу­ется также образное выражение «клуб мировых языков»). Чтобы язык получил «звание» мирового, нужно, чтобы на нём говорило не меньше 200 миллионов человек.

Сколько же людей в мире говорит по-русски?

Вот несколько цифр, свидетельствующих о распространении русского языка в наше время: русский язык является родным для 170 миллионов человек, и 350 миллионов человек его понимают. Большинство говорящих по-русски живёт, конечно же, в России, остальные — за её пределами. Кто эти люди?

Это те, кто живёт на территории стран СНГ и Балтии, а также те, кто проживает в странах традиционного зарубежья. Для них специально издаются журналы и книги на русском языке, ведётся обучение в школах, между собой эти люди продолжают общаться по-русски.

Однако русский язык изучают и те, для кого он не является родным (около 180 миллионов человек). Так, в Германии, Австрии и Швейцарии русский язык в первую очередь интересует тех, кто занимается или будет заниматься бизнесом. В Израиле русский изучают дети из многочисленных русскоговорящих семей. Япон­цев и многие другие народы привлекает удивительная русская ли­тература. А в последнее время появился и чисто «спортивный инте­рес» к изучению русского языка — ведь зимние Олимпийские игры будут проходить на территории России — в черноморском городе-курорте Сочи.

В общем, мотивы изучения русского языка в зарубежных стра­нах самые разные. Ясно одно: русский язык активно распространя­ется в мире и по праву входит в «клуб мировых языков». Изучайте же и оберегайте русский язык!

  1. Творческая работа в парах (творческое применение изученного материала о языке)

Почему народы мира изучают русский язык? В своих ответах используйте вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих.

  1. Групповая работа (интерактивный прием «Мозговой штурм)

Задание. Прочитайте высказывания известных писателей о язы­ке и, опираясь на полученные ранее сведения, сделайте вывод о бо­гатстве, красоте, выразительности и развитости русского языка.

«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью… Русский язык в умелых и опытных устах — певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» (А. Куприн)

«Да будет же честь и слава нашему языку, который в самород­ном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если на­добно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливает­ся в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!» (Н. Карамзин)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в чис­ле которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтитель­но с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоя­нии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!» (И. Тургенев)

4. Работа над культурой и развитием речи учащихся

Работа в парах (по уровням)

1 уровень. Составьте и разыграйте с соседом по парте диалог на тему «Язык нашей семьи».

2 уровень. Составьте и разыграйте с соседом по парте диалог о том, почему мы, граждане Казахстана, изучаем русский язык.

3 уровень. Посовещавшись в парах, обоснуйте справедливость мнения:

«Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами),— русский язык начнут изучать по всем мери­дианам земного шара».

multiurok.ru

Конспект урока «Русский язык в современном мире» (10 класс)

Урок 1. ЯЗЫК КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Цели

  1. Обучающая: дать представление о социальной сущности языка; определить место и назначение русского языка в современном мире.

  2. Развивающая: создать условия для формирования умения оперировать терминами при анализе языкового явления.

  3. Воспитательная:

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: беседа, создание эмоционально-нравственных ситуаций.

О б о р у д о в а н и е :

  1. ПК, проектор.

  2. Презентация.

Ход урока

Слайд 1

  1. Организационный этап (5 мин).

  2. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока. Лекция учителя (по ходу лекции обучающиеся записывают основные тезисы и аргументы, развивающие главную мысль) (20 мин).

Мы продолжаем изучать русский язык как науку. Вспомните, как называется эта наука.

(Лингвистика, или языкознание).

Слайд 2

Равнозначны ли данные термины? В чем разница между ними?

Как образовано слово «языкознание»?

(Путем сложения: «знать язык»).

Итак, мы изучаем язык. А что вкладывается в это понятие? Какое это слово – однозначное или многозначное? В каком значении мы употребляем слово «язык» на уроках русского языка?

«Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – М., Азбуковник, 1999).

Слайд 3

Язык – это не только система знаков, но также исторически сложившаяся форма культуры народа. По словам В. Гумбольдта, «язык не есть мертвый часовой механизм, но живое творение, исходящее из самого себя» (Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. – М., 1984). Естественный язык возникает не в результате математического расчета группы «языкотворцев», а в результате многовековых усилий людей, принадлежащих к одной национальной общности, сделать свою речь общепонятной в рамках национального коллектива. Это значит, что любой язык – явление не статичное, а постоянно развивающееся.

Русский язык складывался в течение многих веков. Его словарь и грамматический строй сформировались не сразу. Словарь постепенно включал в себя новые лексические единицы, появление которых диктовалось новыми потребностями общественного развития. Грамматический строй постепенно приспосабливался к более точной и тонкой передаче мысли вслед за развитием национального общественного и научного мышления. Таким образом, потребности культурного развития стали двигателем развития языка, и язык отразил и сохранил историю культурной жизни нации, в том числе те ее этапы, которые уже ушли в прошлое.

О чем это говорит?

(Язык – явление социальное, т.е. общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе).

Благодаря этому язык является для народа уникальным средством сохранения национальной идентичности, самой крупной историко-культурной ценностью.

Таким образом, язык является важной частью национальной культуры в целом.

Наша следующая задача – определить функции языка и функции русского языка.

Слайд 4

Итак, термин «функция» в лингвистике употребляется в нескольких значениях:

1) назначение, роль языка в человеческом обществе

2) назначение, роль единиц языка.

В первом случае говорят о функциях языка, во втором – о функциях языковых единиц (фонем, морфем, слов, предложений).

Функции языка – это проявление его сущности. Исследователи языка не сходятся в вопросе о количестве и характере функций. Язык выполняет много функций (ученые выделяют до 25 функций языка и его единиц), однако основная функция языка, главное его назначение – быть средством общения людей.

К основным функциям языка относят коммуникативную и познавательную (когнитивную).

Слайды 5-6

Главнейшая функция языка – коммуникативная. Язык служит, прежде всего, средством человеческого общения. Мы живем в обществе и общаемся в определенном социуме в определенном пространстве в определенное время.

Коммуникация – общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует для того, чтобы люди могли общаться.

Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила их употребления, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли, иначе говоря, быть компетентным в лингвистическом (языковом) отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке, или, как говорят ученые, коммуникативной ситуации.

Очень важное место в коммуникативной функции занимают собственно коммуникативные умения и навыки – выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта, т.е. умения и навыки речевого общения сообразно коммуникативной ситуации.

Общение людей предполагает определенные знания об окружающей действительности, а одним из универсальных и эффективных средств познания окружающего мира является язык. В этом проявляется познавательная (когнитивная) функция языка.

В значительной степени именно при помощи языка происходит познание, изучение окружающего мира. В словах закрепляются результаты познания мира, поскольку лексическое значение слова опирается на понятие. Тем самым становится возможной передача предшествующего жизненного опыта последующим поколениям через слово. На базе существующих результатов познания, закрепленных в словах, осуществляется дальнейшее познание мира, поэтому язык характеризуют как орудие, инструмент мышления.

Назовите функции русского языка в современном мире.

Слайд 7

Функции русского языка

  1. Русский язык – национальный язык русского народа.

Образование и развитие национального языка – процесс достаточно длительный и сложный. История русского национального языка начинается с 17-го века, когда окончательно сложилась русская нация, его дальнейшее развитие непосредственно связано с развитием истории и культуры русского народа.

Национальный язык включает в себя нормированной литературный язык, различные народные диалекты, просторечные формы языка, профессионализмы. Среди разновидностей русского языка четко выделяется русский литературный язык. Он справедливо считается высшей формой национального языка, т.к. отличается нормированностью речи.

Нормы русского языка – это общепринятое употребление языковых средств, правил, которые определяют образцовое использование языковых средств.

  1. Русский язык – государственный язык РФ и язык межнационального общения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (1993) русский язык является государственным языком РФ на всей ее территории. Одновременно русский язык является государственным или официальным ряда республик, входящих в РФ, наряду с языком коренного населения этих республик.

Знание государственного языка является обязательным для должностных лиц государственных учреждений, именно на нем составляется вся официальная документация.

infourok.ru

Конспект урока русского языка в 10 классе

Заявка

на участие в муниципальном конкурсе методических разработок

«Современный урок»

Фамилия, имя, отчество

Меновщикова Эльвира Анатольевна

Место работы, должность

МАОУ СОШ №3

учитель русского языка и литературы

Педагогический стаж работы

22 года

Квалификационная категория

высшая

Предмет, по которому представляется методическая разработка

Русский язык

Класс, для которого представляется методическая разработка

10 класс

Муниципальное казённое учреждение

«Управление образованием Туринского городского округа»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 им. Ю. А. Гагарина

Методическая разработка

«Современный урок»

Русский язык, 10 класс

Тема урока: «Русский язык в современном мире».

Автор: Меновщикова Эльвира Анатольевна

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

г. Туринск
2017г.

Технологическая карта урока

Наименование предмета: русский язык

Класс: 10

Тема урока: Русский язык в современном мире

Цель: определить роль русского языка в современном мире; составить анкету языка (происхождение, территория изучения и распространения, функции)

Задачи:

-коммуникативная: работа в группах, обмен информацией, развитие навыка устного высказывания на лингвистическую тему;

-общеучебная: отработка навыков поиска информации из разных источников (учебник, сообщение учащегося, лингвистическая карта мира, высказывания известных людей о языке).

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: развивать любовь и уважение к Отечеству, его языку и культуре, осознание языка как части культуры и национального достояния.

Метапредметные:

-Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить связное монологическое высказывание, слушать и слышать других, выступать перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением.

-Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

-Познавательные: извлекать информацию из разных источников (текста презентации, лингвистической карты, сообщения одноклассника, учебника)

Предметные:

На базовом уровне: иметь представление о месте русского языка среди языков индоевропейской семьи (входит в восточнославянскую группу славянских языков), осознавать роль русского языка как государственного и языка межнационального общения для народов России, его международную роль.

На повышенном уровне: осознавать язык как развивающееся и обновляющееся явление; знать о его происхождении и месте в современной системе мировых языков, о причинах и уровне изучаемости в разных странах мира, о его распространённости в мире, о количестве людей, говорящих на русском языке. Изучить лингвистическую карту РФ и увидеть многообразие языков народов России, их принадлежность к разным языковым семьям и группам.

На высоком уровне: составить анкету русского языка (уровень обобщения) и по аналогии — анкету изучаемого иностранного языка.

Используемый УМК:

Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. — М.: Русское слово, 2006.; рабочая программа

Оборудование к уроку: рабочие тетради, учебники, нетбуки с лингвистическими картами мира и презентациями (по1 на парту), раздаточный материал с заданиями для групп, жетоны для оценивания выступлений, презентация к уроку, мультимедиапроектор.

Конструкт урока

Этап урока, продолжи­тельность

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые универсальные учебные действия

1.Оргмомент.

2 мин.

Приветствие, выявление отсутствующих.

Ученики рассаживаются на свои места по группам. ( 4 группы) Запись даты и темы урока.(на доске)

2.Введение в тему урока. Определение цели и задач урока.

5 мин.

На слайде высказывание Н.Гоголя.

«Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы  звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой,  как жизнь, обогащаться ежеминутно,  почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковнобиблейского,  а с другой стороны,  выбирая  меткие названья из бесчисленных  своих наречий…»

Из сочинения «В чем же, наконец, существо русской поэзии» (1846) Н. В. Гоголя (1809—1952). 

Прочитайте высказывание Н. В. Гоголя о языке. Как вы его понимаете? О каких особенностях русского языка говорит писатель?

-Да, действительно, жизнь языка сопоставима с жизнью целого народа. А можно ли его также сравнить с жизнью человека?

— Язык появляется на свет, «растёт», живёт среди людей, обретает своё место в обществе. Как люди, некоторые языки умирают…

Сегодня я предлагаю вам представить жизнь нашего родного русского языка, вспомнить его историю, определить его место, современную роль среди других языков мира.

Для этого вам нужно стать исследователями-культурологами, лингвистами. Вы будете работать в группах, выполнять исследовательские задачи. А общая наша цель – заполнить анкету для русского языка. (анкета на слайде). Вам нужно подумать, как «перевести» её на языковой уровень и заполнить, опираясь на материал урока.

-Что для этого необходимо сделать? Какую информацию вспомнить?

Вслух выразительно читают слова Н. Гоголя, обдумывают их.

Ответы учащихся :

— Язык – это тайна, в нем много непознанного, он беспределен.

— Язык живой, он постоянно обогащается новыми словами, развивается.

— В языке отражается жизнь общества, народа.

— Наверное, можно, потому что язык когда-то появился на свет, затем формировался и развивался постепенно.

Анкета.

1.Ф. И. О.

2.Дата рождения, возраст

3.Место рождения

4.Семья

5.Адрес прописки

6.Место фактического проживания

7.Место работы

8.Должность

Обсуждение в группах анкеты и возникшей проблемы: анкета для человека, а не для языка. Приходят к выводу, что сразу анкету заполнить не могут, многое не понятно. Необходимо вспомнить ранее изученное в 9 классе по этой теме. Нужна новая информация по теме.

Личностные результаты

1. Осознавать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей, уважительно относиться к русскому языку, испытывать гордость за него.

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему: Урок русского языка по теме «Русский язык в современном мире: межнациональном и международном общении»

Тема:             Русский язык в современном мире: в международном и  межнациональном общении.

Цель урока: расширить и углубить общие сведения о русском языке, о его месте среди языков народов мира; дать понятие «мировые языки».

Ход урока

1.Орг. момент

2.Проверка домашнего задания

-каким образом сложился современный русский язык?

-какой диалект выделился в 3 тысячелетии  в индоевропейской языковой системе?

— в какой язык трансформировался этот диалект?

— на какие группы распался праславянский язык?

— когда была создана славянская азбука?

— когда и на основе какого языка сложился современный русский язык?

  • Сочинение «Слово о русском языке»

Русский язык — один из богатейших языков мира, он имеет огромный лексический запас. Я очень люблю свой родной русский язык и считаю очень важным его изучение. Если мы посмотрим вокруг, то увидим много удивительных вещей, созданных умом и руками человека: радио, телефон, компьютер, автомобили, ракеты… Но самое мудрое, что создало человечество, — это язык.

Говорить могут все люди на Земле. Без языка невозможна жизнь как одного человека, так и всего общества, развитие искусства, науки. Значение языка отмечают русские пословицы. Например, «Человеческое слово стрелы острее».

Мне кажется, нет языка красивее и богаче русского. Это подтверждает К.Г. Паустовский: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». И мы должны это всегда помнить. Надо хорошо знать свой язык. Изучение русского языка поможет нам лучше говорить и писать, выбирать самые нужные слова для выражения мысли. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться — учиться упорно и терпеливо.

3.  На доске записаны слова А.Н.Толстого: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) — русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара». Учащиеся читают высказывание А.Н.Толстого.

Вопрос: «Сбылись ли пророческие слова А.Н.Толстого?»

-Какова тема нашего урока?

-Каковы цели?

4.Запись темы и целей урока

5. Чтение истории

Всем понятный
Маленький чукча собирался в Артек. Он спросил отца: « Как же я буду говорить там с грузином? Ведь я же не знаю по-грузински ни слова». « Не беспокойся, — ответил отец,          ты знаешь язык, который понятен грузину».
Маленький грузин тоже собирался в Артек. Он тоже спросил отца: « Как же я буду говорить там с латышом? Ведь я не знаю по-латышски ни слова». И ему ответил отец: « Не
беспокойся, ты знаешь язык, который понятен башкиру».


Вопрос. Как называется этот всем понятный в СНГ язык? ( Русский язык)

Особенность русского национального языка состоит в том, что он является государственным языком в России и служит средством межнационального общения в нашем многонациональном государстве

6.Чтение слов Абая «Слова назидания»

7.Слова учителя

Сегодня русский язык – один из восточнославянских языков наиболее распространённых по количеству говорящих и по количеству стран языков мира, национальный язык русского народа, основной язык международного общения в Центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из рабочих языков ООН. Является самым распространённым языков Европы

.

По данным ученых, в конце XX века в мире в той или иной мере владели русским языком свыше 250 миллионов человек. Русский язык вместе с английским, французским, испанским, китайским, японским является рабочим и официальным языком Организации Объединенных Наций. На нем написаны важнейшие международные договоры и соглашения, он используется на научных конференциях, в которых участвуют ученые разных стран. Русский язык. Мы можем гордиться работами великих людей, написанными на русском языке. Это произведения великой русской литературы, труды ученых, хорошо известных в других странах. Многие изучают русский язык, чтобы читать в оригинале произведения Пушкина, Достоевского, Толстого, Гоголя и других русских писателей.

Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Богатство любого языка определяется, прежде всего, богатством словаря. Словарь В.И.Даля содержит более 200 тысяч слов.

Сообщение

Словарный запас великих мастеров художественного слова: )  Пушкин — более 21тысяч слов;

Есенин — 18 890 слов;

Сервантес — около 17 тысяч слов:

Шекспир — около 15 тысяч слов;

Гоголь — около 10 тысяч слов.

К.Г.Паустовский отмечал, что для всего существующего в природе — воды, воздуха, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Богатство языка.

Комплексный анализ текста.15-17 минут.

 1.Работа с исходным текстом.

Учитель:

Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами М.Горького, «неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей».

2.  Чтение текста учителем. (Приложение 1)

Активное слушание и выполнение задания:

-Найти ключевые слова, в которых, на ваш взгляд, заключена основная мысль текста. (Ключевые слова в тексте подчеркиваются или выделяются)

Беседа по тексту.

            1.О чем говориться в тексте?

            2.Зачем автор написал его?

            3.Определить стиль текста? Обосновать свои ответы (свое мнение).  

3. Давайте  ещё раз прочитаем внимательно текст и определим основную проблему.  

Статья известного языковеда В.Г. Костомарова посвящена не собственно лингвистическим, а социальным проблемам. Задача автора — дать объяснение некоторых явлений и их оценку.

– Определите проблему данного текста. (Сложность выявления проблемы заключается в том, что в тексте может быть затронуто несколько проблем).

Я предлагаю вам несколько проблем, попробуйте  найти те, которые автор поднимает в этом тексте. ( Приложение 2)

  • Засорение языка жаргонными словами – серьезная проблема.
  • Изменение языка и его причины.
  • Меры по преодолению негативных процессов, связанных с использованием языка.
  • Современному человеку безразлично, что он говорит, какие слова использует. 
  • Процессы,  происходящие в современном русском языке.
  • Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык.

«Месиво проблем» — на доске выведены проблемы, ученики должны найти те, которые  истинные.

( Их три.  Но комментировать будем одну!)  Выводятся на доску.

Вот основные проблемы, которые ставит языковед Костомаров в своей статье. Основные проблемы:

  • изменение языка и его причины;
  • процессы,  происходящие в современном русском языке;
  • меры по преодолению негативных процессов, связанных с использованием языка;

Будем говорить о первой проблеме.

— Какая это проблема? Дадим ей определение и аргументируем свой выбор.

( Социальная,  актуальная,   общественно значимая, острая, важная, главная и т.д.).

-Традиционна она или нова?

— Как удалось  автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?

— На что нацелила нас, читателей, данная проблема?

     ( глубоко задуматься…, по-иному посмотреть на …, переосмыслить своё отношение к …, заняться самовоспитанием, испытать потребность в чём-то…)

—    Как характеризует автора выбор данной проблемы? ( Настоящий гражданин своего Отечества,  не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции).

4.Определение позиции автора и способа её выражения.

— Какова же авторская позиция по поднятой им проблеме?

-Для того чтобы выяснить авторскую позицию, обратимся к тексту и найдем те предложения,  которые  её доказывают.   Зачитайте предложения.

Авторская позиция:

1)         язык не может не изменяться, но это изменение должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации языка;

2)        в современном русском языке происходят слишком быстрые и, главное, чаще ненужные изменения;

3)        специальный закон о языке не сможет изменить состояние дела, так как проблема коренится в болезнях общества;

4)        язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе.

Тестовые задания по тексту.

          1.  Какое утверждение соответствует точке зрения автора, выраженной в тексте?

  1. Нужно оберегать язык от каких бы то ни* было изменений и сохранять его таким, каким он был в предшествующую эпоху.
  2. Негативные изменения в обществе ведут к негативным изменениям в языке.
  3. Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык.

2.Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 33-40?

  1. повествование
  2. описание
  3. рассуждение
  4. рассуждение и описание

3.Укажите значение слова ТЩЕТНЫЕ в предложении 23.

  1. бесцельные        3) старательные
  2. безуспешные        4) вредные

4.Из предложений 26—29 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

5. Среди предложений 2—11 найдите сложные, в состав которых входят односоставные безличные предложения. Напишите номера этих сложных предложений. 7,11

6. . «Статья известного языковеда В.Г. посвящена не собственно лингвистическим, а социальным проблемам. Задача автора — дать объяснение некоторых явлений и их оценку. При этом В.Г. Костомаров часто прибегает к вводным словам, выражающим его отношение к проблеме. Важную    роль играют такие приёмы, как   _9__        (например, в предложениях 36—37), _2__        (в предложениях 1—4).

Выразить же авторскую оценку явлений помогают такие лексические средства, как__6__(«сэндвичи»,   «ленчи»,   «дисплеи»   в   предложении   13),__5___(«поносить», «что ни говори», «бог знает что»), риторический вопрос и другие».

Список терминов:

1)        метонимия

2)        сравнение

3)        диалектизмы

4)        ирония

5)        разговорные слова и фразеологизмы

6)        заимствованные слова

7)        литота

8)        риторическое обращение

9)        синтаксический параллелизм

nsportal.ru

Урок по теме «Русский язык в современном мире». (10 класс)

Уровень эмоциональной готовности к уроку

Мотивация учебной деятельности 

Слово учителя.

Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище.

Сегодня мы будем говорить о русском языке, о его роли в современном мире и жизни каждого из нас.

Слушают.

Умение воспринимать информацию.

Работа по теме урока, совершенствование навыков и умений

Координация учебной деятельности учащихся.

1.Работа по тексту учебника.

2. Анализ высказывания.

1.Работа по тексту учебника для 10-11 класса под редакцией Н.Г. Гольцовой. Статья «Слово о русском языке».

Найти информацию, составить устный ответ.

1 группа – Роль русского языка в жизни нашей страны.

2 группа – Происхождение русского языка.

3 группа – Русский язык – мировой язык.

4 группа – Русский язык и диалекты.

5 группа – Русский литературный язык.

6 группа – Формы литературного языка и стили.

2.Кратко проанализируйте высказывания, высказав своё согласие или несогласие, приведите аргументы в защиту своего мнения.

 «Мы должны быть благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, ёмкий, умный язык. В нем самом есть уже элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись». (С.Я.Маршак)

«Язык живет вместе с жизнью народа». (В.Г.Белинский)

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (К.Г.Паустовский)

«Язык видоизменяется с каждым поколением. Прекрасен русский язык, и на нем скажут лучшие мысли о будущем». (Н.Рерих)

Умение работать в группе.

Умение находить, анализировать материал на заданную тему, составлять устное сообщение.

Умение аргументировать свою точку зрения.

Обобщение и систематизация изученного, совершенствование навыков

Творческое задание (10-12 предложений)

Индивидуальная работа. Эссе «Почему русский язык называют великим и могучим?»

Умение конструировать собственный текст по заданной теме.

Подведение итогов, оценивание.

Организация чтения и обсуждение эссе.

Чтение и обсуждение творческих работ.

Умение рецензировать работы.

Домашнее задание

Подготовьте сообщение по теме «Русский язык на постсоветском пространстве» с использованием данных Интернет, СМИ.

infourok.ru

Урок русского языка в 10 классе «Роль языка в жизни общества»

МБОУ Новопавловский УВК

Красноперекопского района Республики Крым

Урок русского языка в 10 классе

Роль языка в жизни общества

(Грамматическая тема для повторения «Синтаксис простого и сложного предложения».

Приготовила и провела урок

Воложанина В.В.,учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 10-м классе.

Тема: «Роль языка в жизни общества»

(Грамматическая тема для повторения

«Синтаксис простого и сложного предложения»)

Цели урока:

-формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

-формирование умений опознавать, анализировать языковые факты, работать с текстом, извлекать необходимую информацию;

-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков в создании устных и письменных высказываний;

-воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний.

Оборудование:Портрет Д.С.Лихачева, книжная выставка (книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном», «Раздумья о России»; книга для учителя «Уроки Лихачева»), плакаты с высказываниями о русском языке, отпечатанный экземпляр текста по Д.С.Лихачеву и тест для каждого ученика; презентация в PowerPoint.

Ход урока

Самая большая ценность народа – его язык,

на котором он пишет, говорит, думает.

Д.С.Лихачев

1. Организационный момент.

2. Сегодня мы поговорим о роли языка в жизни общества.

1) Что такое язык? Какие важные жизненные понятия и ассоциации связаны для вас с языком?

Слайды № 1,№ 2

На государственном уровне огромное значение придается языку. В России 2007 год указом президента В.В.Путина был объявлен Годом русского языка.

Народ немыслим без языка. Народ без языка был бы безумен. Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.

Русский язык — это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык общения 160 народов и национальностей России.

Это один из шести рабочих языков ООН.

Русский язык – это язык великой русской литературы, и поэтому он так популярен в мире. Первые слова в космосе были произнесены на русском языке, это первый язык общения в космосе.

Это язык матери и отца. Через родной язык осуществляется духовная связь поколений.

Слайд № 3

2) Какие высказывания великих людей о русском языке вы знаете?

Слайды № 4,5

3. Еще одно высказывание о русском языке на доске.

Слайд № 1(повтор)

Автор цитаты – Д.С.Лихачев. Вспомним, что мы знаем про этого известного человека.

Сообщение ученика. Краткая справка о Д.С.Лихачеве и реклама книги «Письма о добром и прекрасном».

Слайд № 6,7

Работа с эпиграфом. Как вы понимаете это высказывание?

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает

.

Анализ предложения. Синтаксический разбор.

Какие виды сказуемых встретились в этом предложении?

Какие виды сказуемых вы знаете?

Как называется предложение, в котором есть только один главный член?

Какие виды односоставных предложений вы знаете?

Какие способы связи слов могут быть в словосочетании?

Запишите примеры из предложения.

Согласование: большая ценность;

Управление: ценность народа, пишет на котором;

Примыкание: его язык.

Фонетическая минутка.

В каком слове букв больше, чем звуков: ценность – 8 букв, 6 звуков;

Звуков больше, чем букв: самая – 5б., 6 зв., его – 3 б., 4 зв., язык – 4 б., 5 зв., думает – 6б., 7зв.

Назовите слово, образованное суффиксальным способом:

Ценность – ценный.

5. Работа с текстом.

1) Выразительное чтение.

1Самая большая ценность народа — его язык, на котором он пишет, говорит, думает.

2Думает!

3Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

4Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

5Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.

6Язык человека — точный показатель человеческих качеств, его культуры.

7А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами».

8Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения.

9Это свидетельствует о психологической незащищенности человека, его слабости.

10По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.

11Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

12Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

13Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

14О русском языке как о языке народа писалось много.

15Это один из совершеннейших языков мира, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию.

16Тургенев говорил о русском языке: «… нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». (По Д.С.Лихачеву.)

2) Назовите стиль и тип текста.

3) Сформулируйте проблемы, поставленные автором текста. Запишем тезисы.

Слайд № 8

— Вся жизнь человека проходит через родной язык.

— Язык человека – показатель его культуры.

— Русский язык — один из совершеннейших языков мира.

4) Поработаем над отдельными предложениями (14-16). Подчеркните грамматические основы, назовите вид предложения по составу и тип сказуемого.

О русском языке как о языке народа писалось много. (безличное, простое глагольное сказуемое).

Это один из совершеннейших языков мира, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию. (двусоставное, составное именное).

Тургенев говорил о русском языке: «… нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». (1. двусоставное, простое глагольное, 2. безличное, составное глагольное, 3. двусоставное, составное именное).

6. Тест. Задания с выбором ответа (уровень А)

А 1. В каком слове звуков больше, чем букв

самая

народ

узнать

ценность

А 2. Укажите верную характеристику 7 предложения:

сложное с подчинительной и бессоюзной связью

простое с однородными членами

сложносочиненное

сложноподчиненное

А 3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей сложного 4 предложения:

эмоции, ощущения окрашивают

подталкивают мысль

эмоции, ощущения окрашивают или подталкивают

окрашивают то или подталкивают

А 4.Какие предложения (6 – 10) являются сложными

6, 7

10.

8, 9

7

А 5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова развивавшийсяиз 14 предложения

действительное причастие

прилагательное

страдательное причастие

деепричастие

Задания с кратким ответом (уровень В)

В 1. Из предложения 10 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

В 2.Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание

В 3.В каком предложении (7 -11) есть однородные подлежащие. Напишите номер этого предложения.

В 4. Среди предложений (1-5) найдите предложение, которое связывается с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В 5. Назовите вид сказуемого из 6 предложения

Взаимопроверка

А 1. 1, А 2. 4, А 3. 3, А 4. 4, А 5. 1.

В 1. по-настоящему, В 2. его культуры, В 3. 8, В 4. 3, В 5. составное-именное.

Оценивание:

«5» — 10 правильных ответов,

«4» — 8 — 9,

«3» — 5 — 7.

7. А теперь обсудим домашнее задание.

В тетради записаны тезисы статьи Лихачева. Это и есть проблемы, которые поднимает автор статьи.

Ваша задача — прокомментировать одну из названных проблем.

Это должно быть сочинение-рассуждение. Как строится такое сочинение?

Тезис, доказательства, вывод.

Поделитесь своими мыслями. О чем вы будете писать? Какова роль языка в жизни общества? Для аргументации своих утверждений вы можете использовать цитаты.

Слайд № 9

Приложение.

Для обсуждения представлены 5 слайдов:

1 Язык – важнейшее средство общения, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. «Слово – дело великое, — писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Слово — поступок, и от нас зависит, будет ли этот поступок добрым или злым.

2Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. По тому, как человек говорит, мы можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем сразу определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Уважающий себя человек, добившийся чего-то в жизни, никогда не позволит себе выражаться нецензурно. В таком поведении проявляется неразвитость, ограниченность человека.

В наше время часто приходится сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.

3 Знаете ли вы, что в 17 веке, по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь? В 19 веке матерщинников воспринимали не иначе, как безбожников. А в 21 веке люди используют в своей речи ругательства просто для связи слов, нисколько не стыдясь этого.

4Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать и двух слов, не интересны. Не будем сквернословить и грубо выражаться.

Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны. Необходимо учиться хорошей, грамотной, красивой речи, прислушиваясь, запоминая, читая, изучая.

5Бережно относиться к родной речи – это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражаются национальная история и культура, духовный талант и сила народа. Б.Ахмадуллина пишет: «Единственное мне принадлежащее сокровище – это русская речь. Это русский язык. Лишь этим определяется принадлежность человека к определенному месту земли, которое он величает Родиной».

8. Я думаю, что наш урок прошел с пользой. Спасибо за сотрудничество. Надеюсь, что ваши работы будут отличаться языковой грамотностью и богатством мысли.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *